Определение слога:
Слоги – это части слова, на которые оно делится при произнесении.
Например:
Ёл–ка, а–ку-ла, де-ре-во, пя-ти-э-таж-ный
Сколько букв может быть в слоге?
Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.
Гласный звук образует слог.
Как определить количество слогов в слове?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Например:
Лист, но-ра, бе-рё-за, лист-вен-ни-ца, при-клю-че-ни—е
Как называются слова, в которых один слог, два слога, три слога?
Слова, в которых один слог, называются односложными,
слова, в которых два слога, — двусложными,
слова, в которых три слога, — трёхсложными.
Как слова делятся для переноса?
Для переноса слова делятся на две части.
Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
Какие слова переносить нельзя?
Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.
Например: класс, осень, юла.
Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?
Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
Например: чай – ка, зай – ка, мой-ка.
Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.
Например: боль — шой, подъ — езд.
Как можно перенести слова с двойными согласными буквами?
При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.
Например: мас — са, рус — ский.
ЗАПОМНИ!
1. Слог разрывать нельзя.
- Слова из одного слога не переносятся.
- Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.
Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать.
КАРТОЧКА №1
Допиши слог так, чтобы получилось слово.
ре… |
лу… |
боч… |
но… |
гор… |
коч… |
реч… |
но… |
май… |
ша… |
ко… |
ме… |
лу… |
ре… |
ко… |
КАРТОЧКА №2
Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова.
Облака, кора, отмель — …
Сало, ступа, вата — …
Купи, перо, снежок — …
Пальма, орлы, ерши — …
Много, чучело, носок — …
Муза, поезда, удача — …
КАРТОЧКА №3
Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.
- : каша, река, тарелка – карета.
колос, рота, ваза – ___________________________
молоко, невод, таракан – _____________________
коса, лото, боксёр – __________________________
баран, рана, банка – __________________________
КАРТОЧКА №4
Раздели слова, где можно, на слоги.
окно борт крупа крот забота прыгуны галстук спорт выставка ураган сосны лисица лист волк савок ствол клубника школа хор туманы
КАРТОЧКА №5
Запиши предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей.
хороша, дворе, горка, нашем, в
её, ребята, сделали
Наташа, возили, Яков, снег, и
скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в
КАРТОЧКА №7
Подчеркни слова, которые нельзя переносить:
Крайний, змейка, ежи, оса, олени,
сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла.
КАРТОЧКА №8
Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса:
Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять,
уро – жай, э – таж, угол – ьки, Иль-я, Жа-нна.
КАРТОЧКА №10
Прочитайте текст. Раздели слова для переноса.
Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают.
КАРТОЧКА №11
Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса.
Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек
КАРТОЧКА №12
Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса.
Придумай свои два примера.
Рот — __________, ____________ — ______________ ,
слон — __________, ____________ — ______________ .
КАРТОЧКА №13
Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса.
Я – ластик, я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста –
Помарку стёрла я с листа.
КАРТОЧКА №14
Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно.
Снег ложится белый – белый…
Отчего же так темно?
КАРТОЧКА №15
Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно – красен,
И реки блестят извивы.
КАРТОЧКА №16
Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя.
Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью,
угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень.
КАРТОЧКА №17
Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь раздели для переноса.
Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.
Без собаки зайца не поймать.
Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.
Бобы не грибы, не сеешь – не взойдут.
Не зная броду, не суйся в воду.
КАРТОЧКА №18
Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся.
У кого жить, тому и служить.
Умей шутить, умей и отшучиваться.
Что ни день, то новость.
Семь дел в одни руки не берут.
Добро и во сне хорошо.
Худ обед, коли хлеба нет.
КАРТОЧКА №19
По определению угадай слова с двойными согласными . Запиши их. Раздели для переноса.
Солёная вода для засолки овощей — ________________ .
Помещение в школе, где идёт урок — _______________ .
Шестой день недели — __________________________ .
Обучение животных послушанию — ________________ .
Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой — __________________________________ .
Асфальтированная дорога — ______________________ .
Игра с мячом или шайбой на льду — ________________ .
КАРТОЧКА №20
Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса.
В марте воробьи гнёзда вьют.
Парит – перед дождём.
Солнечный дождь быстро пройдёт.
Снег прилипает к деревьям – к теплу.
Длинные сосульки — к долгой весне.
Большая роса в мае – к урожаю огурцов.
Работа
над ошибками.
1. Перенос слов.
1. Выпиши слово правильно.
2. Раздели на слоги, и подчеркни гласные
буквы.
3. Раздели слово для переноса.
Ма/лень/кий — ма — ленький, малень
— кий.
2. Словарные слова.
1. Выпиши слово правильно.
2. Поставь ударение.
3. Подчеркни место ошибки.
4. Напиши целую строчку этого слова.
5. Составь предложение с этим словом.
Мороз, мороз, мороз,
мороз, мороз, мороз, мороз.
На улице мороз.
3. Большая буква в
начале предложения.
1. Выпиши предложение
правильно.
2. Подчеркни заглавную
букву.
3. Составь и напиши
ещё одно предложение.
Выпал
пушистый снег. Дети рады.
4.Пропуск
буквы,
замена буквы,
лишние буквы.
1.Выпиши слово
правильно.
2.Подчеркни в нём
пропущенную букву.
3. Напиши целую строчку этого слова.
4.Составь предложение с этим словом.
Звонок, звонок,
звонок, звонок, звонок.
Почему звенит звонок?
5. Мягкий знак обозначающий мягкость согласных.
1.Выпиши слово
правильно.
2. Подчеркни (ь) и согласную перед ним.
3. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Ель — тень, коньки.
6. Разделительный мягкий знак.
1.Выпиши слово правильно.
2.Подчеркни согласную и гласную, которые Ь разделяет.
3.Запиши два слова на эту орфограмму.
Вьюга – вьюга. Листья, соловьи.
7. Разделительный твёрдый знак.
1.Выпиши слово правильно.
2.Подчеркни гласную и согласную, которые разделяет Ъ.
3.Запиши два слова на эту орфограмму.
Объявление – объявление. Съезд, объём.
8. Знаки препинания в конце предложения
( . ! ?).
1.Выпиши предложение правильно.
2. Прочитай с правильной интонацией.
3. Подчеркни знак.
4.Составь и напиши ещё одно предложение.
Слава нашей Родине! Слава труду!
9. Ударение.
1. Выпиши слово правильно.
2. Поставь ударение.
3. Подчеркни место ошибки.
4. Напиши целую строчку этого слова.
Алфавит, алфавит,
алфавит, алфавит.
10. Жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк — чн,
нч — нщ.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подчеркни место ошибки.
3. Подбери ещё 3 слова на это правило.
4. Составь предложение с этим словом.
Машина, шил, шина, шило.
Из гаража выехала машина.
11. Большая буква в именах
собственных.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подчеркни место ошибки.
3. Поясни написание.
4. Составь предложение с этим словом.
Москва — название города. Москва —
мой любимый город.
Иванов Сергей Петрович
— фамилия, имя, отчество.
С Жучкой — кличка
животного.
12. Безударные гласные в корне,
проверяемые ударением.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подчеркни место ошибки.
3. Поставь ударение.
4. Запиши проверочное слово.
5. Составь предложение с этим словом.
Гроза — грозы. Вчера
была гроза.
13. Парные звонкие и глухие
согласные в корне.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подчеркни место ошибки.
3. Запиши проверочное слово.
4. Составь предложение с этим словом.
Гриб — грибы. Маша
нашла гриб.
Шубка — шуба. У Иры
новая шубка.
14 Раздельное написание предлога
со словом.
1. Выпиши слово с предлогом.
2. Подчеркни место ошибки.
3.Докажи правильное написание.
4. Составь предложение с этим словом.
В лес — в густой
лес. Мы пошли в лес.
15. Непроизносимые согласные в
корне.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подчеркни место ошибки.
3. Запиши проверочное слово.
4.
Составь предложение с этим словом.
Солнце
— солнышко. Ярко светит солнце.
16.
Двойные согласные.
1. Выпиши слово правильно.
2. Подчеркни место ошибки.
3. Подбери ещё 3 слова на это правило.
4. Составь предложение с этим словом.
Группа
— класс, касса, ванна.
Дети
пришли в класс.
17.»Не»
с глаголами пишется отдельно.
1.Выпиши глагол с частицей «не».
2. Подчеркни место ошибки.
3. Подбери ещё 3 слова на это правило.
4. Составь предложение с этим словом.
Не_пришёл, не_выучил, не_понял.
В этом городе я раньше не жила.
18. Правописание приставок и
суффиксов.
1. Выпиши слово правильно.
2. Выдели приставку (суффикс).
3. Составь предложение с этим словом.
Переход. Я
увидел переход,
Из садика. Оля пришла из садика.
19. Мягкий знак в конце
существительных после шипящих.
1. Выпиши слово с предлогом.
2. Подчеркни место ошибки.
3. Определи род.
4. Составь предложение с этим словом.
Ночь — ж. р. Наступила
ночь.
Мяч — м, р. Мы играли в
мяч.
20. Безударные гласные в
окончаниях имён прилагательных.
1. Выпиши слово с вопросом.
2. Подчеркни окончание вопроса и прилагательного.
3. Составь предложение с этим словом.
Озером (каким?) глубоким.
За глубоким озером раскинулся
посёлок.
К лесу (какому?) сосновому.
Тропинка ведёт к сосновому лесу,
21. Безударные падежные окончания
имён существительных.
1.Выпиши слово с вопросом.
2. Определи склонение и падеж.
3. Докажи опорным словом.
4. Составь предложение с этим словом.
Читали (о чём?) об улице —I скл., П. п. (о лисе).
Мы читали рассказ об улице Баха.
Мечтали (о чём?) о космосе — 2
скл., П. п. (о коне). С другом мы мечтали о космосе.
Шёл (по чему?) по площади — 3
скл., Л. п. (по степи).
Строй шёл по площади.
22. Безударные личные окончания
глаголов.
1. Выпиши слово правильно.
2. Выдели окончание.
3. Поставь в неопределённую форму.
4. Определи, к какому спряжению относится,
исключение или нет.
5. Составь предложение с этим словом.
Пишет — писать ( не на – ить, не
искл., I спр.)Строят — строить (на -ить , II спр.) Строители строят дом.
Смотришь — смотреть (искл., II
спр.)
Ты смотришь на доску?
23. Глаголы 2-го лица
единственного числа.
1. Выпиши слово правильно.
2. Выдели окончание.
3. Определи лицо.
4. Составь предложение с этим словом.
Играешь — 2-е л., ед. ч.
Ты
играешь в куклы?
24.Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
1.Выпиши слово правильно.
2.Выдели корень.
3.Подчеркни гласную.
4.Запиши ещё одно слово на эту орфограмму.
Теплоход, рыболов, пешеход.
25.
Правописание предлогов с местоимениями
1.Выпиши из предложения местоимение с
предлогом.
2.Запиши еще два
местоимения с предлогами. 3.Обозначь орфограмму.
4. Составь предложение с этим словом.
С _ ним, перед
_ ним, у _ него.
Перед ним
стояла собака.
26. Запятая при
интонации перечисления.
1.Выпиши
предложение.
2.Обозначь однородные
члены и слово, от которого они зависят.
3.Выполни схему
предложения.
В парке растут
липы, тополя, берёзы. [= -,-,-_].
27. Синтаксический
разбор (по членам предложения).
1.Выпиши
предложение.
2.Подчеркни главные
члены предложения.
3. Обозначь части
речи.
4.Составь схему
предложения.
5.Выпиши из
предложения все словосочетания с вопросительными словами.
прил. сущ. гл. пр. сущ.
Седые туманы плывут к облакам.
( Повеств,
невоскл., простое, распр.) [
— =_].
туманы ( какие?)
седые,
плывут (куда? к
чему?) к облакам.
28. Морфемный анализ
(разбор слова по составу).
Порядок разбора.
1.окончание
2.основа
3. корень
4.приставка
5.суффикс
выпечка
29.
Правописание суффиксов –ИК-, -ЕК-.
1. Выпиши слово правильно.
2. Выдели суффикс.
3. Подчеркни место ошибки.
4. Подбери ещё 3 слова на это правило.
замочек (нет чего? замочка),
ключик (нет чего? ключика)
Орешек, кусочек,цветочек.
30.Фонетический
(звукобуквенный) разбор.
Лейка – 2 сл., 5 б., 5 зв.
л- [л’] – согл., звон.,непарн., мягк., парн. [л],
е — [э] – гл.,
удар.,
й — [й’] – согл.,
звон.,непарн.,мягк.,непарн.,
к — [к] –
согл., глух.,парн. [г],
тв.,парн. [к’],
а -[а] – гл., безуд..
5 б., 5 зв.
31.Правописание ться и –тся в глаголах.
1.Выпиши слово правильно.
2.Напиши вопрос.
3.Обозначь орфограмму.
4.Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой.
умыват?ся: что делать? – умываться
шепчет?ся: что делает? – шепчется
Прогуляться, одеваться, смеяться.
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Исправляй ошибки так:
1. Границы предложения.
Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Спиши предложение, обозначь его границы.
Образец: Малыши играли в мяч.
2. Перенос слов.
При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на новую строку. Нельзя отрывать буквы ъ, ь от предшествующей согласной. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
Напиши слово, раздели его для переноса, покажи перенос еще двух слов.
Образец: ов — ца, май — ка, маль – чик
3. Словарь.
Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.
Напиши слово, поставь ударение, выдели орфограмму.
Образец: заяц – сл. сл.
4. Большая буква в именах собственных.
Имена, фамилии, отчества людей, названия рек, морей, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Напиши слово, выдели орфограмму.
Образец: город Санкт-Петербург, река Волга
5. Ь — показатель мягкости.
Напиши слово, выдели орфограмму. Запиши еще 2 слова на это правило.
Образец: ель, день, коньки
6. Сочетания жи — ши, ча -ща, чу — щу, чк, чн, щн, нч
В сочетаниях чк, чн, нщ, щн, нч мягкий знак не пишется.
Напиши слово, выдели орфограмму. Запиши еще
2 слова на это правило.
Образец: часы, чашка, чайник
7. Ударение.
Напиши слово, поставь правильно знак ударения.
Образец: письмо, слон — 1 слог
8. Проверяемая безударная гласная в корне
(а, о, и, е, я).
Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово.
Образец: Сад – сады, поле – поля
9. Парные звонкие и глухие согласные.
Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в
котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово.
Образец: Заводы – завод, ягода – ягодка.
10. Удвоенные согласные.
Напиши слово, запомни его написание.
Образец: группа
11. Разделительный Ь..
Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, и, я.
Напиши слово, графически обозначь орфограмму.
Образец: вьюга
12. Обозначение мягкости согласных – гласными буквами (Е, Ё, Ю, Я).
Выпиши слово. Подчеркни согласный и гласный, обозначающий его мягкость.
Образец: поляна, стрижи, любовь
13. Предлоги.
Предлог со словом пишется раздельно.
Напиши верно, докажи (между предлогом и словом вставь слово).
Образец: у берега — у крутого берега
14. Неверно указана часть речи.
Выпиши слово, укажи часть речи.
Образец: по реке – река (что?) – сущ.,
бежал (что делал?) — гл.,
смелый (какой?) — прил.
15. Неверно разобрано предложение.
Выпиши предложение, разбери его верно.
а) По членам предложения.
Подчеркните главные члены предложения.
Образец: Седые туманы плывут к облакам.
б) По частям речи.
Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
Образец:
прил. сущ. гл. пр. сущ.
Красивые птички сели на ветку.
16. Другие ошибки.
Напиши слово верно, докажи написание
(если можешь).
Образец: свечой, в машине
КАРТОЧКА 1.
Раздели слова для переноса.
Чайка, коньки, листья, метро, тетрадь, жильё, страница, колесо, жизнь, поднос, рассказ, имя.
КАРТОЧКА 2.
Раздели слова для переноса.
Лейка, стайка, мойка, стройка, семейка, улей, чайка, Мойдодыр, лайка, плойка, землеройка.
КАРТОЧКА 3.
Раздели слова с «Ь» для переноса. Помни, что с разным значением «ь» в словах используются разные правила.
Мальки, сырьё, мальчик, пальто, платье, пальчики, крылья, тополь, калька, пыльца, варенье, жильё, полька, коньки, Петька, Илья, ружьё, осенью, сонька.
КАРТОЧКА 4.
Раздели слова для переноса. Помни, что нужно переносить по слогам, и что бывают слоги из одной гласной.
Яма, ямка, яблоко, Юля, Юлия, Юлька, окно, осень, урок, уроки, укроп, ирис, изнанка, изюм, игра, икра, ива, ивушка, игла.
КАРТОЧКА 5.
Раздели слова для переноса. Вспомни правило переноса с удвоенными согласными в корне и на стыке.
Сумма, касса, группа, оттепель, жужжит, ссора, аллея, масса, ссуда, рассказ, суббота, класс, классная.
КАРТОЧКА 6.
Выпиши из текста слова, которые нельзя переносить.
У Ани живёт кот Мурзик. Он весь белый. На лапках тёмные пятна. Хвост пушистый. Мурзик любит играть.
КАРТОЧКА 7.
Выпиши из текста слова, которые нельзя переносить.
Дед Иван привёл детей в сад. Он показал им холмик земли под кустом. Это ёжик вырыл ямку. Он натаскал в неё травы и залез туда. Теперь ёжик спит. Он проснётся только весной.
КАРТОЧКА 8.
Выпиши из текста трехсложные слова, раздели их для переноса.
На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет. Ветки все в цветах – в жёлтых пушистых шариках. Вся ива похожа на жёлтый шар. Гудят пчёлы. Они берут первый мёд.
К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие замёрзли. У них нет сил махать крылышками. Они остались ночевать на цветах.