Р. ЯЗ.
Тема: Работа над ошибками. Личные местоимения
Цели:
— закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
— познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
— упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
— воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
— развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Повторение изученного материала.
Мин. чистописания Оо Вв одуванчик воскресенье
Анализ контрольного диктанта. Сообщение оценок.
Анализ допущенных ошибок.
3. Работа над ошибками.
4. Сообщение темы урока
— Сегодня у нас с вами очень интересная тема. Какая? Попробуйте догадаться (чтение стихотворения).
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, —
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
— Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? Как вы думаете, о чём будет речь сегодня на уроке?
(Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.)
— Для чего существуют местоимения в речи?
— Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).
— Обобщите, пожалуйста, сказанное — расскажите правило, что вы знаете о местоимениях (учебник стр. 92-93). ПРАВИЛА
— Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. «Личные местоимения».
5. Изучение нового материала.
1) с. 96, упр. 165.
— Спишите, подчеркните местоимения.
2) – Выполните задание: ДОСКА.
Кобра- ________( __л,____ч.), блокнот-________( __л,____ч.),
золото-________( __л,___ч.), сердце- ________( __л,____ч.),
тетради-________( __л,____ч.), туча- ________( __л,____ч.).
Физминутка.
Цветы.
— Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы.
6. Закрепление новой темы.
— Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»? ( Они указывают на лицо или лица. Личное — значит принадлежащее лично кому-то).
— Вставьте подходящие местоимения. ДОСКА.
___ напишем письмо. А___ что буду писать? Когда ___ уедешь? Завтра ___ пойдёшь на рыбалку. Кого __ привезёт? Почему ___ улыбаются?
Игра «Четвёртое — лишнее».
— Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. ДОСКА.
Я, они, на, ты
Но, оно, она, они
Я, Яна, ты, вы
Он, она, они, оно
Мы, я, вы, они
Он, она, они, мы
— Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).
Итог урока.
— Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
-Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
-Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
-У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
— Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь «вместе весело шагать по просторам..!
Д.з. Стр. 92-94, в. пр., упр. 159 (2, 3, 4, 5 предл.), по зад., письм.
МБОУ СШ №10
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
на тему : «Работа над ошибками. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений».
Разработала: Хрипунова Е.Н.
учитель высшей квалификационной категории
Тема: Работа над ошибками. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. (4 класс)
Цель: развивать умения изменять личные местоимения по падежам; определять лицо, число, падеж местоимений.
Познавательные: выполнение универсальных логических операций анализа и синтеза.
Коммуникативные: владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, письмо).
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Личностные: осознание важности учения и познания нового.
Ход урока.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
1 слайд. Мы отправляемся сегодня на экскурсию в необычный лес «Грамматический лес!»
II. Актуализация знаний
Запишем число и классная работа.
Нас в лес ведёт тропинка «Чистописания», загадку надо отгадать, чтобы узнать какую букву вам писать.
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки(земляника) слайд2.
Чистописание: Зз, звз, злз, зе. (доска-закрыто листиком)
3 слайд .Работа над ошибками(У всех памятки)К доске выходят 3 человека 2 с орфографическими ошибками и 1 с грамматическими.
Закрепление изученного на предыдущем уроке.
4 слайд. На нашей поляне выросли вопросы:
-Что такое местоимение?
-Вместо каких частей речи употребляются местоимения?(Им.сущ :это, он, она, они, ты, вы) Вместо им.прил.(какой? чей? этот, тот, мой, твой, ваш, его или её.
Вместо имени числит.: сколько, столько, несколько, нисколько.
Какие морфологические схожие признаки есть у имени существительного и местоимения?(1.мест. ка к существ. могут изменить своё лицо, употребляется в ед. чис. (я, ты, он, она) или в нескольких лицах местоимения мн.числа:мы.вы.они.2)местоимения 3 лица ед.ч. имеют категорию рода: он, она, оно ,в остальных случаях род местоимений не определяется,3)местоимения как и существ-ые изменяются по падежам, т.е. склоняются: я, у меня, мне, мной, обо мне-изменяется всё слово, а не окончание.4)В предложении местоимения являются теми же членами предложения ,что и слова, которые они заменяют(определение, дополнение, подлежащее)
Что такое местоимение?
Это самостоятельная часть речи, которая указывает на лица, предметы, признаки и количество ,не называя их.(памятки-помощницы правила сделать детям на стол)
-Какие местоимения относятся к1,2,3 лицу?
V. Изучение нового материала
1. Работа в группе
Как вы думаете могут ли местоимения склоняться?
Какая проблема стоит у нас на уроке?
Научиться склонять местоимения по лицам,
Задачи:
-запомнить их правописания,
-познакомиться с новыми правилами.
5 слайд: В каких падежах 1.2. лица формы одинаковы Н: 1л:Р.п.и В.п.-меня и т.д.
6 слайд: начальная форма местоимения
7 слайд: поставьте Я в нужной форме: был кто?-я, не было кого? Меня, дать кому? Мне, вижу кого? Меня, доволен кем? Мной, думал обо мне.
8 слайд. Спиши текст, заменяя местоимение ты в нужном падеже, списать не успеем, вы в текст вставляете местоимение вместо точек в нужном падеже.
Самый светлый, самый дорогой (кому?) человек -мама. Она учит (кого?) добру, обьясняет всё, что (кому?) непонятно. Когда (кто?) болен, она ночами сидит возле (кого?).Везде и всегда( с кем? )мама.
9 слайд. Прочитайте текст «В лесу». Как изменяется слово Коля в тексте?(по падежам).
10 слайд. Как предлоги пишутся с существительными (раздельно).
Прочитайте текст «В лесу» от 1 лица, т.е. вместо сущ. Коля поставьте местоимение -я.
11 слайд. Изменение местоимений 3 лица.
12 слайд. Предлоги и местоимения 3 лица.
13 слайд. В нашем лесу живут вежливые птицы и звери и конечно сами местоимения, которые хотят рассказать вам правило:
14 слайд; Местоимение ВЫ и его падежные формы(Вас, Вам, Вами -пишутся с большой буквы)
15 слайд: Местоимения с предлогами пишутся раздельно. После предлогов в местоимениях 3 лица пишется буква н.
16 слайд. Рефлексия.
Домашнее задание.
Работа над ошибками тема: “местоимение”
УМК “Школа России”
Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html
Бесплатно и без регистрации.
2-Б класс
Понедельник Е.П.
Словарная работа
Запишите словарные слова в алфавитном порядке.
Суббота, скоро, апрель, синонимы, октябрь, одежда, алфавит.
Проверка
Алфавит, апрель, одежда, октябрь, синонимы, скоро, суббота.
Работа по теме урока
- Правописание сочетаний.
- Правописание парных согласных.
- Мягкий знак для обозначения мягкости.
- Правописание разделительного мягкого знака.
- Безударный гласный.
- Словарные слова.
- Правописание предлогов.
Найдите в тексте диктанта слова на соответствующие орфограммы.
Спишите текст
Утро
Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотистые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.
Рефлексия
Выпишите из текста по 1 слову на каждую орфограмму.
1. Правописание сочетаний.
2. Правописание парных согласных.
3. Мягкий знак для обозначения мягкости.
4. Правописание разделительного мягкого знака.
5. Безударный гласный.
6. Словарные слова.
7. Правописание предлогов.
Подведение итогов
1. На какое правило больше всего выписано слов?
2. Что нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в следующий раз?
3. Какое задание понравилось больше всего?
Спасибо за урок!
Стилистические ошибки: как не переборщить с местоимениями в тексте
Работа над ошибками что такое местоимение. Стилистические ошибки: как не переборщить с местоимениями в тексте Бегающий по квартире причастный оборот бегающий причастие, зависимое слово по квартире.
Стилистические ошибки: как не переборщить с местоимениями в тексте
Приветствую, друзья! Сегодня расскажу о частой стилистической ошибке вебрайтеров – лишних местоимениях в тексте. В устной речи мы не замечаем этого изъяна. Но в письменной он сразу бросается в глаза, поскольку загромождает предложения и затрудняет их восприятие.
Совсем отказаться от местоимений тоже нельзя – у них своя важная роль в тексте. Поэтому использовать их нужно в соответствии с определенными правилами. Какими – сейчас узнаете.
В каких случаях местоимения необходимы
Давайте разберемся, для чего вообще нужна эта часть речи. Помните из школьного курса русского языка — избегать повторений одних и тех же слов? Местоимения помогают нам в этом. Вот два примера для сравнения:
Наталья спешно собиралась. У Натальи через час была назначена важная встреча.
Наталья спешно собиралась. У нее через час была назначена важная встреча.
Местоимения помогают понять, о ком или о чем идет речь, если в одном предложении говорится о разных действующих лицах. Например:
Она считала, что его график дежурств очень неудобный, а он относился к своей работе вполне лояльно и радовался, что она вообще есть.
Местоимения указывают на конкретные предметы, место действия. Например:
В этом чате обсуждают вопросы, связанные с темой вебрайтинга.
Есть местоимения, которые отрицают предмет. Например:
Никто не имеет права входить сюда в нерабочее время.
Ошибка в употреблении местоимений
Этим грешат не только новички, но и опытные авторы: многократное повторение местоимений в предложении. Обычно в этом нет необходимости, так как в контексте сказанного смысл понятен и без уточнений. Но авторы считают своим долгом довести количество местоимений до абсудрного:
- Даже я со своим десятилетним опытом работы нашла для себя в этом курсе много интересного.
Даже я с десятилетним опытом работы нашла в этом курсе много интересного. - Специальный детский замок для ваших окон позволит обеспечить безопасность вашему ребенку.
Специальный детский замок для окон позволит обеспечить безопасность вашему ребенку. - Мы рассмотрели ваше предложение и мы готовы принять участие в вашем проекте, который вы планируете запустить в следующем месяце.
Мы рассмотрели ваше предложение и готовы принять участие в проекте, который вы планируете запустить в следующем месяце.
Как правило, избыточными местоимениями пестрят тексты, написанные в официально-деловом стиле.
Есть и другая крайность, в которую впадают авторы – удалять все подряд местоимения, не вникая в смысл. И это тоже не на пользу тексту.
Редактируем без фанатизма…
Текстописание не случайно считается творческой и интеллектуальной работой: для нее не существует шаблонов. Поэтому прежде, чем удалить местоимение, проверьте, будет ли без него понятен смысл сказанного. Пример:
Создали простую CRM-систему, которая позволит упорядочить бизнес.
Здесь явно не хватает уточнений:
Мы создали простую CRM-систему, которая позволит упорядочить ваш бизнес.
Теперь Вы знаете, какие встречаются ошибки при употреблении местоимений и как правильно обращаться с этой частью речи. Как всегда, жду Ваших мнений и комментариев.
Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки
Местоимения указывают на предметы или признаки, не называя их.
Давайте разберем, что такое местоимение. Начнем с того, что это самостоятельная часть речи. Самостоятельная – то есть у нее есть значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы в тексте видите местоимение, вы понимаете, какой предмет или признак оно обозначает: «Папа пришел домой. (Кто?) Он [то есть папа] ужинает», «У меня кирпичный дом. У Саши (какой?) такой же [то есть тоже кирпичный]».
Особенность местоимений в том, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Понять, на что указывает местоимение, можно только из ситуации или из контекста. Например, я иду с другом по улице зимой, он говорит: «Пошли вон там прокатимся». «Там» – то есть на небольшом участке дороги, где кто-то своими ботинками «укатал» лед и сделал его очень скользким. Вне ситуации это указательное местоимение мне ни о чем не скажет.
Разряды местоимений по значению
Разряды – это такие группы, в которые объединяются местоимения с похожим значением. Разделов девять.
Личные. Сюда относятся местоимения, которые указывают на мою личность: я, на личность моего собеседника: ты, вы; на нас обоих: мы; на личность тех, кто в разговоре не участвует: он, она, оно, они.
Притяжательные – показывают принадлежность предмета. Он может принадлежать мне: мой; моему собеседнику: твой, ваш; нам обоим: наш; а также людям, которые не участвуют в разговоре: его, ее, их.
Если мы хотим показать принадлежность предмета лицу мужского или среднего рода, то используем одно и то же местоимение – «его». Лапа медведя – его лапа. Лучи солнца – его лучи.
Возвратное. Оно только одно – себя. Возвратное – то есть оно возвращает действие на того, кто его производит: «Я говорю себе, что надо учиться», «Я утомил себя работой». Без него действие будет направлено на других людей: «Я говорю (кому-то там), что надо учиться», «Я утомил (детей, друзей, учеников…) работой». Подробнее читайте об этом в статье про возвратные глаголы.
Указательные. Мы их используем, когда хотим указать на какой-то предмет: (вон) тот, (вот) этот; количество: (вот) столько; признак: (вот) такой (а не какой-то другой), таков.
Для запоминания
Вытяните указательный палец. Покажите на отдаленный предмет и произнесите: «Вон тот». Теперь покажите на предмет рядом с вами и скажите: «Вот этот». Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем УКАЗЫВАЕТЕ на предмет. И при этом произносите два указательных местоимения: тот и этот. Можно даже соединить их в одно предложение: «Мне нужен вон тот [пистолет], а не этот».
Представьте, вы идете по улице с мамой. Рядом идет незнакомая тетя с собакой. Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем показываете на собаку и говорите: «Я хочу ТАКУЮ собаку». Именно такую, на которую указал палец.
Ваш сосед привез гору песка. Вы эту гору сфотографировали, отправили своему другу и говорите: «Мне тоже нужно вот СТОЛЬКО песка».
Чувствуете, как слова «тот», «этот», «такой», «столько» УКАЗЫВАЮТ на то, что вам действительно нужно?
Определительные. Вы поднимаетесь по лестнице. Медленно. Поставили ногу на ступеньку, сказали: «Весь». Поставили другую, сказали: «Всякий». Перетащили ногу на ступень выше, сказали: «Сам», другую подставили – «Самый».
А потом второе дыхание открылось и вы побежали по ступенькам, приговаривая: «Каждый», «Любой», «Иной», «Другой».
Так учительница пыталась помочь нам запомнить эти местоимения в школе. Текстом трудно передать, но попробуйте их произносить сначала с медленной интонацией: Весь – Всякий, Сам – Самый, а потом с очень быстрой: Каждый, Любой, Иной, Другой!
Вопросительные – это такие, с помощью которых мы задаем вопросы. Можно спрашивать о предмете: кто, что. О признаке: какой, который (из двух), чей. О количестве: сколько.
Относительные – это те же вопросительные, но они используются не для вопроса, а для связи двух частей сложного предложения. Сравните:
- Кто там? – вопрос.
- Я знаю, кто там – связь двух простых.
- Какой цвет вам нравится? – вопрос.
- Я знаю, какой цвет вам нравится – связь двух простых.
Отрицательные – это местоимения с приставками «не-» и «ни-». Они отрицают предмет: никто, ничто, некого, нечего. Или признак: никакой, ничей. Или количество: нисколько.
Неопределенные – когда возникает какая-то неопределенность и указать на конкретный предмет, признак или качество нельзя. Неопределенный предмет: некто, нечто. Признак: некоторый, некий. Количество: несколько.
На это «е» всегда падает ударение: «нЕсколько человек», «нЕкоторые сомнения».
Неопределенные местоимения также образуются с помощью приставки «кое-», например: кое-кто, кое-что. А еще с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь: кто-то, что-нибудь, какой-либо и пр.
Разряды по грамматическим признакам
Я вот такую классификацию в школе не встречал, только в вузе. Но на многих образовательных сайтах она приводится, поэтому даю ее тоже.
Местоимения-существительные – это такие, которые отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» или «Кого?» . Например: (Кто?) Я, Он, Мы, (Кого?) Себя, Некого, (Что?) Ничто, Нечто. Они очень похожи на имена существительные.
Местоимения-прилагательные. Они отвечают на вопросы «Какой», «Каков?», «Чей?». Например: (Какой?) Такой, Некоторый, Какой-то, (Каков?) Таков, (Чей?) Мой, Твой, Свой. То есть такие, которые похожи на прилагательные.
К местоимениям-прилагательным относятся и указательные местоимения тот, этот.
Местоимения-числительные. Это слова «столько», «сколько» и все, которые от них произошли: несколько, нисколько, сколько-нибудь и так далее.
Местоимения-наречия – отвечают на те же вопросы, что и наречия. К ним относятся слова типа «куда», «где», «там», «когда» и производные от них.
Постоянные морфологические признаки местоимений
Постоянных признаков два: разряд и лицо. Разряд указывается по значению, то есть не надо писать, является ваше слово местоимением-прилагательным, местоимением-наречием и т. д. Просто: личное/определительное/возвратное…
Лицо есть только у личных местоимений. Они поэтому и называются «личными».
Непостоянные признаки
Их три: род, число, падеж.
Род – это непостоянный признак, потому что одно и то же местоимение может принимать форму разных родов: Тот (мужской), та (женский), то (средний).
Число – либо единственное (Я, этот), либо множественное (Мы, они, эти).
Если вы путаетесь в падежах, не можете запомнить их порядок или вопросы – посмотрите мою статью про косвенные падежи. Основная информация там в самом начале, долго читать не придется.
Обратите внимание, эти непостоянные признаки есть не у всех местоимений. Например, как определить род, число и падеж у местоимения «столько»? Никак.
Если быть более точным, непостоянные признаки есть у местоимений-существительных и местоимений-прилагательных.
Зачем нужны местоимения
Чтобы избегать тавтологии. С помощью местоимений мы указываем на уже упомянутые предметы, качества, количества, не называя их: «Я люблю учиться. Это [учеба] интересно».
Чтобы задавать вопросы. Без вопросительных местоимений это было бы неудобно, а с ними очень просто: «Сколько тебе лет?», «Кто тебе это сказал?»
Чтобы строить сложные предложения и не делать речь обрывистой. В этом помогают относительные местоимения: «Я увидел человека, который шел по улице». Без слова «который» получилось бы два простых предложения, звучало бы обрывисто: «Я увидел человека. Человек шел по улице».
Для экономии языковых средств. То есть чтобы быстро и коротко выражать свои мысли. Мы ведь не говорим: «Там были дети, но точное количество детей мне было неизвестно», мы скажем: «Там было несколько детей».
Работа над ошибками в школе: основные способы проведения работы над ошибками
Работа над ошибками — это работа учеников, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает дифференцированный подход к ученикам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.
При творческом подходе учителя к данной деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности. Некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они должны быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.
Когда и где выполняется работа над ошибками?
Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.
Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.
Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке
При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:
- консультация,
- коррекция знаний и умений,
- диагностика результатов,
- оценочная деятельность.
Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.
- Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.
Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).
- При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.
При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.
- Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.
Алгоритм действий
Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.
Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:
- Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
- Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
- Поставить ударение, выделить орфограммы.
- Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
- Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.
Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.
После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.
Памятка-помощник
Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:
- Тема.
- Примеры.
При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.
Проверка и подведение итогов
В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.
- самопроверка; (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным); , когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
- работа со всем классом.
Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.
В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.
Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Стилистические ошибки: как не переборщить с местоимениями в тексте
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/mestoimenie-chto-takoe
https://pedsovet.su/publ/26-1-0-5759
УРОК 109. МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
1. Работа над ошибками.
В классе разбираются типичные ошибки,
допущенные в диктанте.
2.
Ознакомление с новым материалом.
– Тема сегодняшнего урока «Местоимение
как часть речи».
– Вглядитесь внимательно в слово местоимение.
Подумайте, как оно образовалось.
Подсказка: Я о себе такого
мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
– Что за имена заменяют местоимения?
– Какие именные части речи вы знаете?
Что они обозначают?
– Прочитайте определение местоимения на
с. 164 учебника.
– Вспомните постоянные и непостоянные
признаки частей речи.
– Какую синтаксическую функцию они могут
выполнять?
– На с. 164 прочитайте об изменении
местоимений и их синтаксической функции. Сделайте вывод.
–
Прослушайте песенку Винни-Пуха, сочиненную поэтом Б. Заходером. Найдите
местоимения.
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том, о сем.
Я рассказал им, что, когда
И почему и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех»!
Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил: «И все?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то, ни се!»
–
Прочитайте о разрядах местоимений.
3.
Упражнения 390, 391.
4.
Творческий диктант.
– Избавьтесь от тавтологии. Для этого
некоторые существительные замените местоимениями.
Сережа Иванов любит играть в шахматы.
Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается
футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять в воротах, тогда Сережа
посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем.
5.
Упражнение 393 (устно).
6.
Итог урока.
– Что такое местоимение?
– Для чего нужны местоимения?
– Почему при употреблении местоимений
нужно быть осторожными?
Домашнее задание: упражнение 392,
подготовить доклад (одному из учеников) о местоимениях ты и вы.