Считается ли ошибкой лишняя запятая

УЧЕНЫЕ – ШКОЛЕ

«ЛИШНЯЯ» ЗАПЯТАЯ КАК
ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА

Л.Б.ПАРУБЧЕНКО

«Кашу маслом не испортишь», – сказал
ученик,
ставя на всякий случай еще одну запятую.

(Из детского фольклора)

Написал восьмиклассник диктант. И
расставил в нем знаки препинания таким образом,
как это ему подсказывали знания и интуиция.
Учитель диктант проверил, и получилась следующая
картина.

Красив осиновый лес зимой! На фоне
темных елей, переплетается тонкое кружево
оголенных, осиновых ветвей. В дуплах старых,
толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы,
белки-проказницы складывают на зиму свои запасы.
Из толстых бревен, люди выдалбливали легкие
лодочки-челноки, делали корыта. Корою молодых
осинок, кормятся зимой зайцы-беляки. Горькую
кору осин, гложут лоси. Идешь_ бывало_ по лесу_
и вдруг нежданно-негаданно с шумом сорвется и
полетит тяжелый, тетерев-косач. Почти из-под
ног выскочит и побежит заяц-беляк.
Я люблю северный лес, за строгую красоту его
девственных линий, за бархатную зелень красавиц
пихт, за торжественную тишину, которая всегда
царит, в нем.

Из 10 сделанных учеником
пунктуационных ошибок две представляют собой
отсутствие запятой (при вводном слове и между
частями сложносочиненного предложения),
остальные 8 – так называемая «лишняя» запятая.
При этом только в одном случае – оголенных,
осиновых ветвей
– она может быть объяснена
правилом – это неоднородные определения, в
остальных же семи запрет на запятую ничем
обосновать нельзя – таких пунктуационных правил
в соответствующих сводах просто нет.
Анализ работ других восьмиклассников
подтверждает актуальность для учеников проблемы
«лишней» запятой: из 196 пунктуационных ошибок,
сделанных общими усилиями класса в диктанте,
только 89 представляют собой отсутствие знака
препинания:

1) восклицательного знака в конце
первого предложения;
2) запятых при вводном слове бывало;
3) запятой в сложносочиненном предложении перед
союзом и: идешь по лесу, и вдруг сорвется
и полетит…
;
4) запятой в сложноподчиненном предложении перед
словом который: за торжественную
тишину, которая всегда царит в нем
;
5) между однородными членами при отсутствии
союза: за строгую красоту его девственных
линий, за бархатную зелень красавиц пихт
;
6) дефиса перед приложением: белки-проказницы,
лодочки-челноки, зайцы-беляки, заяц-беляк,
тетерев-косач
.

Остальные 107 ошибок – «лишние»
запятые. Из них 15 – «на правило»:

1) между однородными членами с
одиночным союзом и: гнездятся ночные,
и дневные птицы; с шумом сорвется, и полетит
;
2) между неоднородными определениями: оголенных,
осиновых ветвей
;
3) запятая на месте дефиса в сложном слове: нежданно,
негаданно
.

Заметим, что диктант проведен в так
называемом классе выравнивания, или, как еще их
называют, в «классе компенсации», слабо
успевающем по русскому языку, к тому же в самом
начале III четверти, когда системное изучение
пунктуации в простом предложении, в сущности, еще
не начиналось. Этим объясняется большое
количество ошибок в диктанте. Что касается
характера этих ошибок (имеются в виду в первую
очередь «лишние» запятые), то они типичны для
школьников (и не только школьников) разных
возрастов и разной степени обученности.

Остальные 92 «лишние» запятые,
поставленные учениками, никакими правилами
оспорить нельзя – справочниками и пособиями по
пунктуации такие ошибки не предусмотрены.
Приведем перечень синтаксических позиций
«лишней» запятой, расположив их по мере убывания
количества учеников, сделавших эту ошибку.
«Лишней» запятой дети обозначали:

1. Границу между детерминантом* и
основным составом предложения: На фоне темных
елей
(14), из толстых бревен (9), в дуплах
старых, толстых осин
(8), почти из-под ног (5),
вдруг
(2), с шумом (1), всегда (1) – всего 40
ошибок.

2. Границу между сказуемым и зависимой
от него предложно-падежной формой (= дополнением):
люблю северный лес, за красоту… (12),
корою молодых осинок, кормятся…
(8),
горькую кору осин, гложут…
(6), складывают
на зиму, свои запасы
(1), царит, в нем (1)
– всего 28 ошибок.

3. Границу между подлежащим и
сказуемым: белки-проказницы, складывают…
(4), кормятся зимой, зайцы-беляки (4), сорвется
и полетит, тяжелый тетерев-косач
(4), люди,
выдалбливали…
(2), выскочит и побежит,
заяц-беляк
(1) – всего 15 ошибок.

4. Границу между существительными и
распространенным несогласованным определением: тонкое
кружево, оголенных осиновых ветвей
(5), за
бархатную зелень, красавиц пихт
(2), в
дуплах, старых, толстых осин
(1) – всего 8
ошибок.

5. Границу между существительным и
его согласованным определением: тяжелый,
тетерев-косач
– 1 ошибка.

Как видно из перечней «лишних» запятых
«на правило» и «не на правило», синтаксические
позиции, отмеченные этой ошибкой, достаточно
разнообразны, а если выйти за пределы данного
текста, список окажется намного длиннее. Но мы
ограничимся нашим материалом, который дает
достаточные основания для ответа на вопрос:
случайна или не случайна в тексте «лишняя»
запятая? То, что она не случайна, доказывается
самой возможностью типизации позиций, в которых
она встречается. Добавим к этому, что запятая
после детерминанта, между подлежащим и сказуемым
и дополнением, между именной частью сказуемого и
спрягаемым глаголом – ошибка, типичная не только
для диктантов, где она как бы
«запрограммирована» и заданной синтаксической
конструкцией, и определенным типом интонации при
чтении, – эта ошибка типична и для сочинений.
Сравним примеры из работ десятиклассников и
абитуриентов:

Для Евгения, это все пустое.
После встречи с Онегиным, в душе ее
воскресает любовь к нему.
В момент смерти, Базаров, чувствуя
приближение бреда, хочет видеть Одинцову.
Павел Петрович с первых минут своего знакомства
с Базаровым, невзлюбил его.
И все это, происходит несмотря на его взгляды
на эту проблему.
Главным героем романа, является Базаров.
Способность к истинной любви, Тургенев
всегда считал важной для оценки любого человека.
Должно быть, именно соломой с крыш,
приходится кормить голодную скотину.
Но это нигилистическое отношение ко всему, он
не смог удержать по одной причине: из-за любви к
женщине.
Ни с чем иным, я не согласен.

И т.п.
Возникает вопрос: нельзя ли обнаружить
что-нибудь общее между разными синтаксическими
позициями, отмеченными «лишней» запятой, что
хотя бы в какой-то степени могло объяснить
универсальный характер этой ошибки? Можно, если
при анализе этой ошибки не ограничиваться
рамками школьного, конструктивного синтаксиса.
Дело в том, что «лишней» запятой ученики, и не
только они, но и взрослые, недостаточно хорошо
владеющие пунктуацией, с удивительной
последовательностью обозначают границу
актуального членения – границу темы и ремы.
Чтобы наглядно убедиться в этом, произведем
актуальное членение анализируемого текста,
обозначив границу темы и ремы косой чертой.
Пометим также место ошибки и укажем количество
учеников, допустивших ее. (Общее количество
писавших – 23.)

Красив осиновый лес зимой! На фоне
темных елей,4 / переплетается тонкое
кружево,5 / оголенных,10
осиновых ветвей. В дуплах,1 старых,
толстых осин,8 / гнездятся ночные,1
и дневные птицы, белки-проказницы,4 /
складывают на зиму,1 / свои запасы. Из
толстых бревен,9 / люди,2 /
выдалбливали легкие лодочки-челноки, делали
корыта. Корою молодых осинок,8 /
кормятся зимой,4 / зайцы-беляки. Горькую
кору осин,6 / гложут лоси. Идешь, бывало,
по лесу, и вдруг,2 / нежданно-негаданно,3
/ с шумом,1 сорвется,1 и полетит,4
/ тяжелый тетерев-косач. Почти из-под ног,5
/ выскочит и побежит,1 / заяц-беляк.
Я люблю северный лес,12 / за строгую
красоту его девственных линий, за бархатную
зелень,2 / красавиц пихт, за
торжественную тишину, которая всегда,1 /
царит,1 в нем.

Нетрудно заметить, что «лишняя»
запятая сплошь и рядом совпадает с границей
актуального членения. Более того, в тексте нет ни
одной границы темы и ремы, обозначенной
интонационно учителем при чтении, которой не
заметил бы, т.е. не обозначил «лишней» запятой,
хотя бы один ученик. Из 107 «лишних» запятых, и «на
правило», и «не на правило», 91 – на границе темы и
ремы.

Таким образом, если правила постановки
запятой базируются на синтаксической структуре
предложения (запятые разделяют части сложного
предложения, однородные члены при определенных
отношениях между ними, обособляют
полупредикативные конструкции, сравнительные
обороты, а также слова, не входящие в
синтаксическую структуру предложения, –
обращения, вводные слова и т.п.), – то правила ее
отсутствия в значительном количестве случаев
вытекают из его коммуникативных характеристик:
из отношений между «данным» и «новым»
высказываниями, «между тем, о чем в нем
говорится (исходным пунктом, темой), и тем, что
об этом говорится (ремой)».

Разумеется, далеко не все «лишние»
запятые могут быть объяснены исходя из
коммуникативного членения предложения. Этот
знак встречается и в таких позициях, в которых не
бывает границы темы и ремы: между неоднородными
определениями (см. примеры выше), перед одиночным
союзом и, соединяющим однородные члены,
однородные придаточные, части сложносочиненного
предложения с общим компонентом; на границах
слов с обстоятельственным значением, не имеющих
пояснительного или уточняющего характера; на
границах причастных оборотов при отсутствии
условий обособления и т.п.; пишущие обособляют
множество «псевдовводных» слов, ставят запятую
на месте ритмической паузы в стихотворной и
прозаической речи и во многих других случаях. Для
установления генезиса этих ошибок также
недостаточно опоры только на синтаксическую
структуру предложения. Здесь, как, впрочем, и в
рассмотренном выше случае – «лишней» запятой на
границе темы и ремы, – не последнюю роль в
«провокации» ошибки играет интонация. Но это
составляет предмет отдельного серьезного
исследования, важность которого трудно
переоценить. В заключение хочется обратить
внимание на значимость разработки этой темы:
анализ лингвистической сущности «лишних»
запятых позволит сделать необходимые дополнения
к своду современных пунктуационных правил, даст
основания для методической разработки
соответствующих тем в преподавании правописания
в школе, поможет цели учета этих ошибок – их
типизации при проверке письменных работ – и,
хотелось бы надеяться, позволит добиться больших
успехов в повышении грамотности учеников.

_________________________

* Детерминант – это слово или
словосочетание, относящееся не к какому-либо
отдельному слову предложения, но
распространяющее предложение в целом.
Детерминант может иметь субъектное, объектное
или обстоятельственное значение.

Классификация пунктуационных ошибок

В
письменных работах учащимися могут
быть допущены грубые и негрубые
пунктуационные ошибки. Однотипных
пунктуационных ошибок не бывает,
поскольку в каждом конкретном случае
проблема постановки и выбора знака
препинания решается пишущим с учётом
структуры и смысла записываемого. Среди
пунктуационных ошибок могут быть
повторяющиеся, если предположить, что
одна и та же конструкция, с одним и тем
же лексическим наполнением повторяется
в записываемом тексте несколько раз.

Грубые пунктуационные
ошибки
нарушают структурно-смысловое
членение письменной речи, так как
являются следствием несоблюдения
основных позитивных (регламентирующих
постановку знаков препинания) правил.

Грубые пунктуационные
ошибки:

– пропуск знака препинания
в конце предложения (Каковы молнии_);

– постановка запятой
между подлежащим и сказуемым (Лунной
ночью это дерево
, казалось
сказочным. Каток
, как
зеркало.)
;

– пропуск тире на месте
нулевой связки (Гипербола это
преувеличение
.);

– пропуск запятой между
однородными членами (кроме постановки
запятой между неоднородными определениями)
(Почтальон вовремя доставляет письма
газеты журналы.);

– постановка лишней
запятой между однородными членами
тишине ожидания примешивался
,
не столько слышимый, сколько
угадываемый шум неотвратимого движения
поезда.)
;

– пропуск запятых
при выделении уточняющих обстоятельств
места и времени (Вы проснётесь позже
часов в десять
, когда в поля и
луга нахлынет зной.
Далеко
впереди
справа от дороги я
заметил человеческую фигуру.);

– пропуск двоеточия
или тире при обобщающих словах (Но
здравый
смысл, твёрдость
и
свобода, горячее
участие
в чужих бедах и радостях
словом, все её
достоинства точно родились
с ней.)
;

– ошибки, связанные с
выделением знаками препинания обособленных
членов предложения: обстоятельств,
дополнений, определений, приложений
(кроме оборотов скак)(Науки
чуждые музыке были
постылы мне
.Как бедной
мне не горевать. Нас
русских двое
только было. Он быстро шёл
выставляя
вперёд бороду.);

– пропуск знака для
выделения обращения (Поздравляю
друзья с благополучным
завершением работы
.Дорогие
одноклассники
Приходите
на встречу выпускников школы.)
;

– пропуск знака для
выделения наиболее употребительных
вводных слов, вводных и вставных
предложений (Он видимо
был не доволен случившимся. Как
выражаются моряки
ветер
крепчал.)
;

– пропуск запятой для
разделения частей сложносочинённого
предложения (Все ребята хотели тебя
здесь дожидаться
да
я отговорил.)
;

– пропуск знака препинания
для выделения придаточной части в
сложноподчинённом предложении (Всюду
куда ни бросишь
взгляд
ущелье, обрывы.);

– постановка запятой
перед союзом, соединяющимоднородные
придаточные части в сложноподчинённом
предложении(Я бываю в лесу, когда
солнце светит
, и когда
небо покрыто хмурыми облаками.)
;

– ошибки,
связанные с пропуском знака для разделения
частей бессоюзного сложного предложения
(Статные осины
высоко лепечут над вами

длинные
висячие ветки берез едва шевелятся.
Погода была ужасная

ветер
выл, мокрый снег падал хлопьями. Он слово
скажет_
все
смеются.)
;

– пропуск знаков препинания
для выделения прямой речи (
Согласятся, – сказал
я, –
когда узнают Марью Ивановну
.), для отделения её от слов автора(«Ты здоров?» спросил
он
.), а также знаков препинания в
конце прямой речи (при этом пропуск
одного из сочетающихся знаков или
нескольких считается за одну ошибку)(«Чему усмехаешься
спросил он меня.);

– ошибочный выбор знака
между частями бессоюзного сложного
предложения (Сомнений не было
кто-то осторожно приближался
к нам через заросли. Любишь кататься
:
люби и саночки возить.).

Негрубые
пунктуационные ошибки

являются следствием нарушения
второстепенных, чаще негативных
(отменяющих действие основных) правил,
которые приводятся в примечаниях или
выделяются петитом и регулируют норму,
не имеющую широкого распространения
или представляющую частные случаи
постановки знаков препинания.

Негрубые пунктуационные
ошибки
:

– неправильный выбор
конечного знака препинания (Боже мой,
как весело сверкает всё кругом
.
Ребята спрашивали, кто войдёт в школьную
команду
?);

– постановка точки в
заглавии текста (Зима_);

– постановка тире на
месте нулевой связки, если подлежащее
выражено личным местоимением, а сказуемое
– существительным в Им. п. или если между
подлежащим и сказуемым, выраженными
существительными в Им. п., стоит частица
(Мы _ весёлые ребята. Бедность _ не порок.);

– пропуск знаков препинания
для выделения сравнительных оборотов
(Луг_ как бархат
зеленеет.), обособленных
приложений, присоединяемых словомкак(Мне как лицу
высокопоставленному
не
подобает ездить на конке.
); постановка
запятой перед словомкак, имеющим
значение ‘в качестве’ (Моё молчание
было истолковано
, как
молчание дипломатическое
.);

– употребление запятой
между неоднородными определениями
(Громкий хохот оглашал снежные,
окрестные поля.);

– неправильный выбор
знака препинания при обращении в случаях,
когда эмоциональность высказывания
подчёркивается лексически (“Надя.
Подойди!” – крикнула
мама
.);

– постановка запятой
после частицы опри обращении(О, мой милый,
мой нежный, прекрасный сад.)
;

– пропуск запятых для
выделения поясняющих слов к обращению
при их расчленении (Дедушка,
поздравляю тебя с днём рождения

дорогой!);

– неправильный выбор
знаков препинания для выделения вводных
и вставных единиц (Алексей,
читатель уже знает его,
пристально глядел на молодую
крестьянку.)
;

– обособление
адвербиализованных (перешедших в
наречия) деепричастий (Он шёл,
не торопясь.);

– отсутствие знаков
препинания для выделения обособленных
обстоятельств, выраженных именами
существительными с предлогами благодаря,
согласно, ввиду, в силу
и др.(Благодаря
массе новых впечатлений
день
прошёл для Каштанки незаметно
.);

– ошибочный выбор знака
препинания при прямой речи (Дети
закричали:
«Гроза начинается!»,
и побежали прятаться от дождя.
Проходя мимо, он сказал: »Не забудь
купить билеты».—«Постараюсь», — ответила
я.)
;

– постановка лишней
запятой в сложносочинённом предложении
с общим второстепенным членом или общим
вводным словом (Сквозь дождь
лучилось солнце
, и
раскидывалась радуга от края и до края.
Одним словом, мы опоздали,
и поездка наша сорвалась.).

Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Хватит, ставить, запятые, там, где, их, не, должно, быть 💁‍♀️

6 июня 2020

Всем привет, это редактор сайта Даша, и для меня нет ничего мучительней, чем перечитывать написанные в ночи статьи на следующее утро. Я считаю себя плюс-минус грамотным человеком, но в спешке, от усталости или от банальной невнимательности совершаю такие же ошибки, как семикласники-троешники. И потом они попадают в сеть, ты видишь их на экране, а я от стыда зарываюсь в одеяло.

  • Я собрала самые частые ошибки с запятыми, которые допускаю сама, а также те, что вижу в блогах и на других сайтах. Ошибаются все, но только через осознание и преодоление этих ошибок мы становимся лучше 🤍

1. Лишняя запятая перед «как»

102% процента моей души ненавидят все, что связано с этим союзом. В школе объясняли: если сравниваешь, то ставь, но если это образ действия/состояния, то не надо. Мне не помогло, и с годами я выработала свои критерии.

Запятая перед «как» нужна, когда:

  • «Как» входит в состав вводного оборота или похож на него (как правило, как исключение, как следствие, как всегда, как сейчас, как нарочно, как например, как теперь);

  • «Как» отделяет часть сложноподчиненного предложения («Мистер Уэйн, некоторые люди просто хотят видеть, как мир горит в огне»).

Запятая перед «как» НЕ нужна, когда:

  • «Как» входит в состав устойчивого выражения, фразеологизма (сидеть как на иголках, появиться как снег на голову, ему все как с гуся вода);

  • «Как» входит в состав сказуемого и без него предложение не имеет смысла. Например, «Хогвартс был как под проклятием». Сравнение всегда можно убрать, и предложение не развалится. Тут же так не работает — получится, что Хогвартс просто был;

  • «Как» между подлежащим и сказуемым (озеро как зеркало, пол как лава), то есть когда «как» заменяет тире (озеро — зеркало, пол — лава);

  • Перед «как» есть НЕ или сравнительная частица (точь-в-точь, именно, просто, словно, совсем, совершенно, почти). Например, «у тебя все не как у людей» или «Гарри, твои глаза точь-в-точь как у матери».

Другой разговор — это различить сравнительные обороты (запятая нужна) и обстоятельства образа действия (запятая не нужна). Тут поможет лишь практика, молитва богам грамотности и еще раз практика.

Иногда образ действия можно отличить от сравнения, просто переформулировав:

«Рон, ты ведешь себя как ребенок» = «Рон, ты ведешь себя по-ребячески» = «Рон, ты просто ребенок».

2. Запятая перед «чем»

Нас учили, что запятая нужна там, где есть сравнение. Но иногда в предложении нет ни сравнения, ни сопоставления, ни контраста.

Чаще всего мы ошибаемся с союзом «чем»:

«Не ври, Человек-паук держал поезд в руках больше чем пять минут»

Здесь ничего ни с чем не сравнивают, а утверждают. Можно проверить и переформилировать — «больше пяти минут».

Сравни:

«Человек-паук намного выше, чем его дядя»

Мы сравниваем рост двух мужчин — Человека-паука и его дяди, один из них оказывается выше.

3. Запятые перед составными союзами

Есть такие монстры, как составные подчинительные союзы: они огромные, пугающие и заставляют нас верить, что присоединяют подчиненное предложение (в случае если, потому что, прежде чем, несмотря на то что, вместо того чтобы, ввиду того что, перед тем как). Не верь им.

Правильно:

«Вместо того чтобы сидеть в TikTok, сходил бы и помыл посуду»

Однако и тут есть исключения (куда без них). Запятая ставится, если:

  • Перед составным союзом имеется отрицание «не» («Я ее целовал не потому, что я тебе изменяю»);

  • Перед составным союзом есть усилительные, ограничительные и другие частицы, вводные слова, наречия («Ты скандалишь лишь для того, чтобы скандалить»);

  • Первая часть союза входит в ряд однородных членов предложения или параллельных конструкций («Я тебя бросаю и потому, что ты мне не веришь, и из-за жалости к тебе»);

  • Есть логическое ударение на первую часть союза («Я хочу тебя вернуть оттого, что мне одиноко»).

А вообще там море исключений — лучше всегда сверяться со справочниками.

4. Запятые перед ложными придаточными

Со школы мы помним, что перед союзами сложноподчиненных предложений надо ставить запятую. Но если придаточное предложение состоит из одного союзного слова, то запятая не нужна.

Сравни «Карлсон улетел, и мы не знаем почему» и «Карлсон улетел, и мы не знаем, почему он забрал с собой все наше варенье».

Также не нужна запятая, если слова вместе образуют логическое целое: «делай что хочешь», »поступай как знаешь».

5. Запятые после ложных вводных

Ох, таких целый бестиарий. Просто запомни их в лицо: однажды, вот, однако, к тому же, особенно, как минимум, в любом случае, тем не менее, то есть, навярняка, авось, якобы, и в то же время, между тем, в любом случае, в конечном счете, особенно.

Вух! И это еще не весь список. Однако помни, что некоторые лжевводные слова выполняют роль союзов, которые требуют постановку запятых — например, спереди.

«Он был горбатым, тем не менее прекрасным. Тем не менее я ему перезвонила»

6. Запятая для вводных только с одного конца

Другая крайность — обособлять вводные слова в середине предложения только с одной стороны. Вводные слова всегда можно убрать и смысл предложения не поменяется, поэтому запятые такие слова и отделяют.

Неправильно:

«Бэтмен бежал от Джокера, правда не зная, что от него не убежишь»

Правильно:

«Бэтмен бежал от Джокера, правда, не зная, что от него не убежишь»

Главное — не путать вводное слово с союзом со значением уступки («Бэтмен бежал быстро, правда не в том направлении») и существительным («Бэтмен знал, что есть правда»).

7. Разделение подлежащего и сказуемого

Запятая в таких случаях появляется, потому что интонационно мы бы сделали паузу. Однако по правилам запятая не нужна, ей просто нечего обособлять.

Неправильно:

«Внучатая племянница цирюльника Дейенерис Бурерожденной, была вынуждена ощипать свою куклу на парик для царицы»

Правильно:

«Внучатая племянница цирюльника Дейенерис Бурерожденной была вынуждена ощипать свою куклу на парик для царицы»

8. Неправильные пробелы

Не самая очевидная ошибка и, пожалуй, не самая важная, но в печатном тексте она бросается в глаза. Правила таковы: пробел ставится после запятой, (вот как тут), но не перед ней.

9. Запятая перед «благодаря»

Путаница возникает из-за одной и той же формы предлога и деепричастия.

В первом примере мы употребили предлог со значением причины. Можно проверить и задать вопросы «почему? по какой причине? отчего?».

«Гарри Поттер смог победить Темного Лорда благодаря поддержке друзей»

Во втором примере ставим деепричастный оборот. Значение поменялось: теперь мы говорим, что Гарри сделал что-то, параллельно делая что-то другое.

«Гарри не сдержал слез, благодаря своих друзей за поддержку»

10. Запятые перед ложными обращениями

Обращения выделяются запятой — это помнят все. Но иногда мы зачем-то обособляем слова, которые входят в состав обращения.

Неправильно:

«Уважаемый, Шелдон Купер!», «Дорогая, Пенни!»

Правильно:

«Уважаемый Шелдон Купер!», «Дорогая Пенни!»

Второй вариант правильный, ведь слова «уважаемый» и «дорогая» характеризуют Шелдона и Пенни.

  • Надеемся, эти примеры хоть немного помогли разобраться со страшными правилами русской пунктуации. Практикуйся и помни, что на ошибках учатся! 🤍

«Запятых много не бывает» — это не лучший подход.

9 ошибок в пунктуации, которые совершают чаще всего

1. Лишняя запятая перед союзом «как»

Неправильно: 

Другие удивлялись, но она на это не смотрела, как на что‑то плохое. 

Правильно: 

Другие удивлялись, но она на это не смотрела как на что‑то плохое.

Отделить слово «как» от остальной части предложения — желание на уровне рефлекса. Однако не стоит всегда ему поддаваться. Оборот с этим союзом может входить в состав сказуемого, и без него высказывание потеряет законченный смысл. В таких случаях знак препинания — лишний.

Запятую нужно ставить, если союз входит в обычный сравнительный оборот: «Её платье шелестело, как осенние листья, играющие с ветром». Но и здесь будьте внимательны — есть ещё несколько случаев, в которых она опускается:

  • Перед союзом «как» есть слова «совсем, совершенно, почти, вроде, точь‑в‑точь, именно, просто» или отрицание «не»: «Черты лица у него точь‑в‑точь как у отца».
  • Сравнение само по себе является сказуемым, и союз «как» стоит между ним и подлежащим вместо тире: «Небо как океан».
  • Под сравнительный оборот маскируется обстоятельство образа действия. Отличить их друг от друга бывает сложно: «Она изогнулась как кошка». «Как кошка» можно заменить на «по‑кошачьи» или «кошкой».

2. Неправильный порядок знаков «!» и «?»

Неправильно: 

Ну и зачем ты мне всё это рассказываешь!? 

Правильно:

Ну и зачем ты мне всё это рассказываешь?!

В конце предложений с эмоциональным подтекстом неверно ставить сначала восклицательный знак, а потом — вопросительный. Основная цель таких высказываний — всё-таки задать вопрос. Восклицательный знак только уточняет интонацию.

3. Ненужная запятая перед союзом «чем»

Неправильно:

Это дело не больше, чем на пять минут. 

Правильно:

Это дело не больше чем на пять минут.

Проблемы часто возникают с сочетаниями типа «(не) более чем», «(не) менее чем». Если в предложении нет никакого сопоставления, не следует отделять «чем» от остальной части. В этом случае вся фраза составляет единый член предложения со словами, которые следуют за ней.

Для проверки можно попробовать перестроить конструкцию: «Это дело займёт не больше пяти минут». В этом варианте видно, что противопоставлений нет.

Запятая перед союзом нужна, только если есть сравнение: «Вопросов у него больше, чем у ребёнка».

4. Запятые в составных подчинительных союзах

Неправильно:

Вместо того, чтобы спорить, он просто вышел из комнаты. 

Правильно:

Вместо того чтобы спорить, он просто вышел из комнаты.

Слова, которые часто используют в начале придаточной части предложения («чтобы», «что», «если» и другие), вызывают желание всегда ставить перед ними знак препинания. Но иногда они являются частью составных подчинительных союзов, таких как «в случае если», «потому что», «прежде чем», «несмотря на то что» и других. Чаще всего в них не нужна запятая между словами — конструкция отделяется целиком.

Есть только несколько случаев, когда знак препинания всё-таки следует поставить перед второй частью союза.

  • Перед союзом есть отрицание «не»: «Он вернулся не для того, чтобы остаться, а только чтобы забрать вещи».
  •  Перед союзом есть усилительные, ограничительные и другие частицы, вводные слова, наречия: «Он вернулся только затем, чтобы забрать вещи».
  • Первая часть союза входит в ряд однородных членов предложения или параллельных конструкций: «Она смеялась и оттого, что было действительно смешно, и просто чтобы не заплакать».
  • Есть логическое ударение на первую часть союза: «Я выбрал эту книгу потому, что именно её читал когда‑то в детстве».

5. Запятая после союза «однако»

Неправильно:

Мы хотели занять места в первом ряду, однако, пришли слишком поздно. 

Правильно:

Мы хотели занять места в первом ряду, однако пришли слишком поздно.

Союз «однако» можно заменить в предложении на «но», и в этом случае обособление не требуется.

Знак препинания нужен, если это вводное слово или междометие: «Но, однако, мы говорим сейчас вовсе не об этом», «Ну у тебя и просьбы, однако!»

6. Запятая перед «и так далее, и тому подобное»

Неправильно:

На рынке мы купили и яблоки, и апельсины, и бананы, и т. п. 

Правильно:

На рынке мы купили и яблоки, и апельсины, и бананы и т. п.

Желание поставить знак препинания возникает как бы по инерции, потому что эти слова очень похожи на однородные члены с повторяющимся союзом. Но на самом деле они таковыми не являются, и запятая не нужна.

Конечно же, это касается и бессоюзных вариантов: «Мы купили яблоки, апельсины, бананы и т. п.»

А вот слова «и другие» — это как раз однородный член предложения. Если есть повторяющийся союз, запятую ставим: «Приехали и Саша, и Маша, и Паша, и другие».

7. Пропуск запятых перед придаточными частями

Неправильно:

Вы не знаете где купить яблок?

Правильно:

Вы не знаете, где купить яблок?

Основная и придаточная части иногда создают впечатление единого целого, когда произносишь предложения вслух. В итоге знаки препинания ставить как‑то и не хочется. Но независимо от интонации, запятая всё-таки нужна.

Есть, однако, и исключения. Знак препинания следует опустить, если:

  • При отделении слов друг от друга предложение теряет законченный смысл. Такие фразы следует воспринимать как раз как единое целое: «Делай что хочешь!»
  • Имеется частица отрицания «не»: «Я говорю это не чтобы обидеть, а чтобы помочь».
  • Перед подчинительным союзом есть ещё и сочинительный («и», «или», «либо», «ни» и другие): «Он не помнил ни что он сказал, ни кому».
  • Придаточная часть состоит только из самого союзного слова: «Я вернусь, но не знаю когда».

8. Запятая между подлежащим и сказуемым

Неправильно:

Жители холодных стран, вынуждены носить меха.

Правильно:

Жители холодных стран вынуждены носить меха.

Объяснить знак препинания между главными членами простого предложения можно разве что невнимательностью или спешкой. Ведь даже если оно распространённое, не ясно, для чего отделять подлежащее и сказуемое друг от друга.

9. Неверное оформление перечней и списков

Чтобы везде поставить правильные знаки препинания, нужно запомнить несколько правил:

  • Перед перечнем может стоять точка или двоеточие.
  • Если он продолжает или напрямую разъясняет предложение или есть обобщающее слово, ставим двоеточие.
  • Если перед перечнем стоит двоеточие, его элементы могут начинаться как с заглавной буквы, так и со строчной.
  • Если элементы начинаются с заглавной буквы, то в конце каждого из них должна стоять точка.
  • Если первая буква — строчная, в конце стоит запятая (когда элементы очень простые и короткие) или точка с запятой (когда они посложнее).
  • В конце последнего элемента в любом случае стоит точка.

Примеры:

Можно прогуляться:

  • по лесу,
  • парку,
  • саду.

Можно пройтись:

  • по лесу, в котором есть грибы;
  • парку с красивым прудиком;
  • саду, полному цветов.

Вы можете:

  • Прогуляться по осеннему лесу, наполненному ароматами хвои, земли и дождя.
  • Пройтись по обширному красивому парку, в котором есть пруд с лебедями.
  • Посетить сад и полюбоваться яркими цветами, способными поднять настроение любому.

Вы сможете гулять по парку, саду или лесу.

  • Не забывайте сообщать, куда решили отправиться.
  • Надевайте головные уборы, когда идёте в лес.
  • Заказывайте гида, если вам интересно узнать больше о местах, которые посетите.

Читайте также 🧐

  • 20 выражений, в которых все вокруг делают ошибки
  • 14 пар глаголов, в которых вы допускаете ошибки
  • «От того» или «оттого»? 19 слов и сочетаний, в написании которых легко ошибиться

Виды ошибок

Негрубые орфографические ошибки (две негрубые ошибки =
одна)

1. Исключения из правил: ветреный, цыганский.

2. Прописная буква в собственных названиях: Тверской государственный
университет, Великая Отечественная война.

3. Слитное и раздельное написание наречий: по одному, поодиночке, на
ощупь, наобум, в разлив.

4. НЕ с прилагательными и причастиями в роли сказуемых: Эти трудности
неустранимы. Диплом недействителен.

5. В случае трудного различения НЕ и НИ: Не кто иной, как… Куда он только
не обращался! Куда он ни обращался, нигде помочь ему не могли.

6. В собственных именах нерусского происхождения: Боккаччо, Мери, Бэла.

7. В случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания: Подарок,
о котором он мечтает, — это телескоп.

8. Отсутствие точки в конце предложения.

9. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой: Он
знак подаст, и все хохочут.

Однотипные ошибки (первые три = одна, каждая следующая
– отдельная ошибка)

Это ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы:

бачёк, смешён, парчёвый, общё = две ошибки;

чёпорный, никчомный, изжёга = одна ошибка;

ночовка, лишон, стережот, копчоности, поражон = три ошибки,

НО: раздроженный, очеровать = две отдельные ошибки.

Если написана неверная буква в одной и той же корневой морфеме, это
одна ошибка: очеруй, очерован, очированный.

Если в одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более
ошибки, то все они считаются за одну: аппеляция = одна ошибка, НО: об апелляцие
= две ошибки.

Понятие однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные ошибки.

Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку

1. Явные описки: рапотает, роман стоится.

2. В переносе слов: кла-ссный, по-ймать, о-глядел, пок-рыл.

3. Буквы Е/Э в заимствованных словах и собственных именах: рэкет,
пленер, Мариетта.

4. Н/НН в кратких отглагольных причастиях и прилагательных:
взволнова(Н,НН)ы.

5. Прописная/строчная буква в словах, связанных с религией: Б(б)ог,
С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.

6. При переносном употреблении собственных имен: Все мы немного
о(О)бломовы.

7. Написание фамилий с первыми частями дон: Дон Кихот, дон Педро.

8. Дефис и его отсутствие в сложных заимствованных словах: люля-кебаб,
бефстроганов, гуляй-поле, перекати-поле.

9. Отсутствие тире в неполных предложениях.

10. Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.

11. Замена одного знака препинания другим.

12. Наличие или отсутствие запятой между союзом А и вводным словом.

13. Замена знака препинания при выделении вводных предложений (вставных
конструкций).

14. Лишний дефис при приложении: старик-извозчик

15. Лишняя запятая после вводного слова в начале обособленных
конструкций: Герои этого времени, например, Чацкий, — резонеры.

16. Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную
конструкцию: В этой семье представители самых разных профессий, врачей и
юристов, в частности.

17. В передаче авторской пунктуации.

Ошибки фактические — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в
том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по
обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности: «Вот Пушкин
– известный русский поэт, где он только не эмигрировал!», «Базаров — герой
одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «О
Русь моя, мечта моя, любил ли кто тебя, как я?». Ошибки могут состоять не
только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или
преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с
интервенцией», «Если честно сказать, то в России теперь только один процент
русских», «Каждая буква столько тебе сообщает!!!»

Этические ошибки – проявление речевой агрессии, грубое,
оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств
или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление,
угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов,
вульгаризмов, жаргонизмов: «Этот текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит
автор, он маньяк», «Прочитав этот дурацкий текст, я продумал, какая в нем
проблема», «Мне хочется поблагодарить автора: он довольно четко и грамотно
описал сложную ситуацию». Ср.: не являются этическими ошибками: Автор
раскрывает в тексте тему наглости. Гастелло врезался в эшелон вражеских
самолетов.

Логические ошибки – ошибки, связанные с нарушением логической
правильности речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически
неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении:
Княжна Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много
читает и молится. Жизнь Есенина закончилась не начавшись. Давайте мы станем
уникальными и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере судьбы Василия
Федотова автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому
я с ней полностью согласна. Текст написан неграмотным литературным языком.

К логическим ошибкам относятся и композиционно-текстовые, связанные
с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения:
отсутствует логическая связь вступительной или заключительной части с основной
или эта связь слабо выражена, нагромождены лишние факты или неуместные
абстрактные рассуждения:

А. Неудачное начало: С особенной силой этот эпизод описан в романе…

Б. Ошибки в средней части.

а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении –
логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке
и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать
она заботилась о его воспитании и образовании.

б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение
порядка предложений – логическая ошибка: Из Митрофанушки Простакова воспитала
невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши
дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем
произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата
Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение
взято в опеку.

в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к
затруднению понимания смысла, бессвязности — логическая ошибка: Общее поднятие
местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата.
Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым
переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря
обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы
сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.

В. Неудачная концовка (дублирование вывода) – логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему.
Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень,
распущенность и бессердечие.

Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования,
формообразования, норм синтаксической связи между словами внутри предложения
или словосочетания, частей сложных предложений.

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться, вовнутрь.
Искание смысла жизни. Тиранство.

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время. Билет
с плацкартом. Новые крема.

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше выглядит.

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями. Обоим сестрам.

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихние дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все
пять девушек погибнули . Троекуров игрался с медвежатами. Езжай скорее.

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно
увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Автор повествует читателей. Он вернулся с
отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки
его творчества. Кто это пришла?

10

Нарушение способа выражения сказуемого в
отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с
однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я  хотел сказать о значении
спорта и почему я его люблю. Наконец построена не только школа, а также
больница.

12

Ошибки в построении предложения с
деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже.

13

Ошибки в построении предложения с причастным
оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся
снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать
друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением
рецензента. Савельич спросил Гринева, узнал он атамана?

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесённости
глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь

18

Бедность и однообразие синтаксических
конструкций

Когда писатель пришёл в редакцию, его принял
главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

19

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится
к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своём
воображении

Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое
удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Выпускники
нарушают требование коммуникативной точности высказываний, употребляя слова в
несвойственном им значении или без должного учета стилистических,
эмоционально-экспрессивных свойств выражений.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему
значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста. Ольга Ларина – прототип
Татьяны.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в
слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры. Автор призывает бережливо относиться к книгам.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет
градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски,
использование штампов

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается
направить людей немного в другую колею. Каждое утро Татьяны Лариной
начиналось с того, что она приветствовала флору и фауну. По мере роста
медвежат Троекуров придумывал все новые шутки.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных
слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению
метафор и олицетворений. Этот роман – вопиющее достижение писателя. Автор
вопрошает: «Кто виноват?»

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегоришь
других. Чиновники подлизываются к ревизору.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художествен­ные особенности
(вместо средства). Молодежь не повышает свой кругозор.

8

Употребление лишних слов, в том числе
плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью
художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.

9

Употребление рядом или близко однокоренных
слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных
событиях. Характерная черта характера…

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим
поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного

В пример к такому случаю можно привести
несчастный случай, однажды случившийся с моей знакомой.

11

Искажение состава фразеологизма

Все были здесь: и стар, и мал. Павел
Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали
Гремячий Лог.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Считается ли ошибкой касание игроком волейбольной сетки
  • Считается ли опечатка ошибкой
  • Считается ли неверный перенос слова ошибкой
  • Счетчик энергомера се300 ошибка err 01
  • Счетчик энергомера се 307 ошибка 016