Работа над ошибками над словом ближний

Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии
не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение
учащихся видеть орфограммы.

В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль
принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности,
здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная
языковая норма”.

В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать
причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения

Существует три вида исправления ошибок:

  1. Исправление путем выписывания, данного слова;
  2. Исправление с помощью доказательства;
  3. Исправление, основанное на логически последовательном порядке
    рассуждения вида исправления ошибок;

План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен
прилагательных.

(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)

  • Найти имя прилагательное.
  • Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
  • Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на
    окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
  • Определить род и падеж существительного и прилагательного.
  • Вспомнить прилагательного в этом падеже.

Памятка при работе над ошибками.

1. Перенос слов.

ма-ленький, малень-кий;

ап-пликация, аппли-кация;

2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.

(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)

Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.

3. Большая буква в именах собственных.

Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.

4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Грозы – гроза
Снег – снега

5. Парные согласные в корне слова.

Грибы – гриб
Шуба – шубка

6. Непроизносимые согласные в корне слова.

Солнышко – солнце

7. Правописание приставки, суффикса.

Из садика
Переход

8. Разделительный Ъ и Ь.

Подъезд, вьюга

9. Раздельное написание предлогов со словами.


В лес, в густой лес.

10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Ночь – ж. р., мяч – м. р.

11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом


12. Безударные падежные окончания существительных.

Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне


13. Безударные личные окончания глаголов.

Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь


14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.

Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?

Орфографические задачи:

1. На выбор букв для обозначения звука:

Тр(а/о)ва
гру(зс)
ж(и/ы)л
ч(а/я)с
щ(у/ю)кА

2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и
начала предложения:

(Ш/ш)арик
(М/м)аша
(Д/д)он

3. На определение места знака переноса в слове:

Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо

4. На слитно-раздельное написание слов:

В класс или вкласс
Взял или в зял

5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:

Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!

– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова
с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои
примеры на эти правила.

Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”

Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между
предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким
образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из
3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и
больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что
запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное
количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется
их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались
учителем).

Грамматические зарядки:

“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”

1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….

2.  Гусе(в/ф)
Кру(г/к)
Стол(б/п)
 ря(д/т)
 су(б/п)
 гла(з/с)
 к(о/а)за
 р(е/и)ка
 тр(а/о)ва
 п(а/о)ет
 з(о/а)вет
 ст(о/а)ит

Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:

  1. Имена, фамилии,
    Клички, города.
    Все с заглавной буквы
    Пишутся всегда.
  2. Начинает буква
    Важные слова:
    Иванова Анна,
    Шуя и Москва.
  3. Почему же мы с тобой
    пишем с буквы прописной:
    Таня, Ваня, Мила, Нина,
    Коля, Петя и Ирина,
    Иванов, Петров, Орлов,
    Калининград, Москва, Ковров?
  4. Чижи, ужи, ежи, стрижи,
    Жирафы, мыши и моржи;
    Кружи, дружи, служи, спеши-
    Запомни слоги ЖИ и ШИ.
  5. Козочка, горочка,
    33 пригорочка.
    Ой! чк! чк! чк!
    Кочка, почка, звездочка.

Как работать над ошибками.

(Памятка для ученика.)

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово
    правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил,
    обозначь ударение.
  2. Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова
    находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
  3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она
    пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же
    приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
  4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,
    обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во
    всех словах выдели корень.
  5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с
    тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
  6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с
    тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение,
    окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
  7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе
    с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу
    существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
    Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
  8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и
    узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание.
    Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.


9

Помогите пожалуйста,слово ближайший надо сделать работу над ошибками.Было написано «блежайший».

1 ответ:



0



0

Ответ:

Ближайший. Корень — ближ, пишется и, потому что проверочные слово — ближний

Читайте также

Была легенда ,что в лесу ,который расположен возле реки » ГРОБИЩЕ» жила большая  и ужасная чупокабра . Все люди ближнего села боялись ночью выходить на улицу, так как слышали  ужасный вой этого чудовища. По селу пошли слухи о том что она размером с взрослую кобылу , морда   у неё длинная   и клыкастая и передвигается чупокабра на задних лапах ,как Тиранозавр. Ночью она рыщет по селу  и уничтожает все живое на своем пути .
Однажды новый житель села — дядя Миша пошел к реку за водой ни о чем не подозревая. Только нагнулся он зачерпнуть воду , как что-то скользкое холодное, с огромными когтями потащило его в лес. Напрасно дядя Миша кричал и звал на помощь , его никто не слышал , все сидели по своим избам в тишине и боялся высунуть нос, дабы никто его не цапнул. Утром люди , идя за водой, видели  только  ведро у берега реки и огромные следы дикого чудовища.
 ну как-то так

Ответ:

Маша, ты везде играешь прекрасно!

Объяснение:

Запятую нужно поставить после «Маша», поскольку это слово является обращением и еще нужно поставить восклицательный знак.

Всё правильно, молодец)))

Жил-был кот Васька. Васька любил охотиться на бабочек, и на всяких других маленьких насекомых. Однажды Васька снова пошёл на «охоту» и увидел огромную, серую мышь. Васька испугался, отскочил назад! Мышь крутилась вокруг него, Васька боялся пошевелиться. Но всё-таки, Васька собрался с духом, и вонзил свои острые когти мышке в спину! Мышь громко запищала. И васька утащил её в подвал. С тех пор он перестал бояться мышей.

Самолет
с(с)
а(а)
м(м)
о(а)
л(л мягк)
е(й)
 (о)
т(т)
с-а-м-а-л (мягк)-<span>й-о-т

</span>

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Как правильно выполнить работу над ошибками?

Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова.

1. Ошибки в построении и записи предложений.

Записать без ошибок всё предложение.

2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Поставь в конце нужный знак. Пример: Добрый пример лучше ста слов.

3. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Самая маленькая птичка – колибри.

4. Пропуск, перестановка, замена букв.

Напиши слово 3 раза, раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Пример: строй/ка, строй/ка, строй/ка.

5. Перенос слов.

Раздели слово на слоги для переноса. Покажи все случаи переноса. Пример: ру-чейки,  ручей-ки; оси-на.

ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

6. Деление на слоги.

Раздели слова на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов. Пример: во-ро-бей, у-чи-тель, то-ва-рищ, де-жур-ный.

ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять  (подчёркивать).

Если допустил ошибку на правило, узнай, в какой части слова ошибка (выдели корень). Для этого мысленно разбери слово по составу.

7. Правописание приставки в слове.

Напиши слово верно. Выдели приставку. Образуй от этого слова 3 родственных слова с разными приставками. Пример: приехал, заехал, уехал, переехал.

ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.

8. Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом:  между предлогом и словом поставь ещё слово.  Подбери ещё слово с этим предлогом. Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу; к (какому?) дому, к (большому) дому;

ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Предлог – это часть речи, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.

У глаголов нет предлогов (на ветке налетел).

9. Предлог перед местоимением. 

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило. Например: у  нас,  ко  мне, с  тобой,  к  нему. 

ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

10. НЕ с глаголами.

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. Пример: не  был,  не  выучил,  не  знал.

ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.

11. Словарные слова и все орфограммы, которые ещё не изучали.

Написать слово 5 раз, поставить ударение, подчеркнуть место ошибки. Пример: ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та.

12. Большая буква в именах людей, кличках животных, в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

Выпиши слово. Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши еще 3 слова на это правило. Пример: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия.

ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с большой буквы. Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.

13. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. 

Запиши  слово и ещё 3 слова на это правило. Подчеркни слог. Например: жимолость, жил, жизнь, чижи.

ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у.

14. Слова с чк, чн, чщ.

Запиши слово правильно, подбери и напиши ещё 3 слова на это правило. Например: девочка, кочка, ночка, почка.

ЗАПОМНИ! Слова с чк, чн, чщ пишутся без мягкого знака (ь).

15. Мягкий знак – показатель мягкости.

Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, а согласную перед ним — одной чертой. Запиши ещё 3-5 слов на это правило. Пример: мальчик, большой, рысь, коньки.

16. Разделительный мягкий знак (ь).

Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: вьюга, деревья, обезьяна, воробьи.

ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.

17. Разделительный твёрдый  знак (ъ).

Запиши слово правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Например: съезд, объём, объяснил,  подъезд.

ЗАПОМНИ!  объект, субъект, адъютант.

ЗАПОМНИ!  Разделительный твёрдый  знак (ъ) пишется только  после приставок, которые  оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю. 

18. Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением. 

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Напиши ещё 2 слова на это правило. Пример: цветы (цвет), гористая (горка), волна́ ( во́лны).

ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.

19. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово и подбери ещё 3 слова на это правило.

Пример: город (города), мороз (морозы), глазки (глаза), дуб (дубок).

ЗАПОМНИ! Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и глухие. Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит  гласный или согласный звук.

Способы проверки: У существительного:- изменяя число (ногти — ноготь, локти – локоть);

— изменяя падеж (луг — на лугу, лук — в луке);

— подбирая уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб – дубок)

— заменяя существительное глаголом (молотьба — молотить, просьба – просить, ходьба — ходить);

У прилагательных — образование краткой формы: жуткий — жуток.

20. Непроизносимая согласная в корне слова.

Запиши слово, подбери к нему проверочное слово, выдели корень. Напиши  ещё 3 слова на это правило. Пример: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный (звезда), местность (место).

ЗАПОМНИ! Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.

До чего ж сегодня день чудесНый,

СоЛнце в небе празДнично горит,

Освещает месТность и окресТность,

И теплом своим серДца бодрит,

Но лежит на пасТбище корова,

ГрусТно смотрят карие глаза,

Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

И ужасно, и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!

21. Двойные согласные в корне слове.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса.

Пример: груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон, суб-бота.

ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.

22. Двойные согласные одна из которых является частью приставки (суффикса), другая — корня.

Запиши слово правильно. Выдели приставку (суффикс) и корень. Подбери однокоренное слово, доказывая написание одной согласной. Подбери 2-3 слова на это правило. Например: рассвет (свет), рассказ (сказывать, пересказ), оттащить (тащит); весенний (весна), длинный (длина), малинник (малина).

23. Правописание наречий.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова. Пример: справа, справа, справа.

ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.

24. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с этой же приставкой. Пример: полетели, побежали, подержали.

ЗАПОМНИ! Приставки па не бывает.

25. Правописание суффиксов.

Выпиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.

Если суффикс можно проверить, записать проверочное слово.

Пример: Липовый — дубовый, кленовый, осиновый.

Буква на конце слова Узнай часть речи, объясни написание.

26. Правописание слов с шипящим звуком на конце.

Выпиши слово. Объясни написание слова. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Пример: шалаш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), камыш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.);

дочь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), ночь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), речь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), рожь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.);

с крыш (сущ., мн.ч., Р. п.), много задач (сущ., мн.ч., Р. п.), из-за туч (сущ., мн.ч., Р. п.);

кипуч (краткое прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.).

ЗАПОМНИ! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.

У существительных женского рода 3 склонения после шипящего пишется Ь знак.

27. Мягкий знак  (ь) в глаголах неопределённой формы.

Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Подбери 2 слова на это правило. Пример: (что делать?)  улыбаться, (что сделать) улыбнуться, (что делать?) петь.

ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?  и пишутся с мягким знаком (ь).

28. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глаголы правильно, выдели окончание. Запиши ещё 3 глагола на это правило. Напримерпишешь (гл., 2 л., ед.ч.), ругаешь (гл., 2 л., ед.ч.), сидишь (гл., 2 л., ед.ч.), читаешь (гл., 2 л., ед.ч.). 

ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).

29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное с словом от которого оно зависит. Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, вспомни слово – помощник. Поставь слово – помощник в нужную форму. Запиши существительное, выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.

Пример: Устно: Шёл по улиц. (улица – 1 скл.,) (весна – по весне) Шёл (где? по чему? по улиц. — сущ., 1 скл., (по весне)) по улице

Письменно: Шёл (сущ., 1 скл., по весне) по улице; кормить (сущ., 2 скл., слона) бегемота.

ЗАПОМНИ! Слова помощники: 1 скл. – весна, земля. 2 скл. – слон. 3 скл. – рожь.

Можно пользоваться таблицей безударных падежных окончаний существительных, но тогда не забывать определять падеж.

30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.

Пример: К лесу (какому?) дальнему ( м.р., ед.ч., Д. п.)

ЗАПОМНИ! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед  ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.

Пример: пишет – писать (гл., I спр., – е); смотрит — смотреть (гл. исключение, IIспр., — и ); ставит – ставить (гл., II спр., — и)

ЗАПОМНИ! Гласные е — и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме и спряжению.

(I спр. – — е; — ут; — ют. (Все остальные глаголы не входящие во 2 спряжение)+идти. 

II спр.  и, — ат. – ят. Все глаголы на — ить (говорить) + 7 глаголов-исключений на — еть видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть +  4 глагола-исключения на – ать гнать, дышать, держать, слышать)

32. Разбор слова по составу.

Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Пример: поездка, походка.

33. Фонетический разбор слов.

Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, не забудь указать количество звуков и букв в слове.

34. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь, какой частью речи является каждое слово.

Пример:     пр.           сущ.                глаг.               прил.          сущ.

                   По      овражкам          заиграли       весенние    ручейки.

35. Разбор  по членам предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Подчеркни второстепенные члены предложения. Пример: В лесу цветут  душистые ландыши. Ландыши (какие?) д

Памятка работы над ошибками

Ребята! Эта памятка научит вас правильно оформлять работу над ошибками, поможет вспомнить правила орфографии.

Будьте внимательны!

  1. Запишите в середине строки: «Пиши правильно».

  2. Проставьте номер орфограммы.

  3. Первое слово пишите с большой буквы, остальные через запятую с маленькой буквы.

  4. Подчеркните карандашом или выделите зеленым маркером буквы, знаки которые вы исправили при написании, если это необходимо – выделите ударение, корень, приставку, суффикс, окончание, члены предложения.

  5. Проверьте свою работу.

Ошибок быть не должно!

  1. Пропуск, вставка, замена буквы в слове, слово с неизученной орфограммой, словарное слово с непроверяемой орфограммой.

Выпиши слово 3 раза, выдели место исправления, поставь знак ударения.

Образец: Ребята, ребята, ребята.

Запомни: Написание словарных слов нужно знать.

  1. Большая буква в начале предложения, запятая в середине, точка (!, ?) в конце предложения.

Выпиши предложение правильно, выдели место исправления.

Образец: Выпал пушистый снег.

Запомни: Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, ?, ! знаки.

  1. Ударение. Деление на слоги.

Выпиши слово, поставь знак ударения, раздели на слоги правильно.

Образец: Портфель, порт — фель.

Запомни: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Образец: Лу- жайка, лужай- ка. или Конь — ки. или Длин- ный.

Запомни: При переносе слова нельзя оставлять на строке или переносить одну букву, нельзя отрывать й, ь знак от предыдущего слога, нужно разъединять двойные согласные.

  1. Мягкий знак – показатель мягкости на конце или в середине слова.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели мягкий знак и согласную перед ним.

Образец: Деньги, кольцо, пеньки. или Пыль, царь, соль.

  1. Мягкий знак – разделительный.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, обозначь корень слова, выдели мягкий знак, согласную перед ним и гласную после него.

Образец: Друзья, обезьяна, воробьи.

Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова, после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.

  1. Твердый знак – разделительный.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, обозначь корень слова, выдели приставку, твердый знак, согласную перед ним и гласную после него.

Образец: Подъезд, объявление, съёмка.

Запомни: Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласный перед гласными е, ё, ю, я.

  1. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетания.

Образец: Жираф, моржи, животное.

  1. Буквосочетания ЧК — ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН – НЩ.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетания.

Образец: Сказочный, огуречный, молочный.

Запомни: Буквосочетания ЧК — ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН – НЩ пишутся без мягкого знака.

  1. Безударные гласные А, Я, О, Е, И, проверяемые ударением в корне слова.

Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера родственных слов, в которых пишется безударная гласная, обозначь корень, ударение, выдели ударные и безударные гласные.

Образец: Снег – снега, снеговик снежинка,

Запомни: Безударные гласные А, Я, О, Е, И, в корне слова пишутся так же, как и ударные. Для проверки, подбери однокоренное слово или измени форму слова.

  1. Парные звонкие и глухие согласные Б — П, В — Ф, Г- К,

Д — Т, Ж — Ш, З — С в слабой позиции ( конец слова или перед глухим согласным).

Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера родственных слов, в которых есть эта парная согласная, обозначь корень, выдели парные согласные и гласные после них.

Образец: Морозы — мороз, заморозки, изморозь.

Запомни: Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, Ж-Ш, З-С в слабой позиции в корне слова пишутся так же, как и перед гласными или сонорными согласными (м, н, л, р). Для проверки, подбери однокоренное слово или измени форму слова.

  1. Непроизносимые согласные Д, Т, В, Л проверяемые в корне слова.

Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера слов на это правило, обозначь корень, выдели непроизносимые и произносимые согласные

Д, Т, В, Л..

Образец: Звезда – звёздный, опоздал- поздно, сердечко-сердце.

Запомни: Непроизносимые согласные Д, Т, В, Л в некоторых словах пишутся, но не произносятся. Чтобы их проверить, подбери однокоренное слово, в котором согласный слышится отчётливо. Слова: лестница, чувство — не проверяются! Их написание нужно запомнить.

  1. Буквосочетания СН-ЗН.

Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера слов на это правило, обозначь корень, выдели буквосочетание СН-ЗН.

Образец: Чудеса — чудесный, интересен—интересный, ужасен- ужасный.

Запомни: Буквосочетания СН-ЗН в слове — нужно поверять.

  1. Слова с двойными согласными.

Выпиши слово 3 раза, выдели двойные согласные.

Образец: Сумма, сумма, сумма.

  1. Имена собственные.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели большую букву.

Образец: Мурка, Жучка, Тузик.

Запомни: Имена собственные, в том числе и географические названия пишутся только с большой буквы.

  1. Правописание предлога перед словом.

Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно.

Образец: В поле, в (каком?) поле, в (широком ) поле.

Запомни: Между предлогом и словом всегда можно вставить вопрос или другое слово. Предлоги никогда не стоят перед глаголами (написал, подпрыгнул, пошёл).

  1. Правописание предлога перед местоимением.

Выпиши местоимение вместе с предлогом, запиши еще 2 слова на это правило.

Образец: С тобой, ко мне, у нас.

Запомни: Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

  1. Правописание приставок.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой приставкой, обозначь корень, выдели приставку.

Образец: Полетели, побежали, пошёл.

Запомни: Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со слогом.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой приставкой, обозначь корень, приставку, выдели орфограмму.

Образец: Сделал, сбегал, сгорел.

Забежал, залетел, записал.

Запомни: В русском языке есть только приставка С, приставки З не бывает. Приставки на А только три – на, за, над, остальные приставки пишутся с буквой О. Приставки: раз — рас, без – бес — «удобные», как слышатся, так и пишутся.

  1. Гласные и согласные в суффиксах.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этим суффиксом, обозначь корень, суффикс, выдели орфограмму.

Образец: Ключик, мальчик, зайчик.

Замочек, орешек, ножичек.

Запомни: Суффикс — ИК (ник, чик) пишется в словах, которые сохраняют И при склонении: ключик (ключика). Суффикс ЕК пишется в словах, которые при склонении имеют беглую гласную: замочек (замочка).

  1. Буквосочетание ЦИ в середине слова.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетание.

Образец: Цирк, цифра, циркуль.

Запомни: В середине слова пишется ЦИ (цирк),

на конце слова и в суффиксах ЦЫ (Курицын, птицы).

Слова исключения: «Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: Цыц!»

  1. Правописание О Ё после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц

в корне существительных и прилагательных, образованных от существительных.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, поставь ударение, выдели корень.

Образец: Шёлк, жёлудь, чёрный.

Шоколад, шофёр, жонглёр.

Запомни: В корне слова после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц под ударением пишется — Ё, без ударения –О.

Слова исключения: Я услышал шорох в крыжовнике и порвал шов на капюшоне и шортах. Чокнутый чопорный шорник был в шоке. Обжора устроил поджог и получил ожог.

  1. Правописание ОЕ после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц

в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, образованных от существительных.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, поставь ударение, выдели окончание или суффикс,

Образец: Врачом, пловцом, багажом.

Галчонок, зайчонок, девчонка.

Ученицей, крышей, кожей.

Запомни: В окончаниях и суффиксах после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц под ударением пишется – О, без ударения – Е.

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное, поставь его в начальную форму (И. п., ед. ч.) и определи склонение, задай к слову оба падежных вопроса, запиши слово — помощник и определи падеж, пользуясь памяткой окончаний, запиши и выдели верное окончание.

Образец: На ветке – (н.ф.) ветка, 1 скл., ( на ком? на чём? на лисе, на земле) П. п — е.

Около лошади – (н.ф) лошадь, 3 скл., (около кого? чего? около ржи, степи) Р.п. –и.

Запомни: Безударные падежные окончания имен существительных проверяй только в Р.п., Д.п., П.п.

1 скл. Р.п.- и, Д.п.- е, П.п.- е. (лиса, земля)

  1. скл. П.п.- е. (слон, конь, окно)

  2. скл. Р.п.- и., Д.п.- и, П.п.- и. (рожь, степь)

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Задай и запиши вопрос от существительного, обрати внимание на окончание вопроса, вспомни и запиши парные окончания, выбери подходящее, правильно запиши прилагательное и выдели его окончание.

Образец: К лесу (какому? ому, ему) дальнему.

У берёзы (какой? ой, ей) кудрявой.

Запомни: Окончания имен прилагательных проверяй вопросами от имен существительных.

Буквы в окончаниях «дружат»:

а – я (ая- яя), о — е (ое-ее, ой-ей, ом-ем, ого-его, ому-ему),

у — ю (ую- юю), ы — и (ые-ие, ым-им, ых-их, ыми-ими).

Есть исключения: мужской род в И.п. и В.п. на вопрос — какой? окончания ой, ый, ий. (большой, красный, синий).

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Выпиши глагол правильно, поставь ударение, устно определи вид глагола и запиши неопределенную форму. Проверь, не относится ли этот глагол к исключениям. Определи спряжение, запиши букву окончания этого спряжения и два окончания 3 лица мн. ч.

Образец: Пишет – (н.ф.) писать, I спр. — е, — ут, — ют.

Гонит — (н.ф.) гнать (искл.) II спр.- и, — ат, — ят.

Запомни: Глаголы II спр. оканчиваются на ИТЬ и имеют в окончаниях букву И, а в 3 лице мн. ч. — окончания: АТ, ЯТ. Глаголы I спр. оканчиваются на ТЬ, ЕТЬ, ОТЬ. АТЬ. УТЬ и имеют в окончаниях букву Е, а в 3 лице мн. ч — окончания: УТ, ЮТ.

Глаголы исключения (их 11) относятся ко II спряжению:

Гнать, держать, смотреть и видеть.

Дышать, слышать, ненавидеть.

И зависеть, и терпеть,

И обидеть, и вертеть.

Глаголы исключения (их 2) относятся к I спряжению:

Брить, зиждиться.

  1. Частица «не» с глаголом.

Выпиши глагол с «не», запиши еще 2 слова на это правило.

Образец: Не пришёл, не увидел, не сделал.

Запомни: «не» с глаголами пишется раздельно.

  1. Мягкий знак после шипящих согласных ( ж, ш, ч, щ) на конце имен существительных и кратких прилагательных.

Выпиши слово правильно, определи часть речи, род, число, падеж (если есть), запиши еще 2 слова на это правило, выдели согласную букву с мягким знаком.

Образец: Молодежь (сущ., ж. р., ед. ч.), помощь, ночь.

Циркач (сущ., м. р, ед. ч. ), ключ, гараж.

Много туч (сущ., мн. ч, в Р.п.), мимо дач, много задач.

Свеж ( крат. прил.), могуч, горюч.

Запомни: Мягкий знак всегда пишется: после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Мягкий знак не пишется после шипящих на конце имен существительных мужского рода, на конце имен существительных женского рода, мн. числа, в Р. п, на конце кратких прилагательных.

  1. Мягкий знак после шипящих согласных ( ж, ш, ч, щ) на конце глаголов 2 лица ед. ч., глаголов неопределенной формы, наречий.

Выпиши слово правильно, определи часть речи, форму глагола, запиши еще 2 примера на это правило, выдели окончание глагола или согласную букву с мягким знаком.

Образец: Пишешь (гл., 2 л., ед. ч.) решаешь, умываешься.

Беречь (гл., н. ф.), стеречь, стричься.

Сплошь ( нар.), навзничь, настежь.

Запомни: Мягкий знак всегда пишется после шипящих на конце глаголов 2 лица ед. ч., глаголов неопределенной формы и наречий.

Слова исключения: Уж, замуж, невтерпёж.

  1. ТЬСЯ и ТСЯ у возвратных глаголов.

Выпиши глагол правильно, задай вопрос, приведи два примера на это правило, выдели — ться, тся.

Образец: Учиться ( что делать?), смеяться, резвиться.

Учится (что делает?), смеётся, резвится.

Запомни: У возвратных глаголов в неопределённой форме

(что делать? что сделать?) всегда пишется ТЬСЯ,

а в личной форме ( что делает? что сделает?)– ТСЯ.

  1. Правописание предложения с однородными членами.

Вспомни правила написания предложения с однородными членами. Запиши предложение правильно, выдели однородные члены предложения и слово от которого они зависят, обозначь стрелками связь. Выдели (если есть) союзы и знаки препинания, составь схему.

Образец: Свежее сено пахнет мёдом, полевыми цветами. Запомни: Между однородными членами не ставится запятая, если их соединяет неповторяющийся союз И или союз ДА в значении И.

Между однородными членами ставится запятая, если:

  1. однородные члены не соединены союзами

  2. соединены союзами А, НО, ДА (в значении НО)

  3. соединены повторяющимися союзами И , ДА в значении И.

  1. Правописание предложения с прямой речью.

Запиши предложение верно, по памятке, составь схему.

А: «П». А: «П?». А: «П!». «П,-а,-п». «П,-а.-П». «П?-а.-П».

«П!-а.-П». «П»,-а. «П?»-а. «П!»,-а.

Запомни: Прямая речь выделяется кавычками, слова автора могут стоять до прямой речи, в середине, после прямой речи.

  1. Правописание сложного предложения.

Найди и выдели грамматические основы предложения, правильно расставь и выдели знаки препинания, обозначь (если есть) союзы, составь схему.

Образец: Выпал первый снег, и все дорожки стали белыми. Запомни: Части сложного предложения всегда разделяются запятыми.

  1. Правописание предложения с обращением.

Запиши предложение верно, выдели обращение запятыми.

Образец: Света, закрой окно!

  1. Речевая ошибка.

Продумай новое построение предложения (подбери новое слово). Запиши верно.

  1. Связь слов в предложении.

Выдели члены предложения, покажи стрелками связь, выпиши парами словосочетания с вопросами, подчеркни.

Образец: В небе летит воздушный шар.

шар (какой?) воздушный

летит ( где?) в небе

Запомни: Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

  1. Разбор предложения по частям речи и по членам предложения ( синтаксический разбор).

Разбери предложение верно. Выдели главные и второстепенные члены предложения, обозначь их как часть речи, если требуется, дай характеристику предложению.

Запомни: Действуй по плану:

  1. Выдели подлежащее ( о чем? или о ком?) говорится в предложении — обозначает предмет.

  2. Выдели сказуемое ( что делает? что сделает? предмет) — обозначает действие.

  3. Выдели второстепенные члены:

  • определение (какой?, который?, чей?) обозначает признак предмета.

  • дополнение (вопросы косвенных падежей, все. кроме И.п.). — обозначает предмет.

  • обстоятельство (где? куда? откуда? почему? как? и т.д.

  1. Разбор слова по составу (морфемный разбор).

Разбери слово верно, по памятке.

Запомни: Сначала выдели окончание, затем основу слова, корень, приставку и суффиксы .

  1. Фонетический (звуко — буквенный) разбор слова.

Разбери слово верно, по памятке.

  1. Морфологический разбор части речи.

Разбери слово, как часть речи верно, по памятке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Работа над ошибками или давайте ошибаться правильно
  • Работа над ошибками 4 класс математика 4 четверть
  • Работа над ошибками над словарными словами
  • Работа над ошибками или второй шанс для любви
  • Работа над ошибками 3 класс перспектива