Раскольников осознал свою ошибку цитаты

Обновлено: 05.06.2023

После прочтения романа у читателей неизбежно возникает вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? Сам Достоевский не дает прямого ответа на этот вопрос, однако из эпилога романа все-таки можно сделать некоторые выводы.

В этой статье представлен ответ на вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Раскольникове

Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?

Как известно, после совершения преступления Родион Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь. Соня Мармеладова, его подруга, следует за ним. На каторге она посещает Раскольникова и всячески его поддерживает.

Однажды девушка простужается и несколько дней не появляется в остроге. Отсутствие Сони беспокоит Раскольникова. Он наконец понимает, насколько она дорога ему. Благодаря этой вынужденной разлуке в душе героя происходит переворот:

Следующая цитата

я77

Родион Раскольников, герой роман Ф.М. Достоевского, совершил страшное преступление – убийство двух людей – старухи-процентщицы Алёны Ивановны и её сестры Елизаветы. Какое же наказание получил он? Раскаялся ли, осознал ли ужас содеянного?

Преступление наказано государством. За убийство, как тяжкое противоправное деяние, Раскольников получил 8 лет каторжных работ и был отправлен в Сибирь.

Однако для героя более страшными являются моральные муки и терзания, которые он начал испытывать сразу же после преступления. Он понял, что жизнь его изменилась, что он отгородил себя чертой от дорогих ему людей, за которой – ужас совершённого, что он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех». Его мучают страдания, которые он доставил матери и Дуняше.

Не меньшую душевную боль приносит Раскольникову и то, что его теория о праве сильной личности на преступление потерпела крах, что сам он – далеко не сильная личность, а именно «тварь дрожащая». Ему страшно от того, что убил он не из-за голода, а именно из-за желания проверить, кто он. И совсем не мир он спасал от несправедливости, не защищал обездоленных.

Раскольников вдруг понял, что он недалеко ушёл от ненавистных ему Свидригайлова и Лужина, которые тоже в своём роде преступники, хотя и не совершали убийства. Их поведение безнравственно – а это тоже преступление, только моральное.

В признании Сонечке Раскольников сознаётся, что прежде всего он убил самого себя. (««Я не старушонку убил, я себя убил»).

На пути нравственного преображения героя оказалась Соня Мармеладова. Она поддержала его, воскресила своей любовью, пошла с ним на каторгу, где открыла для героя Бога (раньше он был атеистом). Сам автор был уверен, что человек, пришедший к Богу, становится совершенно иным, по-другому смотрит на мир, меняются его ценности, а душа становится чище и добрее. На позитивной ноте заканчивается роман о страшном преступлении – на вере в человека, в возможность его нравственного воскрешения. Конечно, за преступление идёт наказание, но каждый человек имеет право начать жизнь с чистого листа. Именно этим можно объяснить конечные строки романа: «… «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Сделаем выводы.

Каждый человек в ответе за всё, что он совершает, за близких людей. Как бы ни тяжела порой жизнь, нужно находить в себе силы выстоять, идти дальше. Ни в коем случае не нужно становится на противоправную тропу, а тем более на путь преступления.

Нужно помнить, что за любым преступлением следует наказание.

Жить нужно по правде, по совести, не стыдясь за свои поступки, не раскаиваясь в содеянном.

Но в то же время каждый имеет право на осмысление своих поступков и возможность, искупив вину, продолжить жить уже по законам совести. Не случайно Раскольников читает главу из Библии о воскрешении Лазаря.

Следующая цитата

я95

Родион Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», совершил страшное преступление – убийство старухи- процентщицы и её сестры Елизаветы.

Что толкнуло его на это ужасное противоправное деяние?

Нищета, которая довела до отчаяния. К сожалению, очень многие люди в период, описанный писателем, находились в таком положении, но они не совершали убийство. Конечно, косвенной причиной, побудившей Родиона на убийство, могли быть нищета, отчаяние.

Часто истоки преступлений лежат в особенностях личности человека. Мы уже убедились, что были такие черты в Раскольникове, которые могли способствовать пойти на убийство – это высокомерие, гордыня, ощущение своего превосходства над другими, замкнутость, за что сокурсники не любили героя.

Однако истинной причиной стала теория о праве сильной личности на преступление. Теорию Раскольников даже изложил в статье «О преступлении», её напечатали в газете «Периодическая печать». Было это за полгода до убийства старухи-процентщицы. Герой стремился проверить, к какому типу людей он относится: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Имел ли он право на преступление ради высоких целей, ради спасения людей. Кого же хотел спасти Раскольников? Против какой несправедливости выступить?

Конечно, много несправедливого видел Родион. Это и отношение Свидригайловых к его сестре Дуняше, когда её оболгали в воровстве, и несчастная судьба семьи Мармеладовых, и судьба той девочки на бульваре, над которой надругались, да и судьбы его самого и его близких, когда мать еле сводила концы с концами, а сестра решила выйти замуж за ненавистного её Лужина, чтобы помочь брату. Много горя, слёз вокруг, много изломанных судеб.

В такой ситуации человеку свойственно искать конкретного виновного. Для Раскольникова виноватой стала старуха-процентщица. Сколько человек страдало от неё! Скольких довела она до отчаяния!

Решающую роль сыграл разговор, подслушанный Раскольниковым о старухе-процентщице в трактире, когда двое незнакомцев обсуждали злую старуху-процентщицу, которая портила людям жизнь и плохо обращалась со своей сестрой. Он понял, что многие ненавидели старуху и решил, что должен освободить людей от неё.

я96

ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Никакое преступление нельзя оправдать смертью других. А Раскольников сознательно шёл на убийство. Он продумал всё до мелочей: каким будет его путь до квартиры старухи, где он возьмёт топор и как его положит на место, как ему избежать случайных встреч. Да, он осознанно шёл на убийство.

Да и не ради других, их спасения, герой совершил убийство! Это были лишь слова, самооправдание. Вспомним, что после убийства он просто-напросто обокрал процентщицу, да ещё четко знал, на что потратит украденное.

Но… так уж устроена наша жизнь: переступив черту, человек идёт дальше по незаконной дорожке. Одно преступление ведёт за собой другое. Ведь ничто не остановило Раскольникова, когда он убивал Лизавету, сестру процентщицы – такую же униженную, ведь ради таких, по его словам, он и пошёл на убийство. Ничто не остановило…

Только ли Алёна Ивановна и Лизавета стали жертвами Раскольникова? Разве он не сделал несчастной свою мать, Пульхерию Ивановну, которая через несколько месяцев после суда над сыном умерла, не выдержав горя. Сколько горя он принёс сестре Дуне, лишившейся матери и переживавшей за брата! Тяжела жизнь и Сони, которая целых 8 лет была вынуждена жить в Сибири, поддерживая Родина, дожидаясь, пока он выйдет на свободу, то есть и её жизнь полностью изменилась.

Каждый отвечает за свои поступки, за тех, кто рядом, просто за людей, окружающих нас. Любой противоправный поступок наказывается обществом.

Какое же наказание получил Раскольников? Осознал ли он ужас содеянного? Об этом поговорим в следующий раз.

Следующая цитата

Чужой компьютер

Просмотр темы 47

Эльмира Фархутдинова

Раскольников не каялся (эпилог). Он принял убеждения Сони . Причем он верил в свою терию (не старуху убил, а вошь, бесполезную, гадкую, зловредную») . Встретив Соню, понял, теория обречена (это человек-то вошь?). в одном он действительно жалел, что невовремя явилась Лизавета.

Нравится Показать список оценивших

Королева Рока

Раскольников даже не мог себе позволить сожалеть о смерти старухи.Он хочет закрыть доступ этим мыслям и отгораживается от них другими.Это стремление быть избранным никогда его не покидало,а если он раскаится даже перед самим собой,значит он человек созданный только для того чтобы продолжать свой род.

Нравится Показать список оценивших

Даша Скорлупкина

Раскольников не раскаялся. Просто его теория и его преступление перестали его интересовать. В эпилоге сказано: «Всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом.» — это после объяснения с Соней. Осознав, как много Соня для него значит, Раскольников полностью отдался во власть этой новой любви, совершенно перестав терзаться мыслями об убийстве, своей теории и её верности.

Нравится Показать список оценивших

Надежда Бугаёва

Нравится Показать список оценивших

DELETED

нет
он расскаялся лишь в том, что такая мелочь сбила его разум..что такое мелкое убийство так взбудоражило его сознание.
он был и лстался сволочью в душе..и любовь к Соне и родным лишь маааленькое исключение)

Нравится Показать список оценивших

Angelina Jolie

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Нравится Показать список оценивших

Михаил Несин

Сознательно солидарен. Основные позиции высказал в предыдущей теме, о природе и сущности теории Раскольникова.

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Думаю,он раскаялся прежде всего в своей теории и её преступности,а убийство-это следствие теории.Но старуху от этого он всё равно любить не станет

Нравится Показать список оценивших

Лев Горбунов

Прочтите эпилог романа. Его не сняли ни в одном фильме.А в нем — итог. К герою пришла любовь — а значит раскаяние.

Нравится Показать список оценивших

Николай Александров

стереотип. любовь и раскаяние разные вещи

Нравится Показать список оценивших

Сергей Хрипунов

Убей и влюбись. Вот и посмотрим, раскаишься ты в теории или нет

Нравится Показать список оценивших

Николай Александров

Нравится Показать список оценивших

Лев Горбунов

Ну влюбиться и полюбить вещи разные. Любящему могут быть ведомы отвращение и ненависть. Расчет уже вряд ли. И разве » не должно теперь всё измениться » ?

Нравится Показать список оценивших

Маргарита Рава

Когда я окончила чтение произведения, у меня сложилось впечатление, что автор намеренно остановил повествование на самой экспрессивной и яркой ноте, дабы предоставить читателю возможность самому ответить на данный вопрос. (Т.е., он не хотел выразить открыто идею о том, что «Лазарь всё же воскрес»). С одной стороны, размышления Р.Раскольникова, о которых пишет Достоевский в эпилоге романа, и, главное, его любовь к Соне, говорят о коренном перевороте мировоззрения этого человека и об изменении его отношения к своей теории. Тем более, чувство любви возвышает человеческую душу, и, следовательно, делает её открытой для чувства раскаяния. С другой стороны, гордость (точнее, гордыня))) — основная составляющая характера Родиона Романовича — перекрывает всякую возможность для принятия им раскаяния. (Конечно, это моё личное субъективное мнение, и оно вовсе не обязательно является верным и истинным)))) . Сама я не могу ответить на этот вопрос, поставленный автором, пусть он и является одним из ключевых в романе. Он настолько глубок и имеет под собою такой огромный пласт, что размышлять над ним можно лишь имея за своими плечами огромный жизненный опыт. А может, этот вопрос и вовсе неразрешим.

Нравится Показать список оценивших

Светлана Выголко

только в самом конце понял ошибку своей теории и виноватым в убийстве

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Не раскаялся. Раскольников — шизоид. Он — социопат. Таким людям легче совершить преступление, чем кому-либо, потому что такие люди — аффективно тупые (нет чувств, эмоций). Эти люди не чувствуют других людей, у них попросту нет чувств. Одна голова работает и всё там варится. Для них живое существо — это как программа, которую можно изучить или использовать.

Нравится Показать список оценивших

Лев Горбунов

Вряд ли Раскольников бесчувственен. Это Вы скорее Петра Верховенского описали. )

Нравится Показать список оценивших

Ирина Терещенко

Нравится Показать список оценивших

Татьяна Денисова

Я бы сказала так.
Раскольников разделился на 2 половины-светлую и темную. Ровно так же и его теория. Темная-мнение о вседозволенности, праве на убийство, светлое-мнение от том, что есть низшие и высшие, но не в материальном, а духовном плане. Я так полагаю, что во-первых, почему пошел на убийство? Я считаю, что он понял свою принадлежность к людям высшей нравственности, но, будучи окруженным нравственным быдлом, он растерялся и потерял над собой контроль, в итоге темная сторона на время подавила светлую, однако не убила полностью. Можно сказать, он раскаялся, даже на подсознательном уровне, в темной стороне, но лишь убедился в светлой. Даже есть наглядные примеры, такие как Лужин. На самом деле, простите за грубость, Раскольников добрее всех нас. Он совершил убийство телесное, в то время как мы убиваем друг друга нравственно. Те же самые отношения Раскольникова с Соней. Большинство, т.е нравственное быдло, видит в Соне лишь потаскушку, а Родион боготворит ее, видя в ней ангела, нечто настолько высоко нравственное, что стоит преклонения. Другое же, например, момент, когда Поля обняла Родиона. Это один из моих любимых моментов. Конечно деталь мелкая, но мастерство автора и заключается в том, чтобы вложить большой смысл в мелкие детали. Поля-еще ребенок, а устами ребенка глаголет истина. Дети не испорчены пороками общества, они чувствуют сердцем добро и зло. Я считаю, что Поля не стала бы обнимать Раскольникова, если он и правда был бы плохим. Возможно, Раскольников этим и получил прощение, пусть и частично. Я сама прочитала недавно, так что еще думаю потихоньку.

Читайте также:

      

  • Цитаты из сериала рим
  •   

  • Пока ты спал цитаты из фильма
  •   

  • Цитаты из паддингтона книга
  •   

  • Цитаты из поэмы дедушка некрасов
  •   

  • Цитаты из книги искусство слышать стук сердца

Раскольников

Родион Романович Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Бывший студент-юрист Петербургского университета — из-за нехватки средств был вынужден оставить учёбу. Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников решается на убийство, но после обнаруживает, что «Наполеоном» он не является.

Подробнее о Родионе Романовиче Раскольникове

Лучшая цитата:

Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее

  • Цитата на английском : Power is given only to those who dare to lower themselves and pick it up.
  • «Преступление и наказание»
  • Часть 5, Глава 4. В разговоре с Соней Мармеладовой

Разве я старушонку убил? Я себя убил

  • Часть 5, Глава 4.

При неудаче все кажется глупо!

  • Часть 6, Глава 7

Поневоле станешь бледный… коли есть нечего

  • Часть 1, Глава 7. Перед убийством старухи

Кто крепок и силен умом и духом, тот над людьми и властелин!

  • Часть 5, глава 4

Не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить!

  • Часть 5, Глава 4.

Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить!

  • Часть 2, Глава 6.

Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть

  • Цитата на английском : The really great men must, I think, have great sadness on earth.
  • Часть 3, Глава 5

Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет

  • Часть 2, Глава 6.

Думают, что теперь уж и разорвать нельзя; а посмотрим, льзя или нельзя!

  • Часть 1, Глава 4.

Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился.

  • Часть 4, Глава 4. Кланяется и целует Соне

Чтобы умно поступать, одного ума — мало.

  • Цитата на английском : It takes something more than intelligence to act intelligently.
  • Часть 3, Глава 3. Раскольников о Лужине

Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.

  • Цитата на английском : Pain and suffering are always inevitable for a large intelligence and a deep heart.
  • Часть 3, Глава 5

Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать

  • Часть 3, глава 6

Боязнь эстетики есть первый признак бессилия.

  • Часть 6, Глава 7.

Болезнь ли порождает самое преступление или само преступление, как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни?

  • Часть 1, Глава 4.

Тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя.

  • Часть 4, Глава 4. Соне Мармеладовой

В вас эта чудовищная разница лет и развитии и возбуждает сладострастие!

  • Часть 6, Глава 4. Свидригайлову

Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же

  • Часть 2, Глава 7.

Тварь ли я дрожащая или право имею

  • Часть 5, глава 4. Этим вопросом задается главный герой романа Раскольников, рассуждающий о себе, после убийства старухи процентщицы.

Хлеб-соль вместе, а табачок врозь

  • Часть 1, Глава 4. Пословица приведенная Раскольниковым

… я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю.

  • Часть 1, Глава 1.

Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы.

  • Часть 1, Глава 4.

Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота»

  • Часть 1, Глава 1. О квартире старухи

— Я не верю в будущую жизнь, — сказал Раскольников.
Свидригайлов сидел в задумчивости.
— А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде, — сказал он вдруг.
«Это помешанный», — подумал Раскольников.
— Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится.
— И неужели, неужели вам ничего не представляется утешительнее и справедливее этого! — с болезненным чувством вскрикнул Раскольников.
— Справедливее? А почем знать, может быть, это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал! — ответил Свидригайлов, неопределенно улыбаясь.

Вы находитесь здесь: Главная » Литература. ЦИТАТЫ. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников.

Литература. ЦИТАТЫ. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников.

раскольников

Внешность.

  • «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.»
  • «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.»
  • «…Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону…»

Материальное положение.

  • «…Я бедный и больной студент, удрученный (он так и сказал: «удрученный») бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получу деньги…»
  • «…Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…»
  • Ты ведь была в моей конуре, видела… А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! (Соне).

Одиночество Раскольникова. Нежелание что-либо делать.

  • «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься».
  • «Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе.»

Характер, взгляды  Раскольникова.

  • «Материал, по крайней мере, заключаете в себе огромный. Сознавать много можете, много… ну да вы и делать-то много можете…» (Свидригайлов о Раскольникове).
  • «Она знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие...» (Дуня о Раскольникове).
  • «Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее».
  • «Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив!» (Разумихин о Раскольникове).
  • «…Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил
  • Очень хочется иногда уйти и остаться совсем одному на всю жизнь, чтобы стать счастливым.
  • Иногда человек доходит до такой черты, что если не перешагнет — будет несчастлив, а перешагнет еще несчастнее станет.
  • Все находится во власти человека, а он каждый раз мимо носа все проносит.
  • Каково твое мнение? Не загладится ли грех за одно маленькое преступление сотнями или даже тысячами хороших дел?
  • За час до смерти приходят в голову мысли, что человек настолько подлый, что готов жить на маленькой площадке у вершины скалы, где места хватает только, чтобы стоять или сидеть, над пропастью, над темными водами, в страхе, но лишь бы жить, жить, жить!
  • Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…
  • Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!
  • Сила ,сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же, вот этого-то они и не знают.
  • Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё…
  • Но зачем же они сами меня так любят, если я не стою того! О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!
  • Я ведь не старушонку убил, я себя убил!
  • Ко всему-то подлец-человек привыкает!
  • Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова  они всего больше боятся…

Раскольников после преступления.

  • И хотя бы судьба послала ему раскаяние — жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы — ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении.
  • Видишь, я тогда всё себя спрашивал: зачем я так глуп, что если другие глупы и коли я знаю уж наверно, что они глупы, то сам не хочу быть умнее? Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет… Потом я еще узнал, что никогда этого и не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить!
  • На каторге: «Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху , который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя….Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною. ..»
  • «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени… В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»

Теория Раскольникова. Цели преступления.

  • Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»
  • «…первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.»
  • «Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.»
  • «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?…»
  • Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!
  • Тварь я дрожащая или ПРАВО имею?
  • …когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…Осмелюсь ли я преступить, нагнуться и поднять, или я тварь, которая дрожит.
  • …я захотел, Соня, убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…
  • «…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё…»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Радион Раскольников – главное действующее лицо романа «Преступление и наказание». Хоть родители Радиона и воспитывали его добрым и достойным человек, его взгляд на разделение людей сыграл с ним злую шутку. Герой считал, что имеет право на убийство, чтобы потом распорядиться деньгами жертвы более разумно, совершив много добрых дел. В данной подборке собраны цитаты Родиона Раскольникова из романа Преступление и наказание.

Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же, вот этого-то они и не знают.

Ко всему-то подлец-человек привыкает!

… я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю.

Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости… это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся…

Я ведь не старушонку убил, я себя убил!

Боязнь эстетики есть первый признак бессилия.

Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст! Вот в чем вся штука-то и состоит: за брата, за мать продаст! Все продаст! О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы. Мало того, свою собственную казуистику выдумаем, у иезуитов научимся и на время, пожалуй, и себя самих успокоим, убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели.

Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить…

И так вот всегда у этих шиллеровских прекрасных душ бывает: до последнего момента рядят человека в павлиные перья, до последнего момента на добро, а не на худо надеются; и хоть предчувствуют оборот медали, но ни за что себе заранее настоящего слова не выговорят; коробит их от одного помышления; обеими руками от правды отмахиваются, до тех самых пор, пока разукрашенный человек им собственноручно нос не налепит.

Если б возможно было уйти куда-нибудь в эту минуту и остаться совсем одному, хотя бы на всю жизнь. То он почёл бы себя счастливым.

Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!

Видишь, я тогда все себя спрашивал: зачем я так глуп, что если другие глупы и коли я знаю уж наверно, что они глупы, то сам не хочу быть умнее? Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет… Потом я еще узнал, что никогда этого и не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон… Закон, Соня! Это так!… И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!

Впрочем, вот уж два года хочу все замок купить, — прибавил он небрежно. — Счастливые ведь люди, которым запирать нечего?

Разве она в здравом рассудке? Разве так можно говорить, как она? Разве в здравом рассудке так можно рассуждать, как она? Разве так можно сидеть над погибелью, прямо над смрадною ямой, в которую уже ее втягивает, и махать руками, и уши затыкать, когда ей говорят об опасности? Что она, уж не чуда ли ждет?

А знаешь ли… что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят.

— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился. — Что вы сказали? Да ведь я бесчестная, я грешница! Великая грешница! — Не из-за бесчестия и греха я сказал это про тебя. А за Великое твоё страдание. Что ты великая грешница, то это так. Живёшь в этой грязи, которую так ненавидишь. Ведь знаешь сама, да стоит только глаза раскрыть, что никому ты этим не помогаешь. Никого ни от чего не спасаешь. Скажи же ты наконец, ну как это в тебе умещается? Ведь справедливее, в тысячу раз справедливее и разумнее было прямо головой в воду и разом покончить!

И что за охота благодетельствовать тем, которые… плюют на это?

— Я не верю в будущую жизнь, — сказал Раскольников. Свидригайлов сидел в задумчивости. — А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде, — сказал он вдруг. «Это помешанный», — подумал Раскольников. — Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится. — И неужели, неужели вам ничего не представляется утешительнее и справедливее этого! — с болезненным чувством вскрикнул Раскольников. — Справедливее? А почем знать, может быть, это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал! — ответил Свидригайлов, неопределенно улыбаясь.

Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, — более или менее, разумеется.

Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.

Где это, — подумал Раскольников, идя далее, — где это я читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, — а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечная буря, — и оставаться так, стоя на вершине пространства, всю жизнь? тысячу лет, вечность, — то лучше так жить, чем сейчас умирать! Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить, — только жить!… Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет, — прибавил он через минуту.

Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха.

Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют. Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать.

Даже чуть не смешно ему стало, и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и все, и все… Казалось, он улетал куда-то, вверх, и все исчезало в глазах его…

На всем готовом привыкли жить, на чужих помочах ходить, жеванное есть.

Мелочи, мелочи главное!… Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё…

Но зачем же они сами меня так любят, если я не стою того! О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!

… и дойдешь до такой черты, что не перешагнешь ее — несчастна будешь, а перешагнешь, — может, еще несчастнее будешь…

Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!

Не за бесчестие и грех я это сказал про тебя, а за великое сострадание твоё.

Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово.

— Так ты очень молишься Богу, Соня? — Что бы я без Бога-то была? — Тебе Бог за это что делает? — Молчите!

Да и кроме того, чтоб обознать какого бы то ни было человека, нужно относиться к нему постепенно и осторожно, чтобы не впасть в ошибку и предубеждение, которое весьма трудно после исправить и загладить.

О, низкие характеры! Они и любят, точно ненавидят…

— Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь? — Я делаю… — нехотя и сурово проговорил Раскольников. — Что делаешь? — Работу… — Каку работу? — Думаю, — серьезно отвечал он, помолчав.

Я убил человека, но индульгенцию мне не дали, потому что это была первая строчка романа, подражание Раскольникову Достоевского.

Сонечка… Сонечка… Вечная Сонечка, пока мир стоит.

А ведь дети — образ Христов: «Сих есть царствие божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечество…

Эти последние слова, после всего прежде сказанного и так похожего на отречение, были слишком уж неожиданны. Раскольников весь задрожал, как будто пронзенный. — Так… кто же… убил?.. — спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом. — Как кто убил?.. — переговорил он, точно не веря ушам своим, — да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с… — прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.

Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…

… он никогда еще до сей минуты не испытывал подобного странного ощущения. И что всего мучительнее — это было более ощущение, чем сознание, чем понятие; непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение из всех до сих пор жизнию пережитых им ощущений.

— Любите вы уличное пение? — обратился вдруг Раскольников к одному, уже немолодому, прохожему, ставшему рядом с ним у шарманки и имевшему вид фланера. Тот дико посмотрел и удивился. — Я люблю, — продолжал Раскольников, но с таким видом, как будто вовсе и не об уличном пении говорил, — я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают… — Не знаю-с… Извините… — пробормотал господин, испуганный и вопросом, и странным видом Раскольникова, и перешел на другую сторону улицы.

Хлеб-соль вместе, а табачок врозь.

При неудаче всё кажется глупо!

Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее.

голосуй звездами за цитаты!

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Раст ошибка disconnected connection attempt failed
  • Рассмотреть на заседании комиссии лексическая ошибка
  • Расклад таро ошибка
  • Раст ошибка bloody mouse a4tech
  • Рассмотрев эти примеры данное предположение подтвердилось исправьте ошибки