Различать звук от буквы лексическая ошибка

Найдите ошибки управления в словосочетаниях.

Предупредить тяжкое преступление, отличать звуки и буквы, оплатить за путевку, порицать в дурных наклонностях, памятник эпохи застоя, полон надежд, отзыв на книгу, негодовать на бескультурье, удостоить высокой наградой, предостеречь от ошибки, быть участником в соревнованиях, уверенность в успехе, превалировать над интересами, отчитаться об израсходованных деньгах, рассержена на опоздание ученика, тревожиться за здоровье, не уделять должного внимания учебе, попрекать куском хлеба, описывать о впечатлениях.

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Найдите ошибки управления в словосочетаниях. Предупредить тяжкое преступление, отличать звуки и буквы, оплатить за путевку, порицать в …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Русский язык » Найдите ошибки управления в словосочетаниях. Предупредить тяжкое преступление, отличать звуки и буквы, оплатить за путевку, порицать в дурных наклонностях, памятник эпохи застоя, полон надежд, отзыв на книгу, негодовать на бескультурье, удостоить

Notagain

+10

Ответ дан

5 лет назад

Русский язык

10 — 11 классы

Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости
Различать звук от буквы; неуверенность в свои силы; проявлять интерес о прошлом города; причина к отказу; установить о виновности.

Ответ

3/5
(1 оценка)

0

svetlana957
5 лет назад

Светило науки — 5484 ответа — 26859 раз оказано помощи

Отличать звук от буквы;неуверенность в своих силах;проявлять интерес к прошлому города;причина отказа;установить виновность.

Оцените пользу ответа

Мозг
Отвечающий

Остались вопросы?

Задать вопрос

Вариант 1

1. В каком слове неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный слог?

1) экспЕрт;

2) оптОвый;

3) бАлуясь;

4) прибылА.

2. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный слог?

1) средствА;

2) поднЯтый;

3) пролИла;

4) нанесенА.

3 . Укажите ошибку в построении
словосочетания.

1) внушать страх;

2) заплатить за услуги;

3) оплатить за проезд;

4) обвинён в предательстве.

4. В каком словосочетании зависимое слово
может стоять в форме творительного падежа без
предлога?

1) рад (встреча);

2) беспокоиться (дети);

3) гордиться (внучка);

4) обидеться (коллега).

5. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Работая над сочинением,

1) вас никто не должен отвлекать;

2) вам нужны будут критические статьи;

3) не отвлекайтесь;

4) сначала составляется план.

6. Какое из перечисленных слов имеет значение
“вялый, равнодушный, находящийся в состоянии
глубокого безразличия”?

1) аскетичный;

2) скептический;

3) хладнокровный;

4) апатичный.

7. В каком варианте ответа выделенное слово
употреблено неверно?

1) В городе активно ведётся ЖИЛИЩНОЕ
строительство.

2) Каждый преподаватель знает, что он не
добьётся желаемых результатов в работе, если не
организует систематических ВНЕКЛАССНЫХ занятий.

3) ГРЕЧЕСКИЙ язык относится к индоевропейской
семье языков.

4) ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство актёров вызывало
восхищение зрителей.

8. В каком варианте ответа выделенное слово
употреблено неверно ?

1) Мальчик стал ДИПЛОМАНТОМ международного
конкурса пианистов.

2) В письме был ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ отклик на его
изобретение.

3) ЗАВОДНОЙ ключ от куклы был утерян.

4) Щенок был ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ, робкий и слабый.

9 Укажите пример с ошибкой в образовании
формы слова.

1) надеть куртку;

2) более двухсот тысяч воинов;

3) дружна с обеими девушками;

4) более красивейший орнамент.

10. Укажите пример с ошибкой в образовании
формы слова.

1) килограмм помидоров;

2) будущие выборы;

3) в двух тысяч тринадцатом году;

4) опять ошиблась.

11.Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Лучшие из русских народных сказок,
переведённых на все языки мира, стали добрыми
спутниками детей в разных странах.

2) В одном из старинных домов, сохранившихся в
центре Москвы, бывали знаменитые русские поэты и
писатели, композиторы и художники.

3) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же
отправились в Русский Музей.

4) Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его
благотворное влияние.

12. Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Студент сказал, что я ещё не подготовился к
ответу.

2) Благодаря слаженной работе трудового
коллектива завод перевыполнил план. 

3) Кондуктор попросил оплатить проезд.

4) В автобиографической трилогии Л. Толстого
“Детство”, “Отрочество”, “Юность” главным
героем стал Николенька Иртеньев

13. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Составляя модель задачи,

1) учитывается несколько вариантов её
решения.

2) переведите условие задачи на математический
язык.

3) мною не было учтено значение переменных.

4) должен использоваться математический язык.

14.Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Опровергая общее утверждение,

1) приведите хотя бы один довод против;

2) у нас завязался спор;

3) у меня не хватило аргументов;

4) это называется контрпримером.

15. В каком примере выделенное слово
используется в переносном значении?

1) зал полон;

2) зал аплодирует стоя;

3) тонкие пальцы;

4) крутой берег.

Вариант 2

1. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Применяя основной принцип орфографии,

1) развивается и орфографическая зоркость;

2) вы будете писать грамотно;

3) почти любое слово будет написано правильно;

4) это поможет писать грамотно.

2. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Составляя предложения,

1) мне было сделано замечание;

2) обдумывается его структура;

3) нужно учитывать как лексическое, так и
грамматическое значение слов;

4) должен учитываться стиль речи.

3. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Путешествуя на велосипеде,

1) развиваются мышцы ног и спины;

2) требуется немалая выносливость;

3) вы получаете большое удовольствие;

4) у меня сломалась фара.

4. Укажите ошибку в управлении.

1) различать буквы и звуки;

2) отличать хорошее и плохое;

3) критиковать за ошибки;

4) обвинять в воровстве.

5. Укажите предложение с речевой ошибкой.

1) Высыпавшие из класса ребята крикнули так
громко, что разговаривать было невозможно.

2) На ветру шумят осинки и берёзки шелестят.

3) Летит орлица по синему небу, крылья
распластала, солнышко застлала.

4) Один льёт, другой пьёт, третий растёт.

6. В каком варианте ответа выделенное слово
употреблено неверно?

1) За серьёзный ПРОСТУПОК его исключили из
техникума.

2) Посреди реки стоял ЛЕСИСТЫЙ остров.

3) Каждому хочется иметь ЛИЧНОСТНЫЙ автомобиль.

4) В холода надо НАДЕВАТЬ на ребёнка тёплый
комбинезон.

7. В каком варианте ответа выделенное слово
употреблено неверно?

1) НЕТЕРПИМАЯ боль заставила Вадима потерять
сознание.

2) Случай нарушения правил дорожного движения
оказался не ЕДИНИЧНЫМ.

3) Каждое время РОЖДАЕТ свою романтику.

4) Наташа выбежала на ШКОЛЬНЫЙ двор.

8. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный слог?

1) недУг; 2) согнУтый; 3) врУчит медаль; 4) сливОвый.

9. В каком примере выделенное слово
используется в переносном значении?

1) крутой кипяток;

2) крутой подъём;

3) тяжёлая поклажа;

4) шёлковая ткань.

10. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный слог.?

1) засУха; 2) гнАлась; 3) чЕрпать; 4) принЯл.

11. Укажите ошибку в управлении

1) сойти с поезда;

2) отзыв о книге;

3) вопреки распоряжения;

4) играть роль.

12. Укажите ошибку в управлении.

1) рецензия на рассказ;

2) иметь значение;

3) согласно приказа;

4) выйти из вагона.

13. Укажите пример с ошибкой в образовании
формы слова.

1) пять апельсинов;

2) наиболее решительнее;

3) в двухстах метрах;

4) на их территории.

14. Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В пьесе Н.В. Гоголя “Ревизор” есть целый ряд
персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.

2) Благодаря постройке нового тоннеля движение
на дороге стало более интенсивным.

3) В книге описывается происхождение религии и
какими обрядами она сопровождается.

4 ) Докладчик привёл новые данные, которые
частично были уже опубликованы.

15. Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Многие из тех, кто находился в самолёте , были
знакомы друг с другом.

2) Работу на плотине решено было вести вопреки
установившихся правил, не летом, а зимой.

3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я, где
находится гостиница “Курск”.

4) Автор рассказал об изменениях в книге,
готовящейся к переизданию, о том, где она будет
издана.

Вариант 3

1. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Выбрав пьесу,

1) началось распределение ролей;

2) оказалось, что там слишком много ролей;

3) была назначена первая репетиция;

4) мы увлечённо начали репетировать.

2. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Услышав длинный гудок,

1) только после этого можно набрать номер;

2) наберите номер абонента;

3) набирается номер абонента;

4) значит, линия свободна.

3. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения.

Рассматривая рисунок,

1) создаётся впечатление, что птица живая;

2) обратите внимание на штриховку;

3) неожиданно погас свет;

4) мне вспомнилось лето.

4. Укажите предложение с грамматической
ошибкой.

1) Вопреки утверждённым правилам пунктуации,
журналисты часто употребляют тире вместо
двоеточия.

2) Вчера я добрался до Симферополя и обнаружил
там много знакомых, приехавших на отдых.

3) В повести Н.Гоголя “Тарас Бульба” есть
замечательная фраза: “Нет уз святее
товарищества”.

4) Те, кто много занимался спортом, знают этого
выдающегося тренера.

5. Укажите предложение с грамматической
ошибкой.

1) Поэзия и проза естественно соединены в романе
Б.Пастернака “Доктор Живаго”.

2) Ф.И.Тютчев тонко чувствовал красоту природы и
писал о ней.

3) Наш язык заслужил не только бережное
обращение к себе, но и общенародную защиту.

4) В этой статье я обратил внимание на ряд
деталей, вызвавшие серьёзный интерес.

6. Значение какого слова определено неверно?

1) АДРЕСАНТ – лицо, отправляющее письмо;

2) ОВАЦИЯ – бурные аплодисменты;

3) ОППОНЕНТ – противник в споре;

4) ГИПЕРБОЛА – сглаживание различий.

7. Значение какого слова определено неверно?

1) КОСНЫЙ – тяготеющий к привычному,
невосприимчивый к новому, прогрессивному;

2) ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов;

3) ДЕПУТАТ –чиновник, назначенный на какую-либо
высшую государственную должность;

4) ТЩЕТНО – напрасно.

8. В каком слове неверно указано ударение?

1) стрекоза;

2) магазин;

3) средства;

4) поняла.

9. Какое из перечисленных слов имеет значение
“старинный и ценный”?

1) патриархальный;

2) антикварный;

3) несовременный;

4) архаичный.

10. Какое из перечисленных слов имеет значение
“неприязнь, нерасположение к кому-либо или
чему-либо”?

1) апатия;

2) антипатия;

3) скептицизм;

4) пессимизм.

11. Какое из перечисленных слов имеет значение
“вялый, равнодушный, находящийся в состоянии
глубокого безразличия”?

1) аскетичный;

2) скептический;

3) хладнокровный;

4) апатичный.

12. Какое из перечисленных слов имеет значение
“полная неудача, провал”?

1) фиаско;

2) аврал;

3) депрессия;

4) профанация.

13. Какое из перечисленных слов имеет значение
“слепая преданность какой-либо идее”?

1) фанатизм; 2) аскетизм;

3) наивность; 4) альтруизм.

14. В каком предложении вместо глагола ОДЕТЬ
(одевать) нужно употребить НАДЕТЬ (надевать)?

1) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

2) Хозяин платил батракам мало ,зато хорошо
кормил и одевал.

3) Наша текстильная фабрика одевала всю область.

4) Всех танцовщиц одели в одинаковые
национальные костюмы.

15. Укажите ошибку в управлении.

1) рецензия на рассказ;

2) иметь значение;

3) согласно приказа;

4) выйти из вагона.

Ответы:

В1 В2 В3
1 3 2 4
2 4 3 2
3 3 3 2
4 3 2 4
5 3 1 4
6 4 3 4
7 4 1 3
8 4 1 4
9 4 1 2
10 3 3 2
11 3 3 4
12 1 3 1
13 2 2 1
14 1 3 1
15 2 2 3
  1. Трудности, связанные с порядком слов в предложении

Хотя
в русском языке порядок слов считается
свободным, в письменной речи должны
соблюдаться некоторые правила:

  • на
    первом месте стоит подлежащее;например:
    Мать
    любит дочь

  • определительный
    оборот стоит непосредственно за
    определяемым словом, например:

  • одиночное
    определение в нейтральной речи
    предшествует определяемому слову, в
    официальной — стоит после него
    ;
    например:
    Солнечный
    день.

  • нарушением
    нормы является отрыв причастного
    оборота от определяемого слова
    :
    например
    Сданный
    экзамен студентом

    надо заменить на:
    сданный студентом экзамен.

15. Укажите правильный порядок слов.

  1. Нефрит
    носят как средство от подагры в браслете.

  2. Хаос
    на автодорогах и сотни аварий вызвали
    резкое похолодание и гололёд.

  3. Я поздравляю
    вас с этой премией с удовольствием.

  4. Произвел
    осмотр места происшествия, где была
    совершена кража из магазина с участием
    понятых.

  5. Детский
    сад принимает детей после капитального
    ремонта.

  6. Ваше
    настроение
    поднимет
    тесто «Белла».

  7. Общественность
    широко готовится отметить юбилей города

  8. На новогодней
    елке запрещено одевать в костюмы детей
    из марли.

  9. Тогда
    эта «музыкальная ограда» в Европе была
    единственной.

  10. Перед
    нами новая интересная игрушка для детей
    из пластмассы.

11.
Познакомлюсь с женщиной до 35 лет для
создания семьи, которую окружу любовью
и заботой, не склонной к полноте, умеющей
создать домашний уют.

12.Вошла горничная
с накрахмаленной на голове наколкой.

В
упарвление?
Да

Задание
16. Спишите, выбирая из скобок нужный
глагол.

1.
Мы были обязаны (предупредить, предостеречь)
товарища от ошибки. 2. Работа
студента (показывает, свидетельствует)
об его умении. анализировать и обобщать
материал.

3.
Пропуски занятий (повлияли, отразились)
на знаниях студентов.

4.
Выступая на собрании, декан (остановился,
охарактеризовал, информировал) о ходе
сессии.

Задание
17. Перефразируйте предложения, используя
слова в скобках.
В
чём проблема?

1.
По распоряжению администрации строительная
компания начала строительство дома (
приступить).

2.
Приходится только удивляться стойкости
защитников Брестской крепости
(поражаться).

3.
В этих горных районах страны ощущается
дефицит электроэнергии. (спрос).

4.
Продукт имеет вкус, идентичный натуральному
(сходный)

5.
«Сибирьтелеком» требует уплатить за
телефон до 20 числа текущего месяц
(оплатить).)

6.
Сотрудники РОВД обязаны предупредить
население об опасности. (предостеречь).

7.
В юности люди еще не умеют различать
друзей и врагов (отличать).

Контрольные задания

Вариант
1. Найдите и исправьте синтаксические
ошибки, объясните свои решения.

  1. Новация
    регламентировала и вносила порядок в
    отношения структур.

  2. Избиратели
    надеются и верят своему депутату.

  3. Я хочу подробнее
    остановиться о положении в стране.

  4. От
    воинской повинности все стараются
    избежать.

  5. Рассмотрим
    вопрос согласно полученного заявления.

  6. Обязательства,
    которые мы дали перед горожанами.

7.Наблюдается
переход от буйного возбуждения в глубокий
сон.

8.Каждый
боится попасть в немилость общественного
мнения.

9.У мальчика
аллергия к цветочной пыльце.

10.Политологи
ломают головы над новым составом
правительства в гордом одиночестве.

  1. Работники
    перенимали накопленный опыт их
    предшественниками.

  2. Прочитав
    пьесу, предо мной возникли образы
    персонажей.

  3. Проснувшись,
    ему сказали, что завтрак готов.

  4. Пользуясь
    калькулятором, расчет производится
    легко.

  5. Промотав
    состояние, ему нечего было оставить
    своим детям.

  6. Проработав
    три месяца, отца перевели в Пензу.

  7. Прочитав
    вторично реферат, мне думается, он
    нуждается в доработке.

  8. Проучившись
    полгода, у Андрея появилось желание
    вернуться на завод.

  9. Поднимая
    цены на топливо, это отражается на
    стоимости продукции.

  10. Посмотрев
    на проблему в другой плоскости, к нам
    пришло удачное решение.

  11. Четверо мужчин
    вошло в дом.

  12. Большинство
    туристов решило не дожидаться помощи.

  13. Часть
    депутатов отвергло законопроект.

  14. Ряд
    важных проектов были заморожены.

  15. Участковый
    терапевт Петрова вел прием.

  16. Молодая
    кондуктор объявил остановку.

Вариант
2. Найдите и исправьте синтаксические
ошибки, объясните свои решения.

  1. Рынок
    формирует у производителей
    заинтересованность и ответственность
    за конечные результаты.

  2. Мэр распределяет
    и управляет имуществом города.

  3. Там был заведующий
    кафедры философии.

  4. Благодаря
    стараний отца сын получил прекрасное
    образование.

  5. Люди испытывают
    потребность на одежду.

  6. Дефицит
    с топливом создан искусственно.

  7. Пренебрежение
    к правилам игры стоит дорого.

  8. Это даёт иммунитет
    от гриппа.

  9. Согласно
    последнего приказа сессия продлевается
    на неделю.

  10. Хаос
    на автодорогах и сотни аварий вызвали
    резкое похолодание и гололёд.

  11. Я поздравляю
    вас с этой премией с удовольствием.

  12. Приехав
    в дом отдыха, ей сказали, что мест нет.

  13. Приобретая
    карандаши, вам в подарок дарятся краски.

  14. Раскольников
    думал, что убив одну старуху, сто других
    заживут лучше.

  15. Стараясь достичь
    результата, мне приходилось по несколько
    раз в день тренировать щенка.

  16. Садясь
    за руль, машина должна быть в полной
    исправности.

  17. Рассмотрев
    характеристики структур муниципалитета,
    предлагается следующее.

  18. Устав после
    занятий, мне не читалось.

  19. Ферри
    Бэрман, сошел с ума, выбросившись из
    окна 20-го этажа.

  20. Через год,
    будучи слепым и глухим, его привели к
    царю.

  21. У
    меня за год сломались двое часов.

  22. Несколько
    специалистов МЧС еще вчера прибыло в
    зону бедствия.

  23. Ряд
    депутатов вчерашнее заседание
    бойкотировал.

  24. Известная
    сосудистый хирург Антонина Зверева
    завершил операцию.

  25. Занятия
    вел известный профессор Кира Анатольевна
    Рогова.

  26. Несколько
    телевизоров стояли упакованными
    посредине комнаты.

Вариант
3. Найдите и исправьте синтаксические
ошибки, объясните свои решения.

  1. Мы
    помним и отдаём дань уважения жертвам
    фашизма.

  2. Кафедрой
    осуществляется подготовка и руководство
    аспирантами.

  3. Согласно
    последнего приказа сессия продлевается
    на неделю.

  4. Уверенность
    каждого за завтрашний день.

  5. Наши
    опять потерпели поражение команде
    соседей.

  6. Озабоченность
    за безопасность границ.

  7. Вопреки усилий
    репетиторов, мальчик учился плохо.

  8. Докладчик
    подчеркнул о необходимости строительства.

  9. Магазин,
    ориентированный специально для
    школьников.

  10. Произвел осмотр
    места происшествия, где была совершена
    кража с участием понятых.

  11. Детский
    сад принимает детей после капитального
    ремонта.

  12. Закончив
    экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

  13. Идя по
    мокрой тропинке, дождь не прекращался.

  14. Имея право выбирать своего руководителя,
    судьба коллектива во многом зависела
    от самих людей.

  15. Как-то
    сидя вечером дома, к нам вошел усатый
    незнакомец.

  16. Не
    успев моргнуть глазом, налетела туча.

  17. Не вовремя
    проявив президентские амбиции,
    премьер-министр отправлен в отставку.

  18. Нажав
    на тормоза изо всех сил, машина все-таки
    врезалась в дерево.

  19. Окончив
    школу, перед каждым встает вопрос о
    выборе профессии.

  20. Объяснение будет
    найдено, взяв в качестве иллюстрации
    последние факты.

  21. Ряд
    вопросов переносятся на следующую
    сессию.

  22. Семеро
    студентов получило зачёт.

  23. Немало
    людей полагает, что отменять смертную
    казнь в России рано.

  24. Доклад подготовила
    ведущая специалист лаборатории Сотова.

  25. Новый
    декан факультета Тимофеева объявил о
    сроках сессии.

  26. В
    селе жило большинство местных избирателей.

Вариант
4. Найдите и исправьте синтаксические
ошибки, объясните свои решения.

  1. Завод
    руководит и координирует деятельность
    смежных предприятий.

  2. Левый блок пока
    не имеет и очень нуждается в лидере.

  3. За компьютером
    принадлежит будущее!

  4. Она была на сто
    процентов уверена в свои силы.

  5. После первой “пятерки”, у меня
    появилась уверенность в себя.

  6. Главной
    своей задачей мы видим в пропаганде
    знаний.

  7. А в чем они
    различаются?

  8. Первоклассники
    уже отличают букву и звук.

  9. Он осужден к 5
    годам тюрьмы.

  10. Общественность
    широко готовится отметить юбилей
    города.

  11. После
    окончания академии в имении великого
    князя Николая Богомолов возводит
    церковь.

  12. Отдыхая,
    накапливается большой жизненный опыт.

  13. Выяснив, что объем производства
    уменьшился, возникает вопрос о причине
    этого.

  14. Взяв
    без разрешения это оборудование на
    складе, у него начались неприятности
    с начальством.

  15. Готовя
    домашнее задание, меня все время отвлекал
    телефон.

  16. Я
    приехал поздно, застав квартиру пустой.

  17. Доехав до
    светофора, у водителя внезапно заглох
    мотор.

  18. Проведя
    обратную операцию, собака стала сама
    собой.

  19. Проходя
    мимо памятника, чувство гордости
    охватывает нас.

  20. Прочитав
    пьесу, предо мной возникли образы
    персонажей.

  21. До
    финиша дошло только четверо марафонцев.

  22. За четыре
    последних года произошли три ограбления.

  23. Столько
    людей погибли в тюрьмах!

  24. Несколько
    деталей были забракованы.

  1. Это был наш
    корреспондент Иванов.

26.Вице-премьер
Матвиенко много сделал в своей области.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ
1.

Задание
1.Укажите предложения
c
ошибками на согласование.

1.
Управляющий торгового центра
«Университетский» рассказал…

2.
Никто,
даже лучшие специалисты не могли
поставить правильный диагноз.

3.
К нам подошел известный психолог «Центра»
Смирнова.

4.
В сентябре студенты и преподаватель
выехал в колхоз на картошку.

Задание
2.Укажите предложения с ошибками на
управление.

1.
Один из моих
соседей оказался седовласый старичок
.

2.
Благодаря умелого руководства, в истекшем
году прибыль возросла вдвое.

3.
Согласно приказа ректора вуз переходит
на шестидневную форму обучения.

4.
Руководитель предприятием обязан
контролировать соблюдение правил
безопасности.

Задание
3. Отметьте предложения с ошибками на
управление при однородных членах.

1.
Только
руководитель правильно понимал и
разбирался в трудных задачах.

2.
Для успешной работы над рефератом
необходимо изучать и опираться на
библиографию по теме.

3.
Мать Тереза умела понимать и сочувствовать
людям.

4.
Курс предназначен тем, кто интересуется
русским языком и хочет изучить его в
ближайшее время.

Задание
4. Отметьте предложения с ошибками в
употреблении деепричастного оборота.

1.
Позавтракав
в буфете, экскурсанты отправились
дальше. 2
.
Используя стрелу усиленной конструкции,
грузоподъемность может быть увеличена
до сорока тонн.

3.
Зная период между остановками маятника,
легко подсчитывается модуль упругости.

4.
Заводная пружина протирается тряпкой,
вводя ее внутрь витков пружины.

Задание
5. Отметьте предложения с неправильным
порядком слов.

1
Прибывший
состав на третий путь, отправляется в
парк.

2.
Размещенный вокзал в центре города
хорошо связан с аэропортом.

3.
Ученик, пойдет, сделав уроки, гулять.

4. Вовремя сделанная
прививка защитит вас от гриппа.

Задание
6. Отметьте предложения с ошибками на
согласование причастий

1.
И
наше поколение, казалось бы, живущих в
столь спокойное время, коснулась
трагедия.

2.
Экстремистами в Бомбее уничтожались
христианские храмы, преимущественно
католические, относящихся к буддизму.

3.
Из-за отсутствия тренера Сергея Лихачева
«Сибскана» не смогла провести встречу
в Хабаровске на уровне, свойственной
одному из лидеров группы.

4.
Пассажир должен соблюдать правила,
установленные для полета в самолете
.

Задание
7. Укажите предложения без синтаксических
ошибок.

1.Я
хочу подробнее остановиться на положении
в стране.

2.Я хочу подробнее
остановиться о положении в стране.

3.Я
хочу подробно рассказать о положении
в стране.

4.Я
хочу подробно рассмотреть положение в
стране.

ТЕСТ
2.

Задание
1. Укажите предложения с ошибками на
согласование.

1.
Пирожки
оказались не такими, как делают в
забегаловках или на рынке, а домашними,
еще теплыми, пахнущие картошкой и
капустой.

2. Большинство
домов было сдано в эксплуатацию перед
праздником.

3. Это был подвиг
русского солдата, верного Отчизне.

4.
В 2008 году наш институт окончили 301
студент.

Задание
2. Укажите предложения с ошибками на
управление.

1.
Прививка
дает иммунитет к энцефалиту.

2.
В случае нарушения данной инструкции
учащийся допускается к занятиям только
с письменного разрешения заведующего
лаборатории.

3.
Согласно распоряжения декана вход
только при предъявлении пропуска.

4.
Вопреки всего завод выполнил условия
договора.

Задание
3. Отметьте предложения с ошибками на
управление с однородными членами
предложения.

1.
Руководитель
должен влиять и вести за собой весь
коллектив, помогать сотрудникам,
поддерживать и направлять их.

2.
Я вспоминаю и перечитываю эту книгу
очень часто.

3.
Я
восхищаюсь и приветствую эту артистку
.

4.
В ходе переговоров необходимо добиться
согласия, консенсуса, даже если идти к
этому нужно долго.

Задание
4. Отметьте предложения с ошибками в
употреблении деепричастного оборота.

1.
Миновав
подъем, перед нами открылось широкое
ровное пространство.

2.
Закончив вуз с отличием, я устроился на
хорошую работу.

3.
Следя
за поплавком, видно поклевку окуня.

4.
Раньше, поступая в университет, у меня
не было желания учиться.

Задание
5. Отметьте предложения с неправильным
порядком слов.

1.
Доска
для разделки овощей и фруктов из
оргстекла
.

2.
Название
книги: « Беседы о любви и взаимоотношениях
супругов с учёным-сексологом».

3. Выдача готовой
продукции производится по предъявлении
квитанции со стороны заказчика.

4.
Пораженное место кислотой или щелочью
нужно быстро промыть водой.

Задание
6. Отметьте предложения с ошибками на
согласование причастий.

1.
Я познакомлю вас со всеми четырьмя
кандидатами, претендующих на должность
директора завода.

2.
Я думаю, что многим преподавателям,
обучающих детей дорожному движению,
этот электрический экзаменатор
значительно бы помог.

3.
Текст
бирки в музее: «Спасено во время вскрытия
общинной могилы в 1801 году Й. Радшопфом,
отметившего место расположения могилы.

4.
Пассажиры, соблюдающие инструкции по
перевозке животных, допускаются на борт
самолета».

Задание
7. Отметьте предложения без синтаксических
ошибок

1.
Воинской
повинности все стараются избежать.

2. От воинской
повинности все стараются избежать

3.
От
воинской повинности все стараются
ускользнуть
.

4. Воинской
повинности все уклоняются.

ТЕСТ
3.

Задание
1.Укажите предложения с ошибками на

согласование.

1.
Это
был подвиг русского солдата, верному
дому и Отчизне.

2.
Слушая эту волнующую музыку, мне
представляется картина урагана
.

3.
Декан факультета Зелинская подписал
ведомость
.

4.
Четыре только что сданных в эксплуатацию
дома уже заселены.

Задание
2. Укажите предложения с ошибками на
управление.

1.
Этот препарат безопасен, может быть
использован в домашних условиях,
апробирован Американской ассоциации
аэробики и фитнеса.

2.
За декабрь начисление произведено
согласно предоставленным сведениям
.

3.
Эта
картина – острое насмешливое осуждение
праздности и ленью.

4. В
этих вопросах моды я больше придерживалась
советам ведущих.

Задание
3. Отметьте предложения с ошибками на
управление с однородными членами.

1.
Я
хотел бы познакомиться и жениться на
скромной девушке.

2.
Декан
остановился и охарактеризовал вопросы
успеваемости
.

3.
Потерпевший свидетельствует и дает
показания в пользу обвинения.

4.
Ведущий
принцип романа — погружение и рассмотрение
сложного внутреннего мира героя.

Задание
4. Отметьте предложения с ошибками в
употреблении

деепричастного
оборота.

1.
Стоя
у двери в гостиную, мне был ясно слышен
весь их разговор.

2.
Поднявшись
на второй этаж нашего универмага, вам
предложат радиодетали.

3.
Алкоголизм не инфекционное заболевание,
переболев которым, вырабатывается
стойкий иммунитет.

4. Вернувшись из
Москвы, сестра была измучена.

Задание
5. Отметьте предложения с неправильным
порядком слов
.

1.
Переезжая
через реку, чтобы не перевернуться, мы
сидели в лодке, не шевелясь.

2.
Общаясь с друзьями, нравятся которые
нам, мы прощаем их недостатки.

3.
Мой друг на даче решил построить у себя
баню.

4.
Все эти нарушения выявленные, они создают
угрозу пожаров.

Задание
6. Отметьте предложения с ошибками на
согласование причастий
.

1.
К триллиону рублей приближаются средства,
вложенные в незавершенное строительство.

2.
Позвольте
от Вашего имени поздравить избранные
вами депутатов.

3.
Как ясно из доклада комиссии, ученым не
удалось обнаружить соединения,
свидетельствующие бы о наличии жизни
на луне.

4.
Я связался с депутатом, находящийся в
отпуске, и передал ему запрос.

Задание
7. Укажите предложения без синтаксических
ошибок
.

1.
Рассмотрим вопрос согласно полученному
заявлению.

2.
Рассмотрим вопрос согласно полученного
заявления.

3.
Рассмотрим вопрос согласно полученному
заявления.

4.
Рассмотрим вопрос согласно полученных
документов.

ТЕСТ
4.

Задание
1.Укажите предложения с ошибками на
согласование.

1.
Престарелый отец и маленький ребенок
нуждается в уходе.

2.
Примерно пятая часть обманутых физических
лиц рискуют остаться без жилья и без
денег.

3.
Основная часть финансирования выполненных
работ было осуществлено муниципальным
предприятием города.

4.
Корреспондент Иванова познакомила
телезрителей с подробностями происшествия
.

Задание
2. Укажите предложения с ошибками на
управление.

1.
Если
у человека сделана операция, и он уже
дома, я рекомендую…

2.
Он походил на человека старой закалки,
с хорошими манерами, правильной речи,
и очень начитанного.

3.
Согласно нового закона увеличена
категория граждан, которые могут получить
землю.

4.
Будет
ли попутчик хорошим собеседником,
которому готов рассказать все, что с
нами было, а также того, что с нами никогда
не было?

Задание
3. Исправьте предложения с ошибками на
управление при однородных членах.

1.
Дело
чести каждого руководителя проявлять
заботу и внимание к людям.

2.
Директор ознакомился и поблагодарил
сотрудников за отчеты.

3.
Главной
задачей является корректировка и
наблюдение за развитием нанотехнологий.

4.
Страховой рынок выявляет нарушения
тарифов и реагирует на них.

Задание
4. Отметьте предложения с ошибками в
употреблении деепричастного
оборота
.

1.
Встретившись
с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил
перелом.

2.
Входя в школу, у ребят открывается дорога
к знаниям.

3.Часто
изучая алкалоидные растения, обнаруживается
определенная закономерность в их
развитии.

4.
Перед занятием учащийся принимает
компьютер, сдав студенческий билет

лаборанту.

Задание
5. Отметьте предложения с неправильным
порядком слов.

1.
Это традиции
хорошего такого, крепкого реализма в
живописи.

2. Полным ходом
идет в Таганроге подготовка к юбилею
А.П.Чехова.

3.
Главный герой уезжает в город, который
остается там работать
.

4.
Отмеченные комиссией все недочеты
должны быть устранены в ближайшее

время.

Задание
6. Отметьте предложения с ошибками на
согласование причастий.

1.
Если клиент, забронировавшим компьютер,
не придет вовремя, сообщите об этом
администратору.

2.
Я познакомлю вас со всеми кандидатами,
принявшими участие в выборах.

3.
Пассажир должен соблюдать правила,
касающихся налоговых и таможенных
требований.

4.
Не делайте заявлений от своего имени,
противоречащего логике событий
.

Задание
7.Отметьте предложения без синтаксических
ошибок.

1.
Каждый боится попасть в немилость
общественному мнению.

2.
Каждый боится попасть в немилость
общественного мнения.

3. Каждый боится
попасть в немилость царя.

4.
Каждый боится попасть в неловкое
положение.

ТЕСТ
5.

Задание
1.Укажите предложения с ошибками на
согласование
.

1.
Прошу
пригласить на совещание следующих
сотрудников: заведующий кафедрой
психологии, лаборанты, а также молодых
преподавателей.

2.
Большая
часть механизмов, закрепленных за
отделением, прошли вовремя профилактический
осмотр.

3.
Популярность
коричневого сахара – это дань моды.

4.
Когда зазвучал гимн нашей страны,
полстадиона встали и зааплодировали.

Задание
2. Укажите предложения с ошибками на
управление
.

1.
Обязательства,
которые мы взяли перед горожанами, мы
выполним.

2.
Западноевропейское общество плохо
представляет о том, почему мы против
продвижения НАТО на Восток.

3.
На
международном рынке потребность золота
растет, чем больше добываем золото, тем
больше идет на него спрос.

4.
Девочки, безусловно, нуждаются во
внимании и заботы со стороны матери.

Задание
3. Отметьте предложения с ошибками на
управление при однородных членах.

1.
Подбирать
и проводить собеседование с будущими
сотрудниками – задача специалиста по
кадровой работе.

2.
Большое внимание и надежды город
возлагает на БЭФ.

3.
Наша
группа организовала и участвовала в
КВН.

4.
Научная работа требует умелого подбора
и изучения фактов.

Задание
4. Укажите предложения с ошибками в
употреблении

деепричастного
оборота.

1.
Получив тяжелую травму, солдат был
спасен товарищами.

2.
Соблюдая режим питания, ваше самочувствие
намного улучшится
.

3.
Рассматривая
почту, мое внимание привлекло письмо
.

4.
Девушки!
Просьба, расчесываться у зеркала, так
как, расчесываясь возле мойки, забиваются
раковины. (Объявление в женском туалете).

Задание
5. Отметьте предложения с неправильным
порядком слов.

1.
Познакомиться подробнее с учебной
литературой вам поможет аннотированный
план выпуска литературы на 2010 год,
который имеется в книжных магазинах.

2.
Возобновление
игры производится после остановки
ударом по мячу по команде судьи.

3.
Учащиеся школы помогали взрослым во
время каникул на полях колхоза.

4.
В январе состоялись для родителей два
концерта.

Задание
6. Отметьте предложения без ошибки на
согласование причастий.

1.
Авария автомобиля в результате поломки
рулевой тяги, имевшего скрытый дефект,
не освобождает владельца от ответственности.

2.
Упустив
время, жировые пятна могут стать
невыводимыми
.

3.
На глубине моря залегают образования,
подтверждающие теорию Дарвина.

4.
Перепись населения проводится
переписчиками, подготовленные заранее.

Задание
7. Отметьте предложения без синтаксических
ошибок
.

1.
У мальчика
аллергия к цветочной пыльце.

2.
У мальчика аллергия на цветочную пыльцу.

3. У мальчика
аллергия для цветочной пыльцы.

4. У мальчика
аллергия при цветочной пыльце.

ТЕСТ
6.

Задание
1.Укажите предложения с ошибками на
согласование.

1.
Полгорода
участвовали в соревнованиях.

2.
Все
трое всадников ехало молча
.

3.
Трамвайно-троллейбусному
управлению требуются работники следующих
специальностей: бухгалтеров, кассиров,
учетчиков, разнорабочих.

4.
Вы заведующая кафедры? Ой, Вы такая
молодая!

Задание
2. Отметьте предложения с ошибками на
управление.

1.
Спортсменка
может порадоваться своей серебряной
наградой.

2. Не
все понимают о том, что чужой труд надо
уважать.

3.
Один из отделов магазина предназначен
продукции по социальным ценам.

4.
Стажировку за рубежом прошли 21 студент.

Задание
3. Исправьте предложения с ошибками на
управление при однородных членах.

1.
Во
время кризиса надо понять и смириться
с финансовыми трудностями.

2.
Целью данной организации является
выявление и указание на нарушения в
работе предприятий.

3.
Запрещается приносить в компьютерный
класс и включать посторонние носители
информации (дискеты, компакт-диски и
т.д.).

4.
Необходимо обратить внимание и занести
в протокол все выявленные случаи
нарушения установленных правил.

Задание
4.Укажите предложения с ошибками в
употреблении

деепричастного
оборота
.

1.
Получив
большое количество пробоин, танк был
подожжен.

2.
Зная за собой склонность к аллергии,
полезно иметь в аптечке «Супрастин».

3.
Посмотрев фильм «9-я рота», у студентов
складывается определенное впечатление.

4.
Получив повестку из военкомата,
призывников направили в госпиталь.

Задание
5. Отметьте предложения с неправильным
порядком слов.

1.
В
связи с юбилеем 85-летним администрация
больницы обращается с просьбой о помощи
в сборе информации по истории ее создания.

2.
В проекте цеха принята более свершенная
технология с меньшими выделениями в
окружающую среду, по которой строится
цех.

3
Познакомлюсь с женщиной до 35 лет для
создания семьи, которую окружу любовью
и заботой, не склонной к полноте, умеющей
создать домашний уют.
.
УЖЕ
БЫЛО

4. Прошу ответить,
какие нужно представить документы для
перевода с

одного
факультета на другой
?

Задание
6. Отметьте предложения с ошибками на
согласование причастий.

1.
Он
ночевал на берегу, питаясь ушицей, а то
и деревенским обедом, выменянном на
свежую рыбу.

2.
Два российских спортсмена, принимавшие
участие в соревнованиях, награждены
медалями.

3.
К рациональным аргументам не относят
традиционно принятые аргументы в данном
обществе.

4.
К
заявлению с просьбой о внеочередном
отпуске, переданном начальнику цеха,
была приложена справка из поликлиники.

Задание
7. Отметьте предложения без синтаксических
ошибок.

1.
Согласно
многолетних наблюдений в России зима
холодная.

2. Согласно
последним наблюдениям в России зима
холодная.

3. Согласно
многолетних наблюдениях в России зима
холодная.

4.
Согласно многолетним прогнозам зима
в России холодная.

Конструкции
со словами, близкими по значению,

но
требующими разных падежей зависимых
слов.

Ценить
что?

ценить
жизнь

Дорожить
чем?

дорожить
здоровьем

Удивлен
чем?

Удивлен
настойчивостью

Удивляться
чему?

Удивляться
настойчивости

Полный
чего?

полный
надежд

Наполненный
чем?

свежестью

Предупредить
о чем?

предупредить
об опасности

Предостеречь
от чего?

от опасности

Иммунитет
к чему?

иммунитет
к гриппу

Аллергия
на что?
аллергия на цветочную пыльцу

Дефицит
чего?

дефицит
топлива

Спрос
на что?
спрос на товар

Приговорен
к чему
?

приговорен
к двум годам тюрьмы

Осужден
на сколько?
на что? осужден
на срок

Отличать
что от чего?

отличать
буквы от звуков

Различать
что и что?
различать буквы и звуки

Ручаться
за кого?

ручаться
за друга


Гарантировать
что?

гарантировать
качество

Начать
что?

начать
строительство

Приступить
к чему?
приступить к строительству

Спрос
на что?

спрос
на товар

Потребность
в чём?
потребность в одежде

Вера
во что?

вера
в успех

Уверенность
в чем?
уверенность в успехе

Тормозить
что?

тормозить
процесс

Препятствовать
чему?
препятствовать коррупции

Опираться
на что?

опираться
на знания

Базироваться
на чем?
базироваться на результатах

Абонемент
на что? куда?

абонемент
на концерт

Абонент
чего?
абонент МТС

Альтернатива
чему
?

альтернатива
любви

Аналогия
с чем?
с кем?

аналогия с

животным…

Идентичный
чему?

идентичный
прежнему

Сходный
с чем?
сходный с прежним

Претворение
в чем?
претворение
на практике

Воплощение
во что?

воплощение
в жизнь

Обидеться
на что?

обидеться
на критику

Обижен
чем? кем?
обижен критиками

Обрадоваться
чему?

обрадоваться
премии

Обрадован
чем?
обрадован возвращением

Обращать
внимание на
что?

обращать
внимание на мелочи

Уделять
внимание чему?
кому? уделять
внимание каждому

Основываться
на чем?

основываться
на данных

Обосновывать
чем?
обосновывать данными

Отзыв
о чем?

отзыв
о диссертации

Рецензия
на что?
рецензия на спектакль

Превосходство
над чем?

превосходство
над противником

Преимущество
в чем?
преимущество в споре

Уплатить
за что?

уплатить
за телефон

Оплатить
что?
оплатить телефон

Ключи к тестам по
синтаксическим нормам

Тест1

задание

Правильный ответ

1

1

2

3

4

5

6

7

2

1

2

3

4

5

6

7

3

1

2

3

4

5

6

7

4

1

2

3

4

5

6

7

5

1

2

3

4

5

6

7

6

1

2

3

4

5

6

7

7

11 класс. Подготовка к ЕГЭ

Типичные ошибки в
формах согласования и управления,

 пути их
устранения.

М.О.Таубикова, МОУ-СОШ №22 п. Беркакит РС (Якутия)

1.В последние годы остро встал вопрос о
речевой культуре подрастающего поколения.

Каждый раз, как учитель русского языка и
литературы,  думаешь о том,  как сдать ЕГЭ,  как совершенствовать речь
учащихся, не забывать об орфоэпических и грамматических нормах литературной
речи, ее экспрессивных возможностях.

Нарушение синтаксических норм – одна  из
распространенных ошибок в речи современных носителей русского языка. Так, при
анализе письменных работ школьников, нередко можно наблюдать ошибки в форме
согласования и управления частей речи.

С лицом  исчерченном вместо  исчерченным
морщинами…. Ключ бьет из расселины берега, превратившийся (вм. превратившегося)
 
в небольшой овраг. Оплатить за квартиру (вм. внести оплату за
квартиру  или заплатить квартплату).

Появление ошибок обусловлено, прежде всего,
неумением говорящих устанавливать связи между членами предложения, частями
текста, а также сложностью выбора формы управления.

2.Управление – факт не только грамматики,
но и лексики. Форма здесь неразрывно связано  с содержанием и возможностями
конкретного слова.

Так, можно уделять (оказывать) внимание
кому? чему?  Проявлять внимание к кому? к чему? Сосредоточивать (акцентировать,
заострять, останавливать) внимание на ком? на чем?

При составлении подобных словосочетаний
важно учитывать три момента:

1.     
Выбор падежной формы зависимого слова

2.     
Наличие или отсутствие предлога в структуре
словосочетания

3.     
Семантику словоформ

Например, чтобы показать, что действие,
названное глаголом, распространяется на определенный объект, этот объект при
одних глаголах должен быть выражен сущ. в В. п без предлога(писать письмо), при
других – в П. п. с предлогом о (вспомнить о письме).

Место осуществления действия также может быть
выражено по-разному: жить в Поволжье – жить на Урале, уехать в Крым – уехать на
Кавказ.

3.Правильный выбор предложно-падежной формы
зависимых слов играет важную роль при создании синтаксических конструкций
.

В современной речи можно выделить типичные
ошибки при составлении словосочетаний со связью управления:

  1. Замена беспредложных конструкций сочетаниями
    с предлогом: жажда в деятельности вм. жажда деятельности, уделить
    внимание на орфографию

 вм. уделить
внимание орфографии и.т.д.

  1. Употребление беспредложных конструкций на
    месте предложных словосочетаний: Отличать звук и букву вм. Отличать звук
    от буквы.
  1. Неправомерное расширение сферы управления
    того или иного предлога: отметить о недостатках, полагать о достоинствах
    и.т.д.
  1. Неправильный выбор предлога: скучать за ним
    вм. скучать о нем.

 Основными
причинами подобных ошибок являются смешение слов-паронимов, невнимание к
значению предлога и конструкции в целом
.

Например, типичная
ошибка обоснованный на фактах  появилась под влиянием конструкции со
словом-паронимом основанный  на фактах. Распространение словосочетаний
отзыв на книгу и рецензия о книге 
стало возможным в результате смыслового
и формального объединения правильных конструкций  отзыв о книге и рецензия
на книгу.
Активное использование предлога «о» при беспредложных конструкций
объектных глаголах связано с распространением значения «говорения» на глаголы,
в которых этот компонент семантики отсутствует или находится на втором плане, ср.:
говорить о недостатках, спорить о достоинствах и т.п.

4.Чтобы избежать
ошибок в формах управления, необходимо различать не только лексическое значение
слов, но и грамматическое содержание конструкций
.

Например,
словосочетание обеспечить кого (что) чем значит: снабдить в достаточных
размерах (обеспечить Вооруженные Силы надежной сменой) – обеспечить
кому (чему
), что значит : сделать что-нибудь несомненным, гарантированным (обеспечить
больному хороший уход)
, отличие конструкций  купить молоко от
словосочетания купить молока состоит в том, форма Р.п. обозначает
распространение этого действия  на часть объекта, тогда как В.п. указывает, что
действие переходит на весь предмет.

При выборе
предлога важно учитывать также присущие ему оттенки значения.

Так, для выражения
причинно-следственных отношений употребляются синонимичные предлоги: ввиду,
вследствие, по причине, благодаря и др.  
Следует говорить: ввиду
предстоящего отъезда, а не вследствие предстоящего отъезда
(отъезд еще не
состоялся и последствий пока не имеет).

5.Особую группу
ошибок составляет нарушение стилистических норм словообразования при
использовании предлогов в речи.

 Так, неуместным оказывается употребление в разговорном стиле книжных
производных предлогов ввиду,  вследствие и.т.д.  Например, комично
звучит объяснение учащегося, что не выучил заданный параграф ввиду плохого
самочувствия.

Вывод:  Для
устранения подобных недостатков требуется систематическая и целенаправленная
работа.

6. Контроль над устной 
речью учащихся обязательно должен сопровождаться регулярными тренировочными
упражнениями. Так, важную роль в формировании навыков правильного согласования
имен прилагательных и причастий с определяемым словом играет

 синтаксический разбор предложения

К сожалению,
нередко основной акцент делается на правильном выделении членов предложения, и
не обращают внимания на постановку вопросов между ними, тогда как последнее
позволяет установить логические связи между элементами синтаксической конструкции,
их взаимообусловленность, выяснить, к какому слову в предложении относятся
определяющие компоненты.  

Кроме
синтаксического разбора  можно предложить  индивидуальные задания: вставить
пропущенные буквы, согласовать приведенные в скобках имена прилагательные
(причастия) с определяемыми словами.

6.Если работа по устранению
ошибок в согласовании требует в основном тщательности при синтаксическом
разборе предложений, то устранение ошибок в управлении предполагает
последовательную, поэтапную работу, необходимость сочетать лексические и
грамматические задания.

Можно предложить
такие задания: составить словосочетания со связью управления из предлагаемых
слов,  исправить ошибки в аналогичных конструкциях…

Полезными будут
задания, связанные с различением слов-паронимов:

  1. Составить синонимичные ряды для паронимов:
  2. Искусный
    умелый, квалифицированный, виртуозный, артистичный.

Искусственный – поддельный, ненастоящий, ненатуральный.

  1. Подобрать антонимичную пару к каждому из
    паронимов:
  2.  Нестерпимый – терпимый, слабый.
  3. Нетерпимый
    сдержанный, уживчивый.
  4. Определить паронимы по толкованиям их
    значений: Грубый, невоспитанный человек – малообразованный, малосведущий
    человек (невежа – невежда).
  5. Составить предложения с паронимами, объясняя
    разницу в  их значении: эффектность – эффективность, жестокость –
    жесткость и.т.д.  Представленное в статье решение кажется проблемным
    (проблематичным).

7. Подобная система заданий
призвана устранить недостатки в речи школьников, расширить их активный
словарный запас. А это – одна из актуальных задач учителя-словесника на
современном этапе преподавания русского языка в школе, так как от состояния
культуры речи современной молодежи будет зависеть культурный уровень будущих
поколений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Разделывать число кладет на полку недопустимая ошибка
  • Разные ошибки синего экрана windows 10
  • Разбивая виноградники большое значение имеют географические факторы ошибка
  • Разделить слова для переноса ошибка
  • Разнотипность частей сложного предложения синтаксические ошибки