Прийти со школы тип ошибки

Правописание глагола «прийти»: грамматика, когда допустима форма «придти», употребление

В современном русском языке глагол «прийти» правильно пишется так, как здесь показано, через «-й-». Писать это же слово с корнем «-ид-» («придти») не будет грубой ошибкой в частной переписке.

Тем не менее, в произведении художественной литературы, описывающем события 50-ти и более летней давности, наоборот, желательно употреблять форму «придти», т.к. в те времена грамматическая норма была именно такая.

А в имеющих законную силу документах, как уже сказано, предпочтительно написание «прийти». Хотя программы проверки орфографии не помечают как ошибочное то же слово, написанное через «-ид-», т.е. казуса (зацепки) для оспаривания правомочности его (документа) не возникает.

Правила

В современной русской орфографии на слова, производные от инфинитива (исходной формы) глагола «идти» с помощью приставок, оканчивающихся на гласные, действуют следующие правила:

  1. В словарных формах от «идти» с приставками, оканчивающихся на гласную, согласная «д» из корня уходит, а «и» отверждается до полугласной «й». В основном это слова с окончанием «-ти»: «выйти», «дойти», «зайти», «найти», «прийти», «уйти», но также и те, где «-ти-» постфикс,  а окончание «-сь»: «зайтись», «найтись».
  2. В формах будущего времени и повелительного наклонения «идти» с приставкой «при-» в корне редуцируется (отбрасывается) начальная гласная «и», и остаётся только «д»: «придём», «приду», «придёмте», «придите» (здесь и ниже в перечне корни выделены полужирным шрифтом). «-ём-» и второе «-и-» (в последнем случае) – постфиксы.
  3. В единственном числе прошедшего времени 1-го и 2-го лиц и в мужском роде 3-го лица корень «-д-» заменяется на «-ш-»: «пришёл».
  4. В женском и среднем роде 3-го лица и во множественном числе всех 3-х лиц корень «-д-» заменяется на «-ш-»: «пришла», «пришло», «пришли».
  5. В повелительном наклонении форм с приставками, оканчивающимися не на «и», а на другие гласные, в корне «и» заменяется на «й», но и согласная в нём остаётся: «выйдите», «дойдите»; «зайдите»; «найдите», «уйдите». «-и-» после корня – постфикс.
  6. В общеупотребительных архаизмах (напр., в церковнославянском языке) исходный корень остаётся неизменным, но становится ударным, и происходит сдваивание «ии»: «прии́дите и удостойтесь благодати». Данное правило признаётся не всеми течениями православного вероисповедания, так что возможен вариант «прииди́те».

Примечание: полностью о склонении «прийти» по родам, лицам, числам, временам и наклонениям см. далее.

Исторический экскурс

Язык – это то, чем люди выражают свои мысли. Словари, учебники, учёные трактаты, диссертации по языкознанию явления нужные и полезные, но в целом вторичные. Грамматика и орфография вырабатываются на основе общепринятого произношения, при условии, что его буквальная передача на письме не затрудняет понимание значения слова и не вызывает систематических ошибок написания. И вот в этом отношении глагольные корни «ид» «й» «д» «ш» «шл», образно выражаясь, острая хроническая зубная боль языковедов-славистов. Причина – эволюция словоформ от них не завершена.

Для языковедов-педантов корень, в котором нет ни одной устойчивой буквы, это всё равно, что срезать без наркоза мясца на шашлычок с живой священной коровки. Выкинуть из приставки «и», оставив «пр»? Продолжая иносказательные аналогии – то же самое, что, стоя в синагоге с непокрытой головой, одну руку держать в кармане, пальцем другой ковыряясь в носу. Но лигвисты-прагматики справедливо возражают, что схождение безударных гласных, и тем более «ии» – очень плохая комбинация и по трудности восприятия слова, и как возможный источник ошибок. Так что из двух зол предпочтительнее выбрать меньшее. Опять-таки фигурально говоря, пусть уж лучше прихожанин в чём-то не соблюдёт ритуал, но поймёт смысл проповеди и хотя бы малость душою просветлеет, чем, отстояв по регламенту положенное аки истукан безмозглый, выйдет из храма (словесности) грешнее прежнего.

В тоталитарной России (всё едино – царской ли, большевистской ли и т.п.) тон задавали ретрограды, обскуранты и маразматики. В экономические отчёты вписывались не реальные цифры, а спущенные заранее «сверху» плановые показатели. С перевыполнением, разумеется. А в школах «доброго старого времени», иногда и в советских, детишек порой, заставляя сквозь слёзки выговаривать «придти», но не «прийти», лупили линейкой по губам. Хорошо ещё, если плашмя, а бывало, что и ребром.

Какова бы ни была теперешняя Российская Федерация, это весьма прагматичное государство. И, по крайнем мере в отношении «прийти», лингвисты-реалисты берут в ней реванш. Надолго ли, закончено ли видоизменение «прийти» в русском языке, но сейчас писать данное слово в приставками на гласную в конце нужно через «й» и без «д» в корне: «выйти», «дойти», «зайти», «прийти», «уйти», но не забывая и правил, приведенных выше! То есть, ориентируясь на фонетику, произношение, а не на формальные грамматические установления.

Грамматика

Слово «прийти» – непереходный глагол совершенного вида. «Непереходный» значит, что субъект (человек, живое существо, предмет, явление) сам что-то делает, а не производит действий над кем-то или чем-то. «Совершенный» означает, что действие или уже произошло, или происходит и финал его определён (ясен, понятен). Состав: приставка «при-», корень «-й-», глагольное окончание «-ти». Постановка ударения и разделение переносами прий-ти́. Словоформы:

Первое лицо:

  • (Я) приду́ (будущ.)/ пришёл (прошедш. муж.)/ пришла́ (прош. жен.)/ <бы> пришёл (пришла́) или пришёл (пришла́) <бы> (сослагательн.)/ (Я/мы) <должен/должны?> прийти́ или (Мне/вам) < необходимо?> прийти́ (повелительн.).
  • (Мы) придём (будущ.)/ пришли́ (прошедш.)/ <бы> пришли́ или пришли́ <бы> (сослагательн.)/ <должны?> прийти́ или (Мне/нам) < необходимо?> прийти́/ <давайте-ка?> придём/ придёмте <-ка> (повелительн.).

Второе лицо:

  • (Ты) придёшь (будущ.)/ пришёл (пришла́) (прошедш.)/ <бы> пришёл (пришла́) или пришёл (пришла́) <бы> (сослагательн.)/ приди́ (повелительн.).
  • (Вы) придёте (будущ.)/ пришли́ (прошедш.)/ <бы> пришли́ или пришли́ <бы> (сослагательн.)/ приди́те (повелительн.).

Третье лицо:

  • (Он) придёт (будущ.)/ пришёл (прошедш.)/ <бы> пришёл или пришёл <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> придёт (повелительн.).
  • (Она) придёт (будущ.)/ пришла́ (прошедш.)/ <бы> пришла́ или пришла́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> придёт (повелительн.).
  • (Оно) придёт (будущ.)/ пришло́ (прошедш.)/ <бы> пришло́ или пришло́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> придёт (повелительн.).
  • (Они) приду́т (будущ.)/ пришли́ (прошедш.)/ <бы> пришли́ или пришли́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> приду́т (повелительн.).

Действительное причастие прошедшего времени прише́дший (архаичная форма прише́д). Деепричастия прошедшего времени придя́, прише́дши.

Значения

Глагол «прийти» и производные от него словоформы употребляются в следующих значениях:

Достичь определённого места (пункта назначения), не обязательно передвигаясь самостоятельно:

  • «Вы можете прийти ко мне в любое удобное для вас время»«Спасибо за одолжение, тогда я, с вашего позволения, повременю с визитом – ко мне вот-вот должна прийти посылка, которую я давно с нетерпением жду».

Синоним «прибыть»; частичные «выбраться», «добраться», «добрести», «дойти».

Осуществиться, реализоваться:

  • «Ну вот, лету пора бы уже и прийти, а настоящего тепла всё нет, как нет». Чаще всего употребляется в 3-м лице: «Не грустите понапрасну, не то что тепло – жара ещё придёт, никуда не денется».

Синонимы «настать», «наступить»; частичные – «нагрянуть», «нахлынуть».

Оказаться (очутиться) в определённом состоянии (физическом, психическом, эмоциональном):

  • «Наша плита окончательно пришла в негодность, пора менять на новую»;
  • «Когда же, наконец, ваши умозаключения придут в соответствие с моими?»«Скорее, наоборот, это я приду в бешенство от ваших придирок!».

Частичные синонимы «дойти <до, «согласоваться», «впасть».

Подвести итог, принять решение, сделать окончательный вывод, утвердиться в чём-то материально, умственно (интеллектуально) или морально (чувственно, эмоционально):

  • «Итак, анализируя вышеизложенное, мы неизбежно придём к заключению, что писать слово прийти” предпочтительнее согласно современной русской орфографии, несмотря на возникающие при этом чисто формальные грамматические неувязки».

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Прийти или придти

Но многим хочется понимать обоснованность этого правила, а не только знать, как пишется слово. «Прийти» это ещё и часть речи с интересной историей формирования.

Обусловленность современного написания

Чтобы понять логику лингвистов, принявших правило, обязательно нужно знать морфологические и синтаксические свойства слова. Это однокоренной глагол совершенного вида, непереходный. Обладает следующими семантическими свойствами:

  1. Прибыть в какое-либо место. Например: «Гость обещал прийти ко мне домой вовремя, но задержался на собрании».
  2. Свершиться какому-либо событию. Например: «весна нынче должна прийти рано».
  3. Попасть в некое состояние. Например: «У неё есть все предпосылки, чтобы смочь прийти в состояние готовности».

Несовершенный вид производит форму «приходить». Морфемный состав слова «прийти»:

  • приставка «при-«;
  • корень «-й-«;
  • суффикс или окончание «-ти».

как правильно прийти или придти

Многие лингвисты часть «-ти» считают окончанием. Их вывод основан на присутствии окончания у инфинитива (начальной формы глагола). Это мнение спорно, так как инфинитив не может меняться, поэтому он не может иметь окончание.

Другая часть специалистов «ти» называет суффиксом. Такое правило есть в современных школьных учебниках, основанное на теории за авторством Валгиной и Бабайцевой. Они доказывают ошибочность первой версии, заявляя, что «ти» не имеет грамматического значения, а значит не может быть окончанием. К тому же им не обладают другие формы, образованные с помощью инфинитива. В современных правилах русского языка часть «ти» в глаголе допускается считать окончанием и суффиксом, ни то ни другое не является ошибкой.

Причастие несовершенный вид: «приходящий», «приходивший». Причастие совершенный вид: «пришедший». Деепричастие несовершенный вид: «приходя». Деепричастие, совершенный вид: «придя».

Проверочного слова нет

Многие люди пытаются подобрать проверочное слово, рассчитывая, что таким является форма «идти», и поэтому полагая, что надо писать «придти». Но это тот случай, когда так нельзя проверить, это исключение из правил. Чтобы было легче запомнить это правило, можно держать в голове связь с формой «уйти».

как пишется слово прийти

Это единственная форма, которая имеет букву «й», в отличие от «приду», «приди», «придут», «придёшь» и т. д. При использовании приставки «при», глагол несовершенного вида «идти» преобразуется в совершенный вид. Эта форма — ответ на вопрос «что делать?».

«Идти» имеет следующий морфемный состав: «ид» — корень, «ти» — окончание. Этот глагол, имея настоящее время, способен изменяться по лицам и числам: я иду — мы идём, ты идёшь — вы идёте, он идёт — они идут.

Корень у всех этих форм — морфема «-ид-«. Все производные имеют правила инфинитива, также обладая корнем «ид».

История происхождения

Слово «идти» в русском языке и его аналоги во всех языках мира являются одними из самых древних. Русский вариант происходит от устаревшего «ити», у которого «и» это корень, а «ти» — глагольное окончание или суффикс. В основе глагола «ити» настоящего времени присутствовала дополнительная согласная «-д-«. Это называется инфикс — разновидность аффикса (вспомогательной части слова для словообразования), который вставляется в середину корня, чем создаётся новое грамматическое значение.

Придти или прийти как правильно пишется

Впоследствии устаревшее в наше время «ити» преобразовалось во множество однокоренных приставочных глаголов: «перейти», «уйти», «выйти», «зайти», «войти», «пойти», «обойти», «снизойти», «найти», «сойти», «подойти». Все эти глаголы начальное коренное «и» видоизменяют в «-й-«. В них сохранился старый вариант написания через «-т-«, а не с «-дт-«. Какое-то время даже существовал вариант «итти».

Правописание обусловлено составом слова. Это называется морфологическим принципом, который указывает, что одинаковые приставка, корень, суффикс и флексия, присутствующие в разных словах, должны писаться идентично. Цель этого общего принципа — единообразие значимых частей слова. При этом произношение на написание не влияет. Например, в слове «алмазный», отчётливо слышится «з», значит, в слове «алмаз» необходимо оставить корень с буквой «з», хотя в устной речи здесь слышится «с».

Но в «идти» присутствует принцип супплетивизма корней (от лат. «добавочный»). Это значит, что несколько форм имеют происхождением разные основы: настоящее, прошедшее, будущее время, а также причастия и инфинитив.

Некоторые формы глагола «идти» получаются в результате полного изменения основы («шёл»), другие — в результате частичного изменения («перейти»). Ещё в русском языке примером подобного преобразования является глагол «быть» с его формами «есть», «был», «будешь».

Цель — комфортное звучание

Глагол «идти» обладает ещё одной орфографической особенностью. Параллельно с формой «платье ей не идёт», при отдельном написании частицы «не», можно использовать устаревший вариант «на ум нейдёт» со слитным написанием «не».

Если попытаться из глагола несовершенной формы «идти» напрямую образовать глагол совершенной формы с помощью приставки «при», должно получиться неблагозвучное и труднопроизносимое слово «приидти». К тому же корневой звук «и» по правилам трансформируется в «й», если ему предшествует гласный звук приставки. Следовательно, нужно писать некомфортную для произношения форму «прийдти».

Прийти или придти правило

Но язык развивается, стремясь к комфортному звучанию. Для этого специалисты приняли решение сократить это слово на одну букву, тем самым ещё и сделав глагол лаконичней.

В русском языке по правилу фонетики, звонкая корневая буква «д» в словах с приставками оглушается согласной «т», а значит, звонкую букву можно удалить за ненадобностью. Эти неудобные согласные называются «непроизносимыми согласными в корне слова» и довольно часто встречаются. Например, «свистнуть» — «свистеть», «блеснуть» — «блестеть».

Вследствие этого удаления между приставкой и корнем появился продолжительный звук «и», сделав произношение неудобным, поэтому происходит корневое чередование — появляется звук «й». Но в будущем времени глагола получается уже обратное чередование с «й» на «д»: «приду», «придёшь», «придёт», «придите». Здесь пишется без «й». Этот глагол происходит вследствие изменения несовершенной формы «приходить».

История изменения

Викисловарь также указывает устаревшую возможность написать «придти» и даже «притти». Такое написание встречается, например, у Гоголя. «Придти» можно встретить у таких классиков, как Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой. Но в изданиях, выпущенных в последнее время, устаревшая форма исправлена.

Как правильно писать придти

В разговорной и письменной речи долго существовала путаница в употреблении современной формы и «придти». В известнейшем редакторе текста Word автоматически выделяются ошибки орфографии и пунктуации, но там даже сейчас нет разницы в употреблении обоих вариантов, так как программа не подчёркивает неправильное слово. Оба глагола использовались на равных до момента, когда в 30-х годах началась масштабная работа по упорядочению русской орфографии.

Эта реформа проходила вплоть до 1956 года, когда были изданы «Правила русской орфографии и пунктуации». В этом же году вышел «Орфографический словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро. Ещё корректность написания можно посмотреть в самом наиболее полном и достоверном «Русском орфографическом словаре» под редакцией В. В. Лопатина. Все эти источники чётко указывают, как правильно писать: «прийти» или «придти».

Правило гласит, что нужно писать первый вариант. Такому написанию сегодня учат на занятиях во всех русскоязычных школах.

Следует различать грамматические и речевые ошибки.

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

  • раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, благородность вместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, использование не той приставки, не того суффикса);
  • без комментарий, более правильнее (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
  • удивляюсь его силой, жажда к славе (нарушена структура словосочетания — не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом и однородными членами, т.е. нарушены синтаксические нормы).

В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. Например:

  • Штольц — один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Само по себе слово одноимённый (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей. 

Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки. Это необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. 

Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или  перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведущую в парк; уверенность в победу.

Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.

Грамматические ошибки


п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красившее

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушения согласования

Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом

8

Нарушения управления

Нужно сделать свою природу более красивую

Повествует читателей

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея

11

Ошибки в построении  предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом

В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве

Человеку показалось то, что это…

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Речевые ошибки и недочёты


п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.

Мысль развивается на продолжении всего рассказа.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом

Моё отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удаётся объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление  лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.

Молодой юноша.

Очень прекрасный.

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

13

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своём воображении.

14

Бессвязность изложения

Далее автор углубляется в литературный материал.

Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.

Задание «Определите  вид ошибки (речевая или грамматическая)»

   1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились.

   2. Он понимает о необходимости помочь народу.

   3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

   4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

   5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.

   6. Для документов необходимо фотографироваться анфас.

   7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме.

   8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.                                                                                                                                                         

   9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.

   10. Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.

   11. Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.

   12. Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна.

   13. Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно.

   14. Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.

   15. Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

   16. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.

   17. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

   18. Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.

   19. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал.

   20. В заключение слово для доклада представили директору завода.

Ответы:

   1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились (грамматическая).

   2. Он понимает о необходимости помочь народу (грамматическая).

   3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина (грамматическая).

   4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах (речевая).

   5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты (речевая).

   6. Для документов необходимо фотографироваться анфас (грамматическая).

   7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме (речевая).

   8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные (грамматическая).                                                                                                                                                         

   9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась (грамматическая).

   10. Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр (речевая).

   11. Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее. (речевая)

   12. Урожай в этом году собрали отменный – более четыреста пятидесяти тонн зерна (грамматическая).

   13. Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно (речевая).

   14. Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает (грамматическая).

   15. Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен (речевая).

   16. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело (речевая).

   17. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие (речевая).

   18. Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может (грамматическая).

   19. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал (грамматическая).

   20. В заключение слово для доклада представили директору завода (речевая).

Тест «Речевые ошибки» (автор И.Б. Голуб)

1. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Красивы весной березки в своем подвенечном саване.

2) Красота русской природы всегда вдохновляла художникопейзажистов.

3) На привале мы читали отрывки из творчества любимых поэтов.

4) Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу

продолжить семейную династию.

5) На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых

компьютеров.

2. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство.

2) Специалисты нашего оздоровительного центра обладают как традиционными,

так и новейшими методами диагностики.

3) А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет

в этот дом и обхаживает его.

4) Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.

5) В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.

3. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Люди давно мечтали о покорении этих двух континентов — Арктики и Антарктики.

2) Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю,

получаемому при обычном способе посадки клубнями.

3) Автор хрестоматии написал аннотацию.

4) Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир

должен быть окружен вниманием и почетом.

5) Президент страны классифицировал эту акцию как неприкрытую международную

агрессию против своего народа.

4. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени.

2) Нередко зрители становятся свидетелями острейших дуэлей многих сильных

спортивных команд мира.

3) Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань,

пламень, глас.

4) Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.

5) Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий — метелями,

резким понижением температуры.

5. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

1) Девочка будет играть заглавную роль в фильме «Голубой портрет».

2) Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции.

3) Арфа употребляется для сопровождения голоса или для аккомпанемента различным сольным инструментам.

4) Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни- это прогрессивная близорукость.

5) Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.

6. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

1) Эта книга имеет двойной характер.

2) Модельеры и работники обувной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической.

3) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико.

4) Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева.

5) В начале конференции трибуна была представлена гостям для

приветствий.

7. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Собранный материал говорит о том, что шаровая молния — [реалия(1)

реальность(2)]

2) Ученик почувствовал себя полным [невежей(3), невеждой(4)]

3) Перед собранием [встал (5) стал(6)] такой принципиальный вопрос.

8. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Все [экспонаты(1), экспоненты(2)] были подготовлены и сложены в ящики.

2) В декабре в обществе приняли [акционерные(3), акционерские(4)]

взносы на особенно крупную сумму.

3) Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и [гордыней(5), гордостью(6)]

9. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Он не понимает [сущность(1), существо(2)] происходящих событий.

2) От воспоминаний в душе [явно(3), явственно(4)] всколыхнулось чувство тоски.

3) На мебель были [надеты(5), одеты(6)] чехлы.

10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) взыскать материальный ущерб

2) удовлетворять современным потребностям

3) предпринять меры

4) заслужить уважение

5) выражать опасения

11. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) неослабная помощь

2) не играет значения

3) повышать мастерство

4) скрытная угроза

5) изъявлять признательность

12. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) предпринимать усилия

2) высказать гипотезу

3) повысить потенциал

4) обнаружить закономерность

5) предвещать поражение

13. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.

2) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

3) Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

4) Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.

5) Ребята строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты.

14. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

2) Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются.

3) При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.

4) С тех пор его рейтинг практически никогда не уменьшался.

5) Весь материал, представленный в пособии, написан с учетом требований нового стандарта.

15. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу.

2) Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

3) Загрязнение атмосферного воздуха — животрепещущая и актуальная проблема нашего века.

4) Имя Андрея Рублева широко известно не только в России, но и за рубежом.

5) Посмотреть на иконы Андрея Рублева приезжают люди из многих стран мира.

16. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.

2) Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.

3) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

4) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

5) Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером — в аэроклубе.

17. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Площадь этого виноградника — около пяти квадратных гектаров.

2) Вся его теория построена на зыбком песке.

3) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома.

4) Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.

5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

18. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) На самом деле Хлестаков — человек, очень оторванный от жизненной реальности.

2) В романе Пушкин рисует жизнь всех социальных классов и сословий России того времени.

3) Это событие показывает, что Печорин наделен чувствами и эмоциями, спрятанными под маской равнодушия.

4) Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.

5) Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать

нашу организацию.

19. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.

2) Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.

3) На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.

4) Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.

5) Страшно, когда человек не помнит своего родства, не помнит своих истоков,

из которых он произошел.

20. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.

3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.

4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.

5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.

21. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

2) Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий

3) Для дальнейшего изучения образа жизни этого племени участники экспедиции во главе со специалистом по проблемам бразильских индейцев намерены провести детальное изучение жизни этого племени.

4) В конце 19 — начале 20 века появляются первые словари , толкующие не только заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.

5) Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.

22. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Сравним результаты первого кризиса со вторым.

2) Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного.

3) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан.

4) Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы.

5) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств

выражения

23. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Студент занял первое место по английскому языку.

2) Творчество Маяковского волнует читателя на самых различных языках.

3) Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства,

так и зернобобовым культурам.

4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех

работников, занимающихся вопросами экономики.

5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические

связи слов в предложении, затемняется его смысл.

24. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) Мастер не раз по душам [толковал(1), говорил(2)] со своими подчиненным.

2) Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что [убрали(3), унесли(4)] ноги.

3) Желание хорошо учиться у него есть, но не хватает способностей, — вот где собака [зарыта(5), спрятана(6)].

25. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) Он все сделал так, чтобы [провести(1), обвести(2)] вокруг пальца.

2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось(3), сорвалось(4)] у него с языка.

3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся(5), упавшее(6)] ему на голову.

26. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) По праву сильного он взял себе львиную [долю(1), часть(2)].

2) Художник он неплохой, но техника рисунка [желает(3), оставляет желать(4)] лучшего.

3) Искали, искали их, да так и не нашли, они точно сквозь [землю(5), воду(6)] провалились.

27. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.

1) Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.

2) Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.

3) И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.

4) В те годы в таких соревнованиях наших призеров было — кот наплакал, не то что теперь.

5) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

28. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.

1) Смешит он не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади — дай только посмеяться.

2) На вес золота хранятся в кладовой семена клевера и тимофеевки.

3) Скрюченные в бараний рог, мы прошли по штрекам метров восемьсот.

4) План мой в пух разлетелся при первой же встрече с действительностью.

5) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе.

29. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились.

2) Виктор предупреждал: чем дальше в лес, тем больше щепки летят.

3) Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

4) От мысли, что придется пережить это еще раз, его бросало и в холод и в жар.

5) Он взвалил мешок на себя и согнувшись, что называется, в три погибели, медленно, со множеством остановок стал карабкаться наверх.

30. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни.

2) Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.

3) Его не следовало бы на пушечный выстрел подпускать к общественному хозяйству.

4) Опытный инженер быстро вошел в курс всех дел, связанных со строительством канала.

5) Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.

31. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда.

2) А вы легки на помине — мы с женой сейчас лишь о вас говорили.

3) Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки.

4) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу.

5) Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов.

32. Отметьте варианты, где значение соответствует приведенным фразеологизмам.

1) остаться с носом — потерпеть неудачу, быть одураченным

2) попасть впросак — из-за своей оплошности или неосведомленности оказаться в неловком положении

3) по воле судьбы — в зависимости от сложившихся обстоятельств

4) опускать занавес — не принимать во внимание, не учитывать что-либо

5) избитая колея — общепринятый, привычный, обычный способ действия, образ жизни

33. Отметьте фразеологизмы, которые представлены вариантами.

1) приложить руки — приложить руку

2) язык проглотишь — язык проглотил

3) испить чашу до дна — испить горькую чашу

4) браться за разум — взяться за разум

5) пройти сквозь огонь и воду — пройти огонь и воду и медные трубы

Ответы

1.  1, 3, 4, 5

2.  1, 2, 3, 5

3.  1, 3, 4, 5

4.  1, 2, 3, 5

5.  1, 2, 3, 4

6.  1, 2, 3, 5

7.  2, 4, 5

8.  1, 4, 5

9.  1, 4, 5

10.  1, 2, 3

11.  1, 2, 4, 5

12.  1, 2, 5

13.  1, 2, 3, 5

14.  1, 2, 3, 4

15.  1, 2, 3

16.  1, 2, 3, 4

17.  1, 2, 4, 5

18.  1, 3, 4, 5

19.  1, 2, 4, 5

20.  1, 2, 3, 5

21.  1, 2, 3, 5

22.  1, 2, 3, 4

23.  1, 2, 3, 4

24.  2, 4, 5

25.  2, 4, 5

26.  1, 4, 5

27.  1, 2, 5

28.  1, 2, 3

29.  1, 2, 3

30.  1, 2, 5

31.  1, 3, 4, 5

32.  1, 2, 3, 5 

33.  3, 4, 5

Источники:

  • sch2kr.ru — о разграничении типов ошибок;
  • hi-edu.ru — тест «Речевые ошибки»;
  • glossa.ucoz.ru — о разграничении речевых и грамматических ошибок.

Дополнительные источники:

  • window.edu.ru — Грачева Ж.В., Кольцова Л.М., Сидорова Е.В. «Типы ошибок в письменных работах учащихся и нормы оценок: Учебно-методическое пособие» (в пособии представлена развернутая классификация содержательных ошибок в письменных работах школьников (фактические, логические, речевые, грамматические);
  • gramma.ru — классификация речевых ошибок;
  • glossa.ucoz.ru — классификация речевых и грамматических ошибок.

Тема урока Практикум по устранению недостатков речи

Цель урока: дать понятие о грамматических и речевых ошибках, на конкретных
примерах неправильного словоупотребления рассмотреть типы грамматических и
речевых ошибок и причины их появления в речи

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объявление темы и цели урока

III.
Работа над темой урока

1. Работа над понятиями

Грамматические ошибки – отклонение от грамматических норм (неправильное
словообразование, нарушение связей управления или согласования в словосочетании,
ошибки в структуре предложения).

Грамматические ошибки

                                      /                  !                                  

словообразовательные           морфологические         синтаксические

ошибки                                  ошибки                         ошибки

Комсомольцы – освоители
                Много время                          Они о
чем-то смеются

целины                                               (ошибка
в форме сущ.)           (над чем-то)

(образовано по модели                      Он
более умнее                      Молодежь работают

 покорить –
покоритель
)                   (две формы сравнит.              (работает)

                                                           степени
прилагат.)

                                                           Ихние
привычки

                                                           (просторечная
форма

                                                           местоимения)

                                                           Они
хочут

                                                           Он
ложит вещи

                                                           (ненормативное

                                                           образование

                                                           глагола)

2. Практикум по устранению грамматических ошибок
(фронтально)

Задание: определите тип  грамматической ошибки и причину ее возникновения,
назовите правильный вариант.

       
Убольшить на три (увеличить)
– словообразовательная ошибка

       
У меня много свободного время (времени) – морфологическая ошибка (сущ. на
–мя склоняется как обычное сущ. ср. р.)

       
Петя был послабже, чем его товарищ (слабее) – морфолог. ошибка (неправильно
образована сравнительная степень прилагательного)

       
Последние темы более уже по содержанию (уже, более узкие) – морфолог. ошибка (две
формы сравнит. степени – простая и составная)

       
Ихние привычки меня
раздражают
– морфолог. ошибка
(просторечная форма местоимения)

       
Он должен за ее бороться – морфолог. ошибка (местоимение без Н)

       
Я сегодня победю обязательно – морфолог. ошибка (недостаточный глагол –
одержу победу)

       
Они хочут прийти в пять – морфолог. ошибка (ненормативное образование
глагола)

       
Не ложи вещи на стол – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)

      
Надо покласть книги в шкаф – морфолог. ошибка (ненормативное образование
глагола)

       
Буду убираться в классе – морфолог. ошибка (без –ся)

      
Мое фамилиеморфолог. ошибка (сущ. должно быть ср. р.)

       
Он хотит пойти с нами морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)

      
Не ложите руки на стол – морфолог. ошибка (не нормативное образование
глагола)

       
Куда ложить тетрадь? морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)

       
Покладите на стол морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)

       
У меня много делов морфолог. ошибка (неправильное образование формы  сущ.
ср. р. в Р.п. мн. ч. – образовано так, как сущ. м.р.)

      
Много курей морфолог. ошибка (кур)

       
Описывают о школьном музее – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывают
школьный музей)

      
Они о чем-то смеются – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. — над чем-то)

      
Жажда к славе – синтаксическая ошибка (нужен Р.п. – жажда славы)

       
Молодежь самоотверженно работают на стройке синтаксическая ошибка (глагол должен быть в ед.ч.)

      
Описывать о природе – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывать природу)

      
Интересоваться о путешествиях – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. –
интересоваться путешествиями)

      
Коснуться до проводов – синтаксическая ошибка (не нужен предлог)

       
Прийти со школы синтаксическая ошибка (из школы)

       
Вернуться из прогулки синтаксическая ошибка (с прогулки)

      
Я с мамой ездили к бабушке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в
форме ед.ч. или нужно употребить  местоимение МЫ)

       
Больной попросил сестру налить себе воды – синтаксическая ошибка (неоправданное
употребление возвратного местоимения – двойственно прочтение просьбы: налить
воды больному или сестре?)

       
Генерал взял мальчика на воспитание, но по дороге он
заболел –
синтаксическая ошибка
(употребление местоимения ОН создает двойственное прочтение: кто заболел –
генерал или мальчик?)

      
После обеда друзья уселись за стол с трубками синтаксическая ошибка (двойственное прочтение: друзья
с трубками или стол с трубками?)

       
Если бы Илья Муромец сел на Алешиного коня, то он
бы не выдержал –
синтаксическая
ошибка (кто: Илья Муромец, Алеша или конь?)

      
Петя позвал Шарика. Он замахнулся палкой – синтаксическая ошибка (кто: Петя или Шарик?)

       
Я видел детей с шарами. Они были красные и
желтые –
синтаксическая ошибка
(дети или шары?)

      
Миша увидел ежа. Он испугался – синтаксическая ошибка (Миша или еж?)

3. Вопросы к учащимся

1. Дайте понятие грамматической ошибки.

2. Назовите типы грамматических ошибок.

3. Причины появления грамматических ошибок?

4. Работа над понятиями

Речевые недочеты – неправильное или неудачное употребление языковых
средств в речи (69% всех ошибок).

Речевые недочеты

                                               /                                  

                   семантические                                 стилистические

 — употребление слов
в                                        — употребление слов иного

   несвойственном ему
                                         стиля 

   значении                                                          —
неуместное употребление

 — смешение паронимов                                       
употребление эмоционально-

 — нарушение
лексической                                    экспрессивной лексики

   сочетаемости слов                                           —
неуместное  употребление

 — плеоназм                                                          
диалектных или

 — тавтология                                                     
 просторечных слов

                                                                            —
употребление штампов                                                                                   —
смешение лексики  разных                                                                                эпох                                       

*    Плеоназм – употребление рядом или близко слов, в которых
повторяется одно и то же значение (взрослый мужчина, мокрый дождь).

*    Тавтология – употребление рядом или близко однокорневых слов (белоствольный
ствол, преграды преграждают).

*    Паронимы – слова, которые вследствие сходства в звучании и
частичного совпадения частей слова (корня) могут ошибочно использоваться в речи
одно вместо другого (представился – назвал свое имя, преставился – умер).

5. Практикум по устранению речевых недочетов
(фронтально)

       
Троекуров был роскошный помещик – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: роскошный, т.е. живущий в роскоши)

       
Он вошел, поддерживая шпагу семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: придерживая)

      
На мальчике была ободранная рубаха – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: изодранная)

       
Мальчик сделал подвиг – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: совершил)

       
Он попал в несчастье – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: попал в беду – случилось несчастье)

      
Остапа поймали в плен – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: взяли)

       
Эта шкатулка самодельной работы – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: ручной)

      
Взрывательной волной
выбило стекла в окнах –
семантическая
ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: взрывной)

      
Ребята строят снежную бабу – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: лепят)

      
В саду собирают яблоки, фрукты, груши – семантическая ошибка (обобщающее слово)

      
Все люди и дети идут на площадь – семантическая ошибка (дети тоже люди)

      
По площади шли офицеры и морякисемантическая ошибка (среди моряков тоже есть
офицеры)

      
Кругом желтеют желтые одуванчики – тавтология

      
Ночь переночевали в
лесу –
тавтология

      
Журавль клювом клюнул мальчика – тавтология

      
Все люди празднуют этот праздниктавтология

      
У ворот стоял пожилой старикплеоназм

      
По улице бежал молодой щенокплеоназм

      
В сентябре месяце мы приедем к вам в гости –
плеоназм

      
На ветке сидели пернатые птицыплеоназм

      
Саша промахнулся мимоплеоназм

       
Всадник одел шинель – паронимы (одевают кого-то, надевают что-то)

       
Мальчик одел пальто и шапку паронимы

       
В течение часа абонемент был занят – паронимы (абонент)

       
Мы приобрели абонент на цикл концертов – паронимы (абонемент)

       
Этика – наука о
прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве –
паронимы (эстетика)

       
Ученые-генетики исследуют законы наследияпаронимы (наследственности)

       
Мне не понравился фамильный тон обращения – паронимы (фамильярный)

       
Наполеон прислал к Кутузову своего парламентария
паронимы (парламентера)

6.
Самостоятельная работа учащихся по устранению грамматических ошибок и речевых
недочетов

Задание: определите тип  грамматической ошибки и причину ее возникновения,
назовите правильный вариант

І вариант

         
Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с
него снять шкуру.

         
На площади возвышалось очень громадное здание.

         
Шалуны обо всем признались.

         
Оплатите за проезд.

         
Я изучаю народный фольклор.

         
Не ложите вещи на диван.

         
Это был памятник Тараса Шевченко.

         
Мы пришли с магазина.

         
Я забыл отпустить письмо в почтовый ящик.

         
Саша пошел до терапевта.

         
Директор должен быть строгим и справедливым
человеком.

         
Мама послала Витю по термос.

         
За этот случай мне рассказала Оля.

         
Оглянуться вперед.

         
Преклонить голову.

         
Склонить колени.

         
Одержать поражение.

         
Ихний сад находится за речкой.

         
Наши ребята привыкли все хорошее брать друг у
друга.

         
Футболисты сегодня ушли с поля без голов.

         
Многие животные в пустыне бросаются в спячку.

ІІ вариант

         
Можно спросить вопрос?

         
Вернуться обратно.

         
Упал вниз.

         
Он хотит со мной дружить.

         
Он говорил, жестикулируя руками.

         
Работали молча, без слов.

         
В мае месяце закончится подписка на журнал.

         
Планы на будущее у меня огромные.

         
Маме и сестре я привез из Лондона памятные
сувениры.

         
Ведущий лидер у нас Юра.

         
Мама купила на рынке двух курей.

         
Дети до пяти лет проходят в цирк только на руках.

         
В кабинете литературы на стене висят великие
писатели.

         
Сережа сказал, что я приду к вам вечером.

         
Я пью чай с лимоном и с удовольствием.

         
Мама приехала с Киева.

         
Вороны делают свои гнезда на деревьях.

         
Я вернулся со школы поздно.

         
Рыбу он слаживал под себя.

         
Я несколько раз рассказывал этот рассказ.

         
Медведи сходно с барсуками впадают в спячку.

IV. Подведение итогов урока

Слово «прийти» правильно пишется с буквой «й» в корне в современном русском языке.

Как правильно пишется слово «прийти» или «придти», вызывает сомнение у многих. Это одно из самых трудных написаний в русском языке. Чтобы понять, какой вариант является правильным, уточним, что в произведениях классиков русской литературы и в письменной и разговорной речи до середины прошлого века мирно сосуществовали оба варианта этого глагола.

Выясним, какая форма глагола является правильной с точки зрения орфографической нормы современного русского литературного языка.

Глагол «идти»

Начнем с того, что в лексике русского языка существует глагол несовершенного вида «идти».

Мне совсем не хотелось (что делать?) идти на это собрание.

Интересующее нас слово имеет следующий морфемный состав:

Глагол «идти» в настоящем времени изменяется по лицам и числам:

1 лицо я иду мы идём
2 лицо ты идёшь вы идёте
3 лицо он идёт они идут

Корнем всех этих личных форм глагола является морфема -ид-.

Глагол «прийти»

А что произойдет, если образовать с помощью приставки однокоренной глагол совершенного вида?

Понаблюдаем:

при + идти =  приидти — приставка/корень/окончание

По закону фонетики корневой звонкий звук [д] неминуемо оглушается последующим глухим согласным [т]:

Обратим внимание, что в новом слове на стыке приставки и корня оказался длинный звук [и], что совершенно неудобно произносить. Для слов русского языка два одинаковых гласных «ии» между согласными в середине слова — очень трудное сочетание с точки зрения фонетики. И тогда вместо него в корне появился звук [й’].

В силу указанных фонетических явлений приставочный глагол оформился орфографически как

Чередование согласных й//д  в корне проявляется при изменении глагола «прийти» в формах будущего времени:

1 лицо я приду   мы придём
2 лицо ты придёшь вы придёте
3 лицо он придёт они придут

В лексике современного русского литературного языка существует только нормативный глагол «прийти», имеющий следующий морфемный состав:

прийти — приставка/корень/окончание

При возникновении сомнения, как правильно писать «придти» или «прийти», вспомните однокоренные глаголы совершенного вида «уйти», «выйти», «зайти», «перейти», в морфемном составе которых укажем корень, обозначенный буквой «й»:

  • уйти — приставка/корень/окончание;
  • выйти — приставка/корень/окончание;
  • зайти — приставка/корень/окончание;
  • перейти — приставка/корень/окончание;
  • отойти — приставка/корень/окончание.

В их написании руководствуемся закономерностью: глаголы, образованные от слова «идти» с помощью приставок, заканчивающихся на гласный, имеют корень, обозначенный буквой «й».

В разговорной и письменной речи долго существовала путаница в употреблении глагола «прийти» и его конкурента «придти». В 30-х годах началась масштабная работа по упорядочению русской орфографии. Она была завершена в 1956 году, когда были напечатаны «Правила русской орфографии и пунктуации». В этом же году был издан «Орфографический словарь русского языка» под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро, в котором фиксируется слово «прийти» как нормативная форма глагола совершенного вида. Таким образом произошла унификация написания всех приставочных глаголов, образованных от слова «идти», с буквой «й» после приставок, заканчивающихся гласной. Согласитесь, что никому не придет в голову написать, например, слово «отодти» вместо «отойти» или «задти» вместо «зайти».

Итак, с точки зрения орфографической нормы русского языка написание неопределённой формы глагола «придти» является неверным.

придти или прийти

Вывод

Глагол совершенного вида «прийти» соответствует орфографической норме современного русского литературного языка.

Чтобы запомнить правильное написание исследованного слова, предлагаем прочесть следующие примеры предложений.

Примеры

Вам следует прийти за ответом в следующий понедельник.

Кто хочет завтра прийти посмотреть соревнования по легкой атлетике?

Всем сотрудникам необходимо прийти на профилактический медосмотр к 9 часам.

Кажется, у нас не получится прийти домой вовремя.

Хочешь прийти к нам, так приходи без стеснения.

Очень важным качеством юной леди является обязательность и готовность всегда прийти на помощь в трудную минуту тем, кто в этом нуждается.

Видео «Простые правила — прийти или придти?»


«Прийти со школы» или «из школы»?

В разговорной речи сплошь и рядом говорят:

  • прийти из школы;
  • прийти со школы.

Какой вариант является правильным? Какой предлог следует выбрать в словосочетании, в котором глагол «прийти» управляет существительным в форме родительного падежа?

Чтобы выбрать правильный вариант словосочетания, укажем, что предлог «из» обозначает движение изнутри чего-либо:

  • выбежать из дому;
  • выйти из лесу;
  • выскочить из кабины.

Его антонимом является предлог «в», который обозначает направление внутрь чего-либо или нахождение внутри. Составим антонимические словосочетания:

прийти́ в школу — прийти́ из школы.

А предлог «с» (со) имеет значение «с поверхности чего-либо»:

  • убрать со стола;
  • стереть с окна;
  • сбросить с крыльца.;
  • смести с крыши.

Его антонимом является предлог «на».

Составим антонимическую пару словосочетаний с указанными предлогами:

прийти со школы — прийти на школу.

Очевидно, что с точки зрения норм управления в синтаксисе русского языка выражение «прийти со школы» не является правильным.


Вывод

Правильно скажем «прийти из школы» в соответствии с нормами управления русского литературного языка.

Тест

February 20 2009, 15:18

Category:

  • Образование
  • Cancel

Употребление предлогов «Из» и «С (Со)»

Как правильно: «Пришёл из школы» или «Пришёл со школы»? «Вышел из магазина» или «Вышел с магазина»? «Вернулся из Киева» или «Вернулся с Киева»?
Очень распространенная ошибка в употреблении предлогов ИЗ- С (СО).

Предлог «с» выражает пространственное отношение, а именно «направление сверху вниз»: спрыгнул с крыши, с дерева, с лестницы. У предлога «из» несколько другое пространственное значение: «направление изнутри наружу» : вышел из комнаты, из школы, из трамвая.

В качестве запоминающейся подсказки вы можете использовать такую схему:
Если ты НА(крыше), то тогда С... (крыши), а не «из крыши».
Если ты В.. (школе), то тогда ИЗ (школы), а не «со школы». Конечно, если ты влез на крышу школы, то тогда , опускаясь вниз, ты можешь сказать: «слез со школы», но вот «пришёл ИЗ школы», потому что занятия ведь проводятся внутри, а не сверху, не на крыше школы.:)

Если «на» — то «с»:
залез НА крышу -слез С крыши

прилетела НА дерево -слетела С дерева
сходил НА рынок — пришел С рынка
пошёл НА работу — пришёл С работы

Если «в» — то «из»:
пошел В школу — вернулся ИЗ школы
сходил В магазин — пришел ИЗ магазина
отправился В поликлинику пришёл ИЗ поликлиники
пригласил В кафе — вышли ИЗ кафе

Потренироваться в употреблении предлогов:

Слово «прийти» правильно пишется с буквой «й» в корне в современном русском языке.

Как правильно пишется слово «прийти» или «придти», вызывает сомнение у многих. Это одно из самых трудных написаний в русском языке. Чтобы понять, какой вариант является правильным, уточним, что в произведениях классиков русской литературы и в письменной и разговорной речи до середины прошлого века мирно сосуществовали оба варианта этого глагола.

Выясним, какая форма глагола является правильной с точки зрения орфографической нормы современного русского литературного языка.

Глагол «идти»

Начнем с того, что в лексике русского языка существует глагол несовершенного вида «идти».

Мне совсем не хотелось (что делать?) идти на это собрание.

Интересующее нас слово имеет следующий морфемный состав:

Глагол «идти» в настоящем времени изменяется по лицам и числам:

1 лицо я иду мы идём
2 лицо ты идёшь вы идёте
3 лицо он идёт они идут

Корнем всех этих личных форм глагола является морфема -ид-.

Глагол «прийти»

А что произойдет, если образовать с помощью приставки однокоренной глагол совершенного вида?

Понаблюдаем:

при + идти =  приидти — приставка/корень/окончание

По закону фонетики корневой звонкий звук [д] неминуемо оглушается последующим глухим согласным [т]:

Обратим внимание, что в новом слове на стыке приставки и корня оказался длинный звук [и], что совершенно неудобно произносить. Для слов русского языка два одинаковых гласных «ии» между согласными в середине слова — очень трудное сочетание с точки зрения фонетики. И тогда вместо него в корне появился звук [й’].

В силу указанных фонетических явлений приставочный глагол оформился орфографически как

Чередование согласных й//д  в корне проявляется при изменении глагола «прийти» в формах будущего времени:

1 лицо я приду   мы придём
2 лицо ты придёшь вы придёте
3 лицо он придёт они придут

В лексике современного русского литературного языка существует только нормативный глагол «прийти», имеющий следующий морфемный состав:

прийти — приставка/корень/окончание

При возникновении сомнения, как правильно писать «придти» или «прийти», вспомните однокоренные глаголы совершенного вида «уйти», «выйти», «зайти», «перейти», в морфемном составе которых укажем корень, обозначенный буквой «й»:

  • уйти — приставка/корень/окончание;
  • выйти — приставка/корень/окончание;
  • зайти — приставка/корень/окончание;
  • перейти — приставка/корень/окончание;
  • отойти — приставка/корень/окончание.

В их написании руководствуемся закономерностью: глаголы, образованные от слова «идти» с помощью приставок, заканчивающихся на гласный, имеют корень, обозначенный буквой «й».

В разговорной и письменной речи долго существовала путаница в употреблении глагола «прийти» и его конкурента «придти». В 30-х годах началась масштабная работа по упорядочению русской орфографии. Она была завершена в 1956 году, когда были напечатаны «Правила русской орфографии и пунктуации». В этом же году был издан «Орфографический словарь русского языка» под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро, в котором фиксируется слово «прийти» как нормативная форма глагола совершенного вида. Таким образом произошла унификация написания всех приставочных глаголов, образованных от слова «идти», с буквой «й» после приставок, заканчивающихся гласной. Согласитесь, что никому не придет в голову написать, например, слово «отодти» вместо «отойти» или «задти» вместо «зайти».

Итак, с точки зрения орфографической нормы русского языка написание неопределённой формы глагола «придти» является неверным.

придти или прийти

Вывод

Глагол совершенного вида «прийти» соответствует орфографической норме современного русского литературного языка.

Чтобы запомнить правильное написание исследованного слова, предлагаем прочесть следующие примеры предложений.

Примеры

Вам следует прийти за ответом в следующий понедельник.

Кто хочет завтра прийти посмотреть соревнования по легкой атлетике?

Всем сотрудникам необходимо прийти на профилактический медосмотр к 9 часам.

Кажется, у нас не получится прийти домой вовремя.

Хочешь прийти к нам, так приходи без стеснения.

Очень важным качеством юной леди является обязательность и готовность всегда прийти на помощь в трудную минуту тем, кто в этом нуждается.

Видео «Простые правила — прийти или придти?»


«Прийти со школы» или «из школы»?

В разговорной речи сплошь и рядом говорят:

  • прийти из школы;
  • прийти со школы.

Какой вариант является правильным? Какой предлог следует выбрать в словосочетании, в котором глагол «прийти» управляет существительным в форме родительного падежа?

Чтобы выбрать правильный вариант словосочетания, укажем, что предлог «из» обозначает движение изнутри чего-либо:

  • выбежать из дому;
  • выйти из лесу;
  • выскочить из кабины.

Его антонимом является предлог «в», который обозначает направление внутрь чего-либо или нахождение внутри. Составим антонимические словосочетания:

прийти́ в школу — прийти́ из школы.

А предлог «с» (со) имеет значение «с поверхности чего-либо»:

  • убрать со стола;
  • стереть с окна;
  • сбросить с крыльца.;
  • смести с крыши.

Его антонимом является предлог «на».

Составим антонимическую пару словосочетаний с указанными предлогами:

прийти со школы — прийти на школу.

Очевидно, что с точки зрения норм управления в синтаксисе русского языка выражение «прийти со школы» не является правильным.


Вывод

Правильно скажем «прийти из школы» в соответствии с нормами управления русского литературного языка.

Тест

ВПР. Русский язык. 8 класс.

Задание № 6. Распознавание грамматических ошибок.

Как выполнять задание № 6? РЕКОМЕНДАЦИИ.

Образец задания № 6.

Задание № 6.

 Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Поезд отправился согласно расписания.

2) Собираясь в школу, у девочки потерялся пенал.

3) По окончании занятий дети пошли на спортивную площадку. строительства объект был сдан в эксплуатацию.

4) В их школе сегодня был праздник.

Вспомним теорию.

Грамматические ошибки – это ошибки, связанные с нарушением какой-либо грамматической нормы: словообразовательной (неверно слово образовано), морфологической (ошибки в морфологических признаках), синтаксической (ошибки в построении предложений или словосочетаний).

Типов грамматических ошибок очень много. В заданиях вам, ребята, будут даны предложения с некоторыми из них.

Приведу примеры предложений с грамматическими ошибками, которые могут быть даны в заданиях на ВПР.

  • Запомните, предлоги и падежи, с которыми они употребляются.

Благодаря, согласно, вопреки, наперерез – с Д. п

Благодаря (чему?), вопреки (чему?), согласно (чему?), наперерез (чему? или кому?).

По – с предложным падежом: по приезде, по окончании.

  • Запомните: прийти ИЗ школы (а не СО школы).
  • Прилагательные, являющиеся однородными определениями, должны стоять в одинаковой форме:

Она была скоромная и красивая (неверно: Она была скромна и красивая).

  • Вспомним ещё два правила об однородных членах.

Правило 1.

Книги не только лежали на столе, но и на диване. (Здесь ошибка в том, что первая часть двойного союза стоит не перед первым однородным членом).

Верно.

Книги лежали не только на 1-ый однородный член столе, но и на 2-ой однородный член диване.

Правило 2.

Светлана любила и гордилась своими родителями.

Светлана любила кого?  и гордилась кем? своими родителями.

Верно.

Светлана любила кого? своих родителей и гордилась кем? ими.

  • Причастный оборот. Помните, что причастие в причастном обороте ставится в тех же формах, что и определяемое слово (то есть слово, от которого причастие зависит).

Проблемы (какие?), волнующие моих современников.

(Неверно: проблемы, волнующих моих современников).

  • Помните, что определяемое слово должно находиться ПЕРЕД или ПОСЛЕ причастного оборота, в не в нём.

Ошибка: волнующие проблемы моих современников.

Верно: проблемы, волнующие моих современников.

  • Деепричастный оборот. Запомните, что деепричастие обозначает добавочное действие, поэтому подлежащее в предложении должно обозначать предмет, который может это действие выполнить.

Сравните.

Готовясь к контрольной работе, вспоминались подлежащее правила.

(Правила не могут готовиться к контрольной).

Верно: Готовясь к контрольной работе, я вспоминал правила.

  • Правильно образуйте степени сравнения прилагательных или наречий!

Запомните!

более прилаг. красивый (не более красивее), более наречие красиво (не более красиво);

самый красивый (не самый красивейший).

  • Правильно образуйте формы имён числительных.

Запомните!

Более двухсот человек (не более двести человек);

в две тысячи двадцатом году (не в двух тысяч двадцатом году);

семьюстами рублями (не семистами рублями);

можно решить пятью способами (а не пяти).

  • Правильно употребляйте собирательные числительные.

Помните, что они могут употребляться в следующих случаях:

  • со словами, обозначающими лиц мужского пола (трое мальчиков);
  • со словами, обозначающими детёнышей животных (четверо котят);
  • со словами, имеющими только множественное число (трое саней).

Ошибки:

Двое подруг (ж.р., нужно – две подруги);

Трое волков (не детёныши, надо – три волка).

  • Не забывайте, что числительные ОБА, ОБЕ имеют род.

Обеими руками, на обеих страницах, в обеих странах.

Обоими мальчиками, обоим городами.

  • Запомните: их (нет слова ихний).

Их дом, их книги.

  • Косвенная речь – это передача содержания чьей-то речи. Помните, что в предложениях с косвенной речью используют местоимения только 3-го лица (он, она, оно, они).

Дмитрий сказал, что я не согласен с мнением остальных. (Это неверно).

Верно.

Дмитрий сказал, что он не согласен с мнением остальных.

  • Помните, что в русском языке есть несклоняемые имена существительные (моим пальтоне моим пальтом).
  • Правильно употребляйте в предложении слово «кофе» ( м.р.): горячий кофе.

Таковы наиболее типичные ошибки.

Алгоритм выполнения задания № 6.

  • Внимательно прочитайте каждое предложение.
  • Посмотрите, есть ли в них причастные или деепричастные обороты, допущены ли в них ошибки.
  • Найдите предложения с «трудными предлогами» (благодаря, согласно, вопреки, по), определите, в правильном ли падеже стоит при низ слово (при предлогах благодаря, согласно, вопреки – в Д.п., при предлоге по – в П.п.)
  • Проверьте, верно ли составлены предложения с однородными членами.
  • Помните о частых ошибках: в употреблении числительных, степени сравнения, местоимений и др.)
  • Правил по теме, как видите, много, повторяйте их, выполняйте тестовые задания, тренируйтесь, готовясь в ВПР.
Пример задания № 6.

Задание № 6.

 Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Поезд отправился согласно расписания.

2) Собираясь в школу, у девочки потерялся пенал.

3) По окончании занятий дети пошли на спортивную площадку. строительства объект был сдан в эксплуатацию.

4) В их школе сегодня был праздник.

 Пример ответа.

Поезд отправился согласно расписанию.

Обираясь в школу, девочка не могла найти пенал.

Пояснение.

1) Поезд отправился согласно (чему?) расписанию (Д.п.).

2) деепричастный оборот Собираясь в школу, у девочки потерялся подлежащее пенал. (Пенал не может совершить добавочное действие, выраженное деепричастием, не может «собираться в школу»).

Вернутьсяк списку тестов ВПР по русскому языку, 8 класс

Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от 281120057

  1. Ответ:

    Б

    Объяснение:

    Говорится ,, скучаю по вас»

  2. Ответ

    Ответ дан
    zarik1966ovtc6y

    Ответ: грамматическая ошибка в варианте Б

    Объяснение:

Самые новые вопросы

Julia2101

Математика — 3 года назад

Решите уравнения:
а) 15 4 ∕19 + x + 3 17∕19 = 21 2∕19;
б) 6,7x — 5,21 = 9,54

na2005stud

Информатика — 3 года назад

Помогите решить задачи на паскаль.1)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти произведение всех элементов массива.2)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти сумму четных элементов массива.3)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива.4)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива среди элементов,
кратных 3.

Оксаночка1233

География — 3 года назад

Почему япония — лидер по выплавке стали?

Анимешка2

Математика — 3 года назад

Чему равно: 1*(умножить)х?     0*х?

laraizotova

Русский язык — 3 года назад

В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ПОМОГИТЕ С РУССКИМ СРОЧНО!!!!
1. Прочитай словосочетания. Найди ошибки. Запиши словосочетания в исправленном виде.

2. Составь схемы словосочетаний. Главное слово выдели жирным шрифтом. Определи тип связи между главным и зависимым словом.

Образец:

Приехать с Москвы — приехать (откуда?) из Москвы. «Глаг. (гл. сл.) + сущ. с предл.». Вид связи — управление.

1. Красивая тюль, крепкое кофе, вкусный салями, новая шампунь, хорошая гель, белая лебедь, чёрная рояль.

2. Прийти со школы, вернуться с отпуска, работать в заводе, прибыть в Кавказ, выбежать из балкона, ехать в Камчатку, сойти из поезда, выйти с поезда, собираться в концерт, изобразить в картине (живописное произведение), примчаться из дачи.

*3. Вчера я пришёл со школы поздно.

Тебе следует крепко задуматься над этим.

Она скучает за сыном — он уехал в Алтай.

Он не уверен в свои силы.

Вы сходите на остановке?

Оплатите за проезд!

Надо уметь отличать совершенный и несовершенный вид глагола.

February 20 2009, 15:18

Category:

  • Образование
  • Cancel

Употребление предлогов «Из» и «С (Со)»

Как правильно: «Пришёл из школы» или «Пришёл со школы»? «Вышел из магазина» или «Вышел с магазина»? «Вернулся из Киева» или «Вернулся с Киева»?
Очень распространенная ошибка в употреблении предлогов ИЗ- С (СО).

Предлог «с» выражает пространственное отношение, а именно «направление сверху вниз»: спрыгнул с крыши, с дерева, с лестницы. У предлога «из» несколько другое пространственное значение: «направление изнутри наружу» : вышел из комнаты, из школы, из трамвая.

В качестве запоминающейся подсказки вы можете использовать такую схему:
Если ты НА(крыше), то тогда С... (крыши), а не «из крыши».
Если ты В.. (школе), то тогда ИЗ (школы), а не «со школы». Конечно, если ты влез на крышу школы, то тогда , опускаясь вниз, ты можешь сказать: «слез со школы», но вот «пришёл ИЗ школы», потому что занятия ведь проводятся внутри, а не сверху, не на крыше школы.:)

Если «на» — то «с»:
залез НА крышу -слез С крыши

прилетела НА дерево -слетела С дерева
сходил НА рынок — пришел С рынка
пошёл НА работу — пришёл С работы

Если «в» — то «из»:
пошел В школу — вернулся ИЗ школы
сходил В магазин — пришел ИЗ магазина
отправился В поликлинику пришёл ИЗ поликлиники
пригласил В кафе — вышли ИЗ кафе

Потренироваться в употреблении предлогов:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Признать ошибку может сильный цитата
  • Прийти или придти какая ошибка
  • Признание собственной ошибки 8 букв сканворд
  • Призывающий оро я ошибка
  • Признание своей ошибки это