Причастный оборот какие ошибки

Неправильное построение предложения с причастным оборотом


Неправильное построение предложения с причастным оборотом

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 373.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 373.

При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Наиболее распространенные из них представлены в данной статье. Также приведены примеры правильного использования причастных оборотов с примерами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.

Наиболее распространенные ошибки приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения предложений с причастным оборотом Примеры правильного построения предложений с причастным оборотом
Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.

Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус.

Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке.

Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на столе.

Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже Я весь день напевал услышанный в автобусе песенку.

Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа.

Я весь день напевал услышанную в автобусе песенку.

Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа.
+

Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота Маша принесла домой найденного котенка на улице.

В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет.

Маша принесла домой котенка, найденного на улице.

В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет.

Для выражения одновременных действий, причастие и глаголы в предложении должны быть одного вида и времени (кроме будущего) Женщина, играющая гостям на скрипке, сидела у окна.

Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой.

Женщина, игравшая гостям на скрипке, сидела у окна (играла и сидела).

Котенок, лежавший на коврике, наблюдал за хозяйкой (лежал и наблюдал).

В позиции перед определяемым словом причастный оборот не обособляется (исключение – если определяемое слово выражено личным местоимением); в позиции после определяемого слова – оборот выделяется запятыми с двух сторон Хлеб купленный в булочной очень понравился Саше.

Найденный в раздевалке, зонт мы вернули владельцу.

Хлеб, купленный в булочной, очень понравился Саше.

Найденный в раздевалке зонт мы вернули владельцу.

Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ Задача, решающаяся всем классом, была сложна.

Убирающийся воином в ножны клинок был сделан из прочной стали.

Задача, решаемая всем классом, была сложна.

Убираемый воином в ножны клинок, был сделан из прочной стали.

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Кира Матвеева

    6/7

  • Ирина Паращенко

    7/7

  • Дарья Кузнецова

    7/7

  • Лаура Джуккаева

    7/7

  • Андрей Малахов

    6/7

  • Даша Глухова

    6/7

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 373.


А какая ваша оценка?

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Задание 8. На­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том.

Какие на­ру­ше­ния в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том могут быть допущены? Как найти предложения с данными ошибками?

ПОДСКАЗКА.

Находим предложения, в которых есть причастия.

Как это сделать?

Причастия имеют суффиксы: —ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, — ем-, -им-, -ом-, а+нн-, -я+ нн-, -енн-, -т-.

Причастия легко заменить глаголом: читающая девочка (читает), построенный дом (построили).

Какие ошибки могут быть в предложениях с причастными оборотами?

  • Неверный падеж причастия.

Находим определяемое слово (главное) и задаём от него вопрос к причастию.

Детей, пишущими сочинение (ошибка).

Детей (каких?) пишущих сочинение.

  • Неправильное расположение определяемого слова.

Запомните: определяемое слово (от которого зависит причастие) должно стоять или ДО, или ПОСЛЕ причастного оборота, но не в нём.

Ошибка.

При­е­хав­шие род­ствен­ни­ки к нам в гости по­се­ли­лись на даче.

Верно.

определяемое слово Родственники (какие?), причастный оборот приехавшие к нам в гости, поселились на даче.

  • Неправильное расположение причастного оборота по отношению к определяемому слову.

Предложение должно быть построено так, чтобы было понятно, какое именно слово поясняет причастный оборот.

Ошибка.

Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием. (Кто за кем следил? Непонятно).

Верно.

Каждый программист (какой?), следящий за состоянием техники, был закреплён за определённым компьютером.

  • Использование неправильного разряда причастия.

Вспомним, что действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам совершает действие; страдательное – признак того предмета, который испытывает на себе действие.

Ошибка.

Документынаправляющиеся на экспертизу, необходимо серьёзно готовить.

(Документы не могут сами себя направлять на проверку, их направляют).

Верно.

Документынаправляемые на экспертизу, необходимо серьёзно готовить.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

E-mail

Оглавление

  1. 1 Классификация грамматических ошибок
    1. 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
    2. 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
    3. 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
    4. 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
    5. 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
    6. 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
    7. 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
    8. 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
    9. 1.9 Стилистические ошибки

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

   Вид ошибки  Пример
а) В употреблении рода и числа существительных.  Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 
б) В образовании форм прилагательных.  Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 
в) В употреблении формы местоимения.  В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 
г) В употреблении форм числительных.  На обоих сторонах листа был напечатан текст. 
д) В употреблении форм глаголов.  Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 
е) В употреблении причастий и отглагольных прилагательных.  С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 
ж) В употреблении деепричастий.  На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

   Вид ошибки  Пример
а) Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
б) Отсутствие предлога.  Нельзя не приклоняться его героизмом
в) Наличие ненужного предлога.  Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

   Вид ошибки  Пример
а) Падежная форма управляемого существительного.  Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 
б) Общее зависимое слово при однородных сказуемых.  Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 
в) При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи.  Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

   Вид ошибки  Пример
а) Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.  О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
б) Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.  Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
в) Определение находится в отрыве от определяемого слова.  Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
г) Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.  В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
д) Ошибочное местоположение предлога.  Через часа два спор закончился (часа через два) 
е) Ошибочное местоположение составного союза.  Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
ж) Ошибочное местоположение частицы бы.  Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

   Вид ошибки  Пример
а)  Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах.  Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
б)  Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого.  Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
в)  Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых.  Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 
г)  Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного.  Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
д)  Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного.  Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 
е)  Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении.  Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 
ж)  Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.  В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Смешение действительных и страдательных причастий.  Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 
б)  Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного.  Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 
в)  Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова.  Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 
г)  Нагромождение причастных конструкций.  Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам.  Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 
б)  Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 
в)  Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного.  Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 
г)  Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд.  Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 
д)  Нагромождение деепричастных конструкций.  Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного.  Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 
б)  Употребление противительного союза вместо соединительного.  Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 
в)  Тавтология, (повторение) при употреблении союзов.  Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении.  Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 
б)  Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.  Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 
в)  Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.  Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
г)  Отсутствие в главном предложении указательного слова.  Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 
д)  Пропуск части составного союза.  Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 
е)  Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология).  Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 
ж)  Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.  Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
з)  Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.  Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 
и)  Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.  Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

Стилистические ошибки

   Вид ошибки  Пример 
а)  Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью.  Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 
б)  Употребление речевых штампов.  Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 
в)  Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля).  Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 
г)  Неуместное использование фразеологизмов.  Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 

    В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 

    Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5.  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

 Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

Понятие причастия

Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.

Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

  • Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
  • Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

  • Страдательные причастия настоящего времени.
  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Действительные причастия настоящего времени.
  • Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

  • Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
  • Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

  • Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник. То есть подарок испытывает действия именинника, но он сам действие не выполняет.
  • Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок испытал действия именинника.

А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Все правила по русскому языку под рукой

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Определение причастного оборота

Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.

Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.

Запоминаем!

Причастный оборот отвечает на вопросы: какой? что делающий? что сделавший?

Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего выполняет функцию определения и подчеркивается волнистой линией.

Причастие обозначает признак предмета по действию:

В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.

Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Границы причастного оборота

Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.

Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:

  • Пригревающее (кого?) — нас.
  • Пригревающее (как?) — нежно.

Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».

Запоминаем!

Причастный оборот состоит только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия мы используем только в роли составного именного сказуемого.

Знаки препинания при причастном обороте

Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.

По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:

  1. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.

    Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.

  2. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).

    Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.

  3. Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:

    • причастный оборот относится к личному местоимению (я, ты, он, она, оно, они);
    • причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);

      Пример:

      Встревоженный, Владимир открыл окно. – Владимир открыл окно, (почему?) так как был встревоженный.

    • причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.

      Пример:

      Напуганный шагами туристов, стараясь быстрее скрыться из виду, лис кинулся в чащу.

Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:

  • Между ПО и определяемым словом не должно быть разрыва.

    Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.

    Земля пропиталась влагой от дождя, еще не промерзшая.

    Шум тихо трепещущей листвы наполнял все пространство.

    Еще не промерзшая земля пропиталась влагой от дождя.

  • Ошибка при употреблении залога.

    Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.

    Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.

  • Сочетание разных синтаксических конструкций.

    Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.

    Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и устраивающую моих родителей.

  • Главное слово разрывает ПО.

    Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.

    Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.

Неправильное построение предложения с причастным оборотом


Неправильное построение предложения с причастным оборотом

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 356.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 356.

При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Наиболее распространенные из них представлены в данной статье. Также приведены примеры правильного использования причастных оборотов с примерами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.

Наиболее распространенные ошибки приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения предложений с причастным оборотом Примеры правильного построения предложений с причастным оборотом
Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.

Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус.

Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке.

Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на столе.

Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже Я весь день напевал услышанный в автобусе песенку.

Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа.

Я весь день напевал услышанную в автобусе песенку.

Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа.
+

Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота Маша принесла домой найденного котенка на улице.

В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет.

Маша принесла домой котенка, найденного на улице.

В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет.

Для выражения одновременных действий, причастие и глаголы в предложении должны быть одного вида и времени (кроме будущего) Женщина, играющая гостям на скрипке, сидела у окна.

Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой.

Женщина, игравшая гостям на скрипке, сидела у окна (играла и сидела).

Котенок, лежавший на коврике, наблюдал за хозяйкой (лежал и наблюдал).

В позиции перед определяемым словом причастный оборот не обособляется (исключение – если определяемое слово выражено личным местоимением); в позиции после определяемого слова – оборот выделяется запятыми с двух сторон Хлеб купленный в булочной очень понравился Саше.

Найденный в раздевалке, зонт мы вернули владельцу.

Хлеб, купленный в булочной, очень понравился Саше.

Найденный в раздевалке зонт мы вернули владельцу.

Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ Задача, решающаяся всем классом, была сложна.

Убирающийся воином в ножны клинок был сделан из прочной стали.

Задача, решаемая всем классом, была сложна.

Убираемый воином в ножны клинок, был сделан из прочной стали.

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Паращенко

    7/7

  • Дарья Кузнецова

    7/7

  • Лаура Джуккаева

    7/7

  • Андрей Малахов

    6/7

  • Даша Глухова

    6/7

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 356.


А какая ваша оценка?

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Употребление причастного оборота.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Предложения с причастными оборотами. 

Как мы с вами, ребята, договорились, на станции «Задние № 8» мы задержимся и отдельно рассмотрим каждый тип ошибок.

Сегодня речь пойдёт об ошибках в построении причастного оборота.

Сначала вспомним, что такое причастие и причастный оборот.

Причастие— самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по его действию. Таким образом, оно всегда образовано от глагола, вы должны «слышать» в нём глагол: читающая – читать, построенный – построить и т.д. Причастие отвечает на вопросы какой? что делающий, что сделавший?

Причастие «узнаём» по его суффиксам:-УЩ,-ЮЩ,-АЩ,-ЯЩ, ВШ,-Ш,- А+НН,ЕНН,- ОНН,-Т, -ЕМ, -ОМ.

Причастный оборот— это причастие с зависимыми словами (то есть к этим словам задаётся вопрос от причастия).

Типичные ошибки в построении предложений с причастными оборотами.

В предложениях с причастными оборотами возможны ДВЕ ошибки. Рассмотрим их.

  • Неверное построение предложения с причастным оборотом.

    Запомните: определяемое слово (то есть слово от которого задаётся вопрос ко всему причастному обороту) должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота. Ни в коем случае оно не должно находиться ВНУТРИ оборота. В этом и заключается ошибка.

Рассмотрим пример.

Увлечённая ДЕВОЧКА чтением книги привлекла его внимание.

Пояснение.

 В данном предложении причастный оборот — «увлечённая чтением книги», определяемое слово- «девочка» ( Кто был увлечён? Девочка. Девочка какая? Увлечённая чтением книги.)

Ошибка в том, что слово «девочка» стоит ВНУТРИ оборота, а оно должно находиться либо ДО, либо ПОСЛЕ него.

Верный ответ.

  1. Девочка, увлечённая чтением книги, привлекла его внимание.

  2. Увлечённая чтением книги девочка привлекла его внимание.

  • Ошибка в согласовании причастия и определяемого слова, то есть причастие стоит в неверном падеже, числе или роде.

Рассмотрим пример.

Путники вышли на поляну, освещённой солнцем.

Определяемо слово «поляну». От него задаём вопрос: какую? «освещённую». В данном случае причастие стоит в неверном падеже, поэтому имеет неправильное окончание.

Вспомните, что окончание причастий, как и прилагательных, определяется по вопросу: каким? читающим; какую? Читающую;  о каком? о читающем ( если окончание стоит после мягкого согласного) и о подсказанном ( если окончание стоит после твёрдого согласного) и т.д.

Запомните, что в именительном падеже мужского рода это правило не подходит, нужно запомнить эту форму: какой? думающий; какой? построенный.

Верный ответ.

Путники вышли на поляну (какую?), освещённую солнцем.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с причастными оборотами.

  • Найдите причастие в предложении. (Отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший? Имеет суффиксы: -УЩ,-ЮЩ,-АЩ,-ЯЩ, ВШ,-Ш,- А+НН,ЕНН,- ОНН,-Т, -ЕМ, -ОМ.

  • Найдите причастный оборот. (Причастие с зависимыми словами)

  • Найдите определяемое слово (от него задаётся вопрос к причастному обороту).

  • Посмотрите, где находится определяемое слово. Если ВНУТРИ причастного оборота, то это ошибка.

  • Посмотрите, согласуется ли причастие с определяемым словом в роде, числе и падеже. Для этого задайте вопрос от определяемого слова и по его окончанию определите окончание причастия (какое? – ОЕ, какие? -ИЕ, каким? -ИМ, какую?- -УЮ и т.д.) Если окончание другое, то есть причастие НЕ согласуется с определяемым словом, то это ошибка.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с причастным оборотом.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Данную ошибку можно также определить как «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» в случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может быть названа «Нарушение согласования», поскольку определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:

  • Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
  • Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
  • Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.

Верный вариант:

Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

Пример 2

Предложение:

Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.

Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.

Верный вариант 2:

Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

Пример 3

Предложение:

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.

Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».

Верный вариант:

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.

Пример 4

Предложение:

Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Верный вариант 2:

Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

разрыв причастного оборота

определяемым
словом

Приготовленные оладьи мамой были

необыкновенно
вкусны.

Оладьи, приготовленные мамой, были

необыкновенно
вкусны.

Приготовленные
мамой оладьи были

необыкновенно вкусны.

нарушение согласования причастия

с определяемым словом

Мы гордимся нашими футболистами,

победивших английскую
команду.

Мы гордимся нашими футболистами,

победившими английскую
команду.

замена страдательных причастий

действительными

Задание, выполняющееся нами, не

вызывает особых
затруднений.

Задание, выполняемое нами, не

вызывает особых
затруднений.

нарушение однородности

синтаксических
элементов предложения

Дождь, ливший с утра и который

напоил
землю, очень выручил

хлеборобов.

Дождь, ливший с утра и напоивший

землю,
очень выручил хлеборобов.

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

неверное присоединение придаточной

части,
создающее неоднозначность

восприятия

Лошади казаков, которые были покрыты
пеной, с трудом взбирались

по горной тропе.

Казачьи лошади, которые были покрыты
пеной, с трудом взбирались по горной
тропе.

нарушение грамматической формы

союзного слова в
придаточной части

Весной вернулись в село юноши, которыми
служили в армии.

Весной вернулись в село юноши, которые
служили в армии.

ошибки в предложениях, придаточная

часть
которых начинается с союзного

слова «кто»

Те, кто бывали в Геленджике, не могли
не любоваться красотой набережной.

Те, кто бывал в Геленджике, не могли
не любоваться красотой набережной.

смешение прямой и косвенной речи

Студент грустно сказал, что я еще пока
не готов отвечать.

Студент грустно сказал, что он еще
пока не готов отвечать.

А5 Ошибки в употреблении предлогов

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

ошибки в употреблении предлогов

благодаря,
согласно, вопреки

Благодаря доктора больной поправился.

Поезд
прибыл согласно расписания.

Вопреки
прогноза погода была

прекрасной.

Благодаря (кому?) докторУ больной

поправился.
Поезд прибыл согласно

(чему?)
расписаниЮ. Вопреки (чему?) прогнозУ
погода была прекрасной.

ошибки в употреблении
предлога «по»

(предлог «по» в
значении «после» управляет
существительным в П.п., т.е. отвечает
на вопрос о чем?)

По завершениЮ учебного года мы

поедем
в Крым.

По
приездУ в санаторий нужно
проконсультироваться у врача.

По завершениИ учебного года мы

поедем
в Крым.

По
приездЕ в санаторий нужно
проконсультироваться у врача.

скучать
(по ком?) по Вас, по нас

скучать
(по кому?) по нему

употребление предложного
сочетания вместо беспредложного

Учёный оперировал с точными
фактами.

Учёный оперировал точными
фактами.

предлоги
в меру, в течение, в продолжение, в
силу, в заключение, в виде, по причине,
наподобие, посредством

(кого? чего?) управляют
Р.п.

предлоги
подобно, наперекор,
благодаря, согласно, вопреки

(кому? чему?) управляют
Д.п.

уплатить, заплатить (за
что?) за проезд; оплатить (что?) проезд;
уверенность (в чём?) в победе; вера (во
что?) в победу

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Неправильное построение предложения с причастным оборотом

Определение части речи

Причастие — одна из форм глагола, которая показывает признак предмета по его действию, дает ответ на вопросы: какой, что делающий, что сделавший? В этой части речи должен слышаться глагол: смотрящая — смотреть, сложенный — складывать и прочее.

Данную часть речи возможно определить по характерным для него суффиксам: ущ, ющ, ащ, ящ, анн, енн, онн, т, ем.

ПО представляет собой причастие с зависимым словом. Чтобы его найти в составе предложения, необходимо соблюдать нормы употребления причастных оборотов:

  • Он должен согласовываться с определяемым словом.
  • Не должен быть удален от определяемого слова.
  • Нельзя разбивать его определяемым существительным.

Нарушения построения предложений

Есть нормы построения предложений с ПО. Составленные фразы с этой частью речи могут содержать 2 ошибки:

Нарушение построения предложения с причастным оборотом

  • Неправильное составление предложения с причастным оборотом. Чтобы подобных несоответствий не возникало, следует запомнить одно правило: определяемое существительное, то есть то, от которого можно задать вопрос к ПО, должно располагаться перед ним или после него. Недопустимо нарушение причастного оборота. Примеры: увлеченный мальчик игрой в футбол привлек внимание окружающих. Эта фраза содержит причастный оборот — «увлеченный игрой в футбол», а определяемое слово, к которому ставится вопрос, — «мальчик» (Кто? Мальчик. Какой? Увлеченный игрой в футбол). Неправильно то, что слово «мальчик» располагается в середине ПО, согласно определению, оно должно стоять или до всего оборота, или после него.
  • Ошибка, связанная с согласованием причастия и определяемого слова. Это означает, что причастие имеет неверное падежное окончание, не в том числе или роде. Пример: Ребята пришли порыбачить на речку, покрытой льдом. Определяемым словом является «речка». Правильным будет задать вопрос: какую? «покрытую льдом». В представленном предложении причастие имеет ошибочный падеж, отсюда появилось неправильное окончание.

Следует иметь в виду, что окончания причастий, как и прилагательных, определяются вопросами каким? Какую? О каком? Однако к именительному падежу мужского рода эта грамматическая норма русского языка не подходит.

Причастный оборот с личным местоимением

Чтобы правильно построить предложение с причастным оборотом и с личным местоимением, следует иметь в виду, что одиночные и распространенные определения, если они относятся к личному местоимению, выделяются запятыми, при этом неважно, где они располагаются. Пример: Утомленная спортивными упражнениями, я решила немного передохнуть.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В сложных предложениях, содержащих ПО, его следует обособлять запятыми. Причастный оборот не выделяется знаками препинания, если он расположен перед главным словом, от которого задается к нему вопрос. Пример: Душа девушки пела от переполняющего ее умиротворения.

Таким образом, если вопрос, обособлять ли ПО знаками препинания или нет, вызывает затруднение, то следует обращать внимание на расположение его относительно определяемого слова. А также это зависит от того, чем выражено определяемое слово и какую форму имеет.

Первая часть госэкзамена по «великому и могучему» в прошлом году сильно усложнилась: второе задание, блок «орфография»… Однако больше всего старшеклассников пугает именно задание № 8 ЕГЭ по русскому — огромное, зловещее и невероятно «дорогое»!

Целых пять первичных баллов — столько не весит ни одно задание из первой части! Что нужно знать, чтобы решать его играючи и всегда на максимум?

Как просто решать задание № 8 ЕГЭ по русскому?

Как просто решать задание № 8 ЕГЭ по русскому?

На самом деле все очень просто — нужно лишь разобрать 10 типов ошибок, которые встречаются на экзамене, научиться их видеть и узнавать, и тогда задание № 8 ЕГЭ по русскому покажется вам довольно легким.

Итак, давайте разберем типы ошибок, которые может содержать задание, а также рассмотрим примеры, которые помогут нам научиться их видеть.

Хотите круто подготовиться к ЕГЭ по русскому языку? Записывайтесь на бесплатную консультацию у в MAXIMUM! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ по русскому, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к ЕГЭ в MAXIMUM.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Чтобы найти ошибку, нужно уметь выделять в предложении
причастный оборот, а также знать, что:

  • Причастный оборот относится к определяемому слову и стоит либо до, либо после него.
  • Причастный оборот согласуется с определяемым словом (каким? видевшим каких? видевших)

Неправильно: Я прочитал письма, написанных ею.

Правильно: Я прочитал письма, (какие?) написанные ею.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Помните, что деепричастие отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Деепричастие всегда относится к глаголу и является добавочным действием. Не может употребляться с безличным предложением! Следите за тем, чтобы оба действия выполнялись одним лицом.

Неправильно: Разобравшись с правилами, мною было написано сочинение. (сочинение было написано, разобравшись с правилами?)

Правильно: Разобравшись с правилами, я написал сочинения. (Я разобрался, и я написал — одно лицо выполняет оба действия).

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Чтобы узнавать
эту ошибку, нам потребуются предлоги-маркеры. Запомните, что предлоги
БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

благодаря (кому?)
вопреки (чему?)
согласно (чему?)

Предлог «ПО» в значении «после»
управляет предложным падежом.

по приездЕ
по истечениИ
по прибытиИ

Неправильно: Благодаря повышения зарплаты.

Правильно: Благодаря повышению зарплаты.

Ошибка в построении сложного предложения

Часто находится методом исключения: все остальные ошибки нашли, простые предложения вычеркиваем, остаётся один вариант. Подобные ошибки чаще всего заключаются в неверном использовании подчинительных союзов.

Неправильно: Учитель объяснил то, что как важно писать грамотно.

Правильно: Учитель объяснил, как важно писать грамотно.

Неправильное употребление числительных

Решая задание № 8 ЕГЭ по русскому, помните о следующих моментах:

  • У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
  • Числительное «оба» относятся к мужскому роду, а «обе» — к женскому;
  • Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных (не детёнышей!)

Неправильно: Двое тигров охотились на антилоп.

Правильно: Два тигра охотились на антилоп.

​Неправильное построение предложения с косвенной речью

Обнаружить
эту ошибку очень легко. В таких предложениях постоянно кто-то что-то сказал,
возразил, произнёс и так далее. Ошибка происходит из-за смешения прямой и
косвенной речи.

Неправильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что я великий поэт.

Правильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что он великий поэт.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Очень коварная ошибка! Союз «И» не может связывать разные формы слов, разные части речи или глаголы, задающие после себя разные вопросы. Однородные — на то и однородные, что отвечают на один вопрос, имеют одинаковую форму.

Помните про двойные союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», « НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО». В этих союзах нельзя пропускать или искажать слова.

Части двойного союза должны находиться перед каждым из однородных членов. Нельзя сказать: «Мама не только приготовила обед, но и ужин» (приготовила и ужин — неоднородные члены!)

Неправильно: Поэты любили и восхищались русским народом.

Правильно: Поэты любили русский народ и восхищались им.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Эту ошибку очень легко увидеть! Несогласованное приложение — это название книги, журнала, фильма, картины в кавычках.

Теперь разберемся в терминах. Роман «Война и мир»: роман — это родовое понятие, «Война и мир» — приложение. В предложении изменяется по падежам родовое понятие, а несогласованное приложение стоит в именительном падеже и не изменяется: в романе «Война и мир»; картину «Золотая осень», в учебном центре «MAXIMUM» .

Если родового понятия нет, то склоняем приложение: герои «Отцов и детей», смотрю на «Золотую осень», встретимся в «Максимуме».

Неправильно: В романе «Войне и мире».

Правильно: В «Войне и мире».

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Важно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении и помнить, что сказуемое всегда согласуется с подлежащим. Обращайте внимание на конструкции «те, кто», «все, кто». Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.

Неправильно: Те, кто умеют ждать, добиваются большего.
Правильно: Те, кто умеет ждать, добиваются большего.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Задание № 8 ЕГЭ по русскому содержит и совсем малозаметные ошибки. Особое внимание нужно обратить на глаголы — они должны быть одного вида, стоять в одном времени в рамках одного повествования.

Неправильно: Мы видим на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.

Правильно: Мы увидели на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.

Итак, мы разобрали все ошибки, которые могут встретиться вам в восьмом задании. Теперь открывайте любой вариант ЕГЭ и, сверяясь с этой статьей, постарайтесь сделать несколько «восьмых». Вы увидите, насколько проще и быстрее теперь они решаются!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приус тойота ошибка p0300
  • Приставка ростелеком ошибка drm
  • Приус ошибки на табло
  • Приставка ростелеком ошибка dns
  • Приус 30 ошибка p0b3d