РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.СОСТАВ СЛОВА. КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА,
СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ – ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА
Предмет:
русский язык
Тип
урока: задание открытия свежих познаний.
УМК
«Русский язык. 2 класс»
Цели:
уточнение представлений о значительных симптомах гласных и
согласных звуков; становление умения следить за
произношением текстов и проводить их
звуковой тест классифицировать имеющиеся
у ребят познания о звуках и
буквах; дрессировать предопределять звуки, отыскивать и отличать их;
развивать устную и письменную
речь студентов, креативные возможности, формируя на
уроке одобрительную атмосферу, развивать орфографическую зоркость;
обогащать лексикографический припас ребят свежими текстами и
выражениями;
Задачки урока:
Образовательная:
зафиксировать умение предопределять звуки
и буковки.
Развивающая:
развивать
мобильность и творческую самостоятельность студентов, соединяя игровую и
обучающую формы деятельности; становление интереса, зрительной
памяти, энергичности студентов на уроке; продолжить работу по
формированию речевой работы студента.
Воспитательная:
прививать опрятность в
ведении тетради; воспитывать ощущение сплоченности
коллектива; внимание к предмету российского языка ;
культуры общения, ощущения взаимовыручки; воспитывать прилежание,
активность; воспитывать организованность, усидчивость, обязанность.
Технологии:
проблемно-ориентированного
обучения;
информационно-коммуникативные; разработка сотрудничества.
Способы изучения:
исследовательский,
частично-поисковый, способ проблемного изучения,
дедуктивный, приятный, словесный, одобрение.
Способы изучения:
Демонстрация Power
Point “Части речи”. Компьютер, проектор. Музыкальное аккомпанемент к
физкультминутке. Карточки для персональной работы, листы
с словами для работы студентов. Башковитый лексика Цветные
карандаши.
Урок
168. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Цель:
выявить у учащихся уровень овладения навыком правописания за весь учебный год.
Лесные
загадки
Настала
чудесная летняя пора. Ребятишки из села Морозовки бегут в соседний лесок. На
каждом шагу тут загадка. Из травы глядит белый глазок. Это земляничка. Скоро
созреют сладкие ягоды. Что за клубок покатился по тропинке? Ежик побежал в свое
жилище. Какие зверьки ловко скачут по веткам и стволам? Белочки в рыжих шубках
делают легкие прыжки. Чей домишко из иголок под елью? Тут хлопочут муравьи.
Слова
для справок: домишко.
Грамматические
задания:
1.
Подчеркните вопросительные предложения.
2.
Выпишите по два слова: а) со звонкими и глухими согласными в корне; б)
безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
3.
Что в тексте названо словом «глазок»? Какие еще значения у этого слова?
Написать глазок – … , глазок – … .
Урок
169. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ,
ДОПУЩЕННЫМИ
В ДИКТАНТЕ
Цели:
развивать умение исправлять ошибки; познакомить с новыми словарными словами,
развивать речь.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Анализ письменных работ.
III.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
IV.
Словарно-орфографическая работа.
–
Отгадайте загадку:
С
неба солнце золотое льёт лучи.
В
поле дружною стеною золотые усачи.
Шевелят
они усами и тихонько шелестят…
Дни
сменяются ночами, а они стоят, стоят.
А
когда уходят с поля золотые усачи,
В
нашей печке золотятся золотые калачи.
(Пшеница.)
–
Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
пшенъца
–
Назовите и запишите однокоренные слова. Разберите их по составу.
–
Какая бывает пшеница? Напишите 4–5 словосочетаний. С одним из них составьте и
запишите предложение.
Прекрасная
пшеница, озимая пшеница, яровая пшеница, золотая пшеница, спелая пшеница.
Золотая
пшеница стоит на поле стеной.
–
Придумайте сами задание к предложению и выполните его.
–
Чтобы узнать второе слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вам надо
выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.
Задание
1. Первая буква задуманного слова является согласной в последнем слоге слова
комната.
Задание
2. Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в корне слова квартира.
Задание
3. Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.
Задание
4. Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в
корне слова малина.
Задание
5. С пятой буквы начинается второй слог в слове овёс.
Задание
6. Шестая буква является окончанием в слове берёза.
Задание
7. Седьмая буква обозначает всегда мягкий звонкий согласный, который есть в
слове урожай.
–
Какое слово вы составили? (Мы составили слово трамвай.)
–
Что означает слово трамвай? (Трамвай – это вид транспорта.)
–
Это сельский или городской вид транспорта? (Это городской вид транспорта.)
–
Назовите его существенные признаки. (Трамвай состоит из одного или нескольких
вагончиков. Он движется по рельсам с помощью электричества.)
–
Что же такое трамвай? Дайте полное определение. (Трамвай – это вид городского
транспорта, состоящий из одного или нескольких вагончиков, движущихся по
рельсам с помощью электричества.)
–
Найдите слово трамвай в орфографическом словаре, напишите его, определите СУО.
трамвай
–
Составьте предложение со словом трамвай, чтобы в него вошли словарные слова,
которые мы использовали при выполнении семи заданий. Давайте вспомним, какие
это слова. (Комната, квартира, завтрак, малина, овёс, берёза, урожай.)
Примерные
предложения:
Трамвай
внутри похож на продолговатую комнату.
Недалеко
от остановки трамвая находится квартира моего друга.
Дачник
вёз в трамвае варенье из малины.
Трамвай
остановился возле раскидистой берёзы.
Возле
трамвая рассыпался овес.
Водитель
трамвая взял завтрак на работу.
V.
Закрепление изученного материала.
1.
Письмо (выборочное) текста под диктовку. (Упр. 642.)
2.
Списывание с заданием.
На
доске записан текст:
Кто
подскажет тебе летом адр..са яго..? Адр..с з..мл..ники спросишь у л..сных пней.
Адр..с ч..рники узнаешь у з..лёных елей. Бруснич..ный адр..с найдешь в
с..сновом б..ру. М..лину увидишь на л..сных опу..ках, выру..ках, в оврагах. Лес
щедро уг..щ..ет тебя св..ими д..рами.
–
Прочитайте текст и озаглавьте его.
–
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
VI.
Итог урока.
–
Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее
задание. Упражнение 636.
Дистанционное обучение MOODLE в практике обучения и воспитания при дистанционном образовании детей с ОВЗ .
Мы живём в век стремительного темпа развития новых компьютерных технологий, а вместе с ними развиваются новые способы обучения, одним из таких способов является пакет MOODLE – система управления дистанционным обучением. Она выделяется как удобством и простотой, так и своими возможностями. Результатом моего знакомства с системой стал электронный курс «Курс обучения по Moodle» ФПКП СФУ.
В основу создания системы управления обучением Moodle были положены принципы, являющиеся обобщением большого количества работ таких ученых, как Лев Семенович Выготский, Джон Дьюи, Жан Пиаже, Эрнст фон Глазерфельд. Благодаря этим научным исследованиям получили развитие такие направления в области образования и психологии, как конструктивизм, конструкционизм, социальный конструктивизм [12-15].
К основным особенностям системы относится:
-
Система спроектирована с учётом достижений современной педагогики с акцентом на взаимодействие между учениками.
-
Может использоваться как для дистанционного, так и очного обучения.
-
Имеет простой и эффективный web-интерфейс.
-
Поддерживаются различные структуры курсов: «каледарный», «форум», «тематический».
-
Богатый набор модулей- составляющих курса: Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Семинар, Ресурс и т.д.
Для того, чтобы использовать возможности системы, надо иметь компьютер, подключенный к сети Интернет. Чтобы начать работать надо набрать в строке адреса web-браузера URL сервера, на котором установлена СДО. После обработки система покажет стартовую страницу системы.
MOODLE позволяет создавать курсы с интерактивным обучением и управлять образовательной траекторией ученика.
В качестве примера, хочу предложить урок русского языка по УМК «Начальная школа 21 века» для 2 класса, где будет видно, что дистанционный урок содержит ресурсы ( файлы) и интерактивные элементы: тест, задания.
Проект урока
Учебный предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема урока: Работа над ошибками.
Цель урока: откорректировать знания, умения и навыки по теме «Состав слова»
Планируемые результаты (формируемые УУД):
Регулятивные УУД: ученик научится
Планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность, развивать внимание, мышление через анализ слов и предложений;
Познавательные УУД: ученик научится
Работать с информацией, с учебными моделями, использовать знаково-символические средства, общие схемы. Овладению ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему.
Коммуникативные УУД: ученик научится
Формированию умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка; воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.
Скриншот 2. Курс перепроектированных уроков по MOODLE.
I. Орг.этап: 1. Мотивация. Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащегося в пространство деятельности на уроке. II.Постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащегося. На прошлом уроке мы написали тест. И сегодня по традиции я приглашаю тебя и девочку-Приставочку в «Орфографическое кафе».
— Почему кафе называется «Орфографическое»? — Определите тему сегодняшнего урока. (Слайд 1) — Итак, перед тобой проверенный тест. Может быть кто-то не согласен с тем, как я оценила его работу? — Может быть кто-то хотел получить более высокую оценку? — Что вам помешало? — Сформулируйте цели сегодняшнего урока. — В нашем «кафе» четыре столиков. За каждым столиком ты будешь работать над определёнными орфограммами. В течение урока ты должен виртуально побывать за каждым столиком . За это время ты должен (Слайд 2): 1). Определить проблему. 2). Заполнить карточку-помощницу. 3). Найти ошибку. 4). Исправить ошибку.
— Как ты считаешь? Надо ли работать над работать? — Можешь ли ты это сделать? —Хочешь ли исправить свои ошибки? — Тогда – в путь! Удачи! III. Итоги проверочной работы по теме «Состав слова». Определение типичных ошибок и пробелов, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. 1 столик: Родственные слова. ( слайд 3)
2 Столик: Слова с приставкой ( слайд 4)
3 Столик: Уменьшительно-ласкательные суффиксы ( слайд 5)
4 Столик: Состав слова ( слайд 6)
IV. Информация о домашнем задании V. Рефлексия деятельности. Какую цель ты ставил перед собой на уроке? — Достиг ли цели урока? Это ты можешь проследить по «Листу самооценки». — Следующий урок мы начнём с анализа «Листа самооценки», чтобы определить: В каком направлении нам двигаться дальше. — Спасибо за урок! (Слайд 7) Самооценка
|
Ученик настраивается. И опять в гостях Девочка-Приставочка! Ученик выходит на проблему: Орфография-правописание Ученик формирует цель урока. Ребёнок формулирует выход на учебную задачу и применяет знания. Ребёнок пытается применить способ действий при решении данного вида задания. Ученик просматривает итоги проверочного теста с определёнными ощибками. Ученик виртуально посещает орфографические столики, корректирует свои ошибки в своём представленном проверочном тесте, фиксируя ошибки в лист самооценки. |
Русский язык. 3 класс. Анализ работы.Повторение по теме состав слова.
Орг.момент.
Ребята, сегодня на уроке у нас гости! Повернитесь к ним, поздоровайтесь!
Мотивация
Сегодня у вас будет возможность показать, как вы научились решать орфографические
задачи и будет возможность применить свои знания на практике. Будьте терпеливы и
доброжелательны друг к другу.
Определим учебную цель сегодняшнего урока:
Чем мы с вами занимались на предыдущем уроке? (писали диктант)
Соответственно сегодня мы должны (выполнить работу над ошибками)
Чтобы правильно выполнить работу мы должны ( повторить правила и орфограммы)
Также сегодня на уроке будем говорить о составе слова, постараемся
систематизировать имеющиеся знания и (закрепим умение разбирать слова по составу).
Откройте тетради запишите число, классную работу
Пропишите строку чистописания п г ш сс
Выберите пословицу , которая подходит к сегодняшнему уроку? И запишите.
Откройте тетради для контрольных работ и посмотрите на свою работу. У вас на
партах лежат листы для работы над ошибками в виде таблицы, его и будем заполнять
Первая орфограмма найдите и запишите в таблицу слова и т.д.
РАЗБОР ОШИБОК и ПОДБОР ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ( говорят дети)
РАЗБОР ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
КАК ПРАВИЛЬНО РАЗОБРАТЬ СЛОВО ПО СОСТАВУ (АЛГОРИТМ)
1. Окончание. Что такое окончание?
2. Основа. Что входит в основу слова? СТИХ АРТЁМ
У любого слова в речи есть
Окончание и основа
Окончание меняет форму слова,
Помогает в предложении ему встать,
Чтобы смысл нам понять. Если звука мы не слышим,
Если букву мы не пишем,
То окончание немое,
То есть просто нулевое.
Окончание отделяем
Основудомик получаем.
3. Корень. Что такое корень? Стих АНГЕЛИНА
Корень в домике живет,
Главный смысл в себе несёт
Как и все его родные
Слова однокоренные.
4.Приставка. Что такое приставка? Стих Вероника.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.
5.Суффикс. Что такое суффикс? Стих Алёна.
За корнем суффикс проживает
Он уменьшает и ласкает
Специальность скажет нам
Деток назовёт зверям.
Разбор слов: СТОРОЖКА, ЗИМНИЙ, ДУШИСТОЕ
СЛОЖИТЕ ЛИСТЫ ПОПОЛАМ , ВЛОЖИТЕ В ТЕТРАДЬ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ
РАБОТ и отложите.
Групповая работа. Проверка по экрану. ( Раздать листы)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Парная работа упр. 187 (ПОДРУЖКА)
Отгадайте ребус ШОССЕ
Объясните его лексическое значение, запишите в тетрадь, обозначьте
орфограммы. Составьте предложение. Какую скороговорку вы знаете?
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Отгадайте следующий ребус Пирог –лексическое значение, орфограмма, зипишите.
Работа по учебнику упр.186
Прочитайте текст.
Почему этот текст вызывает улыбку?
А как бы вы ответили на вопрос Ослика?
Что вы можете сказать о выделенных словах, они однокоренные?
ПИРОГПИРОЖОКПИРОЖНИЦАПИРОЖНОЕПИРОЖНИК
ПИРОЖКОВАЯ
Ребята, а кто печет самые вкусные пироги?(мама)
Стих ДАША
Мамин пирог
Руки мамочки умелы,
И рисуют, вяжут, шьют,
А какие нам котлеты,
На обеды подают!
Есть один рецепт у мамы,
Это праздничный пирог!
Пышный, вкусный, сладкий самый,
Никакой не нужен торт.
Составьте предложение со словами пирог и мама.Запишите.
Моя мама печёт вкусные пироги. (устно
характеристику) Подчеркните грамм.основу, над каждым словом напишите
какой частью речи оно является.
Какой праздник был у нас вчера? Я надеюсь Вы все поздравили ваших любимых
мам с этим праздником. (НЕМНОГО ИСТОРИИ)
ПЕСНЯ
Рефлексия.
ИТОГ УРОКА.
Памятка для работы над ошибками.
- Заглавная буква в начале предложения.
Напиши это предложение. Подчеркни заглавную букву.
ПРИМЕР: Осенью птицы улетают в тёплые края.
2. Заглавная буква в имени собственном.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Анна, Москва, Россия.
3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Малыши, чашка, щука.
4. Сочетания –ОРО-, -ОЛО-, -ЧК-, -ЧН-, -ЧТ-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Тучка, ночной, чтение, овощной, шарманщик.
5. Двойная согласная.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Класс, телеграмма, жужжат.
6. Проверяемая безударная гласная в корне слова.
Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё 2-3 слова на это правило.
Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Моря- море, трава, весна.
7. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.
Напиши строчку этого слова. Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Малина, малина, малина, малина.
8. Парные звонкие и глухие согласные.( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).
Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё 2-3 примера на это правило.
Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Сугроб— сугробы, лоб, шарф, рукав.
Ложка- ложечка, зубки, рожки.
9. Непроизносимая согласная в корне слова.
Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё 2-3 примера на это правило.
Выдели корень. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Честный- честь, грустный, солнце.
10. Предлоги со словами.
Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание с предлогом.
Придумай ещё 2-3 примера. Подчеркни предлог.
пр. пр. пр.
ПРИМЕР: У дома, у (какого?) дома, у большого дома, на столе, за деревом.
11. Мягкий знак- показатель мягкости согласных.
Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Коньки, мальчик, соль.
12. Разделительный мягкий знак.
Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Варенье, обезьяна, вьюга, воробьи.
13. Мягкий знак после шипящих в именах существительных.
Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Определи род имени
существительного. Подчеркни орфограмму.
ж.р. ж.р. ж.р. м.р.
ПРИМЕР: Мышь, речь, ночь, врач.
14. Мягкий знак в неопределённой форме глаголов перед СЯ. Выпиши слово. Придумай и запиши ещё 2-3 слова на это правило.
3 л.
ПРИМЕР: купается (что делает?), кувыркается, умывается.
н. ф.
купаться (что делать?), кувыркаться, умываться.
15. Разделительный твёрдый знак.
Напиши это слово и придумай ещё 2-3 слова. Выдели орфограмму.
ПРИМЕР: Съел, подъезд, съёмка, объяснение.
16. Правила переноса.
Напиши это слово и покажи все случаи переноса.
ПРИМЕР: Клубника, клуб- ника, клубни- ка; семья, се- мья.
17. Ошибки на пропуски букв, искажение слова, замену букв.
Напиши это слово, раздели его на слоги, подчеркни гласные. Напиши строчку этого слова.
ПРИМЕР: Де׀ре׀во, дерево, дерево, дерево, дерево, дерево, дерево.
18. Слитное написание приставок со словами.
Напиши это слово и придумай ещё 2-3 слова. Выдели приставку.
ПРИМЕР: Налетел, побежал, отдал.
19. Безударная гласная в приставке.
Напиши это слово образуй ещё 2-3 слова с этой приставкой. Выдели приставку и корень.
Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Побежал, посмотрел, приехал.
20. Не с глаголами.
Напиши глагол с «НЕ» и придумай ещё 2-3 слова. Подчеркни частицу «НЕ».
ПРИМЕР: Не бегал, не смотрел, не принёс.
21. Ошибки на определение главных и второстепенных членов предложения.
Выпиши предложение, подчеркни главные члены предложения.
ПРИМЕР: В саду росли красивые цветы.
22. Запятая при однородных членах предложения.
Выпиши предложение, поставь запятые между однородными членами предложения.
Подчеркни однородные члены предложения.
ПРИМЕР: В саду поспели яблоки, груши, сливы.
23. Правописание падежных окончаний имён существительных
1-го, 2-го и 3-го склонения.
1. Если имя сущ. стоит в единственном числе:
Выпиши слово, поставь слово в именительный падеж, определи склонение и падеж,
выдели окончание. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: В тетради — 3 скл., П.п., в постели , на полке .
2. Если имя сущ. стоит во множественном числе:
Выпиши слово, определи падеж, выдели окончание, запиши ещё 2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: К ученикам — Д.п., к девочкам , к землям .
24. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши имя сущ., задай от него вопрос к имени прил., определи число, род (у им. прил. в ед. ч.)
и падеж, выдели окончание, запиши ещё 2 примера на это правило.
ПРИМЕР: В лесу (каком?) сосновом- ед.ч., м.р.; в красивом доме.
ПРИМЕР: В лесах (каких?) сосновых- мн.ч., П.п., в красивых домах.
25. Правописание окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Определи время глагола. Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму;
посмотри не относится ли этот глагол к глаголам исключениям; определи вид, спряжение,
выдели окончание. Запиши ещё2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: Дружит – дружить, несов. в.,2 спр., говорит , верит .
26. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму; посмотри, какой суффикс стоит перед ТЬ.
Тот же суффикс будет и перед Л. Выдели суффикс. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: Слушал — слушать, играл.
Грамматические разборы.
1.Фонетический или звуко- буквенный разбор.
Гласных букв 10, но 6 гласных звуков:
а э о ы у
я-[ йа], е-[ йэ], ё— [йо], и, ю— [йу]
Согласные:
Звонкие: л м н р й б в г д ж з
Глухие: п ф к т ш с х ц ч щ
парные
Всегда твёрдые: ж ш ц
Всегда мягкие: й ч щ
ПРИМЕРЫ:
Лесная1 – лес׀на׀я, 3 сл., 3 гл.,3 согл. Поздно1 – позд׀но, 2 сл., 2 гл., 4 согл.
л — [ л’] — согл., зв., непарн., мягк. п — [ п ] – согл., глух., парн., тв.
е — [ и ] – гл., безуд. о — [ о ] – гл., уд.
с — [ с ] – согл., глух., парн., тв. з — [ з ] – согл., зв., парн., тв.
н — [ н ] – согл., зв., непарн., тв. д — [ — ]
а — [ а ] – гл.,уд. н — [ н ] – согл., зв., непарн., тв.
я — [ й’] – согл., зв., непарн., мягк. о — [ а ] – гл., безуд.
[ а ] – гл., безуд. 6 б., 5 зв.
6 б., 7 зв.
2. Морфемный разбор, или разбор слова по составу.
Найди:
- ОКОНЧАНИЕ, изменив слово по форме (число, род, падеж),обозначь основу
- КОРЕНЬ, подобрав однокоренные слова.
- ПРИСТАВКУ, сравнив однокоренные слова с приставкой и без неё.
- СУФФИКС, сравнив другие слова с суффиксом и без него.
ПРИМЕР:
Проводники2, пересмотреть2, подснежники2.
3.Морфологический разбор, или разбор слова как часть речи.
Слова имеют постоянные признаки и непостоянные (изменяются).
Н.Ф.— начальная форма
П.П.— постоянные признаки
Н.П.— непостоянные признаки ( в какой форме стоит)
С.Р.— синтаксическая роль ( каким членом предложения является)
ПРИМЕР:
Маленький скворец3 выпал3 из гнезда. Коля принёс больного3 птенца в дом.
Скворец3 ( кто?) – сущ. (птенца) больного3 (какого?) – прил.
н.ф.— ( кто?) скворец; н.ф. – (какой?) больной;
п.п. – одуш., нариц., м.р.,2 скл.; п.п. —
н.п. – в форме ед.ч., И.п.; н.п. — в форме ед.ч., м. р., В.п.;
с.р. – подлежащее. с.р. – птенца (какого?) больного ( опред.).
Выпал3 ( что сделал?) – глаг.,
н.ф. – (что сделать?) – выпасть;
п.п. – сов. Вид, 1 спр., невозвратн.;
н.п. – в форме изъявит. н., прош. вр., ед. ч., м. р.;
с.р. – сказуемое.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.