Работа над ошибками слово чудесный

Работа над
ошибками в
 4  классе

(Памятка для ученика.)

1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь
ударение.
   

2.    Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по
составу.

3.    Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три
слова с той же приставкой.
Выдели приставку и обозначь ударение.

4.    Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень.
Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.

5.    Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах
суффикс.

6.    Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос,
падеж, склонение, окончание.
Составь предложение с существительным в этом падеже.

7.    Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существующим, к которому оно относится; по роду
и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.

8.    Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.

*************************

ПОДСКАЗКИ

(ЕСЛИ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ В СЛОВАХ БЕЗ НОМЕРА ОРФОГРАММЫ)

 | —
Приморский
 — разбери слово по составу, выдели суффикс,  приведи 2 примера слов с таким же суффиксом,
выдели суффикс. См. № 5  в Памятке выше.

*******************

| 
Свежесть —
подчеркни букву, где была допущена ошибка. Приведи 2 примера слов с таким же суффиксом. 
См. № 5  в Памятке выше. 

свежесть

свеж корень
есть суффикс
ø нулевое
окончание

Сходные по морфемному строению слова

  • неуклюжесть
  • горесть
  • тяжесть
  • пригожесть

|  —Квакают — (поставьте
глагол в начальную форму, выделите суффикс)- квакать. Приведите пример с таким же суффиксом. 
См. № 8  в Памятке выше.

***************

 ИЗУЧЕННАЯ ОРФОГРАММА: 


1. Неправильно поставлено
ударение

Запиши слово. Поставь ударение. Запиши
 ещё  одно однокоренное слово (если нельзя, то
изменить форму слова), поставь ударение.

Пример.  Коро ´
ва,
коро
´ вка.

или: Ча ´ па, у Ча ´пы.


2. Обозначение звуков буквами (пропуск и замена
букв).

Выпиши на
строчку
слово, в котором ты допустил
ошибку.
Подчеркни букву, в которой допустил ошибку. Поставь тире и «запиши» это слово звуками. 
 

Пример.  Бе ж
ал — [б’и ж а´л].

№ 3.
Слоги. 

Выпиши на
строчку
слово, в котором ты допустил
ошибку.
Укажи буквы гласных звуков, раздели слово на слоги вертикальными чёрточками, поставь
ударение.
Поставь тире и укажи количество гласных и количество
слогов.
 

Пример.
У
|
ч е | н и́ к — 3 гласных, 3 слога.
   

На | клей | ка — ОДНУ БУКВУ НЕ ОТРЫВАЮТ ОТ КОРНЯ!

НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ОДНУ БУКВУ ОТ КОРНЯ: по-драл-ся
(по — это
приставка, а буква 
«д»  относится к корню,  по-звонишь !!! )
 


4. Большая буква в начале
предложения.
Знак в конце предложения
(большая буква в начале, порядок
слов, согласование слов, пропуск знаков препинания).
 

Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву и знак в конце предложения.

             Пример. Выпал пушистый снег .  Дети рады!     

№ 5.
Большая буква в имени собственном.
(Строчная в нарицательных существительных)

Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Подбери и
запиши
ещё 2 слова на эту орфограмму.

        Пример. Марина, город Москва, река Нева.          

или  

Выпиши слово правильно. Подчеркни строчную букву. Подбери и
запиши
 ещё 2  слова на эту орфограмму.

           Пример.  столица
     
столичный, наша       столица.

№ 6.
Гласные после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу)

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Подбери и
запиши
ещё ОДНО слово на эту орфограмму .

        Пример.            Малыши ,
каранда
ши , ежи.

                        или:           
 В
ро
щ
у , щука,
выта
щу .
   

                    или:  Щавель, площадь, чаща.              

7.
Перенос слова. 

Выпиши на строчку  слово, в котором ты допустил ошибку. Укажи буквы гласных звуков, раздели слово на слоги вертикальными чёрточками.
Поставь ударение. 
Поставь запятую и запиши все возможные способы переноса слова.

Запомни! При переносе одной букву нельзя оставить на строку и нельзя переносить на
новую строку
:  й, ь.

НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ОДНУ БУКВУ ОТ КОРНЯ: по-драл-ся  (по — это приставка, а буква  «д»  относится к
корню, 
по-звонишь !!! )

Пример.   З а | т е́ й | н и | к и , за — тейники, затей — ники, затейни — ки.

№ 8.   
Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением. (Словарные слова) 

Напиши слово, запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни орфограмму. Напиши ещё ОДНО однокоренное слово. Раздели или на слоги, или для переноса.

                   Я ´г о да, я ´г о д-ка, я ´| г о д | ный.

№ 9. Мягкий знак
(ь), обозначающий мягкость согласного.

Выпиши на строчку  слово, в котором ты допустил ошибку. Подчеркни одной чертой ь, двумя чертами — букву
перед ним.
Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.

Пример. Ель , тень , мальчик.
№ 10. Сочетания
чк, чн, нч, щн, 
 чт, рщ
 
нщ — произносится:  [ н , щ , ] .

Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил
ошибку.
Подчеркни сочетание одной чертой. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.

Пример. Дочка, речка, мощный, ночной.

11 .
 
Разделительный мягкий знак (ь).

Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил
ошибку.
Подчеркни сочетание букв. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.

Пример. Вьюга, листья , соловьи .

   № 12. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)

Выпиши
слово, поставь ударение.
Выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово
и запиши в скобках.
 (НЕТ НА САЙТЕ ФУНКЦИИ — ДВЕ ЧЕРТЫ !) Запиши
 ещё ОДНО слово- пример . Не забудь поставить ударение в проверочном слове!

        Пример. С а д ы´ (
с а д ) , в о лн а´ ( в о ´лн ы), 
ч е рв и´вый (
ч е рвь) .
          

 № 13. Парные звонкие и глухие согласные в корне. (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с,
г-к)

Выпиши
слово правильно.
Выдели корень, подчеркни согласную. Подбери проверочное слово. Буква — подчеркни помощницу
двумя черт
ами.
Запиши
 ещё ОДНО слово- пример.

Не надо ставить ударение в проверочном слове! Эту орфограмму ударением НЕ ПРОВЕРИТЬ!   

               Пример.     Мороз  ( морозы ) , ягодка  (ягода) , просьба
(про
сит)

***

 № 14. Правописание непроизносимых согласных в
корне слова.

(в, д, л, т) (сочетания СТН-СН, ЗДН-ЗН)

а) Есть непроизносимые согласные.

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово. Запиши  два  примера.

                            Звёздный (звёздочка), здравствуй (здравие), окрестность (крест ) .

б) Нет непроизносимых согласных

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово, составь и запиши словосочетание. Запиши  ОДИН  пример.

Чудесно (чудеса ), чудесная погода; прекрасная (прекрасен), прекрасный ответ; ужасный (ужас ), ужасный фильм.

 № 15 .  Разбор
предложения
.

  Переписать предложение, разобрать
по
схеме —  опоре (схема — опора есть у каждого). Дать характеристику предложению (то, что пишем в
скобках).
 

 16. Двойные согласные
в корне слова.
(бб, жж, кк, лл, мм, пп, рр, сс)

 А. Запомни. Пользуйся
словарем. 
 

1.Выпиши слово правильно.

2.
Раздели слово для переноса.
Выдели корень.

3.Запиши ещё одно однокоренное слово. Подчеркни двойную согласную.

                   Группа, груп — па, групповой- ВСЕГО ТРИ
СЛОВА

Б. Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё ОДНО слово.

               
       
Рассвет, рассказ,
оттепель.

В. Удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.

Выпиши слово правильно. Выдели корень и суффикс. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё 2
слова.

               
         
 Длинный, весенний, оконный.

17. Правописание
предлога со словом.

 а) Выпиши предлог и слово, к которому он относится. Между предлогом и словом вставь ещё слово. Подчеркни предлог. Запиши один пример.

                   К (какому?)
берегу ,  к  крутому берегу. По ( какой? ) улице,  по широкой улице    

Б

 
НО

У глаголов нет предлогов.

Запиши слово, подчеркни приставку, обозначь часть речи,
приведи два примера, запиши выделяя приставку.

        Улетел-гл., увяз-гл.,
залетел-гл.

В

в) правописание предлога с прилагательным

Ставлю
прилагательное в начальную форму: ед.ч.    м. р. вопрос: КАКОЙ? Рассуждаю: приставка ушла, значит это НЕ приставка, а предлог. Пишется отдельно.

К лесному озеру, (какой? лесной) — к- предлог;     по широкой реке, (какой? широкий) — по —  предлог

18.
Разделительный твердый знак (Ъ)

Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами: е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму . Выдели приставку, корень . Подчеркни Ъ — одной чертой, а согласную в
приставке и гласную букву в корне — двумя чертами.

                   С ъ
е
зд,
об
ъ я вление, об ъ ё м

19. Не поставили запятую,
или поставили лишнюю запятую.

Перепиши
предложение.
Подчеркни запятую или пробел.

Жёлтые
, красные , багряные листья летят по дорожкам сада.

На клумбе распустились яркие
оранжевые цветы.   

20.  Разбор слова по
составу.

морозец2

Если неправильно разобрано слово или не выделена часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание), нужно переписать слово,
выделить его части.

 21. Правописание слов с шипящим на
конце.  
Выпиши слово. Запиши ещё ОДНО слово на это правило. Укажи часть речи и род.

б) 3 класс:

Делай так:

дочь, ночь, речь (сущ .., ж. р., 3 скл. в ед. ч.)

шалаш, сторож, камыш (сущ., м.р. 2 скл. в ед. ч.)

с крыш, много задач, из-за туч (сущ., ж. р., 1 скл., во мн.ч., в р. п.).

 в) 4 класс:

Правописание слов с шипящим на
конце.
 Выпиши слово.
Запиши еще два слова на это правило.

Делай так:

Шалаш, сторож, камыш (сущ. М.р.);

с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.);

кипуч, могуч, скрипуч (краткое
прилагаемое).
 

22.  Гласные и согласные в
приставках.

Вспомни правило: Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от
произношения.

Напиши слово верно. Придумай и
запиши еще
два слова с этой приставкой. Приставки
выдели.

 Делай так:

 А.

Приехал, пришёл, принёс.

НО

Премудрый, превращать,
пренеприятный

преградить (переградить)

Б .

ИЛИ

Забежал, заехал,
задумался.

Сделал, сбежал, сдвинул.

В

Сделал, сбросил, сбил.

Исписал, истратил,
исчез.

Рассказал, беспочвенный,
бессовестный.

но

издал, разрисовал, бездельник, безбожник ( корень начинается со звонкого согласного )

23
. а) Неправильно записаны предложения.

Выпиши оба
предложения (все, у которых неправильно поставили точку).
Поставь правильно знак. Подчеркни знак
(точка, вопросительный, или восклицательный) и заглавную букву в начале предложения.
ПОДЧЕРКНИ все грамматические основы предложений, показав
тем самым, сколько здесь самостоятельных предложений.

 б)  Если неверно
составлено предложение (словосочетание).
 

Составь его заново и запиши.

24. Правописание суффиксов –ИК-, -ЕК-. —  ИЦ-,
-ЕЦ-.   

Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово. Подбери и запиши два примера. Суффикс
выдели.

А) Горошек (горошки), замочек (замочки), хлебец (хлебцы).

Домик (домики), вагончик (вагончики), сухарик (сухарики)

Б) 
— 
ИЦ-, -ЕЦ-

 кормилЕц — м.р., птенЕц,
поил
Ец — м. р.

кормилИца —
ж.р, земл
Ица, водИца —
ж.
р
.

25. Соединительные
согласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Подчеркни гласную. Запиши еще
одно слово на эту
орфограмму.

Делай так: водовоз,
сам
олёт, вездеход, пылесос.

26. Не с глаголом.

НЕ с глаголами пишется отдельно.

Выпиши глагол с не. Запиши еще два   слова на
это правило.
Подчеркни орфограмму. Делай так:
не_пришёл, не_задано, не_знал.

27. Разбор словосочетания.

       Выпиши предложение.
Подчеркни главные члены предложения.

       Выпиши из предложения все словосочетания с вопросительными
словами.

        Делай так. Седые туманы  плывут к облакам.                        

     ×                           
                            ×

туманы ( какие?) седые,  плывут (куда? к  чему?) к облакам.

28.Однородные члены предложения. 

Выпиши предложение. Обозначь однородные
члены и слово, от которого они зависят.
Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и объединении между однородными членами. Выполнили схему предложения.

Н а п р и м е р:

а)

(- О, О) .

б) 

(- О и
О)
.

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.

Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала
осень. 

 [- =], потому что [= -] .

 [ — и О, и О
],  а  [- =] .

30.
Ошибка в предлоге.
Запиши предлог с существительным: из-за ветра, из-под руки.  

31.  Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

(ИЛИ:
неправильно определили падеж)

А 

  1. Выпиши существительное (если есть предлог, то выпиши с
    предлогом).
  2. Поставь его в начальную
    форму.
  3. Определи склонение, падеж.
  4. Выдели окончание, проверь с помощью
    слов-помощников.

                  Подбери и запиши 2 примера на это же склонение.

Делай так: 

(На) опушке- опушка  — 1 скл. П.
п., на земл
е , на лапе (
П. п.), на вишне (П. п.)

(На) поле  — поле- 2 скл., П. п., на
окн
е , + на яблоке (
П. п.), о сердце (П. п.)

(Для) моркови  — морковь-3 скл., Р. п. для
степ
и, для мыши (Р. п.), без речи (Р.
п.)

Б

Правописание О и
Е  
в именах
существительных  
первого
и второго склонения

после шипящих и Ц

в творительном падеже

Делай так: 

1. Вспомни правило:

     В окончаниях имён
существительных творительного падежа после шипящих и Ц под ударением пишется О, а без ударения – Е.

2. Выполни письменно по образцу:

Мячом — м. р., чем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример:  ключОм. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

Душем —  м. р., чем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: плАчем. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

Ученицей — ж. р., кем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ,
ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: птИцей.
 ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

Овцой — ж. р., кем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ
ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: лапшОй.
 ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ

32. Безударные гласные в окончании прилагательных.

    Выпишите прилагательное вместе с существующим, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопросу
от существительного. 
Выдели окончание в вопросе и у
прилагательного.
Запиши один пример.

Запомни! У слов — вопросов всегда ударные окончания.   

Делай так: (если ошибка в слове глубоким

Озером
(как
им ?) глубоким , +
пример: полем (каким
?) дальним

ИЛИ

Если ошибка в
слове
сосновом

 В лесу (каком ?) сосновом
, +
пример: в доме (каком?) высоком

33. Фонетический разбор. 

(Звуко-буквенный разбор слова).

А. (1-3 класс) Выпиши на
строчку слово, в разборе которого ты допустил ошибку. Разбери его верно. Дай цветными карандашами характеристику звуков.

Голубь 1  — (поставить ударение), 2
слога,6 б.,  
 [г о л у  п ‘  ь] —  2 гласн., 3 согл. 

 Гласный звуккрасный цвет

Согласный звонкийжёлтый   цвет

Согласный  глухойпростой   цвет

Согласный  мягкийзелёный  цвет

Согласный твёрдыйсиний  цвет

Б. 4 класс.  Образец фонетического разбора слова.

Письменный разбор : 

Голубь
1
 — 2 слога,  [г о л у 
п ‘  ь] —  2 гласн., 3 согл. 

г — [г] — согл.,
зв (п.)., тв.
(п.)

о — [о] — гл., удар.

л — [л] — согл.,
зв.
(неп.), тв. (п.)

у — [у] — гл., безуд.

б — [п ‘] —
согл., глух.
(п.), мягк. (п.)

ь — [-]

______________________

6 б., 5 зв.

34. Морфологический разбор
имени 
существительного.

1. Часть речи.

2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).

3. Постоянные признаки:

— собственное или нарицательное;

— одушевлённое или неодушевлённое;

— род;

— склонение.

4. Непостоянные признаки:

— падеж;

— число.

5. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу  тонким ледком.

Морозец — сущ., (что?) морозец, нариц., неодуш., м.р., 2  скл., (стоит) в им.п., (стоит) в ед.ч., подлежащее.

Лужицу — сущ., (что?) лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1  скл., в в.п., в ед.ч., дополнение.

 (если есть предлог, то он пишется перед сущ. в скобках)

35. Морфологический разбор имени прилагательного

1. Часть речи.

2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

3. Непостоянные признаки:

— число;

— род (только в ед.ч.);

— падеж.

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) — прилагается., душный
(начальная форма: ед.ч., м.р., и.п) , в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.

   36. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

Выпиши
из предложения местоимение с предлогом.
Запиши еще
два примера на эту орфограмму.

Н а п р и м е р: у нас (мы — н. ф.), ко мне (н. ф. — я), с тобой (ты —
н.ф.)

Запомни!  Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

37.  Чередование

А — е / и в корне слова. 

Пишется И, если за корнем следует суффикс  -а-

1.Выпиши слово правильно.

2.
Запиши однокоренное слово.
 

3.Во всех словах выдели корень. Подчеркни суффикс    а  двумя чертами, а букву в корне — одной.    Замирать — но:
зам
ереть,       блистать — но:
бл
естеть

Делай так:


Стираю, постирать, НО стереть


**

 Б  РАСТ-(-РАЩ-)//-РОС

В корнях —РАСТ-(-РАЩ-)//-РОС— перед -СТ-, -Щ-
пишется А (растение, выращенный); перед -С- пишется О: выросли. Исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, на вырост, отрасль.

 1.Выпиши слово правильно.

2.
Запиши однокоренное слово.
 

3.Во всех словах
выдели корень
. Подчеркни буквы СТ 
// Щ
 //с двумя чертами, а букву в корне — одной. 
 

****

38.  Правописание –тся и –ться в глаголах .

Выпиши слово,
поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе.
Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать
не надо.
Выпиши ещё 2 глагола на это же правило.

Например .  
     
 Г
усь (что
дела
ет ?) щиплется, улыбается, здоровается — 3
лицо.

                     Перестань (что делать ?) красоваться, улыбаться,
здороваться
  — н. ф.

39. Правописание личных окончаний глаголов.

неопределённая форма глагола- что делать? что сделать?

окончания:

ть   или ти

что делаю?  
  у   или 
 
ю

что делаешь?    
  ишь   
или    ешь  

что делаете?       ет   или ит   

что делаем?           ем или им    

что делаете?        ете   или ите  

что делают?         ут    или    
ют

что делают?           ат  или   ят

 40. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

 Выпиши глагол правильно. Выдели
окончание.
Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Делай так:

Пишешь, решаешь, видишь  -2-е лицо, ед.ч.

Выучить:

Ко второму
же спряженью

Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме: «брить», «стелить».
А еще: «смотреть», «обидеть»,
«слышать», «видеть», «ненавидеть»,
«гнать», «дышать», «держать», «терпеть»,
«зависеть», и «вертеть»!

Т. е. Глаголы — брить, стелить- относятся к 1 спряжению.

Глаголы — смотреть,
обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть,
зависеть, вертеть — относятся ко 2 спряжению.

41. Правописание безударных окончаний глаголов.

  1. Выпиши глагол правильно.
  2. Поставь глагол в неопределённую форму .
  3. ВСПОМНИ ВСЕ ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ. Если не относится к глаголам-исключениям, посмотри на суффикс
    перед окончанием —
    ть .
  4. Определи спряжение глагола и гласную,
    которую следует 
    писать в окончании глагола.
  5.   Запиши 2 своих  примера. Выдели окончания всех глаголов.

Делай так:

Пишет — писать,  1 спр., (Е, ут, ют),  + два своих примера:  рисует- рисовать-1 спр, играем- играть -1спр., Стелешь-стелить -гл.-исключение -1 спр.
По аналогии выполнить 2 спр: ставит — ставить, гл. 2 спр., (И, ат,
ят)
+ два
своих примера: 
ненавидим-ненавидеть -гл -исключение -2 спр., Дышишь-дышать-гл-искл.-2 спр., Приготовим-  приготовить- -2 спр., — купят- купить -2 спр.    

Морозные узоры на окнах

Как делать работу над ошибками? Всю жизнь мы учимся, на своем опыте убеждается, как не надо было бы поступать. Что же предпринять? Если мы допускаем всевозможные ошибки в диктантах, сочинениях и изложениях, не говоря уже о тестах, то без работы над ошибками нам не обойтись. Вовремя не сделаешь, будешь ошибаться по-прежнему.

Памятка по выполнению работы над ошибками

по русскому языку в 5-8 классах

1.Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.

2. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.

3. Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Москва, Россия.

4. Словарное слово. Напиши слово три раза.

5. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, морковь, коньки.

6. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.

7. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).

8. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2-е лицо, ед.ч.), читаешь (2-е лицо, ед.ч.).

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда. Пытаться (что делать?), он учится (что делает?), беречь, стеречь.

9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.

10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) — у большого дома.

11. Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным или местоимением: из-за ветра, из-под руки, подо мной, ко мне.

12. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая — горка, теоретический — теория.

13. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный — честь. НО: чувствовать, лестница.

14. Мнимый непроизносимый согласный в корне. Выпиши слово и запиши два подобных: интересный, дерматин, участвовать.

15. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).

16. Гласные е–и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е–и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога  как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно, стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши всегда И: здание – в здании.

17. Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу — к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или шипящего согласного) или твёрдый вариант.

18. Гласные е–и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) — е; смотрит — смотреть (2 спр) — и (исключение).

19. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный.

20. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.

21. Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый.

22. НЕ с глаголом.  Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.  Не_пришёл, не_выучил.

23. Не с другими частями речи. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму: неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.

24. Суффиксы существительных и прилагательных. Выпиши слово и подбери похожие слова с эти же суффиксом: белизна, дождевой.

25. Н-НН в разных частях речи. Запиши слово, определи часть речи и разбери его по составу: пленник (сущ.), пустынный (прил.), масляный (прил.), купленный (прич.), нечаянно (нар.).

26. Гласные в суффиксах глаголов,  причастий, деепричастий.  Выпиши слово, выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий, невидимый, увидев.

27. Написание предлогов. Выпиши предлог со словом, определите смысловые отношения: вследствие непогоды (причина); ввиду урагана (причина); из-за тебя не пойду (причина).

28. Написание союзов. Выпиши союз в том предложении, в котором он используется, если есть, подбери омонимичное слово: Иван не пошёл в кино, я тоже остался дома. То же самое было и со мной.

29. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Составь схему.

30. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпиши предложение правильно. Придумай своё с таким же знаком.

31. Сложное предложение. Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.

32. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему. Например:   «П,»- а.     А: «П!»

33. Обособленные и уточняющие члены предложения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

34. Вводные слова и обращения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Чудесный – как пишется слово, можно ли писать его с «т», и как правильно его прокомментировать на уроке русского языка

Только так: «чудесный». «Т» не пишется, потому что проверочное слово – «чудеса».

3 007

Как пишется слово Чудесный

У слова «чудесный» вариант написания один – «чудесный». Орфограмм здесь две. Первая – буква «у» после «ч», которую мы произносим как «ю». А вторая – отсутствие буквы «т» в сочетании «сн». Давайте разберем каждую орфограмму.

«Чудесный» или «чудестный»

Чтобы понять, как писать правильно, надо подобрать однокоренное слово с гласной после «с» или после «т». Например: «чудеса». Мы не говорим «чудеста», следовательно, и в слове «чудесный» буквы «т» нет. А вот примеры слов, в которых она есть (для лучшего запоминания):

  1. Местный – место, места.
  2. Известный – известен.
  3. Прелестный – прелести, прелесть.
  4. Лестный – лесть, льстивый.
  5. Крестный – крест, кресты.

Как правильно объяснить эту орфограмму? Надо сделать следующее:

  1. Подчеркнуть буквосочетание «сн». Когда мы его подчеркиваем, мы показываем, что написание этого буквосочетания вызывает у нас сомнения.
  2. Выделить морфему, в которой находится орфограмма. В слове «чудесный» буква «с» входит в суффикс «ес», а «н» является отдельным суффиксом. Так что можете выделить обе морфемы, хуже не будет.
  3. Написать в скобках проверочное слово: (чудеса).
  4. В проверочном слове подчеркнуть двумя чертами «а». То есть мы показываем, что после согласной у нас гласная и сомнений в написании предыдущей согласной нет и быть не может.
  5. Выделить суффикс «ес». Так мы покажем, что мы проверили именно ту морфему, которую нужно.

При комментировании этой орфограммы у доски, можно сказать следующее: “В прилагательном «чудесный» нет «т» в корне «чуд», потому что проверочное – «чудеса»”.

«Чудесный» или «чюдесный»

В случае с правописанием чу/чю вы должны просто запомнить, что пишется всегда «у». Несмотря на то, что «ч» в русском языке всегда произносится мягко.

Оформите объяснение этой орфограммы так:

  1. Подчеркните «у».
  2. Выделите корень «чуд».
  3. Рядом в скобках напишите «(зап.)» – запомнить.

При ответе у доски достаточно будет сказать: «В слове «чудесный» в корне «чуд» пишем «у», потому что «чу», «щу» всегда пишутся с «у»”.

Что еще почитать

Если вы не объясняете орфограммы, когда делаете домашнее задание – пора начинать объяснять. Объяснения помогут вам быстро запомнить орфографические правила и научиться автоматически писать грамотно.

Вот мое видео о том, как правильно объяснять орфограммы в русском языке, посмотрите.

Еще рекомендую вам свой ролик о том, как учить русский. Я в нем описываю практические упражнения, которые очень просты и при этом действенны. А для выполнения не нужны никакие дополнительные материалы и учебники.

И последнее – несколько моих статей.

  1. Как научиться писать грамотно – в этой статье и теоретические рекомендации и упражнения.
  2. Курсы русского языка – эту подборку я составлял лично. Она начинается с бесплатных учебных программ и хороших тренажеров. На тренажерах можно заниматься, когда выдастся свободная минутка – например, во время поездок в общественном транспорте.
  3. Курсы русского языка для подготовки к ЕГЭ – здесь собраны материалы для школьников, которые готовятся сдавать ЕГЭ по русскому.

Все.

Заключение

Мы разобрали, как пишется слово «чудесный» и как правильно объяснять орфограммы в его составе. Остались ли у вас вопросы? Все ли понятно по объяснению орфограмм и по их графическому оформлению?

Буду ждать ваших комментариев, всем спасибо.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

При написании слов «чудесный», «чудесно» может возникнуть сомнение, нужно ли писать букву «т» после буквы «н» («чудесный» или «чудестный», «чудесно» или «чудестно» — как писать правильно?). В данном случае проверочным словом может быть слово «чудеса», в котором буквы «т» нет.

модератор выбрал этот ответ лучшим

дольф­аника
[379K]

8 лет назад 

Непроизносимую согласную можно проверять, подобрав несколько однокоренных слов к заданному слову, надо поставить слово так, чтобы непроизносимая согласная слышалась при произношении слова. Так, мы пытаемся, найти к слову «чудесный» другие слова, например, слова «чудеСен» и «чудеСа», в этих приведенных примерах, никаких дополнительных согласных не слышится и не пишется, значит, это слово «чудесный» пишется через одну букву «с», а проверочными словами являются слова «чудесен» и «чудеса».

Но чтобы закрепить, надо несколько раз повторить и написать, тогда навык правильного написания останется надолго и ошибок не будет.

Asene­fa
[60.3K]

8 лет назад 

Чтобы удостовериться в правильности написания слова «чудесный», необходимо подобрать такие однокоренные проверочные слова к данному слову, чтобы непроизносимая сомнительная согласная «т» в буквенном сочетании «-сн-» либо отчетливо прослушивалась, либо категорически отсутствовала. Таким проверочными словами будут — чудеСа, чудеСен… А вот простое правило написания «чу-щу» через «у» нужно знать наизусть)))

Радуг­а-Весна
[50.6K]

8 лет назад 

Почему-то все пишут ответ по поводу того, как написать чудесный с буквой Т или без. Конечно же без. Проверочное слово вам в помощь. Это слово ЧУДЕСА.

А вот первый слог, с буковкой У, которая слышится Ю. Этого никто не описал. А ведь тут тоже может быть проблемы у многих школьников. Тут подходит правило о том, что ЧУ и ЩУ пишется с буковкой У.

mers1­11
[5.4K]

8 лет назад 

Когда вы пишите слово чудесный у вас может возникнуть вопрос , стоит ли писать букву т после буквы с , и как написать правильно . Для этого нужно подобрать проверочное слово в котором четко будет слышно буквы , слово чудеса , здесь нет буквы т по этому правильно писать чудесный .

Афана­сий44
[443K]

8 лет назад 

Проверочным словом для правильного написания слова «чудесный» или «чудесно» будет слово «чудеса». Или ещё одно проверочное слово — «чудесен». Хотя у большинства учащихся затруднений написание это слово не вызывает. Или можно просто запомнить, как нужно писать.

ирише­нька
[41.2K]

9 лет назад 

При написании слова чудесный может возникнуть вопрос, нужна ли после буквы С буква Т. Чтобы проверить это, необходимо подобрать проверочное слово. Это слово — чудеса. В слове чудеса буквы Т нет, следовательно её и в слове чудесный писать ненужно.

Дарья­44
[34.4K]

8 лет назад 

Я помню это слово еще со школы. Мне всегда хотелось написать это слово с буквой «Т», но подобрав проверочные слова, например, чудеса или чудесен, становится сразу понятно, что это слово пишется без буквы «Т» — чудесный.

Это слово просто нужно запомнить. Так же как и похожие слова,если вы имеете ввиду букву «т», которая здесь слышится, но не пишется. Хотя можно подобрать слово «чудеса», здесь явно понятно, что букву «т» не надо писать.

Стрым­брым
[373K]

8 лет назад 

Чудесный, чудесно. В этих словах может быть непроизносимая согласная — чудесный или чудесТный. Для того, чтобы развеять все сомнения, нужно подобрать другую форму этого слова, например — чудесен или чудеса.

dasha­1987——
[30.8K]

7 лет назад 

Слова ЧУДЕСНЫЙ, ЧУДЕСНО пишем без букву Т в корне слова. Проверочным словом будет слово ЧУДЕСЕН. Мы не можем сказать Чудестен — это будет грубая ошибка. Поэтому пишем слова ЧУДЕСНЫЙ, ЧУДЕСНО без букву Т.

Знаете ответ?

Чудесный или чудестный?

Содержание

  • 1 Правописание слова
    • 1.1 Примеры предложений
  • 2 Ошибочное написание
  • 3 Синонимы
  • 4 Заключение
  • 5 Правильно/неправильно пишется

Как мы уже знаем, в русском языке немало слов-ловушек. Это такие слова, в которых мы совершаем ошибки как раз потому, что хотим их избежать. Например, если сомневаемся в правописании слова «работа» и не можем проверить, пишем «рОбота». То есть излишне усердствуем там, где не нужно. Или вот возьмём слово чудесный: вероятнее всего, вам захочется написать его с согласной Т в середине. Но нужна ли там эта буква? Как правильно пишется: чудесный или чудестный? Давайте разберёмся.
Чудесный или чудестный: как правильно пишется слово?

Правописание слова

По аналогии с похоже звучащими словами «прелестный», «радостный», в которых есть стечение нескольких согласных,  в слово чудесный тоже непременно хочется вставить букву Т, тем более что и лексическое значение слов похоже. Однако чтобы выяснить, каково единственно верное написание, для начала подвергнем слово морфологическому разбору.

  • Раз слово отвечает на вопрос «какой?» – это прилагательное. Единственное число, именительный падеж, мужской род – чудесный.
  • Разряд – качественное прилагательное, так как имеет сравнительную степень.
  • В данном случае – полное, но имеет и краткую форму «чудесен».

Кроме того, разберём прилагательное по составу: «чудес-» – корень, «-н-» – суффикс, «-ый» – окончание. Наверняка хочется спросить, почему корень «чудес-», а не «чуд-»? Ведь слово явно образовано от существительного «чудо».

Верно, но отчасти. Прилагательное чудесный произошло от существительного «чудеса», которое, в свою очередь, образовалось от «чудо». Но прилагательное от корня «чуд» будет звучать как «чудный». Поэтому у слова чудесный свой собственный корень.

Почему же в нём нет непроизносимой согласной Т, если она есть в словах «прелестный» и «радостный»? Собственно, потому что «чудеса» и будут проверочным словом для прилагательного. Сравните:

  • радосТь – радосТный;
  • прелесТь – прелесТный

в корнях этих прилагательных буква Т есть, так как она есть и в корне существительных, являющихся проверочными словами для «прелестный» и «радостный». Соответственно, «чудеса» – чудесный: буква Т не только не слышится, но и не пишется.

В качестве проверочного слова можно использовать не только существительное «чудеса», но и краткую форму того же прилагательного «чудесен». В нём тоже нет буквы Т.

Подобное сочетание «-сн-» в корне встречается и в других прилагательных: «прекрасный», «согласный». И каждое из них в качестве проверки можно поставить в краткую форму: «прекрасен», «согласен».

Примеры предложений

  1. День стоял такой чудесный, что сидеть дома решительно не хотелось.
  2. — Спасибо большое, — прошептала мама, — день рождения у меня получился чудесный…
  3. Вид на море со стороны фасада оказался настолько чудесный, что дух захватывало.
  4. Чудесный на вкус и прекрасный на вид: такой торт представлял себе Андрюша на своё семилетие.
  5. — У тебя чудесный характер, но с твоей ленью и безалаберностью мириться невозможно, — фыркнула Наталья.

Ошибочное написание

Неправильно писать «чудестный», «чюдесный», «чюдестный».

Синонимы

Прекрасный, замечательный, красивый, хороший, отличный, великолепный.

Заключение

Итак, чтобы не ошибиться в правописании данного прилагательного, достаточно найти проверочное существительное, от которого оно образовано. Или превратить полную форму в краткую: если буква Т не появится, значит, её там и нет.

Правильно/неправильно пишется

Оценка статьи:

Загрузка…

Проверочное слово к слову «чудесный» — это краткая форма прилагательного «чудесен», в которой не пишется буква «т».

Непроизносимые согласные в словах

В русском языке в ряде слов бывает непроизносимый согласный в корне слова.
Например:

  • ненасТный
  • окресТность
  • тросТниковый
  • борозДчатый
  • неизвесТный

Чтобы правильно написать такие слова, подбираем родственную лексему или изменяем грамматическую форму исходного слова, в которой этот звук ясно слышен. Чаще всего это происходит, если за искомым звуком появляется гласный звук, который «высвечивает» проблемный согласный звук.

Непроизносимые согласные в корне слова

Понаблюдаем, как можно проверить непроизносимый согласный в следующих словах:

  • ненастный — ненастен;
  • окрестность — перекрёсток;
  • тростниковый — тросточка;
  • бороздчатый — борозда.

Но в правописании подобных слов существует опасность, когда в них нет непроизносимого согласного, а букву, обозначающую его, пишут по аналогии с указанными выше словами. И в этом случае поступаем точно так же, добиваясь, чтобы в сомнительном месте в скоплении согласных появился гласный звук.

 «Чудесный» или «чудестный», как правильно?

Чтобы определить, пишется ли буква «т» в слове «чудесный», поищем проверочное слово. С этой целью можно изменить грамматическую форму рассматриваемого прилагательного, чтобы в проблемном стечении согласных «сн» оказался гласный звук.

Полную форму этого качественного прилагательного преобразуем в краткую:

В прилагательном «чудесный» не напишем букву «т» между буквами «сн», так как при произношении краткой формы единственного числа мужского рода «чудесен» этот звук не появился. Значит, там его и нет.

Чудесный проверочное слово

«Чудестный» или «чудесный»?

Проверочное слово «чудесен» доказало, что буква «т» в слове «чудесный» не пишется.

Аналогично проверим написание прилагательных:

  • вкусный — вкусен;
  • прекрасный — прекрасен;
  • ужасный — ужасен;
  • искусный — искусен;
  • безгласный — безгласен;
  • интересный — интересен.

Учтем также, что орфограмма «непроизносимые согласные» касается написания согласных в корне слов. Выполним морфемный разбор анализируемого прилагательного:

Морфемный состав

чудесный — корень/суффикс/суффикс/окончание

Как видим, в корне исследуемого слова нет непроизносимого согласного.

Чтобы усвоить правильное написание этого прилагательного, прочтём примеры предложений.

Примеры

Чуде́сный вид открывается с набережной в синеющую даль моря.

Какой чуде́сный, напоенный озоном воздух после отшумевшей летней грозы!

Взошло солнце, и потихоньку начал разгораться чуде́сный летний июльский день.

Средняя оценка: 4.
Проголосовало: 27

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Работа над ошибками слово чувствовать
  • Работа над ошибками слово есть
  • Работа над ошибками сергей лукьяненко книга
  • Работа над ошибками слово территория
  • Работа над ошибками слово до свидания