Распространенная ошибка при рисовании акварелью

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги


Основные ошибки начинающих акварелистов и как их исправить.

12.08.2021 00:47

  Акварель — техника эффектная и интересная, дающая художнику большие возможности творческого бытия и развития. Современные производственные технологии делают акварель удивительно подвижной в плане креативных исканий, помогают легко найти нужное художественное решение в каждой работе, определить собственный стиль и при помощи простых приёмов создать нужные выразительные эффекты.

Иногда качественная бумага и профессиональные акварельные краски даже в не очень умелых руках создают впечатляющие, вполне профессиональные работы. Но, как в любой другой технике, в акварели инструменты и материалы — только полдела, а основные принципы рисования акварелью и простейшие знания о технологии акварельной живописи вкупе с элементарными умениями безусловно необходимы.

  По собственному творческому опыту и опыту моих учеников я составила основной топ ошибок при рисовании акварелью, которые встречаются у начинающих художников особенно часто. Именно эти досадные промахи, как правило, мешают не только в обучении рисованию, но и в творческих исканиях опытных художников, переходящих с кроющих красок на акварель.

Мало воды.

  В живописи акварелью вода — ключевой элемент. Именно обилие воды создаёт характерные переливы цвета и тона, эффектные потёки и мягкие касания, поэтому стоит, особенно на первых порах, брать воды чуть больше, чем нужно. Водой не только разводится краска в кюветах, на её основе делаются замесы цвета (на палитре воды тоже должно быть много, поэтому лучше использовать палитру с ячейками, чтобы цветные лужицы были обильными и отделялись друг от друга).

Также воду стоит добавить на сам лист бумаги (при живописи по-сырому) или смачивать отдельные участки для лучшего проникновения цвета в цвет и более ровной заливки.
Малое количество воды при рисовании акварелью приводит к “засушенности” живописной манеры, когда исчезает лёгкость и воздушность техники, а краска ложится на бумагу слишком густо, темно и не ровно. Кроме того, это ведёт к большому расходу красок и отсутствию прозрачности красочного слоя. Такие работу могут липнуть даже при долгой сушке, темнеть со временем.

Слишком много пигмента.

  Эта ошибка плавно вытекает из предыдущей — недостаток воды делает акварельные краски не жидкими, а пастообразными, липкими. В таком состоянии краска к кисти пристаёт обильно и на основу наносится плотным кроющим слоем, как гуашь или акрил. Нередко сами пигменты мешают начинающему акварелисту набрать оптимальное их количество для смеси: укрывистые и полулессировочные акварельные краски набираются на кисть легко, а при недостатке воды дают сильную темноту, плотную грануляцию и слишком укрывистый слой.

Отсюда глухие чёрные пятна, отсутствие внутреннего свечения работы, неожиданная декоративность и визуальная “вымученность” всей работы.
Исправить такую ошибку непросто, но возможно, добавив воды в непросохшую краску или смыв под проточной водой неудачный живописный фрагмент. Переписать заново неудавшийся кусок по сырой бумаге будет намного проще.

Не учитывается степень укрывистости краски.

  Основной принцип акварельной живописи — прозрачность. Светлые оттенки выявляются нанесением на бумагу тонкого лёгкого слоя пигмента, тёмные — многослойной или плотной по структуре заливкой. Белый цвет в акварели, в идеале, не используется совсем или применяется точечно в мелких деталях (если без этого не обойтись). Функцию светлого в акварели выполняет сама бумага — она подсвечивает работу изнутри, создавая эффект цветных стёкол. Чем толще слой краски, тем меньше света будет излучать заполненный им участок.

  Акварельные краски бывают лессировочными, полулессировочными и укрывистыми — это зависит от качества пигмента и примесей в химическом составе. Опытные акварелисты разучивают таблицы красок выбранного производителя и делают выводы из собственного опыта рисования разными пигментами в акварели, поэтому они легко отличают укрывистую акварель от лессировочной и умело и к месту пользуются гранулирующими красками (те, которые оставляют характерные хлопья или соринки в прозрачной заливке).

  Новички, не обращающие внимания на состав и свойства акварельных красок, нередко используют оттенки цвета не по назначению — например, кроющие пигменты кладут в освещённые части, тем самым полностью “забивая” свечение бумаги. Акварельный рисунок в этом случае больше напоминает работу, сделанную гуашью, он не столь выразителен, как мог бы быть.

  Эффект грануляции в акварели у неопытных художников тоже может проявиться случайно и совсем не там, где ожидалось. Чтобы этого не случилось, перед началом работы над этюдом стоит делать выкраски на отдельном листе теми красками, какие будут использоваться в работе. Пробный лист в этом случае должен быть того же качества, что и основной (тот, на котором будет выполнена сама работа).

  Белую акварель новичкам лучше совсем убрать из набора, чтобы случайно или по привычке не ввести её в прозрачные акварельные замесы.

Размазывание кистью, растирание уже положенных на лист мазков (так называемое “мыло”).

  “Замыленные” акварели не редкость у начинающих художников. В попытке исправить не точно взятый цвет или не совсем точно положенную заливку они начинают правку в тот момент, когда краска ещё не просохла полностью, но уже глубоко вошла в бумагу.

В этот момент происходит основная сцепка пигмента с бумагой и химическое соединение одного пигмента с другим, нарушая их, краска теряет свои основные свойства: прозрачность, глянцевость, насыщенность. На месте правки появляется пожухлость, исправить которую уже невозможно.

Вносить изменения в акварельную работу или дополнять изображение следующим слоем краски нужно только после полного просыхания верхних слоёв (полностью акварельная работы высыхает сроком от 2 часов до суток, в зависимости от плотности и качества бумаги). Для достижения определённых эффектов, художники вводят краску в только что положенный слой другого пигмента — это возможно при сохранении влажности первого слоя (когда на поверхности бумаги сохраняется много воды).

Делать это следует быстро и умело — нужен некоторый опыт и мастерство.
Случается, что излишне жестковатая кисть поддевает нижние слои краски, даже если они практически высохли. Поэтому, начинающим акварелистам лучше выбрать классические беличьи кисти, а не акварельную синтетику или смешанный состав кистей. Нежный ворс беличьей кисти положит последующий слой на предыдущий аккуратно, ровно, не растирая и не разрушая его. При правильной деликатной работе с лессировками в акварели можно наносить 3 слоя краски смело и легко.

  Вымывать неудачные места или те участки, которые должны остаться светлыми, нужно добела, чтобы красочного пигмента внутри бумаги не осталось совсем. Для этой цели используют щетинную в меру жёсткую кисть или специальную кисть-ластик с коротким ворсом и чистую воду (воду, в которой уже промывали кисти во время акварельной живописи, использовать нельзя — она даст тот же эффект, что и растирание красочного слоя).

  В идеале, писать акварелью не внося правок. Если приучить себя к правилу: “положил мазок — не трогай его больше”, работы останутся чистыми по цвету, воздушными и, действительно, акварельными, а цветовые замесы и форма заливки со временем станут точными и ясными, главное — систематически писать.

Набор цвета и тона случайным образом (непродуманное ведение работы акварелью).

  Как и в любой другой живописной технике, в акварели есть своя технология и последовательность ведения работы. Традиционно, акварелью пишут от светлого к тёмному: так меньше шансов сделать ошибку по цвету и тону, бумага остаётся свежей до самого конца сеанса, а самые тёмные участки не забиваются до глухоты, остаются прозрачными и естественно тёмными или насыщенными.

  Иногда пишут от самого понятного цвета, например, когда в этюде сочетаются чистые насыщенные и блёклые серые оттенки. Но в любом случае, в ведении работы от белого листа до законченного этюда акварелью есть своя логика и последовательность проработки.

  Новички в акварели, бывает, начинают писать с того, что особенно интересно, нанося цвета и тона в случайном порядке, часто от тёмного и яркого. Из-за этого сбивается общий цвето-тональный строй работы и этюд превращается в раскраску, цвета подбираются не гармонично друг другу в листе, а по похожести к натурным отношениям. При этом почти не учитываются свойства красочных пигментов (укрывистость, светостойкость, химический состав и др.) и могут приключиться случайные реакции, когда один пигмент вытесняет другой, хлопья одного цвета неудачно ложатся на другой, а вместо желаемых красивых замесов в акварели получаются грязноватые лужицы.

  Кроме того, оказывается сложно гармонизовать те цвета, которые уже появились в листе, с теми, которые только предполагается положить. Работа дробится на отдельные цветики и фрагменты, а объединяющие лессировки “глушат” насыщенность и светосилу, дают цветовую грязь. Нередко при этом размываются нижние слои краски.

  Поэтому, прежде чем бросаться в творческий бой, важно определить план работы над акварельным этюдом: с чего начинать, какие краски использовать, что будет акцентом и как это выявить при помощи цвета и тона, как объединить всю работу в гармоническое общее целое, какое качество прописки нужно для главного и второстепенного, сколько слоёв краски предполагается положить в каждом участке. Опытным путём всё это исследовать и практиковать долго, ошибки здесь неизбежны, поэтому лучше осваивать технику живописи акварелью под руководством педагога.

  А грамотный учитель рисования ещё и подскажет как привнести в этот творческий процесс собственное художественное видение при точном технологическом расчёте. Поэтому, научиться рисовать акварелью самостоятельно, конечно, можно, но на это потребуется больше сил, средств и времени, чем обучаясь под руководством практикующего художника. У нас в школе Jotto тоже есть несколько курсов по акварели для новичков и опытных художников, а также видеокурсы по классической и современной акварели, где я подробно разбираю и объясняю каждую мелочь.

Наслоение сложных оттенков на сложные.

  Чтобы цвета в акварельной работе получались сложными, но не грязными, важно следить за качеством перекрывающих слоёв — лессировок. Некоторые новички по привычке создают на палитре красивые составные цвета, старательно мешают оттенки цвета состоящие из 3 и более красок и правят ими предыдущие слои.

В этом случае сложный цвет ложится сверху на сложный, превращаясь в грязноватый и глухой. Здесь важно помнить о том, что акварельные лессировки работают по принципу цветных стёкол: из-под верхнего всегда просвечивает нижний цвет, соответственно, чем больше слоёв, тем более сложный цвет фрагмента получится в итоге.

 Именно в акварели помимо механического смешения красок (смеси на палитре) срабатывает ещё и условно оптическое смешение при наложении слоёв (потоки цветного света сливаются в единый объединяющий оттенок, например, синий слой, положенный поверх жёлтого будет выглядеть зелёным и т.д.).

  Соответственно, акварелисты не используют сложные смеси красок для лессировок: чем выше слой, тем чище цвет.



  • Назад


  • Вперед

Если вы только начали заниматься акварельной живописью, ошибки — обычное дело. Благодаря этому нарабатывается опыт, становится проще понять особенности и возможности красок. Тем не менее иногда не хочется допускать оплошностей, а сразу изображать задуманное.

Ошибка №1. Чрезмерная работа над картиной

Иногда достаточно одного неверного мазка, чтобы испортить свежесть и яркость работы. Когда обнаружится, что вы добавляете всё больше деталей и тонкостей, то пора остановиться. Уж лучше рисунок будет недоработанным, чем слишком насыщенным и грубым.

Как не перестараться:

  • Не особо сосредотачивайтесь на деталях
  • Избегайте суетливых исправлений, чтобы не смазывать цвета, не царапать лист
  • Не размягчайте сухой контур
  • Не переусердствуйте со слоями: чем их меньше, тем светлее изображение

Ошибка №2. Влажный рисунок расплывается от мокрой кисти

Нежелательная капля воды может испортить работу. (Примечание: капли могут быть полезны! Просмотрите мой недавний пост «Всё, что нужно знать об оттенках в акварели»)

Рисунок снизу иллюстрирует, как действует добавление воды в ещё не высохшее изображение. Это должна была быть тень, но получилось пятно.

помидоры акварелью

Если вам нужно добавить новый слой, дайте предыдущему полностью высохнуть.

Кстати, вы можете добавить цвета на влажную бумагу, но только если на кисти много краски. В показанном эскизе я добавила тень формы яблока, пока первый слой ещё не высох. Они сочетаются очень хорошо.

яблоко акварелью

Ошибка №3. Контуры объектов

Рисуя фон, начинающие обычно обводят объекты тёмным, из-за чего они теряют естественность и органичность.

Как избежать неестественности:

  • Используйте разнообразные цвета вокруг объектов
  • Чередуйте направление мазков
  • Объединяйте резкие и плавные края

цветы акварелью

Рисунок показывает, как это работает. На первом эскизе лепестки обведены тёмно-зелёным, и цветок будто застрял на этом фоне. На втором сочетание цветов, мазков и краёв делает эскиз выразительнее.

Ошибка №4. Мутные цвета

Они возникают при попытках накладывать краску на влажную поверхность, хотя это можно делать только когда она сухая или очень мокрая. Другая причина мутности — смешение двух и более непрозрачных цветов. Лучше сведите к минимуму те оттенки, которые вы используете.

кот акварелью

Ошибка №5. Когда опускаются руки

На каком-то этапе процесса вам может показаться, что работа ничего не стоит. Но это нормальная ситуация, знакомая многим художникам. Не спешите забрасывать начатое и начинать заново, продолжайте рисовать. Вы удивитесь, каким может получиться результат.

Автор: Maria Stezhko

Поделиться статьей:

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Похожие статьи:

Как исправить ошибки в акварели

Кэти МакКейб предлагает 17 простых советов, как помочь вам решить…

Акварельные техники: рисуем по сухой и по влажной бумаге

Влажную краску можно наносить не только на сухую бумагу, но и на…

6 бюджетных акварельных лайфхаков

Вы предпочитаете тратить время на то, чтобы уделять внимание…

Распространенные ошибки в живописи и способы их исправления

Хотите обучиться акварельной живописи? Большинство наших клиентов…

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

Для тех, кто только начинает заниматься акварельной живописью, ошибки являются вполне естественным явлением. Многие опытные художники сходятся во мнении, что именно на собственных ошибках будущий мастер может познать особенности работы с красками и наработать свой собственный опыт.

Однако стандартных ошибок можно избежать, тем более, что не всегда хочется тратить время на их исправление.

Если же учесть, что некоторые оплошности художника могут стать фатальными и привести к порче картины, а получить задуманное изображение нужно с первой попытки, полезно будет обобщить уже имеющийся опыт, с которым охотно делятся те, кто успешно прошел тернистый путь обучения.

Акварель считается достаточно популярной и очень эффективной техникой, позволяющей реализовать большие творческие возможности. Современные краски отличаются высоким качеством. Они словно подталкивают мастера на креативные поиски.

Подвижность акварельных красок дает возможность выйти за рамки принятых шаблонов и найти свой стиль, используя вполне стандартные приемы.

Качественная бумага вкупе с хорошими красками «прощают» некоторые погрешности, свойственные новичкам, поэтому даже неумелая в плане техники картина может получиться весьма выразительной, наполненной красивыми визуальными эффектами.

Однако полностью на материалы надеяться не стоит, так как их выбор – это только половина начатого дела и простейшие знания теории акварельной живописи пригодятся в любом случае.

Содержание

  1. К чему могут привести ошибки?
  2. Вода на рисунке
  3. Недостаток влаги
  4. Неправильный выбор кистей
  5. Наложение сложных оттенков
  6. «Мыло» на холсте
  7. Использование маленьких кистей
  8. Неправильная размывка
  9. Неправильное оперирование прозрачностью и укрывистостью

К чему могут привести ошибки?

Классификация просчетов художника при работе с акварелью достаточно сложная, к тому же, одно и то же не точное действие может иметь самые разные последствия. Сначала все ошибки целесообразно поделить на исправимые и неисправимые. К первым относятся те огрехи, которые путем более или менее сложных манипуляций можно исправить, завуалировать, обратить в некий визуальный эффект. Неисправимые ошибки, как правило, ведут к порче картины.

Рисунок акварельным красками

Если художник при работе с акварелью не смог реализовать задуманный визуальный эффект, это тоже можно считать ошибкой, несмотря на то, что зритель не заметит ничего критичного.

Именно поэтому рекомендуется уделять внимание правильному выполнению техники акварели. Это формирует аккуратность и целеустремленность.

К примеру, если живописец в начале своей творческой деятельности будет снисходительно относиться к своим промашкам, то впоследствии придется учиться корректировать изображения с самых простых приемов, а трата времени на обучение не всегда входит в планы уже устоявшегося художника.

Явным дефектом, бросающимся в глаза, считается появление пятен в тех местах, где их не должно быть.

Убрать пятно не получится, поэтому исключительно белым полотно не станет.

Подобные пятна могут возникать не только на белой бумаге, но и на самом рисунке. Неравномерная насыщенность цветов также хорошо заметна.

Отсутствие четких контуров является популярным приемом у художников, которые работают акварелью.

Однако не стоит путать этот эффект с размытостью.

Если краска будет слишком жидкой, то ее слои начнут растекаться. Но и недостаток влаги – не выход из ситуации. Малое количество жидкости может вызвать целую череду нелицеприятных последствий, в том числе, поддевание нижних слоев краски при многослойной живописи.

Вода на рисунке

Манипулирование количеством воды в краски позволяет достичь самых разных эффектов. Некоторые художники вносят воду в невысохшее изображение, тем самым получая оригинальные градиенты цветов.

Но капелька воды может оказаться не такой безобидной и испортить всю картину.

Если изображение сформировано и все эффекты прорисованы, но при этом на полотне осталась жидкость, то ее в обязательном порядке следует убрать, промокнув участок сухой кистью.

Дело в том, что только в первое время вода придает краске интересный блеск и сочность. Уже совсем скоро капля превратится в бесформенную кляксу, в которой смешаются оттенки с соседних участков.

Роза в стакане

На этот случай полезно всегда иметь под рукой губку, промокашку, бумажную салфетку или кусочек ткани, впитывающей влагу.

Главное помнить, что акварель может стать чрезмерно текучей, то есть, неподконтрольным материалом.

Вышеперечисленные материалы помогут убрать лишнюю влагу, чтобы избежать перемешивания цветов и потеков краски. Лучше потратить время на удаление воды, чем потом соскабливать кусочки краски, ваты, не говоря о том, что при помощи мягкой ткани и воды художник может изобразить облака.

Недостаток влаги

Уже давно стал прописной истиной тот факт, что вода в акварельной живописи считается ключевым элементом. Она придает цветам характерные переливы, подчеркивает тона, создает неповторимые эффекты.

На начальных этапах обучения рекомендуется брать воды чуть больше, чем положено.

Убрать лишнюю влагу гораздо легче, чем исправить эффект «сухой кисти» с образованием полос. Палитры для работы с акварелью должны быть с углублениями. В них удобно делать замесы с большим количеством воды.

Живопись по-сырому предполагает нанесение воды на лист бумаги непосредственно перед рисованием. При этом смачивается не весь холст, а лишь его отдельные участки, чтобы впоследствии цвет лучше проникал в материал и получалась более качественная заливка.

«Засушенная» картина, то есть, рисунок, полученный слишком густыми красками, не имеет той легендарной воздушности, которая присуща акварели.

Сухой кистью положить ровный мазок практически невозможно.

Увеличивается и расход краски. Работы же будут долго сохнуть, липнуть в процессе сушки, а краски в итоге потемнеют.

Исключением является та техника многослойной живописи, где верхние слои накладываются на нижние «по-сухому».

Неправильный выбор кистей

Данную ошибку допускают начинающие художники. С опытом приходит осознание того, что каждая краска обладает определенными уникальными свойствами.

При всей сложности классификации кистей необходимо запомнить одно – определяющую роль будет играть тип ворса (натуральный или синтетический).

Однако это вовсе не означает того, что одни кисти пригодны для рисования акварелью, а другие – нет. Традиционно считается, что для красок на водной основе подходят натуральные материалы. Например, они используются при лессировке.

Натюрморт акварелью

Но современные кисти с синтетическим ворсом способны давать ровные и красивые линии, поэтому синтетику полностью исключать не стоит.

Синтетический ворс изготавливается из нейлона или полиэстера. Он практически полностью имитирует натуральный пучок, собираясь в конус. Раньше считалось, что синтетические волокна отличаются своей недолговечностью, но современные кисти опровергли этот стереотип и многие из них служат дольше натуральных.

Кисти на основе нейлона достаточно жесткие. С одной стороны, они хорошо отдают воду, однако предназначены такие кисти все-таки для акрила или масла, но не для акварели. Ворс на основе сложных полиэфиров более эластичен, поэтому станет настоящим универсальным инструментом для художника.

Наложение сложных оттенков

Теоретически из основных цветов разной насыщенности можно получать самые разные оттенки. Они будут более или менее сложными.

В качестве демонстрации можно воспользоваться компьютерной программой цветового калькулятора и пронаблюдать, как меняется оттенок при изменении интенсивности красного, зеленого и голубого.

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

Однако в реалии не все так просто, и наложение нескольких оттенков друг на друга даст непонятный цвет, который в лексиконе художников значится, как грязь.

Если нет опыта по смешиванию цветов, рекомендуется начинать эксперименты с двумя-тремя оттенками. Качество лессировок обеспечивает появление нового оттенка, но не грязи. Но даже при высоком качестве наложение сложного оттенка на сложный приведет к появлению грязи.

Действительно, каждая лессировка «работает» как цветное стекло. Чем больше стекол, тем более непонятным и темным окажется результирующий цвет. Это происходит, благодаря оптическому смешиванию акварельных красок.

В отличие от механического смешивания, когда перемешиваются пигменты, оптическое смешивание дает оттенок наложения цветных потоков света. К примеру, если на желтый слой положить синий, то в результате можно получить зеленый оттенок.

«Мыло» на холсте

У начинающих художников достаточно часто получается «замыливание» краски. Данный эффект возникает при попытке исправить неудачный тон.

Когда краска еще не высохла, однако уже начала впитываться в бумагу, происходит сцепление между волокнами бумаги и пигментом. Сама краска к этому времени уже теряет свой глянец и насыщенность, она становится непрозрачной.

При попытке корректировки тона на холсте образуется пожухлость, которую исправить уже невозможно.

Если возникла необходимость корректировки, то следует дождаться полного высыхания акварели. Этот процесс может занимать от нескольких часов до суток. Точное время высыхания зависит от консистенции краски и от плотности бумаги.

Опытные художники получают различные эффекты путем введения одной краски в другую, но выполняют такой прием в то время, когда влажность обоих слоев одинаковая.

Цветы в вазе

Необходимо обладать сноровкой и определенным мастерством, чтобы быстро ввести краску.

При этом кисть не должна быть жесткой. В противном случае можно поддеть нижние слои и испортить задумку. Вот почему начинающим художникам рекомендуют оттачивать свои навыки при помощи белки.

Если же приходится вымыть цвет, то убрать пигмент нужно качественно, чтобы его не оставалось на белой бумаге.

Идеальным вариантом считается рисование акварелью без правок. Многие художники сходятся во мнении, что положенный мазок не следует трогать совсем.

Работы, выполненные с первого раза, называются чистыми. Умение писать чистые картины приходит с опытом.

Использование маленьких кистей

Еще раз стоит вернуться к выбору кистей, но на сей раз речь пойдет лишь о размере пучка.

Считается, что небольшая кисть подойдет для всех видов работ. Ею можно прорисовывать детали, а также наносить краску на большие фрагменты. Это мнение в большой степени ошибочно.

Для больших фрагментов рекомендуется использовать большие кисти, особенно при работе с акварелью.

Дело в том, что нанесение краски на большое пространство при помощи маленькой кисти потребует огромных временных затрат.

Иллюстрация к произведению

Кроме того, что это неудобно, такая работа не позволит получить нужного эффекта. Дело в том, что художник должен иметь возможность здесь и сейчас оценивать результат своего труда.

Пока она полностью докрасит фрагмент, первые мазки уже высохнут, поэтому к ним некоторые элементы рисования «по-сырому» применить будет нельзя.

Неправильная размывка

Плавный переход одного цвета в другой или изменение насыщенности цвета достигается за счет техники размывки. В ней важно соблюдать несколько правил, чтобы осуществить задуманное.

Огромное значение имеет направление размывки. Оно должно совпадать с направлением, в котором старается стечь капля воды. В противном случае вода попадет на темный участок и размытия не будет.

Градуированную размывку начинают с формирования горизонтальных линий из разных оттенков. Влаги в краске должно быть столько, чтобы внизу линии собиралась капля. Именно она будет являться началом низлежащей линии. Само полотно располагают под углом 20-30 градусов.

Ни в коем случае нельзя возвращаться к предыдущим полосам. Малейшая попытка скорректировать размывку испортит всю картину.

На удачной размывке не должно быть линий. Их наличие говорит о том, что краска не перетекла из одной полосы в другую.

Если нужно создать переход от темного к светлому, то каждая последующая линия проводится более жидкой краской. Для обратного перехода  потребуется увеличивать количество пигмента. Выбирая для каждой линии новый оттенок, можно добиться градации цвета.

Важно, чтобы оттенки соседних линий не были контрастными.

Неправильное оперирование прозрачностью и укрывистостью

В акварельной живописи прозрачность красочного слоя играет важнейшую роль. Светлый оттенок можно получить путем нанесения на холст тонкого слоя краски с низкой укрывистостью.

Для темных цветов требуется больше пигмента и возможно понадобится многослойная заливка. Белый цвет, как правило, не используется. Роль белых фрагментов играет сама бумага.

Лишь в редких случаях художник может точечно нанести белую краску, прорисовывая детали.

Бумага словно подсвечивает все слои изнутри, в результате чего происходит такое же оптическое явление, как и прохождение белого света сквозь цветные стекла.

Замок в облаках

Таким образом, чем больше слоев краски нанесено на лист бумаги, тем выше укрывистость полученного оттенка, то есть, тем меньше света проходит от белого основания.

Все краски можно образно разделить на три категории:

  • Лессировочные;
  • Полулессировочные;
  • Укрывистые.

Перечисленные виды красок отличаются химическим составом, а также качеством пигмента и примесей. Художники со стажем предпочитают работать с материалами от одного производителя, составляя таблицы оттенков.

Таким образом, они с легкостью могут отличить прозрачную краску от укрывистой.

В прозрачной краске довольно часто встречаются соринки или хлопья. Они выполнены специальными гранулирующими красками.

Новички допускают ошибки, не обращая внимания на свойства акварельных красок. Они могут использовать кроющие пигменты на освещенных частях картины. Такие материалы затемняют естественное свечение бумаги.

Бабочки и фонарь

Подобные ошибки приводят к тому, что работа теряет свою уникальность. Она похожа на картину, сделанную гуашью, и не отличается выразительностью, прозрачностью и свечением.

Аккуратно следует обращаться и с гранулирующими материалами, так как гранулы в тех местах, где их быть не должно, будут похожи на обычный мусор.

Рекомендуется на отдельном листе сделать предварительные выкраски из тех красок, которые в дальнейшем будут использоваться.

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

В этом блог-посте я хочу поговорить о трех основных ошибках начинающих художников в акварели на примере интерьерного скетчинга. Также вы узнаете о главном страхе новичков и поймете как его избежать. И, как всегда, желаю вам приятного и вдохновляющего чтения!

Акварель — актриса

В чем главная прелесть акварели? Многие скажут: в ее невероятной воздушности, легкости, полупрозрачности красок, но, в то же время, цвета могут быть яркими и насыщенными. Акварелью можно передать любое настроение, я бы даже сказала, что это техника-настроение: она способна отобразить задумчивость, грусть, меланхолию, равно как и радость, яркость и пульсацию жизни, счастье, фейерверк эмоций. Удивительная техника, которая стоит на границе рисунка и живописи, вбирая в себя все лучшее от обоих. Еще Леонардо да Винчи подмечал эту уникальную особенность акварели, используя ее для зарисовок в своих скетчбуках.

Акварель — это актриса, она бывает спонтанной и хаотичной, необузданной и легкой, но в тоже время, может быть очень уравновешенной, реалистичной, особенно если работать ею в такой академичной технике как лессировки, когда мы слой за слоем наносим краску (лессировка — это тонкий слой акварели). За все это я так и люблю акварель и лично для себя ставлю ее выше всех техник: выше масла, акрила, темперы, пастели и даже наших любимых маркеров. 

Что лучше: акварель или маркеры?

Меня часто спрашивают, что я люблю больше: акварель или маркеры? На что я отвечаю: смотря для чего. Маркеры я предпочитаю для быстрых интерьерных скетчей и они определенно намного легче даются новичкам, так как ими довольно просто работать: вы полностью контролируете материал, они не растекаются, плюс, у них есть такое замечательное свойство как полупрозрачность, маркеры, как и акварель, можно наслаивать. 

Маркеры также очень удобны в дороге, поэтому я постоянно беру их с собой в поездки для зарисовок и набросков, в моей сумочке всегда можно найти пару маркеров, которыми легко набросать скетчи в кафе, в парке, на прогулке, даже сделать быстрые зарисовки людей на занятиях танцами. Так что для работы и путешествий я выбираю маркеры. 

Акварель у меня больше для пленэров и для длительных академических рисунков, как например, этот рисунок из моего курса «Акварель в интерьерном скетчинге». Если вам интересна тема пленэров, то прочитайте этот пост: «Мои 5 приемов, чтобы рисовать регулярно».

Также важно затронуть тему времени: акварелью я начала рисовать намного раньше чем маркерами, лет с шести: вся моя художка была акварелью, данная техника со мной с самого детства, это практически моя вторая природа. Маркеры же появились в России не так давно — году в 2011/2012 и быстро набрали невероятную популярность. Говоря о маркерах, я имею в виду, конечно же, профессиональные бренды типа Copic, Chartpak, Promarker, а не детские фломастеры. 

Основной страх у новичков в акварели

Это страх воды. Начинающие часто не знают, что с ней делать, в какой пропорции смешивать краски с водой, в итоге все или течет в разные стороны или получается слишком сухо и акварель теряет свою полупрозрачность. Новички не понимают как управлять акварелью и часто переживают или даже сразу же бросают технику из-за этого, но погодите, не торопитесь бросать, позвольте дать вам подсказку!

Чтобы подружиться с акварелью — надо подружиться с водой. Попробуйте открыто и с любопытством использовать ее. Полюбите воду! Я часто замечаю, что люди очень многого ожидают от своих первых работ акварелью и при малейшей неудаче, бросают технику. При этом интересно, что никто не ожидает от себя, что он, не умея кататься на велосипеде, сразу сядет и с легкостью поедет, но в акварели у большинства почему-то завышенные ожидания. 

Попробуйте по-другому подходить к акварели (да и к любому новому для вас занятию: йоге, пению, танцам, ораторскому мастерству), посмотрите на это глазами ребенка, с любопытством и без критики. Сразу же выставьте самокритичность и страх ошибок за дверь, чтобы они не отравляли ваше творчество. Ведь вы даже не знаете на первом занятии акварелью насколько хороши вы можете быть в этом в дальнейшем. Дайте себе шанс.

Как говорил Сальвадор Дали: «Ошибка — от Бога. Поэтому не старайтесь исправить ошибку. Напротив, попробуйте понять её, проникнуться её смыслом, притерпеться к ней. И наступит освобождение.»

А теперь поговорим о трех основных ошибках, которые я чаще всего замечаю у моих учеников, когда мне присылают работы на проверку. У меня уже, видимо, в силу профессионального опыта «поставлен глаз» на эти ошибки и на то как избежать их и улучшить ваши работы.

№1 Основная ошибка в акварели

Она вытекает как раз из страха воды, о котором я только что говрила. Сразу хочу сказать, что ошибки это замечательно! Чем больше ошибок — тем быстрее рост и прогресс! Звучит странно? Но задумайтесь о том, что самый лучший способ что-либо изучить — это делать это, правда же? Так и в акварели — надо просто делать это регулярно и не бросая при первой же неудаче. Откройтесь процессу, дайте краскам течь, если они текут, экспериментируйте и ничего не бойтесь. Будьте открыты ошибкам, вы ведь учитесь! Получайте удовольствие от процесса, ведь вы занялись акварелью для того, чтобы попробовать что-то новое и привнести больше творчества, больше радости в свою жизнь. Главное, что при регулярной практике вы станете настолько хороши, что с улыбкой будете потом смотреть на свои первые работы и видеть эти ошибки, а главное, понимать, что без них вы не выросли бы творчески, что именно благодаря им сейчас вы находитесь на совершенно новом уровне. Искусство это процесс, наслаждайтесь им и перестаньте уже судить себя и постоянно сравнивать с другими.

№2 Цвета в акварели: 2 крайности начинающих

Новички часто делятся на две категории в плане цвета: те кто слишком упрощает и те, кто все усложняет. Первые любят писать очень яркими открытыми цветами прямо из тюбика/кювета с краской; вторые напротив, смешивают чересчур много красок, получая грязь. Это две крайности. В акварели действительно важна «золотая середина». Технически это можно отразить как два правила: 

«Не писать открытыми цветами, но обязательно смешивать их на палитре» — для первых, тех, кто все упрощает и «Не смешивать более трех-четырех красок на палитре» для вторых.

№3 Чисто технический момент

Эта ошибка часто встречается у тех, кто очень боится использовать воду в акварели. Как это выглядит на бумаге? Обычно в итоге работа смотрится, словно она выполнена в гуаши или темпере. Краски накладываются очень густо, так что бумага перестает «просвечивать» и работа становится «глухой», без воздуха и без жизни, потому что вода — это жизнь акварели. Просто напоминайте себе, что акварель — это «водные краски» и это прямой перевод от английского слова «watercolour».

Теперь мне любопытно узнать ваше мнение: знакомы ли вам эти ошибки и страхи? Заметили ли вы их у себя? Какие у вас ощущения от работы акварелью и пробовали ли вы ею заниматься? Пишите в комментариях ниже!

P.S. Если Вам понравился и был полезен этот блог-пост, пожалуйста поделитесь им со своими творческими друзьями в соц. сетях! Спасибо! 

Ошибки и советы при рисовании акварелью

рисуем волка голова

Оставляем воду на рисунке

Самая частая ошибка, когда мы рисуем какой-то определенный предмет, но оставляем, когда нарисовали на нём воду. Эта вода со временем расплывается и делает кляксу. Поэтому мы просто прорисовываем наш предмет с большим количеством воды, но при этом, когда Мы закончили свою работу с ним, мы промакиваем сухой кистью эту лишнюю воду.

Сухая кисть

Не используйте малое количества воды. То есть, когда прорисовываем у нас кисточка начинает шаркать. Такого быть не должно. Мы используют чаще всего большое количество воды, чтобы вода перетекала, чтобы краска у нас перетекала и не было таких пошарпанностей и не было таких полос.

Путаем кисти синтетическую с натуральной

Использовать синтетику вместо натуральной кисточки и пытается ей прорисовать всю ту же лессировку. Это будет достаточно тяжело. Для этого нужно использовать либо большую синтетическую кисточку, либо использовать натуральную кисть. Хотя синтетика, например, подходит для красивых линий.

Смешиваем много цветов в один

Нельзя намешивать очень много разных оттенков. В итоге мы получаем какой-то странный цвет, непонятно к чему он относится и он получается немного грязноватый. Лучше всего смешивать два или три оттенка для начала. Тогда вы будете получать довольно чистые красивые цвета и оттенки. Вы не запутаетесь с тем, что у вас там может получится какая-то грязь.

Не используйте только один цвет

Если, например, видим красненькое яблочко, мы его рисуем красным цветом. Это большое заблуждение. Рисуем мы его, чаще всего, любым цветом, кроме красного. То есть, мы смешиваем постоянно оттенки, добавляем немного коричневого, немного сиреневого, так, чтобы это яблочко играло разными оттенками.

Сухая акварель

Некоторые использует акварель достаточно густо, как гуашь. Такого делать не нужно, потому что мы теряем самую основную вещь, которую должны оставить это прозрачность.

Применяем разные размеры кистей

Теперь поговорим об использовании больших кистей. Если мы покрываем большое пространство, будет глупостью перекрывать его маленькой кисточкой, потому что это будет долго, неудобное и можно получить не такой красивый эффект. Поэтому мы берем для больших пространств большую кисть, для маленьких — маленькую.

Пытаемся размыть в неправильную сторону

Размытие нужно делать в ту сторону, в которую течет вода — на себя. Если вы попытаетесь размыть в другую сторону, вода всё равно стечет к вам, в ту часть, которая была темной и размытия не произойдёт. Рисуя определенный кусочек, мы стараемся переходить из цвета в цвет и добавлять разные оттенки, а также менять тон. Мы делаем от прозрачного очень светлого оттенка и добавляем более тёмные, так наша плоскость будет интересней и выглядит объемно. Но не перекрываем всю плоскость одним темным или одним светлым оттенком.

Прозрачность

Говоря о прозрачности, некоторые кусочки должны светиться, то есть быть перекрыты почти чистой водой. Чтобы получить разные переходы из цвета в цвет, намешиваем промежуточные оттенки и добавляем их уже в конце.

Наклон листа

Напомню — держать лист нужно под наклоном. Таким образом мы сможем контролировать куда стекает вода и лессировка, да и другая техника перехода из цвета в цвет, будет выглядеть намного гармоничней и не будет оставлять никаких лишних пятен.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Распространенная ошибка при изображении рефлекса когда
  • Распространенная ошибка на улице пустынно глиняные игрушки
  • Ранний рассвет лексическая ошибка или нет
  • Ранний рассвет все правильно допущена лексическая ошибка
  • Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому ошибка