Правило № 1.
Звуки и буквы.
Запомни! В русском языке 33 буквы. Гласных 10 букв –
а о у ы э я ё ю и е
Гласных звуков 6 – [а] [о] [у] [ы] [э] [и]
Буквы – видим и пишем.
Звуки – слышим и произносим.
Согласных букв 21, ъ знак и ь знак.
Парные звуки по глухости – звонкости.
Всегда –
твёрдые звуки [ж] [ш] [ц]
мягкие звуки [ч ‘] [щ ‘] [й ‘]
Работа над ошибками.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни нужную букву и запиши
какая она: гласная или согласная.
Правило № 2.
Гласные е ё ю я
Гласные, которые обозначают 2 звука
Запомни!
1. Вначале слова – юла, ели, яма.
2. После гласной – маяк, читает.
3. После разделительного ъ и ь знаков: разъезд, подъём, пью, семья.
Работа над ошибками.
Выпиши слово с гласной буквой, подчеркни её, сделай звуковой анализ слов и
придумай ещё 3 слова.
Правило № 3.
Обозначение мягкости согласных.
Запомни! Мягкость согласного на письме обозначают ь
знаком и гласными буквами е ё ю я и – день,
книга, мяч.
Работа над ошибками.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно подчеркни мягкую согласную
и придумай ещё 3 слова.
Правило № 4.
Ударение.
Запомни! Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный
звук.
Ударение не ставится над ё
и над словом из одного слога: кино, полёт, кот.
Работа над ошибками.
Выпиши слово, поставь правильно ударение, запиши ещё 3 слова и обозначь
ударение.
Правило № 5.
Слог. Перенос слов.
Запомни! Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных,
столько и слогов. Слова переносятся по слогам. Одна буква
не остаётся на строке и не переносится на другую
строчку. При переносе й, ь остаются на
строке.
зай – ка, день – ки.
Слог может состоять из одной гласной: И – ра, е – ли.
Работа над ошибками.
Выпиши слово с ошибкой и правильно раздели для переноса, придумай ещё 3
примера.
Правило № 6.
Запомни! Сочетания:
жи – ши пиши с и
ча – ща пиши с а
чу – щу пиши с у
Работа над ошибками.
Запиши правильно слова, подчеркни сочетание, в котором допущена ошибка и
придумай ещё 3 примера с этим сочетанием.
Правило № 7.
Запомни!
Работа над ошибками.
Запиши правильно слово, придумай ещё 3 слова.
Правило № 8.
Запомни! Имена собственные – имя, фамилия, отчество,
названия городов, деревень, стран, государств, рек, озёр, морей – пишутся с
заглавной буквы.
Россия, Москва, Таня.
Работа над ошибками.
Запиши правильно слово, придумай ещё 3 примера.
Правило № 9.
Безударная гласная, проверяемая ударением.
Запомни! Безударная гласная в словах пишется так же, как ударная.
Чтобы проверить надо:
1. подобрать однокоренное слово или
2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение.
стена – стены
– стенки
Работа над ошибками.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни гласную, рядом запиши
проверочное слово (смотри п.1 или п.2). Запиши ещё 3 примера.
Правило № 10.
Парные согласные.
Запомни! Чтобы проверить парную согласную в слове надо:
1) подобрать однокоренное слово,
2) изменить форму слова так, чтобы после согласной, стояла гласная.
грядка – гряды
Работа над ошибками.
Выпиши правильно слово, подбери проверочное, запиши ещё 3 слова.
Правило № 11.
Безударная гласная, непроверяемая ударением.
Запомни наизусть!
Работа над ошибками.
Выпиши правильно слово, подчеркни гласную букву, запомни и запиши его
несколько раз.
Правило № 12.
Непроизносимые согласные.
Запомни! Чтобы проверить непроизносимую согласную:
подбери родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко;
известный – известие, поздняя – опоздать, местный
– место.
Запомни! Лестница, здравствуй, праздник, чувство, участвовать.
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, запиши ещё 3 слова на это
правило.
Правило № 13.
Слова с двойными согласными.
Запомни! Слова с двойными согласными пишутся:
1) в середине слова (коллектив, группа, теннис, аллея, масса, аккуратный,
дрожжи, терраса).
2) если в слове приставка заканчивается на букву, с которой начинается корень
(рассказ, бессердечный, рассыпать, рассвет).
3) если в конце корня и в суффиксе одинаковая буква (ранний, осенний).
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Запиши ещё 3 слова на
это правило.
Правило № 14.
Приставки и предлоги.
Запомни! Приставка – это часть слова, поэтому пишется слитно. Предлог –
часть речи, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос
или слово. (На столе; на чём? – на столе; на большом столе.)
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку или предлог. Запиши 3 слова с
приставкой или предлогом.
Правило № 15.
Не с глаголами.
Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.
Правило № 16.
Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Запомни! В конце существительных женского рода после шипящих в
единственном числе пишется ь знак (мышь, брошь, печь).
В конце существительных мужского рода после шипящих ь знак не пишется
(грач, камыш, гараж).
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой
орфограммой.
Луч (м. р. ), шалаш, товарищ.
Ночь (ж. р. ), помощь, тишь.
Правило № 17.
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Запомни! Слова могут состоять из нескольких основ, которые соединяются
буквами о или е, иногда без них. Сложные слова – это слова, состоящие из
нескольких основ.
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.
Запиши ещё три слова.
(Водовоз, самолёт.)
Правило № 18.
Мягкий знак ь на конце глаголов 2го лица, ед.ч.
Запомни! На конце глаголов 2го лица ед.числа, после
шипящих пишется ь знак:
(пишешь, читаешь, спишь).
Работа над ошибками.
Выпиши глагол правильно. Определи число, лицо, запиши ещё три примера.
Правило № 19.
Мягкий знак в неопределённой форме глагола (ться и тся, чь).
Запомни! Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что
делать? пишутся с ь знаком: купаться (что делать?)
беречь (что делать?)
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Запиши ещё три слова с этой
орфограммой.
Правило № 20.
Предлог с местоимением.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)
пишутся отдельно. (Ко мне, у нас, с тобой.)
Работа над ошибками.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё три примера на эту
орфограмму.
Правило № 21.
Однородные члены предложения.
Запомни! Однородными членами предложения являются слова, которые являются
одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены
предложения выделяются на письме запятой, и перед союзами а, но.
Работа над ошибками.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от
которого они зависят. (Сильный ветер сорвал листья с деревьев,
разметал их по дороге.)
Правило № 22.
Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.
Запомни! В именах существительных в безударных окончаниях пишется такое
же окончание как и в ударных (на опушке, на полянке, у речки – на земле 1скл.
Работа над ошибками.
Выпиши имя существительное. Поставь в начальную форму, определи склонение.
Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Запиши ещё три слова с
примерами.
Правило № 23.
Спряжение глаголов.
Запомни! Ко ІІ спряжению относятся глаголы на – ить и ещё; смотреть,
обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть
и терпеть. Глаголы – исключения: брить, стелить – І спр.
Работа над ошибками.
Запиши глагол правильно, выдели окончание, поставь ударение, определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании. Запиши ещё три
примера.
Грамматические задания.
№ 1 Разбор предложения.
Придумай новое предложение или выпиши из учебника. Подчеркни главные и
второстепенные члены предложения. Обозначь часть речи.
№ 2 Состав слова.
Выпиши слово, разбери правильно по составу. Запиши ещё три слова и разбери по
составу. Сначала выдели основу и окончание, для этого измени форму слова, т.е.
число: стол – столы. Выдели корень, подобрав однокоренные слова:
стол – столяр – столовая. Выдели приставку и суффикс.
№ 3 Определение падежа имён существительных.
Исправь ошибку. Запиши ещё пять имён существительных с предлогом и определи
падеж.
№ 4 Словосочетания.
Выпиши правильно словосочетания. Поставь вопрос от основного слова к
зависимому (солнечным днём: днём каким? Солнечным).
«Мальчик рассказал рассказ о себе»: как написать иначе? «Рассказал рассказ» у филологов классифицируется как речевой повтор и считается речевой ошибкой. Вообще, употребление однокоренных слов в одном предложении лексическими нормами русского языка не допускается. В Вашем случае самый простой и надежный способ изменить предложение — » мальчик рассказал о себе». Смысловая основа высказывания при этом полностью сохраняется, а речевая ошибка исчезнет. Можно построить предложение так: «Мальчик рассказал свою историю». Оба этих варианта будут правильными. Знаете ответ? |
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку
Прежде чем делать работу над ошибками, нужно понять, что это за ошибки!
Если ошибки сделаны на изученные орфограммы, то выполнить работу над ошибками по образцу.
Если в слове допущена ошибка на написание буквы, обозначающей гласный или согласный звук (кроме пропуска, перестановки, замены букв, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ и заглавной буквы), то слово нужно мысленно разобрать по составу и узнать, в какой части слова допущена ошибка.
Если орфограмма не изучена, то слово написать 3-5 раз (до конца строки), обозначить ударение, подчеркнуть место ошибки.
1. Ошибки в построении предложения.
Напиши предложение правильно.
2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.
Напиши предложение правильно, подчеркни знак в конце предложе-ния.
Добрый пример лучше ста слов.
3. Заглавная буква в начале предложения.
Напиши предложение правильно, подчеркни первую букву. Самая маленькая птичка – колибри.
4. Пропуск, перестановка, замена букв.
Напиши слово правильно 3-5 раз (до конца строки), раздели на слоги, обозначь ударение, подчеркни место ошибки.
стро»йка стро»йка стро»йка
5. Перенос слов.
Напиши все варианты переноса слова.
Ру-чейки, ручей-ки. Оси-на.
6. Деление на слоги, ударение.
Напиши слово, раздели на слоги, обозначь ударение.
Воробе»й, учи»тель, това»рищ.
7. Заглавная буква в именах людей, кличках животных,
в названиях стран, городов, деревень, улиц, озёр, рек, морей, океанов.
Напиши слово правильно, подчеркни заглавную букву. Придумай
и запиши ещё 2 слова на это правило.
Саша, Мурзик, Санкт-Петербург, Россия.
8. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай
и запиши ещё 2 слова на это правило.
Жил, жизнь, чижи. Кочка, ночка, почка.
9. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных звуков на письме.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Мальчик, большой, рысь.
10. Разделительный мягкий знак.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Вьюга, деревья, обезьяна.
11. Разделительный твёрдый знак.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму.
Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Объём, объяснил, подъезд.
12. Правописание непроверяемой буквы (словарное слово). Напиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни место ошиб-ки. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова.
Пена»л, пена»льчик, пена»льный.
13. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Напиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень, подчеркни орфограмму, напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова на это правило.
Моря» (мо»ре), морско»й, моря»к.
14. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,
напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокорен-
ных (родственных) слова на это правило.
Город(города), городской, городки.
15. Непроизносимая согласная в корне слова.
Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,
напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Свистнул (свисток), честный (честь), прекрасный (прекрасен).
16. Двойные согласные.
Напиши слово правильно, укажи, в какой части (частях) слова пишутся двойные согласные, раздели слово для переноса.
Бассейн, бас-сейн.
Рассказ, рас-сказ.
Весенний, ве-сен-ний.
Раскрашенный, рас-кра-шен-ный.
17. Правописание предлога со словом.
Выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово.
К (какому?) берегу — к крутому берегу.
У меня – у (кого?) меня.
18. НЕ с глаголами.
Напиши глагол с НЕ раздельно. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
Не был, не выучил, не знал.
19. Правописание приставок.
Напиши слово правильно, выдели в нём приставку. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Полетели, побежали, поплясали.
20. Правописание слов с шипящим звуком на конце.
Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
м. р. м. р. м. р.
Шалаш, сторож, камыш.
ж. р. ж. р. ж. р.
Дочь, ночь, речь.
мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п.
С крыш, много задач, из-за туч.
кр. прил. кр. прил. кр. прил.
Кипуч, могуч, скрипуч.
н. ф. гл. н. ф. гл. н. ф. гл.
Беречь, увлечь, стеречь.
2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч.
Пишешь, играешь, читаешь.
21. Мягкий знак в начальной форме глаголов перед —ся .
Задай к глаголу вопрос, напиши слово правильно, подчеркни орфо- грамму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
(Что делать?) смеяться, умываться, кататься.
(Что делает?) смеётся, улыбается, катается.
22. Правописание суффиксов.
Напиши слово правильно, выдели в нём суффикс, запиши ещё 2 слова с этим суффиксом.
Липовый, дубовый, кленовый.
Если слово можно просклонять, запиши в скобках существительное в форме родительного падежа.
Замочек (нет замочка). Ключик (нет ключика).
В глаголах прошедшего времени перед – л пишется тот же суффикс, что и перед – ть в неопределённой форме.
Напиши глагол, образуй неопределённую форму, выдели суффиксы.
Клеил – клеить, сеял – сеять, слышал – слышать.
Наречия с приставками до-, из-, с- имеют суффикс –а или –о. Наречия с приставками в-, на-, за- имеют суффикс –о.
Напиши слово, укажи приставку и суффикс.
Сначала, изредка, дочерна. Вправо, налево, засветло.
23. Правописание безударных окончаний имён существительных.
Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, падеж, подумай, какое будет окончание.
Напиши существительное со словом, от которого оно зависит, выдели окончание.
1 скл., П. п.
Сидели на скамейке .
24. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Устно определи род, число, падеж прилагательного по существитель-
ному, подумай, какое будет окончание.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существитель-
ного, выдели окончание.
м.р., ед.ч., Д. п.
К лесу (какому?) дальнему .
25. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Устно определи время глагола.
Если глагол стоит в настоящем или будущем времени, поставь глагол в неопределённую форму. Определи гласную перед ть, подумай, какое спряжение у глагола и какую гласную следует писать в окончании.
Напиши глагол, выдели окончание.
I спр. I I спр.
Читает – читать; смотрит – смотреть (искл.),
I I спр.
ставит – ставить.
Если глагол стоит в прошедшем времени, поставь местоимение (он, она, оно) к глаголу, подумай, какое будет окончание.
Напиши глагол, выдели окончание.
солнышко скрылось (оно скрылось)
26. Сложные слова.
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную.
Корнеплод, паровоз.
27. Падежи имён существительных.
Вспомни название падежей и падежные вопросы!
Найди слово, к которому относится имя существительное, поставь
от него вопрос, выпиши словосочетание. По вопросу и предлогу определи падеж.
Над озером кружились чайки.
Т. п.
кружились (над чем?) над озером
28. Однородные члены предложения.
Напиши предложение. Правильно поставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят.
сущ. сущ. сущ. гл.
Грачи, скворцы и жаворонки улетели в тёплые края.
29. Сложное предложение.
Напиши предложение. Правильно расставь знаки препинания.
Подчеркни грамматические основы. Укажи части речи. сущ. гл. сущ. гл.
Каштанка обиженно заскулила, а гусь вытянул шею и
гл.
заговорил.
30. Разбор по членам предложения с указанием частей речи.
Напиши предложение. Подчеркни главные члены. Укажи части речи.
Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи части речи.
пр. сущ. гл. прил. сущ.
В лесу цветут душистые ландыши.
сущ.- существительное нареч. — наречие
прил.- прилагательное пр. — предлог
гл.- глагол с.- союз
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Школьникова Т.Ю., учитель нач.классов
Проведение работы над ошибками в творческих работах по русскому языку
Работа по развитию речи является приоритетным направлением в системе обучения русскому языку в начальных классах. Основная задача – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой по русскому языку. Работа с текстом веду в двух направлениях:
формирование умений анализировать готовый текст;
обучение пересказу текста в устной и письменной форме (написание изложений), составлению собственных высказываний (написание сочинений).
Систематическая работа над текстом даёт учащимся возможность наблюдать, всесторонне анализировать изучаемые лексические и грамматические явления в их органической взаимосвязи.
Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность, на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.
Обучение изложению начинаю с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.
Требования к изложению:
самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);
использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;
полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости основных фактов.
Для проведения последующей работы над ошибками анализирую изложения и классифицирую их с учётом:
точности и последовательности передачи содержания текста;
ошибок в построении предложений;
неправильного употребления слов;
наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.
Работу над ошибками в изложении провожу на следующем уроке. Начинаю со сравнения написанных учащимися изложений с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разбираю орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:
учитель зачитывает первоначальный текст изложения;
учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.
Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме. Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:
-
понять и раскрыть тему сочинения;
-
подчинить своё сочинение определённой мысли;
-
собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;
-
определить границы сочинения;
-
составить план и писать по плану;
-
создать текст и записать его;
-
использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
-
совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.
Работу над ошибками в сочинении провожу на следующем уроке и включаю следующее:
-
зачитывание лучших сочинений;
-
коллективный анализ сочинений:
-содержания;
-построения целого текста и связи его частей;
-построение отдельных предложений и способов связи предложений в целое;
-порядка слов в предложении;
-связи между словами в предложении;
-употребление отдельных слов и выражений;
-коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);
-индивидуальная работа над ошибками.
У учащихся на партах всегда есть памятка, помогающая понять допущенные ошибки и правильно их исправить.
Памятка работы над ошибками в изложении и сочинении.
Условное обозначение ошибки |
Ошибка |
Способ исправления |
Ф |
Фактическая ошибка |
Исправить |
V |
Пропуск важного слова или предложения. |
Вставить пропущенное слово или предложение. |
Z |
Не выделен абзац |
Начать с красной строки. |
(.) |
Нет точки в конце предложения |
Поставить точку в конце предложения. |
1,2,3, … |
Неудачный порядок слов. |
Изменить порядок слов. |
Н |
Неудачное слово или предложение. |
Заменить другим словом или составить другое предложение. |
П |
Повтор |
Заменить или исключить повторяющееся слово |
( ) |
Лишнее |
Убрать лишнее |
Написание изложений и сочинений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи учеников, которое наряду с другими видами работ в начальной школе учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.