Природа ошибок человека оператора

При анализе причин ошибок человека-оператора на практике прежде всего рассматривается возможность человека при управлении системой «человек — техника». Это в какой-то мере сводит причины ошибок к отрицательным индивидуальным качествам оператора. Однако, как показывает практика, не меньшее число ошибок допускается и вполне успешными (по своим личным качествам) операторами.

Таким образом, на появление ошибок оказывают влияние как индивидуальные характеристики конкретного человека-оператора, так и содержание, условия и организация деятельности человека. Исходя из этого было введено понятие группового фактора, под которым понимают совокупность профессионально значимых психологических, физиологических, антропометрических и социальных особенностей и возможностей человека, присущих всему контингенту операторов определенного профиля деятельности и определяющих особенности конкретных технических средств и отдельных их компонентов.

Классификация причин ошибок операторов, связанных с групповым фактором, представлена в табл. 2.

Классификация причин ошибок человека по групповому фактору


Тип причин

Содержание причин

1. Средства деятельности (элементы рабочего места)

Нерациональная компоновка приборов Недостатки кодирования информации Неудовлетворительная разборчивость текстуры

1.1. Средства отображения информации

Недостаточный угол визирования и время воздействия сигнала Нарушение эргономических требований по яркости, контрастности и т. д.

1.2. Органы управления

Недостатки в конструкции (размеры, форма, характер поверхностей и др.) Нарушение пространственных соотношений (взаимное расположение, группировка) Нерациональная загрузка, инерционность, амплитуда перемещений и т. д.

2. Условия деятельности (факторы внешней среды)

Нарушение геометрических размеров элементов рабочего места, обзора, досягаемости и др. Неудовлетворительные условия обитания (по микроклимату, газовому составу, освещенности и др.) Нарушение эргономических требований к спецснаряжению и одежде Неблагоприятное воздействие климатических факторов Внутригрупповые конфликты, психологическая несовместимость и т. д.

3. Содержание деятельности (выполнение действий, операций)

Чрезмерная информационная загрузка Неоптимальные способы выполнения действий

Нерациональное распределение функций между человеком и автоматикой

Излишне высокий темп работы или монотония и т. д.


4. Организация деятельности (регламентация, управление, обеспечение труда)

Нерациональный режим труда и отдыха

Чрезмерная профессиональная нагрузка в течение дня, недели и т. д.

Неадекватные программы подготовки

Недостатки в руководстве и обеспечении деятельности и т. д.


5. Субъект деятельности (методы и критерии оценки состояния оператора)

Недостатки в профессиональном отборе (медицинском, психологическом) Низкая эффективность психологического и медицинского контроля (экспертизы) и т. д.

Т.о. указанные компоненты отражают степень реализации профессионально важных требований к качествам человека и проявляются в конкретных условиях взаимодействия человека с системами управления (средствами деятельности, орудиями труда) и соответственно определяют эффективность и качество труда.

3. Ошибки и психические процессы.

Одним из основных направлений изучения надежности человека-оператора является анализ причин возникновения ошибок.

Представление о системе психических процессов может стать основой для анализа ошибок. Не будем забывать, что речь идет о субъекте, совершившем действие. В психологии установлены различные типы ошибок:

ошибки восприятия — не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал и пр.;

памяти — забыл, не успел запомнить, не сумел удержать в памяти, сохранить, восстановить, воспроизвести и пр.;

мышления — не понял, не успел схватить, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, не объединил, не обобщил, не сопоставил, не выделил и пр.;

внимания — не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал и пр.

Очевидны ошибки в речи и движениях. Временной характер ошибок может быть зафиксирован с помощью наречий: едва узнал, чуть не заметил, едва заполнил. Аналогичным образом можно выразить пространственные и энергетические ошибки.

Возникновение ошибок на сенсорном уровне определяется четырьмя группами факторов:

1. Уровнем индивидуальной чувствительности соответствующих анализаторов (их адаптационными возможностями, закономерностями взаимодействия разных анализаторов, эффектами маскировки воздействий на них и др.).

2. Физическими характеристиками сигналов (их интенсивностью, длительностью, периодичностью, раздельностью или одновременностью их воздействия и др.).

3. Индивидуальными особенностями человека-оператора (его функциональным состоянием, профессиональной подготовленностью, уровнем мотивации, наличием психологических и физических ограничений и т. п.).

4. Степенью учета в технических средствах систем «человек — техника» (в компоновке технических средств и их органов управления, во внекабинном обзоре и др.) психофизиологических особенностей человека по восприятию информации.

Ошибки восприятия могут быть обусловлены неудовлетворительным инженерно-психологическим решением конструкции приборов, их размещения, компоновки пультов и т. д.

Ошибки памяти:

Ошибочные действия человека-оператора могут быть связаны со «стиранием» в кратковременной памяти необходимой информации последующими событиями, «фрагментным забыванием» привычных действий, «консервированием» в памяти ненужной, уже использованной информации.

В экстремальных ситуациях деятельности так называемые ошибки памяти могут быть связаны с перегрузкой человека информацией, высоким темпом ее поступления, сложностью в представлении и трудностью в запоминании, необходимостью быстрого извлечения большого объема информации для оперативного решения задач и т. д. В ряде случаев ошибки запоминания связываются с использованием слишком укрупненных оперативных единиц информации. К ошибкам запоминания и воспроизведения приводят воздействие разнообразных помех, нарушения в общем функциональном и психическом состоянии человека, низкая профессиональная подготовка и отсутствие средств психологической поддержки человека-оператора в процессе деятельности.

Ошибочные принятия решения в деятельности человека-оператора провоцируют возникновение эффекта:

• «доступности» решения — предпочтение отдается решению, которое реализуется с наименьшей затратой сил;

• «иллюзорной корреляции» решения — выбирается решение, которое успешно использовалось в прошлом;

• «познавательного консерватизма» решения — в процессе принятия решения оператор не использует информацию о дополнительных обстоятельствах, настроившись на определенный выбор решения;

• «познавательного радикализма» решения — на основе вновь поступившего сообщения оператор переоценивает решение и отдает предпочтение тому, которое связано с новой информацией.

Лекция 5.3 Управляющие действия человека — оператора

1. Характеристики и свойства движений человека.

2. Управляющие действия ЧО.

3. Профессиональный опыт

Любое действие состоит из отдельных движений.

Принципиальное отличие движения от действия заключается в том, что действие всегда целенаправленно, а движение не обязательно. Действие выступает содержанием психического акта, а движение — формой.

В структуре человека как субъекта деятельности выделяют четыре уровня двигательной активности:

  1. уровень целостной деятельности;
  2. уровень отдельного действия;
  3. уровень макродвижений, из которых складывается действие;
  4. уровень микродвижений, из которых строятся макродвижения.

Первые два уровня Б.Г. Ананьевым были названы молярными. Они осуществляются в системе связей «субъект — личность». Вторые два уровня — молекулярные и присущи системе связей «субъект — индивид». Каждому уровню активности соответствует свой уровень организации движений.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ

Любое единичное мышечное движение характеризуется показателями точности, скорости и силы.

Точность — пространственная характеристика движения, показывающая, насколько верно в пространстве выполнено движение по отношению к объекту действия.

Скорость — временная характеристика движения, указывающая на быстроту прохождения траектории.

Сила — энергетическая характеристика движения, указывающая на величину физического усилия, прилагаемого при выполнении движения.

Как и любое психическое явление, движение имеет и информационную характеристику, указывающую на специфику конкретного двигательного акта, на его качественное отличие от других движений даже при возможном совпадении первых трех показателей. К сожалению, в науке пока нет специального понятия, отражающего эту сторону движения. В качестве такового предлагается общеизвестная качественная характеристика — модальность. По отношению к мышечному движению ее можно определить как разновидность движения, определяемую органом, исполняющим движение, и целью соответствующего действия. Например, удар по мячу волейболиста рукой, футболиста — ногой. Или удар рукой волейболиста — по мячу, боксера — по сопернику.

Единство всех четырех показателей в одном движении реализуется в его координированности, т.е. согласованности всех параметров с целью получения нужного моторного эффекта.

Любой комплекс единичных движений, будь то повторение одних и тех же двигательных актов или совокупность различных движений, может характеризоваться, более сложными параметрами: темпом и ритмом.

Темп — степень быстроты исполнения движений, измеряемая количеством движений в единицу времени, т. е. частотой.

Но периоды не обязательно должны быть постоянными, что в русском языке отражено словосочетанием «рваный темп».

Ритм — степень упорядоченности движений, заключающаяся в их чередовании с определенной последовательностью и частотой.

ПСИХОМОТОРНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

Рассмотренные характеристики движений преломляются в психомоторной организации человека в его свойства. Терминологически эти свойства обозначают по-разному: «двигательные способности», «двигательные качества», «физические качества», «психомотроные качества (или способности)».

К основным психомоторным свойствам обычно относят:

Сила — предельный уровень физического напряжения (усилия), развиваемого основными группами скелетных мышц индивида.

Быстрота — присущая индивиду скорость (средняя и максимальная) выполнения движений.

Координированность — согласованность различных движений во времени, пространстве и по силе с целью достижения определенного двигательного результата.

Ловкость — высокая степень координированности и быстроты в сочетании с экономичностью и рациональностью движений.

Выносливость — способность к поддержанию заданного уровня двигательных характеристик (силы, скорости, точности, модальности, координированности, темпа, ритма) при длительном или многократном исполнении движений.

Пластичность — согласованность амплитуд движений, позволяющая плавно переходить от одного движения к другому, объединяя их в целостный комплекс с единым выразительным эффектом.

Рабочие движения — это движения по выполнению трудовых операций и профессиональной деятельности.

В структуру рабочих движений могут входить и макро- и микродвижения. В результате многократного повторения множество рабочих движений становятся профессиональными навыками.

Характерной особенностью рабочих движений является их выполнение в специфических условиях трудовой деятельности. Главная же специфика заключается в использовании орудий труда, т. е. различных приспособлений для эффективного воздействия на предмет труда. Орудия труда резко расширяют возможность наших естественных органов по преобразованию действительности. В первую очередь это относится к руке.

Эволюция рабочих движений есть одновременно и процесс исторического развития труда. Три основные характеристики единичных движений (точность, скорость, сила) являются и основными компонентами трудовых действий. На ранних стадиях развития человека ведущей компонентной труда являлся силовой фактор. Движения были сильными, но не точными и не всегда достаточно быстрыми. Человеческий мозг еще не мог в необходимой степени соотнести движение с воображаемым результатом, да и сам образ-цель недостаточно ясно представлялся в сознании в силу низкого уровня развития всей психики. Постепенно с развитием орудийной деятельности силовой фактор все более подчинялся пространственному (точность) и временному (скорость). Крупные силовые движения все более членились на мелкие составные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы удара, нажима, захвата и т. д. Движения становятся дозированными, что требует все более совершенной координированности.

В психолого-технологическом аспекте рабочие движения подразделяют на: общие, специфические, основные, дополнительные, необходимые, лишние, обычные, аварийные, правильные, ошибочные, технологические, поправочные, экономичные, неэкономичные. Спектр рабочих движений практически неисчерпаем, поскольку определяется всей совокупностью трудовых действий.

2. Управляющие действия ЧО.

Все элементарные действия (движения) по мнению А.В. Запорожца разделяют на три группы: рабочие (исполнительные), гностические (ориентировочно-познавательные) и приспособительные (позы, установки и т.п.).

Исполнительное или управляющее действие — это приобретенное в результате обучения и повторения умение (навык) решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления и т. п.) с заданной точностью и скоростью.

С этой целью он использует «выходные каналы»: двигательный (моторный) или речевой.

Методическую основу исполнительных действий составил моторно-временной анализ элементарных действий и операций. Ф. Гилбрет выдвинул идею универсальных микродвижений (терблигов — часть, элемент в серии движений или действия 17 простейших элементов), из комбинаций которых, отличающихся по составу и последовательности терблигов, должна состоять любая операция. Выделение терблигов положило начало стандартизации трудовых функций работающих. Эта идея была использована на заводах Г. Форда, где путем тщательного проектирования весь трудовой процесс сборки был разбит на столь большое число мельчайших операций, что автомобиль собирался, находясь в безостановочном движении. Форд стремился к тому, чтобы рабочий выполнял единственную работу единственным движением.

Обычно исполнительные действия входят в качестве компонента в более широкие структуры трудовой деятельности и обеспечивают ее эффективное выполнение наряду с такими компонентами, как познавательные (когнитивные), включая и принятие решения.

В зависимости от вида трудовой деятельности удельный вес исполнительных действий может быть весьма различен. Эти действия могут совершаться либо эпизодически, либо занимать все рабочее время. Иными словами, в структуре деятельности в целом они могут занимать место основной цели либо выступать в качестве средства ее достижения, например передачи команды, реализации принятого решения и пр. В последнем случае исполнительные, моторные акты, как правило, просты и не требуют длительного научения.

В тех случаях, когда исполнительные действия составляют основное содержание деятельности (работа с ручным инструментом, работа станочника, водительские профессии, работа телеграфиста, оператора ЭВМ, работа в режиме слежения) требуется длительное формирование соответствующих умений и навыков, обеспечивающих своевременное и точное выполнение трудовой деятельности.

В процессе формирования навыков удельный вес движений различной группы в общем двигательном акте изменяется. В самом начале большую долю составляют гностические и приспособительные движения, в дальнейшем они органично перерастают в рабочие. При этом движения делаются более плавными и стабильными.

Меры, которыми определяется эффективность режима работы системы, переносятся на действия человека. К ним относятся меры точности, скорости и надежности.

В.Д. Небылицин выделяет основные характеристики надежности операторского труда:

    • «долговременная» выносливость (сопротивляемость усталости к концу дня и, особенно, при монотонной работе);
    • выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению (например, при авариях необходимо выполнять максимальный объем работ за минимальные сроки);
    • помехоустойчивость (устойчивость внимания);
    • спонтанная отвлекаемость (устойчивость ко внутренним отвлекающим факторам, особенно в условиях пассивного наблюдения у операторов-контролеров);
    • реакция на непредвиденные раздражители (в случае непредвиденного сигнала иногда наблюдается период «психической рефракторности», когда восприятие сужается и концентрируется лишь на источнике этого раздражителя, не замечая другие важные сигналы);
    • переключаемость внимания (сокращение времени на «вхождение» в деятельность по выполнению новой задачи);
    • устойчивость к действию факторов среды (температуре, давлению, влажности, вибрации, шуму, ускорению и т.п.).

3. Профессиональный опыт

Профессиональный опыт

— сложная система, которая внешне выступает как совокупность способов, приемов и правил решения трудовых задач. Их выполнение обеспечивается когнитивными и смысловыми структурами, которые формируются в обучении и профессиональной деятельности и обеспечивают выполнение трудовых функций, поддержание положительного социально-психологического климата и нормального функционирования систем организма.

Профессиональный опыт объединяет настоящее, прошлое и будущее: это и навыки, и представления, и профессиональные умения.

Основные характерные черты профессионального опыта.

1. Профессиональный опыт человека указывает на его профессиональное мастерство, оцениваемое количественными показателями выполнения деятельности (скорость, точность), а не только общим стажем работы.

2. Указывает, как достигнут уровень мастерства: количество упражнений, их характер, заинтересованность, устремленность к высоким достижениям.

3. Профессиональный опыт указывает, как совершенствуются механизмы исполнения и контроля деятельности.

4. Профессиональный опыт включает указания индивидуальных возможностей развития, тренировки, совершенствования.

5. Понятие “опыт” включать полную и подробную качественную и количественную оценку исходного уровня обучаемого. Исходный уровень специалиста может быть высоким, а способность быстро развиваться по требуемому набору свойств — низкой.

Профессиональный опыт может рассматриваться как формирование и приобретение навыка.

Этапы формирования навыка (Платонов К.К.)

  1. Осмысление навыка – отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения; грубые ошибки при попытках выполнения действия.
  2. Сознательное, но неумелое выполнение – отчетливое понимание, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию внимания, множество лишних движений; отсутствие положительного переноса данного навыка.
  3. Автоматизация навыка – качественное выполнение действия при временами ослабевающем внимании; устранение лишних движений, появление положительного переноса навыка.
  4. Высокоавтоматизированный навык – точное, экономичное, устойчивое выполнение действия. Ставшее средством выполнения другого, более сложного действия.
  5. Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения действия; возрождение старых ошибок.
  6. Вторичная автоматизация навыка – восстановление особенностей 4 этапа.

Лекция 6. Функциональные состояния человека оператора

1. ФСЧО его виды и факторы влияющие на него.

2. Фазы ФСЧО.

Литература:

  1. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.: ил.
  2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.: ил.
  3. Кэррол Э. Изард. Психология эмоций. – СПб.: «Питер», 2000. – 464 с.
  4. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: 1964. ***
  5. Носенко Э.Л., Аршава И.Ф. Теоретико-психологические основы компьютерной диагностики эмоциональной устойчивости человека: Монография. – Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 2006. – 236 с.
  6. Носенко Э.Л., Егорова С.Н. Память и эмоциональное состояние: Монография. – Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1996. – 148 с.
  7. Очерки психологии труда оператора. Под ред. Проф. Е.А. Милеряна. М.: Наука 1974. 307 с.
  8. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А.О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., ил.
  9. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1998. – 152с., ил., табл.
  10. Психология состояний. Хрестоматия / Составители Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / Под ред. проф. А.О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – 608 с.

Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической категорией. Его используют и ученые в разных науках (физике, химии, философии, физиологии, психологии, медицине и т. д.), и в обыденной речи.

В общенаучном плане это понятие обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени.

Проблема нормальных состояний человека стала широко и основательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно недавно — с середины XX в. До этого внимание исследователей (главным образом физиологов) было в основном направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность трудовой деятельности и эмоциональных состояний. Постепенно круг выделяемых состояний стал расширяться, чему способствовали запросы практики в области спорта, космонавтики, учебной и трудовой деятельности.

Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В.Н. Мясищев в 1932. Но первая основательная попытка обосновать проблему психических состояний была предпринята Н.Д. Левитовым, в 1964 г. «О психических состояниях человека».

В последующие годы изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния, а психологи — эмоциональные и психические. На самом деле границы между этими состояниями зачастую настолько размыты, что разница имеется только в их названии.

Термин «состояние» относится к числу метапонятий, а не собственно психологических категорий наряду с терминами «функция», «система», «процесс», «свойство» и др.

Существуют различные подходы к пониманию сущности психических (психофизиологических) состояний.

Психическое состояние есть целостная интегральная характеристика деятельности всех ее элементов, участвующих в данном психическом акте, а функциональное состояние характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность (Габдреева, 1981).

В инженерной психологии принято рассматривать функциональные состояния ЧО.

Функциональное состояние

ЧО – это комплекс хар-к функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают его трудовую деятельность, это фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются поведенческие акты.

Каталог

Природа ошибок человека-оператора. На прим. управления трансп. средствами

Природа ошибок человека-оператора. На прим. управления трансп. средствами

Автор:
Котик М. А., Емельянов А. М.

Емельянов А. М.

Природа ошибок человека-оператора

Природа ошибок человека-оператора. На прим. управления трансп. средствами


Полное библиографическое описание

Войдите для заказа услуг

Вы сможете заказать:

  • Доставку книги в удобную Вам библиотеку (из списка)
  • Бронирование (издание 5 дней не будет выдаваться другим читателям)
  • Электронную копию фрагмента издания
  • Подписаться на наличии свободного экземпляра

    • Наличие в библиотеках

    Поиск в других каталогах

    Природа ошибок человека-оператора : На прим. упр. трансп. средствами

    Природа ошибок человека-оператора : На прим. упр. трансп. средствами

    Авторы:

    Котик Михаил Аркадьевич

    Емельянов Александр Михайлович

    Описание:

    Котик М.А., Емельянов А.М. Природа ошибок человека-оператора : На прим. упр. трансп. средствами. — М. : Транспорт, 1993. — 252 с. : ил. ; 21 см. — Библиогр.: с. 243-250

    Примечания:

    В предисл. авт.: М.А. Котик, проф., д. психол., к. т. н., А.М. Емельянов, проф., д. т. н., к. ф.-м. н. . — Библиогр.: с. 243-250

    Дата создания:

    2022-02-06 04:30:39

    Пожалуйста, помогите актуализировать информацию

    Загрузить фотографию актуальной обложки книги

    Дополнить или обновить информацию о книге

    Купить

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Недоступно

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть





    Реферат по теме Природа ошибок человека-оператора : На прим. упр. трансп. средствами

    Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
    Природа ошибок человека-оператора : На прим. упр. трансп. средствами

    Содержание

    • Объявление о покупке
    • Книги этих же авторов
    • Наличие в библиотеках
    • Рецензии и отзывы
    • Похожие книги
    • Наличие в магазинах
    • Информация от пользователей
    • Книга находится в категориях

    Реставрация Природа ошибок человека-оператора : На прим. упр. трансп. средствами

    Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги,
    травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление
    заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков,
    художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки.
    Мелкий ремонт (удаление пятен, плесени) или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги

    Показать контакты

    Объявление о покупке (разыскивается книга)

    Подпишитесь на новые объявления

    Информация от пользователей

    03409cam0a22006014ib4500
    001 BY-NLB-br68961
    005 20220527093401.0
    010 # # $a 5-277-01391-1 
    $d Б.ц. 
    020 # # $a ru 
    $b 94-5429 
    100 # # $a 19940722d1993 u y0rusy50 ||||ca 
    101 0 # $a rus 
    105 # # $a a 000yy 
    109 # # $a da 
    200 1 # $a Природа ошибок человека-оператора на примерах управления транспортными средствами 
    210 # # $a М. 
    $c Транспорт 
    $d 1993 
    215 # # $a 252 с. 
    300 # # $a Библиогр.: с. 243-250 (166 назв.). 
    345 # # $9 5000 экз. 
    606 0 # $3 BY-NLB-ar26494 
    $a ПСИХОЛОГИЯ 
    $2 DVNLB 
    606 0 # $3 BY-NLB-ar6042 
    $a ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ 
    $2 DVNLB 
    606 0 # $3 BY-NLB-ar1423 
    $a АВАРИИ 
    $2 DVNLB 
    606 0 # $3 BY-NLB-ar34451 
    $a ТРАНСПАРТНЫЯ СРОДКІ 
    $2 DVNLB 
    606 0 # $3 BY-NLB-ar6043 
    $a ПАВЕТРАНЫ ТРАНСПАРТ 
    $2 DVNLB 
    606 0 # $3 BY-NLB-ar1424 
    $a АВАРЫІ 
    $2 DVNLB 
    606 0 # $3 BY-NLB-ar34450 
    $a ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА 
    $2 DVNLB 
    606 0 # $3 BY-NLB-ar26495 
    $a ПСІХАЛОГІЯ 
    $2 DVNLB 
    606 0 # $3 BY-NLB-ar2345030 
    $a УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 
    $2 DVNLB 
    675 # # $a 159.9:656.7.085.7 
    $v 3 
    $z rus 
    686 # # $a 73.37.17 
    $2 rugasnti 
    700 # 1 $3 BY-SEK-248068 
    $a Котик 
    $b М. А. 
    $g Михаил Аркадьевич 
    701 # 1 $3 BY-SEK-248069 
    $a Емельянов 
    $b А. М. 
    $g Александр Михайлович 
    801 # 0 $a BY 
    $b BY-HM0000 
    $c 19940722 
    $g psbo 
    801 # 1 $a BY 
    $b BY-HM0000 
    $c 20060314 
    $g psbo 

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок
  • Приора ошибка p1606
  • Природа не прощает ошибок сочинение
  • Приора ошибка p0504 что означает
  • Природа не прощает ошибок пример