Презентация на тему стилистические ошибки


1


Стилистические ошибки и их виды.


2


Стилистические ошибки и их типы


3


Если человек стремится в полной мере овладеть всеми возможностями языка, принадлежать к элитарному типу речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать не только орфографических, пунктуационных, орфоэпических и т.д., но и стилистических ошибок. Если человек стремится в полной мере овладеть всеми возможностями языка, принадлежать к элитарному типу речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать не только орфографических, пунктуационных, орфоэпических и т.д., но и стилистических ошибок. Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности. Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.


4


Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами русского языка, наиболее распространены следующие: Тип ошибки Примеры Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов. Строители работали на стройке в течение месяца. Онегин получил поверхностное домашнее образование. Онегин умел только говорить по-французски и танцевать мазурку. Плеоназмы, то есть словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент. Дорога каждая минута времени (минута связана с понятием времени). Соревнования намечены на апрель месяц (в слове апрель уже заключено понятие месяца). Тавтология, то есть тождесловие: а) повторение сказанного иными словами; Авторские слова – это слова автора. Удар был внезапным и неожиданным. б) повторение однокоренных слов. Соединить воедино; приближаться всё ближе; удаляться всё дальше. Многословие, вызванное использованием универсальных слов, то есть слов, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях (дело, факт, вопрос, задача и др.). Дело повышения дисциплины обсуждено на заседании правления завода. Многословие, вызванное расщеплением сказуемого, то есть заменой глагола сочетанием глагола с самым широким и неопределённым значением (поднять, обеспечить, получить и т.д.) и отглагольного существительного (если это не диктуется спецификой стиля). Ср.: Рабочие приняли решение произвести ремонт трактора в кратчайшие сроки. – Рабочие решили отремонтировать трактор в кратчайшие сроки. Употребление штампов, то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением и стёртой экспрессивностью. Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человека в этом мире. Они отдали свою жизнь за светлое будущее человечества.


5


Среди ошибок, связанных с недостаточно развитым языковым стилистическим чутьём, наиболее распространены следующие: Тип ошибки Примеры Стилистически немотивированное использование экспрессивных средств (эпитетов, сравнений и др.). Баллада Жуковского звенит как колокольчик. Титанические усилия учителей принесли свои плоды: успеваемость учеников явно возросла в прошлом году. Смешение разностильной лексики, в частности, немотивированное использование разговорной или книжной лексики. Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не родня (слово не мотивировано не только по смыслу, но и стилистически – оно относится к разговорной лексике). Неблагозвучие, которое создается скоплением гласных, шипящих и т.д. А у Андрея Болконского… Это величайшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее человечества. Нарушение общей функционально-стилевой целостности произведения. Например, тема сочинения требует эмоционального выражения своих впечатлений, а воплощена она сухим научным или канцелярским стилем.


6


Различные типы стилистических ошибок могут обыгрываться в речи, в частности, в художественных текстах. Так, в «Сказке о тройке» А. и Б. Стругацких высмеивается страсть чиновников к составлению ненужных памяток, инструкций. На двери лифта висело объявление, в котором сообщалось, что там «нельзя заниматься сном и совершать подпрыгивание». В данном случае обыгрывается не только абсурдность содержания инструкции, но и канцелярский приём расщепления сказуемого: спать – заниматься сном, подпрыгивать – заниматься подпрыгиванием. Стилистические ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их. Вот почему необходимо тщательно следить за своей речью и с этой точки зрения Стилистическими ошибками называют нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций. Стилистическая ошибка это неправильное употребление слова и (или) неправильное построение предложения. Здесь расположена сводная таблица основных стилистических ошибок с примерами. А далее представлены наиболее распространенные стилистические ошибки:Здесь


7


1. Неразличение паронимов. Паронимы (сходные по смыслу слова) часто употребляются неправильно. В качестве примеров можно привести следующие пары: отличие (чего-то от чего-то) различие (между чем-то и чем-то), усвоить освоить (второе употребляется в значении более высокой степени проявления действия), равный (одинаковый) ровный (без выступов, неровностей), предоставить (отдать в пользование) Паронимы представить (предъявить), языковый (от языка в значении орган) языковой (от языка в значении речь) и многие другие. 2. Плеоназм речевое излишество, вкрапление слов, ненужных со смысловой точки зрения. Плеоназм можно сравнить с наукообразием способом наведения «ученого» лоска на простые в своей основе вещи. В просторечье «наукой» часто называют нечто непонятное без специального образования, а наукообразным называют способ изложения, затрудняющий восприятие материала. Плеонастический текст, наоборот, может преследовать цель более подробного объяснения и описания какого-либо явления, процесса, оборудования и т. д., однако фактически ветвистые и отвлеченные рассуждения только затрудняют понимание сути.Плеоназм В некоторых случаях уточнения все же необходимы. Так, в первых двух примерах, расположенных ниже, если из контекста не ясно, о каких именно примерах и объекте идет речь, уточнения типа «имеющиеся в таблице» и «уже существующего» уместны. Главное, чтобы описательная избыточность не вошла в привычку. Часто плеоназм формируется с помощью «слов-паразитов»: некий, правильный и т. д. Если проговорить фразу без сомнительного слова, становится очевидным, что оно лишнее.


8


Чтобы избежать плеоназма, необходимо отсечь все лишнее. Достаточно следовать простейшему правилу: если какое-либо слово можно вычеркнуть из текста без снижения качества (во всех смыслах), то это следует сделать. Ниже приведено несколько примеров (жирным шрифтом выделены слова, которые можно и нужно убрать): Примеры, имеющиеся в таблице, показывают… (Примеры показывают…); После обновления уже существующего объекта… (После обновления объекта…); Операция это способ, которым выполняется действие… (Операция способ выполнения действия…); Метод некоторая совокупность операций… (Методом является совокупность операций…); Построение модели в соответствии с известными правилами… (Построение модели по правилам…); Для того чтобы обеспечить… (Чтобы обеспечить…).


9


3. Тавтология. Тавтологией называется определение, повторяющее в иной форме ранее сказанное. Тавтология легко обнаруживается при чтении текста вслух. К непомерно часто употребляемым словам обычно относятся который, чтобы и можно. Вообще, для появления одного и того же слова дважды в одном абзаце должны быть весьма серьезные причины. Наглядный пример тавтологии:Тавтология Неверно: Наряду с этими признаками имеется и ряд других… Верно: Наряду с этими признаками имеются и другие Выбор форм множественного и единственного числа. Часто возникают проблемы употребления единственного или множественного числа. В последнее время все чаще используется согласование по смыслу: если имеется в виду единое целое, то используется единственное число, а если требуется подчеркнуть отдельные предметы множественное. Примерами правильного употребления являются сочетания: Два и более варианта; Три и более форм; Выберите любое поле или число (род одинаковый); Выберите любые цифру или число (род разный); Имеется несколько вариантов; Имеются некоторые варианты.


10


5. Согласование слов в предложении. Часто возникают ошибки согласования слов в предложении, особенно это касается управления глаголами. Ниже приведены некоторые примеры: Неверно: Данный раздел рассказывает об открытии, работе и сохранении документа; Верно: В данном разделе описаны процедуры открытия и сохранения документов, а также работы с ними. Неверно: Для того чтобы остаться в лидерах, критическим является выбор правильной системы пробной цветной печати; Верно: Чтобы остаться лидером, важно правильно выбрать систему пробной цветной печати. 6. Создание отглагольных существительных. Следует с осторожностью создавать отглагольные существительные. Многие из механически созданных слов отсутствуют в словаре, и их употребление считается неграмотным (упорядочить упорядочение, а не упорядочивание; свернуть свертывание, а не сворачивание и т.д.). Кроме того, увлечение отглагольными существительными ухудшает стиль (открытие файла как открытие Америки).


11


7. Нанизывание одинаковых форм. Следует избегать нанизывания одинаковых падежных форм, например с помощью слов чтобы и который: Неверно: Для выполнения задачи расстановки индексов значений… Верно: Чтобы расставить индексы значений… Неверно: С целью избежания возможности возникновения опасности… Верно: Чтобы избежать возникновения опасности… Неверно: Газ, вызывающий глобальное потепление, представляющее реальную угрозу… Верно: Газ, вызывающий глобальное потепление, которое представляет реальную угрозу Стилистической ошибкой может быть также оксюморон (сочетание слов с противоположным значением), если только противоречие не используется намеренно для создания особого стилистического эффекта.оксюморон


12


Стилистико- синтаксические ошибки в русском языке Стилистико-синтаксические ошибки это нарушение связи между членами предложения. Стилистико-синтаксические ошибки это нарушение связи между членами предложения. 1. Нарушение связи между членами простого предложения: 1. Нарушение связи между членами простого предложения: Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Неправильно: Выставка-просмотр открыт ежедневно. Правильно: Выставка-просмотр открыта ежедневно. Неправильно: Несколько ребят вышли из леса. Правильно: Несколько ребят вышло из леса. Неправильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими оказали огромное влияние на мировоззрение Павла. Правильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими оказала огромное влияние на мировоззрение Павла. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Неправильно: Выставка-просмотр открыт ежедневно. Правильно: Выставка-просмотр открыта ежедневно. Неправильно: Несколько ребят вышли из леса. Правильно: Несколько ребят вышло из леса. Неправильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими оказали огромное влияние на мировоззрение Павла. Правильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими оказала огромное влияние на мировоззрение Павла.


13


Падежное несогласование имен Неправильно: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской. Правильно: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненных неизбывной тоской. Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом Неправильно: Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англия, Франция, Италия. Правильно: Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии. Сочетание в качестве однородных членов инфинитива и существительного: Неправильно: Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей. Правильно: Эта книга научила меня честности, смелости и уважению к друзьям.


14


Общее зависимое слово при однородных членах предложения, имеющих разное управление Неправильно: Трест организовал и руководит предприятиями. Правильно: Трест организовал предприятия и руководит ими. Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов Неправильно: Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры. Правильно: Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры. Пропуск необходимых слов Неправильно: Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол. Правильно: Владик кое-как прибил доску и побежал играть в волейбол. Нарушение границ предложения (правило нестрогое, нарушения могут диктоваться стилевыми особенностями) Пример: Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. Лучше: Охотник положил ружьё, привязал собаку и пошёл к зверю.


15


2. Нарушение связи между членами сложного предложения: Загромождение сложного предложения придаточными Пример: Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного. Лучше: Врачи считают болезнь настолько серьёзной, что приходится опасаться за жизнь больного. Разнотипность частей сложного предложения Неправильно: В докладе выдвинуто два положения: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) роль в этой работе широких слоёв интеллигенции. Правильно: В докладе выдвинуто два положения: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) большую роль в этой работе играют широкие слои интеллигенции (или: необходимо вовлечь в эту работу широкие слои интеллигенции). Смешение главного и придаточного предложения Неправильно: Последнее, на чём я остановлюсь, это на вопросе о Ленском. Правильно: Последнее, на чём я остановлюсь, это вопрос о Ленском.


16


Неправильное совмещение простого и сложного предложения Неправильно: Пьеса разоблачает «тёмное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. Правильно: Пьеса разоблачает «тёмное царство», показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. Неправильное объединение причастного оборота и придаточного определительного предложения Неправильно: На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал. Правильно: На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал. Отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного Неправильно: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который (дом или Чацкий?) сейчас где-то путешествует. Правильно: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует.


17


Неоправданное повторение одинаковых союзов Пример: Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему. Лучше: Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему. Неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов Пример: Он считал, что будто мы его неправильно поняли. Лучше: Он считал, что мы его неправильно поняли (или Он считал, будто мы его неправильно поняли). Неверное употребление союзов и союзных слов Неправильно: Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение. Правильно: Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение. Смешение прямой и косвенной речи Неправильно: Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду. Правильно: Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам он обязательно перейдёт (или Корчагин твёрдо заявляет: «К будёновцам я обязательно перейду»).

Слайд 1

Бабу-ягу одолел нед у г: разболелся запломбир о ванный зуб. Никакие ср е дства не помогали, но старая вороже я знала рецепт одного сн а добья, которое уж точно должно было облегч и ть её страдания. Зн а х а рка взяла з у бч а тый к у хонный нож, накрошила в кастрюлю св ё клы, щавел я и вяленой к а мбал ы , добавила кедр о вых орешков и щеп о ть соли, налил а воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга принял а лекарство, и нед у г был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с т е фт е лями вкусным сл и вовым компотом и смотрела на за и ндев е вшие окна, вспоминая тёплые а вгуст о вские вечера. Проверка домашнего задания

Слайд 2

«Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А. И. Куприн

Слайд 3

Тема урока: «Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления»

Слайд 4

Выявить причины засорения языка; Выработать требования культуры речи; Выработка навыка видеть и исправлять недочёты стилистически неграмотной речи. Цели урока:

Слайд 5

Стиль — это разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определенными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями. Что такое стиль?

Слайд 6

Книжные: 1. Научный 2. Официально-деловой (деловой) 3. Газетно-публицистический (публицистический) 4. Художественный Стили речи: Всем книжным стилям противопоставлен разговорный стиль

Слайд 7

Характерные особенности функциональных стилей речи Стиль Основная функция Сфера применения Форма речи Жанры Научный информативная наука письменная научные статьи и справочники Официально-деловой информативная право письменная документы: заявления, объявления, ходатайства Публицисти-ческий информативная и функция воздействия идеология и политика письменная и устная газетные и журнальные статьи, публичные выступления Художест-венный эстетическая и функция воздействия словесное искусство письменная рассказы, повести, романы, стихи, поэмы, баллады Разговорный обмен мыслями и чувствами при общении бытовая устная беседа, разговор

Слайд 8

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности . Что такое стилистические ошибки?

Слайд 9

Типы стилистических ошибок и их исправление

Слайд 10

В образе поэта мелькают черты Дельвига . Новый вариант В образе поэта прослеживаются черты Дельвига . Игнорирование значения слова

Слайд 11

Героев романа можно разделить на три части Новый вариант Героев романа можно разделить на три группы Двусмыслимость , не запланированная автором

Слайд 12

Мастер попадает в психологическую клинику Стравинского Новый вариант Мастер попадает в психиатрическую клинику Стравинского Смешение паронимов

Слайд 13

Грибоедов оказывается в каком-то роде новатором Новый вариант Грибоедов оказывается новатором Употребление слов-паразитов

Слайд 14

Базаров появляется в балахоне с кистями и бакенбардами Новый вариант Базаров появляется с нестриженными бакенбардами и в балахоне с кистями Неоднозначность смысловых отношений в словосочетании

Слайд 15

Из Петербурга едет Хлестаков , и этим он привлекателен для уездных дам Новый вариант Хлестаков едет из Петербурга , и этим он привлекателен для уездных дам Неправильный порядок слов

Слайд 16

Умирая от лихорадки , которой он заразился от мёртвого мужика, когда производил ему вскрытие, Одинцова навещает его Новый вариант Когда Базаров умирал от лихорадки , которой он заразился от трупа во время вскрытия, Одинцова навестила его Неправильно построенный обособленный оборот: деепричастный, сравнительный и др.

Слайд 17

Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от Скалозуба Новый вариант Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от речи Скалозуба Лексическая недостаточность предложения

Слайд 18

Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие в соотношении между добром и злом Новый вариант Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие между добром и злом Лексическая избыточность

Слайд 19

Поэма «Мертвые души» отличается от предыдущих произведений Гоголя: она имеет жанровое своеобразие. Поэма своеобразна. Своеобразны в ней и жанр, и композиция. Новый вариант Исправить текст невозможно Пустословие

Слайд 20

Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, коим считает приезд в Москву Новый вариант Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, каковым считает приезд в Москву Смешение стилей

Слайд 21

Элен пустая, как дворцы , в которых полумрак и тишина, нарушаемая только шуршанием мыши Новый вариант Исправить текст невозможно Сопоставление логически несопоставимых явлений

Слайд 22

1. Оскверняя Маргариту, Воланд помогает ей. 2. Некрасов доказал, что народу есть, что показать окружающим 3. По наказанию отца Гринёв едет в захолустную Белгородскую крепость 4. Скупка мёртвых душ была типа распространённой аферой. 5. Поцелуй Фенечки – безнравственный поступок. 6. Нигилизм – это отрицание того, чем живет, на мой взгляд, нормальный человек 7. Он вошел в квартиру старухи-процентщицы, проведя там полчаса 8. Из-за своей мелочности и корыстности помещики становятся соучастниками Чичикова 9. Писатель старается показать, а главное, раскрыть внутренний мир и характер героя 10. Состояние природы вдохновляло поэта во время осеннего сезона Исправьте стилистические ошибки

Слайд 23

1. Произведения классической литературы Откуда черпать знания литературного языка?

Слайд 24

2. Словари

Презентацию на тему «Ошибки стилистики русского языка»
(11 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 22 слайд(ов).

Тема урока: «Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления»

Слайд 1

Тема урока: «Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления»

Выявить причины засорения языка; Выработать требования культуры речи; Выработка навыка видеть и исправлять недочёты стилистически неграмотной речи. Цели урока:

Слайд 2

Выявить причины засорения языка; Выработать требования культуры речи; Выработка навыка видеть и исправлять недочёты стилистически неграмотной речи.

Цели урока:

Стиль - это разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определенными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям языка, которые соотносятся с другим

Слайд 3

Стиль — это разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определенными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.

Что такое стиль?

Книжные: 1. Научный 2. Официально-деловой (деловой) 3. Газетно-публицистический (публицистический) 4. Художественный. Стили речи: Всем книжным стилям противопоставлен разговорный стиль

Слайд 4

Книжные: 1. Научный 2. Официально-деловой (деловой) 3. Газетно-публицистический (публицистический) 4. Художественный

Стили речи:

Всем книжным стилям противопоставлен разговорный стиль

Характерные особенности функциональных стилей речи

Слайд 5

Характерные особенности функциональных стилей речи

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности. Что такое стилистические ошибки?

Слайд 6

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.

Что такое стилистические ошибки?

Типы стилистических ошибок и их исправление

Слайд 7

Типы стилистических ошибок и их исправление

В образе поэта мелькают черты Дельвига. Новый вариант В образе поэта прослеживаются черты Дельвига. Игнорирование значения слова

Слайд 8

В образе поэта мелькают черты Дельвига. Новый вариант В образе поэта прослеживаются черты Дельвига.

Игнорирование значения слова

Героев романа можно разделить на три части Новый вариант Героев романа можно разделить на три группы. Двусмыслимость, не запланированная автором

Слайд 9

Героев романа можно разделить на три части Новый вариант Героев романа можно разделить на три группы

Двусмыслимость, не запланированная автором

Мастер попадает в психологическую клинику Стравинского Новый вариант Мастер попадает в психиатрическую клинику Стравинского. Смешение паронимов

Слайд 10

Мастер попадает в психологическую клинику Стравинского Новый вариант Мастер попадает в психиатрическую клинику Стравинского

Смешение паронимов

Грибоедов оказывается в каком-то роде новатором Новый вариант Грибоедов оказывается новатором. Употребление слов-паразитов

Слайд 11

Грибоедов оказывается в каком-то роде новатором Новый вариант Грибоедов оказывается новатором

Употребление слов-паразитов

Базаров появляется в балахоне с кистями и бакенбардами Новый вариант Базаров появляется с нестриженными бакенбардами и в балахоне с кистями. Неоднозначность смысловых отношений в словосочетании

Слайд 12

Базаров появляется в балахоне с кистями и бакенбардами Новый вариант Базаров появляется с нестриженными бакенбардами и в балахоне с кистями

Неоднозначность смысловых отношений в словосочетании

Из Петербурга едет Хлестаков, и этим он привлекателен для уездных дам Новый вариант Хлестаков едет из Петербурга, и этим он привлекателен для уездных дам. Неправильный порядок слов

Слайд 13

Из Петербурга едет Хлестаков, и этим он привлекателен для уездных дам Новый вариант Хлестаков едет из Петербурга, и этим он привлекателен для уездных дам

Неправильный порядок слов

Умирая от лихорадки, которой он заразился от мёртвого мужика, когда производил ему вскрытие, Одинцова навещает его Новый вариант Когда Базаров умирал от лихорадки , которой он заразился от трупа во время вскрытия, Одинцова навестила его. Неправильно построенный обособленный оборот: деепричастный, ср

Слайд 14

Умирая от лихорадки, которой он заразился от мёртвого мужика, когда производил ему вскрытие, Одинцова навещает его Новый вариант Когда Базаров умирал от лихорадки , которой он заразился от трупа во время вскрытия, Одинцова навестила его

Неправильно построенный обособленный оборот: деепричастный, сравнительный и др.

Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от Скалозуба Новый вариант Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от речи Скалозуба. Лексическая недостаточность предложения

Слайд 15

Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от Скалозуба Новый вариант Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от речи Скалозуба

Лексическая недостаточность предложения

Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие в соотношении между добром и злом Новый вариант Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие между добром и злом. Лексическая избыточность

Слайд 16

Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие в соотношении между добром и злом Новый вариант Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие между добром и злом

Лексическая избыточность

Поэма «Мертвые души» отличается от предыдущих произведений Гоголя: она имеет жанровое своеобразие. Поэма своеобразна. Своеобразны в ней и жанр, и композиция. Новый вариант Исправить текст невозможно. Пустословие

Слайд 17

Поэма «Мертвые души» отличается от предыдущих произведений Гоголя: она имеет жанровое своеобразие. Поэма своеобразна. Своеобразны в ней и жанр, и композиция. Новый вариант Исправить текст невозможно

Пустословие

Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, коим считает приезд в Москву Новый вариант Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, каковым считает приезд в Москву. Смешение стилей

Слайд 18

Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, коим считает приезд в Москву Новый вариант Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, каковым считает приезд в Москву

Смешение стилей

Элен пустая, как дворцы, в которых полумрак и тишина, нарушаемая только шуршанием мыши Новый вариант Исправить текст невозможно. Сопоставление логически несопоставимых явлений

Слайд 19

Элен пустая, как дворцы, в которых полумрак и тишина, нарушаемая только шуршанием мыши Новый вариант Исправить текст невозможно

Сопоставление логически несопоставимых явлений

1. Оскверняя Маргариту, Воланд помогает ей. 2. Некрасов доказал, что народу есть, что показать окружающим 3. По наказанию отца Гринёв едет в захолустную Белгородскую крепость 4. Скупка мёртвых душ была типа распространённой аферой. 5. Поцелуй Фенечки – безнравственный поступок. 6. Нигилизм – это отр

Слайд 20

1. Оскверняя Маргариту, Воланд помогает ей. 2. Некрасов доказал, что народу есть, что показать окружающим 3. По наказанию отца Гринёв едет в захолустную Белгородскую крепость 4. Скупка мёртвых душ была типа распространённой аферой. 5. Поцелуй Фенечки – безнравственный поступок. 6. Нигилизм – это отрицание того, чем живет, на мой взгляд, нормальный человек 7. Он вошел в квартиру старухи-процентщицы, проведя там полчаса 8. Из-за своей мелочности и корыстности помещики становятся соучастниками Чичикова 9. Писатель старается показать, а главное, раскрыть внутренний мир и характер героя 10. Состояние природы вдохновляло поэта во время осеннего сезона

Исправьте стилистические ошибки

1. Произведения классической литературы. Откуда черпать знания литературного языка?

Слайд 21

1. Произведения классической литературы

Откуда черпать знания литературного языка?

2. Словари

Слайд 1

Описание слайда:

Тема урока:
«Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления»



Слайд 2

Описание слайда:

Цели урока:
Выявить причины засорения языка;
Выработать требования культуры речи;
Выработка навыка видеть и исправлять недочёты стилистически неграмотной речи.


Слайд 3

Описание слайда:

Что такое стиль?
Стиль — это разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определенными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.


Слайд 4

Описание слайда:

Стили речи:
Книжные:
1. Научный
2. Официально-деловой (деловой)
3. Газетно-публицистический (публицистический)
4. Художественный


Слайд 5

Описание слайда:

Характерные особенности функциональных стилей речи


Слайд 6

Описание слайда:

Что такое стилистические ошибки?
Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.


Слайд 7

Описание слайда:

Типы стилистических ошибок и их исправление


Слайд 8

Описание слайда:

Игнорирование значения слова
В образе поэта мелькают черты Дельвига.
Новый вариант
В образе поэта прослеживаются черты Дельвига.


Слайд 9

Описание слайда:

Двусмысленность, не запланированная автором
Героев романа можно разделить на три части
Новый вариант
Героев романа можно разделить на три группы


Слайд 10

Описание слайда:

Смешение паронимов
Мастер попадает в психологическую клинику Стравинского
Новый вариант
Мастер попадает в психиатрическую клинику Стравинского


Слайд 11

Описание слайда:

Употребление слов-паразитов
Грибоедов оказывается в каком-то роде новатором
Новый вариант
Грибоедов оказывается новатором


Слайд 12

Описание слайда:

Неоднозначность смысловых отношений в словосочетании
Базаров появляется в балахоне с кистями и бакенбардами
Новый вариант
Базаров появляется в балахоне с кистями


Слайд 13

Описание слайда:

Неправильный порядок слов
Из Петербурга едет Хлестаков, и этим он привлекателен для уездных дам

Новый вариант

Хлестаков едет из Петербурга, и этим он привлекателен для уездных дам


Слайд 14

Описание слайда:

Неправильно построенный обособленный оборот: деепричастный, сравнительный и др.
Умирая от лихорадки, которой он заразился от мёртвого мужика, когда производил ему вскрытие, Одинцова навещает его
Новый вариант
Когда Базаров умирал от лихорадки , которой он заразился от трупа во время вскрытия, Одинцова навестила его


Слайд 15

Описание слайда:

Лексическая недостаточность предложения
Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от Скалозуба
Новый вариант

Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от речи Скалозуба


Слайд 16

Описание слайда:

Лексическая избыточность
Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие в соотношении между добром и злом

Новый вариант
Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие между добром и злом


Слайд 17

Описание слайда:

Пустословие
Поэма «Мертвые души» отличается от предыдущих произведений Гоголя: она имеет жанровое своеобразие. Поэма своеобразна. Своеобразны в ней и жанр, и композиция.

Новый вариант
Исправить текст невозможно


Слайд 18

Описание слайда:

Смешение стилей
Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, коим считает приезд в Москву

Новый вариант
Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, каковым считает приезд в Москву


Слайд 19

Описание слайда:

Сопоставление логически несопоставимых явлений
Элен пустая, как дворцы, в которых полумрак и тишина, нарушаемая только шуршанием мыши
Новый вариант
Исправить текст невозможно


Слайд 20

Описание слайда:

Исправьте стилистические ошибки
1. Оскверняя Маргариту, Воланд помогает ей.
2. Некрасов доказал, что народу есть, что показать окружающим
3. По наказанию отца Гринёв едет в захолустную Белгородскую крепость
4. Скупка мёртвых душ была типа распространённой аферой.
5. Поцелуй Фенечки – безнравственный поступок.
6. Нигилизм – это отрицание того, чем живет, на мой взгляд, нормальный человек
7. Он вошел в квартиру старухи-процентщицы, проведя там полчаса
8. Из-за своей мелочности и корыстности помещики становятся соучастниками Чичикова
9. Писатель старается показать, а главное, раскрыть внутренний мир и характер героя
10. Состояние природы вдохновляло поэта во время осеннего сезона


Слайд 21

Описание слайда:

Откуда черпать знания литературного языка?
1. Произведения классической литературы


Слайд 22

Описание слайда:

2. Словари
2. Словари


Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Стилистические ошибки

    1 слайд

    Стилистические ошибки

  • Как сказать в дружеской беседе фразу: 

Мне санировали кариозную полость.

    2 слайд

    Как сказать в дружеской беседе фразу:

    Мне санировали кариозную полость.

  • Как сказать в дружеской беседе фразу: 

На зеленых насаждениях появились перв...

    3 слайд

    Как сказать в дружеской беседе фразу:

    На зеленых насаждениях появились первые листочки, и мы пошли гулять в лесном массиве и загорать у водоема

  • Как написать книжным языком фразу героя произведения Ильфа и Петрова: 

Но ве...

    4 слайд

    Как написать книжным языком фразу героя произведения Ильфа и Петрова:

    Но ведь я же в порядке неимения жилплощади, – прошептал молодой человек. – Граждане!

  • Как написать книжным языком фразу: 

В целях компенсации морально-материально...

    5 слайд

    Как написать книжным языком фразу:

    В целях компенсации морально-материального ущерба музыканту пришлось расстаться с тысячей долларов.

  • Как написать книжным языком фразу: 

После дождя на ветках деревьев и на трав...

    6 слайд

    Как написать книжным языком фразу:

    После дождя на ветках деревьев и на траве блестели капли атмосферных осадков.

  • Как написать книжным языком фразу: 

При наступлении утра погода изменилась.

    7 слайд

    Как написать книжным языком фразу:

    При наступлении утра погода изменилась.

  • Как написать книжным языком фразу: 

А когда вечером они разогревали загус­те...

    8 слайд

    Как написать книжным языком фразу:

    А когда вечером они разогревали загус­тевшее за день — аж ложка стоит — варево, небо блистало в окнах ясными слезами звезд.

  • Как написать официально-деловым стилем фразу: 

Вам необходимо выделить сорок...

    9 слайд

    Как написать официально-деловым стилем фразу:

    Вам необходимо выделить сорок чело­век для погрузки морковки и картошки.

  • Как написать официально-деловым стилем фразу: 

Должности родителей: мама --...

    10 слайд

    Как написать официально-деловым стилем фразу:

    Должности родителей:
    мама — врач, папа — инженер.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Презентация на тему работа над ошибками
  • Презентация на тему ошибки при создании презентации
  • Презентация на тему логические ошибки
  • Презентация на тему лингвистические ошибки вокруг нас
  • Презентация на тему грамматические ошибки