Семиклассники подарили гостям памятные сувениры исправить ошибку

Автор: Абдурагимова Варвара Александровна
Должность: преподаватель русского языка и культуры речи

Учебное заведение: РУТ МИИТ ИПТ Московский колледж железнодорожного транспорта
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Лексико-фразеологические ошибки и их исправление»

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Методическая разработка

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Тема: «Лексико-фразеологические ошибки

и их исправление»

Абдурагимова В.А.

преподаватель русского языка и

культуры речи

2019

Тема: Лексические ошибки и их исправление.

Цели:

1. Повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»;

2. Познакомить студентов с причинами нарушения лексической нормы;

3.Познакомить с типичными лексическими ошибками;

4. Вырабатывать умение находить лексические ошибки и исправлять их;

5. Совершенствование навыков использования словарей:

6. Формировать познавательный интерес к культурному наследию языка;

7. Формировать мотивацию к дальнейшему изучению темы;

8. Развивать способности к самостоятельному размышлению над

поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего

мнения;

9 .Воспитывать познавательную активность, культуру, бережное отношение к

русскому слову;

10 .Развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: мультимедиа, толковые и фразеологические словари,

раздаточный материал с тренировочными упражнениями.

Методические приемы: объяснение учителя, опрос, индивидуальные

задания, работа со словарем, дискуссия.

Тип урока: Практическое занятие.

Межпредметные связи:русский язык, литература, история.

План:

1.Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Фронтальный опрос.

3.Типология лексических ошибок.

4. Анализ ошибок

4. Практикум

Ход занятия.

Тема занятия: Лексические ошибки и их исправление.

Обобщая наши знания по теме «Лексикология», мы, сегодня, познакомимся с

понятием «лексические ошибки», попытаемся назвать их основные причины, а

также будем активно работать над культурой нашей речи. Ответим на

следующие вопросы:

-что такое лексикология? ( Раздел лингвистики, изучающий лексику)

-как называется словарный запас одного человека? (лексикон)

-объясните явление полисемии (многозначность)

-какой словарь помогает разобраться в многообразии лексических значений?

(толковый)

-перечислите известных вам авторов толковых словарей?

-перечислите лексические единицы (синонимы, антонимы, паронимы,

омонимы, фразеологизмы)

-в чем разница между явлениями полисемии и омонимии? (значения

многозначных слов связаны между собой)

-в каких тропах и стилистических фигурах основным материалом могут

являться синонимы? (градация), антонимы (антитеза, оксюморон)?

-что определяет лексическая норма? (Употребление слов в соответствии с

их лексическим значением, возможную сочетаемость слов с другими

словами)

Вспомним условия соблюдения лексических норм.

Говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее

владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и

является одним из условий профессионального успеха.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий.

Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас,читать классическую

литературу, систематически обращаться к словарям и справочникам,

стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного

языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.

Речь – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и

мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и

передачи этой информации путём коммуникации.

Ошибки делают как в письменной, так и в устной речи. Более того,

понятие культуры речи, неразрывно связано с понятием речевой ошибки.

Рассмотрим лексические ошибки подробнее.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ

ОШИБОК.

1.Неправильный выбор слова, связанный с незнанием его лексического

значения:

Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5 сентября. Дни

узбекской кухни будут проходить… (Декада — период времени, равный 10

дням)

Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю.

Он упал ничком… (навзничь – вверх лицом)

Здание поражает своими причудливыми габаритами.

(габариты – это размеры, причудливой м.б. только форма)

2. Ошибки в употреблении многозначных слов, заключающаяся в

использовании полисемичных слов в таком контексте, который не допускает

двусмысленности:

Ребенок требует ухода матери.

Все ошибки в программе вовремя просмотрели. Все ошибки вовремя

заметили.

3.Ошибки в использовании заимствованных слов.

Все сильнее ностальгия по прекрасному. Все сильнее тяга к прекрасному

(Ностальгия – тоска по родине)

4.Ошибки в употреблении синонимов:

Оборудование в больнице самое прогрессивное. Оборудование самое

современное.

Князь Андрей искренне влюбляется в Наташу (искренне можно любить, а

влюбляться – пламенно, страстно)

Быть свидетелем премьеры в спектакле (можно быть свидетелем

происшествия)

5.Ошибки в употреблении антонимов, связанные со стилистически

необоснованным употреблением в речи слов с противоположным значением.

Необходимо военное умиротворение конфликта.

Широко раскрыть узкие проблемы.

6. Ошибки в употреблении омонимов, заключающаяся в неудачном

употреблении слов, совпадающих по звучанию или написанию, но различных

по значению:

Освобожден за беспринципность.

Врач решил оставить это лекарство.

7. Ошибки в употреблении паронимов (смешение паронимов).

Одеть пальто, костлявая рыба, сломленная челюсть, болотная местность,

гарантированный талон. Земельный холм рос на глазах. Земляной холм рос

на глазах.

8. Нарушение границ лексической сочетаемости, т.е. способности слов

соединяться друг с другом.

Быть в поле внимания (быть в поле зрения), наращивать мастерство

(повышать мастерство), бархатный период (сезон), крепкая вражда

(сильная вражда, крепкая дружба).

Нарушение границ лексической сочетаемости приводит к контаминации

соединению двух правильных вариантов в третье неправильное.

Играть значение (играть роль, иметь значение)

Повысить кругозор (расширить кругозор, повысит уровень знаний).

Причинить удовольствие (причинить горе, доставить удовольствие)

Одержать первенство (одержать победу, завоевать первенство)

Предпринимать усилия (прилагать усилия, предпринимать попытки)

9. Речевая недостаточность. Пропуск нужного слова.

Мы поделимся опытом в сфере рекламы.

Мы поделимся опытом работы в сфере рекламы.

10. Речевая избыточность. Наличие лишних слов.

Существует два основных типа речевой избыточности – плеоназм и

тавтология.

Плеоназм – это употребление в речи близких по смыслу, а потому логически

лишних слов. Примером избыточных сочетаний служат такие, в которых

имеет место повторение признака, уже содержащегося в главном слове, в

зависимом слове: моя автобиография, коренной абориген, главная суть,

преднамеренная провокация, мемориальный памятник, маршруты движения,

период времени, броский эффект.

Гостям подарили памятные сувениры. Сувенир – подарок на память.

Гостям подарили сувениры.

В отличие от плеоназма, где повторяются смыслы, а не слова, тавтология

представляет собой повтор в пределах предложения однокоренных слов или

одинаковых морфем: охотник охотился, протоколировать протокол,

следует отметить следующие особенности.

Товарные биржи сформированы в форме акционерных обществ. Товарные

биржи сформированы как акционерные общества.

Тавтология м.б. скрытой, когда в предложении сочетаются близкие по

значению исконное и заимствованное слова.

Имеется несколько свободных вакансий. Вакансия – свободное место.

Имеется несколько вакансий.

11. Неправильное употребление стилистически окрашенных слов.

Директор не должен совать нос в конфликт менеджеров. Директор не

должен вмешиваться в конфликт менеджеров (совать нос –

разг.выражение).

12.Ошибки в использовании фразеологизмов. Наиболее типичными

являются следующие:

а) замена компонента фразеологического сочетания

перебирать из пустого в порожнее (переливать из пустого в порожнее),

львиная часть (львиная доля);

б) неоправданное сокращение или расширение состава фраз оборота

вступили новые правила (вступили в действие новые правила)

оставлять желать много лучшего (оставлять желать лучшего);

в) искажение грамматической формы компонентов фразеологизма

подвернуться под рукой (подвернуться под руку)

бабушка на двоих сказала (бабушка надвое сказала);

г) нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к

нему словами

никому и никогда он шапку не ломал (ни перед кем он шапку не ломал)

спикер выразил сожаление случившимся (спикер выразил сожаление в связи

со случившимся);

д) употребление фразеологизма, не соответствующего контексту

Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски. Среди

слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык.

Зрители внушают мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать.

Зрители вселяют в меня веру, что я как актриса еще многое могу

сделать.

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ.

I.Задание: определить тип лексической ошибки, исправить, записать

правильный вариант.

1.Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах.

2.В плеяде образов помещиков особенно страшен Плюшкин.

3.Мне была поручена заглавная роль в новой постановке.

4.Львиная част наследства досталась старшему сыну.

5.Базаров впервые познакомился с Одинцовой на балу у губернатора.

6.Перенести заразительную болезнь.

7.Друзья, попробуем оглянуться в будущее.

8.Читая трилогию Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность», мы узнаем,

как жили наши современники в 19 веке.

9.Через весь роман проходит фабула патриотизма.

10.Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии

Грибоедова параллельно, взаимно пересекаясь.

11.С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.

12.Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.

13.В музее экскурсантам были показаны старинные полотна.

14.Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы.

15. В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…

16. При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.

17.Он с грустью констатировал: здоровье сдает.

18.Школьники, облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.

19.Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными.

20 Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.

Обобщение. Итог урока.

Какой урок вы извлекли из нашего занятия?

Назовите причины лексических ошибок?

Сегодня мы работали над типичными лексическими ошибками. Помните,

что речь человека, это его визитная карточка. По языку, которым мы

выражаемся можно судить об обществе, в котором он вращается. Я

надеюсь,вы будете теперь более внимательны к слову, к своим

высказываниям.

Как правильно +

Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: «Сочинение по литературе в декабре»

—>

Как правильно сказать? Подарить сувенир ИЛИ подарить памятный сувенир?

Речевые ошибки. К сожалению, их иногда допускают в речи. Это объясняется незнанием некоторых правил, непониманием значений слов.

Рассмотрим, почему неверным будет словосочетание «памятный сувенир».

Как правильно сказать?

Подарить сувенир ИЛИ подарить памятный сувенир?

Сувенир – это подарок на память. Поэтому словосочетание «памятный сувенир» содержит слова, близкие по смыслу.

Такое явление называется плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.

ВЕРНО: подарить сувенир.

Пример.

Выпускники подарили учителю сувенир, который напоминал бы ей об их классе.

Отметить наступление нового года и даже подарить сувениры — об этом мечтал каждый.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Поиск ответа

Всего найдено: 5

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, окружающий вокруг-это плеоназм?

Ответ справочной службы русского языка

Правильнее сказать, что это тавтология. Тавтология (от греч. tauto – то же самое + . логия) – это употребление в пределах одного или соседних предложений однокоренных или близких по звучанию слов. Плеоназм [от греч. pleonasmós – излишество] – это повтор смыслов, выраженных разнокорневыми словами. Окружающий вокруг – это тавтология, а, например, памятный сувенир – это плеоназм.

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, в чём разница между тавтологией и плеоназмом? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Эти термины обозначают речевую избыточность. Тавтология (от греч. tauto – то же самое + . логия) – это употребление в пределах одного или соседних предложений однокоренных или близких по звучанию слов. Плеоназм [от греч. pleonasmós – излишество] – это повтор смыслов, выраженных разнокорневыми словами. Спросить вопрос – это тавтология, памятный сувенир – это плеоназм. Если тавтология и плеоназм используются намеренно для создания какого-то стилистического эффекта, то их нужно считать средствами художественной выразительности (Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья. [А. С. Пушкин]). Если повторы непреднамеренные, не оправданные стилистическим контекстом, то это речевые ошибки (Новое оборудование нужно использовать с большей пользой).

Добрый день! Какие знаки препинания нужны в предложении:

«Первым 20 заказавшим продукцию памятный сувенир «? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Можно поставить тире: Первым 20 заказавшим продукцию — памятный сувенир . Но обратите внимание на избыточность сочетания памятный сувенир : сувенир – это подарок на память. Лучше сказать: памятный подарок или просто сувенир.

Здравствуйте! Можно ли сказать «ландшафт местности», или же это словосочетание является плеонастическим(избыточным), как, например, памятный сувенир или свободная вакансия? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Такое сочетание лексически избыточно.

скажите пожалуйста, какая разница между словами тавтология и плеоназм? по смыслу очень похоже

Ответ справочной службы русского языка

Плеоназм — лексическая избыточность высказывания (когда значение одного слова дублирует смысловой компонент, входящий в значение другого), например: памятный сувенир (сувенир – это уже ‘подарок на память’), ледяной айберг (айсберг сам по себе ‘ледяная глыба’). Надо отметить, что некоторые обороты, изначально плеонастичные, через канцелярскую речь все-таки пробираются в литературный язык ( февраль месяц, на сегодняшний день ).

Тавтология – неоправданное соседство однокоренных слов ( следует отметить следующие особенности текста ).

Речевые ошибки

Основные причины речевых ошибок:

Встречаются следующие виды многословия:

1. Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Пример:
Все гости получили памятные сувениры . Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный , очень малюсенький , очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.

2. Использование лишних слов . Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.
Пример:
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Дружба».

3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками «пестрят» не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Пример:
Руководители предприятий настроены на деловой настрой .

4. Расщепление сказуемого . Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться — вести борьбу , убирать — производить уборку .
Пример:
Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор .

5. Слова-паразиты . Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий.
Пример:
В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест .

7. Лексическая неполнота высказывания.

Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
Пример:
Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего . У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: «. не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду «. Так получается — «страница телевидения».

При выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), всегда должно быть мотивировано условиями контекста.

Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками.
Пример:
А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей . И только контекст помогает разобраться: «ямочный ремонт» — это ремонт ям.

источники:

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%81%D1%83%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80

http://gramma.ru/RUS/?id=10.4

× Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю (употребление слова в несвойственном ему значении).

✓ Он упал ничком и уткнулся лицом в землю.

× Он пристально слушал мой рассказ (употребление слова в несвойственном ему значении).

✓ Он внимательно слушал мой рассказ.

× Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами (употребление слова в несвойственном ему значении).

✓ Памятник поражает нас своими причудливыми размерами.

× Он рассказал автобиографию своей жизни (плеоназм).

✓ Он рассказал автобиографию.

✓ Он рассказал свою биографию.

× Расставаясь с гостями, мы подарили им памятные сувениры (плеоназм).

✓ Расставаясь с гостями, мы подарили им сувениры.

× Мы дорожим каждой минутой времени (плеоназм).

✓ Мы дорожим каждой минутой.

Тип урока: урок применения знаний, формирования и совершенствования знаний умений, навыков.

Технология построения урока: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель: повторить и обобщить полученные учащимися сведения о лексике и фразеологии; повторить основные разделы темы, закрепить навыки работы со словарём; обнаруживать лексические ошибки и исправлять их; воспитывать сознательное и бережное отношение к русскому языку.

Предметные: знать предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, понятие «однозначное и многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»; уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте, пользоваться словарями, подбирать примеры на все изученные лексические понятия.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

Личностные:формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Актуализация опорных знаний. Проблемный вопрос

— Ребята, сегодняшний урок я начну со стихотворения Ирины Токмаковой. Её герой уверяет, что он придумал новое слово. Так ли это на самом деле?

Ложкой суп едят.

У кошки семь котят.

Тряпкой вытру стол.

Оделся и пошел.

Смешное слово — плим.

Плим, плим, плим.

— Итак, согласны ли вы с героем?

(- Нет. Слово должно иметь лексическое значение. А герой сам говорит, что его слово ничего не значит.)

— Действительно, «плим» — это звукоподражание, лексического значения оно не имеет, не связано с каким-либо понятием.

III. Стадия осмысления содержания

  1. Определение темы урока

— Как думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке.

— О словах.

— Как иначе мы называем слова, словарный состав?

— Лексика.

— Итак, тема нашего урока….

— Лексика.

— Молодцы. Но это только первая часть темы. Чтобы назвать вторую, послушайте внимательно меня. Здесь, думаю, вы тоже долго голову ломать не будете и в два счёта её назовёте, и мы не станем сидеть сложа руки, а засучив рукава, приступим к работе. В последнем предложении я употребила целых четыре…

— …Фразеологизма.

— Значит тема нашего урока «Лексика и …

— …фразеология».

Запись темы на доске и в тетради.

  1. Сообщение целей урока

  1. Проблемная беседа

— Что изучает лексика? (Словарный состав языка)

— Чем лексическое значение слова? (это то, что слово обозначает)

— Где можно найти толкование лексического значения слова?

— Может ли у одного слова быть два или несколько значений?

— Какие слова называются синонимами? Антонимами? Каково их значение в речи?

— Какую роль в художественных произведениях имеют диалектные, профессиональные, устаревшие слова, неологизмы? Почему их называют лексикой ограниченного употребления? Только ли в художественных произведениях они уместны?

— Какие слова называют заимствованными?

— Чем фразеологизмы отличаются от словосочетаний?

По мере ответов строится кластер на доске и в тетрадях

  1. Физкультминутка

  1. Исследовательский практикум

1. Что означает слово «литера»? Составьте словарную статью для толкового словаря.

( Вариант ответа. Литера, -ы, ж. Спец. 1)Буква. 2.) Брусочек с выпуклым изображением буквы (в типографском наборе).

2. Какое из указанных слов является однозначным?

А) язык;

Б) дрозд;

В) кисть;

Г) корень.

3. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

А) чёрное платье;

Б) чёрный вторник;

В) чёрная душа;

Г) чёрные мысли.

4. Какое из данных слов является синонимом к слову «невыразимый»?

А) невидимый;

Б) неизъяснимый;

В) непонятный;

Г) необычный.

5. Найдите пару антонимов

А) жестокий — злой;

Б) вверху — внизу;

В) чуть – чуть — немного;

Г) старый — древний.

6. Из данных фразеологизмов составь антонимичные пары

Хоть иголки собирай

Повесить нос

Заварить кашу

По чайной ложке

Расхлёбывать кашу

Ни зги не видно

Одним духом

Воспрянуть духом.

7. Замените одним словом следующие фразеологизмы:

Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.

6. Дидактическая игра «Корректор»

— Представьте, что вы работаете корректором в редакции. Вам нужно откорректировать предложения с лексическими ошибками: неточным употреблением слов, нарушением лексической сочетаемости, неудачным выбором синонимов, неоправданным повторением однокоренных слов (тавтологией), искажением фразеологизмов.

Задание

  1. Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника.

  2. Ужасно красивый костюм.

  3. Ученики с аппетитом уплетали бутерброды.

  4. Семиклассники подарили гостям памятные сувениры.

  5. Люди трудятся с трудовым подъёмом.

  6. Кануть в лето.

Правильные варианты

  1. В предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.

Значение предлога благодаря обусловливает сочетание его с существительными, имеющими «положительное» значение, указывающими на нечто такое, чему можно принести благодарность, например: благодаря вашему совету…, благодаря солнечной погоде… и т.п.

  1. Слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм.

  2. Слово уплетали – разговорное. В этом предложении его следует заменить стилистически нейтральным синонимом ели.

  3. Сувенир – подарок на память, слово памятные здесь лишнее.

  4. Тавтологическое слово можно заменить синонимом или совсем убрать из предложения.

  5. Правильно – кануть в Лету; Лета – река забвения в подземном царстве мрачного Аида)

Рефлексия

Домашнее задание

— Творческая работа. Написать небольшой рассказ, используя фразеологизмы на тему «Однажды летом».

1. Что означает слово «литера»? Составьте словарную статью для толкового словаря.

2. Какое из указанных слов является однозначным?

А) язык;

Б) дрозд;

В) кисть;

Г) корень.

3. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

А) чёрное платье;

Б) чёрный вторник;

В) чёрная душа;

Г) чёрные мысли.

4. Какое из данных слов является синонимом к слову «невыразимый»?

А) невидимый;

Б) неизъяснимый;

В) непонятный;

Г) необычный.

5. Найдите пару антонимов

А) жестокий — злой;

Б) вверху — внизу;

В) чуть – чуть — немного;

Г) старый — древний.

6. Из данных фразеологизмов составь антонимичные пары

Хоть иголки собирай

Повесить нос

Заварить кашу

По чайной ложке

Расхлёбывать кашу

Ни зги не видно

Одним духом

Воспрянуть духом.

7. Замените одним словом следующие фразеологизмы:

Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.

1) Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника.

2) Ужасно красивый костюм.

3) Ученики с аппетитом уплетали бутерброды.

4) Семиклассники подарили гостям памятные сувениры.

5) Люди трудятся с трудовым подъёмом.

6) Кануть в лето.

1) Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника.

2) Ужасно красивый костюм.

3) Ученики с аппетитом уплетали бутерброды.

4) Семиклассники подарили гостям памятные сувениры.

5) Люди трудятся с трудовым подъёмом.

6) Кануть в лето.

Исправьте предложения, укажите, какие допущены ошибки. (Какие лексико-фразеологические нормы нарушены?)

I. 1. До офиса мне приходится дефилировать 20 минут.

2. Только в Африке можно встретить аборигена.

3. В начальных классах дети учат письмена.

4. К бальному платью я подобрала все необходимые атрибуты.

5. Профессора принудили еще раз повторить некоторые правила.

II.1. Теперь нас считают закадычными врагами.

2. Иванов был уволен за небокоптительство.

3. Все ученики вышли встречать по​пулярного гостя.

4. Еще издали мы увидели похоронную демонстрацию.

5. Петрова можно назвать всезнайкой своего района.

III.​ 1. Он оставил о себе хорошую репутацию.

2. Всем необходимо следить за своим произнесением.

3. Вы пропустили последнее занятие по неуважительному поводу.

4. Большая половина урока уже прошла.

5. Вы смогли доставить нам страшное удовольствие.

IV.​ 1. За штурвалом руля находится капитан корабля.

2. Всем гостям подарили памятные сувениры.

3. Докладчик доложил о результатах работы.

4. Ученики старших классов несут дежурство по школе.

5. Ну, собрание, вообще, прошло прекрасно, ну, просто превосходно.

V.​ 1. Мы должны поощрять творческую дерзость молодежи.

2. Зимой необходимо одевать шубу.

3. С абонементом своевременно был заключен договор.

4. Юбиляру мы преподнесли гранильную вазу.

5. Это является личностным делом каждого.

VI.​ 1. Если пальто вас будет лимитировать, то вы сможете поменять его.

2. Он дотошно выполняет любое задание.

3. Нельзя постоянно думать об отмщении.

4. Учитель рассказал о житье этого писателя.

5. Стихи необходимо затверживать наизусть.

VII.​ I. 1. Я не смог выполнить задание, потому что мне постоянно вставляли палки в велосипед.

2. С одной стороны, это дело трудное, но с другого бока, интересное.

3. Мы постоянно оказываем содействие отстающим.

4. Ученику стало плохо, поэтому мы срочно вызвали людей в белых халатах.

5. Ввиду отсутствия электричества в школе нас отпустили домой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Семеро козочек ошибка
  • Семеро девочек и пятеро мальчиков исправить ошибки
  • Семеро бед один ответ грамматическая ошибка
  • Семенова ошибка 2012 отзывы
  • Семенова ошибка 2012 все книги очередность