Работа над ошибками : приставки «пре» и «при»
2017-04-11T10:35:00+05:00
Есть в русском языке две хитрые приставки «ПРЕ» И «ПРИ» . Если эти приставки перепутать, то, скажем, признание в любви, может превратиться в нечто совсем другое.
Работа над ошибками : приставки «пре» и «при»
Уроки русского
2017-04-11T05:35:00+00:00
Давайте разберемся. Если слово по смыслу отдаляет и возвышает нас, пишем «пре», а если приближает, то «при».
Например: глагол «прЕдать». Предать друга, любимую, семью – это отдалиться от них, стать врагом или изгоем. Пишем «пре». А глагол «прИдать» говорит нам о важности происходящего: он придал этому факту большое значение, хотя этого делать было совсем не нужно. Пишем «при».
Глагол преклонить (голову или колени) сигнализирует нам о том, что снова кто-то на тебя будет взирать сверху, обозначая расстояние и высоту. А глагол приклонить, (например, ветку к земле) дарует приближение и обязательность приставки «при».
Слово «прЕзрение»- это смотреть на кого-то сверху и даже раздражаться при виде этого человека. Пишем «пре». Но есть другое слово «прИзрение» — а это уже попечение. ПрИзреть — значит дать приют и пропитание. То есть приблизить, притянуть, приголубить. Пишем «при». Кстати, домами призрения в XVIII–XIX веках называли учреждения, которые занимались опекой и попечительством.
Мне больше нравится приставка «при». Пишите правильно!
Другие выпуски
2023-05-11T16:50:00+05:00
2023-05-11T12:45:00+05:00
2023-05-11T10:41:00+05:00
2023-04-26T15:17:00+05:00
2023-04-26T12:12:00+05:00
2023-04-26T11:07:00+05:00
2023-03-21T10:29:00+05:00
2023-03-07T11:20:00+05:00
2023-03-03T10:33:00+05:00
2023-03-01T10:28:00+05:00
Конспект
урока по теме
«Гласные
в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
6 класс
Цели:
знакомство со значением
приставок ПРЕ- и ПРИ-; изучение особенности их написания;
развитие исследовательских
навыков; развитие познавательного интереса;
укрепление дружеских отношений
в классе, сплочение коллектива.
ХОД РАБОТЫ:
I.Организационный
момент
Работа над ошибками. Каллиграфия.
— Пожалуйста, ребята, выполните работу над ошибками. Те, кто
справился с работой, помогут остальным. А
затем поработайте над своей каллиграфией. Учимся
красивому написанию букв и их соединений.
(4 мин.)
II.Проверка Д/З
:
— Проведём эстафету по вариантам и проверим
друг друга:
Iв. IIв.
несчастье безграничный
подъезд рассказ
пересолить разделать
внести бессердечный
объяснить испить
— Расскажите о правописании приставок I в.
(II в.)
— На доске запись. Что в ней не так? Слова взяты из вашей домашней
работы.
Бесзеёздной ночью на разчищенном стадионе я збросил пиджак ,
увидев, что все разступилисъ, потому что обнаружили изчезнувший ранее корабль.
— Исправьте. (6 мин.)
III. «Телеграмма»
— Сегодня утром на имя нашего класса
пришла телеграмма. Только вот незадача, видно с ней что-то случилось в
дороге и некоторые буквы в
словах куда-то подевались.
— Попробуем прочитать её и восстановить.
Пр.. .милые ребята!
Будем на пр…школьном участке в 9.00ч. и, сметая
на пути все пр…грады,
посетим ваш урок.
Без пр…увеличения ваши приставки
ПРЕ и ПРИ.
— Вот такая телеграмма.
— Скажите, мы сможем вставить пропущенные буквы?
— В каких морфемах пропущены буквы?
— Мы знаем эти приставки?
Запишем тему урока
А теперь вопрос:
— Чем будем мы заниматься на уроке?
— Ребята, давайте поставим цель урока. (3
мин.). Целеполагание.
IV. Знакомство с приставками.
— А который сейчас час? Сейчас должны появиться наши гости. Они,
наверное, узнали, что мы сегодня собирались поговорить о правописании
приставок ПРЕ-и ПРИ- и, видно, решили нам помочь.
(стук в дверь).
ПРЕ: Здравствуйте, ребята! ПРИ: Приветствуем вас
всех!
У ч/ль: Здравствуйте, друзья. Мы получили вашу телеграмму и ждали
вас с нетерпением. Проходите, располагайтесь, где вам удобно.
ПРЕ: Мы узнали, что вы как раз собираетесь поговорить о
правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-.
ПРИ: Да, поэтому поспешили к вам, чтобы помочь.
Ведь кому понравится, если его не просто не знают, да ещё и неправильно пишут.
ПРЕ: Поэтому мы решили познакомиться с вами лично.
Уч/ль: Это вы хорошо придумали. Ну
что ж, приступим? Для начала давайте познакомимся. Я начну, а вы продолжите.
Уч/ль: Прекрасная погода, приятели мои,
Два неразлучных друга
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
Пришли гулять на площадь,
Где вместе до зари
Прекрасно отдыхали
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
ПРИ: ПРЕ- парень преспокойный И презабавный
ПРЕ-,
ПРЕ: А ПРИ- приятель скромный, Придворный паж, поэт.
ПРИ: Коль на пути преграда,
Не унывает ПРЕ-,
Преодолевает сразу.
Где ПРЕ- всегда успех.
ПРЕ: А ПРИ- спешить не будет,
И, глазки чуть прикрыв,
Прицелится, присядет,
Поставит стул и прыг…
ПРИ: ПРЕ- чуть преувеличить.
ПРЕ: ПРИ- приуменьшить рад.
ПРИ: ПРЕ- прерывает песню.
ПРЕ: ПРИ- припевает в лад.
Уч/ль: Такие вот ребята
Различные они,
Приятели, два друга:
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
— Ну вот, можно считать, что первое знакомство состоялось.
— Вы заметили, ребята, какие разные наши гости. И у каждого своя
задача, а нам нужно научиться узнавать их в лицо.
V.
Работа с учебником. Стр.76 (самостоятельно) (3
мин.)
VI.
Физкультминутка (Руки-ноги)
1 хлопок — команда рукам,
2 хлопка — команда ногам. (1 мин.)
VII.
Составление ОК. (8 мин)
Очень
хороший ПРИ- или ПРЕ-
ПРЕ
ПРЕ- илиПРИ-
ПЕРЕ Это
совсем не секрет!
На
содержание слова смотри!
Сразу получишь ответ.
Дожди непрерывно
Льют в октябре,
Но грамотным дождь — не преграда!
Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ
Писать только ПРЕ надо.
около, близ;
приблизиться,
При:
достичь чего
Чуть-чуть, немного, слегка
Вот и всё, что вы должны знать о приставках ПРИ- И ПРЕ-.
ПРИ- и ПРЕ-: А мы вам хотим подарить
памятку (читают и раздают). И поиграть с вами (играют).
VIII.
Восстановление телеграммы (2 мин.)
IX.
Прощание с приставками-девочками.
X. Итог
урока (5 мин.)
Проведение рефлексии:
— Мы можем себя похвалить? За что?
— Что приобрёл каждый на уроке?
— Зачем нам нужен такой урок?
— Над чем ещё можно поработать?
— Какие задания интересны?
Выставление отметок и их комментирование.
XI.
Задание на дом.
(Составьте рассказ о
приставках).
Слайд 1
Отрабатываем трудную тему
«Приставки при- и пре-»
Электронное пособие для
учителей
Работа
Репиной Екатерины Кирилловны,
учителя русского языка и литературы
ГБОУ «Школа №
600» (Москва)
Слайд 2 Современный урок в свете ФГОС
При работе по
данной теме учителю необходимо продемонстрировать методическое мастерство.
Учитель активизирует учащихся и применяет на уроках разнообразные виды деятельности и приёмы:
1.работа с опорными таблицами,
2.работа со словарями,
3.орфографические и лексические разминки;
4. грамматические турниры,
5 различные аукционы,
6 разнообразные тренинги;
7.словарные и объяснительные диктанты;
8.практикумы с разными творческими заданиями;
9.тематические тесты с разными заданиями;
10.работу по карточкам;
11.работу над ошибками и др.
Учитель демонстрирует методическое мастерство, применяя разнообразные приёмы
и технологии
Учитель активизирует учащихся, работает с учениками-помощниками, консультантами, экспертами, с группами, с парами, с классом, проводит индивидуальные консультации
Слайд 3 Роль систематических
разминок на уроке
На своих уроках систематически провожу различные
виды разминок :орфоэпические,
орфографические, лексические, синтаксические. При этом мне помогают ученики-
помощники, ученики-консультанты и ученики-эксперты.
Такие разминки очень эффективно помогают отрабатывать трудные темы и задания по таким темам.
Целесообразно разнообразить эти разминки.Это даёт более эффективный результат,
если разминки проводятся в игровой форме, где каждый обучающийся получает
маршрутный лист, на котором сразу видны успехи и неудачи каждого участника
разминки.Игра выступает как средство пробуждения и стимулирования учащихся.
Это очень мотивирует учеников, и они проявляют большой интерес к разминке. Тема
каждой разминки объявляется заранее. Всё в руках учителя-творца!
Слайд 4
Входной тест №1 по теме
Пр…одолевать пр…пятствия, непр…менное
условие, непр…ступная крепость, пр…кринуть,
пр…озёрный край, пр…городные поезда, пр…ходящая медсестра, пр…станционный буфет,
пр…мерять костюм, пр…лежные ученики, пр…стижный район, пр…стегнуть ремни,
пр…ступить закон, пр…был на каникулы, пр…ступный мир, пр…крепить, пр…бывать в командировке,
Пр…амурский край,пр…ковылял, пр…усадебный участок, пр…станционный буфет,
непр…менное условие, непр…ятное известие, при…клеить, пр…ладит, непр…нуждённая
беседа, непр…ветливый взгляд, написать пр…амбулу, встреча с пр…фектом., выбираем
пр…зидента, пр…зидиум конференции, пр…задуматься, пр…лечь, пр…стегнуть ремень,
пр…влечённый,пр…украшенный, пр…свистнуть, пр…фектура, пр…лестное дитя, Пр…уралье,
пр…кратившееся общение, пр…влечённый к ответственности, непр…нуждённая беседа.
Слайд 5 Входной тест
№2 по теме
Непр…ступная крепость, пр…красный пейзаж, пр…нудительный труд,
премиальный
фонд, непр…двиденные обстоятельства, пр…мечание, опытный пр…подаватель,
пр…нципиальное решение, преобразователь тока, пр…остановленный процесс,
пр…непр…ятное известие, пр…восходный результат, пр….ступить к работе,
пр…ступить границы дозволенного, пр…кратить переговоры, непр….двиденные обстоятельства,
пр…ращение скорости, пр…крыть окно, пр…творить план в жизнь, показывать пр…мер,
пр…одолеваешь пр…пятствие, пользуешься пр…вилегиями, беспр…дельная вышина, превосходить противника, пр…морский пр…чал, пр…стань,
пр…восходный результат, непр…кращающийся дождь, непр…взойдённый
рекорд, пр…лежные ученики, пр…дставление гостей, пр…спешник,
непр…менное условие, пр….возмочь усталость, пр…двинуть к стене.
Слайд 6 Ваши помощники-словари, справочники и таблицы
Слайд 7 Работа со словарями.Что даёт?
Развитие познавательной активности
Развитие навыков устной и письменной речи
Систематическая работа
со
словарями
Повышение речевой культуры обучающихся
Слайд 8 Словари-ваши друзья и
помощники
Слайд 9 Таблица по теме «Приставки при-
и пре—»
Слайд 10 Таблица по теме «Приставки при- и
пре-»
Слайд 11
Значения приставки ПРИ-
Приставка ПРИ-
приладить приковылятьпривстать
приозёрный приготовить причуда
Присоединение
Пространственная близость
Приближение
Законченное действие
Неполнота действия
Запомнить
слова с неясным значением!
Слайд 12 Работа
над ошибками входного теста
Орфография по правилам и
орфография без правил
1.Какие правила вы применяли?
2.Назовите эти орфограммы и найдите все примеры из теста.
3. Какие слова пишутся не по правилам?
4.Выпишите эти слова.
5.Какие слова у вас вызвали затруднения? Объясните их правописание с помощью ученика-консультанта, ученика-помощника учителя.
6. Нужна ли вам помощь учителя?
Слайд 13 Орфографический практикум
Какие правила
вы применяли?
Какие слова пишутся не по правилам?
Знаете ли вы
их лексические значения?
4. Что остаётся непонятным для вас?
Пр…пятствие, разные пр…баутки, пр…встать со стула, пр…клонный возраст, показываешь
пр…мер,пр…светлый образ, пр…ветливый взляд, пр…брежные заросли, камень пр…ткновения,
пр…мственность поколений, преемник поэта, пр…небрежительное отношение,новый пр…дел,
пр…бывать в командировку, пр…бываешь в командировке, пр…старелый возраст, пр…поднести
подарок, пр…дать блеск, пр…светлый образ,пр…сечь, пр…одолеть, пр…дел мечтаний, пр…дел в
храме, пр…мудрый старец, пр…творить дверь, пр…творить мечту, пр…ходяшая
няня, пр…емлемый вариант, пр…скорбный факт ,пригнуть, пр…вязал, пр…зидиум конгресса,
пр…зидент академии, пр…вилегии.
Слайд 14 Парные слова. Выясняем лексическое значение.
приёмник
преемник
притворить претворить
привратник
превратности
прибывать пребывать
призирать презирать
приступить преступить
приклонить преклонить
придел предел
приходящий преходящий
придать предать
приумножить преумножить
Слайд 15 Учим слова наизусть. Обращаемся к словарю.
преамбула непристойный
президент неприступная
префект непременное
президиум непритязательный
префектура непринуждённый
привилегия приоритет
Слайд 16 Работаем с толковым словарём
Прелюдия-(ж.р.).Слово многозначное
(2 значения).
1.Вступительная часть музыкального произведения. Прелюдия к романсу.
Прелюдия больших
событий или к большим событиям (переносное значение слова).
2.Небольшое музыкальное произведение.
Прелюдия для фортепьяно.
Слайд 17 Работам с толковым словарём
Прерогатива-(слово
книжное).Исключительное право,
привилегия
государственного органа, должностного лица.
Прерогативы власти.
Слайд 18 Работаем с толковым словарём
Преамбула- (ж.р.).Вводная часть международного
договОра, закона или правового акта.
Составить преамбулу.
Отредактировать преамбулу.
Слайд 19 Работаем с толковым словарём
Привередливый-слишком
разборчивый, с прихотями, капризами.
Привередливый ребёнок.
Привередлив в еде.
Привередливое растение (переносное значение
слова).
Слайд 20 Работаем с толковым словарём
Приоритет- (м.
р.).Первенство по времени в открытии изобретений чего-нибудь; вообще первенствующее положение.
Приоритет
в изучении Антарктиды.
Слайд 21 Работа с толковым словарём
Прельстить-(слово многозначное,
2
значения).1.Возбудить в ком-нибудь влечение к себе, привлечь.Прельстить своими ласками.
2.Стать для
кого-нибудь заманчивым, приятным. Прельстила перспектива путешествия.
Слайд 22 Словарный диктант по
теме
Отредактировать преамбулу, прерогатива, премьер-министр,
приноровиться к людям, принципиальное решение, премудрёная
задача, преопасная ситуация, непременное условие, преогромная
территория, приморский климат, пренебрежительное отношение,
прелюдия к романсу, привередливый квартирант, превратный
смысл, приводной ремень, препирательство, преображённый
край, преодолеваешь препятствие, приоткрыть окно, претворить
планы, пребывать в командировке, прельстить, привилегированное
положение, прерогатива власти, принаряженный гость.
Слайд 23 Работа с фразеологическим словарём
Камень преткновения-из Библии.
Неразрешимые трудности, препятствия, возникающие во время какого-то дела.
Пример:Из общих
предметов на младшем курсе для большинства пажей … камнем преткновения были механика и химия.
Слайд 24 Орфографический практикум
Какие правила вы
применяли?
Какие слова пишутся не по правилам.
3наете ли вы их
лексические значения?
Неопр…одолимые пр…пятствия, пр…вратные пр…дставления, красивая пр…чёска,
пр…непр…ятное известие, пр…небрежительное отношение, пр…забавный малыш, пр…ручать,
пр…митивные взгляды, пр…смыкаться, пр…сказка, пр…слуга, прислониться, пр…имущество,
пр…седать, пр…гореть, пр…клонить колени, пр…клоняться перед ветеранами, пр…рогатива,
пр…мник учёного, радиопр…ёмник, пр…нимать гостей, пр…сесть ,написать пр…амбулу,
пр…ветственнная речь, пр…браться в квартире, пр…верженец старых взлядов, пр…емлемые
решения, пр…добрый человек, пр…мадонна, пр…крикнуть, пр…открыли, пр…сматривать,
пр…ломление, пр…валировать, пр…обладать, пр…двосхитить, пр…глушить мотор,
пр…подобный, пр…бывать в неведении, пр…влекательная картина.
Слайд 25 Орфографический практикум
1.
Какие вы применяли правила?
Какие слова пишутся не по правилам?
Знаете
ли вы их лексические значения?
Пр…нципиальное решение, английская пр…нцесса, пр…охотить к
чтению, пр…одолевать пр…пятствия, пр…волжские леса, пр…вилегированное
положение, пр…миальный фонд, пр…нудительный труд, пр… смотреться,
непр…косновенный запас, пр…милый ребёнок, пр…крыть калитку,
пр…даное невесты, пр..данья старины глубокой, препирательство,
пр…баутки, пр…одолеть все пр…пятствия, решить пр…меры, пр…мьер,
пр…чудливый, пр…чина, пр…вередливое растение оперная пр…мьера,
пр…лежные ученик, пр…мерный студент, пр…вилегии, пр…мудрости.
Слайд 26 Работа с
текстом произведения
Вставьте пропущенные буквы.
Какие значения приставок вы увидели?
Из какого произведения
взяты предложения?
Назовите героев произведения.
Домашнее задание-Выпишите из данного текста 10 предложений на эту тему.
1.Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, пр…нялся за работу.
2. Батюшка вошёл в то самое время, как я пр…лаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.
3.Батюшка за ворот пр…поднял его с кровати…
4.Батюшка у окна читал Пр…дворный календарь.
5.В ту же ночь пр…ехал я в Симбирск.
6.Он ахнул, увидя несомненные пр…знаки моего усердия к службе.
7. Размышления мои пр…рваны были Савельичем.
8.Но Савельича мудрено было унять, когда бывало пр…мется за проповедь
9.Дорожные размышления мои были не очень пр…ятны.
10. Барин, не пр…кажешь ли воротиться?
11. Я пр…казал ехать на незнакомый пр…дмет.
Слайд 27
Выполняем тесты по теме.
Вставьте все пропущенные буквы.
Определите ряды,
где пропущена одна и та же буква:
пр…тензия, пр…вычка, пр…косновение, пр…амбула, пр…видение
пр…бежал, пр…чуда, пр…ручить, пр…менение,пр…мерный
пр…стегнуться,пр…милый, пр…амбула, непр…взойдённый
пр…красный, пр…образить, пр…милый, пр..бывать в школе
пр…мчаться, непр…менный, пр…клоняться перед ветеранами
пр…мкнуть к движению, пр…крыть калитку, пр…лечь, пр…сесть
Пр…уралье, пр…лестный, пр…чудливый, пр…меним,
городские предместья, пр…городные поезда, пр…лестное создание.
Слайд 28 Объяснительный диктант
Он придавал
большое значение этому вопросу.
Не презирай совета ничьего.
Во время своего
пребывания в Петербурге мы посетили несколько музеев.
Мы с радостью встретили брата, прибывшего на каникулы.
Не хлопай дверью, пожалуйста, притвори её.
Очень важно суметь претворить в жизнь свои планы.
Поезда прибывают точно по расписанию.
Отец пребывал в командировке весь месяц.
Необходимо призреть сироту.
Я презираю предателей.
Слайд 29 Лексический практикум.Синонимы.
Превозносить до небес-
Придержать язык-
Прирастать корнями-
Камень преткновения-
Предать анафеме-
Прижать хвост-
Попасть в преисподнюю –
С тебя причитается-
Слайд 30 Лексический практикум. Антонимы.
Подберите антонимы к словам:
пребедный-
превесёлый-
презлой-
прелюбезный-
превысокий
предобрый-
Слайд 31 Индивидуальная карта ошибок
Какие ошибки
я допускаю по данной теме?(выписываю все слова).
На какие правила допущены
мною ошибки?(работа с таблицей).
Какие слова необходимо мне выучить наизусть?(составляю список и учу).
Готовлюсь к зачёту с учеником-консультантом.
Выполняю все задания на эту тему в сборниках И.П. Цыбулько, Н.Сениной и др. под руководством ученика-эксперта и учителя.
Слайд 32 Контрольный тренинг по
теме
Пр…мник поэта, камень пр…ткновения, пр…пираться из-за мелочей,
пр…амбула договора, пр…валирующие
тенденции, пр…влекательная
картина, поразительная пр…способляемость, пр…ведите
пр…меры,пр…небрежение к труду в Обломовке, произнести
пр…говор, беспр…данница, гроза в пр…роде, пр…ём
контраста, пр…нимать меры, пр…рогатива, пр…людия, пр…тендент,
пр…нимать решение, пр…влекло внимание, пр…возмочь усталость,
пр…говорены к смертной казни, дурная пр…вычка, пр…ёмная
пр…зидента, пр…велигированные классы, пр…гласили в гости.
Слайд 33 Синтаксический практикум
.Составьте словосочетания
с данными словами
1.преамбула-
10. предпринять
2.прерогатива- 11.прекратить-
3.привилегия- 12.признание-
4.прелюдия- 13.причуда-
5.премьера- 14.премилый-
6.препятствие- 15. прелестный
7.президент- 16.прекрасно-
8.президиум- 17. преступный-
9.префект 18. притворить
Слайд 34
Творческий практикум
Замените выделенные словосочетания словами с
приставками пре- или при-:
1. Я постоянно покупаю газеты и журналы в киоске около вокзала.
2. Во время отдыха в Крыму мы часто завтракали в кафе около моря.
3. Семья моего брата живёт в посёлке, расположенном на границе.
4. Перед отъездом мы перекусили в буфете, находящимся в здании вокзала.
5. В дендрарии мы увидели растения, отличающиеся редкой красотой.
6. Во время отдыха водители постоянно обедают в кафе, расположенных у дороги.
Слайд 35 Карточка
по всей теме
Пр…остановиться на пути, пр…лежные ученики, необходимые
пр…параты, пр…следовать
пр…ступника, пр…зреть
сироту, пр…верженец, пр…гожий, присмиревшие дети, пр…тенденты, пр…дъявлять пр…тензии, пр…видение в замке, пр…образовывать
пр…роду, пр…восходный результат, пр…амбула договора,выбираем
пр…зидента, пр…зидиум конгресса, пользуешься
пр…вилегиями, пр…вередливый квартирант, пр…добрый человек,
пр…лестный ребёнок, пр…озёрные луга, пр…мерять костюм,
пр…обретённый участок, пр…дмостное укрепление, пр…вратные представления.
Слайд 36 Карточка по
всей теме
Пр…осаниться перед зеркалом, пр…норовиться к
обстоятельствам, пр…лестная
собачка, пр…успевать в делах, пр…людия к романсу, избираем пр…зидиум собрания,
пр…вилегированное сословие, пр…творить планы, пр…открыть
завесу, пр…следовать пр…ступника, непр…стойное поведение,
непр…ступная крепость, непр…взойдённые рекорды, пр…мчаться к
финишу, пр…валировать, пр…тенденты на пост пр…зидента, пр…обрели пр…усадебный участок,пр…вратности судьбы, камень
пр…ткновения, негде пр…тулиться, п…зреть сироту, пр…зирать
врага, пр…бывать в неведении, пр…клонение перед ветеранами.
Слайд 37
Карточка по всей теме
Пр…восходный повар, пр…скорбный случай, пр…сутствие, пр…нёс
письмо,
жду непр…менно, кричат непр…ятно, подумать о
пр…готовлениях к празднику, беспр…станно стучали,
пр…готовленный обед, пр…чинённый вред, пр…ниматься за
чтение, благопр…ятный ответ, пр…лив сил, пр…грешение,
пр…восходить противника, пр…образовать пр…усадебный участок,
отредактированная пр…амбула, пр…вышение скорости, явное
пр…восходство, пр…возносить до небес, пр…выше всего,
пр…людия к романсу, непр…одолимая пр…града, камень
пр…ткновения, пр…творяешься спящим, пр…смыкающееся.
Слайд 38
Орфографический практикум.
Вставьте пропущенные буквы.
Распределите слова по значению приставок.
Пр…ковылял,
пр…видение, пр…вязанность, пр…шить, пр…стиж, пр…зидент, пр…фектура, пр…город,
пр…крикнул, непр…ступная крепость, пр…отважный, пр…озёрный, пр…брежный, пр…ковыляли,
пр…мерять, непр…взойдённый рекорд, непр…ятный разговор, пр…нять решение,
пр…небрежительное отношение, пр…возмочь боль, пр…высить скорость, пр…чуды,
пр…мьер-министр, пр…миальный фонд, пр…строиться, пр…ловчиться, пр…бой, пр…чал,
непр…двиденные обстоятельства, пр…амбула договора, пр…рогатива власти, пр…вилегии, пр…чал,
пр…людия к романсу, пр…водной ремень, пр…городные поезда, вредные пр…вычки, пр…выкать к
требованиям, пр..добрый, пр…скучный, пр…дусмотреть всё, пр…мчаться к финишу, еле пр…ковылял.
Слайд 39
Тест по всей теме
1.Вставьте все пропущенные буквы.
2.Определите ряды, в которых
пропущена одна буква (Е или И).
1.невольное пр…грешение, пр…одолеть пр…пятствие, пр…ступник
2.пр…баутки, пр…сказки, пр…юты, пр…поны, пр…ступный мир,
3.пр…ступить к занятиям, при…мчаться к финишу, пр…ковылять
4.пр…творить мечту, пр…сыпать песком, пр…мудрый, пр…старелый
5.пр…ятное общение, пр…старелый, пр…добрый, пр…мерный
Ответ: в первом ряду — е, в третьем — и.
Слайд 40
Решаем тесты по теме
Вставьте в слова пропущенные
буквы.
В каком варианте все слова со значением приставки очень.
1.пр…уменьшить, пр…добрый, пр…старелый, пр…увеличить,
2.пр…сытиться, пр…мчаться, пр…ютить, пр…добрый, пр…милый
3.пр…плыть, пр…чалить, пр…думать, пр…забавный, пр…смешной
4.пр…скакал, пр…тих, пр…мостился, пр…мерный, пр….ветливый
5.пр…скучный, пр…сильный, пр…красный, пр…злой, пр…ступник
Ответ- в первом ряду
Слайд 41 Решаем тесты
по теме
Вставьте пропущенные буквы.
В каком ряду значение приставки равно пере?
1.пр…вскочить,
пр…людия, пр…емьера, пр…зидент, пр…зидиум,
2.пр…града, пр…ступник, пр…мник поэта , пр…кратить,
3.пр…мирение, непр…ступный, непр…стойный, пр…чалить
4.пр…мьер-министр, пр…ткновение, пр…ткнуться, пр…браться
5.непр…ступная крепость, пр…ютить сироту, пр…оритеты
Ответ: во втором ряду.
Слайд 42
Использованные источники
slovarozhegova.ru.
Сергей Иванович Ожегов. Толковый словарь
русского языка.
С. В .Драбкина, Д. И. Субботин. Единый государственный экзамен. Русский
язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся.2-е издание, исправленное. М.,
«Интеллект-Центр»,2016.
www.idspektr.ru. Издательский Дом Спектр. Таблицы по русскому языку.6 класс.
Воропаева Наталья Алексеевна. Интерактивное пособие по русскому языку по теме «Приставки при- и пре-» для учащихся 6 класса. Современный учительский портал.
Отрабатываем трудную тему
«Приставки при — и пре — »
Электронное пособие для учителей
Работа
Репиной Екатерины Кирилловны,
учителя русского языка и литературы
ГБОУ «Школа № 600» (Москва)
Современный урок в свете ФГОС
При работе по данной теме учителю необходимо продемонстрировать методическое мастерство .
Учитель активизирует учащихся и применяет на уроках разнообразные виды деятельности и приёмы:
1.работа с опорными таблицами,
2.работа со словарями,
3.орфографические и лексические разминки;
4. грамматические турниры,
5 различные аукционы,
6 разнообразные тренинги;
7.словарные и объяснительные диктанты;
8.практикумы с разными творческими заданиями;
9.тематические тесты с разными заданиями;
10.работу по карточкам;
11.работу над ошибками и др.
Учитель демонстрирует методическое мастерство , применяя разнообразные приёмы
и технологии
Учитель активизирует учащихся , работает с учениками-помощниками, консультантами, экспертами, с группами, с парами, с классом, проводит индивидуальные консультации
Роль систематических разминок на уроке
На своих уроках систематически провожу различные виды разминок : орфоэпические,
орфографические, лексические, синтаксические . При этом мне помогают ученики-
помощники, ученики-консультанты и ученики-эксперты.
Такие разминки очень эффективно помогают отрабатывать трудные темы и задания по таким темам.
Целесообразно разнообразить эти разминки.Это даёт более эффективный результат,
если разминки проводятся в игровой форме , где каждый обучающийся получает
маршрутный лист, на котором сразу видны успехи и неудачи каждого участника
разминки. Игра выступает как средство пробуждения и стимулирования учащихся.
Это очень мотивирует учеников, и они проявляют большой интерес к разминке. Тема
каждой разминки объявляется заранее. Всё в руках учителя-творца!
Входной тест №1 по теме
Пр…одолевать пр…пятствия, непр…менное условие, непр…ступная крепость, пр…кринуть,
пр…озёрный край, пр…городные поезда, пр…ходящая медсестра, пр…станционный буфет,
пр…мерять костюм, пр…лежные ученики, пр…стижный район, пр…стегнуть ремни,
пр…ступить закон, пр…был на каникулы, пр…ступный мир, пр…крепить, пр…бывать в командировке,
Пр…амурский край,пр…ковылял, пр…усадебный участок, пр…станционный буфет,
непр…менное условие, непр…ятное известие, при…клеить, пр…ладит, непр…нуждённая
беседа, непр…ветливый взгляд, написать пр…амбулу, встреча с пр…фектом., выбираем
пр…зидента, пр…зидиум конференции, пр…задуматься, пр…лечь, пр…стегнуть ремень,
пр…влечённый,пр…украшенный, пр…свистнуть, пр…фектура, пр…лестное дитя, Пр…уралье,
пр…кратившееся общение, пр…влечённый к ответственности, непр…нуждённая беседа.
Входной тест №2 по теме
Непр…ступная крепость, пр…красный пейзаж, пр…нудительный труд,
премиальный фонд, непр…двиденные обстоятельства, пр…мечание, опытный пр…подаватель,
пр…нципиальное решение, преобразователь тока, пр…остановленный процесс,
пр…непр…ятное известие, пр…восходный результат, пр….ступить к работе,
пр…ступить границы дозволенного, пр…кратить переговоры, непр….двиденные обстоятельства,
пр…ращение скорости, пр…крыть окно, пр…творить план в жизнь, показывать пр…мер,
пр…одолеваешь пр…пятствие, пользуешься пр…вилегиями, беспр…дельная вышина, превосходить противника, пр…морский пр…чал, пр…стань,
пр…восходный результат, непр…кращающийся дождь, непр…взойдённый
рекорд, пр…лежные ученики, пр…дставление гостей, пр…спешник,
непр…менное условие, пр….возмочь усталость, пр…двинуть к стене.
Ваши помощники-словари, справочники и таблицы
Работа со словарями.Что даёт?
Систематическая работа
Развитие познавательной активности
со словарями
Развитие навыков устной и письменной речи
Повышение речевой культуры обучающихся
Словари-ваши друзья и помощники
Таблица по теме «Приставки при- и пре—»
Таблица по теме «Приставки при- и пре-»
Значения приставки ПРИ —
Приставка ПРИ-
приладить приковылятьпривстать
приозёрный приготовить причуда
Пространственная близость
Присоединение
Приближение
Законченное действие
Неполнота действия
Запомнить слова с неясным значением!
Работа над ошибками входного теста
Орфография по правилам и орфография без правил
1.Какие правила вы применяли?
2.Назовите эти орфограммы и найдите все примеры из теста.
3. Какие слова пишутся не по правилам?
4.Выпишите эти слова.
5.Какие слова у вас вызвали затруднения? Объясните их правописание с помощью ученика-консультанта, ученика-помощника учителя.
6. Нужна ли вам помощь учителя?
Орфографический практикум
- Какие правила вы применяли ?
- Какие слова пишутся не по правилам?
- Знаете ли вы их лексические значения?
4. Что остаётся непонятным для вас?
Пр…пятствие, разные пр…баутки, пр…встать со стула, пр…клонный возраст, показываешь
пр…мер,пр…светлый образ, пр…ветливый взляд, пр…брежные заросли, камень пр…ткновения,
пр…мственность поколений, преемник поэта, пр…небрежительное отношение,новый пр…дел,
пр…бывать в командировку, пр…бываешь в командировке, пр…старелый возраст, пр…поднести
подарок, пр…дать блеск, пр…светлый образ,пр…сечь, пр…одолеть, пр…дел мечтаний, пр…дел в
храме, пр…мудрый старец, пр…творить дверь, пр…творить мечту, пр…ходяшая
няня, пр…емлемый вариант, пр…скорбный факт ,пригнуть, пр…вязал, пр…зидиум конгресса,
пр…зидент академии, пр…вилегии.
Парные слова . Выясняем лексическое значение .
пр и ёмник пр е емник
пр и творить пр е творить
пр и вратник пр е вратности
пр и бывать пр е бывать
пр и зирать пр е зирать
пр и ступить пр е ступить
пр и клонить пр е клонить
пр и дел пр е дел
пр и ходящий пр е ходящий
пр и дать пр е дать
пр и умножить пр е умножить
Учим слова наизусть. Обращаемся к словарю.
пр е амбула непр и стойный
пр е зидент непр и ступная
пр е фект непр е менное
пр е зидиум непр и тязательный
пр е фектура непр и нуждённый
пр и вилегия пр и оритет
Работаем с толковым словарём
Прелюдия- (ж.р.).Слово многозначное (2 значения).
1.Вступительная часть музыкального произведения. Прелюдия к романсу.
Прелюдия больших событий или к большим событиям (переносное значение слова).
2.Небольшое музыкальное произведение.
Прелюдия для фортепьяно.
Работам с толковым словарём
Пр е рогатива- (слово
книжное). Исключительное право, привилегия
государственного органа, должностного лица.
Пр е рогативы власти.
Работаем с толковым словарём
Пр е амбула- (ж.р.).Вводная часть международного догов О ра, закона или правового акта.
Составить пр е амбулу.
Отредактировать пр е амбулу.
Работаем с толковым словарём
Пр и вередливый- слишком разборчивый, с прихотями, капризами.
Пр и вередливый ребёнок.
Пр и вередлив в еде.
Пр и вередливое растение (переносное значение слова).
Работаем с толковым словарём
Пр и оритет — (м. р.).Первенство по времени в открытии изобретений чего-нибудь; вообще первенствующее положение.
Пр и оритет в изучении Антарктиды.
Работа с толковым словарём
Пр е льстить- (слово многозначное ,
2 значения ). 1.Возбудить в ком-нибудь влечение к себе, привлечь. Пр е льстить своими ласками.
2.Стать для кого-нибудь заманчивым, приятным. Пр е льстила перспектива путешествия.
Словарный диктант по теме
- Отредактировать пр е амбулу, пр е рогатива, пр е мьер-министр,
- пр и норовиться к людям, пр и нципиальное решение, пр е мудрёная
- задача, пр е опасная ситуация, непр е менное условие, пр е огромная
- территория, пр и морский климат, пр е небрежительное отношение,
- пр е людия к романсу, пр и вередливый квартирант, пр е вратный
- смысл, пр и водной ремень, пр е пирательство, пр е ображённый
- край, пр е одолеваешь пр е пятствие, пр и открыть окно, пр е творить
- планы, пр е бывать в командировке, пр е льстить, пр и вилегированное
- положение, пр е рогатива власти, пр и наряженный гость.
Работа с фразеологическим словарём
Камень преткновения- из Библии.
Неразрешимые трудности, препятствия, возникающие во время какого-то дела.
Пример:Из общих предметов на младшем курсе для большинства пажей … камнем преткновения были механика и химия.
Орфографический практикум
- Какие правила вы применяли?
- Какие слова пишутся не по правилам.
- 3наете ли вы их лексические значения ?
Неопр…одолимые пр…пятствия, пр…вратные пр…дставления, красивая пр…чёска,
пр…непр…ятное известие, пр…небрежительное отношение, пр…забавный малыш, пр…ручать,
пр…митивные взгляды, пр…смыкаться, пр…сказка, пр…слуга, прислониться, пр…имущество,
пр…седать, пр…гореть, пр…клонить колени, пр…клоняться перед ветеранами, пр…рогатива,
пр…мник учёного, радиопр…ёмник, пр…нимать гостей, пр…сесть ,написать пр…амбулу,
пр…ветственнная речь, пр…браться в квартире, пр…верженец старых взлядов, пр…емлемые
решения, пр…добрый человек, пр…мадонна, пр…крикнуть, пр…открыли, пр…сматривать,
пр…ломление, пр…валировать, пр…обладать, пр…двосхитить, пр…глушить мотор,
пр…подобный, пр…бывать в неведении, пр…влекательная картина.
Орфографический практикум
1. Какие вы применяли правила?
- Какие слова пишутся не по правилам?
- Знаете ли вы их лексические значения ?
Пр…нципиальное решение, английская пр…нцесса, пр…охотить к
чтению, пр…одолевать пр…пятствия, пр…волжские леса, пр…вилегированное
положение, пр…миальный фонд, пр…нудительный труд, пр… смотреться,
непр…косновенный запас, пр…милый ребёнок, пр…крыть калитку,
пр…даное невесты, пр..данья старины глубокой, препирательство,
пр…баутки, пр…одолеть все пр…пятствия, решить пр…меры, пр…мьер,
пр…чудливый, пр…чина, пр…вередливое растение оперная пр…мьера,
пр…лежные ученик, пр…мерный студент, пр…вилегии, пр…мудрости.
Работа с текстом произведения
- Вставьте пропущенные буквы.
- Какие значения приставок вы увидели?
- Из какого произведения взяты предложения ?
- Назовите героев произведения .
- Домашнее задание-Выпишите из данного текста 10 предложений на эту тему.
- 1.Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, пр…нялся за работу.
- 2. Батюшка вошёл в то самое время, как я пр…лаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.
- 3.Батюшка за ворот пр…поднял его с кровати…
- 4.Батюшка у окна читал Пр…дворный календарь.
- 5.В ту же ночь пр…ехал я в Симбирск.
- 6.Он ахнул, увидя несомненные пр…знаки моего усердия к службе.
- 7. Размышления мои пр…рваны были Савельичем.
- 8.Но Савельича мудрено было унять, когда бывало пр…мется за проповедь
- 9.Дорожные размышления мои были не очень пр…ятны.
- 10. Барин, не пр…кажешь ли воротиться?
- 11. Я пр…казал ехать на незнакомый пр…дмет.
Выполняем тесты по теме .
Вставьте все пропущенные буквы.
Определите ряды, где пропущена одна и та же буква:
пр…тензия, пр…вычка, пр…косновение, пр…амбула, пр…видение
пр…бежал, пр…чуда, пр…ручить, пр…менение,пр…мерный
пр…стегнуться,пр…милый, пр…амбула, непр…взойдённый
пр…красный, пр…образить, пр…милый, пр..бывать в школе
пр…мчаться, непр…менный, пр…клоняться перед ветеранами
пр…мкнуть к движению, пр…крыть калитку, пр…лечь, пр…сесть
Пр…уралье, пр…лестный, пр…чудливый, пр…меним,
городские предместья, пр…городные поезда, пр…лестное созд ани е.
Объяснительный диктант
- Он пр и дава л большое значение этому вопросу.
- Не пр е зирай совета ничьего.
- Во время своего пр е бывания в Петербурге мы посетили несколько музеев.
- Мы с радостью встретили брата, пр и бывшего на каникулы.
- Не хлопай дверью, пожалуйста, пр и твори её.
- Очень важно суметь пр е творить в жизнь свои планы.
- Поезда пр и бывают точно по расписанию.
- Отец пр е бывал в командировке весь месяц.
- Необходимо пр и зреть сироту.
- Я пр е зираю пр е дателей.
Лексический практикум.Синонимы .
- Превозносить до небес-
- Придержать язык-
- Прирастать корнями-
- Камень преткновения-
- Предать анафеме-
- Прижать хвост-
- Попасть в преисподнюю –
- С тебя причитается-
Лексический практикум. Антонимы.
- Подберите антонимы к словам:
- пребедный-
- превесёлый-
- презлой-
- прелюбезный-
- превысокий
- предобрый-
Индивидуальная карта ошибок
- Какие ошибки я допускаю по данной теме?(выписываю все слова).
- На какие правила допущены мною ошибки?(работа с таблицей).
- Какие слова необходимо мне выучить наизусть?(составляю список и учу).
- Готовлюсь к зачёту с учеником-консультантом.
- Выполняю все задания на эту тему в сборниках И.П. Цыбулько, Н.Сениной и др. под руководством ученика-эксперта и учителя.
Контрольный тренинг по теме
Пр…мник поэта, камень пр…ткновения, пр…пираться из-за мелочей,
пр…амбула договора, пр…валирующие тенденции, пр…влекательная
картина, поразительная пр…способляемость, пр…ведите
пр…меры,пр…небрежение к труду в Обломовке, произнести
пр…говор, беспр…данница, гроза в пр…роде, пр…ём
контраста, пр…нимать меры, пр…рогатива, пр…людия, пр…тендент,
пр…нимать решение, пр…влекло внимание, пр…возмочь усталость,
пр…говорены к смертной казни, дурная пр…вычка, пр…ёмная
пр…зидента, пр…велигированные классы, пр…гласили в гости.
Синтаксический практикум
. Составьте словосочетания с данными словами
1.преамбула- 10. предпринять
2.прерогатива- 11.прекратить-
3.привилегия- 12.признание-
4.прелюдия- 13.причуда-
5.премьера- 14.премилый-
6.препятствие- 15. прелестный
7.президент- 16.прекрасно-
8.президиум- 17. преступный-
9.префект 18. притворить
Творческий практикум
- Замените выделенные словосочетания словами с приставками пре- или при-:
1. Я постоянно покупаю газеты и журналы в киоске около вокзала .
2. Во время отдыха в Крыму мы часто завтракали в кафе около моря.
3. Семья моего брата живёт в посёлке, расположенном на границе .
4. Перед отъездом мы перекусили в буфете, находящимся в здании вокзала .
5. В дендрарии мы увидели растения , отличающиеся редкой красотой .
6. Во время отдыха водители постоянно обедают в кафе, расположенных у дороги .
Карточка по всей теме
Пр…остановиться на пути, пр… лежные ученики, необходимые
пр…параты, пр…следовать пр…ступника, пр…зреть
сироту, пр…верженец, пр…гожий, присмиревшие дети, пр…тенденты, пр…дъявлять пр…тензии, пр…видение в замке, пр…образовывать
пр…роду, пр…восходный результат, пр…амбула договора,выбираем
пр…зидента, пр…зидиум конгресса, пользуешься
пр…вилегиями, пр…вередливый квартирант, пр…добрый человек,
пр…лестный ребёнок, пр…озёрные луга, пр…мерять костюм,
пр…обретённый участок, пр…дмостное укрепление, пр…вратные представления.
Карточка по всей теме
Пр…осаниться перед зеркалом, пр…норовиться к
обстоятельствам, пр…лестная собачка, пр…успевать в делах, пр…людия к романсу, избираем пр…зидиум собрания,
пр…вилегированное сословие, пр…творить планы, пр…открыть
завесу, пр…следовать пр…ступника, непр…стойное поведение,
непр…ступная крепость, непр…взойдённые рекорды, пр…мчаться к
финишу, пр…валировать, пр…тенденты на пост пр…зидента, пр…обрели пр…усадебный участок,пр…вратности судьбы, камень
пр…ткновения, негде пр…тулиться, п…зреть сироту, пр…зирать
врага, пр…бывать в неведении, пр…клонение перед ветеранами.
Карточка по всей теме
Пр…восходный повар, пр…скорбный случай, пр…сутствие, пр…нёс
письмо, жду непр…менно, кричат непр…ятно, подумать о
пр…готовлениях к празднику, беспр…станно стучали,
пр…готовленный обед, пр…чинённый вред, пр…ниматься за
чтение, благопр…ятный ответ, пр…лив сил, пр…грешение,
пр…восходить противника, пр…образовать пр…усадебный участок,
отредактированная пр…амбула, пр…вышение скорости, явное
пр…восходство, пр…возносить до небес, пр…выше всего,
пр…людия к романсу, непр…одолимая пр…града, камень
пр…ткновения, пр…творяешься спящим, пр…смыкающееся.
Орфографический практикум.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Распределите слова по значению приставок .
- Пр…ковылял, пр…видение, пр…вязанность, пр…шить, пр…стиж, пр…зидент, пр…фектура, пр…город,
- пр…крикнул, непр…ступная крепость, пр…отважный, пр…озёрный, пр…брежный, пр…ковыляли,
- пр…мерять, непр…взойдённый рекорд, непр…ятный разговор, пр…нять решение,
- пр…небрежительное отношение, пр…возмочь боль, пр…высить скорость, пр…чуды,
- пр…мьер-министр, пр…миальный фонд, пр…строиться, пр…ловчиться, пр…бой, пр…чал,
- непр…двиденные обстоятельства, пр…амбула договора, пр…рогатива власти, пр…вилегии, пр…чал,
- пр…людия к романсу, пр…водной ремень, пр…городные поезда, вредные пр…вычки, пр…выкать к
- требованиям, пр..добрый, пр…скучный, пр…дусмотреть всё, пр…мчаться к финишу, еле пр…ковылял.
Тест по всей теме
1.Вставьте все пропущенные буквы .
2.Определите ряды, в которых пропущена одна буква (Е или И).
1.невольное пр…грешение, пр…одолеть пр…пятствие, пр…ступник
2.пр…баутки, пр…сказки, пр…юты, пр…поны, пр…ступный мир,
3.пр…ступить к занятиям, при…мчаться к финишу, пр…ковылять
4.пр…творить мечту, пр…сыпать песком, пр…мудрый, пр…старелый
5.пр…ятное общение, пр…старелый, пр…добрый, пр…мерный
- Ответ: в первом ряду — е , в третьем — и .
Решаем тесты по теме
- Вставьте в слова пропущенные буквы.
- В каком варианте все слова со значением приставки очень.
- 1.пр…уменьшить, пр…добрый, пр…старелый, пр…увеличить,
- 2.пр…сытиться, пр…мчаться, пр…ютить, пр…добрый, пр…милый
- 3.пр…плыть, пр…чалить, пр…думать, пр…забавный, пр…смешной
- 4.пр…скакал, пр…тих, пр…мостился, пр…мерный, пр….ветливый
- 5.пр…скучный, пр…сильный, пр…красный, пр…злой, пр…ступник
- Ответ- в первом ряду
Решаем тесты по теме
- Вставьте пропущенные буквы .
- В каком ряду значение приставки равно пере?
1.пр…вскочить, пр…людия, пр…емьера, пр…зидент, пр…зидиум,
2.пр…града, пр…ступник, пр…мник поэта , пр…кратить,
3.пр…мирение, непр…ступный, непр…стойный, пр…чалить
4.пр…мьер-министр, пр…ткновение, пр…ткнуться, пр…браться
5.непр…ступная крепость, пр…ютить сироту, пр…оритеты
Ответ: во втором ряду.
Использованные источники
- slovarozhegova.ru.
Сергей Иванович Ожегов. Толковый словарь русского языка.
- С. В .Драбкина, Д. И. Субботин. Единый государственный экзамен. Русский
язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся.2-е издание, исправленное. М.,
«Интеллект-Центр»,2016.
- www . idspektr . ru . Издательский Дом Спектр. Таблицы по русскому языку.6 класс.
- Воропаева Наталья Алексеевна. Интерактивное пособие по русскому языку по теме «Приставки при — и пре -» для учащихся 6 класса. Современный учительский портал.
Зачётные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. — Е. В. Селезнева 2020
Вариант 1
1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых пре- и при- входят в состав корня.
Пр..интересный, пр..открыть, пр.. школьный, пр..рода, пр..мер, пр..чина, пр..успеть, пр..жать, пр..чуда, пр..емник.
Ответ:
Преинтересный, приоткрыть, пришкольный, природа, пример, причина, преуспеть, прижать, причуда, приемник.
Входят в корень: природа, пример, причина, преемник.
2. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на две группы: 1) с приставкой пре-; 2) с приставкой при-.
Пр..образователь, пр..вокзальный, пр..луниться, пр..красный, пр..рвать, пр..остановить, пр..бытие, пр..касаться, пр..ображать, пр..взойти.
Ответ:
Преобразователь, привокзальный, прилуниться, прекрасный, прервать, приостановить, прибытие, прикасаться, преображать, превзойти.
1) С приставкой пре- (можно заменить приставкой пере- или словом очень): преобразователь, прекрасный, прервать, преображать, превзойти.
2) С приставкой при- — неполное действие: привокзальный, прилуниться, приостановить, прибытие, прикасаться.
3. Запишите слова с данными приставками.
От: играть — …
искать — …
с: играть — …
про: играть — …
раз: играть — …
сверх: интересный — …
Ответ:
Отыграть, отыскать, сыграть, проиграть, разыграть, сверхинтересный.
4. Вставьте пропущенные буквы.
За..грать — раз..грать
до..юньский — пред..юньский
за..нтересовать — без..нтересный
до..сторический — пред..стория
Ответ:
Заиграть — разыграть
доиюньский — предыюньский
заинтересовать — безынтересный
доисторический — предыстория
5. Работа с текстом.
(1) Со(?)нце стал.. пригревать. (2) Тонкие стволики пр..гнулись к з..мл.. пр..мёрзли ждут часа освобождения. (3) В страх.. пр..встаёт заяц от земли и пр..слушивае(тся, ться). (4) Раз.г.рывает его весна, не т..ропи(тся, ться).
(По М. Пришвину)
Выполните задания
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Озаглавьте текст.
3. Укажите цифрой, сколько в тексте слов, в которых приставка обозначает неполное действие.
4. Выпишите из текста слово, правописание которого определяется правилом: «После приставок на согласные пишется буква ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и]».
Ответ:
(1) Солнце стало пригревать. (2) Тонкие стволики прогнулись к земле, примёрзли, ждут часа освобождения. (3) В страхе привстаёт заяц от земли и прислушивается. (4) Разыгрывает его весна, не торопится.
Работа над ошибками
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых пре- и при- входят в состав корня.
Пр..вет, пр..вратить, пр..стегнуть, пр..ятный, пр..обладать, пр..ложение, пр..готовить, пр..жать, пр..красный, пр..рвать.
Ответ:
Привет, превратить, пристегнуть, приятный, преобладать, приложение, приготовить, прижать, прекрасный, прервать.
2. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на две группы: 1) с приставкой пре-; 2) с приставкой при-,
Пр..возносить, пр..бирать, пр..одеть, пр..поднять, пр..забавный, пр..дисловие, пр..одолеть, пр..мудрый, пр..гнуть, пр..вить.
Ответ:
1) — превозносить, предисловие, преодолеть, презабавный, премудрый (Близка по значению к слову очень, или к приставке -пере)
2) — прибирать, приодеть, приподнять, пригнуть, привить. (Обозначает приближение, близость или неполное действие)
3. Запишите слова с данными приставками.
Под: играть — …
без: известный, идейный, искусный — …
вы: играть; меж: институтский — …
Ответ:
Подыграть, безызвестный, безыдейный, безыскусный, выиграть, межинститутский.
4. Вставьте пропущенные буквы.
Про..нформировать — дез..нформировать; сверх..скусный — без..скусный; за..скриться — без..скровый.
Ответ:
Проинформировать — дезынформировать; сверхискусный — безыскусный; заискриться — безыскровый.
5. Работа с текстом.
(1) До пр..лёта кукушки проход..т вся кр..сота вся нежность нашей в..сны. (2) Кр..сота т..нчайшая и сложная, как пр..чудливое сплетение ветвей безлиственной б..рёзы. (3) Тогда только, после всего пр..красного, все скажут что нач..лась в..сна. Какая пр..лесть! Далеко ещё до пред..юньской жары!
(По М. Пришвину)
Выполните задания
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2. Озаглавьте текст.
3. Укажите цифрой, сколько в тексте слов, в которых правописание пре- или при- нужно запомнить.
4. Выпишите из текста слово, правописание которого определяется правилом: «После приставок на согласные пишется буква ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и]».
Ответ:
(1) До прилёта кукушки проходит вся красота вся нежность нашей весны. (2) Красота тончайшая и сложная, как причудливое сплетение ветвей безлиственной берёзы. (3) Тогда только, после всего прекрасного, все скажут, что началась весна. Какая прелесть! Далеко ещё до предыюньской жары!
Работа над ошибками