Природа не прощает ошибок конспект

Классный час  «Природа не прощает ошибок».

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:

а) на доске – эпиграф:   Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

   План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».
  3. Интерактивная беседа.
  4. Информационный блок «Законы экологии».
  5. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».
  6. Работа в группах «Обращение от имени природы».
  7. Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».
  8. Подведение итогов.

    Ход классного часа.

1. Вступительное слово

Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Кл. руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

4. Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Классный руководитель. Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

— Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Классный руководитель. Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Классный руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей.

— Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

— Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Классный руководитель. Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

 Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя». 

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

— Что нужно беречь природу.

— Что нельзя убивать зверей.

— Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

— Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

— Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

— Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

— Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

— Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

— Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

— До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

— Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

Надпись: Саратовская область, г. Балако












Классный час для учащихся 2 класса
Тема «Природа не прощает ошибок»
                                     














                                                                                 Гнутова Елена Леонидовна
                                                                                 учитель начальных классов













2013
 

Цель: 1. Познакомить детей с наукой экологией.

          2.
Пополнить знания детей о природе.

          3.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:  мультипроекор, компьютер, инвентарь для игр,
плакаты по защите природы, игровой дидактический материал

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Леонидовна.

Мне очень приятно,
что посчастливилось сегодня провести у вас классный час. Я надеюсь, что мы с
вами подружимся и проведём это занятие с пользой для всех.

       Посмотрите внимательно на слайд и
выберите то солнышко, которое больше вам нравится.

http://www.mouschool12.ucoz.ru/photos/novosti_2010-11/Solnishno.png    http://suadrif.files.wordpress.com/2011/04/crying-sun.jpg?w=170&h=170

— Почему
выбрали именно это солнышко?

Вам больше
понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение?

Пусть это
весёлое солнышко будет с нами на занятии, чтобы хорошее настроение вас не
покидало весь урок .

(На доске
оставить только улыбающееся солнышко)

 Сегодня мы
рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно
работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.   

Тема нашего занятия
природа не прощает ошибок .                                                        

— Ребята, о чём же
мы сегодня будем говорить на уроке?

Сегодняшний  классный
час  посвящён защите
и
охране природы.

А  с какой цель мы
сегодня об этом будем говорить.

Давайте
сформулируем цели нашего занятия.

·      
Пополнить знания  о
природе.

  • расширить
    представление  о правилах поведения в природе, о существующих в ней
    взаимосвязях.

·      
вопитывать бережное
отношение к природе.

А что даёт
человеку природа?

Почему надо
охранять природу?

Мы – земляне. Земля –
всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из
известных человеку планет есть жизнь. Природа земли прекрасна и удивительна, и
от нас с вами зависит ее судьба: будут ли нас окружать голубые моря и реки, а
не грязные лужи, зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора. Не должно
быть равнодушных людей к бедам природы.

Потому что природа не
прощает ошибки.

Вы согласны со мной,
ребята.

— Почему охрана
природы стала одной из главнейших задач нашего времени? (Воздух загрязняется
бытовыми и промышленными отходами, заражается вода, исчезают растения и животные…).

А как вы думаете, кто
в этом виноват?

Оказывается, человек
опасен для природы своим бездумным уничтожением всего живого.

Но человек – это
единственное разумное и мыслящее существо, живущее на нашей планете. И, чтобы
спасти ее, нужно объединить усилия всех людей мира. Ведь планета – наш общий
дом.

И сегодня на занятии
мы должны подумать над тем, что может сделать каждый из нас и все мы вместе для
того, чтобы сберечь природу.

Есть люди учёные,
которые занимаются этими проблемами. А как  называется профессия таких людей?

Подумайте, что такое
экология?

Экология – это наука
об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей
среде. Учёные-экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь
растений, животных и человека и думают, как остановить такие проблемы. Они
называются экологические.

Сегодня мы поработаем
в группах.

Работа в группах

 Задание 1й группе

Какие существуют
экологические проблемы, связанные с водоемами?

Чем учащиеся могут
помочь в решении экологических проблем?

Ø
Не сбрасывать в реки
отходы.

Ø
Не загрязнять водоёмы
мусором.

Ø
Строить очистные  сооружения
на заводах.

Ø
Вымирания рыбы от
загрязнения

Ø
Накопление в местах отдыха
на берегах

Убрать мусор, не загрязнять и разъяснять другим.

Задание 2й группе

Назовите
экологические проблемы, связанные с лесом?

Чем учащиеся могут
помочь в решении экологических проблем? ,

убивают животных,
растения уничтожают, пожары лесные, незаконно вырубают, загрязнение мусор

не рвать цветы, не
ломать деревья, не загрязнять, сажать саженцы.

1 группа покажет
сценку в ролях, а другая группа объяснит: какой мальчик любил ёжика больше и
почему.

      Работа по
ролям.

— Мы покажем
небольшую сценку «Два ежа».

Автор:  Как – то раз два мальчика поймали в лесу двух ежей. Прошло несколько
дней. Встретились друзья и заспорили, кто больше любит своего ежа.

1 мальчик: -Я своего ежа очень люблю, кормлю его
молоком, в сарае устроил ему постель из разных листьев. Даже иголки готов ему
чистить. А что ты сделал для своего ежа?

2 мальчик: -А я отнес его в лес и выпустил на волю.

Автор. Кто из мальчиков поступил правильно?

Дети (хором)
Второй мальчик. Вот еще одна жалоба из леса.

— Мне как порой
несладко приходится, все меня обходят стороной, обижаются на меня. Говорят, что
я злая да жгучая, сорняком обзывают. А из меня и суп можно варить, и салат
приготовить. И как лекарственное средство я незаменима для того, чтобы волосы
были густыми да красивыми, а отвар из меня – хорошее средство от кашля и
полезен для желудка.

1-я и 2-я группы (хором)
Крапива.

Молодцы.

Как прекрасен и
удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и
безбрежные моря, полноводные реки и озера, высокие горы и зеленые равнины,
широкие степи и безграничные пустыни! Как удивительны и уникальны животные,
населяющие нашу планету! Как богаты и разнообразны природные дары. Как же
сберечь эту необычайную красоту? Что должен сделать каждый из нас, и все мы
вместе для сохранения природы?

Ребята, давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить
природу.

Я читаю правило, а вы попробуйте его угадать.

1.    
Не разоряйте
птичьего гнезда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

Если в траве

Увидали яйцо

Или услышали

Крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

2.    
Не вырезайте
надписи на деревьях

Стоят деревья – великаны…

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве – «на память!»

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут –

Добро и красоту несут…

3.    
Не разжигайте
костер в лесу без взрослых

Без взрослых с огнем развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнет полыхать, разбегаться, искриться _

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

Погибнут деревья и звери, и птицы…

Без взрослых костер разжигать не годится!

4.    
Не бейте стекло в
лесу

Нельзя стекло в лесу
кидать,

Нельзя бутылки
разбивать;

Осколки острые опасны

О них порежешься
ужасно!

А если вдруг на них
свалиться –

В больнице можно
очутиться!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не
нужны…

5.    
Не оставляйте и не
закапывайте мусор в лесу

Вы в поход пришли,
ребята…

Отдохнуть, конечно,
надо:

Поиграть и
порезвиться,

И наесться, и
напиться…

Но вокруг остались
банки,

Целлофан, железки,
склянки…

Оставлять их здесь
нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу,
чужой,

Заберем его с собой!

Ребята
запомните! « Человек не царь природы, а её часть. Берегите свою Землю!»

Работа в творческой
мастерской.
«Украсим планету
цветами».

Раздать цветочки.

Напишите  что каждый
из вас сможет сделать для того чтобы помочь природе. Ведь как мы знаем, природа
не прощает ошибок.

( посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой,
взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей
щедростью.)

— Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать.

Учащиеся приклеивают
их на плакат, на котором изображен земной шар.

Звучит песня «Аист
на крыше»
(сл. А.Поперечного,
муз. Д.Тухманова

Рефлексия


А теперь я хочу узнать было вам комфортно, интересно на занятии при помощи
волшебного дерева. Наше дерево пока без листьев. На столах у вас лежат листочки
красного и зелёного цвета. Если вам было интересно заниматься, вам понравилось,
то возьмите листочки зелёного цвета. Если занятие вам не понравилось, вам было
не комфортно, страшно, вы ничего не запомнили, то возьмите листочки красного
цвета. Выбрали? Прикрепите их к дереву.

Картинка 8 из 42953  Картинка 1 из 154118 Картинка 42 из 151061

— Общение с вами было очень
плодотворным и приятным. Вы мне очень понравились. Спасибо вам за урок.

                      Список используемой литературы

1.    
Бурдина С.В. «Береги
живое». Игровой дидактический материал-Киров: Весна, 2004.

2.    
Василенко Г.И., Еременко
Н.И. и д.р. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе». Сценарии
предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам –
Волгоград: Учитель, 2006.

3.    
Грехова Л.И. «В союзе с
природой». Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольного образования
и учителей начальной школы. Эколого – природоведческие игры – занятия и
развлечения с детьми – Москва: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999.

4.    
Левина «Начальная школа.
Математика, чтение, природоведение». Конспекты для открытых уроков и
занимательные задания – Волгоград: Учитель, 2003.

5.    
Мартынова «Внеклассная
работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины,
классные часы, праздники.

6.    
DVD фильм «Биология. Влияние человека на природу.»

     Электронные уроки и тесты.- Тамбов: ООО «Селена», 2006.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Таловская средняя школа Камышинского муниципального района

Волгоградской области

Классный час по теме:

«Природа не прощает ошибок»

Выполнила: Прусакова Е.А.

учитель русского языка и литературы

Таловка

Классный час по теме:

«Природа не прощает ошибок»

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

В. Берестов

Цель: расширить представление детей об экологических законах;

Задачи:

— формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

— побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, пропаганде экологических идей;

— вовлечение подрастающего поколения в природоохраняемую деятельность.

Форма проведения:

— классный час,

— проблемная беседа,

— письма обращения

Форма организации деятельности обучающихся:

— беседа,

— работа в группах.

Оборудование:  плакаты и рисунки на экологическую тематику.

Написать на доске эпиграф и 4 закона экологии

  • Все связано со всем.

  • Все должно куда – то деваться.

  • Ничто не дается даром.

  • Природа знает лучше.

Форма проведения: 

План классного часа:

  1. Вступительное слово. Определение темы.

  2. Что мы называем природой, экологией?

  3.  «Законы экологии».

  4. Виртуальные экологические проблемы, «Какие законы нарушены?».

  5. Как мы загрязняем природу.

  6. Выступление детей с защитой своих природоохранных знаков.

  7. Заключительное слово «Убивай зверей».

  8. Подведение итогов.

Ход классного часа

Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле!

Определение темы занятия.

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами об одной из важных тем, о природе – нашем богатстве: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг», а тема звучит «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Учитель: Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говорил ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

Интерактивная беседа

Учитель: Как вы думаете, какой урок дал Эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

  • Если не будет комаров, то рыбы не будут питаться насекомыми, а только травой. А людям и животным нужна рыба для пищи.

  • В природе все связано, есть цепи питания.

  • Природа сама знает, кто кого ест и сколько на Земле живых организмов.

Учитель: Да, взаимосвязь есть, и это изучает наука экология.

А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Таблица взаимоотношений между организмами, а на самом деле пирамида, выглядит следующим образом:​​​​​​​Экологическая пирамида формируется за счет последовательности уровней питания. Представлять взаимоотношения в виде пирамиды удобно тем, что она наглядно демонстрирует, что чем выше уровень, тем меньшее там количество особей.

Данная пирамида показала нам, что все взаимосвязано в этом мире.

Информационный блок «Законы экологии»

Учитель: Как видим природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Баррри Коммонер. Эти законы мы написали на доске. (Читает)

Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закон мы уже увидели на ваших примерах.

Второй закон гласит: «Все должно куда – то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев – вредители съели вес урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну, а человек создал и продолжает создавать громадное количество химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

Виртуальный экологический рейд: «Какие законы нарушены?»

 Учитель: Сейчас если мы проведем рейд по улицам нашего села и увидим, соблюдают ли его жители экологические законы. Если мы с вами сейчас вспомним наш пруд за селом, в каком он состоянии? Чем это грозит водоему и нашим жителям? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

  • все вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке, которые идут от кошар с животными, а если еще химикаты с полей попадут в воду, то растения и водоросли живущие там в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм. Получается целая цепочка отравления.

  • Нарушены первый и второй экологический законы

Учитель: Идем дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это наши люди сжигают листву, чтобы не вывозить ее за село. Чем это грозит нам, и какой экологический закон они нарушают?

Примерные ответы детей:

  • Листва деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее обязательно нужно уничтожать.

  • Типичное нарушение второго закона: люди думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая отравляют воздух, вызывая болезни людей.

  • Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за территорию города, села.

Учитель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено, из обыкновенного бытового мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными. Интересная информация, читаем дальше! Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живет этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

  • Это наоборот, строгое соблюдение законов экологии.

  • Тут соблюдается второй закон «Все должно куда – то деваться». Мусор не превращается в токсичные отходы, а дают пищу червяку и становится ценным удобрением

  • А еще и четвертый закон соблюдается: «Природа знает лучше». Червяк – существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Работа в группах «Обращение от имени природы»

Учитель:  Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

— А если бы природа могла говорить, чтобы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение бизнесменам, владельцам заводов, фабрик.

Вторая группа напишет взрослым людям.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(В течение 5 минут учащиеся пишут письма, а затем читают их у доски).

Заключительное слово

Учитель:  Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. (Читают)

О чем говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

  • Нужно беречь природу.

  • Нельзя убивать зверей, уничтожать растения

  • Нужно любить нашу природу,

  • А иначе останемся одни!

Учитель:  Как вы считаете, какие качества человека мешают быть добрым и жить по всем правилам.

Примерные ответы детей:

  • Это жадность, зависть, глупость, хитрость, и т.п.

  • Это все плохое, черное, что есть в человеке.

Учитель: Мне кажется, вы все правы. Есть люди звери – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно направлять таких людей в правильное направление, а если они не согласны , то убрать из своего сердца.

Подведение итогов (рефлексия).

Учитель:  Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли мы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

  • Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

  • Запомнился рассказ об Эвине, который разрезал рыбу, и показал там комаров.

  • Знать законы легко, самое трудное – соблюдать их и быть добрым.

Ожидаемые результаты:

  • Предметные — уметь самостоятельно работать в поисках информации, формировать представления о биологических процессах, явлениях, закономерностях.

  • Метапредметные — уметь определять цели деятельности, составлять план. выделять необходимое из разных источников и включать в свою работу делая выводы и доказательства.

  • Личностные — осваивать правила, выводы, доказательства, принимать правила образа жизни.

Муниципальный этап регионального конкурса «Учитель года-2014» Царева Людмила Георгиевна

Внеклассное мероприятие

«Природа не прощает ошибок»

Цели: — расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

-формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

— побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей

Оснащение урока: мультимедиа презентация, эпиграф урока, четыре закона экологии по Барри Коммонеру, листы бумаги, ручки.

Участники: учащиеся 5-6 классов.

Оформление на доске:

а) эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

б) Четыре закона экологии:

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Барри Коммонер

План классного часа:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово.

3.Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

4.Интерактивная беседа.

5.Информационный блок «Законы экологии».

6.Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».

7.Работа в группах «Обращение от имени природы».

8.Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».

9.Подведение итогов. Рефлексия.

Ход часа общения

1.Организационный момент. Добрый день, ребята. А я надеюсь, что он будет именно добрым, благодаря нашей плодотворной работе!

2.Вступительное слово.

-Посмотрите на слайд. Демонстрация слайда №1 и попробуйте определить тему нашей встречи.

(обсуждение фотографий)

— Какая тема нашего часа общения?

Демонстрация слайда № 2 «Природа не прощает ошибок»

-Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Демонстрация слайда № 3 «Комары»

-Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвенк – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвенк, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

-Какой же экологический урок дал старый Эвенк рыбаку?

Обучающиеся:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

-Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

Демонстрация слайда № 4 «Экологические проблемы мира»

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

4. Информационный блок «Законы экологии».

-Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

(дети читают законы)

Первый закон: «Всё связано со всем».

-Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».

— Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром».

-Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше».

-Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

-Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

5. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».

— Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего района и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель.

Демонстрация слайда № 5 «Спирт завод»

Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Обучающиеся:

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

— Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Идём дальше. Что-то трудно становится дышать!

Демонстрация слайда № 6 «Горящие листья»

Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Обучающиеся:

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Демонстрация слайда № 7 «Биогумус»

— В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Обучающиеся:

— Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

— Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

-Мы выехали в дачный посёлок.

Демонстрация слайда № 8 «Дачный посёлок»

Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но жители решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Обучающиеся:

— Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

-Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

-Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Демонстрация слайда № 9 «Обращение природы»

-Давайте напишем письма — обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(работа в группах 2-3 минуты)

-Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

(К доске выходят представители групп и читают обращения)

-Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

-Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему часу общения.

Демонстрация слайда № 10 «Стихотворение»

-Это строки поэта Евгения Евтушенко.

(учитель читает стихотворение)

-О чём говорит здесь поэт?

Обучающиеся:

— Что нужно беречь природу.

— Что нельзя убивать зверей.

— Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

— Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Обучающиеся:

— Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

— Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

— Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Демонстрация слайда № 11

-Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу, а она так прекрасна!

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Подведение итогов (рефлексия).

Демонстрация слайда № 12 «Рефлексия»

-Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?

-Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Обучающиеся:

— Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

— Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

— Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

— До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

— Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую пылиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

Четыре закона экологии:

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Барри Коммонер

17

Цели: Формирование у учащихся представления об экологических проблемах страны и родного края, показать основные направления охраны природы, раскрыть некоторые аспекты ответственности за нарушения в сфере охраны природы; воспитание патриотизма и гуманного отношения к родной природе; развитие творческих способностей учащихся, познавательных интересов, умения работать в группах.

Урок-турпоход

Оформление

Карта путешествия с остановками и заданиями.

Плакаты на экологическую тему.

Рисунки учащихся на тему: «Экология и порядок в нашем доме».

Эпиграф к уроку: «Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется». (Ф.Бэкон)

Ход урока

Учитель: Сегодня мы будем говорить о природе и ее охране. Ведь тема нашего урока – «Природа не прощает ошибок». И урок я хотела бы начать словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Проснувшись утром, первым делом приведи в порядок планету!»

И мы с вами отправляемся в поход, но не простой поход, а экологический. А что же означает «экология» – это наука о доме, о жилище. Под жилищем понимается окружающая человека природа. Поэтому, когда говорят об экологии, имеют в виду все, что связано с порядком в доме, т.е. в природе, с охраной природы.

Я думаю, наше путешествие будет интересным и полезным. Но в поход всегда идут с хорошими друзьями. С помощью жеребьевки мы поделились на две команды. Я предлагаю каждой команде придумать название и выбрать капитана.

Итак, все готово? Тогда в путь! Будем делать привалы, выполнять задания, наблюдать и рассуждать. Обратите внимание на карту, на ней указан наш маршрут.

(Все перемещения учитель отмечает на карте путешествия.)

А вот и первое препятствие. Перед нами река Безымянка, но нет мостика. Нам нужно построить мост, чтобы переправиться на другой берег. А для этого выполним первое задание.

Учитель читает текст:

«Человек своей деятельностью наносит природе огромный вред. Ежегодно 300 морских черепах из каждой тысячи погибают, проглотив плавающий в море пластиковый мусор. В Белом море каждые 4 из 100 тюленей гибнут по той же причине. Очень загрязнены Черное и Аральское моря. Реку Дунай называют «сточной канавой» Европы. Мировой океан принадлежит всем. Но он и… ничей. Каждый год в него сваливают миллиарды тонн жидких и твердых отходов. В результате гибнут морские животные, рыба, птицы».

Это только несколько проблем из тех, что существуют в мире.

Задание командам: расскажите об экологических проблемах в нашем крае.

Время обсуждения – 2 мин.

Затем команды выступают со своими рассказами.

В дополнение я хочу привести некоторые данные о состоянии окружающей среды в Оленинском районе Тверской области. Выбросы в атмосферу стационарных источников производят 14 предприятий. В результате в воздушную среду за год поступает восемь тонн загрязняющих веществ. Основная масса выбросов приходится на поселковые котельные – 95% выбросов.

Загрязнены р. Сишка и р. Береза. Очистные сооружения работают неудовлетворительно. Низкое качество питьевой воды способствует возникновению у населения заболеваний органов пищеварения, поражения зубов, заболеваний кишечными инфекциями, вирусным гепатитом «А». Идет незаконная вырубка леса. Только в 2001 г. зарегистрировано 6 случаев, ущерб составил 165,8 тыс. рублей.

Все это губительно сказывается на окружающей нас природе. Надо срочно принимать меры для защиты и охраны природы родного края.

Наше путешествие продолжается. Мы идем дальше! Жарко! А впереди спасительная прохлада. Хотите войти в лесную дубраву и испить чистой воды из ручейка-змеевичка? Тогда выполните задание: вспомните пословицы и поговорки о природе.

Команды поочередно называют пословицы и поговорки.

Привал у д.Зеленая.

Задание: команды должны составить рекламный ролик о необходимости охраны природы.

Река Чистюлька.

Задание: переплыть можно лишь в том случае, если перечислишь меры, которые позволят не загрязнять ее.

Привал на поляне в лесу.

Каждая команда готовит рассказ о пользе лесов, приводит свои примеры их гибели и сокращения площадей.

Озеро Голубое.

Учитель: Хотите искупаться перед тем как вернуться домой? Тогда вспомним о своем домашнем задании. Вероятно, лучше всего можно определить состояние природы, если мы на время сами представим себя деревом, рекой, озером или даже воздухом.

Учащиеся зачитывают свои сочинения.

Учитель: Вот и подошел к концу наш экологический поход. Мы вернулись домой.

Давайте подведем итог нашему путешествию.

Вам понравился наш поход?

А что особенно запомнилось?

Ребята, нужно охранять и защищать природу?

Что вы, дети, можете сделать для охраны природы?

Ребята отвечают на вопросы.

Учитель выставляет и комментирует оценки.

Учитель: Закончить наш урок хочу словами Р.Эмерсона: «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок». Никогда и нигде не наносите вреда природе! Помните об этом, ребята!

Спасибо вам за урок.

Л.НОВИКОВА, учитель Оленинской школы, Тверская область

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Природа не прощает ошибок викторина
  • Приора ошибка b0037
  • Природа не потворствует слабости и не прощает ошибок
  • Приора ошибка 789 на панели
  • Приподнять занавес над этой историей лексическая ошибка