ПАМЯТКА
К РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Пропуск буквы, замена буквы, лишняя
буква
Запиши слово правильно. Подчеркни букву,
которую пропустил или заменил.
2. Словарные слова
Запиши слово 3 раза, поставь ударение,
подчеркни буквы, написание которых нужно запомнить.
3. Сочетение жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,
нч, нщ, рщ, щн
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши
ещё 2 слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.
4. Смягчающий мягкий знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак.
5. Разделительный мягкий знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой.
6. Разделительный твёрдый знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни твёрдый знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой. Выдели в словах приставку.
7. Начало и конец предложения
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную
букву в начале предложения и знак препинания в конце.
ПАМЯТКА
К РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Пропуск буквы, замена буквы, лишняя
буква
Запиши слово правильно. Подчеркни букву,
которую пропустил или заменил.
2. Словарные слова
Запиши слово 3 раза, поставь ударение,
подчеркни буквы, написание которых нужно запомнить.
3. Сочетение жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,
нч, нщ, рщ, щн
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши
ещё 2 слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.
4. Смягчающий мягкий знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак.
5. Разделительный мягкий знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой.
6. Разделительный твёрдый знак
Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни твёрдый знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой. Выдели в словах приставку.
7. Начало и конец предложения
Выпиши предложение правильно. Подчеркни
заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце.
8. Большая буква в имени собственном
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.
9. Неправильно разделил слово на слоги
Раздели слово на слоги правильно.
Подчеркни гласные. Посчитай количество слогов. Например: у-чи-тель – 3 слога
10. Предлоги пиши отдельно от слова
Выпиши слово с предлогом. Между предлогом
и словом вставь другое слово или вопрос. Выдели предлог. Запиши ещё 2 слова с
предлогом.
Например: в большом лесу, в саду, в книге.
11. Приставки пиши слитно
Выпиши слово с приставкой, выдели её.
Запиши ещё 2 однокоренных слова, выдели приставки.
Например: записал, переписал, написал.
12. Неправильно составил транскрипцию
слова
Выпиши слово, составь транскрипцию
правильно.
Например: конец [к а н’ э ц], юла [й’ у
л а]
13. Неправильно разобрал слово по составу.
Выпиши слово, выдели часть (или части)
слова правильно.
14. Парные звонкие и глухие согласные на
конце слова
Запиши слово. Подчеркни согласную. Измени
слово так, чтобы после согласной стояла гласная или буквы м л н р й (миллион
рулей)
Например: мороз – морозы ,
клюв – клювик
8. Большая буква в имени собственном
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.
9. Неправильно разделил слово на слоги
Раздели слово на слоги правильно.
Подчеркни гласные. Посчитай количество слогов. Например: у-чи-тель – 3 слога
10. Предлоги пиши отдельно от слова
Выпиши слово с предлогом. Между предлогом
и словом вставь другое слово или вопрос. Выдели предлог. Запиши ещё 2 слова с
предлогом.
Например: в большом лесу, в саду, в книге.
11. Приставки пиши слитно
Выпиши слово с приставкой, выдели её.
Запиши ещё 2 однокоренных слова, выдели приставки.
Например: записал, переписал, написал.
12. Неправильно составил транскрипцию
слова
Выпиши слово, составь транскрипцию
правильно.
Например: конец [к а н’ э ц], юла [й’ у
л а]
13. Неправильно разобрал слово по составу.
Выпиши слово, выдели часть (или части)
слова правильно.
14. Парные звонкие и глухие согласные на
конце слова
Запиши слово. Подчеркни согласную. Измени
слово так, чтобы после согласной стояла гласная или буквы м л н р й (миллион
рулей)
Например: мороз – морозы ,
клюв – клювик
15. Безударная гласная в корне слова,
проверяемая ударением (о, а, е, и, я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели
корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши
рядом.
Например: сады – сад, волна
– волны.
16. Правописание непроизносимых согласных
(в, д, т, л)
Запиши слово правильно. Подбери однокоренное
слова, в которых этот согласный слышится чётко. Обозначь орфограмму.
Например: звёздный – звезда,
честный – честь
Помни, что не всегда в сочетаниях сн зн
прячется непроизносимый согласный звук. Если написал лишнюю букву, то подбери
однокоренное слово, по которому видно, что этой буквы здесь нет.
Например: чудесный – чудеса, лесной –
леса.
17. Приставки с буквами -о -а
Запиши слово правильно. Выдели
приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: заморозил, зайти, зашить.
18. Правописание суффиксов
Запиши слово правильно, выдели суффикс,
подчеркни букву, в которой ошибся. Вспомни правило написания этого суффикса.
19. Перенос слова
Запиши слово. Правильно раздели на слоги
для переноса. Если слово нельзя переносить, запиши его слитно.
Например: оси-на, вью-га, Али-на, ёж, оса.
15. Безударная гласная в корне слова,
проверяемая ударением (о, а, е, и, я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели
корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши
рядом.
Например: сады – сад, волна
– волны.
16. Правописание непроизносимых согласных
(в, д, т, л)
Запиши слово правильно. Подбери
однокоренное слова, в которых этот согласный слышится чётко. Обозначь
орфограмму.
Например: звёздный – звезда,
честный – честь
Помни, что не всегда в сочетаниях сн зн
прячется непроизносимый согласный звук. Если написал лишнюю букву, то подбери
однокоренное слово, по которому видно, что этой буквы здесь нет.
Например: чудесный – чудеса, лесной –
леса.
17. Приставки с буквами -о -а
Запиши слово правильно. Выдели приставку.
Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: заморозил, зайти, зашить.
18. Правописание суффиксов
Запиши слово правильно, выдели суффикс,
подчеркни букву, в которой ошибся. Вспомни правило написания этого суффикса.
19. Перенос слова
Запиши слово. Правильно раздели на слоги
для переноса. Если слово нельзя переносить, запиши его слитно.
Например: оси-на, вью-га, Али-на, ёж, оса.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии
не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение
учащихся видеть орфограммы.
В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль
принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности,
здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная
языковая норма”.
В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать
причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения
Существует три вида исправления ошибок:
- Исправление путем выписывания, данного слова;
- Исправление с помощью доказательства;
- Исправление, основанное на логически последовательном порядке
рассуждения вида исправления ошибок;
План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен
прилагательных.
(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)
- Найти имя прилагательное.
- Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на
окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного. - Определить род и падеж существительного и прилагательного.
- Вспомнить прилагательного в этом падеже.
Памятка при работе над ошибками.
1. Перенос слов.
ма-ленький, малень-кий;
ап-пликация, аппли-кация;
2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.
3. Большая буква в именах собственных.
Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.
4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Грозы – гроза
Снег – снега
5. Парные согласные в корне слова.
Грибы – гриб
Шуба – шубка
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
Солнышко – солнце
7. Правописание приставки, суффикса.
Из садика
Переход
8. Разделительный Ъ и Ь.
Подъезд, вьюга
9. Раздельное написание предлогов со словами.
В лес, в густой лес.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Ночь – ж. р., мяч – м. р.
11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь
14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.
Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?
Орфографические задачи:
1. На выбор букв для обозначения звука:
Тр(а/о)ва
гру(зс)
ж(и/ы)л
ч(а/я)с
щ(у/ю)кА
2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и
начала предложения:
(Ш/ш)арик
(М/м)аша
(Д/д)он
3. На определение места знака переноса в слове:
Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо
4. На слитно-раздельное написание слов:
В класс или вкласс
Взял или в зял
5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова
с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои
примеры на эти правила.
Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”
Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между
предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким
образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из
3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и
больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что
запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное
количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется
их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались
учителем).
Грамматические зарядки:
“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”
1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
2. | Гусе(в/ф) Кру(г/к) Стол(б/п) |
ря(д/т) су(б/п) гла(з/с) |
к(о/а)за р(е/и)ка тр(а/о)ва |
п(а/о)ет з(о/а)вет ст(о/а)ит |
Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:
- Имена, фамилии,
Клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда. - Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна,
Шуя и Москва. - Почему же мы с тобой
пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов,
Калининград, Москва, Ковров? - Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи;
Кружи, дружи, служи, спеши-
Запомни слоги ЖИ и ШИ. - Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой! чк! чк! чк!
Кочка, почка, звездочка.
Как работать над ошибками.
(Памятка для ученика.)
- Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово
правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил,
обозначь ударение. - Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова
находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу. - Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она
пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же
приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение. - Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,
обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во
всех словах выдели корень. - Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с
тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс. - Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с
тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение,
окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже. - Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе
с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу
существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже. - Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и
узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание.
Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.
ПАМЯТКА «Как исправить ошибку правильно?»
Русский язык.
1. Зачеркивай неправильную букву (или буквосочетание, слово, предложение) одной чертой простым карандашом.
Заец, сабака, слон слон. Тащил муравей щепочку.
2. Пиши правильную букву синей шариковой ручкой над словом в том месте, где она должна стоять.
я о
Заец, сабака.
3. Если ты пропустил букву, напиши ее синей шариковой ручкой над словом в том месте, где она должна стоять. Никаких «галочек»!
б р
Соака, каандаш.
4. Написание «буквы по букве» не допускается.
5. Затирание неправильных букв ластиком/лезвием не допускается.
6. Использование корректора («замазки») в начальной школе не разрешено.
7. Разделение слов производится одной вертикальной линией простым карандашом.
В лесу по|тропе бежал заяц.
8. На полях в тетради пишет только учитель.
9. При нехватке места в строке – переноси слово на следующую строку (Мысленно раздели слово по слогам. Переноси только целый слог, не дроби его. Одну букву на строке оставлять нельзя).
Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж. Ласточка позвала дру-
гих ласточек и выгнала стрижа.
10. После каждой домашней работы пиши работу над ошибками (при наличии ошибок). Прорабатывай по памятке «Орфограммы» все ошибки, допущенные в классной и домашней работе.
Математика.
1. Зачеркивай неправильную цифру (слово, пример, выражение, задачу и т.п.) одной чертой простым карандашом.
2+10=13
2. Пиши правильную цифру синей шариковой ручкой над примером в том месте, где она должна стоять.
12
2+10=13
3. Написание «цифры по цифре» не допускается.
4. Затирание неправильных цифр ластиком/лезвием не допускается.
5. Использование корректора («замазки») в начальной школе не разрешено.
6. На полях в тетради пиши только дату и номер задания.
7. После каждой домашней работы пиши работу над ошибками (при наличии ошибок в классной или домашней работе).
Данная памятка поможет учащимся 2 – 4 классов в самостоятельной работе над ошибками по русскому языку.
- Пропуск, замена букв.
Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: плотник, веник.
- Большая буква в именах собственных.
Запомни: Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
- Большая буква в начале предложения.
Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Папа купил ёлку. Дети рады.
- Слог.
Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: мо-ло-ко-3 сл., ро-бот-2 сл.
- Знаки препинания в конце предложения.
Запомни: В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.
Делай так: Кедр – это хвойное дерево. Скоро Новый год! Кто стучится в нашу дверь?
- Разбор предложения.
Запомни: По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации: восклицательные и невосклицательные.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием).
сущ. гл. прил. сущ.
Делай так: Днём шёл мелкий дождик.
дождь (какой?) мелкий
шёл (когда?) днём
- Гласные после шипящих.
Запомни: Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай так: ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца.
- Перенос слова.
Запомни: При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.
Делай так: ака — ция, Уль — яна, пе – тель -ка.
- Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: пень, деньки, пальчик.
- Разделительный мягкий знак.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи
- Разделительный твёрдый знак.
Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Подъезд, объявление.
- Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Запомни: Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: почка, мощный, речной, обманщик.
13. Правописание предлога со словом.
Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: От реки, от (чего?) от реки.
14. Правописание приставки со словом.
Запомни: Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: Заехал, приехал, уехал.
15. Ударение.
Запомни: Передать ритм слова можно с помощью хлопка. В словах с одним слогом ударение не ставится.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Делай так: Алфави?т, портфе?ль, класс.
16. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Сады? — сад, леса? — лес, волна? – во?лны.
17. Непроверяемая безударная гласная.
Запомни: Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.
Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Капуста, капустный, капусточка
18. Парные звонкие и глухие согласные.
Запомни: (в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
- Удвоенные согласные в корне.
Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т.д.
Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.
Делай так: Коллекция, коллекционная (марка), коллекционер.
20. Правописание непроизносимых согласных.
Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.
21. Безударная гласная в приставках.
Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай так: Доехал – досыта, заговорил – заговор.
22. Соединительная гласная в сложных словах.
Запомни: В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.
Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Делай так: Водолаз, землемер.