Работа над ошибками как средство формирования орфографической зоркости

 Работа н

Работа над ошибками, как метод развития орфографической зоркости.

В  современной школе нагрузки достаточно большие, много задают на дом. Приходится активно работать как на уроках, так  и после них. Безусловно, зачастую можно слышать, что освоить программу нелегко, а некоторые задания вызывают отрицательное отношение школьников. Работа над ошибками  в русском языке многим кажется ненужной, что в ней уже нет смысла. Действительно, вы будете разбираться в тексте, за который уже получили оценку, тратить на его изучение время, вместо того чтобы готовиться к следующим урокам. И видеть свои ошибки, подчёркнутые красным, тоже не очень приятно, даже с психологической точки зрения. Однако делать работу над ошибками необходимо – это поможет заметно улучшить ваши результаты, отлично закрепить материал, сократить возможность появления подобных ошибок в будущем. Именно так вы сумеете обучаться максимально эффективно, подходить к процессу индивидуально, буквально – учиться на собственных ошибках.

 Превратите это занятие в увлекательное и динамичное, привыкните к нему, оцените его пользу и работайте над ошибками самостоятельно. Проводите анализ ваших ошибок даже тогда, когда от вас этого не требует педагог: вы очень быстро начнёте видеть реальные результаты. Воспользуйтесь полезными рекомендациями и повышайте вашу грамотность, работая над ошибками, это не будет лишним. На контрольных работах, диктантах, экзаменах вы окончательно убедитесь в необходимости ваших занятий.Делаем работу над ошибками: регулярно, последовательно и эффективно.

Полезные советы.
Запомните ряд несложных советов, они вам очень помогут проводить работу над ошибками с пользой.

  1. В первую очередь обратите внимание на ваш настрой на работу. Наверняка вам известны ситуации, когда и задание выполнено, и время потрачено, но в памяти не остаётся необходимая информация. Ученики спешат, хотят скорее всё сделать, а в итоге никакого эффекта от работы нет, хотя она и занимает определённое время. Трудитесь для себя, а не для оценки учителя, формального выполнения задания. Самое главное – результат, качество вашей работы, а не заполненные листочки тетрадки. Сразу оцените, в чём конкретно заключается суть работы над ошибками:
  • вы тщательно изучите свой текст, который уже прошёл проверку учителя, – это поможет вам взглянуть на него по-новому, объективно;
  • вы будете точно знать, где допустили ошибки;
  • вы сможете проанализировать каждую ошибку, исправить её, самостоятельно вспомнить правила, найти соответствующую информацию в справочниках и учебниках;
  • вы аккуратно выпишете слова с ошибками, правила, примеры: таким образом вы прекрасно закрепите материал, он хорошо запомнится;
  • проведя такую работу, вы сумеете в дальнейшем стараться не допускать подобные ошибки.
    Обратите внимание на важный момент: делать работу над ошибками нужно всегда. Именно так вы узнаёте свои слабые стороны, постепенно избавляетесь от всех недочётов.
  1. Выполняйте работу над ошибками тщательно, ни на что не отвлекайтесь. Не следует «выхватывать» подчёркнутые места из текста, игнорируя его в целом. Читайте текст целиком, а разбирайте ошибки. Вполне возможно, что в некоторых случаях будет важен и контекст. Вдумывайтесь в каждое слово, никогда не делайте работу над ошибками механически. Старайтесь сразу запоминать правила, разъясняйте все непонятные моменты.
  2. Работайте над ошибками вне зависимости от полученной оценки. Если вы огорчены слишком низким баллом – это только дополнительный стимул сделать работу максимально качественно, разобрать каждую ошибку. Перед вами уже находится ваш текст с выделенными учителем недочётами, а вам остаётся над ним потрудиться, чтобы в будущем уже не допускать таких ошибок, обратить внимание на правила, которые оказались для вас наиболее сложными.
  3. Заведите специальную тетрадь для работ над ошибками. Даже если ваш учитель не давал таких рекомендаций – сделайте это для себя. Вам очень пригодятся записи, причём вы сможете следить за закономерностями появлений ошибок в ваших текстах, своими успехами, повторять именно те правила, с которыми возникают сложности. Когда ваша тетрадь закончится, не выбрасывайте её. Храните все записи и регулярно просматривайте их. Хотя бы раз в полугодие листайте все тетрадки с работами над ошибками, а последние просматривайте примерно раз в неделю.
  4. Изучая последние работы над ошибками, сразу намечайте план дальнейших действий:
  • какие правила вызывают наибольшие затруднения;
  • что именно нужно повторить в ближайшее время;
  • с чем уже удалось справиться, хорошо закрепить и запомнить.


Отмечайте не только неудачи, но и ваши успехи. Со временем их станет больше: вы увидите, что ошибаетесь меньше, а основная масса правил вам уже хорошо знакомы.

  1. Чтобы правильно делать работу над ошибками по русскому языку, вам понадобится чётко систематизировать всю информацию в вашей тетрадке. Разделите листочек на четыре столбца. В первый вы будете заносить слово, словосочетание или предложение, в котором была допущена ошибка. Во втором нужно записать саму орфограмму, конкретный фрагмент текста и т.п. В третьем столбце запишите соответствующее правило. Обязательно придумайте несколько своих примеров и заполните ими четвёртый столбик. После этого можно провести горизонтальную черту, отделив данную ошибку от других, чтобы не возникло путаницы. Рисуйте чёткие линии, нумеруйте ошибки: так вам будет значительно легче просматривать материалы, повторять правила.

Регулярно используйте ваши тетрадки с работами над ошибками для повторения русского языка. Так вы хорошо повысите ваш уровень грамотности.

Главным в обучении правописанию
является орфографическое правило, его понимание
и применение, которое приводит к решению
орфографической задачи. Однако решение это
возможно при условии, если ученик видит объект
применения правила — орфограмму. Только
сумев обнаружить ее, ребенок сможет решить
вопрос о конкретном написании. Значит, умение
обнаруживать орфограммы, именуемое
орфографической зоркостью, выступает базовым
орфографическим умением, первейшим этапом при
обучении правописанию, залогом грамотного
письма.

К своей работе в МОУ СОШ № 16 я
приступила 01.09.2007 сразу со второклассниками.
Первый входной диктант показал, что у
большинства учащихся слабо сформирован навык
грамотного письма. Наиболее существенными
ошибками оказались: замена и пропуск букв,
большая буква в начале предложения, несоблюдение
границ предложения в целом. Выбрать правильный
путь в методике своей работы по русскому языку
мне помог тест, определяющий приоритетное
восприятие материала детьми моего класса . 80%
учащихся оказались визуальщиками, т.е. детьми,
которым лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать. Тогда я стала чаще использовать в своей
работе средства, направленные на формирование
визуального восприятия материала учениками:
зрительный и объяснительный диктанты, письмо по
памяти, выборочное списывание, анализ разных
заданий и текстов упражнений. Однако, выполняя
ежедневную проверку тетрадей, я заметила, что
ошибок меньше не становилось. Было ясно, что
работа над ошибками в ее традиционном понимании
и воплощении, с ее общепризнанными методами и
канонами, хоть и является проверенным временем,
одним из самых эффективных способов повышения
грамотности учащихся, не дает ожидаемых, а
главное, быстрых результатов. Основной причиной
тому стало простое нежелание учеников выполнять
трудоемкую работу – механическое прописывание
“штрафных строчек” со словами, в которых
допущена ошибка (да еще после обязательного
домашнего задания). А если требовалось выписать
слово с ошибкой и подобрать к нему проверочное? А
вдруг пропущена большая буква в начале
предложения? То, вообще, необходимо правильно
переписать целое предложение и доказать учителю,
что ты верно определил его границы. Вот и судите
сами, не является ли данная форма работы над
ошибками, еще одним полноценным домашним
заданием. Тогда я решила попробовать другой вид
работы над ошибками. Прежде, чем предложить детям
новый вид работы, я поставила перед собой
следующие цели:

  • вызвать у учащихся живой интерес к выполнению
    работы над ошибками;
  • сформировать умение исправлять свои ошибки;
  • развить навык осознанного поиска ошибок и
    умения их классифицировать;
  • использовать работу над ошибками как средство
    развития орфографической зоркости.

Поставив перед собой данные цели, я
наметила пути их реализации, всю свою систему
разделив на 4 этапа (класса).




  • Первый этап



Первый этап предполагает
разгрузить письменные домашние задания и сформировать
устойчивый интерес к работе над ошибками.
Сообщение
о том, что учащимся более не надо выписывать
слова с ошибками после классной или домашней
работ, привело детей в полный восторг. И поэтому
требование учителя исправлять ошибки прямо в
упражнении, выглядело вполне убедительно. Уже к
концу 1 четверти (1 класса) дети четко знали, что
перечеркнутая учителем буква должна быть
исправлена сверху. Детям, допускавшим много
ошибок, я стала делать исправления простым
карандашом: ребенок больше не видел перед
глазами “красную тетрадь”, а значит, и
количество ошибок уже не так пугало его. Для
некоторых учащихся этот прием исправления
ошибок оказался стимулом к осознанию
уверенности в собственных силах, т.к. у ряда детей
уже было сформировано стойкое мнение о себе как о
слабом ученике.




  • Второй этап

Второй этап должен был привести к тому,
чтобы каждый ребенок самостоятельно научился
находить и исправлять свои ошибки.
Для этого я
перестала делать правки в ученических работах:
на поля, у соответствующей строки, я просто
выносила орфографические правила-“подсказки”
(“жи”, “ши”, “ча”, “ща”, “чу”, “щу” и т.д.). Для
ряда орфограмм мною были разработаны
орфографические символы . Смысл пометок
заключается в том, что учащиеся, пользуясь
подсказкой учителя, должны сами обнаружить свою
ошибку и исправить ее. Этот вид работы так же
понравился детям, тем более, что за добросовестно
выполненное задание, я не ставила отрицательных
отметок. Более того, некоторым ученикам писала
“Молодец”, т.к. ребенок нашел и исправил свои
ошибки. Отрицательной стороной данного этапа
может являться лишь кажущаяся “грязь” в
тетрадях учеников. Но что такое “грязь” по
сравнению с исписанной красными чернилами
страницей?




  • Третий этап



Третий этап заставляет ученика не
только находить допущенную им ошибку, но и самостоятельно
классифицировать ее при помощи графического
символа или записи устойчивого буквенного соч
етания
(“оро”, “оло”, “чк”, “чн”). Для этого я решила
вынести на поля “палочку” (символ, используемый
большинством учителей-филологов), и попросила
самого ученика после нахождения и исправления
ошибки нарисовать необходимый символ рядом с
моей пометкой. Таким образом, мы приходим к
осуществлению главных задач: дети находят
ошибку, определяют вид орфограммы, вспоминают и
применяют правило и, наконец, исправляют
неправильно написанное слово, при этом вынося на
поля символ-“доказательство” своего
осознанного исправления. Данный этап работы над
ошибками оказался наиболее эффективным
средством по развитию орфографической зоркости
учащихся, так как требовал от них внимательной
проверки написанного. На этом этапе работы было
бы целесообразным использовать карточки с
текстами, в которых заведомо допущены ошибки.
Данный вид задания позволяет закрепить навык
работы над ошибками, а заодно и проверить знания
учащихся.



  • Четвертый этап

Четвертый этап является главной
ступенью осознанного отношения ученика к работе
над ошибками, формирующей навыки самоконтроля. Он
предполагает поиск, исправление и классификацию
неверного написания слова не построчно, а во всей
работе целиком, причем без помощи учителя.
Для
этого учитель в конце классной или домашней
работы ставит отметку без каких-либо исправлений
в заданиях, а на поля выносит лишь цифровое
указание количества допущенных ошибок ( “3” за 4
ош.).

Данная система работы над ошибками в
совокупности с другими видами работы помогла мне
достичь значительных результатов. Однако считаю,
что стопроцентной отдачи можно добиться лишь при
соблюдении ряда данных правил:

  • непрерывность в системе работы над ошибками;
  • осуществление ежедневного контроля над работой
    учащихся (здесь целесообразно тесное
    использование педагогики сотрудничества с
    родителями);
  • проведение учителем анализа своей работы при
    помощи глубокой диагностики успехов учащихся.

Данная система работы обеспечивает
сочетание фронтального, группового и
индивидуального способов организации обучения.

Предлагаемая работа над ошибками
разработана в соответствии с соблюдением дидактических
принципов технологии деятельностного метода
Петерсон Л.Г.

В моей системе работы над ошибками
принципы технологии деятельностного метода
Петерсон Л.Г. реализованы в следующих основных
положениях.


  1. Принцип деятельности подразумевает, что
    ребенок не будет получать готовые исправленные
    ошибки, а в процессе собственной деятельности
    добьется желаемого результата.

  2. Принцип непрерывности соблюдается в том, что
    данная система работы рассчитана на 4 года
    обучения в начальных классах, а при желании может
    найти свое отражение и в среднем звене. “Не
    менять правила игры”, — именно так звучит данный
    принцип в технологии деятельности. Хочется
    отметить, что учащиеся начальных классов
    воспринимают данную работу над ошибками именно
    как интересную и непрерывную игру.

  3. Принцип минимакса предполагает соблюдение
    права детей двигаться каждому в своем темпе.
    Именно то, что дети находятся на разных этапах
    работы над ошибками, является четким соблюдением
    данного принципа.

  4. Принцип психологической комфортности
    является одним из ведущих в данной системе, т.к.
    максимально освобождает ребенка от перегрузки
    письменными заданиями, а прием исправления
    учителем ошибок не ручкой, а простым карандашом,
    способствует тому, что ребенок не боится искать и
    исправлять допущенные ошибки. Более того, чем
    добросовестней ученик выполнит работу, тем
    большее поощрение получит от педагога.

Необходимо сказать и о том, что данная
система уже сегодня способствует реализации
нового Госстандарта, разработанного Александром
Михайловичем Кондаковым, основной целью
которого является не предметный контроль, а
личностный (не ЗУН, а умение учиться). Из
проведенного мною мониторинга в конце учебного
года, видно, что даже дети с дисграфией уверенно
продвигаются вперед, а наиболее типичные ошибки
учеников переходят в разряд единичных.

В данной презентации я показываю свой опыт работы над ошибками, его этапы.Сначала идет учет пробелов в знаниях обучающихся. После этого проводится анализ ошибок и выявляются слабо усвоенные темы, это программа коллективной, индивидуальной и работы в парах сменного состава. Затем идет контроль повторения и устранения пробелов. На основании работы ведется сравнение достижений как отдельного ученика, так и класса в целом. Чтобы представить опыт работы более наглядно, мною выполнена работа «Система работы над ошибками в таблицах», если интересно, посмотрите.

Автор: Лубяная Надежда Алексеевна

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Работа над ошибками номер девять
  • Работа над ошибками как провести
  • Работа над ошибками windows
  • Р3431 ошибка форд мондео 4
  • Работа над ошибками наречие 7 класс