Решение путем проб и ошибок выбор не обоснован

Тип познавательной
деятельности – это уровень самостоятельности
(напряженности) познавательной
деятельности, которого достигают
учащиеся, работая по предложенной
учителем схеме обучения. В данной
классификации выделяются следующие
методы:

  • Объяснительно –
    иллюстративный (рассказ, объяснение,
    работа с учебником, демонстрация).

  • Репродуктивный.

  • Проблемное
    изложение знаний,

  • Частично –
    поисковый (эвристический),

  • Исследовательский.

Сущность объяснительно
– репродуктивного метода выражается
в том, что знания учащимся предлагаются
в «готовом» виде. В репродуктивном
методе учитель объясняет знания, а
учащиеся воспроизводят их в том виде,
в котором получили от учителя. Метод
проблемного изложения является переходным
от репродуктивной к творческой
деятельности. При частично – поисковом
методе знания учащимся нужно добывать
самостоятельно, учитель организует
поиск новых знаний с помощью разнообразных
средств. Сущность исследовательского
метода сводится к тому, что знания
учащимся не сообщаются, они добывают
их сами в процессе решения (исследования)
проблемы, сравнения различных вариантов,
получаемых ответов.

26. Классификация методов обучения по источнику знаний

а) словесные методы
(источником знания является устное или
печатное слово).

Словесные методы
подразделяются на следующие виды:
рассказ, объяснение, беседа, дискуссия,
лекция, работа с книгой.

б) наглядные методы
(источником знаний являются наблюдаемые
предметы, явления, наглядные пособия).

в) практические
методы (учащиеся получают знания и
вырабатывают умения, выполняя практические
действия). Практические методы обучения
основаны на практической деятельности
учащихся. К практическим методам
относятся упражнения, лабораторные и
практические работы.

27. Критерии выбора методов обучения

 Выбор методов
обучения осуществляется учителем на
основе дидактических и методических
знаний. Наблюдается три подхода учителя
к определению методов обучения на уроке
(теме). 

      1. Стереотипное
решение — учитель действует по сложившимся
в его практике привычкам. 

   
  2. Решение путем проб и ошибок — выбор
не обоснован научно. 

     
3. Оптимизированное решение — опираясь
на научные знания, учитель руководствуется
критериями выбора методов. Критерии
требуют, чтобы методы были адекватны
целям и содержанию обучения, теме урока,
уровню знаний, способностям, особенностям
учеников, возможностям, подготовленности
учителя, условиям и времени обучения. 

 
    Выбор методов обучения является
делом творческим, но основанным на
знании теории обучения. Отработке умения
выбирать методы обучения способствуют
упражнения.

28. Мотивация учения школьников, развитие их познавательных интересов

  1. Мотив – это главная
    движущая сила познавательного процесса.

Мотивация это
процесс изменения состояния и отношений
личности, основанный на мотивах –
конкретных побудителей. Мотивация
развивается. В виде мотивов могут быть
эмоции, установки, интерес.

Классификация
мотивов:

  1. Социальные;

  2. Познавательные.

Классификация по
уровням:

  1. Широкие социальные
    мотивы – мотивы долга, ответственности.

  2. Узкие социальные
    мотивы – добиться признания, получить
    хорошо оплачиваемую работу.

  3. Мотивы социального
    сотрудничества – быть лучшим среди
    равных.

  4. Широкие познавательные
    мотивы – способность к эрудиции,
    потребность в познании.

  5. Узкие познавательные
    мотивы – учебнопознавательные мотивы
    сопряжены с интересом способа добывания
    знаний.

  6. Мотивы самообразования.

Отношение к учёбе:

— позитивное;

— нейтральное;

— негативное.

Отношение школьника
к учению называется активность,
определяется по:

  1. Готовность
    выполнять домашние задания;

  2. Стремление к
    самостоятельной деятельности;

  3. Сознательное
    выполнение задания;

  4. Систематичность
    обучения;

  5. Стремление повысить
    свой личный уровень;

Пути активизации:

  1. Отстаивание своего
    мнения;

  2. Постановка
    вопросов;

  3. Рецензирование
    ответов;

  4. Занятие с отстающими;

  5. Нахождение
    нестандартного решения и нескольких
    способ решения.

Самым сильным
мотивом учения является познавательный
интерес.

Пути формирования
познавательного интереса:

  1. Увлечённое
    преподавание;

  2. Новизна учебного
    материала;

  3. Историзм;

  4. Показ практического
    применения знаний;

  5. Использование
    нетрадиционных форм обучения;

  6. Проблемное
    обучение;

  7. Использование
    компьютера;

  8. Показ достижений
    учащихся;

  9. Создание ситуации
    успеха;

  10. Создание
    положительного микроклимата в классе;

  11. Доверие к ученику;

  12. Педагогический
    такт и мастерство;

  1. Изучение и
    формирование мотивов.

  1. Наблюдение;

  2. Изучение
    индивидуальных мотивов;

  3. Тренинги;

  4. Уметь видеть,
    знать свои сильные стороны – рефлексия;

  5. Постоянный анализ
    своей собственной программы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Человечество берет свое начало несколько тысяч лет назад. И на протяжении всего этого времени оно неустанно развивается. Причин на это было всегда много, но без изобретательности человека это просто не представлялось бы возможным. Метод проб и ошибок был и является в настоящее время одним из основных.

метод проб и ошибок

Описание способа

Четко зафиксированного в исторических документах применения данного метода мало. Но, несмотря на это, он заслуживает особого внимания.

Метод проб и ошибок – это способ, при котором решение задачи достигается подбором вариантов до тех пор, пока результат не станет правильным (например, в математике) или приемлемым (при изобретении новых методов в науке).

Человечество всегда пользовалось данным методом. Ориентировочно век назад психологи пытались найти общее между людьми, которые использовали данный способ познания. И им это удалось. Человек, который ищет ответ на поставленную задачу, вынужден подбирать варианты, ставить эксперименты и смотреть на результат. Это продолжается до тех пор, пока не приходит озарение по данному вопросу. Экспериментатор выходит на новую ступень мышления в данном вопросе.

Метод в мировой истории

Одним из самых известных людей, кто применял данный способ, был Эдисон. Все знают его историю изобретения лампочки. Он экспериментировал до тех пор, пока не получилось. Но Эдисон усовершенствовал данный метод. При поиске решения он разделял задачи между людьми, которые работали на него. Соответственно материала по теме получалось намного больше, чем при работе одного человека. И на основании полученных данных метод проб и ошибок имел большой успех в деятельности Эдисона. Благодаря этому человеку появились исследовательские институты, которые применяют, в том числе, и этот метод.

метод проб и ошибок в математике

Степени трудности

У данного метода есть несколько уровней сложности. Они были так разделены для лучшего усвоения. Задача первого уровня считается легкой, и на поиск ее решения затрачивается немного сил. Но и вариантов ответов она имеет не так много. С повышением степени трудности растет и сложность поставленной задачи. Метод проб и ошибок 5 класса – самый труднорешаемый и затратный по времени.

Необходимо учитывать, что при возрастании уровня сложности растет и объем знаний, которыми обладает человек. Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, рассмотрим технику. Первый и второй уровни позволяют изобретателям ее усовершенствовать. На последней ступени сложности создается совершенно новый продукт.

Например, известен случай, когда молодые люди темой дипломной работы взяли труднорешаемую задачу из аэронавигации. Студенты не обладали такими же знаниями, как многие ученые, которые работали в данной области, но благодаря широкому спектру знаний ребят у них получилось найти ответ. И причем область решения оказалась в самом далеком от науки кондитерском деле. Казалось бы, что это невозможно, но это факт. Молодым людям было даже выдано авторское свидетельство на их изобретение.

Преимущества метода

Первым достоинством можно по праву считать творческий подход. Задачи методом проб и ошибок решаемые позволяют задействовать оба полушария головного мозга для поиска ответа.

Стоит привести в пример, как строились лодки. Раскопки показывают, как на протяжении столетий деталь за деталью менялась форма. Исследователи постоянно пробовали что-то новое. Если лодка тонула, то эту форму вычеркивали, если оставалась держаться на воде, то принимали это к сведению. Таким образом, в итоге было найдено компромиссное решение.

Если поставленная задача не слишком сложная, то данный метод занимает немного времени. У некоторых возникающих проблем может быть десять вариантов, один или два из которых окажутся правильными. Но если рассматривать, например, робототехнику, то в данном случае без применения других методов исследования могут затянуться на десятки лет и принесут миллионы вариантов.

Разделение задач на несколько уровней позволяет оценить, насколько быстрым и возможным представляется поиск решения. Это сокращает время для принятия решения. И при сложных задачах можно использовать метод проб и ошибок параллельно с другими.

решение задач методом проб и ошибок

Недостатки метода

С развитием технологий и науки данный метод начал терять свою популярность.

В некоторых областях просто нерационально создавать тысячи образцов, чтобы менять по одному элементу. Поэтому зачастую теперь используют другие методы, основанные на конкретных знаниях. Для этого стали изучаться природа вещей, взаимодействие элементов друг с другом. Стали использоваться математические расчеты, научные обоснования, эксперименты и опыт прошлого.

Метод проб и ошибок все так же отлично используется в творчестве. Но строить автомобиль таким способом уже кажется глупым и неактуальным. Поэтому теперь, при нынешнем уровне развития цивилизации, нужно в точных науках по большей части использовать другие методы.

Часто при рассматриваемом способе задача может описывать много совершенно незначительных вещей и не учитывать априори важные вещи. Например, изобретатель пенициллина (антибиотик) утверждал, что при правильном подходе лекарство могли изобрести лет на двадцать раньше его. Это поспособствовало бы спасению огромного количества жизней.

При сложных задачах часто бывают ситуации, когда сам вопрос лежит в одной области знаний, а его решение — совершенно в другой.

Не всегда исследователь уверен, что ответ вообще будет найден.

Автор метода проб и ошибок

Кто конкретно изобрел это способ познания, мы никогда не узнаем. Точнее мы знаем, что это явно был изобретательный человек, которым, скорее всего, руководило желание улучшить свою жизнь.

В древности люди были достаточно ограничены во многих вещах. Все изобреталось именно этим методом. Тогда еще не было каких-то фундаментальных знаний в области физики, математики, химии и прочих важных наук. Поэтому приходилось действовать наугад. Именно так добыли огонь, чтобы защищаться от хищников, готовить пищу и обогревать жилище. Оружие, чтобы добывать пропитание, лодки — для передвижения по рекам. Все было изобретено при столкновении человека с трудностью. Но каждый раз решаемая проблема приводила к более качественному уровню жизни.

Известно, что многие ученые использовали этот метод в своих трудах.

Однако именно описание метода и активное использование мы наблюдаем у физиолога Торндайка в конце девятнадцатого века.

метод проб и ошибок 5 класс

Исследования Торндайка

Пример метода проб и ошибок можно рассмотреть в научных трудах ученого-физиолога. Он ставил различные поведенческие эксперименты с животными, помещая их в специальные коробки.

Один из экспериментов выглядел приблизительно следующим образом. Кошка, помещенная в ящик, ищет выход. Сама коробка может иметь 1 вариант открытия: нужно было нажать на пружинку — и дверца распахивалась. Животное применяло много действий (так называемых проб), и большинство из них оказывались неудачными. Кошка так и оставалась в коробке. Но после некоторого набора вариантов животному удавалось нажать на пружинку и выбраться из ящика. Таким образом, кошка, попадая в коробку, с течением времени запоминала варианты развития событий. И выбиралась из ящика за более короткое время.

Торндайк доказал, что метод действителен, и хоть результат не линеен, но со временем, при повторении аналогичных действий, решение приходит практически моментально.

метод проб и ошибок математика 5 класс

Решение задач методом проб и ошибок

Примеров этого способа великое множество, однако стоит привести один очень интересный.

В начале двадцатого века жил известный конструктор двигателей для авиации Микулин. В то время наблюдалось огромное количество авиакатастроф из-за магнето, то есть искра зажигания через некоторое время полета исчезала. Много было экспериментов и размышлений о причине, но ответ пришел в совершенно неожиданной ситуации.

Александр Александрович встретил на улице мужчину с подбитым глазом. В тот момент к нему и пришло озарение, что человек без одного глаза видит намного хуже. Он поделился этим наблюдением с авиатором Уточкиным. Когда установили в самолеты второе магнето, количество авиакатастроф значительно уменьшилось. А Уточкин некоторое время выплачивал после каждого показательного полета Микулину денежные вознаграждения.

Применение способа в математике

Достаточно часто метод проб и ошибок в математике применяется в школах как способ развития логического мышления и проверки скорости поиска вариантов. Это позволяет разнообразить процесс обучения и внести элементы игры.

Часто можно встретить в школьных учебниках задания с формулировкой «реши уравнение методом проб и ошибок». В данном случае необходимо подбирать варианты ответа. Когда найден правильный ответ, он просто доказывается уже практически, то есть проводятся необходимые расчеты. В итоге мы удостоверяемся, что это единственно верный ответ.

Пример практической задачи

Метод проб и ошибок в математике 5 класса (в последних изданиях) часто фигурирует. Приведем пример.

Необходимо назвать, какие стороны могут быть у прямоугольника. При условии, что площадь (S) = 32 см, а периметр (P) = 24 см.

Решение данной задачи: предположим, что длина одной стороны 4. Значит и длина еще одной стороны такая же.

Получаем следующее уравнение:

24 – 4 – 4 = 16

16 делим на 2 = 8

8 см – это ширина.

Проверяем по формуле площади. S = A*B = 8*4 = 32 сантиметра. Как мы видим, решение верное. Так же можно вычислить и периметр. По формуле получается следующий расчет Р = 2* (А + В) = 2* (4 + 8) = 24.

В математике метод проб и ошибок не всегда отлично подходит для поиска решений. Зачастую можно использовать более подходящие способы, при этом затрачивается меньше времени. Но для развития мышления данный метод имеется в арсенале каждого педагога.

задачи методом проб и ошибок

Теория решения изобретательских задач

В ТРИЗ метод проб и ошибок считается одним из самых неэффективных. Когда человек попадает в необычную для него затруднительную ситуацию, то действия наугад, скорее всего, будут безрезультатными. Можно потратить много времени и в результате не добиться успеха. Теория решения изобретательских задач основана на уже известных закономерностях, и обычно используются другие методы познания. Часто ТРИЗ используют в воспитании детей, делая этот процесс интересным и увлекательным для ребенка.

Выводы

Рассмотрев данный метод, можно с уверенностью сказать, что он достаточно интересный. Несмотря на недостатки, он часто используется в решении творческих задач.

Однако не всегда он позволяет добиться нужного результата. Никогда исследователь не знает, когда стоит прекратить поиски или, может, стоит сделать еще пару усилий и гениальное изобретение появится на свет. Также непонятно, сколько времени будет затрачено.

Если вы решили использовать данный метод для решения какой-либо проблемы, то должны понимать, что ответ порой может находиться в совершенно неожиданной области. Но это позволяет взглянуть на поиск с разных точек зрения. Возможно, придется набросать несколько десятков вариаций, а может, и тысячи. Но лишь упорство и вера в успех приведут к нужному результату.

метод проб и ошибок пример

Иногда этот метод используют как дополнительный. Например, на начальном этапе для сужения поиска. Либо когда исследование было проведено многими способами и зашло в тупик. В этом случае творческая составляющая метода позволит найти компромиссное решение проблемы.

Метод проб и ошибок часто применяют в педагогической деятельности. Он позволяет детям на собственном опыте находить решения в различных жизненных ситуациях. Это учит их запоминать правильные типы поведения, которые приняты в обществе.

Художники используют данный способ для поиска вдохновения.

Метод стоит опробовать в обыденной жизни при решении проблем. Возможно, какие-то вещи предстанут вам по-другому.

Модуль 1. Современные модели организации обучения, диагностика результатов обучения,инновационные образовательные процессы[]

Раздел 1. Формы, методы и средства обучения.[]

Тема 1. Понятие о формах обучения.Их классификация.[]

Вопросы:

  1. Дайте определения понятия «формы обучения». Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение.
  2. От чего зависит установление форм обучения? От целей, содержания, методов и средств, состава учеников и учителей, а также материальных условий обучения.
  3. Назовите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения
  4. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки. Достоинствами классно-урочной системы являются: четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе, экономичность.Недостатками : трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыкает его на школе.
  5. Назовите особенности мангеймской системы, Дальтон-плана, плана Трампа. По мангеймской системе (20 годы нашего века, Европа) создавались классы, разные по уровню развития, способностям, подготовке учеников, — слабые, средние и сильные. Отбор в классы определялся результатами экзаменов. В зависимости от успехов можно было сменить класс, но этого почти не происходило, поскольку система не давала возможности слабым ученикам достигать высокого уровня. По системе дальтон — плана учащийся брал задания на год по каждому предмету и отчитывался по ним в установленные сроки. Единого для всех расписания не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время — индивидуальная работа в предметных мастерских, лабораториях, консультации с учителями. План Трампа — система, стимулирующая индивидуальное обучение, использующая гибкие формы обучения. Она включала три формы работы: лекции с применением технических средств для больших групп в 100-150 учеников, 40% времени; работа в группах 10-15 человек, 20% времени; индивидуальная работа в школьных кабинетах, 40% времени. При этом классов не существует, малые группы меняют свой состав. Система требует слаженной команды учителей, четкой организации, материального обеспечения, имеет определенные достоинства.
  6. дайте определение понятию урока. Это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
  7. Назовите типы уроков. По дидактической цели выделены такие типы уроков: — урок овладения новыми знаниями, — урок формирования и совершенствования умений и навыков, — урок обобщения и систематизации знаний, — урок повторения, закрепления знаний, — контрольно-проверочные уроки, — комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач.
  8. Назовите структуру комбинированного урока. Структура урока — совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников. Типичная структура комбинированного урока такова: организационный момент, проверка домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом.
  9. Какие аспекты включает урок. Раскройте их. Урок имеет дидактический, методический, психологический, гигиенический аспекты. Дидактическая подструктура включает три этапа: актуализацию знаний и способов деятельности, формирование новых знаний и способов познавательных действий и применение полученных знаний, умений. Методическая подструктура обязывает планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учеников; объяснение материала с применением адекватных методов и средств; решение задач под руководством учителя и самостоятельно. При создании методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального достижения целей.
  10. Назовите известные вам формы обучения, кроме урока. «Экскурсия, практикум и семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, игры, выставки).»

Тема 2. Понятие методов обучения,их классификация.[]

Вопросы:

  1. Дайте определения метода обучения.Метод обучения — способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский).Метод обучения — система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я.Лернер).
  2. Назовите известные вам классификации методов обучения.
    • По характеру познавательной деятельности
      • объяснительно-наглядный (репродуктивный)
      • проблемное изложение
      • частично-поисковый (эвристический)
      • исследовательский
    • По дидактической цели
      • методы изучения новых знаний
      • методы закрепления знаний
      • методы контроля.
    • По месту в структуре обучения
      • методы организации и осуществления учебной деятельности,
      • методы ее стимулирования и мотивации,
      • методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.
  3. Назовите известные вам словесные методы обучения. Дайте им определения. Лекция — систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников).Беседа — подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Виды беседы: вводная, по изучению нового материала, закрепляющая, контрольная. Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов. Дискуссия — обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем (обычно в старших классах).
  4. Назовите достоинства и недостатки словесных методов обучения. Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм — засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики.
  5. Что относится к наглядным методам? Иллюстрация — показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического); демонстрация — показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.
  6. Назовите функции наглядных методов. Обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем; — создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами. Иначе говоря, наглядность через восприятие и представление должна вести к формированию понятий, законов, теорий.
  7. Какие методы относятся к практическим? Упражнение — многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Требования к упражнению: уяснение учеником целей, операций, результатов; исправление ошибок в выполнении; доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты.Лабораторная работа — проведение учащимися в условиях лаборатории (кабинета физики и т.п.) опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.Практическая работа — выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр.
  8. Назовите цель практических работ. Применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков.
  9. Какую классификацию предложили И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин? Методы делятся по уровню творческой, активной, исследовательской учебной деятельности. На одном полюсе находится метод репродуктивный, на другом — метод исследовательский. Слово, образ, действие (из предыдущей классификации) выступают здесь как средство обучения, материальная основа. Любой метод — лекцию, демонстрацию, лабораторную работу — можно построить традиционно и проблемно.
  10. Назовите три подхода учителя к определению методов обучения на уроке (теме). 1. Стереотипное решение — учитель действует по сложившимся в его практике привычкам. 2. Решение путем проб и ошибок — выбор не обоснован научно. 3. Оптимизированное решение — опираясь на научные знания, учитель руководствуется критериями выбора методов.
  11. Назовите место и функции дидактических средств в учебном процессе.
  1. Выпишите виды учебных программных продуктов

Тема 3. Понятие о средствах обучения.Их классификация и функции.[]

Вопросы:

  1. Воспроизведите классификацию средств обучения
  2. Какие средства обучения относятся к традиционным, а какие — к новым информационным технологиям?
  3. Какие средства, на ваш взгляд, являются самыми эффективными и почему?
  4. Какие средства вы использовали бы в своей педаго¬гической деятельности?

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

А.С.Нуркалымова

ГККП «Капшагайский многопрофильный колледж»

Под
методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижений целей,
решение задач образования. Без методов невозможно достичь поставленной цели,
реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной
деятельностью. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы –
средства обучения» (рис.1) являются определяющей.

Рис. 1. Образовательная система

В структуре методов
обучения (рис. 2) выделяется прежде всего объективная и субъективная части.
Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незабываемыми
положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его
использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех
дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и
правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной
деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога,
особенностями учащихся, конкретными условиями.

Рис. 2.
Структура методов обучения

В процессе обучения метод
выступает как упорядоченный способ взаимо­связанной деятельности преподавателя
и студентов по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой
точки зре­ния каждый метод обучения органически включает в себя обу­чающую
работу преподавателя (изложение, объяснение нового мате­риала) и организацию
активной учебно-познавательной дея­тельности студентов. То есть, преподаватель,
с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой — стремит­ся стимулировать
учебно-познавательную деятельность студентов (побуждает их к размышлению,
самостоятельному фор­мулированию выводов и т.д). Иногда же,
сам преподаватель не объясняет новый материал, а лишь опре­деляет его тему,
проводит вступительную беседу, инструктиру­ет учащихся к предстоящей учебной
деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и
усвоить материал по учебнику.

В
педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Для приведения всех
известных методов в определенную систему выявляются их общие черты, особенности
и предлагаются разные классификации.

Классификация
методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. И.П.
Подласый выделяет наиболее обоснованных классификаций методов обучения:

1.
Традиционная классификация методов обучения:

·        
практический (опыт, упражнение,
учебно-производительный труд);

·        
наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдение
учащихся);

·        
словесный (объяснение, разъяснение, рассказ,
беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);

·        
работа с книгой (чтение, изучение, реформирование,
беглый просмотр, цитирование, беглый просмотр, цитирование, составление плана,
конспектирование)

·        
видиометод (просмотр, обучение, упражнения под
контролем «электронного учителя», контроль).

2.
Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов):

·        
приобретение знаний;

·        
формирование умений и навыков;

·        
применение знаний;

·        
творческая деятельность;

·        
закрепление;

·        
проверка знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов по типу познавательной
деятельности
(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

·        
объяснительно-иллюстративный;

·        
репродуктивный;

·        
проблемное изложение;

·        
частично-поисковый;

·        
исследовательский.

Каждая из классификаций имеет определенное основание, однако
в функциональном отношении в преподавании информатики наиболее практичной
представляется классификация методов по типу познавательной деятельности. [1]

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются преподавателем
и затем воспроизводятся студентами. Им соответствуют рассказ, объяснение,
лекция, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.

Проблемный метод предполагает
активное участие студентов в решении проблемы, сформулированной преподавателем
в виде познавательной задачи. Метод находит выражение в доказательном изложении
материала преподавателем, в учебнике, книге, демонстрации, экскурсии и др.

При
использовании частично-поискового метода студенты привлекаются к
созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления
плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.

Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером,
плакатами и др. В этом случае преподаватель выступает в качестве организатора
самостоятельной поисковой деятельности обучаемых. [2]

Выбор методов
обучения осуществляется преподавателем на основе дидактических и методических
знаний. Наблюдается три подхода преподавателя к определению методов обучения на
уроке (теме).

1.           
Стереотипное решение — преподаватель действует по
сложившимся в его практике привычкам.

2.           
Решение путем проб и ошибок — выбор не обоснован
научно.

3.           
Оптимизированное решение — опираясь на научные
знания, преподаватель руководствуется критериями выбора методов. Критерии
требуют, чтобы методы были адекватны целям и содержанию обучения, теме урока,
уровню знаний, способностям, особенностям студентов, возможностям,
подготовленности преподавателя, условиям и времени обучения.

Выбор
методов обучения является делом творческим, но основанным на знании теории
обучения

Дадим
краткую характеристику некоторых методов и возможностей их использования в
преподавании информатики в зависимости от задач и содержания курса.

Основными
задачами базового курса информатики являются:

·        
овладение основной
терминологией компьютерной сферы деятельности, понимание реальных возможностей и особенностей применения
компьютерных технологий, знание тенденции их развития и совершенствования,
умение четко формулировать
свои требования как пользователей
компьютерных технологий;

·        
знание методов анализа,
структуризации, формализации, представления и обработки информации.

Исходя
из этого становится очевидным, что в преподавании информатики должен
присутствовать широкий спектр методов из различных групп путем их оптимального
сочетания.

Объяснительно-иллюстративный
метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом,
формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными
средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера. Подобные
методы (рассказ, изложение, объяснение) эффективны тогда, когда учебный
материал носит информационный характер или представляет собой описание способов
практической деятельности. Одновременное демонстрация и иллюстрация являются
методами, которые часто используют на практических занятиях. Во время
проведения занятия преподаватель может демонстрировать кинофильм с последующим
обсуждением его содержания или просматривать вместе с учащимися записи
телепередач.

Пример
1.
Преподаватель сообщает студентам необходимый теоретический
материал при рассмотрении вопросов, связанных с табличным процессором.
Анализируя принципы работы табличного процессора, показывает схему. Затем студентам
демонстрируется реализация принципа на практике.

Такие методы, как демонстрация и
иллюстрация, эффективней сочетать со словесными и практическими методами
обучения.

Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с
программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими и
контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль
знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных,
тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.

Пример 2. После объяснения и демонстрации работы
графического редактора, студенты выполняют вводные упражнения на построение
отрезка, ломаной, прямоугольника, окружности и т.п., используя соответствующие
пиктограммы.

При организации учебной деятельности
сочетаются различные методы. При выборе и сочетании методов обучения преподавателю
информатики необходимо руководствоваться соответствием методов целям и задачам
обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала,
возможностям преподавателя и условиям, в которых протекает процесс обучения.
При этом целесообразно учитывать и особенности самих методов. Одни из них
позволяют систематизировать большой по объему материал и обеспечить высокий
уровень его изложения, но не формируют практические умения и навыки (словесные
методы). Другие методы, обеспечивая доступность восприятия учениками содержания
материала, не развивают их речь, мышление (наглядные методы). Третьи —
используются для формирования практических умений и навыков, но не решают
должным образом задачу вооружения школьников теоретическими знаниями
(практические методы).

Знания
сравнительных возможностей методов являются важным условием их оптимального
сочетания и эффективности современного урока.

Процесс
обучения невозможен без организации и осуществляется в определенных формах. Эта
категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения,
определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения
говорят, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного
взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать
обучение. Установление форм обучения зависит от других элементов ПС: целей,
содержания, методов и средств, состава студентов и преподавателей, а также
материальных условий обучения. Традиционно основной формой обучения является
урок.

Урок
это форма организации
обучения с группой учащихся, постоянного состава, занятие по твердому
расписанию и с единой для всех программой обучения.

Имеется
наиболее употребительная классификация уроков по дидактической
цели. Выделены такие типы уроков:

·        
урок овладения новыми знаниями;

·        
урок формирования и совершенствования умений и навыков;

·        
урок обобщения и систематизации знаний;

·        
урок повторения, закрепления знаний;

·        
контрольно-проверочные уроки,

·        
комбинированные уроки, на которых решается несколько
дидактических задач.

Использование
на уроках персональных компьютеров и новых информационных технологий дают
возможность педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные
формы обучения, способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных
способностей учащихся, обеспечивают активное и комплексное изучение явлений
действительности.

Кроме
урока приняты такие формы обучения: экскурсия, практикум и семинары,
консультации, дополнительные занятия и др.

Исходя из того, что студенты проявляют особый
интерес к овладению именно теми знаниями и умениями, которые пригодятся им в
будущей профессиональной деятельности, обучение лучше всего строить так, чтобы
показать применимость знаний и умений, необходимых для усвоения согласно целям
обучения, на практике. Тем более предполагается, что у студентов уже
сформирована потребность изучать интересующий их материал на современном
уровне, т.е. с применением современных технологий, которые используются в
выбранной ими профессии.

Литература:

1.      Жангисина
Г.Д. Педагогика для технических вузов.- Алматы: АТУ, 2006.– 192 с.

2.      Жангисина
Г.Д. Информатика / Части
IIII. Алматы,
2001-2006.-618 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Речевая ошибка инверсия
  • Речь про ошибки
  • Речевая ошибка и речевой недочет отличия
  • Речь его подкупала своим широким кругозором ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии