Причинами систематической ошибки являются тест

Добавил:

Вуз:

Предмет:

Файл:

Основы доказательной медицины

.pdf

Скачиваний:

667

Добавлен:

13.03.2016

Размер:

1.23 Mб

Скачать

ГЛАВА 5. Оценка различных методов лечения и профилактики с позиции доказательной медицины

Цель рекомендаций – предоставить врачу информацию, позволяющую выбрать наиболее подходящую стратегию ведения пациента с учетом ее влияния, как на исход заболевания, так и на возможный риск медицинских процедур и проводимого лечения. КР позволяют применить в повседневной клинической практике наиболее эффективные и безопасные медицинские технологии (в том числе и лекарственную терапию), отказаться от необоснованных вмешательств, заметно повысить качество оказания медицинской помощи, облегчить процесс принятия решений, улучшить клинические исходы. Целый ряд проведенных ранее исследований четко показали, что прогноз заболеваний значительно улучшается в том случае, если врачи используют КР (GRACE, Euro Heart Survey и т. д.). Фактически – это инструмент, позволяющий сократить существующий разрыв между рутинной работой клинициста и уровнем современной медицины. Кроме того, грамотно и хорошо составленные КР обеспечивают значительный экономический эффект. К сожалению, между реальной клинической практикой и выполнением КР сохраняется существенный разрыв.

5.4.1. Как создаются клинические рекомендации

В условиях быстрого роста объема медицинской информации, количества диагностических и лечебных вмешательств врач должен потратить довольно много времени или иметь специальные навыки для поиска, анализа

иприменения данной информации на практике. При разработке и создании КР эти сложные этапы уже выполнены их авторами. Качественные КР создаются по определенной методологии, которая гарантирует их современность, достоверность, обобщение и анализ лучшего мирового опыта и знаний, возможность применить их на практике, а также удобство в использовании. Этим они отличаются от традиционных источников информации (учебники, монографии, руководства).

Международные требования к клиническим рекомендациям разработаны в 2003 году специалистами из Великобритании, Канады, Германии, Греции, Франции, Финляндии и других стран. Среди них – инструмент оценки ка-

чества клинических рекомендаций AGREE (Appraisal of Guidelines Research

&Evaluation), методология разработки клинических рекомендаций SING 50

идр.

5.4.2. Цель и возможности рекомендаций

Основной задачей всех клинических рекомендаций является улучшение качества медицинской помощи, оказываемой пациентам. Они все больше и больше применяются в клинической практике, однако потенциально могут приносить не только пользу пациентам, но и вред.

Возможными причинами этого могут быть следующие:

Часто доказательства рекомендуемых мероприятий отсутствуют, являются неполными, неправильно истолкованными.

У разработчиков может быть недостаточно навыков и ресурсов для того, чтобы правильно оценить все доказательства.

101

ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Кроме того, опыт и мнения, состав группы разработчиков также может оказать влияние на содержание клинических рекомендаций.

Вмешательства, расцененные экспертами, как эффективные и полезные для пациентов, при оценке влияния на другие показатели могут оказаться неэффективными и даже вредными.

Цель систематизирующих рекомендаций – определить значимость каждого вмешательства и выявить те смещения (систематическую ошибку), которые искажают данные.

Независимые разработчики рекомендаций должны четко определить и детально изложить сущность вопроса, на который они помогают ответить: следовательно, рекомендации должны содержать полную объективную информацию и детально описывать освещаемые клинические вопросы. Также четко должна быть определена и область применения рекомендаций, та популяция больных, к которым данные КР применимы. При составлении КР должны строго соблюдаться правильность методов накопления, синтеза, анализа информации, которые будут использоваться и при обновлении КР. Кроме того, КР должны быть понятно изложены, соответствовать взглядам тех лиц, для которых они предназначены, содержать информацию о возможном конфликте интересов. КР должны отвечать следующим требованиям: представлять полную, объективную и хорошо сбалансированную информацию о преимуществах и ограничениях различных методов и вмешательств. Они должны быть логичными и заслуживающими доверие, и что крайне важно – лишены предвзятости. Опираясь на самую последнюю научную информацию, КР должны фокусировать внимание врача не на трактовке результатов, а на их практическом использовании.

За рубежом медицинские рекомендации разрабатывают профессиональные медицинские общества и научно-исследовательские учреждения (например, Канада, США, Великобритания и т. д.). В России разработкой КР занимаются научные общества врачей, как правило, совместно с ассоциациями специалистов и профессиональными медицинскими обществами.

Одним из первых шагов создания КР является определение той области медицины, в которой они будут разрабатываться. Для этого создается рабочая группа специалистов и экспертов в данной области, которая на основе систематических обзоров и литературных источников проводит оценку и анализ имеющейся доказательной базы в отношении вопросов лечения или обследования пациентов. Принимаются во внимание только результаты методологически грамотно проведенных исследований (применительно к лечебным вмешательствам – результаты контролируемых клинических испытаний). На основании полученных данных создаются рекомендации в рамках руководств по клинической практике. Окончательным шагом в создании рекомендаций является обсуждение их содержания в рабочей группе, экспертиза, а также обязательное независимое рецензирование КР с целью подтверждения их обоснованности, доходчивости и применимости в клинической практике. Далее следуют этапы публикации, внедрения, получения обратной связи

102

ГЛАВА 5. Оценка различных методов лечения и профилактики с позиции доказательной медицины

виде различных отзывов и дальнейшей работы по их улучшению. КР должны регулярно обновляться, обычно это происходит при появлении новых научных данных.

В последние десятилетия КР стали неотъемлемой частью клинической практики. Они служат методологической основой для создания других документов: планов ведения больных, стандартов оказания медицинской помощи, используются для контроля качества медицинской помощи, а также в рамках системы непрерывного медицинского образования.

5.4.3. Классы рекомендаций

Все рекомендации подлежат четкой классификации по уровню научных доказательств

Класс I

Польза и эффективность диагностического метода или лечебного вмешательства

доказаны и/или общепризнанны

Класс II

Противоречивые данные и/или расхождение мнений по поводу пользы/эффектив-

ности метода лечения

Класс IIa

Имеющиеся данные свидетельствуют о пользе/эффективности лечебного

вмешательства

Класс IIb

Польза/эффективность менее убедительны

Класс III

Имеющиеся данные или общее мнение свидетельствуют о том, что лечение беспо-

лезно/не эффективно и в некоторых случаях может быть вредным

5.4.4. Достоинства и недостатки клинических рекомендаций

Главный аргумент за использование КР состоит в том, что применение достижений современной доказательной медицины в клинической практике способствует улучшению прогноза течения заболеваний, сокращает количество тяжелых и некурабельных клинических ситуаций. Главный недостаток КР – они не достаточно широко используются в практике Российского здравоохранения. Существуют известные общие трудности переноса результатов РКИ в практику, связанные с несоответствием жестких условий исследований с реальной практикой, как правило, в КР отсутствует анализ экономических аспектов рекомендованных вмешательств или способов лечения.

Потенциальная польза для пациентов – улучшение прогноза заболевания, снижение заболеваемости и смертности, улучшение качества жизни или ее отдельных аспектов. Выполнение КР позволит оказать пациентам идентичный объем медицинской помощи, вне зависимости от того, где и кем они лечатся. КР обращают внимание врачей на необходимость проведения профилактических мероприятий среди населения и групп пациентов высокого риска.

Потенциальная польза для врачей – улучшение качества клинических решений. КР, созданные на основе доказательной медицины помогают сделать выбор в пользу наиболее эффективных методов или способов лечения, обращают внимание врача на методы с недоказанной эффективностью, а также опасные или в целом бесполезные.

Потенциальная польза для системы здравоохранения – основание для повышенияэффективностиметодовлечения(созданиестандартовмедицинской помощи и протоколов ведения пациентов) и рационального финансирования.

103

ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Выполнение КР позволит сократить сроки госпитализации, обеспечить адекватное лечение, исключить выполнение ненужных процедур и т. д.

Признавая очевидную пользу КР, нельзя забывать и об их ограничениях (по крайней мере, в отношении определенных пациентов).

Потенциальные ограничения для пациентов – часто возникают ситуации, когда вмешательство, в целом необходимое для популяции или больных с определенной нозологией, не применимо у конкретного пациента.

Потенциальные ограничения для врачей – составленные или написанные не соответствующим образом КР могут предоставить врачу неверную научную информацию, ввести в заблуждение при принятии решения. Даже тогда, когда КР составлены корректно, часто врачи находят их неприемлемыми или слишком затратными для применения. Несоответствие между КР различных научных обществ также может вызывать затруднения при выборе метода лечения.

Потенциальные ограничения для системы здравоохранения – система здравоохранения и страховые компании могут пострадать при использовании КР, если увеличат расходы на дорогостоящие обследования и вмешательства, не приносящие реальную пользу.

Следует отметить, что естественная связь между научными исследованиями, написанием КР и использованием их в повседневной практике будет далеко не полной, если не будет четко установлено, в каком объеме используют врачи данные рекомендации. Подобная информация крайне необходима для ответа на вопрос, приводит ли выполнение данных КР к улучшению прогноза заболевания и если да, то в какой мере.

В профессиональной жизни врача КР могут играть двоякую роль: их можно использовать и как оправдание врача при предъявлении упреков в неадекватности­ лечения, и как обвинение врача в том, что при выборе тактики лечения он не следовал КР.

5.4.5. Юридический статус рекомендаций

КР носят рекомендательный характер и призваны помогать врачам принимать правильные клинические решения. В настоящее время юридический статус КР не определен, по крайней мере, в самом названии документа четко обозначено, что это – рекомендации. Они никоим образом не могут служить заменой профессиональному и клиническому мышлению и не должны рассматриваться как обязательные для исполнения. Каждый врач, использующий рекомендации, ответственен за оценку уместности их применения в условиях специфической клинической ситуации.

На основании КР в нашей стране разрабатываются стандарты медицинской помощи и протоколы ведения больных. КР могут служить основой для оценки профессионального уровня и качества работы. КР являются положениями, на основании которых планируются основные требования к объему и качеству медицинской помощи в рамках государственных гарантий. В соответствии­ с Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» стандарты, как иные документы уровня Минздрава, являются рекомендательными, тем не менее, их необходимо

104

ГЛАВА 5. Оценка различных методов лечения и профилактики с позиции доказательной медицины

исполнять, поскольку выполнение стандартов медицинской помощи учитывается судами в случае возбуждения уголовных дел.

Таким образом, КР являются ключом к повышению клинической эффективности и созданию государственных программ по улучшению оказания медицинской помощи. Их можно рассматривать как своеобразный мост между научными исследованиями и повседневной практикой. Определенные усилия требуется приложить, чтобы повысить их юридическую силу и обеспечить более широкое использование. Требуется адаптация многих КР к местным условиям и приспособление стратегий доказательной медицины к различным местным факторам, характерным для лечебного учреждения или типа медицинской практики.

На сегодняшний день клинические рекомендации должны рассматриваться как единая стратегия, которая может повысить качество оказываемой пациентам медицинской помощи.

5.5. Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов.

I. КРИТЕРИИ ОТБОРА ПАЦИЕНТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ

1.До начала исследования

2.На этапе включения в исследование

3.В ходе исследования

4.На этапе статистического анализа данных

II. ПРИЧИНАМИ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ОШИБКИ ЯВЛЯЮТСЯ

1.Различие прогностических факторов в основной и контрольной группах

2.Случайные отклонения в полученных результатах

3.Различие в исходной терапии на момент рандомизации

4.Эффект плацебо

5.Большое число выбывших пациентов

III. НАИБОЛЕЕ НАДЕЖНЫЕ ПО ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗВОЛЯЕТ ПОЛУЧИТЬ

1.Открытое исследование

2.Исследование с «заслеплением» третьих лиц

3.Двойное-слепое исследование

4.Простое «слепое» исследование

IV. К СЕРЬЕЗНЫМ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЯМ БЕЗУСЛОВНО ОТНОСЯТСЯ

1.Появление аномальных значения лабораторных показателей

2.Угрожающее жизни состояние

3.Смерть

4.Продление текущей госпитализации

105

ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

V. ЗДОРОВЫЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ

ВИССЛЕДОВАНИЯХ

1.I фазы

2.IIa фазы

3.IIb фазы

4.III фазы

5.IV фазы

VI. ВЫСШУЮ СТУПЕНЬ В ИЕРАРХИИ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ ЗАНИМАЕТ

1.Мета-анализ когортных исследований

2.Систематический обзор рандомизированных клинических иссле­ дований

3.Обсервационное клиническое исследование

4.Рандомизированное клиническое исследование

VII. НЕДОСТАТКАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ЯВЛЯЮТСЯ

1.Высокая затратность

2.Необходимость большого числа анализируемых характеристик

3.Необходимость включения большого количества больных

4.Смешение эффектов разных видов лечения

VIII. МОДЕЛЬ КЛИНИЧЕСКОГО ИСПЫТАНИЯ В ОДНОЙ ГРУППЕ ОБЫЧНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ФАЗЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.I фазе

2.IIa фазе

3.IIb фазе

4.III фазе

5.IV фазе

IХ. К ТЕХНОЛОГИИ НЕГАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ОТНОСИТСЯ

1.Контроль по архивной статистике

2.Плацебо-контроль

3.Активный контроль

4.Контроль погрешностей

Х. ДОБИТЬСЯ ОДНОРОДНОСТИ ОСНОВНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП ЛЕЧЕНИЯ ПОЗВОЛЯЮТ МЕТОДЫ

1.Стратификации

2.Заслепления

3.Плацебо-контроля

4.Рандомизации

106

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Ступаков И.Н., Самородская И.В. Доказательная медицина в практике руководителей всех уровней системы здравоохранения. Под ред. Стародубова В.И. – М.: МЦФЭР, 2006.

2.Шпигель А.С. Доказательная медицина. Перспективы для гомотоксикологии. Монография. М.: Арнебия, 2004.

3.Бащинский С.Е. Разработка клинических практических руководств с позиции доказательной медицины. «Медиа Сфера». Москва. 2004.

4.Власов В.В. Эпидемиология. «Гэотар Медиа». Москва. 2004.

5.Ларсон Ч. Введение в эпидемиологию (перевод с английского). ЧелябинскМонреаль. 2002.

6.Пальцев М.А., Перфильева Г.М., Денисов И.Н., Чекнев Б.М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (доказательная медицина). Выпуск VII. «Русский врач». Москва. 2006.

7.Полубенцева Е.И., Улумбекова Г.Э., Сайткулов К.И. Клинические рекомендации и индикаторы качества в системе управления качеством медицинской помощи. Методические рекомендации. «Гэотар Медиа». Москва. 2006.

8.Гринхальх Т. Основы доказательной медицины: пер. с английского (под редакцией И.Н.Денисова, К.И.Сайткулова). 3-е изд. «Гэотар Медиа». Москва. 2008.

107

ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

СЛОВАРЬ основных терминов

Альфа-ошибка или ошибка I рода – вероятность ошибочного отклонения нулевой гипотезы. В клинических исследованиях это вероятность­ того, что одно лечение будет считаться эффективнее другого, когда в действительности это различие отсутствует. Используя юридическую терминологию, можно сказать, что альфа-ошибка – это вероятность наказания невиновного.

Анализ в зависимости от назначенного лечения – способ анализа данных в кон-

тролируемом испытании. Анализ проводится в зависимости от того, к какой группе – экспериментальной или контрольной – был отнесен пациент при рандомизации, независимо от того, получил он в действительности исследуемое лечение или нет.

Анализ дожития – статистический метод анализа времени, прошедшего от задан­ ного начального момента до момента наступления определенного­ исхода (обычно – смерти). Метод позволяет описать лю­бой исход, дихотомический по своему характеру и имеющий место лишь однажды в процессе наблюдения, например время до развития инфаркта миокарда или до рецидива злокачественного­ новообразования. Преимущество метода заключается в том, что в расчетах используются сведения обо всех пациен­тах, в том числе еще не умерших к моменту проведения анали­за или утерянных в процессе наблюдения, что позволяет оценить­ среднее время выживания более точно. К способам анализа­ времени наступления события относятся анализ Капла-на-Мейера (Kaplan-Meir analysis), регрессионная модель пропорционального­

риска Кокса (Сох proportional hazards regres­sion model), лог-ранк тест (log-rank test)

и др.

Анализ принятия решений статистический­ подход к принятию решений, осуществляемый путем со­поставления альтернатив с учетом затрат и последствий для больного в заданных условиях.

Анализ чувствительности – метод, используемый­ в мета-анализе, фармакоэкономике и анализе принятия­ решений для оценки влияния различных параметров на конечный результат. Анализ наилучший вариант-наихудший вариант (best case / worst case analysis) представляет собой специальный вид анализа чувствительности.

Биодоступность – параметр фармакокинетики, показывающий, какая часть лекарства попала в кровоток. Зависит от способа введения, индивидуальных особенностей организма и свойств препарата. При внутривенном введении биодоступность составляет 100%, при пероральном – значительно ниже (до 0% для препаратов, разрушающихся при первом прохождении через печень).

Величина p – вероятность того, что полученный результат абсолютно случаен. Величина p может изменяться от 1 (результат точно случаен) до 0 (результат точно не случаен). Величина p, меньшая или равная заданному уровню альфа-ошибки

108

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

(например, 0,05) говорит о статистической значимости полученного результата. В то же время она ничего не говорит о клинической значимости результата.

Вмешивающийся фактор, или конфаундер, конфаундинг-фактор, неучтенный фактор – фактор. Связанный с известным исследуемым фактором, и некоторым образом влияющий на результат (исход). Например, известно, что мужчины чаще, чем женщины, болеют ИБС. Однако это может быть связано не с исследуемым фактором (пол), а, допустим, с тем, что мужчины чаще курят, больше подвергаются стрессам, потребляют больше пищи, богатой холестерином. Влияние вмешивающихся факторов приводит к возникновению систематической ошибки.

Выборка – это часть популяции, полученная путем отбора. Клинические исследования обычно выполняются на выборках. Оценку характеристик популяции, по практическим причинам, приходится осуществлять путем оценки этих характеристик по выборке.

Выборка вероятностная – такая выборка, вероятность попадания в которую для каждого индивидуума известна заранее.

Выборка случайная – такая выборка, вероятность попадания в которую для каждого индивидуума в популяции одинакова.

Выборка смещенная – это такая выборка, которая систематическим образом отличается от популяции, представляющей предмет исследования, или от популяции, по отношению к которой должны применяться результаты исследования. Например, лица, добровольно участвующие в программах профилактики заболеваний, отличаются от прочих людей в популяции и представляют собой смещенную выборку из популяции.

Группа высокого риска – группа лиц с высокой вероятностью развития отклонений в состоянии здоровья, заболеваний, травм, их неблагоприятного течения и исходов вследствие воздействия различных факторов риска – наследственных, социально-эко- номических, профессиональных, экологических, поведенческих и др.

Группа риска – группа лиц с наличием различных факторов риска возникновения заболеваний, травм и других нарушений здоровья, в которой должно планироваться проведение профилактических мер.

Добавочная доля популяционного риска – доля заболеваемости (смертности, ин-

валидности) в популяции, связанная с данным фактором риска; рассчитывается путем деления добавочного популяционного риска на общую заболеваемость (смертность, инвалидность) в популяции.

Добавочный, или атрибутивный риск – определяется как заболеваемость для лиц, подвергавшихся воздействию фактора риска, минус заболеваемость для лиц, не подвергавшихся этому воздействию. Добавочный риск – это дополнительные случаи заболевания, обусловленные воздействием фактора риска. Учитывая способ вычисления добавочного риска, его также называют разницей рисков, или непосредственным риском.

Доверительный интервал – статистический показатель, позволяющий оценить, в каких пределах может находиться истинное значение параметра в популяции; диапазон колебаний истинных значений. Величины, полученные в исследованиях на выборке больных, отличаются от истинных величин вследствие влияния случайности. Так, 95% доверительный интервал означает, что истинное значение величины с вероятностью в 95% лежит в его пределах. Доверительные интервалы помогают сориентироваться, соответствует ли данный диапазон значений представлениям читателя о клинической значимости эффекта и каких результатов можно ожидать, применив описанную методику на сходной группе больных. Величина доверительного интервала характеризует степень доказательности

109

ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

данных, в то время как величина p указывает на вероятность ошибочного отклонения нулевой гипотезы.

Достоверность – характеристика, показывающая, в какой мере результат измерения соответствует истинной величине. Достоверность исследования определяется тем. В какой мере полученные результаты справедливы в отношении данной выборки. Это внутренняя характеристика, она касается именно данной группы больных и не обязательно распространяется на другие группы.

Исследование «до – после» – неконтролируемое клиническое исследование, описывает течение заболевания в одной группе пациентов, подвергающейся изучаемому вмешательству. Подход основан на предположении, что любое улучшение, наблюдаемое после лечения, обусловлено именно лечением. Это предположение может оказаться ложным, что делает указанный метод весьма уязвимым.

Исследование когортное – исследование, в котором определенная когорта пациентов прослеживается в течение некоторого периода времени. Когортные исследования называют также продольными или лонгитудинальными – подчеркивается, что пациенты прослеживаются во времени, проспективными – имеется в виду, что группа сформирована в настоящее время и прослежена в будущем, или исследованиями заболеваемости – обращается внимание на то, что основным способом оценки является регистрация новых случаев заболевания в течение определенного срока.

Исследование когортное историческое – когорта выделена по архивным доку-

ментам и прослежена до настоящего времени.

Исследование обсервационное – исследование без преднамеренного вмешательства, в противоположность экспериментальному исследованию.

Исследование открытое – исследование, в котором не применялся слепой метод.

Исследование распространенности, или одномоментное исследование – вари-

ант описательного исследования, проводимого в определенный момент времени с целью оценки распространенности заболевания или исхода, изучения течения заболевания и т. п. Иногда также называется поперечным исследованием, в противоположность продольным, или лонгитудинальным, исследованиям.

Исследование серий случаев – описательное исследование, представляющее собой количественный анализ группы больных.

Исследование случай – контроль – ретроспективное исследование, в котором по архивным данным или воспоминаниям, суждениям пациентов производится сравнение двух групп, в одну из которых отобраны пациенты с определенной патологией, а в другую – лица без нее. При этом сначала производится отбор группы пациентов с изучаемым заболеванием и сходной по остальным признакам группы лиц без этого заболевания. Затем ретроспективно оценивается частота воздействия возможного фактора риска в обеих группах. Полученные данные позволяют рассчитать относительный риск развития заболевания в связи с изучаемым фактором.

Исследование совокупного риска или экологическое исследование – исследо-

вание, в котором фактор риска характеризуется средним воздействием на группу; его задача – оценка влияния на людей факторов окружающей среды в целом.

Исследование экспериментальное – сравнительное исследование, заранее спланированное и посвященное изучению влияния по крайней мере одного вмешательства. Сравнения могут производиться между двумя и более группами или внутри одной группы до и после назначения вмешательства.

Качество жизни – категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического

110

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Подборка по базе: Роль Центрального Банка в экономике России.doc, Функции Центрального банка.docx, Российский государственный социальный университет.docx, Структура центра.pdf, Идентификация культуры и медицины,начиная с античных.pptx, ЗС-12 Особенности феодальной раздробленности на Руси причины, ос, МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР, Кожозерский государственный природный ландшафтный заказник регио, Аналитическая справка работы Центра ТОЧКА РОСТА 2022-2023 г..doc, Иммуностимулирующая терапия с позиций доказательной медицины.doc


5.5. Тестовые задания
Выберите один или несколько правильных ответов.
I. КРИТЕРИИ ОТБОРА ПАЦИЕНТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ
ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ
1. До начала исследования
2. На этапе включения в исследование
3. В ходе исследования
4. На этапе статистического анализа данных
II. ПРИЧИНАМИ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ОШИБКИ ЯВЛЯЮТСЯ
1. Различие прогностических факторов в основной и контрольной группах
2. Случайные отклонения в полученных результатах
3. Различие в исходной терапии на момент рандомизации
4. Эффект плацебо
5. Большое число выбывших пациентов
III. НАИБОЛЕЕ НАДЕЖНЫЕ ПО ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЗВОЛЯЕТ ПОЛУЧИТЬ
1. Открытое исследование
2. Исследование с «заслеплением» третьих лиц
3. Двойное-слепое исследование
4. Простое «слепое» исследование
IV. К СЕРЬЕЗНЫМ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЯМ БЕЗУСЛОВНО
ОТНОСЯТСЯ
1. Появление аномальных значения лабораторных показателей
2. Угрожающее жизни состояние
3. Смерть
4. Продление текущей госпитализации

106
ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
V.
ЗДОРОВЫЕ
ДОБРОВОЛЬЦЫ
ПРИНИМАЮТ
УЧАСТИЕ
В ИССЛЕДОВАНИЯХ
1. I фазы
2. IIa фазы
3. IIb фазы
4. III фазы
5. IV фазы
VI. ВЫСШУЮ СТУПЕНЬ В ИЕРАРХИИ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ЗАНИМАЕТ
1. Мета-анализ когортных исследований
2. Систематический обзор рандомизированных клинических иссле- дований
3. Обсервационное клиническое исследование
4. Рандомизированное клиническое исследование
VII. НЕДОСТАТКАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ГРУППАХ
ЯВЛЯЮТСЯ
1. Высокая затратность
2. Необходимость большого числа анализируемых характеристик
3. Необходимость включения большого количества больных
4. Смешение эффектов разных видов лечения
VIII. МОДЕЛЬ КЛИНИЧЕСКОГО ИСПЫТАНИЯ В ОДНОЙ ГРУППЕ ОБЫЧНО
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ФАЗЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. I фазе
2. IIa фазе
3. IIb фазе
4. III фазе
5. IV фазе
IХ. К ТЕХНОЛОГИИ НЕГАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ОТНОСИТСЯ
1. Контроль по архивной статистике
2. Плацебо-контроль
3. Активный контроль
4. Контроль погрешностей
Х. ДОБИТЬСЯ ОДНОРОДНОСТИ ОСНОВНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП
ЛЕЧЕНИЯ ПОЗВОЛЯЮТ МЕТОДЫ
1. Стратификации
2. Заслепления
3. Плацебо-контроля
4. Рандомизации

107
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ступаков И.Н., Самородская И.В. Доказательная медицина в практике руко- водителей всех уровней системы здравоохранения. Под ред. Стародубова
В.И. – М.: МЦФЭР, 2006.
2. Шпигель А.С. Доказательная медицина. Перспективы для гомотоксиколо- гии. Монография. М.: Арнебия, 2004.
3. Бащинский С.Е. Разработка клинических практических руководств с пози- ции доказательной медицины. «Медиа Сфера». Москва. 2004.
4. Власов В.В. Эпидемиология. «Гэотар Медиа». Москва. 2004.
5. Ларсон Ч. Введение в эпидемиологию (перевод с английского). Челябинск-
Монреаль. 2002.
6. Пальцев М.А., Перфильева Г.М., Денисов И.Н., Чекнев Б.М. Высшая ме- дицинская школа России и Болонский процесс (доказательная медицина).
Выпуск VII. «Русский врач». Москва. 2006.
7. Полубенцева Е.И., Улумбекова Г.Э., Сайткулов К.И. Клинические реко- мендации и индикаторы качества в системе управления качеством меди- цинской помощи. Методические рекомендации. «Гэотар Медиа». Москва.
2006.
8. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины: пер. с английского (под ре- дакцией И.Н.Денисова, К.И.Сайткулова). 3-е изд. «Гэотар Медиа». Москва.
2008.

108
ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
СЛОВАРЬ
основных терминов
Альфа-ошибка или ошибка I рода – вероятность ошибочного отклонения нулевой гипотезы. Вклинических исследованиях это ве роятность того, что одно лечение будет считаться эффективнее другого, когда в действительности это различие отсутствует.
Используя юридическую терминологию, можно сказать, что альфа-ошибка – это веро- ятность наказания невиновного.
Анализ в зависимости от назначенного лечения – способ анализа данных в кон- тролируемом испытании. Анализ проводится в зависимости от того, к какой группе – экспериментальной или контрольной – был отнесен пациент при рандомизации, неза- висимо от того, получил он в действительности исследуемое лечение или нет.
Анализ дожития – статистический метод анализа времени, прошедшего от задан- ного начального момента до момента наступления определен ного исхода (обыч- но – смерти). Метод позволяет описать лю бой исход, дихотомический по своему ха- рактеру и имеющий место лишь однажды в процессе наблюдения, например время до развития инфаркта миокарда или до рецидива злокачест венного новообразова- ния. Преимущество метода заключается в том, что в расчетах используются сведения обо всех пациен тах, в том числе еще не умерших к моменту проведения анали за или утерянных в процессе наблюдения, что позволяет оце нить среднее время выживания более точно. К способам анали за времени наступления события относятся анализ
Капла-на-Мейера (Kaplan-Meir analysis), регрессионная модель про порционального риска Кокса (Сох proportional hazards regres sion model), лог-ранк тест (log-rank test) и др.
Анализ принятия решенийстатистичес кий подход к принятию решений, осу- ществляемый путем со поставления альтернатив с учетом затрат и последствий для больного в заданных условиях.
Анализ чувствительности – метод, ис пользуемый в мета-анализе, фармако- экономике и анализе при нятия решений для оценки влияния различных параметров на конечный результат. Анализ наилучший вариант-наихудший вариант (best case / worst case analysis) представляет собой специальный вид анализа чувствительности.
Биодоступность – параметр фармакокинетики, показывающий, какая часть ле- карства попала в кровоток. Зависит от способа введения, индивидуальных особен- ностей организма и свойств препарата. При внутривенном введении биодоступность составляет 100%, при пероральном – значительно ниже (до 0% для препаратов, разру- шающихся при первом прохождении через печень).
Величина p – вероятность того, что полученный результат абсолютно случаен.
Величина p может изменяться от 1 (результат точно случаен) до 0 (результат точ- но не случаен). Величина p, меньшая или равная заданному уровню альфа-ошибки

109
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
(например, 0,05) говорит о статистической значимости полученного результата. В то же время она ничего не говорит о клинической значимости результата.
Вмешивающийся фактор, или конфаундер, конфаундинг-фактор, неучтенный фак- тор – фактор. Связанный с известным исследуемым фактором, и некоторым образом влияющий на результат (исход). Например, известно, что мужчины чаще, чем женщины, болеют ИБС. Однако это может быть связано не с исследуемым фактором (пол), а, до- пустим, с тем, что мужчины чаще курят, больше подвергаются стрессам, потребляют больше пищи, богатой холестерином. Влияние вмешивающихся факторов приводит к возникновению систематической ошибки.
Выборка – это часть популяции, полученная путем отбора. Клинические исследова- ния обычно выполняются на выборках. Оценку характеристик популяции, по практичес- ким причинам, приходится осуществлять путем оценки этих характеристик по выборке.
Выборка вероятностная – такая выборка, вероятность попадания в которую для каждого индивидуума известна заранее.
Выборка случайная – такая выборка, вероятность попадания в которую для каждо- го индивидуума в популяции одинакова.
Выборка смещенная – это такая выборка, которая систематическим образом от- личается от популяции, представляющей предмет исследования, или от популяции, по отношению к которой должны применяться результаты исследования. Например, лица, добровольно участвующие в программах профилактики заболеваний, отличаются от прочих людей в популяции и представляют собой смещенную выборку из популяции.
Группа высокого риска – группа лиц с высокой вероятностью развития отклоне- ний в состоянии здоровья, заболеваний, травм, их неблагоприятного течения и исходов вследствие воздействия различных факторов риска – наследственных, социально-эко- номических, профессиональных, экологических, поведенческих и др.
Группа риска – группа лиц с наличием различных факторов риска возникновения заболеваний, травм и других нарушений здоровья, в которой должно планироваться проведение профилактических мер.
Добавочная доля популяционного риска – доля заболеваемости (смертности, ин- валидности) в популяции, связанная с данным фактором риска; рассчитывается путем деления добавочного популяционного риска на общую заболеваемость (смертность, ин- валидность) в популяции.
Добавочный, или атрибутивный риск – определяется как заболеваемость для лиц, подвергавшихся воздействию фактора риска, минус заболеваемость для лиц, не под- вергавшихся этому воздействию. Добавочный риск – это дополнительные случаи за- болевания, обусловленные воздействием фактора риска. Учитывая способ вычисле- ния добавочного риска, его также называют разницей рисков, или непосредственным риском.
Доверительный интервал – статистический показатель, позволяющий оце- нить, в каких пределах может находиться истинное значение параметра в популя- ции; диапазон колебаний истинных значений. Величины, полученные в исследо- ваниях на выборке больных, отличаются от истинных величин вследствие влияния случайности. Так, 95% доверительный интервал означает, что истинное значение величины с вероятностью в 95% лежит в его пределах. Доверительные интер- валы помогают сориентироваться, соответствует ли данный диапазон значений представлениям читателя о клинической значимости эффекта и каких результа- тов можно ожидать, применив описанную методику на сходной группе больных.
Величина доверительного интервала характеризует степень доказательности

110
ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
данных, в то время как величина p указывает на вероятность ошибочного откло- нения нулевой гипотезы.
Достоверность – характеристика, показывающая, в какой мере результат измере- ния соответствует истинной величине. Достоверность исследования определяется тем.
В какой мере полученные результаты справедливы в отношении данной выборки. Это внутренняя характеристика, она касается именно данной группы больных и не обяза- тельно распространяется на другие группы.
Исследование «до – после» – неконтролируемое клиническое исследование, опи- сывает течение заболевания в одной группе пациентов, подвергающейся изучаемому вмешательству. Подход основан на предположении, что любое улучшение, наблюдае- мое после лечения, обусловлено именно лечением. Это предположение может оказать- ся ложным, что делает указанный метод весьма уязвимым.
Исследование когортное – исследование, в котором определенная когорта пациен- тов прослеживается в течение некоторого периода времени. Когортные исследования называют также продольными или лонгитудинальными – подчеркивается, что пациенты прослеживаются во времени, проспективными – имеется в виду, что группа сформиро- вана в настоящее время и прослежена в будущем, или исследованиями заболеваемос- ти – обращается внимание на то, что основным способом оценки является регистрация новых случаев заболевания в течение определенного срока.
Исследование когортное историческое – когорта выделена по архивным доку- ментам и прослежена до настоящего времени.
Исследование обсервационное – исследование без преднамеренного вмешатель- ства, в противоположность экспериментальному исследованию.
Исследование открытое – исследование, в котором не применялся слепой метод.
Исследование распространенности, или одномоментное исследование – вари- ант описательного исследования, проводимого в определенный момент времени с це- лью оценки распространенности заболевания или исхода, изучения течения заболева- ния и т. п. Иногда также называется поперечным исследованием, в противоположность продольным, или лонгитудинальным, исследованиям.
Исследование серий случаев – описательное исследование, представляющее со- бой количественный анализ группы больных.
Исследование случай – контроль – ретроспективное исследование, в котором по архивным данным или воспоминаниям, суждениям пациентов производится сравне- ние двух групп, в одну из которых отобраны пациенты с определенной патологией, а в другую – лица без нее. При этом сначала производится отбор группы пациентов с изу- чаемым заболеванием и сходной по остальным признакам группы лиц без этого забо- левания. Затем ретроспективно оценивается частота воздействия возможного фактора риска в обеих группах. Полученные данные позволяют рассчитать относительный риск развития заболевания в связи с изучаемым фактором.
Исследование совокупного риска или экологическое исследование – исследо- вание, в котором фактор риска характеризуется средним воздействием на группу; его задача – оценка влияния на людей факторов окружающей среды в целом.
Исследование экспериментальное – сравнительное исследование, заранее спла- нированное и посвященное изучению влияния по крайней мере одного вмешательства.
Сравнения могут производиться между двумя и более группами или внутри одной груп- пы до и после назначения вмешательства.
Качество жизни – категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобес- печения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического

111
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
и социального благополучия и самореализации. Термин «качество жизни» вошел в оби- ход в тех развитых обществах, где все основные материальные блага являются широко доступными. По определению ВОЗ (1999), качество жизни – это оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетво- ряются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предостав- ляются возможности для достижения благополучия и самореализации. Данный термин не имеет общепринятого значения в службах здравоохранения и научной литературе.
Одни авторы определяют качество жизни как существование (бытие), обычно ограни- ченное психосоциальными атрибутами. Другие пытаются найти количественные харак- теристики функционирования личности в таких показателях как симптомы, болезнь, смерть, прогноз и т. д. Третьи рассматривают качество жизни в рамках удовлетворения материальных и культурных (духовных) потребностей людей: качество питания, ком- форт жилища, качество и современность одежды, структура досуга, качество здравоох- ранения и т. п. Под качеством жизни понимается также комплексный показатель физи- ческого, психического и социального благополучия.
Клиническая эпидемиология – наука, разрабатывающая методы клинических ис- следований, которые дают возможность делать справедливые заключения, контроли- руя влияние систематических и случайных ошибок.
Клинические испытания – специальный вид когортных исследований для оценки разных вмешательств, условия проведения которых (отбор групп вмешательства, ха- рактер вмешательства, организация наблюдения и оценка исходов) направлены на уст- ранение влияния систематических ошибок на получаемые результаты.
Когорта – группа лиц, изначально объединенных каким-либо общим признаком (на- пример, здоровые лица или больные на определенной стадии заболевания) и наблю- даемых в течение определенного периода времени, чтобы проследить, что с ними про- изойдет в дальнейшем.
Когорта дожития – когорта, в которую включаются пациенты, имеющие заболева- ние и доступные для наблюдения – например, пациенты специализированной клиники.
Другой термин для таких групп – доступные когорты.
Контроль исторический, или непараллельный – способ клинического исследова- ния, при котором результаты современного лечения сравниваются с данными наблюде- ния аналогичных пациентов в прошлом. Противоположность параллельному контролю.
Контроль параллельный – способ клинического испытания, при котором контроль- ная группа набирается одновременно и по тем же правилам, что и экспериментальная группа. Этот метод позволяет избежать некоторых видов систематических ошибок, ко- торые неизбежны при исследованиях с историческим контролем.
Контрольная группа, или группа сравнения – группа испытуемых, получающих обычное лечение, или не получающих лечение, или получающих плацебо. Результаты измерений в контрольной группе сравниваются с результатами измерений в экспери- ментальной группе для оценки эффекта исследуемого метода лечения.
Мета–анализ – количественный анализ объединенных результатов нескольких кли- нических испытаний одного и того же вмешательства. Такой подход обеспечивает боль- шую статистическую мощность, чем в каждом отдельном испытании за счет увеличения размера выборки. Используется для обобщенного представления результатов многих испытаний и для увеличения доказательности результатов испытаний.
Модификация эффекта – особый тип взаимодействия факторов, при котором сила корреляции между двумя переменными зависит от уровня некоторой третьей перемен- ной, называемой модификатором эффекта.

112
ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
Обобщаемость – внешняя характеристика, определяемая тем, в какой мере резуль- таты данного исследования применимы к другим группам больных.
Относительный риск, или отношение рисков – отношение заболеваемости среди лиц, подвергавшихся и не подвергавшихся воздействию факторов риска. Относительный риск не несет информации о величине абсолютного риска (заболеваемости). Даже при высоких значениях относительного риска абсолютный риск может быть совсем неболь- шим, если заболевание редкое. Относительный риск показывает силу связи между воз- действием и заболеванием.
Отношение правдоподобия – это отношение вероятности получить положительный результат диагностического теста у больных к вероятности получить положительный ре- зультат у здоровых лиц. Отношение правдоподобия для положительного результата – это чувствительность, деленная на 1 минус специфичность. Таким образом, отношение правдоподобия отражает одновременно и чувствительность, и специфичность теста.
Если отношение правдоподобия положительного результата равно 1, то это значит, что вероятность положительного результата теста у больного такая же, как вероятность по- ложительного результата теста у здорового. Если отношение правдоподобия положи- тельного результата теста равно 3,5, то это значит, что вероятность положительного ре- зультата теста у больного в 3,5 раза выше, чем вероятность положительного результата теста у здорового.

Ошибки гематологических исследований

Часть 2

Попова Анна Борисовна,

Постникова Ольга Ивановна,

Жулина Анастасия Анатольевна

ГБПОУ НО «НМК»

1.2.1 Возможные ошибки лабораторных исследований крови

Лабораторный этап обработки проб крови вносит свой вклад в погрешность результатов, которые можно разделить на три вида: случайные, систематические и грубые.

Случайными называются неопределенные по величине и знаку ошибки, в появлении которых не наблюдается закономерности. Случайные ошибки сопутствуют любому измерению, как бы тщательно оно не проводилось, и проявляются в некотором различии результатов измерения одного и того же элемента, выполненного данным методом. Эти развития обусловлены колебаниями:) свойств пробы — негомогенность, неравномерность перемешивания;) точности измерительного инструмента — пипеток, мерной посуды, термо- и фотометрических приборов, счетных камер;) точности работы персонала лаборатории — неточное пипетирование или считывание результатов, ошибка утомления, неверный подбор класса точности инструментов, психологическая ошибка, например, оказание предпочтения каким-либо цифрам и т.д.Величина случайной ошибки характеризует воспроизводимость результатов исследований.

К систематическим ошибкам относятся погрешности, происходящие от определенных причин. Одинаковые по знаку, они либо увеличивают, либо уменьшают истинные результаты. После выяснения причины, вызывающей систематическую ошибку, ее можно устранить или ввести поправочный коэффициент.Причиной систематических ошибок являются:методические ошибки, обусловленные возможностью метода анализа; наиболее серьезная, и трудно устранимая причина искажений результатов;ошибки, зависящие от применяемых приборов и реактивов, определяются точностью приборов, загрязнением реактивов продуктами разрушения тары, взаимодействием с воздушной средой и испарениями других реактивов и др.;ошибки оперативные, происходящие от неправильного или неточного выполнения операции, например, изменение времени окрашивания, неправильное выливание растворов из пипеток;ошибки индивидуальные, зависящие от личных способностей оператора, его органов чувств, привычек.Величина систематической ошибки влияет на всю серию определений и характеризует правильность результатов анализа.

Грубыми ошибками называют полученные одиночные значения анализируемого параметра, выходящие за пределы допустимой величины погрешностей. Причиной грубых ошибок может стать неправильная доза препарата, ошибки в расчетах, небрежность или недостаточная тщательность в работе. Необходимо отличать грубые ошибки от показателей, характеризующих резкие изменения исследуемых параметров; последние проверяются повторными или параллельными анализами.

Среди способов выявления случайных ошибок в лабораторной практике применяют анализ двух (или нескольких) параллельных проб а также последовательное проведение анализов повторно у одного и того же животного. Расхождение результатов свидетельствует об ошибке.Если все или большинство результатов, полученных в течение дня, отличается от обычных значений возможно присутствие систематической ошибки. В поисках ее причин полезным подспорьем являются записи в лабораторном журнале, анализ которых позволяет выявить значение новой партии реактива, составление нового калибровочного графика или реактива, отключение для профилактики холодильника или термостата, замена ламп в фотометре и т.д. Использование автоматических устройств для анализа ведет к сокращению числа случайных ошибок, но увеличивает необходимость контроля за систематическими погрешностями.Таким образом, высокая точность измерений, отражающая близость их результатов к истинному значению измеряемой величины, соответствует малым значениям ошибок всех видов и обеспечивается наряду с контролем всех элементов клинико-диагностических исследований унификацией и стандартизацией методов анализа

Основными источниками ошибок при подсчете эритроцитов являются:

  • Неточное взятие крови в пипетку.Образование сгустка, поглощающего часть клеток и занижающего результатисследования.

  • Недостаточное перемешивание содержимого пробирки перед заполнением камеры.

  • Неправильная подготовка камеры: недостаточное притирание покровных стекол;неравномерное заполнение камеры, образование пузырьков воздуха.

  • Подсчет эритроцитов сразу после заполнения камеры, не выжидая 1 минуту.

  • Подсчет меньшего, чем требуется по методике, количества квадратов.

  • Плохо вымытые камера, пробирки, пипетка, капилляр для взятия крови;недостаточно просушенные пробирки и пипетки.

  • Использование недоброкачественного разводящего раствора.

Основные источники ошибок при подсчете лейкоцитов в камере:

  • Неправильное соотношение объемов крови и уксусной кислоты, взятые в пробирку.

  • Неправильно подготовленный раствор уксусной кислоты (при концентрации большей, чем 5%, часть лейкоцитов может лизироваться, что приведет к занижению результата).

  • Длительное нахождение пробы при температуре выше 28°С, что может ускорить лизис лейкоцитов в образце и привести к занижению результата.

  • Неправильное заполнение камеры Горяева. Как и при подсчете эритроцитов, камеру необходимо оставлять на 1 минуту для оседания клеток.

  • Недостаточно хорошо отмытая после предыдущего определения камера Горяева.Оставшиеся в камере лейкоциты могут завышать результаты анализа.

1.3 Организация и обеспечение качества на постаналитическом этапе

Как и преаналитический этап, этот этап можно разделить на внутрилабораторную и внелабораторную части.

Основной элемент внутрилабораторной части постаналитического этапа проверка квалифицированным лабораторным специалистом результата анализа на предмет его аналитической достоверности, биологической вероятности или правдоподобия, а также сопоставления каждого результата с референсными интервалами. На этапе проверки результатов исследований важно учитывать факторы, препятствующие определению аналита (такие как гемолиз, липемия, избыточная желтушность, парапротеинемия и др) и являющиеся критериями отказа. Степень влияния этих факторов часто зависит от метода измерения аналита, поэтому на преаналитической стадии сомнительная проба может быть принята на исследование. Форматированию бланков отчёта уделяют особое внимание: используется группировка результатов по патофизиологическому принципу с указанием референсных значений, что значительно упрощает трактовку результатов. Эта часть этапа заканчивается подписью (авторизацией) бланка отчёта, т. е. формированием конечного продукта лабораторного процесса и передачей его клиницисту.

Внелабораторная часть — это, прежде всего, оценка лечащим врачом клинической значимости информации о состоянии пациента, полученной в результате лабораторного исследования. Авторизованный отчёт с результатами лабораторных исследований поступает клиницисту, который интерпретирует полученную лабораторную информацию, сопоставляет её с данными собственного наблюдения за пациентом и результатами других видов исследований и использует её для оказания пациенту медицинской помощи.Как и для преаналитического этапа, основная форма контроля качества проведения постаналитического этапа — это периодические внешние и внутренние проверки (аудит).

2. Автоматические методы анализа клеток крови

Гемограммой называют профиль исследований, состоящий из определения количества лейкоцитов, эритроцитов, гематокритной величины и концентрации гемоглобина. Автоматизация в гематологии предлагает новый подход к дифференцированию лейкоцитов. В большинстве случаев отклонения лейкоцитарной формулы от нормального распределения требуют дополнительного исследования мазка крови под микроскопом. На основе анализа тысяч клеток гематологические анализаторы способны представлять данные в виде гистограмм — распределений клеток по размерам. Большинство анализаторов представляет в виде гистограмм распределение по размерам тромбоцитов, лейкоцитов и эритроцитов.Все многообразие гематологических приборов можно разделить на 3 класса с учетом их технической характеристики.класс — полуавтоматические счетчики клеток крови определяющие обычно от 4 до 10 параметров (лейкоциты, эритроциты, гемоглобин, гематокрит, средний объем эритроцита, среднее содержание гемоглобина в эритроците, средняя концентрация гемоглобина в эритроцитарной массе, тромбоциты, средний объем тромбоцита).

Данные приборы в большинстве своем используют в работе предварительно разведенную кровь, поэтому комплектуются дилютерами. В основе подсчета и анализа клеток в счетчиках лежит кондуктометрический метод.класс — автоматические анализаторы, проводящие анализ цельной крови и определяющие до 20 параметров, включая расчетные показатели красной крови и тромбоцитов по объему, а так же проводящие частичную дифференцировку лейкоцитов по 3 параметрам (гранулоциты, лимфоциты и «средние клетки», состоящие преимущественно из эозинофилов и базофилов).

В основе подсчета и дифференцировки клеток в анализаторах данного класса лежит кондуктометрический метод, который дополняется системами внутреннего контроля качества, волюметрического контроля и т.д.класс — высокотехнологические гематологические анализаторы, позволяющие проводить развернутый анализ крови, включая полную дифференцировку лейкоцитов по 5 параметрам (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, моноциты и лимфоциты), гистограммы распределения лейкоцитов, эритроцитов и тромбоцитов по объему, скетограммы. В основе работы приборов этого класса лежит комбинация кондуктометрического метода с другими методами (рассеяние лазерного луча, радиочастотный, цитохимический, использование различный дифференцирующих лизатов и т.д.).

Работа с гематологическими анализаторами требует предельной аккуратности и точности, строгого соблюдения требований соответствующих инструкций к прибору. Большинство ошибок и неточностей при работе с гематологическим анализаторами связано с техническими погрешностями: низкое качество разводящих жидкостей, погрешности при заборе крови, грязная посуда, удлинение интервала времени между забором крови или приготовлением разведений и подсчетом клеток и т.п. Однако существует категория ошибок, связанных с особенностью патологических образцов крови.

Концентрация гемоглобина (HGB).В большинстве гематологических анализаторов для определения концентрации гемоглобина используется цианметгемоглобиновый колориметрический или спектрофотометрический метод.

Причины возможных ошибок при определении концентрации гемоглобина:

  • Технические ошибки: нарушение правил забора крови, нарушение инструкции к анализатору, попадание в пробу моющих средств, остатков спирта с пальца пациента, низкое качество реактивов и т.д.

  • Связанные с особенностями исследуемой крови припатологи (завышение результатов анализа): высокий лейкоцитоз (>30·109/л), парапротеинемия (преципитация патологических иммуноглобулинов), агглютинация эритроцитов при парапротеинемиях, аутоиммцнных процессах, уремия (при гиперосмолярности плазмы нарушается лизис эритроцитов), гиперлипопроитеинемия, гипербилирубинемия, внутрисосудистый гемолиз.

Количество эритроцитов в единице объема крови (RBC).

Количество гематологическими анализаторами определяется кондуктометрическим методом.Причины ошибок при подсчете эритроцитов следующие:

  • Технические (см. HGB)

  • Связанные с особенностями исследуемой крови (внутрисосудистый гемолиз эритроцитов, агглютинация эритроцитов, наличие большого числа микро- и шизоцитов (эти элементы паодсчитываютсяангализатором как тромбоциты)

  • Высокий лимфоцитоз (>50·109/л) с преобладанием малых лимфоцитов.

Количество лейкоцитов (WBC).

Увеличение или снижение количества лейкоцитов интерпретируется соответственно клиническому случаю (лейкоцитозы, лейкопении, лейкемоидные реакции и др.) параллельно с анализом изменений в лейкоцитарной формуле.

Причины ошибок при подсчете лейкоцитов:

  • Технические (см. HGB)

  • Связанные с особенностями исследуемой крови

  • Наличие аутоантител к лейкоцитам, формирование агглютинатов лейкоцитов, которые прибор считает как одну клетку

  • Наличия хрупких, легко разрушающихся клеток при лейкозах, тяжелых интоксикациях

В большинстве гематологических анализаторов используется кондуктометрический метод, позволяющий дифференцировать лейкоциты в зависимости от их объема. Результаты исследования отражены в лейкоцитарных гистограммах и цифровом выражении относительного и абсолютного количества различных форм лейкоцитов. В зависимости от категории прибора подсчитывается количество одного, двух, трех и более видов лейкоцитов.Точная дифференцировка лейкоцитов на отдельные популяции, выявление тонких морфологических изменений в клетках возможны только с помощью микроскопического исследования окрашенного мазка крови. Дифференцированный подсчет лейкоцитов гематологическим анализатором — это скрининг, при котором все патологические результаты подлежат последующему микроскопическому исследованию.

Количество тромбоцитов (PLT).

Число тромбоцитов в автоматических счетчиках определяется прямым кондуктометрическим методом. Подсчитываются частицы объемом 2-30 фл.

Ошибки при определении количества тромбоцитов:

  • Технические: неправильное взятие крови (трудности в нахождении вены, венозный застой, повреждение эндотелия и др.) способствуют агрегации тромбоцитов, образованию микросгустков.

  • Ошибки, связанные с особенностями исследуемой крови (наличие антител к тромбоцитам, в результате чего наступает агрегация тромбоцитов, прилипание тромбоцитов к лейкоцитам (сателлитизм) при больших лейкоцитозах).

  • Завышение количества тромбоцитов отмечается при большом количестве микроцитов и шизоцитов.

3. Особенности влияния различных факторов на результаты исследования крови

Изменения клеточного состава периферической крови наблюдается как при патологии, так и в различных физиологических состояниях организма.

На показатели крови могут оказывать влияние физическая и эмоциональная нагрузка, сезонные, климатические, метеорологические условия, время суток, прием пищи, курение и т. д. Так при интерпретации результатов необходимо учитывать такие данные, как возраст, пол, активность пациента и положение его тела в момент взятие крови.С точки зрения физиологии, «нормальными» величинами лабораторных показателей считают значения, определенные у тщательно обследованных групп пациентов среднего возраста без объективных признаков патологии. Показатели, нормальные для группы одного возраста, пола, условий обитания, режима использования и т.д. отражают влияние межиндивидуальных колебаний исследуемых величин и определяют нормативы.

Клеточные и химический состав крови не является постоянным, поскольку отражает количественные и качественный изменения, происходящие при непрерывной смене физиологических процессов в организме: смена физической активности и покоя, приема пищи. Смена сна и бодрствования, влияние биологических ритмов. Эти факторы влияют на индивидуальные колебания показателей крови и соответствуют форме и степени реактивности организма каждого пациента.

Регулярные изменения состава крови наблюдаются в течение суток — суточные ритмы. Хорошо изучены суточные колебания содержания электролитов, стероидов, фосфатов, липидов, сахара, холестерина, кортизола и некоторых других показателей. Для ограничения влияния суточных вариаций на результаты анализа необходимо всегда брать пробы в одно и тоже время дня.Чрезмерное возбуждение пациента во время фиксации и взятии крови может приводить к изменению показателей кислотно-щелочного равновесия, сахара, многих гормонов, количества эозинофилов и лимфоцитов.

Значительные сдвиги активности ферментов связаны с физической нагрузкой. В зависимости от положения тела в пространстве варьируют показатели белка, кальция, калия, альбумина, аспартатаминотрансферазы, кислой и щелочной фосфатаз, фосфора и холестерина.

Еще более возрастает роль лечебных мероприятий, располагающих арсеналом средств интенсивного воздействия физических (тепловые процедуры, разряды тока, ультрафиолетовое облучение, воздействие УВЧ), химических (лекарственные препараты), или биологических (сыворотки, вакцины, аутогематерапия) факторов.

Особым фактором воздействия является оперативное вмешательство, которое, как и любая травма приводит к закономерным неспецифическим изменениям метаболизма, носящим циклический характер.

Большинство современных лечебных средств влияет на результаты лабораторных исследований за счет либо фармакологической (в организме), либо технологической (при анализе пробы) интерференции. К механизмам фармакологической интерференции, или, говоря иначе, наложению изменений за счет лекарственных веществ на показатели данного состояния организма можно отнести:а) изменение интенсивности патологического процесса;б) побочное действие на деятельность различных органов и систем;в) общий токсический эффект при передозировке или кумуляция;Технологическая интерференция лекарства или его метаболитов проявляется во время лабораторного исследования, т.е. ее можно воспроизвести, добавляя определенное вещество к пробе сыворотки крови. Влияние технологической интерференции может носить физический, химический или биологический характер, когда, например, она оказывает воздействие на клеточный состав крови.

4. Информативность и достоверность гематологических тестов

С диагностической точки зрения предметом исследования крови для получения информации о состоянии организма служат:а) структурные характеристики — форма и строение клеток, наличие химических соединений определенной структуры;б) количественные характеристики — размеры и соотношения структурных компонентов клеток, число определенных клеточных элементов, их соотношение, концентрация химических соединений;в) функциональные характеристики — осуществления цикла развития и созревания клеток, кругооборота и превращения химических веществ.

Для определения достоверности полученных результатов лабораторных исследований они должны быть выражены в цифровой форме, по меньшей мере в двоичной системе ответов -да, нет-, используемой в качественной оценке проб. Однако в гематологии все еще значительное распространение имеют словесные формы описания формы, цвета, плотности и гомогенности окраски клеток и их компонентов, соотношения их размеров. С развитием и совершенствованием методов исследования, использования цитометрических и цитофотометрических устройств объективность подученных результатов возрастает.Использование лабораторных показателей для выявления патологии состоит в обнаружении отличия между показателями крови исследуемого и их значениями в норме. При этом необходимо учитывать величину изменчивости биологических систем и колеблемость их параметров в границах гомеостаза в ответ на внешние и внутренние факторы воздействия.

Данные лабораторного исследования являются случайной величиной, так как подвержены влиянию следующих факторов:) биологических, определяющих биологическую вариацию результатов лабораторных исследований в пределах нормальных величин;) диагностических и лечебных мероприятий, проводимых обследуемому, включая реакцию животного на фиксацию, манипуляции иди присутствие исследователя;) условия взятия, хранения и транспортировки биологической пробы, влияние консервантов и антикоагулянтов — доаналитическая вариация;) условия лабораторного анализа: ошибки метода, реактивов, приборов, лаборантов — аналитическая вариация;) патологических, определяющих отклонения результатов гематологических исследований за пределы нормальных величин — патологическая вариация.

Как случайные величины результаты лабораторных исследований крови образуют вариационный ряд с характерным для него расположением большинства величин вблизи его центральной части и рассеиванием к краям ряда, создавая определенное распределение, В связи с тем, что очень многие эмпирические распределения биологических признаков, характеризующихся непрерывной вариацией, приближаются к нормальному распределению, этот вид распределения занимает важнейшее место в биологической статистике.При многократном повторном исследовании, когда имеют место в основном аналитические факторы вариации (см. условие 4.), результаты анализов обычно подчиняются закону нормального распределения.

Биологические данные, то есть признаки в популяции здоровых и больных, испытывающие влияние биологических факторов вариации, могут не подчиняться закону нормального распределения. В таком случае для статической обработки результатов может быть уместным их преобразование в логарифмы и получении логарифмического нормального распределения.

  • 2023

Время и Стекло Так выпала Карта HD VKlipe Net

Время и Стекло Так выпала Карта HD VKlipe Net

Оглавление:

  • Ключевые вынос
  • Случайный пример ошибки и причины
  • Пример и причины систематической ошибки
  • Ключевые выводы: случайная ошибка против систематической ошибки
  • источники

Независимо от того, насколько вы осторожны, всегда есть ошибка в измерении. Ошибка не является «ошибкой» — это часть процесса измерения. В науке ошибка измерения называется экспериментальной ошибкой или наблюдательной ошибкой.

Существует два широких класса ошибок наблюдений: случайная ошибка а также систематическая ошибка, Случайная ошибка изменяется непредсказуемо от одного измерения к другому, в то время как систематическая ошибка имеет одинаковое значение или пропорцию для каждого измерения.

Ключевые вынос

  • Случайная ошибка приводит к тому, что одно измерение немного отличается от следующего. Это происходит из-за непредсказуемых изменений во время эксперимента.
  • Систематическая ошибка всегда влияет на результаты измерений в одинаковом или одинаковом соотношении, при условии, что показания проводятся каждый раз одинаково. Это предсказуемо.
  • Случайные ошибки не могут быть устранены из эксперимента, но большинство систематических ошибок могут быть уменьшены.

Случайный пример ошибки и причины

Если вы делаете несколько измерений, значения группируются вокруг истинного значения. Таким образом, случайная ошибка в первую очередь влияет на точность. Как правило, случайная ошибка влияет на последнюю значащую цифру измерения.

Основными причинами случайной ошибки являются ограничения инструментов, факторы окружающей среды и небольшие изменения в процедуре. Например:

  • При взвешивании на весах вы позиционируете себя немного по-разному каждый раз.
  • При измерении объема в колбе вы можете каждый раз читать значение под другим углом.
  • Измерение массы образца на аналитических весах может привести к различным значениям, когда воздушные потоки влияют на весы или когда вода входит в образец и покидает его.
  • Измерение вашего роста зависит от незначительных изменений осанки.
  • Измерение скорости ветра зависит от высоты и времени измерения. Многократные чтения должны быть взяты и усреднены, потому что порывы и изменения в направлении влияют на значение.
  • Показания должны оцениваться, когда они находятся между отметками на шкале или когда учитывается толщина измерительной отметки.

Поскольку случайная ошибка всегда возникает и не может быть предсказана, важно взять несколько точек данных и усреднить их, чтобы получить представление о величине отклонения и оценить истинное значение.

Пример и причины систематической ошибки

Систематическая ошибка предсказуема и либо постоянна, либо пропорциональна измерению. Систематические ошибки в первую очередь влияют на точность измерения.

Типичные причины систематической ошибки включают в себя ошибку наблюдений, несовершенную калибровку прибора и помехи окружающей среды. Например:

  • Если забыть о тарировании или обнулении баланса, получаются измерения массы, которые всегда «выключаются» на одну и ту же величину. Ошибка, вызванная не установкой прибора на ноль до его использования, называется ошибка смещения.
  • Не считывание мениска на уровне глаз для измерения объема всегда приводит к неточным показаниям. Значение будет постоянно низким или высоким, в зависимости от того, взяты ли показания сверху или ниже отметки.
  • Измерение длины с помощью металлической линейки даст другой результат при холодной температуре, чем при высокой температуре, из-за теплового расширения материала.
  • Неправильно откалиброванный термометр может дать точные показания в определенном температурном диапазоне, но стать неточным при более высоких или более низких температурах.
  • Измеренное расстояние отличается при использовании новой измерительной ленты от старой натянутой ленты. Пропорциональные ошибки этого типа называются ошибки масштабного коэффициента.
  • дрейф происходит, когда последовательные чтения становятся последовательно ниже или выше со временем. Электронное оборудование имеет тенденцию быть склонным к дрейфу. Многие другие инструменты подвержены (как правило, положительному) дрейфу, поскольку устройство нагревается.

Как только его причина установлена, систематическая ошибка может быть уменьшена до некоторой степени. Систематическая ошибка может быть сведена к минимуму путем регулярной калибровки оборудования, использования контрольных элементов в экспериментах, прогрева приборов до снятия показаний и сравнения значений со стандартами.

В то время как случайные ошибки могут быть минимизированы путем увеличения размера выборки и усреднения данных, сложнее компенсировать систематическую ошибку. Лучший способ избежать систематической ошибки — это знать ограничения инструментов и иметь опыт их правильного использования.

Ключевые выводы: случайная ошибка против систематической ошибки

  • Двумя основными типами ошибок измерения являются случайная ошибка и систематическая ошибка.
  • Случайная ошибка приводит к тому, что одно измерение немного отличается от следующего. Это происходит из-за непредсказуемых изменений во время эксперимента.
  • Систематическая ошибка всегда влияет на результаты измерений в одинаковом или одинаковом соотношении, при условии, что показания проводятся каждый раз одинаково. Это предсказуемо.
  • Случайные ошибки не могут быть устранены из эксперимента, но большинство систематических ошибок могут быть уменьшены.

источники

  • Блэнд, Дж. Мартин и Дуглас Г. Альтман (1996). «Статистические заметки: ошибка измерения». BMJ 313.7059: 744.
  • Cochran, W.G. (1968). «Ошибки измерения в статистике». Technometrics, Taylor & Francis, Ltd. от имени Американской статистической ассоциации и Американского общества качества. 10: 637–666. DOI: 10,2307 / 1267450
  • Додж Ю. (2003). Оксфордский словарь статистических терминов, ОУП. ISBN 0-19-920613-9.
  • Тейлор, Дж. Р. (1999). Введение в анализ ошибок: изучение неопределенностей в физических измерениях, Университетская Наука Книги. п. 94. ISBN 0-935702-75-X.

Независимо от того, насколько вы осторожны, всегда есть ошибка в измерении. Ошибка не является «ошибкой» — это часть процесса измерения. В науке ошибка измерения называется экспериментальной ошибкой или наблюдательной ошибкой.

Существует два широких класса ошибок наблюдений: случайная ошибка а также систематическая ошибка, Случайная ошибка изменяется непредсказуемо от одного измерения к другому, в то время как систематическая ошибка имеет одинаковое значение или пропорцию для каждого измерения.

Ключевые вынос

  • Случайная ошибка приводит к тому, что одно измерение немного отличается от следующего. Это происходит из-за непредсказуемых изменений во время эксперимента.
  • Систематическая ошибка всегда влияет на результаты измерений в одинаковом или одинаковом соотношении, при условии, что показания проводятся каждый раз одинаково. Это предсказуемо.
  • Случайные ошибки не могут быть устранены из эксперимента, но большинство систематических ошибок могут быть уменьшены.

Случайный пример ошибки и причины

Если вы делаете несколько измерений, значения группируются вокруг истинного значения. Таким образом, случайная ошибка в первую очередь влияет на точность. Как правило, случайная ошибка влияет на последнюю значащую цифру измерения.

Основными причинами случайной ошибки являются ограничения инструментов, факторы окружающей среды и небольшие изменения в процедуре. Например:

  • При взвешивании на весах вы позиционируете себя немного по-разному каждый раз.
  • При измерении объема в колбе вы можете каждый раз читать значение под другим углом.
  • Измерение массы образца на аналитических весах может привести к различным значениям, когда воздушные потоки влияют на весы или когда вода входит в образец и покидает его.
  • Измерение вашего роста зависит от незначительных изменений осанки.
  • Измерение скорости ветра зависит от высоты и времени измерения. Многократные чтения должны быть взяты и усреднены, потому что порывы и изменения в направлении влияют на значение.
  • Показания должны оцениваться, когда они находятся между отметками на шкале или когда учитывается толщина измерительной отметки.

Поскольку случайная ошибка всегда возникает и не может быть предсказана, важно взять несколько точек данных и усреднить их, чтобы получить представление о величине отклонения и оценить истинное значение.

Пример и причины систематической ошибки

Систематическая ошибка предсказуема и либо постоянна, либо пропорциональна измерению. Систематические ошибки в первую очередь влияют на точность измерения.

Типичные причины систематической ошибки включают в себя ошибку наблюдений, несовершенную калибровку прибора и помехи окружающей среды. Например:

  • Если забыть о тарировании или обнулении баланса, получаются измерения массы, которые всегда «выключаются» на одну и ту же величину. Ошибка, вызванная не установкой прибора на ноль до его использования, называется ошибка смещения.
  • Не считывание мениска на уровне глаз для измерения объема всегда приводит к неточным показаниям. Значение будет постоянно низким или высоким, в зависимости от того, взяты ли показания сверху или ниже отметки.
  • Измерение длины с помощью металлической линейки даст другой результат при холодной температуре, чем при высокой температуре, из-за теплового расширения материала.
  • Неправильно откалиброванный термометр может дать точные показания в определенном температурном диапазоне, но стать неточным при более высоких или более низких температурах.
  • Измеренное расстояние отличается при использовании новой измерительной ленты от старой натянутой ленты. Пропорциональные ошибки этого типа называются ошибки масштабного коэффициента.
  • дрейф происходит, когда последовательные чтения становятся последовательно ниже или выше со временем. Электронное оборудование имеет тенденцию быть склонным к дрейфу. Многие другие инструменты подвержены (как правило, положительному) дрейфу, поскольку устройство нагревается.

Как только его причина установлена, систематическая ошибка может быть уменьшена до некоторой степени. Систематическая ошибка может быть сведена к минимуму путем регулярной калибровки оборудования, использования контрольных элементов в экспериментах, прогрева приборов до снятия показаний и сравнения значений со стандартами.

В то время как случайные ошибки могут быть минимизированы путем увеличения размера выборки и усреднения данных, сложнее компенсировать систематическую ошибку. Лучший способ избежать систематической ошибки — это знать ограничения инструментов и иметь опыт их правильного использования.

Ключевые выводы: случайная ошибка против систематической ошибки

  • Двумя основными типами ошибок измерения являются случайная ошибка и систематическая ошибка.
  • Случайная ошибка приводит к тому, что одно измерение немного отличается от следующего. Это происходит из-за непредсказуемых изменений во время эксперимента.
  • Систематическая ошибка всегда влияет на результаты измерений в одинаковом или одинаковом соотношении, при условии, что показания проводятся каждый раз одинаково. Это предсказуемо.
  • Случайные ошибки не могут быть устранены из эксперимента, но большинство систематических ошибок могут быть уменьшены.

источники

  • Блэнд, Дж. Мартин и Дуглас Г. Альтман (1996). «Статистические заметки: ошибка измерения». BMJ 313.7059: 744.
  • Cochran, W.G. (1968). «Ошибки измерения в статистике». Technometrics, Taylor & Francis, Ltd. от имени Американской статистической ассоциации и Американского общества качества. 10: 637–666. DOI: 10,2307 / 1267450
  • Додж Ю. (2003). Оксфордский словарь статистических терминов, ОУП. ISBN 0-19-920613-9.
  • Тейлор, Дж. Р. (1999). Введение в анализ ошибок: изучение неопределенностей в физических измерениях, Университетская Наука Книги. п. 94. ISBN 0-935702-75-X.

Систематические ошибки в тестировании

Не верю!

К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ

Систематическая ошибка называется систематической потому, что она присутствует в результате всегда, систематически, при наступлении определенных условий. Она не является случайной, вызванной неконтролируемыми изменениями внешних параметров. Это – характеристика теста, которую можно контролировать и учитывать.

Иногда бывает так, что проще определить и учесть величину систематической ошибки, возникающей в конкретных ситуациях, чем исправить тест. Ведь исправленный тест тоже может характеризоваться систематическими ошибками, которые еще не определены.

Систематическая ошибка теста – это важная его характеристика, связанная, например, с:

  • различием валидности теста, измеренной для разных групп претендентов (ошибка наклона) и

  • соотношением между групповыми значениями измеренных характеристик по тесту и по критерию (ошибка интерцепта).

Эти понятия используются для акцентирования того, что заложено в тесте, – в противоположность возможной случайной ошибке. Это в значительной степени связано со спецификой выборки, на которой адаптируется тест. Рассмотрим эти понятия более подробно.

  • Систематическая ошибка наклона. Различие коэффициента валидности теста для двух групп обследуемых может быть связано с использованием в роли критерия субъективных оценок. Систематическая ошибка наклона теста может возникать и при сравнении выводов об эффективности его применения на представителях разных этнокультурных, социальных и профессиональных групп. Зависит она и от величины их выборки. Необходимо устанавливать различия между коэффициентами валидности для разных выборок. Если такие различия существенны (например, в тесте по химии в русскоязычных и национальных группах), то лучше всего проверить тест еще раз на двух независимых выборках, для того чтобы выяснить, действительно ли эти различия столь существенны. Если отклонения вызваны спецификой данного контингента обследуемых, то следует, просчитав эту систематическую ошибку наклона, учитывать ее при анализе полученных тестовых данных и при принятии педагогами решений об отсеве, распределении учащихся.

  • Систематическая ошибка интерцепта означает, что тест систематически завышает или занижает значения критерия для части претендентов. Обнаружить ее можно, когда результаты анализируются по подгруппам обследованного контингента, что особенно необходимо на стадии выверки нового теста. Возможно, что она будет обнаружена даже при одинаковой валидности теста для двух групп. Следствием бывают разные прогностические значения теста для этих групп (например, этнического большинства и меньшинства). Если к этим группам мы начнем применять единый нормальный показатель, одна из них может оказаться в более, а другая в менее благоприятных условиях. Требуется расчет систематической ошибки интерцепта для тестов, ориентированных на обследование групп с существенными различиями по образовательному и социоэкономическому уровням.

Причиной систематической ошибки интерцепта может быть не только содержание знаний и умений, заложенных в заданиях теста, но и семантика теста – степень привычности или сложности формулировки его заданий. Для различий в национальных группах могут быть существенны этнопсихологические факторы, особенно в тестах, связанных с гуманитарными ценностями и знаниями.

Могут сказаться и демографические, биографические различия учащихся. Так, для выпускников городских школ, в которых тестирование применялось в старших классах, сама форма предъявления теста при вступительных экзаменах в вуз привычна. Это делает тестирование для них операцией знакомой, рутинной. В то же время для абитуриентов из отдаленного села, которые тесты ранее не видели никогда, уже сама ситуация тестирования связана со стрессовыми дополнительными факторами.

Возможна и другая, семантическая ситуация: нечётко сформулированное задание во вступительном тесте. Не исключено, что в худшем положении окажутся как раз лучшие выпускники престижных школ, привыкшие к более строгим и точным формулировкам задания. Подумав, что за «простотой» в задании скрываются ловушки, они могут начать искать в нём его «второй смысл», особенно в ситуации отбора при высоком конкурсе. Потратив на выполнение задания много времени и сил, не найдя явного подвоха, эти хорошо подготовленные выпускники в ситуации, когда задания построены с выборочным вариантом ответа (а так строится большинство стандартизированных тестов), могут остановиться не на более очевидном и правильном варианте, а на том, что «похитрее», – и ошибиться. А троечники думать не будут – выберут более очевидный вариант и получат свой балл.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Причинами ошибки репрезентативности при несплошном отборе являются
  • Причина этой ошибки может быть отключение съемного устройства
  • Причина ошибок снс со временем
  • Причина ошибки тонометра
  • Причина ошибки сканворд 8 букв сканворд