Саша работал спустив рукава найдите и устраните ошибки

Контрольная работа содержит восемь заданий и состоит из двух частей.Первая часть включает в себя практические задания, которые позволяют проверить уровень знаний, умений и навыков, полученных десятиклассниками при изучении темы «Лексика и фразеология». Вторая часть представляет собой тестовые задания по теме.

Поделитесь с коллегами:

Контрольная работа для 10 класса

Лексика. Фразеология

Вариант 1

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите 2-3 примера.

Омофоны, паронимы, профессионализмы, историзмы.

Задание 2

Подберите разные антонимы к многозначному прилагательному. Например: свежая газета — вчерашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха.

грубый материал —

грубый голос —

грубый человек —

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие по смыслу слова.

  1. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.

  2. Пол почти во всех комнатах был (глинистый, глиняный).

  3. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.

  4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).

  5. Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).

  6. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

Задание 4.

Определите, откуда пришли в наш язык фразеологические обороты. Объясните, что они обозначают.

а) ахиллесова пята; б) кисейная барышня; в) А Васька слушает да ест; г) откладывать в долгий ящик; д) дать зеленый свет.

Задание 5.

Найдите и устраните ошибки в употреблении фразеологизмов:

а) Саша работал спустив рукава.

б) Все было шито-крыто белыми нитками

в) Я выполню эту работу в три счета

г) Он сделал все на скору руку.

д) Вскоре этот человек ушел из нашей жизни, канул в лето.

Задание 6.

Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) боксер на ринге — собака породы боксер

б) свежий ветер — свежий хлеб;

в) больной заснул — больной ребенок.

Задание 7.

Распределите в два столбика историзмы и архаизмы, к архаизмам подберите синонимы:

дщерь, карета, чело, палица, ланиты, уста, боярин, копье, отрок, оброк.

Задание 8.

Выполните тестовое задание:

А1. В каком предложении вместо слова ЗРИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ЗРИТЕЛЬСКИЙ?

1) Необходимо с раннего детства развивать ЗРИТЕЛЬ­НУЮ память.
2) После третьего звонка вход в ЗРИТЕЛЬНЫЙ зал воспрещён.
3) Прошлая Олимпиада стала рекордной среди зимних по ЗРИТЕЛЬНОМУ интересу.
4) ЗРИТЕЛЬНЫЙ нерв содержит около миллиона нервных волокон.

А2. Какое предложение содержит синонимы?

1) Костёр то почти затухал, то с порывами ветра вновь разгорался.
2) Среди многих образцов горных пород особенно выделялся один экземпляр.
3) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.
4) Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.

A3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?

1) Вот затрещали барабаны — и отступили басурманы.
2) Не тратьте время на пустые разговоры.
3) Жизненные силы бьют в Штольце ключом, и он употребляет их на полезную деятельность.
4) Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви.

А4. Какое из перечисленных слов имеет значение «равнодушный, безразличный»?

1) беспристрастный;

2) апатичный;

3) аполитичный;

4) безнравственный.

А5. Определите средство выразительности в предложении: Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.

1) гипербола; 2) эпитет; 3) инверсия; 4) антитеза.

А6. Определите средство выразительности в предложении: Туча с громом сговорилась: ты, гром, греми, а я дождем разолью.

1) анафора; 2) сравнение; 3) метонимия; 4) олицетворение.

А7. В каком предложении слово дом употреблено в значении «семья»?

1) Мы дружим домами.

2) В одном переулке стояли дома.

3) Родина — наш общий дом.

4) Летом мы были в доме отдыха.

Контрольная работа для 10 класса

Лексика. Фразеология.

Вариант 2

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите 2-3 примера:

Омографы, синонимы, фразеологизмы, архаизмы.

Задание 2

Подберите антонимы к многозначному прилагательному. Например: свежая газета — вчерашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха.

густой лес —

густой чай —

густой голос —

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие по смыслу слова .

  1. Работа написана простым языком, сразу уясняется (сущность, существо) вопроса.

  2. На мебели были (надеты, одеты) чехлы.

  3. Студенческая молодежь у нас (предоставлена, представлена) самой себе.

  4. В работах художников и скульпторов (отображается, отражается) труд, быт и отдых забайкальцев.

  5. Мне кажется, что я припоминаю (лицо, личность) этого человека.

  6. У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные) удостоверения.

Задание 4

Определите, откуда пришли в наш язык фразеологические обороты. Объясните, что они обозначают.

а) сизифов труд; б) притча во языцех; в) счастливые часов не наблюдают; г) шито белыми нитками; д) стреляный воробей.

Задание 5.

Найдите и устраните ошибки в употреблении фразеологизмов:

а) Андрей несся по коридору сломив голову.

б) Тут мне под рукой подвернулся инструмент.

в) Я обязан тебе по гроб доски.

г) Это уже не играет никакого значения.

д) Его воспитание оставляет желать много лучшего.

Задание 6.

Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) спутник Марса — спутник в дороге;

б) пачка папирос — пачка балерины;

в) звезда эстрады — звезда на небе.

Задание 7.

Распределите в два столбика историзмы и архаизмы, к архаизмам подберите синонимы:

вотчина, полушка, десница, кафтан, перст, глас, веретено, зеницы, треуголка, чело.

Задание 8.

Выполните тестовое задание:

А1. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1) В жаркие летние дни КАМЕННЫЙ город изнывал от солнца.
2) Натянутая улыбка так не шла к его КАМЕННОМУ ЛИЦУ.
3) В КАМЕННУЮ пыль впечатались следы босых ног.
4) На крутых склонах с КАМЕННОЙ почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.

А2. В каком ряду все слова являются разговорными?

1) кассирша, раззява, картофель
2) дикторша,охламон, весельчак
3) жадина, картошка, притон
4) электричка,старьёвщик, неразбериха.

A3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?
1) История Тверского кремля уходит своими корнями в русское Средневековье.

2) По одной из версий, крепость была сооружена в 1182 году Всеволодом Юрьевичем − князем Владимирским, по другой − кремль возвели в XVIII веке в ходе борьбы ростово-суздальских князей с новгородцами за обладание Верхневолжьем.

3) В 1238 году деревянный Тверской кремль был взят штурмом и разрушен монголо-татарскими войсками хана Батыя, но в последующие десятилетия восстановлен.
4) В течение XIV века он не раз осаждался монголо-татарами, ещё раз был разрушен, но не просто восстановлен, а перестроен и расширен.

А4. Какое значение имеет слово ДОРОГА в предложении: «Труд дорога к успеху»?

1) место, по которому надо пройти или проехать;

2) путешествие, пребывание в пути;

3) образец действий, направление деятельности;

4) полоса земли, предназначенная для передвижения.

А5. Определите средство выразительности в предложении: И луч блеснул с него чудесный, как с черной тучи день небесный.

1) литота; 2) метафора; 3) сравнение; 4) олицетворение.

А6. Определите средство выразительности в предложении: В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

1) оксюморон; 2) метафора; 3) гипербола; 4) эпитет.

А7. В каком предложении слово стол употреблено в значении «питание, пища»?

1) Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.

2) На кухонном столе стоял красивый сервиз.

3) Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи.

4) Состоялись переговоры за круглым столом.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе.

Тема «Лексика и фразеология»

Задание1.

Выберите правильный вариант ответа.

  1. Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ.

А) Он прошёл непростой житейский путь.

Б) Житейский опыт очень помогает людям в трудных ситуациях.

  1. Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

А) Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.

Б) В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.

  1. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова

НАСЛЕДСТВО

      А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством

      прошлого.

      Б) Юрист сказал, что мне следует вступить в право на наследство в течение

      полугода.

  1. Укажите, в каком предложении  нужно употребить слово ВЫПОЛНЯТЬ вместо слова ИСПОЛНЯТЬ.

А) Я всегда тщательно исполняю домашнее задание.

Б) Эту песню я исполнил впервые пять лет назад.

Задание 2.

Укажите правильный вариант словосочетания.

  1. а) гуманное решение    б) гуманитарное решение
  2. а) жёсткий поступок    б) жестокий поступок
  3. а) успевающий человек    б) преуспевающий человек.
  4.  решающий человек        б) решительный человек
  5. а) выглядеть комично      б) выглядеть комически.
  6. а) слова осуждения          б) слова обсуждения
  7. а) абонент не отвечает     б) абонемент не отвечает
  8. а) освободительное движение     б) освобождённое движение
  9. а) человеческий род                     б) человечный род.
  10.  а) обратный билет                       б) обратимый билет.

Задание 3.

Укажите, значение какого слова определено неверно.

  1. а) увенчаться – завершиться чем-нибудь хорошим.

б) ристалище – (стар.) площадь для гимнастических, конных и других состязаний.

в) риторичный – напыщенный, внешне украшенный.

г) сангвинический — спокойный

  1. а) скрижаль – (стар.) доска с написанным на ней священным текстом.

б) тальма  — (устар.) женская длинная накидка без рукавов.

в) одиозный – единственный.

г) недосягаемый – недостижимый.

  1. а) молебен – краткая церковная служба

б) компиляция – сочинение, представляющее собой изложение результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников.

в) глумиться – улыбаться.

г) дымчатый – сероватого цвета, напоминающего дым.

  1. а) зеница – (стар.) глаз, зрачок

б) конгресс – съезд, собрание.

в) либретто – словесный текст музыкально-вокального произведения.

г) диадема — ожерелье

Задание 4.

Укажите, значение какого слова определено неверно

  1. а) панегирик – ораторская речь обличительного содержания.

б) невежда – малообразованный, малосведущий человек

в) невежа – грубый, невоспитанный человек

г) модуль – в точный науках название некоторых коэффициентов, мерил каких-либо величин.

  1. а) обскурант (книжн., презр.) враг просвещения, мракобес, реакционер

б) роялист – человек, играющий на рояле

в) ономастика – раздел языкознания, изучающий собственные имена

г) парадигма – в грамматике таблица форм склонения и спряжения слов.

  1. а) салоп – (устар.) широкое женское пальто

б) тотальный – всеобщий

в) фанаберия – гордость

г) узурпировать – произвести незаконный захват, присвоение чего-нибудь (власти, прав)

  1. а) фат – (неодобр., устар.) щёголь, любящий рисоваться, пустой человек

б) трактат – научное сочинение

в)провоцировать – вызвать на какие-либо действия путём провокации (умышленного подстрекательства к каким-либо действиям)

г) монополия – игра

Задание 5.

Соедините стрелками слова с их синонимами и синонимичными выражениями.

1. Банальный

1. плодотворный

2. Инфантильный

2. мечтательно-созерцательный

3. Конструктивный

3. много и нецелесообразно тратящий что-нибудь человек

4. Расточительный

4. умелый, хорошо знающий своё дело

5. Романтичный

5. избитый, пошлый

6. Искусный

6. детски-недоразвитый

Задание 6.

Укажите, какое из слов является синонимом данному.

  1. Авангардный

а) передовой

б) первый

в) лучший

г) высший

  1. Благоразумный

а) добродетельный

б) высоконравственный

в) благородный

г) здравомыслящий

  1. Гуманный

а) светлый

б) человечный

в) необыкновенный

г) замечательный

  1. Духовный

а) душистый

б) любимый

в) нравственный

г) душный

Задание 7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. а) карикатурный

б) шаржированный

в) гротесковый

г) смешной

  1. а) мировоззрение

б) идеология

в) убеждения

г) мысли

  1. а) обещание

б) обязательство

в) решение

г) слово

  1. а) оберегать

б) охранять

в) ограничивать

г) ограждать

Задание 8. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. а) лицемер

б) фарисей

в) лицедей

г) ханжа

  1. а) жаловаться

б) жалеть

в) сетовать

г) роптать

  1. а) инициатор

б) активист

в) пионер

г) застрельщик

  1. а) покладистый

б) уступчивый

в) сговорчивый

г) сердобольный

Задание 9. Укажите предложение с фразеологизмом

  1. а) Сразу видно, что этот юноша играет первую скрипку в компании

б) Ты умеешь играть на скрипке?

в) Свою первую скрипку я подарила брату.

г) Все мои одноклассники любят играть в интеллектуальные игры.

  1. а) Свёкла должна вариться не менее часа до полного приготовления.

б) Самые вкусные консервы – тунец в собственном соку.

в) Мне надоело вариться в собственном соку, и я решил обсудить свои дела с друзьями.

г) При консервировании сок не варят и не доводят до кипения.

  1. а) Когда человек умирает, душа покидает его тело.

б) Никто не знает, в каком месте располагается душа человека.

в) Куда уходит лето?

г) Когда я думаю об экзамене, у меня душа уходит в пятки.

  1. а) Самый вкусный кисель делается из свежей клюквы

б) Никакой он мне не родственник, седьмая вода на киселе

в) Воскресенье – седьмой день недели

г) Ключевая вода очень полезна.

Задание 10. Укажите предложение с фразеологизмом.

  1. а) Пяти пальцев руки хватит, чтобы перечислить всех отличников в выпускных классах нашей школы.

б) Хорошо ли ты знаешь своё родной край?

в) При работе на компьютере он печатает только двумя пальцами.

г) Я знаю эту тему как свои пять пальцев.

  1. а) Ты видел, какие огромные рога у этого быка?

б) И тут моя бабушка подходит к быку, берёт его за рога и ведёт в хлев.

в) По-моему, пора взять быка за рога и начать действовать.

г) В «Литературной газете» есть рубрика «Рога и копыта»

  1. а) Очень тяжело тащить санки в гору

б) Каждое утро я просыпаюсь от папиного крика: «Подъём!»

в) Мой друг очень тяжёл на подъём

г) Подъём по утрам тяжёл не только для меня, но и для всех ребят в нашем лагере

  1. а) Про таких моя бабушка говорит: «Мало каши ел»

б) Я не люблю есть кашу, особенно по утрам

в) Принято считать, что чем больше ешь каши, тем сильнее станешь.

г) Кашу маслом не испортишь, как говорится в пословице.

Тестирование «Лексика и фразеология»

1. Выбери правильный вариант ответа.(макс. кол-во баллов: 1)

Антонимы — это

а) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

б) слова, одной и той же части речи, отличающиеся оттенками лексического значения

в) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

2. Укажите антоним к выделенному слову в переложении

Скажу я слово потерял, и скажешь ты…. (макс. кол-во баллов: 1)

а) узналб) понялв) нашёлг) бери

3. Укажите многозначные слова. (макс. кол-во баллов: 1)

а) лист б) скакалка в) дождь г) полотно

4. Новые слова, возникающие в языке, называются (макс. кол-во баллов: 1)

а) историзмыб) неологизмыв) диалектизмыг) профессионализмы

5. Укажите предложения, в котором используется слово в переносном значении. (макс. кол-во баллов: 2)

а) Сестре подарили золотые серёжки.

б) Золотые колосья пшеницы клонились к земле.

в) В моей коллекции есть золотые монеты.

г) У моей мамы золотые руки.

6. Укажите пары, слова в которых являютсяантонимами. (макс. кол-во баллов: 3)

а) длинный – короткийг) гигант, силач

б) красивый – уродливыйд) мудрец – глупец

в) большой – широкийе) враг — недруг

7. Укажите пары, слова в которых являютсясинонимами(макс. кол-во баллов: 2)

а) зной – прохладаг) верный — правильный

б) дорожка – тропинкад) маленький — шустрый

в) комната – квартирае) цветной — яркий

8. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (макс. кол-во баллов: 1)

а) антонимыб) диалектизмыв) омонимыг) синонимыв) архаизмы

9. Что такое лексика? (макс. кол-во баллов: 1)

а) звуки речи;б) части речи;в) словарный запас языка.

10. Как называются выделенные в предложении слова? (макс. кол-во баллов: 1)

Собрались старые зайцы,сбежались маленькие зайчата,приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц…

а) синонимы;б) омонимы;в) антонимы.

11. Укажите верное утверждение. (макс. кол-во баллов: 1)

1) Диалектизмы — слова, одинаковые по звучанию.

2) Диалектизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.

3) Диалектизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

12. Определите слова по лексическому значению (например: а — 3): (макс. кол-во баллов: 3)

а) Справочная таблица с последовательным перечислением всех дней года

1) морфема

б) Какой-либо прибор, машина, которые работают без участия человека

2) календарь

в) Минимальная значимая часть слова

3)автомат

13. Укажите верный ряд, составляющий необщеупотребительную лексику: (макс. кол-во баллов: 1)

а) синонимы, жаргонизмы, профессионализмы;

б) жаргонизмы, диалектизмы, профессионализмы;

в) диалектизмы, профессионализмы, однозначные слова.

14. Укажите верный ряд, составляющийпрофессионализмы: (макс. кол-во баллов: 1)

а) скальпель, стамеска, акварель;б) хата, аккорд, палитра;в) тачка, вокализ, мольберт.

15. Укажите строку с архаизмами:(макс. кол-во баллов: 1)

а) чело, ланиты, уста, очи; б) ботфорты, лапти, ендова; в) княжич, лоб, харатьи, перст.

16. Укажите верное определение историзмов:(макс. кол-во баллов: 1)

а) слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений;

б) слова, вышедшие из употребления в силу того, что вытеснены более точными и удобными словами;

в) слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

17. Укажите неологизмы: (макс. кол-во баллов: 1)

а) треуголка, хата, смартфон;б) орден, соглашение, имидж;в) ноутбук, дизайнер, Интернет.

18.Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень быстро: (макс. кол-во баллов: 2)

а) как с гуся вода; г) сломя голову;

б) хоть пруд пруди; д) вытягиваться в струнку;

в) пуд соли съесть; е) во весь дух.

19.Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот (например: 1— Е): (макс. кол-во баллов: 5)

1. Молчать

2. Хвалить

3. Обманывать

4. Бить

5. Исчезать

А. Как снег на голову

Б. Держать язык за зубами

В. Намять бока

Г. Хоть глаз выколи

Д. Не в бровь, а в глаз

Е. Яблоку негде упасть

Ж. Возносить до небес

З. Стреляный воробей

И. Водить вокруг пальца

К. Рассеиваться как дым

20.Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв. (макс. кол-во баллов: 7)

1. прямое значение слова

А) весёлый ребёнок

2. переносное значение слова

Б) ветер воет

В) быстрый олень

Г) горит костёр

Д) горит закат

Е) золотые руки

Ж) высокие горы

Критерии оценки

«5»

34-37б.

«4»

29-33б.

«3»

22-28б.

«2»

21б. и менее

Тестовая работа предназначена как для проверки знаний после изучения темы, так и для подготовки учащихся к ЕГЭ

Автор: Катаева Ольга Юрьевна

Контрольная работа содержит восемь заданий и состоит из двух частей.Первая часть включает в себя практические задания, которые позволяют проверить уровень знаний, умений и навыков, полученных десятиклассниками при изучении темы «Лексика и фразеология». Вторая часть представляет собой тестовые задания по теме.

Контрольная работа для 10 класса

Лексика. Фразеология

Вариант 1

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите 2-3 примера.

Омофоны, паронимы, профессионализмы, историзмы.

Задание 2

Подберите разные антонимы к многозначному прилагательному. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха.

грубый материал —

грубый голос —

грубый человек —

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие по смыслу слова.

  1. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.

  2. Пол почти во всех комнатах был (глинистый, глиняный).

  3. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.

  4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).

  5. Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).

  6. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

Задание 4.

Определите, откуда пришли в наш язык фразеологические обороты. Объясните, что они обозначают.

а) ахиллесова пята; б) кисейная барышня; в) А Васька слушает да ест; г) откладывать в долгий ящик; д) дать зеленый свет.

Задание 5.

Найдите и устраните ошибки в употреблении фразеологизмов:

а) Саша работал спустив рукава.

б) Все было шито-крыто белыми нитками

в) Я выполню эту работу в три счета

г) Он сделал все на скору руку.

д) Вскоре этот человек ушел из нашей жизни, канул в лето.

Задание 6.

Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) боксер на ринге — собака породы боксер

б) свежий ветер — свежий хлеб;

в) больной заснул — больной ребенок.

Задание 7.

Распределите в два столбика историзмы и архаизмы, к архаизмам подберите синонимы:

дщерь, карета, чело, палица, ланиты, уста, боярин, копье, отрок, оброк.

Задание 8.

Выполните тестовое задание:

А1. В каком предложении вместо слова ЗРИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ЗРИТЕЛЬСКИЙ?

1) Необходимо с раннего детства развивать ЗРИТЕЛЬ­НУЮ память.
2) После третьего звонка вход в ЗРИТЕЛЬНЫЙ зал воспрещён.
3) Прошлая Олимпиада стала рекордной среди зимних по ЗРИТЕЛЬНОМУ интересу.
4) ЗРИТЕЛЬНЫЙ нерв содержит около миллиона нервных волокон.

А2. Какое предложение содержит синонимы?

1) Костёр то почти затухал, то с порывами ветра вновь разгорался.
2) Среди многих образцов горных пород особенно выделялся один экземпляр.
3) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.
4) Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.

A3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?

1) Вот затрещали барабаны — и отступили басурманы.
2) Не тратьте время на пустые разговоры.
3) Жизненные силы бьют в Штольце ключом, и он употребляет их на полезную деятельность.
4) Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви.

А4. Какое из перечисленных слов имеет значение «равнодушный, безразличный»?

1) беспристрастный;

2) апатичный;

3) аполитичный;

4) безнравственный.

А5. Определите средство выразительности в предложении: Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.

1) гипербола; 2) эпитет; 3) инверсия; 4) антитеза.

А6. Определите средство выразительности в предложении: Туча с громом сговорилась: ты, гром, греми, а я дождем разолью.

1) анафора; 2) сравнение; 3) метонимия; 4) олицетворение.

А7. В каком предложении слово дом употреблено в значении «семья»?

1) Мы дружим домами.

2) В одном переулке стояли дома.

3) Родина — наш общий дом.

4) Летом мы были в доме отдыха.

Контрольная работа для 10 класса

Лексика. Фразеология.

Вариант 2

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите 2-3 примера:

Омографы, синонимы, фразеологизмы, архаизмы.

Задание 2

Подберите антонимы к многозначному прилагательному. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха.

густой лес —

густой чай —

густой голос —

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие по смыслу слова .

  1. Работа написана простым языком, сразу уясняется (сущность, существо) вопроса.

  2. На мебели были  (надеты, одеты) чехлы.

  3. Студенческая молодежь у нас (предоставлена, представлена) самой себе.

  4. В работах художников и скульпторов (отображается, отражается) труд, быт и  отдых забайкальцев.

  5. Мне кажется, что я припоминаю (лицо, личность)  этого человека.

  6. У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные)  удостоверения.

Задание 4

Определите, откуда пришли в наш язык фразеологические обороты. Объясните, что они обозначают.

а) сизифов труд; б) притча во языцех; в) счастливые часов не наблюдают; г) шито белыми нитками; д) стреляный воробей.

Задание 5.

Найдите и устраните ошибки в употреблении фразеологизмов:

а) Андрей несся по коридору сломив голову.

б) Тут мне под рукой подвернулся инструмент.

в) Я обязан тебе по гроб доски.

г) Это уже не играет никакого значения.

д) Его воспитание оставляет желать много лучшего.

Задание 6.

Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) спутник Марса — спутник в дороге;

б) пачка папирос — пачка балерины;

в) звезда эстрады — звезда на небе.

Задание 7.

Распределите в два столбика историзмы и архаизмы, к архаизмам подберите синонимы:

вотчина, полушка, десница, кафтан, перст, глас, веретено, зеницы, треуголка, чело.

Задание 8.

Выполните тестовое задание:

А1. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1) В жаркие летние дни КАМЕННЫЙ город изнывал от солнца.
2) Натянутая улыбка так не шла к его КАМЕННОМУ ЛИЦУ.
3) В КАМЕННУЮ пыль впечатались следы босых ног.
4) На крутых склонах с КАМЕННОЙ почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.

А2. В каком ряду все слова являются разговорными?

1) кассирша, раззява, картофель
2) дикторша,охламон, весельчак
3) жадина, картошка, притон
4) электричка,старьёвщик, неразбериха.

A3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?
1) История Тверского кремля уходит своими корнями в русское Средневековье.

2) По одной из версий, крепость была сооружена в 1182 году Всеволодом Юрьевичем − князем Владимирским, по другой − кремль возвели в XVIII веке в ходе борьбы ростово-суздальских князей с новгородцами за обладание Верхневолжьем.

3) В 1238 году деревянный Тверской кремль был взят штурмом и разрушен монголо-татарскими войсками хана Батыя, но в последующие десятилетия восстановлен.
4) В течение XIV века он не раз осаждался монголо-татарами, ещё раз был разрушен, но не просто восстановлен, а перестроен и расширен.

А4. Какое значение имеет слово ДОРОГА в предложении: «Труд — дорога к успеху»?

1) место, по которому надо пройти или проехать;

2) путешествие, пребывание в пути;

3) образец действий, направление деятельности;

4) полоса земли, предназначенная для передвижения.

А5. Определите средство выразительности в предложении: И луч блеснул с него чудесный, как с черной тучи день небесный.

1) литота; 2) метафора; 3) сравнение; 4) олицетворение.

А6. Определите средство выразительности в предложении: В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

1) оксюморон; 2) метафора; 3) гипербола; 4) эпитет.

А7. В каком предложении слово стол употреблено в значении «питание, пища»?

1) Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.

2) На кухонном столе стоял красивый сервиз.

3) Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи.

4) Состоялись переговоры за круглым столом.

Светило науки — 3 ответа — 0 раз оказано помощи

Саша весь день работал спустив рукава, в школе и дома он бил баклуши. Родители его часто ругали, говорили «Берись за работу засучив рукава». Он принимался за уроки скрепя сердцем, в школу шёл повесив голову. Чтобы на него не ругались, он говорил родителям неправду кривя душой. Вскоре тайное стало явью. Его сильно на ругали. Пришлось ему братся за работу засучив рукава. В конце учебного года наступила контрольная работа. Саша её делал ломая голову. Вскоре ему это показалось очень сложным, и он выбежал из класса сломя голову.

Определите вид и разновидность ошибок, исправьте.

Чтобы определить вид ошибки, обратите внимание на то, что нарушено: лексическое значение (смысл) слова (слов), фразеологизма, форма слова, его звуковой состав или структура предложения. Если искажен звуковой состав, ошибка Пр; если искажено лексическое значение, – Л; если неправильно употреблен фразеологизм, – Фраз; если искажена форма слова, – М; если нарушена структура предложения, – С.

Образец выполнения: 1. Пушкин – он великий русский поэт. (С, местоименное дублирование подлежащего.) В предложении подлежащее Пушкин, сказуемое поэт. Местоимение он искажает структуру предложения, т.к. дублирует подлежащее. Пушкин – великий русский поэт. 2. Сессия будет в январе месяце. (Л, плеоназм.) Слово месяце лишнее, т.к. его значение входит в значение слова январь – первый месяц года. Сессия будет в январе. 3. Что-то у меня ручка не функционирует. (Ст, нарушение принципа уместности.) Слово функционирует книжное, поэтому оно неуместно в разговорном стиле (в бытовой ситуации). Что-то у меня ручка не пишет. 4. Хватит бить баклушу, пора работать. (Фраз, искажение грамматической формы слова в составе фразеологизма.) Правильно баклуши.
1. Инженеры, они необходимы в нефтегазовой промышленности. 2. Состоялся первый дебют актрисы. 3. Басни соловья не кормят. 4. Уважаю жареную картошку. 5. Мересьеву импульсировали ноги. 6. Прибежав под дерево, дождь перестал. 7. Инженер позвонил на буровую и сказал, что я заболел. 8. По понедельникам на нашей вышке проводятся форумы нефтяников. 9. Они внесли огромную лепту в обеспечение страны нефтью и газом. 10. На газопроводе прошел инциндент. 11. Он работал спустив рукава и план выполняет с грехом. 12. Смелые люди смело боролись с пожаром на нефтебазе, хотя очень сильно устали.


Подборка по базе: ДНЕВНИК ПРАКТИКА НА ДОЛЖНОСТЯХ СРЕДНЕГО МЕДПЕРСОНАЛА (3).docx, МКОУ ООШ № 21 программа по повышению учебной мотивации — копия.d, Налоговый учет и отчетность на предприятиях малого и среднего би, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.do, Программа среднего профессионального образования Практическое з, Программа среднего профессионального образования Практическое з, Программа среднего профессионального образования Практическое з, Программа среднего профессионального образования Практическое з, Программа среднего профессионального образования Практическое з, Программа среднего профессионального образования.docx


Автономная некоммерческая организация профессионального образования

«Открытый социально-экономический колледж»

Программа среднего профессионального образования

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Дисциплина:

Русский язык и культура речи

Практическое задание №4

Выполнил:

слушатель Пятышева Наталья Владимировна

Преподаватель:

Тузова Елена Михайловна
Ступино – 2021год.

Задание 1. Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных и деепричастных форм. Объясните суть этих ошибок. Проведите морфологический разбор  слов из предложения 2. 

1.Мама, уже вытеревшая всю посуду, с удивлением смотрела на меня. 2. Васька, больно ушибивший ногу, горько плачет. 3. Девочка, уже заплёвшая косу, с удивлением смотрит на брата. 4. А у меня всё давно уже убрато! 5. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порват и из него сыпалась мука. 6. Это оказался медведь, забрёвший ночью в деревню. 7. Проголодавшего медведя тянуло к жилью. 8. На столе стоял букет цветущихся астр. 9. В комнате, как в осыпающем саду, тихо и светло. 10. Шёрстка у котёнка была длинная, лоснящая. 11. Мы опоздали к началу заседания по независимым от нас причинам. 12. В центре повествования стоит образ молодого героя, страдающего от неразделимой любви. 13. Лучшие рабочие, трудящие на строительстве моста, были отмечены ценными подарками. 14. В поход мы взяли только небьющую посуду. 15. Шум, издающий водопадом, слышен издалека. 16. Передайте наилучшие пожелания матушке. Остаюсь уважаемый Вами – Артём. 17. Если мы будем работать спустив рукава, мы не выполним государственного заказа в срок и не получим новых кредитов.

Задание 2. Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения. Проведите синтаксический разбор первых двух предложений

1. Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть. 2. Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена. 3. Кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю. 4. На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений. 5. Мы стремимся к тому, чтобы война бы изжила себя. 6. В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним. 7. Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости позиции администрации. 8. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции. 9. М.Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». 10. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился. 11. В своей отповеди Онегин говорит Татьяне, что «я вас люблю любовью брата». 12. Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды. 13. Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей. 14. Островский показал силу любви Ларисы и что с ней стало из-за золота. 15. Искали его три дня, но всё напрасно, но потом нашли в степи без чувства. 16. Деревья сажают вдоль дорог, и снег не засыпает рельсы, и поезд идёт спокойно. 17. Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином. 18. Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло. 19. Он подал прошение генералу, чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости. 20. Когда я заглянул в колодец, то он был очень глубокий. 21. Ребята глядели в окно и увидели фашистов, которое было заклеено крест-накрест. 22. Собака гуляла с тётей Варей, на которую был надет намордник. 23. К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принуждён бывать. 24. Пьеса «На дне» – это произведение, в которой содержится обвинение капитализму. 25. Он видит парк из тонких чахлых деревьев, в газете о котором писалось, что это великолепный сад. 26. Борис, дядя которого решает послать в Сибирь, приходит проститься с Катериной. 27. Он замучил сестру и мать, чтобы они в десятый раз выслушали его доклад. 28. Требуется то, чтобы все мы жили дружно. 29. Мне вспомнился поход и как мы пели у костра. 30. Писатель понял, что какой преданный друг у него есть. 31. Тарас сказал сыновьям, что завтра же едем в Запорожье. 32. Гринёв любит Машу от чистого сердца, а Швабрин любит, чтобы замучить. 33. И это продолжалось до того, пока у разъярённого зверя не отнимали бочку. 34. На стене висит портрет, когда он был молодой. 35. Это подтверждают слова Тихона, когда он видит труп Катерины. 36. Воробьёв, которые осторожно подлетают, особенно удивляют часы, которые стоят на врытом в землю столике. 37. Мцыри узнал о себе, что он не боится лишений, какой он смелый, какой обладает несокрушимой волей. 38. Подбородок у меня закруглённый, после которого идёт тонкая шея, которую каждый раз натирает белая рубашка.

Ответ 1:

1.Мама, уже вытершая всю посуду, с удивлением смотрела на меня. 2. Васька, ушибший ногу, горько плачет. 3. Девочка, уже заплётшая косу, с удивлением смотрит на брата. 4. А у меня всё давно уже убрано! 5. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порван и из него сыпалась мука. 6. Это оказался медведь, забредший ночью в деревню. 7. Проголодавшегося медведя тянуло к жилью. 8. На столе стоял букет цветущих астр. 9. В комнате, как в осыпающемся саду, тихо и светло. 10. Шёрстка у котёнка была длинная, лоснящаяся. 11. Мы опоздали к началу заседания по не зависящим от нас причинам. 12. В центре повествования стоит образ молодого героя, страдающего от неразделённой любви. 13. Лучшие рабочие, трудящиеся на строительстве моста, были отмечены ценными подарками. 14. В поход мы взяли только небьющуюся посуду. 15. Шум, издаваемый водопадом, слышен издалека. 16. …Остаюсь уважающий Вас – Артём. 17. Если вы будете работать спустя рукава, мы не выполним государственного заказа в срок и не получим новых кредитов.

1.Васька (кто?)- имя существительное

Начальная форма: Васька

Постоянные признаки: собственное, одушевленное, мужской род, 1 склонение

Непостоянные признаки: единственное число, Именительный падеж,

В предложении имя существительное Васька-подлежащее
2.Больно — имя прилагательное.

Начальная форма: больной (именительный падеж единственного числа мужского рода);

Постоянные признаки: качественное;

Непостоянные признаки: единственное число, средний род, краткая форма.

В предложении имя прилагательное выступает в роли сказуемого (больно)
3.Ногу — имя существительное.

Начальная форма: нога (именительный падеж единственного числа);

Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение;

Непостоянные признаки: винительный падеж, единственное число.

В предложении имя существительное в косвенном падеже –дополнение


4.Горько — имя прилагательное.

Начальная форма: горький (именительный падеж единственного числа мужского рода);

Постоянные признаки: качественное;

Непостоянные признаки: единственное число, средний род, краткая форма.
В предложении имя прилагательное в краткой форме в роли сказуемого (горько).

5.Плачет — глагол

Начальная форма: плакать (инфинитив);

Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, несовершенный вид;

Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.
В предложении глагол выступает в роли сказуемого: плачет.

Ответ2:

  1. Врачи считают, что состояние больного ухудшилось и в течение нескольких часов может наступить смерть. 2. Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей, которую придётся проглотить сторонникам «холодной войны». 3. Тем, кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю. 4. 20 заводских автоматов для обработки шурупов требуют специальных приспособлений. 5. Мы стремимся к тому, чтобы война изжила себя. 6. В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей. 7. Было высказано предположение, что это свидетельствует о слабости позиции администрации. 8. На заседании обсуждались вопросы расширения производства и снижения себестоимости продукции. 9. М.Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении: «И ненавидим мы, и любим мы случайно». 10. Подул сильный ветер, но дождь не прекратился. 11. В своей отповеди Онегин говорит Татьяне: «Я вас люблю любовью брата». 12. Каждый раз задаёшь себе вопрос, может ли быть две правды. 13. Соня долго размышляла, будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти жизнь детей. 14. Островский показал, как пагубно влияет власть золота даже на такую страстную и искреннюю натуру, как Лариса. 15. Лишь на третий день его, бесчувственного, нашли в степи. 16. Посаженные вдоль дороги деревья препятствуют снежным заносам и обеспечивают бесперебойное движение поездов. 17. Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, заседатель тотчас явился к барину. 18. Когда гуляешь по бульвару и смотришь на тихо кружащиеся листья, на душе становится радостно и тепло. 19. Он подал прошение, чтобы генерал дал ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости. 20. Когда я заглянул в колодец, то увидел, что он очень глубокий. 21. В окне, заклеенном бумагой крест-накрест, ребята увидели фашистов. 22. Тётя Варя гуляла с собакой, на которую был надет намордник. 23. К светскому обществу, в котором принуждён бывать, князь Андрей относится с презрением. 24. Пьеса «На дне» – это произведение, в котором содержится обвинение капитализму. 25. О чахлых деревцах, посаженных в городском парке, в газете писалось, что это великолепный сад. 26. Борис, которого дядя решает послать в Сибирь, приходит проститься с Катериной. 27. Он замучил сестру и мать тем, что заставил их десять раз слушать его доклад. 28. Надо, чтобы все мы жили дружно. 29. Мне вспомнился поход и наши песни у костра. 30. Писатель понял, какой преданный друг у него есть. 31. Тарас сказал сыновьям, что завтра же они поедут в Запорожье. 32. Гринёв любит Машу от чистого сердца, а эгоистичный Швабрин готов замучить девушку, отвергшую его любовь. 33. И это продолжалось до тех пор, пока у разъярённого зверя не отнимали бочку. 34. На стене висит портрет хозяина в молодости. 35. Это подтверждают слова Тихона, сказанные над трупом Катерины. 36. Осторожных воробьёв особенно удивляли часы на столике. 37. Мцыри узнал, что он смелый, волевой и не боится лишений. 38. У меня круглый подбородок и тонкая шея.

Врачи считают, что состояние больного ухудшилось и в течение нескольких часов может наступить смерть

Побудительное

Невосклицательное

Сложное

Двусоставное

Распространенное

Не осложнено обращениями, вводными словами и однородными членами.

Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей, которую придётся проглотить сторонникам «холодной войны».

Побудительное

Невосклицательное

Сложное

Двусоставное

Распространенное

Не осложнено обращениями, вводными словами и однородными членами.

Используемая литература:

1.Лекции

2.Школьная программа.

Ошибки в образовании или употреблении форм деепричастий допущены в предложениях…

  • Скрепя сердце он согласился на отъезд.
  • Вязня в грязи, мы медленно двигались вперед.
  • Высохнув у костра, путешественники продолжили путь.
  • Мальчик бежал сломив голову.

Тип вопроса: Несколько правильных вариантов

Ответ на этот вопрос уже получили: 6 раз(а)

Помогли ответы? Ставь лайк 👍

Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 10 Ноябрь 2020 в 16:46
На вопрос ответил(а): Анастасия Степанова, 10 Ноябрь 2020 в 16:46

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Саша мэд ошибка
  • Сбербанк аст ошибка исполнения функции 0x8007065b
  • Сатирические карикатуры лексическая ошибка
  • Саша ким его маленькая ошибка
  • Сбербанк аст ошибка доступ к ресурсу запрещен