Предвидели заранее лексическая ошибка

Главная
>
Выпуск № 14
>
Ошибка грамматическая или речевая?

Лариса Фоминых

Ошибка грамматическая или речевая?

Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) – за содержание. Во время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель данной заметки – помочь учителю в определении характера названных недочетов.

Грамматическая ошибка – это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% .

Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании – только на письме.

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;

4) в построении предложений с однородными членами:

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные виды речевых ошибок

Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте;

7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. — Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:

Грамматические ошибки Речевые ошибки
1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь; 1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.
2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний; 2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;
3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной; 3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.
4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа; 4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;
5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. 5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. 6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.
7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. 7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.
8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области. 8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Тренировочные задания

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите речевые ошибки, определите их тип. 

1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.

4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.

5. Брат очень бережный человек.

6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.

7. Хватит тебе теребить старые раны.

8. Уровень благосостояния народа увеличивается.

9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.

10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.

11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.

12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

Проверочные задания

3. Укажите номера предложений с грамматическими ошибками.

1. Онегин скучает в светских гостиницах.

2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.

3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина.

4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.

5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.

6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.

8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.

9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

10. Печорин не раз проявлял бесстрашность.

11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.

12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.

4. Укажите номера предложений с речевыми ошибками.

1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым.

2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной.

3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства.

4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров.

5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.

6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.

7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.

8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.

10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.

11. Рассевшись по машинам, заработали моторы.

12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов.

5. Укажите номера предложений, в которых допущены два разных недочета.

1.Но, встретившись с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.

2.На совещании обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.

3. Эта работа ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу городского транспорта.

4.Старую больную лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.

5.Пугачев мне понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.

6.В текущем году наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной пшеницы.

7.Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к реферату.

8.Автор «Слова» упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую».

9.А.П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге.

10.О фамилии Н. Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые медали.

11.Солнце показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.

12.В этом квартале основное внимание было обращено физической подготовке.

Комментарий к заданию 1.

1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.

2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.

3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они.

4. Слово качели имеет форму только множественного числа.

5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав.

6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетание нуждаются поддержки.

7. Смешение прямой и косвенной речи.

8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными или совершеннее.

9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.

10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…

11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.

12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились…

Комментарий к заданию 2.

1. Плеоназм: заранее предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это предполагать заранее.

2. Во времена Гоголя аэропортов не было.

3. Тавтология: глубже, глубь.

4. Местоимение она может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.

5. Вместо бережный надо было употребить слово бережливый.

6. Слово расточительный употреблено неверно; надо – рачительный.

7. Неправильное употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.

8. Нарушение сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.

9. Неоправданный повтор слов изобразил и сирень.

10. Употребление разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.

11. Тавтология и канцеляризм (порядка двухсот).

12. Нарушение лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.

Ответы к заданиям:

№3: 2, 3, 5, 8, 9, 10;

№4: 4, 5, 6, 8, 9, 12. 11;

№5: 1, 5, 7, 10.

Литература

1.Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку / И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Ю.Н.Гостева и др. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово – РС», 2009.

2.Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. Перм. ун-т. – Пермь, 2000. 

Найдите в предложении лишние слова.Прочитайте получившиеся у вас предложения и объясните,почему вы так отредактировали их
1.Мы вновь возобновили с ним переписку.
2.Я не успел закончить до конца эту работу.
3.Всадники уже приближались ближе к деревне.
4.Она сидела,облокотившись локтями о стол.
5.Наша деревня находилась приблизительно километрах в десяти от райцентра.
6.у ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы.
7.Он бросил камень, но промахнулся мимо.
8.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.
9.Мы заранее предвидели все трудности похода.
10.Например,приведём такой пример.
11.Новые туфли оказались ей немного великоваты.

Найдите речевые ошибки, определите их тип.
1. Мы заранее предвидели все трудности похода.
2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»
3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.
4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.
5. Брат очень бережный человек.
6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.
7. Хватит тебе теребить старые раны.
8. Уровень благосостояния народа увеличивается.
9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у
сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.
10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.
11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.
12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

ПОМОГИТЕ!!!СРОЧНО!!!20 БАЛЛОВ ​

Предчувствовать или заранее предчувствовать?

предчувствоать

Человек может предчувствовать что-то в своей жизни. Мы предчувствуем беду, ход каких-либо событий. Однако часто даже не понимаем того, что используем слово «предчувствовать» в предложении неверно. Например, как верно сказать: я предчувствовал  это или я предчувствовал это заранее? В одном из случаев есть лексическая ошибка. Давайте найдём её.

Предчувствовать или заранее предчувствовать? Как правильно?

Глагол «предчувствовать» означает чувствовать что-то заранее, предвидеть что-то. Как видим, в лексическом значении этого слова уже содержится мысль, что данное действие происходит заранее. Поэтому не нужно использовать лишнее слово.

Верно: предчувствовать

Неверно: предчувствовать заранее

Пример

Президент компании предчувствовал , что встреча с инвестором будет происходить напряжённо.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Железные дороги не сразу были признаны нужным и надежным видом транспорта. Нашлось немало противников железных дорог, в первую очередь среди хозяев каналов и дилижансов. Они опасались потерять монополию на перевозки грузов и пассажиров.

В Англии один из распространенных журналов 20-х годов XIX века так писал о вреде железных дорог:

«Железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца, отравленный паровозом воздух будет убивать пролетающих над ним птиц…, дома близ дороги погорят…, в случае взрыва паровоза будут разорваны на куски и все пассажиры».

Первая железная дорога в Англии была построена в 1825 г. В вагонах первого поезда смогли проехать 450 человек. Как сообщалось в газетах, этот поезд шел так быстро, «что в некоторых местах скорость достигала 18 км/ч».

Тем не менее, критика железных дорог продолжалась.

В 1825 г. английский журнал писал:

«Нет ничего более смешного и глупого, чем обещание построить паровоз, который двигался бы в два раза быстрее почтовой кареты».

Предсказания журнала не оправдались. Паровоз Стефенсона «Ракета» мощностью 12 лошадиных сил в том же 1825 г. достиг скорости 45 км/ч при весе состава около 20 т. По тем временам это была фантастическая скорость.

При сооружении рельсовой дороги между Ливерпулем и Манчестером строителям пришлось выдержать трудную борьбу не только с природой, но и с людьми. Английские помещики не хотели разрешать сооружение железных дорог на своих землях. Помещики и их подручные встречали строителей дороги бранью и угрозами. Взрослые и дети бросали в них камни, ломали инструменты. Строителям приходилось не только сооружать дорогу, но и защищаться. Нередко люди могли работать только под охраной. Изыскательские работы часто приходилось проводить в сумерках. Порой изыскатели наталкивались на засаду, и тогда гремели выстрелы, как в настоящем бою.

Дорога была открыта для движения осенью 1830 г. Поезда на ней могли развивать скорость до 56 км/ч.

В Германии первая железная дорога была сооружена в 1835 г. (Фюрт – Нюрнберг). Баварская главная медицинская комиссия вынесла следующие решение относительно вредного влияния дороги на людей:

«Быстрота движения, несомненно, должна развить у путешественников болезнь мозга…Зрители … при виде быстро несущегося локомотива могут получить ту же самую болезнь мозга. Поэтому необходимо оградить железнодорожное полотно высоким забором».

Франция построила свою первую дорогу в 1832 г. между С.-Этьеном и Лионом. Здесь также нашлись яростные противники рельсовых путей. Один ученый, член парламента, заявил, что не решится высказаться за сооружение железных дорог, так как его сбросят с трибуны.

Много критиков железнодорожного транспорта было и в царской России. Они доказывали, что невозможно использовать железные дороги в условиях сильных морозов и больших снегов. Первая железная дорога с паровой тягой в России была открыта на Урале в 1834 г.

Несмотря на сопротивление противников железных дорог, новый вид транспорта уверенно завоевал себе право на жизнь. В 50-х годах прошлого века почти для всех стало ясно, что успешное развитие экономики невозможно без железнодорожного транспорта.

(Ермаков К.А. Железные дороги. Л., 1975)

Задание 9. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к данным существительным глаголы.

Образец: письмо – составить письмо

претензия –

выговор –

договор –

документ –

заявка –

иск –

соглашение –

приказ –

отчет –

письмо –

подпись –

постановление –

предписание –

протокол –

расписка –

распоряжение –

резюме –

санкции –

Задание 10. Замените:

а) слова и словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами:

препровождать –

вышеизложенное –

предоставить жилплощадь –

отдать распоряжение –

проживать –

регламентировать –

ревизия –

б) нейтральные слова и выражения, такими, которые имеют окраску официально-делового стиля:

поблагодарить –

сообщить –

из-за болезни –

дали очередной отпуск –

просьба –

участвовать –

оповестить –

Задание 11. Подберите к словам иноязычного происхождения русские синонимы.

адресант –

информация –

констатировать –

привилегия –

перспектива –

суверенитет –

пролонгация –

нейтралитет –

инвентаризация –

директива –

резолюция –

аргумент –

дискриминация –

адаптация –

вакансия –

депортировать –

инцидент –

ликвидировать –

Задание 12. По характеристике содержания и назначению документов определите их вид.

Слова для справок: расписка, заявление, доверенность, протокол, резюме, докладная записка, характеристика, договор, автобиография, объяснительная записка.

Вид Характеристика
  документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц), адресованный должностному лицу или организации
  документ, представляющий потенциальному работодателю анкетные данные, профессиональные и личные качества и возможности претендента на получение какой-либо должности
  документ, излагающий какой-либо вопрос, адресованный руководителю организации
  документ, представляющий собой соглашение сторон
  документ, в котором дается краткое описание своей жизни
  документ, в котором говорится о профессиональных и личных качествах человека
  документ, излагающий должностному лицу причины нарушения трудовой (учебной) дисциплины
  документ, свидетельствующий о предоставлении права другому лицу на совершение определенных действий
  документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях

Нормативный аспект культуры речи

Задание 13. Расставьте ударения в словах.

Агент, августовский, алкоголь, алфавит, аналог, асимметрия, баловать, банты, баржа, валовой, вероисповедание, взяла, включен, включена, включенный, включат, вручат, вручен, вручена, газопровод, договор, духовник, жалюзи, завсегдатай, закупорить, звонит, знамение, зубчатый, иконопись, изыск, искра, каталог, каучук, квартал, клеят, коклюш, компас, комбайнер, красивее, кулинария, маркетинг, маркировать, маслопровод, мастерски, мизерный, намерение, наркомания, начал, начала, начало (глагол), некролог, новорожденный, нормировать, нувориш, обеспечение, облегчить, одновременно, оптовый, паблисити, пломбировать, положить, правы, процент, предвосхитить, премировать, принял, приняла, принялся, приобретение, присовокупить, продал, продали, продала, ракушка, сироты, сливовый, сосредоточение, столяр, танцовщица, творог, торты, туфля, углубить, углубленный, умерший, упрочение, украинский, уставный, феномен, факсимиле, ходатайствовать, черпать, шасси, шофер, щавель, щепоть, эксперт.

Задание 14. Составьте словосочетания со словами, различающимися ударением, таким образом, чтобы была видна разница в значениях.

Образец: цветущий Ирис – ирИс вкусный

  Атлас атлАс  
  бронИровать бронировАть  
  вЕдение ведЕние  
  вИдение видЕние  
  зАговор заговОр  
  зАмок замОк  
  зАнятый занятОй  
  запАхнуть запахнУть  
  клУбы клубЫ  
  мОрщить морщИть  
  мУка мукА  
  острОта остротА  
  подвИжный подвижнОй  
  призЫвный призывнОй  
  склОнен склонЁн  
  харАктерный характЕрный  
  языкОвая языковАя  

Задание 15. Определите, какой гласный звук произносится под ударением в следующих словах: [о] (буква Ё) или [э] (буква Е).

Образец: аф [э] ра

ман [ ] вр

ос [ ] длый

оп [ ] ка

ж [ ] лоб

ж [ ] рдочка

ш [ ] рстка

св [ ] кла

никч [ ] мный

новорожд [ ] нный

побас [ ] нка

пре [ ] мник

двоеж [ ] нец

двоеж [ ] нство

дон [ ] сший

[ ] рничать

иноплем [ ] нный

одноим [ ] нный

з [ ] в

запеч [ ] нный

изд [ ] вка

остри [ ]

оч [ ] чник

киоск [ ] р

обыд [ ] нщина

ист [ ] кший (период)

ист [ ] кший (кровью)

вна [ ] м

ж [ ] рнов

ж [ ] лчь

быти [ ]

жити [ ]

жить [ ]-быть[ ]

Задание 16. Вставьте, если нужно, на месте точек пропущенные буквы; определите слитное, раздельное или дефисное написание.

Аген…ство, ак…омпанировать, ак…умулятор, ак…уратный, ал…юмин……вый, ап…ликация, ап…ел…ировать, ас…игнация, ас…ис…тент, буду…щий, б…л…етень, брош…ра, главпочтам…, д…кл…рация, дерма…тин, д…фицит, дис…кус…ия, инт…л…ектуальный, инт…л…игент, инц…дент, (дружная) к…мпания, (предвыборная) к…мпания, компе…тентный, конкурент…оспособный, конста…тировать, …п…онент, по…черк, пр…це…дент, пр…в…легия, ск…р…пулезный, суб…ординация, сур…огат, т…н…ель, транс…европейский, электр…фикация, э…скаватор, юрис…консульт, юрис…пруденция.

Вагоно…поток, вагоно…час, в…течени… дня, в…течени… реки, в…виду болезни, иметь в…виду, заколка в…виде бабочки, в…продолжени… часа, в…продолжени… романа, в…следстви… наводнения, ошибки в…следстви…, узнать в…последстви…, в…заключени… выступления, находиться в…заключени…, квинт…эс…енция, локомотиво…строение, не…смотря на неприятности, говорил, не…смотря на меня, договориться на…счет экскурсии, положить деньги на…счет, пас…ажиро…поток, пас…ажиро…оборот, пас…ажирско…товарный, тон…о…сутки, пол…апельсина, пол…лимона, пол…часа, полу…платформа, сверх…прибыль.

Задание 17. Отметьте среди слов, приведенных справа, синонимы к иноязычным словам.

Адаптация c освоение

c присоединение

c приспособление организма к условиям

Адекватный c особенный

c соответствующий

c правильный

Альянс c деятельность

c союз, объединение

c организация

Аннотация c сжатая хроника

c предисловие

c краткая характеристика текста книги, статьи

Безапелляционный c категоричный, решительный

c грубый

c безжалостный

Брифинг c встреча, разговор между двумя лицами

c опрос

c встреча официальных лиц с журналистами

Дилетант c халтурщик

c непрофессионал

c новичок

Индифферентность c безразличие

c упрощенность

c уважение

Инцидент c случайное событие

c исключительный случай

c случай неприятного характера

Консенсус c собрание

c встреча, разговор

c соглашение по спорному вопросу

Конфессия c собрание делегатов

c собрание должностных лиц

c вероисповедание

Нонсенс c что-то необычное

c неожиданность

c бессмыслица, нелепость, чепуха

Паблисити c публика, народ

c известность, популярность

c средства массовой информации

Привилегия c преимущество, исключительное право

c положение в обществе

c первенство

Тривиальный c известный

c избитый, неоригинальный

c неприличный

Эмпирический c барственный, холеный

c основанный на интуиции

c основанный на опыте

Задание 18. Подчеркните плеонастические и тавтологические сочетания в следующих предложениях.

1) Деятельность центра способствует дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран.

2) При такой обработке много древесины пропадает зря.

3) Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

4) По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

5) На научном семинаре автор изложил главную суть своей книги.

6) Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация.

7) Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

8) После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей.

9) Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

10) Право подписи под документом – исключительная прерогатива директора.

11) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

12) Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.

13) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится совсем в ином свете.

14) Комплекс нерешенных проблем необходимо решать комплексно.

15) Прейскурант цен висел на стене.

16) Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.

17) Он заранее предвидел развитие событий.

18) Слушатели очень активно участвовали в дискуссии: спрашивали вопросы, высказывали собственное мнение.

19) Следует отметить следующие особенности данного проекта.

Задание 19. Подчеркните подходящий по смыслу и сочетаемости пароним.

1) (Пространные/пространственные) рассуждения очень часто свидетельствуют о неподготовленности выступления и неуверенности говорящего.

2) Студентам нашей группы (представилась/предоставилась) возможность поработать в качестве проводников.

3) В экзаменационной ведомости должна стоять (роспись/подпись) преподавателя.

4) Перед началом работы следует (одеть/надеть) спецодежду.

5) Его (исполнительный/исполнительский) талант был высоко оценен критикой.

6) Он проявил (хозяйскую/хозяйственную) заинтересованность в решении этих (хозяйских/хозяйственных) вопросов.

7) Это наказание носит чисто (воспитательский/воспитательный) характер.

8) В нашем клубе часто бывают (драматические/драматичные) постановки.

9) (Критичный/критический) анализ этого исследования был не очень (критичным/критическим).

10) Надо (тактически/тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактические/тактичные) решения.

11) Верховенство права и закона – общий и (заглавный/главный) принцип правового государства.

12) Андрей – человек (удачный/удачливый), а сегодняшний день был для него (удачным/удачливым).

13) Думаю, что ваши планы не могут считаться (реалистическими/реалистичными).

14) (Инженерские/инженерные) специальности сейчас опять становятся востребованными.

15) Он привык работать без надрыва (методически/методично), четко выполняя все (методические/методичные) рекомендации.

16) К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо/нетерпимо), это уже стало для меня (нестерпимым/нетерпимым).

Задание 20. Подчеркните в предложениях, приведенных в левой колонке, словосочетания, нарушающие нормы лексической сочетаемости и фразеологические нормы. Отредактируйте предложения и запишите исправленные варианты в правой колонке.

Эти функции поручаются отделам рекламы.
 
 
Сейчас наши дети постигают первые школьные трудности.
 
 
Спортсмен упал ничком на спину.
 
 
Большое внимание было оказано благоустройству города.  
О победах наших хоккеистов теперь помнят лишь отъявленные любители этого вида спорта.  
Передовая технология способствует улучшению многих недостатков.  
Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.  
Транспортные издержки при перевозках по железной дороге многократно меньше, чем при морских и авиационных.  
Пора подвести результаты встречи.
 
 
Семья имеет важную роль в жизни человека.  
Мы твердо верим в неминуемую победу нашей команды.  
Много читающий человек пополняет свой кругозор.
 
 
С виновного взыскали материальный ущерб.  
Уровень рождаемости постоянно увеличивается.  
Не за горой зимняя сессия.
 
 
Ругали меня на чем свет стоял.
 
 
На ней были туфли на босую ногу.
 
 
Меня не удастся провести вокруг пальца.
 
 
Такого позора я до своего гроба не забуду.
 
 
Мама от переживаний не находит себе место.
 
 
Вопрос гроша выеденного не стоит.
 
 
Это легче пареной репы.  
Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу.
 
 
Хотя я и не из робкой десятки, но все же не решился пойти один на кабана.
 
 
Бандформирования смогли пройти незамеченными и почти сесть на шею нашим войскам.
 
 

Задание 21. Определите род несклоняемых существительных и аббревиатур.

авеню –

алиби –

атташе –

Баку –

Борнео –

бренди –

буржуа –

ВВП –

визави –

вуз –

ГИБДД –

динго –

жалюзи –

ЖКХ –

жюри –

загс –

импресарио –

иваси –

Капри –

кенгуру –

киви –

колибри –

колли –

Конго –

кофе –

крупье –

кюре –

леди –

КПРФ –

мисс –

Миссисипи –

НАТО –

ООН –

пенальти –

пони –

портье –

протеже –

рантье –

ранчо –

РФ –

салями –

СКВ –

Сочи –

сулугуни –

«Таймс» –

Тбилиси –

Токио –

Тольятти –

Хуанхэ –

цеце –

шасси –

шимпанзе –

эмбарго –

«Юманите» –

Задание 22. Подберите прилагательные к данным существительным, правильно согласуя их в роде.

  акварель     лосось
  бандероль     мозоль
  банкнот (а)     невежа
  бюллетень     плацкарт (а)
  вагон-весы     плащ-палатка
  вагон-цистерна     помидор(а)
  вексель     туфель/туфля
  гантель     тюль
  диван-кровать     сластена
  директор     шампунь
  кафе-столовая     ябеда

Задание 23. Запишите данные существительные в форме именительного падежа множественного числа. При наличии вариантов, отметьте их семантические и стилистические различия.

адрес     корпус  
армянин     кочерга  
брелок     крем  
бухгалтер     лектор  
вексель     округ  
год     паспорт  
джемпер     пропуск  
диктор     редактор  
директор     сектор  
диспетчер     слесарь  
дно     сын  
договор     токарь  
доктор     том  
зуб     торт  
инженер     трактор  
катер     учитель  
клок     фронт  
кондуктор     цыган  
конструктор     шофер  

Задание 24. Вставьте в предложения подходящие по смыслу существительные в форме родительного падежа множественного числа. Используйте слова для справок.

Предложения Слова для справок
У меня нет выходных ………….. туфли, сапоги, ботинки, платья, баклажаны, мандарины, бананы, яблоки, англичане, грузины, таджики, монголы, чуваши, чулки, носки, тапочки, плечи, сумерки, дяди, тети, простыни, полотенца, ясли
Купи в магазине ………….., ………….., …………..,
…………..
В гостиницу поселились группы ………….., ………….., ………….., ………….., …………..
Пол холодный – не ходи без ………….., …………..
или …………..
Поставьте ноги на ширине …………..
День прошел, наступило время …………..
У меня много родственников: ………….., …………..
Горничная занимается заменой ………….., …………..
Состоялось открытие новых детских садов и …………..

Задание 25. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.

Образец: сильный – сильнее, более сильный, сильнейший, самый сильный.

Высокий – ____________________________________________________________

____________________________________________________________

Красивый – ____________________________________________________________

____________________________________________________________

Близкий – ____________________________________________________________

____________________________________________________________

Горький – ____________________________________________________________

____________________________________________________________

Чистый – ____________________________________________________________

____________________________________________________________

Крепкий – ____________________________________________________________

___________________________________________________________

Простой – ___________________________________________________________

___________________________________________________________

Редкий – ___________________________________________________________

___________________________________________________________

Яркий – ___________________________________________________________

___________________________________________________________

Ловкий – ___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 26. Просклоняйте сочетания числительных с существительными.

5679 страниц

И. п. пять тысяч шестьсот семьдесят девять страниц
Р. п.  
Д. п.  
В. п.  
Т. п.  
П. п.  

6844 иллюстрации

И. п.  
Р. п.  
Д. п.  
В. п.  
Т. п.  
П. п.  

1983 год

И. п.  
Р. п.  
Д. п.  
В. п.  
Т. п.  
П. п.  

85,3 % урожая

И. п.  
Р. п.  
Д. п.  
В. п.  
Т. п.  
П. п.  

1, 5 метра

И. п.  
Р. п.  
Д. п.  
В. п.  
Т. п.  
П. п.  

Оба друга, обе подруги

И. п.  
Р. п.  
Д. п.  
В. п.  
Т. п.  
П. п.  

Задание 27. Подчеркните правильный вариант местоимения.

1) Кабанова деспотически обращается с членами (ее, своей) семьи.

2) Провинциальных чиновников с (их, своими) интересами Гоголь показал в комедии «Ревизор».

3) Жена и дочь городничего мало чем отличаются друг от друга. У (обоих, обеих) много кокетства и легкомыслия.

4) Мой брат моложе (нее, ее).

5) У (него, его) нет ни минуты свободного времени.

6) Возле (его, него) всегда много друзей.

7) Я нашел этот справочник у (меня, себя) в кабинете.

8) Листва была повсюду: (они, она) лежала на крышах, на земле, на скамейках.

9) Благодаря (нему, ему), мы выиграли матч.

10) У (нее, ней) не оказалось при себе документов.

Задание 28. Перестройте предложения, устранив двусмысленность, возникающую из-за некорректного употребления местоимений.

1) Он попросил друга принести свои рассказы.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2) Мать попросила дочь отнести покупки к себе.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

3) Офицер приказал солдату оставить карту у него.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

4) Мой друг пошел в цирк: он скоро уезжает из нашего города.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

5) Мать Тани, когда она заболела, стала очень нервной.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

6) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 29. Проспрягайте глаголы. Если есть варианты форм, укажите их различия.

выздороветь

я   мы  
ты   вы  
он   они  

опротиветь

я   мы  
ты   вы  
он   они  

двигать

я   мы  
ты   вы  
он   они  

махать

я   мы  
ты   вы  
он   они  

полоскать

я   мы  
ты   вы  
он   они  

Задание 30. Вставьте в предложения, данные в правой колонке, сказуемые (в форме прошедшего времени) и (или) определения, правильно согласовывая их с подлежащим.

_____________ инженер Маслова _____________ ценные указания опытный, дать
Оля, ___________ староста, ____________ свои порядки новый, ввести
Коля – ___________________ неряха невыносимый
_____________ молодежь всегда______________ за права человека активный, бороться
Большинство школьников хорошо ____________ экзамен сдать
Большинство населения ___________________ за реформы проголосовать
Много птиц ________________ на ветке сидеть
В зале ____________________ 33 человека присутствовать
На церемонии ____________________ 31 выпускница выступить
В коридоре _____________________ грохот и смех раздаться
Несколько студентов не ________________ на занятия явиться
На собрании был… ___________________ ряд вопросов высказать
Половина больных _________________ в госпитализации нуждаться
________________ два года _________________ незаметно последний, пролететь
В этой аудитории _________ два __________________ окна быть, большой
В корпусе отремонтирован… четыре__________ аудитории большой
Команда «Крылья Советов» ___________________ матч выиграла
Бригада в составе Сидорова, Костина и Гарина _____________ рационализаторское предложение разработать
Никто: ни депутаты, ни министры, ни президент
не ___________права нарушать Конституцию
иметь

Задание 31. Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения с деепричастным оборотом.

Открыв дверь,   моим глазам предстала странная картина
    я увидел странную картину
    мне было странно увидеть эту картину
Отредактировав рукопись,   следует передать ее редактору
    она должна быть передана редактору
    он передал ее редактору
Не сдав экзамен,   я был сильно огорчен
    мне стало грустно
    сильно огорчился
Закончив работу,   я почувствовал радость
    мне стало радостно
    радость охватила меня
Имея свободное время,   можно многое сделать
    я могу многое сделать
    многое хочется сделать
Читая литературу,   студентам становятся ясны многие вопросы
    у студентов проясняются многие вопросы
    студенты выясняют многие вопросы
Вспоминая славные походы,   время летит быстро
  я ощущаю, как быстро летит время
    мне становится очевидно, как быстро
    летит время
       

Задание 32. Вставьте в предложения причастные обороты, согласуя их с определяемыми словами и правильно определяя их место, запишите получившиеся варианты в специально предназначенные для этого строки, соблюдая правила пунктуации.

Устанавливающий обязательное посещение дополнительных занятий Приказ был подписан ректором  
  1)
   
  2)
   
       
Пострадавший от землетрясения Жителям района была оказана своевременная помощь  
  1)
   
  2)
   
       
Освещенный яркими лучами прожекторов Батальон быстро двигался по лугу
Составляющий основу учебной дисциплины Первая лекция посвящена объяснению понятий  
  1)
   
  2)
   
       

Задание 33. Отредактируйте словосочетания, приведенные в левой колонке, и запишите исправленные варианты в правой колонке.

понимать о необходимости объединения  
произвести впечатление у читателей  
уделить внимание на дисциплину  
уехать по окончанию школы  
описать обо всем событиях  
преимущество над соперником  
оперировать с фактами  
заведующий кафедры  
исправить согласно замечаний  
изложить о результатах работы  
удивляться спокойствием  
доказать о необходимости исследования  
обратить внимание к оформлению  
оскорбиться невежливому обращению  
знать и радоваться успехам  
памятник Н.В. Гоголя  
вопреки предсказаниям синоптиков  
мнение к человеку  
благодаря хорошего лечения  
отчет по работе  

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Без ответов: z6.pdf
С ответами: z6-o.pdf

Автор: Наталья Осипович | vk.com/id2542971

1. На очной ставке достаточно было Ерофею Федотычу уставиться пронизывающим взглядом в несчастного торговца, чтобы он смешался, спасовал и начал бормотать что-то несвязное, прося прощения за ложный оговор.

2. Я заранее предчувствовал, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведёт меня в дебри.

3. В этот период времени Чарлз Дарвин работал с величайшим напряжением, страстно желая добавить несколько новых фактов к тому великому множеству, которым уже владело естествознание.

4. Для учёного наука и истина больше и важнее, чем ценное богатство, спокойная жизнь, почёт и удовольствие.

5. Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми
мы пользуемся сейчас, будут служить целые столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей.

6. Учёный Бройль сравнил статью Эйнштейна с запальным шнуром фейерверка, который в темноте ночи внезапно ненадолго, но ослепительно ярко освещает пейзаж местности.

7. Старик не спеша налил в большую эмалированную кружку горячего кипятка и стал сердито макать туда пригорелый сухарь.

8. В художественной литературе можно с помощью устаревших архаизмов придать стилю торжественность или, наоборот, создать комический эффект вследствие несоответствия темы и слога.

9. Неточное и неуместное употребление фразеологизмов может привести к забавным курьёзам.

10. С первых же дней, как он поселился жить в сторожке, вблизи стали твориться странные вещи.

11. Через два часа самолет специального назначения был вынужден совершить посадку: радио сообщило, что впереди разыгралась снежная метель.

12. На деревянных стенах висели роскошные гобелены, на которых были изображены сцены из жизни рыцарей, совершающих героические подвиги.

13. Момент откола ледяного айсберга – грандиозное и страшное зрелище, сопровождающееся жутким грохотом, напоминающим канонаду.

14. Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, ценный источник информации.

15. По-моему, ведущий лидер в группе – это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий.

16. Молодая женщина шла тихо, в ней было столько спокойствия, сколько, на мой личный взгляд, может быть только в истинной и живой красоте.

17. Один из странных парадоксов исторической науки заключается в том, что объективность понимания истории обусловливается субъективными взглядами учёных.

18. В отпуск он уходил в январе месяце и всегда удивлялся, что его сотрудники предпочитают отдыхать летом.

19. В новой опере композитор впадает в пошлость и заурядную банальность и посредством грубых эффектов старается угодить публике.

20. Мы приехали в столицу России и уже знали, что это огромный мегаполис со своим ритмом жизни, в корне отличающимся от привычного.

21. Когда жители города увидели в небе что-то, похожее на НЛО, они не могли понять, как у них оказался этот необъяснимый феномен.

22. Когда пираты нападали на судно, они грабили его и забирали все ценные сокровища, а команду убивали сразу или бросали за борт.

23. Когда эта огромная махина с оглушительным ревом неслась по аэродрому, а потом, исчезнув в облаках поднятой пыли, вдруг возникала над лесом, невольно вспоминались фантастические романы Жюля Верна.

24. Я кивнул головой старику в знак того, что хорошо его понял, и старик хлестнул лошадь, и она пошла быстрым шагом, время от времени пытаясь перейти на рысь.

25. В это краткое мгновение он вспомнил мудрость про свиней, перед которыми не стоит метать бисер.

26. Истинную историю жизни американского классика и его великолепной супруги можно узнать из этой книги или всё здесь лишь ложный вымысел?

27. Много хлопот доставил также неприятный инцидент с Володей: проезжая на извозчике по улице, он встретил знакомого, который от него отвернулся, по-видимому, умышленно.

28. К сожалению, на стоимость транспортной перевозки при этом повлиять не удастся, поскольку управление движением поездов всё равно остаётся в ведении диспетчеров железной дороги.

29. В романе Горелов охарактеризован как прекрасный воспитатель молодёжи, подлинный патриот Родины, кристально честный и принципиальный учёный.

30. Юристы предупредили, что все представленные на всенародный референдум вопросы не соответствуют требованиям федерального законодательства.

31. При этом политик получает дополнительный бонус: он будет считаться единым кандидатом демократических сил на выборах президента.

32. Немчинов тогда имел репутацию начинающего и непризнанного гения, ходил на необязательный факультатив по литературе и писал стихи в школьную стенгазету.

33. Ответную контратаку предприняла пехота первой линии левого фланга, но стремительный натиск имперцев позволил неприятельским стрелкам сделать всего лишь один залп и немедленно отступить.

34. В групповом турнире на Олимпиаде в Сиднее никем не принятая всерьёз корейская сборная преподнесла россиянкам неожиданный сюрприз.

35. Биографический метод изучения литературы обречён на полное фиаско и в самом себе носит причину своей роковой бесплодности.

36. Когда осенью 1984 года в Большом театре был организован вечер памяти великого певца, снова был полный аншлаг.

37. Для ликвидации селевых процессов по всем притокам Малой и Большой Алмаатинки осуществлена устойчивая стабилизация русел уникальной системой глухих запруд и сквозных сооружений из железобетона.

38. Говорить с детьми о великих литературных явлениях нужно образным, живым языком, а мутный и тусклый жаргон должен стать строгим табу для всех педагогов-словесников.

39. Я снова прибавил газу и гнал в темноте, ничего не боясь и думая только о том, что этот долгий проливной ливень сорвёт с земли всю красоту и позолоту и уже завтра леса будут стоять чёрные и пустые.

40. Он купил – и даже в центре города – старенький домишко на слом всего за тысячу рублей денег, главное ведь было – не дом, а участок, место.

41. Здесь Клаус впервые познакомился с методами, необходимыми химику, — с перегонкой, растворением, взвешиванием веществ.

42. «Конечно, лучше ехать, когда не так жарко»,- тотчас же согласилась Клавдия, хотя по голосу заметно было, что эта временная отсрочка ей неприятна.

43. Пока имеет место быть подобное убеждение, не может быть ни духовно единого и устойчивого общества, ни истинно гуманных достижений, ни целостного мировоззрения.

44. Златоустовский булат получил мировую известность, но, хотя П.П.Аносов оставил подробные записи своих опытов, повторить их снова после его смерти никому не удалось.

45. Смешивать вместе жизнь и творчество нельзя, но необходимо их различать, проводить границу между ними.

46. Чайкин сообщил, что находился более месяца в Закаспии, стараясь выяснить все фактические обстоятельства расправы над бакинскими комиссарами.

47. Сколько раз она беседовала с ним, стыдила его, убеждала взяться за свой ум, и ей казалось, что мальчик всё осознал и раскаялся.

48. Он был не из покладистых и не из робкого десятка, хотя не выглядел богатырём.

49. Голова устало кружилась, и всё окружавшее как будто погружалось вместе с ним в глубокую бездну молчаливой ночи.

50. В ответ спортивный рефери попытался ударить обидчика ногой, после чего показал ему вторую жёлтую карточку и удалил с поля.

Вопрос по русскому языку:

найдите речевые ошибки, определите их тип:

1.Мы заранее предвидели все трудности похода.
2. Хлестаков сел в бричку и крикнул:»Гони, голубчик в аэропорт!»

3. Л.Н.Толстой все глубже и глубже проникает в глудь своей проблемы.
4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.

5. Брат очень бережный человек.

6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.

7. Хватит тебе теребить старые раныю
8. Уровень благосостояния народа увеличивается

9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изоброзил буйствоо красок у сирени.

10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом

11. Примьер- министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.

12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

Тип 6 № 13655

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Максим заранее предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж агрессивно выглядел его собеседник.

Спрятать пояснение

Пояснение.

Приведём верное написание.

Максим предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж агрессивно выглядел его собеседник.

В предложении сочетание «заранее предчувствовал» является плеоназмом.

Ответ: заранее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Предельная ошибка выборочной средней формула
  • Предвещать поражение речевая ошибка
  • Предельная ошибка выборочной средней равна
  • Предварительный анонс лексическая ошибка
  • Предельная ошибка выборки эксель