Причины ошибок работника можно классифицировать следующим образом

АНТРОПОГЕННЫЕ
ОПАСНОСТИ

И ЗАЩИТА ОТ НИХ

5.1.Человеческий фактор в обеспечении

безопасности в системе «человек —
машина»

Повседневная
жизнедеятельность человека тесно
связана с широкой
эксплуатацией и интенсивным использованием
новой техники
и технологии, реализацией автоматизированных
и меха­низированных
производственных процессов, которые,
с одной стороны,
превращают его из непосредственного
исполнителя в оператора
сложной системы «человек — машина», с
другой — яв­ляются
потенциальным или реальным источником
вредных фак­торов
и опасностей.

Безопасность
деятельности человека на производстве
обеспе­чивается разработкой мер
защиты от опасностей в системе «чело­век
— машина — производственная среда».
Каждая из подсистем подвержена
определенным опасностям, которые в
сумме форми­руют
все опасности в этой системе.

Подсистема
«человек» всегда рассматривается как
взаимо­связь организма человека и
личности. Поэтому опасности этой
подсистемы
заложены в физиологических данных и
психологи­ческих
возможностях человека.

Любая
деятельность подразумевает ряд
обязательных психи­ческих
процессов и функций, которые обеспечивают
достижение необходимого
результата. Важнейшие из них — это
внимание, ощущение,
восприятие, память, мышление, воображение,
обще­ние.

Процесс
преобразования информации является
важнейшим компонентом
операторской деятельности и результатом
интегри­рующего функционирования
психофизиологических возможнос­тей
человека.

В
преобразовании информации участвуют
следующие функ­циональные
блоки: сенсорная память, первичная
(оперативная)

167

память,
вторичная (долговременная) память, блок
повторения, блок
ответа.

Информация
поступает в зрительную, слуховую или
сенсор­ную
память. В сенсорной памяти фиксируются
энергетические и пространственные
характеристики поступающих сигналов.
Ука­занное
деление сенсорной памяти основывается
на виде сохраня­ющегося
в ней послеобраза. Важным свойством
послеобраза яв­ляется представление
исходного образа в виде словесных
симво­лов,
словесного описания (вербализованность).

Емкость
зрительной сенсорной памяти достигает
36, слухо­вой
—12 элементов.

Длительность
хранения послеобраза в слуховой памяти
— 1—2 с, в
длительной сенсорной — до 120 с, для
зрительной памяти дли­тельность
следа яркости послеобраза составляет
40—50 с.

Важной
характеристикой оперативной
памяти
является быст­рое исключение информации,
не нужной для дальнейшей работы, благодаря
чему освобождается место для хранения
новых данных. Характеристика
оперативной памяти изменяется под
влиянием значительных
физических нагрузок, экстремальных
факторов и эмоциогенных
воздействий.

Долговременная
память
обеспечивает хранение информации в
течение длительного времени (часы,
месяцы, годы). Объем долго­временной
памяти в общем случае оценивают отношением
числа стимулов, сохранившихся в памяти
спустя длительное время (бо­лее 30
мин), к числу повторений, необходимых
для запоминания.

Информация,
поступившая в долговременную память,
с тече­нием времени забывается. Объем
усвоенной информации значи­тельно
уменьшается за первые 9 ч — со 100 до 35%.
Число удержан­ных
элементов и через несколько дней
практически не меняется.

Кратковременная
память,
которая связана прежде всего с пер­вичной
ориентировкой в окружающей среде,
направлена главным образом
на фиксацию общего числа вновь появляющихся
сигна­лов независимо от их информационного
содержания. Задача дол­говременной
памяти — организация поведения в
будущем, требу­ющая
прогнозирования вероятностей события.

Психологические
процессы в обеспечении безопасной
де­ятельности
человека играют важную роль. Психологические
со­стояния
отличаются разнообразием и временным
характером, определяют особенности
психической деятельности в тот или иной
момент времени и могут оказывать
положительное или не­гативное
воздействие на течение всех психических
процессов.

168

Психология

это наука о психологическом отражении
дей­ствительности
в процессе деятельности человека.
Выделяют пси­хологию
труда, инженерную психологию, психологию
безопас­ности.

Психология
труда
изучает
психологические аспекты трудовой
деятельности, инженерная
психология

процессы информацион­ного
взаимодействия человека с техническими
системами, а так­же
требования, предъявляемые к конструкции
машин и приборов с
учетом психических свойств человека.
Объектом психологии
бе­
зопасности
труда
как науки являются психологические
аспекты деятельности.
Предметом психологии безопасности
являются психические
процессы, состояние и свойства человека,
влияю­щие
на условия безопасности.

Можно
сказать, что психология безопасности
изучает психо­логические,
т.е. зависящие от человека, причины
несчастных случаев
и разрабатывает методы и средства защиты
от них. Таким образом,
психологию безопасности можно
рассматривать как ос­новополагающий
аспект антропогенных опасностей,
затрагиваю­щий
проблему роли человека как основного
участника несчаст­ных
случаев и аварий.

Наибольший
практический интерес представляет
выяснение психологических причин
несчастных случаев. Почему люди, ко­торым
от рождения присущ инстинкт самосохранения
и самоза­щиты,
часто становятся причиной собственных
травм? Почему люди,
отчетливо осознавая опасность, нередко
поступают вопре­ки
здравому смыслу и, стремясь к мелким
выгодам, становятся жертвами
несчастных случаев? Почему одни люди
часто получают травмы,
а другие — редко или никогда? Ответ на
эти и многие подробные
вопросы следует искать в человеческой
психике.

Опыт
свидетельствует, что основу аварийности
и травматизма (до
60—90% случаев) часто составляют не
инженерно-конструк­торские
дефекты, а организационно-психологические
причины: низкий
уровень профессиональной подготовки
в области безо­пасности,
пренебрежение правилами безопасности,
допуск к опасным
видам работ лиц с повышенным риском
травматизма, в состоянии
утомления, беспокойства, нервозности
и т.д.

Исходя
из задач и проблем психологии труда и
ее безопаснос­ти
целесообразно выделять производственные
психические со­стояния
и особые психические состояния, имеющие
важное зна­чение
и организации профилактики производственного
травма­тизма
и предупреждения аварийности.

169

Чрезмерные
формы психического напряжения
обозначаются
как запредельные.
Они выражаются в утрате живости,
координации действий
и других отрицательных действиях. В
зависимости от преобладания
возбудительного или тормозного процесса
можно выделить
два типа запредельного психического
напряжения — тормозной
и возбудимый.

Тормозной
тип
эмоционального поведения человека
проявля­ется
в полной заторможенности его действий,
возникающих в необычных
и ответственных ситуациях.

Возбудимый
тип
психического напряжения — это сложный
биоэлектрический процесс, состоящий
из множества сигналов-импульсов,
приводящих в действие клетки и органы
человека.

Особые
психические состояния
возможны
у специалистов (опе­раторов).
Эти психические состояния не являются
постоянными, но,
возникая спонтанно или под влиянием
различных факторов, существенно
изменяют работоспособность человека.
Среди осо­бых
психических состояний выделяют
пароксизмальные рас­стройства
сознания, психогенные изменения
настроения и состо­яния,
связанные с приемом психически активных
средств (стиму­ляторов,
транквилизаторов, алкогольных напитков).

Пароксизмальные
состояния

расстройства различного про­исхождения
(эпилепсия, обмороки и др.), характеризующиеся
кратковременной
(от секунды до нескольких минут) утратой
со­знания.
При выраженных формах наблюдается
падение человека, судороги. В операторской
деятельности пароксизмальные состоя­ния
могут быть причиной губительных
последствий, особенно для
водителей автотранспорта, верхолазов,
строителей и т.п. Со­временные
средства психофизиологических
исследований позво­ляют
выявить лиц со скрытой наклонностью к
пароксизмальным состояниям.

Психогенные
изменения
и
эффектные состояния возникают под
влиянием
психических воздействий. Плохое
настроение и апатия могут
длиться от нескольких часов до 1—2
месяцев. При этом по­являются
безразличие, вялость, замедляются темпы
мышления и
т.п. Кроме того, снижается самоконтроль,
что может явиться причиной
травматизма.

Под
влиянием обиды, оскорбления, производственных
неудач могут
развиться эффектные состояний (взрыв
эмоций). В состоя­нии
аффекта у человека развивается психогенное
(эмоциональ­ное)
сужение объема сознания. Лица, склонные
к аффекту, отно­сятся
к категории с повышенным риском
травматизации, их не

170

следует
назначать на должности с высокой степенью
ответствен­ности.

На
ситуацию, воспринимаемую человеком как
обидную, воз­можны
следующие реакции:

  • конфликт

    реакция, возникающая, когда человеку
    прихо­дится
    выбирать между двумя одновременными
    потребностя­ми, например, конфликт
    между безопасностью и удобством,
    безопасностью и гордостью и пр. Необходимо
    учить работни­ков
    умению выбирать оптимальный, а не легкий
    вариант, ко­торый
    не обеспечивает безопасности;

  • неудовлетворенность

    состояние упадка, агрессивности,
    жес­токости,
    а иногда смирения — например, человек,
    стремя­щийся
    каким-либо способом привлечь к себе
    внимание, со­противляется
    любой форме подчинения или совершает
    умыш­ленные проступки, чтобы бросить
    вызов своему руководителю или
    заслужить чье-либо одобрение;

  • срыв

    при повторяющихся неудачах или
    чрезвычайной ситу­ации
    человек может в некотором смысле
    отказаться от своих целей.
    Он доходит до отрицания некоторых
    внутренних и вне­шних
    потребностей. В этом случае у него также
    будут прояв­ляться
    смирение, пассивность, апатия, а в
    некоторых случаях и
    срыв;

  • тревога
    (тревожное
    ожидание) — эмоциональная реакция на
    опасность.
    Лицо, находящееся в состоянии беспокойства,
    го­раздо
    больше предрасположено к совершению
    ошибки или опасного
    поступка. Тревога не только предупреждает
    субъекта об
    опасности, но и побуждает к поиску и
    конкретизации этой опасности.
    Она может проявляться как ощущение
    беспомощ­ности,
    неуверенности в себе, преувеличение
    опасности и др.;

  • страх

    эмоция, возникающая в ситуациях угрозы
    существо­ванию индивида. Функционально
    страх служит предупрежде­нием
    о предстоящей опасности, побуждает
    искать пути ее из­бежания.
    Страх варьирует в большом диапазоне
    (опасение, боязнь, испуг, ужас), может
    быть временным, не свойствен­ным
    данному человеку, или, наоборот, являться
    чертой его характера.
    Страх может быть адекватным и неадекватным
    сте­пени
    опасности;

  • испуг

    рефлекторный внезапный страх. Наиболее
    сильная степень
    страха — ужас, когда страхом подавляется
    рассудок. Осознание
    опасности может вызвать различные
    эмоциональ­ные
    формы решения. Первая их форма— реакция
    страха —

171

проявляется
в оцепенении, дрожи, нецелесообразных
поступ­ках. Эта форма реакции
отрицательно отражается на деятель­ности
человека. Неявно выраженный страх,
напротив, может тонизировать кору
головного мозга и в сочетании с
процесса­ми
мышления проявляется как разумный
страх в виде опасе­ния,
осторожности и осмотрительности; •
паника

это страх, достигающий силы аффекта и
способный навязать
стереотипы поведения (бегство, оцепенение,
защит­ная агрессия). При панике человек
допускает следующие на­иболее
распространенные ошибки:

  1. действие
    не совершается, так как паническое
    состояние приводит
    к оцепенению, остолбенению от ужаса и
    т.д.;

  2. в
    автоматически выполняемой
    последовательности поступ­ков
    возникает пробел, и человек совершает
    движения, лишние в данной
    ситуации;

  3. реакция
    на панику выражается в виде инстинктивных
    за­щитных
    движений, которые, однако, не соответствуют
    объектив­ным
    требованиям защиты;

  4. человек
    продолжает автоматически выполнять
    действия без каких-либо
    изменений, вместо того чтобы прекратить
    или изме­нить
    их.

Перечисленные
факторы постоянно или временно повышают
опасность
возникновения опасной ситуации или
несчастных слу­чаев, но их не следует
однозначно рассматривать в качестве
при­чин,
непосредственно их вызывающих.

Производственные
психические состояния,
которые
возникают в процессе
трудовой деятельности, группируют
следующим образом:

  • относительно
    устойчивые и длительные по времени
    состоя­ния;

  • временные,
    ситуативные, быстро проходящие
    состояния;

• возникающие
периодически в ходе трудовой
деятельности.
По
уровню напряжения, влияющего на
эффективность и бе­-
зопасность
деятельности, психические состояния
делятся на не­
сколько
типов.

Умеренные
напряжения

нормальное рабочее состояние, воз­никающее
под мобилизующим влиянием трудовой
деятельности.

Повышенное
напряжение

состояние, протекающее в экстре­мальных
условиях, когда от работника требуется
максимум физи­ческих и психических
сил, резко выходящих за пределы
физиоло­гической
нормы.

Утомление

сложный и разнородный комплекс явлений.
Полное
содержание его определяется не только
физическим, но и психологическим,
результативно производственным и
социаль­ным
факторами. Исходя из этого, утомление
и должно рассматри­ваться
по меньшей мере с трех сторон: 1)
субъективной — как психическое
состояние; 2) физиологических механизмов;
3) сни­жения
эффективности труда.

При
слабом утомлении изменений в психике
не происходит. Такое
утомление только сигнализирует о
необходимости принять меры,
чтобы не снизилась работоспособность.
Вредно переутом­ление,
при котором резко снижается
работоспособность, а зна­чит,
снижается и безопасность деятельности.
При переутомлении указанные
нарушения в психической сфере очень
заметны.

Состояние
монотонности —
возникает
в процессе определен­ной
трудовой деятельности и отрицательно
действует на работо­способность
человека. В физиологической основе
монотонности лежит
тормозящее действие однообразных
повторяющихся раз­дражителей.
Понятие монотонности всегда связывалось
с выпол­нением
однообразных и кратковременных операций.
Необходимо отличать
состояние монотонности от состояния
утомления. Их объединяет
то, что они оба отрицательно влияют на
работоспо­собность человека. Различие
заключается в том, что утомление
вызывается
тяжестью умственной или физической
работы, а со­стояние монотонности
может возникать и при легкой совсем не
утомительной
работе. Утомление усиливает психическую
напря­женность,
а монотонность, наоборот, снижает ее.

Эмоциональное
напряжение

может по-разному влиять на по­ведение
человека. Напряженный тип поведения
проявляется в об­щей
заторможенности, скованности,
импульсивности и напряжен­ности
выполнения рабочих функций. Эмоциональное
напряжение может проявляться в
сознательном уклонении человека от
выпол­нения
своих функций, стремлении оградить
себя от вмешательства в
ход событий. Оператор в аварийных
условиях испытывает затруд­нение
мыслительной деятельности, застывает
в определенной позе, трет
руки, старается приспособиться к
изменяющимся условиям, испытывает
страх, проявляет инстинкт самосохранения.
Такой тип поведения
в экстремальных условиях называется
трусливым. Под влиянием
страха операторы начинают действовать
по привычке, что
не соответствует сложившейся ситуации.

Наиболее
яркой и опасной формой проявления
эмоциональ­ной
формы неустойчивости человека являются
аффективные

172

173

срывы
деятельности, в результате чего он
начинает действовать агрессивно,
бессмысленно и бесконтрольно. Это
агрессивно-бес­контрольный
тип поведения.

Но
существует категория людей, которые
при наличии надле­жащей
мотивации, находясь в экстремальных
условиях, значи­тельно
улучшают показатели своей работы.

Напряженный
тип поддается исправлению в процессе
специ­ально
организованного обучения, направленного
на формирова­ние
устойчивых навыков. Трусливый тип
поведения может быть изменен путем
определенных воспитательных воздействий.

В
организации производственной деятельности
очень важно учитывать особенности
групповой психологии. Поведение масс
людей,
особенно в условиях паники, имеет свои
законы и отлича­ется
от поведения одного человека.

В
условиях производства (участок, цех и
т.п.) действует группа людей,
которая и должна принимать решения. В
психологии это называется «групповым
принятием решений» (ГПР). Процедура ГПР
предполагает обязательное согласование
мнений всех членов группы в отличие от
групповой дискуссии, которая является
лишь фазой,
предшествующей ГПР.

Возрастание
рискованности групповых или индивидуальных
решений после проведения групповых
дискуссий по сравнению с первоначальными
решениями членов группы происходит
из-за того,
что каждый член группы в процессе
дискуссии пересматри­вает свое
решение, чтобы приблизить его к ценностному
стандар­ту группы. Суть таких изменений
состоит в так называемом зара­жении
— передаче эмоционального состояния
от одного индиви­да
к другому на психологическом уровне
контакта помимо собственно
смыслового воздействия или дополнительно
к нему. Этот
процесс имеет хаотический характер.
При наличии обратной связи
заражение в силу взаимной индукции
способно нарастать, приобретая
вид циркулярной реакции. Основными
механизмами формирования толпы и
развития ее специфических качеств
явля­ется циркулярная реакция —
нарастающее обоюдонаправленное
эмоциональное
заражение, а также слухи.

Отсутствие
ясных целей порождает наиболее важное
свойство толпы
— быстрый переход из одного вида
поведения в другой. Такие
превращения происходят спонтанно, и в
условиях чрезвы­чайных ситуаций
(пожар, авария и т.п.) толпа, зараженная
массо­вой паникой и трудно поддающаяся
управлению, весьма опасна.

174

Массовая
паника —
один
из видов поведения толпы. Психоло­гически
характеризуется состоянием массового
страха перед ре­альной
или воображаемой опасностью, нарастающего
в процессе так
называемого взаимного заражения и
блокирующего реальную оценку
обстановки, мобилизацию волевых ресурсов
и организа­цию
совместного противодействия.

Выделяются
социально-ситуативные условия
возникновения массовой
паники, связанные с общей обстановкой
психической напряженности,
вызывающей состояние тревоги, ожидание
экс­тремальных
событий (наводнение, землетрясения и
пр.); обще­психологические
условия (испуг, недостаточность информации
об источнике опасности и пр.); физиологические
условия (уста­лость,
голод, опьянение).

Психологические
причины
создания
опасных ситуаций и произ­водственных
травм многообразны. В каждом действии
человека психологи выделяют три
функциональные части — мотивационную,
ориентировочную и исполнительскую.
Нарушение любой из этих
частей влечет за собой нарушение действия
в целом.

Нарушение
мотивационной
части
действий проявляется в не­желании
выполнять определенные действия
(операции). Наруше­ние
может быть относительно постоянным и
временным.

Нарушение
ориентировочной
части
действий проявляется в незнании
правил эксплуатации технических систем
и норм по безопасности
труда.

Нарушение
исполнительской
части
проявляется в невыполне­нии
правил (инструкций, норм и т.д.) вследствие
несоответствия психических
и физических возможностей человека
требованиям

работы.

При
нарушении любой из названных частей
действий во избе­жание
опасных ситуаций и несчастных случаев
можно провести соответствующие
профилактические мероприятия:
мотивационные — пропаганда и воспитание,
ориентировочные — обучение, отработка
навыков; исполнительские — профотбор,
медицинское обследование.
Кроме того, причины возникновения
опасных си­туаций
и производственных травм, связанных с
человеческим фактором,
можно отнести к разным уровням:

  • индивидуума
    (психические и физиологические
    характеристи­ки
    человека);

  • ближней среды
    (условия труда, коллективные отношения,
    не­достаточный инструктаж по
    безопасности труда и др.);

175

• общества
(недостаточная информация о профессиональных
рисках
и их последствиях, нарушения условий
труда и пр.). Практика
показывает, что временная склонность
к несчастно­му
случаю вызвана возрастом и стажем
пострадавшего от травма­тизма. Отмечено
два пика травматизма: у молодых работников
и у лиц,
имеющих рабочий стаж 10—15 лет.

Травматизм
у лиц, имеющих трудовой стаж 10—15 лет,
объяс­няется
двумя обстоятельствами: во-первых,
снижаются психичес­кие и физиологические
функции в связи с выработкой устойчиво­го
стереотипа; во-вторых, появляется
пренебрежительное отно­шение
к правилам безопасности в результате
привыкания к опасности («вторичная
беспечность»).

Разумеется,
возраст и стаж не могут быть единственной
и не­пременной
причиной несчастных случаев, но могут
стать предпо­сылкой
производственного травматизма.

Выполняя
работу, человек старается экономить
силы. Именно по
этой причине рабочие часто не используют
индивидуальные и коллективные
средства защиты, игнорируют операции,
необхо­димые для обеспечения
безопасности, и др. Стремлению эконо­мить
силы за счет выбора опасного способа
действия способству­ют
недостатки в организации труда, техники
и технологии, а так­же
безнаказанность нарушения инструкций
по охране труда.

В
формировании поведения каждого человека
на производ­стве
играют важную роль его индивидуальные
качества, отражаю­щие
совокупность социально-психологических
и физиологичес­ких
свойств: тип нервной системы, темперамент,
характер, обра­зование,
опыт, воспитание и пр.

Изучение
поведения работающего позволяет выделить
объек­тивные факторы производственной
обстановки, создающие опас­ные
действия и предопределяющие возникновение
опасных ситу­аций:

  • отсутствие со
    стороны работодателя (администрации)
    надле­жащего контроля за соблюдением
    правил безопасности;

  • конструктивные
    недостатки средств защиты работающих
    от воздействия
    опасных и вредных производственных
    факторов;

  • конструктивные
    недостатки блокирующих устройств,
    позво­ляющих нейтрализовать ведение
    работ опасными методами;

  • несовершенная
    технология производственных процессов;

  • текучесть
    кадров, приводящая к привлечению на
    работу не­опытных
    рабочих, к сверхурочным работам;

176

  • нарушение
    правил выполнения операций из-за
    отсутствия необходимого
    инструмента, материалов и др.;

  • недостаточная
    надежность инструмента, оборудования
    и пр.;

  • просчеты в
    проектировании оборудования;

  • личностные
    факторы (ошибки инструктажа, опасное
    поведе­ние
    во время работы и пр.);

  • неполное выполнение
    поставленной задачи;

  • критические
    ситуации, не зависящие от условий
    задачи, кото­рые
    представляют собой потенциальную
    опасность (плохие условия
    труда, отсутствие средств индивидуальной
    защиты и
    т.д.).

Риск,
связанный с перечисленными ситуациями,
может быть исключен
с помощью предупредительных мер
технического и ор­ганизационного
характера.

Деятельность
оператора при решении определенных
произ­водственных
задач состоит из следующих этапов:
восприятие ин­формации,
ее оценка, анализ и обобщение на основе
сформули­рованных
ранее критериев оценки, принятия решения
о действи­ях, приведение принятого
решения в исполнение. На этих этапах
оператор может допустить ошибочные
действия, которые приво­дят
к тяжелым последствиям (травмам,
материальному ущербу, гибели
людей).

В
случаях когда опасные и неадекватные
действия осущест­вляются осознанно,
умышленно, они классифицируются как
на­рушения.
Если
же человек не осознает, что выполняет
опасное действие,
то это ошибка.

Причины
ошибок бывают непосредственными
(зависят
от пси­хологических
возможностей оператора — от его
восприятия смысла
задачи, возможности принять решение и
т.п.), главными
(связаны
с рабочим местом, организацией труда,
подготовкой оператора, психологическим
состоянием оператора) и способ­ствующими
(зависят
от состояния здоровья оператора, внешних
условий,
обучения и т.п.).

В
системе «человек — машина» человек —
наиболее сложный и
переменчивый компонент. При решении
любой задачи на его поведение
влияет большое количество факторов,
поскольку каж­дый оператор индивидуален,
и одно и то же задание каждый вы­полняет
по-своему.

177

Причины
ошибок можно классифицировать следующим
об­разом:

• ошибки в
ориентации (недополучение информации);

  • ошибки принятия
    решения;

  • ошибки выполнения
    действий.

Ошибки
в ориентации наиболее распространены:
в одном случае
имеется необходимая информация, но
решение принято неправильно,
и это может привести к несчастному
случаю; в дру­гом
случае информация и принятое решение
могут быть правиль­ными,
но ответное действие ошибочным.

Из
этого следует, что нужно совершенствовать
процесс получе­ния
информации и выполнения двигательных
действий, т.е. опера­тор
должен быть информирован обо всем, что
он должен знать и уметь.
Ему необходимо обеспечить оптимальные
условия для пере­работки
информации и правильного реагирования,
чтобы он мог принять
оптимальное решение для безошибочного
действия.

Ошибки
делятся также на обратимые (которые
могут не при­вести
к несчастному случаю) и необратимые, на
предсказуемые (которые
предсказуемы и легко устранимы) и
систематические.

Часто
ошибки в деятельности оператора вызваны
его плохим самочувствием.

Чтобы
понять, что привело оператора к совершению
ошибки, нужно знать его особенности и
состояние. Особенности человека можно
разделить на врожденные и временные.

К
врожденным
особенностям
относятся биологические и на­следственные
характеристики человека, в том числе
анализаторы, двигательная
система, психомоторная система и
интеллект. Вре­менные
состояния,
способствующие возникновению ошибок,
— это физическая и психологическая
усталость, т.е. снижение вни­мания,
мышечной силы и работоспособности.

В
условиях современного производства
получили распростра­нение
кабинеты психологической разгрузки.
Психотерапевты могут
обучать персонал предприятия навыкам
активной саморе­гуляции (аутогенной
тренировке, специальной дыхательной
гим­настике,
нервно-мышечной релаксации и др.). Это
позволяет ра­ботникам за счет
произвольного расслабления повысить
надеж­ность
выполнения решений, особенно в стрессовых
ситуациях. Наряду
с кабинетами психологической разгрузки
применяются и другие средства
психотерапевтической помощи непосредственно
на
рабочем месте (функциональная музыка,
производственная гимнастика
и др.). Комплексное использование этих
средств дает возможность
в значительной степени компенсировать
неблаго­приятные
воздействия факторов производственной
среды на ор­ганизм
человека.

178

В
силу своих биологических возможностей,
а также времен­ных
состояний человек представляет собой
до известной степени ненадежный
элемент производственной системы.
Однако нена­дежность человека в
производственной системе весьма
относи­тельна. Более того, именно
человек благодаря свои биологичес­ким
особенностям часто исправляет ошибки
системы.

Выявлено,
что большинство ошибок человек совершает
из-за неудовлетворительной конструкции
системы, с которой он рабо­тает.
Все промышленные предприятия фактически
являются сис­темами
«человек — машина», и при их разработке
необходимо учитывать
особенности как человека, так и машины.
Нельзя все случаи
ошибок при эксплуатации машин объяснять
лишь халат­ностью
работающего, необходим детальный анализ
причинных факторов.

В
аварийных ситуациях эмоциональное
состояние человека характеризуется
повышенной напряженностью (стрессом),
кото­рая способствует снижению
работоспособности, нарушению ко­ординации
движения и устойчивости психологических
функций.

Вместе
с тем в условиях часто возникающего
стресса, когда мобилизуются
все ресурсы организма и достигается
максималь­ный
положительный эффект, здоровье человека
нарушается по причине
продолжительного психического и
физического напря­жения. По мнению
специалистов, оптимальная нагрузка
рабочих и их готовность к труду
обеспечиваются при 40-60%, а в особых
случаях
— кратковременно при 80% максимальной
нагрузки. Ос­тальные
20% максимальной нагрузки следует
рассматривать как резерв,
допустимый к использованию лишь в
исключительных случаях
(при возникновении угрозы для жизни).

Для
предупреждения аварийной ситуации и
отработки необ­ходимых в таких случаях
действий следует спрогнозировать
ава­рийную
ситуацию и ее последствия, а затем
проводить тренинг оператора
для работы в условиях, близких к аварийным.

Поведение
человека в экстремальных условиях
зависит от его психологической
готовности к ним, которая разделяется
на забла­говременную, общую (или
длительную) готовность и временную,
ситуативную
(само состояние готовности).

Степень
готовности человека к успешным действия
в аварий­ной
ситуации зависит от его личностных
особенностей, уровня подготовки,
полноты информации о случившемся,
наличии средств
для ликвидации аварии и пр. Анализ
поведения человека в
аварийной ситуации показывает, что
наиболее сильным раздра-

179

жителем,
приводящим к ошибочным действиям,
является непол­нота
информации. Таким образом, в ходе тренинга
необходимо выработать
навыки поведения в условиях неполной
информации, переключения
с одной установки действий на другую,
прогнози­рования
и предвосхищения событий, а также умение
восприни­мать
не все элементы производственной
ситуации, а только необ­ходимые.

Следует
планировать свои действия — этому
поможет предва­рительный
анализ возможных вариантов действий
при возникно­вении
тех или иных ситуаций в процессе работы
вплоть до ава­рийных.

Способами
мобилизации и регуляции самоуправления
явля­ются:
самоубеждение, самоободрение, самоанализ,
устранение признаков
эмоциональной напряженности и пр. Но
создание психологического
настроя на безопасность является
следствием внимательного
отношения коллектива предприятия к
вопросам безопасности. Серьезное
восприятие работником проблем
безо­пасности
зависит от соответствующего отношения
к этим пробле­мам
руководителей производства. Если
руководство проявляет заботу
о здоровье людей и их безопасности, то
в коллективе созда­ется
положительный настрой на безопасность
жизнедеятельности. Любой
несчастный случай, независимо от его
тяжести, должен привлекать
внимание не только руководителей, но и
всего коллек­тива.
В целом политика безопасности
жизнедеятельности коллек­тива
предприятия должна быть направлена на
поиск и реализацию путей
предупреждения несчастных случаев в
различных сферах че­ловеческой
деятельности. Особое значение имеет
строгий контроль за
соблюдением человеком правил безопасности
поведения, а так­же стимуляция
безопасности жизнедеятельности.

Тем не менее преступления с использованием
современной информационной техники и
технологии представляют собой все
большую опасность для общества.

К основным видам этих преступлении
относятся:

  • махинации с электронными деньгами;

  • компьютерное хулиганство;

  • хищения разнообразной информации,
    хранящейся или передаваемой в
    «безбумажном» виде, и др.

По мнению специалистов, компьютер
сегодня становится самым многообещающим
орудием преступности. Ведь в развитых
странах практически все денежные
операции производятся через компьютерные
системы и сети.

Зарубежное законодательство четко
разграничивает два понятия: “компьютерные
преступления” и “преступления,
совершенные с помощью компьютера”. В
последнем случае это преступления,
которые могут быть совершены и без
компьютера, а компьютер или компьютерная
сеть в данном случае лишь облегчают их
совершение и являются одним из средств
для этого.

По своему характеру компьютерные
преступления представляют собой
специфическую разновидность криминала.
Как правило, объект преступного
посягательства и физическое присутствие
преступника — в разных местах. Чаще
всего момент совершения преступления
весьма скоротечен, а фиксирование следов
преступного посягательства довольно
затруднено. Одной из основных сфер
интересов организованной преступности
является «отмывание» денег, в том числе
методами несанкционированного подключения
к компьютерам финансовых учреждений.
В данном случае организованные преступные
группы из разных стран объединяют свои
усилия, образуя тем самым транснациональные
группировки, действующие с разных
континентов, сводя на нет все усилия
правоохранительных органов и специальных
служб.

В зависимости от преступной специализации,
обычно классифицируют правонарушителей
в сфере высоких технологий следующим
образом:

Хакеры — люди, которые проявляют интерес
к изучению компьютеров и коммуникационных
систем;

Крекеры — так рекомендуют именовать
хакеров, взламывающих системы безопасности,
внося в них несанкционированные
изменения;

Фрикеры — взломщики различных систем

Информационные угрозы можно свести в
три группы.

Первая группа угроз исходит от нормативных
актов, издаваемых руководством страны,
и подзаконных актов, издаваемых различными
ведомствами (Центральный банк РФ,
Министерство по налогам и сборам и др.),
которые иногда противоречат законам и
друг другу, однако все равно подлежат
исполнению. Бороться с этими актами и
инструкциями теоретически можно только
с помощью судебных органов, однако на
практике это, как правило, неэффективно.
Поэтому вероятность негативных
последствий для предприятия от этой
группы угроз может быть уменьшена только
путем повышения качества юридического
и бухгалтерского оформления проводимой
деятельности.

Вторая группа внешних угроз вытекает
из невыполнения партнерами, заказчиками,
поставщиками, клиентами и другими своих
обязательств по оплате контрактов,
поставке товаров и т.п. В этом случае
ущерб возникает из-за неправильного
прогноза всех возможных последствий
того или иного мероприятия.

Третья группа угроз обусловлена
внутренними конфликтами в коллективе
или среди руководства экономической
структуры либо преступными наводками
со стороны персонала (часто со стороны
охраны). С учетом реальности данных
угроз, следует по возможности привлекать
службы безопасности к решению кадровых
вопросов.

Основной принцип работы предприятия в
условиях рыночной экономики — стремление
к получению максимальной прибыли. Его
ограничивает только возможность понести
убытки. Риск является неустранимым
элементом управленческого решения
любого уровня. Отклонения в оценке
информации могут быть как позитивными,
так и негативными. В первом случае речь
идет о возможности получения прибыли,
во втором — убытков.

Основное предназначение системы
экономической разведки заключается в
обеспечении руководства достоверной,
объективной и полной информацией о

  • намерениях партнеров, смежников,
    клиентов и контрагентов,

  • сильных и слабых сторонах конкурентов;

  • сборе данных, позволяющих оказывать
    влияние на позицию оппонентов в ходе
    деловых переговоров;

  • оповещении о возможном возникновении
    кризисных ситуаций;

  • мониторинге и контроле хода реализации
    заключенных договоров и достигнутых
    ранее договоренностей.

Затраты на разведку составляют в среднем
1,5% торгового оборота крупны концернов.
Так, в некоторых японских фирмах
разведывательной работой постоянно
занимаются до 250 человек.

По данным журнала «Тайм», из-за хищения
производственных секретов американские
фирмы терпят убытки примерно в 20 млрд.
долл. в год. Образованы специальные
службы транснациональных корпораций,
сотрудничающие с государственной
разведкой, такие, как «Американское
сообщество по промышленной безопасности».

Существует множество способов получения
конфиденциальной информации о деятельности
конкурентов. Условно их можно разделить
на две большие группы: законные и
незаконные методы, — что, собственно,
и подразумевает деление добывания
информации на экономическую разведку
и промышленный шпионаж.

Законные методы, т.е. методы экономической
разведки:

  • сбор и анализ информации из официально
    публикуемых источников;

  • посещение выставок, ярмарок, устраиваемых
    конкурентами;

  • приобретение и изучение продукции
    конкурентов.

Незаконные методы, т.е. методы промышленного
шпионажа:

  • выведывание интересующей информации
    у специалистов конкурентов;

  • сманивание специалистов для получения
    от них информации;

  • подкуп сотрудников из закрытых
    подразделений конкурента;

  • засылка агентов на фирму или в окружение
    ведущих специалистов;

  • похищение чертежей, документов и
    образцов изделий;

  • негласный контроль за деловой
    корреспонденцией;

  • незаконное получение информации у
    государственных чиновников;

  • получение информации с использованием
    технических средств;

  • ложные переговоры и последующий отказ
    от них после получения необходимой
    информации и др.

Всяким разведывательным действиям
(законным и незаконным) со стороны
партнеров по бизнесу и конкурентов
должна противодействовать активная
контрразведывательная деятельность
фирмы. При этом следует иметь в виду,
что основным объектом разведывательной
деятельности противника в конечном
итоге является та или иная конфиденциальная
информация фирмы, составляющая
коммерческую тайну.

Под коммерческой тайной (конфиденциальными
сведениями) понимаются не являющиеся
государственными секретами сведения,
связанные с производственно-технической
и другой деятельностью фирмы, а также
с их технологической информацией,
управлением, финансами и т.п.. разглашение
(передача, утечка) которых может нанести
ущерб ее интересам.

К сведениям, составляющим коммерческую
тайну, относятся несекретные сведения,
предусмотренные в перечне конкретных
сведений, содержащих коммерческую
тайну, который утвержден и введен в
действие приказом директора фирмы

Конфиденциальные сведения — это
информация, которую можно разделить на
две группы:

  • деловую

  • технологическую.

Деловая информация фирмы обычно включает
в себя

  • финансовые отчеты и прогнозы.

  • банковские счета.

  • кредиты,

  • условия контрактов и договоров.

  • ближайшие и перспективные планы фирмы,

  • условия продаж,

  • коды и процедуры доступа к информационным
    сетям и т.д.

Конфиденциальные сведения
— это информация, которую можно разделить
на две группы:

  • деловую

  • технологическую.

Деловая информация фирмы обычно включает
в себя

  • финансовые отчеты и прогнозы,

  • банковские счета,

  • кредиты,

  • условия контрактов и договоров,

  • ближайшие и перспективные планы фирмы,

  • условия продаж,

  • коды и процедуры доступа к информационным
    сетям и т.д.

К технологическим секретам могут быть
причислены

  • данные о научно-техническом потенциале
    предприятия.

  • уровень методов организации производства.

  • объем производственных мощностей и
    уровень технологии.

  • конкретные ноу-хау.

  • нормы расхода сырья,

  • информация о незащищенных патентами
    изобретениях, используемых в производстве,
    и т.д.

Защита компьютерной информации включает
две компоненты:

  • защиту от физического доступа посторонних
    лиц к электронной аппаратуре

  • защиту собственно программных средств.

Эффективная система защиты информации
должна носить комплексный характер и
обеспечивать:

  • равноправную защиту информации на всех
    этапах ее накопления, обработки, хранения
    и передачи по каналам связи;

  • гарантированную защиту информации в
    каналах связи с обязательным применением
    криптографических методов;

  • целостность и подлинность информации
    на всех этапах ее хранения, обработки
    и передачи по каналам связи;

  • контроль за доступом к информационным
    системам и базам данных;

  • защиту технических средств от утечки
    информации по побоч­ным каналам и от
    возможного внедрения в них электронных
    устройств съема информации;

  • защиту программных продуктов средств
    вычислительной техники информационных
    систем от внедрения программных
    «вирусов» и закладок.

В защите существуют пассивные и активные
методы.

К пассивным методам относятся различные
варианты установки в офисе или жилом
помещении аппаратуры технического
противодействия. Их существует столько
же, сколько и технических средств
добывания информации.

К активным методам относятся:

  • все виды «чисток» помещений от
    подслушивающих устройств;

  • соблюдение правил выбора зданий,
    оборудования мебелью, оргтехникой и
    предметами обихода

  • правильная защита информации, эксплуатации
    связной техники.

Сочетание пассивных и активных
методов защиты даст гарантированный
успех. Это сочетание называется
«комплексная защита информации».

ТЕМА 6

ТЕХНИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОПРОС 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОГЕННЫХ
ОПАСНОСТЕЙ, БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ВОПРОС 2 БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ
СФЕРЕ

ВОПРОС 3 БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
СФЕРЕ

ВОПРОС 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОГЕННЫХ
ОПАСНОСТЕЙ, БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:

К техногенным опасностям относятся
опасности, которые возникают в процессе
функционирования технических объектов
по причинам, связанным с деятельностью
человека, обслуживающего эти объекты.

Техногенными называются опасности,
связанные с природой механизмов, машин,
сооружений, технических устройств.

По воздействию на человека техногенные
опасности могут быть:

• механическими,

• физическими,

• химическими,

• психофизиологическими и т. д.

Источниками техногенных опасностей
являются элементы техносферы.

Опасности возникают из-за неисправностей
и дефектов в технических
системах, неправильного их использования,
а также из-за наличия
отходов при эксплуатации технических
систем

Технические неисправности и нарушения
режимов работы технических систем
приводят к возникновению травмоопасных
ситуаций.

  • выбросы в атмосферу,

  • стоки в гидросферу,

  • захламление земной поверхности твердыми
    веществами,

  • энергетические излучения и поля

сопровождаются формированием вредных
воздействий на человека, природную
среду и элементы техносферы

Причины негативных воздействий техносферы

Травмоопасные факторы действуют
кратковременно и спонтанно в ограниченном
пространстве. Они возникают при авариях
и катастрофах, при взрывах и внезапных
разрушениях зданий и сооружений.

Временные факторы оказывают длительное
периодическое бездействие на человека,
а также на природную среду и элементы
техносферы. Пространственные зоны могут
колебаться в широких пределах от рабочих
и бытовых зон до всего земного пространства.

Воздействие травмоопасных факторов
приводит к травмам ил., гибели людей,
часто сопровождается очаговыми
разрушениями природной среды и техносферы.

Длительное воздействие вредных факторов
оказывает отрицательное влияние на
здоровье людей, приводит к профессиональным
заболеваниям

Показатели безопасности

При оценке влияния опасностей на человека
и среду обитания используют абсолютные
и относительные показатели.

К абсолютным показателям относят
следующие:

  • численность людей, пострадавших от
    воздействия травмирующих факторов;

  • численность людей, получивших
    профессиональные или региональные
    заболевания;

  • сокращение продолжительности жизни
    (в сутках) при воздействии негативного
    фактора или их совокупности

Для оценки травматизма в производственных
условиях используют относительные
показатели:

  • частоты травматизма,

  • тяжести травматизма,

  • нетрудоспособности

  • частоты несчастных случаев с летальным
    исходом,

  • сокращения продолжительности жизни,

  • региональная младенческая смертность

  • материальный ущерб

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ОБЕСПЕЧЕНИИ
БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК — МАШИНА»

  • Безопасность деятельности человека
    на производстве обеспечивается
    разработкой мер защиты от опасностей
    в системе «человек — машина —
    производственная среда». Каждая из
    подсистем подвержена определенным
    опасностям, которые в сумме формируют
    все опасности в этой системе.

  • Подсистема «человек» всегда рассматривается
    как взаимосвязь организма человека и
    личности. Поэтому опасности этой
    подсистемы заложены в физиологических
    данных и психологических возможностях
    человека.

  • Любая деятельность содержит ряд
    обязательных психических процессов и
    функций, которые обеспечивают достижение
    необходимого результата.

Важнейшие из них — это внимание, ощущение,
восприятие, память, мышление, воображение,
общение.

Психические состояния и безопасность

  • Исходя из задач и проблем
    психологии труда и ее безопасности
    целесообразно выделять производственные
    психические состояния и особые
    психические состояния, имеющие важное
    значение в организации профилактики
    производственного травматизма и
    предупреждения аварийности.

  • Чрезмерные формы психического напряжения
    обозначаются как запредельные. Они
    выражаются в утрате живости, координации
    действий и других отрицательных
    действиях.

  • В зависимости от преобладания
    возбудительного или тормозного процесса
    можно выделить два типа запредельного
    психического напряжения — тормозной
    и возбудимый

Среди особых
психических состояний выделяют
пароксизмальные расстройства сознания,
психогенные изменения настроения и
состояния, связанные с приемами
психических активных средств (стимуляторов
транквилизаторов, алкогольных напитков)

Пароксизмальные
состояния – группа расстройств различного
происхождения (эпилепсия, обмороки и
т.п.) характеризующихся кратковременной
(от секунды до нескольких минут) утратой
сознания. В ярко выраженных формах
наблюдается падение человека, судорожные
движения тела и конечностей. В операторской
деятельности пароксизмальные состояния
могут быть причиной губительных
последствий, особенно для водителей
автотранспорта, верхолазов, строителей
и т.п. современные средства психофизических
исследований позволяют выявить лиц со
скрытой наклонностью к пароксизмальным
состояниям.

Психогенные изменения
и аффективные состояния – возникают
под влиянием психических воздействий.
Плохое настроение и апатия могут длится
от нескольких часов до 1-2 месяцев. При
этом появляются безразличие, вялость,
замедляются темпы мышления и т.п. Кроме
того, снижается самоконтроль, что может
стать причиной травматизма. Под влиянием
обиды, оскорбления, производственных
неудач могут развиться аффективные
состояния (аффект – взрыв эмоций). В
состоянии аффекта у человека развивается
психогенное (эмоциональное) сужение
объема сознания. Лица, склонные к
аффективным состояниям относятся к
категории с повышенным риском травматизма
и их не следует назначать на должности
с высокой отвественностью.

Психологические
причины создания опасных ситуаций и
производственных травм многообразны.
В каждом действии человека психологи
выделяют 3 функциональные части:

  • мотивационную,

  • ориентировочную

  • исполнительную

Нарушение в любой из этих частей влечет
за собой нарушение действий в целом.

Нарушение мотивационной части действий
проявляется в нежелании выполнять
определенные действия (операции).
Нарушение может быть относительно
постоянным н временным.

Нарушение ориентировочной части действий
проявляется и незнании правил эксплуатации
технических систем и норм по безопасности
труда.

Нарушение исполнительной части действий
проявляется в невыполнении правил
(инструкций, норм и т. д.) вследствие
несоответствия психических и физических
возможностей человека требованиям
работы

При нарушении любой из названных частей
действий во избежание опасных ситуаций
и несчастных случаев можно провести
соответствующие профилактические
мероприятия:

  • мотивационные — пропаганда и воспитание,

  • ориентировочные —
    обучение, отработка навыков;

  • исполнительские — профотбор, медицинское
    обследование.

Кроме того, причины возникновения
опасных ситуаций и производственных
травм, связанных с человеческим фактором,
можно распределить по разным уровням:

  • Индивидуума (психические и физиологические
    характеристики организма);

  • ближней среды (условия труда, коллективные
    отношения, недостаточный инструктаж
    по безопасности труда и др.);

  • общества (недостаточная информация о
    профессиональных рисках и их последствиях,
    нарушения условий труда и пр.).

Причины ошибок работника можно
классифицировать следующим образам

  • ошибки в ориентации (недополучение
    информации);

  • ошибки принятая решения;

  • ошибки выполнения действий.

В результате исследований выявлено,
что большинство ошибок человек совершает
из-за неудовлетворительной конструкции
системы, с которой он работает. Все
промышленные предприятия фактически
являются системами «человек — машина»,
и при их разработке необходимо учитывать
особенности как человека, так н машины.

В аварийных
ситуациях эмоциональное состояние
человека характеризуется повышенной
напряженностью (стрессом), которая
способствует снижению работоспособности,
нарушению координации движений н
устойчивости психологических функций.

Для предупреждения аварийной ситуации
и отработки необходимых в таких случаях
действий следует спрогнозировать
аварийную ситуацию и ее последствия, а
затем проводить тренинг оператора для
работы в условиях, близких к аварийным.
Поведение человека в экстремальных
условиях зависят от его психологической
готовности к ним.

Психологическая готовность подразделяется
на

  • заблаговременную, общую (или длительную)
    готовность

  • временную, ситуативную (само состояние
    готовности).

Обучение операторов технически систем
по безопасности жизнедеятельности

Под системой «человек — машина»
понимается такая совокупность элементов,
взаимодействие между которыми адекватно
целям, стоящим перед системой. Бинарная
система «человек — машина» является
многоцелевой. Одна из важнейших целей
данной системы — безопасность, т. е. не
нанесение ущерба здоровью
человека. Перед создателями системы
стоит сложная задача
согласования целей и устранения
возможных противоречии между ними. Для
того чтобы исключить отрицательные
последствия взаимодействия человека
и машины, необходимо обеспечить
определенные условия функционирования
системы «человек— машина».

Человек в системе безопасности играет
три роли:

  • Является объектом защиты .

  • Выступает средством обеспечения
    безопасности;

  • Сам может быть источником опасности

Методы прогнозирования частоты ошибок
человека основываются на классическом
анализе и включают следующие этапы:

  • составление перечня основных отказов
    системы и человека;

  • оценка частоты ошибок человека;

  • определение влияния частоты ошибок
    человека на интенсивность отказов
    рассматриваемой системы

  • выработка рекомендаций, внесение
    необходимых изменений в рассматриваемую
    систему и т.д

Наличие квалифицированного персонала
— одно из важнейших условии печения
безопасности труда на производстве

Поэтому на предприятиях должна быть
создана специальная система обучения
работников по охране труда, которая
включает в себя:

Процесс обучения :

  • объяснение и уяснение материала;

  • отработку н овладение материалом;

  • контроль исходного, промежуточного и
    конечного уровней обучения.

Поступившие на предприятие руководители
и специалисты проходят вводный инструктаж,
который проводит инженер по охране
труда или лицо, на которое приказом
руководителя предприятия возложены
эти обязанности

Инструктаж включает ознакомление:

  • с состоянием условий и охраны труда,
    производственным травматизмом и
    профессиональными заболеваниями на
    предприятии;

  • с законодательными и иными нормативными
    правовыми актами по охране труда,
    коллективным договором на предприятии;

  • со своими должностными обязанностями
    по обеспечению охраны труда;

  • с порядком и состоянием обеспечения
    работников средствами индивидуальной
    и коллективной защиты и др.

ООО
Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат
по дисциплине:

«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 По
теме:

«Что
такое «человеческий фактор»

 как
причина возникновения опасной ситуации
».

 Исполнитель:

Дружинина
Светлана Анатольевна

Москва
2018

Содержание 2

Введение 3

1.    
Факторы, способствующие
предрасположенности человека к несчастным случаям………………………………………………………..5

2.    
Причины возникновения опасных
ситуаций……………………………..7

3.    
Причины сознательного нарушения правил безопасности………………9

4.    
Ошибки в работе, приводящие к опасным ситуациям, и
их причины…12

Заключение 13

Список
литературы………………………………………………………………………14

Введение.

      
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его
обитания возникла одновременно с появлением на Земле первых людей, наших
далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления
и представители биологического мира. Однако с течением времени стали появляться
опасности, творцом которых стал сам человек.
      Человек живет и действует в  условиях постоянно изменяющихся
потенциальных  опасностей. В настоящее время человек больше всего страдает
от своей деятельности, от им же созданных опасностей.
        По данным Всемирной Организации Здравоохранения,
смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после
сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Однако если от этих
заболеваний умирают, главным образом, люди старшего возраста, то от несчастных
случаев гибнут преимущественно трудоспособные люди молодого и среднего
возраста. Так, статистика показывает, что у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет
наиболее распространенной причиной смерти является несчастный случай.
Зарубежные
эксперты в области безопасности труда подчеркивают эту же тенденцию. Генеральный
директор Английского королевского общества по предупреждению несчастных случаев
Б. Янг утверждает, что 80% всех травм происходит по прямой вине пострадавших. В
США с невнимательностью и ошибками рабочих связывают от 85% до 90% всех
травм. 

     
Анализируя такую ситуацию, Ю.Щербатых в своей книге
«Психология труда и кадрового
менеджмента»
пишет: «Человека принято
считать виновником в несчастном случае только тогда, когда его действия (или
халатное бездействие) явились непосредственной причиной происшествия. Когда же
несчастный случай возникает вследствие поломки машины или инструмента, то считают,
что такое происшествие произошло по вине техники. А ведь нередко сам рабочий
производил подготовку, профилактику, проверку техники перед работой, и именно
его упущения явились причиной ее отказа. Поэтому подобные несчастные случаи,
строго говоря, следовало бы также относить за счет человеческого фактора».

       Возникает вопрос: почему люди, которым от рождения присущ
инстинкт самосохранения, столь часто становятся виновниками своих травм? Ведь
если человек психически нормален, то он без повода никогда не станет стремиться
к травме.

1.    
Факторы, способствующие
предрасположенности человека к несчастным случаям.

       Согласно статистическим
данным, чаще всего виновником аварийной ситуации является человек, который в
силу разных причин не соблюдал правила техники безопасности.

         На долю аварий по
техническим причинам приходится 10% случаев, по организационным до 6%, в
остальных случаях причиной послужил человеческий фактор.

     Человеческий
фактор
— устойчивое выражение, которым
обозначают психические способности человека как потенциальный и актуальный
источник (причину) информационных проблем, либо проблем управления техникой
(коллизий). Данное выражение используется чаще всего для объяснения причин
катастроф и аварий.

      
Существует огромное разнообразие факторов, которые могут приводить к
возникновению несчастных случаев.
Основные
группы таких факторов приведены в приведенной ниже схеме.
http://www.no-stress.ru/files/images/Bezopasnost%2002.JPGРис.
1.

    
Это
могут быть биологические особенности работника (например, пониженный уровень
тироксина, вызывающий замедление реакции, или наоборот его повышение,
способствующий импульсивности и поспешности в поступках), или же функциональные
изменения в организме (сердечно – сосудистые заболевания, диабет, грипп).
 Несчастный случай может быть вызван неопытностью работника и отсутствием
у него навыков и умений, необходимых для безаварийной работы. Авария может быть
также следствием утомления работника, которое проявилось в понижении
показателей его внимания и работоспособности после интенсивной или длительной
работы, а может быть спровоцирована стресс, который развился  вследствие
неприятностей в личной жизни или конфликте с начальством.

       
Вопросы, связанные с проявлениями человеческого фактора, рассматриваются как
анализ человеческой надежности (АЧН), который включает определение
потенциальных источников человеческих ошибок на протяжении всего времени,
предшествующего аварии. Эти ошибки можно подразделить на ошибки, оплошности и
проявления злого умысла. В числе факторов, от которых зависит вероятность
совершения ошибок в работе, что определяет надежность работника, называются:

Ø
долговременные медицинские и
психофизиологические характеристики личности,

Ø
 состояние здоровья,

Ø
 тип темперамента,

Ø
скорость реакции и устойчивость к
негативным воздействиям,

Ø
характер человека и его способности,

Ø
сиюминутные медицинские и
психофизиологические характеристики личности, его состояние здоровья на данный
момент,

Ø
уровень образования и развития, культурный
уровень личности,

Ø
квалификация специалиста в области
выполняемых им работ,

Ø
морально-волевые качества человека,

Ø
комфортные условия работы,

Ø
качество нормативно-технических и
организационно-распорядительных документов (четкость изложения, однозначность
их понимания).

     
Необходимо иметь в виду, что 
к человеческому фактору добавляются также причины, характерные
для кризисного состояния государства. Среди них:

Ø
разрыв хозяйственных связей,

Ø
падение технологической дисциплины,

Ø
снижение квалификации кадров,

Ø
прогрессирующий износ средств производства
и техники,

Ø
рост стрессовой нагрузки на граждан из-за
снижения жизненного уровня и политической нестабильности.

2.    
Причины возникновения опасных
ситуаций.

В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут
создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения,
рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером
деятельности.

Причины
возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с
человеческим фактором, можно разложить по различным уровням, а именно:

— уровень индивидуума
(врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и
физиологические характеристики организма);

— уровень ближней среды
(условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный
инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.);

— уровень общества
(недостаточная информированность о профессиональных рисках и их последствиях,
изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т.д.).

       Любое опасное действие, как показали исследования, может
быть следствием одной или группы причин. Например, неправильная оценка
состояния обслуживаемой установки, может быть результатом недостатка
профессиональных знаний или болезненного состояния работника, или отсутствия
нужного времени для этой операции, или просто игнорирования работником
требований о проверке состояния установки. Обобщение материалов расследований
производственных несчастных случаев и аварий позволяет все многообразие
непосредственных причин опасных действий свести к 4-м группам (классам) причин:

А.
Не умеет
— это означает, что работник не владеет
необходимыми для данной работы знаниями; не овладел соответствующими навыками,
методами, приемами, способами.

Б.
Не хочет
, то есть работник умеет качественно и
безопасно выполнять данную работу (операцию), однако у него нет желания
соблюдать требования безопасности, иначе говоря, — нет мотивации, не развита
психологическая установка на соблюдение этих требований.

В.
Не может
— это означает, что работник находится в
таком физическом или психологическом состоянии, что, несмотря на умение,
несмотря на желание, допускает опасное действие.

Г.
Не обеспечен
. Работник не исполняет предписанное
действие из-за необеспечения его необходимыми условиями – инструментами,
материалами, приборами, информацией и т.д.

     
Первые три группы причин (А, Б, В) обусловлены индивидуальными и личностными
особенностями (качествами) работника. В целом, эти причины именуются
человеческим фактором.

 
   Четвертая группа непосредственных причин является внешним по отношению к
работнику фактором, иначе говоря, – это производственная среда, в которой протекает
деятельность работника. Все четыре выделенные группы непосредственных причин
опасных действий, в свою очередь, следствие причин более высокого уровня,
который следует отнести к сфере организации и управления производством. Обычно
эти причины определяют как организационные.

Если в природе происходит само по себе какое-либо изменение, то необходимое
для этого количество действия — «наименьшее возможное». По этому же
принципу строится человеческое поведение. Если цели можно достичь разными
путями, то человек выбирает тот путь, который, по его представлению и опыту,
требует наименьшей затраты сил, и на избранном пути он расходует не больше
усилий, чем необходимо. Это стремление есть частный случай общего принципа
наименьшего действия. Именно по этой причине часто рабочие не используют
индивидуальные и коллективные средства защиты, пропускают операции, необходимые
для обеспечения безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта,
выбирают более легкие, но и более опасные рабочие позы и движения. Появлению
стремления экономить силы за счет выбора опасного способа действия способствуют
недостатки в организации труда, техники и технологии. При обстоятельствах,
одинаковых для всех работающих, определяющее значение в формировании линии
поведения каждого человека имеют его индивидуальные качества, отражающие
совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают
тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование,
опыт, воспитание, здоровье и т.п.

3.     Причины сознательного нарушения правил безопасности.

Широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и
производственных условий труда формируют психологические причины сознательного
нарушения правил безопасной работы.

1. Экономия сил —
потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение
энергетических ресурсов. Поведение человека строится по принципу
«наименьшего действия».

2. Экономия времени —
стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной
выгоды за счет увеличения темпа работы, пропуска отдельных операций, не
влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его
безопасности.

3. Адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий
возникают в результате способности человека привыкать к явлениям, осваиваться с
ними. Основа фактора «недооценка опасности» — безнаказанность
физическая и социальная за совершение неправильных действий.

4. Самоутверждение в
глазах коллег, желание нравиться окружающим влекут за собой рискованные
действия, риск для таких — благородное дело.

5. Самоутверждение в
собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных
методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или
упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством.

6. Стремление следовать
групповым нормам трудового коллектива. Это происходит там, где нарушение правил
безопасности или технологического процесса поощряется молчаливо или
громогласно. Девиз производственной деятельности — «план любой
ценой». Выполнение правил безопасности в таких случаях может поставить человека
в положение «белой вороны».

7. Ориентация на идеалы.
Идеалами могут быть как примерные работники, так и нарушители.

8. Переоценка
собственного опыта приводит к тому, что, зная об опасности и ее последствиях,
человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут быстро принять
меры для предотвращения аварии или несчастного случая.

9. Привычка работать с
нарушениями, перенесение привычек. Эти «качества» могут быть
приобретены на другой работе или вне работы.

10. Стрессовые состояния,
побуждающие человека к действиям, которые, по его убеждению, способны снять это
состояние или ослабить. Более сильная форма — эмоциональный шок. Человеком
движут чувства, а не разум.

11. Склонность к риску,
вкус к риску как личностная характеристика. В психической структуре некоторых
лиц имеется повышенная тенденция к рискован-ным действиям. Такие люди
испытывают удовольствие, «поставив все на карту».

12. Надситуативный риск
(бескорыстный, спонтанный, немотивированный, непрагматический, риск ради
риска). Явление состоит в том, что субъект, успешно осуществляя какие-либо
действия, как бы «вдруг» ставит перед собой цель, появление которой
не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.

В каждом действии
человека выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и
исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение
действия в целом. Человек нарушает правила, инструкции: либо он не хочет их
выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это
сделать.

Таким образом, в
психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и
несчастных случаев можно выделить три класса.

    
Нарушение мотивационной части
действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции).
Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность,
склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим
регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в
состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

    
Нарушение ориентировочной
части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и
норм по безопасности труда и способов их выполнения.

    
Нарушение исполнительной
части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.)
вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека
требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением
мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация,
плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого
оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности,
ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

4.    
Ошибки в работе, приводящие к
опасным ситуациям, и их причины.

       
В случаях, когда опасные и неадекватные действия осуществляются осознанно,
умышленно, они классифицируются как нарушения. Если же человек не осознает, что
выполняет опасное действие, то это ошибка.

       
Причины ошибок бывают непосредственными (зависят от психологических
возможностей оператора — от его восприятия смысла задачи, возможности принять
решение и т.п.), главными (связаны с рабочим местом, организацией труда,
подготовкой оператора, психологическим состоянием оператора) и способствующими
(зависят от состояния здоровья оператора, внешних условий, обучения и т.п.).

      
Причины ошибок можно классифицировать следующим образом:


ошибки в ориентации (недополучение информации);


ошибки принятия решения;


ошибки выполнения действий.

      
Ошибки в ориентации наиболее распространены: в одном случае имеется необходимая
информация, но решение принято неправильно, и это может привести к несчастному
случаю; в другом случае информация и принятое решение могут быть правильными,
но ответное действие ошибочным.

       
Ошибки делятся также на обратимые (которые могут не привести к несчастному
случаю) и необратимые, на предсказуемые (которые предсказуемы и легко
устранимы) и систематические.

Выявлено,
что большинство ошибок человек совершает из-за неудовлетворительной конструкции
системы, с которой он работает. При их разработке необходимо учитывать особенности,
как человека, так и машины. Нельзя все случаи ошибок при эксплуатации машин
объяснять лишь халатностью работающего, необходим детальный анализ причинных
факторов.

Заключение.

Технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря
наличию такого основного звена, как человек.

Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются
ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки, квалификации или опыта.
Свойства человека ошибаться является функцией его психологического состояния.

     Доказано, что человеческий
фактор является одним из первых в причинах реализации техногенных и
антропогенных аварий и катастроф, происшествий на транспорте. Необходимо вместе
с тем отметить, что человеческий фактор как таковой далеко не всегда является
единственной причиной аварий и катастроф.

Система «человек-машина» в своем развитии проходит три стадии:
проектирование, изготовление и эксплуатацию. Правильный и обоснованный учет человеческого
фактора в каждой из этих стадий способствует максимальной эффективности и
безотказности.

       
Для уменьшения человеческого фактора  в реализации опасностей
необходимо предпринимать меры, направленные на мотивацию человека к выполнению
правил безопасности. П
сихологический
настрой на безопасное поведение и его стимулирование являются важными условиями
усиления мотивации к безопасному труду.

Список литературы.

1.    
Безопасность
жизнедеятельности. Краткий конспект лекций. /Под ред. О.Н. Русака.- БЖД, 2002.

2.     П.Э. Шлендер. Безопасность
жизнедеятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский
учебник, 2008

3.    
http://dvkuot.ru/index.php/artikul/227-bestrud

4.    
http://maxpark.com/user/1092242589/content/1605126

5.    
http://mirznanii.com/a/154305/chelovecheskiy-faktor-klyuchevoy-faktor-bezopasnogo-truda

Page Background

Экраны и другие средства защиты от воздействия электромагнитных полей, теплового,

оптического и рентгеновского излучений.

68. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек – машина».

Безопасность деятельности человека на производстве обеспечивается разработкой мер защиты от

опасностей в системе «человек — машина — производственная среда». Каждая из подсистем

подвержена определенным опасностям, которые в сумме формируют все опасности в этой

системе. Подсистема «человек» всегда рассматривается как взаимосвязь организма человека и

личности. Поэтому опасности этой подсистемы заложены в физиологических данных и

психологических возможностях человека. Любая деятельность содержит ряд обязательных

психических процессов и функций, которые обеспечивают достижение необходимого результата.

Важнейшие из них — это внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение,

общение.

Исходя из задач и проблем психологии труда и ее безопасности целесообразно выделять

производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное

значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения

аварийности.

Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Они

выражаются в утрате живости, координации действий и других отрицательных действиях.

В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно

выделить два типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый.

Кроме того, причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с

человеческим фактором, можно распределить по разным уровням: — индивидуума (психические и

физиологические характеристики организма); — ближней среды (условия труда, коллективные

отношения, недостаточный инструктаж по безопасности труда и др.); — общества (недостаточная

информация о профессиональных рисках и их последствиях, нарушения условий труда и пр.).

Причины ошибок работника можно классифицировать следующим образом: — ошибки в

ориентации (недополучение информации); — ошибки принятая решения; — ошибки выполнения

действий.

В результате исследований выявлено, что большинство ошибок человек совершает из-за

неудовлетворительной конструкции системы, с которой он работает. Все промышленные

предприятия фактически являются системами «человек — машина», и при их разработке

необходимо учитывать особенности как человека, так и машины.

В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной

напряженностью (стрессом), которая способствует снижению работоспособности, нарушению

координации движений и устойчивости психологических функций.

Для предупреждения аварийной ситуации и отработки необходимых в таких случаях действий

следует спрогнозировать аварийную ситуацию и ее последствия, а затем проводить тренинг

оператора для работы в условиях, близких к аварийным. Поведение человека в экстремальных

условиях зависят от его психологической готовности к ним.

Психологическая готовность подразделяется на: — заблаговременную, общую (или

длительную) готовность; — временную, ситуативную (само состояние готовности).

69. Система обучения работников охране труда.

Контроль за своевременным проведением

проверки знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций,

осуществляется органами федеральной инспекции труда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Причины ошибок при синтезе днк этапы проверки
  • Причинить укус ошибка
  • Причинить радость речевая ошибка
  • Причинить радость лексическая ошибка
  • Причинить пользу ошибка