Самый огромнейший грамматическая ошибка

Часто люди совершают грамматические ошибки не потому, что не знают правил, а лишь по невнимательности. Каждый из нас, даже тот, кто имеет диплом о высшем филологическом образовании, иногда писал слова неправильно. Давайте поговорим о самых распространенных ошибках, которые хотя бы раз в жизни совершал каждый из нас. А самое главное — о том, как их можно избежать.

1. Мягкий знак в глаголах.

Правописание Ь в глаголах. Как правильно — «находится» или «находиться»? Ответ простой — в зависимости от контекста, Ь знак в глаголах может как ставитЬся, так и нет. Это знак ставят в следующих случаях — если в заданном глаголу вопросе тоже содержится Ь. Например: «Андрей находится в командировке». Андрей что делает? Он находится в командировке. В вопросе отсутствует Ь, значит, его не нужно ставить и в слове. А вот в таком же глаголе, употребленном в предложении: «Андрей должен сейчас находитЬся в командировке» — Ь знак нужно поставить. Все зависит от вопроса — что сейчас должен делатЬ Андрей? Он должен находитЬся в командировке. Не забывайте ставить к глаголу вопрос, и ошибок в текстах у вас не будет.

2. Как писать слово «недорогой»?

Чаще всего это слово пишется слитно. Употреблять его можно в самых разных контекстах, и зачастую такое написание будет верным: «недорогая одежда, недорогая поездка, недорогой отель». Кроме того, существует известное правило — если прилагательное, у которого есть приставка «не», можно заменить синонимом без такой приставки «недорогой — дешевый», «неглупый — умный», «не» с прилагательным пишется слитно. Однако в русском языке почти из каждого правила имеется исключение. И правила написания таких прилагательных тоже его содержат. Если вы в одном предложении употребляете противопоставление, такое прилагательное пишется раздельно. «Это был не дорогой, а очень дешевый тур». Но и тут имеются исключения! Если вы в таком противопоставлении употребляете утверждающие слова, то прилагательное пишется слитно! Например: «Я приобрела недорогую, но очень качественную юбку!»

3. Слова «в течение», «в заключение», «в отличие»

Вам попадались тексты, в которых было бы написано: «В течениИ некоторого времени»? Нам — очень часто. Грубейшая и очень распространенная ошибка! Запомните: все слова такого рода «во избежание», «наподобие», «в отличие» практически всегда имеют в конце букву Е. «В течениЕ нескольких лет» пишется только с буквой Е на конце. Употребить это слово с окончанием И можно только в случае, если речь идет о течениИ реки. Точно так же человек может «много лет содержаться в заключениИ». Во всех остальных случаях на конце ставится только буква Е.

4. Слова «надеть» и «одеть»

В зависимости от употребления, это слово можно писать и в том, и в другом варианте. Если вы употребите его неправильно и напишите: «Я Одела шапку», программа вам это слово не подчеркнет — это не орфографическая ошибка. Однако стразу станет понятно что вы не являетесь безупречно грамотным человеком. Можно «Одеть» на прогулку ребенка, однако на себя вещи всегда «НАдевают». Для того, чтобы это правило проще запомнить, придумали поговорку: «Одевают Надежду, НАдевают одежду».

5. Слова «приЙти» и «приДти»

Тоже весьма распространенная ошибка, хотя слово «приДти» на бумаге выглядит неорганично. Тем не менее, такое написание встречается достаточно часто. Чтобы не вникать в долгие лингвистические объяснения про тонкости написания слов на старославянском языке, просто запомните — буква «Д» в этом слове давно не употребляется. «Чтобы» и «что бы»Допускаются обе формы написания этого слова в зависимости от контекста: «Что бы такого сделать» и «Чтобы всем было хорошо». Вам нужно просто понимать, что именно вы хотите написать — зачастую это слово употребляется в качестве союза и пишется слитно.

6. «То же» и «тоже»

Примерно также следует писать слово «тоже» — чаще всего оно употребляется в качестве союза и пишется слитно. Однако в некоторых случаях его нужно все-таки писать раздельно — если оно употребляется в качестве указательного местоимения. «Я тоже пойду с вами». «Кино — совсем не то же самое, что реальная жизнь». Эти же правила применяются к слову «также», которое в некоторых тоже может быть написано раздельно: «Я буду делать так же, как и он».

7. «Ввиду» и в виду»

Частая ошибка, хотя избавиться от нее просто — «ввиду» пишется слитно, если речь идет о причине: «Розы укрыли ВВиду скорых заморозков» (по причине скорых заморозков, из-за заморозков). В данном случае «ВВиду» — это предлог. Если что-то можно увидеть, следует писать это слово раздельно: «В виду города обнаружили разрушенное строение». Такая форма встречается редко. А вот распространенное «имею в виду» всегда пишется только раздельно! Никаких исключений тут нет.

8. «Компания» и «кампания»

Правила написания этих слов очень простое, однако ошибки встречаются часто. В «кОмпании» друзей вы отмечаете праздник. А военная «кАмпания» проводится государством.

Заключение

Как видите, зачастую можно ошибиться просто по невнимательности. Читающие люди допускают значительно меньше грамматических ошибок, чем те, кто редко берет в руки печатные издания. Поэтому больше читайте и идеальная грамотность не заставит себя ждать!

Вопрос о классификации ошибок в речи
школьников продолжает оставаться одной из
болевых точек преподавания русского языка в
школе. Данная проблема является болезненной не
только для учителей, методистов, специалистов по
культуре речи, она актуальна и для всех людей,
пишущих и читающих по-русски.

Грамматические ошибки — это
нарушение грамматических норм образования
языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Словообразовательные

1 Нарушение норм русского
литературного словообразования:

Ошибочное
словообразование,

Искажение слов

Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка,
подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство,
публицизм

разночинская интеллигенция; полность
изображения; благородность души; взятничество;
упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние
слова; завсегдатели трактира; жаждает.

2 “Заменительное” словообразование,
проявляющееся в замене какой-либо морфемы.
Укидываться (вместо раскидываться),
отвесить (от повесить);
3 Словосочинительство (создание
несуществующей производной единицы, которую
нельзя рассматривать как окказиональную)
мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Морфологические

Неправильное формообразование,
нарушение системных свойств
формообразовательной системы у разных частей
речи

4 Ошибочное образование формы
существительного
Многие чуда техники, не хватает время
5 образование формы В.п. неодушевленного
существительного, как у одушевленного
Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
6 образование формы В.п. одушевленного
существительного, как у неодушевленного
Запрягли в сани два медведя (вместо:
двух медведей);
7 изменение рода при образовании
падежных форм:
пирожок с повидлой, февральский лазурь;
8 склонение несклоняемых
существительных
играть на пианине;
9 образование форм множественного числа
у существительных, имеющих только единственное,
и наоборот
поднос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное
образование формы прилагательного

10 Неправильный выбор полной и краткой
форм
Шляпка была полная воды, мальчик был
очень полон
11 Неправильное образование форм степеней
сравнения:
новенькие становятся боевее, она была
послабже Пети; более интереснее, красивше
12 Нарушение норм формообразования
глагола
Человек метается по комнате;
13 Нарушение образования деепричастий и
причастий
Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая
по сторонам
14 Ошибочное образование формы
числительного
С пятистами рублями
15 Ошибочное образование формы
местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от
ее (книги) оторваться
16 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Синтаксические

17 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть
чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы;
браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец —
человек отставной.

18 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более
красивую, повествует читателей, согласно закона,

он
показан человеком сильной воли, богатого умом,
крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление
плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева
все имело хаотический вид; ему характерны многие
отрицательные черты; уверен в будущее, Соня
жалела и переживала за Раскольникова; жажда к
славе;

19

Ошибки в структуре простого
предложения:

нарушение связи между подлежащим и
сказуемым,

Солнце села; но не вечно ни юность, ни
лето; это было моей единственной книгой в дни
войны;
20

Нарушение границы
предложения

Собаки напали на след зайца. И
стали гонять его по вырубке. Когда герой
опомнился. Было уже поздно.

21 Неудачное употребление местоимений Приезжий снял со стула тяжелый сверток
и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил
Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе
расписку.

22 Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Большинство возражали против такой
оценки его творчества.

Обычно молодежь является
носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.


Чтобы приносить пользу Родине, нужно
смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны
смелость, знания, честность);

23 Нарушение способа выражения сказуемого
в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея. Все
были рады, счастливы и весёлые.
24 Ошибки в построении предложения,
ведущие к искажению его смысла, структуры
В своей пьесе Чехов показал также
трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о
светлой и прекрасной жизни, представителем
которой является Трофимов.

Порфирий был
любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на
которых уже были уложены вещи.

25 Ошибки, связанные с употреблением
частиц

Хорошо было бы, если бы на
картине стояла бы подпись художника; отрыв
частиц от того компонента предложения, к
которому она относится (обычно частицы ставятся
перед теми членами предложения, которые они
должны выделять, но эта закономерность часто
нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две
проблемы, (ограничительная частица всего”
должна стоять перед подлежащим: “…всего две
проблемы”.

26 Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом. В
сочинении я хотел сказать о значении спорта и
почему я его люблю.
27

Разрушение ряда однородных
членов

Настоящий учитель верен
своему делу и никогда не отступать от своих
принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы,
двери, а еще грузовик и комбайн.

28

Ошибки в построении
предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…
На картине “Вратарь” изображен мальчик,
широко расставив ноги, упершись руками в колени.
29 Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами; причалившая
лодка к берегу.
30

Местоименное дублирование
одного из членов предложения, чаще подлежащего.

Кусты, они покрывали берег реки.
31

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал
в волейбол.

32

Ошибки в структуре сложного
предложения:

смешение сочинительной и
подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить
и уважать друзей, которую я прочитал ещё в
детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда
ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его
порывами.

Ум автор текста понимает не только как
просвещённость, интеллигентность, но и с
понятием “умный” связывалась представление о
вольнодумстве.

33

Отрыв придаточного от
определяемого слова.

Сыновья Тараса только что
слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

34 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с
мнением рецензента.
35

Разрушение
фразеологического оборота без особой
стилистической установки, например:

Терпеть не могу сидеть сложив руки;
хохотала как резаная.
36

Неоправданный пропуск
(эллипсис) подлежащего

Его храбрость — постоять за честь и
справедливость привлекают автора текста.
37 Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь.

Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация ошибок по ФИПИ

  1. Грамматические ошибки.
  2. Речевые ошибки.
  3. Логические ошибки
  4. Фактические ошибки.
  5. Орфографические ошибки.
  6. Пунктуационные ошибки.
  7. Графические ошибки.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Например:

  • подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
  • без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
  • оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

  • Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

  1. Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
  2. Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
  3. Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
  4. Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями.
  5. Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса, ихи дети.
  6. Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
  7. Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  8. Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.
    Повествует читателей.
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.
    Все были рады, счастливы и веселые.
  11. Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом.
    В сочинении я хотел сказать о значении
    спорта и почему я его люблю.
  12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство…
  13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  14. Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
  15. Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  16. Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Речевые ошибки

Виды речевых ошибок:

  1. Типичные грамматические ошибки (К9)Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
    Мысль развивается на продолжении всего текста.
  2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
  3. Неразличение синонимичных слов — В конечном предложении автор применяет градацию.
  4. Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмовАстафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  6. Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других.
  7. Нарушение лексической сочетаемости — ​​​​​​Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
  8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназмКрасоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
  9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  10. Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  12. Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

  1. Ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
  2. Неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует:.даст., научит. или.дает., учит.);
  3. Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
  4. Ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
  5. Неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия­нием просторечия и диалектов.

К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы прино­сить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма:. нужны сме­лость, знания, честность);
  2. Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, кото­рые они должны выделять, но эта законо­мерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничи­тельная частица «всего» должна стоять пе­ред подлежащим: «. всего две проблемы»);
  3. Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
  4. Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве.

Типичные речевые ошибки (К10)

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам­пы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использо­вание экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смеше­ние) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:

  1. Неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмот­реть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходи­мо употребить в приведённом предложе­нии, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
  2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знако­мо во многих странах (вместо слова изве­стно в предложении ошибочно употреб­лен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в дан­ном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимиче­ской замены);
  3. Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста ве­селый, а не мажорный мотив застав­ляет нас задуматься (антитеза требует точ­ности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
  4. Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном кон­тексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Логические ошибки

Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

  1. сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
  2. в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.

Композиционно-текстовые ошибки

  1. Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
  2. Ошибки в основной части.
    • Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
    • Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
    • Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
  3. Неудачная концовка. Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Фактические ошибки

Фактические ошибки — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

  1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров.
  2. Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
  3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
  4. Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

Орфографические, пунктуационные, графические ошибки

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  1. На изученные правила;
  2. Негрубые (две негрубые считаются за одну):
    • в исключениях из правил;
    • ­в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
    • ­в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
    • выступающими в роли сказуемого;
    • ­в написании и и ы после приставок;
    • ­в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
    • ­в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
    • ­в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

  1. Однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная): ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Важно!
    • Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
    • Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
  2. Повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов)
Орфографические ошибки
  1. В переносе слов;
  2. ­ Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
  3. ­ Прописная или строчная буквы
    • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
    • при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
    • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми
    • частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот).
  4. Слитное / дефисное / раздельное написание
    • в названиях, с в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
    • на правила, которые не включены в школьную программу. Например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную);
Пунктуационные ошибки
  • Тире в неполном предложении;
  • Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
  • Запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
  • Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
  • В передаче авторской пунктуации;
Графические ошибки

Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Распространенные графические ошибки:

  • Пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится);
  • Перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
  • Замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);
  • Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях. (следует: даже).

10.11.2020 20:36

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Ошибки в русском языке

Определение термина

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Грамматические ошибки

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

Виды грамматических ошибок

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Грамматические ошибки таблица с примерами

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

Классификация грамматических ошибок

Грамматические ошибки классификация

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

Грамматические ошибки примеры и исправления

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

Его величество грамматический закон, или некоторые трудности в употреблении прилагательных, числительных, местоимений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новикова Л.И., Грибанская Е.Э.

Трудности в употреблении прилагательных, числительных , местоимений смысловые, грамматические и стилистические различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Новикова Л.И., Грибанская Е.Э.

Словесные кружева, или нормы согласования и управления

Проблемы описания литературной нормы в сфере синтагматики собирательных и количественных числительных

Языковая норма и печать
Категория количественности в славянских языках: числительные и квантитативы
Проблема классификации грамматических ошибок в речи китайских студентов-филологов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Его величество грамматический закон, или некоторые трудности в употреблении прилагательных, числительных, местоимений»

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГРАММАТИЧЕСКИЙ ЗАКОН, ИЛИ НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, МЕСТОИМЕНИЙ

НОВИКОВА Лариса Ивановна, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, доктор педагогических наук

ГРИБАНСКАЯ Елена Эдуардовна, профессор кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия

Трудности в употреблении прилагательных, числительных, местоимений — смысловые, грамматические и стилистические различия.

Ключевые слова: грамматические нормы, формы прилагательных, степени сравнения, числительные, местоимения

Как часто мы нарушаем грамматические законы русского языка! Как это влияет на взаимопонимание, на отношение людей друг к другу? Может ли ошибка в употреблении определённой части речи повлиять на смысл фразы, важного документа? Для начала расскажем одну грустную историю. Трудился кузнец в деревеньке одной. Однажды унылой осенней порой Наш мастер решил наконец-то позвать Того, кто будет ему помогать. Желающих много. Но вот огорченье: Кузнец не хотел бы платить за ученье. Такой ученик кузнецу нужен был, Чтоб плата — копейки,

а труд — на рубли.

Шло время. Нашёлся один добрый малый, Готовый работать чуть солнышко встало. Кузнец стал ему поскорей объяснять, Что делать и как надо всё выполнять. — Достану из горна железа полоску, Пока горяча, она мягче воска. Ты молот возьми. Как кивну головой, Бей со всей силы по ней, дорогой. Ученик так и сделал.

Рассказать до конца? Нету в деревне теперь кузнеца.

Думаем, что нет необходимости объяснять, почему история закончилась столь печально. Лучше вспомним некоторые грамматические нормы. Начнём с имени прилагательного, а именно с употребления полной и краткой форм

качественного прилагательного. Казалось бы, какая разница: употребить полную или краткую форму прилагательного? Ан, нет. Решая, какую из двух названных форм прилагательных выбрать, следует учитывать имеющиеся между ними смысловые, грамматические и стилистические различия. И эти различия легко могут изменить сказанное или написанное (см. таблицу приведенную ниже).

Если не учитывать указанные признаки, то могут возникнуть ошибки, которые сделают документ недействительным, испортят мнение о его составителе и т.д.

Различия Полная форма Краткая форма

Смысловое Придаёт значение постоянного признака (т.е. всегда): • задача трудная, • человек он душевный Придаёт значение абсолютного признака, не связанного с конкретной обстановкой: • аудитория просторная (признак вообще); • задача решаемая (независимо от того, кто будет её решать) Придаёт значение временного признака (т.е. в этот момент): • задача трудна, высказывание его душевно Придаёт значение относительного признака, применительно к данной ситуации: • аудитория просторна (для большого количества людей); • задача решаема (в конкретной ситуации или для конкретного человека)

Грамматическое Не может требовать от существительного определённого падежа:-больной ангиной — это неверное употребление Требует от существительного определённого падежа: болен (чем?) ангиной (тв.п.)

Стилистическое Чаще употребляется в разговорном и художественном стилях: Подруга моя вежливая, добрая Чаще употребляется в официально-деловом и публицистическом стилях: Лицо, совершившее тяжкое преступление, социально опасно.

Об одной неграмматической норме, или Как «последнего» пытаются сделать «крайним»

Нормы бесстрастны. В них утверждается, что «последний» с точки зрения времени означает «недавний», с точки зрения пространства — «конечный» в ряду других. Прилагательное «крайний» означает — стоящий на краю, в стороне от ряда. Поэтому, когда говорят: «Кто крайний?», это неверно.

Но люди иногда воспринимают нормативное «Кто последний?» с обидой. Обида обусловлена тем, что прилагательное «последний» имеет и иные значения, а именно: наименее важный, низкий, плохой, никудышний, худший по качеству. Отсюда понятно стремление некоторых людей заменить «последний» на «крайний», чтобы избавиться он ненужных коннотаций.

Лингвисты всеми доступными им способами борются с неправильным употреблени-

ем слова, однако нормы живут сами по себе, а юди продолжают упорно говорить неверно, сердясь и вспыхивая, когда к ним обращаются совершенно правильно с точки зрения нормы.

Да ладно бы только это. Ещё одна напасть — суеверия. Увы, но суеверия тоже успешно противостоят норме. В некоторых профессиях частенько используются эвфемизмы. Представители опасных профессий — лётчики, инструкторы, парашютисты, циркачи-эквилибристы — никогда не скажут «последний полёт» именно из-за суеверных предубеждений, они говорят только «крайний полёт». Поостерегутся и шофёры говорить, что у них «последний рейс». И в данном случае злую шутку сыграло ещё одно значение слова: последний — это прилагательное, указывающее окончание какого-либо процесса. К тому же всем известно выражение «проводить в ос-ледний путь», после которого нет ничего, только вечность.

Такая же ситуация складывается, когда приходится употреблять в речи глагол «сидеть». Юристы, полицейские, государственные служащие предложат вам «присесть»: «Присядьте!», но никогда не скажут «садитесь», чтобы не было ненужной ассоциации с выражением «сесть в тюрьму».

Русский язык не особо-то политкорректен. Мы спокойно может указать человеку на его болезнь (инвалид), на половую принадлежность (наши обращения «мужчина», «женщина»). Но иной раз, подшучивая над собой, мы создаём шутливые замены «неполиткорректных» выражений. Так, название фильма «Старики-разбойники» заменяется на «лица заслуженного возраста с альтернативными представлениями об уважении к частной жизни», а известная надпись возле сидений «для инвалидов, лиц пожилого возраста и пассажиров с детьми» заменяется на шуточный текст: «для лиц, преодолевающих трудности из-за своего физического состояния».

Шутки шутками, но суеверным пессимистам рекомендуем успокоиться и нормативно употреблять слово «последний», так как у нас есть основания для сдержанного оптимизма: за последним всегда стоит кто-то последующий.

Ещё одна грамматическая норма связана с употреблением степеней сравнения имён прилагательных. В этих формах частотны следующие ошибки:

1. Соединение простой и сложной форм сравнительной степени: более труднее, более красивее, менее проблематичнее. Правильно: труднее или более трудный; красивее или более красивая; проблематичнее или более проблематичный.

2. Соединение простой и сложной форм превосходной степени: самая ближайшая родственница, самая важнейшая проблема. Правильно: ближайшая родственница или самая близкая родственница; важнейшая проблема или самая важная проблема.

Чтобы не допустить названные ошибки, достаточно помнить основные правила образования степеней сравнения имён прилагательных (см. таблицу, приведенную ниже).

Не меньшую сложность вызывает употребление в устной и письменной речи некоторых форм имён числительных. Часто ли мы пишем цифры словами? Нет. Именно поэтому и возникают ошибки. По мнению ученых, по тому, как употребляются числительные, можно «вычислить» степень образованности человека.

Назовём некоторые трудности:

1. В сложных и составных количественных числительных (отвечают на вопрос сколько?) склоняется каждая часть слова, а в порядковых числительных (отвечают на вопрос который по счёту?) только последнее слово, например (Т.п.): двумя тысячами семьюстами пятьюдесятью шестью — две тысячи семьсот пятьдесят шестой.

Простая Составная Простая Составная

Образуется от пол- Образуется по фор- Образуется по Образуется по фор-

ных прилагательных муле: слова более, формуле: полное мулам:

с помощью суффик- менее + прилагательное + 1) наиболее, наиме-

сов положительная суффиксы нее +

— её (-ей): степень прилагатель- — ейш-, — айш-: полное прилагатель-

сильный — сильнее, ного: сильный — сильней- ное:

— е: более сильный, ший, наиболее сильный,

высокий — выше, менее высокий, высокий — высочай- наименее сильный,

— ше: менее далёкий, ший, наименее важный,

далёкий — дальше более хороший. далёкий (форму наиболее важный;

с помощью другого образовать невоз- 2) простая сравни-

корня: можно), тельная степень +

хороший — лучше. хороший (форму образовать невозможно). РБ. Данную форму можно образовать не от всех прилагательных. всего, всех: дольше всех, лучше всего.

2. При употреблении смешанного числительного в словосочетании существительным управляет дробь: 26,5 процента (не процентов!).

3. Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмёро, девятеро, десятеро — могут сочетаться не со всеми словами русского языка.

Собирательное числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а собирательное числительное обе — с существительными женского рода: оба берега, оба села — обе подруги, обе девушки.

Знаете ли вы, что.

— чисел много, а числительных ограниченное количество: начинаются числительные со слова «один» и заканчиваются лексемой «девятьсот девяносто девять»;

— слова «тысяча», «миллион», миллиард» — существительные, которые можно посчитать и которые в определённых ситуациях используются в роли числительных;

— числительные с одиннадцати до девятнадцати, двадцать и тридцать имеют второй корень — дцать, которого в других числительных нет. Наши далёкие предки считали так: один на десяте, два на десяте, два над десятью, три над десятью. С течением времени словосочетание превратилось в слово, что и дало нам такие необычные числительные;

— слово «миллион» родилось от. восхищения. Его «родителем» является знаменитый путешественник Марко Поло. Рассказывая соотечественникам о нес-

Сочетаются Не сочетаются

1. С существительными мужского рода, одушевлёнными: трое мальчишек, четверо строителей. 2. С существительными общего рода и словами лица (в значении люди), люди, дети, ребята: двое нерях, шестеро детей, восьмё-ро ребят. 3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: семеро козлят, четверо зайчат. 4. С существительными, употребляющимися только во множественном числе: четверо саней, девятеро суток. 5. С личными местоимениями мы,вы,они: их двое, нас трое, вас четверо. 1.С существительными женского рода: неправильно говорить и писать четверо учениц, пятеро парт,-правильно — четыре ученицы, пять парт. 2. С существительными, обозначающими лиц высокого общественного положения: неправильно говорить и писать трое президентов, двое профессоров; правильно — три президента, два профессора. 3. С существительными, обозначающими взрослых животных: неправильно говорить и писать семеро козлов; четверо зайцев; правильно — семь козлов, четыре зайца. 4. С существительными, обозначающими парные предметы: неправильно говорить и писать двое ботинок; четверо носков; правильно — два ботинка, четыре носка.

метных сокровищах, которые он видел в азиатских странах, он придумал слово «миллион», которое состоит из итальянского корня милли (тысяча), и суффикса — оне, равного по смыслу русскому суффиксу-увеличителю — ищ. Восхищаясь увиденным, он по сути дела сказал примерно так: «Тысячища!»;

— в русских пословицах используется множе-

ство числительных, например, со словом «один»: одной рукой в ладоши не хлопнешь, один в поле не воин, одна правда на свете живёт, один раз не в счёт и др.;

— название поисковой системы Google (гугл) — это игра со словом googol (гу-гол). Говорят, известный математик Эдвард Каснер никак не мог придумать название числу десять в сотой степени, то есть единице со ста нулями. Он обратился к своему десятилетнему племяннику, пробегавшему мимо, с вопросом, как бы он назвал такое число. Тот, не долго думая, выпалил словечко «googol», и. его имя осталось в истории как имя создателя математического термина. Звали мальчика Милтон Сиротта.

Богат русский язык. Но воспользоваться этим богатством может только

грамотный человек. Так, используя местоимения, следует учитывать некоторые особенности их употребления.

1. В научном стиле местоимение мы рекомендуется употреблять в значении я — это свидетельствует о совместных выводах, построенных на изучении научной литературы по данному вопросу, и обсуждении данной проблемы с научным руководителем.

2. Для того чтобы исключить двусмысленность фразы, местоимения он, она, оно, они употребляются вместо ближайших к нему существительных.

3. Местоимения свой и себя всегда относится к человеку, производящему действие. Однако в некоторых случаях требуется уточнение или переконструирование предложения.

^у) _ практикум ПЯ-^лу УРЕ РЕ_ЧИ _

4. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от неё. Прибавление не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки: благодаря ей, согласно ему.

Возможно. Мы хотели бы рассказать вам сказку, позволяющую увидеть, сколько фразеологизмов и устойчивых формул есть в русском языке, содержащих в составе местоимение СЕБЯ: Я возвратное местоимение СЕБЯ. Как, вы не знаете обо мне? Ничего себе! Ну так читайте эти строки вслух или про себя.

Зарубите себе на носу, я не из тех, кто отрывает от себя, забывает о себе и не жалеет себя. Я посвятил себя самому себе.

Само собой разумеется, я могу постоять за себя, поставить себя в обществе местоимений. Но могу вызвать огонь на себя и взять на себя ответственность. Я вообще-то себе на уме,

Л.И. Новикова, Е.Э. Грибанская

хорошо собою и всегда стремлюсь обратить на себя внимание.

Да, мне приходится работать над собой и следить за собой, потому что у меня скверный характер. К сожалению, мне присуще себялюбие. Я думаю только о себе. Могу выйти из себя, быть вне себя от ярости. Мне бывает порой не по себе, а от радости я могу не чувствовать под собой ног. Но я никогда не потеряю себя и всегда думаю о том, что оставлю после себя.

Желаю всем вам от себя и остальных местоимений, чтобы вы обрели себя в этом мире и чтобы не пришлось потом кусать себя за локти. В любых ситуациях оставайтесь собою, верьте в себя, ищите дело по себе.

Испытал на себе: иногда трудно бывает взять себя в руки, хочется уйти в себя, замкнуться в себе. Но нужно прийти в себя, поставить себе цель и всегда держать её при себе. Помните: самое трудное дело в жизни — сделать самого себя.

Итак, вспомнив Его Величество Грамматический Закон, попробуем свои силы в выполнении заданий.

ПРОВЕРИМ СВОИ ЗНАНИЯ

Задание 1. Решите тесты.

1. Найдите предложение с ошибкой в употреблении степени сравнения прилагательного:

1) Шапка связана из самой тончайшей шерсти.

2) Этот вопрос сейчас наиболее важен.

3) Это высочайшая вершина планеты.

4) Эта проблема сегодня наиболее актуальна.

2. Определите, в каком предложении неправильно образована форма слова:

1) Два товарища долго не виделись.

2) Двое женщин громко разговаривали.

3) В среду едем в театр.

4) В итоге я нашёл правильное решение.

3. В каком предложении нет ошибки в образовании имени числительного:

1) На таможне задержали машину с четырями килограммами героина.

2) Мы были в полуторе дней пути от города.

3) Я рад полученным двумстам семидесяти восьми рублям премии.

4) Около пятиста человек приняли участие в уборке дворов.

4. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) В две тысячи шестнадцатом году.

2) В двух тысяче шестнадцатом году.

3) С восьмьюдесятью одной ромашкой.

4) Более восьмисот человек.

5. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) В две тысячи двадцатом году количество школ в стране увеличится в полтора раза.

2) У обоих подруг был юбилей.

3) На простейший вопрос она дала неправильный ответ.

4) Сильнейший ураган сорвал крыши.

6. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:

2) Выздоравливай скорее.

3) Пятеро студентов.

4) Сзади его шла нагруженная телега.

7. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) Наш дом стоит напротив вашего.

2) Ихний дом стоит напротив нашего.

3) У него много старинных монет.

4) У его отца много старинных монет.

8. В каком ряду все слова употребляются с числительным оба? случай, журнал, подруга;

друг, комната, газета; свидетель, приговор, судья; санкция, подпись, страница.

Задание 2. Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме употребления числительных.

1. Встречи с избирателями состоялись в . районах. а) двухстах шестидесяти семи б) двести шестьдесят семи

2. Новую линию метро откроют в . году. а) двухтысячном семнадцатом б) две тысячи семнадцатом

3. Театр находится в . километрах от метро. а) полутора б)полтора

4. Декан особо похвалил . студенток. а) троих б)трёх

5. Охрану выставили перед . воротами. а) обоими б) теми и другими

6. В новостях сообщили, что в нынешнем году было собрано более . тысяч тонн зерна. а) пятисот восьмидесяти б) пятьсот восьмидесяти

7. Более . человек обратились в службу спасения. а) две тысячи пятьсот б) двух тысяч пятисо

8. Длина окружности равна . (сантиметр). а) четыреста двадцать два б) четырёмстам двадцати двум

9. На съезде присутствовало около . тысяч человек. а) полтора б) полутора

10. Сегодня после долгой разлуки встретились . подруг / подруги. а) двое б) две

Задание 3. Выберите верную форму числительного или количественно-именного сочетания.

1. Каждому дали . тетрадей. а) по пять б) по пяти

2. Влажность воздуха составляет 76, 5 . а) процента б) процентов

3. Картинная галерея располагает . произведениями живописи. а) тысячей четыреста восемьдесят тремя б) тысячью четырьмястами восьмьюдесятью тремя

4. Мы встретились с . юношами. а)обоими б)обеими

5. Большая семья решила приютить. а) четыре сироты б) четырёх сирот

6. В годы Великой Отечественной войны мать потеряла на фронте . а) троих сыновей б) трое сыновей

7. Семинар вели . а) два доцента б)двое доцентов

8. Родители с нетерпением ждали в гости . дочерей. а) обоих б)обеих

9. По дороге к переправе шли . а) четверо женщин б)четыре женщины

10. .лежали на полу. а) двое котов б) два кота

11. На . сторонах проспекта высились красивые здания. а)обеих б)обоих

Задание 4. Употребите слова оба — обе с существительными. Поставьте

их в нужном падеже.

В. случаях, с. судьями, с. подругами, об. друзьях, в. комнатах, от. женщин, на. приговорах, у. домов, от. домов, к. шторам, под. договорами, на. страницах, в. газетах, в. журналах, об. санкциях, в. словарях, с. книгами, на. столах, в. библиотеках, к. подписям, у. студентов, с. студентками, к. свидетелям.

Задание 5. Исправьте предложения, правильно употребив местоимения.

1. Сзади его шла нагруженная телега. 2. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 3. Больной попросил сестру налить себе воды. 4. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого. 5. Мальчик с его собакой возвратился домой. 6. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.

Задание б. Исправьте грамматические ошибки, допущенные в текстах. Текст 1

Одно из самых прекраснейших сооружений древнерусской архитектуры — церковь Покрова на Нерли, построенная в одной тысяче шестьдесят пятом году. Церковь стояла уединённо на берегу реки Старицы. Она и сейчас расположе-

на поодаль от города. Колеблющиеся тени листвы падают на неё белые стены, и в солнечном свете, и в движении теней и струй, продолженная отражением в реке, эта небольшая церковь кажется переливающейся жемчужиной. Она проста, но самых совершеннейших пропорций.

Известный художник Сергей Васильевич Малютин увидел интересную куклу в Японии. Она была из дерева, пуста внутри, и в её вкладывались несколько таких же кукол поменьше. Приехав в Россию, он нарисовал подобную куклу, переодел неё в русский костюм, нарисовал миловидное личико, показал народным умельцам. В тысяче девятьсотом году игрушку отвезли на выставку в Париж, где наградили наших мастеров бронзовой медалью. Вот уже более сотни лет живёт матрешка в России.

В тысяче триста восемьдесятом году князь Дмитрий Иванович сидел на Московском престоле. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-та-тарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей русской земле гонцов со своими грамотами. Не прошло и тридцать дней, как собралось самое огромнейшее войско, какого ещё не было на Руси. Сергий Радонежский благословил на битву князя. Он дал Дмитрию двоих монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов — Пересвета и Ослябю.

1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.

2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Словарь грамматических вариантов русского языка. — 3-е изд., стер. М., 2008.

3. Грибанская Е.Э. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Практикум: Учебно-практическое пособие. — М.: РГУП, 2014.

4. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки: Методическое пособие для учителей русского языка. Орфография. Фонетика. Графика. Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. (Учебно-методическое пособие). — Брянск: Курсив, 2006. — 206 с.

5. Грибанская Е.Э., НовиковаЛ.И. Правильная речь — признак профессионализма // Образовательные технологии. — 2014. — № 4.

6. Новикова Л.И. Турнир знатоков русского языка // Рус.яз. в шк. — 2012.- № 8. — С. 37-43.

7. Новикова Л.И. Пути формирования интереса к культуре речи у учащихся 5-х классов (на материале уроков русского языка и литературы): Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. — Брянск, 1998. — 307 с.

Грамматические ошибки в прилагательных в русском языке

— В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы прилагательного. Пример ошибки:

Жизненный путь героя тяжёл и трагичный. вместо Жизненный путь героя тяжёл и трагичен.

— Зависимые слова могут быть только при краткой форме прилагательного:

Сюжет рассказа интересен (НЕ интересный!) во многих отношениях.

— Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Пример ошибки:

Это произведение более худшее вместо Это произведение ещё хуже. Самый способнейший студент вместо Самый способный студент.

— Формы на -енен в современном языке малоупотребительны, более предпочтительны формы на -ен:

Его вклад в работу был существен (НЕ существенен!).

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Практикум по культуре речи «Грамматические ошибки прилагательных»
методическая разработка на тему

«Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления имен прилагательных».

Инструкция для студентов . Каждый правильный ответ оценивается в один балл. На «5» студент должен получить 10-9 баллов; на «4» — 8-7 баллов; на «3» — 6-5 баллов. Менее 4 баллов – работа выполнена неудовлетворительно. Время выполнения 30 минут.

При выполнении работы можно использовать таблицу предыдущего занятия

«Грамматические ошибки имен прилагательных».

1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Третий рассказ показался ему наиболее смешней.

2) Моя работа оказалась наихудшайшей из всех.

3) Отношение к людям должно быть мягче, а взгляд на жизнь — ширше.

4) Вчера ты был менее весел.

5) Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете.

2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.

1) Я (сыт / сытый) по горло.

2) Сегодня он (сердит / сердитый).

3) Преподаватель (доволен / довольный) успехами студентов.

4) Больной еще (слаб / слабый).

5) Вода в реке (темна / темная) и (холодна / холодная).

В русском литературном языке не употребляются формы слов более лучший , более худший и т. п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.

При полной форме имени прилагательного, употребленной в Именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как, правило, быть управляемые слова, а при краткой форме — могут. Ср.: он болен ангиной — он больной ангиной.

Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного . Ср.: он богатый и умный — он богатый и умен.

«Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления имен прилагательных».

Инструкция для студентов . Каждый правильный ответ оценивается в один балл. На «5» студент должен получить 10-9 баллов; на «4» — 8-7 баллов; на «3» — 6-5 баллов. Менее 4 баллов – работа выполнена неудовлетворительно. Время выполнения 30 минут.

При выполнении работы можно использовать таблицу предыдущего занятия

«Грамматические ошибки имен прилагательных».

1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Этот костюм мне менее велик, чем тот.

2) Алена гораздо красившее Татьяны.

3) Такой зонт более женский, чем мужской.

4) Надо вести себя скромнейше и простее.

5) Первее всего нужно делать то, что мы начали.

2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.

1) Константин Сергеевич очень (умен / умный).

2) Эти многоугольники (симметричны / симметричные).

3) Он слишком (застенчив / застенчивый).

4) Эти ошибки легко (исправимы / исправимые).

5) Эта река слишком (мелководна / мелководная).

В русском литературном языке не употребляются формы слов более лучший , более худший и т. п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.

При полной форме имени прилагательного, употребленной в Именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как, правило, быть управляемые слова, а при краткой форме — могут. Ср.: он болен ангиной — он больной ангиной.

Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного . Ср.: он богатый и умный — он богатый и умен.

Эталоны ответов к практической работе.

1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Третий рассказ показался ему смешней (более смешным.)

2) Моя работа оказалась худшей из всех. (Моя работа оказалась хуже остальных . Моя работа оказалась хуже всех .)

3) Отношение к людям должно быть мягче , а взгляд на жизнь — шире .

4) Вчера ты был не такой веселый .

5) Мой дядя – лучший и добрейший человек на свете.

(Мой дядя самый лучший и самый добрый человек на свете.)

2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.

1) Я сыт по горло.

2) Сегодня он сердитый . ( Сердит на кого-то…)

3) Преподаватель доволен успехами студентов.

4) Больной еще слаб .

5) Вода в реке темная и холодная .

1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Этот костюм мне не так велик , чем тот. ( Не такой большой , как тот.)

2) Алена гораздо красивее Татьяны.

3) Такой зонт женский , а не мужской. ( Этот зонт женский , а не мужской. Такой зонт больше женский , чем мужской.)

4) Надо вести себя скромнее и проще .

5) В первую очередь нужно делать то, что мы начали. ( Сначала нужно делать то, что мы начали. В первую очередь нужно делать то, что мы начали.)

2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.

1) Константин Сергеевич очень умен .

2) Эти многоугольники симметричны . ( Эти многоугольники симметричные между собой.)

3) Он слишком застенчив . (Он застенчивый .)

4) Эти ошибки легко исправимы . (Эти ошибки исправимые .)

5) Эта река слишком мелководна . (Эта река мелководная .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лекции с запланированными ошибками «Введение в С++»

Введение в С++. Типы данных.

Я – женщина без права на ошибку,

Философия женщины.( Педагогическая баллада).

разработка урока по русскому языку и культуре речи в форме КВН «Лексикология. Лексические ошибки»

В своей педагогической деятельности я часто использую игровые технологии. Выигрышность таких уроков в сравнении с обычными очевидна. Урок в форме КВН лучше проводить в конце из.

семинар-практикум «Культура делового общения»

Психологическое просвещение участников семинара – практикума; создание условий для сплочения группы, развития мотивов межличностных отношений.

Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П.

Культура делового общения. Типичные речевые ошибки при прохождении собеседования.

Практикум. Сфера духовной культуры.

источники:

https://cyberleninka.ru/article/n/ego-velichestvo-grammaticheskiy-zakon-ili-nekotorye-trudnosti-v-upotreblenii-prilagatelnyh-chislitelnyh-mestoimeniy

https://reallanguage.club/grammatika-russkogo-yazyka/grammaticheskie-oshibki/grammaticheskie-oshibki-v-prilagatelnyx/

https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2017/12/28/praktikum-po-kulture-rechi-grammaticheskie-oshibki

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самый наилучший человек речевая ошибка
  • Самый лучший друг ошибка
  • Самый лучший день ошибка или нет
  • Самый наибольший вред наносит человеку курение ошибка
  • Самый лучший день есть ли ошибка