Роджер бэкон четыре источника ошибок

Четыре «идола» Бэкона

Бэкон считал, что труды Аристотеля (с которыми до того момента ученые-схоласты были согласны) препятствуют независимому мышлению и приобретению новых знаний о природе. Он утверждал, что прогресс науки ведет к повышению качества жизни людей, поэтому не стоит больше полагаться на работы древних философов. Бэкон настолько разочаровался в философской мысли своего времени, что разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые назвал «идолами».

1. «Идолы рода» – ложные убеждения, общие для всех, следствие самой человеческой природы. Например, она заставляет людей искать доказательства, поддерживающие их убеждения, пытаться на всё навешивать удобные для них ярлыки и верить в то, во что они хотят верить.

2. «Идолы пещеры» – личные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретенные. Например, некоторые люди легче принимают что-то схожее, некоторые – нечто отличное, а некоторые – только то, что подтверждает уже сформировавшиеся у них заключения.

3. «Идолы площади» – ошибки, возникающие вследствие использования языка в процессе коммуникации с другими людьми. Например, в слова можно вкладывать разный смысл; кроме того, человек способен называть и представлять то, чего на самом деле не существует.

4. «Идолы театра» – Бэкон полагал, что философские учения ничем не лучше театральных пьес. По его мнению, софистика, например труды Аристотеля, больше сосредоточена на заумных рассуждениях, чем на реальном мире; эмпирическая философия касается ограниченного круга экспериментов и исключает многие другие возможности; философия сверхъестественного, основанная на религии и суевериях, – искажение. Бэкон считал философию сверхъестественного худшим из заблуждений.

Уильям О́ккам
(англ. William of Ockham; ок. 1285, Оккам, графство
Суррей — 1349, Мюнхен) — английский
философ, францисканский монах из
Оккама[1], маленькой деревни в графстве
Суррей в Южной Англии. Сторонник
номинализма, считал, что существует
только индивидуальное, а универсалии
существуют только благодаря абстрактному
мышлению в человеческом уме, а помимо
этого не обладают никакой метафизической
сущностью.

Абсолютная свобода
Божественной воли означает, что в акте
творения она не связана ничем, даже
идеями. Оккам отрицает существование
универсалий в Боге; их не существует и
в вещах. Так называемые идеи суть не что
иное, как сами вещи, производимые Богом.
Нет идей видов, есть только идеи индивидов,
поскольку индивиды — единственная
реальность, существующая вне ума, как
Божественного, так и человеческого.
Исходным пунктом познания мира является
знание об индивидах.

Единичное не может
познаваться с помощью общих понятий,
оно является объектом непосредственного
созерцания. Богу свойственна
интеллектуальная интуиция идей,
соответствующих индивидам, человеку —
интуитивное познание индивидуальных
вещей в чувственном опыте. Интуитивное
познание предшествует абстрактному.
Последнее возможно не потому, что в
самих вещах есть «чтойности», то есть
концептуально постижимые свойства или
характеристики. Реально существующая
вещь есть лишь «это», неделимая единица,
лишенная определений. Понятия формируются
в уме познающего субъекта на основе
чувственного восприятия вещей.

Универсалии суть
знаки в уме, сами по себе они являются
единичными, а не общими, сущностями. Их
универсальность заключается не в их
бытии, а в их обозначающей функции.
Универсалии-знаки подразделяются
Оккамом на естественные и условные.
Естественные знаки — это понятия
(представления, мысленные образы) в уме,
относящиеся к единичным вещам. Естественные
знаки предшествуют словесным выражениям
— условным знакам. Естественный знак
представляет собой некий вымысел
(фикцию), иными словами, качество,
существующее в уме и обладающее от
природы способностью обозначать. Оккам
различает среди естественных знаков
первые и вторые интенции ума. Первая
интенция — это понятие (мысленное имя),
приспособленное самой природой для
того, чтобы подставляться вместо вещи,
не являющейся знаком. Вторые интенции
суть понятия, обозначающие первые
интенции.

Логическое
обоснование номиналистической концепции
дано Оккамом в теории суппозиций
(подстановок), которая объясняет, каким
образом использование в языке общих
терминов может быть совмещено с отрицанием
реального существования универсалий.
Оккам выделяет три типа суппозиций:
материальную, персональную и простую.
Только при персональной подстановке
термин выполняет обозначающие функции,
замещая (обозначая) вещь, то есть нечто
единичное. При двух других термин ничего
не обозначает. При материальной
подстановке термин подставляется вместо
термина. Например, в высказывании
«человек есть имя» термин «человек» не
обозначает конкретного человека, а
означает слово «человек», то есть
указывает на себя как на термин. При
простой подстановке термин подставляется
вместо понятия в уме, а не вместо вещи.
Термин «человек» в высказывании «человек
есть вид» отнюдь не обозначает какой-либо
общей (видовой) сущности человека,
которая обладала бы реальным существованием;
он замещает видовое понятие «человек»,
наличное лишь в уме познающего субъекта.
Поэтому использование общих терминов
не обязывает к признанию реальности
сущностей-универсалий.

Отсутствие общего
в единичных вещах исключает реальное
существование отношений и каких-либо
закономерностей, в том числе причинности.
Поскольку знание о мире формируется на
основе общих понятий, о нём возможно
только вероятное, но не достоверное
знание.

В номинализме
Оккама отрицается основная предпосылка
схоластической философии — убеждение
в рациональности мира, наличие некоего
рода изначальной гармонии слова и бытия.
Бытийные и концептуальные структуры
отныне противопоставляются друг другу:
бытием обладает только единичное,
рационально невыразимое «это», смысловые
же определенности, фиксируемые общими
понятиями, не имеют места вне ума.
Поскольку бытие больше не связано со
смысловым значением слов, схоластическое
исследование бытия, основанное на
анализе слов и их значений, становится
беспредметным.

Роджер Бэкон
(англ. Roger Bacon; около 1214 — после 1294; известен
также как Удивительный доктор (лат.
Doctor Mirabilis) — английский философ и
естествоиспытатель. Преподавал в
университете в Оксфорде. В 1257 вступил
в орден францисканцев.

Решая проблему
универсалий, Бэкон придерживался позиций
умеренного реализма, считая, что
универсалии существуют реально в самих
вещах, отрицая, в отличие от Фомы
Аквинского, их существование до вещей.
Однако и от платоновской линии Бэкон
отходит достаточно далеко и утверждает,
что единичные предметы существуют
реально и обладают реальным бытием. В
этом отношении Роджер Бэкон приближается
к номинализму, однако не делает
окончательного вывода, считая, что
универсалии существуют в самих вещах;
так же реально и человек, познавая этот
мир, познает содержащиеся в вещах
универсалии.

Один из основных
пунктов философии Бэкона – это его
теория познания, поскольку эта теория
должна была обосновать необходимость
существования всех естественных наук.
По Роджеру Бэкону, существуют три способа
познания: вера в авторитет, рассуждение
и опыт. Вера в авторитет всегда основана
на некотором опыте, расуждение основывается
также на некоторых опытных данных,
поэтому основным источником знания для
человека всегда является опыт. Опыт
находится в основе всего, в том числе и
такой ценимой Бэконом математики.

Опыт математики
отличается от опыта других наук тем,
что математика дает нам всеобщий опыт.
Доказательства без опыта, по Бэкону, не
имеют никакой ценности, ибо что бы мы
ни доказали, наибольшую убежденность
человек получит лишь тогда, когда он
результат этого доказательства увидит
на собственном опыте. Поэтому опытная
наука является владычицей умозрительных
наук.

Опыт Бэкон понимал
прежде всего как постигаемый нашими
органами чувств. Поэтому все познание
идет от наших ощущений посредством
дальнейшего восхождения в виде
абстрагирования и выделения идей к
рациональному познанию, к уму. Если нет
ощущений, утверждает он, то нет и науки.
Здесь Бэкон отходит далеко от Платона.
Но если в основе всего у Бэкона лежит
опыт, то непонятно, как существует
метафизика и какой опыт лежит в основе
религии. Здесь Бэкон указывает, что
кроме чувственного опыта существует и
внутренний опыт, чем-то напоминающий
августиновское озарение, иллюминацию.

Кроме того, философ
всегда познает, основываясь на том, что
сотворено Богом, поэтому он исходит из
следствия к причине. Поэтому философ
всегда исходит от внешнего мира к его
первопричине. Однако существует и так
называемый праопыт. Этот опыт доступен
уже не каждому, но Бог Своей благодатью
наделяет этим опытом отдельных людей,
каковыми являются пророки и святые.
Благодаря этому опыту пророки и святые
постигают непосредственно всю истину
и излагают ее в богооткровеных книгах.

В таком же русле
Роджер Бэкон трактует и возникновение
многих наук, главным образом математики,
и считает, что математика возникла из
неких истин, сообщенных святым, жившим
еще до Ноя. Поэтому знание, по Бэкону,
является следствием одного из трех
видов опыта: Бог или Сам дает нам это
знание в праопыте, или оно достигается
в нашем внутренем опыте или внешнем
опыте. Поэтому знание, исходя от Бога,
не может противоречить вере, наука не
может противоречить религии, наука
помогает познанию Бога, а знание помогает
в богословии, упорядочивая богословское
знание, систематизируя и снабжая
богословие своими аргументами. Знание
должно укреплять веру. Оно есть средство
обращения атеистов и еретиков.

16. Критика
схоластической методологии в философии
Ф. Бэкона. Роль наблюдения, эмпирических
методов научного познания, проблема
индуктивных умозаключений в трактовке
Ф. Бэкона и с современной точки зрения.

Фрэ́нсис Бэ́кон
(англ. Francis Bacon), (22 января 1561—9 апреля
1626) — английский философ, историк,
политический деятель, основоположник
эмпиризма.

выступил против
схоластической философии и выдвинул
доктрину естественной философии,
основывающейся на опытном познании.
Взгляды Бэкона сформировались на основе
достижений натурфилософии Возрождения
и включали в себя натуралистическое
миросозерцание с основами аналитического
подхода к исследуемым явлениям и
эмпиризм. Понимание науки включало
новую классификацию наук, в основу
которой он положил такие способности
человеческой души, как память, воображение,
разум. Соответственно этому главными
науками должны быть история, поэзия,
философия.

Высшая задача
познания и всех наук — господство над
природой и усовершенствование человеческой
жизни. Знание — сила. Но только знание,
которое истинно. Бэкон сформулировал
понятия материи как природы бесконечной
совместимости вещей. Материя обладает
движением. Движение и покой — равноправные
свойства материи.

Метод познания

Указывая на плачевное
состояние науки, Бэкон говорил, что до
сих пор открытия делались случайно, не
методически. Их было бы гораздо больше,
если бы исследователи были вооружены
правильным методом. Метод — это путь,
главное средство исследования. Даже
хромой, идущий по дороге, обгонит
нормального человека, бегущего по
бездорожью.

Исследовательский
метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом
— ранний предшественник научного
метода. Метод был предложен в сочинении
Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был
предназначен для замены методов, которые
были предложены в сочинении «Organum»
(«Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия
назад.

В основе научного
познания, согласно Бэкону, должны лежать
индукция и эксперимент.

Индукция может
быть полной (совершенной) и неполной.
Полная индукция означает регулярную
повторяемость и исчерпаемость какого-либо
свойства предмета в рассматриваемом
опыте. Индуктивные обобщения исходят
из предположения, что именно так будет
обстоять дело во всех сходных случаях.
В этом саду вся сирень белая — вывод из
ежегодных наблюдений в период её
цветения.

Неполная индукция
включает обобщения, сделанные на основе
исследования не всех случаев, а только
некоторых (заключение по аналогии),
потому что, как правило, число всех
случаев практически необозримо, а
теоретически доказать их бесконечное
число невозможно: все лебеди белы для
нас достоверно, пока не увидим чёрную
особь. Это заключение всегда носит
вероятностный характер.

Пытаясь создать
«истинную индукцию», Бэкон искал не
только факты, подтверждающие определенный
вывод, но и факты, опровергающие его.
Он, таким образом, вооружил естествознание
двумя средствами исследования:
перечислением и исключением. Причем
главное значение имеют именно исключения.
С помощью своего метода он, например,
установил, что «формой» теплоты является
движение мельчайших частиц тела.

Итак, в своей теории
познания Бэкон неукоснительно проводил
мысль о том, что истинное знание вытекает
из опыта. Такая философская позиция
называется эмпиризмом. Бэкон и был не
только его основоположником, но и самым
последовательным эмпириком.

Бэкон разработал
принцип эмпиризма (в max степени опирается
на разум при анализе фактов);
опытно-индуктивный метод — постепенное
образование понятий путем истолкования
фактов и явлений природы. (Метод собирания
информации от единичного к всеобщему)

Фрэнсис Бэкон
разделил источники человеческих ошибок,
стоящих на пути познания, на четыре
группы, которые он назвал «призраками»
(«идолами», лат. idola)[1]. Это «призраки
рода», «призраки пещеры», «призраки
площади» и «призраки театра»[2].

«Призраки рода»
проистекают из самой человеческой
природы, они не зависят ни от культуры,
ни от индивидуальности человека. «Ум
человека уподобляется неровному зеркалу,
которое, примешивая к природе вещей
свою природу, отражает вещи в искривлённом
и обезображенном виде».

«Призраки пещеры»
— это индивидуальные ошибки восприятия,
как врожденные, так и приобретённые.
«Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных
роду человеческому, есть своя особая
пещера, которая ослабляет и искажает
свет природы».

«Призраки площади»
— следствие общественной природы
человека, — общения и использования в
общении языка. «Люди объединяются речью.
Слова же устанавливаются сообразно
разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое
установление слов удивительным образом
осаждает разум».

«Призраки театра»
— это усваиваемые человеком от других
людей ложные представления об устройстве
действительности. «При этом мы разумеем
здесь не только общие философские
учения, но и многочисленные начала и
аксиомы наук, которые получили силу
вследствие предания, веры и беззаботности».

Соседние файлы в предмете Философия

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
 

Главная
Поиск
Опыты
Хим. истории
Великие химики
Химия вокруг нас
Интересные факты
Химические курьёзы
Юмор
Автор
Полезные ссылки

 

Роджер Бэкон
монахучёный

Роджер Бэкон (1214—1294) — монах английского
ордена францис­канцев, алхимик и философ, прозванный за широчайшие
познания «чудесным доктором», «удивительным учителем». Он впервые
ус­тановил состав черного пороха, доказал, что горение вещества в
закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха, разработал
методы очистки золота от серебра и меди, при­ложил много усилий для
распространения в Европе арабских и античных знаний. Бэкон выделил
четыре источника ошибок в умозаключениях: вера в авторитеты, сила
привычки, использование мнений невежеств и смешение полного невежества с
кажущимся знанием или претензиями на знание (последнее — самый опасный
источник ошибок).

Руководители ордена францисканцев, видимо,
полагали, что Бэкон владеет тайной приготовления «философского камня» и
в ожидании открытия им тайны в 1257 г. они впервые заключили его в
тюрьму, где он провел 10 лет. Только благодаря покровительству папы
Клемента
IV,
лично знавшего Бэкона, он был освобожден из заключения. В 1278 г. он
вторично очутился в заключении, где пробыл 14 лет в одиночной камере
монастырской темницы. Через два года после выхода из тюрьмы Бэкон умер.

Григорий Онищенко

Григорий Онищенко

Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами» , лат. idola). Это «призраки рода» , «призраки пещеры» , «призраки площади» и «призраки театра» .
«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде» .
«Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы» .
«Призраки площади (рынка) » — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум» .
«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».

Фрэнсис Бэкон, который жил на рубеже XVI и XVII веков, сформулировал множество идей, которые по сей день повторяют психологи и специалисты по когнитивным наукам. 

В трактате «Новый Органон», или «Истинные указания для истолкования природы» Бэкон говорит о необходимости пересмотра и восстановления наук, закладывая основы для научного метода, который знаком нам сегодня. И там же рассказывает о трудностях, с которыми сталкивается всякий, кто стремится объяснять мир.

«Органоном» (от греческого слова «инструмент, метод») тогда называли логические сочинения Аристотеля. Тот посредством своих работ подарил метод не только схоластам, которые основывали на аристотелевской логике собственные «суммы» и диспуты, но и всей европейской научной мысли. Бэкон решил создать нечто не менее масштабное, потому и назвал «Новым Органоном» вторую часть работы о «великом восстановлении наук». Главным методом научного познания мира Бэкон полагал индукцию, которая предполагает рассуждение от частного к общему и опирается на опыт.

На пути познания даже людям разумным и просвещённым встречается множество препятствий. Эти препятствия он назвал идолами или призраками — от слова «idolum», которое в греческом языке означало «призрак» или «видение». Этим подчёркивается, что речь идёт о мороке, иллюзии — о том, чего нет на самом деле. 

Предлагаем взглянуть на этих идолов и разобраться, существуют ли они по сей день.

Идолы рода

image_image

Лукас Кранах, изображение Адама и Евы.

«Родовые идолы» — это, согласно Бэкону, заблуждения, которые «находят основание в самой природе человека». Ошибочно было бы полагать, будто мир именно таков, каким он видится нашим органам чувств. «Ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей», пишет Бэкон. А ведь опыт, который мы получаем, общаясь с внешней средой, ещё и подвергается интерпретации, что также создаёт неизбежные погрешности. Ум человека в «Новом Органоне» сравнивается с неровным зеркалом, которое добавляет к отражаемым вещам собственные погрешности, искажая природу.

Идея о том, что наше восприятие относительно, была развита впоследствии множеством учёных и сформировала современное понимание наук о человеке и природе. Фигура наблюдателя влияет на трактовку знаменитых квантовых экспериментов, будь то кот Шрёдингера или опыт Клауса Йенсономса с дифракцией электронов. Изучение субъектности и индивидуальных человеческих переживаний — главная тема в культуре начиная с ХХ века.

Бэкон отмечет, что заблуждения «родоплеменного» характера есть у всех людей: они называются так, потому что свойственны всем нам как виду, и от этого багажа собственной природы никуда не деться. Зато философ — человек, который идёт по пути познания — может, как минимум, осознать эту природу и делать на неё скидку, выдвигая суждения о сути явлений и вещей.

Идолы пещеры 

image_image

Прежде, чем говорить об этих заблуждениях, сперва нужно остановиться на символике пещеры. В классических текстах этот образ всегда отсылает к платоновской пещере, которую тот описывает в диалоге «Государство». 

Согласно мифу о пещере, человеческое знание и незнание можно описать следующим образом. Стоя спиной к свету костра в тёмной пещере, человек смотрит на тени, отбрасываемые вещами на стены пещеры, и, видя их, полагает, что имеет дело с подлинной реальностью, в то время как видит лишь теневые фигуры. Согласно Платону, наше восприятие строится на наблюдении иллюзий, и мы только воображаем, будто познаём подлинную реальность. Таким образом, пещера представляет собой чувственно-воспринимаемый мир.

Бэкон уточняет, что у каждого человека своя пещера, которая искажает свет природы. В отличие от «идолов рода», «пещерные» заблуждения разнятся для каждого из нас: это означает, что погрешности в работе наших органов восприятия индивидуальны. Также важную роль играют воспитание и условия развития. Как и несколько сотен лет назад, сегодня у каждого из нас есть свой опыт взросления, усвоенные в детстве модели поведения, сформировавшие внутренний язык любимые книги.

«У каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях».Фрэнсис Бэкон, «Новый Органон»

Рассуждая об этом, Бэкон во многом опередил своё время. Только во второй половине ХХ века антропологи, психологи и когнитивисты стали массово говорить о том, насколько различается восприятие разных людей. Разобщающим фактором могут стать как особенности органов чувств, так и различия в структуре самого языка, которые, в конечном счёте, определяют особенности мышления, не говоря уже о разнице культур и особенностях семейного воспитания.

Идолы площади

image_image

https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/the-wedding-dance/pAGKgN6eHENosg?hl=ru

(источник: )

Этих «идолов» Бэкон предлагает обнаружить (и обезвредить) в тесных сообществах людей, объединённых общими связями, интересами и проблемами. Социальное общение — наше лучшее умение как вида, однако в нём же может быть корень ошибок, которые из индивидуальных становятся коллективными, поскольку люди передают друг другу свои заблуждения.

Особое внимание Бэкон уделяет словам, ведь люди объединяются с помощью речи, а главная ошибка, которая может возникнуть в этой связи — «плохое и нелепое установление слов». Пусть слово «площадь» вас не обманывает: название эти идолы получили просто потому, что площадь — место шумное. А этому греху познания, по мнению философа, подвержены не только зеленщики на рынках, но и учёные. Ведь даже когда между учёными затевается спор, он чаще всего увязает в потребности «определиться с понятиями». Все, кто участвовал когда-либо в научных дискуссиях, знают: определяться можно сколь угодно долго. Поэтому Бэкон советовал обратиться к «обычаю и мудрости» математиков — начать с определений.

«Люди верят, что их разум повелевает словами. Но бывает и так, что слова обращают свою силу против разума. Это сделало науки и философию софистическими и бездейственными. Большая же часть слов имеет своим источником обычное мнение и разделяет вещи в границах, наиболее очевидных для разума толпы».Фрэнсис Бэкон, «Новый Органон»

О том, насколько важна лингвистика для сознания, сегодня говорят много — причём не только когнитивные психологи и лингвисты, но и специалисты, которые занимаются обучением машин. О значимости слов и определений начиная с ХХ века активно заговорили социальные философы. Используя язык, в котором много сниженных понятий, мы грубо упрощаем мысль; используя грубые слова для определения других людей — насаждаем агрессию в обществе. В то же время, давая грамотные и развёрнутые определения вещам и явлениям, мы говорим о них более спокойно и взвешенно, создаём более компетентные описания.

Чего Бэкон никак не мог предсказать, так это беспрецедентного для его времени развития средств коммуникации. Однако человеческая психология с получением новых инструментов не слишком изменилась — просто теперь мы можем ещё более эффективно создавать сообщества со своими правилами, представлениями, предрассудками, и языком, который всё это закрепляет.

Идолы театра

image_image

Последний вид «идолов», которые берут нас в плен заблуждений — это идолы театра. Имеются в виду представления, которые человек заимствует у других людей. К ним относятся неверные философские учения, ошибочные научные представления и ложные аксиомы, мифы, существующие в обществе. Мы можем слепо доверять авторитету других людей, или же просто не задумываясь повторять за другими неверные вещи.

Своё название эти идолы получили потому что «сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры». Бэкон указывает на то, что трактовки мироздания, которые предлагают неверные теоретические системы, похожи на театральные постановки. Описания подлинной реальности они не дают.

Эта идея выглядит актуальной до сих пор. Например, об идолах театра можно вспомнить, услышав очередную лженаучную теорию или просто бытовую глупость, основанную на предрассудке.

Эпохи разные, а искажения те же

Кроме перечисления четырёх идолов, Бэкон оставил в «Новом Органоне» множество упоминаний ошибок мышления, которые мы сегодня назвали бы когнитивными искажениями.

Также Бэкон рассуждал о природе суеверий, опираясь на принципы человеческого мышления (а именно, указывал на то, что людям свойственно замечать события, которые укладываются в их ожидания, и игнорировать пророчества, которые не сбываются) и указывал на то, что положительно и отрицательно окрашенные доводы воздействуют с разной силой.

Он отмечал, что на разум сильнее действуют образы и события, которые могут «сразу и внезапно его поразить». Остальные события проходят более-менее незамеченными. Не секрет, что информация, в которой мы заинтересованы, запоминается лучше всего, особенно, если от неё зависит наша жизнь. Интересно, что Бэкон обратил внимание на эти особенности человеческого восприятия уже так давно.

Так что, собравшись почитать Даниела Канемана, имеет смысл дополнить его книги томиком Бэкона — а то и несколькими диалогами Платона.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Рогатый моисей ошибка перевода
  • Робот пылесос редмонд коды ошибок
  • Рога моисея ошибка перевода
  • Робот пылесос пятится назад и выключается ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии