Суффиксы -енн, -ян
Особенности написания отдельных суффиксов.
В именах прилагательных, образованных от существительных, следует различать суффиксы -енн и -ян. Суффикс -енн, всегда безударный (заударный), обычно занимает в слове позицию после сочетаний согласных, напр.: буквенный, лиственный, лекарственный, молитвенный, мысленный, огненный, болезненный, казарменный, маневренный, оспенный, почвенный, бессмысленный, безветренный ; но: соломенный, обеденный. Суффикс -ян (после шипящих -ан) – чаще под ударением или в словах с ударным окончанием: полотня́ный, овся́ный, песча́ный, кровяно́й, ледяно́й, костяно́й, волосяно́й, нефтяно́й , редко – в заударной позиции (гли́няный, ко́жаный; после сочетаний согласных – в словах ма́сляный, сере́бряный, сели́тряный, фини́фтяный).
В суффиксе -ственн пишется буква е: умственный, женственный, дарственный, двойственный.
Примечание 1. Различаются прилагательные масляный (‘содержащий масло’, ‘работающий с помощью масла’ и т. п.) и масленый (‘смазанный или пропитанный маслом’ и в переносном значении), образованное от глагола маслить (о суффиксе отглагольных прилагательных -ен см. § 61). Ср., напр., масляное пятно, масляные краски, масляный насос и масленый блин, масленая каша, масленые глазки, масленый голос. В сочетании Масленая неделя (Масленица ) пишется в суффиксе прилагательного буква е .
Примечание 2. Различаются, с одной стороны, прилагательные ветреный и тундреный (ветреная погода, ветреный человек, тундреная растительность и т. п.), где как исключение в суффиксе пишется одно н (см. § 97, примечание), а с другой – прилагательные ветряной в значении ‘приводимый в действие силой ветра’ (ветряная мельница, ветряной двигатель ), ве́тряный (только в названии болезни ветряная оспа, ветря́нка ), ту́ндряный (только в названии птицы тундряная куропатка, тундря́нка ), где суффикс -ян .
СРОЧНО! помогите с Работой над ошибками. только не писать: «Думай сама»!
Как проверить написание слова допущеННых. Нужно объяснить НН.
И ещё объяснить написание слова землЕуборочная, сверхзвуковой ( Слитное написание, объяснить) !
1.ДопущеННых—страдательное причастие прошедшего времени. Образовано от неопред. формы глагола «допускАТЬ—1-е спряжение. В нём 2 суффикса : -а- и -НН-
А если ещё проще, то полные страдательные причастия ВСЕГДА пишутся с -НН-.
2.ЗемлЕуборочная—сложное прилагательное, «Е»-соединительная гласная.
Кроме таких гласных «е» и «о», есть соединительная гласная «и»: семИцветик, пятИзначный, шестИконечная.
Варвара, это были бы простые вопросы и для тебя, если бы иногда в учебник заглядывала.
Успехов!
В слове Допущенных, две Н, так как одна буква Н в корне, а вторая в СУФФИКСЕ, пожтому там удвоенная Н, в слове землеуборочная буква Е так как существуют только две соединительные гласные, это Е и О, а почему пишется вместе не знаю=(
Допущенных-полное страдательное причастие прошедшего времени, поэтому в суффиксе ЕНН две Н.
землеуборочная-сложное слово, образованное путем сложения слов, соединительная гласная Е.
То же самое, только без соединительной гласной.
Суффикс «енн». ( ин ан ян. Енн онн)
Соединительная гласная «е» (бывает еще о )
С приставкой «сверх» пишется слитно;)
Работа над ошибками суффикс енн
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. . ).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
источники:
http://sprashivalka.com/tqa/q/21844382
http://a-school.ru/uchenicam/rabota-nad-oshibkami
Данное слово является прилагательным, а употребляется в значении «свойственный утру, характерный для него». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «утренний» или «утрений»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
УТРЕННИЙ
Почему напишем слово с двумя согласными «н»?
Для начала давайте проведём морфемный разбор слова, чтобы нам с вами стало более понятно:
- утр — это корень
- енн — это суффикс
- ий — это окончание
А теперь давайте обратимся к правилу русского языка!
Следует написать удвоенную согласную букву «н» в прилагательных, которые образованы от существительных при помощи суффиксов «онн»/«енн».
Так как наше прилагательное образовано от существительного «утро» при помощи суффикса «енн», то, согласно правилу выше, напишем две буквы «н».
А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка!
Синонимы к слову:
- Ранний
- Утро
Примеры предложений с данным словом:
- Сегодня, с первыми утренними лучами солнца, я снова возвращаюсь к себе домой.
- Сегодня утренний свет разбудил меня.
- Утренний звонок меня совсем не обрадовал.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ.
1. Заглавная буква в начале предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Выдели орфограмму.
Делай так: Птицы улетели.
2. Гласная после шипящих. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Выдели орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: мыши, жизнь, щавель.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: ру-чеи-ки.
4. Пропуск, замена, перестановка искажение букв.
Выпиши слово, раздели его на слоги.
Делай так: прилежные, при-леж-ные.
5. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: Маша, Алёша, Миша.
6. Слова с непроверяемым написанием (словарные).
Напиши слово три раза. Подчеркни букву, в написании которой допущена ошибка.
Делай так: карандаш, карандаш, карандаш.
7. Ь – показатель мягкости.
Выпиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: огонь, учитель, морковь.
8. Разделительные ъ и ь знаки.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Выдели орфограмму.
Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил .
3апомни! Разделительный ь знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
Разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными: е, ё, ю, я.
9. Правописание приставок.
Напиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова с приставками.
Делай так: приехал, заехал, уехал.
Запомни! Приставка — часть слова. Она пишется слитно.
10. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё слова с этой же приставкой.
Делай так: полетели, побежал, потянули.
11. Правописание предлогов.
Напиши слово вместе с предлогом.
Делай так: у_дома, у (какого?) дома, у_6ольшого дома.
Запомни! Предлог — это отдельное слово.
Предлог со словом пишется раздельно.
12. Проверяемый безударный гласный в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
Делай так: гористая — горка.
Вспомни правило проверки безударного гласного в корне слова.
13. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово грамотно. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой
допущена ошибка. Напиши проверочное слово.
Делай так: берёзка — берёза..
Вспомни правило проверки парных согласных в корне.
14. Непроизносимые согласные в корне.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни непроизносимый согласный.
Напиши проверочное слово.
Делай так: честный — честь.
Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.
15. Удвоенные согласные.
Выпиши слово правильно. Выдели орфограмму. Запиши ещё 2 однокоренных слова.
Делай так: группа, групповой, подгруппа.
16. Буквосочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: дочка, речка, мощный.
17.Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Делай так: пришкольный
18. Разбор предложения по частям речи.
Впиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.
пр. сущ. глаг. прилаг. сущ,
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.
19. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение.
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки. Выпиши словосочетания: побежали с гор, звонкие ручейки.
Запомни! Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетание. Это нераспространенное предложение
20. Неверно выполнено какое-нибудь задание.
Выпиши только его и выполни задание.
1.ДопущеННых—страдательное причастие прошедшего времени. Образовано от неопред. формы глагола «допускАТЬ—1-е спряжение. В нём 2 суффикса : -а- и -НН-
А если ещё проще, то полные страдательные причастия ВСЕГДА пишутся с -НН-.
2.ЗемлЕуборочная—сложное прилагательное, «Е»-соединительная гласная.
Кроме таких гласных «е» и «о», есть соединительная гласная «и»: семИцветик, пятИзначный, шестИконечная.
Варвара, это были бы простые вопросы и для тебя, если бы иногда в учебник заглядывала.
Успехов!
В работе над ошибками все слова пишутся со строчной буквы ( кроме имен
собственных) , без запятых !
№ 1. Пропуск букв, замена буквы.
Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни пропущенную или неправильно
написанную букву.
№ 2. Перенос слов.
Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ма-лень-кий. Если
слово не переносится, то слово пишется целиком
№ 3. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щи.
Напиши слово правильно. Придумай ещё 2 слова с этим же сочетанием.
Подчеркни сочетание. Например: жираф , живот, жил
№ 4. Большая буква в именах собственных.
Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
№ 5. Оформление предложения.
Напиши предложение с большой буквы, поставь точку.
№ 6. Знаки препинания в предложении ( . ? ! )
Напиши все предложение правильно. Нужный знак подчеркни
№ 7. Орфограмма — словарные
слова: написать это слово , записать еще 2-3 слова с таким же корнем. Корень
выделить, орфограмму подчеркнуть. Если невозможно подобрать однокоренные
слова (слово не изменяется), тогда пишем слово 3 раза и выделяем
орфограмму.
№ 8. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ
В КОРНЕ СЛОВА, проверяемая ударениием. Выписываем это слово, через тире подбираем
проверочное слово с ударением в корне. Корни выделяем, ударение ставим,
безударную гласную подчеркиваем. Проверочное слово можно записывать первым, так
видно, какую гласную надо писать в безударном положении. Проверочным словом
будет то, где ударение падает в корень!
№ 9. Парные звонкие и глухие
согласные в корне слова. Выпиши слово. Подбери к нему проверочное слово. Выдели
корни. Делай так: гриб — грибы, шубка — шуба. Орфограмму подчеркивай.
№10. Орфограмма
— непроизносимые
согласные в корне слова: записать это слово, подобрать проверочное (в котором этот согласный
четко слышится, выделить корень, букву подчеркнуть.
№ 11. Правописание предлога со
словом.
Выпиши слово с предлогом. Поставь между ними вопрос или другое слово.
Делай так: в лесу, в (густом) лесу, в (чём?) лесу.. Предлог подчеркни.
№ 12 . Ь — показатель мягкости согласного звука. ( В конце слова или между двумя
согласными) Выпиши слово, подчеркни согласную, которую смягчает ь, одной
чертой. Ь — двумя чертами. Если после мягкого знака стоит согласная, ее тоже
подчеркни одной чертой. Напиши еще два слова с таким Ь. Например, пальто,
конь , кольцо
№ 13. Разделительный Ь — Напиши слово, отметь корень, в
котором пишется ь. Подчеркни согласную и гласную, которые разделяет ь. Ь
подчеркни двумя чертами. Запиши еще 2 слова с разделительным ь, выделяя
орфограмму. Например: вьюга, друзья, медвежья
№ 14. Разделительный Ъ.
Напиши слово правильно. Выдели
приставку, корень. Подчеркни буквы, на которые оканчивается приставка и
начинается корень. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Делай так: съезд,
объявление, съел.
№ 15. Ошибка в выделении
корня слова: Написать 3 однокоренных слова ( со строчной буквы через
тире), корень выделить
№ 16 . Ошибка в выделении окончания: записать это слово и
еще 2-3 формы этого слова ( со строчной буквы через тире), окончание выделить. Не
путайте форму слова и однокоренные слова! Это разные понятия!
№ 17. Ошибка в определении и
написании суффикса. Запиши слово. Выдели окончание (для этого измени слово), выдели корень (для
этого подбери однокоренные слова). Оставшаяся часть между корнем и окончанием
будет являться суффиксом. Выдели этот суффикс. Запиши еще два слова с этим суффиксом
№ 18. Суффиксы -ОНОК и -ЁНОК . Запиши слово. Выдели корень.
Посмотри , на какой звук оканчивается корень. Если на твердый согласный (
ж,ш) или на звук Ч- пишем ОНОК. Если корень оканчивается на мягкий
согласный, то пишем суффикс ЕНОК. Выдели суффикс, запиши еще 2 слова с
таким же суффиксом. ( суффикс выделяем)
№ 19. Суффиксы -ИК и
-ЕК. Измени слово ( нет чего?), запииши это слово со
словом нет Если гласный звук сохранился, значит,
в слове должен быть суффикс -ИК. Запиши слово, суффикс выдели. Если при
изменении слова гласный пропал, «убежал», то пишем суффикс -ЕК .
Суффикс выделяем, букву подчеркиваем.
Например: ключИК ( нет
ключИКа), кусочЕК ( нет кусочКа)
Если в слове два суффикса ОЧ и ЕК ,
то выделяем два суффикса, ставим ударение, безударный суффикс подчеркиваем и
проверяем его
№ 20. Правописание приставок.
Выпиши слово. Выдели сначала корень,
потом приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Например: полетели,
побежали, потянули. Приставку выделяй.
№21. Сложные слова.
Выпиши слово. Выдели корни.
Подчеркни соедительную гласную. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай
так: водовоз, самолёт, пароход.
№ 22 . Состав слова. Выпиши слово. Разбери его по
составу. ( Сначала окончание, потом основа, потом корень, потом суффикс или
приставка — если есть)
№ 23. Определение членов предложения.
Выпиши предложение.
Если ошибка в главных членах предложениях , выпиши
подлежащее и сказуемое с вопросами в одну строку. Подчеркни. Перенести
подчеркивания в предложение.
Например, ( кто?) люди ( что делают?) работают
Если ошибка в определении
второстепенных членов: Сначала подчеркни грамматическую основу предложения.
Потом выпиши нужное слово (где ошибка) с вопросом. По вопросу определи член
предложения. Подчеркни. Перенеси подчеркивания в предложение.
Например : работают (чем?) граблями
№ 24. Определение частей речи. Выпиши
слово. Если это самостоятельная часть речи, то поставь его в начальную
форму с вопросом. По вопросу определи часть речи.
Например: на востоке — ( что?)
восток — имя сущ., ( что делают?) гуляют — глагол, ( какой?) синий — имя
прил. Не путайте
части речи и члены предложения!
Если это служебная часть речи, запиши ее, посмотри по
лэпбуку или по памятке, определи часть речи, запиши еще две такие части
речи. Например, и — (союз), но, а, или
№ 25. Определение рода имен
существительных. Выпиши имя существительное. Если надо, поставь его в начальную форму. Если
существительное единственного числа, то подставь вспомогательные слова: он,
она, оно. Запиши род. Например, сырость (она) — ж.р., на свете — свет(
он) — м.р., шоссе ( оно) -ср.р.
Если существительное
множественного числа, поставь его сначала в единственное число, а потом
определи род. Например, краями — края( они, мн.ч.) — край (он, м.р.)
№ 26 . Ь после шипящих на конце имен существительных.
Запиши слово, определи род. Вспомни правило. Запиши еще два слова с такой же
орфограммой. Подчеркни орфограмму во всех словах.
Например, ключ
( м.р.) меч мяч
глушь ( ж.р.) мышь
брошь
№ 27. Определение падежа имени
существительного
— найти слово, к которому относится
имя существительное
— задать вопрос: сначала смысловой
(что поясняет это слово), потом падежный
— по падежному вопросу определить
падеж
— для проверки подставить
вспомогательное слово
Например:
неверно определен падеж в слове на
собак.
Выписываем: жаловался ( на
кого? ) на собак — В.п., ( вижу) собак
неверно определен падеж в слове сестры :
Выписываем: книга (чья? кого?)
сестры — Р.п., ( нет) сестры
Если это именительный падеж, то надо записать это
существительное, подчеркнуть его как подлежащее и рядом написать сказуемое.
Например:
( что?) снег ( что
делает?) идет ( падеж записать сверху
над подлежащим)
·
Орфограмма№ 28 «Удвоенная согласная в корне слова» — выписать слово, подчеркнуть
орфограмму. Записать еще одно — два однокоренных слова. Если это имя, записать еще два слова с такой же удвоенной
согласной. Орфограмму подчеркнуть.
o
Орфограмма № 29 — Правописание суффикса — ОК
Выписать слово, поставить ударениие,
выделить суффикс. Подчеркнуть орфограмму. Запиисать еще два слова с таким же
суффиксом. Орфограмму выделить графически.
o
Орфограмма №30. Правописание суффиксов -ИЦ , -ЕЦ
Записать слово, выделить суффикс,
указать род, записать еще два слова с такм же суффиксом .
Например, братЕЦ ( м.р.) красавЕЦ
певЕЦ
красавИЦа ( ж.р.) лужИЦа ящерИЦа
o
Орфограмма № 31. Правописание
сочетаний -ИЧК -ЕЧК
Записать слово, определить ,
от какого слова образовано,. Если от слова на -ИЦА, пишем -ИЧК, если от слова
не на ИЦА, то пишем _ЕЧК. Записать еще два слова на эту орфограмму .
Сочетание подчеркнуть.
Например: книжЕЧКа ( книжка) брошЕЧКа
( брошка) нянЕЧКа (няня)
пуговИЧКа ( пуговица)
луковИЧка ( луковица)
o
Орфограмма № 32. Правописание сочетаний -ИНК -ЕНК
Записать слово, определить ,
от какого слова образовано,. Если от слова на -ИНА, пишем -ИНК, если от
слова на НЯ, то пишем _ЕНК. Сочетания подчеркнуть.
Например: башЕНКа — башНЯ
соломИНКа — соломИНА
· № 33. Определение склонения имени существительного
Записать
слово, поставить его, если нужно, в начальную форму: И.п., ед.ч.,
выделить окончание, определить род.. По окончанию и роду определить склонение.
Например:
на машине ( что? машина— ж.р., 1 скл.)
·
Орфограмма № 34. Правописание падежных окончаний имен
сущствительных ед.числа.
Поставь слово в начальную форму ( И.п., ед.ч), по окончанию и роду
определи склонение. Вспомни слово-помощник этого склонения, подставь его,
выдели ударное окончание. Напиши нужное слово с таким же окончанием, как в
слове-помощнике.
Например, ошибка в окончании слова в кастрюле.
(Что? кастрюля— ж.р.- 1 скл.) в земле — в
кастрюле
Можно объяснить написание окончания с помощью падежа ( если знаешь наизусть
таблицу падежных окончаний каждого склонения)
Например, ошибка в окончании слова в кастрюле.
(Что? кастрюля— ж.р.- 1 скл.) В чём? (П.п) в кастрюле.
№ 35. Существительные
1 склонения в форме родительного падежа
множественного числа с шипящим на конце. Запиши слово, подчеркни шипящий,
выдели нулевое окончаниие, без Ь. Укажи падеж, число. Запии еще два слова с
этой орфограммой
Например: туч –
Р.п., мн.ч. (много) туч, задач, встреч
№ 36.Правописание окончаний
существительных на -ий, — ие, — ия
Запиши
слово, выдели окончание И (напиши в
скобках слово в И.п., — ИЯ( -ИЙ,-ИЕ) подчеркни).
Укажи падеж.
Например: в
армии ( армия) – П.п. Запиши еще два слова с этой орфограммой
№ 37. Правописание окончаний имен
прилагательных. Выпиши прилагательное
вместе с именем существительным, от которого оно зависит. Поставь вопрос от
существительного к прилагательному. Посмотри на окончание в вопросе. Выдели его.
Такое же окончание будет в прилагательном. Например: в море ( каком?) синем. Запиши еще два слова с этой орфограммой
Гласные в окончаниях
прилагательных: о/е, и/ы,
а/я, у/ю
В Родительном
падеже мужского и среднего рода- оконание – ОГО , -ЕГО
Например, моря (какого?) синего – Р.п., ср.р. Запиши еще два слова с этой орфограммой
№ 38. Окончания существительных и прилагательных после щипящих и буквы ц. Запиши
слово, поставь ударение, выдели окончание. (Под ударением пишется О, без
ударения- Е). Запиши еще два слова с этой орфограммой
№ 39. Качественные прилагательные. Запиши
прилагательное. Докажи, что оно качественное ( подставь слово САМЫЙ/ запиши его
с суффиками -ОВАТ-ЕВАТ или -ЕНЬК/ придумай антоним.
Например: красивый ( кач. прил.) – самый красивый,
красивенький, красивый — страшный
№ 40. Краткая форма качественных прилагательных. Запиши прилагательное с вопросом ( каков?,
какова?, каково?, каковы?), выдели окончание, определи род ( или мн. число)
В мужском роде подчеркни беглые
гласные О или Е, если они есть. Если
прилагательное оканчивается на шипящий, подчеркни шипящий, выдели нулевое
окончание.
Например: какова? красива ( ж.р., ед.ч.), гибок
( м.р., ед.ч.), вечен, свеж, могуч
№ 41. Относительные имена
прилагательные. Запиши прилагательное
с именем существительным. Объясни, от
какого слова оно образовалась. Выдели корни.
Например: сосновая ветка- ветка сосны ,
кирпичный дом- дом из кирпича, стиральный порошок- порошок для стирки.
№ 42. Удвоенная буква на стыке корня
и суффикса. Суффикс ЕНН. Суффиксы
АН/ЯН, СК . Запиши слово. Объясни, как оно образовалось. Выдели корень и
суффикс. Запиши еще два слова с этой орфограммой
Например, туманный = туман + н , сонный = сон + н, утренний = утро + енн,
матросский= матрос+ ск, шерстяной= шерсть + ян. Исключения: стеклянный,
оловянный, деревянный
№ 43. Притяжательные
имена прилагательные. Запиши прилагательное с вопросом ( чей, чья, чье,
чьи?). Выдели суффикс. ( ИН, ЫН, ИЙ,
ОВ(ЕВ) ) Запиши еще два слова с этой орфограммой
Например: хвост
(чей?) лисий ( притяж.), волчий, заячий
№ 44. Ь в притяжательных именах прилагательных .
Запиши слово с вопросом, укажи, что это притяжательное прилагательное.
Подчеркни ь, выдели окончание. Запиши еще два слова с этой орфограммой
Например: у норы (чьей?) лисьей ( притяж.) ,
медвежьей, заячьей
№ 45. Суффиксы –ИН и –ЫН
в притяжательных прилагательных. Запиши слово с вопросом, укажи, что
это притяжательное прилагательное. Подчеркни букву перед суффиксом. Если это
буква Ц , пишем — ЫН, в других случаях пишем – ИН. Запиши еще два слова с этой
орфограммой
Например: (чей?) синицын ( притяж.), курицын,
лисицын, тетин, дядин, мамин.
#31
Отправлено 14 октября 2009 — 20:34
но в ОБЩЕМ, в причастных у нас пишут НН — сделаННый, а в прилагательных — одну Н (: ветреный)
в том и дело, что нет «в ОБЩЕМ», есть ПРАВИЛА и ты привел ХУДШУЮ его интерпритацию
-
0
The dictionary is the only place where success comes before work © Mark Twain
- Наверх
#32
Медвевонок
Медвевонок
-
- Постоялец
-
- 3 677 сообщений
Плюшевая плоть
- Откуда:Tallinn
Отправлено 14 октября 2009 — 20:35
Monty Oz, куда тебя понесло?! мы разбираем всего-навсего ОДНУ запятую.
-
0
When choosing between two evils I always like to take the one I.ve never tried before. © Mae West
- Наверх
#33
kosher
kosher
-
- Постоялец
-
- 10 723 сообщений
Pure intelligence
- Откуда:Таллинн
Отправлено 14 октября 2009 — 20:37
и тут я вижу, кстати, что прилагательные от глаголов без приставок пишутся с одной н (:
в том и дело, что нет «в ОБЩЕМ», есть ПРАВИЛА и ты привел ХУДШУЮ его интерпритацию
но я по-своему прав) будь это причастием в той же форме, тут было бы НН (: так что — НЕ КРИЧИ НА МЕНЯ, Марина!!!
(:
-
0
Коша
- Наверх
#34
Медвевонок
Медвевонок
-
- Постоялец
-
- 3 677 сообщений
Плюшевая плоть
- Откуда:Tallinn
Отправлено 14 октября 2009 — 20:37
Кашевар, ветреный — слово-исключение. Его должны были в голову вбить, как и то, что во всех остальных полных прилагательных после «Е» пишется двойная «Н» )))
-
0
When choosing between two evils I always like to take the one I.ve never tried before. © Mae West
- Наверх
#35
amorgan
Отправлено 14 октября 2009 — 20:39
ТИПОГРАФСКАЯ ОШИБКА
amorgan,
а как ты напишешь
Ночь то обгоняет кавалькаду то плетется вслед за ней?
это напишу с запятыми … но смысл обсуждать предложение, которое не дано, правильное предложение «Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд»
-
0
The dictionary is the only place where success comes before work © Mark Twain
- Наверх
#36
Медвевонок
Медвевонок
-
- Постоялец
-
- 3 677 сообщений
Плюшевая плоть
- Откуда:Tallinn
Отправлено 14 октября 2009 — 20:41
Кашевар, гы. подумалось тут, что «ветреный» — это причастие от глагола «ветрить». всё встало на свои места )!)!)
-
0
When choosing between two evils I always like to take the one I.ve never tried before. © Mae West
- Наверх
#37
amorgan
Отправлено 14 октября 2009 — 20:42
и тут я вижу, кстати, что прилагательные от глаголов без приставок пишутся с одной н (:
но я по-своему прав) будь это причастием в той же форме, тут было бы НН (: так что — НЕ КРИЧИ НА МЕНЯ, Марина!!!
(:
но это ж не причастие ! так, что это не имеет никакого смысла.
-
0
The dictionary is the only place where success comes before work © Mark Twain
- Наверх
#38
kosher
kosher
-
- Постоялец
-
- 10 723 сообщений
Pure intelligence
- Откуда:Таллинн
Отправлено 14 октября 2009 — 20:44
Кашевар, ветреный — слово-исключение. Его должны были в голову вбить, как и то, что во всех остальных полных прилагательных после «Е» пишется двойная «Н» )))
не хочу лазать и проверять, но, по-моему, это бред)
вон, даже в табличке есть слово мороженый (:
студеный, опять же)
и кучу других слов можно вспомнить) с чего ты взял, что это — исключение?
amorgan,
которое не дано, правильное предложение «Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там
нет, нам дано не такое предложение)
на м дано
Ночь, то обгоняя кавалькаду сеялась на неё сверху и выбрасывала в загрустившем небе белые пятнышки звёзд,
-
0
Коша
- Наверх
#39
Monty Oz
Отправлено 14 октября 2009 — 20:46
Медвевонок, потому что если убрать причастный оборот, запятая после «котом» все равно осталась бы. поэтому подход двойной.
вот это необычный холивар сегодня выдался
-
0
- Наверх
#40
amorgan
Отправлено 14 октября 2009 — 20:47
amorgan,
нет, нам дано не такое предложение)
на м дано
в том случае, что дан, запятая нужна.
-
0
The dictionary is the only place where success comes before work © Mark Twain
- Наверх
#41
Медвевонок
Медвевонок
-
- Постоялец
-
- 3 677 сообщений
Плюшевая плоть
- Откуда:Tallinn
Отправлено 14 октября 2009 — 20:47
ВероничкаПэ, про «обгоняя кавалькаду» не могу ни чем помочь.
-
0
When choosing between two evils I always like to take the one I.ve never tried before. © Mae West
- Наверх
#42
Никаteen
Отправлено 14 октября 2009 — 20:49
я запуталась
ноо всё равно спасбо .. ээ
-
0
- Наверх
#43
amorgan
Отправлено 14 октября 2009 — 20:50
не хочу лазать и проверять, но, по-моему, это бред)
вон, даже в табличке есть слово мороженый (:
потому, что вы говорите о разных вещах, ты про прилагательные от глаголов, а Стас про прилагательные от сущ-ых
ВероничкаПэ, где ты взяла это предложение про кавалькаду?
-
0
The dictionary is the only place where success comes before work © Mark Twain
- Наверх
#44
kosher
kosher
-
- Постоялец
-
- 10 723 сообщений
Pure intelligence
- Откуда:Таллинн
Отправлено 14 октября 2009 — 20:52
amorgan,
в том случае, что дан, запятая нужна.
как раз, нас спрашивают, почему она НЕ НУЖНА (:
лично я считаю, что нужна) и единственное, почему ее может не быть (опять же — на мой взгляд) — авторская фишка
-
0
Коша
- Наверх
#45
Медвевонок
Медвевонок
-
- Постоялец
-
- 3 677 сообщений
Плюшевая плоть
- Откуда:Tallinn
Отправлено 14 октября 2009 — 20:52
Monty Oz, да, действительно. не рассматривал этот вопрос в таком ключе.
Кошер…
открой ту самую табличку!
мороженый — это причастие… оно образовано от глагола! (морозить)
ветреный — это простое прилагательное… оно образовано от существительного. (ветер)
Правила для написания суффиксов причастий и прилагаьельных разные. Так вот! В простых прилагательных суффикс ЕНН пишется с двумя буквами «Н», и слово ветреный — это ЕДИНСТВЕННОЕ (!) слово-исключение из этого правила.
Сообщение изменено: Медвевонок (14 октября 2009 — 20:56 )
-
0
When choosing between two evils I always like to take the one I.ve never tried before. © Mae West
- Наверх
#46
Никаteen
Отправлено 14 октября 2009 — 20:53
из… диктанта… там да, изменённые мастер и маргарита, так бы уже давно проверила по книжке.
-
0
- Наверх
#47
Медвевонок
Медвевонок
-
- Постоялец
-
- 3 677 сообщений
Плюшевая плоть
- Откуда:Tallinn
Отправлено 14 октября 2009 — 20:53
ВероничкаПэ, где ты взяла это предложение про кавалькаду?
это из «Мастера и Маргариты». Всё оттуда. Препод толкьо извратился чутка.
-
0
When choosing between two evils I always like to take the one I.ve never tried before. © Mae West
- Наверх
#48
amorgan
Отправлено 14 октября 2009 — 20:54
Кашевар, ее может не быть еще потому что ВероничкаПэ где-то что-то неправильно увидила-услышала-поняла
-
0
The dictionary is the only place where success comes before work © Mark Twain
- Наверх
#49
kosher
kosher
-
- Постоялец
-
- 10 723 сообщений
Pure intelligence
- Откуда:Таллинн
Отправлено 14 октября 2009 — 20:55
Медвевонок, прости меня, великий гуру гугла (:
ты мне сегодня напоминаешь ННБ (: с такой страстью доказываешь вычитанное из интернета)
amorgan,
ее может не быть еще потому что ВероничкаПэ где-то что-то неправильно увидила-услышала-поняла
я так понял, что они писали в школу работу, им вернули с зачеркнутыми ошибками и заставили дома их исправить (:
-
0
Коша
- Наверх
#50
amorgan
Отправлено 14 октября 2009 — 20:56
Кошер…
открой ту самую табличку!
мороженый — это причастие… оно образовано от глагола!
ветреный — это простое прилагательное… оно образовано от существительного.Правила для написания суффиксов причастий и прилагаьельных разные. Так вот! В простых прилагательных суффикс ЕНН пишется с двумя буквами «Н», и слово ветреный — это ЕДИНСТВЕННОЕ (!) слово-исключение из этого правила.
а если быть совсем точным, то это не исключение :
«Обратите внимание также на слово ВЕТРЕНЫЙ. В нем нет удвоенных согласных, так как это прилагательное образовалось не от существительного ВЕТЕР, а от устаревшего глагола ВЕ´ТРИТЬ с помощью суффикса Н»
-
0
The dictionary is the only place where success comes before work © Mark Twain
- Наверх
#51
Monty Oz
Отправлено 14 октября 2009 — 20:56
да уж. че-то не придумать ничего. на одиночное деепричастие, переходящее в наречие, не похоже.
-
0
- Наверх
#52
amorgan
Отправлено 14 октября 2009 — 20:56
я так понял, что они писали в школу работу, им вернули с зачеркнутыми ошибками и заставили дома их исправить (:
ну учителя что ли не ошибаются?
-
0
The dictionary is the only place where success comes before work © Mark Twain
- Наверх
#53
kosher
kosher
-
- Постоялец
-
- 10 723 сообщений
Pure intelligence
- Откуда:Таллинн
Отправлено 14 октября 2009 — 21:00
amorgan,
ну учителя что ли не ошибаются?
тока в путь) я ни раз к своей со словарем Ожегова подходил) после уроков)
-
0
Коша
- Наверх
#54
amorgan
Отправлено 14 октября 2009 — 21:01
ну вот, наконец, все пришли в консенсусу )
-
0
The dictionary is the only place where success comes before work © Mark Twain
- Наверх
#55
Никаteen
Отправлено 14 октября 2009 — 21:01
ночь то, обгоняя кавалкаду, сеялась на неё сверху и вябрасивала, в загрустившем небе белые пятняшки звёзд, то летела рядом и, хватая скачуших за плаши сдирала их с плеч, разоблачая обманы.
у одноклассницы так … и грит, что так правильно. Оо
-
0
- Наверх
#56
Медвевонок
Медвевонок
-
- Постоялец
-
- 3 677 сообщений
Плюшевая плоть
- Откуда:Tallinn
Отправлено 14 октября 2009 — 21:02
Кашевар,
Медвевонок, прости меня, великий гуру гугла (:
ты мне сегодня напоминаешь ННБ (: с такой страстью доказываешь вычитанное из интернета)
упади!
причастия-деепричастия, а таже слова «оловянный», «деревянный», «стеклянный» и «ветренный» это практически всё то немногое, что запомнилось мне с уроков русского языка. и в интернете я не лазил, а сослался для тебя на данную тобой же табличку.
amorgan, lol!!! я не знал, что есть слово ветрить ))) вернее, что оно было.. от балды лупанул… думал, что пошучу. Да я просто гений! ))) Но меня в школе учили, что это слово — исключение из правила! Вот лоси!
-
0
When choosing between two evils I always like to take the one I.ve never tried before. © Mae West
- Наверх
#57
kosher
kosher
-
- Постоялец
-
- 10 723 сообщений
Pure intelligence
- Откуда:Таллинн
Отправлено 14 октября 2009 — 21:02
у одноклассницы так … и грит, что так правильно. Оо
мне кажется, что это бред) у вас училка просто отжегает)
-
0
Коша
- Наверх
#58
amorgan
Отправлено 14 октября 2009 — 21:02
ВероничкаПэ, ну естессно правильно, мы уже порешили, что учитель ошибся
-
0
The dictionary is the only place where success comes before work © Mark Twain
- Наверх
#59
Медвевонок
Медвевонок
-
- Постоялец
-
- 3 677 сообщений
Плюшевая плоть
- Откуда:Tallinn
Отправлено 14 октября 2009 — 21:03
ВероничкаПэ, гы. одноклассница права!
-
0
When choosing between two evils I always like to take the one I.ve never tried before. © Mae West
- Наверх
#60
kosher
kosher
-
- Постоялец
-
- 10 723 сообщений
Pure intelligence
- Откуда:Таллинн
Отправлено 14 октября 2009 — 21:03
Медвевонок,
вернее, что оно было.. от балды лупанул… думал, что пошучу. Да я просто гений! )))
так ты не гений) получается, что ты ошибся) и ветреный — это не исключение, а правило) образовался от глагола ветрить и следует правилу образованных от глаголов прилагательных)
-
0
Коша
- Наверх