Работа над ошибками щавель

Памятка по работе над ошибками (2 класс)

1.    Пропуск, замена, искажение букв.

Выпиши слово правильно. Подчеркни в нём место, где была допущена ошибка. Составь и запиши с этим словом предложение.

Образец:  1. Снег. Выпал пушистый снег.

2.    Ударение.

Выпиши слово. Поставь в нём знак ударения правильно.

  Образец:        2. Алфавит,  звонит,  щавель.

3.    Неправильный перенос слова.

Выпиши слово правильно. Раздели его вертикальными чертами на слоги.Обозначь гласные буквы точками (карандашом).Запиши все возможные варианты переноса слова.

             Образец:              3.    Коллектив: кол – лектив, коллек – тив.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Повтори правила переноса слов (учебник 1 класс, страница 21).

4.    Написание заглавной буквы в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова с этойорфограммой.Подчеркни большую букву.

Образец:           4.Москва, Елена, Африка.

5.    Написание заглавной буквы в начале предложения.

Выпиши предложение правильно.Придумай и запиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Образец:  5. Выпал пушистый снег.Дети рады.

6.    Знаки препинания в конце предложения  (. ? ! …).

Выпиши предложение правильно.Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши его. Подчеркни знак.

Образец:           6.Слава нашей Родине! Слава труду!

7.    Гласные после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу – щу).

Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Подчеркни орфограмму.

Образец:           7. Жизнь, ежи, жираф.

8.    Сочетания чк, чн, щн, нщ.

Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Подчеркни сочетание.

Образец:           8. Дочка, точка, кочка

9.    Безударная гласная в корне, проверяемая ударением(а, о, е, и, я).

Выпиши слово правильно.Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери и запиши проверочное слово.Обозначь орфограмму.

Образец:          9. Трава – травы

                       Червивый – червь

10.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением (словарные слова).

Запиши слово правильно 3 раза.Запиши однокоренное слово.Поставь во всех словах знак ударения.Выдели корень. Подчеркни опасные места.

Образец:           10. Мороз, мороз, мороз, морозный, морозильник

11.Парные согласные на конце и в середине слова.

Запиши слово правильно. Подбери проверочное слово.Обозначь орфограмму.

Образец:           11. Краб– крабы ,              сказка – сказочка

12.Раздельное написание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом.Докажи, что предлог со словом пишется отдельно – вставь между предлогом и словом вопрос или слово.Обозначь орфограмму-пробел.

Образец:     12.  За    лесом; за  (каким?)  лесом,  за  (тёмным)  лесом

13.Слитное написание приставок.

Выпиши слово правильно.Выдели приставку.Образуй от этого слова два однокоренных слова с разными приставками. Запиши ещё два слова с этой приставкой. Выдели все приставки.

 Образец:          прибежал,   убежал,  забежал,  пришёл,  принёс

14.Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.

Образец:          совесть, фасоль, пень

                        коньки, редька,  возьми

15.Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Обозначь орфограмму.

Образец:           воробьи, семья, колье

16.Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.

Образец:          разъезд ,    объявление ,   подъём

17.Состав слова.

Выпиши слово.Разбери его по составу. Запиши одно или два однокоренных слова.

Образец:           поездка , разъезд,  ездил

Работа над
ошибками в
 4  классе

(Памятка для ученика.)

1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь
ударение.
   

2.    Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по
составу.

3.    Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три
слова с той же приставкой.
Выдели приставку и обозначь ударение.

4.    Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень.
Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.

5.    Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах
суффикс.

6.    Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос,
падеж, склонение, окончание.
Составь предложение с существительным в этом падеже.

7.    Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существующим, к которому оно относится; по роду
и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.

8.    Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.

*************************

ПОДСКАЗКИ

(ЕСЛИ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ В СЛОВАХ БЕЗ НОМЕРА ОРФОГРАММЫ)

 | —
Приморский
 — разбери слово по составу, выдели суффикс,  приведи 2 примера слов с таким же суффиксом,
выдели суффикс. См. № 5  в Памятке выше.

*******************

| 
Свежесть —
подчеркни букву, где была допущена ошибка. Приведи 2 примера слов с таким же суффиксом. 
См. № 5  в Памятке выше. 

свежесть

свеж корень
есть суффикс
ø нулевое
окончание

Сходные по морфемному строению слова

  • неуклюжесть
  • горесть
  • тяжесть
  • пригожесть

|  —Квакают — (поставьте
глагол в начальную форму, выделите суффикс)- квакать. Приведите пример с таким же суффиксом. 
См. № 8  в Памятке выше.

***************

 ИЗУЧЕННАЯ ОРФОГРАММА: 


1. Неправильно поставлено
ударение

Запиши слово. Поставь ударение. Запиши
 ещё  одно однокоренное слово (если нельзя, то
изменить форму слова), поставь ударение.

Пример.  Коро ´
ва,
коро
´ вка.

или: Ча ´ па, у Ча ´пы.


2. Обозначение звуков буквами (пропуск и замена
букв).

Выпиши на
строчку
слово, в котором ты допустил
ошибку.
Подчеркни букву, в которой допустил ошибку. Поставь тире и «запиши» это слово звуками. 
 

Пример.  Бе ж
ал — [б’и ж а´л].

№ 3.
Слоги. 

Выпиши на
строчку
слово, в котором ты допустил
ошибку.
Укажи буквы гласных звуков, раздели слово на слоги вертикальными чёрточками, поставь
ударение.
Поставь тире и укажи количество гласных и количество
слогов.
 

Пример.
У
|
ч е | н и́ к — 3 гласных, 3 слога.
   

На | клей | ка — ОДНУ БУКВУ НЕ ОТРЫВАЮТ ОТ КОРНЯ!

НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ОДНУ БУКВУ ОТ КОРНЯ: по-драл-ся
(по — это
приставка, а буква 
«д»  относится к корню,  по-звонишь !!! )
 


4. Большая буква в начале
предложения.
Знак в конце предложения
(большая буква в начале, порядок
слов, согласование слов, пропуск знаков препинания).
 

Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву и знак в конце предложения.

             Пример. Выпал пушистый снег .  Дети рады!     

№ 5.
Большая буква в имени собственном.
(Строчная в нарицательных существительных)

Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Подбери и
запиши
ещё 2 слова на эту орфограмму.

        Пример. Марина, город Москва, река Нева.          

или  

Выпиши слово правильно. Подчеркни строчную букву. Подбери и
запиши
 ещё 2  слова на эту орфограмму.

           Пример.  столица
     
столичный, наша       столица.

№ 6.
Гласные после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу)

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Подбери и
запиши
ещё ОДНО слово на эту орфограмму .

        Пример.            Малыши ,
каранда
ши , ежи.

                        или:           
 В
ро
щ
у , щука,
выта
щу .
   

                    или:  Щавель, площадь, чаща.              

7.
Перенос слова. 

Выпиши на строчку  слово, в котором ты допустил ошибку. Укажи буквы гласных звуков, раздели слово на слоги вертикальными чёрточками.
Поставь ударение. 
Поставь запятую и запиши все возможные способы переноса слова.

Запомни! При переносе одной букву нельзя оставить на строку и нельзя переносить на
новую строку
:  й, ь.

НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ОДНУ БУКВУ ОТ КОРНЯ: по-драл-ся  (по — это приставка, а буква  «д»  относится к
корню, 
по-звонишь !!! )

Пример.   З а | т е́ й | н и | к и , за — тейники, затей — ники, затейни — ки.

№ 8.   
Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением. (Словарные слова) 

Напиши слово, запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни орфограмму. Напиши ещё ОДНО однокоренное слово. Раздели или на слоги, или для переноса.

                   Я ´г о да, я ´г о д-ка, я ´| г о д | ный.

№ 9. Мягкий знак
(ь), обозначающий мягкость согласного.

Выпиши на строчку  слово, в котором ты допустил ошибку. Подчеркни одной чертой ь, двумя чертами — букву
перед ним.
Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.

Пример. Ель , тень , мальчик.
№ 10. Сочетания
чк, чн, нч, щн, 
 чт, рщ
 
нщ — произносится:  [ н , щ , ] .

Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил
ошибку.
Подчеркни сочетание одной чертой. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.

Пример. Дочка, речка, мощный, ночной.

11 .
 
Разделительный мягкий знак (ь).

Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил
ошибку.
Подчеркни сочетание букв. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.

Пример. Вьюга, листья , соловьи .

   № 12. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)

Выпиши
слово, поставь ударение.
Выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово
и запиши в скобках.
 (НЕТ НА САЙТЕ ФУНКЦИИ — ДВЕ ЧЕРТЫ !) Запиши
 ещё ОДНО слово- пример . Не забудь поставить ударение в проверочном слове!

        Пример. С а д ы´ (
с а д ) , в о лн а´ ( в о ´лн ы), 
ч е рв и´вый (
ч е рвь) .
          

 № 13. Парные звонкие и глухие согласные в корне. (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с,
г-к)

Выпиши
слово правильно.
Выдели корень, подчеркни согласную. Подбери проверочное слово. Буква — подчеркни помощницу
двумя черт
ами.
Запиши
 ещё ОДНО слово- пример.

Не надо ставить ударение в проверочном слове! Эту орфограмму ударением НЕ ПРОВЕРИТЬ!   

               Пример.     Мороз  ( морозы ) , ягодка  (ягода) , просьба
(про
сит)

***

 № 14. Правописание непроизносимых согласных в
корне слова.

(в, д, л, т) (сочетания СТН-СН, ЗДН-ЗН)

а) Есть непроизносимые согласные.

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово. Запиши  два  примера.

                            Звёздный (звёздочка), здравствуй (здравие), окрестность (крест ) .

б) Нет непроизносимых согласных

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово, составь и запиши словосочетание. Запиши  ОДИН  пример.

Чудесно (чудеса ), чудесная погода; прекрасная (прекрасен), прекрасный ответ; ужасный (ужас ), ужасный фильм.

 № 15 .  Разбор
предложения
.

  Переписать предложение, разобрать
по
схеме —  опоре (схема — опора есть у каждого). Дать характеристику предложению (то, что пишем в
скобках).
 

 16. Двойные согласные
в корне слова.
(бб, жж, кк, лл, мм, пп, рр, сс)

 А. Запомни. Пользуйся
словарем. 
 

1.Выпиши слово правильно.

2.
Раздели слово для переноса.
Выдели корень.

3.Запиши ещё одно однокоренное слово. Подчеркни двойную согласную.

                   Группа, груп — па, групповой- ВСЕГО ТРИ
СЛОВА

Б. Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё ОДНО слово.

               
       
Рассвет, рассказ,
оттепель.

В. Удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.

Выпиши слово правильно. Выдели корень и суффикс. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё 2
слова.

               
         
 Длинный, весенний, оконный.

17. Правописание
предлога со словом.

 а) Выпиши предлог и слово, к которому он относится. Между предлогом и словом вставь ещё слово. Подчеркни предлог. Запиши один пример.

                   К (какому?)
берегу ,  к  крутому берегу. По ( какой? ) улице,  по широкой улице    

Б

 
НО

У глаголов нет предлогов.

Запиши слово, подчеркни приставку, обозначь часть речи,
приведи два примера, запиши выделяя приставку.

        Улетел-гл., увяз-гл.,
залетел-гл.

В

в) правописание предлога с прилагательным

Ставлю
прилагательное в начальную форму: ед.ч.    м. р. вопрос: КАКОЙ? Рассуждаю: приставка ушла, значит это НЕ приставка, а предлог. Пишется отдельно.

К лесному озеру, (какой? лесной) — к- предлог;     по широкой реке, (какой? широкий) — по —  предлог

18.
Разделительный твердый знак (Ъ)

Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами: е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму . Выдели приставку, корень . Подчеркни Ъ — одной чертой, а согласную в
приставке и гласную букву в корне — двумя чертами.

                   С ъ
е
зд,
об
ъ я вление, об ъ ё м

19. Не поставили запятую,
или поставили лишнюю запятую.

Перепиши
предложение.
Подчеркни запятую или пробел.

Жёлтые
, красные , багряные листья летят по дорожкам сада.

На клумбе распустились яркие
оранжевые цветы.   

20.  Разбор слова по
составу.

морозец2

Если неправильно разобрано слово или не выделена часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание), нужно переписать слово,
выделить его части.

 21. Правописание слов с шипящим на
конце.  
Выпиши слово. Запиши ещё ОДНО слово на это правило. Укажи часть речи и род.

б) 3 класс:

Делай так:

дочь, ночь, речь (сущ .., ж. р., 3 скл. в ед. ч.)

шалаш, сторож, камыш (сущ., м.р. 2 скл. в ед. ч.)

с крыш, много задач, из-за туч (сущ., ж. р., 1 скл., во мн.ч., в р. п.).

 в) 4 класс:

Правописание слов с шипящим на
конце.
 Выпиши слово.
Запиши еще два слова на это правило.

Делай так:

Шалаш, сторож, камыш (сущ. М.р.);

с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.);

кипуч, могуч, скрипуч (краткое
прилагаемое).
 

22.  Гласные и согласные в
приставках.

Вспомни правило: Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от
произношения.

Напиши слово верно. Придумай и
запиши еще
два слова с этой приставкой. Приставки
выдели.

 Делай так:

 А.

Приехал, пришёл, принёс.

НО

Премудрый, превращать,
пренеприятный

преградить (переградить)

Б .

ИЛИ

Забежал, заехал,
задумался.

Сделал, сбежал, сдвинул.

В

Сделал, сбросил, сбил.

Исписал, истратил,
исчез.

Рассказал, беспочвенный,
бессовестный.

но

издал, разрисовал, бездельник, безбожник ( корень начинается со звонкого согласного )

23
. а) Неправильно записаны предложения.

Выпиши оба
предложения (все, у которых неправильно поставили точку).
Поставь правильно знак. Подчеркни знак
(точка, вопросительный, или восклицательный) и заглавную букву в начале предложения.
ПОДЧЕРКНИ все грамматические основы предложений, показав
тем самым, сколько здесь самостоятельных предложений.

 б)  Если неверно
составлено предложение (словосочетание).
 

Составь его заново и запиши.

24. Правописание суффиксов –ИК-, -ЕК-. —  ИЦ-,
-ЕЦ-.   

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово. Подбери и запиши два примера. Суффикс
выдели.

А) Горошек (горошки), замочек (замочки), хлебец (хлебцы).

Домик (домики), вагончик (вагончики), сухарик (сухарики)

Б) 
— 
ИЦ-, -ЕЦ-

 кормилЕц — м.р., птенЕц,
поил
Ец — м. р.

кормилИца —
ж.р, земл
Ица, водИца —
ж.
р
.

25. Соединительные
согласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Подчеркни гласную. Запиши еще
одно слово на эту
орфограмму.

Делай так: водовоз,
сам
олёт, вездеход, пылесос.

26. Не с глаголом.

НЕ с глаголами пишется отдельно.

Выпиши глагол с не. Запиши еще два   слова на
это правило.
Подчеркни орфограмму. Делай так:
не_пришёл, не_задано, не_знал.

27. Разбор словосочетания.

       Выпиши предложение.
Подчеркни главные члены предложения.

       Выпиши из предложения все словосочетания с вопросительными
словами.

        Делай так. Седые туманы  плывут к облакам.                        

     ×                           
                            ×

туманы ( какие?) седые,  плывут (куда? к  чему?) к облакам.

28.Однородные члены предложения. 

Выпиши предложение. Обозначь однородные
члены и слово, от которого они зависят.
Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и объединении между однородными членами. Выполнили схему предложения.

Н а п р и м е р:

а)

(- О, О) .

б) 

(- О и
О)
.

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.

Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала
осень. 

 [- =], потому что [= -] .

 [ — и О, и О
],  а  [- =] .

30.
Ошибка в предлоге.
Запиши предлог с существительным: из-за ветра, из-под руки.  

31.  Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

(ИЛИ:
неправильно определили падеж)

А 

  1. Выпиши существительное (если есть предлог, то выпиши с
    предлогом).
  2. Поставь его в начальную
    форму.
  3. Определи склонение, падеж.
  4. Выдели окончание, проверь с помощью
    слов-помощников.

                  Подбери и запиши 2 примера на это же склонение.

Делай так: 

(На) опушке- опушка  — 1 скл. П.
п., на земл
е , на лапе (
П. п.), на вишне (П. п.)

(На) поле  — поле- 2 скл., П. п., на
окн
е , + на яблоке (
П. п.), о сердце (П. п.)

(Для) моркови  — морковь-3 скл., Р. п. для
степ
и, для мыши (Р. п.), без речи (Р.
п.)

Б

Правописание О и
Е  
в именах
существительных  
первого
и второго склонения

после шипящих и Ц

в творительном падеже

Делай так: 

1. Вспомни правило:

     В окончаниях имён
существительных творительного падежа после шипящих и Ц под ударением пишется О, а без ударения – Е.

2. Выполни письменно по образцу:

Мячом — м. р., чем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример:  ключОм. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

Душем —  м. р., чем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: плАчем. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

Ученицей — ж. р., кем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ,
ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: птИцей.
 ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

Овцой — ж. р., кем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ
ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: лапшОй.
 ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

32. Безударные гласные в окончании прилагательных.

    Выпишите прилагательное вместе с существующим, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопросу
от существительного. 
Выдели окончание в вопросе и у
прилагательного.
Запиши один пример.

Запомни! У слов — вопросов всегда ударные окончания.   

Делай так: (если ошибка в слове глубоким

Озером
(как
им ?) глубоким , +
пример: полем (каким
?) дальним

ИЛИ

Если ошибка в
слове
сосновом

 В лесу (каком ?) сосновом
, +
пример: в доме (каком?) высоком

33. Фонетический разбор. 

(Звуко-буквенный разбор слова).

А. (1-3 класс) Выпиши на
строчку слово, в разборе которого ты допустил ошибку. Разбери его верно. Дай цветными карандашами характеристику звуков.

Голубь 1  — (поставить ударение), 2
слога,6 б.,  
 [г о л у  п ‘  ь] —  2 гласн., 3 согл. 

 Гласный звуккрасный цвет

Согласный звонкийжёлтый   цвет

Согласный  глухойпростой   цвет

Согласный  мягкийзелёный  цвет

Согласный твёрдыйсиний  цвет

Б. 4 класс.  Образец фонетического разбора слова.

Письменный разбор : 

Голубь
1
 — 2 слога,  [г о л у 
п ‘  ь] —  2 гласн., 3 согл. 

г — [г] — согл.,
зв (п.)., тв.
(п.)

о — [о] — гл., удар.

л — [л] — согл.,
зв.
(неп.), тв. (п.)

у — [у] — гл., безуд.

б — [п ‘] —
согл., глух.
(п.), мягк. (п.)

ь — [-]

______________________

6 б., 5 зв.

34. Морфологический разбор
имени 
существительного.

1. Часть речи.

2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).

3. Постоянные признаки:

— собственное или нарицательное;

— одушевлённое или неодушевлённое;

— род;

— склонение.

4. Непостоянные признаки:

— падеж;

— число.

5. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу  тонким ледком.

Морозец — сущ., (что?) морозец, нариц., неодуш., м.р., 2  скл., (стоит) в им.п., (стоит) в ед.ч., подлежащее.

Лужицу — сущ., (что?) лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1  скл., в в.п., в ед.ч., дополнение.

 (если есть предлог, то он пишется перед сущ. в скобках)

35. Морфологический разбор имени прилагательного

1. Часть речи.

2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

3. Непостоянные признаки:

— число;

— род (только в ед.ч.);

— падеж.

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) — прилагается., душный
(начальная форма: ед.ч., м.р., и.п) , в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.

   36. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

Выпиши
из предложения местоимение с предлогом.
Запиши еще
два примера на эту орфограмму.

Н а п р и м е р: у нас (мы — н. ф.), ко мне (н. ф. — я), с тобой (ты —
н.ф.)

Запомни!  Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

37.  Чередование

А — е / и в корне слова. 

Пишется И, если за корнем следует суффикс  -а-

1.Выпиши слово правильно.

2.
Запиши однокоренное слово.
 

3.Во всех словах выдели корень. Подчеркни суффикс    а  двумя чертами, а букву в корне — одной.    Замирать — но:
зам
ереть,       блистать — но:
бл
естеть

Делай так:


Стираю, постирать, НО стереть


**

 Б  РАСТ-(-РАЩ-)//-РОС

В корнях —РАСТ-(-РАЩ-)//-РОС— перед -СТ-, -Щ-
пишется А (растение, выращенный); перед -С- пишется О: выросли. Исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, на вырост, отрасль.

 1.Выпиши слово правильно.

2.
Запиши однокоренное слово.
 

3.Во всех словах
выдели корень
. Подчеркни буквы СТ 
// Щ
 //с двумя чертами, а букву в корне — одной. 
 

****

38.  Правописание –тся и –ться в глаголах .

Выпиши слово,
поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе.
Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать
не надо.
Выпиши ещё 2 глагола на это же правило.

Например .  
     
 Г
усь (что
дела
ет ?) щиплется, улыбается, здоровается — 3
лицо.

                     Перестань (что делать ?) красоваться, улыбаться,
здороваться
  — н. ф.

39. Правописание личных окончаний глаголов.

неопределённая форма глагола- что делать? что сделать?

окончания:

ть   или ти

что делаю?  
  у   или 
 
ю

что делаешь?    
  ишь   
или    ешь  

что делаете?       ет   или ит   

что делаем?           ем или им    

что делаете?        ете   или ите  

что делают?         ут    или    
ют

что делают?           ат  или   ят

 40. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

 Выпиши глагол правильно. Выдели
окончание.
Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Делай так:

Пишешь, решаешь, видишь  -2-е лицо, ед.ч.

Выучить:

Ко второму
же спряженью

Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме: «брить», «стелить».
А еще: «смотреть», «обидеть»,
«слышать», «видеть», «ненавидеть»,
«гнать», «дышать», «держать», «терпеть»,
«зависеть», и «вертеть»!

Т. е. Глаголы — брить, стелить- относятся к 1 спряжению.

Глаголы — смотреть,
обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть,
зависеть, вертеть — относятся ко 2 спряжению.

41. Правописание безударных окончаний глаголов.

  1. Выпиши глагол правильно.
  2. Поставь глагол в неопределённую форму .
  3. ВСПОМНИ ВСЕ ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ. Если не относится к глаголам-исключениям, посмотри на суффикс
    перед окончанием —
    ть .
  4. Определи спряжение глагола и гласную,
    которую следует 
    писать в окончании глагола.
  5.   Запиши 2 своих  примера. Выдели окончания всех глаголов.

Делай так:

Пишет — писать,  1 спр., (Е, ут, ют),  + два своих примера:  рисует- рисовать-1 спр, играем- играть -1спр., Стелешь-стелить -гл.-исключение -1 спр.
По аналогии выполнить 2 спр: ставит — ставить, гл. 2 спр., (И, ат,
ят)
+ два
своих примера: 
ненавидим-ненавидеть -гл -исключение -2 спр., Дышишь-дышать-гл-искл.-2 спр., Приготовим-  приготовить- -2 спр., — купят- купить -2 спр.    

Работа над ошибками

1. Просмотри свою работу.

2. Найди слова с ошибками.

3. Посмотри номер ошибки на полях, найди этот номер в памятке.

4. Прочитай правило, выполни работу над ошибками.

1. Пиши с заглавной (большой) буквы:

— имена, отчества, фамилии людей,

— клички животных,

— названия городов, деревень, стран, рек, морей, озер.

Напиши предложение или словосочетание правильно,

подчеркни заглавные буквы.

Мой друг Саша Лукин привез из Архангельска щенка Тузика.

2. Начало предложения пиши с заглавной (большой) буквы. В конце предложения ставь точку.

Напиши предложение правильно, подчеркни заглавную букву или точку.

Ребята пошли в лес за грибами.

3. Написание гласных после шипящих согласных.

жи – ши пиши буквой И – лыжи, машина, живут, крыши

ча – ща пиши с буквой Акричать, часто, пища, трещат

чу – щу пиши с буквой У – чужой, кручу, щуриться, ищу

Напиши слово правильно, подчеркни буквы, как в образце. Придумай и напиши 3 слова на это правило.

4. Написание сочетаний

Пиши без ь: чк печка, удочка

чн, нч речной, одуванчик

чт почта, мечта

щн, нщ овощной, каменщик

Напиши слово правильно, подчеркни буквы, как в образце. Придумай и напиши 3 слова на это правило.

5. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова.

Чтобы проверить написание безударного гласного в слове, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы этот безударный гласный стал ударным:

з?мля – земли – земля, м?ряк – море – моряк

Напиши слово правильно, подчеркни проверяемую букву, напиши проверочное слово. Придумай и напиши 3 слова на это правило.

6. Парные звонкие и глухие согласные.

Чтобы проверить парный согласный, надо изменить это слово или подобрать к нему такое однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного стояла бы буква, обозначающая гласный звук.

Кор? – коржи – корж, морко?ка – морковочка – морковка.
Напиши слово правильно, подчеркни проверяемую букву, напиши проверочное слово. Придумай и напиши 3 слова на это правило.

7. Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).

Проверь по словарю. Напиши слово правильно, подчеркни букву. Напиши родственные слова.

Ветер, ветерок. Ученик, ученический.

8. Мягкий знак после шипящих на конце слов-предметов.

Ь пишется в словах-предметах женского рода:

ночь, мышь, рожь.

Ь не пишется в словах-предметах мужского рода:

меч, стриж, шалаш.

Напиши слово правильно, обозначь род, подчеркни проверяемую букву. Придумай и напиши 3 слова на это правило.

Дочь – она моя – женский род. Грач – он мой – мужской род.

9. Ь (мягкий знак) – показатель мягкости согласного.

Напиши слово правильно, подчеркни букву согласного звука и Ь.

Пень, коньки, бежать.

Придумай и напиши 3 слова на это правило.

10. Пропуск или замена буквы.

Напиши слово правильно, подчеркни пропущенную или заменённую букву. Напиши это слово целую строчку.

11. Написание буквы Ц с буквами И или Ы.

  1. В корне после Ц пишется И: цифра, цирковой, циклон (кроме слов-исключений: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыкать).

  2. После Ц в окончании слов-предметов пишется Ы: птенцы, дворцы, китайцы.

Напиши слово правильно, подчеркни букву Ц с буквой И или Ы. Объясни написание – выдели корень или окончание.

Голубцы – Ы – окончание. Цитрусовые – И пишем в корне.

12. Слова помощники – предлоги.

Предлоги служат для связи слов в предложении и пишутся всегда раздельно с другими словами. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Можно убрать одно из слов.

Напиши предложение или словосочетание правильно, подчеркни пробел между словом и предлогом. Докажи, что это предлог.

Машины мчались (по) дороге. (По какой дороге? По широкой дороге.) Машины мчались по дороге.

Гости сидели (за) круглым столом. ( Гости сидели за столом.)

13. Разделительные Ь и Ъ.

Разделительные Ь и Ъ пишутся после согласных перед гласными И, Е, Е, Я, Ю:

— Ь пишется в середине или на конце корня: льют, вьюга, ручьи, Илья,

— Ъ пишется после приставки: съел, объяснил, подъехал.

Напиши слово правильно, подчеркни Ь или Ъ. Объясни написание.

Соловьи – Ь – в корне. Листья, перья, вьюн.

Подъём – Ъ после приставки. Съезд, объявил, подъезд.

Придумай и напиши 3 слова на это правило.

14. Написание суффиксов.

1) Под ударением, если корень заканчивается на шипящий звук, то в суффиксе пишется буква О. Жучок, бычок, ежонок, бельчонок, мышонок.

Если под ударением в корне нет шипящего звука, то суффикс пишется с буквой Ё. Пенёк, денёк, слонёнок, поросёнок.

Напиши слово правильно, подчеркни буквы. Объясни написание – выдели суффикс и подчеркни букву, стоящую перед ним.

Гусёнок, галчонок, паучок, уголёк.

2) Если при изменении слова из суффикса «убегает» буква гласного звука, то это буква Е: замоч?к – нет замочка – замочек, листоч?к – нет листочка – листочек.

Если все буквы в суффиксе остаются на месте, то это буква И:

Ключ?к – нет ключика – ключик, лист?к – нет листика – листик.

Звоночек – звоночка, цветик – цветика.

Напиши слово правильно, подчеркни букву. Объясни написание.

14. Слова с непроизносимым звуком в корне.

Опасные сочетания звуков (с?н), (с?л), (з?н), (?нц), (?ст).

Если в родственных словах звуки хорошо слышны – значит, эти буквы нужно писать во всех словах: грус?ный – грусть – грустный, вкус?ный – вкус – вкусный.

Напиши слово правильно, подчеркни, проверь, выдели корень в родственных словах.

грусть – грустный, вкус – вкусный, звезда – звёздный, ужасен – ужасно, солнышко – солнце.

Придумай и напиши 3 слова на это же правило.

Памятка по работе над ошибками

Категория: Русский язык.

Памятка по работе над ошибками

1. Гласные после шипящих ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Выпиши

слово, подчеркни гласную после шипящих, допиши еще 4 слова на это правило.

Делай так: машина, лыжи, ландыши, ежи

2. Безударные гласные в корне слова. Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, среди них подчеркни проверочное слово.

Делай так: моря – морской, моряк , море

3. Безударные гласные, непроверяемые ударением. Выпиши слово,

подбери к нему однокоренные, подчеркни безударные гласные,

придумай и запиши с этим словом предложение.

Делай так: Огурец – огуречный – огурчик.

Мы собрали хороший урожай огурцов.

4. Правописание приставки. Выпиши слово, выдели приставку.

Образуй 4 слова с этой приставкой. Запомни правописание приставок.

Делай так: подъехал, поднёс, поднял, подкормил.

5. Звонкие и глухие согласные. Выпиши слово, подчеркни

сомнительную согласную, подбери к нему однокоренные, подчеркни

среди них проверочное.

Делай так: дубки, дуб, дубок, дубовый.

6. Удвоенные согласные. Выпиши слово. Определи почему пишется удвоенная согласная:

на стыке корня и суффикса:

осень – осенний

на стыке приставки и корня:

рассада, поддержать, рассказ

в корне:

суббота, масса, перрон

Разбери слово по составу, допиши 1 -2 слова на это же правило.

Делай так: рассада, вводить, оттепель, манная, сонная,

длинный, класс, ванна, кассa

7. Правописание непроизносимых согласных. Выпиши слово. Подбери к нему несколько родственных слов, выдели корень, подчеркни проверочное.

Делай так: звёздный, звезда, звездочка

8. Правописание приставок.

ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова. Она пишется со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку, образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так: заехал, уехал, приехал, отъехал

9. Правописание предлога.

ЗАПОМНИ! Предлог – это часть речи. Он пишется отдельно.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом. Между словом и предлогом поставь вопрос. Докажи, что это предлог.

Делай так: По небу плывут грозовые тучи.

по_небу (какому?)

по_темному небу.

По_лесной дорожке пробежал ежик.

Не смешивай приставку с предлогом.

Например: Лодка отплыла от_ берега.

10. «Ь» – показатель мягкости согласных.

Выпиши слово, подчеркни мягкий знак «ь» с согласной. Запиши 4 слова на это правило.

Делай так: коньки, пеньки, конь, лень, осень

11. Перенос слова.

Выпиши слово, раздели его на слоги, раздели для переноса.

Делай так: у/че/ник, уче-ник,

кол/лек/ци/я, кол-лекция,

12. Состав слова.

Выпиши слово. Найди в слове окончание, изменяя слово.

Делай так: поездка, поездки, поездкой

Изменяемая часть слова – это окончание. Подбери однокоренные слова.

Делай так: поездки, ездок, ездить, езда.

Корень – это общая часть слова.

Выдели корень. Перед корнем стоит приставка, после корня суффикс.

Разбери все слово по составу.

13. Ошибки на пропуск букв, искажение слова, замену букв.

Выпиши слово, правильно раздели на слоги, определи количество гласных и согласных.

Делай так: со/ба/ка – 3 гл. , 3 с.

14. Разделительный «Ь» мягкий знак пиши в корне слова после

согласной перед гласными и, е, ё, я, ю.

Выпиши слово, подчеркни слог с разделительным «Ь», выдели корень, допиши 4 слова на это правило.

Делай так: птичьи, лисьи, вьюга, листья, платье.

15. Разделительный «Ъ» твердый знак пишется после приставок на

согласную перед гласными корня е, ё, я, ю.

Делай так:, подъезд, съёжился, объявление, съел.

16. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Напиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 4 слова на это правило.

Делай так: мышь ж. р. дочь, печь, брошь, тишь

луч м. р. борщ, ключ, плащ, плач

17. «Не» с глаголами пишется отдельно.

Выпиши глагол с частицей «не». Запиши ещё 2 слова с этой частицей.

Делай так: не_пришёл, не_выучил, не_понял

18. Сочетание «ЧК», «ЧН» пишется без мягкого знака.

Например: дочка, ночка, сливочный, овощной.

Выпиши слово. Подчеркни сочетание, допиши 3 слова на это правило.

Делай так: почка, кочка, ночной, сорочка

19. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Определи части речи, для этого к каждому слову поставь вопрос.

кто? что? – существительное

какой? какая? – прилагательное

что делает? что сделали? – глагол

в, на, за, при – предлог.

Делай так: п. прил. сущ. гл. прил. сущ.

В лесной глуши созрела сладкая земляника.

20. Разбор предложения по членам предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания. Помни, что в словосочетании только 2 слова, которые зависят друг от друга. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

Делай так: Осенним днём дети гуляли в городском парке.

кто? дети – это подлежащее

дети (что делали?) гуляли – это сказуемое

гуляли (когда?) днём

гуляли (где?) в парке

днём (каким?) осенним

в парке (каком?) городском.

21. Звуковой анализ слова.

Делай так: у/че/ник – 3 сл, Зг, 6б. , 6 зв.

22. Запомни суффиксы:

– еньк– -ов-

маленький берёзовый

беленький кленовый

-н- -ск-

длинный родительский

осенний учительский

весенний

Выпиши слово, выдели суффикс. Запиши 2 слова на это правило.

Делай так: чёрненький, славненький, родненький

23. Падежные окончания имён существительных.

Выпиши существительное, подчеркни окончание, обозначь склонение и падеж. Запиши 4 существительных этого же склонения, в том же падеже.

Делай так: В деревне – деревня 1 скл. П. п.

в избушке, в корзине

Проверяй правописание безударных окончаний имён существительных по таблице:

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Р. п. кого?чего? -ы (-и) -и

Д. п. кому? чему? -е -и

Т. п. кем? чем? -ой. -ей -ом. -ем -ью

П. п. о ком? о чем? – е -е -и

24. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Поставь вопрос от существительного к прилагательному, определи

род, падеж. Запиши 3 прилагательных с существительными в том же роде и падеже.

Делай так: спелого яблока

яблока (какого?) спелого – ср. , р. , Р. п.

голубого озера, красивого дерева, синего неба. Проверяй написание безударных окончаний прилагательных по вопросам: какая? какое? какого? о каком? какие?

25. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

ЗАПОМНИ!

В окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. пишется Ь

пишешь, стучишь.

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.

Делай так: читаешь – 1сп. , 2л. , ед. ч.

рисуешь, танцуешь, гуляешь

26. Правописание безударных окончаний глаголов.

ЗАПОМНИ ! Окончания глаголов можно определить по

неопределённой форме. Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить). Глаголы исключения: дышать, держать, гнать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть. Остальные глаголы I спряжения.

Окончания глаголов I спряжения -ешь,-ет,-ем,-ете,

– ут/ют/

II спряжения -ишь,-ит,-им,-ите,

– ат/ят/

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило

Делай так: строим-строить 2 спр,2л, мн. ч.

держим, тащим, купим

27. Перепишите весь текст.

28. Напиши слово пять раз, запомни его правописание.

29. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Найди однородные члены. Опре­дели, какими членом предложения являются. Подчерк­ни их.

ЗАПОМНИ! Перед союзом а, но всегда ставится запятая.

30. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Илья, Петров, кошка Мурка, река Волга,

город Киров.

ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек , городов, морей, клички живот­ных пишутся с большой буквы.

31. Начало предложения пишется с большой буквы.

Выпиши предложение, выдели большую букву,

в конце поставь нужный знак. Запиши еще 3 предло­жения по одной теме.

Делай так: В лесной глуши нора лисы.

Ты любишь осень ? Осень прекрасна!

Деревья надели свой осенний наряд.

32. Обозначение мягкости согласных.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами ё, е, и, ю, я и мягким знаком ч, щ, й – всегда мягкие согласные. Выпиши слово. Определи буквы, которые обозна­чают мягкость согласного. Подчеркни буквы, обозначающие ещё мягкие согласные. Допиши ещё 4 слова на это правило.

Делай так: щавель, чайка, лиловые, якорь, медведь.

33. Неопределенная форма глагола.

Что делать? Что сделать?

-ти, -ть, -чь

нести гнать беречь

занестись погнаться уберечься

Выпиши слово, поставь вопрос, выдели окончание, подбери 2-3 слова на это же правило.

Делай так: Что делать? Везти, ползти, грести.

Что сделать? Увлечь, запрячь, стеречь.

34. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! . . . )

Выпиши предложение правильно. Придумай

свое или найди в учебнике предложение с таким

же знаком и запиши. Подчеркни знак.

35. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную . Запиши еще 4 слова на эту орфограмму.

Делай так: водовоз, самолёт.

36. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Делай так: Дремлют рыбы под водой,

почивает сом седой.

[ = -],[=-]•

37. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения .

мячом, душем.

Выпиши слово, выдели окончание, если окончание ударное – пиши букву о, если – безударное пиши – е. Допиши ещё 4 слова на это правило.

Делай так: чертежом, трубачом, скворцом.

волчицей, синицей, пшеницей.

38. Правописание –тся и –ться в глаголах.

– Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? ,то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

что делает? смеётся; что сделает? распустится

– Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

что делать? смеяться; что сделать? Порадоваться

– В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.

стеречь, стричь.

Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

Делай так: гусь щиплет. . ся – гусь ( что делает?) щиплется;

перестань красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться

39. Правописание ы и и после ц.

– Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на ция.

цитировать, операционная, дисциплина.

– Буква ы после ц пишется:

– в окончаниях и суффиксах:

куницын, птицы

– в корнях слов – исключений:

цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную и. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную ы. Запиши ещё 4 слова на это же правило.

Н. В. Дементьева, Беломечетская СОШ

Метки: Русский язык

В слове «щавель» пишется сочетание «ща» с буквой «а».

Согласно орфоэпической норме русского языка слово «щавель» произносится с ударным вторым слогом:

Значит, гласный в этом слоге является ударным и не требует проверки. А вот гласный первого слога оказался в слабой фонетической позиции без ударения, из-за чего слышится неясно. Потребуется проверочное слово, чтобы убедиться в написании  буквы «а» в корне этого существительного.

Проверяем букву «а» в слове «щавель»

Безударные гласные проверяют ударением, следуя принципу русской орфографии, что в безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает под ударением в том же слоге при изменении грамматической формы слова или в подобранной однокоренной лексеме.

Посмотрим, как следует проверить безударные гласные в корне следующих слов:

  • краси́вый — укра́сить;
  • гора́ — го́ры, го́рка;
  • свела — свёл;
  • сиди́т — си́дя.

В поисках проверочного слова изменим падежную форму рассматриваемого существительного:

  • лист (чего?) щавеля́;
  • ухаживаю (за чем?) за щавелём;
  • расскажу (о чём?) о щавеле́.

Этот способ проверки безударного гласного оказался неэффективным. Тогда поищем проверочное слово среди родственных лексем:

  • дикорастущий щавелёк;
  • щаве́левый суп;
  • щаве́льный вкус;
  • щаве́льник.

Ни в одном из родственных слов ударение не прояснило безударный гласный первого слога в корне слова «щавель».

Вывод

«Щавель» — это словарное слово, в корне которого пишется буква «а».

В первом слоге этого существительного находится начальный мягкий непарный мягкий согласный звук [щ’], который смягчает звучание гласного. Но в русском языке после букв «ч», «щ» никогда не пишется буква «я», а только «а».

Правило

«Ча», «ща» пиши с буквой «а».

В словах «пощада», «чаща», «участник», «щадить», «зачастить» в сочетаниях «ча», «ща» аналогично, невзирая на произношение, напишем букву «а».

Щавель

Щавель

Примеры

На грядке красуется пышный щаве́ль.

Только пригрело солнце и сошел снег, а из земли уже выглядывает зеленый щавель.

Деревенские дети собирают луговой щаве́ль  для супа.

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 6

В слове щавель интересный звуковой состав. В начале слова находится мягкий согласный звук [щ], из-за которого мягко звучит первый слог слова. Но не поддаемся на уловки звучания слова (фонетики), а вспомним, что буквосочетания ча, ща в русском языке пишутся только с буквой а, как и в словах:

щавелевый, щадить, пощада, чадить, участиться, чайник, часовня, участник.

Слово «щавель» произносится с ударным вторым слогом, так что гласную нет нужды проверять.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Ксюше­нька
[519K]

9 лет назад 

Чтобы слово написать правильно нужно подобрать к нему проверочное слово, если проверочное слово не подобрать, то постараться вспомнить правило. В слове щавель пишем букву «а», так как в первом классе на уроках русского языка учат такому правилу: что после ща, впрочем, как и после ча пишем гласную «а», а не «я» ( щавель, чаща ).

Viole­t a
[217K]

7 лет назад 

ЩАВЕЛЬ — существительное мужского рода. В слове «щавель» можно сделать две ошибки, ошибиться можно в написании обеих гласных.

Гласную «А» можно проверить если вспомнить правило о написании ЧА — ЩА.

Гласная «Е» проверятся постановкой на неё ударения щавЕль.

Tanye­tta
[298K]

8 лет назад 

Слово » щавель «, относится к имени существительному, так как отвечает на вопрос » что? «, имеет мужской род и находится в единственном числе.

Если произнести слово » щавель «, то нам слышится гласная буква » я «, но правильно будет писать с гласной буквой » а «. Для этого есть правило в русском языке, которое гласит, что в » ча — ща «, необходимо писать гласную букву » а «.

Дорогие ребята, учите правила русского языка, начиная с начальной школы — вам будет проще в дальнейшем .

storu­s
[73.8K]

7 лет назад 

В первую очередь в слове «щавель» могут возникнуть трудности с определением слога, на который падает ударение. В соответствии с орфоэпическими нормами русского языка ударение в проверяемом слове падает на второй слог. Следовательно нам нужно проверить безударную букву «а» из первого слога. Здесь нам пригодится правило, которое гласит: «ща», «ча» всегда пишутся с буквой «а». Следовательно, несмотря на то, что слышится буква «я», правильно будет писать «а».

Людви­го
[136K]

7 лет назад 

Для начала нужно определить постановку ударения в слове ЩАВЕЛЬ. Согласно нормам русского языка, оно будет стоять на последнем слоге: щавЕль.

Для проверки безударной гласной А мы подбираем слова, где гласная будет ударной: щавелевый, щавельный,

однако гласную мы не проверили, поэтому ее написание мы запоминаем, а также помним, что ЧА-ЩА пишется только с буквой А.

дольф­аника
[379K]

7 лет назад 

В первом слоге слова «щавель» возможна ошибка, пишется через гласную А, хотя слшына гласная Я. Правило изучают в самом начале изучения русского языка, правило ЧА-ЩА пиши с буквой А. Поэтому в слове «щавель» написание гласной Я после согласной Щ будет грубой ошибкой. Слово можно просто запомнить и писать правильно.

В слове Щавель возможные затруднения в написании может представлять только первая гласная, поскольку вторая, Е, находится под ударение отчетливо слышится. Ну а написание первой идет по правилу Ча-Ща пиши через А, которое говорит, что в этом слове мы пишем не Я, а А и получаем ЩАВЕЛЬ.

Katal­ina
[24.1K]

7 лет назад 

А что, собственно говоря, в этом слове проверять? Ударная гласная «Е» не требует проверки, ударение падает на второй слог. «Ча», «ща» пишем с буквой «а» — это мы впитали с начальных классов. Так что это слово в проверочных не нуждается.

Чтобы проверить существительное «щавель» и исключить написание, вместо первой безударной гласной «а», безударной гласной «я», необходимо вспомнить правило:

  • после шипящих согласных Ж, Ш, Щ и Ч всегда пишется «а», хотя и слышится «я».

Знаете ответ?

Работа над
ошибками в
 4  классе

(Памятка для ученика.)

1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь
ударение.
   

2.    Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по
составу.

3.    Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три
слова с той же приставкой.
Выдели приставку и обозначь ударение.

4.    Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень.
Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.

5.    Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах
суффикс.

6.    Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос,
падеж, склонение, окончание.
Составь предложение с существительным в этом падеже.

7.    Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существующим, к которому оно относится; по роду
и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.

8.    Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.

*************************

ПОДСКАЗКИ

(ЕСЛИ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ В СЛОВАХ БЕЗ НОМЕРА ОРФОГРАММЫ)

 | —
Приморский
 — разбери слово по составу, выдели суффикс,  приведи 2 примера слов с таким же суффиксом,
выдели суффикс. См. № 5  в Памятке выше.

*******************

| 
Свежесть —
подчеркни букву, где была допущена ошибка. Приведи 2 примера слов с таким же суффиксом. 
См. № 5  в Памятке выше. 

свежесть

свеж корень
есть суффикс
ø нулевое
окончание

Сходные по морфемному строению слова

  • неуклюжесть
  • горесть
  • тяжесть
  • пригожесть

|  —Квакают — (поставьте
глагол в начальную форму, выделите суффикс)- квакать. Приведите пример с таким же суффиксом. 
См. № 8  в Памятке выше.

***************

 ИЗУЧЕННАЯ ОРФОГРАММА: 


1. Неправильно поставлено
ударение

Запиши слово. Поставь ударение. Запиши
 ещё  одно однокоренное слово (если нельзя, то
изменить форму слова), поставь ударение.

Пример.  Коро ´
ва,
коро
´ вка.

или: Ча ´ па, у Ча ´пы.


2. Обозначение звуков буквами (пропуск и замена
букв).

Выпиши на
строчку
слово, в котором ты допустил
ошибку.
Подчеркни букву, в которой допустил ошибку. Поставь тире и «запиши» это слово звуками. 
 

Пример.  Бе ж
ал — [б’и ж а´л].

№ 3.
Слоги. 

Выпиши на
строчку
слово, в котором ты допустил
ошибку.
Укажи буквы гласных звуков, раздели слово на слоги вертикальными чёрточками, поставь
ударение.
Поставь тире и укажи количество гласных и количество
слогов.
 

Пример.
У
|
ч е | н и́ к — 3 гласных, 3 слога.
   

На | клей | ка — ОДНУ БУКВУ НЕ ОТРЫВАЮТ ОТ КОРНЯ!

НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ОДНУ БУКВУ ОТ КОРНЯ: по-драл-ся
(по — это
приставка, а буква 
«д»  относится к корню,  по-звонишь !!! )
 


4. Большая буква в начале
предложения.
Знак в конце предложения
(большая буква в начале, порядок
слов, согласование слов, пропуск знаков препинания).
 

Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву и знак в конце предложения.

             Пример. Выпал пушистый снег .  Дети рады!     

№ 5.
Большая буква в имени собственном.
(Строчная в нарицательных существительных)

Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Подбери и
запиши
ещё 2 слова на эту орфограмму.

        Пример. Марина, город Москва, река Нева.          

или  

Выпиши слово правильно. Подчеркни строчную букву. Подбери и
запиши
 ещё 2  слова на эту орфограмму.

           Пример.  столица
     
столичный, наша       столица.

№ 6.
Гласные после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу)

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Подбери и
запиши
ещё ОДНО слово на эту орфограмму .

        Пример.            Малыши ,
каранда
ши , ежи.

                        или:           
 В
ро
щ
у , щука,
выта
щу .
   

                    или:  Щавель, площадь, чаща.              

7.
Перенос слова. 

Выпиши на строчку  слово, в котором ты допустил ошибку. Укажи буквы гласных звуков, раздели слово на слоги вертикальными чёрточками.
Поставь ударение. 
Поставь запятую и запиши все возможные способы переноса слова.

Запомни! При переносе одной букву нельзя оставить на строку и нельзя переносить на
новую строку
:  й, ь.

НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ОДНУ БУКВУ ОТ КОРНЯ: по-драл-ся  (по — это приставка, а буква  «д»  относится к
корню, 
по-звонишь !!! )

Пример.   З а | т е́ й | н и | к и , за — тейники, затей — ники, затейни — ки.

№ 8.   
Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением. (Словарные слова) 

Напиши слово, запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни орфограмму. Напиши ещё ОДНО однокоренное слово. Раздели или на слоги, или для переноса.

                   Я ´г о да, я ´г о д-ка, я ´| г о д | ный.

№ 9. Мягкий знак
(ь), обозначающий мягкость согласного.

Выпиши на строчку  слово, в котором ты допустил ошибку. Подчеркни одной чертой ь, двумя чертами — букву
перед ним.
Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.

Пример. Ель , тень , мальчик.
№ 10. Сочетания
чк, чн, нч, щн, 
 чт, рщ
 
нщ — произносится:  [ н , щ , ] .

Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил
ошибку.
Подчеркни сочетание одной чертой. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.

Пример. Дочка, речка, мощный, ночной.

11 .
 
Разделительный мягкий знак (ь).

Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил
ошибку.
Подчеркни сочетание букв. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.

Пример. Вьюга, листья , соловьи .

   № 12. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)

Выпиши
слово, поставь ударение.
Выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово
и запиши в скобках.
 (НЕТ НА САЙТЕ ФУНКЦИИ — ДВЕ ЧЕРТЫ !) Запиши
 ещё ОДНО слово- пример . Не забудь поставить ударение в проверочном слове!

        Пример. С а д ы´ (
с а д ) , в о лн а´ ( в о ´лн ы), 
ч е рв и´вый (
ч е рвь) .
          

 № 13. Парные звонкие и глухие согласные в корне. (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с,
г-к)

Выпиши
слово правильно.
Выдели корень, подчеркни согласную. Подбери проверочное слово. Буква — подчеркни помощницу
двумя черт
ами.
Запиши
 ещё ОДНО слово- пример.

Не надо ставить ударение в проверочном слове! Эту орфограмму ударением НЕ ПРОВЕРИТЬ!   

               Пример.     Мороз  ( морозы ) , ягодка  (ягода) , просьба
(про
сит)

***

 № 14. Правописание непроизносимых согласных в
корне слова.

(в, д, л, т) (сочетания СТН-СН, ЗДН-ЗН)

а) Есть непроизносимые согласные.

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово. Запиши  два  примера.

                            Звёздный (звёздочка), здравствуй (здравие), окрестность (крест ) .

б) Нет непроизносимых согласных

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово, составь и запиши словосочетание. Запиши  ОДИН  пример.

Чудесно (чудеса ), чудесная погода; прекрасная (прекрасен), прекрасный ответ; ужасный (ужас ), ужасный фильм.

 № 15 .  Разбор
предложения
.

  Переписать предложение, разобрать
по
схеме —  опоре (схема — опора есть у каждого). Дать характеристику предложению (то, что пишем в
скобках).
 

 16. Двойные согласные
в корне слова.
(бб, жж, кк, лл, мм, пп, рр, сс)

 А. Запомни. Пользуйся
словарем. 
 

1.Выпиши слово правильно.

2.
Раздели слово для переноса.
Выдели корень.

3.Запиши ещё одно однокоренное слово. Подчеркни двойную согласную.

                   Группа, груп — па, групповой- ВСЕГО ТРИ
СЛОВА

Б. Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё ОДНО слово.

               
       
Рассвет, рассказ,
оттепель.

В. Удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.

Выпиши слово правильно. Выдели корень и суффикс. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё 2
слова.

               
         
 Длинный, весенний, оконный.

17. Правописание
предлога со словом.

 а) Выпиши предлог и слово, к которому он относится. Между предлогом и словом вставь ещё слово. Подчеркни предлог. Запиши один пример.

                   К (какому?)
берегу ,  к  крутому берегу. По ( какой? ) улице,  по широкой улице    

Б

 
НО

У глаголов нет предлогов.

Запиши слово, подчеркни приставку, обозначь часть речи,
приведи два примера, запиши выделяя приставку.

        Улетел-гл., увяз-гл.,
залетел-гл.

В

в) правописание предлога с прилагательным

Ставлю
прилагательное в начальную форму: ед.ч.    м. р. вопрос: КАКОЙ? Рассуждаю: приставка ушла, значит это НЕ приставка, а предлог. Пишется отдельно.

К лесному озеру, (какой? лесной) — к- предлог;     по широкой реке, (какой? широкий) — по —  предлог

18.
Разделительный твердый знак (Ъ)

Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами: е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму . Выдели приставку, корень . Подчеркни Ъ — одной чертой, а согласную в
приставке и гласную букву в корне — двумя чертами.

                   С ъ
е
зд,
об
ъ я вление, об ъ ё м

19. Не поставили запятую,
или поставили лишнюю запятую.

Перепиши
предложение.
Подчеркни запятую или пробел.

Жёлтые
, красные , багряные листья летят по дорожкам сада.

На клумбе распустились яркие
оранжевые цветы.   

20.  Разбор слова по
составу.

морозец2

Если неправильно разобрано слово или не выделена часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание), нужно переписать слово,
выделить его части.

 21. Правописание слов с шипящим на
конце.  
Выпиши слово. Запиши ещё ОДНО слово на это правило. Укажи часть речи и род.

б) 3 класс:

Делай так:

дочь, ночь, речь (сущ .., ж. р., 3 скл. в ед. ч.)

шалаш, сторож, камыш (сущ., м.р. 2 скл. в ед. ч.)

с крыш, много задач, из-за туч (сущ., ж. р., 1 скл., во мн.ч., в р. п.).

 в) 4 класс:

Правописание слов с шипящим на
конце.
 Выпиши слово.
Запиши еще два слова на это правило.

Делай так:

Шалаш, сторож, камыш (сущ. М.р.);

с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.);

кипуч, могуч, скрипуч (краткое
прилагаемое).
 

22.  Гласные и согласные в
приставках.

Вспомни правило: Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от
произношения.

Напиши слово верно. Придумай и
запиши еще
два слова с этой приставкой. Приставки
выдели.

 Делай так:

 А.

Приехал, пришёл, принёс.

НО

Премудрый, превращать,
пренеприятный

преградить (переградить)

Б .

ИЛИ

Забежал, заехал,
задумался.

Сделал, сбежал, сдвинул.

В

Сделал, сбросил, сбил.

Исписал, истратил,
исчез.

Рассказал, беспочвенный,
бессовестный.

но

издал, разрисовал, бездельник, безбожник ( корень начинается со звонкого согласного )

23
. а) Неправильно записаны предложения.

Выпиши оба
предложения (все, у которых неправильно поставили точку).
Поставь правильно знак. Подчеркни знак
(точка, вопросительный, или восклицательный) и заглавную букву в начале предложения.
ПОДЧЕРКНИ все грамматические основы предложений, показав
тем самым, сколько здесь самостоятельных предложений.

 б)  Если неверно
составлено предложение (словосочетание).
 

Составь его заново и запиши.

24. Правописание суффиксов –ИК-, -ЕК-. —  ИЦ-,
-ЕЦ-.   

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово. Подбери и запиши два примера. Суффикс
выдели.

А) Горошек (горошки), замочек (замочки), хлебец (хлебцы).

Домик (домики), вагончик (вагончики), сухарик (сухарики)

Б) 
— 
ИЦ-, -ЕЦ-

 кормилЕц — м.р., птенЕц,
поил
Ец — м. р.

кормилИца —
ж.р, земл
Ица, водИца —
ж.
р
.

25. Соединительные
согласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Подчеркни гласную. Запиши еще
одно слово на эту
орфограмму.

Делай так: водовоз,
сам
олёт, вездеход, пылесос.

26. Не с глаголом.

НЕ с глаголами пишется отдельно.

Выпиши глагол с не. Запиши еще два   слова на
это правило.
Подчеркни орфограмму. Делай так:
не_пришёл, не_задано, не_знал.

27. Разбор словосочетания.

       Выпиши предложение.
Подчеркни главные члены предложения.

       Выпиши из предложения все словосочетания с вопросительными
словами.

        Делай так. Седые туманы  плывут к облакам.                        

     ×                           
                            ×

туманы ( какие?) седые,  плывут (куда? к  чему?) к облакам.

28.Однородные члены предложения. 

Выпиши предложение. Обозначь однородные
члены и слово, от которого они зависят.
Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и объединении между однородными членами. Выполнили схему предложения.

Н а п р и м е р:

а)

(- О, О) .

б) 

(- О и
О)
.

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.

Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала
осень. 

 [- =], потому что [= -] .

 [ — и О, и О
],  а  [- =] .

30.
Ошибка в предлоге.
Запиши предлог с существительным: из-за ветра, из-под руки.  

31.  Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

(ИЛИ:
неправильно определили падеж)

А 

  1. Выпиши существительное (если есть предлог, то выпиши с
    предлогом).
  2. Поставь его в начальную
    форму.
  3. Определи склонение, падеж.
  4. Выдели окончание, проверь с помощью
    слов-помощников.

                  Подбери и запиши 2 примера на это же склонение.

Делай так: 

(На) опушке- опушка  — 1 скл. П.
п., на земл
е , на лапе (
П. п.), на вишне (П. п.)

(На) поле  — поле- 2 скл., П. п., на
окн
е , + на яблоке (
П. п.), о сердце (П. п.)

(Для) моркови  — морковь-3 скл., Р. п. для
степ
и, для мыши (Р. п.), без речи (Р.
п.)

Б

Правописание О и
Е  
в именах
существительных  
первого
и второго склонения

после шипящих и Ц

в творительном падеже

Делай так: 

1. Вспомни правило:

     В окончаниях имён
существительных творительного падежа после шипящих и Ц под ударением пишется О, а без ударения – Е.

2. Выполни письменно по образцу:

Мячом — м. р., чем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример:  ключОм. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

Душем —  м. р., чем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: плАчем. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

Ученицей — ж. р., кем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ,
ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: птИцей.
 ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

Овцой — ж. р., кем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ
ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: лапшОй.
 ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

32. Безударные гласные в окончании прилагательных.

    Выпишите прилагательное вместе с существующим, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопросу
от существительного. 
Выдели окончание в вопросе и у
прилагательного.
Запиши один пример.

Запомни! У слов — вопросов всегда ударные окончания.   

Делай так: (если ошибка в слове глубоким

Озером
(как
им ?) глубоким , +
пример: полем (каким
?) дальним

ИЛИ

Если ошибка в
слове
сосновом

 В лесу (каком ?) сосновом
, +
пример: в доме (каком?) высоком

33. Фонетический разбор. 

(Звуко-буквенный разбор слова).

А. (1-3 класс) Выпиши на
строчку слово, в разборе которого ты допустил ошибку. Разбери его верно. Дай цветными карандашами характеристику звуков.

Голубь 1  — (поставить ударение), 2
слога,6 б.,  
 [г о л у  п ‘  ь] —  2 гласн., 3 согл. 

 Гласный звуккрасный цвет

Согласный звонкийжёлтый   цвет

Согласный  глухойпростой   цвет

Согласный  мягкийзелёный  цвет

Согласный твёрдыйсиний  цвет

Б. 4 класс.  Образец фонетического разбора слова.

Письменный разбор : 

Голубь
1
 — 2 слога,  [г о л у 
п ‘  ь] —  2 гласн., 3 согл. 

г — [г] — согл.,
зв (п.)., тв.
(п.)

о — [о] — гл., удар.

л — [л] — согл.,
зв.
(неп.), тв. (п.)

у — [у] — гл., безуд.

б — [п ‘] —
согл., глух.
(п.), мягк. (п.)

ь — [-]

______________________

6 б., 5 зв.

34. Морфологический разбор
имени 
существительного.

1. Часть речи.

2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).

3. Постоянные признаки:

— собственное или нарицательное;

— одушевлённое или неодушевлённое;

— род;

— склонение.

4. Непостоянные признаки:

— падеж;

— число.

5. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу  тонким ледком.

Морозец — сущ., (что?) морозец, нариц., неодуш., м.р., 2  скл., (стоит) в им.п., (стоит) в ед.ч., подлежащее.

Лужицу — сущ., (что?) лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1  скл., в в.п., в ед.ч., дополнение.

 (если есть предлог, то он пишется перед сущ. в скобках)

35. Морфологический разбор имени прилагательного

1. Часть речи.

2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

3. Непостоянные признаки:

— число;

— род (только в ед.ч.);

— падеж.

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) — прилагается., душный
(начальная форма: ед.ч., м.р., и.п) , в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.

   36. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

Выпиши
из предложения местоимение с предлогом.
Запиши еще
два примера на эту орфограмму.

Н а п р и м е р: у нас (мы — н. ф.), ко мне (н. ф. — я), с тобой (ты —
н.ф.)

Запомни!  Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

37.  Чередование

А — е / и в корне слова. 

Пишется И, если за корнем следует суффикс  -а-

1.Выпиши слово правильно.

2.
Запиши однокоренное слово.
 

3.Во всех словах выдели корень. Подчеркни суффикс    а  двумя чертами, а букву в корне — одной.    Замирать — но:
зам
ереть,       блистать — но:
бл
естеть

Делай так:


Стираю, постирать, НО стереть


**

 Б  РАСТ-(-РАЩ-)//-РОС

В корнях —РАСТ-(-РАЩ-)//-РОС— перед -СТ-, -Щ-
пишется А (растение, выращенный); перед -С- пишется О: выросли. Исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, на вырост, отрасль.

 1.Выпиши слово правильно.

2.
Запиши однокоренное слово.
 

3.Во всех словах
выдели корень
. Подчеркни буквы СТ 
// Щ
 //с двумя чертами, а букву в корне — одной. 
 

****

38.  Правописание –тся и –ться в глаголах .

Выпиши слово,
поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе.
Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать
не надо.
Выпиши ещё 2 глагола на это же правило.

Например .  
     
 Г
усь (что
дела
ет ?) щиплется, улыбается, здоровается — 3
лицо.

                     Перестань (что делать ?) красоваться, улыбаться,
здороваться
  — н. ф.

39. Правописание личных окончаний глаголов.

неопределённая форма глагола- что делать? что сделать?

окончания:

ть   или ти

что делаю?  
  у   или 
 
ю

что делаешь?    
  ишь   
или    ешь  

что делаете?       ет   или ит   

что делаем?           ем или им    

что делаете?        ете   или ите  

что делают?         ут    или    
ют

что делают?           ат  или   ят

 40. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

 Выпиши глагол правильно. Выдели
окончание.
Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Делай так:

Пишешь, решаешь, видишь  -2-е лицо, ед.ч.

Выучить:

Ко второму
же спряженью

Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме: «брить», «стелить».
А еще: «смотреть», «обидеть»,
«слышать», «видеть», «ненавидеть»,
«гнать», «дышать», «держать», «терпеть»,
«зависеть», и «вертеть»!

Т. е. Глаголы — брить, стелить- относятся к 1 спряжению.

Глаголы — смотреть,
обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть,
зависеть, вертеть — относятся ко 2 спряжению.

41. Правописание безударных окончаний глаголов.

  1. Выпиши глагол правильно.
  2. Поставь глагол в неопределённую форму .
  3. ВСПОМНИ ВСЕ ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ. Если не относится к глаголам-исключениям, посмотри на суффикс
    перед окончанием —
    ть .
  4. Определи спряжение глагола и гласную,
    которую следует 
    писать в окончании глагола.
  5.   Запиши 2 своих  примера. Выдели окончания всех глаголов.

Делай так:

Пишет — писать,  1 спр., (Е, ут, ют),  + два своих примера:  рисует- рисовать-1 спр, играем- играть -1спр., Стелешь-стелить -гл.-исключение -1 спр.
По аналогии выполнить 2 спр: ставит — ставить, гл. 2 спр., (И, ат,
ят)
+ два
своих примера: 
ненавидим-ненавидеть -гл -исключение -2 спр., Дышишь-дышать-гл-искл.-2 спр., Приготовим-  приготовить- -2 спр., — купят- купить -2 спр.    

Определение и разбор слова

Рассматриваемое слово является существительным, которым называют травянистое растение.

Варианты написания

После шипящей согласной «щ» пишется гласная «а» или «я»? В этой статье мы разберем какой вариант написания — «щавель» или «щявель» является верным.

Существует два основных варианта написания слова:

  • «щавель», где в слове пишется буквосочетание «ща»;
  • «щявель», где в слове пишется буквосочетание «щя».

Как правильно пишется: «щавель» или «щявель»?

С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:

«ЩАВЕЛЬ»

Какое правило применяется?

По правилам русского языка буквосочетания -ча-/-ща- всегда пишутся с гласной «а». После шипящей «щ» не пишется буква «я». Поэтому в слове «щавель» во втором слоге мы напишем гласную «а».

Примеры использования слова в речи

Мама собирала щавель возле забора.

Бабушка приготовила щи из щавеля.

Меня попросили нарвать еще щавеля.

Подводим итоги:

  • Верное написание: «щавель»
  • Неверное написание: «щявель»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите необходимый фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Работа над ошибками шоу
  • Работают ли подушки если горит ошибка
  • Работа над ошибками чтобы
  • Работать над ошибками синоним
  • Работа над ошибками что это значит