Самый высочайший ошибка

Задание №929.
Образование форм слова. ЕГЭ по русскому

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В СТА метрах
самый ВЫСОЧАЙШИЙ
около ПОЛУТОРА часов
ПОЙДЁМТЕ в театр
ДВОЕ котят

Пояснение:
Ошибка допущена в слове «ВЫСОЧАЙШИЙ»: самый ВЫСОКИЙ.

Показать ответ

Источник: ЕГЭ 2020. Русский язык. 37 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий. И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева

Сообщить об ошибке

Тест с похожими заданиями

  1. Буквы
  2. Слова на букву С
  3. самый высокий

Проверка текста на ошибки

Правильное написание слова самый высокий:

самый высокий

Крутая NFT игра. Играй и зарабатывай!

Правильный транслит слова: samiy visokiy

Написание с не правильной раскладкой клавиатуры: cfvsq dscjrbq

Тест на правописание

Популярные запросы

  • стеснительная как правельно
  • как правильно пишется слово добиться
  • как пишется быть на ты
  • как пишется начинай
  • заливака

Данное слово в повседневной речи употребляется довольно часто, но его правописание вызывает определённые сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует два варианта правописания анализируемого слова:

  • “невысокий”, где “не” пишется слитно,
  • “не высокий”, где “не” пишется раздельно.

Как правильно пишется: “невысокий” или “не высокий”?

Согласно орфографической норме русского языка оба варианта являются правильными. Давайте разберем в каком случае нужно писать первый вариант, а в каком – второй.

невысокий

Когда пишем слитно?

Отметим, что “невысокий” является прилагательным.

В данном случае мы руководствуемся следующим правилом:

“С прилагательными “не” пишется слитно, если прилагательное можно заменить синонимом без “не”.

Заменим прилагательное “невысокий” синонимом без “не”:

невысокий – низкий

Важно знать, что в предложении существуют определенные условия, при которых данное прилагательное пишется раздельно с “не”.

Давайте разберемся, при каких условиях.

НЕ высокий

Когда пишем раздельно?

Мы пишем прилагательное “не высокий” раздельно:

  • если в предложении имеется противопоставление с союзом “а”.

Например: невысокий, а низкий ребенок (где “низкий” – это противопоставление с союзом “а”)

  • если перед прилагательным имеется одна из следующих конструкций: далеко не, отнюдь не, вовсе не.

Например: он далеко не высокий, он вовсе не высокий, он отнюдь не высокий.

  • если перед прилагательным стоит наречие с “ни”.

Например: нисколько не высокий

Примеры для закрепления:

  • Он был невысокий, но очень обаятельный .
  • Мы сегодня купили невысокий турник для ребенка.
  • Невысокий рост лишил меня многих возможностей.


Качественное прилагательное в форме мужского рода именительного падежа. Означает человека небольшого роста или низкое здание/предмет. Иногда это слово используют, чтобы сказать о чем-то незначительном. Так говорят о качестве чего-либо, когда оно оставляет желать лучшего.

Правильное написание

Согласно правилам русского языка, рассматриваемое слово пишется так:

НЕВЫСОКИЙ

Неверное написание

«не высокий» — слово написано раздельно.

Почему пишется именно так

Приставка «не» с прилагательными пишется слитно в трех случаях:
— слово не употребляется без этой приставки;
— с приставкой образуется прилагательное с противоположным значением;
— перед ним находится одно из этих слов – очень, совершенно,  крайне, в высшей степени, весьма, вполне, отчасти, совсем, почти, чрезвычайно.
Прилагательное «невысокий» образовано с помощью приставки «не» от слова «высокий», которое значит «имеющий большую высоту». Проверяемое слово имеет противоположное значение, поэтому оно пишется слитно.

Примеры

  1. Невысокий мужчина прошел мимо и задел меня плечом.
  2. В этом невысоком доме моя мать прожила всю жизнь.
  3. Некоторые считают, что от питания продуктами невысокого качества развиваются болезни.
  4. У отца было невысокое звание, но я гордился тем, что он служит в полиции.

Слово «повы­ше» пишет­ся слит­но с при­став­кой как фор­ма срав­не­ния име­ни при­ла­га­тель­но­го «высо­кий» или одно­ко­рен­но­го наре­чия «высо­ко».

Если воз­ни­ка­ет сомне­ние, как пра­виль­но пишет­ся «повы­ше» или «по выше», слит­но или раз­дель­но, выяс­ним часть речи, грам­ма­ти­че­скую фор­му и спо­соб обра­зо­ва­ния это­го сло­ва. В кон­тек­сте это сло­во может быть грам­ма­ти­че­ской фор­мой двух само­сто­я­тель­ных частей речи, но тем не менее зву­чит и пишет­ся одинаково.

Часть речи и грамматическая форма слова «повыше»

Узнаем, что обо­зна­ча­ет и какие грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ет инте­ре­су­ю­щее нас сло­во в предложении:

Ранней вес­ной из-за тая­ния сне­га уро­вень воды в реке повы­ше, чем летом.

Это сло­во опре­де­ля­ет имя суще­стви­тель­ное в роли под­ле­жа­ще­го. Оно явля­ет­ся имен­ной частью ска­зу­е­мо­го и отве­ча­ет на вопрос:

уро­вень (каков?) повы­ше, то есть уро­вень воды более высо­кий.

Многозначное сло­во «высо­кий», явля­ю­ще­е­ся его началь­ной фор­мой, обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­ный при­знак предмета:

  1. боль­шой по про­тя­жён­но­сти сни­зу вверх (высо­кий дом), его анто­ним сло­во «низ­кий»;
  2. зна­чи­тель­ный по коли­че­ству или интен­сив­но­сти (высо­кий уро­жай, высо­кое напря­же­ние);
  3. отлич­ный, очень хоро­ший (высо­кая оцен­ка, высо­кий класс);
  4. почёт­ный (высо­кая награ­да, высо­кий пост);
  5. тон­кий и звон­кий (высо­кая нота, высо­кий голос)

и пр.

По этим при­зна­кам мож­но понять, что это сло­во явля­ет­ся само­сто­я­тель­ной частью речи име­нем при­ла­га­тель­ным. Это каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное обра­зу­ет сте­пе­ни сравнения:

  • высо­кий — выше, повыше;
  • высо­кий — самый высокий.

Рассматриваемая сло­во­фор­ма может при­над­ле­жать к дру­гой само­сто­я­тель­ной части речи. Прилагательное обра­зу­ет с помо­щью суф­фик­са -о одно­ко­рен­ное наречие:

Это наре­чие име­ет такие же сте­пе­ни срав­не­ния, как и про­из­во­дя­щее прилагательное:

В пред­ло­же­нии фор­ма сте­пе­ни срав­не­ния наре­чия при­мы­ка­ет к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет интен­сив­ность про­яв­ле­ния спо­со­ба действия:

Поставьте повы­ше эту лест­ни­цу, что­бы сорвать самые спе­лые яблоки.

Поставьте (как?) повы­ше.

Форма наре­чия явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния обстоятельством.

А теперь выяс­ним, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «повы­ше».

Правописание слова «повыше»

Эта омо­фор­ма при­ла­га­тель­но­го или одно­ко­рен­но­го наре­чия обра­зо­ва­на при­ста­воч­ным способом:

Она име­ет раз­го­вор­ную сти­ли­сти­че­скую окрас­ку. Между эле­мен­том по- и сло­вом невоз­мож­но вста­вить вопрос или опре­де­ле­ние в виде при­ла­га­тель­но­го, место­име­ния или причастия.

Точно так же слит­но пишут­ся ана­ло­гич­ные омо­фор­мы при­ла­га­тель­ных и одно­ко­рен­ных наречий:

  • блу­за (како­ва?) поко­ро­че — пиши (как?) покороче;
  • звук посла­бее — сту­чит послабее;
  • пла­тье поши­ре — рас­ста­вим пошире;
  • зво­нок погром­че — пой­те погромче.

Чтобы усво­ить напи­са­ние это­го сло­ва, про­чтем при­ме­ры предложений.

Примеры

Твои оцен­ки за полу­го­дие ста­ли повы­ше, что меня радует.

Надень туфли с каб­лу­ком повы­ше под это длин­ное платье.

В этом квар­та­ле про­из­во­ди­тель­ность тру­да ока­за­лась повыше.

Второй ряд хора дол­жен рас­по­ло­жить­ся повыше.

У боль­но­го малы­ша тем­пе­ра­ту­ра повы­ше к вечеру.

Цены на неко­то­рые това­ры под­ня­лись повы­ше по срав­не­нию с про­шлым полугодием.

На чтение 2 мин Просмотров 12 Опубликовано 02.09.2021

Как вы думаете, какая частица находится в топе самых частотных слов? Конечно же, это отрицательная «не», которая доставляет так много хлопот всем пишущим. В связи с чем возникают следующего рода вопросы: следует писать «невысокий» или «не высокий»?

Как пишется правильно: «невысокий» или «не высокий»?

Орфографической норме соответствует и слитное написание «невысокий», и раздельное «не высокий».

Какое правило применяется?

«Невысокий» и «не высокий» – лексемы, возникшие на основе полного качественного прилагательного «высокий». Это номинатив мужского рода, единственного числа. Имеет краткие формы (высок, высоки) и степени сравнения (более высокий, высочайший).

В прилагательном «невысокий» «не» выступает префиксом лишь в одном случае: лексему легко можно заменить на синоним (синонимичное выражение) без «не»: низкий, маленький, короткий, малорослый, с ноготок, приземистый.

Раздельно «не высокий» пишется, если:

  • после прилагательного присутствует противопоставление с союзом «а»;
  • перед лексемой имеется усиление отрицания с помощью «далеко не, вовсе не, нисколько не, отнюдь не, ничуть не, ничуть».

Примеры предложений

Невысокий мужчина зашел в цветочный магазин и обратился к флористу с просьбой составить композицию с орхидеями.

Не высокий, а низкий доход требовал какого-то решения.

Нет, ты ошибаешься, он далеко не высокий.

Как неправильно писать

Ошибочно писать «невысокий» вместо «не высокий» и наоборот.

Степени сравнения имен прилагательных

1. Укажите ошибку в образовании степени сравнения, исправьте.

ярчайший 2. самый высочайший

3. наиболее лучший 4. звонче

2. Укажите, где форма сравнительной степени образована верно. Почему допущены ошибки?

звонче 2. хорошее

3. более лучше 4. менее гуще

3. От какого прилагательного нельзя образовать форму сравнительной степени с помощью суффикса –ШЕ (-ЧЕ)?

горький 2. мягкий

3. мелкий 4. тяжелый

4. От какого прилагательного нельзя образовать форму простой сравнительной степени?

большой 2. хороший

3. гигантский 4. сладкий

5. Укажите ошибку в постановке ударения.

удОбнейший 2. свобОднее

3. красивЕе 4. вернЕйший

6. Укажите, в каких примерах допущены ошибки в образовании формы сравнительной степени имени прилагательного.

1. Ученик решил наиболее труднейшую задачу.

2. На этом празднике она выглядела взрослее всех своих одноклассниц.

3. Байкал глубже Ладожского озера.

4. Розы – самые красивейшие из всех цветов в нашем саду.

7. Укажите, в каких примерах допущены ошибки в образовании формы сравнительной степени имени прилагательного. Почему?

1 Туристы выбрали самый короткий маршрут.

2 Мой чай сладче твоего.

3 Студенты пятого курса были более активнее, чем первокурсники.

4 На наших глазах разворачивались величайшие события.

Изучение материала данной статьи поможет подготовиться к заданию А3 экзаменационного текста. 
Статья содержит теорию и 4 теста.

1. Употребление кратких форм

Только прилагательное в краткой форме (употребляясь в роли сказуемого!) может иметь зависимые слова.

Прилагательные в полной форме (в функции сказуемого!) не должно иметь зависимых слов. В противном случае это ведёт к ошибке.

Неправильно: Мой ребёнок больной ангиной.

Правильно: Мой ребёнок болен ангиной.


Напомню, что краткие прилагательные отвечают на вопросы КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ? (полные — КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и др.)и имеют следующие окончания:
в м.р. — нулевое (опасен)
в ж.р. — а, -я (опасна)
в ср.р. — о, -е (опасно)
во мн.ч. — и, -ы (опасны) 
То есть окончания кратких прилагательных могут состоять максимум из одной гласной, а окончания полных прилагательных — из двух или трёх букв (опасный, опасному).



Тест 67. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Мы готовы к отъезду.

2. Мой ребёнок склонный к простуде.

3. Наш край богатый талантами.

4. Мальчик способен к математике.

5. Она была слаба здоровьем.



2. Употребление степеней сравнения прилагательных и наречий

Прилагательные и наречия имеют 2 степени сравнения: сравнительную и превосходную, которые, в свою очередь, имеют две формы — простую и составную.


Вспомним, как образуются эти формы.

а) Простая и составная формы сравнительной степени



Простая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов -ЕЕ (-ЕЙ), -Е, -ШЕ: 

больной, больно — больнее, больней

жаркий, жарко — жарче

ранний, рано — раньше

Простая форма сравнительной степени некоторых прилагательных и наречий образуется от других основ:

плохой, плохо — хуже (нельзя: плохее)

хороший, хорошо — лучше (нельзя: хорошее)

Составная форма сравнительной степени образуется при помощи слов БОЛЕЕ (МЕНЕЕ), которые прибавляются к начальной форме прилагательного или наречия:

приветливый, приветливо — более приветливый, более приветливо

б) Простая и составная форма превосходной степени 



Простая форма превосходной степени прилагательных и наречий образуется при помощи суффиксов -ЕЙШ- (-АЙШ-), -ЕЙШЕ (-АЙШЕ):

справедливый, справедливо — справедливейший, справедливейше

глубокий, глубоко — глубочайший, глубочайше


Внимание: простая форма превосходной степени наречий в настоящее время устарела и употребляется крайне редко. 


Составная форма превосходной степени прилагательных  образуется при помощи слов САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ (НАИМЕНЕЕ), которые присоединяются к начальной форме прилагательного:

слабый — самый слабый, наиболее слабый


Составная форма превосходной степени наречий образуется при помощи слова ВСЕХ (ВСЕГО), которое присоединяется к сравнительной степени наречия:

близко — ближе всех



Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к следующим ошибкам

  • более дороже (надо: дороже или более дорогой)
  • самый наибольший (надо: наибольший или самый большой)

Запомните следующие формы сравнительной степени: 

звонкий, звонко — звонче 

сухой, сухо — суше

горький, горько — горше

сладкий, сладко — слаще

хлёсткий, хлёстко — хлёстче

малый, мало — меньше

плохой, плохо — хуже

хороший, хорошо — лучше

Формы сравнительной степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается.

Сравните: 

Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению с кем?)
и

Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин.

Тест 68. Отметьте нарушения норм употребления форм степеней сравнения имён прилагательных и наречий.

1. Нина бойчее Зои.

2. На этом вопросе стоит остановиться несколько подробнее.

3. Желаю всего самого хорошего.

4. Фраза на этот раз звучит звонче.

5. Указанный признак здесь более сильнее.

Тест 69. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных и наречий.

1. Этот дом более высок.

2. Поступок имел самые тяжелейшие последствия.

3. Отец у Коли более строже.

4. На тёмном фоне этот рисунок выглядит менее красивым.

5. Чаще, чем прежде, встречаются здесь архаизмы.

Тест 70. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Что может быть яснее и проще этого дела?

2. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее.

3. Этот учитель более строгий.

4. Комната низкая для такой мебели.

5. Молодой фермер ожидает в этом году богатейший урожай гречихи.

6. Этот удар оказался ловчее предыдущего: мяч достиг цели.

7. У мамы характер мягче, чем у бабушки.

Тест 71. Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.

1. Показатели у первой группы более выше, чем у второй.

2. Наиболее распространённой классификацией является классификация, разработанная чешскими учёными.

3. Дипломная работа должна быть переплетённая.

4. Поведение его было далеко не безупречно.

5. По счастливой случайности потерпевшая тогда осталась жива.

6. Любой объект частной собственности неприкосновенен.

7. Не слишком ли велики материальные потери?

8. Такие объяснения в корне ошибочны.

Источник:  Т.Б.Карпова, Е.А.Баженова, Л.Р.Дускаева «Нормы русского языка в таблицах и тестах» Пермь 2010

 Задание № 7. Типы морфологических ошибок.

  • Склонение числительных
  • Образование степеней сравнения прилагательных и наречий
  • Имя существительное:

— именительный падеж множественного числа

— родительный падеж множественного числа

  • трудные формы имён прилагательных
  • трудные формы местоимений
  • трудные формы глаголов

Алгоритм выполнения задания № 7:

  • внимательно прочитайте предложенные слова
  • почувствуйте, какое слово «не звучит», то есть так не говорят
  • если вы не смогли при прочтении понять, в каком слове ошибка, то тогда внимательно вдумайтесь в каждое слово: посмотрите, какая это часть речи, в какой форме стоит слово, верно ли эта форма образована
  • запишите в бланк ответов верную форму слова.

Имя существительное.

Множественное число существительных.

Именно формы множественного числа существительных часто вызывают  затруднения в написании и постановке ударения. Предлагаю таблицу образования множественного числа некоторых существительных.

Данную таблицу можно использовать и при подготовке к заданию № 7.

-а, -я -ы, -и
борт-бОрты бухгАлтер-бухгАлтеры
порт-пОрты возраст-вОзрасты
торт-тОрты грифель- грИфели
вексель- векселЯ грунт- грУнты
вензель- вензелЯ диспетчер-диспЕтчеры
директор-директорА договОр-договОры
инспектор- инспекторА дрАйвер- дрАйверы
катер- катерА инженЕр- инженЕры
китель-кителЯ констрУктор- констрУкторы
кузов-кузовА лектор-лЕкторы
купол-куполА лифт-лИфты
округ-округА плЕйер-плЕйеры
ордер-ордерА пиговОр- приговОры
паспорт-паспортА прИнтер- прИнтеры
погреб-погребА прожЕктор-прожЕкторы
профессор-профессорА редАктор-редАкторы
сторож-сторожА рЕктор-рЕкторы
тенор-тенорА свИтер-свИтеры
флюгер-флюгерА сЕктор- сЕкторы
фельдшер-фельдшерА склад-склАды
хутор-хуторА слЕсарь-слЕсари
штАбель- штабелЯ снАйпер- снАйперы
штЕмпель- штемпелЯ трЕнер-трЕнеры
шУлер-шулерА флот- флОты
  фронт- фронтЫ
  шофёр-шофЁры
  штаб-штабЫ
  штурман- штУрманы

 Родительный падеж множественного числа в названиях национальностей

казАхи-казахов армяне-армЯн
калмЫки-калмЫков башкИры-башкИр
киргИзы-киргИзов болгАры-болгАр
монгОлы-монгОлов бурЯты-бурЯт
таджИки- таджИков грузИны-грузИн
тунгУсы-тунгУсов лезгИны-лезгИн
узбЕки- узбЕков осетИны-осетИн
хорвАты-хорвАтв румЫны-румЫн
якУты-якУтов татары-татАр
  тУрки- тУрок
  туркмЕны-туркмЕн
  цыгАне-цыгАн

Родительный падеж множественного числа существительных

Нулевое окончание Нулевое окончание Нулевое окончание Окончание –ев (-ов) Окончание   -ей
НЕТ партизан колен барышень платьев ружей
солдат плеч боярышень устьев свечей
гусар чисел деревень подмастерьев кеглей
драгун кресел одеялец носков саклей
кирасир брёвен яблок метров распрей
валенок полотенец блюдец граммов пашей
сапог волокон вафель килограммов юношей
чулок рёбер туфель гектаров будней
ботинок ядер кровель рельсов яслей
погон розог оглобель апельсинов дрожжей
эполет кухонь свадеб мандаринов дровней
ампер кочерёг усадеб помидоров людей
ватт ставен нянь томатов отрубей
вольт басен дел баклажанов саней
ом песен брызг лимонов  углей
аршин сплетен брюк болотцев  
микрон домен бус копытцев  
герц черешен каникул кружевцев  
рентген носилок макарон оконцев  
денег потёмок салазок заморозков  
сумерек     брелоков  

Запомните: игра не стоит свеч.

Запомните: снадобий, захолустий, раздумий.

Род несклоняемых существительных

В основном несклоняемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду: метро, какао, меню, такси, эскимо. Иногда —  к мужскому: кофе, пенальти, торнадо.

Одушевлённые- в основном к мужскому: атташе, денди, пони, кенгуру. Исключение: цеце-ж.р.

 Как определить род?

А) по полу лица или животного: богатый-богатая рантье, старый-старая кенгуру.

Б)по родовому ( общему ) понятию: широкая авеню( улица), вкусная кольраби (капуста), солнечный Тбилиси ( город).

В)по главному слову в сокращённом слове: ГАИ- городская автомобильная инспекция, ВДНХ- выставка достижений народного хозяйства.

  • Творительный падеж некоторых существительных имеет две формы: дверями-дверьми, дочерями-дочерьми, лошадями-лошадьми. Предпочтительнее — вторая форма. Первая – книжная. НО: переговоры за закрытыми дверями.

Запомните трудные случаи образования форм имён существительных.

Разговор с Пушкиным — под городом Пушкином.

Встретился с  Ростовым — живу под Ростовом.

В иноязычных фамилиях окончание в творительном падеже—ОМ: с Дарвином, с Чаплином.

  • Род сложных составных существительных определяется по роду слов, обозначающих более широкое понятие, в котором заключено основное содержание: кресло-кровать стояло в углу, кафе-столовая отремонтирована.
  • Относятся к женскому роду: бакенбарда, плацкарта, расценка.
  • Многие существительные, обозначающие профессии, не имеют формы женского рода: педагог, конструктор, адвокат, депутат, директор, полковник, доцент, физик и другие.

Сравните: педагог вошёл, педагог вошла, молодой инженер чертил, молодая инженер чертила.

  • Запомните: стогА, тополЯ,сторожА, стогА,отпускА,округА.
  • Различайте слова по лексическому значению:

Листья( на деревьях)- листы ( железа)

Лоскутья(кусочки разорванной ткани)- лоскуты( остатки ткани)

мехА(шкуры)- мЕхи( кузнечные)

образА(иконы)- образы(литературные)

пропуска(документы)- пропуски (уроков)

тормозА( устройство)- тОрмозы( препятствия)

сыновья( дети)- сыны( отчества)

учителЯ(преподаватели)- учИтели( идейные руководители)

  • У существительных, имеющих только форму множественного числа в родительном падеже следующие нормы образования форм: будней, заморозков, клипсов, нападок, панталон¸ потёмок, сумерек, яслей.

Имя числительное.

Склонение числительных.

Количественные числительные, обозначающие целые числа

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов.

Запомните: такие числительные изменяются по падежам полностью, то есть не только каждое слово, но и каждый корень в сложном слове.

Образец:

И.п. тысяча восемьсот двадцать пять
Р.п. тысячи восьмисот двадцати пяти
Д.п. тысяче восьмистам двадцати пяти
В.п тысяча восемьсот двадцать пять
Т.п. тысячей восьмьюстами двадцатью пятью( восемьюстами)
П.п. о тысяче восьмистах двадцати пяти
  • Количественные дробные числительные

Изменяются следующим образом: числитель — как целое число, знаменатель — как порядковое числительное во множественном числе.

Образец:

И.п. три седьмых
Р.п. трёх седьмых
Д.п. трём седьмым
В.п три седьмых
Т.п. тремя седьмыми
П.п. о трёх седьмых
  • Числительные сорок, девяносто, сто, полтора, полторы, полтораста

Запомните. Что данные числительные в И.п и В.п. имеют начальную форму, а во всех остальных падежах одну форму: сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста

  • Собирательные числительные

Они имеют окончания прилагательных.

Образец:

И.п. шестеро
Р.п. шестерых
Д.п. шестерым
В.п шестерых
Т.п. шестерыми
П.п. о шестерых
  • Числительное оба

Числительное оба имеет формы мужского и женского рода. Запомните их склонение.

Образец:

И.п. оба обе
Р.п. обоих обеих
Д.п. обоим обеим
В.п оба, обоих обе, обеих
Т.п. обоими обеими
П.п. об обоих об обеих
  • Порядковые числительные

Это числительные, отвечающие на вопрос  какой и обозначающие порядок предметов при счёте.  При склонении изменяется только последнее слово.

Образец:

И.п. тысяча пятьсот тридцать второй
Р.п. тысяча пятьсот тридцать второго
Д.п. тысяча пятьсот тридцать второму
В.п тысяча т тридцать второй
Т.п. тысяча пятьсот тридцать вторым
П.п.  о тысяча пятьсот тридцать втором

Трудные случаи образования форм имён числительных

  • Запомните, правильно задавайте вопрос :до скольких работает магазин? Он работает до стольких-то ( до десяти часов).

(НЕВЕРНО: До скольки работает?  До стольки-то)

  • ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати трём тысячам студентов

НО: обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.

  • Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –а, слова миллион, миллиард – как существительные мужского рода с основой на согласный.

Образец:

И.п. тысяча миллион миллиард
Р.п. тысячи миллиона миллиарда
Д.п. тысяче миллиону миллиарду
В.п. тысячу миллион миллиард
Т.п. тысячей миллионом миллиардом
П.п. о тысяче о миллионе о миллиарде
  • Если указывается дата, то название месяца ставится в родительном падеже.
И.п. первое сентября
Р.п. первого сентября
Д.п. первому сентября
В.п. первое сентября
Т.п. первым сентября
П.п. о первом сентября
  • Порядковое числительное в названиях праздников пишется с большой буквы.

Например: Поздравляю с праздником  Восьмое марта.

Собирательные числительные

Собирательные числительные могут использоваться в следующих случаях:

  • С существительными, обозначающие лиц мужского пола: двое друзей, трое товарищей( можно и два друга, три товарища).
  • С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое котят, пятеро волчат.
  • С существительными, имеющими только множественное число: двое саней, трое ворот, двое очков.
  • С личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их четверо.
  • С числительными, перешедшими в существительные: вошли трое, двое дежурных.
  • Запомните: в И. п. главное слово- числительное, от него задаём вопрос к существительному. А в косвенных падежах главное слово — существительное. От него задаётся вопрос к числительному.

Сравните:

Отдать тридцать пять (чего?) рублей.

О тридцати пяти рублях (о рублях скольких?)

  • Числительные тысяча, миллион и миллиард всегда являются главными в словосочетании, от них задаётся вопрос к существительному:

Например: миллион рублей, о миллионе рублей.

  • При числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительного, при остальных числительных – множественного.

Например: три дня, четыре яблока ,НО пять дней, семь яблок.

  • Если существительное имеет только множественное число, то составные числительные с последней частью два, три, четыре с ними не употребляются.
  • НЕВЕРНО: двадцать двое суток. МОЖНО: двадцать одни сутки, двадцать пять суток).

Что же делать? Необходимо заменить  данное существительное на синоним: двадцать два дня.

При существительных ножницы, щипцы и прочее можно использовать слово штукадвадцать три штуки ножниц.

Ошибки в употреблении собирательных числительных

  • С существительными, обозначающими лиц женского пола: двое подруг, трое работниц  (верно: две подруги, три работницы).
  • С существительными, обозначающими взрослых животных: трое волков, четверо слонов (верно: три волка, четыре  слона).

Образование форм глаголов.

  • Нет форм 1 лица единственного числа настоящего будущего времени  у следующих глаголов:

затмить, победить, очутиться, убедить, убедиться, родиться, стонать, пронзить, чудить, ощутить и др.

  • Нет форм 1 и 2 лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов:

кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде),

закатиться ( о круглом предмете)

наступить (о времени)

обступить, осуществиться,

произойти, получиться,

родиться, раздаваться,

течь, состояться, удаваться и др.

  • Нельзя употреблять в единственном числе слово «победить» в 1 лице

( «победю», «побежу»). Верно: я смогу победить, мне удастся победить.

  • Глагол «класть» употребляется только без приставки: кладу, клали)
  • Глаголы с корнем « -лож» употребляются только с приставкой

( положить, выложить ).

  • Запомните трудные формы:

выздоровеют, опостылеют, опротивеют

чтить- чтут ( допускается – чтят)

стлать ( -ся)- доп. стелить(-ся)

ездить – ездит, ездят

мучить, мерить.

лазить – лазишь, лазим, лазят, лазь

чтить – чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят

жечь — жгу, жжём, жжёшь, жжёте, жжёт, жгут

(запомните, что неверно следующее: жгёшь, жгём, жгёт, жгёте)

  • Запомните формы настоящего и будущего времени:

внимать – внимают (внемлют- поэтич.)

глодать – гложет

дремать – дремлет

кликать –кличет

клокотать- клокочет

колыхать – колышет

кудахтать- кудахчет

махать – машет,

мурлыкать – мурлычет,

плескать- плещет,

полоскать- полощет

рыскать – рыщет

сыпать- сыплет

трепать – треплет

хлестать- хлещет

щипать — щиплет

  • Варианты форм, имеющие различные оттенки значений:

каплют (капает) с крыш ( « падают каплями»)

накапать лекарства («несколько капель»)

  • Запомните: прийти.
  • При образовании форм глаголов с основой на г,к происходит чередование с шипящими ж,ч:

лечь- лягу, ляжет, лягут

течь – теку, течёт, текут

беречь- берегу, бережёт, берегут

Исключение: ткать – тку, ткёт, ткут

  • При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс –ну:

возникнуть – возник

высохнуть – высох

исчезнуть – исчез

погибнуть- погиб

привыкнуть – привык

промокнуть – промок

проникнуть – проник

( то есть нельзя употреблять слова типа: возникнул, проникнул и т.д.!)

Запомните:

глохнуть – глох

достигнуть – достиг,

киснуть – кис,

пахнуть – пах,

подвергнуться- подвергся,

вянуть – вял,

В следующих словах более приемлем первый вариант:

гаснуть – гас, гаснул

мёрзнуть – мёрз, мёрзнул

сохнуть – сох, сохнул

тухнуть – тух, тухнул

  • Запомните некоторые формы повелительного наклонения:

лечь – ляг, лягте

сесть – сядь, сядьте

резать – режь, режьте

мазать – мажь, мажьте

ехать – поезжай, поезжайте (неверно: езжай, ехай, ехайте).

Но при отрицании : не езди, не ездите.

В следующих глаголах допустимы два варианта форм повелительного наклонения:

выглади – выгладь

чисти- чисть

вычисти- вычисть

не корчи – не корчь

очисти- очисть

порти- порть

испорти- испорть

попорти- попорть

почисти – почисть

уведомь – уведоми

откупори — откупорь

полакомься- полакомись

Предпочтительнее: высунь, вставь, выправь, почисть, не порть, не морщь, не корчь, лакомься, уведомь, откупорь, закупорь, выйди, взгляни, положи, беги, не кради.

Запомните!

1 лицо множественного числа повелительного наклонения :

пойти – пойдёмте, пойдём

В разговорной речи неверно употребляют  « пошли, пошлите»

( это форма глагола «послать»: пошлите письмо)

  • Нет повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.
  • Запомните:

умертвить – умерщвлю

роптать –ропщу

Запомните  наиболее часто встречающиеся примеры в задании № 7.

Существительные Числительные
любимые профессора в двухстах метрах
греческих богинь в полутора часах
несколько ножниц из полутора метров ткани
хорошие доктора пять барышень
умелые повара до тысяча восемьсот двенадцатого года
несколько яблок в обеих руках
лежат на шкафу обоих студентов
пять кочерёг до тысяча девятьсот пятого года
пара туфель шестьюстами учебниками
несколько пар туфель с тремястами бойцами
домашняя туфля о трёхстах участниках
несколько полотенец в трёхстах метрах
новые выборы на триста пятьдесят седьмой странице
косвенных падежей четырьмястами студентами
здоровые дёсны свыше четырёх тысяч метров
об аэропорте в течение тридцати пяти минут
уважаемые директора с пятьюдесятью рублями
спелых абрикосов семьюдесятью процентами
несколько мандаринов почти в ста странах
новых полотенец с семьюстами метрами
много облаков четырьмястами рублями
пара ботинок четырьмястами рублями
ряд критериев пятьюстами тридцатью тремя метрами
несколько яблок в тысяча девятисотом году
новых джинсов две седьмых
пачка макарон более полутораста зрителей
сладких помидоров о полутора часах
молодые бухгалтеры Глаголы
пять граммов быстро выздоровеет
пропуска на предприятия выправь текст
согласно графику мокла под дождём
в боку поезжай побыстрее
благодаря решению поезжай вперёд
две пары чулок поезжайте в город
три пары носков заезжай завтра
опытные шофёры хорошо проповедует
пара ботинок жжёт костёр
двух пар ботинок зажжёт фейерверк
согласно тарифу совсем озяб
часовые пояса оденьтесь теплее
среди грузин одень ребёнка
пять блюдец высохла шапка
все возрасты лягте на пол
ряд критериев лажу по крышам
килограмм вафель разожжёт костёр
почерк прополощи бельё
много вишен попробуем
опытные тренеры пусть попробует
килограмм помидоров попробует торт
около двух килограммов мокла под дождём
лучшие парикмахеры лягте на коврик
все возрасты насмехаться
милых барышень разъезжайтесь
современных кухонь поскользнуться
пара варежек посади дерево
модных серёг надень перчатки
несколько сотен зажжётся огонь
почётные титулы поймать кошку
банка сардин полощет рот
нет заморозков полощет бельё
старых басен клади на место
полки для кухонь жаждет славы
новые компьютеры насквозь промок
новый шампунь помашите отъезжающим
дальние деревни Степени сравнения
вместе с детьми наиболее решительно поступил
тонкий тюль наиболее уместно
летних каникул богатейший выбор
без погон пришёл более поздно
варка макарон чудеснейшим образом
песни цыган товары дешевле
взвод солдат жёстче дерева
жареные тетерева фильм интереснее
около трёх аршин менее значительный
по приезде в город более глубокий конфликт
горячие супы петь ещё звонче
иностранные паспорта самый молодой
все инженеры более высоко прыгнуть
уборка яслей серьёзнейшее замечание
несколько яблонь эта работа более хорошая
Причастия повеселее
обгрызенное яблоко наисложнейший
обгрызенная груша длиннее
полощущий бельё более резкое движение
запрещающий игры наиболее интересный
Деепричастия торт менее сладкий
смотря вперёд наилучших снимков
почитав рассказ повеселее
не проронив ни слова Местоимения
Наречие на их территории
поделить напополам их письма
  по их указанию

Степени сравнения качественных имён прилагательных.

Качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака, — сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень обозначает большее проявление признака в одном предмете, чем в другом, например: Это пирожное слаще торта (слаще, чем торт). Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется от прилагательных с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.

красивый — красивее (красивей)

мудрый — мудрее (мудрей)

сладкий — слащ-е

низкий — ниж-е

тонкий — тонь-ше

Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее.

сладкий — более (менее) сладкий

низкий — более (менее) низкий

Запомните!

Сравнительная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа более слаще, менее ниже: надо или более сладко, менее низко, или слаще, ниже.

Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку.

Простая превосходная степень образуется от прилагательных с помощью суффикса -ейш- (-айш-).

мудрый — мудр-ейш-ий

тихий — тиш-айш-ий

Составная превосходная степень образуется двумя путями.

  1. К прилагательному прибавляются слова самый, наиболее, наименее, например: красивый — самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.
  2. К сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми.

Этот дом выше всего в округе.

Этот дом выше всех домов в округе.

Этот мальчик выше всех в школе.

Эти формы не изменяются. В предложении они являются сказуемыми.

Запомните!

Превосходная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа самый высочайший, наиболее глубочайший: надо или самый высокий, наиболее глубокий, или высочайший, глубочайший.

Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень прилагательных, наречий и слов категории состояния

Прилагательное. Наречие. Категория состояния.
В предложении чаще стоит в роли сказуемого, реже — в функции несогласованного определения и тогда относится к существительному.

Музыка становилась (какова?) тише (сказуемое).

Мы пришлём вам микрофоны (какие?) потише (определение).

Эта девушка (какова?) красивее всех в институте (сказуемое).

В предложении относится к глаголу и стоит в роли обстоятельства образа действия.

Он говорил (как?) тише, чем всегда (обстоятельство).

Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство).

Является сказуемым в безличном предложении, обозначая состояние человека или окружающей среды.

В этой куртке тебе будет (каково?) ещё жарче (сказуемое).

В это время года (каково?) грязнее всего на улице (сказуемое).

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самый воспоминательный день исправить ошибку
  • Самый вкуснейший пирог найдите и исправьте ошибку
  • Самый вкуснейший пирог где ошибка
  • Самый важнейший ошибка
  • Самый быстрейший найдите ошибку