Пример эффекта средней ошибки

(Решено) Пример из жизни эффекта средней ошибки межличностного восприятия …

Вопрос от пользователя:

Пример из жизни эффекта средней ошибки межличностного восприятия

Подождите!

Не закрывайте страницу. Нейросеть пишет ответ. Он появится тут.

Этот ответ написан нейросетью.

Искуственный интеллект во многом преуспевает, но в некоторых областях может давать неточные ответы.
Если вам не понравился ответ, попробуйте задать его более развёрнуто и конкретно, используя точные параметры.

Ответ нейросети:

Эффект средней ошибки межличностного восприятия – это явление, при котором люди склонны воспринимать других людей и их характеристики в среднем, не учитывая индивидуальные отличия.

Один из ярких примеров этого эффекта – это восприятие учителей в школе. Школьники оценивают работу своих учителей и формируют мнение о них, взяв за основу определенные общие критерии, такие как строгость, знания предмета, доступность и т.д.

Таким образом, если у учителя есть черты, которые выходят за рамки установленных школьниками критериев, они могут быть недооценены или не замечены. Например, учитель может быть очень заботливым и поддерживающим в трудных моментах для ученика, но если он также строг в оценках и заданиях, школьники могут воспринимать его как всего лишь «обычного» и «ничем не выдающегося» учителя.

Другим примером может быть восприятие коллег на работе. Мы можем оценивать их их работу и профессиональный уровень по средним показателям, таким как компетентность в профессиональной области и результативность. Тем не менее, мы можем не заметить индивидуальных качеств, таких как креативность, коммуникабельность, лидерские качества, если они не проявляются ярко и не вписываются в стереотипы, связанные с данной профессиональной областью.

Иногда эффект средней ошибки межличностного восприятия может привести к неправильному восприятию окружающего мира. Например, мы можем переоценивать количество определенных групп людей на основании представлений о типичных представителях этих групп. Например, мы можем считать, что все азиаты отличаются замкнутостью и скромностью, не учитывая, что каждый человек индивидуален и может иметь свои индивидуальные черты.

В целом, эффект средней ошибки межличностного восприятия демонстрирует, что наши восприятия обусловлены сильными стеотипами, и мы с болжни ее переосмысления нашего восприятия окружающей реальности.

⚠️Зарепортить пост!

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Задай любой вопрос нейросети!

она справится с любой поставленной задачей быстрее чем поиск в Яндекс.

Для того, чтобы задать вопрос нейросети, необходимо войти на сайт.

Последние вопросы

(c) ChatGPT по русски 2023. Все права защищены. При обнаружении неправомерного контента пишите на [email protected]

Эффекты восприятия

Одним
из важных результатов психологических
исследований социальной перцепции, в
том числе и формирования первого
впечатления, было обнаружение некоторых
типовых схем, по которым строится образ
другого человека и которые в той или
иной степени используются всеми людьми.
Эти схемы получили название – эффекты
восприятия.

Эффект
первичности и новизны

при взаимодействии с малознакомыми
людьми большее значение придается
данным, полученным вначале, а при общении
со старыми знакомыми – последним
сведениям.

Эффект
ореола
формирование
специфической установки на воспринимаемого
человека через направленное приписывание
ему определенных качеств.
Наиболее
явно этот эффект проявляется тогда,
когда воспринимающий имеет минимальную
информацию об объекте восприятия, а
также когда суждения касаются моральных
качеств. В первую очередь «ореол» создают
факторы внешней привлекательности,
превосходства, хорошего отношения к
нам.

Эффект
привлекательности
заключается
тенденции
переоценивать качества внешне
привлекательного, симпатичного человека
.
Примером данного эффекта может служить
цитата из «Крейцеровой сонаты» Л.Н.
Толстого: «Удивительное дело, какая
полная бывает иллюзия того, что красота
есть добро. Красивая женщина говорит
глупости, ты слушаешь и не слышишь
глупостей, а слышишь умное. Она говорит,
делает гадости, а ты видишь что-то милое.
Когда же она не говорит ни глупостей,
ни гадостей, а красиво, то сейчас
уверяешься, что она чудо как умна и
нравственна».

Эффект
превосходства

проявляется в том, что люди склонны
систематически переоценивать различные
психологические качества тех людей,
которые превосходят их по какому-то
существенному для них параметру. Для
определения этого параметра используются
2 основных источника информации: одежда,
все внешнее оформление
,
включая такие атрибуты как знаки отличия,
очки, прическа, награды, драгоценности
и т.п.; манера
поведения

(как сидит, ходит, разговаривает, куда
смотрит и т.п.).

Человеку,
вызывающему у нас восхищение по
какому-либо весьма значительному для
нас показателю, мы приписываем целый
ряд хороших качеств. Действует и обратный
эффект: склонность недооценивать
человека, у которого важное для нас
положительно качество выражено слабо.

Эффект
хорошего отношения к нам
воспринимающий
также склонен переоценивать
человека, относящегося к нему с симпатией.
Очевидно,
что, то, как относится к нам другой
человек, влияет на наше впечатление о
нём. Более того очень часто на возникающее
у нас впечатление о человеке влияет его
согласие или несогласие с нами по
какому-то вопросу.

Эффект
проекции
проявляется
в приписывании приятному собеседнику
своих достоинств, а неприятному – своих
недостатков.

Классический пример проекции: начальника,
не обладающего способностью к
систематизации, организованности будут
раздражать в подчинённых эти же качества.

Эффект
средней ошибки
это
тенденция смягчать оценки наиболее
ярких особенностей другого человека в
сторону среднего.

Вопросы
для самопроверки:

  1. Что
    такое имидж личности?

  2. Какие
    механизмы межличностного восприятия
    вы можете назвать?

  3. Перечислите
    фундаментальные ошибки каузальной
    атрибуции?

  4. Назовите
    механизмы межгруппового восприятия?

  5. Какие
    бывают виды социальных стереотипов?

  6. Перечислите
    основные эффекты восприятия?

  7. Как
    проявляется в общении эффект ореола?

  8. Какие
    факторы способствуют возникновению
    аттракции?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Екатерина Сергеевна Плугина

Эксперт по предмету «Психология»

Задать вопрос автору статьи

Метод средней ошибки

Определение 1

Метод средней ошибки – это метод, который позволяет изменять разнообразные параметры стимула самому испытуемому.

Данный метод исследует пороги ощущения, его разработал Г. Т. Фехнер, он изучал возможность, при которой можно было бы решить психофизическую задачу, состоявшую в том, чтобы соединить психофизический образ испытуемого с физическим воздействием, которое оказывается на него.

Суть метода состоит в том, чтобы два стимула достигли равенства в сознании испытуемого и соединились. В данном случае испытуемый вправе:

  1. Сам регулировать величину влияния стимула, причем, скорее всего, эта величина будет отличной от стандартной, то есть либо больше, либо меньше ее;
  2. Сам определять, когда будет достигнута точка равновесия между двумя стимулами.

Стань инженером по тестированию

Научим с нуля, поможем с трудоустройством, оформим резюме с карьерным консультантом

Записаться на курс

Замечание 1

С помощью данного метода ученые пытаются определить порог чувствительности, в частности абсолютный порог и дифференциальный.

Абсолютный порог чувствительности возникает в момент появления раздражителя при минимальном его пороговом значении, то есть самая малая доля раздражителя способна вызвать абсолютную чувствительность. Это связано с тем, что при минимальном раздражителе органы чувств способны уловить его более остро.

Дифференциальный порог чувствительности – это величина, которая показывает минимальную разницу между верхним и нижним порогами чувствительности, то есть тот момент, когда разница еще заметна.

Также необходимо дать определение диапазона чувствительности.

Определение 2

Диапазон чувствительности – это величина, показывающая разницу между нижним и верхним порогами чувствительности.

«Метод минимальных изменений и метод средней ошибки» 👇

Особенности метода средней ошибки

Данный метод нельзя назвать совершенным в сравнении с другими пороговыми методами, на это есть много причин:

  • Само пороговое значение гораздо ниже, чем в других методах. Это объясняется тем, что происходит слишком долгая стимуляция, а также присутствием сенсомоторного компонента;
  • Огромное количество информации в рамках измерения, приводит к более длительному времени обработки данной информации.

Положительным моментом данного метода является то, что он может широко применяться в разных исследованиях, также, важно отметить, что испытуемым может быть человек любого пола и возраста, что расширяет границы исследуемой аудитории.

Также сам метод является достаточно понятным и простым как для исследователей, так и для испытуемых. Например испытуемому предлагают включить звук на телевизоре с помощью пульта. Звук – это раздражитель для испытуемого, громкость является верхним или нижним порогом чувствительности. Если выше определенного порога громкости испытуемый испытывает дискомфорт, то в данном случае – это высший порог, также происходит и с низшим порогом (если испытуемый не слышит звук, значит предел достигнут).

Также этот метод позволяет определить точку субъективного равенства.

Определение 3

Точка субъективного равенства – это момент, при котором два стимула воспринимаются испытуемым как один.

Например, перед испытуемым ставят два телевизора, которые показывают изображения разной яркости. На одном – стимул особой яркости. Участник эксперимента должен настроить второй телевизор согласно особой яркости первого. В момент, когда испытуемому кажется, что оба телевизора показывают одинаково, происходит соединение стимулов, то есть точка субъективного равенства.

Ученые отмечают, что данный метод не идеален тем, что величина средних значений слишком разнится в зависимости от испытуемого, так как порог чувствительности у каждого человека слишком разный, что приводит к большому объему информации для обработки.

Существенным недостатком этого метода ученые считают техническую сторону обеспечения стимуляции – технические средства не могут обеспечить плавную стимуляцию, что значительно усложняет работу с данным методом исследования.

Несмотря на его недостатки, метод средней ошибки активно используется почти во всех экспериментальных вычислениях.

Метод минимальных изменений

Метод минимальных изменений, также как метод средней ошибки, используется для измерения абсолютного и дифференциального порогов чувствительности.

Однако между этими методами есть различия. Метод минимальных изменений направлен на исследование ощущений, которые возникают в процессе монотонного пошагового изменения раздражителя, который действует, в свою очередь, действует на испытуемого.

В данном методе есть понятия ощущаемых и неощущаемых стимулов. При этом метод позволяет непосредственно измерить степень влияния и величину порога непосредственно в момент исследования.

Абсолютный порог ощущений определяется в методе минимальных изменений следующим образом: участник эксперимента внимательно следит за стимулами, в момент появления первого ощущения испытуемый сообщает исследователям, тоже самое он должен сделать и в момент последнего ощущения. Первое ощущение называется порогом появления, а последние порогом исчезновения. Каждое новое испытание начинается с определенного сигнала, например, «Внимание!» или «Начинаем!», при этом испытуемый также должен сообщать об ощущениях достаточно четко и кратко, например, используя слова «Да или нет», «есть или нет» и т.п.

Замечание 2

Надо заметить, что в экспериментах по данной методике все стимулы подаются с одинаковым интервалом, частотой, что является основой этогометода.

В рамках определения дифференциального порога при методе минимальных изменений используется тот же алгоритм действий, что и при определении абсолютного порога. Однако есть различия, так, при измерении дифференциального порога добавляется понятие эталонный стимул. Эталонный стимул должен изначально задать такой уровень начального раздражителя, чтобы относительно него можно было определить величину разностного порога.

Также, в качестве ответов на вопросы в рамках исследования, испытуемый может говорить следующие слова: «ровно», «больше» или «меньше». Итогом исследования дифференциального порога по методу минимальных изменений должно быть обнаружение четырех порогов чувствительности, а не двух, как при определении абсолютных порогов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

39. Эффекты межличностного восприятия

Эффект «первичности» (или «порядка»)

состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект края

заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.

Эффект новизны

заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект ореола

– формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первого впечатления

– стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.

Эффект проекции

– когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.

Эффект средней ошибки

– это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Эффект Барнума

– восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга

состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:

1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;

2) информация не соответствует действительности;

3) отсутствует доверие к источнику информации.

Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии –

склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.

Что такое психологические эффекты?

Психологические эффекты (социально-психологические эффекты) являются стабильными и легко обнаруживаемыми закономерностями, отражающими межличностные характеристики отношений людей в социуме и раскрывающими особенности тех процессов, которые отражают параметры их общения и взаимодействия. Проще говоря, психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.

Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.

Ниже мы приводим примеры самых известных и распространённых психологических эффектов.

  1. Эффект плацебо
  2. Эффект Веблена
  3. Эффект Зейгарник
  4. Холодное чтение
  5. Эффект Пигмалиона
  6. Эффект Барнума/эффект Форера
  7. Эффект аудитории
  8. Эффект последовательности
  9. Эффект Хоторна
  10. Эффект доктора Фокса
  11. Эффект первого впечатления
  12. Эффект очевидца
  13. Эффект ореола

1

Эффект Веблена

Эффект Веблена – это необоснованный с экономической точки зрения повышенный спрос на товары высокой ценовой категории. Причём, чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Данный эффект характерен, в основном, для товаров, которые недоступны большинству людей из-за своей высокой цены. А это, в свою очередь, подчёркивает социальное положение владельцев таких вещей. Эффект Веблена характерен, главным образом, для людей, которые ценят статус товаров, привержены какой-то конкретной марке или бренду. Иногда этому эффекту поддаются люди, переходящие на ступень выше по социальной лестнице (карьерный рост, более престижное место работы и т.п.). Также эффект Веблена это показатель того, что в психике подверженных ему людей доминируют мотивы стремления к роскоши и престижу.

Наглядно увидеть воздействие эффекта Веблена на психику человека вы можете, просто обратив внимание на окружающих вас людей. Более всего его влиянию подвержена молодёжь. В наше время существует огромнейшее количество различных фирм, брендов, торговых марок. И у каждой из них есть своя армия поклонников. Обратите внимание на то, что покупают молодые парни и девушки: обувь и одежду, которая совершенно проста на вид, но стоит довольно дорого. Или телефоны, стоящие многие тысячи рублей, хотя бюджетных аналогов им существует множество. И, как правило, чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Но тут ничего не поделаешь, ведь это влияние моды. К тому же, в наше время, к сожалению, широко распространено заблуждение: чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем значимее его персона. Хороший совет родителям: воспитывайте в своих детях здоровое отношение к материальным ценностям.

Больше информации об эффекте Веблена можно найти здесь.

3

Иллюзии зрения в палаццо Спада в Риме

В палаццо Спада в Риме архитектор Франческо Борромини создал интересную оптическую иллюзию — измененную перспективу, когда убывающие ряды колонн и поднимающийся пол создают впечатление галереи длиной 37 метров (на самом деле ее длина – всего 8 метров). Человек, появляющийся в конце коридора кажется гигантом, а скульптуры 60 см в высоту, кажутся размером с человеческий рост. В создании этой иллюзии великому архитектору помогал математик.

Паразительное впечатление создается благодаря наклонному полу, постепенному уменьшению высоты колонн и самого коридора. Посмотрите на схематическое изображение коридора сбоку и сверху.

Невозможные фигуры

Невозможными фигурами называются те иллюзии обмана зрения, которые не могут существовать в физическом мире, а вот на бумаге выглядят вполне реально.

Эффект плацебо

Вообще, термином «плацебо» называют какое-либо вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. А целебный эффект, вызываемый этим веществом, связан с верой пациента в то, что он принимает не «пустышку», а настоящее лекарство. В психологии же эффект плацебо представляет собой прекрасный пример того, как то, что мы говорим людям, влияет на их восприятие. Ведь основан эффект плацебо на внушении. Человеку просто сообщают, что, например, какой-то препарат оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В итоге, в результате внушения, происходит и ожидаемый эффект.

Проверить, насколько приведённая информация соответствует действительности, вы можете на собственном опыте. Самый простой пример: наверняка у кого-то из ваших родных или друзей время от времени возникает головная боль, дискомфортные ощущения в желудке или что-нибудь подобное. Когда случится недуг, скажите человеку, что через минуту принесёте лекарство – растворённую в воде таблетку. Пусть человек подождёт. Отойдите куда-нибудь, налейте стакан воды и потяните время, делая вид, что добавляете в воду лекарство. Потом дайте человеку выпить эту воду, ещё раз напомнив, что лекарство очень хорошее и совсем скоро состояние нормализуется. Вероятность того, что через небольшой промежуток времени этому человеку станет легче, составляет 80%, несмотря на то, что выпил он стакан обычной воды.

Узнать подробнее об эффекте плацебо вы можете здесь.

2

Иллюзии восприятия и их классификации

Восприятие в связи с вовлечением в него различных психологических процессов всегда субъективно и подвержено определенному искажению. Подобное искажение получило название иллюзии.

Определение 2

Иллюзия — это ложное или искаженное восприятие окружающего мира, заставляющее испытывать чувственные впечатления, которые не соответствуют реальности, и склоняет его к ложным суждениям о предмете восприятия.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Иллюзии восприятия 430 руб.
  • Реферат Иллюзии восприятия 260 руб.
  • Контрольная работа Иллюзии восприятия 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В психологии нет их единой классификации. Они свойственны для различных типов восприятия. Наиболее изучены иллюзии зрения.

Механизмы социальной перцепции

Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.

Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную рефлексию. Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.

Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.

Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.

Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.

Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.

Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.

Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.

Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.

Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.

Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.

Оценивающий взгляд

Главное при встрече с подозрительными личностями – не показывать страха

Если вы часто гуляете по городу, этот приём может пригодиться. Когда увидите кого-то подозрительного, поймайте его взгляд (но не смотрите при этом угрожающе). Теперь посмотрите вниз, на ноги, после чего опять – в глаза. В итоге быстро отведите взгляд в сторону и продолжайте путь. Это молчаливое «оценивание» подаст сигнал, что вы не увидели в человеке угрозы. PS: такой метод хорошо сработает, если у вас уверенный шаг и статная осанка. Но даже если вы считаете себя невысоким, представьте себя большим и сильным, это поможет в данной ситуации.

Факторы ошибок восприятия

Есть несколько факторов, которые могут повлиять на качество перцепции. Факторы ошибок восприятия следующие:

  • Фактор превосходства. В большинстве случаев справедливым оказывается допущение, что люди, вступающие в общение, имеют неравные позиции. Они могут отличаться по социальному статусу, материальному положению, уровню интеллекта, возрасту и так далее. Таким образом, имеет место переоценка или недооценка личности, связанная с косвенными параметрами. Этот фактор действует только при существенном для человека различии. Параметры оценки для каждого разные — одежда, поведение, окружение и так далее.
  • Фактор привлекательности. Исходя из личных пристрастий, человеку свойственно переоценивать или недооценивать собеседника. Таким образом, человеку, который нам нравится больше, мы приписываем положительные качества, которые, возможно, ему и не присущи. В то же время антипатия заставляет нас закрывать глаза на чужие добродетели.
  • Фактор отношения. Люди, которые относятся к нам хорошо, выглядят в наших глазах лучше, чем есть на самом деле. А вот тех, кто нас недолюбливает или относится равнодушно, нам свойственно недооценивать.
  • Фактор мнения. Чем ближе мнение человека к нашей собственной позиции, тем более привлекательным он нам кажется. Если же чужая точка зрения существенно разнится с нашей, этот человек будет казаться нам крайне неприятным, несмотря на все его добродетели.

Волшебный счет

Суть фокуса заключается в следующем.

  1. фокусник просит зрителя загадать число от 1 до 10, но не произносить его вслух. Вообще с момента начала трюка ничего громко не говорить. Все, что просит выполнять маг, делается зрителем мысленно.
  2. После этого волшебник оговаривает условия: он называет по порядку цифры до десяти, и если это не то, что загадал зритель, то он должен мысленно закричать изо всех сил: «Нет!». Так громко, как только может. Глаза при этом, конечно, должны быть закрыты.
  3. Когда очередь дойдет до загаданной цифры, то зритель должен представить ее просто огромной, большой каменной глыбой, которая словно вырывается из земли и возвышается над всем живым.
  4. После окончания счета зритель открывает глаза, и маг называет загаданное им число.

Секрет трюка: несмотря на кажущуюся нереальность исполнения, тайна проста.

Психологические особенности людей заставляют практически всех реагировать одинаково. Когда идет перечисление не его цифр некоторые легонько, едва заметно кивают головой. Либо просто сохраняют полную неподвижность. Однако, как только очередь доходит до нужного числа, веки вздрагивают и слегка приподнимаются. Вот этот тонкий, еле уловимый момент и ловит маг. Удивительно, но реакция почти всех людей одинакова.

Эффекты межличностного восприятия

Эффект «первичности» (или «порядка»)  состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.

Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект ореола  – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первого впечатления  – стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.

Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.

Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Эффект Барнума  – восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:

  1. коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;
  2. информация не соответствует действительности;
  3. отсутствует доверие к источнику информации.

Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии –  склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.

Эффект Даннинга-Крюгера

Эффект, касающийся сферы принятия решений. Определяется как следующий психологический феномен: люди с низким уровнем квалификации делают неверные выводы и принимают ошибочные решения, но не могут осознать свои ошибки по причине низкого уровня своей квалификации. Как следствие, непонимание своих ошибок приводит к убежденности в своей правоте, безгрешности и превосходстве. На практике эффект Даннинга-Крюгера выражается в том, что люди более компетентные склонны сомневаться в себе и занижать собственную самооценку, зато люди с меньшим объемом необходимых знаний считают себя специалистами высокого уровня.

Эффекты межличностной перцепции

Страница 1

Эффекты восприятия – это некоторые особенности, мешающие адекватному восприятию партнерами друг друга:

Эффект ореола. Отсутствие изменений в восприятии и оценках партнеров, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда сложившееся однажды мнение одного партнера о другом не меняется, несмотря на то, что появляется новый опыт и накапливается новая информация о нем.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Когда речь идет о положительной переоценке качеств этот эффект называют еще «эффектом Полианны», а когда речь идет об отрицательной оценке – «дьявольским» эффектом. Например, очень часто в жизни встречаются такие ситуации, когда муж запомнил жену молодой и красивой никак не может воспринять в ней возрастные перемены. Другой пример: жена запомнила ухаживания мужа в добрачный период и ждет, что он так же будет за ней ухаживать. Тесно связаны с этим эффектом и эффекты “первичности” (или “порядка”) и “новизны”. Эффект первичности преобладает в ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек. Суть этого эффекта в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке.

Противоположный эффекту первичности — эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека. Известен также эффект проекции — когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект — эффект средней ошибки — это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего. Эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации, которая может привести к двум последствиям.

С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип действует при дефиците времени, усталости, эмоциональном возбуждении, слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие, а процесс стереотипизации выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и достаточно надежно упрощать социальное окружение индивида.

Во втором случае суждение строиться на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя той же группы окрашивается отрицательным отношением. Особенно распространены этнические стереотипы — образы типичных представителей определенной нации, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, пунктуальности немцев и т.д.).

Страницы: 1

Другое по теме:

Понятия физического и психического здоровья: норма, патология «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», – записано в уставе Всемирной организации здравоохранения. В общем понятии здоровья имеются две …

Психофизиологические особенности подростка и подросткового возраста Психофизиологические особенности подростка и подросткового возраста, являющиеся предпосылками девиантно-криминального поведения, рассматриваются нами с позиций, представленных в работах А.И. Личко, Д.И. Исаева, Р.В. Овчаровой, С. Чесс и А …

Мотивация в практической деятельности управленца Закономерно было бы предположить, что мотивационные основания для привлечения психологических знаний руководителем имеют сложную структуру и во многом детерминированы не производственной необходимостью, а личностными потребностями человек …

Эффект ореола (Эффект нимба)

Эффект массовой коммуникации, когда вокруг политического лидера благодаря средствам массовой информации (из-за использования определенных символов и положительной оценки известных лиц) возникает поле притяжения, особого внимания. Из-за эффекта ореола происходит рост авторитета, популярности политического лидера поддержанного популярностью других авторитетных лиц. Эффект реактенса Эффект массовой коммуникации, когда индивид чувствует, что какое-то сообщение формулируют, чтобы повлиять на него и воспринимает такое сообщение как угрозу собственной свободе, соответственно, относится к нему крайне отрицательно.

Эффекты восприятия и взаимопонимания

Существует несколько эффектов или закономерностей, актуальных при межличностной взаимодействии:

  1. Эффект порядка. Первичная информация воспринимается как наиболее точная и правдивая. Т.е. если повторных встреч с человеком появляются конфликтующие характеристика (взаимоисключающие), человек будут ориентироваться на тот портрет собеседника, который был составлен в первую очередь.
    Эффект распространяется на ситуации, когда взаимодействие происходит с незнакомым человеком.
  2. Эффект крайнего. Объекты, расположенные на крайних границах, воспринимаются лучше и четче чем те, что были расположены в середине.
  3. Эффект новизны. Актуальная (т.е. последняя и новая) информация о человеке (при общении со знакомым) воспринимается как наиболее значимая.
  4. Эффект ореола. Эффект, при котором наличие стартовых сведений о собеседнике мешает воспринимать его объективно. Т.е. человек, еще до знакомства, получает некую информацию, характеризующую собеседника как личность. Затем при межличностном взаимодействии он не формирует образ собеседника, а лишь слегка корректирует его на основе данных, которыми он располагает. При этом в случае выявления взаимоисключающих характеристик человек, человек опирается на ту информацию, которой владеет, доверяя первичным данным.
  5. Эффект первого впечатления. Формирование устойчивого образа под влиянием первого впечатления о человеке.
  6. Эффект проекции. Эффект, при котором человек на симпатичного ему собеседника проецирует свои позитивные качества, а на неприятного , отрицательные качества.
  7. Эффект усредненной ошибки. Склонность к тому, чтобы приуменьшать интенсивность каких-то особенных качеств собеседника, приравнивая их к среднему показателю.
  8. Эффект Барнума. Слепая вера в информацию, касающуюся собственной личности (описание характера, личностная оценка и т.д.), если она изложена в контексте науки, магии или ритуальных действий.
  9. Эффект бумеранга. Если оратор преподносит информацию целой группе людей, то при условии наличия некоторых факторов возникает результат, обратный ожидаемому.
    Если оратор неприятен слушателям, если информация является ложью, если источник информации не вызывает доверия.
  10. Эффект стереотипа. Склонность формировать некий образ-клише, ориентируясь на принадлежность к какой-то конкретной группе (по признаку пола, возраста, рода деятельности и т.д.).

Примеры

На самом деле эффекты межличностного восприятия присутствуют повсеместно и их можно легко выявить, наблюдая за процессом общения между людьми.

  1. Например, молодой человек, склонный к оценке личности через призму эффекта стереотипа, приписывает любым представительницам женского пола излишнюю сентиментальность, основываясь на распространенном клише.
  2. Эффект Барнума ярко проявляется при общении двух знакомых, один из которых практикующий психолог. Когда психолог дает характеристику своему собеседнику, ссылаясь на научные источники, собеседник принимает каждое слово на веру.
    По принципу этого эффекта клиенты гадалок зачастую верят в ложные характеристики, информация о которых якобы была получена в ходе магического сеанса.
  3. Эффект проекции можно отследить, когда человек, обладающий высокой степенью искренности, испытывает к собеседнику симпатию. При этом он не ищет подвоха даже в тем словах собеседника, которые выглядят неправдоподобно (т.к. приписывает ему свое лучшее качество , искренность).
  4. Эффект первого впечатления очень часто формируется с привязкой к внешнему виду. Например, стильно одетая и ярко накрашенная девушка, которая держится в обществе легко и свободно, производит впечатление «,железной леди»,. При дальнейшем и более близком знакомстве с людьми, которые ее заметили, этот образ будет сложно разрушить или опровергнуть.
  5. Эффект бумеранга актуален например в том случае, когда оратор вызывает отрицательные эмоции. Так слишком самовлюбленный и склонный к позерству учитель, убеждающий учеников в необходимости изучать его предмет, в ответ получает насмешки, пренебрежительное отношение и игнорирование школьниками его заданий.
  6. Эффект ореола часто возникает в случае «,заочного знакомства»,. Когда друзья, имеющие тесный контакт с определенным человеком, представляют его третьему лицу как обладателя определенного набора качеств. Например, они могут сделать акцент на его удивительных интеллектуальных способностях и склонности ко лжи.
    Тогда при личной встрече с «,заочным знакомым», проинформированный человек будет держать в голове определенный портрет и обращать внимание именно на те характеристики и моменты, которые могут подтвердить правдивость портрета.

Эффект якоря (anchoring effect)

Эффект массовой коммуникации. Заключается в том, что все наши оценки мы выражаем, опираясь на предварительно полученную информацию или определенные знакомые нам элементы, даже если они не имеют тематического отношения к объекту оценки. Таким якорем могут быть предварительно выдвинутые условия, от которых мы начинаем развивать собственные предложения. Во время голосования якорем может сработать какая-то информация о кандидате, что повлияет на наше решение — даже если она явно неправдоподобна — только потому, что мы ее уже знаем. «Якорь» может быть эффективным средством для манипуляций, с другой стороны, сжатая предварительная информация по существу вопроса может помочь в принятии важного решения.
См. также:

Эффект Барнума (или эффект Форера) Эффект якоря: неизвестное Эффект Даннинга-Крюгера: анозогнозия и слепота некомпетентных Энциклопедия методов пропаганды

Список эффектов социального восприятия

Сущность и механизмы социальной перцепции

Восприятие

(
перцепция
) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Социальная Перцепция

— восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году.

Перцепция

– процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Когда идет речь о восприятии человека человеком, то целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.

Часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» (в исследованиях А.А.Бодалева). В содержание этого более широкого понятия включается восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих его характеристик», т.е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов

межличностной перцепции. К ним относятся:

1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

2) познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Механизмы и эффекты межличностного восприятия

.

Человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. При общении происходит формирование представления о себе через представление о другом, причем каждый индивид «соотносит» себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деятельности, в которую включено их взаимодействие. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому

приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает
мои
потребности, мотивы, установки.

Механизмы социальной перцепции:

1. Идентификация

– отождествление себя с партнером по общению («будь ты на моем месте…»). Мы в других видим то, что находится в нас самих. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

2

. Установлена тесная связь между ид-ей и другим, близким по содержанию явлением –
эмпатией
. Эмпатия – способность переживать те чувства, что свойственны партнеру по общению, способность к сочувствию, сопереживанию, способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

Она также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Эмпатия

— это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами. По словам американского психоло­га Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохране­нием эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения „как будто». Так ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает… Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким».

Эмпатия, по мнению К.Роджерса, — это особые взаимоотношения, включающие в себя несколько аспектов: вхождение во внутренний мир переживаний другого человека и свободную ориентацию в нем; тонкую чувствительность к изменяющимся процессам в этом мире; проживание «жизни другого человека» — деликатно, без оценок, не пытаясь открыть больше, чем он готов проявить, но при этом помогая ему делать это переживание более полным. Способность к эмпатии является важнейшим условием личностного роста человека.

3.Каузальная атрибуция

— понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали. Каузальная — причинная, вследствие той или иной причины. Атрибуция — приписывание, приписывание характеристик другому человеку. Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы («это из-за ситуации!»), а нестандартному — личные («это его решение или особенности»). Самая распространенная ошибка («фундаментальная ошибка атрибуции») — объяснение поведения личными особенностями человека там, где оно на самом деле определялось ситуацией. «Ты нарочно!» — «Нет, пойми, просто сложилась такая ситуация…» — «Я тебе не верю! Не вали все на ситуацию!»

3.Рефлексия-

В психологии рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. В соц.психол. под рефлексией понимается способность взглянуть на себя глазами партнера по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию. Типичными ошибками рефлексивного понимания являются некоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые назваются
психологическими эф­фектами.
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления, шаблонные неточности восприятия, называемые эффектами или ошибками восприятия

. Эффекты социального восприятия — одновременно и типовые шаблоны социального восприятия, и проявление субъективности социального восприятия. Эти психологические эффекты могут в той или иной степени влиять на ход общения. Вот некоторые из них.

Список эффектов социального восприятия

· Эффекты стереотипизации — стандартизованные характеристики ожидаемого поведения членов определенной группы.

· Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

· Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

· Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

· Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

· Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

· Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

· Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

· Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

· Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

· Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

· Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

1. Явление стереотипизации

Стереотипы — упрощенные и стандартизованные характеристики ожидаемого поведения членов определенной группы.Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие
всякому
представителю этой профессии (наприм. все учителя назидательны). Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека.

В.Н. Панферов выделил ряд стереотипов:

1. Эмоционально – эстетические (тучные люди добрее худых)

2. Профессиональные (военные – точные, аккуратные и ответственные люди)

3. Национальные (южане эмоциональнее северян)

Создание стереотипов может привести к предубеждению и дискриминации. Предубеждение — это заранее сложившееся суждение — вера или точка зрения на то, что человек представляет собой, без достаточных для этого оснований. Дискриминация — несправедливое обращение с людьми или причинение им вреда на основании их принадлежности к той или иной группе.

1.Эффект ореола

— приписывание человеку набора связанных между собой качеств, когда вы на самом деле наблюдаете только одно качество из этого набора.

Суть эффекта ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого

и наоборот. Полученная информация накладывается на тот образ, который
уже
был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

«Эффект ореола» — влияние общего впечатления о дру­гом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Первые впечатления создают определенный оре­ол — положительную или отрицательную установку на че­ловека. В дальнейшем происходит подстраивание новой информации об этом человеке к первоначальной: то, что противоречит первой информации, может отсеиваться как малозначительное или вовсе не замечаться, а то, что с ним согласуется, — приобретать безусловную достоверность и тем самым подкреплять первое впечатление. Иными сло­вами, если первое общее впечатление о человеке благо­приятное, то его положительные качества переоценива­ются, а отрицательные либо приуменьшаются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, при первом небла­гоприятном впечатлении о человеке его благородные поступки не замечаются или истолковываются как очень корыстные. Человек вольно или невольно «деформирует» информацию под влиянием установки. Так, если прият­ный в целом нам человек иногда любит присочинить что-либо, мы его оправдываем: у него богатая фантазия, у него плохо с памятью, он немного рассеян. Если это делает неприятный человек, то он лжец, вечно обманывает, ему нельзя верить.

3.Эффекты первичности и новизны.

Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», кот. закл. в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, действует эффект первичности.

4.«Эффект бумеранга».

Информация, которая человеку неприятна или передается тем, кто ему неприятен, может не только не переубедить его, а, напротив, еще больше укрепить в его «заблуждении». Так, девушка, встретив не­приятную ей знакомую и услышав от нее, что ее новое платье не очень хорошо смотрится, утверждается в мысли о том, что платье прекрасное, а знакомая так говорит «от злости», «от зависти» или отчего-нибудь еще.

5.«Эффект края»

(на него обратил внимание немецкий ученый Эббингауз) — ряд последовательно предоставляемой информации, когда крайние звенья — первая и последняя информация — запоминаются лучше и оказываются значи­мее, чем та, что в середине. В применении к общению это означает: по отношению к незнакомому человеку наиболее существенными и особенно весомыми являются первые впечатления, а по отношению к знакомому — последние новости. Этот эффект следует особенно учитывать учителю: первое впечатление, которое он произведет на детей, в значительной степени определит их последующие взаимо­отношения.

6. «Эффект снисходительности»

— щедрая, иногда излиш­няя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека. Этот эффект чаще всего наблюдается у тех, кто получает постоянную эмоциональную поддержку со стороны других людей, кто не тревожен, внутренне уверен в себе. Если человек не уверен в себе и с трудом сохраняет приемлемое о себе представление, он бессозна­тельно стремится принизить других, чтобы в собственных глазах казаться выше.

Марк Твен писал: «Избегайте тех, кто старается подо­рвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким лю­дям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим».

7.

Укажем еще на одну ошибку восприятия другого чело­века —
«эффект контраста»,
или склонность подчеркивать у других противоположные себе черты. Например, застен­чивым людям все остальные кажутся более раскованными и легкими в общении, чем это есть на самом деле.

В соц.пс. разрабатываются спец. приемы, кот. ориентированы на повышение перцептивной «сензитивности», т.е. точности восприятия. Разработаны разнообразные программы тренинга, помогающего обучить искусству более точного восприятия другого человека.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Эффекты восприятия

Одним
из важных результатов психологических
исследований социальной перцепции, в
том числе и формирования первого
впечатления, было обнаружение некоторых
типовых схем, по которым строится образ
другого человека и которые в той или
иной степени используются всеми людьми.
Эти схемы получили название – эффекты
восприятия.

Эффект
первичности и новизны

при взаимодействии с малознакомыми
людьми большее значение придается
данным, полученным вначале, а при общении
со старыми знакомыми – последним
сведениям.

Эффект
ореола
формирование
специфической установки на воспринимаемого
человека через направленное приписывание
ему определенных качеств.
Наиболее
явно этот эффект проявляется тогда,
когда воспринимающий имеет минимальную
информацию об объекте восприятия, а
также когда суждения касаются моральных
качеств. В первую очередь «ореол» создают
факторы внешней привлекательности,
превосходства, хорошего отношения к
нам.

Эффект
привлекательности
заключается
тенденции
переоценивать качества внешне
привлекательного, симпатичного человека
.
Примером данного эффекта может служить
цитата из «Крейцеровой сонаты» Л.Н.
Толстого: «Удивительное дело, какая
полная бывает иллюзия того, что красота
есть добро. Красивая женщина говорит
глупости, ты слушаешь и не слышишь
глупостей, а слышишь умное. Она говорит,
делает гадости, а ты видишь что-то милое.
Когда же она не говорит ни глупостей,
ни гадостей, а красиво, то сейчас
уверяешься, что она чудо как умна и
нравственна».

Эффект
превосходства

проявляется в том, что люди склонны
систематически переоценивать различные
психологические качества тех людей,
которые превосходят их по какому-то
существенному для них параметру. Для
определения этого параметра используются
2 основных источника информации: одежда,
все внешнее оформление
,
включая такие атрибуты как знаки отличия,
очки, прическа, награды, драгоценности
и т.п.; манера
поведения

(как сидит, ходит, разговаривает, куда
смотрит и т.п.).

Человеку,
вызывающему у нас восхищение по
какому-либо весьма значительному для
нас показателю, мы приписываем целый
ряд хороших качеств. Действует и обратный
эффект: склонность недооценивать
человека, у которого важное для нас
положительно качество выражено слабо.

Эффект
хорошего отношения к нам
воспринимающий
также склонен переоценивать
человека, относящегося к нему с симпатией.
Очевидно,
что, то, как относится к нам другой
человек, влияет на наше впечатление о
нём. Более того очень часто на возникающее
у нас впечатление о человеке влияет его
согласие или несогласие с нами по
какому-то вопросу.

Эффект
проекции
проявляется
в приписывании приятному собеседнику
своих достоинств, а неприятному – своих
недостатков.

Классический пример проекции: начальника,
не обладающего способностью к
систематизации, организованности будут
раздражать в подчинённых эти же качества.

Эффект
средней ошибки
это
тенденция смягчать оценки наиболее
ярких особенностей другого человека в
сторону среднего.

Вопросы
для самопроверки:

  1. Что
    такое имидж личности?

  2. Какие
    механизмы межличностного восприятия
    вы можете назвать?

  3. Перечислите
    фундаментальные ошибки каузальной
    атрибуции?

  4. Назовите
    механизмы межгруппового восприятия?

  5. Какие
    бывают виды социальных стереотипов?

  6. Перечислите
    основные эффекты восприятия?

  7. Как
    проявляется в общении эффект ореола?

  8. Какие
    факторы способствуют возникновению
    аттракции?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Среди эффектов межличностного восприятия выделяют:

  • эффект ореола (галоэффект);

  • эффект новизны и первичности;

  • эффект стереотипизации;

  • эффект проекции;

  • эффект средней ошибки.

Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств : информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно — накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек преобладает эффект первичности. Он состоит в том , что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Противоположный эффекту первичности — эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект проекции — когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас.

Эффект средней ошибки — это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • При установке расширения возникла ошибка download interrupted
  • Пример фатальной ошибки
  • При установке раст произошла ошибка
  • При установке прототип 2 ошибка 404
  • При установке игры выскакивает ошибка 404