Презентация на тему логические ошибки

1. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ОШИБКИ

2. Общие сведения о логических ошибках

• Со времен античности известны 4 основных
логических закона.
• Все логические ошибки являются
следствием нарушения одного из них.
• При нарушении каждого закона можно
выделить несколько видов ошибок.

3. Полная классификация логических ошибок (по Е. В. Клюеву – автору учебника по риторике)

Все логические ошибки можно разделить на 2
больших класса:
I. Ошибки вследствие неточного
определения и деления понятий.
II. Логические ошибки в структуре
силлогизма (т. е. в процедуре
доказательства: ошибка большей посылки
(первой), меньшей посылки и вывода).
Всего их 38 (16 + 22).

4. I. Закон тождества

«Всякое понятие или суждение должно быть
тождественно самому себе»
Ошибка 1: нарушение предметных границ понятия
Пример (современный анекдот):
В транспорте мужчина женщине:
— Рыбонька, передай на билет!
Мысли женщины: «Рыбонька – значит щука. Щука –
значит с зубами. С зубами – значит собака».
— Товарищи! Он меня сукой назвал!
Здесь границы понятия все время смещаются: от рыбоньки –
к щуке – от щуки – к собаке – от собаки – к суке.

5. Нарушение закона тождества

Ошибка 2: Соскальзывание с темы
2.1. Формула ошибки в монологе (устная и
письменная речь):
«Начать за здравие , а кончить – за упокой»
2.2. Формула ошибки в диалоге:
«Вы мне – про Ерему, а я вам – про Фому»
Пример: Заданная тема беседы – судьба крестьянства
в послереволюционные годы.
В конце беседы в речь идет об эмиграции за границу
представителей русской интеллигенции.

6. Нарушение закона тождества

Ошибка 3: В суждениях допускаются
аспекты, не релевантные для данной
темы (не соответствующие теме, не
подтверждающие исходный тезис)
Пример:
Доказывается объективность преподавателя в
оценке качества знаний студентов.
Аргументы:
1) Он одинаково строг и требователен по
отношению ко всем.
2) Он добр.

7. Нарушение закона тождества

Ошибка 4: Заключение о части по целому
Пример:
Вывод о домашней кошке на основе
поведения всех хищников
Ошибка 5: Заключение о целом по части
Пример:
Вывод о всех хищниках на основе поведения
домашней кошки
Принцип: нельзя судить о целом по части и
о части по целому.

8. II. Закон противоречия

Суждение и его отрицание не могут быть
одновременно истинными
Схема логич. ошибки: И ТО, И ДРУГОЕ ВМЕСТО
ОДНОГО ИЗ НИХ
Речка и движется, и не движется.
Песня и слышится, и не слышится.
Ошибка 1: Сглаживание противоречия
Пример: Истинный гуманизм исключает всякое насилие.
Однако воинствующий гуманизм его допускает.
Подойдет любой пример двоемыслия из советской идеологии.

9. Нарушение закона противоречия

Ошибка 2: Использование софизмов = уловок в
суждениях, т.е. мнимых доказательств,
некорректное использование правил логического
вывода.
Софизм может быть построен на умении снять
естественные противоречия и на этом
построить искусственные.
Пример: знаменитый софизм «Рогатый»:
То, что ты не потерял, ты имеешь.
Ты не потерял рога.
Следовательно, ты имеешь рога.

10. Пример софизма как нарушения закона противоречия

«Двоякие речи» (автор данного произведения
античности не известен):
«Болезнь есть зло для больных, для врачей же
– благо. Смерть есть зло для умирающих, а для
продавцов вещей, нужных для похорон, и для
могильщиков – благо».

11. III. Закон исключенного третьего

Прямое и естественное продолжение закона
противоречия
Схема закона: ИЛИ ОДНО, ИЛИ ДРУГОЕ, А
ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО («Tertium non datur»)
Либо само высказывание истинно, либо его
отрицание.
Пример ошибки: «Все животные равны. Но
некоторые животные равнее других» (Дж.
Оруэлл. Скотный двор»)

12. Закон исключенного третьего

Ошибка: Понятия выдаются за
противоположные, но буквальное значение слов
не означает противоположность.
Исключено нечто, что отражает действительные
отношения между объектами.
Пример нарушения закона:
Пенсия у меня хорошая, но маленькая.
Комментарий: пропущено важное условие:
какая пенсия может быть признана хорошей, а
какая плохой.

13. Суть ошибки в использовании закона исключенного третьего

Нарушение точности противопоставления
Сравниваемые объекты должны быть либо
противоположными = контрадикторными (это
различие по формальному признаку):
черный – не черный,
либо (как минимум) контрарными =
противопоставленными (это различие по
содержанию)
черный – белый

14. Пример ошибки в использовании закона исключенного третьего

Бандит: Кошелек или жизнь?
Жертва: А не могли бы Вы предложить чтонибудь еще?

15. IV. Закон достаточного основания

Всякое суждение должно быть
надлежащим образом обосновано
Исключение составляют суждения, которые сами
по себе не нуждаются в доказательствах, в силу их
проверенности.
Это:
1) аксиомы, теоремы, законы, принципы,
постулаты, максимы;
2) сведения, проверенные человеческим опытом
(солнце всходит на востоке, а заходит на
западе).

16. Пример нарушения закона достаточного основания

Желать добра в умственном труде – значит
понимать все сильные и слабые стороны
ребенка.
Комментарий: осознавать все сильные и слабые
стороны ребенка – далеко не достаточное
условие для того, чтобы желать ему добра в
умственном труде. Для последнего, как
минимум, необходимо создать условия
умственного развития, в том числе обеспечить
свободу мышления ребенка.

17. I. Перечень ошибок вследствие неточного определения и деления понятий

1. Противоречие в определении
(безалкогольное пиво; курица – птица
высокого полета).
2. Тавтология (талантливый гений, круглый
обруч, мемориальный памятник).
3. Плеоназм (избыточность в доказательстве:
аргументов не должно быть больше трех;
«Кто доказывает слишком много, тот не
доказывает ничего»).

18. I. Перечень ошибок вследствие неточного определения и деления понятий

4. Определение неизвестного через неизвестное
(оксюморон – это метабола) .
5. Полисемия (многозначность) (воткнуть нож в
спину).
6. Ошибочная номинативная подмена (патент –
это очень больной человек; мед – хороший
препарат от простуды).
7. Несравнимые понятия (это стул деревянный, а
тот коричневый).
8. Сравнение вместо определения (дюйм – это как
у нас спичечный коробок).

19. Перечень ошибок вследствие неточного определения и деления понятий

9. Отрицание вместо определения (русские – это не
кавказцы; хотеть – не значит уметь).
10. Ошибочное основание разделения (мальчики и
девочки различаются цветом волос; дураки и умные
различаются по социальному происхождению;
женщины романтичнее мужчин).
11. Смешение существенного со случайным (Доктор
наук, а гвоздя забить не умеет! Что мне ваше
христианское учение, у вас вон батюшки пьяные на
мерседесах ездят! Батюшка рассказывает нам о
духовном и в носу ковыряет).

20. Перечень ошибок вследствие неточного определения и деления понятий

12. Называние рода вместо вида (Каждый
порядочный человек может быть хорошим
мужем).
13. Называние вида вместо рода (Ротвеллер –
друг человека).
14. Отдаленный род вместо ближайшего рода
(Лев относится к семейству млекопитающих).
15. Переход в другой род (акулы, киты и другие
крупные рыбы).
16. Соположение вместо подчинения (народные
ремесла, резьба по дереву и вышивка;
литература и искусство).

21. II. Ошибки в процедуре доказательства

1. Первичная ложь (Все мелаллы по своему
агрегатному состоянию твердые; благородство
– признак аристократического происхождения).
2. Ошибка из-за неправильного допущения.
3. Подмена тезиса.
4. Учетверение термина (в силлогизме должно быть
не более 3-х соотносящихся между собой понятий).
5. Ошибка в среднем термине силлогизма (средний
термин силлогизма в одни аргументы входит с
ограничением, а в другие – без ограничений).
6. Игнорирование необходимого условия.
7. Предвосхищение основания.

22. Ошибки в процедуре доказательства

8. Гистерон-протерон (более позднее становится
более ранним; родовая ошибка по отношению к
видовой – предвосхищению основания).
9. Незаконные посылки.
10. Ошибка большей посылки.
11. Заключение о целом по части.
12. Заключение о части по целому.
13. От возможного к действительному.
14. Избыточность доказательств.
15. Ошибка последнего основания.

23. Ошибки в процедуре доказательства

16. Аргумент вне области обсуждаемого
вопроса.
17. Аргументация ложными суждениями.
18. Аргументация недостоверного
недостоверным.
19. Порочный круг.
20. Смешение нескольких вопросов в одном.
21. Смешение причины и следствия.

24. Практическое задание

Определите, какие виды логических ошибок (по Е. В. Клюеву)
допущены в следующих примерах:
Пример 1: Книги, которые Сергей читал, были сходны с его
мыслями.
Пример 2: В речке можно ловить карасей. Любителям грибов
и ягод тоже здесь раздолье.
Пример 3: При всей своей неброской внешности он обладал
поразительной памятью.
Пример 4: Все сдали экзамен. Не сдал только Юра Задорнов.
Пример 5: Павел перестал пить, курить, стал приходить
домой рано, читать книги. Мать сразу поняла, что с ним
творится что-то неладное.

25. Практическое задание

Пример 6: В этом году при плане 50 га бригада
собрала и сдала в аптеку 100 кг плодов
шиповника.
Пример 7: Знание правил дорожного движения
должно быть одной из составных частей,
определяющих интеллектуал человека.
Пример 8: По данным ЗАГС, увеличилось число
разводов. Причем расторгают браки молодые
семьи. В чем же секрет семейного счастья?

26. Практическое задание

Пример 9: Педагоги училища думают о будущем:
выпускают не менее одаренных специалистов.
Пример 10: Притягивает взгляд нетканый гобелен … В
центре автор соткала герб …
Пример 11: Изменилась информационная политика
компании. Но неизменной осталась информационная
деятельность.
Пример 12: Пенсия у меня хорошая, но маленькая.
Пример 13: В лаборатории студенты синтезировали
органические вещества, спирт и карбоновые кислоты.

27. Практическое задание

Пример 14: Один дюйм – это как спичечный
коробок.
Пример 15: У марсиан было больше пальцев,
что приводило Комиссарова в восторг: это же
какие из них отличные машинисты вышли бы!
Пример 16: Как и любой афроамериканец, он
отлично играл в футбол.

28. Практическое задание

Пример 17: На фотографии мама еще учится в
школе.
Пример 18: Шум дождя каплет по земле.
Пример 19: Я живу на восьмом этаже. Слева
от меня – продуктовый магазин.
Пример 20: Когда мы достигли стадии зрелого
социализма, то поняли, что социализм в нашей
стране еще не построен.

29.

СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Презентация на тему «Логические ошибки как следствие нарушения законов логики»

  • Скачать презентацию (0.84 Мб)


  • 14 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему «Логические ошибки как следствие нарушения законов логики». Содержит 21 слайда. Скачать файл 0.84 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    21

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Логические ошибки как следствие нарушения законов логики

    Слайд 1

    Логические ошибки как следствие нарушения законов логики

    Работу выполнил студент 1-го курса: Чайка Иван

  • Слайд 2

    Нарушение закона тождества

  • Слайд 3

    Несопоставимые понятия(логический скачок)

    — Вовочка, ты посмотри на свои оценки и на своих одноклассников! Это ведь просто тихий ужас!
    — Это несопоставимые понятия, Ангелина Ивановна.Вам следовало бы сказать: «Вовочка, ты посмотри на свои оценки и на оценки своих одноклассников».

  • Слайд 4

    Логический скачок

    На концерте присутствовало множество знаменитостей: актёры, музыканты, художники, политики, сантехники и Вася Пупкин тоже там был
    (скрещивающиеся понятия).
    Попытайтесь если не помочь ребенку, то хотя бы внимательно, с пониманием выслушать, а именно, не отвечайте грубостью на грубость подростка
    (смешение понятий).

  • Слайд 5

    Подмена понятия

    Евгения Леопольдовна наслаждалась сладостью послевкусия зараз проглоченной шоколадки.
    ………………………………………….Евгения Леопольдовна наслаждалась сладостным послевкусием зараз проглоченной шоколадки.

  • Слайд 6

    Повествовательный алогизм

    Евгения Леопольдовна наслаждалась сладостным послевкусием зараз проглоченной шоколадки.
    Евгения Леопольдовна наслаждалась сладостнымпослевкусиемзараз проглоченной шоколадки.

  • Слайд 7

    Подмена понятия в следствии речевой недостаточности

    Сдаётся двухкомнатная квартира с женщиной и ребёнком.
    …………………………………………………………………………. Сдаётся комната в двухкомнатной квартире. В одной из комнат проживает женщина с ребёнком.

  • Слайд 8

    Амфиболия

    Если сын депутата Епифанцева не будет садиться за руль подшофе и сбивать пешеходов, как в прошлом году, его папа подарит ему безлимитный техосмотр.
    …………………………………………………………………………………. Если сын депутата Епифанцева не будет садиться за руль подшофе и сбивать пешеходов, как в прошлом году, его папа подарит ему безлимитный техосмотр.

  • Слайд 9

    Расширение и сужение понятия. Использование родового наименования вместо видового( и наоборот).

    Максим Петрович ездит на работу на своём автотранспорте.Каждый родитель должен заботиться о своём сыне.
    Максим Петрович ездит на работу на своём автомобиле. Каждый родитель должен заботиться о своём ребёнке.

  • Слайд 10

    Леонардо Да Винчи не был фашистом, ведь он был родом из Италии.

  • Слайд 11

    Несоответствие посылки и следствия
    «Намного» логичнее выглядит предложение:«АдрианоЧелентано(исправлен анахронизм) не был фашистом, хотя он и родом из Италии».

  • Слайд 12

    Нарушение цепной связи предложений (логический скачок)

    ……………………………………………………………………………………..Заведение уже много лет как пустовало.Но когда-то в его залах яблоку негде было упасть. На стенах висели дорогие картины, столы ломились от выпивки и закусок, а танцпол не знал ни минуты покоя. Сейчас же не осталось ничего, что могло бы напомнить о том золотом времени.
    Заведение уже много лет как пустовало.На стенах висели дорогие картины, столы ломились от выпивки и закусок, а танцпол не знал ни минуты покоя. Сейчас же не осталось ничего, что могло бы напомнить о том золотом времени.

  • Слайд 13

    Логические дефекты речи

    Речевые излишества на основе плеоназма: самый лучший, толпа людей, сжатый кулак, идти пешком, в общем и целом.Плеоназм как грубая логическая ошибка: своя автобиография (авто и есть своя), памятный сувенир (сувенир – подарок на память), период времени (период – промежуток времени), прейскурант цен (прейскурант – текущая цена).

  • Слайд 14

    Нарушение закона противоречия

  • Слайд 15

    В ходе соревнования по поеданию булочек с повидлом, проходившего в селе Нижнеборовское в это воскресенье, участник под номером девять, Геннадий Есталюб, съел наибольшее количество булочек за, возможно, всю историю булочек, завоевав таким образом: золото, разрыв желудка и путёвку в морг.Столь же высокие результаты показал серебряный призёр состязания, французский спортсмен, Джованни Хрюк, съев булочек не меньше чем Геннадий.

  • Слайд 16

    В ходе соревнования по поеданию булочек с повидлом, проходившего в селе Нижнеборовское в это воскресенье, участник под номером девять, Геннадий Есталюб, съелнаибольшее количество булочек за, возможно, всю историю булочек, завоевав таким образом: золото, разрыв желудка и путёвку в морг. Столь же высокие результаты показал серебряный призёр состязания, французский спортсмен, Джованни Хрюк, съев булочек не меньше чем Геннадий.

  • Слайд 17

    Нарушение закона исключённого третьего

  • Слайд 18

    Все студенты приготовили зачётки. А Коля Ковырнос не приготовил её, ибо ждал особого приглашения.
    Все студенты приготовили зачётки. А Коля Ковырнос не приготовил её, ибо ждал особого приглашения.

  • Слайд 19

    Нарушение закона достаточного основания

  • Слайд 20

    Суп сегодня не удался, ведь сам повар не стал его есть.Курить бросить легко. Я сам бросал тысячу раз.(с) Марк Твен
    Суп сегодня не удался, ведь сам повар не стал его есть( Тезис недостаточно обоснован).Курить бросить легко. Я сам бросал тысячу раз.(с) Марк Твен(Основание опровергает тезис)

  • Слайд 21

    Спасибо моим родителям за то, что они дали миру меня

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: "Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков

Презентация: Компьютерные игры. Играть или не играть?

Презентация: Николай 2

Презентация: «Ионыч» А.П. Чехов - анализ

Презентация: Творчество В.Высоцкого

Презентация: РАБОТА РЕДАКТОРА НАД ФАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

Презентация: Повесть Альберта Анатольевича Лиханова «Чистые камушки»:аргументация

Презентация: ЮРИДИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Презентация: Номер школьной газеты

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Да здравствует логика! Речевое оформление сочинения-рассуждения или откуда берутся логические ошибки? Учитель: Милькова О.В.

Да здравствует логика!

Речевое оформление сочинения-рассуждения или откуда берутся логические ошибки?

Учитель: Милькова О.В.

Помните! При написании сочинения-рассуждения учащиеся должны не только уметь рассуждать на заданную тему, но и логично и убедительно излагать свои мысли. Логичность создаваемого текста обеспечивается соблюдением 4 основных законов логики.

Помните!

  • При написании сочинения-рассуждения учащиеся должны не только уметь рассуждать на заданную тему, но и логично и убедительно излагать свои мысли.
  • Логичность создаваемого текста обеспечивается соблюдением 4 основных законов логики.

Основные законы логики Закон тождества  - требует, чтобы предмет мысли ( то есть то, о чём говорится в тексте) оставался неизменным на протяжении всего текста. Важно проверять себя вопросом: « О чём я пишу?» Закон противоречия - не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает, а другое это же отрицает.

Основные законы логики

  • Закон тождества — требует, чтобы предмет мысли ( то есть то, о чём говорится в тексте) оставался неизменным на протяжении всего текста. Важно проверять себя вопросом: « О чём я пишу?»
  • Закон противоречия — не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает, а другое это же отрицает.

Основные законы логики Закон исключённого третьего – гласит, что из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, а другое ложно, третьего не дано. Закон достаточного основания – требует, чтобы всякое суждение-вывод имело бы достаточное основание.

Основные законы логики

  • Закон исключённого третьего – гласит, что из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, а другое ложно, третьего не дано.
  • Закон достаточного основания – требует, чтобы всякое суждение-вывод имело бы достаточное основание.

Запомните! Чтобы ваше сочинение было логичным, важно соблюдать эти законы.

Запомните!

Чтобы ваше сочинение было логичным, важно соблюдать эти законы.

Типы логических ошибок:  Противоречивое высказывание Это когда в одном или соседних предложениях содержится два утверждения , которые исключают друг друга.  Пример: Невозможно однозначно и точно определить смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать». Своим названием поэт утверждает, что 12 красногвардейцев – это 12 апостолов новой веры.

Типы логических ошибок: Противоречивое высказывание

Это когда в одном или соседних предложениях содержится два утверждения , которые исключают друг друга.

Пример: Невозможно однозначно и точно определить смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать». Своим названием поэт утверждает, что 12 красногвардейцев – это 12 апостолов новой веры.

2. Потеря (подмена) тезиса . Это когда пишущий перескакивает с одной темы на другую. Пример: В своём творчестве Н. Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом – это священная обязанность, долг. А долги надо отдавать, не зря говорится: «Долг платежом красен».

2. Потеря (подмена) тезиса .

Это когда пишущий перескакивает с одной темы на другую.

Пример: В своём творчестве Н. Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом – это священная обязанность, долг. А долги надо отдавать, не зря говорится: «Долг платежом красен».

3. Деление (классификация) не по одному логическому основанию. Происходит нарушение классификации. Пример: Островский изображал в своих пьесах купчих, мещанок, просто женщин.

3. Деление (классификация) не по одному логическому основанию.

Происходит нарушение классификации.

Пример: Островский изображал в своих пьесах купчих, мещанок, просто женщин.

4. Противопоставление однородных понятий. Происходит нарушение антонимических связей. Пример: Автор не только убедительно, но и с большой художественной силой показывает причины поражения французов в войне 1812 года.  (Эти явления не являются противоположными).

4. Противопоставление однородных понятий.

Происходит нарушение антонимических связей.

Пример: Автор не только убедительно, но и с большой художественной силой показывает причины поражения французов в войне 1812 года.

(Эти явления не являются противоположными).

5. Нарушение причинно-следственной связи. Пример: Вечный огонь в память о погибших героях будет гореть всегда, потому что мы всегда будем приходить сюда. (Вечный огонь горит не потому, что мы приходим к нему).

5. Нарушение причинно-следственной связи.

Пример: Вечный огонь в память о погибших героях будет гореть всегда, потому что мы всегда будем приходить сюда.

(Вечный огонь горит не потому, что мы приходим к нему).

6.Отсутствие перехода от одной мысли к другой. Пример: Сам Манилов живёт в созданном иллюзорном мире. Чичиков с первой же встречи завоевал симпатии и любовь Манилова. (Первое предложение логически не связано со вторым).

6.Отсутствие перехода от одной мысли к другой.

Пример:

Сам Манилов живёт в созданном иллюзорном мире. Чичиков с первой же встречи завоевал симпатии и любовь Манилова.

(Первое предложение логически не связано со вторым).

7. Вывод без достаточных для него оснований. Пример: В мире, где всё продаётся и всё покупается, нет места жалости. Ларису никто не жалеет, никто ей по-настоящему не сочувствует: ни мать, ни Паратов, ни Карандышев. Поэтому можно сказать, что Лариса - прямая и открытая девушка, а Островский изобразил её трагическую судьбу с особой любовью.

7. Вывод без достаточных для него оснований.

Пример:

В мире, где всё продаётся и всё покупается, нет места жалости. Ларису никто не жалеет, никто ей по-настоящему не сочувствует: ни мать, ни Паратов, ни Карандышев. Поэтому можно сказать, что Лариса — прямая и открытая девушка, а Островский изобразил её трагическую судьбу с особой любовью.

8. «Порочный круг» или объяснение без аргументов.  Пример: Описание природы у Пушкина очень точное и реалистичное, потому что он изображает природу правдиво и реалистично. (Повторяется тезис, а не приводится аргументация).

8. «Порочный круг» или объяснение без аргументов.

Пример:

Описание природы у Пушкина очень точное и реалистичное, потому что он изображает природу правдиво и реалистично.

(Повторяется тезис, а не приводится аргументация).

 Задания Найдите предложения с логическими ошибками и исправьте их: 1. О дальнейшей судьбе Печорина мы ничего не знаем, так как он погиб. 2. Скоморохи, актёры Древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства.

Задания

Найдите предложения с логическими ошибками и исправьте их:

1. О дальнейшей судьбе Печорина мы ничего не знаем, так как он погиб.

2. Скоморохи, актёры Древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства.

 Задания 3. Я понимаю, что слушателей интересует, кто же виновен в этих преступлениях? Виновные будут наказаны. Потому что ведётся следствие. 4. Жизнь Обломова проходит скучно и однообразно, потому что в его жизни нет разнообразия. 5. Это даже не нравственные, а просто общечеловеческие нормы.

Задания

3. Я понимаю, что слушателей интересует, кто же виновен в этих преступлениях? Виновные будут наказаны. Потому что ведётся следствие.

4. Жизнь Обломова проходит скучно и однообразно, потому что в его жизни нет разнообразия.

5. Это даже не нравственные, а просто общечеловеческие нормы.

 Задания 6. Разлука, расставание – частый мотив в лирике М. Цветаевой. Строки стихов о ревности трогают душу читателя ничуть не меньше, чем строки о разлуке. 7. Учитель Беликов, герой чеховского «Человека в футляре», преподаёт латынь и древнегреческий язык, к тому же он постоянно ходит в калошах и в тёмных очках.

Задания

6. Разлука, расставание – частый мотив в лирике М. Цветаевой. Строки стихов о ревности трогают душу читателя ничуть не меньше, чем строки о разлуке.

7. Учитель Беликов, герой чеховского «Человека в футляре», преподаёт латынь и древнегреческий язык, к тому же он постоянно ходит в калошах и в тёмных очках.

 Проверьте себя! 1. Содержится два противоречащих друг другу утверждения. Правильно: О дальнейшей судьбе Печорина ничего не говорится. 2. Объединяются как однородные понятия конкретные действия и абстрактные. Правильно : В своих прибаутках и потешках они выражали интересы трудового крестьянства.

Проверьте себя!

1. Содержится два противоречащих друг другу утверждения.

Правильно: О дальнейшей судьбе Печорина ничего не говорится.

2. Объединяются как однородные понятия конкретные действия и абстрактные.

Правильно : В своих прибаутках и потешках они выражали интересы трудового крестьянства.

 Проверьте себя! 3. Нарушена причинно-следственная связь. Правильно: Ведётся следствие, и, вероятно, виновные будут найдены и наказаны. 4. В качестве аргумента используется само утверждение. 5. Здесь ошибочно разделены однородны понятия. Правильно: Это общечеловеческие нравственные нормы. 6,7. Нет логических переходов от одной мысли к другой.

Проверьте себя!

3. Нарушена причинно-следственная связь.

Правильно: Ведётся следствие, и, вероятно, виновные будут найдены и наказаны.

4. В качестве аргумента используется само утверждение.

5. Здесь ошибочно разделены однородны понятия.

Правильно: Это общечеловеческие нравственные нормы.

6,7. Нет логических переходов от одной мысли к другой.

 Желаю успехов! Литература: Кашникова И. В., Попова Т. В. Сочинение- это просто! Пособие для абитуриентов, школьников, учителей: Стратегии и тактики написания сочинения-рассуждения. / Под редакцией доктора филологических наук Т. В. Поповой. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004.

Желаю успехов!

Литература:

Кашникова И. В., Попова Т. В. Сочинение- это просто! Пособие для абитуриентов, школьников, учителей: Стратегии и тактики написания сочинения-рассуждения. / Под редакцией доктора филологических наук Т. В. Поповой. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004.

Логические ошибки в доказательстве

Ошибки относительно тезиса

Подмена тезиса: один тезис умышленно или неумышленно подменяют другим и начинают этот новый тезис доказывать или опровергать.

Довод к человеку: ошибка состоит в подмене доказательства самого тезиса ссылками на личные качества того, кто выдвинул этот тезис.

Логические ошибки в доказательстве

Ошибки относительно аргументов

Ложность оснований: В качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, которые выдают или пытаются выдать за истинные.

Предвосхищение оснований: Аргументы не доказаны, а тезис опирается на них. Недоказанные аргументы только предвосхищают, но не доказывают тезис.

Порочный круг: ошибка состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом.

Логические ошибки в доказательстве

Ошибки относительно демонстрации

Мнимое следование: отсутствие логической связи между аргументом и тезисом.

От сказанного с условием к сказанному безусловно: аргумент, истинный при определенных условиях, рассматривается безотносительно к этим условиям.

От собирательного смысла к разделительному: то, что верно относительно сказанного в собирательном смысле, рассматривается как аргумент относительно сказанного и в разделительном смысле.

СОФИЗМЫ

Софизм представляет собой рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению. Софизм является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение.

Заключение

Доказательство является необходимым и наиболее сложным этапом мыслительного процесса. Его

использование в различных видах практической

деятельности предполагает глубокое знание и умение применять умозаключения, правила

вывода умозаключений, несоблюдение которых

(осознанно или неосознанно) приводит к невозможности получить человеком истинные знания о действительности. Знание законов логики и умение использовать их на практике необходимы

любому человеку. Именно эти знания и умения

позволят ему строить убедительные конструкции, избегать ошибок, выявлять софизмы. Знание и

использование законов логики даёт человеку

большое преимущество.

Список использованной литературы

Брутян Г.А. Аргументация. Вопросы философии.1982. №11

Маковельский А.О. Софисты

Гетманова А.Д. Учебник по логике

Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка

Павлов И.П. Избранные произведения

Шопенгауэр А. Эристическая диалектика

Спасибо за внимание

Соседние файлы в папке 5323

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    17.04.2015362.2 Кб12елизарова.odp

  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Презентация на тему лингвистические ошибки вокруг нас
  • Презентация на тему грамматические ошибки
  • Презентация лексические ошибки 10 класс
  • Презентация исправь ошибки 2 класс
  • Презентация исправление реестровой ошибки