Работа над ошибками разделительный мягкий знак

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего  образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова)

Конспект урока по русскому языку

 «Разделительный мягкий знак (ь)»

Выполнила:

Эюбова
А.Р.

Учитель:

Сорока
М.П.

___________

 

 

Дата урока:  07.02.2018     

Предмет:
Русский язык

Тема урока:
«Разделительный мягкий знак». Работа над ошибками.

 Класс 2 «Б»

Тип урока:
закрепление

Цель:  проверить навыки
правописания слов с разделительным мягким знаком.

Предметные: повторить правила
написания разделительного ь знака, закрепить правописание слов с 
разделительным мягким знаком; правильное написание слов с мягким знаком
показателем мягкости и разделительным; объяснение написания разделительного
мягкого знака в словах, выполнить работу над ошибками.

Метапредметные

Коммуникативные: развивать умение
слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с
поставленными задачами; умение работать в группе.

Регулятивные: прогнозировать
предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей.

Личностные: принятие и
освоение социальной роли ученика; развитие мотивов учебной деятельности;
нравственное воспитание.

Оборудование:
мультимедиа,
проектор, учебник, таблица с Ь знаком (перед какими буквами пишется)

Структура урока:

I.
Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Целеполагание

IV. Минутка чистописания

V. Работа над ошибками

VI. Закрепление изученного

-Физминутка

VII. Итог

VIII. Домашнее задание

IX. Рефлексия

Этапы

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Организационный
момент

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Приветствуют
учителя

Актуализация
знаний

-Какую тему мы изучали на прошлых уроках?( разделительный мягкий знак)

-Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё,
ю, я, и).

-Разделительный ь знак является орфограммой? (да)

-Как обозначается орфограмма? (подчеркиваем одной чертой)

Отвечают
на вопросы

Целеполагание

-Вчера мы выполняли проверочную работу. Как вы думаете, что мы
будем делать сегодня? (работу над ошибками)

— Какие цели мы поставим перед собой? (продолжать учиться грамотно
записывать слова с ь знаком, отличать от ь знака, обозначающего мягкость
согласного).

Ставят
цели

Минутка
чистописания

-Откройте
тетради и запишите число. Сегодня у нас Седьмое февраля, Классная работа.

— Какие слоги прописываем? (сн, рь)

-Какое соединение? (нижнее)

-Какое слово? (сентябрь)

-Какие орфограммы в слове? (ударение на я, опасное место буква
е)

-Прописываем до конца строки.

Записывают
число, кл.раб.

Прописывают
слоги, слово

Работа
над ошибками

— Устно
обговариваются ошибки, допущенные в проверочной работе, чтобы дети знали, за
что они получили отметки.

В
тетрадях записываем транскрипции слов, где были допущены ошибки, 1 ученик
работает у доски.

Физминутка

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег. (Зажмурить  глаза, потом поморгать 10
раз)

Выполняют
работу над ошибками

По
одному ученику с каждого ряда у доски, остальные в тетрадях

Закрепление
изученного материала

-Откройте учебники на с. 33, упр.52.Прочитайте

Ателье, белье, вьюга, друзья, ручьи.

-Перед какими буквами пишется разделительный ь? (е,ё,ю,и,я)

-Произнесите звуки, которые обозначены буквами е,ё,ю,я,и.

-Спишете слова в тетрадь, подчеркните одной чертой орфограмму в
словах.

-Упр.58, с.34.Прочитайте

-Что нужно сделать? (вставить пропущенные буквы)

День прозрачный, день морозный.

В серебре лежат дворы.

Санок звонкие полозья

С ледяной бегут горы.

-Спишите, вставляя буквы.

-Выскажите мнение: одинаковую ли работу выполняет ь знакв словах
стихотворения? (нет).

-упр.53, с.33. Почитайте.

-Что нужно сделать? (объяснить, почему в данных словах надо
писать разделительный ь знак).

Вьюнок, листья, жилье, счастье, обезьяна, ульи, братья

-Запишите словосочетание с любым из слов.

Выполняют
задание в тетрадях, ученик у доски.

1 ученик
у доски, остальные в тетрадях

Объясняют
написание орфограммы

Итог

Подведем итоги урока.

— Какая была тема урока?

-Добились ли мы целей урока?

— Какие задания вам показались трудными, а какие легкими?

— Когда пишется разделительный ь в слове?

Отвечают
на вопросы

Домашнее
задание

 Упр.51, с.32.

Записывают
д/з

Рефлексия

Продолжите фразу:

· сегодня я узнал…

 · было трудно…

· я понял, что…

· я научился…

· я смог…

 · было интересно узнать, что…

· мне захотелось…

Продолжают
фразы

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

32. Мягкий знак  (ь) в глаголах неопределённой формы.

Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Делай так: (что делать?) учиться

Запомни! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? и пишутся с мягким знаком (ь).

33. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед суффиксом –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую необходимо писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Запиши свой пример на это правило.

Делай так: пишет – писать, гл. I спр. (е, ут, ют)

                   ставит – ставить, гл. II спр. (и, -ат, ят)

34. Правописание наречий.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в корне слова.

Делай так: справа, справа, справа. 

35. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках между однородными членами.

Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев,

                   разметал их по дороге.

Памятка

По работе над ошибками.

1. Большая буква, точка в конце предложения.

 Выпиши предложение правильно.

 Делай так: Выпал пушистый снег.

2. Гласные и согласные звуки и буквы.

 Выпиши слово. Подчеркни в нём гласные (согласные) буквы.

Делай так: ученики, звонок.

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Делай так: у-чи-тель

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Звуковой анализ слова.

Выпиши слово. Укажи, сколько в нём слогов, гласных звуков, согласных звуков, букв, звуков.

Делай так: книга – 2 сл., 2 гл., 3 согл., 5 б., 5 зв.

5. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси – на

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

6. Мягкий знак (ь) на конце слова.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило.

Делай так: ель, тень, пень

7. Мягкий знак (ь) в середине слова.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Делай так: пальто, мальчик, коньки.

8. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Делай так: малыши, карандаши, ежи

                   чаща, роща, туча

9. Ударение.

Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.

Делай так: алфавит, азбука, портфель

10. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.

Определи в слове ударную и безударную гласные, которые нужно проверить.

Подбери проверочное слово.

Делай так: волны – волна, море – моря

Запомни! Безударные гласные в словах пишутся так же, как и ударные.

11. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (слово из «словаря»).

Напиши слово с допущенной ошибкой 3 раза. Запомни, как оно пишется.

Делай так: ребята, ребята, ребята

 28. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение в падеже. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.

Делай так: на опушке – опушка, сущ., I скл., п. п.

                   на газете – газета, сущ., I скл., п. п.     

29. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.

Делай так: к лесу (какому?) дальнему

30. Предлог перед местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2-3 местоимения на это правило.  

Делай так: у нас, ко мне, с тобой, к нему

Запомни! Предлоги с местоимениями пишутся

отдельно.

31. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.

Делай так: пишешь, ругаешь, сидишь

Запомни! На конце глагола 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).

16. Разделительный мягкий знак (ь).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Делай так: вьюга, листья, соловьи

Запомни! Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных и перед гласными е, ё, и, ю, я.

17. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели слова для переноса.

Делай так: груп/па, ут/рен/ний, кол/лек/тив

18. Разбор предложения.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь, какой частью речи является каждое слово. Выпиши словосочетания, соединяя слова вопросом.

Делай так: Серые туманы плывут к облакам.

                   туманы (какие?) серые

                   плывут (куда? к чему?) к облакам 

19. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Делай так: поездка

20. Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную.

Делай так: звёздный – звезда, звёздочка

21. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Делай так: полетели, побежали, потянули

                   отнёс, отбежал, отлетел

22. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными

приставками.

Делай так: заехал, уехал, переехал

Запомни! Приставка – это часть слова, пишется

слитно.

23. Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.

Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом.

Например: Лодка отплыла от берега.

24. Разделительный твёрдый знак (ъ).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Делай так: съезд, объявление, объём

Запомни! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, я.

25. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Делай так: луч, товарищ, шалаш

                   ночь, мощь, тишь

26. «Не» с глаголами.

Выпиши глагол с «не». Запиши ещё 2 слова на это правило.

Делай так: не пришёл, не выучил, не знает

Запомни! «Не» с глаголами пишется отдельно

27. Родовые окончания прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, с которым оно связано. Поставь вопрос, определи число и род. Приведи ещё один пример.

Делай так: поле (какое?) дальнее

                   сено (какое?) сухое

12. Парные звонкие и глухие согласные.

Прочитай слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Делай так: морозы – мороз, ягоды – ягодка

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

13. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Делай так: Илья, Лена, Андрей

                   Крылов, Петров, Сидоров

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы.

14. Большая буква в кличках животных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Делай так: Мурка, Дружок, Зорька

Запомни! Клички животных пишутся с большой

буквы.

15. Большая буква в названии стран, городов, деревень, улиц, рек.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Делай так: Москва, Киев, Рига

Запомни! Названия стран, городов, деревень, улиц, рек пишутся с большой буквы.

В книге представлены алгоритмы выполнения работы над ошибками по основным темам русского языка и математики в начальной школе. Наличие справочного материала сбережет время ученика, обеспечит полноценное повторение пройденного материала. Школьник научится классифицировать ошибки, определять вид орфограммы, соотносить ее с определенным правилом, использовать математические термины и понятия и, как результат, обобщать и систематизировать знания.

Оглавление

Разделительные ъ и ь

— Выпиши слово с пропуском буквы, в написании которой ошибся.

— Выдели часть слова, в которой допущена ошибка.

— Определи вид орфограммы.

— Вставь пропущенную букву, применив одно из правил:

Разделительный ь пишется внутри слова между согласным и гласными е, ё, ю, я, и: соловьи, ручьи.

Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву, перед гласными ё, е, ю, я, а также в сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трёх-, четырёх- перед теми же гласными (е, ё, ю, я): подъезд, двухъярусный.

— Объясни графически выбор буквы в слове: выдели приставку, если это ъ, подчеркни ь и ъ одной чертой, а следующую за ним букву — двумя.

— Запиши ещё два-три слова с этой орфограммой.

Памятка работы над ошибками

Ребята! Эта памятка научит вас правильно оформлять работу над ошибками, поможет вспомнить правила орфографии.

Будьте внимательны!

  1. Запишите в середине строки: «Пиши правильно».

  2. Проставьте номер орфограммы.

  3. Первое слово пишите с большой буквы, остальные через запятую с маленькой буквы.

  4. Подчеркните карандашом или выделите зеленым маркером буквы, знаки которые вы исправили при написании, если это необходимо – выделите ударение, корень, приставку, суффикс, окончание, члены предложения.

  5. Проверьте свою работу.

Ошибок быть не должно!

  1. Пропуск, вставка, замена буквы в слове, слово с неизученной орфограммой, словарное слово с непроверяемой орфограммой.

Выпиши слово 3 раза, выдели место исправления, поставь знак ударения.

Образец: Ребята, ребята, ребята.

Запомни: Написание словарных слов нужно знать.

  1. Большая буква в начале предложения, запятая в середине, точка (!, ?) в конце предложения.

Выпиши предложение правильно, выдели место исправления.

Образец: Выпал пушистый снег.

Запомни: Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, ?, ! знаки.

  1. Ударение. Деление на слоги.

Выпиши слово, поставь знак ударения, раздели на слоги правильно.

Образец: Портфель, порт — фель.

Запомни: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Образец: Лу- жайка, лужай- ка. или Конь — ки. или Длин- ный.

Запомни: При переносе слова нельзя оставлять на строке или переносить одну букву, нельзя отрывать й, ь знак от предыдущего слога, нужно разъединять двойные согласные.

  1. Мягкий знак – показатель мягкости на конце или в середине слова.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели мягкий знак и согласную перед ним.

Образец: Деньги, кольцо, пеньки. или Пыль, царь, соль.

  1. Мягкий знак – разделительный.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, обозначь корень слова, выдели мягкий знак, согласную перед ним и гласную после него.

Образец: Друзья, обезьяна, воробьи.

Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова, после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.

  1. Твердый знак – разделительный.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, обозначь корень слова, выдели приставку, твердый знак, согласную перед ним и гласную после него.

Образец: Подъезд, объявление, съёмка.

Запомни: Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласный перед гласными е, ё, ю, я.

  1. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетания.

Образец: Жираф, моржи, животное.

  1. Буквосочетания ЧК — ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН – НЩ.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетания.

Образец: Сказочный, огуречный, молочный.

Запомни: Буквосочетания ЧК — ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН – НЩ пишутся без мягкого знака.

  1. Безударные гласные А, Я, О, Е, И, проверяемые ударением в корне слова.

Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера родственных слов, в которых пишется безударная гласная, обозначь корень, ударение, выдели ударные и безударные гласные.

Образец: Снег – снега, снеговик снежинка,

Запомни: Безударные гласные А, Я, О, Е, И, в корне слова пишутся так же, как и ударные. Для проверки, подбери однокоренное слово или измени форму слова.

  1. Парные звонкие и глухие согласные Б — П, В — Ф, Г- К,

Д — Т, Ж — Ш, З — С в слабой позиции ( конец слова или перед глухим согласным).

Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера родственных слов, в которых есть эта парная согласная, обозначь корень, выдели парные согласные и гласные после них.

Образец: Морозы — мороз, заморозки, изморозь.

Запомни: Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, Ж-Ш, З-С в слабой позиции в корне слова пишутся так же, как и перед гласными или сонорными согласными (м, н, л, р). Для проверки, подбери однокоренное слово или измени форму слова.

  1. Непроизносимые согласные Д, Т, В, Л проверяемые в корне слова.

Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера слов на это правило, обозначь корень, выдели непроизносимые и произносимые согласные

Д, Т, В, Л..

Образец: Звезда – звёздный, опоздал- поздно, сердечко-сердце.

Запомни: Непроизносимые согласные Д, Т, В, Л в некоторых словах пишутся, но не произносятся. Чтобы их проверить, подбери однокоренное слово, в котором согласный слышится отчётливо. Слова: лестница, чувство — не проверяются! Их написание нужно запомнить.

  1. Буквосочетания СН-ЗН.

Найди и запиши проверочное слово, напиши проверяемое слово правильно, приведи 2 примера слов на это правило, обозначь корень, выдели буквосочетание СН-ЗН.

Образец: Чудеса — чудесный, интересен—интересный, ужасен- ужасный.

Запомни: Буквосочетания СН-ЗН в слове — нужно поверять.

  1. Слова с двойными согласными.

Выпиши слово 3 раза, выдели двойные согласные.

Образец: Сумма, сумма, сумма.

  1. Имена собственные.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели большую букву.

Образец: Мурка, Жучка, Тузик.

Запомни: Имена собственные, в том числе и географические названия пишутся только с большой буквы.

  1. Правописание предлога перед словом.

Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно.

Образец: В поле, в (каком?) поле, в (широком ) поле.

Запомни: Между предлогом и словом всегда можно вставить вопрос или другое слово. Предлоги никогда не стоят перед глаголами (написал, подпрыгнул, пошёл).

  1. Правописание предлога перед местоимением.

Выпиши местоимение вместе с предлогом, запиши еще 2 слова на это правило.

Образец: С тобой, ко мне, у нас.

Запомни: Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

  1. Правописание приставок.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой приставкой, обозначь корень, выдели приставку.

Образец: Полетели, побежали, пошёл.

Запомни: Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со слогом.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой приставкой, обозначь корень, приставку, выдели орфограмму.

Образец: Сделал, сбегал, сгорел.

Забежал, залетел, записал.

Запомни: В русском языке есть только приставка С, приставки З не бывает. Приставки на А только три – на, за, над, остальные приставки пишутся с буквой О. Приставки: раз — рас, без – бес — «удобные», как слышатся, так и пишутся.

  1. Гласные и согласные в суффиксах.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этим суффиксом, обозначь корень, суффикс, выдели орфограмму.

Образец: Ключик, мальчик, зайчик.

Замочек, орешек, ножичек.

Запомни: Суффикс — ИК (ник, чик) пишется в словах, которые сохраняют И при склонении: ключик (ключика). Суффикс ЕК пишется в словах, которые при склонении имеют беглую гласную: замочек (замочка).

  1. Буквосочетание ЦИ в середине слова.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, выдели буквосочетание.

Образец: Цирк, цифра, циркуль.

Запомни: В середине слова пишется ЦИ (цирк),

на конце слова и в суффиксах ЦЫ (Курицын, птицы).

Слова исключения: «Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: Цыц!»

  1. Правописание О Ё после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц

в корне существительных и прилагательных, образованных от существительных.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, поставь ударение, выдели корень.

Образец: Шёлк, жёлудь, чёрный.

Шоколад, шофёр, жонглёр.

Запомни: В корне слова после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц под ударением пишется — Ё, без ударения –О.

Слова исключения: Я услышал шорох в крыжовнике и порвал шов на капюшоне и шортах. Чокнутый чопорный шорник был в шоке. Обжора устроил поджог и получил ожог.

  1. Правописание ОЕ после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц

в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, образованных от существительных.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова на это правило, поставь ударение, выдели окончание или суффикс,

Образец: Врачом, пловцом, багажом.

Галчонок, зайчонок, девчонка.

Ученицей, крышей, кожей.

Запомни: В окончаниях и суффиксах после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц под ударением пишется – О, без ударения – Е.

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное, поставь его в начальную форму (И. п., ед. ч.) и определи склонение, задай к слову оба падежных вопроса, запиши слово — помощник и определи падеж, пользуясь памяткой окончаний, запиши и выдели верное окончание.

Образец: На ветке – (н.ф.) ветка, 1 скл., ( на ком? на чём? на лисе, на земле) П. п — е.

Около лошади – (н.ф) лошадь, 3 скл., (около кого? чего? около ржи, степи) Р.п. –и.

Запомни: Безударные падежные окончания имен существительных проверяй только в Р.п., Д.п., П.п.

1 скл. Р.п.- и, Д.п.- е, П.п.- е. (лиса, земля)

  1. скл. П.п.- е. (слон, конь, окно)

  2. скл. Р.п.- и., Д.п.- и, П.п.- и. (рожь, степь)

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Задай и запиши вопрос от существительного, обрати внимание на окончание вопроса, вспомни и запиши парные окончания, выбери подходящее, правильно запиши прилагательное и выдели его окончание.

Образец: К лесу (какому? ому, ему) дальнему.

У берёзы (какой? ой, ей) кудрявой.

Запомни: Окончания имен прилагательных проверяй вопросами от имен существительных.

Буквы в окончаниях «дружат»:

а – я (ая- яя), о — е (ое-ее, ой-ей, ом-ем, ого-его, ому-ему),

у — ю (ую- юю), ы — и (ые-ие, ым-им, ых-их, ыми-ими).

Есть исключения: мужской род в И.п. и В.п. на вопрос — какой? окончания ой, ый, ий. (большой, красный, синий).

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Выпиши глагол правильно, поставь ударение, устно определи вид глагола и запиши неопределенную форму. Проверь, не относится ли этот глагол к исключениям. Определи спряжение, запиши букву окончания этого спряжения и два окончания 3 лица мн. ч.

Образец: Пишет – (н.ф.) писать, I спр. — е, — ут, — ют.

Гонит — (н.ф.) гнать (искл.) II спр.- и, — ат, — ят.

Запомни: Глаголы II спр. оканчиваются на ИТЬ и имеют в окончаниях букву И, а в 3 лице мн. ч. — окончания: АТ, ЯТ. Глаголы I спр. оканчиваются на ТЬ, ЕТЬ, ОТЬ. АТЬ. УТЬ и имеют в окончаниях букву Е, а в 3 лице мн. ч — окончания: УТ, ЮТ.

Глаголы исключения (их 11) относятся ко II спряжению:

Гнать, держать, смотреть и видеть.

Дышать, слышать, ненавидеть.

И зависеть, и терпеть,

И обидеть, и вертеть.

Глаголы исключения (их 2) относятся к I спряжению:

Брить, зиждиться.

  1. Частица «не» с глаголом.

Выпиши глагол с «не», запиши еще 2 слова на это правило.

Образец: Не пришёл, не увидел, не сделал.

Запомни: «не» с глаголами пишется раздельно.

  1. Мягкий знак после шипящих согласных ( ж, ш, ч, щ) на конце имен существительных и кратких прилагательных.

Выпиши слово правильно, определи часть речи, род, число, падеж (если есть), запиши еще 2 слова на это правило, выдели согласную букву с мягким знаком.

Образец: Молодежь (сущ., ж. р., ед. ч.), помощь, ночь.

Циркач (сущ., м. р, ед. ч. ), ключ, гараж.

Много туч (сущ., мн. ч, в Р.п.), мимо дач, много задач.

Свеж ( крат. прил.), могуч, горюч.

Запомни: Мягкий знак всегда пишется: после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Мягкий знак не пишется после шипящих на конце имен существительных мужского рода, на конце имен существительных женского рода, мн. числа, в Р. п, на конце кратких прилагательных.

  1. Мягкий знак после шипящих согласных ( ж, ш, ч, щ) на конце глаголов 2 лица ед. ч., глаголов неопределенной формы, наречий.

Выпиши слово правильно, определи часть речи, форму глагола, запиши еще 2 примера на это правило, выдели окончание глагола или согласную букву с мягким знаком.

Образец: Пишешь (гл., 2 л., ед. ч.) решаешь, умываешься.

Беречь (гл., н. ф.), стеречь, стричься.

Сплошь ( нар.), навзничь, настежь.

Запомни: Мягкий знак всегда пишется после шипящих на конце глаголов 2 лица ед. ч., глаголов неопределенной формы и наречий.

Слова исключения: Уж, замуж, невтерпёж.

  1. ТЬСЯ и ТСЯ у возвратных глаголов.

Выпиши глагол правильно, задай вопрос, приведи два примера на это правило, выдели — ться, тся.

Образец: Учиться ( что делать?), смеяться, резвиться.

Учится (что делает?), смеётся, резвится.

Запомни: У возвратных глаголов в неопределённой форме

(что делать? что сделать?) всегда пишется ТЬСЯ,

а в личной форме ( что делает? что сделает?)– ТСЯ.

  1. Правописание предложения с однородными членами.

Вспомни правила написания предложения с однородными членами. Запиши предложение правильно, выдели однородные члены предложения и слово от которого они зависят, обозначь стрелками связь. Выдели (если есть) союзы и знаки препинания, составь схему.

Образец: Свежее сено пахнет мёдом, полевыми цветами. Запомни: Между однородными членами не ставится запятая, если их соединяет неповторяющийся союз И или союз ДА в значении И.

Между однородными членами ставится запятая, если:

  1. однородные члены не соединены союзами

  2. соединены союзами А, НО, ДА (в значении НО)

  3. соединены повторяющимися союзами И , ДА в значении И.

  1. Правописание предложения с прямой речью.

Запиши предложение верно, по памятке, составь схему.

А: «П». А: «П?». А: «П!». «П,-а,-п». «П,-а.-П». «П?-а.-П».

«П!-а.-П». «П»,-а. «П?»-а. «П!»,-а.

Запомни: Прямая речь выделяется кавычками, слова автора могут стоять до прямой речи, в середине, после прямой речи.

  1. Правописание сложного предложения.

Найди и выдели грамматические основы предложения, правильно расставь и выдели знаки препинания, обозначь (если есть) союзы, составь схему.

Образец: Выпал первый снег, и все дорожки стали белыми. Запомни: Части сложного предложения всегда разделяются запятыми.

  1. Правописание предложения с обращением.

Запиши предложение верно, выдели обращение запятыми.

Образец: Света, закрой окно!

  1. Речевая ошибка.

Продумай новое построение предложения (подбери новое слово). Запиши верно.

  1. Связь слов в предложении.

Выдели члены предложения, покажи стрелками связь, выпиши парами словосочетания с вопросами, подчеркни.

Образец: В небе летит воздушный шар.

шар (какой?) воздушный

летит ( где?) в небе

Запомни: Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

  1. Разбор предложения по частям речи и по членам предложения ( синтаксический разбор).

Разбери предложение верно. Выдели главные и второстепенные члены предложения, обозначь их как часть речи, если требуется, дай характеристику предложению.

Запомни: Действуй по плану:

  1. Выдели подлежащее ( о чем? или о ком?) говорится в предложении — обозначает предмет.

  2. Выдели сказуемое ( что делает? что сделает? предмет) — обозначает действие.

  3. Выдели второстепенные члены:

  • определение (какой?, который?, чей?) обозначает признак предмета.

  • дополнение (вопросы косвенных падежей, все. кроме И.п.). — обозначает предмет.

  • обстоятельство (где? куда? откуда? почему? как? и т.д.

  1. Разбор слова по составу (морфемный разбор).

Разбери слово верно, по памятке.

Запомни: Сначала выдели окончание, затем основу слова, корень, приставку и суффиксы .

  1. Фонетический (звуко — буквенный) разбор слова.

Разбери слово верно, по памятке.

  1. Морфологический разбор части речи.

Разбери слово, как часть речи верно, по памятке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Работа над ошибками словарь
  • Работа над ошибками пропуск замена букв
  • Работа над ошибками слово речонка
  • Работа над ошибками словарный диктант 2 класс
  • Работа над ошибками пример оформления