Работа над ошибками после сочинения 3 класс

Кузнецова Н. В.

МБОУ «СОШ №1»

 г. Нижнекамск

Урок русского языка 3 класс.

Тема: Работа над ошибками, допущенными в сочинении по картинкам. Закрепление по теме окончание.

Цель: формирование умения работать над ошибками, подбирать и писать однокоренные слова; закрепление знаний об окончании как изменяемой части слова.

Задачи:

 — развития  устной  и письменной  речи  учащихся; развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления,

  воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности. В результате чего ученик:

— развивает свою устную и письменную речь;

— учится контролировать себя, давать самооценку;

 — воспитания умения  работать в парах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность, коммуникативность.  В результате чего ученик учится учиться.

  Оборудование урока: Учебник Рамзаевой Т.Г. «Русский язык» 3 класс. Рабочие тетради.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика,  компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Point,  

                          1.Организационный момент.

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Эмоциональная мотивация

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и  думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

Цель: оценить свою готовность к уроку.

(дети стоят)

(дети садятся)

— проверяется готовность класса к уроку.

-Пожелание  успешной работы на уроке.

Вывод:  готовы к уроку.

                                                                                         2. Мотивационная установка, планирование работы.

Цель: создание условий для развития  регулятивных УУД  через планирование этапов урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.

-Составим план нашего урока.

-С чего начнем ?

-А теперь посмотрим на экран. Я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать.

-Откройте  тетради, запишите сегодняшнее число.

Цель:  подготовиться к работе на уроке.

Ответы детей:

-Чистописание

-Словарная работа

Закрепление по теме окончание

— Работа над ошибками в изл

-Подведение итогов

-Домашнее задание

Открывают тетради, записывают число.

Вывод: спланировали учебно-познавательную деятельность.

Слайд 1

                                                                                   3. Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся.

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной и письменной речи  учащихся; познавательных УУД через проверку знаний об однокоренных словах и об окончании. выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении  проверочных слов, развитие личностных УУД через развитие   орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, воображения, языкового  чутья.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.

Мобилизация внимания.

Чистописание.

Итак, первый пункт нашего плана работы:    -Чистописание.(чт. стихотворения).

Художник- неведимка по городу идет:

Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,

 пришел с волшебной кистью

и на окне нарисовал сверкающие листья.  (мороз)

Измените форму единственного числа слова МОРОЗ на форму множественного

— приведите примеры ДРУГИХ ФОРМ  слова МОРОЗ

— чем отличаются формы одного и того же слова?

-Какой звук слышится третьим в слове?

-Дайте ему характеристику.

-Какой буквой обозначаем этот звук?                  

-Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Что нужно помнить при написании этой буквы?

 — Цель нашей минутки чистописания —  вспомнить,  верхнее соединение буквы эр с буквами О,А

Словарная работа

-Следующий этап урока по плану?

-На слайде слова:

Б..реза, гор..д, чуд..са,  кв..ртира,  подл..тели, м..роз, п..года, в..рона, ст..лбы, к..вёр,  ..нварь.

-Прочитайте слова.

-Назовите орфограммы, которые  встретилась в этих словах.

— Во всех словах можно проверить безударный гласный?

-Как проверить безударную гласную в корне?

— Выделите окончания

-Подберите однокоренные слова с корнем –рад-

— Подберите различные формы слова РАДОСТЬ

— Посмотрите на слайд и определите свою задачу.

                        /             /                         /                            

[УЧ’ИН’ИКУ УДАЧ’А — УЧ’ИТ’ИЛ’У РАДАС’Т’]

Цель: повторить слова с непроверяемым написанием.

МОРОЗЫ

-ТОЛЬКО ОКОНЧАНИЕМ

Р

ЭР

-О наклоне, соединении.

Работа в тетради, самостоятельная запись. Прописывают элементы.

Ученики меняются тетрадями и подчёркивают лучшую(ие) буквы у  соседа.

-Словарная работа.

Для развития орфографической зоркости учащимся предлагается назвать в словах  известные орфограммы.

-Безударные гласные в корне.

— Нет.

— Правило.

— Объясняют орфограмму, если нужно подбирают проверочные слова.

Самопроверка на экране.

Вывод: обобщили знания о правописании безударных гласных в корне слова. выделили окончания, применив знание: что окончание это изменяемая часть слова, значит, чтобы его выделить, надо слово изменить. Формы одного и того же слова не являются однокоренными словами.

РАД, РАДОСТЬ,РАДОСТНЫЙ, РАДОВАТЬСЯ,ОБРАДОВАТЬСЯ, ПОРАДОВАТЬСЯ, РАДОСТНО

РАДОСТИ, РАДОСТЬЮ,РАДОСТЯМИ, О РАДОСТЯХ.

— преобразование транскрипции в грамотно записанное предложение. С объяснением орфограмм.

Слайд  №

учебный навык: сотрудничество при работе в парах.

Слайд №4

фронтальная беседа.

СЛАЙД №

                                                                                                               4. Работа над грамматическими  ошибками в сочинении

Цель: создать условия для развития  логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: организовать деятельность обучающихся по  анализу ошибок в сочинении.; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение…);

Задача этапа:  сообщить результаты работы, обозначив на слайде только положительные оценки. систематизировать знания учащихся,  необходимые для  выявления ошибок

  1. РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ.

Цель: оценить  способность находить в тексте ошибки, связанные с неправильным построением предложений, нарушением смысловых связей между словами; нарушение последовательности изложения текст орфографические ошибки.

Подбор проверочных слов и запись пар слов.

Вывод:  для грамотного письма необходимо уметь пользоваться знанием правил

СЛАЙД №

В ходе выполнения этого  задания дети закрепляют способы проверки слов с орфограммами

                                              5.  Работа  над текстом, требующим серьёзных исправлений

Цель: формирование личностных УУД  через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний об тексте и предложении;   развитие внимательности, формирование  регулятивных УУД через самоконтроль.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний  исправить ошибки..

Работа по исправлению ошибок в построении текста.

На что обращаем внимание?

Посмотрите на мои пункты и сравните их со своими ответами.

  1. Правильность изложения
  2. 2. Полнота изложения,
  3. Последовательность изложения.
  4. Точность употребления слов

Что нарушено?

 — Какое слово употреблено неточно?

Почему?

РЕШАЮЩИЙ.(словарь Ожегова)

  -ая, -ее. Главный, важнейший. Р. момент. * Решающий голос — право голосовать при принятии решения.

Приведите примеры словосочетаний

РЕШИТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. Твердый в поступках, не колеблющийся. Р. характер. Действовать решительно (нареч.). 2. Исполненный твердости, непреклонности. Р. ответ. Решительные меры.

Комментирование и восстановление текста

Цель:  учить внимательно читать и видеть неточности в употреблении слов, фактические нарушения и нарушение последовательности событий.

Ответы

 .

 Чтение текста с доски.

Ответы

 .

РЕШИТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ

Решительный человек, но решающий момент.

 Чтение толкований из словаря Ожегова.

Решительный скалолаз, решительный водитель.

Решающий матч, решающий поединок, решающий бой.

МАЛЬЧИКИ ИГРАЛИ В ХОККЕЙ. ВАСЯ БЫЛ ВРАТАРЁМ. ЕГО ПЁС ТРЕЗОР ОХРАНЯЛ ВОРОТА.  МАЛЬЧИКИ БЫСТРО ПЕРЕДАВАЛИ МЯЧ  ДРУГ ДРУГУ. ТРЕЗОР ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИЛ ЗА МЯЧОМ. В РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ ОН НЕ УДЕРЖАЛСЯ И ПОБЕЖАЛ ЗА НИМ. СОБАКА СХВАТИЛА МЯЧ И ПОМЧАЛАСЬ   К ВОРОТАМ.  ВАСЯ НЕ УСПЕЛ ОТНЯТЬ МЯЧ. ТРЕЗОР ЗАБИЛ ГОЛ В СВОИ ВОРОТА.

Самостоятельная работа в тетрадях, (проверка  в паре) После проверки, по одному ученику от каждого варианта отвечает. Ученики сверяют ответы.

Слайд №

Проверка выполнения работы проходит в форме  обсуждения, проводится выборочное доказательство.

                                                                                                             6. Закрепление учебного материала.

Цель: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание,  мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий, проверить навык самостоятельного выполнения задания.

Цель: проверить как  сформированы понятия и способы деятельности.

Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений.

Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.

                                                                                                      7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: проанализировать  и оценить  успешности достижения цели урока.

Обратимся к нашему плану

-Что еще нам осталось сделать?

 СЛАЙД №

Что отрабатывали   на уроке?

Цель: подводя итог урока, выясняется, что было известно ранее, что нового узнали, чему научились на уроке.

— Пришло время оценить вашу работу:

  • Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь  смайлик «всё хорошо».
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».
  • Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».

Цель:  представить  результат  своей  работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.

Подвести итог, записать домашнее задание.

Рефлексивные ответы детей

Рефлексивное оценивание работы на уроке

Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся;

                                        8. Сообщение домашнего задания, инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Задача: подобрать  домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; 

инструктаж по выполнению домашнего задания.

-Из  №139 на стр.64

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.

Запись в дневник домашнего задания.

Развёрнутый план-конспект урока

1. Тема урока: Работа над ошибками.

2. Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:

1. Работа над различными видами ошибок.

2. Выработка умения самостоятельно объяснять допущенные ошибки.

З. Формирование орфографических и пунктуационных навыков.

4.Развитие языкового чутья и вкуса.

Задачи:

— создать условия для формирования у учащихся практического умения выполнять работу над ошибками в соответствии с программными требованиями;

— организовать исследовательскую деятельность учащихся;

— учить учащихся работать по алгоритму;

— отрабатывать навыки графического обоснования орфограмм;

— формировать коммуникативные умения;

— развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

Индивидуальные распечатки текста сочинения

Плакат с текстом (на доске).

Ручки, карандаш.

Компьютер, проектор, экран для показа слайдов.

План урока:

1.Организационный момент

2. Актуализация

3. Сообщение темы и целей урока

4. Работа по теме (работа в паре)

5. Физкультминутка — игра

6. Работа над темой урока

7. Итог урока. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование и

самоанализ

1. Организационный момент

-Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждет интересный, полезный урок!

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко и приятно дается вам учение!

— Доброе утро, дети!

— Какое у вас настроение?

— Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что такое настроение сохранится у вас до конца урока.

— Проверьте, пожалуйста, как вы готовы к уроку: все ли в порядке, на месте ли ручка, книжка и тетрадка.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

-актуализирую требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

— создаю условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, готовность к обучению, отношение к учению.

2. Актуализация

Результаты сочинения.(Ознакомление с оценками)

-Самой удачной работой можно считать…/Послушаем/

-Понравилось сочинение?

-Вот так можно написать, если внимательно, старательно работать на уроке. Но некоторые ученики допустили ошибки на изученные правила. Вы это видите по оценкам. Вам нужно быть более внимательными, ответственным за свою работу.

Слушают

Да

— обеспечить мотивацию и готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности.

Учителю уместно просить разрешения у тех уч-ся, сочинения которых он желает зачитать вслух. Это должны быть самые удачные тексты, чтобы не вызвать неудовольствие и агрессию со стороны учеников.

Разнообразные виды работы во время тренингов – это хороший способ всем учащимся усвоить материал.

2. Сообщение темы и целей урока

— Имеем ли мы право допускать ошибки?

— В народе говорят, что на ошибках учатся. Сегодня на уроке мы продолжим учиться выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

Для чего нужно выполнять работу над ошибками?

– Сегодня на уроке мы будем выполнять работу над ошибками в соответствии с нормами русского языка.

— Да. Мы ещё учимся. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

— Нет, не имеем, потому что мы учимся, учитель нам всё объясняет, а в учебнике есть правило. Нужно стараться быть грамотными.

— Чтобы больше не допускать ошибок.

Закрепляю умение определять цель деятельности на уроке

Создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

3. Работа по теме.

(работа в паре)

Перед вами на партах лежат распечатки текста. У меня на доске – увеличенный вариант. Исправления будем вносить на этих листах зеленой пастой.

Итак, покажите мне, что Вы готовы работать.

Предлагаю работать в паре.

(Приложение №1)

— Прочитайте предложения. Правильно ли они построены? В чём ошибка? Как составить предложения правильно? (приложение №1)

— Прочитайте 3 и 4 предложения. Все ли здесь хорошо? Какое слово повторяется и в 3, и в 4 предложении?

— Как можно исправить эту ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в Винительном падеже

— А если объединить эти два предложения? Что для этого надо сделать? Что получилось?

— В какой головной убор положил ежа Гена?

Подберите синонимы к этому слову

— Прочитайте 7 предложение. Замените фразу « перестал бояться» одним словом.

— Прочитайте 8 и 9 предложения. Все ли здесь в порядке? Какое слово повторяется? Как можно исправить?

— Прочитайте 5 предложение. Вам понятно, кому мама дала поесть? Ежу или Гене?

— Как исправить недочет?

— Что за текст у нас получился? (записывает текст на доске).

Слушают задания. Работают на карточках в парах. Читают текст сочинения.

-Дети предлагают свои варианты, исправляют ошибки на листочках.

— Повторяется слово ёж.

— Заменить слово «еж» в 4 предложении местоимением «его»

— Соединить при помощи союза – И.

Читают

— В кепку

— кепка, шляпа, шапка, панама

— Привык

(исправления вносятся в текст сочинения)

Варианты записываются, затем вносятся изменения

— Нет

-Ежу

— Ответы детей

делаются исправления в тексте

— создание условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач

— извлечение необходимой информации, определение основной информации.

— способствует развитию мышления и умения правильно выражать свои мысли.

— согласовывать позиции и находить общее решение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

4. Физкульминутка-игра

— Сейчас немного отдохнем. Встаньте, вытяните руки вперед перед грудью. Внимательно слушайте слова. Если я называю слова с корнем —лет— ,вы разводите руки в стороны, изображая самолет, а если слова с корнем -лес-, то потягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.

(Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет).

— Молодцы! Сядьте за парту..

Учащиеся выполняют

двигательные действия, направленные на развитие пространственного восприятия

Снять утомление и активизировать детей к дальнейшей работе.

5. Работа над темой урока

Деление текста на абзацы. Посмотрите внимательно на первую картину. Какие предложения из текста к ней относятся? Прочитайте. Обозначьте римской цифрой I. (аналогично по остальным картинкам).

Запись исправленного текста на слайде.

1)На слайде слово БАССЕЙН.

-На какое правило это слово?

-Что мы знаем о словарных словах?

-Найдите в своём тексте словарные слова и выпишите их. Есть ли у вас затруднения?

2) На слайде слово ГРУСТНАЯ.

-Назовите орфограмму.

-Какой согласный здесь не произносится?

-Как это проверить?

-Поднимите руку те, у кого в тексте есть слова на данную орфограмму. Продиктуйте эти слова всем остальным. Остальные запишут эти слова, подберут к ним проверочные слова, а также слова-синонимы.

3) На слайде слово книжками.

— Как мы проверяем правописание звонких и глухих согласных?

-А как мы проверим это слово? Найдите в тексте пример на это правило. Подберите еще один пример сами. Составьте предложения с этими словами.

— Дети высказывают свои варианты

-Это словарное слово.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Взаимопомощь учащихся.

-Непроизносимый согласный.

-Подобрать проверочное слово (грустит)

Коллективная работа учащихся под руководством учителя.

— Нужно изменить слово так, чтобы за согласным следовала гласная.

Индивидуальная работа

разобрать знакомые уч-ся орфограммы, на которые были допущены ошибки в сочинениях, напомнить правила проверки слов с орфограммами.

Формулировка правил активизирует словарный запас уч-ся, развивает мыслительные процессы, формирует умение анализировать.

-уметь пользоваться правилами написания слов, основываясь на алгоритм; находить ответы на вопросы, используя памятку

6. Итог урока. Рефлексия.

Мы учились рассуждать в ходе работы над ошибками в словах и в предложении. Учились графическому комментированию.

Оцените свою работу на уроке.

Если вам было легко работать, вы не испытывали затруднений, поднимите сигнал красного цвета.

Поднимите зелёный сигнальчик, если в работе были затруднения, но она была интересна вам; вы легко нашли решение проблем. Поднимите синий, если вы с трудом справились с заданием и не получили удовлетворения в работе.

Оценивание деятельности на уроке. Оформление символов на полях тетради.

Рефлексия, проведенная в конце урока, позволяет оценить работу учащихся, выявить вопросы и вовремя их разобрать, а так же на эмоциональной ноте закончить урок, что способствует повышению желания учиться.

7. Домашнее задание

Дома вы будете выполнять самостоятельную работу над ошибками, используя «Памятку». (Приложение №2)

Приложение 1

Текст сочинения: Дети ходили в лес за земляникой там они увидели ежа. Гена палочкой вложил ежа в шапку. Он принес ежа домой. Мама дала ему поесть он испугался и залез под кровать потом еж перестал бояться. Он пил молоко он ел хлеб и не боялся. Дети пошли в школу Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Текст после исправления для дальнейшей работы

Текст сочинения: 1.Дети ходили в лес за земляникой. 2. Там они увидели ежа. 3. Гена палочкой вложил ежа в шапку. 4. Он принес ежа домой. 5. Мама дала ему поесть. 6. Он испугался и залез под кровать. 7. Потом еж перестал бояться. 8. Он пил молоко. 9. Он ел хлеб и не боялся. 10. Дети пошли в школу. 11. Гена и его друзья отнесли ежа в школу.

Приложение 2

Работа над ошибками.

1.Пропуск или замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Например: ученик, звонок.

2.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.

3.Перенос слова.

Раздели слово для переноса.

Например: ОСИ – НА.

4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: дочка, речка, мощный.

5.Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

*Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, роща, туча.

6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.

Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).

8.Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.

9.Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

10.Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: Заехал, уехал, поехал.

11.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

Например: Полетели, посмотрели, потянули.

12.Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с той же орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.

13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.

Например: Ель, тень, коньки.

14.Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.

Например: Вьюга, листья.

15.Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.

Например: Съезд, объём.

16.Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).

17. Непроизносимые согласные.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка – звёздный

18.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолёт.

19. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч ( м.р.), шалаш, товарищ.

Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

21. Не с глаголом. (орфограмма пробел)

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

22.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)

на полянке (на земле, 1 скл.)

24.Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

25. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например у преднас, копредмне, спредтобой.

26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)

27.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?)

беречь (что делать?)

28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишешь- писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют)

ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

30. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает». А: «П.»

Урок 34. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ, ДОПУЩЕННЫМИ В СОЧИНЕНИИ

Цели: развивать умение исправлять
ошибки в построении предложений, употреблении и написании слов; закрепить
умение определять тему текста, находить в тексте предложение, в котором
выражена его основная мысль.

Ход
урока

I. Организационный момент.

II. Ознакомление с лучшими сочинениями.

III. Коллективная работа над ошибками.

1. Ошибки по
содержанию: фактические неточности, лишний материал (не на тему), нарушение
последовательности изложения.

2. Ошибки в построении:
отсутствует какая-либо часть, несоизмеримость частей, повтор.

3. Ошибки в построении
предложений.

4. Орфографические и
пунктуационные ошибки.

– Встаньте, пожалуйста.
Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть прилагательные, если они
связаны со словом ветер, то вы должны хлопать в ладоши, если не
связаны – подпрыгнуть на месте. Будьте внимательны!

Учитель называет слова: сильный,
лёгкий, порывистый, хрустящий, солёный, резкий, ласковый, горький, холодный,
сладкий, тёплый, красивый, домашний
.

IV. Закрепление изученного о
тексте.

1. Работа с текстом.

– Я сейчас прочитаю
текст, а вы определите его тему и основную мысль.

Учитель читает:

От ночного дождя разлилась
между грядками голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа – как
озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями
взбивают ее, привзлетывают… Брызги над лужей – фонтаном.

И так скворцы отчаянно
пищат, что сразу можно понять: ух, какое это удовольствие – утреннее купание!

– Какова тема текста? (Скворцы
купаются в луже
.)

– Какое предложение
выражает основную мысль текста? (Ух, какое это удовольствие – утреннее
купание
.)

2. Работа над упражнением
114.

V. Итог урока.

– Чему учились сегодня на
уроке?

– Какую работу вам
понравилось выполнять?

Домашнее задание. Упражнение 116.

Конспект урока русского языка в 3
классе

Тема: Анализ сочинений учащихся.
Работа над ошибками.

Тип
урока:

урок отработки умений и рефлексии.

Цель: проанализировать речевые,
орфографические, синтаксические ошибки в сочинениях учащихся.

Задачи: 1)формирование у учащихся
способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа 2)формирование
грамматических навыков письменной речи; 3) развитие орфографической зоркости;
4) воспитание чувства ответственности.

 Формируемые
УУД
: Личностные:
осознание языка как основного средства человеческого общения; принятие мысли о
том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры
человека.

Познавательные: искать, получать и
использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать,
извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в
разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; выполнять логические
действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение,
классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и
т.д.

Коммуникативные: понимать зависимость
характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и
монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой
ситуации и конкретных речевых задач; умение договариваться при работе в паре.

Регулятивные: понимать, принимать и
сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные
действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться
искать способы их преодоления.

 Оборудование:
таблицы: 1)Непроизносимые согласные. 2)Безударные гласные. 3)Звонкие и глухие
согласные. 4)Однородные члены предложения. Схемы предложений, компьютер,
проектор, экран для показа слайдов.

                          1.Организационный момент.

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный 
настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

при

Цель:
создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Эмоциональная
мотивация

-Прозвенел
звонок и вот

Начинается
урок.

Сейчас
урок русского языка.

Чем
важны нам уроки русского языка?

-Хорошо,
садитесь.

-Чем
мы занимались на прошлом уроке?

-Как
вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?

Цель:
оценить свою готовность к уроку.

(дети
садятся)

-проверяется
готовность класса к уроку.

Ответы
детей

Писали
сочинение

Работу
над ошибками

                                                                                  
2.
Повторение
изученного. Актуализация знаний учащихся.

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной и
письменной речи  учащихся; познавательных УУД через проверку знаний об
однокоренных словах и об окончании. выявить пробелы в знаниях и умениях;
тренировать в нахождении  проверочных слов, развитие личностных УУД через
развитие   орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, воображения, языкового 
чутья.

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Примечание

Цель: повторить имеющиеся у
учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.

Мобилизация
внимания.

1.Результаты
сочинений по картине «Золотая осень» (Ознакомление с оценками)

 -Самой
удачной работой можно считать… (зачитывание лучших сочинений)

 -Понравилось
ли вам писать сочинение?

 -Понравились
ли вам услышанные сочинения?

Почему?

-Раскрыто
ли содержание темы?

 У
кого получилось лучше?

Сколько
частей в вашем тексте?

 Связаны
ли они между собой?

Все
ли предложения построены правильно? -Послушайте предложения.

Правильно
ли они построены?

В
чём ошибка?

 Как
составить предложения правильно?

Пришла
осень. Пришли холодные дожди. Дул порывистый сильный ветер. Он сдувал с
деревьев редкую листву. Не было больше неброских полевых цветов. Сухие белые
стебли были на бугорках. Покинули лес звонкие птицы.

можно написать сочинение
хорошо, если внимательно, старательно работать на уроке. Но некоторые ученики
допустили ошибки на изученные правила. Вы это видите по оценкам. Вам нужно
быть более внимательными, ответственным за свою работу

Цель:
повторить слова с непроверяемым написанием.

Повтор
слов.


убрать слова – повторения.

                                                                                                              
4.
Работа
над  ошибками в сочинении

Цель:
создать условия для развития  логических УУД, через анализ и синтез,
выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Примечание

Цель:
организовать деятельность обучающихся по  анализу ошибок в сочинении.;
вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение…);

Задача
этапа:  сообщить результаты работы, обозначив на слайде только положительные
оценки.систематизировать знания учащихся,  необходимые для  выявления ошибок

РАБОТА
НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ.

Цель:
оценить  способность находить в тексте ошибки, связанные с неправильным
построением предложений, нарушением смысловых связей между словами; нарушение
последовательности изложения текст орфографические ошибки.

Подбор
проверочных слов и запись пар слов.

Вывод: 
для грамотного письма необходимо уметь пользоваться знанием правил

СЛАЙД

В
ходе выполнения этого  задания дети закрепляют способы проверки слов с
орфограммами

  5.  Работа  над текстом, требующим
серьёзных исправлений

Цель:
формирование личностных УУД  через учебную ситуацию «что я знаю?» и
закрепление знаний об тексте и предложении; развитие внимательности,
формирование  регулятивных УУД через самоконтроль.

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Примечание

Цель:
на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний  исправить ошибки..

Работа
по исправлению ошибок в построении текста.

На
что обращаем внимание?


на столах у вас лежат карточки.


вам нужно составить из слов каждой строчки предложение. Соединить
получившиеся предложения так, чтобы получился текст.

-подберите
к тексту заголовок.

-продолжить
записанный текст еще двумя предложениями на туже тему.

Летние,
хорошо, бродить, в, дни, по, роще, березовой;

Шелестит,
теплый, над, ветер, головой, листьями;

Воздухе,
душистой, грибами, пахнет, в, и, земляникой

Цель: 
учить внимательно читать и видеть неточности в употреблении слов, фактические
нарушения и нарушение последовательности событий.

Ответы

.

Чтение
текста с карточки.

Самостоятельная
работа в тетрадях, (проверка  в паре) После проверки, по одному ученику от
каждого варианта отвечает. Ученики сверяют ответы.

Проверка
выполнения работы проходит в форме  обсуждения, проводится выборочное
доказательство.

                                                                                                            
6.
Закрепление учебного материала.

Цель: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий,
обеспечить их коррекцию (познавательные УУД);
развивать устную и письменную
речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость,
внимание,  мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные
УУД);

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Примечание

Цель:
создать условия для формирования универсальных учебных действий, проверить
навык самостоятельного выполнения задания.

-откройте
учебник с. 38, прочитайте задание 2.

-выпишите
словосочетания.

-запишите
последнее предложение и подчеркните  главные члены.

Цель:
проверить как  сформированы понятия и способы деятельности.

Вывод:
применяли полученные знания при выполнении упражнений.

Выполняется
в форме фронтальной беседы для отработки понятия.

                                                                                                     
7.
Подведение
итогов урока. Рефлексия.

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку
успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Примечание

Цель:
проанализировать  и оценить  успешности достижения цели урока.

-какова
была цель урока?

-достигли
мы ее?

-для
чего нужно проводить работу над ошибками?

-откройте
дневники, запишите дом. Задание.

С.
37 упр. 61. Подготовиться к диктанту.

Цель:
представить  результат  своей  работы классу, в ходе подведение итога и
выставлении оценки. Рефлексия.

-Подвести
итог, записать домашнее задание.

Вывод:
качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся;

Памятка при выполнении работы над ошибками по

русскому языку в 3 классе

№1. Пропуск, замена, искажение букв в слове.

Выпиши слово. Подчеркни букву, в написании которой допущена

ошибка.

Делай так. Звонок, ученик.

№2 Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Безударные гласные в корне слова надо проверять ударением. Для

этого надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово,

чтобы гласный звук был под ударением.

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни

безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Обозначь ударную гласную в корне.

Делай так. Волна волны.

№3. Оформление предложения на письме.

Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в первом

слове предложения и знак препинания на конце.

Делай так. Выпал пушистый снег. Дети рады.

№4. Перенос слова.

При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя

переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от

предшествующей согласной (кольцо, отъезд). Нельзя отрывать Й

от предшествующей гласной (лейка). Слова с двойной согласной

переносятся так: дрожжи. Некоторые слова не переносятся: Оля,

танк.

Выпиши слово. Раздели слово вертикальными палочками на слоги, а

затем – покажи все способы переноса этого слова.

Делай так. Осинао│си│на, оси – на.

№5.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного звука на

письме.

Выпиши слово. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним одной

чертой.

Делай так. Ель, мальчик, пальто.

№6. Гласные после шипящих. Буквосочетания чк, чн.

ЖИ, ШИ пиши с И.

ЧА, ЩА пиши с А.

ЧУ, ЩУ пиши с У.

ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, НЧ,РЧ пиши без мягкого знака.

Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание.

Делай так. Малыши, карандаши, ширина. Ручка, дочка, удочка.

№7. Большая буква в имени собственном.

Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов,

деревень, клички животных пишутся с большой буквы.

Выпиши слово правильно. Подчеркни большую букву в именах

собственных.

Делай так. Москва, Волга, Россия.

№8. Проверяемые ( парные) согласные.

(б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш). Чтобы написать парную

согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное

слово (родственное слово или форму этого слова), в котором после

этой согласной буквы стоит гласная.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь

согласную. Выполни обозначения.

Делай так. Мороз морозы, ягодка – ягоды.

№9. Правописание словарных слов. Слов

с непроверяемыми орфограммами

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или

посмотреть их написание в орфографическом словаре.

Напиши слово. Запомни, как оно пишется. Допиши еще два

однокоренных слова. Поставь ударение, подчеркни орфограмму.

Делай так. Хорошохорошая, хорошист.

№10. Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак.

Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед

гласными буквами е, ё, и, ю, я.

Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь и гласную букву после него.

Делай так. Вьюга, листья, соловьи.

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые

оканчиваются на твёрдые согласные, перед е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно. Подчеркни Ъ и гласную букву после него,

выдели приставку.

Делай так. ¬Подъём, съел.

№11. Разбор предложения.

По цели высказывания предложения бывают: повествовательные,

вопросительные и побудительные.

По интонации: восклицательные и невосклицательные.

По наличию второстепенных членов предложений: распространённое,

нераспространённое.

По структуре: простое, сложное

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения.

Обозначь части речи. Выпиши из предложения все словосочетания с

вопросами.

Обозначение частей речи: существительное сущ., прилагательное

прил., предлог пр., глаголгл.

Словосочетание пишем с маленькой буквы, каждое словосочетание на

новой строке, подлежащее и сказуемое не является словосочетанием.

Делай так.

прил. сущ. гл. пр. сущ.

Седые туманы плывут к облакам.

туманы ( какие?) седые

плывут (куда? к чему?) к облакам

№12.Правописание предлога со словом.

Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом

можно вставить другое слово.

Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограммупробел. Вставь

между предлогом и словом другое слово или вопрос.

От реки, от (чего?) от реки.

К _ берегу, к (какому?) берегу, к высокому берегу.

13.Правописание приставки со словом.

Приставкаэто часть слова. Она пишется слитно со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова

однокоренные слова с разными приставками.

Заехал, приехал, уехал.

№14.Удвоенные согласные в корне.

Слова с удвоенными согласными надо запомнить или посмотреть их

написание в орфографическом словаре.

Слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн,

масса, дрожжи и т.д.

Выпиши слово правильно, раздели его для переноса. Подбери к нему

однокоренные слова. Подчеркни двойную согласную.

Коллекция, коллекция, коллекционная (марка), коллекционер.

№15. Правописание непроизносимых согласных.

Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо

подобрать проверочное слово, в котором отчетливо слышен

согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница,

чувство, праздник.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2

слова на эту орфограмму.

Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.

№16.Безударная гласная в приставках.

Написание гласных букв в приставках: до, о, об(обо), от(ото-),

по, под(подо), про, со; за, на, над. Для проверки безударной

гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные

звуки в приставках находятся под ударением. Например, доехал

досыта, заговорилзаговор.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 3 слова с

такой же приставкой.

Доехал, добежал, додумался, договорился.

№17. Соединительная гласная в сложных словах.

В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый

корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если

на мягкий согласный или шипящий е.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную

гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Водолаз, землемер.¯

№18.Написание частицы НЕ с глаголами.

Частица не с глаголами пишется раздельно.

Выпиши слово правильно. Подчеркни. Запиши ещё 2 слова на эту

орфограмму.

Не играл, не чувствовал, не верю.

№19. Правописание предлогов с местоимениями

Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)

пишутся отдельно.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Подчеркни. Запиши

ещё 2 примера на эту орфограмму.

У _меня, ко _мне, со _мной.

№20.Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

У существительных женского рода после шипящих на конце

пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не

пишется.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой

орфограммой.

Мяч (м.р.), карандаш, товарищ.

Дочь (ж.р.), мощь, мышь.

Памятка при выполнении работы над ошибками по русскому языку во 2 классе

№1. Пропуск, замена, искажение букв в слове.

№2 Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением .

№3. Оформление предложения на письме.

№4. Перенос слова.

№5.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного звука на письме.

№6. Гласные после шипящих. Буквосочетания чк, чн.

№7. Большая буква в имени собственном.

№8. Проверяемые ( парные) согласные.

№9. Правописание словарных слов. Слов с непроверяемыми орфограммами.

№10. Разделительный мягкий знак.

№11. Разбор предложения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Работа над ошибками перевести на англ
  • Работа над ошибками после изложения 3 класс
  • Работа над ошибками памятка для ученика начальной школы
  • Работа над ошибками после диктанта 2 класс
  • Работа над ошибками ленин