1. Проверяемые безударные
гласные в корне слова.
Проверь слово так: каток —
катит
2. Непроверяемые гласные и
согласные.
Запиши слово три раза
правильно: билет, билет, билет.
3. Проверяемые согласные в
корне слова.
Проверь слово так: гриб — грибы.
4. Непроизносимые согласные в
корне слова.
Проверь слово так: поздно — опоздать.
5. Буквы
и, у, а после шипящих.
Запиши слово правильно, напиши ещё три
слова на это правило:
машина- шишка, шина, тишина.
6. Разделительные ь и
ъ.
Запиши слово правильно, напиши ещё три
слова на это правило:
платье — льёт- пьёт- бьёт; объяснение, объявление, объезд, объединение.
7. Раздельное написание
предлогов с другими словами.
Проверь так: Листья в лесах облетели.
Листья в наших лесах облетели. Листья в (чём?)
лесах облетели.
8. Употребление ь на конце существительных после шипящих.
Запиши слово правильно, в скобках укажи
склонение, запиши ещё три слова на это правило:
рожь (3 скл.)- печь, молодёжь, туч (не 3 скл.)
9. Употребление и неупотребление
ь для обозначения
мягкости согласных.
Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:
Мощный — хищник, вечный, сельдь (конец слова).
10. Гласные и согласные в
приставках, кроме приставок на з
/с/.
Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
дочитал — долетел, доиграл, допел.
11. Буквы з и с на
конце приставок.
Запиши слово правильно, графически объясни:
разбудить.
12. Буквы о – а в корне – лаг -, -лож-.
Запиши слово правильно, графически объясни:
предполагать.
13. Буквы о – а в корне — раст -, -ращ -, -рос-.
Запиши слово правильно, графически объясни:
вырасти, заросли, росток ( искл.).
14. Буквы о – ё после шипящих в корне слова.
Запиши слово правильно, графически объясни:
жёрдочка (жердь), крыжовник (искл.).
15. Буквы и – ы после ц.
Запиши слово правильно, графически объясни:
цифра (в корне), цыган ( искл.), лекция (на – ция), с улицы (в окончании),
сестрицын (в суффиксе).
16. Большая буква и кавычки в
собственных именах и наименованиях.
Запиши слово правильно, графически объясни:
Москва (собств.), в “Труде” (название газеты)
17. Буквы е – и в падежных окончаниях имён
существительных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
поётся в песне (1-е скл. П.п.), о революции (на —
ия. П.п.) читать.
18. Буквы о – е после шипящих и ц в окончаниях имён
существительных и прилагательных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
врачом, товарищем, большого снега.
19. Безударные гласные в
окончаниях имён прилагательных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
озером (каким?) глубоким, шар (какой?) красный
(м.р., И.п., ед.ч.).
20. Неупотребление ь на конце кратких
прилагательных на шипящую.
Запиши слово правильно, графически объясни:
могуч (кр. прил.).
21. Не с глаголами.
Запиши слово правильно, графически объясни:
не был (глаг.), ненавидеть (искл.).
22. Мягкий знак после шипящих в
глаголах.
Запиши слово правильно, объясни графически:
беречь (н. ф.), учишься (2 –е л. ед. ч.).
23. Тся и ться в глаголах.
Запиши слово правильно, объясни графически:
пошли (что делать?) купаться (н. ф.), он (что
делает?) купается (3 –е л.).
24. Буквы е – и в корнях с чередованием.
Запиши слово правильно, графически объясни:
расстилать, расстелить (не перед а).
25. Буквы е – и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.
Запиши слово правильно, объясни графически:
борется (бороться, 1 спр.), зависит (зависеть, 2
спр., искл.).
26. Буквы о – а в корне – кос -, -кас-.
Запиши слово правильно, объясни графически:
касаться, коснуться (нет а).
27. Буквы о – а в корне — гар -,- гор -.
Запиши слово правильно, графически объясни:
подгореть (без ударения), гарь (под
ударением).
28. Буквы и – ы после приставок.
Запиши слово правильно, графически объясни:
подыскать (искать).
29. Гласные в приставках пре-,
при-.
Запиши слово правильно, объясни графически:
привинтить (присоед.), прескверный (= очень).
30. Соединительные о – е в сложных словах.
Запиши слово правильно, запиши
ещё три слова на это правило:
зверолов — путепровод, пешеход, пылесос.
31. Буква е в суффиксах – ен – существительных на —
мя.
Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
по имени (на — мя) — к
знамени, от пламени, в стремени.
32. Не с существительными.
Запиши слово правильно, графически объясни:
невольник (не употр. без не), неряха (не употр.
без не), неправда (ложь), не правда, а ложь.
33. Буквы щ – ч в суффиксе – щик — ( — чик -).
Запиши слово правильно, графически объясни:
смазчик (смазать), каменщик ( не на д – т, з –
с, ж ).
34. Гласные в суффиксах
существительных – ек – и – ик -.
Проверь слово так:
сыночек – сыночка,
носик – носика.
35. Гласные о – е после шипящих в суффиксах
существительных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
снежок (под ударением), горошек (без
ударения).
36. Дефисное и слитное написание
слов с пол-, полу-.
Запиши слово правильно, графически объясни:
пол–луны, пол-арбуза, пол-Волги, полдома (не
на гласн., л, больш. букв.).
37. Не с прилагательными.
Запиши слово правильно,
графически объясни:
неряшливый (не употр. без
не), нелживый (правдивый), не правдив, а лжив. Книга
нисколько не интересна.
38. Буквы о –
е после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных.
Проверь слово так:
ежовый (под
ударением), вещевой (без ударения).
39. Различение на письме
суффиксов прилагательных – к – и — ск -.
Запиши слово правильно, графически объясни:
резкий (резок), ткацкий (ткач), матросский
(матрос, не на ч, ц, к).
40. Одна и две буквы н в суффиксах
прилагательных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
каменный (камень), безветренный, ветреный
(искл.), лебединый, даль туманна.
41. Дефис в сложных
прилагательных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
жёлто-синий (цвет), горько-солёный (горький и
солёный), железнодорожный (железная дорога).
42. Мягкий знак в середине
числительных.
Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
семьдесят – семьсот,
пятьдесят семь, восемьдесят.
43. Буква и в окончаниях количественных
числительных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
к пятнадцати (Д.п.) часам.
44. Не в неопределённых
местоимениях.
Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило: несколько (неопр.) —
некто, нечто, некоторый.
45. Различение на письме
приставок не -, ни — в отрицательных местоимениях.
Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
никого — ничей, никому,
некого.
46. Дефис в неопределённых
местоимениях.
Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:
кто-нибудь,
кое-кто, что-то, кое у кого.
47. Слитное и раздельное
написание не, ни в
отрицательных местоимениях.
Запиши слово правильно, графически объясни:
ни у кого.
48. Мягкий знак в глаголах
повелительного наклонения.
Запиши слово правильно, графически объясни:
познакомь(пов.н.).
49. Гласные в суффиксах глаголов — ова-/-ева-/, -ыва-/-ива-/.
Запиши слово правильно, рядом запиши
проверочное слово:
советовать (н. ф.)- советую
(н. вр.), опаздывал (пр. вр.) — опаздываю (не на — ую).
50. Гласные в суффиксах
действительных причастий настоящего времени.
Запиши слово правильно, графически объясни:
борющийся (бороться, 1 спр.).
51. Гласные в суффиксах
страдательных причастий настоящего времени.
Запиши слово правильно, графически объясни:
видимый (видеть, 2 спр.).
52. Слитное и раздельное
написание не с причастиями.
Запиши слово правильно, графически объясни:
собрание не закончено (кр. прич.), не
законченное, а начатое собрание; не
закончившееся вовремя собрание;
недоумевающий взгляд (не употр. без не);
незакончившееся собрание.
53. Одна и две буквы н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени и
прилагательных, образованных от глаголов.
Запиши слово правильно, графически объясни:
закрученная нитка, маринованные огурцы,
решённая (сов. в.) задача, сеянная через сито мука,
крашеный пол, раненый (искл.) боец.
54. Одна и две буквы н в суффиксах кратких
страдательных причастий и в кратких
отглагольных прилагательных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
ошибка исправлена (кр. прич.), дети рассеянны
(мн. ч.), девочка рассеянна (ж. р., ед. ч.)
55. Гласные перед одной и двумя
буквами н в
суффиксах страдательных причастий и
прилагательных, образованных от глаголов.
Запиши слово правильно, графически объясни:
размешанный (размешать), закрученный
/закрутить/, увиденный /увидеть/.
56. Буквы е – ё после шипящих в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени.
Запиши слово правильно, графически объясни:
завершённый, скошена.
57 .Раздельное написание не с
деепричастиями.
Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:
не зная
(деепр.)- не веря, не думая, недоумевая (не употр.
без не).
58. Слитное и раздельное
написание не с наречиями на — о, — е.
Запиши слово правильно, графически объясни:
нелепо (не употр.), неискренне (= фальшиво), не
по-товарищески (не на — о, — е), вовсе не интересно;
не хорошо, а плохо.
59. Буквы е-и в приставках не — и ни — отрицательных
наречий.
Запиши слово правильно, графически объясни:
некогда (под ударением), никогда (без
ударения).
60. Одна и две буквы н в наречиях на — о и — е.
Запиши слово правильно, графически объясни:
мужественно (мужественный), интересно
(интересный).
61. Буквы о — е после шипящих на конце наречий.
Запиши слово правильно, графически объясни:
свежо, певуче, ещё (искл.).
62. Буквы о — а на конце наречий с приставками из -, до -,
с -.
Запиши слово правильно, графически объясни:
досуха (от сухой), досрочно (от досрочный).
63. Дефис между частями слова в
наречиях.
Запиши слово правильно, графически объясни:
по-осеннему, по-дружески, во-первых, кое-как,
когда-нибудь, еле-еле.
64. Мягкий знак после шипящих на
конце наречий.
Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:
вскачь,
настежь (искл.), замуж, прочь.
65. Слитное и раздельное
написание производных предлогов, образованных
из наречий.
Запиши слово правильно, графически объясни:
выйти навстречу (из нареч.) гостям.
66 .Слитное и раздельное
написание производных предлогов, образованных
от существительных с предлогами.
Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
продолжается в течение
(предлог) недели — договориться насчёт ремонта,
отменить ввиду плохой видимости, ждать в
продолжение месяца.
67. Буква е на конце предлогов в
течение, в
продолжение, вследствие.
Запиши слово правильно три раза:
опоздал
вследствие задержки (вследствие, вследствие).
68. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
Проверь слово так:
Отец также (= и)
учился в институте. Сын тоже (= и) хорошо учился.
Сын учился так же хорошо, как и отец (же можно
опустить). Возьми на час терпенья, чтобы (= для
того чтобы) квартет в порядок наш привесть.
69. Дефисное написание частицы —
то со словами.
Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило: задачу-то реши —
решил-то, мы-то, откуда-то.
70. Дефисное написание частицы —
ка с глаголами в повелительном наклонении.
Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
принеси-ка — дай-ка,
иди-ка, задумайся-ка.
71. Дефис в междометиях.
Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
ай-ай — ах-ах, ой-ой, о-о-о.
“Образец для работы над ошибками”
наглядно показывает, как работать над той или
иной ошибкой. Подобный образец разработан и для
работы над пунктуационными ошибками.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Памятка к работе над
ошибками.
1.
Ошибка на пропуск,
искажение, замену буквы.
Выпиши слово правильно, раздели на слоги, подчеркни слог, где
допустил ошибку.
ту|ма|ны
2.
Непроверяемые
гласные и согласные (словарные слова).
Выпиши правильно слово 3 раза, поставь ударение, подчеркни орфограмму.
топор, топор, топор
3.
Гласные после шипящих.(
жи-ши, ча-ща, чу-щу), сочетания чк-чн, щн, ст-сн. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетание, подбери
ещё 3 слова на это правило.
Машина, шил, тишина ночка,
бочка, удочка песня, Костя, костюм
4.
Большая буква в
именах собственных.
Выпиши слово, объясни написание, составь предложение с этим словом.
с Жучкой – кличка животного
Ребята с Жучкой пошли в лес.
5.
Большая буква в
начале предложения, знаки препинания в конце предложения.
Напиши предложение, поставь нужные знаки, подчеркни большую букву.
6.
Перенос слов.
Выпиши слово, раздели на слоги, покажи, как надо перенести.
ап|пли|ка|ци|я – ап-ликация, аппли-кация,
апплика-ция
7.
« Ь », обозначающий
мягкость предыдущего согласного звука.
Выпиши слово, подчеркни Ь, напиши ещё 3 слова на это
правило.
коньки, пень, письмо, мель
8.
Разделительный « Ь
».
Выпиши слово правильно,
подчеркни Ь, согласную и гласную, которые он разделяет. Напиши ещё 3 слова на
это правило.
семья, вьюнок, шью, соловьи
9.
Разделительный « Ъ
».
Выпиши слово правильно, выдели
приставку, подчеркни по образцу. Напиши ещё 3 слова на это правило.
подъезд,
подъём, объявление, предъюбилейный
10.
Безударные гласные
в корне слова, проверяемые ударением.
Выпиши слово, поставь
ударение, подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово, в котором
безударная гласная становится ударной. Подбери два однокоренных слова и выдели
корень во всех словах.
река
– реки, речной, речушка, к//ч
11. Парные согласные в конце и в
середине слова.
Выпиши
слово, подчеркни согласную, в которой ошибся. Подбери проверочное
слово, в котором после согласной стояла бы
гласная или звонкие согласные В, Л, М,
Н, Р. Подбери два однокоренных слова и
выдели корень во всех словах.
лёгкий
– легок, лёгенький, полегчало
12. Удвоенная согласная.
Выпиши
слово правильно, подчеркни удвоенную согласную, объясни её правописание. Запиши
ещё 3 слова с удвоенной согласной.
группа,
касса, аллея — словарное слово
рассказ, рассвет, поддержка,
туманный, длинный, лимонный
13. Непроизносимые согласные в корне слова.
Выпиши
слово, подчеркни непроизносимую согласную. Подбери проверочное
слово, в котором этот согласный
произносится отчетливо. Если согласный не произносится, то он и не пишется.
Выдели корень.
честный
– честь солнце – солнышко чудесный
— чудеса
14. Раздельное написание предлога со словом.
Выпиши предлог со словом,
надпиши части речи. Поставь между предлогом и словом вопрос или какое-нибудь
слово. Придумай предложение.
в
реке ( в чём? ), в глубокой реке В реке водились щуки.
15. Правописание приставки и суффикса.
Выпиши слово, выдели
приставку ( суффикс ),подчеркни букву. Запиши 3 слова с этой приставкой (
суффиксом ).
дочитать,
доехать, допрыгнуть, долететь
звёздочка,
розочка, вазочка, козочка
16. Раздельное написание « НЕ » с глаголами.
Выпиши слово, подчеркни
пробел между «не» и словом. Приведи 3 примера.
не
заметил, не читал, не писал, не говорил
нездоровиться
– не употр. без « не », нельзя, невзлюбить
17. Сложные слова.
Выпиши слово, подчеркни
соединительную гласную О или Е, выдели корни.
Подбери ещё 3 слова на это правило.
землемер, пешеход, земноводный,
птицелов
18. « Ь » на конце существительных после
шипящих.
Выпиши слово, подчеркни
шипящую и «Ь», объясни правописание. Запиши 3 слова на это правило.
мышь
– (ж. р.,3 скл.), ночь, дочь, рожь грач
–( м. р.), плащ, врач, товарищ
без
туч – ( мн. ч., не 3 скл., Р. п.) много дач, мимо рощ,
19. Правописание окончаний имён
прилагательных.
Выпиши существительное с прилагательным, поставь вопрос от
существительного к прилагательному, выдели окончание, укажи род, число, падеж.
к
лесу ( какому ?)
сосновому – м.
р., ед. ч., Д. п.
20. Падежные окончания имён
существительных.
Выпиши
словосочетание с вопросом, выдели окончание. Укажи склонение, число и падеж
имени существительного.
подошли (
к чему?) к речке
– 1скл., ед. ч., Д. п.
шёл
( по чему?) по площади
– 3 скл., ед. ч., Д. п.
21. Безударные личные окончания
глаголов.
Напиши глагол, в скобках напиши начальную форму, выдели окончание,
определи спряжение, лицо, число.
(что
делает?) пишет (что делать?
писать) – суф. а , не искл., I спр., 3 л., ед. ч.
(что
делаешь?) смотришь ( что делать?
смотреть) – суф. е, искл., II спр., 2 л., ед. ч.
(что сделают?) построят ( что сделать? построить) – суф. и, не искл., II спр., 3 л., мн.ч.
22. Глаголы 2-ого лица единственного
числа.
Выпиши глагол правильно, выдели окончание, определи
лицо и число. Подбери ещё 2 слова на это правило.
режешь – 2 л.,
ед.ч., смотришься, имеешь
23. Окончания глаголов прошедшего
времени.
Выпиши глагол со словом, с
которым он связан, задай вопрос, выдели окончание, определи род и
число. небо ( что делало? ) покрывалось – ср. р., ед. ч.
24. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
Напиши
глагол правильно, поставь к нему вопрос, подчеркни ТСЯ и ТЬСЯ, определи время,
лицо, число или неопределённую форму глагола.
пошли
( что делать?) купаться – н. ф.
он (
что делает?) купается – н. в., 3 л., ед. ч.
25. Правописание букв О и Е после
шипящих и Ц в окончаниях сущ. и прил.
Выпиши
слово, подчеркни шипящую, поставь ударение, выдели окончание, объясни
правописание.
врачом — удар. окон., пишу О большого – удар. окон., пишу
О
солнцем – безудар. окон.,
пишу Е в горячем – безудар. окон., пишу Е
26. Буквы З и С на конце приставок.
Выпиши слово правильно, выдели приставку, подчеркни
согласные на конце приставки и в начале корня, перед звонкими согласными на
конце приставки пишется З, а перед глухими – буква С. Подбери ещё 2 слова на
это правило.
Разбить, расписание, бездельник, бессердечный
27. Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ.
Выпиши слово правильно, выдели
приставку, подчеркни гласную букву, объясни правописание. (Если приставка
обозначает присоединение, приближение или неполное действие, то пиши И . А если
приставка близка по значению к слову « очень» или к приставке «пере» , то пиши
букву Е. )
приклеить
( присоед.) прескверный ( = очень) преграждать
( = пере)
28. Гласные Е и И в суффиксах
существительных –ек, -ик.
Выпиши
слово правильно, подбери проверочное, выдели суффикс, подчеркни орфограмму. (
Если при изменении существительного гласный выпадает (беглый), то в суффиксе
пиши букву Е. А если не выпадает, то в суффиксе пиши букву И.)
замочек
– замочка пальчик — пальчика
29. Буквы О и Е после шипящих на конце
наречий.
Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни
орфограмму, выдели суффикс. (На конце наречий после шипящих под
ударением пиши О , без ударения пиши Е.) Подбери ещё 2 слова на это правило.
свежо,
тягуче, неуклюже
30. Буквы О и А на конце наречий.
Выпиши
слово правильно, выдели приставку и суффикс, подчеркни орфограмму, объясни
правописание. ( В наречиях с приставками ИЗ-, ДО-, С- на конце пишется буква А,
если эти наречия образованы от прилагательных, в которых нет этих приставок. В
остальных наречиях с этими приставками пишется О. В наречиях с приставками В-,
НА-, ЗА-_на конце пишется О.)
досуха ( сухой – без прист.) досрочно (
досрочный – с прист.)
вправо, налево, засветло
31. Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по
составу, соблюдая порядок разбора.
поездка – поездки,
поездкой
отъезд
езда
выезд
32. Запятая в предложении.
Выпиши предложение, объясни
постановку запятой.
В
лесу растут берёзы, осины, дубы.
Идёт сильный дождь, воет ветер.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ.
1. Заглавная буква в начале предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Выдели орфограмму.
Делай так: Птицы улетели.
2. Гласная после шипящих. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Выдели орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: мыши, жизнь, щавель.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: ру-чеи-ки.
4. Пропуск, замена, перестановка искажение букв.
Выпиши слово, раздели его на слоги.
Делай так: прилежные, при-леж-ные.
5. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: Маша, Алёша, Миша.
6. Слова с непроверяемым написанием (словарные).
Напиши слово три раза. Подчеркни букву, в написании которой допущена ошибка.
Делай так: карандаш, карандаш, карандаш.
7. Ь – показатель мягкости.
Выпиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: огонь, учитель, морковь.
8. Разделительные ъ и ь знаки.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Выдели орфограмму.
Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил .
3апомни! Разделительный ь знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
Разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными: е, ё, ю, я.
9. Правописание приставок.
Напиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова с приставками.
Делай так: приехал, заехал, уехал.
Запомни! Приставка — часть слова. Она пишется слитно.
10. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё слова с этой же приставкой.
Делай так: полетели, побежал, потянули.
11. Правописание предлогов.
Напиши слово вместе с предлогом.
Делай так: у_дома, у (какого?) дома, у_6ольшого дома.
Запомни! Предлог — это отдельное слово.
Предлог со словом пишется раздельно.
12. Проверяемый безударный гласный в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
Делай так: гористая — горка.
Вспомни правило проверки безударного гласного в корне слова.
13. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово грамотно. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой
допущена ошибка. Напиши проверочное слово.
Делай так: берёзка — берёза..
Вспомни правило проверки парных согласных в корне.
14. Непроизносимые согласные в корне.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни непроизносимый согласный.
Напиши проверочное слово.
Делай так: честный — честь.
Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.
15. Удвоенные согласные.
Выпиши слово правильно. Выдели орфограмму. Запиши ещё 2 однокоренных слова.
Делай так: группа, групповой, подгруппа.
16. Буквосочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: дочка, речка, мощный.
17.Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Делай так: пришкольный
18. Разбор предложения по частям речи.
Впиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.
пр. сущ. глаг. прилаг. сущ,
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.
19. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение.
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки. Выпиши словосочетания: побежали с гор, звонкие ручейки.
Запомни! Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетание. Это нераспространенное предложение
20. Неверно выполнено какое-нибудь задание.
Выпиши только его и выполни задание.
Делаю работу над ошибками как проверить слово Никого омогите.
Перед вами страница с вопросом Делаю работу над ошибками как проверить слово Никого омогите?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.
Слово «никого» правильно пишется слитно с приставкой «ни-». Произносится с ударением на «о». Писать раздельно («ни кого») неверно: «ни-» в нём приставка; приставки от корня не отделяются. Замена «ни-» на «не-» («некого»), также ошибочна, поскольку исходное слово здесь «никто» в винительном падеже (подробнее о нём можете почитать в соответствующей статье). «Ни» в данном случае отрывается от корня, обращаясь в предлог, только в отдельных случаях (о них – далее). Слово от «кто» с приставкой «не-» существует в русском языке («не́кого»), но его значение иное, и ударение в нём падает по-другому.
Значения
Слово «никого» в винительном падеже употребляется преимущественно как местоимение в следующих значениях:
- Ни одному из нескольких человек, ни одному из совокупности живых существ: «Равных ему по математике никого в школе не было»; «Не приглашай никого из родни, а зови врача – бабушка разболелась»; «Не купайте никого из ягнят от парши, пока не потеплеет». Синонимические выражения «ни единого», «ни одного».
Нередко «никого» используется в речи и как существительное, означающее:
- Непричастность к делу или событию: «На замену Василию Ивановичу у нас никого нет». Частичные синонимы «кого-то», «кого-либо».
- Непригодность, никчёмность: «А Петруха не подошёл бы? – Да ты что! Он никого, кроме себя самого, не заменит». Частичные синонимы те же, что и в предыдущем значении, и ещё «вряд ли кого».
Постановка ударения и разделение переносами во всех значениях ни-ко-го́.
Как писать с предлогами?
Особый случай представляет собой употребление слова «никого» с предлогами. Предлог при этом ставится перед корнем, отрывая от него «ни», которое тоже становится предлогом, и всё выражение пишется раздельно, по словам:
- «Такого рассольнику, как Машенькин, вы ни у кого ещё не откушаете».
Грамматика
«Никто» – местоимённое существительное. Состоит из приставки «ни-» и корня «-кто». Постановка ударения и разделение переносами ни-кто́. Рода и числа не имеет, склоняется только по падежам. Предлог в предложном падеже также вставляется между «ни» и корнем, но получившееся словосочетание считается одним словом:
- Именительный: никто́.
- Родительный: никого́.
- Дательный: никого́.
- Винительный никого́.
- Творительный: нике́м.
- Предложный: ни в ком, ни на ком, ни о ком, ни по ком,.
Источник путаницы
Ошибки в написании «никого» чаще всего вызваны его путаницей со словом «некого», которое представляет собой отрицательное местоимение в родительном падеже. Именительного падежа нет; употребляется ещё в дательном, творительном и предложном падежах. Ударение во всех падежных формах падает на приставку: не́-ко-го, не́-ко-му, не́-кем, не́ о (по, в) ком. Отрицательное значение сравнительно с «никого» усиленное: если «никого» предполагает, что кто-то подходящий всё же найдётся или может найтись, то «некого» в общем значит: ну нет вообще никого, пиши – пропало.
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Никого – как пишется слово, с «е» или «и», слитно или раздельно
Без ударения с «и», под ударением с «е». «Никого нет». «Некого позвать на помощь».
3 341
Отрицательное местоимение «никого» пишется так, как слышится. То есть если на «и» не падает ударение, мы пишем «и». Например: «Я никогО не жду». А если ударение падает и мы слышим «е», то пишем «е»: «нЕкого винить!»
Вот так. Давайте теперь учиться правильно комментировать это слово на уроке русского языка, чтобы ваша учительница точно ни к чему не придралась.
Как объяснять правописание слова «никого»
Сначала надо сказать, что это за слово такое. «Никого» – это отрицательное местоимение. Как запомнить, что это именно местоимение, а не, например, существительное? Ну вот, смотрите, о чем вы думаете, когда слышите слово «кого»? Ни о чем. Вы не представляете никакого конкретного предмета. Потому что местоимение не называет сам по себе предмет, а лишь указывает на него.
Как запомнить, что местоимение отрицательное? По значению. Когда мы говорим «никого» – мы отрицаем факт присутствия кого-либо. Можно даже добавить: «Никого нет».
Идем дальше. Вы обязательно должны отметить, в какой части слова находится орфограмма. В нашем случае орфограмма в приставке «ни» или «не».
Почему именно в приставке? Потому что есть слово «кого». К нему добавляется как раз таки приставочка не/ни.
Теперь само правило. В случае с приставкой не/ни действует такой принцип: «Как слышу, так и пишу». Если на приставку не падает ударение, то мы и на месте «е», и на месте «и» будем слышать «и». Следовательно, мы и пишем «и». Например: «Я никогО не виню в случившемся» – вот и все.
А если ударение будет падать на приставку, то мы будем писать то, что услышим. То есть «е». Например: «Мне нЕкого теперь звать в гости».
Как графически оформить объяснение
Оформляйте орфограмму так. Одной чертой подчеркните букву «и». Тем самым вы покажете, что эта буква вызывает сомнения и ее надо проверить. Затем выделите приставку «ни». И поставьте ударение.
Этого будет достаточно. Учительница поймет: «Ага, буква «и» в приставке «ни», написали с «и», потому что приставка безударная».
Если же на букву «е» падает ударение, то графическое оформление будет немного другим. «Е» надо подчеркнуть двумя чертами, потому что мы в ней уже не сомневаемся – на нее падает ударение и она в так называемой «сильной позиции». Затем опять выделяете приставку («не»), ставите знак ударения. И все.
На заметку
По правилу «Как слышу, так и пишу» пишутся очень многие приставки. Например, такие, которые оканчиваются на согласный. Сравните: расписать, разбить.
Если вы раньше графически не объясняли орфограммы – начинайте это делать как можно быстрее. Так вы намного эффективнее будете запоминать правила русского. Вот мой небольшой ролик про орфограмму – посмотрите. При объяснении проговаривайте все три вопроса, доводите их до автоматизма.
Что еще почитать по теме
Порекомендую несколько вспомогательных статей. Они небольшие, пробегитесь по ним глазами, чтобы освежить материал в памяти.
- Приставка – что это за часть слова, как правильно ее выделить и какие бывают приставки в русском языке.
- Ударение – что это такое, как его правильно ставить.
- Безударные гласные – на какие три группы они делятся и как проверять гласные каждой группы.
- Проверочное слово – очень важная статья, потому что все одиннадцать лет школы дети учатся подбирать проверочные слова к сомнительным гласным и согласным.
- Орфограмма – что это за буква такая и как правильно с ней работать.
- Как научиться писать грамотно – общая статья, в которой много полезных упражнений и рекомендаций, которые я «проверил» на себе.
Еще рекомендую вам посмотреть подборку с курсами русского языка. Я ее составлял сам. Там в начале описываются бесплатные курсы и тренажеры для мобильных устройств, они очень классные. Затем я даю ссылки на три бесплатных пособия, по которым очень удобно готовиться к ЕГЭ. Ну а дальше уже идут платные курсы и интенсивы.
Заключение
Мы разобрали, как пишется слово «никого». Запомнили ли вы правило? Все ли вам в нем понятно? Сможете ли вы теперь автоматически различить, где надо писать «никого», а где «некого»?
Если остались какие-то вопросы – смело их пишите в комментариях, я отвечу.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Введите текст (не больше 10000 символов, вы набрали 0):
Проверка орфографии онлайн предназначена для быстрого нахождения ошибок и правильного написания слов как на компьютере, так и на телефоне.
Как пользоваться: чтобы проверить текст на орфографические ошибки, введите слово или текст, затем нажмите «Проверить». Сервис предложит исправление ошибок в написании слов, в которых обнаружены ошибки, а также подчеркнет неправильные слова. Поддерживаются русский, английский и украинский языки. Знаки препинания не учитываются. Сервис незаменим на ЕГЭ, контрольных, словарных диктантах (особенно поможет исправитель).
За эту неделю орфографию проверили 4641 раз.
Число ваших проверок за всё время: 0.
Если вы хотите улучшить этот online сервис, помогающий бесплатно исправлять ошибки, пишите предложения в комментарии. Сервисов, позволяющих полноценно и бесплатно проверять правильность пунктуации (запятые, тире и т.п.) в интернете нет, но есть помощник для проверки пунктуации на 5-ege.ru/. Если вам нужно часто проверять тексты, сохраните эту страницу.