Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии
не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение
учащихся видеть орфограммы.
В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль
принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности,
здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная
языковая норма”.
В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать
причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения
Существует три вида исправления ошибок:
- Исправление путем выписывания, данного слова;
- Исправление с помощью доказательства;
- Исправление, основанное на логически последовательном порядке
рассуждения вида исправления ошибок;
План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен
прилагательных.
(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)
- Найти имя прилагательное.
- Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на
окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного. - Определить род и падеж существительного и прилагательного.
- Вспомнить прилагательного в этом падеже.
Памятка при работе над ошибками.
1. Перенос слов.
ма-ленький, малень-кий;
ап-пликация, аппли-кация;
2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.
3. Большая буква в именах собственных.
Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.
4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Грозы – гроза
Снег – снега
5. Парные согласные в корне слова.
Грибы – гриб
Шуба – шубка
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
Солнышко – солнце
7. Правописание приставки, суффикса.
Из садика
Переход
8. Разделительный Ъ и Ь.
Подъезд, вьюга
9. Раздельное написание предлогов со словами.
В лес, в густой лес.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Ночь – ж. р., мяч – м. р.
11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь
14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.
Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?
Орфографические задачи:
1. На выбор букв для обозначения звука:
Тр(а/о)ва
гру(зс)
ж(и/ы)л
ч(а/я)с
щ(у/ю)кА
2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и
начала предложения:
(Ш/ш)арик
(М/м)аша
(Д/д)он
3. На определение места знака переноса в слове:
Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо
4. На слитно-раздельное написание слов:
В класс или вкласс
Взял или в зял
5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова
с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои
примеры на эти правила.
Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”
Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между
предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким
образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из
3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и
больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что
запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное
количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется
их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались
учителем).
Грамматические зарядки:
“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”
1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
2. | Гусе(в/ф) Кру(г/к) Стол(б/п) |
ря(д/т) су(б/п) гла(з/с) |
к(о/а)за р(е/и)ка тр(а/о)ва |
п(а/о)ет з(о/а)вет ст(о/а)ит |
Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:
- Имена, фамилии,
Клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда. - Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна,
Шуя и Москва. - Почему же мы с тобой
пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов,
Калининград, Москва, Ковров? - Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи;
Кружи, дружи, служи, спеши-
Запомни слоги ЖИ и ШИ. - Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой! чк! чк! чк!
Кочка, почка, звездочка.
Как работать над ошибками.
(Памятка для ученика.)
- Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово
правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил,
обозначь ударение. - Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова
находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу. - Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она
пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же
приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение. - Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,
обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во
всех словах выдели корень. - Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с
тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс. - Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с
тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение,
окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже. - Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе
с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу
существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже. - Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и
узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание.
Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.
9
Помогите пожалуйста,слово ближайший надо сделать работу над ошибками.Было написано «блежайший».
1 ответ:
0
0
Ответ:
Ближайший. Корень — ближ, пишется и, потому что проверочные слово — ближний
Читайте также
Была легенда ,что в лесу ,который расположен возле реки » ГРОБИЩЕ» жила большая и ужасная чупокабра . Все люди ближнего села боялись ночью выходить на улицу, так как слышали ужасный вой этого чудовища. По селу пошли слухи о том что она размером с взрослую кобылу , морда у неё длинная и клыкастая и передвигается чупокабра на задних лапах ,как Тиранозавр. Ночью она рыщет по селу и уничтожает все живое на своем пути .
Однажды новый житель села — дядя Миша пошел к реку за водой ни о чем не подозревая. Только нагнулся он зачерпнуть воду , как что-то скользкое холодное, с огромными когтями потащило его в лес. Напрасно дядя Миша кричал и звал на помощь , его никто не слышал , все сидели по своим избам в тишине и боялся высунуть нос, дабы никто его не цапнул. Утром люди , идя за водой, видели только ведро у берега реки и огромные следы дикого чудовища.
ну как-то так
Ответ:
Маша, ты везде играешь прекрасно!
Объяснение:
Запятую нужно поставить после «Маша», поскольку это слово является обращением и еще нужно поставить восклицательный знак.
Всё правильно, молодец)))
Жил-был кот Васька. Васька любил охотиться на бабочек, и на всяких других маленьких насекомых. Однажды Васька снова пошёл на «охоту» и увидел огромную, серую мышь. Васька испугался, отскочил назад! Мышь крутилась вокруг него, Васька боялся пошевелиться. Но всё-таки, Васька собрался с духом, и вонзил свои острые когти мышке в спину! Мышь громко запищала. И васька утащил её в подвал. С тех пор он перестал бояться мышей.
Самолет
с(с)
а(а)
м(м)
о(а)
л(л мягк)
е(й)
(о)
т(т)
с-а-м-а-л (мягк)-<span>й-о-т
</span>
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Как правильно выполнить работу над ошибками?
Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова.
1. Ошибки в построении и записи предложений.
Записать без ошибок всё предложение.
2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Поставь в конце нужный знак. Пример: Добрый пример лучше ста слов.
3. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Самая маленькая птичка – колибри.
4. Пропуск, перестановка, замена букв.
Напиши слово 3 раза, раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Пример: строй/ка, строй/ка, строй/ка.
5. Перенос слов.
Раздели слово на слоги для переноса. Покажи все случаи переноса. Пример: ру-чейки, ручей-ки; оси-на.
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
6. Деление на слоги.
Раздели слова на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов. Пример: во-ро-бей, у-чи-тель, то-ва-рищ, де-жур-ный.
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять (подчёркивать).
Если допустил ошибку на правило, узнай, в какой части слова ошибка (выдели корень). Для этого мысленно разбери слово по составу.
7. Правописание приставки в слове.
Напиши слово верно. Выдели приставку. Образуй от этого слова 3 родственных слова с разными приставками. Пример: приехал, заехал, уехал, переехал.
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
8. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово. Подбери ещё слово с этим предлогом. Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу; к (какому?) дому, к (большому) дому;
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Предлог – это часть речи, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.
У глаголов нет предлогов (на ветке налетел).
9. Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило. Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
10. НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. Пример: не был, не выучил, не знал.
ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.
11. Словарные слова и все орфограммы, которые ещё не изучали.
Написать слово 5 раз, поставить ударение, подчеркнуть место ошибки. Пример: ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та.
12. Большая буква в именах людей, кличках животных, в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
Выпиши слово. Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши еще 3 слова на это правило. Пример: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия.
ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с большой буквы. Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.
13. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Запиши слово и ещё 3 слова на это правило. Подчеркни слог. Например: жимолость, жил, жизнь, чижи.
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у.
14. Слова с чк, чн, чщ.
Запиши слово правильно, подбери и напиши ещё 3 слова на это правило. Например: девочка, кочка, ночка, почка.
ЗАПОМНИ! Слова с чк, чн, чщ пишутся без мягкого знака (ь).
15. Мягкий знак – показатель мягкости.
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, а согласную перед ним — одной чертой. Запиши ещё 3-5 слов на это правило. Пример: мальчик, большой, рысь, коньки.
16. Разделительный мягкий знак (ь).
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: вьюга, деревья, обезьяна, воробьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
17. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Запиши слово правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Например: съезд, объём, объяснил, подъезд.
ЗАПОМНИ! объект, субъект, адъютант.
ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.
18. Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Напиши ещё 2 слова на это правило. Пример: цветы (цвет), гористая (горка), волна́ ( во́лны).
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
19. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово и подбери ещё 3 слова на это правило.
Пример: город (города), мороз (морозы), глазки (глаза), дуб (дубок).
ЗАПОМНИ! Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и глухие. Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит гласный или согласный звук.
Способы проверки: У существительного:- изменяя число (ногти — ноготь, локти – локоть);
— изменяя падеж (луг — на лугу, лук — в луке);
— подбирая уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб – дубок)
— заменяя существительное глаголом (молотьба — молотить, просьба – просить, ходьба — ходить);
У прилагательных — образование краткой формы: жуткий — жуток.
20. Непроизносимая согласная в корне слова.
Запиши слово, подбери к нему проверочное слово, выдели корень. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный (звезда), местность (место).
ЗАПОМНИ! Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
21. Двойные согласные в корне слове.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса.
Пример: груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон, суб-бота.
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
22. Двойные согласные одна из которых является частью приставки (суффикса), другая — корня.
Запиши слово правильно. Выдели приставку (суффикс) и корень. Подбери однокоренное слово, доказывая написание одной согласной. Подбери 2-3 слова на это правило. Например: рассвет (свет), рассказ (сказывать, пересказ), оттащить (тащит); весенний (весна), длинный (длина), малинник (малина).
23. Правописание наречий.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова. Пример: справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.
24. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с этой же приставкой. Пример: полетели, побежали, подержали.
ЗАПОМНИ! Приставки па не бывает.
25. Правописание суффиксов.
Выпиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.
Если суффикс можно проверить, записать проверочное слово.
Пример: Липовый — дубовый, кленовый, осиновый.
Буква на конце слова Узнай часть речи, объясни написание.
26. Правописание слов с шипящим звуком на конце.
Выпиши слово. Объясни написание слова. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.
Пример: шалаш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), камыш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.);
дочь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), ночь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), речь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), рожь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.);
с крыш (сущ., мн.ч., Р. п.), много задач (сущ., мн.ч., Р. п.), из-за туч (сущ., мн.ч., Р. п.);
кипуч (краткое прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.).
ЗАПОМНИ! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.
У существительных женского рода 3 склонения после шипящего пишется Ь знак.
27. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Подбери 2 слова на это правило. Пример: (что делать?) улыбаться, (что сделать) улыбнуться, (что делать?) петь.
ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).
28. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глаголы правильно, выдели окончание. Запиши ещё 3 глагола на это правило. Например: пишешь (гл., 2 л., ед.ч.), ругаешь (гл., 2 л., ед.ч.), сидишь (гл., 2 л., ед.ч.), читаешь (гл., 2 л., ед.ч.).
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).
29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное с словом от которого оно зависит. Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, вспомни слово – помощник. Поставь слово – помощник в нужную форму. Запиши существительное, выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.
Пример: Устно: Шёл по улиц. (улица – 1 скл.,) (весна – по весне) Шёл (где? по чему? по улиц. — сущ., 1 скл., (по весне)) по улице
Письменно: Шёл (сущ., 1 скл., по весне) по улице; кормить (сущ., 2 скл., слона) бегемота.
ЗАПОМНИ! Слова помощники: 1 скл. – весна, земля. 2 скл. – слон. 3 скл. – рожь.
Можно пользоваться таблицей безударных падежных окончаний существительных, но тогда не забывать определять падеж.
30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Пример: К лесу (какому?) дальнему ( м.р., ед.ч., Д. п.)
ЗАПОМНИ! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
Пример: пишет – писать (гл., I спр., – е); смотрит — смотреть (гл. исключение, IIспр., — и ); ставит – ставить (гл., II спр., — и)
ЗАПОМНИ! Гласные е — и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме и спряжению.
(I спр. – — е; — ут; — ют. (Все остальные глаголы не входящие во 2 спряжение)+идти.
II спр. – —и, — ат. – ят. Все глаголы на — ить (говорить) + 7 глаголов-исключений на — еть видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть + 4 глагола-исключения на – ать гнать, дышать, держать, слышать)
32. Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Пример: поездка, походка.
33. Фонетический разбор слов.
Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, не забудь указать количество звуков и букв в слове.
34. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь, какой частью речи является каждое слово.
Пример: пр. сущ. глаг. прил. сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
35. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Подчеркни второстепенные члены предложения. Пример: В лесу цветут душистые ландыши. Ландыши (какие?) д
Памятка работы над ошибками
Ребята! Эта памятка научит вас правильно оформлять работу над ошибками, поможет вспомнить правила орфографии.
Будьте внимательны!
-
Запишите в середине строки: «Пиши правильно».
-
Проставьте номер орфограммы.
-
Первое слово пишите с большой буквы, остальные через запятую с маленькой буквы.
-
Подчеркните карандашом или выделите зеленым маркером буквы, знаки которые вы исправили при написании, если это необходимо – выделите ударение, корень, приставку, суффикс, окончание, члены предложения.
-
Проверьте свою работу.
Ошибок быть не должно!
-
Пропуск, вставка, замена буквы в слове, слово с неизученной орфограммой, словарное слово с непроверяемой орфограммой.
Выпиши слово 3 раза, выдели место исправления, поставь знак ударения.
Образец: Ребята, ребята, ребята.
Запомни: Написание словарных слов нужно знать.
-
Большая буква в начале предложения, запятая в середине, точка (!, ?) в конце предложения.
Выпиши предложение правильно, выдели место исправления.
Образец: Выпал пушистый снег.
Запомни: Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, ?, ! знаки.
-
Ударение. Деление на слоги.
Выпиши слово, поставь знак ударения, раздели на слоги правильно.
Образец: Портфель, порт — фель.
Запомни: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.
-
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Образец: Лу- жайка, лужай- ка. или Конь — ки. или Длин- ный.
Запомни: При переносе слова нельзя оставлять на строке или переносить одну букву, нельзя отрывать й, ь знак от предыдущего слога, нужно разъединять двойные согласные.
-
Мягкий знак – показатель мягкости на конце или в середине слова.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели мягкий знак и согласную перед ним.
Образец: Деньги, кольцо, пеньки. или Пыль, царь, соль.
-
Мягкий знак – разделительный.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, обозначь корень слова, выдели мягкий знак, согласную перед ним и гласную после него.
Образец: Друзья, обезьяна, воробьи.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова, после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.
-
Твердый знак – разделительный.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, обозначь корень слова, выдели приставку, твердый знак, согласную перед ним и гласную после него.
Образец: Подъезд, объявление, съёмка.
Запомни: Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласный перед гласными е, ё, ю, я.
-
Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетания.
Образец: Жираф, моржи, животное.
-
Буквосочетания ЧК — ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН – НЩ.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетания.
Образец: Сказочный, огуречный, молочный.
Запомни: Буквосочетания ЧК — ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН – НЩ пишутся без мягкого знака.
-
Безударные гласные А, Я, О, Е, И, проверяемые ударением в корне слова.
Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера родственных слов, в которых пишется безударная гласная, обозначь корень, ударение, выдели ударные и безударные гласные.
Образец: Снег – снега, снеговик снежинка,
Запомни: Безударные гласные А, Я, О, Е, И, в корне слова пишутся так же, как и ударные. Для проверки, подбери однокоренное слово или измени форму слова.
-
Парные звонкие и глухие согласные Б — П, В — Ф, Г- К,
Д — Т, Ж — Ш, З — С в слабой позиции ( конец слова или перед глухим согласным).
Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера родственных слов, в которых есть эта парная согласная, обозначь корень, выдели парные согласные и гласные после них.
Образец: Морозы — мороз, заморозки, изморозь.
Запомни: Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, Ж-Ш, З-С в слабой позиции в корне слова пишутся так же, как и перед гласными или сонорными согласными (м, н, л, р). Для проверки, подбери однокоренное слово или измени форму слова.
-
Непроизносимые согласные Д, Т, В, Л проверяемые в корне слова.
Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера слов на это правило, обозначь корень, выдели непроизносимые и произносимые согласные
Д, Т, В, Л..
Образец: Звезда – звёздный, опоздал- поздно, сердечко-сердце.
Запомни: Непроизносимые согласные Д, Т, В, Л в некоторых словах пишутся, но не произносятся. Чтобы их проверить, подбери однокоренное слово, в котором согласный слышится отчётливо. Слова: лестница, чувство — не проверяются! Их написание нужно запомнить.
-
Буквосочетания СН-ЗН.
Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера слов на это правило, обозначь корень, выдели буквосочетание СН-ЗН.
Образец: Чудеса — чудесный, интересен—интересный, ужасен- ужасный.
Запомни: Буквосочетания СН-ЗН в слове — нужно поверять.
-
Слова с двойными согласными.
Выпиши слово 3 раза, выдели двойные согласные.
Образец: Сумма, сумма, сумма.
-
Имена собственные.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели большую букву.
Образец: Мурка, Жучка, Тузик.
Запомни: Имена собственные, в том числе и географические названия пишутся только с большой буквы.
-
Правописание предлога перед словом.
Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно.
Образец: В поле, в (каком?) поле, в (широком ) поле.
Запомни: Между предлогом и словом всегда можно вставить вопрос или другое слово. Предлоги никогда не стоят перед глаголами (написал, подпрыгнул, пошёл).
-
Правописание предлога перед местоимением.
Выпиши местоимение вместе с предлогом, запиши еще 2 слова на это правило.
Образец: С тобой, ко мне, у нас.
Запомни: Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
-
Правописание приставок.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой приставкой, обозначь корень, выдели приставку.
Образец: Полетели, побежали, пошёл.
Запомни: Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со слогом.
-
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой приставкой, обозначь корень, приставку, выдели орфограмму.
Образец: Сделал, сбегал, сгорел.
Забежал, залетел, записал.
Запомни: В русском языке есть только приставка С, приставки З не бывает. Приставки на А только три – на, за, над, остальные приставки пишутся с буквой О. Приставки: раз — рас, без – бес — «удобные», как слышатся, так и пишутся.
-
Гласные и согласные в суффиксах.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этим суффиксом, обозначь корень, суффикс, выдели орфограмму.
Образец: Ключик, мальчик, зайчик.
Замочек, орешек, ножичек.
Запомни: Суффикс — ИК (ник, чик) пишется в словах, которые сохраняют И при склонении: ключик (ключика). Суффикс ЕК пишется в словах, которые при склонении имеют беглую гласную: замочек (замочка).
-
Буквосочетание ЦИ в середине слова.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетание.
Образец: Цирк, цифра, циркуль.
Запомни: В середине слова пишется ЦИ (цирк),
на конце слова и в суффиксах ЦЫ (Курицын, птицы).
Слова исключения: «Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: Цыц!»
-
Правописание О — Ё после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц
в корне существительных и прилагательных, образованных от существительных.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, поставь ударение, выдели корень.
Образец: Шёлк, жёлудь, чёрный.
Шоколад, шофёр, жонглёр.
Запомни: В корне слова после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц под ударением пишется — Ё, без ударения –О.
Слова исключения: Я услышал шорох в крыжовнике и порвал шов на капюшоне и шортах. Чокнутый чопорный шорник был в шоке. Обжора устроил поджог и получил ожог.
-
Правописание О — Е после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц
в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, образованных от существительных.
Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, поставь ударение, выдели окончание или суффикс,
Образец: Врачом, пловцом, багажом.
Галчонок, зайчонок, девчонка.
Ученицей, крышей, кожей.
Запомни: В окончаниях и суффиксах после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц под ударением пишется – О, без ударения – Е.
-
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное, поставь его в начальную форму (И. п., ед. ч.) и определи склонение, задай к слову оба падежных вопроса, запиши слово — помощник и определи падеж, пользуясь памяткой окончаний, запиши и выдели верное окончание.
Образец: На ветке – (н.ф.) ветка, 1 скл., ( на ком? на чём? на лисе, на земле) П. п — е.
Около лошади – (н.ф) лошадь, 3 скл., (около кого? чего? около ржи, степи) Р.п. –и.
Запомни: Безударные падежные окончания имен существительных проверяй только в Р.п., Д.п., П.п.
1 скл. Р.п.- и, Д.п.- е, П.п.- е. (лиса, земля)
-
скл. П.п.- е. (слон, конь, окно)
-
скл. Р.п.- и., Д.п.- и, П.п.- и. (рожь, степь)
-
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Задай и запиши вопрос от существительного, обрати внимание на окончание вопроса, вспомни и запиши парные окончания, выбери подходящее, правильно запиши прилагательное и выдели его окончание.
Образец: К лесу (какому? ому, ему) дальнему.
У берёзы (какой? ой, ей) кудрявой.
Запомни: Окончания имен прилагательных проверяй вопросами от имен существительных.
Буквы в окончаниях «дружат»:
а – я (ая- яя), о — е (ое-ее, ой-ей, ом-ем, ого-его, ому-ему),
у — ю (ую- юю), ы — и (ые-ие, ым-им, ых-их, ыми-ими).
Есть исключения: мужской род в И.п. и В.п. на вопрос — какой? окончания ой, ый, ий. (большой, красный, синий).
-
Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
Выпиши глагол правильно, поставь ударение, устно определи вид глагола и запиши неопределенную форму. Проверь, не относится ли этот глагол к исключениям. Определи спряжение, запиши букву окончания этого спряжения и два окончания 3 лица мн. ч.
Образец: Пишет – (н.ф.) писать, I спр. — е, — ут, — ют.
Гонит — (н.ф.) гнать (искл.) II спр.- и, — ат, — ят.
Запомни: Глаголы II спр. оканчиваются на ИТЬ и имеют в окончаниях букву И, а в 3 лице мн. ч. — окончания: АТ, ЯТ. Глаголы I спр. оканчиваются на ТЬ, ЕТЬ, ОТЬ. АТЬ. УТЬ и имеют в окончаниях букву Е, а в 3 лице мн. ч — окончания: УТ, ЮТ.
Глаголы исключения (их 11) относятся ко II спряжению:
Гнать, держать, смотреть и видеть.
Дышать, слышать, ненавидеть.
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.
Глаголы исключения (их 2) относятся к I спряжению:
Брить, зиждиться.
-
Частица «не» с глаголом.
Выпиши глагол с «не», запиши еще 2 слова на это правило.
Образец: Не пришёл, не увидел, не сделал.
Запомни: «не» с глаголами пишется раздельно.
-
Мягкий знак после шипящих согласных ( ж, ш, ч, щ) на конце имен существительных и кратких прилагательных.
Выпиши слово правильно, определи часть речи, род, число, падеж (если есть), запиши еще 2 слова на это правило, выдели согласную букву с мягким знаком.
Образец: Молодежь (сущ., ж. р., ед. ч.), помощь, ночь.
Циркач (сущ., м. р, ед. ч. ), ключ, гараж.
Много туч (сущ., мн. ч, в Р.п.), мимо дач, много задач.
Свеж ( крат. прил.), могуч, горюч.
Запомни: Мягкий знак всегда пишется: после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Мягкий знак не пишется после шипящих на конце имен существительных мужского рода, на конце имен существительных женского рода, мн. числа, в Р. п, на конце кратких прилагательных.
-
Мягкий знак после шипящих согласных ( ж, ш, ч, щ) на конце глаголов 2 лица ед. ч., глаголов неопределенной формы, наречий.
Выпиши слово правильно, определи часть речи, форму глагола, запиши еще 2 примера на это правило, выдели окончание глагола или согласную букву с мягким знаком.
Образец: Пишешь (гл., 2 л., ед. ч.) решаешь, умываешься.
Беречь (гл., н. ф.), стеречь, стричься.
Сплошь ( нар.), навзничь, настежь.
Запомни: Мягкий знак всегда пишется после шипящих на конце глаголов 2 лица ед. ч., глаголов неопределенной формы и наречий.
Слова исключения: Уж, замуж, невтерпёж.
-
ТЬСЯ и ТСЯ у возвратных глаголов.
Выпиши глагол правильно, задай вопрос, приведи два примера на это правило, выдели — ться, тся.
Образец: Учиться ( что делать?), смеяться, резвиться.
Учится (что делает?), смеётся, резвится.
Запомни: У возвратных глаголов в неопределённой форме
(что делать? что сделать?) всегда пишется ТЬСЯ,
а в личной форме ( что делает? что сделает?)– ТСЯ.
-
Правописание предложения с однородными членами.
Вспомни правила написания предложения с однородными членами. Запиши предложение правильно, выдели однородные члены предложения и слово от которого они зависят, обозначь стрелками связь. Выдели (если есть) союзы и знаки препинания, составь схему.
Образец: Свежее сено пахнет мёдом, полевыми цветами. Запомни: Между однородными членами не ставится запятая, если их соединяет неповторяющийся союз И или союз ДА в значении И.
Между однородными членами ставится запятая, если:
-
однородные члены не соединены союзами
-
соединены союзами А, НО, ДА (в значении НО)
-
соединены повторяющимися союзами И , ДА в значении И.
-
Правописание предложения с прямой речью.
Запиши предложение верно, по памятке, составь схему.
А: «П». А: «П?». А: «П!». «П,-а,-п». «П,-а.-П». «П?-а.-П».
«П!-а.-П». «П»,-а. «П?»-а. «П!»,-а.
Запомни: Прямая речь выделяется кавычками, слова автора могут стоять до прямой речи, в середине, после прямой речи.
-
Правописание сложного предложения.
Найди и выдели грамматические основы предложения, правильно расставь и выдели знаки препинания, обозначь (если есть) союзы, составь схему.
Образец: Выпал первый снег, и все дорожки стали белыми. Запомни: Части сложного предложения всегда разделяются запятыми.
-
Правописание предложения с обращением.
Запиши предложение верно, выдели обращение запятыми.
Образец: Света, закрой окно!
-
Речевая ошибка.
Продумай новое построение предложения (подбери новое слово). Запиши верно.
-
Связь слов в предложении.
Выдели члены предложения, покажи стрелками связь, выпиши парами словосочетания с вопросами, подчеркни.
Образец: В небе летит воздушный шар.
шар (какой?) воздушный
летит ( где?) в небе
Запомни: Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.
-
Разбор предложения по частям речи и по членам предложения ( синтаксический разбор).
Разбери предложение верно. Выдели главные и второстепенные члены предложения, обозначь их как часть речи, если требуется, дай характеристику предложению.
Запомни: Действуй по плану:
-
Выдели подлежащее ( о чем? или о ком?) говорится в предложении — обозначает предмет.
-
Выдели сказуемое ( что делает? что сделает? предмет) — обозначает действие.
-
Выдели второстепенные члены:
-
определение (какой?, который?, чей?) обозначает признак предмета.
-
дополнение (вопросы косвенных падежей, все. кроме И.п.). — обозначает предмет.
-
обстоятельство (где? куда? откуда? почему? как? и т.д.
-
Разбор слова по составу (морфемный разбор).
Разбери слово верно, по памятке.
Запомни: Сначала выдели окончание, затем основу слова, корень, приставку и суффиксы .
-
Фонетический (звуко — буквенный) разбор слова.
Разбери слово верно, по памятке.
-
Морфологический разбор части речи.
Разбери слово, как часть речи верно, по памятке.