Работа над ошибками словарные слова

Работа над ошибками

Правило, на которое сделана ошибка

Как исправлять ошибку

Образец

Словарное слово (непроверяемые гласные и согласные)

Запиши слово без ошибок целую строку, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение.

Молокó, молокó, молокó

Гласные и, у, а после шипящих( жи-ши,

ча-ща, чу-щу)

Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило

Щука, чаща, жизнь, шипы, чудо

Сочетание чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ

Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило

Дочка, ночка, почка

Заглавная буква в именах собственных

Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило

Москва, Орёл, Киев

Перенос слов, деление слова на слоги

Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса

УIчеIник – уче-ник, ме-тель, во-ро-на

Безударные проверяемые гласные в корне слова

Выпиши слово без ошибок, выдели корень, поставь ударение. Подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным). Подчеркни безударную и ударную гласную. Напиши два примера на это правило.

Домá- дóм, травá – трáвы,

водá — вóды

Проверяемые согласные в корне

Выпиши слово без ошибок, подчеркни проверяемую согласную, выдели корень , подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный). Напиши два примера на это правило.

Дуб – дубы, утюг – утюги, варежка- варежечка

Непроизносимые согласные в корне

Выпиши слово без ошибок, подчеркни проверяемую согласную, выдели корень , подбери и запиши проверочное слово. Напиши два примера на это правило.

Местность – место, честность – честь, счастливый – счастье.

Удвоенные согласные

Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило.

Класс, коллекция, тонна

Слово с разделительным мягким знаком

Выпиши слово без ошибок, выдели корень, подчеркни согласную перед Ь и гласную после Ь, напиши два слова на это правило,

Соловьи, льёт, вьюга

Слово с разделительным твёрдым знаком

Выпиши слово без ошибок, выдели приставку, подчеркни Ъ и гласную после Ъ, напиши два слова на это правило.

Объявление, подъезд, объезд

Мягкий знак в конце и середине слова

Выпиши слово без ошибок, выдели корень, подчеркни Ь и согласную перед ним. Напиши два слова на это правило.

Сельдь, медведь, лень

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Выпиши слово без ошибок, определи род, подчеркни Ь и согласную перед ним. Напиши два слова на это правило.

Дрожь – ж.р., мышь, ночь

Мяч – м.р., врач, калач

Много туч – мн.ч. Р.п.

Пропуск и замена букв

Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение.

вилIка

Гласные и согласные в приставках

Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни. Написать 2 слова на это правило.

Добежал, дошёл, доехал

Слитное написание приставок

Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели. Написать 2 слова на это правило.

Уход, забег, доехал

Раздельное написание предлогов со словами

Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши. Написать 2 слова на это правило.

На столе – на большом столе

Правило, на которое сделана ошибка

Правило, на которое сделана ошибка

Правило, на которое сделана ошибка

Окончания имен существительных

Выписать слово без ошибки, выделить окончание, определить склонение, падеж. Написать 2 слова на это правило.

В классе – 2 скл., П.п.

К машине – 1 скл., Д.п.

В глуши – 3 скл., П.п

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных

Задать вопрос от существительного, определить род, число, падеж. Выделить окончание. Написать 2 слова на это правило.

В глубоком (каком?) озере – ср.р., П.п.

Окончания глаголов.

Выделить окончание, определить спряжение. Написать 2 слова на это правило.

Читает – I спр., борется — – I спр.

Смотрит – II спр., искл.

О и Е после шипящих и Ц в окончания имен существительных и прилагательных

Поставить ударение, выделить окончание. Написать 2 слова на это правило.

Мячóм, врачóм, кольцóм

Тучей, товáрищем, сóлнцем

Голубóго озера

Мягкий знак в глаголе.

Задать вопрос к глаголу, подчеркнуть Ь. Написать 2 слова на это правило.

Кататься (что делать?), учишься (что делаешь?), катается (что делает?)

Не с глаголами.

Подчеркнуть НЕ и глагол.

Не смотреть, ненавидеть, не приду

Ключевые слова:

ошибкоопасные
,
«Немой» словарик
,
«Толковый» словарь
,
схемы-угадайки

Словарная работа – это не
эпизод в работе учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами курса русского
языка.

А.В. Текучев – филолог,
специалист в области
методики преподавания русского языка,
доктор педагогических наук, профессор

Дидактические цели и задачи:

— обогащение словарного запаса учащихся;

— усвоение грамматических форм слова;

— формирование навыков использования
справочной литературы;

— орфоэпическое произношение слов;

— усвоение правописания слов с непроверяемыми
орфограммами.

Ожидаемые результаты:

— будет расширен словарный запас учащихся;

— будут усвоены грамматические формы слов и
выработан навык правописания слов с
непроверяемыми орфограммами;

Будут сформированы следующие компетенции:

— умение работать с различными источниками
информации;

— умение сотрудничать;

— самоорганизация.

Ход урока

1. Составь предложение со словарным словом

Учащимся предлагается составить предложение, в
котором есть словарное слово. Усложним задание:
предложим составить предложение по заданной
схеме, в схеме указать местоположение словарного
слова, используя цвет или значок. Например:

______ _____ __ ____

(Сорока сидит на суку)

2. Комментатор (вставь пропущенную орфограмму,
объясни)

Даны словарные слова с пропущенными
орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо
вставить букву и объяснить свой выбор. При этом
очень важно научить учащихся классифицировать
орфограммы.

Например: Т_ТРА_Ь или как вариант
(Т(и/е)ТРА(д/т)Ь.

1) Безударная гласная в корне (е/и), проверяемая
ударением;

2) Буква «Д» в слове, означающая парный
согласный [д], который можно проверить (звук
согласный проверяй, рядом гласный подставляй):
тетради, где [д] стоит в сильной позиции.

3. «Немой» словарик

Учитель или ведущий ученик, четко артикулируя
губами, без подачи голоса «проговаривает»
словарное слово. Остальные ученики угадывают
слово, затем так же беззвучно «проговаривают»
ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид
работы формирует навык комментированного
письма. Данный навык важен, при выполнении любой
письменной работы, особенно при написании
диктантов, когда ученик пишет с немым
проговариванием. Сокращается количество ошибок,
связанных с пропуском или заменой букв.

4. «Толковый» словарь

Ведущий (учитель или ученик) не называет
словарное слово, объясняет всем его лексическое
значение. Учащиеся угадывают слово и записывают
с проговариванием. Этот вид работы развивает
внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего
ученика формирует навык грамотного построения
предложения.

5. «Этимологический» словарь

Ведущий рассказывает о происхождении
заданного слова. Ученики угадывают (могут и
дополнить рассказ ведущего), а затем записывают
слово с проговариванием.

6. «Картинный» словарь

Ученики подбирают предметную картинку к
словарному слову. Этот вид работы можно
усложнить: ученики должны выбрать или нарисовать
сюжетную картинку, на которой будут изображены
предметы, называемые словарными словами. На
сюжетной картинке необходимо найти как можно
больше словарных слов. Затем можно подобрать к
этим словам признаки, действия. Итогом станет
небольшое сочинение по данной картинке с
использованием отработанных заготовок.

7. Выборочный диктант

Ведущий читает предложение или текст.
Остальные ученики на слух определяют словарное
слово, записывают его с проговариванием. Это
может быть и зрительный, и выборочный диктант. В
данном случае необходимо установить временные
границы работы и затем выяснить, кто из учащихся
выявил больше слов. В этой работе важны не только
списывание словарных слов, а работа со словом
(выделение орфограмм).

8. Схемы-угадайки

На доске или на карточках даны схемы слов с
указанными «словарными» орфограммами. Возможет
и более сложный вариант: орфограммы не только
непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот
вариант требует определённых обозначений каждой
орфограммы. Например, проверяемые орфограммы
можно обозначить точкой, а не проверяемые –
подчеркнуть (знак минус – слабая позиция).

____О____О____ (воробей, молоко, …)

_________СС___ (касса, масса, …)

____Е________ДЬ (медведь, тетрадь, ….)

9. Копилка — минутка

На доске записана группа словарных слов, не
обязательно тематическая. Слова могут быть
подобраны на определённую орфограмму, к
конкретной теме урока. Например: при изучении
темы «Парные согласные» берётся группа слов с
парными согласными, аналогично – удвоенные
согласные, непроизносимые согласные и т.д. Таких
слов должно быть не менее 10. Для запоминания
дается одна минута, в ходе которой ученики
проговаривают слова. Затем учитель закрывает
слова (вытирает с доски). Снова дается одна
минута, но уже для написания слов. Задача:
вспомнить и написать как можно больше словарных
слов. Работа обязательно проверяется
(самопроверка, взаимопроверка, подчеркивание
орфограммы).

10. «Лишнее» слово

Эту работу можно проводить в начале урока
вместо работы или при подведении к новому
материалу. Например: тема урока «Имена
существительные одушевленные и неодушевленные».
На доске записаны слова: сорока, ворона, петух,
корова, корова, дорога.
Дети ведут рассуждения.

1. Я считаю, что лишнее слово петух, т.к. при
написании всех слов потребовалось 6 букв, а для
слова петух всего пять.

2. Я считаю, что лишнее слово петух, т.к. во
всех словах по 3 слога, а в этом – 2.

3. Я считаю, что лишнее слово дорога, т.к. все
слова отвечают на вопрос кто?, а это слово –
на вопрос что?

И так далее. Аргументов и «лишних» слов может
быть очень много.

11. Буквы-липучки (магниты)

Дана определенная буква (орфограмма). За
определённое время необходимо примагнитить к
ней с одной или с двух сторон так, чтобы
получилось словарное слово. Например:

М ШИНА КЛА

М ЛИНА МА А

М ГАЗН КА А

… (А) … … (СС) ….

Эту работу хорошо проводить, когда в словарики
много слов на определённую орфограмму. Можно
проводить этот приём как вариант домашней
работы, например: при изучении темы «Удвоенные
согласные».

12. Мнемотехнический словарик

Учащиеся при помощи учителя или самостоятельно
(по аналогии) методом фонетической ассоциации
составляют предложение со словарным словом так,
чтобы оно было созвучно с частью другого слова в
этом предложении. Например:

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых
лиц.

МЕБЕЛЬ из ели.

ЯГОДЫ. Ем ягоды круглый год.

КОСТЮМ. Костя носит костюм.

ЛОПАТА. Лопата похожа на лопасть.

ПЕНАЛ. У Пети пенал.

ТОВАРИЩИ. Том и Толик товарищи.

ПАЛЬТО. Пальто носит папа.

13. «Шифровки»

Эту работу лучше давать вне урока, т.к. для его
выполнения требуется немало времени, ведь важна
в этом задании не скорость, а качественный
результат. Самое интересное при этом – сам
процесс работы. Ученики при желании могут
объединяться в группы и работать вместе.
Шифровки могут быть самыми разными.

А) Шифровка «Слоговое сложение»

Раздели данные слова на слоги.

Составь из полученных слов словарное слово,
взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь
ударение и выдели орфограмму.

ВЕС НА + ГО РОД = НА РОД

ТРА ВА + У ГОН = ВА ГОН

ТЕ МА + ЛЕ ТО + ФОН ТАН = ТЕ ЛЕ ФОН

Можно дать обратное задание по аналогии:
придумать свою шифровку.

Б) Шифровка «Алфавит»

Каждой букве алфавита соответствует
порядковый номер. Можно шифровать или
расшифровать словарные слова.

1 2 3 4 5 6 7 8

А Б В Г Д Е Ё Ж

1, 13, 13, 6, 33 – АЛЛЕЯ. В этом варианте легко
заметить, что в слове будет удвоенная согласная.

В) Шифровка «Убери лишнее»

Буквы словарного слова перемешивают с другими
буквами, которые можно убрать по какому-то
определённому признаку.

Например: К, Б, П, Е, С, Р, Е, Т, З, К, Ш.

Зачеркни парные глухие согласные и получи
словарное слово (БЕРЁЗА). Данное упражнение
хорошо использовать как вступительную часть
урока при повторении определённых тем (например:
парные согласные).

Г) Шифровка «Части слова»

Этот вид работы можно использовать при
повторении или закреплении темы «Состав слова».
Чаще всего получается не само словарное слово, а
родственное ему. НАПРИМЕР:

Приставка в нашем слове как у слова ЗАБОЛЕЛ.

Корень как у слова МОРОЗИЛКА

Суффикс как в слове БЕРЕЗКА

Окончание как у слова КОНЬКИ

В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ

Д) Шифровка «Добавь гласные» (или «Испорченный
телефон»)

Даны наборы согласных букв в строгом порядке.
Необходимо вставить между ними гласные так,
чтобы получилось словарное слово. Например: КПСТ
(капуста).

Можно брать не одно слово, а группу слов,
объединенных каким-то общим признаком. Например:
живые существа КРВ (корова, ЧЛВК (человек); растет
ЧРМХ (черемуха), РХ (орех).

14. Кроссворды

Этот вид работы требует больше времени, поэтому
используется во внеклассной работе или в
качестве домашнего задания.

15. «Недостающие пазлы»

По сути, это списывание с определенным
грамматическим заданием. В данном случае
необходимо вставить в текст с пробелами
подходящие по смыслу словарные слова.

16. «Проба пера»

Этот вид работы практикуется в 3–4-х классах,
когда индивидуальный словарик достаточно полон.
Для способных детей словарь может быть дополнен
словами, не входящими в программу данного класса.
Школьникам предлагается в течение выходных дней
написать рассказ или сказку, используя словарные
слова по определённому подбору:

1) На одну букву (использовать все словарные
слова на определённую букву);

2) На наличие в словарных словах буквосочетаний -оро-,
-оло
-;

3) Словарные слова должны иметь одну
определённую орфограмму (например: удвоенную
согласную);

4) Можно использовать словарные слова на
определённую тему. Например: можно дать задание
описать свою квартиру или комнату, используя как
можно больше словарных слов.

Для учащихся готовлю памятки, которые помогают
им грамотно выполнить работу над ошибками над
словарными словами.

Памятка «Работа над ошибками»

1. Выпишу из текста слово (словосочетание), в
котором сделана ошибка.

2. Подчеркну орфограмму.

3. Разберу по составу данное слово по составу.

4. Найду, в какой части слова сделана ошибка.

5. Найду правило правописания к части слова, в
которой сделана ошибка.

6. Запишу несколько слов на данное правило
правописания.

7. Составлю предложение с этим словом.

Например:

Столы – стол; весна, окно, глаза.

На столе лежит интересная книга.

Использованная литература

1. Александрова Г.В., Занимательный русский язык,
СПб, 1997.

2. Занимательная грамматика. М.: 1996.

3. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.И. И учёба, и игра:
русский язык. Ярославль, 1997.

4. Журнал «Начальная школа», 2009 г. №10,
С. 75–78.

5. Львов М.Р., Правописание в начальных классах,
М.: 1998.

Памятка

Работа над ошибками по русскому языку (1-4 классы)

1.Пропуск
и замена буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную
букву.

Работа работа
работа работа работа работа работа работа
работа

2.
Большая буква в начале предложения.

Напиши предложение правильно. Подчеркни
заглавную букву.

Ребята пришли в школу.

3.Перенос
слова.

Выпиши слово, разделяя его для переноса.
Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Уче-ник, пе-нал,
порт-фель.

Запомни! При
переносе слов одну букву нельзя оставлять на строке и переносить.

4.
Гласные после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово правильно. Напиши ещё два слова
на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму в словах.

Машина, жизнь,
роща.

5.
Сочетания чк, чн, нщ, щн, нч

Выпиши слово правильно. Напиши ещё два слова
на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму в словах.

Бабочка, точка,
сочный, пончик, мощный

6. Мягкий
знак – показатель мягкости. Разделительный – ь.

Выпиши слово правильно. Напиши ещё два слова
на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму в словах.

 Мальчик, день, пальто. Семья,
лью, воробьи.

7. Разделительный 
ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку.
Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни гласную.

Например. Съезд,
объявление, подъём.

Запомни!
Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на
согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

8.
Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Напиши ещё два слова
на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму в словах.

Москва, Анна, Кубань.

9.
Словарное слово. Безударная гласная, непроверяемая ударением.

Напиши это слово правильно целую строчку.
Подчеркни орфограмму.

Работа работа
работа работа работа работа

10.
Ударение.

Выпиши слово правильно. Поставь в нём
ударение. Напиши ещё два слова на эту орфограмму

Де́ти, ле́то.

11.
Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! ).

Выпиши предложение правильно. Подчеркни
орфограмму.

Дети идут в школу.

12.
Разбор предложения.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни
главные члены. Установи связь слов в предложении. Выпиши словосочетания.

В лесу растёт
зелёная ель. (Повествоват., невосклиц., простое, распростран.).

Ель (какая?)
зелёная;

Растёт (где?) в
лесу
.

13.
Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.

Запиши слово правильно. Подчеркни безударную
гласную. Поставь ударение. Выдели корень. Подбери проверочное слово и запиши
его рядом.

Звезда – звёздный,
зима – зимний, голова –головы,  головка.

14.
Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Подчеркни сомнительную
согласную. Выдели корень. Подбери проверочное слово и запиши его рядом.

Беседка –
беседовать, лебедь – лебеди, рыбка – рыбак.

15.
Двойные согласные в словах.

Запиши слово правильно. Напиши ещё два слова
на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму в словах.

Класс, группа,
суббота.

16.
Непроизносимые согласные.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное
слово и запиши его рядом. Подчеркни орфограмму в словах.  Напиши ещё два слова
на эту орфограмму.

Солнце – солнышко,
местность – место.

17.
Правописание предлогов со словами.

Выпиши слово вместе с предлогом. Вставь между
предлогом и словом вопрос или другое слово. Подчеркни орфограмму.

От (чего?) двери , от парадной двери.

Запомни! Предлог это отдельное слово. У
глаголов нет предлогов.

18.
Состав слова.

Выпиши слово правильно. Разбери его по
составу: выдели окончание, основу, корень, приставку, суффикс. Запиши 1-2
однокоренные слова.

19.
Гласные и согласные
в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём
приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.

                Полетает,
побежит, потянут.

               Отнёс,
отбежал, отлетел.

20.Правописание
приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от
этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехать,
уехать, переехать.

Запомни! Приставка
– это часть слова, она пишется слитно со словом.

21.Мягкий
знак на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши
ещё 2 слова с орфограммой.

Например: Луч
(м.р.), шалаш, товарищ.

                   Ночь
(ж. р.), печь, тишь.

22.Соединительные
гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 1 слово с
этой орфограммой

Например. Водолаз,
самолёт, пылесос.

23.
Правописание частицы не с глаголом.

Выпиши глагол с частицей не. Напиши ещё
2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например. Не пришёл,
не узнал, не выйдет.

24.
Однородные члены предложения.

Выпиши  предложение. Обозначь однородные члены
и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и
союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например. Налетела
тёмная туча, закрыла солнышко.
[ —  = , — =].

                 
Налетела тёмная туча  и закрыла солнышко.
[ —  =  и — =].

25.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
.

Выпиши существительное. Поставь его  в
начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью
слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на
опушке (на земле,  1 скл.),

                    у
речки (у земли, 1 скл.).

26.
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с
существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от
существительного. Определи род, число, падеж прилагательного по
существительному
. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу
(какому?) дальнему – м.р., ед.ч., Д. п.)

27.
Предлог с местоимением.

 Выпиши из предложения местоимение с
предлогом. Запиши ещё 2 примера на ту орфограмму.

Например: у нас,
ко мне, с тобой.

Запомни!  Предлоги с местоимениями
пишутся отдельно.

28. Мягкий
знак Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа настоящего времени.

  Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2
глагола на эту орфограмму.

Например: пишешь,
решаешь, читаешь (наст. Вр., 2 лица, ед. ч.).

Запомни!  На конце глаголов 2 лица, ед.
числа настоящего времени  пишется Ь.

29.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.

 Выпиши глагол правильно. Поставь ударение.
Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед –ть.
Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании
глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишет –
писать, глаг., 1 спр. ( -е, -ут, -ют).

                  
Ставит – ставить, глаг., 2 спр. (-и, -ат, -ят).

30.  Сложное
предложение. Знаки препинания.

Выпиши предложение.
Подчеркни грамматические основы. Подчеркни запятую. Начерти схему предложения. [
—  =], [ —  =].

31. Правописание
суффиксов –ик-, -ек-

  Выпиши слово правильно. Выдели суффикс. Подбери проверочное
слово. Выдели орфограмму.

Мальчик
— мальчика ,человечек — человечка

Запомни! Если при изменении формы слова
гласная остаётся, пишется суффикс
–ик-, если же гласная исчезает,
пишется суффикс
–ек-

32. Правописание
в глаголах –тся  и -ться

Выпиши глагол. Выдели орфограмму. Задай к
слову вопрос (что делать? или что делает?)

Учиться (что делать?), учится
(что делает?)

Запомни! Если глагол отвечает на вопрос
что делать?, пишется – ться,

Если же что делает?, пишется – тся

33. Предложения
с прямой речью.

Выпиши предложение.
Правильно оформи предложение с прямой речью.

Прямая речь стоит
перед словами автора

Слова автора между
прямой речью

Прямая речь стоит
после слов автора

 «П,» — а.

 «П, — а.- П.»

А: «П.»

«П?» — а.

«П?» — а.- П.»

А: «П?»

«П!» — а.

«П!» — а.- П.»

А: «П!»

«П…»  — а.

«П…»  — а.- П.»

А: «П…»

«Приемы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка, позволяющие предупредить орфографические ошибки».

  Из опыта работы

учителя  начальных классов

второй  квалификационной  категории

МКОУ   «Средняя  общеобразовательная

школа  № 6»

  городского  округа  город  Фролово

  Волгоградской  области

Щербаковой Елены Сергеевны  

Вступление.

    В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

    Работу по изучению слов с непроверяемыми написаниями я начала давно.  За этот период общения с детьми накопился определенный опыт, есть находки и открытия. Исходя из своего опыта и опыта других учителей, старалась внедрить технологию РИЛ (развитие индивидуальной личности).

РИЛ – прежде всего, развитие потребности и способности личности к самопознанию, самоопределению, самореализации, совместному развитию, самовыражению. Мне нравится, что при использовании приемов РИЛ нет заданной последовательности действий педагога, т.е. учитель сам разрабатывает педагогическую технологию. Содержание, методы, приемы педагогической технологии должны быть направлены, главным образом, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика.

Постоянно находясь в поиске, систематизировав и перестроив свою работу, старалась добиваться хороших результатов обучения. И вот что я получила.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Основная часть.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Раскрывая подробнее работу, я убедилась, что развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые — это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

На первом — подготовительном этапе – провела следующую работу:

  1. Систематизировала слова (программа 1-4); записала их по возрастным классам обучения в алфавитном порядке;
  2. Систематизировала карточки и дописала новые слова;
  3. Спланировала ознакомление со словами по классам на все учебные годы;
  4. Приготовила словарики (индивидуальные);

Поставила цели:

— раскрыть смысл значения каждого изучаемого слова;

— добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;

— развивать навыки работы со словом и умения употреблять их в устной и письменной речи.

Слова с непроверяемыми написаниями мною используются при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания, особенно при написании строчных букв, в творческих и контрольных работах.

Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встречающегося на страницах учебников в начальной школе. Учу видеть такие слова в стихах, рассказах, упражнениях и находить им объяснения.

Мои ученики имеют индивидуальный словарик. С ним они начинают работу со второго полугодия первого класса. Работа в словарике в первом классе ведется на основе ассоциаций. В основном работа со словарем в первом классе проходит коллективная, а со второго класса коллективная форма сочетается с индивидуальной формой работы. За словариками я постоянно слежу, т.е. проверяю их, делаю выписку слов.

Второй этап – ознакомительный. На нем знакомлю детей со словом или группой слов – иначе, предъявляю слова. Все слова, рекомендуемые программой, предлагала так, чтобы интервал между предъявлением составлял не менее недели. Ежедневно в плане урока словарная работа занимала не более 5 – 7 минут.

Работу по предъявлению слов провожу следующим образом:

1) рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку; установление значения этого предмета;

2) проговаривание слова с детьми хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение их по порядку всех звуков;

3) чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;

4) решение орфографических задач, например: какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить? Можно ли проверить эту букву?

Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме запомнить;

5) подбор ознакомительных слов (указывается на единообразное написание в корнях, составление словосочетаний и предложений);

6) подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно. Кроме того, надо помнить, что в начальной школе изучаются такие слова, как быстро, весело, вдруг…

Коллективный разбор – доказательство сильной и слабой позиции. Предъявление слов провожу через карточки-картинки, иллюстрации, пословицы, поговорки, загадки, анаграммы, тексты, описательные тексты, предложения. На этом этапе обращаю внимание детей на осмысление значения слова – предмета, иначе – на признак, который присущ только этому предмету, а затем связываю с орфограммой.  

 Заключение

        Работая над темой, я заметила положительные результаты в работе по итогам проверок знаний словаря детей. Эффективность очевидна: дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других, значительно быстрее, и их знания прочнее.

         Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.

ПАМЯТКА

для Работы над ошибками.

1. Пропуск букв, замена букв, искажение слов

  • ВЫПИШИ СЛОВО

  • ПОДЧЕРКНИ БУКВУ, В КОТОРОЙ ОШИБЛАСЬ (-СЯ)

  • РАЗДЕЛИ НА СЛОГИ

НАПРИМЕР: Бу-ма-га

2. Перенос слов

  • ВЫПИШИ СЛОВО

  • РАЗДЕЛИ ДЛЯ ПЕРЕНОСА

НАПРИМЕР: Але-нуш-ка

3. Большая буква в именах собственных

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ПОДЧЕРКНИ БУКВУ

  • НАПИШИ ЕЩЕ ТРИ СЛОВА НА ЭТО ПРАВИЛО

НАПРИМЕР: Москва, Курск, Орел, Минск.

4. Ошибки в словах с ь знаком, обозначающим мягкость

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ПОДЧЕРКНИ Ь ЗНАК

  • НАПИШИ ЕЩЕ ТРИ СЛОВА С Ь

НАПРИМЕР: Льдина, письмо, конь, крыльцо.

5. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ПОДЧЕРКНИ ОРФОГРАММУ

  • ЗАПИШИ ЕЩЕ ТРИ СЛОВА С ЭТИМ СОЧЕТАНИЕМ

НАПРИМЕР: Бочка, речка, точка, дочка.

6. Ошибки в словарных словах

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ

  • ОТМЕТЬ ОРФОГРАММУ

  • Н

    ,

    ,

    ,

    АПИШИ СЛОВО ТРИ РАЗА

Н

.

.

АПРИМЕР: Ребята, ребята, ребята.

7

.

. Правописание букв безударных гласных звуков

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ

  • ОТМЕТЬ БУКВУ БЕЗУДАРНОГО ГЛАСНОГО ЗВУКА

  • НАПИШИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО

  • ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ПОДЧЕРКНИ БУКВУ

ПРОВЕРЕННОГО ЗВУКА

  • З

    ,

    ,

    АПИШИ СВОЙ ПРИМЕР

НАПРИМЕР: Глаза – глазки, …

8. Правописание парных звонких и глухих согласных

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ОТМЕТЬ ОРФОГРАММУ

  • ЗАПИШИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО

  • ЗАПИШИ СВОЙ ПРИМЕР

НАПРИМЕР: Лодка – лодочка, …

9. Правописание предлогов со словами

  • ВЫПИШИ СЛОВО С ПРЕДЛОГОМ

  • ВСТАВЬ МЕЖДУ НИМИ ВОПРОС ИЛИ СЛОВО

НАПРИМЕР: На (каком?) дворе или на (старом) дворе.

10. Разделительный мягкий знак (ь)

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ПОДЧЕРКНИ Ь И СЛЕДУЮЩУЮ БУКВУ

  • НАПИШИ ЕЩЕ ТРИ СЛОВА

НАПРИМЕР: Листья, хлопья, сучья, семья.

11. Слова с разделительным ъ знаком

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ВЫДЕЛИ КОРЕНЬ И ПРИСТАВКУ

  • ПОДЧЕРКНИ Ъ И СЛЕДУЮЩУЮ БУКВУ

  • ЗАПИШИ ЕЩЕ ТРИ СЛОВА

НАПРИМЕР: Подъезд, съезд, подъем, объявление.

12. Удвоенные согласные

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ПОДЧЕРКНИ БУКВЫ

  • НАПИШИ ЕЩЕ ТРИ СЛОВА

НАПРИМЕР: Анна, класс, аллея, группа.

13. Непроизносимые согласные

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ПОДЧЕРКНИ БУКВУ

  • НАПИШИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО

НАПРИМЕР: Поздно — опоздать.

14. Мягкий знак в конце существительных после шипящих

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ПОДЧЕРКНИ БУКВУ С Ь ЗНАКОМ

  • ОПРЕДЕЛИ РОД

  • НАПИШИ ЕЩЕ ТРИ СЛОВА НА ЭТО ПРАВИЛО

Н

ж.р.

ж.р.

ж.р.

ж.р.

АПРИМЕР: Ночь, дочь, мышь, речь. или

П

м.р.

м.р.

м.р.

м.р.

лащ, меч, грач, нож.

15. Окончания имен существительных

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

  • ПОСТАВЬ ВОПРОС

  • ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ, ЧИСЛО, РОД, ПАДЕЖ

НАПРИМЕР: По площади (по чему?) – 3 скл., ед.ч., ж.р., Д.п.

16. Окончания имен прилагательных

  • ВЫПИШИ СЛОВО ВМЕСТЕ С ИМ.СУЩ.

  • ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

  • ПОСТАВЬ ВОПРОС

  • ОПРЕДЕЛИ ЧИСЛО, РОД, ПАДЕЖ

НАПРИМЕР: в глубокое озеро (в какое?) — ед.ч., ср.р., В.п.

17. Личные окончания глаголов

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

  • ПОСТАВЬ ВОПРОС

  • ОПРЕДЕЛИ ЧИСЛО, СПРЯЖЕНИЕ, ЛИЦО

НАПРИМЕР: Играешь (что делаешь?) – ед.ч., I спр., 2 л.

18. Ошибки в приставках

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ВЫДЕЛИ ПРИСТАВКУ

  • НАПИШИ ЕЩЕ ТРИ СЛОВА С ЭТОЙ ПРИСТАВКОЙ, ВЫДЕЛИ ЕЁ

НАПРИМЕР: Пришел, приехал, прибежал, привел.

19. Ошибки в суффиксе

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ВЫДЕЛИ СУФФИКС

  • НАПИШИ ЕЩЕ ТРИ СЛОВА С ЭТИМ СУФФИКСОМ, ВЫДЕЛИ ЕГО

Н

.

.

.

.

АПРИМЕР: Маленький, беленький, веселенький,

длинненький.

20. Правописание не с глаголами

  • ВЫПИШИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО

  • ПОДЧЕРКНИ ЧАСТИЦУ НЕ

  • НАПИШИ ЕЩЕ ТРИ СЛОВА НА ЭТО ПРАВИЛО

Н

ч.

ч.

ч.

ч.

АПРИМЕР: Не пиши, не звони, не стой, не смотри.

21. Предложения с однородными членами

  • ПРИДУМАЙ И ЗАПИШИ СВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

  • ПОДЧЕРКНИ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРАВИЛЬНО, УКАЖИ ЧАСТЬ РЕЧИ, ПАДЕЖ

Н

сущ. И.п.

сущ. И.п.

АПРИМЕР: На лугу росли ромашки, лютики,

к

сущ. И.п.

олокольчики.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Работа над ошибками прикол
  • Работа над ошибками слово расстилается
  • Работа над ошибками словарное слово 3 класс
  • Работа над ошибками слово пошел
  • Работа над ошибками слова семья