Работа над речевыми ошибками 4 класс

Орфографические разминки «Исправь ошибки». 4 класс

Ф.И.__________________________

Карточка №1 Проверь текст, исправь ошибки.

Прашло знойная лето. Наступила залатая осинь. Загляни влес.

Поопушкам растут грибы. Среди пажухлай тровы кроснеют

подосиновики. По краю ельника можно найти скольские грузди,

душыстые рыжыки. Старые пни пакрыты опёнками. Моховые

болота усыпаны румяной клюквой. Напаляне горят гроздя рябины.

Задание: разбери слово подосиновик по составу. В 6 предложении подчеркни главные

члены и второстепенные.

Карточка № 2 Проверь текст, исправь ошибки.

На ступила радосная висна. Сонце со грела землю. Подарошкам

и трапинкам по бежали висёлые ручи. Подкарнями старой бирёзы

была нара. Там спал всю зиму сирдитый ёжык. Халодный ручей раз

будил звирька. Он вы бижал налисную паляну и осматрелся.

Свежый витерок разнасил полесу висенние запохи. Ёш лёг

наспинку. Тёплые лучи солнышка со грели его.

(По Г.Скребицкому)

Задание: определи в третьем предложении части речи.

Карточка № 3 Проверь текст, исправь ошибки.

В заповеднике жыл петька. Это была бальшая, чорная, серьёзноя

птица. Аднажды я дал ворону пиченье. Он взял пиченье и спрятал в

подклювный мишок. Я вынул маленькую монетку и паказал

петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слител на

дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок падарки.

Ворон вырвал клок травы и воткнул в писчаный домик.

1. Задание: найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем

однородные члены.

.

Карточка № 4 Проверь текст, исправь ошибки.

Позней осеню я пасадил молодые ябланьки. Наступила

дружная висна. Подорогам зажурчяла вада. Быстра сошёл снех.

Ярко заблистели на сонце лужи.

Я пришёл в сат и осмотрел сваи яблоньки. Сучя и веточки все

были целы. Лопнули почьки. Покозались алые края цвиточных

листьев. Посаду разносились чудестные песни птиц. В песнях

звучяла радость встречи с типлом и висной. Легко и спокойно

было на сертце.

Задание: выпишите из 1 предложения все словосочетания:……………………………………

………………………………………………………………………………………………………………..

Карточка № 5 Проверь текст, исправь ошибки.

Светлячки

Стаит тихая летняя ноч. Между диревями сгустилась тьма. В

воздухе раз лились чюдные запохи. Втрове и налистьях милькают

агоньки. Я по любовался ими и шогнул книзкому кустарнику.

Руками стал лавить загадочьные искры. Но вот я поймал один

аганёк. Это оказался маленкий жучок. Жывут свитлячьки всырых

лисных мистах. Ночъю они вы ползают из сваих укрытий.

Задание: в пятом предложении определи части речи.

Карточка № 6 Проверь текст, исправь ошибки.

Много ласей жывёт в лисах Расии. Иногда старые и

маладые лоси блиско подходят к людным селениям и шумным

гарадам. Люди заботливо беригут и охраняют редкосных красивых

звирей. А вот и сам сохатый лось с тижёлыми витвистыми рагами.

Как он прекрасен.

Задание: подчеркни антонимы одной чертой, а синонимы двумя чертами. У всех

существительных определи падеж.

Карточка № 7 Проверь текст, исправь ошибки.

Наступила зема раним утрам илья пашол на ахоту марос

щипал щоки вбирёзавай рощи тишина литучие мыши

забрались в дупло еш в наре прикрылся сухими листями

легушки зарылись в мох мидветь спит в бирлоги

белачка сминила на зиму шупку и пачинила гниздо

лесица в наре из листев мяхкую пастель сделала утрам рибята

атправились в бирёзавую рощу стояла чюдесная тишына.

Задание: Определи границы предложений. Сделай краткий звукобуквенный разбор слов:

ягода— [ ] —….б., ….зв. Коньки [ ] —….б., …..зв.

Карточка № 8 Проверь текст, исправь ошибки.

Зимля пакрылась белым кавром раним утром я и мой

таварищ атправились в зимний лес ночю вюга занисла все

дарошки и трапинки мы скальзили на лыжах по лисным

палянам вакрук стаяли диревя в зимнем убранстве стройные

бирёзы и асины пакрыты пушыстым снегом с ветки литит

мяхкий снижок мы падехали к избушке лисника ана стаит на

апушке сасновой рощи.

Задание: Спиши текст, определи границы предложения. Подчеркни главные и

второстепенные члены во 2 предложении.

Разбери слова по составу: стучит, лежат, заиграл, осветила.

Карточка № 9 Проверь текст, исправь ошибки.

Весна

Весна пашла пополям как маладая хозяйка. По дул тётлый

ветер. Скрыш ппалзал мокрый снег. За кречали галки. Заблестели

тёмные ведки деревев. Весело зошумел лес. Зацвили первые

цветы. Громче за звенели ручи.

Задание: придумай и запиши продолжение к тексту (2 предложения)……………………..

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

Карточка № 10 Проверь текст, исправь ошибки.

Еловый лес сумрачьный. В нём всегда запах сырости. Калючие

лапы елей царапают лецо и руки. Харашы маленькие лисные

красавицы!

Ель очень ценое дериво. Из дривесины ели делают бумагу. Ель

пает в скрипке, в рояле. Много различьной мебили делают из ели.

Вгустом ельнике птицы укрываются от стужы и мители.

Задание: во 2 предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

В 3 предложении – определи падежи существительных.

Карточка № 11 Проверь текст, исправь ошибки.

Каждой травинке, хваинке хателось быстрее поймать первую

каплю даждя. От речьки кдеревне вила извилистая тропка. Я

медлино шол по трапинке. Она вывила меня к опушке леса. Пошол

дошть. Рябчик скрылся в середине густой ёлки. Под веточькой ус

троился зяблик. Пробижал ёш. Дошть шол тихо. Мне козалось, что

он чтото шепчет ёлке.

Задание: во 2 предложении подчеркни главные и второстепенные члены. У всех глаголов

определи время.

Карточка №12 Проверь текст, исправь ошибки.

Остались на снигу заячи слиды далеко ли было зайцу до

биды? Но заец не баится. Прилитела снижынок стая. Закружылись

белые птицы,заячий слет замитая. Напрасно сабака старалась рас

познать слиды заячи. Выбилась из сил, прибижала на старое место

и думает: «Заец хитрый сдесь был, а куда ушол неизвестно».

Задание: определи падежи у всех существительных. Определи время глаголов.

Карточка № 13 Проверь текст, исправь ошибки.

Первый марос застиклил лужы и развесил надиревях иней.

Тёплые диньки кончились. Наступают халада.

Папа пошол во двор калоть драва. Саша и вася стали ему памагать.

Драва были сухие и калолись стреском. Малчики насили драва в

сарай. Работа заканчивалась. Папа показал рибятам на

витвистую ель. На ветке седела серенькая птичька с малиновой

груткой. Она быстр виртела галавой. Это был снигирь.

Задание: слова (деньки, малиновой, тёплые) разобрать по составу.

Карточка № 14 Проверь текст, исправь ошибки.

Птичька вспорхнула изкуста и закружылась над нашыми

галавами. Мы осторожно раздвинули зилёные ветки. Там было

гниздо. Мы не тронули гнизда, даже не коснулись его. Поивились

птинцы. Мы чясто прихадили кгнизду. Птинцы к нам привыкли.

Они нас не баялись. Птинцы выросли и улители. Мы уехали в

горот. Дома чясто вспоминали тёплое лето и нашых доверчивых

птичек.

Задание: определи время глаголов. В первом предложении определи части речи.

Карточка 15 Проверь текст, исправь ошибки.

Прашло знойное лето наступила залатая осинь загляни влес

па апушкам ростут грибы среди пажухлай травы кроснеют

падасиновики па краю ельника можно найти скольские грузди,

душыстые рыжыки старые пни пакрыты апёнками махавые балота

усыпаны румяной клюквай на паляне гарят гроздя ребины дни

стаят пагожие в лису тешина и пакой.

Задание: определи границы предложений.

Карточка № 16 Проверь текст, исправь ошибки.

Собрался по первой пороше охотник звириные слиды

считать. Много слидов в лису. Пронислась от дерива к дериву

лёхкая белочька. Вот ночью харёк проскакал. Пробижала через

поляну осторожная хитрая лесица. Идёт ахотник по лесу. Где

тетерева спугнёт, где белку подстрелит. Под бальшой толстой

корягой нашол он мидвежью берлогу.

Задание: выпиши из первого предложения все словосочетания.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Карточка № 17 Проверь текст, исправь ошибки.

Ясный летний день. В глубине леса веднеется спокойная

гладь маленького вадоёма. Витирок не проходит через стену

диревьев. Он запутался в витвях бирёс. Наступает тишына. Над

вадой играют стрекозы. Жызнь бьёт ключом. Плавуны нашли в

ваде место для жызни. Они харашо себя чуствуют здесь. А

сколько там красивых цвитов! Одни стоят на беригу рики. Другие

спустились в неё. А со дна речьки поднимаются лилии и

кувшынки.

Задание: дай характеристику 10 предложению и подчеркни в тексте фразеологизм.

__________________________________________________________________________

Карточка № 18 Проверь текст, исправь ошибки.

Наступила раняя висна. Яркое сонце рушыт последние снежные

крепости. Звонкая капель стучит по зимле. В лису пахнет ду

шыстыми почьками. Зилёные ёлочьки важно вытинули свои калю

чие ветки. С бирёски тичёт слаткий сок. Лучи сонца освитили всю

окресность. Ожыл лес. Над галавой послышалась звонкая трель.

Задание: определи спряжение у глаголов.

Найди и исправь орфографические ошибки. Запиши исправленный текст

Время лесных малышей.

          Пришло теплое лето. На лисной опушке распускаюца калаколчики, незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежные лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У зверей взраслеет смена. Мидвежата старше всех. Они радились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весело играют у нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают свои первые высотные прышки. В сумерках выходят на охоту колючии ежата.
Необижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.

Ежи.

          Унас под крыльцом живут ежы. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер. Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж незахотел покинуть мой дом.

Солнце.

          Выплыла из-за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи. Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.

Джульбарс.

Надень рождения коле подорили маленького щенка. коля очень любил своего жжульбарса.

Началась вайна. Тижело было расстаться с собакой, но коля сам отвёл своего любимца в школу служебных собак. джульбарса на  учили там находить мины.

И вот первое задание. Отступая, враги заминировали лётное поле. Пашёл сильный дождь, потом у  дарил морос. Поле покрылось толстой коркой льда. Только сабака смогла обнаружить мины.

Всю войну джульбарс верно служыл людям.

Русский язык

4 класс (УМК «Школа 21 века»)

Технологическая карта урока

Голикова Ольга Юрьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4»

Тема: работа над речевыми ошибками в сочинении.

Цель для учителя

Цель для обучающихся

Планируемый результат

Критерии оценки

Формировать у обучающихся способности к выявлению затруднений и коррекции собственных действий.

Классифицировать речевые ошибки, упражняться в правильном построении предложений.

Правильно составленные предложения.

Задачи для учителя

Задачи для обучающихся

Организовать работу: по классификации речевых ошибок, выявлению причин речевых ошибок.

Создать условия для закрепления правильного написания предложений.

Организовать работу по использованию закрепляемых знаний через выполнение творческих заданий.

Организовать оценочную деятельность.

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умения взаимодействовать в парах, группах.

Воспитывать позитивное эмоциональное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к предмету.

Разделить речевые ошибки на группы.

Уяснить причину ошибок и способ их исправления.

Составить алгоритм работы по устранению речевых ошибок.

Работать над исправлением собственных ошибок. Упражняться в выполнении типовых заданий в соответствии с классификацией.

Выполнить творческое задание.

Оценить свою работу.

Содержание и технология урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Вводно-мотивационный.

Организационный.

Организует класс на работу.

Проверяют организацию рабочего места.

Познавательные УУД: общеучебные (самоконтроль)

Целеполагание и мотивация.

Сообщает результаты сочинений.

— Назовите тему нашего урока.

— Поставим цель.

— Зачем нужно уметь правильно строить предложения?

Дети читают тему с доски.

Классифицировать ошибки, упражняться в правильном построении предложений.

Ответы детей.

Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации).

Познавательные УУД: (формулирование познавательной цели). Регулятивные УУД: целеполагание.

Личностные УУД: смыслообразование (учебная мотивация). Познавательные УУД: общеучебные (осознанное построение сообщения в устной форме)

Планирование.

Какие задачи надо выполнить, чтобы достичь цели?

— Назовите следующую задачу?

— Далее.

— Назовите 4 задачу?

— Далее.

— К чему мы подойдем, выполнив все пункты плана?

— Что будет результатом?

— Разделить речевые ошибки на группы.

— Уяснить причину ошибок и причину их исправления.

— Составить алгоритм работы по исправлению ошибок.

— Работать над исправлением собственных ошибок.

(У кого нет ошибок) упражняться в выполнении типовых заданий в соответствии с классификацией.

Выполнить творческое задание.

— Мы подойдем к результату.

— Правильно построенные предложения.

Регулятивные УУД: планирование (составление плана и последовательности действий).

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества (определять цели взаимодействия).

Личностные УУД: смыслообразование ( осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью).

Выявление места и причины затруднения.

– С чего начнем работу?

Вспомним типы речевых ошибок, над которыми будем работать.

П – повторы

1,2 – порядок слов в предложении

Пл – плеоназм

Т- тавтология

— Поработайте в парах.

Распределите предложения по группам в зависимости от числа ошибок. Работа по карточкам.

Проверка.

Итог.

— Поднимите руки пары, у которых нет ошибок.

– Следующий пункт плана.

Уяснить причину ошибок, найти способ их коррекции.

Плеоназм.

Наступил месяц апрель.

Прилетели пернатые птицы.

— Назовите причину ошибки?

— Как исправить?

Вывод:

Разбор остальных типов ошибок аналогичный.

— Читают 1 пункт плана.

Зачитывают определение по словарю.

Самостоятельная работа в парах. Классификация.

Сверяют с доской.

Читают 2 пункт.

Высказывания детей (невнимание к значению слова)

Месяц = апрель

Пернатые = птицы

— Убрать лишние слова.

— Заменить другим словом, называющим другой признак.

— Нельзя употреблять обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, совпадающие по значению.

Познавательные УУД: общеучебные (структурирование знаний), логические (анализ объекта с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов).

Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение с товарищем.

Регулятивные УУД: контроль (сличение результатов с эталоном с целью обнаружения отклонений)

Построение проекта выхода из затруднения.

– Построим план выхода из затруднения, т.е. составим алгоритм, по которому вы будете работать самостоятельно.

Физминутка.

Прочитать предложение с речевой ошибкой.

Определить тип ошибки (могут быть разные).

Применить способ действия для исправления предложения.

Составить предложение устно.

Записать правильно составленное предложение.

Прочитать.

Регулятивное УУД: планирование последовательности действий.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

4.- Следующий пункт плана.

1 группа

Работать над исправлением ошибок.

2 группа

Упражняться в выполнении типовых заданий.

— Нужно будет оценить свою работу.

Предложите критерии оценки, связанные с темой урока.

— Выполните прогнозирование.

Задание на карточке 2.

Найди речевые ошибки в тексте. Запиши предложения правильно.

Проверка. Сверяют с образцом.

— Выполните ретроспективную самооценку по данному критерию.

— Расскажите о результатах

1 группа. Кто выполнил работу над ошибками, используют дополнительные задания на карточках.

Стол заданий (смотри приложение).

5.- Следующий пункт плана. Выполнение творческой работы.

Закончите предложения. Передайте свое отношение к предмету.

Выбери слово: сосулька, сосулища.

Висела на крыше…

Она была…

Когда пригревало солнышко…

Проверка.

— Удалось ли показать свое отношение?

Вывод:

1 группа – работают самостоятельно в тетрадях.

Предлагаются критерии (правильно составленные предложения)

Отмечают уровень на «волшебной линеечке»

Пишут в тетради.

Отмечают уровень на «волшебной линеечке»

Сообщают результат 1,2 человека.

Работа в мини-группах.

Зачитывают получившиеся предложения.

— Точность употребления слова важна в литературной речи.

Регулятивные УУД: прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения).

Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль (сравнение способа действия с целью обнаружения отклонений от эталона). Оценка.

Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение, умение оценивать действия партнера).

Регулятивные УУД: осознание качества составленных предложений.

Рефлексивно-оценочный.

— Все ли пункты плана выполнили?

— Какую цель мы ставим?

— Достигли мы поставленной цели урока?

— Над чем еще надо поработать?

Анализируют свои действия.

Рассказывают о результате своей работы.

Переформулируют недостатки в позитивные цели.

Регулятивные УУД: оценка (осознание качества и уровня усвоения).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Вводно-мотивационный.

1.1 Организационный.

Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Проверьте свои рабочие места, настройтесь на работу.

Проверяют организацию рабочего места.

Познавательные УУД: общеучебные (самоконтроль)

1.2 Целеполагание и мотивация.

Мы писали сочинение по картинке А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Меня радует, что сочинения получились интересными, в них вы передали свои впечатления и чувства.

Зачитать 1 сочинение.

Выскажите свое мнение:

А) содержание соответствует теме;

Б) мысли изложены логично;

В) есть образные слова, текст эмоционально окрашен.

На этом работа над сочинением заканчивается.

— С чего начинаем каждый урок?

— Назовите тему нашего урока.

— Поставим цель.

— Зачем нужно уметь правильно строить предложения?

Высказывания детей.

— С определения темы урока и постановки цели.

Дети читают тему с доски.

— Классифицировать ошибки, упражняться в правильном построении предложений.

Ответы детей.

-Чтобы речь была понятной для окружающих. Нужно уметь выражать свои эмоции, чувства словами.

Познавательные УУД: логические (построение логической цели рассуждений, доказательство).

Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации).

Познавательные УУД: (формулирование познавательной цели). Регулятивные УУД: целеполагание.

Личностные УУД: смыслообразование (учебная мотивация). Познавательные УУД: общеучебные (осознанное построение сообщения в устной форме)

1.3 Планирование.

Разбиение цели на задачи (задачи записаны на доске, последовательность нарушена)

— Прочитайте задачи, которые нужно выполнить, чтобы достичь цели. С какой начнем?

— Назовите следующую задачу?

— Далее.

— Назовите 4 задачу?

— Далее.

— К чему мы подойдем, выполнив все пункты плана?

— Что будет результатом?

— Что будет в конце урока?

— Разделить речевые ошибки на группы.

— Уяснить причину ошибок и способ их исправления.

— Составить алгоритм работы по исправлению ошибок.

— Работать над исправлением собственных ошибок.

(У кого нет ошибок) упражняться в выполнении типовых заданий в соответствии с классификацией.

Выполнить творческое задание.

— Мы подойдем к результату.

— Исправленные ошибки в сочинении, т.е. правильно построенные предложения.

— Оценим свою работу.

Регулятивные УУД: планирование (составление плана и последовательности действий).

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества (определять цели взаимодействия).

Личностные УУД: смыслообразование ( осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью).

2. Выявление места и причины затруднения.

– С чего начнем работу?

Вспомним типы речевых ошибок, над которыми будем работать.

П – повторы

1,2 – порядок слов в предложении

Пл – плеоназм

Т- тавтология

— Поработайте в парах.

Распределите предложения по группам в зависимости от вида ошибок.

КАРТОЧКА 1.

1.Наступил месяц апрель.

2.Солнце весеннее пригрело землю.

3.Зазвенела звонкая капель.

4.Бежит быстрый ручеек. Он бежит с пригорка и булькает.

5.Прилетели пернатые птицы.

6.Яркий лучик смелый растопил большой сугроб.

7.Из всех времен года я больше всего люблю весну. Я люблю ее больше зимы, осени и лета.

Проверка (сверяем с доской)

1,5 Наступил месяц апрель

Прилетели пернатые птицы Пл

2,6 Солнце весеннее пригрело землю

Яркий лучик смелый растопил большой сугроб. 1,2

4 Бежит быстрый ручеек. Он бежит с пригорка и булькает. П

3,7 Зазвенела звонкая капель Т

Из всех времен года я больше всего люблю весну. Я люблю ее больше зимы, осени и лета.

Итог.

— Поднимите руки пары, у которых нет ошибок.

– Следующий пункт плана.

Уяснить причину ошибок, найти способ их коррекции.

Плеоназм.

Наступил месяц апрель.

Прилетели пернатые (первые) птицы.

— Назовите причину ошибки?

— Как исправить?

Вывод:

1,2 – неправильный прядок слов в предложении

Солнце весеннее пригрело землю.

Яркий лучик смелый растопил большой сугроб.

-Причина ошибки?

-Как исправить?

Вывод:

Повторы.

Бежит (шумит) быстрый ручеек. Он бежит с пригорка и булькает.

-Причина ошибки?

— Пути исправления?

Вывод.

Тавтология.

Зазвенела звонкая капель.

Из всех времен года я больше всего люблю весну. Я люблю ее больше зимы, осени и лета.

-Причина ошибки?

-Как исправить?

Вывод.

— Читают 1 пункт плана.

Повторение одного и того же слова

Нарушение порядка слов в предложении

Плеоназм – оборот речи, в котором излишне повторяются слова, одинаковые или близкие по значению.

Тавтология – повторение одной и той же мысли другими словами, не обогащающими ее смысла.

Самостоятельная работа в парах. Классификация.

Читают свои варианты.

Читают 2 пункт.

Высказывания детей (невнимание к значению слова)

Месяц = апрель

Пернатые = птицы

— Убрать лишние слова.

— Заменить другим словом, называющим другой признак.

— Нельзя употреблять обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, совпадающие по значению.

Высказывания детей (не проговорил предложение целиком, прежде чем его записать)

— Перестроить предложение.

— однородные члены предложения разделять нельзя;

— согласованные определения ставятся перед главным словом.

Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания.

Малый объем внимания пишущего, забыл, что употребил это слово.

-Заменить местоимением, синонимом, другим словом.

Нужно обогащать речь синонимами.

-Недостаточный словарный запас. Многословие.

-Заменить другим словом.

-Убрать лишнее.

Однокоренные слова нельзя употреблять рядом. Нужно избегать повтора одной и той же мысли.

Познавательные УУД: общеучебные (структурирование знаний), логические (анализ объекта с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов).

Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение с товарищем.

Регулятивные УУД: контроль (сличение результатов с эталоном с целью обнаружения отклонений)

3. Построение проекта выхода из затруднения.

– Построим план выхода из затруднения, т.е. составим алгоритм, по которому вы будете работать самостоятельно.

Физминутка.

Прочитать предложение с речевой ошибкой.

Определить тип ошибки (могут быть разные).

Применить способ действия для исправления предложения.

Составить предложение устно.

Записать правильно составленное предложение.

Прочитать.

Регулятивное УУД: планирование последовательности действий.

4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

4.- Следующий пункт плана.

1 группа

Работать над исправлением ошибок.

2 группа

Упражняться в выполнении типовых заданий.

— Нужно будет оценить свою работу.

Предложите критерии оценки, связанные с темой урока.

— Выполните прогнозирование.

Задание на карточке 2.

Найди речевые ошибки в тексте. Запиши предложения правильно.

Лес проснулся после зимнего сна.

В голубом небе плывут облачные облака.

Горы рушит солнышко снежные.

Скоро появятся первые цветы. Весь лес оденется первой листвой.

Проверка. Сверяют с образцом.

Лес очнулся после зимнего сна.

В голубо небе плывут легкие облака.

Солнышко рушит снежные горы.

Скоро появятся первые цветы. Весь лес оденется зеленой листвой.

— Выполните ретроспективную самооценку по данному критерию.

— Расскажите о результатах

1 группа. Кто выполнил работу над ошибками, используют дополнительные задания на карточках.

Стол заданий (смотри приложение).

5.- Следующий пункт плана. Выполнение творческой работы.

Закончите предложения. Передайте свое отношение к предмету.

Выбери слово: сосулька, сосулища.

Висела на крыше…

Она была…

Когда пригревало солнышко…

Проверка.

— Удалось ли показать свое отношение?

Вывод:

1 группа – работают самостоятельно в тетрадях.

Предлагаются критерии (правильно составленные предложения)

Отмечают уровень на «волшебной линеечке»

Пишут в тетради.

Отмечают уровень на «волшебной линеечке»

Сообщают результат 1,2 человека.

Работа в мини-группах.

Зачитывают получившиеся предложения.

— Точность употребления слова важна в литературной речи.

Регулятивные УУД: прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения).

Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль (сравнение способа действия с целью обнаружения отклонений от эталона). Оценка.

Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение, умение оценивать действия партнера).

Регулятивные УУД: осознание качества составленных предложений.

5. Рефлексивно-оценочный.

— Все ли пункты плана выполнили?

— Какую цель мы ставим?

— Достигли мы поставленной цели урока?

— Над чем еще надо поработать?

Анализируют свои действия.

Рассказывают о результате своей работы.

Переформулируют недостатки в позитивные цели.

Регулятивные УУД: оценка (осознание качества и уровня усвоения).

Регулятивные УУД: учиться удерживать цель.

Карточки «Тексты с ошибками» (4 класс).

Работа с текстами, в которых допущены ошибки, всегда интересна
ученикам. Они чувствуют себя учителем, проверяющим. Эта работа дает возможность
проверить знание и умение учащихся не только учителю, но и самому ученику.
Повышается самооценка, появляется уверенность в своих знаниях. Задание
заставляет повторить изученные правила, закрепить их. Такая работа может быть
организована в паре, в виде соревнования-игры «кто найдет больше ошибок».
Проверяя работу друг у друга, ученики еще раз проверяют свои знания и умения.

Карточка №1

Внимательно прочитай текст. Найди ошибки в словах, исправь их.
Вспомни правило, которое ты применил. Спиши текст.

Шустрик.

Аднажды лисарубы волили диревъя, и из одново
дерива вы пал
бильчонок. Я падабрал ево, принёс домой и
дал малака, но малышь не
умел сам пить. А у нашей
кошки маркизы какраз радились катята.
Позним вечирам она
убижала лавить мышей. Мы падлажыли биль
чонка вящик с
катятами. Маркиза незометила прибовления сваево
симейства,
и она аблезала приёмыша шершавым езыком. Кошка стала кармить бильчонка и сваих
катят. Бильчонок скора акреп. Он вместе скатятами играл с клупком и котужками
ниток, бегал за шарика
ми. За резвость его празвали шустриком.

Карточка №2

Внимательно прочитай текст. Найди ошибки в словах, исправь их.
Вспомни правило, которое ты применил. Спиши текст.

Лягушка

Я вздахнул паглубже и решился. Лягушка чуть
зопаздала. Я ус
пел ухвотить пальцоми скольскую заднюю
лабку, но лягушка незо
хатела так лехко аткозатся от сваей
свободы и завапила. Она стала лягатся другой задней лабкай, царапать мне
лодонь, и мая хватка
стала аслобевать. Мокроя лабка вы
скальснула из маих пальцев, и валасатая лягушка улезнула. Маи чуства сложна
передать славами. Я правёл столько чесов в безплодных поесках и встретился с
ней ле
цом
к лецу, а теперь по глупости упустил и
e.

Карточка №3

Внимательно прочитай текст. Найди ошибки в словах, исправь их.
Вспомни правило, которое ты применил. Спиши текст.

Невидимка

Я седел набиригу лисного озира. Кваде
свесали ветви бирёс,
галубое неба пракалоли астраканечьные
ели. По апавшым листъям
прашилестели лёхкие шашки.
Я вы гленул из шалаша и увидел ряпчика. Вдрук надлесам милькнула тень ястреба,
и ряпчик встрипенулся и исчез. Хищник прамчался и у лител. Ряпчик сьё
жылся, прижался кзимле и с лился с общем фонам. Ястреп опять паевился.
Он сел навирхушку сухой ели, и уозира воцорилась
тешына.
Ястреп невыдиржал мёртвай тешыны и у лител. Сразу всё
ажыло.
Зомилькала надвадой тресагуска, за пещяли и вспорхнули
сеницы.

 

Работа над речевыми ошибками.

учитель нач. классов Лоренц И. В.

Как правило, учителя затрудняются при распознавании и классификации ошибок, допущенных учащимися в содержании, построении и в речевом оформлении высказываний, вследствие чего значительное число ошибок в ответах учащихся и в письменных работах( изложениях и сочинениях) оказывается учителем неучтённым.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в начальной школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность усваивать русский язык в письменной форме.

Любое связанное высказывание обладает тремя особенностями, которые характеризуют на только образцовый (авторский) текст, но и имеются в том или ином виде в ученическом изложении и сочинении. Это: 1)содержание,2) логическое построение,3) языковое оформление.

Данные особенности связного высказывания (текста) вызывают необходимость формировать у учащихся определённые взаимосвязанные умения и навыки, что и определяет методику работы по развитию речи. Степень сформированности этих умений и навыков устанавливается при проверке изложений и сочинений учащихся.

Изложение при проверке следует прочитывать два раза. При первом чтении работа оценивается с точки зрения орфографической грамотности.

Ошибки на изученные правила исправляются и помечаются красным карандашом; ошибки на изученные правила – карандашом другого цвета (например, зелёным). Ошибки, допущенные в словах, написанных на доске, в том числе и в вопросах плана, рассматриваются как ошибки в списывании и помечаются красным карандашом.

При повторной проверке работа оценивается со стороны содержания, построения и речевого оформления.

На полях тетради ученика ошибки помечаются условным знаком (цифрой).

Ошибки в содержании и построении обозначаются цифрами от 1 до 5.(Приложение 1.)

Речевые ошибки (лексические, морфологические, синтаксические и др.) отмечаются цифрами от 6 до 11.(Приложение 1.)

Оценки выставляются с учётом орфографической и речевой грамотности учащихся. Ошибки на неизученные правила не учитываются.

Не реже одного раза в четверть необходимо классифицировать ошибки учащихся по схеме.

( Приложение 3.)

Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы научить обучающегося по тому, что написано в его тетради, диагностировать причину собственной ошибки, т.е. обнаруживать те действия, которые не были совершены при написании текста.

Список литературы.

  1. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.- М.: Просвещение,1984.

  1. Железная Л.М. Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку // Начальная школа, 2003, № 4.

  1. Петрова В.И. Как можно работать над ошибками //Начальная школа плюс до и после. —  2007, № 3.

Приложение 1.

Классификация речевых ошибок по методике Н. И. Политовой.

Ошибки в содержании и построении:

  1. пропуск главных частей и важных фактов;

  2. искажение содержания, внесение в содержание событий и фактов, которых нет в тексте;

  3. нарушение логической последовательности (перестановка фактов и событий в целом и нарушение последовательности в изложении отдельного факта);

  4. повторное возвращение к одному и тому же факту;

  5. отсутствие связи между фактами и событиями.

Речевые ошибки (лексические, морфологические, синтаксические и др.)

  1. определение границ предложений в тексте;

  2. нарушение порядка слов в предложении;

  3. повторение одного и того же слова;

  4. пропуск главных и второстепенных членов предложения;

  5. неправильное согласование и управление местоимений, предлогов и союзов;

  6. неправильное или неточное употребление слова, а так же повторение слов и необоснованное употребление в одном предложении двух синонимов (например: воробьи скачут и прыгают)

Приложение 2.

Основной текст.

Изложение.

Ручная белочка.

Юре подарили белку. Она очень скоро стала ручной. Смело прыгала детям на плечи, просила сахар или конфетку. Очень любила сладкое.

Однажды из вазочки исчезли конфеты. Мама позвала ребят. Но они не знали, кто конфеты взял. А на другой день из буфета сахар пропал. Рассердился отец и запер буфет.

Один раз сидел Юра на диване и читал. Вдруг видит: белка вскочила на стол, схватила корочку хлеба и – на шкаф. Заглянул Юра на шкаф. А там под старой шляпой и конфеты, и сахар, и разные косточки.

Работа детей.

Изложение.

Ручная белочка.

Юре подарили белочку. Она стала прыгать на ноги, просить сахар и конфеты.

Мама позвала ребят. Однажды из комнаты исчезли конфеты. Однажды они не знали, кто взял конфеты. На другой день из буфета пропал сахар. Рассердился отец и запер буфет.

Один раз читал Юра и сидел на диване. Вдруг видит: белка вскочила и на стол, и схватила корочку хлеба, и – на шкаф. Заглянул на шкаф. А там под старой шляпой конфеты, сахар и разные косточки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Работа над ошибкой орсон петерсен отзывы
  • Работа над ошибками цифры
  • Работа над ошибкой книга отзывы
  • Работа над ошибками цитата
  • Работа над ошибками юрий поляков краткое содержание