Причинить радость лексическая ошибка

Петров стал дипломником конкурса пианистов лексическая ошибка

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

ДИПЛОМАНТА конкурса молодых исполнителей зрители встретили оглушительными аплодисментами.

Большая часть текстов автора написана в ПУБЛИЦИСТИЧНОМ стиле.

ВЫДАЧА коньков производится при наличии у посетителя катка паспорта или любого другого документа, который может быть оставлен в залог.

Занятия в бассейне приносят ДВОЙНУЮ пользу: они благотворным образом влияют и на физическое, и на эмоциональное состояние.

Оттого что этот человек обошёлся с ней столь некрасиво, она почувствовала себя беспомощной, УНИЖЕННОЙ.

Ответ задания: ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

Вариант 1

1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог?

2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог?

3 . Укажите ошибку в построении словосочетания.

1) внушать страх;

2) заплатить за услуги;

4) обвинён в предательстве.

4. В каком словосочетании зависимое слово может стоять в форме творительного падежа без предлога?

2) беспокоиться (дети);

3) гордиться (внучка);

4) обидеться (коллега).

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над сочинением,

1) вас никто не должен отвлекать;

2) вам нужны будут критические статьи;

3) не отвлекайтесь;

4) сначала составляется план.

6. Какое из перечисленных слов имеет значение “вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия”?

7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) В городе активно ведётся ЖИЛИЩНОЕ строительство.

2) Каждый преподаватель знает, что он не добьётся желаемых результатов в работе, если не организует систематических ВНЕКЛАССНЫХ занятий.

3) ГРЕЧЕСКИЙ язык относится к индоевропейской семье языков.

4) ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство актёров вызывало восхищение зрителей.

8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ?

1) Мальчик стал ДИПЛОМАНТОМ международного конкурса пианистов.

2) В письме был ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ отклик на его изобретение.

3) ЗАВОДНОЙ ключ от куклы был утерян.

4) Щенок был ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ, робкий и слабый.

9 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) надеть куртку;

2) более двухсот тысяч воинов;

3) дружна с обеими девушками;

4) более красивейший орнамент.

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) килограмм помидоров;

2) будущие выборы;

3) в двух тысяч тринадцатом году;

4) опять ошиблась.

11.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Лучшие из русских народных сказок, переведённых на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах.

2) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали знаменитые русские поэты и писатели, композиторы и художники.

3) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Русский Музей.

4) Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу.

2) Благодаря слаженной работе трудового коллектива завод перевыполнил план.

3) Кондуктор попросил оплатить проезд.

4) В автобиографической трилогии Л. Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность” главным героем стал Николенька Иртеньев

13. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Составляя модель задачи,

1) учитывается несколько вариантов её решения.

2) переведите условие задачи на математический язык.

3) мною не было учтено значение переменных.

4) должен использоваться математический язык.

14.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Опровергая общее утверждение,

1) приведите хотя бы один довод против;

2) у нас завязался спор;

3) у меня не хватило аргументов;

4) это называется контрпримером.

15. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

2) зал аплодирует стоя;

3) тонкие пальцы;

Вариант 2

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Применяя основной принцип орфографии,

1) развивается и орфографическая зоркость;

2) вы будете писать грамотно;

3) почти любое слово будет написано правильно;

4) это поможет писать грамотно.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1) мне было сделано замечание;

2) обдумывается его структура;

3) нужно учитывать как лексическое, так и грамматическое значение слов;

4) должен учитываться стиль речи.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя на велосипеде,

1) развиваются мышцы ног и спины;

2) требуется немалая выносливость;

3) вы получаете большое удовольствие;

4) у меня сломалась фара.

4. Укажите ошибку в управлении.

1) различать буквы и звуки;

2) отличать хорошее и плохое;

3) критиковать за ошибки;

4) обвинять в воровстве.

5. Укажите предложение с речевой ошибкой.

1) Высыпавшие из класса ребята крикнули так громко, что разговаривать было невозможно.

2) На ветру шумят осинки и берёзки шелестят.

3) Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.

4) Один льёт, другой пьёт, третий растёт.

6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) За серьёзный ПРОСТУПОК его исключили из техникума.

2) Посреди реки стоял ЛЕСИСТЫЙ остров.

3) Каждому хочется иметь ЛИЧНОСТНЫЙ автомобиль.

4) В холода надо НАДЕВАТЬ на ребёнка тёплый комбинезон.

7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) НЕТЕРПИМАЯ боль заставила Вадима потерять сознание.

2) Случай нарушения правил дорожного движения оказался не ЕДИНИЧНЫМ.

3) Каждое время РОЖДАЕТ свою романтику.

4) Наташа выбежала на ШКОЛЬНЫЙ двор.

8. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог?

1) недУг; 2) согнУтый; 3) врУчит медаль; 4) сливОвый.

9. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) крутой кипяток;

2) крутой подъём;

4) шёлковая ткань.

10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог.?

1) засУха; 2) гнАлась; 3) чЕрпать; 4) принЯл.

11. Укажите ошибку в управлении

1) сойти с поезда;

2) отзыв о книге;

3) вопреки распоряжения;

12. Укажите ошибку в управлении.

1) рецензия на рассказ;

2) иметь значение;

3) согласно приказа;

4) выйти из вагона.

13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пять апельсинов;

2) наиболее решительнее;

3) в двухстах метрах;

4) на их территории.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В пьесе Н.В. Гоголя “Ревизор” есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.

2) Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным.

3) В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождается.

4 ) Докладчик привёл новые данные, которые частично были уже опубликованы.

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Многие из тех, кто находился в самолёте , были знакомы друг с другом.

2) Работу на плотине решено было вести вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.

3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я, где находится гостиница “Курск”.

4) Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся к переизданию, о том, где она будет издана.

Вариант 3

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1) началось распределение ролей;

2) оказалось, что там слишком много ролей;

3) была назначена первая репетиция;

4) мы увлечённо начали репетировать.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Услышав длинный гудок,

1) только после этого можно набрать номер;

2) наберите номер абонента;

3) набирается номер абонента;

4) значит, линия свободна.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1) создаётся впечатление, что птица живая;

2) обратите внимание на штриховку;

3) неожиданно погас свет;

4) мне вспомнилось лето.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Вопреки утверждённым правилам пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

2) Вчера я добрался до Симферополя и обнаружил там много знакомых, приехавших на отдых.

3) В повести Н.Гоголя “Тарас Бульба” есть замечательная фраза: “Нет уз святее товарищества”.

4) Те, кто много занимался спортом, знают этого выдающегося тренера.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Поэзия и проза естественно соединены в романе Б.Пастернака “Доктор Живаго”.

2) Ф.И.Тютчев тонко чувствовал красоту природы и писал о ней.

3) Наш язык заслужил не только бережное обращение к себе, но и общенародную защиту.

4) В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.

6. Значение какого слова определено неверно?

1) АДРЕСАНТ – лицо, отправляющее письмо;

2) ОВАЦИЯ – бурные аплодисменты;

3) ОППОНЕНТ – противник в споре;

4) ГИПЕРБОЛА – сглаживание различий.

7. Значение какого слова определено неверно?

1) КОСНЫЙ – тяготеющий к привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному;

2) ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов;

3) ДЕПУТАТ –чиновник, назначенный на какую-либо высшую государственную должность;

4) ТЩЕТНО – напрасно.

8. В каком слове неверно указано ударение?

9. Какое из перечисленных слов имеет значение “старинный и ценный”?

10. Какое из перечисленных слов имеет значение “неприязнь, нерасположение к кому-либо или чему-либо”?

11. Какое из перечисленных слов имеет значение “вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия”?

12. Какое из перечисленных слов имеет значение “полная неудача, провал”?

13. Какое из перечисленных слов имеет значение “слепая преданность какой-либо идее”?

1) фанатизм; 2) аскетизм;

3) наивность; 4) альтруизм.

14. В каком предложении вместо глагола ОДЕТЬ (одевать) нужно употребить НАДЕТЬ (надевать)?

1) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

2) Хозяин платил батракам мало ,зато хорошо кормил и одевал.

3) Наша текстильная фабрика одевала всю область.

4) Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы.

Тема 1.2.Система норм русского литературного языка

Изучение системы норм русского языка.

Цель: закрепить знания о системе норм русского языка, отрабатывать навык работы со словарями.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения:

Студент должен уметь:

· строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

· анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;

· устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

Студент должен знать: нормы русского литературного языка

Обеспеченность занятия

Учебно-методическая литература:

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – с. 71-90

Справочная литература:

2. Бельчиков, Ю.А, Словарь паронимов русского языка/ Ю.А.Бельчиков, М.С,Панюшева. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2007. – 458 с.;

3. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред. Сост. В.В.Бурцева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз. – Медиа, 2008. – 754 с.;

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.;

5.Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение: ок. 25000 слов/И.Л,Резниченко. – М.: Астрель: АСТ, 2008.

Программное обеспечение:

6. Информационно-справочный портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gramota.ru/

7. Портал русского языка «Ярус» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.yarus.aspu.ru/

8. Образовательный портал Национального корпуса русского языка» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studiorum. ruscorpora.ru/

Время на подготовку и выполнение –4 часа

Краткие теоретические и учебно-методические материалы:

Лексические нормы — это правила употребления слов в речи.

Основные виды лексических ошибок.

1. Употребление слова в несвойственном ему лексическом значении.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов.

3. Смешение паронимов.

5. Речевая недостаточность.

Омо́нимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка: наряд (одежда)наряд (распоряжение), горн (кузнечный)горн (духовой инструмент).

Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение: красный — алый — багряный — багровый.

Паронимы— это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись — роспись, одеть — надеть, главный — заглавный.

Образование степеней сравнения имен прилагательных.

Сравнительная степень прилагательных
Простая сравнительная образуется с помощью суффиксов Сложная сравнительная степень образуется
Ø -ее (-ей): красивый – красивее, смелый – смелее, Ø : большой – больше, короткий – короче, сладкий – слаще; Ø -ше: старый – старше, молодой – младше. Ø Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень: хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше. Ø от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее. Большой – более/менее большой, красивый – более/менее красивый.
Превосходная степень прилагательных
Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов Сложная превосходная степень
Ø -ейш-, -айш-. Красивый – красивейший, мягкий – мягчайший, добрый – добрейший. Ø Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший – лучший, плохой – худший. Ø от полной формы положительной степени прилагательного с помощью слов самый. Красивый — самый красивый.

Ход работы:

Задание № 1.

Составьте словосочетания с паронимами:

I вариант: нагрев – нагревание; водяной – водный; руководить – руководствоваться.

II вариант: значение – значимость; особый – особенный; сыскать – снискать.

III вариант: дипломат – дипломант – дипломник, единый – единичный – единственный, отличать – различать – замечать.

Задание № 2.

К данным словам подберите синонимы с иной стилистической окраской:

I вариант: рукоплескать, воин

II вариант: болезнь, потрясающий

III вариант: краснобай, фолиант.

Задание №3.

Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях. Объясните причины ошибок. Исправьте предложения.

I вариант:

1. О моей автобиографии я уже рассказывал в своей статье.

2. У нее были очень огромные глаза.

3. Петров стал дипломником конкурса пианистов.

4. Своим неожиданным приездом он хотел причинить радость родителям.

II вариант:

1. Он уже отлично читал, хотя шел всего пятый год.

2. Фактор воровства стал известен благодаря тому, что потерпевший узнал на фотографии личность преступника.

3. Печорин получил путевку на Кавказ.

4. Работа оплачивается в зависимости от сложности задания и колеблется от пяти до семи тысяч рублей.

III вариант:

1. Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

2. Как только актер появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис.

3. Родители должны обращать на жаргон ребенка.

4. В глубине леса расстилался темный мрак.

Задание № 4.

Приведите известные Вам омонимы русского языка (2-3 примера), объясните их лексическое значение.

Задание №5.

Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения:

I вариант: глубокий, счастливый.

II вариант: добрый, прочный.

III вариант: ценный, умный.

Задание №6.

Данные существительные поставьте в форму И.п., мн.ч., учитывая варианты окончаний и их стилистическую окраску, а также явление паронимии и динамику норм современного русского литературного языка:

I вариант: крейсер, офицер, доктор, ректор.

II вариант: профессор, соболь, хлеб, учитель.

III вариант: сектор, бухгалтер, век, год.

Задание №7.

Определите род существительных:

I вариант: фламинго, пони, каникулы, ханжа, умница

II вариант: лапочка, солнышко, дитя, братишка, МИД

III вариант: маэстро, тюль, пенальти, эмансипе, эмбарго.

Задание № 8.

Поставьте ударение в словах:

I вариант: звонит, каталог, премировать, принята, поняла, понял, поняли, свекла, таможня, творог.

II вариант: бензопровод, досуг, завидно, искра, исподволь, квартал, корысть, красивее, начать, кухонный.

III вариант: аналог, баловать, бензопровод, вероисповедание, втридорога, давнишний, диспансер, договор, гербовый, газированный.

Вопросы и задания для закрепления теоретического материала:

1. Объясните значение термина лексические нормы.

2. Дайте определение терминам паронимы, омонимы, синонимы.

3. Перечислите и кратко охарактеризуйте словари современного русского языка.

источники:

http://urok.1sept.ru/articles/633343

http://allrefrs.ru/1-20560.html

Содержание

  1. VI. Закрепление нового материала
  2. Куртка у сергея была грязная потому что он облокотился спиной лексическая ошибка
  3. Куртка у сергея была грязная потому что он облокотился спиной лексическая ошибка
  4. Лексические ошибки и их исправление, 10 класс
  5. Педагогические и психологические аспекты подготовки школьников к сдаче ГИА
  6. Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС
  7. Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Русский язык» в условиях реализации ФГОС НОО
  8. «Формирования графомоторного навыка письма у младших школьников, в том числе и с ОВЗ. Обзор упражнений и техник на развитие графомоторного навыка у младших школьников, в том числе и с ОВЗ»
  9. Описание презентации по отдельным слайдам:
  10. Дистанционные курсы для педагогов
  11. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  12. Другие материалы
  13. Вам будут интересны эти курсы:
  14. Оставьте свой комментарий
  15. Автор материала
  16. Дистанционные курсы для педагогов
  17. Подарочные сертификаты

VI. Закрепление нового материала

Работа в парах с последующей взаимопроверкой.

Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

СЛОВАРЬ

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.

ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

2. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

Проверка

1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.

2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

Проверка

1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.

2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.

4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.

5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

7)Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

Источник

Куртка у сергея была грязная потому что он облокотился спиной лексическая ошибка

МОТАЕМ НА УС!
ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

Неправильное употребление многозначных слов приводит к двусмысленности высказывания, к неуместным каламбурам, комизму.
Например:
• Он уважает Достоевского (уважает, любит читать или просто будет читать?)
• На собрании предложили переизбрать Иванова (избрать вторично иди заменить кем-то другим?).
Высказывание следует строить так, чтобы слово воспринималось лишь в одном значении.

Но для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо учитывать и особенности сочетаемости слов.
Известно, что сочетаемость слов определяется их лексическими особенностями, грамматическими свойствами и стилистической окраской.
В соответствии с этим можно выделить три вида сочетаемости: лексическую, грамматическую (синтаксическую) и стилистическую. Все эти сочетаемости органически взаимосвязаны.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ сочетаемость, например, нарушена в таких случаях:
• Он хотел своим приездом ПРИЧИНИТЬ родителям радость.
• Куртка у Сергея была грязная, потому что он ОБЛОКОТИЛСЯ спиной.
• Чрезмерное употребление витаминов может ОКАЗАТЬ ВРЕД организму.
Эти ошибки возникли в результате объединения двух сочетаний, связанных между собой какими-либо ассоциациями. Сравните: причинить горе — доставить радость, опереться спиной — облокотиться, нанести вред — оказать помощь.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ (синтаксическая) сочетаемость слова определяется его грамматическим значением, принадлежностью к тому или иному классу или разряду. Законы этой сочетаемости проявляются, например, в том, что имена прилагательные легко сочетаются с существительными (интересная книга, голубое небо, пушистая кошка) и не сочетаются с количественными числительными и глаголами.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ сочетаемость связана со стилистической окраской языковых единиц.
Стилистически окрашенные слова свободно сочетаются со словами, имеющими такую же окраску. Сравните: болтать вздор (разговорные слова), воспевать добродетели (книжные), плохая привычка (нейтральные).
Если стилистическая окраска игнорируется, зачастую возникают комичные высказывания:
• Перед едой надо вымыть верхние конечности.
• Ты постоянно изрекаешь какие-то глупости.

Стилистические ограничения сочетаемости слов, в отличие от грамматических и лексических, не имеют характера жёстких норм. В ироническом тексте с целью создания юмора, сатиры эти ограничения нарушаются.

Источник

Куртка у сергея была грязная потому что он облокотился спиной лексическая ошибка

Подножие Парнаса запись закреплена

МОТАЕМ НА УС!
ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

Неправильное употребление многозначных слов приводит к двусмысленности высказывания, к неуместным каламбурам, комизму.
Например:
• Он уважает Достоевского (уважает, любит читать или просто будет читать?)
• На собрании предложили переизбрать Иванова (избрать вторично иди заменить кем-то другим?).
Высказывание следует строить так, чтобы слово воспринималось лишь в одном значении.

Но для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо учитывать и особенности сочетаемости слов.
Известно, что сочетаемость слов определяется их лексическими особенностями, грамматическими свойствами и стилистической окраской.
В соответствии с этим можно выделить три вида сочетаемости: лексическую, грамматическую (синтаксическую) и стилистическую. Все эти сочетаемости органически взаимосвязаны.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ сочетаемость, например, нарушена в таких случаях:
• Он хотел своим приездом ПРИЧИНИТЬ родителям радость.
• Куртка у Сергея была грязная, потому что он ОБЛОКОТИЛСЯ спиной.
• Чрезмерное употребление витаминов может ОКАЗАТЬ ВРЕД организму.
Эти ошибки возникли в результате объединения двух сочетаний, связанных между собой какими-либо ассоциациями. Сравните: причинить горе — доставить радость, опереться спиной — облокотиться, нанести вред — оказать помощь.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ (синтаксическая) сочетаемость слова определяется его грамматическим значением, принадлежностью к тому или иному классу или разряду. Законы этой сочетаемости проявляются, например, в том, что имена прилагательные легко сочетаются с существительными (интересная книга, голубое небо, пушистая кошка) и не сочетаются с количественными числительными и глаголами.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ сочетаемость связана со стилистической окраской языковых единиц.
Стилистически окрашенные слова свободно сочетаются со словами, имеющими такую же окраску. Сравните: болтать вздор (разговорные слова), воспевать добродетели (книжные), плохая привычка (нейтральные).
Если стилистическая окраска игнорируется, зачастую возникают комичные высказывания:
• Перед едой надо вымыть верхние конечности.
• Ты постоянно изрекаешь какие-то глупости.

Стилистические ограничения сочетаемости слов, в отличие от грамматических и лексических, не имеют характера жёстких норм. В ироническом тексте с целью создания юмора, сатиры эти ограничения нарушаются.

Источник

Лексические ошибки и их исправление, 10 класс

Курс повышения квалификации

Педагогические и психологические аспекты подготовки школьников к сдаче ГИА

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Русский язык» в условиях реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 32 человека из 21 региона

«Формирования графомоторного навыка письма у младших школьников, в том числе и с ОВЗ. Обзор упражнений и техник на развитие графомоторного навыка у младших школьников, в том числе и с ОВЗ»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц.

Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга,
издаваемая большими тиражами.
ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей,
продуктов и т. п.
СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.
КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.
ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую.
ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну
на постоянное жительство.

Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

Проверка
1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.
2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.

2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность
1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.
2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.
4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки.
5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.
6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
7)Все гости получили памятные сувениры.

Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами
1)Писатель писал роман в послевоенные годы.
2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
3)Герои-подпольщики вели себя героически.
4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.
5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
6) Активисты активно участвуют в работе.

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

1.Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
2.Ошибки в усвоении формы фразеологизма.
3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.
4.Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
Бросились искать приезжего. а его и след .
У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой .
Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи .
Мы его расспрашиваем, а он словно воды .
Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как .

Самостоятельная работа
Исправь ошибку
1 вариант
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло
2. Школьный стадион прислонился к старому парку.
3. В зале ожидания находилось много командировочных.
4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным
2 вариант
1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес .
2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи .
3. Наши воины свершили много геройских подвигов .
4. Эта выставка обогатит ваш кругозор .

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 800 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Акция до 15 ноября

  • Опытные онлайн-репетиторы
  • Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
  • По всем школьным предметам 1-11 класс

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 1 200+ видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 959 807 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 17.11.2016 35369
  • PPTX 73.5 кбайт
  • 114 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Медведева Марина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 5 лет и 11 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 39282
  • Всего материалов: 5

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 490 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Стартовал бесплатный онлайн-марафон «ЕГЭ БЕЗ СТРЕССА»

Поможем сдать ЕГЭ на 85+ баллов

Публичное выступление: техники, правила подготовки

«Тактические особенности самопрезентации»

«Подготовка рукописи диссертации: порядок и критерии, которым она должна отвечать»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Речевые ошибки

Разновидность
речевых недочетов

Примеры

Употребление слова в несвойственном
ему значении

Мой брат стал дипломатом
международного конкурса исполнителей.

Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой или
суффиксом

Меня заинтересовала новая экономичная
политика государства.

Сейчас производятся
экономические электроприборы –
они потребляют мало электроэнергии.

Нарушение лексической сочетаемости

причинять радость, уделять заботу,
осуществить цель, укрепить состояние
здоровья, предпринять меры, пути
разрешения проблемы

Употребление лишнего слова (плеоназм)

окружить вокруг, старые ветераны,
объединиться вместе, отступать назад,
повторная репетиция, негативное
отрицание, мой автопортрет

Употребление рядом (или близко)
однокоренных слов (тавтология)

в описании описывается, учитель учит
учеников, в следующей картине
прослеживается, в сообщении сообщается,
часы пробили двенадцать часов

Неудачное употребление личных и
указательных местоимений

На столе осталась его контрольная
работа, которую его друг мне принес
на рецензию для его же пользы.

Девочка взяла тарелку, подошла
к собаке и положила её на пол.

Повторение одного и того же слова

Автор пытается показать нам разницу
между Родиной и родными местами.
Любовь к Родине начинается с её
культуры, а родные места – это то, где
ты родился и провёл первые года своей
жизни. На мой взгляд, нельзя назвать
такие места своей Родиной.

Употребление слова (или выражения)
иной стилевой окраски

Этот роман реально является одним из
лучших романов Толстого.

В результате проведённых
мероприятий наша группа сделал
генеральную уборку классного помещения.

Неудачное употребление экспрессивного,
эмоционально окрашенного средства

Ленский считался парнем Ольги, а
Татьяна влюбилась в Онегина.

Вот так история
произошла в романе Пушкина!

Что за забавный мужик был
этот Чичиков.

Смешение лексики разных исторических
эпох

Онегин получил наследство от дяди,
поэтому ему не приходилось думать о
том, как заработать себе на пропитание.

У Митрофанушки было много
репетиторов, но он так и остался
невежей.

Бедность и однообразие синтаксических
конструкций

В этом тексте Лихачёв поднимает
проблему обеднения нашего языка. В
этом тексте он затрагивает также
проблему богатства нашего языка.
Автор размышляет о причинах
происходящего.

Неудачный порядок слов

В этом тексте автор хочет с читателем
поделиться счастливыми минутами
покоя, свою нежную любовь к дому дать
почувствовать.

Дом – это то место, где самые
тёплые воспоминания детства мои
оживают сегодня.

Отсутствие связи между предложениями

Через весь этот небольшой художественный
текст автор проводит чувство нежной
любви к дому и ко всему живому в мире.
Константин Паустовский использует
в своем тексте фразеологические
обороты, метафоры, просторечные слова.
Дом Паустовского прост и уютен, он
всегда полон нежданных гостей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

. Прочитайте
предложения. Исправьте ошибки, связанные с нарушением границ лексической
сочетаемости.

1. Преподаватель уделял большое значение
творческой работе студентов. 2. Он был ярым сторонником демократической
платформы. 3. Коминтерновский – огромный микрорайон. 4. Суд выразил свой
вердикт. 5. Достигнутые недостатки пришлось устранить. 6. Всю ночь он провел,
не смыкая взгляда. 7. Выполнение мечты казалось совсем близким. 8. Многие политики
поддержали эту инициативу, желая вложить свой вклад в развитие российских
реформ. 9. Полчища тружеников вышли на субботник. 10. Он хотел причинить
радость своим родным. 11. Пора подвести результаты встречи: наша команда
впереди.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Причинить пользу ошибка
  • Причинить вред лексическая ошибка
  • Причинами систематической ошибки являются тест
  • Причинами ошибки репрезентативности при несплошном отборе являются
  • Причина этой ошибки может быть отключение съемного устройства