Работа над ошибками слово чувствовать

При произношении слова «чувствовать» выпадает звук «в», который называется непроизносимым. Чтобы правильно написать этот глагол, поищем проверочное слово.

Ноги вдруг его отяжелели, и он начал чувствовать сильный позыв ко сну (Ф. М. Достоевксий. Преступление и наказание).

Этим словом называют внутреннее психическое состояние человека, а также его умение внутренне осознавать, ощущать, воспринимать внешние обстоятельства.

В русском языке главенствующим является морфологический принцип написания. Суть его состоит в том, что в словах сохраняется морфема в первозданном виде, кроме случаев чередования. Поэтому в глаголе «чувствовать», как и в однокоренных словах «чувство», «чувственный», «сочувствие», «сочувственный», «чувствоваться», пишется буква «в», которая обозначает непроизносимый согласный.

Непроизносимый согласный «в» в слове «чувствовать»

Чтобы правильно написать слово «чувствовать», нужно подобрать проверочное слово среди  родственных слов или изменить его грамматическую форму  так, чтобы после согласного «в», нуждающегося в проверке, появился гласный звук, который прояснит написание непроизносимого согласного.

Понаблюдаем, как работают эти приемы проверки непроизносимых согласных:

  • сердце — сердечный прием;
  • грустный мальчик — мальчик грустен, грустить;
  • устный рассказ — уста.

В приведенных выше родственных словах и при изменении глагола «чувствовать» (чувствую, чувствуешь, чувствуя) этого не происходит. Гласный звук так и не появился после буквы «в», которой обозначается словообразовательный суффикс в морфемном составе этого глагола и однокоренных словах.

Анализируемый глагол образован суффиксальным способом от однокоренного существительного «чувство», в котором отмечается тот же непроизносимый согласный:

Слово «чувство» образовано в свою очередь от архаичного глагола «чути», что значит «ощущать», с помощью суффикса -в-, который является непроверяемым согласным. Как видим, невозможно подобрать проверочное слово к исследуемому глаголу. В русском языке нет такого слова, чтобы после буквы «в» появился гласный звук и прояснил его звучание. Написание буквы «в»  в этом глаголе следует запомнить.

Проверочное слово к слову чувствовать

Вывод

Значит, слово «чувствовать» и все однокоренные лексемы отнесем к словарным, о написании которых следует справляться в орфографическом словаре.

В прежние годы он бы еще и разулся, чтобы чу́вствовать под ногами тепло шершавой палубы (Алексей Толстой. Пётр Первый).

Средняя оценка: 3.7.
Проголосовало: 145

Проходят годы, поколения, а грамматические ошибки в словах «чувство», «чувствовать» никуда не исчезают. Проверьте себя, правильный ли вариант выбираете Вы – «чувствовать» или «чуствовать»?

Читайте в статье

  • Как надо писать?
  • Какое правило?
    • Примеры предложений
  • Ошибочное написание

Как надо писать?

Единственный верный способ написания данного слова – с буквой «в»: «чувствовать».

Какое правило?

Мы не услышим при произнесении данного слова согласную «в» после первых двух букв, однако она там есть. Проверить это никак нельзя, так что «чувство» и множество производных от него относятся к разряду словарных слов. Надо просто не забывать, что «в» в них не слышится, но пишется.

Примеры предложений

Лучше всяких слов будет удостовериться в правильном написании на конкретных наглядных образцах:

  1. Надеюсь, что при посещении стоматолога мне введут достаточно наркоза и я не буду чувствовать ни малейшей боли.
  2. Я не знаю, как можно чувствовать хоть малейшую симпатию к этому отвратительному, душевнобольному человеку.
  3. Считаю, что нужно сначала чувствовать музыку на подсознательном уровне, а только потом пытаться осознать её умом.

Ошибочное написание

Писать «чуство», «чуствовать» — признак неграмотности.

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку

Прежде чем делать работу над ошибками, нужно понять, что это за ошибки!

Если ошибки сделаны на изученные орфограммы, то выполнить работу над ошибками по образцу.

Если в слове допущена ошибка на написание буквы, обозначающей гласный или согласный звук (кроме пропуска, перестановки, замены букв, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ и заглавной буквы), то слово нужно мысленно разобрать по составу и узнать, в какой части слова допущена ошибка.

Если орфограмма не изучена, то слово написать 3-5 раз (до конца строки), обозначить ударение, подчеркнуть место ошибки.

1. Ошибки в построении предложения.

Напиши предложение правильно.

2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

Напиши предложение правильно, подчеркни знак в конце предложе-ния.

Добрый пример лучше ста слов. 

3. Заглавная буква в начале предложения.

Напиши предложение правильно, подчеркни первую букву. Самая маленькая птичка – колибри.

4. Пропуск, перестановка, замена букв.

Напиши слово правильно 3-5 раз (до конца строки), раздели на слоги, обозначь ударение, подчеркни место ошибки.

стро»йка стро»йка стро»йка

5. Перенос слов.

Напиши все варианты переноса слова.

Ру-чейки, ручей-ки. Оси-на.

6. Деление на слоги, ударение.

Напиши слово, раздели на слоги, обозначь ударение.

Воробе»й, учи»тель, това»рищ.

7. Заглавная буква в именах людей, кличках животных,

в названиях стран, городов, деревень, улиц, озёр, рек, морей, океанов.

Напиши слово правильно, подчеркни заглавную букву. Придумай

и запиши ещё 2 слова на это правило.

Саша, Мурзик, Санкт-Петербург, Россия.

8. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай

и запиши ещё 2 слова на это правило.

Жил, жизнь, чижи. Кочка, ночка, почка.

9. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных звуков на письме.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Мальчик, большой, рысь.

10. Разделительный мягкий знак.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Вьюга, деревья, обезьяна.

11. Разделительный твёрдый знак.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму.

Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Объём, объяснил, подъезд.

12. Правописание непроверяемой буквы (словарное слово). Напиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни место ошиб-ки. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова.

Пена»л, пена»льчик, пена»льный.

13. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Напиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень, подчеркни орфограмму, напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова на это правило.

Моря» (мо»ре), морско»й, моря»к.

14. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,

напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокорен-

ных (родственных) слова на это правило.

Город(города), городской, городки.

15. Непроизносимая согласная в корне слова.

Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,

напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Свистнул (свисток), честный (честь), прекрасный (прекрасен).

16. Двойные согласные.

Напиши слово правильно, укажи, в какой части (частях) слова пишутся двойные согласные, раздели слово для переноса.

Бассейн, бас-сейн.

Рассказ, рас-сказ.

Весенний, ве-сен-ний.

Раскрашенный, рас-кра-шен-ный.

17. Правописание предлога со словом.

Выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово.

К (какому?) берегу — к крутому берегу.

У меня – у (кого?) меня.

18. НЕ с глаголами.

Напиши глагол с НЕ раздельно. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Не был, не выучил, не знал.

19. Правописание приставок.

Напиши слово правильно, выдели в нём приставку. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Полетели, побежали, поплясали.

20. Правописание слов с шипящим звуком на конце.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

м. р. м. р. м. р.

Шалаш, сторож, камыш.

ж. р. ж. р. ж. р.

Дочь, ночь, речь.

мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п.

С крыш, много задач, из-за туч.

кр. прил. кр. прил. кр. прил.

Кипуч, могуч, скрипуч.

н. ф. гл. н. ф. гл. н. ф. гл.

Беречь, увлечь, стеречь.

2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч.

Пишешь, играешь, читаешь.

21. Мягкий знак в начальной форме глаголов перед ся .

Задай к глаголу вопрос, напиши слово правильно, подчеркни орфо- грамму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

(Что делать?) смеяться, умываться, кататься.

(Что делает?) смеётся, улыбается, катается.

22. Правописание суффиксов.

Напиши слово правильно, выдели в нём суффикс, запиши ещё 2 слова с этим суффиксом.

Липовый, дубовый, кленовый.

Если слово можно просклонять, запиши в скобках существительное в форме родительного падежа.

Замочек (нет замочка). Ключик (нет ключика).

В глаголах прошедшего времени перед – л пишется тот же суффикс, что и перед – ть в неопределённой форме.

Напиши глагол, образуй неопределённую форму, выдели суффиксы.

Клеил – клеить, сеял – сеять, слышал – слышать.

Наречия с приставками до-, из-, с- имеют суффикс –а или –о. Наречия с приставками в-, на-, за- имеют суффикс –о.

Напиши слово, укажи приставку и суффикс.

Сначала, изредка, дочерна. Вправо, налево, засветло.

23. Правописание безударных окончаний имён существительных.

Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, падеж, подумай, какое будет окончание.

Напиши существительное со словом, от которого оно зависит, выдели окончание.

1 скл., П. п.

Сидели на скамейке .

24. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Устно определи род, число, падеж прилагательного по существитель-

ному, подумай, какое будет окончание.

Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существитель-

ного, выдели окончание.

м.р., ед.ч., Д. п.

К лесу (какому?) дальнему .

25. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Устно определи время глагола.

Если глагол стоит в настоящем или будущем времени, поставь глагол в неопределённую форму. Определи гласную перед ть, подумай, какое спряжение у глагола и какую гласную следует писать в окончании.

Напиши глагол, выдели окончание.

спр. I I спр.

Читает – читатьсмотрит – смотреть (искл.),

I I спр.

ставит – ставить.

Если глагол стоит в прошедшем времени, поставь местоимение (он, она, оно) к глаголу, подумай, какое будет окончание.

Напиши глагол, выдели окончание.

солнышко скрылось (оно скрылось)

26. Сложные слова.

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную.

Корнеплод, паровоз.

27. Падежи имён существительных.

Вспомни название падежей и падежные вопросы!

Найди слово, к которому относится имя существительное, поставь

от него вопрос, выпиши словосочетание. По вопросу и предлогу определи падеж.

Над озером кружились чайки.

Т. п.

кружились (над чем?) над озером

28. Однородные члены предложения.

Напиши предложение. Правильно поставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят.

сущ. сущ. сущ. гл.

Грачискворцы и жаворонки улетели в тёплые края.

29. Сложное предложение.

Напиши предложение. Правильно расставь знаки препинания.

Подчеркни грамматические основы. Укажи части речи. сущ. гл. сущ. гл.

Каштанка обиженно заскулила, а гусь вытянул шею и

гл.

заговорил.

30. Разбор по членам предложения с указанием частей речи.

Напиши предложение. Подчеркни главные члены. Укажи части речи.

Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи части речи.

пр. сущ. глприл. сущ.

В лесу цветут душистые ландыши.

сущ.- существительное нареч. — наречие

прил.- прилагательное пр. — предлог

гл.- глагол с.- союз

Правило № 1.

Звуки и буквы.

Запомни! В русском языке 33 буквы. Гласных 10 букв –
а о у ы э я ё ю и е

Гласных звуков 6 – [а] [о] [у] [ы] [э] [и]


Буквы – видим и пишем.


Звуки – слышим и произносим.

Согласных букв 21, ъ знак и ь знак.

Парные звуки по глухости – звонкости.


Всегда –
твёрдые звуки [ж] [ш] [ц]
мягкие звуки [ч ‘] [щ ‘] [й ‘]

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни нужную букву и запиши
какая она: гласная или согласная.

Правило № 2.

Гласные е ё ю я


Гласные, которые обозначают 2 звука


Запомни!

1. Вначале слова – юла, ели, яма.

2. После гласной – маяк, читает.

3. После разделительного ъ и ь знаков: разъезд, подъём, пью, семья.


Работа над ошибками.

Выпиши слово с гласной буквой, подчеркни её, сделай звуковой анализ слов и
придумай ещё 3 слова.

Правило № 3.

Обозначение мягкости согласных.

Запомни! Мягкость согласного на письме обозначают ь
знаком и гласными буквами е ё ю я и – день,
книга, мяч.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно подчеркни мягкую согласную
и придумай ещё 3 слова.

Правило № 4.

Ударение.

Запомни! Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный
звук.
Ударение не ставится над ё
и над словом из одного слога: кино, полёт, кот.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, поставь правильно ударение, запиши ещё 3 слова и обозначь
ударение.

Правило № 5.

Слог. Перенос слов.

Запомни! Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных,
столько и слогов.
Слова переносятся по слогам. Одна буква
не остаётся на строке и не переносится на другую
строчку. При переносе й, ь остаются на
строке.

зай – ка, день – ки.

Слог может состоять из одной гласной: И – ра, е – ли.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с ошибкой и правильно раздели для переноса, придумай ещё 3
примера.

Правило № 6.


Запомни! Сочетания:

жи – ши пиши с и
ча – ща
пиши с а
чу – щу
пиши с у


Работа над ошибками.

Запиши правильно слова, подчеркни сочетание, в котором допущена ошибка и
придумай ещё 3 примера с этим сочетанием.

Правило № 7.


Запомни!

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 слова.

Правило № 8.


Запомни! Имена собственные – имя, фамилия, отчество,
названия городов, деревень, стран, государств, рек, озёр, морей – пишутся с
заглавной буквы.


Россия, Москва, Таня.

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 примера.

Правило № 9.

Безударная гласная, проверяемая ударением.

Запомни! Безударная гласная в словах пишется так же, как ударная.

Чтобы проверить надо:

1. подобрать однокоренное слово или


2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение.

стена – стены
– стенки

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни гласную, рядом запиши
проверочное слово (смотри п.1 или п.2). Запиши ещё 3 примера.

Правило № 10.

Парные согласные.

Запомни! Чтобы проверить парную согласную в слове надо:

1) подобрать однокоренное слово,
2) изменить форму слова так, чтобы после согласной, стояла гласная.

грядка – гряды

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подбери проверочное, запиши ещё 3 слова.

Правило № 11.

Безударная гласная, непроверяемая ударением.

Запомни наизусть!

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подчеркни гласную букву, запомни и запиши его
несколько раз.

Правило № 12.

Непроизносимые согласные.

Запомни! Чтобы проверить непроизносимую согласную:
подбери родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко;
известный – известие, поздняя – опоздать, местный
– место.


Запомни! Лестница, здравствуй, праздник, чувство, участвовать.


Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, запиши ещё 3 слова на это
правило.

Правило № 13.

Слова с двойными согласными.

Запомни! Слова с двойными согласными пишутся:

1) в середине слова (коллектив, группа, теннис, аллея, масса, аккуратный,
дрожжи, терраса).
2) если в слове приставка заканчивается на букву, с которой начинается корень
(рассказ, бессердечный, рассыпать, рассвет).
3) если в конце корня и в суффиксе одинаковая буква (ранний, осенний).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Запиши ещё 3 слова на
это правило.

Правило № 14.

Приставки и предлоги.

Запомни! Приставка – это часть слова, поэтому пишется слитно. Предлог –
часть речи, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос
или слово. (На столе; на чём? – на столе; на большом столе.)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку или предлог. Запиши 3 слова с
приставкой или предлогом.

Правило № 15.

Не с глаголами.

Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.


Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.

Правило № 16.

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Запомни! В конце существительных женского рода после шипящих в
единственном числе пишется ь знак (мышь, брошь, печь).

В конце существительных мужского рода после шипящих ь знак не пишется
(грач, камыш, гараж).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой
орфограммой.

Луч (м. р. ), шалаш, товарищ.
Ночь (ж. р. ), помощь, тишь.

Правило № 17.


Соединительные гласные в сложных словах (о, е).


Запомни! Слова могут состоять из нескольких основ, которые соединяются
буквами о или е, иногда без них. Сложные слова – это слова, состоящие из
нескольких основ.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.
Запиши ещё три слова.

(Водовоз, самолёт.)

Правило № 18.


Мягкий знак ь на конце глаголов 2го лица, ед.ч.


Запомни! На конце глаголов 2го лица ед.числа, после
шипящих пишется ь знак:

(пишешь, читаешь, спишь).

Работа над ошибками.

Выпиши глагол правильно. Определи число, лицо, запиши ещё три примера.

Правило № 19.

Мягкий знак в неопределённой форме глагола (ться и тся, чь).

Запомни! Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что
делать? пишутся с ь знаком: купаться (что делать?)

беречь (что делать?)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Запиши ещё три слова с этой
орфограммой.

Правило № 20.

Предлог с местоимением.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)
пишутся отдельно. (Ко мне, у нас, с тобой.)

Работа над ошибками.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё три примера на эту
орфограмму.

Правило № 21.

Однородные члены предложения.

Запомни! Однородными членами предложения являются слова, которые являются
одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены
предложения выделяются на письме запятой, и перед союзами а, но.

Работа над ошибками.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от
которого они зависят. (Сильный ветер сорвал листья с деревьев,
разметал их по дороге.)


Правило № 22.

Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.

Запомни! В именах существительных в безударных окончаниях пишется такое
же окончание как и в ударных (на опушке, на полянке, у речки – на земле 1скл.

Работа над ошибками.

Выпиши имя существительное. Поставь в начальную форму, определи склонение.
Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Запиши ещё три слова с
примерами.

Правило № 23.

Спряжение глаголов.

Запомни! Ко ІІ спряжению относятся глаголы на – ить и ещё; смотреть,
обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть
и терпеть. Глаголы – исключения: брить, стелить – І спр.

Работа над ошибками.

Запиши глагол правильно, выдели окончание, поставь ударение, определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании. Запиши ещё три
примера.

Грамматические задания.


№ 1 Разбор предложения.


Придумай новое предложение или выпиши из учебника. Подчеркни главные и
второстепенные члены предложения. Обозначь часть речи.


№ 2 Состав слова.

Выпиши слово, разбери правильно по составу. Запиши ещё три слова и разбери по
составу. Сначала выдели основу и окончание, для этого измени форму слова, т.е.
число: стол – столы. Выдели корень, подобрав однокоренные слова:

стол – столяр – столовая. Выдели приставку и суффикс.


№ 3 Определение падежа имён существительных.

Исправь ошибку. Запиши ещё пять имён существительных с предлогом и определи
падеж.


№ 4 Словосочетания.

Выпиши правильно словосочетания. Поставь вопрос от основного слова к
зависимому (солнечным днём: днём каким? Солнечным).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Работа над ошибками сергей лукьяненко книга
  • Работа над ошибками слово территория
  • Работа над ошибками слово до свидания
  • Работа над ошибками рисунок
  • Работа над ошибками слово стали