Самый сильнейший ошибка

Речевые ошибки. Речевые ошибки и их предупреждение Пособие для учителей

§ 2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Система форм прилагательного, организуемая взаимодействием категорий рода, падежа и числа, устроена в современном языке чрезвычайно просто, и поэтому усвоение ее не вызывает особых трудностей. Распространены только ошибки в употреблении краткой и полной форм и в образовании сравнительной степени.

I. ПОЛНАЯ И КРАТКАЯ ФОРМА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Вопрос о выборе одной из форм (полной или краткой) качественных прилагательных возникает при их использовании в функции именной части сказуемого. Во многих случаях полная и краткая формы употребляются параллельно, различаясь лишь тонкими смысловыми или стилистическими оттенками (ср.: «Он еще молод» — «Он еще молодой»’, «Сапоги узкие» — «Сапоги узки»). Однако встречаются ситуации, когда возможна только одна из этих форм. В таких случаях возникают речевые ошибки. Отметим наиболее типичные из них.
1. Употребление полней формы прилагательного

вместо краткой
В соответствии с действующими нормами только краткое прилагательное в роли сказуемого способноуправлять зависимыми формами: «Он похож на мать»; «Я готов к отъезду» и т. п.. В детской речи это правило нередко нарушается: «Шляпка гриба была полная воды» (соч., 4); «Наш город красивый в любое время года» (соч./5); «Его белые соцветия подобные свечам на праздничных елках» (соч., 6).
2. Употребление краткой формы прилагательного

вместо полной
В ряде случаев лексические значения прилагательных в краткой и полной формах не совпадают или совпадают не во всем объеме. Так, прилагательное способный имеет два значения: X) «обладающий способностями, одаренный»; 2) «могущий что-нибудь сделать». Первое из указанных значений в краткой форме реализуется только при наличии управляемого члена (способен к математике). Поэтому ошибочна такая, например, фраза из сочинения пятиклассника: «Он сказал членам приемной комиссии, что он способен и что они должны его принять». Прилагательное полный имеет значение «толстый, тучный» только в полной форме. Ср. в детской речи; «В детстве мальчик был очень полон, потому что не любил заниматься спортом» (соч., 5). При употреблении прилагательных в переносных, метафорических значениях краткая формаобычно не используется. Ср., однако, в детской речи: «День был по-осеннему сыр» (соч., 4); «Встреча старых фронтовиков была очень тепла» (соч., 7).

Следует отметить, что в целом краткие формы употребляются детьми значительно реже, чем полные.

II. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Ошибка может заключаться, во-первых, в образовании сравнительной степени такого, прилагательного, -которое в нормативном языке форм степеней сравнения не имеет; во-вторых, в образовании формы сравнительной степени ненормативным способом.
1. Образование не существующей в нормативном языке формы • сравнительной степени прилагательного
а) Ряд качественных прилагательных не имеет формы
сравнительной степени41 вследствие причин, главным
образом словообразовательного порядка, связанных с наличием
некоторых суффиксов (-ск-, -к-, -ое-, -ев-, -л- и др.). Не имеют формы
сравнительной степени прилагательные дружеский, боевой, вялый,
маркий и др. Однако, поскольку их лексические значения не про-
тиводействуют образованию этой формы (все они обозначают каче-
ства, которые могут изменяться и, следовательно, допускают идею
сопоставления), такие формы могут быть образованы. Речевые
ошибки учащихся представляют собой в таких случаях реализа-
цию потенций языковой системы: «Если эти цветы сразу же не
поставить в воду, они будут еще вялее» (устн., 6); «Новенький ста-
новился боевее с каждым днем» (заметка, 6).

б) Некоторые качественные прилагательные обозначают так
называемые «абсолютные» признаки, которые мы-
слятся обычно вне идеи сопоставления (глухой, косой, пустой и
т. п.). Однако в ряде ситуаций эти признаки могут представляться
в динамике, тогда возникает потребность в форме сравнительной
степени. В нормативном язык? эта потребность удовлетворяется
образованием сложной (аналитической) степени, в детской речи
могут возникать формы простой сравнительной степени: «Старушка
стала еще слете, чем была» (соч., 4); «Сначала я спорил с мамой’,
но потом понял, что она всегда правее меня» (соч., 7); «Желтые
сапоги еще рванее, чем эти» (устн., 5).

в) В отдельных случаях учащимися могут быть образованы
формы сравнительной степени относитель-
ных прилагательных, что нормативным языком не
допускается. При этом значение прилагательного видоизменяется:

«В нашем озере вода немного реннее, чем в заливе» (соч., 5) — имеется в виду содержание в ней соли; «Этот шоколад еще соевее, чем тот» (устн., 2).
2. Образование формы сравнительной степени ненормативным способом

Продуктивным и регулярным способом образования сравнительной степени является прибавление к основе суффикса -ее (или его варианта -ей): сильный — сильнее, сильней. Однако значительное число широко употребительных прилагательных, основы которых оканчиваются на -г, -к, -х, -д, иногда -т, -cm, образуют формы простой сравнительной степени с помощью суффикса -е. При этом происходит чередование конечных согласных основы: строгий — строже, простой — проще и т. п. Ряд прилагательных образует формы сравнительной степени с помощью суффикса -ше (тонкий — тоньше).

В речи школьников наблюдается тенденция употреблять для образования сравнительной степени продуктивный суффикс -ее(-ей) во всех случаях. При этом устраняется чередование согласных: «Я никогда не видел книгу толстее, чем эта» (соч., 3); «Она богатей была. Ну, как это сказать, богачей» (устн., 3). Характерно, что в последнем примере говорящий стремится исправить ошибку, вводя чередование, однако не меняя суффикса.

Ошибки такого типа чрезвычайно широко распространены в речи младших школьников и особенно —дошкольников42.

Встречающиеся в речи детей формы «слабже», «длииьше», «красивше» и т. п., представляющие собой явление обратного порядка—замену продуктивных образований непродуктивными,— объясняются воздействием просторечия.

С трудом усваиваются детьми супплетивные формы сравнительной степени (хороший — лучше, плохой — хуже). Ошибки типа «Наш парк становится хорошее с каждым годом» представляют собой проявление характерной для детской речи борьбы с супплетивизмом. Формы «лучшей», «хужей» есть, по всей видимости, результат влияния просторечия.

Сложная форма сравнительной степени, характерная главным образом для книжной речи, детьми используется не часто. Однако широко распространены случаи объединения обеих форм: к прилагательному, стоящему в форме простой сравнительной степени, прибавляется слово более — элемент сложной формы сравнительной степени: «Эта задача более легче» (устн., 8); «От этого Мцыри

кажется более таинственнее» (соч., 7); «Он был более образованнее Гринева» (соч., 7). Это примеры грамматического плеоназма, суть которого заключается в ненужном дублировании элементов грамматического значения.
§ 3. МЕСТОИМЕНИЕ
Особенности использования местоимений связаны с их спецификой как части речи. Это прежде всего слова-заместители, слова-дублеры43. Их роль в организации предложения и — еще шире — текста чрезвычайно важна.
I. МЕСТОИМЕНИЯ СЕБЯ И СВОЙ

Местоимение себя по своему обобщенно-грамматическому значению и по функциям в предложении соотносится с личными местоимениями. В таком же положении по отношению к притяжательным местоимениям находится возвратно-притяжательное местоимение свой. Поэтому ошибки в их употреблении имеют сходный характер.

Оба эти местоимения, в отличие от личных местоимений и притяжательных мой, твой, наш и ваш, могут относиться к любому из трех лиц; их конкретная соотнесенность с одним, а не с другим лицом устанавливается только средствами контекста. Если в предшествующем тексте говорится о двух лицах, возникает неоднозначность: «Мария Сергеевна попросила меня принести свой портфель» (устн., 6) — ср. грамматически правильное: «Мария Сергеевна попросила меня принести ее портфель» или «. мой портфель»; «Я Метелицу представляю на своем вороном коне» (соч., 4); «Я застала сестру у себя в комнате» (соч., 6). Недочеты такого рода объясняются несовершенством оперативной памяти детей, и прежде всего недостаточно развитой способностью «удержания» и «упреждения» текста, а также тем, что у них еще не выработана привычка учитывать восприятие слушателя (читателя). —

2. Употребление местоимений себя и свой вместо требуемых нормой личных и притяжательных местоимений

Местоимение свой выражает принадлежность тому лицу, которое обозначено подлежащим. Дети часто соотносят это местоимение с существительным, которое не является подлежащим: «Пальме очень понравились свои соседи» (соч., 4) — ср. грамматически правильное: «Пальме очень понравились ее соседи» или (с иным смысловым оттенком) «Пальма полюбила своих соседей»; «Замок был построен в честь своих дочерей» (соч., 7) —ср.: «Он построил замок в честь своих дочерей» или «Замок был построен в честь его дочерей». В тексте А. С. Пушкина было: «В первой своей молодости медвежата приводимы были ежедневно в гостиную. » В изложениях пятиклассников обнаруживаем: «В первой своей молодости медвежат приводили в гостиную»; «В первой своей молодости Кир ила Петрович играл с медвежатами в гостиной».

Аналогичные недочеты встречаются при употреблении местоимения себя: «Кирила Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе» (изл., 5).

3. Употребление личных и притяжательных местоимений вместо требуемых нормой местоимений себя и свой

Если подлежащее выражено личным местоимением, то при указании на то же лицо в форме косвенного падежа должно быть использовано возвратное, а не личное местоимение: «Я нашел платок у себя (а не «у меня») в кармане»44. Использование возвратного местоимения является предпочтительным (хотя и не обязательным), если подлежащее выражено существительным (ср. «Брат нашел платок у него в кармане» и «Брат нашел платок у себя в кармане»). В речи учащихся разного возраста обнаруживаются случаи нарушения этого правила: «Он пригласил его друзей к нему домой» (соч., 6); «Вожатый много рассказал нам о нем» (заметка, 4). Аналогичные ошибки связаны с употреблением местоимения свой: «Лист березы очень красив. Он красив его окраской» (соч., 5); «Дедушка стал слушать рапорт его внука» (срч., 4).

II. МЕСТОИМЕНИЕ ОН И УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения45 и личное местоимение он, которое называют иногда лично-указательным. Замещаемое слово обычно содержится в предшествующем тексте. Употребление местоимений-заместителей требует внимания: слушателю (читателю) должно быть совершенно ясно, какое слово замещается местоимением.’В речи школьников это условие не всегда соблюдается, что приводит к разного рода речевым недочетам.

1. Употребление «заместительных» местоимений при отсутствии в контексте замещаемых слов

3. Нарушение согласования с замещаемым словом
Эта ошибка характеризует речь младших школьников и связана с малым объемом оперативной памяти, неспособной к «удержанию» написанного (произнесенного) текста. Замещаемые слова отсутствуют в речи, но не в мысли: пишущий представляет их себе ясно, но не фиксирует на письме: «В доме раздавались крики. Они (т. е. приказные) пытались выломать раму» (изл., 5); «Мы еле тащили тяжелый тюк с бумагой. Там (т. е. у школы, где находился пункт сдачи макулатуры) было уже много ребят» (заметка, 4). Неуместны указательные и л»ично-указательные местоимения в начальных предложениях текста: «Когда он был в гостях, он увидел там прелюбопытную коробочку» (изл., 5, первая фраза); «Я поехал туда впервые» (соч., 6, первая фраза). Разумеется, бывают случаи, когда такое начало повествования является художественно оправданным.

2. Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности

В речи, недостаточно четко организованной, иногда возникают такие ситуации, когда не одно, а два или больше слов из предшествующего контекста могут быть поняты в качестве замещаемых. В таких случаях смысл высказывания становится неясным, допускает два истолкования: «Я увидел, что на школьном дворе идет драка: восьмиклассник дерется с шестиклассником. Этого мальчика (какого именно?) я хорошо знал» (заметка, 7). Особенно часто недочеты такого рода возникают в связи с употреблением местоимения он: «Какая-то птица села на ветку, и с нее (с ветки? с птицы?) посыпался стеклянный дождь» (изл., 4); «И тут они увидели знамя. Вася снял с себя рубашку, пальто и обмотал его (пальто? знамя?) вокруг себя» (соч., 5). Текст иногда может производить комический эффект, не предусмотренный пишущим: «Добрыня Никитич сидит на своем коне. Грива его (?) развевается по ветру. Он (?) приготовился к бою» (соч., 5).

Следует предостеречь учителя от излишнего педантизма в дачном вопросе. Речевой.недочет можно видеть лишь в тех случаях, когда действительно возникает опасность неправильного истолкования текста. Если же такой «потенциальной двусмысленности» нет, то нет и речевого недочета46.

«Старинная критика, в особенности школьная, заходила. слишком далеко и не допускала местоимения после двух существительных даже там, где их смешение невозможно по смыслу речи», — пишет В. И. Чернышев. Далее он приводит несколько фраз Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, И. А. Гончарова, которые не выдержали бы «школьной критики*, однако, по его мнению, являются вполне правильными и однозначно понимаемыми (Чернышев В. И. Правильность и чистота русской речи, с. 636).

Замещающее местоимение должно быть согласовано с замещаемым им словом в роде и числе. В речи школьников согласование иногда нарушается. Это объясняется тем, что в оперативной памяти может удерживаться не форма, а лишь значение замещаемого слова. Выделяется несколько наиболее распространенных случаев таких нарушений.

а) Если замещаемое слово является собирательным
существительным, то местоимение может быть ошибоч-
но употреблено в форме множественного, а не единственного числа
(«согласование по смыслу»): «Дворянство боялось, что они могут
лишиться власти» (соч., 8); «Весь народ боролся с захватчиками.
Они верили, что победа близка» (соч., 6).

б) Местоимение оказывается согласованным в роде
не с замещаемым существительным, ас тем
словом, которое по отношению к данному существительному слу-
жит обозначением более широкого (родового) или, напротив, более
узкого (видового) понятия: «Повесть «Дубровский» оказала боль-
шое влияние на развитие литературы. Трудно найти человека,
который бы его (т. е. «Дубровского») не читал» (соч., 8); «Большой
грузовик подъехал к дому. За рулем ее сидел мой папа» (соч., 5).

в) Поскольку значение обобщенности лица или предмета может
быть выражено формами как единственного, так и множественного
числа, в тексте может произойти незаметное для пишущего пере-
ключение с одного числа на другое: «Люди
заводят собак потому, что собаки сторожат дом. И еще она помо-
гает искать преступников» (анкета, 2); ср. в другой работе: «Соба-
ка — друг человека, они помогают ему во всем» (анкета, 2).
4. Местоименное дублирование одного из членов

Случаи такого рода широко распространены в разговорной речи, где они, видимо, не могут рассматриваться в качестве нарушений нормы47. Нормы письменной речи являются в этом отношении более строгими. Различаются два основных случая дублирования.

а) Дублируется подлежащее, при этом в предложении, как правило, не наблюдается нарушения его структуры. В таких случаях либо подлежащее, либо дублирующее его место-. имение может быть опущено без нарушения конструкции предложения: «Кусты, они покрывали берег реки» (соч., 5); «Шабашкин, видя, что толпа идет на него, он струсил и заперся в сарае» (соч., 5); «Портфель, если бы он мог говорить, он рассказал бы о многом»

(соч., 4). Во всех подобных случаях наблюдается особая интонационная расчлененность. Чем больше конструктивно усложнено предложение, тем больше вероятность местоименного дублирования его компонента.

б) Дублирующий и дублируемый компоненты могут находиться в разных синтаксических позициях. При этом нарушается структура предложения. Оно не может быть отредактировано путем устранения местоимения и нуждается в более серьезной конструктивной перестройке: «А кипарис, как ни пытался, у него ничего не выходило» (соч., 4); «Человек, который придет в подземелье, им сразу овладеет чувство оцепенения, скованности» (изл., 5).

5. Не соответствующее норме употребление падежных форм

местоимения он с предлогом

При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему прибавляется обычно начальное н, (т протетическое», отсутствующее при беспредложном употреблении того же местоимения, ср.: ему, но к нему). Поскольку детскую речь характеризует стремление к унификации форм, начальное н в предложных сочетаниях часто устраняется: Ют их создается бодрое настроение» (соч., 5); «Он посмотрел на ее задумчивыми глазами» (изл., 4); «У еео совсем не было денег и не было куска хлеба» (соч., 5).

Поскольку данное явление распространено и в неграмотной речи взрослых, можно видеть в этом случае воздействие просторечных форм. Воздействием просторечия объясняется и отмечаемая иногда в речи детей усеченная форма родительного паде&а женского рода: «У ней не было времени» (соч., 6).

§ 4. ГЛАГОЛ
I. ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Характерной особенностью русского глагола является наличие не одной, а двух формообразующих основ. Любая из глагольных форм образуется путем прибавления формообразующей морфемы (суффикса или окончания, чаще всего — того и другого одновременно) к одной из основ. При этом формообразующие морфемы, начинающиеся с согласного звука (суффикс прошедшего времени -л, суффикс причастий прошедшего времени -eiw и т. п.), прибавляются к «основам на гласный (открытым), например: взя-л; кури-вш-ий и т. п., а формообразующие морфемы, начинающиеся с гласного звука (суффикс причастий настоящего времени -ащ-, суффикс деепричастия -а и т. п.),— к основам на согласный (закрытым), например: кур’-ащ-ий, кур1-а, читай-у и т. п. Открытую основу называют основой инфинитива, закрытую — основой настоящего времени1.

Ошибки при употреблении полной и краткой форм имен прилагательных.

Составителям деловых бумаг следует учитывать, что краткие формы имен прилагательных более употребительны в официально-деловой речи: полная форма прилагательного чаще обозначает временный признак, а краткая форма обозначает постоянный признак.

Краткая форма употребительна в языке документа — поскольку она обозначает постоянный признак предмета, она более абстрактна и отвлеченна. Полные формы прилагательных в деловых текстах оказываются неуместными еще и потому, что ощущаются как разговорные и даже просторечные. Ниже представлены примеры правильного и неправильного словоупотребления.

Неправильно

Выводы комиссии обоснованные и справедливые.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконное.

Данная задача при сложившемся положении неразрешимая. Предложенные поправки и дополнения существенные.

Требования к работникам аппарата управления своевременные. Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное. Проведение консультации со специалистами совершенно необходимое. Данное решение обязательное для исполнения.

Правильно

Выводы комиссии обоснованны и справедливы.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконно.

Данная задача при сложившемся положении неразрешима. Предложенные поправки и дополнения существенны.

Требования к работникам аппарата управления своевременны.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательно. Проведение консультаций со специалистами совершенно необходимо. Данное решение обязательно для исполнения.

Ошибки при употреблении имен числительных. В русском языке различаются количественные, порядковые и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. При употреблении количественных числительных в служебных документах, а также в деловой беседе, при чтении деловых текстов в официальной обстановке следует помнить, что все количественные числительные склоняются.

Так же, как пять, склоняются все числительные от пяти до двадцати и тридцать. Они склоняются как существительные женского рода на — «ь».

После числительных два, три, четыре употребляется родительный падеж единственного числа существительных: три новых сотрудника, двадцать два новых сотрудника.

После всех других числительных употребляется родительный падеж множественного числа: двадцать новых сотрудников (табл. 9.2).

Несклонение или неполное склонение сложных и составных количественных числительных, распространенное в устной речи, является нарушением норм официально-деловой письменной речи.

Склонение сложных и составных количественных числительных

Сложные

Составные

От 50 до 80

От 90 до 100

От 200 до 900

И: шестьдесят

И: семьсот пятьдесят шесть

R шестидесяти

R семисот пятидесяти шести

Д. шестидесяти

Д: двумстам

Д: семистам пятидесяти шести

В: шестьдесят

В: семьсот пятьдесят шесть

Т: шестьюдесятью

Т: двумястами

Т: семьюстами пятьюдесятью шестью

П: о шестидесяти

Я: о семистах пятидесяти шести

Примечание. И — именительный падеж, Р родительный падеж, Д — дательный падеж, В винительный падеж, Т творительный падеж, II — предложный падеж.

В текстах количественные числительные, как правило, записываются цифрами. Поэтому, чтобы избежать возможных речевых ошибок в текстах, предназначенных для чтения или произнесения в официальной обстановке, наряду с цифровыми обозначениями следует давать их словесные варианты в соответствующих падежных формах. Например: «Депутат встретился с 987 (девятьюстами восьмьюдесятью семью) избирателями».

Склонение дробных числительных. Дробные числительные пишутся раздельно: три восьмых, четыре целых и одна шестая, три с четвертью.

При склонении дробных числительных изменяются обе части: двух третьих, двум третьим и т.п.

Числительное полтора (мужского и среднего рода), полторы (женского рода) и полтораста имеют только две падежные формы (табл. 9.3).

Склонение числительного полтора

И: полтора дня

И: полторы минуты

И: полтора суток

R полу гора дней

R полутора минут

R полутора суток

Д: полутора дням

Д: полутора минутам

Д: полутора суток

В: полтора дня

В: полторы минуты

В: полтора суток

Т: полутора днями

Т: полутора минутами

Т: полутора суток

Я: о полутора днях

Я: о полутора минутах

Я: о полутора суток

Примечание. И — именительный падеж, Р родительный падеж, Д — дательный падеж, В винительный падеж, Т творительный падеж, II — предложный падеж.

Существительные с числительным полтора (полторы) сочетаются так же, как с числительным два (две), кроме сочетания полтора суток, где слово сутки стоит в форме родительного падежа множественного числа.

С числительным полтораста существительное употребляется в форме родительного падежа множественного числа: полтораста стран.

  • 1. Сказуемое ставится во множественном числе, если подлежащее обозначает небольшое число лиц: «Три человека из нашей организации участвовали в конференции».
  • 2. Сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее обозначает большое число лиц: «Триста человек участвовало в конференции».
  • 3. Сказуемое ставится в единственном числе, если оно выражено глаголами быть, находиться: «В лаборатории было тридцать сотрудников».

Порядковые числительные. Порядковые числительные, как прилагательные, имеют форму рода и числа: первый день сезона, первое сентября, первая сессия.

Порядковые числительные склоняются как прилагательные. При склонении составного порядкового числительного изменяется только его последняя часть: «в тысяча девятьсот шестьдесят втором году», «в две тысячи четырнадцатом году», однако «в двухтысячном году».

Собирательные числительные. Собирательные числительные употребляются при существительных мужского рода, обозначающих людей и имеют вид: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро и т.д. Например: «Уменя двое сыновей и две дочери».

В документах собирательные числительные чаще всего заменяются количественными, т.е. в документе не пишут: «трое работников», а пишут «три работника».

Ошибки, связанные с формами образования глагола. Образование и употребление некоторых глаголов вызывает определенные трудности при написании документа.

1. В русском языке существуют параллельные глагольные формы, которые различаются стилистической окраской. Например, глаголам совершенного вида, типа заготовить, ознакомить, узаконить, могут соответствовать глаголы несовершенного вида: заготовлять заготавливать’, ознакомлять ознакамливать’, узаконить — узаконивать.

В этих глаголах формы с суффиксами -ива-, -ыва- употребительны в официальной речи, а формы без этого суффикса воспринимаются как разговорные.

Речевые недочеты в употреблении прилагательных

Тема урока по культуре речи: «Речевые недочеты в употреблении прилагательных».

Цель урока: повторить образование форм сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных; научить правильно ставить ударения в словах данной части речи.

Речевая разминка.

Чтобы, что бы (шт)

Для того чтобы (шт)

Б. Произнесите вслух пословицу:» У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее». Сколько раз встречается здесь звук (ч)?

2. Самостоятельная работа.

-Образовать сравнительную степень прилагательных, поставить ударение: сильный, хороший, сладкий, плохой, вкусный, дорогой, светлый, тёмный, далёкий.

3. Прочитать стихотворение – фельетон и ответить на вопросы: сколько речевых ошибок допущено в тексте? Как правильно поставить ударение в сравнительной форме прилагательного красивый?

Говорил он, между прочим,

«Красивее ,” «Мы так хочим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюлитень».

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

— Провести исследовательскую работу, в процессе которой выяснить, почему в данных словах возникают трудности в постановке ударения.

4. Игра «Стоп!»

Учитель произносит прилагательные, а учащиеся поочерёдно (по рядам) должны правильно назвать формы их сравнительной степени. При наличии ошибки ряд теряет право ответа, а продолжает отвечать тот ряд, который дружно и организованно отреагировал на ошибку, ответив «Стоп!» Он же получает поощрительный балл.

5. Игра «Кто больше?»

Учащиеся, разделившись на группы, должны назвать как можно больше пословиц, в которых употребляются прилагательные в сравнительной степени. Например:

Худой мир лучше доброй ссоры.

Здоровье дороже золота.

Правда светлее солнца.

После работы еда вкуснее.

Много узнаешь, сильнее будешь.

Старый друг лучше новых двух.

Добрые слова лучше мягкого пирога.

6. Игра «Ха – ха!»

Учитель читает прилагательные и формы их превосходной степени. При употреблении неправильной формы школьники должны произнести «ха-ха» и исправить ошибку.

-Выполнив все задания и приняв участие в играх, ребята повторяют усвоенные ранее теоретические сведения, в частности то, что степени сравнения образуют только качественные имена прилагательные, при образовании степеней сравнения иногда происходит чередование согласных, не все качественные имена прилагательные образуют простую и составную формы и т.д.

7. Составление коллективного юмористического рассказа, употребляя в нём неправильные формы сравнительной и превосходной степеней для создания комического эффекта (работа в группах)

Например, рассказ «Ку-ка-ре-ку»

Само больше я люблю заниматься рыбной ловлей. С Петькой мы часто соревнуемся. И секрет этого соревнования в следующем. Кто проснётся раньше петуха, тот занимает более выгоднейшее место для клёва. А есть у нас такое. Рыба там клюёт само больше, а место для сидения более удобнее, чем в других местах .А как радуешься , когда вдруг на твоём крючке появляется самый красивейший лещ.

Изредка поглядываю на Петьку, лицо у него становится круглее футбольного мяча. Он в напряжении. Ждёт самого удачнейшего момента. Но как назло не везёт.

Не надо просыпать! Ку-ка-ре-ку!

Прослушав рассказ, ребята должны найти и исправить ошибки.

Домашнее задание: написать небольшой рассказ, включив в него прилагательные в форме сравнительной и превосходной степеней.

источники:

https://topuch.ru/rechevie-oshibki-i-ih-preduprejdenie-posobie-dlya-uchitelej/index4.html

https://studme.org/111638/dokumentovedenie/oshibki_upotreblenii_polnoy_kratkoy_form_imen_prilagatelnyh

https://infourok.ru/rechevie-nedocheti-v-upotreblenii-prilagatelnih-310952.html

Практическая работа

«Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления имен прилагательных».

Инструкция для студентов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. На «5» студент должен получить 10-9 баллов; на «4» — 8-7 баллов; на «3» — 6-5 баллов. Менее 4 баллов – работа выполнена неудовлетворительно. Время выполнения 30 минут.

При выполнении работы можно использовать таблицу предыдущего занятия

«Грамматические ошибки имен прилагательных».

Вариант 1.

1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Третий рассказ показался ему наиболее смешней.

2) Моя работа оказалась наихудшайшей из всех.

3) Отношение к людям должно быть мягче, а взгляд на жизнь — ширше.

4) Вчера ты был менее весел.

5) Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете.

2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.

1) Я (сыт / сытый) по горло.

2) Сегодня он (сердит / сердитый).

3) Преподаватель (доволен / довольный) успехами студентов.

4) Больной еще (слаб / слабый).

5) Вода в реке (темна / темная) и (холодна / холодная).

Примечание.

В русском литературном языке не употребляются формы слов более лучший, более худший и т. п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.

При полной форме имени прилагательного, употребленной в Именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как, правило, быть управляемые слова, а при краткой форме — могут. Ср.: он болен ангиной — он больной ангиной.

Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного. Ср.: он богатый и умный — он богатый и умен.

Практическая работа

«Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления имен прилагательных».

Инструкция для студентов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. На «5» студент должен получить 10-9 баллов; на «4» — 8-7 баллов; на «3» — 6-5 баллов. Менее 4 баллов – работа выполнена неудовлетворительно. Время выполнения 30 минут.

При выполнении работы можно использовать таблицу предыдущего занятия

«Грамматические ошибки имен прилагательных».

Вариант 2.

1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Этот костюм мне менее велик, чем тот.

2) Алена гораздо красившее Татьяны.

3) Такой зонт более женский, чем мужской.

4) Надо вести себя скромнейше и простее.

5) Первее всего нужно делать то, что мы начали.

2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.

1) Константин Сергеевич очень (умен / умный).

2) Эти многоугольники (симметричны / симметричные).

3) Он слишком (застенчив / застенчивый).

4) Эти ошибки легко (исправимы / исправимые).

5) Эта река слишком (мелководна / мелководная).

Примечание.

В русском литературном языке не употребляются формы слов более лучший, более худший и т. п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.

При полной форме имени прилагательного, употребленной в Именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как, правило, быть управляемые слова, а при краткой форме — могут. Ср.: он болен ангиной — он больной ангиной.

Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного. Ср.: он богатый и умный — он богатый и умен.

Эталоны ответов к практической работе.

Вариант 1.

1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Третий рассказ показался ему смешней (более смешным.)

2) Моя работа оказалась худшей из всех. (Моя работа оказалась хуже остальных. Моя работа оказалась хуже всех.)

3) Отношение к людям должно быть мягче, а взгляд на жизнь — шире.

4) Вчера ты был не такой веселый.

5) Мой дядя – лучший и добрейший человек на свете.

(Мой дядя самый лучший и самый добрый человек на свете.)

2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.

1) Я сыт по горло.

2) Сегодня он сердитый. (Сердит на кого-то…)

3) Преподаватель доволен успехами студентов.

4) Больной еще слаб.

5) Вода в реке темная и холодная. 

Вариант 2.

1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Этот костюм мне не так велик, чем тот. (Не такой большой, как тот.)

2) Алена гораздо красивее Татьяны.

3) Такой зонт женский, а не мужской. (Этот зонт женский, а не мужской. Такой зонт больше женский, чем мужской.)

4) Надо вести себя скромнее и проще.

5) В первую очередь нужно делать то, что мы начали. (Сначала нужно делать то, что мы начали. В первую очередь нужно делать то, что мы начали.)

2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.

1) Константин Сергеевич очень умен.

2) Эти многоугольники симметричны. ( Эти многоугольники симметричные между собой.)

3) Он слишком застенчив. (Он застенчивый.)

4) Эти ошибки легко исправимы. (Эти ошибки исправимые.)

5) Эта река слишком мелководна. (Эта река мелководная.

Ошибки при употреблении прилагательных:

  1. За пределами
    литературной нормы находятся формы
    сравнительной степени типа бойчее,
    звончее, слаже, сладче, красивше, длиньше

    и др. Это просторечные формы, литературные
    их варианты – бойче, звонче, слаще,
    красивее, длиннее.

  2. Формы сравнительной
    степени с приставкой по-, вносящие
    добавочное значение «несколько, немного»
    (побольше, посильнее, повыше),
    допустимы только в разговорной речи,
    в книжной же следует употреблять
    конструкции немного больше, несколько
    сильнее.

  3. При употреблении
    сравнительной степени должен быть
    указан объект сравнения: Эта комната
    более чистая и светлая
    не
    норма.

  4. Ошибкой является
    образование сравнительной и превосходной
    степеней сравнения путем соединения
    простой и сложной форм: более сильнее,
    самый сильнейший
    ;

  5. Ошибка –
    плеонастическое сочетание типа несколько
    поподробнее
    (форма поподробнее
    имеет значение «несколько, немного»);

  6. Образование
    сравнительной степени от относительных
    прилагательных (более разговорных
    вариант
    ).

2. Вариантные формы местоимений

При употреблении
местоимений особых трудностей с выбором
ва­риантных форм не возникает. Отметим
лишь следующее:

  1. Местоимения
    3-го лица он,
    она

    не
    произносят применительно к человеку,
    находящемуся рядом: следует называть
    его по имени. Таково требование культуры
    речи.

  1. У
    местоимений 3-го лица после предлогов
    к основе добавляется :
    встретить
    ее – встретиться с ней; позвонить ему
    – вспомнить о нем
    .

  1. После
    сравнительной степени прилагательных
    и наречий местоимения 3-го лица
    употребляются без начального :
    старше
    его, выше ее, дороже их
    .

  2. Вопросительные
    местоимения кто?
    и
    что?
    не
    имеют морфологических категорий рода
    и числа. При местоимении кто?
    глагол-сказуемое
    употребляется в мужском роде, независимо
    от того, кто реально име­ется в виду:
    мужчина, женщина, несколько человек.
    Например: Кто
    пришел? Кто вызывал такси?

Ошибки в употреблении местоимений

Существуют
вариантные формы сочетаний с местоимениями,
например: внутри
их — внутри них
,
которые отличаются
отсутст­вием или прибавлением
начального н
к
личным ме­стоимениям 3-го лица после
предлогов. Прибавляется н
после
всех простых предлогов, (без,
в для, до, за

и
т.д.) и ряда нареч­ных предлогов,
управляющих родительным падежом (возле,
во­круг, впереди, мимо

и т.д.);
но нормативным употреблением этих
предлогов с дательным падежом будет
форма без н:
вопреки
ему, согласно ей, наперекор им

и
т.д.

Не
прибавляется н
после
отыменных предлогов и употреб­ляемого
в функции предлога сочетания существительных
с пер­вообразными предлогами: при
помощи ее, не в при­мер им

и
т.п.

Употребляются
вариантные формы: в
отношении его – в от­ношении него,
насчет их – насчет них; у всех их – у
всех них, для всех их – для всех них, над
всеми ими – над всеми ними; между ва­ми
и ими – между вами и ними, между мной и
им – между мной и ним
.
Ср.:
Видишь
разницу между нами и ими.
..
(М.
Горький).

Нет
между нами и ними никакой средней линии

(А.
Гайдар).

После
сравнительной степени прилагательного
или наречия н
не
прибавляется: моложе
ее, выше его, старше их
.

При
употреблении возвратного местоимения
себя
и
возвратно-притяжательного место­имения
свой
может
возникнуть неясность или двузначность,
связанная с тем, к какому предшествующему
существительному или личному местоимению
они относятся.
Согласно правилу, возвратное местоимение
следует относить к слову, называющему
производителя действия.

Например,
в предложении: Он
не разрешает мне производить опыты над
собой — двусмысленность
вызвана тем, что над
собой

может быть отнесено и к он,
и ко мне.
В
подобных случаях, во избежание двузначности
рекоменду­ется перестроить предложение,
например: Он
не разрешает, чтобы я производил опыты
над собой. – Он не разрешает, чтобы я
производил опыты над ним.

Аналогичное
положение может возникнуть при
употребле­нии местоимения свой,
которое
также соотносится со всеми тремя
грамматическими лицами. Так, в предложении:
Мать
по­просила дочь принести свое платье

— слово
свой
следует
отнести к дочери как производителю
действия. При замене ме­стоимения
свой
личным
местоимением ее
в
притяжательном значении (принести
ее платье
)
принадлежность
должна быть отнесена к матери. Но в обоих
случаях сохраняется оттенок не­ясности,
двузначности, поэтому подобные предложения
реко­мендуется перестраивать: Мать
попросила, чтобы дочь принесла свое
платье. – Мать попросила, чтобы дочь
принесла ее платье.

Винительный падеж
определительного местоимения сама
име­ет две формы: самоё (книжная форма)
и саму (разговорная фор­ма): Поддерживают
саму (самую) идею переноса срока выборов;
Саму хозяйку я не видел; Ее самоё это не
волнует.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Найди и исправь ошибки в оброзовании формы слов. Запиши правильные вариантф формы слово.
1) с трёхстами работниками;
2) самый сильнейший игрок;
3) на шистидесяти метрах;
4) цвет более яркий.
ПОЖАЛУСТО ПОМОГИТЕ , МНЕ НУЖНО СРОЧЬНО!!!!

  • Предмет: Русский язык
  • Автор: arseny7720
  • Вопрос задан 5 лет назад

<

>

Ответы

Ответ дал: alionkacutie





0

Ответ:

———————

C) самый сильнейший

———————

Объяснение:

Ответ дал: superalina2020





0

Ответ:

Самый сильнейший

Объяснение:

Самый сильнейший

Похожие вопросы

Русский язык

2 месяца назад

5 эпитетов про осень
 

Русский язык

2 месяца назад

5 предложений с эпитетами про осень

Қазақ тiлi

10 месяцев назад

помогите срочно пжпж​

ОБЖ

10 месяцев назад

Чем кормить курицу чтобы она сносила не яица а дверь

История

6 лет назад

1.Предпосылки и последствия Версальского договора. 2.Предпосылки и последствия трудовой эмиграции

Химия

6 лет назад

Выпишите символы элементов металлов, расположите их в порядке увеличения металлических свойств :Li, F, K,Be,Fr,B,C,Na

Математика

7 лет назад

В первый день боёв советские солдаты уничтожили 147 фашистов, во второй день – 203 фашиста, в третий день – 315. Сколько фашистов уничтожили советские солдаты за три дня?

Алгебра

7 лет назад

найдите большой катет прямоугольного треугольного у которого гипотенуза равна 6корень из 3,а один из углов 30°

Степени сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная степень в русском языке

4 года назад · 3626 просмотров

Тема: степени сравнения прилагательных. Формы сравнительной и превосходной степени прилагательных. Русский язык, 3, 4, 5, 6 класс. Простая и составная форма. Ошибки при образовании степеней сравнения прилагательных.

Степени сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная степень в русском языке

Источник:

Степени сравнения прилагательных— это сравнительная и превосходная степень. Они показывают, что свойство или качество выражено у предмета сильнее или слабее, чем у других предметов.

Для примера возьмем прилагательное сильный: сравнительная степень — сильнее или более сильный, превосходная степень — сильнейший или самый сильный.

Степени сравнения образуются двумя способами. Первый способ — с помощью формообразующих суффиксов. Большой, больше, наибольший. Маленький, меньше, наименьший. Это простая форма.

Второй способ — образование сравнительной и превосходной степени с помощью слов более, менее, самый, всех, всего. Крупный, более крупный, самый крупный. Серьезный, менее серьезный, наименее серьезный. Это составная форма.

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, живого существа или явления. Отвечает на вопросы какой? чей?

Степени сравнения бывают лишь у качественных прилагательных — описывающих более или менее выраженные качества. Например: быстрее, выше, сильнее, самый быстрый, высочайший, сильнейший.

Формы сравнительной степени прилагательных

Сравнительная степень прилагательного показывает, что признак предмета выражен больше или меньше, чем этот уже признак у других.

В предложении прилагательные в форме сравнительной степени выступают в роли сказуемого или несогласованного определения:

Я теперь скромнее стал в желаньях (С. Есенин). Составное именное сказуемое.

Напитки покрепче, слова покороче (Р. Билык). Несогласованное определение.

Сравнительная степень может иметь простую (крупнее) и составную форму (более крупный).

Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов.

  • У качественных прилагательных сравнительная степень образуется с помощью суффиксов , -ее.
    большой — больше
    красивый — красивее
    веселый — веселее

  • У некоторых прилагательных происходит чередование согласных в корне:
    близкий — ближе
    глубокий — глубже
    тихий — тише
    тонкий — тоньше
    яркий — ярче

  • У некоторых прилагательных меняется корень — это так называемые супплетивные формы:
    хороший — лучше
    плохой — хуже

  • В разговорной речи используется форма простой сравнительной степени, образованная с помощью приставки по- и суффиксов , -ее.
    большой — побольше
    маленький — поменьше

Прилагательные в форме простой сравнительной степени — неизменяемые слова. У них не определяется число, род и падеж.

Для некоторых качественных прилагательных образовать простую степень сравнения невозможно. Простой степени сравнения лишены:

  1. Прилагательные со значением цвета и масти животных: синий, зеленый, красный, вороной, гнедой

  2. Прилагательные древнего происхождения: гордый, ветхий, правый, левый, ранний, рьяный, сырой

  3. Качественные прилагательные, образованные из относительных или от глаголов с помощью суффиксов:
    -л-: хриплый, загорелый, рослый, усталый, жилой
    -н-: наливной, напускной, наживной, лишний
    -ов-: деловой, огневой, передовой, боевой
    -ск-: дружеский, комический, человеческий, издевательский, юмористический

Составная форма сравнительной степени образуется с помощью добавления к начальной форме прилагательного слов более или менее:
старый — более старый
дорогой — менее дорогой
успешный — более успешный

Для некоторых прилагательных невозможно образовать простую форму сравнительной степени, но можно образовать составную:
усталый — более усталый
дружейский — более дружеский

Составные формы считаются более книжными, реже употребляются в разговорной речи.

Формы превосходной степени прилагательных

Превосходная степень показывает, что предмет по какому-то признаку превосходит остальные: ближайший город, умнейший ученый, наиболее заметный признак, самый человечный человек.

Превосходная степень имеет простую и составную форму.

Простая форма превосходной степени образуются:

  • С помощью присоединения к основе слова суффиксов -ейш-, -айш-:
    умный — умнейший
    красивый — красивейший
    близкий — ближайший
    крепкий — крепчайший

  • В некоторых случаях происходит чередование согласных в корне:
    низкий — нижайший
    строгий — строжайший
    дорогой — дражайший
    короткий — кратчайший

  • Для усиления превосходной степени иногда используется приставка наи-:
    умный — наиумнейший
    сильный — наисильнейший
    хороший — наилучший

Составная форма превосходной степени может образовываться двумя способами:

  • Начальная форма прилагательного плюс одно из дополнительных слов самый, наиболее, наименее:
    понятный — наиболее понятный
    простой — самый простой
    трудоемкий — наиболее трудоемкий
    затратный — наименее затратный

  • Сравнительная степень прилагательного плюс слово всех.
    интересный — интереснее всех
    быстрый — быстрее всех
    слабый — слабее всех

Прилагательные в форме превосходной степени сравнения изменяются по числам, родам и падежам. Самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках (Ю. Нагибин).

Ошибки при образовании степеней сравнения прилагательных

Несоблюдение морфологических норм образования сравнительных степеней прилагательных вызывает возникновение подобных речевых ошибок:

  1. Образование простой сравнительной или превосходной степени от прилагательных, для которых это невозможно:
    эта ткань коричневее той — ошибка
    сегодня я был усталее, чем вчера ошибка
    он гордейший человек ошибка

  2. Несоблюдения чередования согласных в корне:
    твердее вместо тверже
    слаже вместо слаще

  3. Неправильный суффикс:
    звончее вместо звонче
    лучшее вместо лучше

  4. Образование составной превосходной степени не с начальной формой, а со сравнительной степенью:
    более лучший вместо более хороший или лучше
    более умнее вместо более умный или умнее

  5. Смешение простой и составной превосходной степени:
    самый известнейший вместо известнейший или самый известный
    самая прекраснейшая вместо прекраснейшая или самая прекрасна

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самый редчайший экспонат где ошибка
  • Самый прекраснейший вид ошибки
  • Самый популярный код ошибки
  • Самый лучший это грамматическая ошибка
  • Самый первый ошибка или нет