При
выборе единиц наблюдения возможны
ошибки смещения, т.е. такие события,
появление которых не может быть точно
предсказуемым. Эти ошибки являются
объективными и закономерными. При
определении степени точности выборочного
исследования оценивается величина
ошибки, которая может произойти в
процессе выборки. Такие ошибки носят
название случайных ошибок
репрезентативности
(m),
На практике для определения средней
ошибки выборки при проведении
статистических исследований, используются
следующие Формулы:
для
расчета средней ошибки (mР)
относительной величины (Р):
,
где Ρ
— соответствующая относительная величина
(рассчитанная, например, в процентах
(%));
q
— 100 — Ρ;
n
— численность выборки.
96 Определение доверительных границ относительных показателей. Понятие о вероятности безошибочного прогноза.
Для
опред точности, с которой исследователь
желает получить результат, в статистике
исп-ся такое понятие, как вероятность
безошибочного прогноза,
кот является характеристикой надежности
результатов выборочных мед-биолог стат
исс-ий. Обычно, при проведении мед-биолог
стат исс-ий использ вероятность
безошибочного прогноза 95% или 99%. В
наиболее ответственных случаях, когда
необходимо сделать особенно важные
выводы в теоретическом или практическом
отношении, используют вероятность
безошибочного прогноза 99,7%
Определенной
степени вероятности безошибочного
прогноза соответствует определенная
величина предельной ошибки случайной
выборки (Δ)
Определяется эта величина по формуле:
Δ=t
* m
,
где
t
— доверительный коэффициент, который
при вероятности безошибочного
прогноза 95% равен 2. при вероятности
безошибочного прогноза 99% — 3,. и при
вероятности безошибочного прогноза
99,7% — 3,3.
Используя
предельную ошибку выборки (Δ),
можно определить доверительные
границы, в которых с опред вероятностью
безошиб прогноза заключено
действительное значение стат величины,
характериз
всю ген. совокупность (средней или
относительной).
Для опред доверительных
границ использ следующие Формулы:
,
где
— доверительные границы относ величины
в ген совокупности;
—
относ величина, полученная при проведении
исслед-я на выбороч совокупности;
t
— доверит коэффициент;
mP
— ошибка репрезентативности относ
величины.
При
малом числе наблюдений (n<30), для
вычисления доверительных границ
значение коэффициента t
находят по спец табл Стьюдента (Значения
t
расположены в таблице на пересечении
с избранной вероятностью безошибочного
прогноза и строки,
указывающей
на имеющееся число степеней свободы
(n`),
которое
равно n-1.
97 Оценка достоверности разности относительных величин. Критерий “t” (Стьюдента).
При
проведении медико-биологических
исследований на двух сравниваемых
совокупностях возникает необходимость
определить не только их различие, но и
его достоверность.
Для
оценки достоверности различия сравниваемых
относительных величин:
,
где,
P1
и P2
— относительные величины, полученные
при проведении выборочных исследований:
m1
и m2
— их ошибки репрезентативности; t
— коэффициент достоверности. Различие
достоверно при t>2.
что соответствует вероятности
безошибочного прогноза равной или более
95%. При величине коэффициента достоверности
t<2
степень вероятности безошибочного
прогноза менее 95%. При такой степени
вероятности мы не можем утверждать, что
полученная разность показателей
достоверна с достаточной степенью
вероятности. В этом случае необходимо
получить дополнительные данные, увеличив
число наблюдений. Если после увеличения
численности выборки, и. соответственно,
уменьшения
ошибки репрезентативности, различие
продолжает оставаться недостоверным,
можно считать доказанным, что между
сравниваемыми совокупностями не
обнаружено различий по изучаемому
признаку.
Соседние файлы в папке Шпора к госкзамену
- #
- #
Вариант 1
Задание 1. Модель парной линейной регрессии.
Имеются данные о размере среднемесячных доходов в разных группах семей
Номер группы |
Среднедушевой денежный доход в месяц, руб., X |
Доля оплаты труда в структуре доходов семьи, %, Y |
1 |
79,8 |
64,2 |
2 |
152,1 |
66,1 |
3 |
199,3 |
69,0 |
4 |
240,8 |
70,6 |
5 |
282,4 |
72,4 |
6 |
301,8 |
74,3 |
7 |
385,3 |
76,0 |
8 |
457,8 |
77,1 |
9 |
577,4 |
78,4 |
Задания:
1. Рассчитать линейный коэффициент парной корреляции, оценить его статистическую значимость и построить для него доверительный интервал с уровнем значимости a =0,05. Сделать выводы
2. Построить линейное уравнение парной регрессии Y на X и оценить статистическую значимость параметров регрессии. Сделать рисунок.
3. Оценить качество уравнения регрессии при помощи коэффициента детерминации. Сделать выводы. Проверить качество уравнения регрессии при помощи F-критерия Фишера.
4. Выполнить прогноз доли оплаты труда структуре доходов семьи Y при прогнозном значении среднедушевого денежного дохода X, составляющем 111% от среднего уровня. Оценить точность прогноза, рассчитав ошибку прогноза и его доверительный интервал для уровня значимости a =0,05. Сделать выводы.
Решение: Построим поле корреляции зависимости доли оплаты труда в структуре доходов семьи от среднедушевого денежного дохода в месяц.
Точки на построенном графике размещаются вблизи кривой, напоминающей по форме Прямую, поэтому можно предположить, что между указанными величинами существует Линейная зависимость вида .
Для расчета линейного коэффициента парной корреляции и параметров линейной регрессии составим вспомогательную таблицу.
№ п/п |
X |
Y |
X×Y |
X2 |
Y2 |
1 |
79,8 |
64,2 |
5123,16 |
6368,04 |
4121,64 |
2 |
152,1 |
66,1 |
10053,81 |
23134,41 |
4369,21 |
3 |
199,3 |
69,0 |
13751,70 |
39720,49 |
4761,00 |
4 |
240,8 |
70,6 |
17000,48 |
57984,64 |
4984,36 |
5 |
282,4 |
72,4 |
20445,76 |
79749,76 |
5241,76 |
6 |
301,8 |
74,3 |
22423,74 |
91083,24 |
5520,49 |
7 |
385,3 |
76,0 |
29282,80 |
148456,09 |
5776,00 |
8 |
457,8 |
77,1 |
35296,38 |
209580,84 |
5944,41 |
9 |
577,4 |
78,4 |
45268,16 |
333390,76 |
6146,56 |
S |
2676,7 |
648,1 |
198645,99 |
989468,27 |
46865,43 |
Среднее |
297,41 |
72,01 |
22071,78 |
109940,92 |
5207,27 |
Вычислим коэффициент корреляции. Используем следующую формулу:
= 0,9568.
Можно сказать, что между рассматриваемыми признаками существует Прямая тесная Корреляционная связь.
Среднюю ошибку коэффициента корреляции определим по формуле:
= 0,032.
Найдем табличное значение TТабл по таблице распределения Стьюдента для
a = 0,05 и числе степеней свободы K = N – M – 1 = 9 – 1 – 1 = 7.
TТабл(0,05; 7) = 2,36.
Запишем доверительный интервал для коэффициента корреляции.
Доверительный интервал не включает число 0, поэтому при заданном уровне значимости коэффициент корреляции является статистически значимым.
Вычислим параметры уравнения регрессии.
= 0,03.
= 72,01 – 0,03×297,41 = 63,09.
Получим следующее уравнение: .
Для проверки статистической значимости (существенности) линейного коэффициента парной корреляции рассчитаем T-критерий Стьюдента по формуле:
= 23,04.
Фактическое значение по абсолютной величине больше табличного, что свидетельствует о значимости линейного коэффициента корреляции и существенности связи между рассматриваемыми признаками.
Проверим значимость оценок теоретических коэффициентов регрессии с помощью t-статистики Стьюдента и сделаем соответствующие выводы о значимости этих оценок.
Для определения статистической значимости коэффициентов A и B найдем T-статистики Стьюдента:
Рассчитаем по полученному уравнению теоретические значения. Составим вспомогательную таблицу.
№ п/п |
X |
Y |
|
||
1 |
79,8 |
64,2 |
65,48 |
1,6384 |
47354,1 |
2 |
152,1 |
66,1 |
67,65 |
2,4025 |
21115,0 |
3 |
199,3 |
69,0 |
69,07 |
0,0049 |
9625,6 |
4 |
240,8 |
70,6 |
70,31 |
0,0841 |
3204,7 |
5 |
282,4 |
72,4 |
71,56 |
0,7056 |
225,3 |
6 |
301,8 |
74,3 |
72,14 |
4,6656 |
19,3 |
7 |
385,3 |
76,0 |
74,65 |
1,8225 |
7724,7 |
8 |
457,8 |
77,1 |
76,82 |
0,0784 |
25725,0 |
9 |
577,4 |
78,4 |
80,41 |
4,0401 |
78394,4 |
S |
2676,7 |
648,1 |
648,09 |
15,4421 |
193388,1 |
Вычислим стандартные ошибки коэффициентов уравнения.
= 1,2.
= 0,003.
Вычислим T-статистики.
Сравнение расчетных и табличных величин критерия Стьюдента показывает, что и , т. е. оценки A и B теоретических коэффициентов регрессии статистически значимы.
Сделаем рисунок.
Рассчитаем коэффициент детерминации: = 0,95682= 0,915 = 91,5%.
Таким образом, вариация результата Y на 91,5% объясняется вариацией фактора X.
Оценку значимости уравнения регрессии проведем с помощью F-критерия Фишера:
= 75,81.
Найдем табличное значение Fтабл по таблице критических точек Фишера для
a = 0,05; K1 = M = 1 (число факторов), K2 = N – M – 1 = 9 – 1 – 1 = 7.
Fтабл(0,05; 1; 7) = 5,59.
Поскольку F > FТабл, уравнение регрессии с вероятностью 0,95 в целом Является статистически значимым.
Выполним прогноз доли оплаты труда структуре доходов семьи y при прогнозном значении среднедушевого денежного дохода x, составляющем 111% от среднего уровня.
XP = 297,41 × 1,11 = 330,1.
Вычислим прогнозное значение Yp с помощью уравнения регрессии.
» 73%.
Доверительный интервал прогноза имеет вид
(УP – Tкр×My, УP + Tкр×My),
Где , M = 2 – число параметров уравнения.
= 1,695 » 1,7.
Запишем доверительный интервал прогноза:
Þ
Данный прогноз является надежным, поскольку доверительный интервал не включает число 0, точность прогноза составляет 4.
Задание 2. Модель парной нелинейной регрессии.
По территориям Центрального района известны данные за 1995 г.
Район |
Прожиточный минимум в среднем на одного пенсионера в месяц, тыс. руб., X |
Средний размер назначенных ежемесячных пенсий, тыс. руб., Y |
Брянская обл. |
178 |
240 |
Владимирская обл. |
202 |
226 |
Ивановская обл. |
197 |
221 |
Калужская обл. |
201 |
226 |
Костромская обл. |
189 |
220 |
Орловская обл. |
166 |
232 |
Рязанская обл. |
199 |
215 |
Смоленская обл. |
180 |
220 |
Тверская обл. |
181 |
222 |
Тульская обл. |
186 |
231 |
Ярославская обл. |
250 |
229 |
Задания:
1. Построить поле корреляции и сформулируйте гипотезу о форме связи. Рассчитать параметры уравнений полулогарифмической () и степенной () парной регрессии. Сделать рисунки.
2. Дать с помощью среднего коэффициента эластичности сравнительную оценку силы связи фактора с результатом для каждой модели. Сделать выводы. Оценить качество уравнений регрессии с помощью средней ошибки аппроксимации и коэффициента детерминации. Сделать выводы.
3. По значениям рассчитанных характеристик выбрать лучшее уравнение регрессии. Дать экономический смысл коэффициентов выбранного уравнения регрессии
4. Рассчитать прогнозное значение результата, если прогнозное значение фактора увеличится на 10% от его среднего уровня. Определите доверительный интервал прогноза для уровня значимости a =0,05. Сделать выводы.
Решение: Решение: Для предварительного определения вида связи между указанными признаками построим поле корреляции. Для этого построим в системе координат точки, у которых первая координата X, а вторая – Y.
Получим следующий рисунок.
По внешнему виду диаграммы рассеяния трудно предположить, какая зависимость существует между указанными показателями.
Построение полулогарифмической модели регрессии.
Уравнение логарифмической кривой: .
Обозначим:
Получим линейное уравнение регрессии:
Y = A + B×X.
Произведем линеаризацию модели путем замены . В результате получим линейное уравнение .
Рассчитаем его параметры, используя данные таблицы.
№ п/п |
X |
Y |
X = ln(X) |
Xy |
X2 |
Y2 |
Ai |
|||
1 |
178 |
240 |
5,1818 |
1243,63 |
26,85 |
57600 |
226,40 |
206,314 |
184,904 |
6,006 |
2 |
202 |
226 |
5,3083 |
1199,67 |
28,18 |
51076 |
225,17 |
0,132 |
0,694 |
0,370 |
3 |
197 |
221 |
5,2832 |
1167,59 |
27,91 |
48841 |
225,41 |
21,496 |
19,464 |
1,957 |
4 |
201 |
226 |
5,3033 |
1198,55 |
28,13 |
51076 |
225,22 |
0,132 |
0,615 |
0,348 |
5 |
189 |
220 |
5,2417 |
1153,18 |
27,48 |
48400 |
225,82 |
31,769 |
33,833 |
2,576 |
6 |
166 |
232 |
5,1120 |
1185,98 |
26,13 |
53824 |
227,08 |
40,496 |
24,172 |
2,165 |
7 |
199 |
215 |
5,2933 |
1138,06 |
28,02 |
46225 |
225,31 |
113,132 |
106,362 |
4,577 |
8 |
180 |
220 |
5,1930 |
1142,45 |
26,97 |
48400 |
226,29 |
31,769 |
39,601 |
2,781 |
9 |
181 |
222 |
5,1985 |
1154,07 |
27,02 |
49284 |
226,24 |
13,223 |
17,968 |
1,874 |
10 |
186 |
231 |
5,2257 |
1207,15 |
27,31 |
53361 |
225,97 |
28,769 |
25,273 |
2,225 |
11 |
250 |
229 |
5,5215 |
1264,41 |
30,49 |
52441 |
223,09 |
11,314 |
34,980 |
2,651 |
Итого |
2129 |
2482 |
57,862 |
13054,74 |
304,48 |
560528 |
2482,00 |
498,545 |
487,867 |
27,530 |
Среднее |
193,5 |
225,6 |
5,260 |
1186,79 |
27,68 |
50957,091 |
225,636 |
45,322 |
44,352 |
2,503 |
= -9,76.
= 225,6 – (-9,76)×5,26 = 276,99.
Уравнение модели имеет вид:
Определим индекс корреляции
Используя данные таблицы, получим:
.
Рассчитаем коэффициент детерминации: = 0,14642= 0,021 = 2,1%.
Вариация результата Y всего на 2,1% объясняется вариацией фактора X.
Сделаем рисунок.
Рассчитаем средний коэффициент эластичности по формуле:
= -0,04%.
Коэффициент эластичности показывает, что при среднем росте признака X на 1% признак Y снижается на 0,04%.
Вычислим среднюю ошибку аппроксимации. Используя данные расчетной таблицы, получаем:
= 2,5%.
Построение степенной модели парной регрессии.
Уравнение степенной модели имеет вид: .
Для построения этой модели необходимо произвести линеаризацию переменных. Для этого произведем логарифмирование обеих частей уравнения:
.
Произведем линеаризацию модели путем замены и . В результате получим линейное уравнение .
Рассчитаем его параметры, используя данные таблицы.
№ п/п |
X |
Y |
X = ln(X) |
Y = ln(Y) |
XY |
X2 |
Y2 |
Ai |
||||
1 |
178 |
240 |
5,1818 |
5,4806 |
28,3995 |
26,851 |
30,037 |
226,3 |
206,3 |
188,391 |
241,661 |
6,07 |
2 |
202 |
226 |
5,3083 |
5,4205 |
28,7737 |
28,178 |
29,382 |
225,1 |
0,132 |
0,835 |
71,479 |
0,406 |
3 |
197 |
221 |
5,2832 |
5,3982 |
28,5196 |
27,912 |
29,140 |
225,3 |
21,496 |
18,671 |
11,934 |
1,918 |
4 |
201 |
226 |
5,3033 |
5,4205 |
28,7467 |
28,125 |
29,382 |
225,1 |
0,132 |
0,753 |
55,570 |
0,385 |
5 |
189 |
220 |
5,2417 |
5,3936 |
28,2720 |
27,476 |
29,091 |
225,7 |
31,769 |
32,607 |
20,661 |
2,530 |
6 |
166 |
232 |
5,1120 |
5,4467 |
27,8437 |
26,132 |
29,667 |
226,9 |
40,496 |
25,675 |
758,752 |
2,233 |
7 |
199 |
215 |
5,2933 |
5,3706 |
28,4284 |
28,019 |
28,844 |
225,2 |
113,132 |
104,576 |
29,752 |
4,540 |
8 |
180 |
220 |
5,1930 |
5,3936 |
28,0089 |
26,967 |
29,091 |
226,2 |
31,769 |
38,059 |
183,479 |
2,728 |
9 |
181 |
222 |
5,1985 |
5,4027 |
28,0858 |
27,024 |
29,189 |
226,1 |
13,223 |
16,950 |
157,388 |
1,821 |
10 |
186 |
231 |
5,2257 |
5,4424 |
28,4407 |
27,308 |
29,620 |
225,9 |
28,769 |
26,413 |
56,934 |
2,275 |
11 |
250 |
229 |
5,5215 |
5,4337 |
30,0021 |
30,487 |
29,525 |
223,1 |
11,314 |
34,846 |
3187,116 |
2,646 |
Итого |
2129 |
2482 |
57,862 |
59,603 |
313,521 |
304,479 |
322,969 |
2480,927 |
498,545 |
487,777 |
4774,727 |
27,548 |
Среднее |
193,5 |
225,6 |
5,260 |
5,418 |
28,502 |
27,680 |
29,361 |
225,539 |
45,322 |
44,343 |
434,066 |
2,504 |
С учетом введенных обозначений уравнение примет вид: Y = A + BX – линейное уравнение регрессии. Рассчитаем его параметры, используя данные таблицы.
= -0,042.
= 5,418 – 0,959×5,26 = 5,637.
Перейдем к исходным переменным X и Y, выполнив потенцирование данного уравнения.
A = eA = e5,637 = 280,76
Получим уравнение степенной модели регрессии: .
Определим индекс корреляции
Используя данные таблицы, получим:
.
Рассчитаем коэффициент детерминации: = 0,1472= 0,021 = 2,1%.
Вариация результата Y всего на 2,1% объясняется вариацией фактора X.
Сделаем рисунок.
Для степенной модели средний коэффициент эластичности равен коэффициенту B.
= -0,042%.
Коэффициент эластичности показывает, что при среднем росте признака X на 1% признак Y снижается на 0,042%.
Вычислим среднюю ошибку аппроксимации. Используя данные расчетной таблицы, получаем:
= 2,5%.
Сводная таблица вычислений
Параметры |
Модель |
|
Полулогарифмическая |
Степенная |
|
Уравнение связи |
||
Индекс корреляции |
0,1464 |
0,147 |
Коэффициент детерминации |
0,021 |
0,021 |
Средняя ошибка аппроксимации, % |
2,5 |
2,5 |
Для выявления формы связи между указанными признаками были построены полулогарифмическая и степенная модели регрессии. Анализ показателей корреляции, а также оценка качества моделей с использованием средней ошибки аппроксимации позволил предположить, что из перечисленных моделей более адекватной является степенная модель, поскольку для нее индекс корреляции принимает наибольшее значение R = 0,147, свидетельствующий о том, что между рассматриваемыми признаками наблюдается Слабая корреляционная связь.
Рассчитаем прогнозное значение результата по степенной модели регрессии, если прогнозируется увеличение значения фактора на 10% от среднего уровня.
Прогнозное значение составит:
= 193,5 × 1,1 = 212,9 тыс. р., тогда прогнозное значение Y составит:
= 224,6 тыс. р.
Определим доверительный интервал прогноза для уровня значимости a = 0,05.
Вычислим Среднюю стандартную ошибку прогноза По следующей формуле:
, где
Получаем: = 7,55.
Найдем предельную ошибку прогноза , где для доверительной вероятности 0,95 значение T составляет 1,96.
= 14,8.
Запишем доверительный интервал прогноза.
= 224,6 – 14,8 = 209,8 тыс. р.
= 224,6 + 14,8 = 239,4 тыс. р.
Таким образом, с вероятностью 0,95 можно утверждать, что прогнозное значение среднего размера назначенных ежемесячных пенсий будет находиться в пределах от 209,8 тыс. р. до 239,4 тыс. р.
Задание 3. Моделирование временных рядов
Имеются поквартальные данные по розничному товарообороту России в 1995-1999 гг.
Номер квартала |
Товарооборот % к предыдущему периоду |
Номер квартала |
Товарооборот % к предыдущему периоду |
1 |
100 |
11 |
98,8 |
2 |
93,9 |
12 |
101,9 |
3 |
96,5 |
13 |
113,1 |
4 |
101,8 |
14 |
98,4 |
5 |
107,8 |
15 |
97,3 |
6 |
96,3 |
16 |
112,1 |
7 |
95,7 |
17 |
97,6 |
8 |
98,2 |
18 |
93,7 |
9 |
104 |
19 |
114,3 |
10 |
99 |
20 |
108,4 |
Задания:
1. Построить график данного временного ряда. Охарактеризовать структуру этого ряда.
2. Рассчитать сезонную компоненты временного ряда и построить его Мультипликативную Модель.
3. Рассчитать трендовую компоненту временного ряда и построить его график
4. Оценить качество модели через показатели средней абсолютной ошибки и среднего относительного отклонения.
Решение: Пронумеруем указанные месяцы от 1 до 24 и построим график временного ряда.
Полученный график показывает, что а данном временном ряду присутствуют сезонные колебания.
Построим мультипликативную модель временного ряда.
Эта модель предполагает, что каждый уровень временного ряда может быть представлен как произведение трендовой (T), сезонной (S) и случайной (E) компонент.
Построение мультипликативной моделей сведем к расчету значений T, S и E для каждого уровня ряда.
Процесс построения модели включает в себя следующие шаги.
1) Выравнивание исходного ряда методом скользящей средней.
2) Расчет значений сезонной компоненты S.
3) Устранение сезонной компоненты из исходных уровней ряда и получение выровненных данных T×E.
4) Аналитическое выравнивание уровней T×E и расчет значений T с использованием полученного уравнения тренда.
5) Расчет полученных по модели значений T×E.
6) Расчет абсолютных и/или относительных ошибок.
Шаг 1. Проведем выравнивание исходных уровней ряда методом скользящей средней. Для этого:
1.1. Просуммируем уровни ряда последовательно за каждые четыре месяца со сдвигом на один момент времени и определим условные годовые уровни объема продаж (гр. 3 табл. 2.1).
1.2. Разделив полученные суммы на 4, найдем скользящие средние (гр. 4 табл. 2.1). Полученные таким образом выровненные значения уже не содержат сезонной компоненты.
1.3. Приведем эти значения в соответствие с фактическими моментами времени, для чего найдем средние значения из двух последовательных скользящих средних – центрированные скользящие средние (гр. 5 табл. 2.1).
Таблица 2.1
№ месяца, T |
Товарооборот, Yi |
Итого за четыре месяца |
Скользящая средняя за четыре месяца |
Центрированная скользящая средняя |
Оценка сезонной компоненты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
100,0 |
– |
– |
– |
– |
2 |
93,9 |
392 |
98 |
– |
– |
3 |
96,5 |
400 |
100 |
99 |
0,975 |
4 |
101,8 |
402 |
100,5 |
100,25 |
1,015 |
5 |
107,8 |
402 |
100,5 |
100,5 |
1,073 |
6 |
96,3 |
398 |
99,5 |
100 |
0,963 |
7 |
95,7 |
394 |
98,5 |
99 |
0,967 |
8 |
98,2 |
397 |
99,25 |
98,875 |
0,993 |
9 |
104,0 |
400 |
100 |
99,625 |
1,044 |
10 |
99,0 |
404 |
101 |
100,5 |
0,985 |
11 |
98,8 |
413 |
103,25 |
102,125 |
0,967 |
12 |
101,9 |
412 |
103 |
103,125 |
0,988 |
13 |
113,1 |
411 |
102,75 |
102,875 |
1,099 |
14 |
98,4 |
309 |
77,25 |
90 |
1,093 |
15 |
97,3 |
196 |
49 |
63,125 |
1,541 |
16 |
112,1 |
303 |
75,75 |
62,375 |
1,797 |
17 |
97,6 |
418 |
104,5 |
90,125 |
1,083 |
18 |
93,7 |
414 |
103,5 |
104 |
0,901 |
19 |
114,3 |
– |
– |
– |
– |
20 |
108,4 |
– |
– |
– |
– |
Шаг 2. Найдем оценки сезонной компоненты как частное от деления фактических уровней ряда на центрированные скользящие средние (гр. 6 табл. 2.1). Эти оценки используются для расчета сезонной компоненты S (табл. 2.2). Для этого найдем средние за каждый месяц оценки сезонной компоненты Si. Так же как и в аддитивной модели считается, что сезонные воздействия за период взаимопогашаются. В мультипликативной модели это выражается в том, что сумма значений сезонной компоненты по всем месяцам должна быть равна числу периодов в цикле. В нашем случае число периодов одного цикла равно 4.
Таблица 2.2
Показатели |
Год |
№ квартала, I |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
1 |
– |
– |
0,975 |
1,015 |
|
2 |
1,073 |
0,963 |
0,967 |
0,993 |
|
3 |
1,044 |
0,985 |
0,967 |
0,988 |
|
4 |
1,099 |
1,093 |
1,541 |
1,797 |
|
5 |
1,083 |
0,901 |
– |
– |
|
Всего за I-й квартал |
4,299 |
3,942 |
4,45 |
4,793 |
|
Средняя оценка сезонной компоненты для I-го квартала, |
0,860 |
0,788 |
0,890 |
0,959 |
|
Скорректированная сезонная компонента, |
0,984 |
0,901 |
1,018 |
1,097 |
Имеем: 0,860 + 0,788 + 0,890 + 0,959 = 3,497.
Определяем корректирующий коэффициент: K = 4 : 3,497 = 1,144.
Скорректированные значения сезонной компоненты получаются при умножении ее средней оценки на корректирующий коэффициент K.
Проверяем условие: равенство 4 суммы значений сезонной компоненты:
0,984 + 0,901 + 1,018 + 1,097 = 4.
Шаг 3. Разделим каждый уровень исходного ряда на соответствующие значения сезонной компоненты. В результате получим величины (гр. 4 табл. 2.3), которые содержат только тенденцию и случайную компоненту.
Таблица 2.3
T |
Yt |
St |
T |
T×S |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
100,0 |
0,984 |
101,6 |
100,02 |
98,42 |
1,016 |
2 |
93,9 |
0,901 |
104,2 |
100,19 |
90,27 |
1,040 |
3 |
96,5 |
1,018 |
94,8 |
100,36 |
102,17 |
0,945 |
4 |
101,8 |
1,097 |
92,8 |
100,53 |
110,28 |
0,923 |
5 |
107,8 |
0,984 |
109,6 |
100,7 |
99,09 |
1,088 |
6 |
96,3 |
0,901 |
106,9 |
100,87 |
90,88 |
1,060 |
7 |
95,7 |
1,018 |
94,0 |
101,04 |
102,86 |
0,930 |
8 |
98,2 |
1,097 |
89,5 |
101,21 |
111,03 |
0,884 |
9 |
104,0 |
0,984 |
105,7 |
101,38 |
99,76 |
1,043 |
10 |
99,0 |
0,901 |
109,9 |
101,55 |
91,50 |
1,082 |
11 |
98,8 |
1,018 |
97,1 |
101,72 |
103,55 |
0,954 |
12 |
101,9 |
1,097 |
92,9 |
101,89 |
111,77 |
0,912 |
13 |
113,1 |
0,984 |
114,9 |
102,06 |
100,43 |
1,126 |
14 |
98,4 |
0,901 |
109,2 |
102,23 |
92,11 |
1,068 |
15 |
97,3 |
1,018 |
95,6 |
102,4 |
104,24 |
0,933 |
16 |
112,1 |
1,097 |
102,2 |
102,57 |
112,52 |
0,996 |
17 |
97,6 |
0,984 |
99,2 |
102,74 |
101,10 |
0,965 |
18 |
93,7 |
0,901 |
104,0 |
102,91 |
92,72 |
1,011 |
19 |
114,3 |
1,018 |
112,3 |
103,08 |
104,94 |
1,089 |
20 |
108,4 |
1,097 |
98,8 |
103,25 |
113,27 |
0,957 |
Среднее |
101,4 |
1,0011 |
Шаг 4. Определим компоненту T в мультипликативной модели. Для этого рассчитаем параметры линейного тренда, используя уровни T×E. Составим вспомогательную таблицу.
Таблица 2.4
T |
T2 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
101,6 |
1 |
101,6 |
2,5 |
1,58 |
2,0 |
|
2 |
104,2 |
4 |
208,4 |
13,2 |
3,87 |
56,3 |
|
3 |
94,8 |
9 |
284,4 |
32,1 |
5,88 |
24,0 |
|
4 |
92,8 |
16 |
371,2 |
71,9 |
8,33 |
0,2 |
|
5 |
109,6 |
25 |
548 |
75,9 |
8,08 |
41,0 |
|
6 |
106,9 |
36 |
641,4 |
29,4 |
5,63 |
26,0 |
|
7 |
94,0 |
49 |
658 |
51,3 |
7,48 |
32,5 |
|
8 |
89,5 |
64 |
716 |
164,6 |
13,07 |
10,2 |
|
9 |
105,7 |
81 |
951,3 |
18,0 |
4,08 |
6,8 |
|
10 |
109,9 |
100 |
1099 |
56,3 |
7,58 |
5,8 |
|
11 |
97,1 |
121 |
1068,1 |
22,6 |
4,81 |
6,8 |
|
12 |
92,9 |
144 |
1114,8 |
97,4 |
9,69 |
0,3 |
|
13 |
114,9 |
169 |
1493,7 |
160,5 |
11,20 |
136,9 |
|
14 |
109,2 |
196 |
1528,8 |
39,6 |
6,39 |
9,0 |
|
15 |
95,6 |
225 |
1434 |
48,2 |
7,13 |
16,8 |
|
20 |
102,2 |
400 |
2044 |
0,2 |
0,37 |
114,5 |
|
21 |
99,2 |
441 |
2083,2 |
12,3 |
3,59 |
14,4 |
|
22 |
104,0 |
484 |
2288 |
1,0 |
1,05 |
59,3 |
|
23 |
112,3 |
529 |
2582,9 |
87,6 |
8,19 |
166,4 |
|
24 |
98,8 |
576 |
2371,2 |
23,7 |
4,49 |
49,0 |
|
Сумма |
230 |
2035,2 |
3670 |
23588 |
1008,3 |
122,49 |
778,2 |
Среднее |
11,5 |
101,8 |
183,5 |
1179,4 |
50,4 |
6,12 |
38,91 |
Вычислим параметры уравнения тренда.
= 0,17.
= 99,85.
В результате получим уравнение тренда:
T = 99,85 + 0,17×T.
Подставляя в это уравнение значения T = 1,2,…,16, найдем уровни T для каждого момента времени (гр. 5 табл. 2.3).
Шаг 5. Найдем уровни ряда, умножив значения T на соответствующие значения сезонной компоненты (гр. 6 табл. 2.3). На одном графике откладываем фактические значения уровней временного ряда и теоретические, полученные по мультипликативной модели.
Расчет ошибки в мультипликативной модели произведем по формуле:
Средняя абсолютная ошибка составила 1,0011 (см. гр. 7 табл. 2.3).
Рассчитаем сумму квадратов абсолютных ошибок .
Используя 5-й столбец таблицы 2.4, получим:
= 7,099.
Рассчитаем среднюю относительную ошибку: .
Используя 6-й столбец таблицы 2.4, получим, что средняя относительная ошибка составила 6,12%, т. е. построенная модель достаточно точно описывает динамику данного явления.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
При
выборе единиц наблюдения возможны
ошибки смещения, т.е. такие события,
появление которых не может быть точно
предсказуемым. Эти ошибки являются
объективными и закономерными. При
определении степени точности выборочного
исследования оценивается величина
ошибки, которая может произойти в
процессе выборки. Такие ошибки носят
название случайных ошибок
репрезентативности
(m),
На практике для определения средней
ошибки выборки при проведении
статистических исследований, используются
следующие Формулы:
для
расчета средней ошибки (mР)
относительной величины (Р):
,
где Ρ
— соответствующая относительная величина
(рассчитанная, например, в процентах
(%));
q
— 100 — Ρ;
n
— численность выборки.
96 Определение доверительных границ относительных показателей. Понятие о вероятности безошибочного прогноза.
Для
опред точности, с которой исследователь
желает получить результат, в статистике
исп-ся такое понятие, как вероятность
безошибочного прогноза,
кот является характеристикой надежности
результатов выборочных мед-биолог стат
исс-ий. Обычно, при проведении мед-биолог
стат исс-ий использ вероятность
безошибочного прогноза 95% или 99%. В
наиболее ответственных случаях, когда
необходимо сделать особенно важные
выводы в теоретическом или практическом
отношении, используют вероятность
безошибочного прогноза 99,7%
Определенной
степени вероятности безошибочного
прогноза соответствует определенная
величина предельной ошибки случайной
выборки (Δ)
Определяется эта величина по формуле:
Δ=t
* m
,
где
t
— доверительный коэффициент, который
при вероятности безошибочного
прогноза 95% равен 2. при вероятности
безошибочного прогноза 99% — 3,. и при
вероятности безошибочного прогноза
99,7% — 3,3.
Используя
предельную ошибку выборки (Δ),
можно определить доверительные
границы, в которых с опред вероятностью
безошиб прогноза заключено
действительное значение стат величины,
характериз
всю ген. совокупность (средней или
относительной).
Для опред доверительных
границ использ следующие Формулы:
,
где
— доверительные границы относ величины
в ген совокупности;
—
относ величина, полученная при проведении
исслед-я на выбороч совокупности;
t
— доверит коэффициент;
mP
— ошибка репрезентативности относ
величины.
При
малом числе наблюдений (n<30), для
вычисления доверительных границ
значение коэффициента t
находят по спец табл Стьюдента (Значения
t
расположены в таблице на пересечении
с избранной вероятностью безошибочного
прогноза и строки,
указывающей
на имеющееся число степеней свободы
(n`),
которое
равно n-1.
97 Оценка достоверности разности относительных величин. Критерий “t” (Стьюдента).
При
проведении медико-биологических
исследований на двух сравниваемых
совокупностях возникает необходимость
определить не только их различие, но и
его достоверность.
Для
оценки достоверности различия сравниваемых
относительных величин:
,
где,
P1
и P2
— относительные величины, полученные
при проведении выборочных исследований:
m1
и m2
— их ошибки репрезентативности; t
— коэффициент достоверности. Различие
достоверно при t>2.
что соответствует вероятности
безошибочного прогноза равной или более
95%. При величине коэффициента достоверности
t<2
степень вероятности безошибочного
прогноза менее 95%. При такой степени
вероятности мы не можем утверждать, что
полученная разность показателей
достоверна с достаточной степенью
вероятности. В этом случае необходимо
получить дополнительные данные, увеличив
число наблюдений. Если после увеличения
численности выборки, и. соответственно,
уменьшения
ошибки репрезентативности, различие
продолжает оставаться недостоверным,
можно считать доказанным, что между
сравниваемыми совокупностями не
обнаружено различий по изучаемому
признаку.
Соседние файлы в папке Шпора к госкзамену
- #
- #
Download Article
Download Article
After collecting data, oftentimes the first thing you need to do is analyze it. This usually entails finding the mean, the standard deviation, and the standard error of the data. This article will show you how it’s done.
Cheat Sheets
-
1
Obtain a set of numbers you wish to analyze. This information is referred to as a sample.
- For example, a test was given to a class of 5 students, and the test results are 12, 55, 74, 79 and 90.
Advertisement
-
1
Calculate the mean. Add up all the numbers and divide by the population size:[1]
- Mean (μ) = ΣX/N, where Σ is the summation (addition) sign, xi is each individual number, and N is the population size.
- In the case above, the mean μ is simply (12+55+74+79+90)/5 = 62.
-
1
Calculate the standard deviation. This represents the spread of the population.
Standard deviation = σ = sq rt [(Σ((X-μ)^2))/(N)].[2]
- For the example given, the standard deviation is sqrt[((12-62)^2 + (55-62)^2 + (74-62)^2 + (79-62)^2 + (90-62)^2)/(5)] = 27.4. (Note that if this was the sample standard deviation, you would divide by n-1, the sample size minus 1.)
Advertisement
-
1
Calculate the standard error (of the mean). This represents how well the sample mean approximates the population mean. The larger the sample, the smaller the standard error, and the closer the sample mean approximates the population mean. Do this by dividing the standard deviation by the square root of N, the sample size.[3]
Standard error = σ/sqrt(n)[4]
- So for the example above, if this were a sampling of 5 students from a class of 50 and the 50 students had a standard deviation of 17 (σ = 21), the standard error = 17/sqrt(5) = 7.6.
Add New Question
-
Question
How do you find the mean given number of observations?
To find the mean, add all the numbers together and divide by how many numbers there are. e.g to find the mean of 1,7,8,4,2: 1+7+8+4+2 = 22/5 = 4.4.
-
Question
The standard error is calculated as 0.2 and the standard deviation of a sample is 5kg. Can it be said to be smaller or larger than the standard deviation?
The standard error (SE) must be smaller than the standard deviation (SD), because the SE is calculating by dividing the SD by something — i.e. making it smaller.
-
Question
How can I find out the standard deviation of 50 samples?
The results of all your figures (number plus number plus number etc.) divided by quantity of samples 50 =SD.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
-
Calculations of the mean, standard deviation, and standard error are most useful for analysis of normally distributed data. One standard deviation about the central tendency covers approximately 68 percent of the data, 2 standard deviation 95 percent of the data, and 3 standard deviation 99.7 percent of the data. The standard error gets smaller (narrower spread) as the sample size increases.
Thanks for submitting a tip for review!
Advertisement
-
Check your math carefully. It is very easy to make mistakes or enter numbers incorrectly.
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
The mean is simply the average of a set of numbers. You can work it out by adding up all the numbers and dividing the total by the amount of numbers. For example, if you wanted to find the average test score of 3 students who scored 74, 79, and 90, you’d add the 3 numbers together to get 243, then divide it by 3 to get 81. The standard error represents how well the sample mean approximates the population mean. All you need to do is divide the standard deviation by the square root of the sample size. For instance, if you were sampling 5 students from a class of 50 and the 50 students had a standard deviation of 17, you’d divide 17 by the square root of 5 to get 7.6. For more tips, including how to calculate the standard deviation, read on!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 996,353 times.
Did this article help you?
Download Article
Download Article
After collecting data, oftentimes the first thing you need to do is analyze it. This usually entails finding the mean, the standard deviation, and the standard error of the data. This article will show you how it’s done.
Cheat Sheets
-
1
Obtain a set of numbers you wish to analyze. This information is referred to as a sample.
- For example, a test was given to a class of 5 students, and the test results are 12, 55, 74, 79 and 90.
Advertisement
-
1
Calculate the mean. Add up all the numbers and divide by the population size:[1]
- Mean (μ) = ΣX/N, where Σ is the summation (addition) sign, xi is each individual number, and N is the population size.
- In the case above, the mean μ is simply (12+55+74+79+90)/5 = 62.
-
1
Calculate the standard deviation. This represents the spread of the population.
Standard deviation = σ = sq rt [(Σ((X-μ)^2))/(N)].[2]
- For the example given, the standard deviation is sqrt[((12-62)^2 + (55-62)^2 + (74-62)^2 + (79-62)^2 + (90-62)^2)/(5)] = 27.4. (Note that if this was the sample standard deviation, you would divide by n-1, the sample size minus 1.)
Advertisement
-
1
Calculate the standard error (of the mean). This represents how well the sample mean approximates the population mean. The larger the sample, the smaller the standard error, and the closer the sample mean approximates the population mean. Do this by dividing the standard deviation by the square root of N, the sample size.[3]
Standard error = σ/sqrt(n)[4]
- So for the example above, if this were a sampling of 5 students from a class of 50 and the 50 students had a standard deviation of 17 (σ = 21), the standard error = 17/sqrt(5) = 7.6.
Add New Question
-
Question
How do you find the mean given number of observations?
To find the mean, add all the numbers together and divide by how many numbers there are. e.g to find the mean of 1,7,8,4,2: 1+7+8+4+2 = 22/5 = 4.4.
-
Question
The standard error is calculated as 0.2 and the standard deviation of a sample is 5kg. Can it be said to be smaller or larger than the standard deviation?
The standard error (SE) must be smaller than the standard deviation (SD), because the SE is calculating by dividing the SD by something — i.e. making it smaller.
-
Question
How can I find out the standard deviation of 50 samples?
The results of all your figures (number plus number plus number etc.) divided by quantity of samples 50 =SD.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
-
Calculations of the mean, standard deviation, and standard error are most useful for analysis of normally distributed data. One standard deviation about the central tendency covers approximately 68 percent of the data, 2 standard deviation 95 percent of the data, and 3 standard deviation 99.7 percent of the data. The standard error gets smaller (narrower spread) as the sample size increases.
Thanks for submitting a tip for review!
Advertisement
-
Check your math carefully. It is very easy to make mistakes or enter numbers incorrectly.
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
The mean is simply the average of a set of numbers. You can work it out by adding up all the numbers and dividing the total by the amount of numbers. For example, if you wanted to find the average test score of 3 students who scored 74, 79, and 90, you’d add the 3 numbers together to get 243, then divide it by 3 to get 81. The standard error represents how well the sample mean approximates the population mean. All you need to do is divide the standard deviation by the square root of the sample size. For instance, if you were sampling 5 students from a class of 50 and the 50 students had a standard deviation of 17, you’d divide 17 by the square root of 5 to get 7.6. For more tips, including how to calculate the standard deviation, read on!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 996,353 times.