Работа над ошибками слово сначала

Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии
не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение
учащихся видеть орфограммы.

В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль
принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности,
здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная
языковая норма”.

В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать
причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения

Существует три вида исправления ошибок:

  1. Исправление путем выписывания, данного слова;
  2. Исправление с помощью доказательства;
  3. Исправление, основанное на логически последовательном порядке
    рассуждения вида исправления ошибок;

План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен
прилагательных.

(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)

  • Найти имя прилагательное.
  • Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
  • Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на
    окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
  • Определить род и падеж существительного и прилагательного.
  • Вспомнить прилагательного в этом падеже.

Памятка при работе над ошибками.

1. Перенос слов.

ма-ленький, малень-кий;

ап-пликация, аппли-кация;

2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.

(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)

Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.

3. Большая буква в именах собственных.

Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.

4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Грозы – гроза
Снег – снега

5. Парные согласные в корне слова.

Грибы – гриб
Шуба – шубка

6. Непроизносимые согласные в корне слова.

Солнышко – солнце

7. Правописание приставки, суффикса.

Из садика
Переход

8. Разделительный Ъ и Ь.

Подъезд, вьюга

9. Раздельное написание предлогов со словами.

В лес, в густой лес.

10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Ночь – ж. р., мяч – м. р.

11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом

12. Безударные падежные окончания существительных.

Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне

13. Безударные личные окончания глаголов.

Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь

14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.

Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?

Орфографические задачи:

1. На выбор букв для обозначения звука:

Тр(а/о)ва
гру(зс)
ж(и/ы)л
ч(а/я)с
щ(у/ю)кА

2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и
начала предложения:

(Ш/ш)арик
(М/м)аша
(Д/д)он

3. На определение места знака переноса в слове:

Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо

4. На слитно-раздельное написание слов:

В класс или вкласс
Взял или в зял

5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:

Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!

– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова
с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои
примеры на эти правила.

Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”

Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между
предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким
образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из
3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и
больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что
запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное
количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется
их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались
учителем).

Грамматические зарядки:

“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”

1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….

2.  Гусе(в/ф)
Кру(г/к)
Стол(б/п)
 ря(д/т)
 су(б/п)
 гла(з/с)
 к(о/а)за
 р(е/и)ка
 тр(а/о)ва
 п(а/о)ет
 з(о/а)вет
 ст(о/а)ит

Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:

  1. Имена, фамилии,
    Клички, города.
    Все с заглавной буквы
    Пишутся всегда.
  2. Начинает буква
    Важные слова:
    Иванова Анна,
    Шуя и Москва.
  3. Почему же мы с тобой
    пишем с буквы прописной:
    Таня, Ваня, Мила, Нина,
    Коля, Петя и Ирина,
    Иванов, Петров, Орлов,
    Калининград, Москва, Ковров?
  4. Чижи, ужи, ежи, стрижи,
    Жирафы, мыши и моржи;
    Кружи, дружи, служи, спеши-
    Запомни слоги ЖИ и ШИ.
  5. Козочка, горочка,
    33 пригорочка.
    Ой! чк! чк! чк!
    Кочка, почка, звездочка.

Как работать над ошибками.

(Памятка для ученика.)

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово
    правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил,
    обозначь ударение.
  2. Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова
    находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
  3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она
    пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же
    приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
  4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,
    обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во
    всех словах выдели корень.
  5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с
    тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
  6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с
    тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение,
    окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
  7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе
    с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу
    существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
    Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
  8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и
    узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание.
    Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Памятка для работы над ошибками (4 класс)

1. Пропуск, замена, искажение.

        Выпиши слово правильно; раздели его на слоги; поставь ударение.

2. Слова с непроверяемыми орфограммами.

        Выпиши слово правильно; раздели его на слоги; подчеркни букву, где была ошибка.

3. Безударные проверяемые гласные.

        Напиши сначала проверочное слово, затем слово, в котором была ошибка; поставь ударение. Выдели корень, подчеркни безударную проверяемую гласную.  

травы — трава

4. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ, рщ.

        Выпиши слово правильно; подчеркни сочетание. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

роща   пища  дочка  дачный

5. Парные звонкие и глухие согласные.

        Напиши сначала проверочное слово, затем слово, в котором была ошибка. Выдели корень, подчеркни парную согласную.

глаза — глаз

6. Непроизносимые согласные.

        Напиши сначала проверочное слово, затем слово, в котором была ошибка. Выдели корень, подчеркни непроизносимую согласную или сочетание сн.

                грустит — грустный        ужасен — ужасный

7. Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука.

        Выпиши слово правильно, подчеркни согласную вместе с мягким знаком. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

                        уголь   соль   больной  старенький

8. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

        Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Определи род имени существительного. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

        дочь (ж.р.)     плащ (м.р.)    грач (м.р.)     помощь (ж.р.)

9. Разделительный мягкий знак.

        Выпиши слово правильно, подчеркни согласную и гласную, которые разделяются мягким знаком. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

                         вьюга  листья   колья   пьёт

10.  Разделительный твёрдый знак.

        Выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак; выдели  в слове приставку и корень. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

             подъехали    взъерошил   съедобное   подъёмный

11. Правописание  предлогов.

        Выпиши слово с предлогом. Поставь между ними вопрос или другое слово.

        в  роще —  в (какой?) роще  —  в  берёзовой  роще

12. Правописание приставок.

        Выпиши слово правильно; выдели приставку и корень. Помни: между приставкой и корнем НЕЛЬЗЯ вставить вопрос!

прибрежный

13. Большая  буква в написании имён собственных.

        Выпиши слово правильно; подчеркни большую букву. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

                         Москва     Рита    Иванов    Мурка

14. Правописание окончаний имён прилагательных.

        Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, от которого оно зависит. Поставь вопрос к имени прилагательному, определи род прилагательного и падеж. Выдели окончания у вопроса и имени прилагательного.

                             озеро  (какое?) глубокое

15. Написание частицы НЕ  с глаголами.

        Выпиши глагол с частицей НЕ. Подчеркни пробел между ними. Напиши ещё 3 примера на эту орфограмму.

        не__был         не___ждал       не___верил       не___знаю

16. Незнакомые орфограммы.

        Выпиши слово правильно, подчеркни место в слове, где была ошибка. Постарайся запомнить, как пишется это слово.

                        скалолаз

17. Окончания существительных.

Выпиши имя существительное со словом, с которым оно связано по смыслу. Определи склонение, род и падеж.

                           Увидел в траве (1скл., ж.р., П.п.)

18.Окончания глаголов.

Выпиши глагол, определи спряжение, время и лицо глагола.

                          Скажешь (1 спр., буд. Время, 2 лицо)

19.Местоимения с предлогами.

Выпиши местоимение с предлогом, поставь вопрос к местоимению.

                                               (у кого?) у меня

20.Однородные члены предложения.

Выпиши предложение, поставь запятые, выдели союзы (если они есть), подчеркни однородные члены.

                     Вьюга выла, свистела и пугала нас.

21.Правописание сложных слов.

Выпиши слово правильно, выдели корни, подчеркни соединительную гласную, напиши проверочное слово к корню, где была ошибка.

                          скалолаз скалы

Чтобы научиться писать правильно и грамотно, необходимо читать по несколько страниц в день. Также нужно выполнять упражнения, которые помогают запомнить правила орфографии.

Содержание

  • Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка
  • Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе
  • Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе

Эта подборка несложных упражнений поможет проверить и подтянуть знания в области правописания.

Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка

Проводить работу над ошибками по русскому языку очень важно. Ведь только так вы сможете разобрать причину неправильного написания того или иного слова. Такая методика работы над ошибками по русскому языку поможет вам навсегда запомнить грамотное написание.

  1. Большая буква в начале предложения.
  • найти и переписать предложение правильно;
  • придумать схожее предложение для закрепления;
  • привлечь внимание для лучшего запоминания подчеркиванием.

Например: Сегодня нелетная погода. Идет снег.

  1. Знаки препинаний в конце предложений.
  • найти и выписать предложение правильно с такими знаками препинания: (.); (!); (?);
  • подчеркнуть знаки препинания, которые находятся в конце предложений.

Например: В магазине за углом продаются вкусные сладости. Мне очень нравится шоколадное мороженое! Можно ли перед обедом съесть одну конфету?

  1. Знак (Ь) в конце предложения.
  • найти и выписать слово, в котором есть знак (ь) правильно;
  • закрепить повторным написанием слов с подобным употреблением (выбирайте др.слова);
  • подчеркнуть мягкий знак в словах для акцентирования внимания.

Например: жизнь, ноготь, капать, морковь.

  1. Знак (Ь) в середине предложения.
  • найти и записать слова, в которых знак (ь) стоит в середине слова;
  • придумать и записать несколько своих слов с использованием этого знака;
  • подчеркнуть знак (ь).

Например: кольцо, борьба, калька, семья.

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  • выписать три слова, соответствующих этому правилу;
  • подчеркнуть заглавные буквы;
  • придумать и записать еще три слова под это правило;
  • также подчеркнуть большие буквы.

Например: Костя, Ирина, Белгород, Мерседес, Халк, Жучка.

  1. Правильный перенос слова.
  • найти и выписать понравившиеся четыре слова, которые имеют минимум два слога;
  • разделить слова на слоги и сделать правильный перенос.

Например:

  • Дружба — друж — ба;
  • Граница — гра — ни — ца;
  • Квартира — квар — ти — ра;
  • Вешалка — ве — шал — ка.
  1. Безударную гласную необходимо проверять при помощи ударения.
  • выписать слово и поставить ударение;
  • нужно подобрать проверочное слово и его однокоренные слова.

Например: больной — боль, болит, больница.

  1. Правильное написание слогов ча-ща.
  • вначале нужно выписать слово;
  • написать еще несколько слов на это правило.
  • выделить нужный слог.

Например: часто, щавель чаща, чаша.

  1. Правильное написание слогов чу-щу.
  • нужно найти и выписать слово;
  • написать еще два слова, подходящих под это правило.
  • подчеркнуть нужный слог.

Например: щука, щупальца, чумка, чудо, чувство.

10. Правильное написание слогов жи-ши.

  • придумать и написать несколько слов с использованием слогов жи-ши;
  • подчеркнуть слоги, подходящие под это правило.

Например: лыжи, машина, жизнь, животное, шило.

  1. Двойные согласные в словах.
  • необходимо найти и выписать слова с удвоенными буквами;
  • подчеркнуть двойные буквы;
  • разделить слова для переноса.

Например:

  • Терраса, хоккей, аттракцион, искусство, миллион.
  • Тер-раса, хок-кей, ат-тракцион, искус-ство, мил-лион.
  1. Удвоенные согласные
  • выписать слово с удвоенной согласной три раза;
  • придумать и записать два предложения с этим словом;
  • подчеркнуть удвоенные буквы.

Например: жужжать, жужжать, жужжать. Муха над моей головой не перестает жужжать.

  1. Словосочетание букв чн и чк пишутся без мягкого знака.
  • найти и выписать по три слова на данное правило;
  • подчеркнуть словосочетание.

Например: кончик, бабочка, привычка, кирпичный, отличник цветочный.

  1. Предлоги всегда пишутся отдельно.
  • написать предложение, в котором есть предлог;
  • выделить предлог в предложении.

Например: Из-за облаков выглянули солнечные лучи.

  1. Наречия всегда пишутся одним словом. Перед ними никогда не бывает предлогов.
  • выписать три наречия;
  • к каждому слову поставить вопрос.

Например: (где?) справа, (когда?) вчера, (откуда?) издалека.

  1. Приставка НЕ с глаголами практически всегда пишется раздельно. Исключением являются ситуации, когда глагол без НЕ не употребляется.
  • выписать три глагола с приставкой НЕ раздельно;
  • подчеркнуть приставку;
  • придумать несколько слов с приставкой НЕ, которые пишутся слитно;
  • выделить приставку.

Например:

  • Не знал, не выучил, не понял;
  • Недоумевать, несдобровать, невзлюбить.
  1. Глаголы второго лица единственного числа всегда пишутся с мягким знаком.
  • найти и выписать несколько примеров глаголов второго лица единственного числа;
  • подчеркнуть окончание.

Например: (Что делаешь?) — играешь, читаешь, танцуешь.

Проверяйте наличие ошибок

Проверяйте наличие ошибок
Полезные правила
Полезные правила
С правилами и советами вы легко подтянете грамотность
С правилами и советами вы легко подтянете грамотность
Разбирайте целые предложения
Разбирайте целые предложения

Продолжим тему о правописании такими статьями:

  • Как правильно написать «Привести» или «Привезти»
  • Глажка или глажение: как правильно написать
  • Как писать слово НЕ БЫЛО
  • «Не правильно» или «неправильно» — как писать
  • Как правильно писать приставку БЕЗ и БЕС в словах в русском языке

Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе

Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе

Re: Работа над ошибками

Сообщение

zero-ss » 21 ноя 2011, 22:12

Здравствуйте, хочу предложить вам памятку по работе над ошибками. Может быть, вам предложат еще другие варианты. ;)
Как надо работать над ошибками (памятка для ученика)
1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
2. Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу. Напиши проверочное слово и то, в котором допущена ошибка.
3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как пишется приставка, и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.
4. Если ошибка в корне, определи орфограмму. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс.
6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.
7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь предложение с этим глаголом.
9. Если ошибка в слове с непроверяемой гласной или согласной, то запиши это слово три раза. Составь предложение с этим словом.
10. Если ошибка в написании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, сн-зн, напиши слово правильно и приведи 3-4 примера.

Сначало — сначала

сначала

Выполнить проверку гласной на конце наречия с приставкой можно, подставив к этой приставке слово ОКНО. Пример: с окна — значит, пишем А (сначала, сызнова), за окно — значит, пишем О (заново, заживо).

Сначало — сначала

Слово «сначала» правильно пишется слитно и с буквой «а» в конце, если это наречие. Существительное «с начала» (года), имеющее зависимое слово, пишется раздельно с предлогом «с».

Чтобы выяснить, как правильно пишется слово «сначала», «с начала» или «сначало», определим в контексте часть речи, к которой оно принадлежит, и применим орфографическое правило написания наречий с приставками.

Слитное правописание наречия «сначала»

Разумеется, мы сначала были очень поражены, так как всё это произошло слишком быстро и неожиданно (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).

Были поражены (когда?) сначала.

Интересующее нас слово не изменяется, поясняет сказуемое и отвечает на обстоятельственный вопрос времени.

Значит, это наречие. Оно образовано от существительного с временным значением:

начало — снача́ла

Такие наречия пишутся с приставками слитно согласно правилу орфографии:

Правило

Пишутся слитно наречия, образованные от существительных с пространственно-временными значениями: верх, низ, перёд, зад, высь, даль, ширь, глубь, век, начало.

Саша просмотрел сначала журналы, потом прочитал книги, потом опять журнал (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

Это наречие образовано с помощью безударного суффикса , написание которого регламентируется орфографическим правилом:

Правило

У наречий с приставками из-, до-, с- пишется суффикс . Если в составе наречий имеются приставки в-, на-, за-, то пишется суффикс .

Проверить это можно с помощью слова «окно», имеющего ударные окончания, которые формально совпадают с суффиксами наречий, например:

  • снача́ла спросить — с окна́ сбросить;
  • и́зредка  делать — из окна́ выглянуть;
  • до́чиста вымыть — до окна́ дойти;
  • спра́ва расположиться — с окна́ снять штору;
  • сно́ва ошибаться — с окна́ убрать.

Вывод

Наречие «сначала» пишется слитно с приставкой с-, которая задает написание суффикса .

Сначала  мы надеялись, что нам удастся спастись от них бегством, и тоже подняли все паруса (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

Сначала подул легкий ветерок, который стал постепенно усиливаться, так что пришлось закрыть окна.

Сначала мы решили наколоть дров, а затем истопить баню.

Отличаем в контексте слитное написание наречия от однокоренного существительного с предлогом.

Сначала или с начала, сначала или сначало

Раздельное написание слова «с начала»

Существительное «начало» изменяется по падежам:

  • и. п. (что?) начало
  • р. п. начать (с чего?) с начала
  • д. п. стремлюсь (к чему?) к началу
  • в. п. вижу (что?) начало
  • т. п. интересуюсь (чем?) началом
  • п. п. расскажу (о чем?) о начале

В контексте оно имеет, как правило, зависимое слово в форме родительного падежа, например:

Что произошло с начала этой бури? (Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан).

С начала (чего?) бури.

Второй отличительный признак существительного от однокоренного наречия — это возможность вставить падежный вопрос или определение между предлогом «с» и формой родительного падежа:

  • с чего? начала;
  • с самого начала.

Вывод

Существительное в форме родительного падежа «с начала» пишется раздельно с предлогом «с».

Примеры предложений со словом «с начала»

Доктор служил на флоте совсем недавно, с начала войны (Вениамин Каверин. Два капитана).

Вся эта потребность общности преклонения и есть главнейшее мучение каждого человека единолично и как целого человечества с начала веков (Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы).

Оно начато не с начала, а с середины, без наперед подобранных сроков, в первые подвернувшиеся будни в самый разгар курсирующих по городу трамваев  (Б. Пастернак. Доктор Живаго).

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 83

Правописание «сначала»: правильная орфография, слитная и раздельная формы и их уместность

Для начала обозначим, что (вопреки вполне реальным запросам) «СначалО» – вопиющая и грубейшая ошибка. В этом слове вместо «о» нужно писать «а»:

  • «Сначала поешь, а уж потом за уроки!»
  • «Глянь сначала, идет ли дождь!»

Тем не менее, раздельное употребление («с начала») возможно, но немного в других смысловых случаях. С этим разберемся ниже по тексту.

В данном случае также применимы синонимы: вначале, первоначально, поначалу, прежде, прежде чем, сперва. В завершающих предложениях употребляются затем; потом; после; после того, как; тогда.

Первое предложение построено по схеме явного указания последовательности действий: «Сначала… потом…». Во втором случае фразу можно дополнить до полной определенности: «Глянь сначала, идет ли дождь, а уж тогда проси зонтик!» Смысл высказывания от этого не изменился, значит, и здесь проблемное слово написано правильно.

Какая часть речи “сначала”?

Рассматриваемое слово есть наречие – часть речи, описывающая и разъясняющая обстоятельства, сопутствующие действию или обуславливающие его. Общий вопрос к наречиям: «Когда?», в смысле «В какое время…»; «При каких обстоятельствах возможно…»; «Согласно каким условиям надо…»; «Что нужно, чтобы…» сделать то-то?

Наречие времени «сначала» характерно тем, что его употребление предполагает также определенную последовательность действий, без соблюдения которой желаемый результат не гарантирован:

  • «Сначала растолките таблетку, а потом растворите ее в тёплой воде».

Наречие или может быть существительное?

Каверзный случай – употребление данного слова применительно к неудачному действию или работе. Если дело поправимо, т.е. неудача может быть исправлена без переделок и материальных потерь, однозначно правильно будет употребить наречие:

  • «Ну как ты собираешь этот паззл? Лучше тебе все разобрать и начать сначала».
  • «Вот незадача! Дровяник забит под завязку, а поленьев еще полно. Все, начинай складывать поленницу сначала!»

В таком контексте «сначала» аналогично пишется слитно. Если же неудача непоправима, то для пущей выразительности можно (и желательно) писать «с начала»:

  • «Ну вот, кроила-кроила, шила-шила, а в поясе не сходится. Начинай теперь с начала».

Вставленное «теперь» подчеркивает драматизм ситуации. Для проверки правописания добавим еще и «самого»: «Начинай теперь с самого начала». Смысл фразы не изменился, а ее выразительность повысилась (правда, читаемость немного снизилась). Следовательно, написано правильно. Но в таком случае «начало» становится существительным, а «с» – предлогом.

Слово «теперь» может быть и союзом, но здесь оно также наречие времени. Пара одних и тех же частей речи – грубая стилистическая ошибка, резко снижающая читаемость текста и уличающая его автора в безграмотности. Поэтому в данном случае лучше читается существительное с предлогом. Пишутся они, разумеется, раздельно. Если же фиаско констатируется поговоркой или крылатой фразой, то она уже дает должный заряд эмоций. Тогда на первый план по обеспечению читаемости выходят краткость фрагмента и минимум пробелов, поэтому уместнее будет вновь обратиться к наречию:

  • «Ну вот, запорола юбку! Наша песня хороша, начинай сначала!»

Что делать с существительным?

Существительное с предлогом «с начала» (родительный падеж) или «с началом» (творительный падеж) употребляются взамен наречия «сначала», если ход процесса не зависит от пишущего или напрямую не связан со временем:

  • «С начала зимы установилась необычно тёплая погода» – погоду не делают и не заказывают; как природа решила, так и будет.

Уместность родительного падежа проверяем аналогично:

  • «С самого начала зимы установилась необычно тёплая погода».

Однако в творительном падеже вставлять проверочное «самым» можно только мысленно, иначе упадут и выразительность, и читаемость текста:

  • «С <самым> началом взросления ребёнка весьма желателен регулярный медицинский контроль за его зрением и осанкой».

Если же необходимо подчеркнуть значимость фразы, то лучше вернуться к родительному падежу:

  • «С самого начала взросления ребёнка весьма желателен регулярный медицинский контроль за его зрением и осанкой».

Итог

Для «двоечников» еще раз напомним, что «сначало» – грубейшая ошибка, потому, что такого слова в русском языке просто нет. Ничего оно не выражает, и предложение с ним теряет смысл. А с остальными формами – слитными и раздельными, мы вполне разобрались выше.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

В русском языке существует множество слов и словоформ, написание которых может ввести в заблуждение не только тех, кто решил изучить его, но и самих носителей языка.

Большинство часто задаются вопросом, «с_начала» как пишется: слитно или раздельно?

Согласно орфографическим нормам оба варианта являются допустимыми, где в одном случае, при слитном написании, слово выступает в роли наречия, а при раздельном – в роли существительного с предлогом. Как не путать эти два понятия и грамотно их писать, разберёмся, изучив правило и рассмотрев на примерах.

Для того чтобы определить выступает буква «с» в роли предлога или приставки, необходимо рассматривать словоформу в контексте предложения и разобраться к какому члену предложения оно относится.

Оглавление

  • 1 Сначала — правила написания
    • 1.1 Верное и неверное написание наречия
  • 2 С начала — правила написания
    • 2.1 Верное и неверное написание существительного
  • 3 Задания для самопроверки
  • 4 Известно ли вам

Сначала — правила написания

В том случае, если перед нами наречие, которое является неизменной самостоятельной категорией языка, то действует следующее правило:

Наречия, которые образовались от существительных, имеющих пространственное и временное значение, пишутся слитно (назад, навек, вверх и т.д.)

Верное и неверное написание наречия

Слитное правописание наречия «сначала» подвергается следующим условиям:

  • Не склоняется по падежам;
  • Отвечает на вопрос «как?», «когда?». (Сначала (когда?) мы рискнули);
  • Можно заменить на синонимы «сперва», «заново» и т.д; (Я сначала (сперва) задумалась).
  • Невозможно извлечь «начала» из предложения. (Сначала мы позавтракали/с мы позавтракали)

В таком случае, когда подходят все условия, делаем вывод, что правильно писать наречие «сначала» с приставкой «с-».

Разобравшись с приставкой, стоит также отметить написание суффикса в данной словоформе. Вся загвоздка возникает из-за первоначальной формы в именительном падеже «начало» и потому, возникает вопрос, правильно «сначала» или «сначало«. В таком случае, разобраться нам поможет правило, которое гласит, что если наречие образовалось с помощью приставки «с-» «из-», «до-», то оно должно заканчиваться на «».

Следовательно, орфографической ошибкой будет считаться: раздельное написание словоформы, в том случае, когда оно используется в роли наречия; с буквой «» в роли суффикса в конце.

С начала — правила написания

Раздельно мы пишем слово тогда, когда перед нами существительное «начало», а «с» выступает в роли предлога. В отличие от наречия, его можно склонять по падежам, тем самым помогая нам в определении самой части речи.

В том случае, когда существительное употребляется в своем прямом значении, омонимичная форма пишется раздельно.

Верное и неверное написание существительного

Единственно верным вариантом будет написание существительного «начала» отдельно от предлога «с».

Для того чтобы убедиться,  что «с начала» пишется раздельно используйте следующие условия:

  • Отвечает на вопрос «с чего?». (С чего? С начала осени.)
  • При извлечении словоформы из предложения не искажается смысл. (С начала 2021 года/ с 2021 года);
  • Имеет зависимое существительное. («Года» является зависимым, находится в родительном падеже);
  • Можно вставить между существительным и предлогом слово. (С самого начала)

В таком случае, если перед нами склоняемое по падежам существительное, будет неправильно написать «сначала» вместе.

Задания для самопроверки

Как мы видим, правописание омонимичных слов может вызывать значительные затруднения, и для того, чтобы правильно написать, казалось бы, одно и то же слово, применяя конкретное правило, необходимо определить к какой части речи относится словоформа в контексте предложения. Используйте в роли подсказок, условия, которые помогут вам определить существительное или наречие перед вами. Проверьте полученные знания, пройдя задания для самопроверки.

Нам пообещали, что с_начала семестра привезут новое  оборудование, для количественного и качественного определения осадков в полученных смесях.

Показать скрытое содержимое

Раздельно. Рядом стоит зависимое существительное «семестр».

С_начала ты объяснишь, что в данный момент тут происходит, а затем пояснишь, почему ты ушел с_начала конференции.

Показать скрытое содержимое

Первое слово пишем слитно, так как оно выступает в роли наречия, которое можно заменить на синоним «сперва», а во втором случае, отвечая на вопрос «с чего?» пишем отдельно от предлога «с».

С_начала учебного года мы успели пройти три больших темы по зоопсихологии, написали две практические работы и сдали один модуль.

Показать скрытое содержимое

Раздельно. Так как есть возможность после предлога вставить дополнительное слово «самого», следовательно перед нами существительное.

С_начала игра быстро набирала обороты и заинтересовала всю компанию, но азарт быстро угас, когда появились явные лидеры.

Показать скрытое содержимое

Слово «сначала» это наречие, которое отвечает на вопрос «когда?» и пишется слитно.

Давай, мы с_начала выполним разминку, а затем уже перейдем к общему комплексу нагрузок.

Показать скрытое содержимое

Заменив словоформу на синонимичную «в первую очередь», сделаем вывод, что слово пишется слитно.

Известно ли вам

Известно ли вам, что ошибки в написании слова «сначала», не единственные в русском языке, где схожее по произношению слово может выступать в разных формах речи, и тем самым вводить в заблуждение даже самых грамотных. Таковыми являются словоформы «в продолжение» и «в продолжении». И для того, чтобы правильно определить какое окончание использовать, предлагаем изучить «Правила написания предлога «в продолжение» и существительного «в продолжении»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Работа над ошибками рассказ читать
  • Работа над ошибками слово скворечник
  • Работа над ошибками слово вдоль
  • Работа над ошибками слово сегодня
  • Работа над ошибками рассвет