Проанализируйте текст найдите ошибки условные рефлексы индивидуальные приспособительные

Министерство образования Ульяновской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский педагогический колледж №4

ПЛАНЫ

ПРАКТИЧЕСКИХ, КОНТРОЛЬНЫХ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Специальность

050144 «Дошкольное образование».

ОП.03

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

Ульяновск, 2012

Рассмотрено на заседании

предметно-методического объединения

преподавателей психолого-педагогических дисциплин и методик начального образования

СОГЛАСОВАНО

Протокол № ___ от « __________ » 201…г.

Заместитель директора по УР ОГБОУ УПК №4

___________________ / Л.М. Антонова

Председатель ПМО

_____________________ / Ю.В.Сальнова

Авторы:

С.А.Буздина — преподаватель высшей квалификационной категории ОГБОУ СПО УПК №4

Рецензенты:

____________________________________________________________________________________

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планы практических, контрольных, самостоятельных занятий являются составной частью рабочей программы по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена,  разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050144 «Дошкольное образование» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. №530). 

В документе представлены планы 2 контрольных работ, 2 самостоятельных работ, 2 практических работ по темам учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена (Дошкольное образование). 

В планах практических занятий для каждой работы:

  • сформулированы  цели с учётом ОК и ПК в рамках УД;
  • представлен перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД;
  • перечислены требования, предъявляемые к обучающимся;
  • указаны необходимые информационные материалы и оборудование;
  • предложены варианты практических заданий разных видов, направленных на формирование профессиональных умений, с эталонами (ответами и образцами выполнения заданий);
  • подготовлены инструкции (алгоритмы, правила, указания) по выполнению работы;
  • разработаны критерии и нормы оценки работы, оценочные листы.

При организации  занятий учитываются уровни усвоения материала, указанные в рабочей программе УД:        

1. Ознакомительный уровень — узнавание ранее изученных объектов и свойств.

2. Репродуктивный уровень — выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством.

3. Продуктивный уровень — планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

  Все планируемые образовательные результаты соотносятся с указанными уровнями. Проверка сформированности каждого из результатов осуществляется с помощью специально разработанных заданий.

2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБУЧАЮЩИМСЯ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа выполняется на практическом занятии по учебной дисциплине  в соответствии с Картой индивидуального освоения образовательной программы по специальности.

Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии обучающегося на практическом занятии по уважительной причине практическая работа выполняется в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем (тьютером).

Обучающийся допускается к выполнению последующей практической работы при наличии оценки за предыдущую.

Обучающийся может быть допущен к дифференцированному зачёту по УД при условии выполнения всех практических работ, внесённых в Карту индивидуального освоения образовательной программы.

В процессе выполнения практической работы обучающийся должен:

  • ознакомиться с рекомендованными информационными материалами;
  • изучить инструкцию (алгоритм, порядок, указания) по выполнению работы;
  • выполнить предложенные задания, чётко следуя инструкции;
  • оформить работу надлежащим образом.

Практические работы выполняются в тетрадях для практических работ по УД или на специальных бланках отчёта в бумажном или электронном виде. Все записи в процессе выполнения работы ведутся аккуратно. Тетради для практических работ (бланки отчёта) хранятся в учебном кабинете.

После выполнения и оформления практической работы обучающийся предъявляет её преподавателю для проверки и оценивания. Оценки за выполнение практической работы заносятся в Оценочный лист и Карту индивидуального освоения образовательной программы обучающегося и учитываются  в процессе промежуточной аттестации по УД.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

                                                     Самостоятельная  работа №1

Тема: Изучение рефлекторной деятельности мозга

Цели работы:

Общие:

  • развивать интерес к изучению рефлекторной деятельности мозга

Частные:

  • закрепить представление обучающихся о рефлекторной деятельности мозга
  • формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития  обучающегося
  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей  и обобщения

Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений            в рамках заявленной темы УД

№ п/п

Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)

Образовательные результаты

Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности

Формируемые

профессиональные умения

1.

Физиология нервной системы:

рефлекс как основная форма нервной деятельности: понятие рефлекса, рефлекторная дуга, условные и безусловные рефлексы

возрастные анатомо-физиологические особенности детей

определять особенности строение и функционирования

Рекомендуемые информационные материалы:

1.Учебники и учебные пособия: Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. — 408с.
2.  Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.

Ресурсы Рунета:

 http://anatomy.ucoz.ru 

http://anatom-samsmu.narod.ru

Оборудование:

Указания к работе:

1.Проанализируйте содержание практического задания.

2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:  

Задание №1.  Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите  ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, ).

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов — 14.

1.

Рефлекс

а

Путь передачи нервного импульса

2.

Безусловный рефлекс

б

Воспринимает воздействия, образует импульс и приносит его в ЦНС

3.

Условный рефлекс

в

Врожденный видовой рефлекс, обеспечивает выживание на ранних этапах жизни

4.

Рефлекторная дуга

г

Проводит импульс от чувствительного нейрона

5.

Чувствительный нейрон

д

Ответная реакция организма на воздействия внешней среды

6.

Вставочный нейрон

е

Приобретенный индивидуальный, может угасать

7.

Двигательный нейрон

ж

Выносит нервный импульс из ЦНС к рабочему органу

Ответы:   1д, 2в, 3е, 4а, 5б, 6г, 7ж                                                  Баллы ______________________

Задание 2. Изучите и проанализируйте виды нейронов, участвующих в осуществлении рефлекса. Результаты анализа занесите в таблицу .

Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонке 3 учебной таблицы оценивается 2 баллами; каждый правильный ответ в колонке 4 оценивается 1 баллом.  

Максимальное количество баллов – 9.

Таблица

№ п/п

Вид нейрона

Функции

Расположение

1

2

3

4

1.

Чувствительный

Воспринимает воздействия, образует нервный импульс и приносит его в ЦНС

Тело нейрона в узлах нервов, отростки в ЦНС

2.

Вставочный

Проводит нервный импульс от чувствительного к двигательному нейрону

ЦНС

3.

Двигательный

Выносит нервный импульс из ЦНС к рабочему органу

ЦНС

Баллы ______________________

Задание №3. Проанализируйте текст, найдите ошибки:

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов — 10.

Условные рефлексы — индивидуальные приспособительные реакции организма, которые быстро формируются под многократным влиянием раздражителей. Они присутствуют у новорожденных, могут вырабатываться и осуществляться без участия коры полушарий большого мозга. Условные рефлексы человека постоянные, они могут исчезнуть, если условный раздражитель не подкреплен безусловным.

Безусловные рефлексы — это врожденные, наследственные, постоянно передаваемые реакции, которые свойственны только человеку. Основными безусловными рефлексами являются сосательные, пищевые, защитные и половые.

Ответ.

Условные рефлексы — индивидуальные приспособительные реакции организма, которые  медленно формируются под многократным влиянием раздражителей. Они отсутствуют у новорожденных, могут вырабатываться и осуществляться только при участии коры полушарий большого мозга. Условные рефлексы человека временные, они могут исчезнуть, если условный раздражитель не подкреплен безусловным.

Безусловные рефлексы — это врожденные, наследственные, постоянно передаваемые реакции, которые свойственны всем животным и человеку. Основными безусловными рефлексами являются сосательные, пищевые, защитные и половые.

Задание №4. Проставьте обозначения.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

1 — нервные окончания чувствительного нейрона в коже; 2— периферический отросток чувствительного нейрона; 3 — нейрит двигательной клетки; 4 — нервное окончание в мышце; 5 — двигательная клетка переднего рога; 6— вставочный нейрон; 7— центральный отросток чувствительного нейрона; 8— спинномозговой узел

Максимальное количество баллов – 16.

Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:

Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

45-49

90-100

5

отлично

40-44

80-89

4

хорошо

35-39

70-79

3

удовлетворительно

менее 35

менее 70

2

неудовлетворительно

Оценочный лист (заполняется преподавателем)

ФИО обучающегося

№ задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

14 баллов

Задание №2

9 баллов

Задание №3

10 баллов

Задание №4

16 баллов

ИТОГО:

49 баллов

Дата проверки ________________________________

Самостоятельная  работа №2

Тема: Анализ возрастных особенностей анализаторов и составление рекомендаций по гигиене слуха и зрения

Цели работы:

Общие:

  • развивать интерес обучающихся  к изучению особенностей анализаторов организации организма

Частные:

  • закрепить представление обучающихся о возрастных особенностях анализаторских

( сенсорных) систем и их гигиене

  • формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития  обучающегося
  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей  и обобщения

Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений            в рамках заявленной темы УД

№ п/п

Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)

Образовательные результаты

Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности

Формируемые

профессиональные умения

1.

Сенсорные системы: возрастные особенности строения глаза, аккомодация ,  нарушения зрения; возрастные особенности органа слуха, гигиена систем

возрастные анатомо-физиологические особенности детей,

 основы гигиены детей, гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

— умение классифицировать

— умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия: 

1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. — 408с.
2.  Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.

Ресурсы Рунета: 

http://anatomy.ucoz.ru 

http://anatom-samsmu.narod.ru

Оборудование:

Указания к работе:

1.Проанализируйте содержание практического задания.

2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:  

Задание №1.  Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите  ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, ).

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов — 12.

1.

Аккомодация

а

Повышение преломляющей силы глаза

2.

Близорукость

б

Полная цветовая слепота

3.

Дальнозоркость

в

Изменение преломляющей силы глаза

4.

Ахромазия

г

Понижение преломляющей силы глаза

5.

Дальтонизм

д

Приспособление к изменениям яркости освещения

6.

Адаптация

е

Нарушение цветового зрения

Ответы:   1в, 2а, 3г, 4б, 5е, 6д,                                                Баллы ______________________

Задание 2. Изучите и проанализируйте возрастные особенности органа слуха и зрения. Результаты анализа занесите в таблицу .

Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках учебной таблицы оценивается 1 баллом.  

Максимальное количество баллов – 18.

Таблица

№ п/п

Часть органа

Особенности

У взрослого человека

При рождении

1

2

3

4

5

1.

Хрусталик

Прозрачная двояковыпуклая линза , измененяет преломление

Диаметр 9 мм, форма вытянутая

Форма округлая, быстро растёт в первый год жизни

2.

Роговица

Выпукловогнутая линза, через которую проникает свет

Толщина 0,8-1,1мм

Толстая, кривизна не меняется

3.

Радужка

Диск со зрачком, меланин определяет цвет глаза

Толщина большая, много пигмента

Выпуклая кпереди, пигмента мало

4.

Барабанная перепонка

Соединительнотканная пластинка, покрыта тонкой кожей, изнутри слизистая оболочка

Расположена косо, под углом 45-55

Относительно велика, наклонена сильнее под углом  35-40

5.

Слуховая труба

Соединяет барабанную полость с глоткой

Длинная и узкая

Прямая, широкая, короткая

6.

Слуховые косточки

В барабанной полости три косточки: молоточек, наковальня, стремечко.

Маленькие косточки

Не изменяются

Баллы ______________________

Задание №3. Проанализируйте информационные материалы и составьте рекомендации по гигиене слуха и зрения.( 15 рекомендаций)

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 3 баллами.

Максимальное количество баллов — 45.

Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:

Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

70-75

90-100

5

отлично

65-69

80-89

4

хорошо

59-64

70-79

3

удовлетворительно

менее 59

менее 70

2

неудовлетворительно

Оценочный лист (заполняется преподавателем)

ФИО обучающегося

№ задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

12 баллов

Задание №2

18 баллов

Задание №3

45 баллов

ИТОГО:

75 баллов

Дата проверки ________________________________

                                Практическая работа № 1

Тема: Изучение отклонений функционирования эндокринных желез

Цели работы:

Общие:

  • развивать интерес к изучению влияния деятельности эндокринных желез на развитие ребёнка

Частные:

  • закрепить представление обучающихся о функционировании эндокринных желез и влиянии  гормонов на развитие ребёнка
  • формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития  обучающегося
  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей  и обобщения

Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений            в рамках заявленной темы УД

№ п/п

Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)

Образовательные результаты

Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности

Формируемые

профессиональные умения

1.

Возрастная эндокринология: железы внутренней секреции, гормоны

возрастные анатомо-физиологические особенности детей,

 влияние  гормонов на созревание и развитие ребенка

— умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия

— умение выделять  особенности

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия: 

1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. — 408с.
2.  Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.

Ресурсы Рунета: 

http://anatomy.ucoz.ru 

http://anatom-samsmu.narod.ru

Оборудование:

Указания к работе:

1.Проанализируйте содержание практического задания.

2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:  

Задание №1.  Установите соответствие между гормоном  и его действием. Запишите  ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, ).

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов — 14.

1.

Соматотропин

а

Регуляция функций щитовидной железы

2.

Тиротропин

б

Обеспечивает рост, умственное и физическое развитие

3.

Вазопрессин

в

Регулирует обменные процессы

4.

Тироксин

г

Регулирует обмен углеводов

5.

Инсулин

д

Стимулирует обмен веществ, влияет на сосуды

6.

Адреналин

е

Регулирует метаболизм кальция и фосфора

7.

Паратгормон

ж

Реабсорбция воды в почках

Ответы:   1в, 2а, 3ж, 4б, 5г, 6д, 7е                                                  Баллы ______________________

Задание 2. Изучите и проанализируйте особенности желез и гормонов.. Результаты анализа занесите в таблицу .

Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках 3, 4 учебной таблицы оценивается 1 баллом; каждый правильный и полный ответ в колонке 5 оценивается 2 баллами.  

Максимальное количество баллов – 58.

Таблица 1

№ п/п

Эндокринная железа

Выделяемые гормоны

Их действия

Отклонения ( болезни)

1

2

3

4

5

1.

Гипофиз

1.Соматотропин

2.Тиротропин

3.Вазопрссин

1.Стимулирует рост костей, обменные процессы

2.Регулирует функцию щитовидной железы

3.Реабсорбция воды в почках

1.Гигинтизм

2.Карликовость

3.Ожирение

4.Похудание

5.Акромегалия- резкий рост какой-то части тела

2.

Щитовидная

1.Тироксин

1.Обеспечивает рост, умственное и физическое развитие

1.Базедова болезнь- потливость, бессонница, раздражительность, припухлость шеи

2.Кретинизм- задержка психического и умственного развития

3.Миксидема- утомляемость, сонливость, сухость кожи, лицо опухшее, ногти ломкие

4.Зоб- разрастание тканей щитовидной железы

3.

Паращитовидные

1.Паратгормон

1.Регулирует метаболизм кальция и фосфора

1.Судороги

2.Размягчение костей

4.

Надпочечники

1. Адреналин

1.Стимулирует обмен веществ, влияет на сосуды

1.Обесвоживание

2.Снижение иммунитета

3.Бронзовая болезнь- истощение, кожа цвета бронзы

5.

Эндокринная часть поджелудочной

1.Инсулин

1.Регулирует обмен углеводов

1.Сахарный диабет

2.Глюкозурия

6.

Эндокринная часть половых желез

1.Эстрадиол, тестостерон

1.Развитие вторичных половых признаков, половое поведение

1.Раннее половое созревание

2.Задержка полового созревания

7.

Эпифиз

1.Полипептиды

1.Регулируют суточный ритм

1.Нарушение суточного ритма

2.На сроки полового созревания

Баллы ______________________

Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:

Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

68-72

90-100

5

отлично

61-67

80-89

4

хорошо

57-60

70-79

3

удовлетворительно

менее 57

менее 70

2

неудовлетворительно

Оценочный лист (заполняется преподавателем)

ФИО обучающегося

№ задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

14 баллов

Задание №2

58 баллов

ИТОГО:

72 балла

Дата проверки ________________________________

Практическая работа № 2

Тема: Составление основных вопросов и ответов  по процессу дыхания

Цели работы:

Общие:

  • развивать интерес обучающихся  к изучению особенности процесса дыхания

Частные:

  • закрепить представление обучающихся о процессе дыхания
  • формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития  обучающегося
  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей  и обобщения

Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений            в рамках заявленной темы УД

№ п/п

Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)

Образовательные результаты

Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности

Формируемые

профессиональные умения

1.

Дыхательная система: возрастные особенности строения и функции органов дыхания, регуляция дыхания и её возрастные особенности

возрастные анатомо-физиологические особенности детей,

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека

— умение выделять основное содержание

— уметь правильно сформулировать вопрос и правильно на него ответить

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия: 

1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. — 408с.
2.  Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.

Ресурсы Рунета: 

http://anatomy.ucoz.ru 

http://anatom-samsmu.narod.ru

Оборудование:

Указания к работе:

1.Проанализируйте содержание практического задания.

2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:  

Задание №1.  Проанализируйте информационные материалы и составьте 13 основных вопросов с ответами.

Критерии оценки: каждый правильный вопрос оценивается 2 баллами, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 39.

Ответ.

1.

Что такое дыхание?

Процесс газообмена между организмом и внешней средой.

2.

Из каких составляющих состоит газообмен?

Из трёх составляющих: внешнее дыхание, транспорт газов, внутренне дыхание.

3.

Как происходит внешнее дыхание?

Выполняется дыхательной системой. Через стенки альвеол и капилляры кислород поступает в кровь, а углекислый газ из крови выводится в альвеолы. И далее из организма.

4.

Как осуществляется транспорт газов?

Совершается кровью по кровеносным сосудам, кислород разносится по организму, а углекислый газ собирается.

5.

Где происходит внутреннее дыхание?

Газообмен происходит между кровью и тканями

6.

Как происходит вдох?

Дыхательные мышцы сокращаются, грудная клетка приподнимается и расширяется, лёгкие растягиваются, давление в лёгких понижается, воздух устремляется в лёгкие.

7.

Как происходит выдох?

Дыхательные мышцы расслабляются, грудная клетка опускается , лёгкие уменьшаются в размерах, давление в лёгких повышается, воздух устремляется из лёгких.

8.

Что такое жизненная ёмкость лёгких?

Объём воздуха, состоящий из дыхательного объёма, резервного объёма вдоха, резервного объёма выдоха.

9.

По каким законам происходит газообмен в лёгких?

Во вдыхаемом воздухе- в альвеолах концентрация кислорода намного выше, чем в венозной крови, протекающей по лёгочным капиллярам. Поэтому кислород легко выходит из альвеол в кровь, где он быстро вступает в соединение с гемоглобином эритроцитов. Одновременно углекислый газ, концентрация которого в венозной крови капилляров высокая, диффундирует в альвеолы, где давление ниже.

10.

Что способствует интенсивному газообмену?

Интенсивному газообмену между воздухом альвеол и кровью способствует малая толщина барьера между стенкой альвеолы и стенкой капилляра.

11.

С помощью чего происходит перенос газов в организме?

С помощью гемоглобина, который вступает в соединение с кислородом и углекислым газом.

12.

Чем опасно соединение с окисью углерода?

Образуется карбоксигемоглобин, организм испытывает дефицит в поступлении кислорода, человек задыхается и может погибнуть.

13.

Как называется состояние, при котором уменьшается содержание гемоглобина в крови?

Анемия.

                                                                                                                           Баллы ______________________

Задание №2. Проанализируйте текст, найдите ошибки.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом..

Максимальное количество баллов – 6.

В легких кровь из артериальной  превращается в венозную, богатую СО2. и бедную О2. Венозная кровь поступает в ткани, где в результате беспрерывно проходящих процессов используется О2 и образуется СО2. В тканях напряжение О2 близко к нулю, а напряжение СО2 около 60 мм рт. ст. В результате разности давления СО; из ткани диффундирует в кровь, а О2 — в ткани. Кровь становится артериальной  и по венам поступает в легкие, где цикл обмена газов повторяется вновь.

Ответ.

В легких кровь из венозной превращается в артериальную, богатую О2 и бедную СО2. Артериальная кровь поступает в ткани, где в результате беспрерывно проходящих процессов используется О2 и образуется СО2. В тканях напряжение О2 близко к нулю, а напряжение СО2 около 60 мм рт. ст. В результате разности давления СО; из ткани диффундирует в кровь, а О2 — в ткани. Кровь становится венозной и по венам поступает в легкие, где цикл обмена газов повторяется вновь.

Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:

Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

41-45

90-100

5

отлично

36-40

80-89

4

хорошо

30-35

70-79

3

удовлетворительно

менее 30

менее 70

2

неудовлетворительно

Оценочный лист (заполняется преподавателем)

ФИО обучающегося

№ задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

39 баллов

Задание №2

6 баллов

ИТОГО:

45 баллов

Дата проверки ________________________________

Контрольная работа № 1

Тема: Нервная система

Цели работы:

Общие:

  • проверить знания студентов по теме « Нервная система»

Частные:

  • закрепить представление обучающихся о  строении, значении разных отделов нервной системы
  • обобщить особенности функционирования нервной системы
  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей  и обобщения

Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений            в рамках заявленной темы УД

№ п/п

Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)

Образовательные результаты

Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности

Формируемые

профессиональные умения

1.

Общий план строения и значение нервной системы: значение, структура, нервные центры, нейрон, основные свойства и функции нервной системы: раздражимость, возбудимость, синапсы

— закрепить основные понятия и определения

— умение найти правильное  определение

— умение выделить основные свойства

2.

Рефлекс как основная форма нервной деятельности: понятие рефлекса, рефлекторная дуга

— закрепить представление о рефлекторной деятельности мозга

— умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия

3.

Условные и безусловные рефлексы: отличия условных рефлексов от безусловных, биологическое значение условных рефлексов, условия и механизм образования условного рефлекса, торможение, динамический стереотип.

— закрепить знания отличительных признаков рефлексов и особенностях их проявлений

— умение заполнять таблицы

— умение классифицировать понятия и признаки

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия:

  1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. — 408с.
    2.  Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.

Указания к работе:

1.Проанализируйте содержание тестового задания.

2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

3.Выполните задания контрольной работы своего варианта с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Задание к контрольной работе с ответами и эталонами:  

Задание. Выполните задания теста по вариантам .

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается  от 1 до 8 баллов.

Максимальное количество баллов — 50.

1 вариант.

1.Раздражимость- это:

А) способность под влиянием факторов внутренней и внешней среды переходить из состояния покоя в состояние активности

Б) способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением

2.Где расположен медиатор( химическое вещество)

А) синаптическая щель

Б) клеточные мембраны

В) синаптические пузырьки

3.Для образования условного рефлекса необходимо

А) условный раздражитель, безусловный раздражитель, повторение

Б) условный раздражитель, доминанта

Б) доминанта

4.Что не относится к рефлекторной дуге

А) рецептор

Б) раздражитель

В) вставочный нейрон

Г) чувствительный нейрон

5.При длительном стоянии мы постоянно перемещаем тяжесть тела то на правую , то на левую ногу. Это перемещение находится под контролем какого отдела мозга

А) средний мозг

Б) продолговатый мозг

В) промежуточный мозг

6.Обиженный ребенок плачет, его заставляют читать, он продолжает плакать. Какое явление нервной системы проявляется у плачущего ребенка

А) динамический стереотип

Б) доминанта

7.Что относится к нейрону

А) доминанта, аксон, дендрит

Б) аксон, дендрит, нервный центр

В) аксон, дендрит, тело клетки, ядро

8.Обратная связь- это:

А) вторичная импульсация, направленная на исправление допущенных ошибок

Б) реакция на действие раздражителей

9.В ЦНС расположены

А) чувствительный и вставочный нейроны

Б) вставочный и двигательный нейроны

В) чувствительный и  двигательный нейроны

10.Заполнить таблицу по сравнению рефлексов

 Безусловные рефлексы

 Условные рефлексы

1.

 1.

2.

 2.

3.

 3.

4.

 4.

11.Возбудимость- это:

А) способность под влиянием факторов внутренней и внешней среды переходить из состояния покоя в состояние активности

Б) способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением

12.Условный рефлекс- это:

А) нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования на внешнюю среду

Б) нервный механизм, обеспечивающий выживание на ранних этапах жизни

13.Какие рефлексы регулируют центры продолговатого мозга

А) ориентировка, координация движений

Б) слюноотделение, кашель, чихание

В) слюноотделение, ориентировка

14.Где расположен вставочный нейрон

А) между чувствительным и двигательным нейронами

Б) между двигательным и эфферентным нейронами

В) между рецептором и чувствительным нейроном

15.При закрытых глазах здоровый человек легко указательным пальцем дотронется до кончика носа. Какой отдел мозга это контролирует

А) средний мозг

Б) мозжечок

В) продолговатый мозг

16.Ребенок сделал ошибку при письме. Посмотрел учебник и исправил ошибку. Какой принцип работы нервной системы проявился

А) обратная связь

Б) доминанта

17.Что  относится к рефлекторной дуге

А) рецептор, раздражитель, двигательный нейрон

Б) раздражитель, вставочный нейрон, чувствительный нейрон

В) вставочный нейрон, чувствительный нейрон

18.Какой из отделов головного мозга является продолжением спинного мозга

А) мозжечок

Б) продолговатый мозг

В) промежуточный мозг

19.Для образования условного рефлекса необходимо

А) условный раздражитель, безусловный раздражитель, повторение

Б) условный раздражитель, доминанта

Б) доминанта

20.Заполнить таблицу по видам нейронов рефлекторной дуги

Название нейрона

 Расположение нейрона

1.

1.

2.

2.

3.

3.

                                                        1 вариант.

1.А                           2 балла

2.В                           1

3.А                           2

4.Б                           1

5.А                          3

6.Б                          3

7.В                          2

8.А                          2

9.Б                          2

10.                          8

Безусловные рефлексы

 Условные рефлексы

1.Видовые

 1.Индивидуальные

2.Проявляются на свойственные раздражители

 2.Образуются на разные раздражители

3.Обеспечивают приспособление на ранних этапах жизни

 3.Обеспечивает приспособление в течение всей жизни

4.Регулирующие центры расположены в спинном мозге и стволе головного мозга

 4. Регулирующие центры расположены в высших отделах( кора и подкорковые образования)

11.Б                         2

12.А                        1

13.Б                         2

14.А                        1

15.Б                         3

16.А                         3

17.В                         2

18.Б                         2

19.А                        2

20.                           6

Название нейрона

 Расположение нейрона

1.чувствительный

1.в узлах ( ганглиях)

2. вставочный

2.в ЦНС

3.двигательный

3.в ЦНС

                                                       2 вариант.

1.Нервное волокно- это:

А) нервное окончание, покрытое оболочкой

Б) аксон, покрытый оболочкой

2.Какие области коры больших полушарий регулируют ориентацию в пространстве и конструктивную деятельность

А) сенсорные

Б) моторные

В) ассоциативные

3 .Какой из отделов головного мозга является продолжением спинного мозга

А) мозжечок

Б) продолговатый мозг

В) промежуточный мозг

4. В ЦНС расположены

А) чувствительный и вставочный нейроны

Б) вставочный и двигательный нейроны

В) чувствительный и  двигательный нейроны

5.У больного ребенка нарушена координация движений, движения его резки, отрывисты, при ходьбе он шатается. Какой отдел мозга у него поврежден

А) средний мозг

Б) мозжечок

В) продолговатый мозг

6.Ребенок привык  готовить уроки за столом, где постоянно разбросаны учебные принадлежности. Какое явление нервной системы проявляется

А) динамический стереотип

Б) доминанта

В) обратная связь

7.Что входит в строение синапса

А) синаптическая щель, медиатор, нервное волокно

Б) пресинаптисеский отдел, медиатор, нервное волокно

В) пресинаптический и постсинаптические отделы, пузырьки с медиатором

8.Какие области коры больших полушарий регулируют речь, абстрактное мышление

А) сенсорные

Б) моторные

В) ассоциативные

9.Какие рефлексы регулируют центры продолговатого мозга

А) ориентировка, координация движений

Б) слюноотделение, кашель, чихание

В) слюноотделение, ориентировка

10.Заполнить таблицу по торможению условных рефлексов

  Виды торможения

Особенности проявления

1.

 1.

2.

 2.

3.

 3.

4.

 4.

11.Нервный центр- это:

А) сложное функциональное объединение нейронов, расположенных в ЦНС, регулирующих функции

Б) сложная структурная и функциональная единица нервной системы

12.Высшей нервной деятельностью является

А) совокупность сложных форм деятельности коры и подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие организма с внешней средой

Б) нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования на внешнюю среду

13. Какие области коры больших полушарий регулируют речь, абстрактное мышление

А) сенсорные

Б) моторные

В) ассоциативные

14. Обратная связь- это:

А) вторичная импульсация, направленная на исправление допущенных ошибок

Б) реакция на действие раздражителей

15.Произошло повреждение продолговатого мозга. Что произойдёт с пострадавшим

А) нарушится координация движений

Б) дыхание станет учащенным, повысится внутричерепное давление

В) дыхание и сердцебиение прекратится

16.Ребенок ищет линейку в новом пенале и не находит (в новый пенал линейка не помещается). Какой рефлекс проявляется

А) Безусловный рефлекс

Б) условный рефлекс

В) ориентировочный рефлекс

17.Что необходимо для образования условного рефлекса

А) условный раздражитель, безусловный раздражитель

Б) условный раздражитель, безусловный раздражитель, сочетание этих раздражителей

18.Что  относится к рефлекторной дуге

А) рецептор, вставочный нейрон, чувствительный нейрон, раздражитель

Б) раздражитель, рецептор

В) вставочный нейрон,  чувствительный нейрон, рецептор

19. Где не может быть  расположен вставочный нейрон

А) между чувствительным и двигательным нейронами

Б) между рецептором и чувствительным нейроном

20. Заполнить таблицу по типам ВНД

  Тип ВНД по Гиппократу

Тип ВНД по Павлову

1.

 1.

2.

 2.

3.

 3.

4.

 4.

                                                        2 вариант.

1.Б                            2 балла

2.В                            1

3.Б                            2

4.Б                            1

5.Б                            3

6.А                           3

7.В                           2

8.В                           2

9.Б                           2

10.                           8

  Виды торможения

Особенности проявления

1.Индукционное

 1.При появлении нового раздражителя

2.Запредельное

 2.При длительнодействующим раздражителе

3.Угасание

 3. При неподкреплении условного раздражителя

4.Дифференцирование

 4.При действии разных, но схожих раздражителей

11.А                          2

12.А                           1

13.В                           2

14.А                           1

15.В                           2

16Б                            2

17.Б                           2

18.В                           2

19.Б                           2

20.                             8

  Тип ВНД по Гиппократу

Тип ВНД по Павлову

1.Сангвиник

 1.Сильный уравновешенный подвижный

2.Холерик

 2.Сильный неуравновешенный

3.Флегматик

 3.Сильный уравновешенный инертный

4. Меланхолик

 4.Слабый

Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:

Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

45-50

90-100

5

отлично

40-44

80-89

4

хорошо

35-39

70-79

3

удовлетворительно

менее 35

менее 70

2

неудовлетворительно

Оценочный лист (заполняется преподавателем)

ФИО обучающегося

№ задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание

50баллов

ИТОГО:

50 баллов

Дата проверки ________________________________

Контрольная работа №2

Тема: Сердечно- сосудистая система

Цели работы:

Общие:

  • проверить знания обучающихся

Частные:

  • закрепить представление обучающихся о сердечно- сосудистой системе и особенностях крови
  • совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей  и обобщения

Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений            в рамках заявленной темы УД

№ п/п

Наименование учебных элементов

(дидактических единиц)

Образовательные результаты

Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности

Формируемые

умения

1.

Сердечно-сосудистая система и кровь.

— основные понятия :  состав крови, система кровообращения, сердечный цикл

 —определять  роль и значение

— умение заполнять таблицы

— умение классифицировать понятия и признаки

— умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия

Рекомендуемые информационные материалы:

Учебники и учебные пособия: 

  1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. — 408с.
    2.  Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.

3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.

Ресурсы Рунета: 

http://anatomy.ucoz.ru 

http://anatom-samsmu.narod.ru

Оборудование:

Указания к работе:

Проанализируйте содержание практического задания.

Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.

На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.

Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.

Задания к практической работе с ответами и эталонами:

Вариант 1.

Задание №1. Выбрать правильный ответ.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов – 16.

1. Кровь – это:

А) раствор органических веществ

Б) раствор неорганических веществ

В) раствор неорганических и органических веществ

Г) жидкая соединительная ткань

2. Средняя продолжительность жизни эритроцита:

А) несколько часов

Б) до 10 дней

В) до месяца

Г) до 4 месяцев

3. В норме в 1 мл крови содержится эритроцитов :

А) 4-5 тыс.

Б) 40-50 тыс.

В) 400-500 тыс.

Г) 4-5 млн.

4. Клетки крови, способные выполнять функцию за пределами кровеносного русла:

А) эритроциты и тромбоциты

Б) тромбоциты и лейкоциты

В) лейкоциты и эритроциты

Г) эритроциты

Д) лейкоциты

5. Форменные элементы крови, участвующие в переносе углекислого газа:

А) эритроциты и лейкоциты

Б) тромбоциты и эритроциты

В) тромбоциты и лейкоциты

Г) лейкоциты

Д) другое решение

6. Карбоксигемоглобин вещество, образующееся при взаимодействии гемоглобина с:

А) углекислый газ

Б) кислород

В) угарный газ

7. В состав молекулы гемоглобина входит:

А) железо

Б) магний

В) медь

8. Больше половины крови находится в:

А) сердце и артерии

Б) сердце и капилляры

В) артерии

Г) капилляры и артерии

Д) вены

Ответы:   1г, 2г, 3г, 4д, 5д, 6а, 7а, 8д                                                  Баллы ______________________

Задание №2. Выбрать правильный ответ.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов – 16.

1.В начале легочного ствола расположен клапан:

А) одностворчатый

Б) двустворчатый

В) полулунный

Г) все верно

2. Кровь в правое предсердие поступает по венам, это кровь:

А) венозная

Б) артериальная

В) смешанная

3.Сердечный цикл  включает:

А) сокращение предсердий и общая пауза перед сокращением желудочков

Б) пауза перед сокращением желудочков и сокращение желудочков

В) сокращение предсердий и желудочков

Г) сокращение предсердий и желудочков, общая пауза

4.Артерия, по которой течет венозная кровь:

А) почечная

Б) печеночная

В) бедренная

Г) легочная

5. Наиболее быстрый ток крови в:

А) капиллярах

Б) полых венах

В) аорте

6. Артерии- это сосуды, по которым течет кровь:

А) артериальная

Б) венозная

В) смешанная

Г) артериальная, венозная

7. Кровь выносится из правого и левого желудочков по сосудам, их кол-во:

А) 1и1

Б) 2и2

В) 3и3

Г) 2и3

Д) 3и2

8. Причина нарушения сердечной деятельности у детей:

А) ангина

Б) грипп

В) глисты

Г)  хронический насморк

Д) все верно

Ответы:   1г, 2а, 3г, 4г, 5в, 6г, 7а, 8д    

                                                                                                                                    Баллы ______________________

Задание 3. Заполнить таблицу

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.  

Максимальное количество баллов – 9.

Фаза сердечного цикла

Продолжительность

Движение крови

1. Систола предсердий

0,1 сек

Кровь поступает из предсердий в желудочки

2. Систола желудочков

0, 3 сек

Кровь поступает из желудочков в артерии

3. Общая пауза

0, 4 сек

Кровь поступает в предсердия

Задание №4Ответить на вопросы

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов — 8.

Вопрос1. Какую роль выполняют  лейкоциты в участке воспаления?

Они уничтожают микробы , при этом сами погибают.

Вопрос 2. Большой круг кровообращения начинается в ….( левом желудочке), а заканчивается в…..( правом предсердии)

Вопрос 3. Масса сердца взрослого человека…..( 250-300гр), а при рождении….( 20-24гр).

Вопрос 4. Частота сердечных сокращений у детей до года….( 100-140 в минуту), а у взрослого …(60-70 в минуту).

Баллы ______________________

Вариант 2.

Задание №1. Выбрать правильный ответ.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов – 16.

1.Кровь относят к тканям:

А ) мышечным

Б) покровным

В) соединительным

Г) другое решение

2. Средняя продолжительность пребывания тромбоцитов в кровотоке:

А)  1-4 дня

Б) 5-11 дней

В) 14-20 дней

Г) 22-30 дней

3. В норме в 1мл. крови находится лейкоцитов:

А) 4-9млн

Б) 40-90 млн

В) 49-90 млн

Г) 400-900 тыс

Д) 4-9 тыс

4. Перенос углекислого газа в крови осуществляется:

А) эритроцитами и лейкоцитами

Б) лейкоцитами и тромбоцитами

В) тромбоцитами

Г) плазмой и эритроцитами

5. Эритроциты содержат:

А) красящее вещество

Б) многочисленные митохондрии

В) белок фибрин

6. Кровь из венозной превращается в артериальную в :

А) предсердиях

Б) желудочках

В) капиллярах большого круга

Г) капиллярах малого круга

Д) капиллярах большого и малого кругов

7. Клетки крови являются носителями веществ, обеспечивающих свертывание:

А) эритроциты и тромбоциты

Б) тромбоциты и лейкоциты

В) лейкоциты и эритроциты

Г) тромбоциты

Д) лейкоциты

8. Органы- депо крови:

А) сердце и легкие

Б) легкие и почки

В) почки, печень, селезенка

Г) сердце, печень, легкие

Д) легкие, кожа, селезенка, печень

Ответы:   1в, 2г, 3гд 4г, 5а, 6г, 7аг, 8д    

                                                                                                                 Баллы ______________________

Задание №2. Выбрать правильный ответ.

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов – 16.

1.В сердце между предсердиями и желудочками находится клапан:

А) одностворчатый

Б) двустворчатый

В) трехстворчатый

2. В начале аорты расположен клапан:

А)  одностворчатый

Б) двустворчатый

В) трехстворчатый

Г) полулунный

3. Кровь, поступающая по венам в левое предсердие:

А) венозная

Б) артериальная

В) смешанная

4. Вена, по которой течет артериальная кровь:

А) верхняя полая

Б) нижняя полая

В) печеночная

Г) легочная

5. Наиболее высокое кровяное давление в :

А) артериях

Б) капиллярах

В) венах

6. Наименьшая скорость крови в :

А) артериях

Б) капиллярах

В) венах

7. Продолжительность фаз сердечного цикла:

А) 0,9

Б) 0,5

В) 0,8

8. Автоматизм сердца :

А) способность сердца замедлять свою работу при раздражении одних нервов и усиливать- при раздражении других

Б) способность усиливать свою деятельность под действием адреналина

В) способность ритмически сокращаться без внешних раздражителей

Ответы:   1б, 2г, 3б, 4г, 5а, 6б, 7в, 8в   

                                                                                                               Баллы ______________________

Задание 3. Заполнить таблицу

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.  

Максимальное количество баллов – 9.

Фаза сердечного цикла

Состояние  предсердий

Состояние желудочков

1. Систола предсердий

Сокращаются

Расслабляются

2. Систола желудочков

Расслабляются, закрыты со стороны предсердий

Сокращаются

3. Общая пауза

Расслабляются

Расслабляются

Задание №4. Ответить на вопросы

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

Максимальное количество баллов — 8.

1.Какие клетки крови могут выходить из кровеносных сосудов и для чего?

Это лейкоциты, они являются по функциям фагоцитами и выходят из сосудов к местам внедрение инородных веществ. Например, к занозе на руке.

  1. Малый круг кровообращения начинается в… ( правом желудочке), а заканчивается в… ( левом предсердии).
  2. Форма сердца у взрослого человека имеет форму …( усеченный конус), а у новорожденного..( шарообразное).
  3. Норма кровяного давление у взрослого человека…( 120-80 мм рт столба), а у подростка…( 110-70 мм рт столба).

Баллы ______________________

Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:

Количественная оценка

Качественная оценка

Баллы

Процентные показатели

Отметка

Вербальный аналог

45-55

90-100

5

отлично

40-44

80-89

4

хорошо

35-39

70-79

3

удовлетворительно

менее 35

менее 70

2

неудовлетворительно

Оценочный лист (заполняется преподавателем)

ФИО обучающегося

№ задания

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

Процент результативности выполнения задания

Отметка,

подпись преподавателя

Задание №1

16 баллов

Задание №2

16 баллов

Задание №3

9 баллов

Задание №4

8 баллов

ИТОГО:

55 баллов

Дата проверки ________________________________

Практическая работа на тему: «Нервная
система
»

Цель:изучить
строение и функции нервной системы; изучить строение и функции головного мозга.

Материал: материал учебника;лекционный материал

Ход работы

Задание  1.Запишите
определения

Нервная система_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Дендриты
___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Аксоны
_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Серое вещество
______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Белое
вещество_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Рецепторы___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Синапсы
____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Нейрон
_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Нейроглия
__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Нервы
______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Нервные узлы
_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Рефлекс
_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Рефлекторная дуга
___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Укажите название и функции структурных частей нейрона на
рисунке 1:

Рисунок 1- Строение нейрона

Задание 2. Изучите и проанализируйте виды нейронов, участвующих в осуществлении
рефлекса. Результаты анализа занесите в таблицу.

Таблица

№ п/п

Вид нейрона

Функции

Расположение

1.

Чувствительный

2.

Вставочный

3.

Двигательный

Задание 3.Заполните схему: «Классификация
нервной системы»

Морфологическое
деление НС

 

Функциональное
деление НС

Задание  4.Расскажите
о спинном мозге используя следующий план:

Форма
_______________________________________________________________________

Длина
________________________________________________________________________

Масса
________________________________________________________________________

Расположение
_________________________________________________________________

Число спинно-мозговых
нервов __________________________________________________

Две основные функции
спинного мозга ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

Схема поперечного
разреза спинного мозга. Подпишите все его отделы, используя схему.

http://prezentacii.info/wp-content/uploads/2015/11/lIOg8ywazvn2DJEf/7.jpg

1____________________________

2____________________________

3____________________________

4____________________________

5____________________________

6____________________________

7____________________________

8____________________________

Задание 5.Заполните схему: «Строение головного
мозга

Надпись: Головной мозг

Схема
разрезаголовного мозга.  Подпишите все его отделы, используя схему.

Задание 6.Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите
ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели
(например, ).

1.

Рефлекс

а

Путь передачи нервного импульса

2.

Безусловный рефлекс

б

Воспринимает воздействия, образует импульс и
приносит его в ЦНС

3.

Условный рефлекс

в

Врожденный видовой рефлекс, обеспечивает
выживание на ранних этапах жизни

4.

Рефлекторная дуга

г

Проводит импульс от чувствительного нейрона

5.

Чувствительный нейрон

д

Ответная реакция организма на воздействия
внешней среды

6.

Вставочный нейрон

е

Приобретенный индивидуальный, может угасать

7.

Двигательный нейрон

ж

Выносит нервный импульс из ЦНС к рабочему
органу

Ответы: ______________________________

Задание 7.Проанализируйте текст,
найдите ошибки:

Условные рефлексы — индивидуальные приспособительные реакции организма,
которые быстро формируются под многократным влиянием раздражителей. Они
присутствуют у новорожденных, могут вырабатываться и осуществляться без участия
коры полушарий большого мозга. Условные рефлексы человека постоянные, они могут
исчезнуть, если условный раздражитель не подкреплен безусловным.

Безусловные рефлексы — это врожденные, наследственные, постоянно
передаваемые реакции, которые свойственны только человеку. Основными
безусловными рефлексами являются сосательные, пищевые, защитные и половые.

Ответ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание
8.
Запишите определения
и приведите примеры.

Безусловные рефлексы
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры 
_________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условные  рефлексы
_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры 
_________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Запишите определение

Торможение ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Возбуждение
____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Каково биологическое значение торможения_____________________________________________

________________________________________________________________________________________

Сон  ____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Каково
биологическое значение сна
_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Найдите ошибки в тексте. Укажите номера ошибочных суждений и исправьте их.
1) В основе нервной деятельности человека лежат условные и безусловные рефлексы. 2) Безусловные рефлексы передаются по наследству, а их дуги проходят через кору больших полушарий. 3) У разных людей безусловные рефлексы практически не отличаются. 4) Условные рефлексы приобретаются в течение жизни и потом передаются потомству. 5) Условные рефлексы приспосабливают организм человека к изменяющимся условиям внешней среды. 6) Если условный рефлекс не используется длительное время, то он разрушается и полностью исчезает.

Автор: Гость

3987. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Кора больших полушарий образована серым веществом. (2)Серое вещество состоит из скопления длинных отростков нейронов. (3)Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли. (4)В коре располагается проводниковый отдел анализатора. (5)Слуховая зона находится в теменной доле. (6)Зрительная зона находится в затылочной доле коры головного мозга. (7)Центр речи расположен в лобной доле больших полушарий.

Добавить в избранное

Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 5:

2) Серое вещество коры больших полушарий представлено телами нейронов
4) В коре больших полушарий располагается центральный отдел анализатора
5) Слуховая зона (центральный отдел слухового анализатора) располагается в височной доле коры больших полушарий

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 3987.

3965. Как изменится объем выделяемой слюны при виде лимона и отсутствии упоминания о нем?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) не изменится
2) уменьшится
3) увеличится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Задание ЕГЭ по биологии

Добавить в избранное

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 3965.

3820. Укажите не менее четырех особенностей условных и безусловных рефлексов.

Добавить в избранное

1) Безусловные рефлексы характерны для всех представителей вида, условные — индивидуальны
2) Безусловные рефлексы — врожденные, условные — приобретенные
3) Безусловные рефлексы постоянны, не угасают в течение жизни, условные — могут угасать
4) Центры безусловных рефлексов располагаются в стволе мозга (в частности в спинном мозге), центры условных рефлексов — в коре головного мозга

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 3820.

3752. Установите соответствие между характеристиками и видами рефлексов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) непостоянны, способны угасать
Б) постоянны, сохраняются в течение всей жизни
В) свойственны всем представителям данного вида
Г) приобретенные в процессе жизнедеятельности
Д) передаются потомству в поколениях
Е) обеспечивают приспособление к меняющимся условиям внешней среды

ВИДЫ РЕФЛЕКСОВ

1) условный
2) безусловный

Добавить в избранное

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 3752.

3537. Иногда в начале курса дрессировки собака может перестать слушаться команд
своего хозяина. Объясните причины подобного поведения с точки зрения высшей нервной деятельности.

Добавить в избранное

1) В случае, если условный рефлекс давно не подкреплялся лакомством — безусловным раздражителем, он может затормозиться (условное торможение)
2) Собака во время выполнения команды может отвлечься на другой более сильный раздражитель, например, если увидит кошку (безусловное торможение)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 3537.


Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще

было в ЕГЭ

в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах

Категория

Атрибут

Всего: 75    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–75

Добавить в вариант

Задания Д13 № 3604

i

Пример условного рефлекса у кошки

1) выделение слюны во время еды

2) отдергивание лапы при ожоге

4) реакция на резкий звук


Задания Д13 № 3608

i

Если не подкреплять условный рефлекс безусловным, то у собаки

1) формируется новый безусловный рефлекс

2) исчезают безусловные рефлексы

3) приобретается новый условный рефлекс

4) наступает торможение условного раздражителя


Задания Д17 № 5605

i

Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в

1) коре больших полушарий

4) среднем мозге


Задания Д17 № 5622

i

Пример элементарной рассудочной деятельности

1) отдергивание руки при соприкосновении с горячим предметом

2) подкарауливание хищником своей добычи в засаде

3) вскармливание животными своих детенышей

4) речь попугая


Задания Д17 № 5630

i

Пример саморегуляции организма

1) учащение сердцебиения в душной комнате

2) поворот головы на резкий звук

3) реакция на внезапный лай собаки

4) условный рефлекс на запах любимого блюда


Задания Д17 № 5801

i

Условный рефлекс

1) наследуется потомством, но не сохраняется в течение жизни

2) легко приобретается и теряется организмом в течение жизни

3) наследуется потомством от родителей и сохраняется в течение

4) является постоянной реакцией организма на строго определенные раздражители внешней среды


Задания Д17 № 5803

i

Слюноотделение у человека при виде лимона  — рефлекс


Задания Д17 № 5804

i

Условные рефлексы у человека образуются в процессе

1) индивидуального развития

3) исторического развития

4) образования зародыша


Задания Д17 № 5805

i

Примером условного рефлекса является

1) выделение слюны при виде разрезанного лимона

2) выделение слюны во время кормления

3) сужение зрачка при воздействии сильного света

4) отдергивание руки при внезапном уколе


Задания Д17 № 5807

i

Реакция ребёнка на бутылочку с молоком  — это рефлекс, который

1) передаётся по наследству

2) формируется без участия коры больших полушарий

3) приобретаются в течение жизни

4) сохраняется в течение всей жизни


Задания Д17 № 5810

i

Защитный рефлекс чихания

1) не передается по наследству

3) ослабевает в течение жизни

4) характерен для всех особей вида


Задания Д17 № 5811

i

Реакции, приобретенные человеком и животными в течение жизни и обеспечивающие приспособление к меняющимся условиям среды, называют

3) безусловными рефлексами

4) рефлексами, передающимися по наследству


Задания Д17 № 5813

i

Основу нервной деятельности человека и животных составляет


Задания Д17 № 5817

i

Реакция человека на зеленый цвет светофора  — это рефлекс


Задания Д17 № 5820

i

Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем  — это

1) безусловное торможение

4) осознанный поступок


Задания Д17 № 5821

i

Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель

1) постоянно подкрепляется безусловным раздражителем

2) нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем

3) не подкрепляется безусловным раздражителем

4) подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени


Задания Д17 № 5823

i

Биологическое значение условных рефлексов для организма состоит в том, что они

1) поддерживают постоянство внутренней среды

2) видоспецифичны и сохраняются в течение всей жизни

3) способствуют взаимодействию функциональных систем

4) обеспечивают приспособление к изменяющимся условиям среды


Задания Д17 № 5824

i

Условным рефлексом у человека является

1) сужения зрачка при ярком свете

2) поворот головы на резкий звук

3) выделение слюны при попадании пищи в ротовую полость

4) реакция на смысл слова


Задания Д21 № 6627

i

К ароморфным изменениям у млекопитающих относят появление

1) легочного дыхания и условных рефлексов

2) четырёхкамерного сердца и теплокровности

3) покровительственной окраски

4) пятипалой конечности и свода в стопе


Выберите два верных ответа из пяти. Какие изменения в организме собаки Жучки могут привести к генетическим изменениям в организмах ее щенков?

1)  модификации, возникшие у Жучки после ee рождения

2)  мутации в соматических клетках Жучки

3)  мутации в половых клетках Жучки

4)  новые условные рефлексы, выработанные у Жучки

5)  мутации в яйцеклетках Жучки

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Всего: 75    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–75

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проанализируйте таблицу исправьте ошибки допущенные при составлении таблицы
  • Проверить диктант на ошибки и знаки препинания
  • Проанализируйте рассуждение найдите тезис аргументы найдите ошибки
  • Проверить диалог на ошибки текст
  • Проверить двд диск на наличие ошибок