Из опыта работы
по подготовке
учащихся к ОГЭ
и ЕГЭ по русскому языку
Подготовка к итоговой аттестации – это
всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен,
зависит результат. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется
не
объектом знаний, а умением его применять.
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль
подготовки к экзамену. В систему работы по
подготовке к ОГЭ входят:
— Психологический настрой учащихся;
— Организация информационной работы по
подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;
— Создание методической базы;
— Ресурсы ИКТ (цифровые образовательные
ресурсы, а также Интернет — ресурсы);
— Работа с текстом;
— Создание банка тестовых заданий;
— Дополнительные занятия в системе
подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
— Диагностика уровня подготовки учащихся;
Организация информационной работы по
подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Целесообразно знакомить выпускников с
критериями оценивания ГИА.
Знание данных критериев позволяет избежать
ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает
ученику объективно оценивать собственную работу.
В процессе подготовки можно предложить
учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой
работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить
внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те
требования, которые к нему
предъявляются.
Работа с текстом Более сложной
задачей, чем обучение работе с тестом, является формирование комплекса умений
на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста. Этому
способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках
литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование,
составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся,
систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми
навыками.
Требования
к написанию сочинения и критерии оценивания его в 2019 году значительно изменились. Предлагаю
рекомендации по написанию сочинения в свете данных изменений.
1.С
чего начать?
Внимательно
читаем текст.
Сочинение
пишется по тексту. Теперь не нужно приводить
аргументы из литературы и жизненного опыта. Поэтому начинаете, ребята, с внимательного
прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз,
художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот
материал, который будете использовать при анализе.
Пример.
Предлагаю
текст для сочинения. Обратите внимание, какие фразы, слова я в нём выделила.
(1)Было мне тогда всего девять лет от роду.
(2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо
почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от
испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.(4)Это был Марей
– наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною
проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти
никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с
крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики
казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил
кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился
одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.−
(8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.(9)Он вскинул голову и невольно
огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.− (10)Что ты, какой волк,
померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня.
(12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был
очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и
тревожась за меня.− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. –
(15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!
(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.
− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.
(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется,
это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным
ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих
губ.
− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою
и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!
(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка
померещился.
− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко
смотря на него.
− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя
волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне
улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам
перекрестился.
(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел
мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я
был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё
точно так же ласково улыбается.
(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя,
здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного
мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно,
всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как
бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху,
какимглубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце
грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в
нём.
(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся
кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных
каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая
ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица.
(35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий
свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же
не могу заглянуть в его сердце.
(по Ф.М. Достоевскому*)
*Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,
мыслитель.
Итак, текст
прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.
2.Определяем
проблему текста, пишем вступление.
Приступаем
к самой важной части сочинения – определяем проблему. Если
неверно будет указана одна из проблем, по которой вы будете писать сочинение,
то такая работа НЕ будет засчитана.
Вспомним,
что проблема текста – это то, над чем размышляет автор, что
его волнует; это вопрос, понять ответ на который пытается автор.
В
данном случае речь идёт об оценке человека, о его восприятии другими
людьми. Как нужно оценивать людей? Всегда ли по внешности можно верно понять
человека?
Определили
проблему, начинаем писать вступление.
Человеку свойственно желание понять других. Как это
сделать, как не ошибиться? Должно ли складываться восприятие окружающих
только по внешности, по первому впечатлению, или важно почувствовать
внутренний мир человека, его душу? Именно над этим размышляет Ф.М.
Достоевский, поднимая проблему оценки личности.
3.Следующий
этап сочинения – комментарий проблемы.
Комментарий
к сформулированной проблеме исходного текста.
За
него можно получить 5 баллов.
План данной
части сочинения:
- Первый аргумент из
текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия. - Второй аргумент из
текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия. - Определение смысловой
связи данных примеров для раскрытия проблемы текста.
Категорически
запрещено:
- просто
пересказывать текст, не анализируя его. - использовать
в анализе большое количество цитат.
В
критериях чётко указано, что если сочинение представляет собой пересказ текста
без анализа, то оно оценивается 0 баллов.
Если пересказа
слишком много, но в то же время экзаменуемый приводит свои размышления над
прочитанным, то при подсчёте слов учитываются только эти размышления.
Сочинение, в котором менее 70 слов, не засчитывается.
Необходимо
выделить эти два аргумента. Постарайтесь подобрать примеры, с
разной точки зрения освещающие проблему.
В
нашем тексте можно чётко определить, что 1-ый аргумент будет
подтверждать то, что ребёнок судил крепостных только по внешности, а 2-ой –
как изменилось его отношение к крепостным, а позже к каторжникам, вообще к
людям с трудной судьбой и неприглядной внешностью.
Приведя два
противоположных по смыслу аргумента, вам будет легко определить ихсмысловую
связь, ведь оба они, но с разных точек зрения более полно
раскрывают проблему.
Пример.
Размышляя над проблемой, автор вспоминает эпизод из своего
детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал, как внешность
может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому
характеру.Ребёнок мало общался с крепостными. Они всегда казались ему «опасными,
разбойными людьми». Их «грубые» лица, «узловатые» руки
отталкивали мальчика.Он считал этих людей «чужими». Автор
подчёркивает, что до определённого момента мальчик оценивал крепостных лишь
по внешности, по тому, какими он их видел, ведь знал он о них немного.
Однако один случай полностью изменил взгляды ребёнка. В минуту
опасности, когда ему почудилось, что за ним бежал волк, он вынужден был
искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот
мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с
материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор
повторяет эти слова — «материнская улыбка», чтобы
подчернуть, как нежен был Марей, каким «глубоким и просвещённым
человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного
человека и какая тонкая нежность таилась в нём», как до глубины души
тронула мальчика его забота. Спокойно стало на душе ребёнка, открывшего для
себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа человека, доброго,
сочувствующего. Отношение к людям у него стало иным.Будучи на каторге, уже
известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному смотрит на каторжан,
окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу.
Оба эпизода с разных сторон раскрывают проблему, поднятую
автором. Изменение в отношениях к людям, которое произошло в душе мальчика, —
это важный момент в его жизни, познание того, что человек ценится по его
душевным качествам, по отношению к людям, доброте и внимательности, с которой
он относится к людям. Внешность может быть очень неприглядной в силу
жизненных обстоятельств.
4.Отражение
позиции автора исходного текста. 1
балл.
Позиция
автора – это его ответ на решение проблемы, поднятой в тексте.
Однако
он не только высказывает свою точку зрения, а ставит для себя более важную цель
– донести это до читателей, взволновать души людей, привлечь их внимание к
проблеме, даже призвать к каким-то определённым действиям.
Поэтому
лучше, если данная часть сочинения будет строиться по плану:
- автор
считает, что… - автор
хочет, чтобы…; автор стремится к тому, чтобы…
Пример.
Позиция автора выражена чётко: он считает, что
оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь разглядеть
душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть…в
сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы
видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности,
которая почему-то не понравилась.
5.Отношение
к позиции автора по проблеме исходного текста. 1
балл.
В
данной части работы необходимо выразить своё согласие или несогласие с позицией
автора и обосновать свою точку зрения.
Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, умение
понимать людей, ценить их по делам и поступкам, видеть лучшее в каждом – это
очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и
трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней.
Пример.
6.Заключение.
Необходимо
подвести итог, отметить важность проблемы, если возможно, предложить своё видение
решения проблемы.
Таким образом, Ф.М. Достоевский поднял одну из актуальных
проблем любого времени – проблему оценивания человека, умения видеть лучшее в
каждом, не отворачиваться только потому, что внешне человек может вызывать
отрицательные эмоции. Вспомним известную пословицу: «Встречают по одёжке, а
провожают по уму». Доброта, милосердие, внимательность, сострадание и многие
другие качества личности всегда найдут отклик в сердцах людей. И неважно,
красив человек или нет. Душа, внутренний мир, открытое сердце – вот что
привлекает нас в людях.
Пример.
Таковы
рекомендации по содержанию сочинения.
Изменения
в сочинении
Наиболее
существенное изменение в сочинении — из критериев оценки убрали требования к
количеству и качеству аргументов из литературы и жизненного опыта. Приводит их
всё равно придётся, чтобы обосновать отношение к точке зрения автора, но
следить за ними будут менее строго.
Критерии,
на которые необходимо обратить особое внимание
Обязательно
нужно обратить внимание на критерий К1 «Формулировка проблем исходного текста».
Крайне важно верно сформулировать одну из проблем, поставленных автором. Если
проблема сформулирована неверно, то по всем критериям блока «Содержание
сочинения» (К1-К4) выставляется 0 баллов из 8.
Стоит
также помнить о К11 «Соблюдение этических норм»: не следует излишне
эмоционально и резко выражать негативное отношение к позиции автора, а также
использовать фразы, которые могут оскорбить чувства проверяющего.
Традиционно
трудности у учащихся вызывают критерии, требующие соблюдения языковых и речевых
норм (К9 и К10). Здесь работать можно только над общим уровнем владения русским
языком и быть внимательным при написании сочинения.
Структура
сочинения
Татьяна
Игоревна Семенищева, преподаватель русского языка курсов ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре
TwoStu рекомендует соблюдать следующую структуру при написании сочинения:
1.
Формулировка одной из проблем, поставленных автором текста.
2.
Комментарий:
- первый
пример-иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы; - второй
пример-иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы.
3.
Позиция автора.
4.
Отношение к позиции автора (согласие или несогласие) и обоснование своего
мнения.
5.
Заключение.
План
написания сочинения
- С чего начать?
После
первого прочтения выделите главную мысль текста. Для этого подумайте, о чём
размышляет автор и к какому выводу он приходит.
При
втором прочтении проанализируйте поступки героев и отметьте яркие эпизоды,
которые иллюстрируют проблематику текста.
Ваше
внимание также должны привлечь: повтор одних и тех же слов, использование
большого количества восклицательных предложений, вопросно-ответная форма
изложения.
- Как правильно определить проблему?
Автор
может затронуть широкий круг проблем, но вам необходимо выделить центральные,
те, над которыми он размышляет на протяжении всего текста. Обозначив ряд
проблем из текста, выберите одну из них для написания сочинения. Выбирайте ту,
о которой вы готовы размышлять и для которой можете обсновать свою позицию.
Сформулировать
проблему можно в форме риторического вопроса: «Что такое счастье? Как человек
должен относиться к природе?» или в форме утвердительного предложения: «Автор
поднимает проблему дружбы, ответственности, милосердия».
- Как написать комментарий к проблеме?
После
формулирования темы, необходимо прокомментировать её, опираясь на исходный
текст. Помните, мы подчеркнули яркие эпизоды и языковые особенности? Именно они
пригодятся в комментарии.
В
нём вы должны объяснить, как автор раскрывает проблему, какие приёмы для этого
использует.
Пример-иллюстрация
— это информация из текста, связанная с поставленной проблемой и
сопровождающаяся комментариями экзаменуемого. Таким образом, вам нужно привести
пример из текста и дать ему оценку: рассказать, о поступках героев, объяснить,
как работает та или иная языковая особенность для раскрытия проблемы.
- Как правильно обозначить смысловую связь между
примерами?
Приводя
примеры нужно указать на то, как они соотносятся между собой.
Они
могут быть:
- сопоставлены
— подтверждают одну и ту же мысль; - противопоставлены
— демонстрирую противоположные точки зрения.
Можно
также сравнить две ситуации по определённому критерию, важному для раскрытия
проблемы.
- Как не исказить позицию автора?
Позиция
автора — это его точка зрения на проблему. Её нужно не придумать, а найти.
Вспомните
о тех фразах, которые вы подчеркнули при повторном чтении текста, они могут
помочь сформулировать авторскую позицию.
Чтобы
передать мысль автора, можно использовать фразу «мысль автора выражена
следующими словами…» или косвенную речь «автор считает, что…».
- Как правильно обозначить свою позицию?
Необходимо
выразить своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Мы можем
либо согласиться с автором, либо частично или полностью не согласиться.
Несмотря
на то что в сочинении теперь не требуются аргументы, экзаменуемому нужно
обосновать своё мнение (см. К4), а значит привлечь факты, связанные с
поставленной проблемой. Это могут быть примеры из научной, публицистической и
художественной литературы, а также из личного опыта, новостных сводок и даже
рассказов знакомых.
- Как стоит завершить текст?
В
заключении необходимо подытожить размышления над обозначенной проблемой.
Не
стоит сводить финал к повторению позиции автора или вашего отношения к
проблеме. Нужно обобщить информацию, содержащуюся в сочинении, сделать вывод из
написанного текста. В заключении можно также дать оценку сказанному, высказать
предположение, призвать читателя к действию.
Стоит
ли использовать фразы-клише?
Использование
фраз-клише в сочинении желательно, так как они помогают связать текст и
выдержать его логическую структуру (критерий К5), а также помогают проверяющему
воспринимать текст.
Фразы-клише
достаточно разнообразны. Можно выделить несколько группы клише по принадлежности
к той или иной структурной части сочинения. Приведём список таких фраз-клише:
1.
Проблема
- В
центре внимания автора текста находится проблема… Эта проблема актуальна и
сегодня. - В
приведённом тексте автор размышляет над проблемой … - Автор
текста <инициалы и фамилия автора> не случайно обратился к теме…
Проблема, о которой он рассуждает, интересует и меня не только как
читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего
поколения. - Автор
принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие
проблемы, одной из которых является… - Что
такое …? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.
2.
Комментарий
- На
примере случая из жизни <главного героя> автор показывает… - Не
случайно писатель обращает наше внимание на… - Для
того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает о письмах
<здесь может быть любая другая деталь>, которые… - Полнее
раскрыть данную проблему поможет притча/сказка/история, которую
рассказывает нам автор. В ней… - Для
того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует
<метафоры, просторечную лексику, риторические вопросы и другие средства
художественной выразительности>. Это позволяет ему показать…
3.
Позиция автора
- Автор
считает/утверждает, что… <позиция автора>. - Автор
стремится донести до читателя мысль о том, что… (мысль автора). - Автор
убеждает нас в том, что… <позиция автора>. - Позиция
автора такова: <цитата из текста>. - Позиция
автора наиболее полно отражается в следующей фразе/в следующих словах:
<цитата из текста>. - Позиция
автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: <цитата из
текста>.
4.
Отношение к позиции автора
1)
Согласие:
- Я
согласен с автором данного текста в том, что… - Я
разделяю точку зрения автора и также убеждён, что… - Я
считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что… - Нельзя
не согласиться с автором текста в том, что … - Автор
помог мне увидеть проблему … с другой стороны.
2)
Несогласие (полное или частичное):
- Текст
писателя <ФИО> произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной
стороны <выразить согласие> … , но с другой <своё мнение>… - В
целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем,
что <позиция автора>… Постараюсь обосновать свою точку зрения.
5.
Заключение
1)
Обобщить размышления, изложенные в сочинении:
- В
заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:…
2)
Дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение:
- Всё
вышесказанное позволяет сделать вывод:…
3)
Сделать прогноз, высказать предположение:
- Хочется
верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и
постараются…
4)
Призвать читателя к действию:
- В
заключение хочу подчеркнуть, что… Об этом нужно помнить каждому из нас…
Пример
шаблона сочинения
Шаблон
сочинения можно составить из фраз-клише, например:
Что
такое…? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.
Для
того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает нам о письмах
<здесь может быть любая другая деталь>, которые…
Для
того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует
<метафоры, просторечную лексику, риторические вопросы и другие средства
художественной выразительности>. Это позволяет ему показать …
Обе
приведённые иллюстрации из текста заставляют нас думать, что …
Позиция
автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: <цитата из
текста>.
Я
разделяю точку зрения автора и также убеждён, что <привести факт,
подтверждающий ваше мнение>…
Хочется
верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и
постараются…
Мы
собрали всё важное, что нужно знать о написании сочинения в ЕГЭ-2019 по
русскому языку. Если вам не удаются тексты, вы не можете справиться с
повторяющимися ошибками, не уверены в своих силах, советуем дополнительно
позаниматься с преподавателями по русскому языку.
предлагают
подготовку к ЕГЭ в паре, что дешевле, чем заниматься с репетитором, но не менее
эффективно.
О
чём ещё вы хотели бы узнать? Пишите в комментариях.
Шаблон для написания сочинения
по русскому языку ЕГЭ 2019.
Вступление |
Сочинение можно |
|
Формулировка проблемы (Проблема – вопрос, |
В виде вопроса, после которого Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, Этой сложной проблеме |
Сочетанием слова проблема с именем существительным, В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме В тексте И.И. Иванова |
Первый пример-иллюстрация |
||
Комментарий — это рассуждения, пояснительные замечания по поводу |
Публицистический текст Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата» Автор разделяет мнение (кого)… Публицист спорит (с кем)… Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… Особого внимания |
Художественный текст (если повествование ведётся от первого лица (я), слово автор В центре внимания автора случай… Писатель изображает (кого – что)… Герой говорит: «Цитата». Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя. Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… Симпатии автора на |
Пояснение примера |
||
Публицистический текст Писатель хочет сказать, что… Этот пример показывает, что… Смысл этого высказывания в том, что… Эти слова убедительно доказывают, что… Я думаю, этим примером автор хотел показать… Приведённые |
Художественный текст Автор не случайно обращает наше внимание на… Поступок героя показывает, что… Слова (мысли) героя позволяют понять…. Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому Эти события автор |
|
Смысловая связь между примерами |
||
Противопоставление: Уступка: Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой |
||
Второй пример-иллюстрация и пояснение примера |
||
Позиция |
Публицистический текст Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и Иванов И.И. убеждён: «Цитата». Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно Иванов И.И. подводит |
Художественный текст Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно Позиция Иванова И.И. относительно поднятой проблемы становится Писатель прямо не |
Отношение |
Для выражения своего мнения: 1)Я разделяю(не разделяю) точку зрения на проблему… 2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на 3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что… 4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что… 5) Мне близка позиция автора тем, что… Для аргументации собственной позиции: 1) Как часто приходится сталкиваться с … 2)разве не стали обычными (нормами жизни)такие явления, как…? 3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за 4) К сожалению, |
|
Вывод |
Таким образом, автор текста убеждает нас в том, что… Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что… Автор хочет, чтобы… |
А
мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый
пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом. Потому что на
наших глазах окрасилась кровью родная земля. Потому что в городе, в котором я
прожил короткие детские годы, теперь были фашисты. Потому что моя бабушка, мои
тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны. Потому что мы каждый
день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных
советских людей. Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел
из окружения. Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на
фронт. Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал,
что он принёс в своей сумке? Потому что я видел и слышал, как бились головой о
стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей. Нет ничего
трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой. В войну научились
мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта
домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из
которых навсегда уйдёт печаль. (По В. Санину)
Сочинение
Вступление
«Какие
бы ни были высокие наши устремления, война все равно оставалась для нас
человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня…» — писал К.
Симонов. В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём
тексте Владимир Маркович Санин.
Первый пример
Автор
вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о
сокровенной мечте миллионов советских людей – мечте об окончании войны: «Тем,
кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не
понять».
Пояснение к первому
примеру
Действительно,
никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий,
которые пережили люди военного поколения.
Связь между примерами
Однако
долг писателя, свидетеля событий войны, — рассказать читателям об этом страшном
времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда врезалось ему в
память.
Второй пример
Перед
нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты
с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей
и сыновей…
Пояснение ко второму
примеру
И
мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе,
мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей,
которых коснулась война.
Позиция автора
Так
автор убеждает нас в том, что война — это страшная трагедия, потому что
приносит с собой смерть, разруху, голод, физическую и душевную боль,
невыносимые страдания.
Моя позиция
Трудно
не согласиться с автором текста в том, что война – это страшно. Она приносит
невыносимые страдания не только защитникам, но и обычным людям. Примером этому
является всем известная блокада Ленинграда. Тяжело осознавать число людей,
погибших в это время. По разным данным, количество смертей колеблется от
трехсот тысяч до полутора миллионов, что заставляет поистине ужаснуться
бременем войны.
Вывод
Таким
образом, каждый человек должен осознать бессмысленность и безумность войны.
Именно от понимания этого людьми зависит, будут ли в дальнейшем продолжаться
войны или нет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование консультаций «Подготовка к
ЕГЭ по русскому языку » предназначено для учащихся 11 класса и рассчитано
на 34 часа.
Данное планирование учитывает специфику КИМов и носит итоговый
характер. Содержание планирования опирается на знания, умения и навыки учащихся
старших классов, сформированные в основной школе. Содержание предполагает
расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование
практических навыков выполнения заданий на ЕГЭ. Актуальность выбора данного
планирования обусловлена тем, что форма итоговой аттестации – единый
государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит
– своей методики подготовки. Работа с заданиями требует постоянного, активного,
дифференцированного тренинга.
Данное планирование учитывает изменения, внесенные в КИМы ЕГЭ в
ДЕМО-версии 2019 года: изменения и расширения правил в заданиях по орфографии,
пунктуации (задание 21), изменения в плане написания сочинения (задание 27).
Планирование составлено также с учетом индивидуальных особенностей
класса.
Цель планирования – совершенствование приобретенных учащимися
знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции,
развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников,
воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников
к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном
уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и
коммуникативных задач на ЕГЭ.
Задачи:
- изучение
нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по
русскому языку; - овладение
основными нормами литературного языка; - дифференциация
освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися
с разным уровнем языковой подготовки (средний и низкий уровень); - обучение
старшеклассников осознанному выбору правильных ответов заданий; - обучение
анализу текста, его интерпретации; - совершенствование
лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С
экзаменационной работы.
Планирование рассчитано на 1 год обучения: 11 класс –
34 часа (1 час в неделю).
Формы изучения: групповая и индивидуальная; работа с
нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и
текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат
самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач,
решение заданий по типу ЕГЭ на заданное время, написание сочинений в соответствии
с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, ВШТ, репетиционный
ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Планирование составлено таким образом, чтобы большую часть знаний,
навыков и умений воспитанник получал в результате практической деятельности..
Практические занятия — анализ текстов, работа со схемами, составление плана,
конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор
материала, написание фрагментов сочинений.
Техническую оснащённость обеспечивают мультимедийный проектор,
компьютер.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, схемы, тексты и тесты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
«Подготовка к ЕГЭ по русскому
языку» 11 класс (34 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
К-во час. |
Дата проведения |
1. |
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению |
1 |
|
2 |
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари |
1 |
|
3. |
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их |
1 |
|
4. |
Грамматические нормы, словообразовательные, морфологические, |
1 |
|
5. |
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов |
1 |
|
6. |
Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, |
1 |
|
7. |
Морфология. Средства связи предложений в тексте. |
1 |
|
8. |
Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая |
1 |
|
9. |
Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. |
1 |
|
10. |
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не |
1 |
|
11. |
Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: |
1 |
|
12. |
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и |
1 |
|
13. |
–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание |
1 |
|
14. |
Слитное и раздельное написание не с |
1 |
|
15. |
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. |
1 |
|
16. |
Пунктуация в сложных предложениях. Сложное предложение с разными |
1 |
|
17. |
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная |
1 |
|
18. |
Средства связи предложений в тексте. ВШТ (округ). |
1 |
|
19. |
Основная и дополнительная информация микротекста. |
1 |
|
20. |
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Повествование. |
1 |
|
21. |
Предупреждение ошибок при определении типов речи. РОКО |
1 |
|
22. |
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение |
1 |
|
23. |
Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные |
1 |
|
24. |
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. |
1 |
|
25. |
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. |
1 |
|
26. |
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной |
1 |
|
27. |
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий |
1 |
|
28. |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. в комментарий примеров-иллюстраций. Пояснение значения каждого |
1 |
|
29. |
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Анализ |
1 |
|
30. |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность |
1 |
|
31. |
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении |
1 |
|
32. |
Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, |
1 |
|
33. |
Требования к точности и выразительности речи экзаменационной |
1 |
|
34. |
Требования к точности и выразительности речи экзаменационной |
1 |
Список рекомендуемой
учебно-методической литературы.
1. Гольцова
Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2013.
2. Гольцова
Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО
«ТИД «Русское слово – РС», 2013.
3. Егораева
Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.:
Издательство «Экзамен», 2013.
4. ЕГЭ.
Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред.
И.П.Цыбулько. – М. : Издательство «Национальное образование», 2018. – (егэ. Фипи
– Школе).
5. Малюшкин
А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс — М.: ТП Сфера,
2013
6. Малюшкин
А.Б., Иконницкая Л.Н.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому
языку.: — М.: ТП Сфера, 2014.
7. Пучкова
Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен»,
2013.
8. Секреты
хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
9. Сенина
Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2013: учебно-методическое пособие. –
Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
10. Сенина
Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной
подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
11. Сенина
Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С. 10-11
классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
12. Учебные
пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
13. Шклярова
Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов.
Готовимся к ЕГЭ. – М.: Грамотей, 2015.
Цель урока:
Познакомить учащихся с типами речевых
ошибок и дать тренировочные упражнения на их
исправление.
Технологии:
- Компьютерная технология.
- Технологии деловой игры: лекция вдвоем,
лекция-визуализация, лекция-провокация.
Формируемые компетенции:
- Умение слушать.
- Способность компьютерной презентации.
- Способность применять знания на практике.
- Способность переносить знания в реальность.
Оборудование урока:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран.
4. Пакет материалов к уроку у каждого
ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”,
упражнения на закрепление изученного материала,
индивидуальные карточки для домашнего задания.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
- Компьютерная презентация по теме урока с
исправлением речевых ошибок в приводимых
примерах. - Устные тренировочные упражнения по исправлению
речевых ошибок. - Письменные упражнения на закрепление
полученных знаний. - Итоги урока.
- Домашнее задание.
1. Вступительное слово учителя.
Вспомните предыдущий урок и назовите
основные признаки хорошей речи.
Все ошибки в письменной речи
распадаются на несколько групп: фактические,
логические, речевые.
Речевые ошибки нарушают правильность
речи, ее точность, выразительность, чистоту,
образность.
2. Презентация “Речевые ошибки”.
Презентация выполнена и
прокомментирована ученицей с коллективным
исправлением речевых ошибок в приведенных
примерах. (Презентация и памятки для учащихся
прилагаются)
3. Устные тренировочные упражнения по
исправлению речевых ошибок.
(Ученикам материал предлагается в виде
компьютерной презентации, ошибки исправляются
устно с коллективным обсуждением вариантов
исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а
остальные предложить учащимся выполнить
письменно самостоятельно с последующей
проверкой)
I. Употребление слова в несвойственном
ему значении.
1. Он упал навзничь (ничком)
и уткнулся лицом в землю.
2. Он пристально (внимательно)
слушал мой рассказ.
3. Памятник поражает нас своими
причудливыми габаритами (размерами).
II. Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой и суффиксом.
- В таких случаях я взглядываю (заглядываю)
в “Орфографический словарь”. - Соперники ревностно (ревниво)
относились к успехам друг друга. - Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо)
выполнять приказание. - Сначала о Манилове складывается двойное
(двойственное) впечатление.
III. Неразличение синонимичных слов.
- Имя этого поэта знакомо (известно) во
многих странах. - Теперь в нашей печати отводится значительное пространство
(место) рекламе, и это нам не импонирует
(нравится).
IV. Употребление слов иной стилевой
окраски.
1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы
(расположены) очень удачно.
2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного
(прекрасного) вальса.
3. В преддверии собрания нам нужно
приготовить все необходимые бумажки (документы,
бумаги).
4. Ввиду отсутствия красной
розы сердце принца будет разбито.
ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель
В.Солоухин не принимал названия Дворец
бракосочетания; это “…все равно, — считал он,
— что к нитке жемчуга на женской шее прицепить
канцелярскую булавку”.
V. Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.
- Этому, безусловно, талантливому писателю
М.Зощенко палец в рот не клади, а
дай только посмешить читателя. - Сизифовым трудом (напрасным трудом)
было начать постройку дома в этом месте: через
два года здесь будет водохранилище. - Солнце светило во всю Ивановскую.
ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно
заменил компонент устойчивого словосочетания кричать
во всю Ивановскую, обновив фразеологизм и
сделав речь более выразительной.
VI. Неоправданное употребление просторечных и
диалектных слов.
- На пришкольном участке мы посадили капусту,
морковь, бураки (свеклу). - Не могла и не схотела (захотела)
Катерина жить в “темном царстве”. - Неожиданно на подмогу (помощь)
Чичикову пришел капитан-исправник.
VII. Нарушение лексической сочетаемости.
- Родилась (Сохраняется) традиция широко
праздновать День города. (Традиция — это обычай,
установившийся порядок, унаследованный от
предшествующих поколений; традиция родиться не
может: она может сохраняться, быть
унаследованной.) - Уже будучи преклонным человеком (человеком
преклонного возраста), писатель создал один
из лучших своих романов. - Помещики присваивали львиную часть (львиную
долю) доходов крестьян.
VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от
греческого “излишество”).
- Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию,
свою биографию). - Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию).
Ностальгия в переводе с греческого – это тоска
по родине. - Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы
подарили им памятные сувениры (сувениры).
Сувенир – это подарок, сделанный на память. - Мы дорожим каждой минутой времени (минутой).
Минута – единица времени.
IX. Употребление рядом или близко
однокоренных слов (тавтология – от греческого
“то же самое слово”).
1. Этот необыкновенный случай
случился (произошел) со мной в молодости.
2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел
(отразил) свои впечатления о русской
деревне.
3. Поэтически описывает поэт
(А.С.Пушкин) наш город.
X. Неоправданное повторение слов.
1. Павел упорно работает над задуманной
книгой. Наконец, три главы книги
написаны. Он посылает эти главы книги
своим друзьям.
2. Недавно я прочитала одну книгу.
Эта книга называется “Молодая гвардия”.
В этой
книге рассказывается…
XI. Бедность и однообразие синтаксических
конструкций.
1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник
был грубо заштопан. Сапоги были почти новые.
Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в
прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на
нем были почти новые, а носки изъедены молью.)
2. Павел упорно работает над задуманной
книгой. Наконец, три главы книги
написаны.
Он посылает эти главы книги
своим друзьям. (Павел упорно работает над
задуманной книгой и, когда он заканчивает три
главы ее, посылает их своим друзьям.)
XII. Неудачное употребление местоимений.
1. Я вынула книгу из сумки и положила ее
(книгу или сумку?) на стол.
2 После своего (совершенного)
убийства им овладевает страх.
4. Письменные упражнения на закрепление
полученных знаний.
(Упражнения в распечатанном виде лежат на парте
у каждого ученика. Первое упражнение выполняют
на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные
упражнения выполняются всеми самостоятельно с
последующей проверкой)
Упражнение № 1
Перепишите, вставляя вместо точек нужные по
смыслу слова.
1. Смеяться … смехом. Перенести …
болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь …
намерения. Обладать … характером (скрытый,
скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный,
искусный). 4. … женщина. … слово (обидный,
обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры
против нарушителей дисциплины (эффектный,
эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений.
Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться
человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть …
(невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев
рассказал о трагической судьбе … Герасима.
Троекуров был жестоким … (крепостник,
крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В
пьесе выведен отрицательный … (персонаж,
персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть,
надеть).
Упражнение № 2
Прочитайте и найдите речевые ошибки.
Перепишите, внося необходимые исправления.
1. Друзья, попробуем оглянуться в
будущее. 2. Через весь роман проходит фабула
патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология –
завлекательная наука. 4. С первого момента он
может показаться даже очень прекрасным
человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и
известие о приезде настоящего ревизора приводят
чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного
возмущения относиться к разным Чичиковым,
Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает
вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве
поэзии.
Упражнение № 3
Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки
допущены, исправьте и перепишите.
1. Повесть написана калорийным языком.
2. Среди соучастников соревнований было много
молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была
применена новая, более эффектная технология. 4.
Большое значение в романе играют женские образы.
5. Критики оказали высокую оценку новым стихам
поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит
заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро
сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.
Упражнение № 4
Перепишите, исправляя речевые ошибки и
распределяя предложения по трем типам:
употребление слов иной стилевой окраски,
тавтология, плеоназм.
1. По вечерам крестьяне отправляются в
очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес
ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне
наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось
так, что именно как раз в эти дни открылась
выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее
вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне
молодые патриоты организовали подпольную
организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка,
задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им
овладела ностальгия по родине.
5. Итоги урока.
Полученные сегодня знания очень важны
для вас в жизни, а не только при написании
сочинения. Любая неправильность затрудняет
понимание и мешает вашему общению.
6. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания учащимся
предлагаются индивидуальные карточки с их
речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по
развитию речи. Задание: классифицировать
допущенные речевые ошибки и исправить их.
Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б”
Халилуллиной Алины):
- Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями
проблему умения общаться. В этом тексте автор
сравнивает умение общаться русского и
иностранца. - А русский человек, как показывает Гоголь, к
начальству проявляет свое угодничество, если
кто-то выше него по чину, он ему угождает во
всем… - Позиция автора состоит в том, что человек не
должен быть чинопочитателем, не должен
проявлять высокомерие, а должен всегда
помнить о человеческом достоинстве. - Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь
относиться к людям так, как они такового
заслуживают.
Приложение 1
Приложение 2
Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог
Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.
Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?
Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.
Виды речевых ошибок
Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.
Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.
Виды речевых ошибок:
Примеры и причины возникновения речевых ошибок
С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.
Произносительные ошибки
Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:
Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).
Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».
Лексические ошибки
Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.
Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:
- Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
- Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).
Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.
Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».
Фразеологические ошибки
Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:
- Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
- Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
- Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
- Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
- Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».
Морфологические ошибки
Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.
- Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
- Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
- Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
- Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
- Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».
Орфографические ошибки
Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».
Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.
Стилистические ошибки
Этой теме мы посвятили отдельный материал.
Пути исправления и предупреждения речевых ошибок
Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:
- Чтение художественной литературы.
- Посещение театров, музеев, выставок.
- Общение с образованными людьми.
- Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.
Онлайн-курс «Русский язык»
Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.
Подробнее Купить сейчас
Источники
- Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
- Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
- Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
- Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.
Отзывы и комментарии
А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.
Содержание
- 1 Что такое речевая ошибка
- 1.1 Лексико-стилистические ошибки
- 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
- 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
- 2 Причины речевых ошибок
- 3 Как избежать ошибок в речи
- 4 Так ли важно соблюдать культуру речи
Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.
Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.
О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Так ли важно соблюдать культуру речи
Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.
Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.
Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂
7.
Речевые ошибки, их диагностика и
исправление.
К
числу речевых ошибок
относится неудачно выбранное слово,
неправильно построенное предложение,
искаженная морфологическая форма. В
начальных классах работа над подобными
ошибками затруднена почти полным
отсутствием теоретической основы: те
краткие грамматические сведения, которые
предусмотрены программой начальных
классов, совершенно недостаточны для
исправления и предупреждения речевых
ошибок. Речевые ошибки делятся на
лексико-стилистические, морфолого-стилистические
и синтаксико-стилистические.
На
первом месте по частоте стоят
лексико-стилистические
ошибки.
1.
Повторение
одних и тех же слов:
У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка.
Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет.
Причины
ошибки — во-первых, малый объем внимания
учащегося: он забыл, что только что
употребил слово, и выбирает его снова.
Во-вторых
— бедность словаря: у пишущего или
говорящего нет достаточного выбора, он
не владеет синонимией, не умеет
пользоваться местоимениями для замены
повторяющихся слов.
2.
Употребление
слова в неточном или несвойственном
ему значении
в результате непонимания значения слова
или его оттенков. Примеры: В тот день
была оттепель, было 10 градусов мороза.
Ошибки
такого типа — следствие невысокого
общего речевого развития, недостаточной
начитанности, бедности словаря.
3.
Нарушение
общепринятой сочетаемости слов:
Вышел красный молодец на бой со Змеем
(добрый молодец и красна девица). Причина
ошибок — малый речевой опыт, бедность
фразеологического запаса.
4.
Употребление
диалектных и просторечных слов и
сочетаний:
Петя шел взади (т. е. сзади). Подобные
слова дети употребляют под влиянием
речи родителей, своего семейного речевого
окружения. Устранение диалектизмов и
просторечий возможно на основе
формирующегося понятия о литературном
языке.
Есть
общий
путь их предупреждения
— это создание хорошей речевой среды,
языковой анализ читаемых и пересказываемых
текстов, выяснение оттенков значения
слов в тексте, выяснение роли и
целесообразности именно этого, а не
какого-либо другого слова в данном
контексте.
К
группе морфолого-стилистических
ошибок
относится неправильное образование
форм слов, неправильное словоизменение
или словообразование.
1.
В начальных классах еще встречается
детское
словотворчество.
Как правило, дети создают собственные
слова в соответствии со словообразовательной
системой современного русского языка:
бетонщики, штукатурщики (надо: штукатуры);
2.
Образование
диалектных или просторечных форм
от слов литературного языка: они хочут;
ихняя мама вместо их мама; Эти ошибки
искореняются под влиянием общего
языкового развития детей.
3.
Пропуск
морфем, чаще всего суффиксов (и постфикса):
трудящие вместо трудящиеся; Можно
указать две причины подобных ошибок.
Первая: ребенку трудно произносить
громоздкие, со скоплением согласных
слова типа трудящиеся. Вторая причина
— влияние просторечия.
4.
Образование
формы множественного числа тех
существительных, которые употребляются
только в единственном числе:
Крыш кроют железами; Надо ехать без
промедлений.
Ошибки
в словосочетаниях и предложениях —
синтаксико-стилистические
ошибки.
1.
Нарушение
управления,
чаще всего — предложного:
Все радовались красотой природы
(радовались чему? красоте);
Глагольное
управление дети усваивают по образцам,
в живой речи, в читаемых текстах.
2.
Нарушения
согласования,
чаще всего — сказуемого
с подлежащим:
Саше очень понравилось елка. Причины
ошибок кроются в самом механизме
составления предложения: начав
предложение, ученик еще не обдумал, как
его закончит. Внимательное перечитывание
текста, особенно вслух, помогает устранить
ошибки подобного рода.
3.
Неудачный
порядок слов в предложении,
приводящий к искажению или затемнению
смысла: Только равнодушным оставался
кот Борька (надо: Равнодушным оставался
только кот Борька). Причина ошибки в
том, что ученик не проговорил предложение
целиком, прежде чем записать его. Работа
над правильным порядком слов начинается
в I классе: дети сами, перечитывая текст,
могут улучшить порядок слов в предложениях.
Очень полезны для предупреждения
подобных ошибок упражнения с деформированным
текстом.
4.
Нарушения
смысловой связи между местоимениями и
теми словами,
на которые они указывают или которые
заменяют: Когда Коля прощался с отцом,
он (отец или Коля?) не плакал.
5.
Местоименное
удвоение подлежащего:
Петя— он был самый сильный из ребят.
Можно указать на две причины таких
ошибок: во-первых, ученик начинает
произносить или записывать предложение,
не подготовив его до конца; во-вторых,
влияние разговорного стиля, где двойное
подлежащее употребляется.
6.
Неумение
находить границы предложений.
Встречается в двух вариантах: а)
неоправданное деление сложного
предложения на простые: Дворник когда
подметал двор. Сломал ростки тополя; б)
неумение делить текст на предложения.
Следует
различать наряду с речевыми ошибками
также неречевые: композиционные,
логические и искажение фактов.
Типичная
композиционная
ошибка
— несоответствие сочинения, рассказа,
изложения предварительно составленному
плану, т. е. неоправданное нарушение
последовательности в изложении событий,
фактов, наблюдений.
Причины
композиционных ошибок кроются в
подготовке к сочинению. Возможно, что
наблюдения, накопление материала, отбор
фактов были проведены учеником
бессистемно, беспланово.
К
числу логических
ошибок
относятся:
-
Пропуск
необходимых слов,
а иногда и существенных эпизодов,
фактов, признаков описываемого предмета.
Чтобы
понять причины подобных ошибок, нужно
проследить психологическое состояние
пишущего школьника. Пишет он медленно;
но мысль его спешит, увлекаясь.
2.
Нарушение
логической последовательности и
обоснованности:
На заводе из хлопка прядут нитки. Хлопок
с полей убирают хлопкоуборочные машины.
3.
Употребление
в одном ряду понятий разных уровней,
разных классов:
Летом Ванька купался в речке, а днем с
дедом ходил за грибами и ягодами.
Исправление и
предупреждение ошибок.
Система
исправления и предупреждения ошибок в
речи разрабатывается на основе их
классификации, выделения конкретных
типов ошибок и изучения причин
возникновения каждого типа. Система
работы
складывается из следующих элементов:
1)
исправление речевых ошибок в тетрадях
учащихся;
2)
классная работа над ошибками общими,
типичными;
3)
индивидуальная и групповая внеурочная
работа над отдельными (индивидуальными)
ошибками; их обнаружение, уяснение и
исправление;
4)
система стилистических и иных языковых
упражнений, в которых учитываются
возможные и наиболее вероятные речевые
ошибки;
5)
языковые упражнения перед каждым
рассказом, сочинением, изложением с
целью подготовки школьников к использованию
лексики предстоящего текста;
6)
специальное обучение школьников
самопроверке и самостоятельному
совершенствованию («редактированию»)
собственного сочинения и изложения.
Исправление
ошибок речи.
Все речевые ошибки должны быть исправлены
и в устной, и в письменной речи учащихся:
школьник, допустивший ошибку, должен
усвоить правильный вариант, а если
возможно, то и осознать причину ошибки.
Ошибки исправляются либо самим учеником
— это наилучший способ,— либо учителем,
если учащийся сам исправить ошибку не
может.
Работа
над ошибками на уроке,
посвященном анализу сочинения или
изложения. Зачитываются лучшие образцы,
разбираются недочеты содержания,
раскрытия темы, орфографические и
типичные речевые ошибки.
Индивидуальные
ошибки
исправляются вне урока с отдельными
учениками или в небольших группах.
Только в индивидуальной беседе могут
быть устранены композиционные ошибки,
искажения фактов, логические ошибки.
Необходимо
уяснить, какие возможности открывает
для учеников изучаемая ими грамматическая
тема. Так, при изучении темы «Местоимение»
следует показать детям, как использование
личных местоимений помогает устранить
повторяющиеся одинаковые слова. Тема
«Имя прилагательное» дает возможность
учить детей вводить прилагательные в
собственный текст с конкретной целью
— повышения точности и изобразительности
речи. Тема «Склонение имен прилагательных»
дает возможность работать над
предупреждением ошибок в согласовании.
Редактирование
текста —
один из наиболее активных методических
приемов, оно невозможно без значительной
познавательной самостоятельности
школьников.
Самопроверка
и редактирование проводится на завершающей
стадии урока письма, когда написание
текста в первом варианте уже закончено.
Учитель пишет на доске: «Самопроверка»,
а также вывешивает плакат с указанием,
каких ошибок следует опасаться. Он
следит за работой учащихся и оказывает
индивидуальную помощь в самопроверке
и исправлениях. Дети заменяют слова,
устраняют повторы, изменяют порядок
слов, объединяют или разделяют предложения,
перестраивают предложения, иногда
вносят композиционные изменения в
текст.
Успех
всей работы зависит от трех основных
факторов: во-первых, от внимания к слову,
к образцам русского языка, от начитанности
детей; во-вторых, от организации речевой
практики детей: разносторонней,
интересной; в-третьих, от умения учителя
опереться в развитии речи на теорию
языка, грамматику, элементы лексикологии,
стилистики и пр.
Соседние файлы в папке русский язык
- #
- #
- #
- #
- #
- #