Основные ошибки журналистов при взятии интервью
Содержание
Введение
.Теоретическая часть
2.Основные ошибки журналистов при взятии интервью
.Примеры неудачных интервью и рекомендации по исправлению ошибок
Библиографический список
Прочие ресурсы
Введение
Одним из самых интересных и сложных жанров журналистики является интервью. Главная его необычность в том, что журналист не является единственным автором текста: он выступает соавтором, а иногда лишь направляющим, а центральную роль в тексте занимает личность, чьи мысли интересны аудитории. Поэтому, чтобы успешно работать в жанре интервью, журналисту нужно не только и не столько уметь писать тексты, сколько иметь великолепные коммуникативные навыки и быть хорошим психологом.
Роль редактора в жанре интервью сводится к минимуму. Если текст, например, очерка не устроит редактора, он может заставить журналиста переписать его «с нуля». Взять интервью заново зачастую невозможно, поэтому исправить ошибки журналиста, допущенные им при общении с интервьюируемым, очень сложно. Однако перед редактором могут возникнуть этические вопросы, связанные с полученным интервью, решение некоторых из них будет рассмотрено в этой работе.
Попытки классифицировать виды и стили интервью продолжаются по сей день, что говорит не только об актуальности жанра, но и о сложности выделения четких границ его разновидностей. В интервью журналист не может управлять текстом единолично, поэтому зачастую сложно отнести интервью к тому или иному виду. Следовательно, оценить степень научной разработки жанра интервью можно двояко: с одной стороны, на эту тему написано множество научных работ, но с другой, исследователи так и не пришли к единому мнению, и описание одного и того же интервью может сильно варьироваться в зависимости от того, с чьим взглядом мы соглашаемся. Наиболее известны работы М.М. Лукиной, А.В. Колесниченко, Г.С. Мельник, С.А. Муратова.
В первой главе данной работы я рассмотрю теоретическую сторону интервью: понятие, основные виды, стили, типы вопросов, виды проведения интервью. Во второй главе будут рассмотрены основные ошибки, допускаемые при взятии интервью. В третьей главе мною будут проанализированы интервью, где журналистами и/или редакторами были допущены некоторые ошибки, и даны рекомендации к тому, как таких ошибок избежать в своей практике.
Глава 1. Теоретическая часть
Как и многие другие термины в теории журналистики, интервью не имеет единого определения. Толковый словарь русского языка под редакцией Ушакова имеет такое определение интервью: интервью (тэ), нескл., ср. (англ. interview) (книжн.) — беседа представителя печати с каким-н. общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес».
Сразу можно выделить пять главных моментов:
во-первых, интервью — это беседа, то есть, в создании текста принимают участие как минимум два человека,
во-вторых, одним из этих людей обязательно должен являться представитель печати (а точнее, СМИ),
в-третьих, его собеседником должен являться общественный деятель, человек, известный аудитории,
в-четвертых, тема их беседы должна отвечать проблемам сегодняшнего дня,
в-пятых, беседа должна представлять интерес для общества.
Однако в этом определении встречается ряд неточностей, исправить которые могут определения, данные научными работниками внутри профессии. Вот наиболее распространенное:
«Журналистское интервью, <…> по своей природе представляет явление особой социальной значимости. Полученные в процессе его проведения сведения предназначены не только для удовлетворения любопытства участников разговора или ради личных, профессиональных, корпоративных целей. В интервью собеседники — журналист (интервьюер) и его партнер (интервьюируемый) — участвуют в информационном обмене для информационного насыщения главного, хотя и незримого, третьего участника коммуникации — аудитории», — М.М. Лукина.
По сути, М.М. Лукина повторяет сказанное в Толковом словаре Ушакова, используя профессиональные термины. Следовательно, выведенное понятие интервью используется и внутри профессии.
Для интервью также важен непосредственный характер беседы, что, с развитием технологий, все чаще жертвуется в пользу времени. Конечно, получить ответы на вопросы по электронной почте гораздо быстрее, плюс, экономится время, которое было бы затрачено на расшифровку, но во взятии интервью большую роль играет и психологический фактор, что будет рассмотрено далее. Взятие интервью — это не механическое чтение вопросов и записывание ответов, это сложный целостный коммуникационный акт.
Интервью — это драматургическая беседа, где журналист выступает в роли режиссера, «подталкивая» своего собеседника к нужной теме, к выдаче важной информации. Если журналист не может завести разговор в нужное русло, не может зацепиться за нужную тему, это будет очевидно даже непрофессионалу, интервью будет рассыпаться на отдельные реплики, будет лишено целостности.
Начать стоит с того, что специалистами выделяются определенные качества, которыми должен обладать журналист, чтобы провести качественное интервью. С.А. Белановский выделяет следующие:
«Качества хорошего интервьюера складываются из:
) его индивидуальных способностей;
) владения методикой;
) социологической подготовки;
) подготовки в той предметной области, которая исследуется с применением глубоких интервью».
Под индивидуальными способностями Белановский имеет в виду умение журналиста расположить к себе людей, харизма, которой не обучишь. «Хороший интервьюер характеризуется выражением «дать-и-взять», которое означает, что при проведении беседы он должен уметь не только получить от респондента требуемую информацию, но и дать ему взамен чувство морального удовлетворения». Есть люди, которые даже после прохождения длительного обучения не смогут стать профессиональными интервьюерами. «Перечень типов плохих интервьюеров, судя по литературе, достаточно обширен. В него включаются: интервьюеры-«миссионеры», стремящиеся вместо получения информации довести до опрашиваемого какую-либо идею; «моралисты»; «ветреники» (несерьезные); властные; тревожные; сентиментальные; действующие по шаблону».
Владение методикой — это, собственно, знание законов интервью, схем работы, типов вопросов и т.д.
Социологическая подготовка подразумевает, по словам Белановского, три главных момента: «во-первых, каждый интервьюер должен хорошо усвоить известный методологический принцип анализа без оценочных суждений. Применительно к практике интервьюирования этот принцип означает оценочную нейтральность слушания. Во-вторых, социологическая (в первую очередь теоретическая) подготовка делает возможным правильное понимание высказываний респондентов, особенно в тех случаях, когда интервьюер и опрашиваемый принадлежат к различным субкультурам и разным профессиональным областям. В-третьих, указанная подготовка развивает способность интервьюера к фиксации и развитию релевантных тем, что является одной из главных предпосылок успешного проведения интервью».
Хотя во всех интервью присутствуют обязательные общие элементы, все интервью различаются по стилю и типу разговора. Рассмотрим наиболее распространенные классификации.
В «Технологии интервью» М.М. Лукина приводит следующие стили ведения интервью:
·Конфронтационный стиль (используется, когда журналист и интервьюируемый являются антагонистами, когда журналист пытается получить информацию, которую его собеседник выдавать не хочет, «агрессивная напористость» репортера; применяется в интервью-расследованиях, разоблачительных интервью, проблемных интервью);
·Элитарный стиль (журналист выступает хранителем общественных интересов, идеологической фигурой, которая призвана оберегать социальные интересы. Однако, как отмечает Лукина, журналист, работающий в элитарном стиле, вряд ли возьмет интервью у «простого человека»; применяется в экспертном, проблемном интервью);
·Партнерский режим (коммуникационный акт ведется на равных, роли журналиста и интервьюируемого в беседе равны. Обязательным условием для создания такого режима является заинтересованность в интервью у обоих сторон; может применяться во всех видах интервью);
·Открытость, прозрачность, толерантность (сравнительно молодой стиль ведения интервью: информация и образ интервьюируемого выходят на первый план, журналист служит лишь инструментом передачи этих данных аудитории, которая тоже может принимать участие в беседе. Такого стиля ведения интервью придерживается Владимир Познер).
Вариантов классификации интервью за время изучения теории журналистики было написано немало. Для этой работы я выбрала ту классификацию, которую предлагает Колесниченко А.В. в «Прикладной журналистике»:
·Предметное интервью (объектом разговора становится некий абстрактный предмет. Сначала журналист показывает связь своего собеседника с событием, затем идет разбор предмета, собственно беседа, а в конце журналист суммирует сказанное делает выводы. Интересно, что интервью с целью добычи фактов Колесниченко относит к информационным жанрам и в эту классификацию не вносит);
·Личностное интервью (центром интервью становится собеседник журналиста, его/её личность, биография, планы. Чаще всего в таком интервью журналист пытается раскрыть человека за «маской», показать внутренний мир известной личности);
·Предметно-личностное (Интервьюируемый интересен журналисту и аудитории не сам по себе, как в прошлом виде, а в связи с каким-то событием. В принципе, это может быть одна и та же личность, но инфоповоды у интервью будут разные. Если разговор с музыкантом идет о его прошлом, об источниках его вдохновения, о планах — то это будет личностное интервью. Если же главной темой беседы становится недавно вышедший альбом — то уже предметно-личностное).
Способов проведения интервью в настоящее время тоже существует несколько. Лукина М.М. выделяет следующие:
·Беседа
·Пресс-конференция
·Выход к прессе
·Брифинги
·Интервью по телефону
·Интервью с помощью Интернета
Последние два все чаще используются журналистами в связи с невероятными скоростями информационных потоков, но они, тем не менее, нежелательны, так как в таком случае у журналиста почти отсутствует возможность управлять диалогом.
Различаются по видам и вопросы, которые может задать журналист в ходе беседы. Наиболее широкую классификацию вопросов предлагает Колесниченко.
В первую очередь вопросы делятся на прямыенепрямые и закрытыеоткрытые. Открытый вопрос подразумевает развернутый ответ, на закрытый вопрос можно ответить кратко: «Да» или «Нет». Всем журналистам известно, что закрытых вопросов следует избегать, так как они могут сильно затормозить беседу и не раскрыть тему интервью.
Прямые вопросы — это вопросительные предложения. Непрямые вопросы могут начинаться с «Расскажите, пожалуйста о…» или быть утвердительными предложениями, побуждающими собеседника согласиться или не согласится с журналистом.
По тематике вопросы делятся на предметные, управляющие и поведенческие.
Предметные вопросы нацелены на получение информации.
·Фактицирующие (о реальных событиях);
·Оценивающие (об отношении интервьюируемого к тому или иному явлению);
·Интроспективные (о чувствах интервьюируемого);
·Проективные (о поведении интервьюируемого в гипотетической ситуации);
·Гипотетические (о возможных событиях).
Управляющие вопросы помогают журналисту режиссировать беседу.
·Открывающие (начало интервью);
·Переходные (переход от высказывания интервьюируемого к новому вопросу);
·Фильтрующие (просьба об уточнении);
·Утверждающие (восклицание, просьба рассказывать дальше);
·Когнитивные (просьба осмыслить и оценить только что прозвучавший ответ);
Поведенческие вопросы часто служат для провоцирования интервьюируемого, попытки «вывести его из себя».
·Суггестивные (ставит один ответ предпочтительнее остальных, что не оставляет собеседнику выбора);
·Намекающие (истинная цель вопроса сначала скрывается);
·Усилительные (повторение высказывания интервьюируемого в более жесткой форме);
·Провоцирующие (вопрос о психологическом состоянии интервьюируемого).
Таким образом, определив цель и стиль взятия интервью, журналист может подобрать такие типы вопросы, которые помогут добыть ему нужную информацию и не будут выбиваться из общей атмосферы беседы.
Важна не только фактологическая, но и психологическая подготовка журналиста интервью. Как было сказано ранее, текст интервью рождается из взаимодействия двух людей, и чтобы текст получился качественным, необходимо, чтобы это взаимодействие прошло гладко, было результативным для обеих сторон.
Какие же советы по психологической подготовке к интервью дают специалисты?
К. Роджерс выделил три аспекта психологической атмосферы беседы, которые помогут журналисту добиться максимума от беседы с интервьюируемым:
«1. Теплота и отзывчивость со стороны интервьюера, выражающаяся в его интересе к респонденту и в принятии его как личности;
. Позволение выражать свои чувства;
. Свобода от любого типа давления или принуждения (нужно избегать навязывать свое мнение».
«Эффективность журналистского труда напрямую зависит от эмпатии», — пишет Г.С. Мельник. «Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека».
Все рассмотренное выше относится больше к непосредственному процессу взятия интервью. Что может сделать редактор, чтобы улучшить получившийся текст, когда интервью уже расшифровано? Конечно, он может позволить себе гораздо меньше, нежели при редактировании текста журналиста. Зачастую бывает так, что с интервьюируемым связаться еще раз становится проблематично, и любое вмешательство в его реплики может повлечь за собой скандал. В таком случае, редактор имеет право исправлять только стилистические или грамматические ошибки, не трогая фактологию. Редактор может изменить порядок вопросов, объединить или разъединить реплики, однако и здесь стоит быть осторожным, чтобы не нарушить контекст слов интервьюируемого (конечно, если это не является задачей изменения текста).
В наше время в СМИ часто встречается интертекст с функцией манипуляции. Чаще всего такая роль цитирования заключается как раз в редактировании реплик источника, перестановки фраз местами, окружения цитаты другим контекстом, нежели в первоисточнике. Такой способ манипулирования очень эффективен, потому что словам авторитетов люди верят охотнее, и мало кто будет проверять легитимность цитаты или реплики в интервью.
Тем не менее, в СМИ повсеместно встречаются интервью, которые оказались неудачными по той или иной причине. В следующей части моей работы я приведу примеры таких интервью и попробую исправить ошибки авторов и редакторов.
Глава 2. Основные ошибки журналистов при взятии интервью
Канадский журналист Джон Саватски посвятил большую часть своей карьеры расследовательскому интервью, в котором очень важно умение журналиста задавать правильные вопросы. Исходя из своего опыта и опыта своих учеников, он составил правила, которым должен следовать журналист, беря интервью любого типа. Я проиллюстрирую каждое из правил Саватски примером из современных российских СМИ.
1.Не произносить утвердительное предложение вместо вопроса
Если журналист не задает вопрос, а лишь делает какое-либо утверждение, то он полностью отдает управление беседой в руки интервьюируемого. Конечно, тот может повести себя так, как ожидает журналист, и начать рассуждать на предложенную тему, но он может и просто кивнуть головой, на чем беседа прервется. Найти примеры таких ошибок в печатных интервью довольно сложно, так как обычно они вырезаются при редактировании, но часто можно встретить на телевидении, обычно после незаинтересованной реакции гостя следует неловкая пауза, после чего журналисту приходится начинать диалог почти с нуля.
2.Нельзя задавать два вопроса в одном
Большой шанс, что интервьюируемый ответит лишь на второй вопрос, полностью проигнорировав первый.
3.Избегать перегруженных вопросов
Если вопрос слишком длинный или в нем слишком много терминов, то велика вероятность, что интервьюируемый будет долго подыскивать нужный ответ, что особенно нежелательно для телевизионного интервью.
4.Избегать оценочных слов в вопросах
Конечно, такой прием можно использовать как провокацию, но большинство интервью проводятся в нейтральной обстановке, поэтому оценочное слово может вызвать нежелательную отрицательную реакцию у интервьюируемого.
5.Меньше предположений или утверждений со стороны журналиста
Как и в предыдущем случае, нарушение этого правила может сыграть на руку журналисту, решившему провести интервью в провокационном стиле, и сорвать нейтральное интервью. Абсолютно невинное предположение со стороны журналиста может вызвать непредсказуемую реакцию у его собеседника.
6.Избегать преувеличений
Особенно если дело касается неких отрицательных моментов в жизни интервьюируемого. Вряд ли депутату понравится, если его поражение назовут «чудовищным».
7.Избегать закрытых вопросов
Как уже было сказано выше, односложный ответ может остановить или даже «убить» беседу. Любой закрытый вопрос можно преобразовать в открытый, что избавит интервью от неловких пауз.
Подводя итоги, скажем, что для Саватски хорошие вопросы в интервью всегда: открытые, нейтральные, простые.
С.А. Белановский в сочинении «Указ» говорит о психологических ошибках, которые может допустить журналист: «ошибки, нарушающие психологический климат интервьюера и респондента, в результате которого респондент замыкается в себе; ошибки, влекущие за собой искажение сообщаемой респондентом информации, в результате которого респондент сообщает не то, что думает, что-то скрывает и т.д.; ошибки, влекущие за собой представление нерелевантных (не имеющих отношения к цели интервью) сообщений.
Такие сообщения могут быть правдивы, развернуты, значимы для респондента, но они не продвигают интервьюера к цели исследования».
Приведенные выше советы я дополню своими собственными, которые возникли во время разборов неудачных интервью, которые приведены в следующей главе:
1.Не затрагивать темы, которые могут серьезно оскорбить гостя
Нередко при подготовке к интервью журналист узнает о «слабом месте» гостя, которое можно использовать при манипулировании, попытке спровоцировать. Однако в таком случае нужно быть очень аккуратным, во-первых, чтобы не нарушить этических норм, а во-вторых, чтобы не сорвать интервью, если реакция гостя на вопрос окажется более сильной, чем того ожидалось.
2.Подстраиваться под гостя
Бывает так, что начиная интервью, журналист понимает, что гость собирается проводить его по своим правилам, которые иногда могут быть крайне абсурдными. В таком случае, для наибольшего успеха интервью, журналист должен подстраиваться под гостя, а не требовать от него возвращения в привычное для журналиста русло. Если журналисту удастся провести интервью так, как того хочет гость, такая беседа может быть крайне плодотворной, а получившийся материал — интересным для прочтения или просмотра.
3.Улавливать настроение гостя
Вопрос может оказаться провокационным, даже если журналист на то не рассчитывал. В современной психологии такое явление называется «триггер» — упоминание какой-либо темы, которая вызывает яркую эмоциональную реакцию. Журналисту важно уметь понять, когда стоит перестать давить и перейти на другую тему, иначе интервью может закончиться весьма плачевно.
4.Не задавать «очевидных» вопросов
Такая ошибка особенно часто допускается во время пресс-туров. Вопрос может быт неочевидным для журналиста, особенно, если он мало знает о личности, с которой разговаривает, однако в череде интервью гость наверняка отвечал на этот самый вопрос не один десяток раз. Перед интервью следует почитать или посмотреть недавние интервью будущего собеседника, чтобы избежать повторяющихся вопросов, вроде: «Расскажите, как Вы готовились к этой роли?» или «Кто повлиял на Вас при написании этого альбома?».
5.Соблюдать тематику интервью
Бывает, что во время интервью для развлекательной программы журналист натыкается на тему, которая стала бы отличным сюжетом для криминальной хроники. Однако, ему стоит помнить о том, что и его гость, и аудитория, не настроены на интервью в другом жанре, поэтому попытки перевести разговор в абсолютно другое русло лучше оставить.
6.Подумать над тем, выпускать ли интервью
Этот пункт подходит редакторам. Бывает, что личность интервьюируемого кажется редактору такой внушительной, что он решает публиковать интервью вне зависимости от того, насколько удачным оно получилось, как факт заполучения редакций комментария от авторитетного лица. Однако, иногда лучше отложить беседу до лучших времен, чем выпустить интервью, которое выставляет не в лучшем свете либо журналиста, либо, что еще хуже, самого интервьюируемого. Этот пункт касается и этических вопросов, которые могут возникнуть в связи с содержанием интервью, поведением гостя или журналиста.
журналист ошибка технология интервью
Глава 3. Примеры неудачных интервью и рекомендации по исправлению ошибок
В этой главе я рассмотрю неудачные интервью двух типов: телевизионные и печатные, так как виды ошибок и способы редактирования в этих двух разновидностях интервью сильно различаются..Телевизионные интервью
.Джон Стюарт на Crossfire (2004)
Американский комик Джон Стюарт критиковал передачу Crossfire за глупые вопросы и бессмысленную постановку интервью (суть передачи заключалась в том, что два ведущих засыпали гостя вопросами, на которые тот едва успел отвечать). Однажды он сам стал гостем Crossfire, где продемонстрировал зрителям некомпетентность ведущих. Он сразу же берет инициативу в свои руки, критикуя формат шоу и его направленность. Когда один из ведущих говорит о шоу самого Стюарта, замечая, что тот тоже допускает промахи, Стюарт отвечает, что он комик, а не журналист, задавать идеологию — не его задача, после чего ведущие Crossfire становятся заметно раздраженными и стараются увести разговор в юмористическую сторону.
Ведущий: Я думал, Вы будете смешным.
Д. Стюарт: Нет, я не буду вашим клоуном.
Остаток интервью проходит в очень напряженной атмосфере.
Ошибки журналистов: ведущие и их гость по-разному видели стиль интервью. Джон Стюарт был готов к беседе о серьезной политике, как заявляла реклама передачи, тогда как ведущие пытались придать беседе юмористический лад.
Возможности исправить: формат шоу не позволял ведущим изменить стиль ведения интервью, здесь вина лежит на продюсерах и сценаристах, которые не осознали, что «обстрел» гостя вопросами не приведет к конструктивной беседе, а лишь разозлит интервьюируемого. Они также назвали передачу «политической», хотя всё, что она делала — развлекала, ведущие никогда не позволяли гостю обсуждать действительно важные проблемы. Crossfire было закрыто вскоре после выпуска со Стюартом.
.Интервью Дина Ричардса с Мелом Гибсоном (2010)
В интервью по поводу выхода фильма «Возмездие», в котором снимался Гибсон, Дин Ричардс задает следующий вопрос: «Как ты думаешь, будут ли тебя воспринимать по-другому после всего, что о тебе писали?», на что Гибсон отвечает: «О чем конкретно ты говоришь?». Далее состоялся следующий диалог:
Я говорю о проблемах с алкоголем, я говорю об антисемитских высказываниях, ты знаешь, о чем я…
Это было почти четыре года назад. Я уже это забыл, в отличие от тебя.
Мне просто интересно, на твой взгляд, забыли ли это зрители, воспринимают ли они тебя так же?
Надеюсь, точно сказать не могу. Давай просто оставим эту тему.
Что ж, премьера «Возмездия» состоится сегодня, ждем с нетерпением! Пока.
Мел Гибсон попрощался в ответ и назвал ведущего грубым нецензурным словом, в ответ на его попытки заставить Гибсона рассказать о своем проблемном прошлом.
Стоит заметить, это не единственный случай, когда Гибсон был оскорблен вопросом про свое прошлое. В пресс-туре всё к тому же «Возмездию» Сэм Рубин, профессионал интервью, также упомянул преполагаемые антисемитские высказывания Гибсона, на что тот ответил: «Да у тебя шкурный интерес». Некоторые посчитали, что Гибсон намекал на предвзятое отношение Рубина к слухам из-за его еврейского происхождения.
Ошибки журналиста: он попытался превратить предметное интервью в провокационное, уходя от главной темы беседы (премьера фильма) к совершенно посторонней (прошлое Гибсона), чем вызвал ярко отрицательную реакцию своего гостя.
Рекомендации: не затрагивать темы, которые могут серьезно оскорбить гостя, придерживаться заданных стиля и цели интервью.
.Криспин Гловер на Letterman Show (1978)
Криспин Гловер, эксцентричный американский режиссер, пришел на интервью в образе, в нелепом парике и ботинках, вел себя как параноик и вызвал бурю смеха в аудитории. Леттерман, однако, не стал подыгрывать гостю, пытаясь провести интервью как любое другое, из-за чего весь выпуск получился неловким как для гостя и ведущего, так и для зрителя.
Ошибки журналиста: Леттерман должен был осознать, что формат интервью задан гостем и пытаться вернуть его в привычное русло бесполезно. Ему следовало войти в образ вслед за Гловером, чтобы не упустить возможность взять по-настоящему необычное и развлекательное интервью.
.Интервью Кришнана Гуру-Мёрти с Квентином Тарантино (2012)
В интервью о новом фильме Тарантино «Джанго Освобожденный» Гуру-Мёрти с самого начала не может найти общий язык со своим собеседником, задавая вопросы, ответы на которые очевидны из предыдущих реплик Тарантино. Например, после того, как Тарантино ясно дает понять, что для него важны как положительные, так и отрицательные отзывы на его фильм, Гуру-Мёрти снова спрашивает, не обидно ли ему слышать критику. Затем журналист переходит на тему насилия в фильмах, и пытается спровоцировать своего собеседника, но его попытка проваливается:
Почему нежестокие люди любят смотреть жестокие фильмы?
Потому что это фильмы. Это фантазии
Но почему Вы уверены, что нет связи между любви к насилию в фильмах и любви к реальному насилию?
Не задавайте мне таких вопросов, я не попадусь. Я не буду отвечать на Ваш вопрос.
Почему?
Потому что отказываюсь. Я не Ваш раб, Вы не мой хозяин. Вы меня не заставите плясать под свою дудку.
Гуру-Мёрти, однако, не прекращает попытки разговорить Тарантино, чем вызывает все большее раздражение последнего. В конце концов, Тарантино довольно грубо прерывает журналиста, повторяя, что данное интервью — часть рекламной кампании для его фильма, а не место для философских рассуждений на темы, на которые он не хочет говорить.
Ошибки журналиста: Гуру-Мёрти с самого начала не пытается прислушиваться к собеседнику, а лишь задает вопросы, которые записаны у него на листе. Когда гость отказывается отвечать на один из них, он продолжает допрос, во-первых, превращая предметное интервью в предметно-личностное, во вторых, вместо фактицирующих вопросов задает провокационные, чем вызывает ярко отрицательную реакцию. Плюс, Тарантино известен своим вспыльчивым характером, о чем Гуру-Мёрти должен был знать прежде, чем пытаться спровоцировать его.
Рекомендации: во-первых, журналист должен слушать интервьюируемого, улавливать его настроение и понимать, какие темы лучше оставить. Во-вторых, перед интервью стоит подготовить не только фактическую базу для гостя, но и психологическую, чтобы знать, каких реакций ожидать и насколько смело можно себя вести.
.Интервью Джона Кьюсака (2007)
Во время промо-тура фильма «Грейс больше нет с нами» Джон Кьюсак давал интервью студентке. Еще перед началом интервью она упоминает, что она и её одногруппники анализируют «Красоту по-американски», и когда Кьюсак переспрашивает у нее, почему она об этом заговорила, журналистка отвечает: «Вы же там снимались». На самом деле в «Красоте по-американски» снимался Кевин Спейси, с которым журналистка перепутала Кьюсака.
Ошибка журналиста: она не изучила фильмографию своего собеседника, из-за чего допустила грубейшую ошибку.
Рекомендации: перед интервью журналист должен узнать как можно больше о своем будущем собеседнике, во-первых, чтобы не допускать досадных ошибок, во-вторых, чтобы не задавать очевидных вопросов.
.Интервью Наоми Кэмпбелл (2010)
Супермодель Наоми Кэмпбелл ушла посередине интервью, после того, как журналистка завела разговор о возможной связи Кэмпбелл с диктатором Чарльзом Тэйлором. В 1997-ом Кэмпбелл и Тэйлор были гостями Нельсона Манделы, где, по показаниям свидетелей, Чарльз Тэйлор подарил Наоми «кровавый алмаз», который она сохранила. В 2003 году Тэйлору предъявили 11 обвинений в военных преступлениях, в том числе обвинения в терроризме и торговле людьми. Во время суда 2010-2011 годов, Кэмпбелл выступала свидетелем, история о том, что она принимала подарки от Тэйлора, вызвала подозрения в честности её показаний. Сама Кэмпбелл утверждает, что не знала, от кого этот подарок.
В интервью после показа мод журналистка задает супермодели вопросы на эту тему:
Вы получили бриллиант от Чарльза…
Я не получала бриллиантов, и я не собираюсь об этом говорить, спасибо. Я здесь не для этого.
Но Вы всё-таки ужинали с Чарльзом Тэйлором?
Я ужинала с Нельсоном Манделой.
Его человек принес Вам бриллиант? Алмаз, необработанный бриллиант?
(Агент) — Мы не будем отвечать на такие вопросы.
Нам известно, что Вы не стали помогать обвинению в таком важном деле.
Спасибо, до свидания.
Ошибки журналиста: можно отметить целеустремленность журналистки получить ответ на вопрос, однако, во-первых, ей не стоило раз за разом задавать слишком прямые вопросы, во-вторых, это было интервью для канала о моде, а не для политической передачи, Кэмпбелл не была настроена отвечать на подобные вопросы, из-за чего интервью было прервано.
Рекомендации: если журналисту не отвечают на прямые предметные вопросы, стоит попробовать прибегнуть к провокационным, например, суггестивным или вопросам-ловушкам («То есть, получая бриллиант, вы не знали, что он от Тэйлора?», «Вы утверждаете, что очевидцы выдумали свои показания?»). Тем не менее, всегда нужно помнит цель интервью и формат, в котором это интервью выйдет. Даже если бы Кэмпбелл была готова говорить на тему Тэйлора, вряд ли редакция канала мод сочла бы это релевантным репортажу о показе.
.Интервью The Boxmasters для Q (2009)
Джиан Гомеши проводил интервью группы The Boxmasters на своем шоу Q. Группа тогда была совсем молодой, но один из её участников, Билли Боб Торнтон является не только музыкантом, но и известным актером, имеющим премию «Оскар». Джиан упомянул богатую фильмографию Билли Боба, что вызвало резко отрицательную реакцию. Всю остальную часть интервью Билли Боб неохотно отвечал на вопросы односложными предложениями, а двое других участников группы и вовсе молчали. Слава Торнтона, несомненно, помогла успеху группы, но он попросил журналистов не обсуждать свое прошлое в кинематографе при разговорах о его музыкальной карьере. В конце концов, Джиан решил прямо спросить у своего гостя, что именно его оскорбило:
— Я просто пытаюсь дать людям представление о том, кто вы такие. Вы так увлечены музыкой, я хотел узнать, имеет ли это связь с…
Вы бы это сказали Тому Петти?
Сказал бы я, что он увлечен музыкой?
Да.
Да.
Правда? Стали бы Вы объяснять, что это не хобби?
Стал бы я… Вы реагируете на то, что я гово…
Да, именно так. Вам ведь было сказано об это не говорить».
Ошибки журналиста: попытки Гомеши дать биографию Торнтона для зрителей кажутся вполне справедливыми, однако, если ему действительно были даны инструкции не говорить об этом в эфире, то можно посчитать данный случай нарушением этики.
Рекомендации: журналисту перед интервью стоит посоветоваться как с редактором, так и с гостем, и обратить особое внимание на табуированные темы. В зависимости от степени важности запрета, их упоминание может привести редакцию в суд. Редактор должен быть в курсе тем, на которые гость не хотел бы говорить, чтобы при правке материала убрать нежелательные упоминания в ремарках журналиста..Печатные интервью
.Интервью Джоны Хилла для Rolling Stone (2013)
Джона Хилл известен своими комическими ролями, однако в жизни он абсолютно другой человек, что не учли журналисты Rolling Stone, решив провести с ним интервью-перфоманс. Разговор не задался с самого начала, попытка журналиста пошутить провалилась:
— Сет! — кричим мы, выскакивая из укрытия.
Нет, я Джона, — холодно говорит он. — Отличное начало.
Дальнейший разговор абсолютно не клеится, сразу после приветствия журналист заводит разговор о фитнесе, что воспринимается Хиллом как скрытая насмешка (у актера крупное телосложение).
Он говорит, что занимался на велотренажёре. Мы спрашиваем, сколько времени он занимался. Он отвечает, что не знает, минут тридцать. Мы спрашиваем, делает ли он отжимания или ещё что-то в таком роде.
Он замирает: «Мои тренировки не имеют никакого отношения к делу».
Мы всё равно продолжаем. Есть ли у него умения, которые пригодятся для выживания в трудную минуту?
«Мне дороги многие люди, особенно близкие мне, так что я бы вел себя разумно и заботился не только о себе»,
Мило, но не совсем тот ответ, которого мы ждали. Совершал ли он что-то, что можно назвать героическим?
«Я пытался сделать жизни людей лучше, когда у них все было из рук вон плохо, и я думаю, это самая доступная форма героического поведения».
Это будет нелегко. Ну что ж. Дрался ли он когда-нибудь?
«Раньше дрался, когда младше был. Иногда удачно, иногда не очень. Больше не дерусь, я вырос. — Он смеется и ухмыляется одновременно. — Я использую слова».
Мы всё продолжаем…».
Ошибки журналиста: ситуация прямо противоположная интервью Криспина Гловера. Здесь уже журналист настроен на интервью-спектакль, тогда как интервьюируемый ожидает серьезного разговора и честно отвечает на вопросы.
Рекомендации: конечно, можно надеяться, что собеседник поймет, чего от него требуют, и войдет в роль. Однако, следуя этике, журналист должен подстраиваться под гостя. В данном случае, Хилл лишь был недоволен интервью, однако, если бы интервьюируемый попался более вспыльчивый, исход мог бы быть гораздо хуже.
.Интервью Atoms For Peace для Rolling Stone (2013)
В интервью 2013-ого года Возик-Левинсон беседовал с британской группой Atoms For Peace. В ходе интервью журналист выступал лишь в качестве задающего вопроса, ни разу в ходе беседы он не пытался развить тему, затронутую его гостями в разговоре.
«Н.Г.: Когда я впервые приехал в Лос-Анджелес из Великобритании, у меня было такое ощущение, что я попал в Страну Оз. Потому что все вокруг невероятно талантливы и технически одарены. Ты пользуешься самым лучшим оборудованием, которое ты когда-либо держал в руках. Ты работаешь с единомышленниками, которые, как и ты, получают удовольствие от того, что делают.
Т.Й.: Но мы-то с тобой привносим долю цинизма в любую ситуацию. (смеется)
Т.Й.: Мы вдвоем развенчиваем слишком радужные взгляды остальных парней из Atoms For Peace.
Найджел, в первую очередь ты продюсер, работающий в стенах студии. Как ты себя чувствуешь, выступая с группой на сцене?»
Интервью спасла харизма гостей, которые и без вмешательства журналиста вели диалог между собой, из чего получился довольно интересный текст.
Такое невмешательство журналиста можно было бы оправдать форматом интервью, если бы, например, вопросы были высланы группе по электронной почте, однако, судя по тому, что происходила живая беседа, в данном случае это не является причиной. Конечно, многие полагают, что в интервью должно быть как можно меньше журналиста, и как можно больше гостя, но в данном случае складывается впечатление, что велась не беседа журналиста и музыкантов, а вторые отвечали на вопросы, которые были написаны на карточках.
Ошибки журналиста: отсутствие какой-либо реакции на реплики гостей, попыток развить темы, затронутые собеседниками.
Рекомендации: журналисту не стоит пытаться превратить интервью в собственный бенефис. Однако читателю должно быть ясно, что он читает беседу двух живых людей, а не результат анкетирования. Стоит быть вовлеченным в разговор и отходить от записанных вопросов, если того требует ситуация.
3.Интервью Мэйнарда Кинана (2011)
В интервью для Dallas Observer Мэйнард Кинан продемонстрировал пример собеседника, который окажется трудным для любого журналиста: того, кто отвечает на все вопросы одной-двумя фразами. Стоит отдать должное Дэррилу Смайерсу (журналисту, бравшему интервью), он всеми силами пытался разговорить Кинана, однако его попытки не увенчались успехом.
«- Я читал, что альбом описывают как «музыка, которую нужно слушать в холодную погоду». Подходит ли это Вам?
Мне нравится, мы называем ее «приятной пищей».
Нет, нет, нет, нет, нет. Это Puscifer.
Что вы думаете о критике феминисток на Ваш альбом «V is for Vagina»?
Не знал о ней».
В своих заметках Смайерс указал, что постарался распространить ответы Кинана, насколько это было возможно, но даже так интервью смотрится очень куцым.
Ошибки журналиста: здесь ошибок журналиста нет. Причина неудавшегося интервью в нежелании или неумении собеседника разговаривать с прессой.
Рекомендации: если интервью очень необходимо, то его можно распространить описанием поведения собеседника, его реакций на вопросы, возможно, включить факты из его биографии, чтобы ввести читателей в курс дела. Если же интервью было лишь инициативой журналиста, то стоит задуматься, нужно ли вообще пускать его в печать. Такое интервью может повредить как образу гостя, так и репутации журналиста, возможно, стоит подождать, пока герой будет в настроении отвечать на вопросы, или выбрать другого собеседника для интервью.
.Интервью Эвана Дандо (2007)
В интервью для Dallas Observer Эван Дандо сам себе создал совершенно отрицательный образ отталкивающими фразами и нахальным поведением. Интересна тактика журналиста: он строит интервью в виде портретного очерка, описывает карьеру Дандо, вставляя туда фразы из интервью, словно не замечая того, что говорит его собеседник. Подчеркнуто вежливый стиль Смайерса резко контрастирует с репликами Дандо.
«Я не отвечаю на вопросы о моей зависимости, — говорит он, хотя недавняя статья в Spin содержала несколько его объемных реплик именно на эту тематику. — Тот парень из Spin просто <…> идиот, который выставил меня как последнего придурка, — говорит Дандо, хотя этими словами он не особо помогает делу».
«Как Джону Резнику из Goo Goo Dolls, Дандо сложно быть одновременно серьезным музыкантом и лицом с постеров; последнего он не просил, и это сравнение ему не нравится.
Этот парень очень странный, — говорит Дандо о Резнике. — Посмотри на его лицо, все эти имплантанты, вся эта хирургия?
Дандо еще менее скромен, когда речь идет о современной музыке, особенно эмо-группах, многие из которых называют Lemonheads в числе групп, на них повлиявших.
Мне не нравится почти всё, что выходит сейчас, — говорит Дандо. — Они называют это кабаре-роком, все это переоцененная фигня, цирк какой-то, только шоу, никаких песен».
Ошибки журналиста: снова, ошибок журналиста здесь не имеется. Вся статья строится на иронии, единственное, о чем стоило задуматься журналисту: не поступит ли жалобы от музыканта.
Рекомендации: журналистам и редакторам стоит несколько раз все обдумать, прежде чем брать интервью у особенно эксцентричных людей, потому что не все сказанное можно будет пустить в печать без боязни кого-либо оскорбить.
.Интервью Ричи Эдвардса для NME (1991)
Иногда абсолютно спокойное интервью может иметь неожиданные последствия. В 1991-ом году журналист NME Стив Ламак брал интервью у гитариста группы Manic Street Preachers, когда Эдвардс вырезал на своей руке «4REAL» («Всерьез»), после чего ему потребовалось наложить 17 швов. Само интервью не было опубликовано по этическим причинам, но произошедшее на нем быстро стало известно, фотографии распространились среди прессы, а спустя 6 лет в своих мемуарах Ламак опишет то, что на самом деле произошло.
По его словам, ничего не предвещало инцидента. «…и да, я задавал вопросы, которые сейчас кажутся странными и не имеющими отношения к делу, но были и довольно интересные места. «Вы ужасны, теперь защищайся», — такого не было». «Люди всегда меня спрашивают: «Почему ты его не остановил?». Я думаю, на то было две причины. Первая: все произошло очень быстро. Порезы были уверенные, но быстрые (были все быстрее и меньше к концу). Во-вторых, вы уверены, что он хотел, чтобы я его остановил?». Интервью продолжалось еще пару минут, после чего Ламак нашел менеджера группы и сказал, что Эдвардсу требуется помощь.
Полностью осознать произошедшее он смог только на следующий день, придя на работу. В редакции решался вопрос: публиковать ли фотографии? Это сенсация, которую не могла обойти редакция, но в то же время, поклонники группы могли последовать примеру гитариста. Было созвано совещание, где предполагаемый материал сверялся с этической политикой редакции.
Фотографию всё-таки напечатали, но без интервью, лишь с отчетом с концерта. Ламак начал получать угрозы от фанатов, потому что по массово принятой версии, Ричи вырезал на руке фразу в ответ на предположения журналиста о том, что их группа не верила в собственные идеи всерьез.
От самой группы поступали лишь очень туманные объяснения произошедшего; в другом интервью Саймону Прайсу, на вопрос о том, что же произошло на интервью с Ламаком, Ричи ответил: «Что бы ни говорили люди, когда я это делал, это было абсолютно естественно. Мне просто было интересно, что случится».
Дело усложнило то, что спустя всего три года Эдвардс исчез, возможно, совершив суицид. С тех пор Ламак получает письма, где его обвиняют в том, что произошло с Ричи.
Ошибки журналиста: В то время музыкальная журналистика постоянно находилась в поиске сенсаций, подробностей выходок рок-звезд, с этой точки зрения можно понять нежелание Ламака тут же прерывать интервью и удостовериться в получении Эдвардсом первой медицинской помощи. Плюс, по его словам, случай не выглядел серьезным, когда он только произошел. Тем не менее, с этической точки зрения, его бездействие выглядит циничной погоней за материалом-хитом, без заботы о людях, которые за ним стоят.
Второй проблемой является публикация фотографии, это решение легло на плечи редактора. Фотографии все равно попали бы в руки публики, поэтому скрывать их смысла не было. Однако печать их лишь с отчетом о концерте, без какого-то ни было объяснения произошедшего, поставила под угрозу репутацию, даже жизнь и здоровье Ламака, а отсутствие предупреждения и просьбы не повторять сделанное Эдвардсом, какого-либо объяснения явления селф-харма, вызвало массовое следование примеру Ричи фанатами.
Рекомендации: в экстренных случаях журналист обязан прервать интервью и сделать то, что от него требуют обстоятельства, даже если это будет означать «потерю» материала.
Редактор не может публиковать материалы, которые могут повлиять на психику читателей без объяснений и предупреждений. Конечно, таких материалов лучше вовсе избегать, но если их печать не избежать, то требуется консультация с психологами.
Библиографический список
1.Советский энциклопедический словарь. М., 1985;
2.Белановский С.А. «Индивидуальное глубокое интервью»;
3.C. Возик-Левинсон «Atoms For Peace: «Мы же британцы. Мы как с другой планеты» // Электронный ресурс
.Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, «ФЕНИКС». Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1998;
.Ким М.Н., «Технология создания журналистского произведения», СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001;
.Колесниченко А.В. «Практическая журналистика», Изд-во Московского Университета, 2008;
.Лукина М.М. «Технология интервью», М.: Аспект Пресс, 2003;
.Мельник Г.С. «Общение в журналистике: секреты мастерства», Изд. Дом «Питер», 2008;
.Муратов С.А. «Телевизионное общение: в кадре и за кадром», М.: Аспект Пресс, 2003;
.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М., 2000;
.Подорожная Л.В. «Технология интервью: Правила Саватски» // Электронный ресурс
.Томпсон П., «Секреты общения», СПб., 2000
.Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М, 1935. Т. I;
14.The charges against Charles Taylor, BBC News, 8.02.2011 // Электронный ресурс
.E. Hedegaard «The Doobie Brothers: Lighting Up With the Stars of This Is the End» // Электронный ресурс
.S. Lamacq, «The Last Time I Saw Richey»
.S. Price, Melody Maker interview, January 25 1992 // Электронный ресурс
.D. Smyers «Q&A: Puscifer’s Maynard Keenan Talks Juggling Three Bands and Losing His Angst» // Электронный ресурс
.D. Smyers «The Five Best and Worst Musicians to Interview» // Электронный ресурс
.D. Smyers «Sour Puss» // Электронный ресурс
Прочие ресурсы
1.John Stewart on Crossfire
2.Mel Gibson calls Dean Richards an A**hole Full Uncut WGN-TV
.Crispin Glover on Letterman 1987 (infamous)
.Quentin Tarantino interview: ‘I’m shutting your butt down!’ Channel 4 News
.How Not to Start an Interviewmonds
.Top 10 Awkward Celebrity Interviews
Ошибки интервьюеров. Некоторые рекомендации.
В этом параграфе мы перечислим основные
ошибки, допускаемые интервьюерами, а
также дадим полезные рекомендации, не
пытаясь привести их в единую систему.
А. Ошибки интервьюеров
1. Высказывание личных
мнений интервьюера. Одна из наиболее
частых ошибок, которую совершают
начинающие исследователи, заключается
в том, что интервьюер увлекается беседой
и начинает говорить сам, порой произнося
обширные монологи. Это большая методическая
ошибка, независимо от того, выражает
интервьюер в своих монологах согласие
или несогласие с респондентом. Во-первых,
на произнесение монологов затрачивается
полезное время интервью, которое всегда
ограничено. Во-вторых, монологи интервьюера
могут вносить искажения в интервью или
вызвать снижение мотивации у респондента.
Роли интервьюера и респондента
принципиально различны: интервьюеру
должно быть интересно все, что говорит
респондент. Более того, поскольку
интервьюер заинтересован в выявлении
логики респондента, он, как уже говорилось,
искренне «разделяет» самые разные
мнения. Наконец, интервьюер заранее
готов к тому, что он будет вести беседу
с представителем иной социальной или
профессиональной субкультуры, обладающим
специфическим языком и специфичными
социальными нормами. Все эти требования
к ролевой позиции интервьюера отсутствуют
у ролевой позиции респондента. Монологи
интервьюера вовсе не обязательно должны
вызывать у него интерес и согласие.
Высказывая свое личное мнение, интервьюер
рискует вызвать негативную реакцию
респондента, который может быть не
согласен с ним либо негативно воспринять
манеру изложения этого мнения. Влияние
последнего фактора следует подчеркнуть
особо: манера изложения мысли и специфика
словаря опрашивающего сразу обнажают
различие субкультур интервьюера и
респондента. Практика показывает, что
реакция на это различие, как правило,
бывает негативной.
Учитывая все это, начинающим интервьюерам
могут быть даны следующие рекомендации:
а) запрещается произносить какие-либо
фразы, которые не заканчиваются знаком
вопроса. Лишь в некоторых случаях, когда
заданный вопрос сложен, допускается
высказывание нескольких разъясняющих
повествовательных предложений, после
которых обязательно должно следовать
вопросительное;
б) интервьюеру вообще следует стремиться
как можно меньше говорить. Запрещается
высказывать свое личное мнение,
произносить монологи.
2. Чрезмерная активность
интервьюера. Она выражается в использовании
слишком большого числа вопросов,
постоянных прерываниях высказываний
респондента. Выше уже говорилось, что
новый вопрос не следует задавать прежде,
чем предыдущая тема будет исчерпана,
причем нужно предпринять специальные
усилия, чтобы убедиться, что эта тема
действительно исчерпана до конца.
Слишком частая постановка дополнительных
вопросов ведет к обрывам тем и к хаотичному
их перемешиванию. Хороший интервьюер
старается задавать как можно меньше
вопросов и при этом получить как можно
больше информации от респондента.
3. Ограничение ответов.
Для интервьюера, особенно работающего
по найму, существует искушение ограничить
интервью теми областями, которые
обозначены в вопроснике, и отказаться
от всех сообщений респондента, которые
не относятся к этим областям. Сообщения
и замечания, которые не попадают в эти
заранее определенные области, часто
интерпретируются как нерелевантные.
Конечно, если эти высказывания
действительно не относятся к делу, если
они уводят интервью в направлении, не
имеющем ничего общего с рассматриваемыми
вопросами, то такое отклонение должно
быть остановлено. Но часто интервьюер,
вооруженный вопросником ,слишком поспешно делает вывод о том,
что высказывания респондента не относятся
к делу, только лишь потому, что
соответствующие темы не обозначены в
вопроснике. Здесь возникает опасность
поддаться преждевременному и ложному
суждению и приостановить то, что всегда
является самым ценным –непредвиденный релевантный ответ.
4. Навязывание тем. Вопросник
может явиться причиной неполноты
интервью еще и потому, что интервьюер
слишком строго придерживается и
навязывает респондентам вопросы и темы,
которые включены в план интервью, но
которые не связаны с действительным
опытом опрашиваемых, и на которые они
просто не могут ответить. Навязывание
возникает в том случае, когда интервьюер
задает вопрос и настаивает на ответе,
не убедившись, что респондент действительно
может что-то сказать по этому поводу.
Часто интервьюеры следуют такой тактике
только потому, что считают себя обязанными
осветить все темы из своего вопросника.
Навязывание тем влечет за собой два
негативных последствия. Во-первых, не
зная, что сказать, респондент начинает
импровизировать и фантазировать.
Во-вторых, навязанные темы подавляют
ту релевантную информацию, которую
респондент мог и хотел сообщить, что
отрицательно сказывается на полноте
интервью.
5. Ошибка, состоящая в
быстрых переходах. Желая добиться как
можно более полного охвата заранее
предусмотренных тем, интервьюер часто
удовлетворяется поверхностным их
рассмотрением. Стремясь к полноте, он
жертвует глубиной. Иногда его подталкивает
к этому опасение, что он не успеет в
отведенное для интервью время охватить
все темы, предусмотренные в вопроснике.
Часто такой страх бывает необоснованным
и интервью заканчивается намного раньше
намеченного срока. Но даже если вопросник
действительно слишком обширен, чтобы
провести интервью в отведенное для него
время, ускорение темпа интервью все
равно себя не оправдывает. Не много
смысла в стремлении номинально охватить
широкий круг вопросов, если информация
по каждому из них незначительна. Лучше
рассмотреть ограниченный круг вопросов,
но зато так, чтобы они были раскрыты
исчерпывающим образом. Что же касается
вопросов, оставшихся нерассмотренными,
то можно попытаться договориться с
респондентом о новой встрече.
Сказанное можно проиллюстрировать
известным логическим правилом: чем
больше объем понятия, тем меньше его
содержание. К примеру, в ситуации
экономического кризиса мы задаем
респонденту вопрос о том, как он живет.
Ответ «плохо» будет правильным, но
банальным, поскольку о плохом состоянии
экономики знает и сам интервьюер. При
таком ответе остаются за рамками
рассмотрения множество важных вопросов:
каковы источники доходов респондента,
каков потребительский бюджет его семьи,
есть ли в семье запасы продовольствия
и т. д. Приведенный пример показывает,
что чем глубже раскрывается тема, тем
более содержательной и менее банальной
становится сообщаемая респондентом
информация. Иными словами, глубина
раскрытия тем важнее широты их охвата.
Поверхностное рассмотрение тем редуцирует
интервью к набору банальных суждений.
Б. Некоторые рекомендации
1. Использование личных качеств. В
интервьюировании нет единого стиля.
Каждый интервьюер использует свой стиль
поведения, который является для него
естественным. Начинающие интервьюеры
часто боятся использовать в интервью
свой естественный стиль поведения. Они
стараются как бы надеть маску, которая,
по их мнению, соответствует профессиональной
роли интервьюера. К примеру, они стараются
сохранять непроницаемое, чопорное
выражение лица. Это ошибка. Респонденту
легче раскрыться и откровенно поговорить
с человеком, который не боится быть
самим собой. Как уже говорилось, уместная
шутка может облегчить установление и
поддержание атмосферы искренности и
доверия. Однако отметим, что здесь, как
и во всем, нужна мера. Чрезмерное обилие
шуток может настроить респондента на
шутливый лад, а это приведет к сильному
искажению ответов.
2. Фиксация главной мысли.
В ходе интервью очень важно вычленять
основные идеи из ответов респондента.
Здесь нужен определенный навык, поскольку
респонденты редко подают явные сигналы
о том, что сейчас будет высказана главная
мысль. Очень редко респонденты говорят
прямо: «А вот сейчас я скажу самую главную
мысль». Отсутствие явных высказываний
такого рода не означает, однако, что
респонденты не подают никаких сигналов
о том, что является наиболее важным.
Сигналами главной мысли могут быть
паузы, жесты, усиление голоса, интонации
и т. д. Интервьюер должен уметь воспринимать
эти сигналы. Кроме того, важно следить
за логикой мысли респондента. Интервьюер
должен разобраться в том, что является
главной мыслью, а что – деталями,
примерами и другой дополнительной
информацией.
3. Рефлексия чувств. Одним
из важнейших умений, необходимых для
проведения интервью, является рефлексия
чувств. Это избирательная форма слушания,
при которой интервьюер различает
эмоциональные обертоны сообщений и
рефлектирует (отражает) их на
респондента, не делая при этом попытки
дать оценку услышанному. Рефлексия
чувств –это способность,
которая требует определенной практики.
Если интервьюер владеет таким умением
и правильно реагирует на высказывания
респондента, это дает последнему большую
уверенность в способности интервьюера
его понять. В результате это помогает
перевести разговор на те проблемы,
которые являются для респондента
источником беспокойства.
4. Комментарии не для
записи. Иногда респонденты готовы дать
разъяснения или расширенные комментарии
лишь в том случае, если их ответ не будет
записан. Если интервьюеру не удается
убедить респондента изменить свое
решение, следует закрыть блокнот или
выключить диктофон. После окончания
интервью можно восстановить сказанное
респондентом по памяти, но использовать
этот материал следует с особой
осторожностью, чтобы не повредить
респонденту.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В качестве специалиста по кадрам или менеджера по найму, проведение собеседований с кандидатами на работу является важной частью работы. Эффективное собеседование помогает вам получить представление о квалификации, ценностях и профессиональных активах кандидата, чтобы вы могли определить, подходит ли он для вашей компании. Изучение распространенных ошибок на собеседовании и способов их избежать поможет вам улучшить свои навыки проведения интервью и принять правильное решение о найме на работу. В этой статье мы объясним, почему важно знать об ошибках на собеседовании, и перечислим девять распространенных ошибок интервьюера, которых следует избегать.
Почему важно понимать ошибки интервьюеров?
Важно понимать распространенные ошибки интервьюеров, чтобы вы могли улучшить свою технику и принимать обоснованные решения о приеме на работу. Когда вы используете хорошие методы интервью, это поможет вам узнать о навыках, опыте и личных качествах кандидата, чтобы вы могли определить, подходит ли он для вашего рабочего места и требований должности. Хорошая техника проведения собеседования также поможет вам произвести положительное впечатление на кандидатов. Кандидат на работу может чувствовать себя более мотивированным и полным энтузиазма в отношении принятия роли в вашей компании после положительного опыта собеседования.
9 ошибок интервьюера, которых следует избегать
Вот девять распространенных ошибок на собеседовании, которых следует избегать, с соображениями о том, как улучшить свои навыки интервьюера:
1. Быть недостаточно подготовленным
Подготовка важна для успешного проведения собеседования. Подготовившись, вы сможете чувствовать себя уверенно, встречая кандидатов и проводя их через процесс собеседования. Чтобы подготовиться к предстоящему собеседованию, изучите объявление о вакансии и анкетные материалы кандидата. Иметь четкое представление об идеальном кандидате на должность и подготовить список вопросов для оценки квалификации каждого участника собеседования. Вы также можете подготовиться, организовав место для проведения собеседования и обеспечив наличие необходимых материалов до прихода кандидата.
2. Не использовать активное слушание
При проведении собеседования с кандидатом, используя навыки активного слушания, вы можете продемонстрировать свое участие и побудить его к более подробному изложению своих ответов. Активное слушание означает ограничение отвлекающих факторов, чтобы вы могли полностью уделить внимание говорящему, использование визуальных и слуховых подсказок для демонстрации своего участия и обобщение его комментариев для демонстрации понимания. Чтобы не отвлекаться, проводите собеседование в уединенном месте, где другие вряд ли смогут помешать. Вы можете показать заинтересованность, кивая, улыбаясь и устанавливая зрительный контакт с кандидатом во время разговора. Резюмирование их комментариев дает им возможность уточнить или прояснить свои моменты для вас.
3. Говорить больше, чем слушать
Эффективное собеседование дает возможность как интервьюеру, так и кандидату узнать друг о друге, чтобы принять правильное решение о трудоустройстве. Интервьюеры обычно ведут эти беседы, предлагая собеседникам рассказать о различных аспектах их кандидатуры. Предоставление кандидату возможности рассказать о своем опыте, полномочиях, личных ценностях и карьерных целях — это очень важно для того, чтобы узнать, какую пользу он может принести вашей компании. Задавая вопросы и предоставляя кандидату достаточно времени для того, чтобы высказать свои ответы, вы показываете свою заинтересованность в нем, одновременно узнавая важные детали о его квалификации.
4. Неправильное распределение времени
Важно правильно распоряжаться своим временем до и во время собеседования. Эффективное управление своим временем перед собеседованием позволяет тщательно подготовиться и вовремя прибыть на встречу с кандидатом на работу. Приход на собеседование вовремя показывает профессионализм и ваше внимание к времени кандидата. Во время собеседования правильное распределение времени позволяет задать вопросы, необходимые для получения полного представления о способностях кандидата. Завершение собеседования в разумные сроки демонстрирует ваши способности к управлению временем и уважение к графику кандидата.
5. Негативные высказывания
Обычно кандидаты задают вопросы о вас, вашем положении в компании и деятельности предприятия. Отвечая на эти вопросы, будьте профессиональны, используя позитивные или конструктивные высказывания. Хотя может быть уместно назвать текущие проблемы в бизнесе, чтобы кандидат мог получить честное впечатление о компании, подчеркните, как ваша организация планирует встретить и преодолеть эти препятствия. Это демонстрирует нацеленность на решение проблем и позитивный взгляд на то, как ваша компания справляется с трудностями. Это также демонстрирует прозрачность, которую ценят многие кандидаты при принятии решений о своей карьере.
6. Вынесение быстрых суждений
Во время собеседования уделите время тому, чтобы узнать кандидата получше. Даже если ваше первое впечатление о кандидате не идеально, дайте ему время освоиться в процессе интервью и внимательно слушайте его ответы, чтобы получить более глубокое представление о его кандидатуре. Кроме того, помните о возможных предубеждениях, которые вы можете иметь по отношению к кандидатам, основываясь на их заявлениях. Обычно менеджеры по подбору персонала формируют положительное отношение к кандидатам с сильными заявками еще до встречи с ними на собеседовании. Осознание возможности такой предвзятости позволит вам быть более объективным в процессе интервью.
7. Не прочитав внимательно заявление кандидата
Внимательно прочитайте заявление каждого кандидата перед собеседованием. Изучение материалов их заявлений поможет вам определить, какие вопросы задать, чтобы получить больше информации о навыках и опыте, перечисленных в их заявлении. Когда у вас есть полное представление о биографии кандидата на основании его заявления, вы можете задавать более индивидуальные вопросы, которые помогут вам глубже понять его квалификацию, чем общие вопросы на собеседовании. Это также показывает интервьюируемому ваш искренний интерес к его кандидатуре, когда вы размышляете над его заявочными материалами, что может произвести на него положительное впечатление.
8. Задавать неправильные вопросы
Задавать правильные вопросы в правильном порядке — залог успешного собеседования. Обычно интервьюеры начинают процесс с нескольких общих вопросов о кандидате. Например, попросив их представиться, можно дать широкий обзор своей кандидатуры. Общее начало поможет вам и интервьюируемому настроиться на беседу, прежде чем переходить к более конкретным вопросам. Задавайте вопросы, которые помогут вам понять пробелы в резюме кандидата и дадут ценную информацию о его навыках и способностях. Ограничьте личные вопросы и сосредоточьтесь на их профессиональном опыте.
9. Отказ от подтверждения дальнейших действий
В конце собеседования не забудьте объяснить кандидату дальнейшие шаги в процессе найма. Сообщите им, когда вы планируете связаться с ними по поводу их кандидатуры или поговорить с ними, чтобы назначить другое собеседование или встречу. Поблагодарите их за уделенное время и выразите признательность за их интерес к должности. Вы также можете спросить, есть ли у них вопросы о следующем этапе процесса найма, чтобы прояснить все неясности. Эти подтверждения помогают кандидату понять, чего ожидать дальше и ожидаете ли вы от него дальнейших действий.
Отбор персонала в компанию – это очень ответственное и важное мероприятие, состоящее из нескольких этапов. Одним из самых главных этапов в подборе персонала является проведение собеседования с кандидатом или его интервьюирование. От того насколько грамотно будет выстроено интервью и проведена его оценка, зависит, какой кандидат будет выбран. Оно играет ключевую роль в принятии решения о приёме на работу, поэтому к нему необходимо серьёзно готовиться, стараться проводить его правильно и не допускать ошибок при его проведении.
Для того чтобы получить нужный результат, интервьюеру надо чётко представлять на какую должность требуется сотрудник, и в каких условиях этот человек будет работать, Какая у него будет заработная плата, график, место работы, социальный пакет и будет ли возможен профессиональный рост. Также нужно знать, что будет входить в его обязанности, какие задачи предстоит выполнить, и какими качествами он должен обладать, чтобы эти задачи выполнить. Нужно владеть обширной информацией о компании, в которую подбирается персонал. Эта информация касается названия компании, истории, формы собственности, размеров и профиля компании, месте на рынке и перспективах развития компании и принятой там корпоративной культуры.
Важно правильно подобрать время и место для проведения интервью и предварительно изучить резюме и анкету соискателя, чтобы наметить основные вопросы. Интервьюеру необходимо владеть техникой оценки персонала и обладать информацией о предпочтениях тех людей, которые будут принимать окончательное решение о найме.
Основные задачи интервью:
- Оценка соответствия соискателя вакантной должности.
- Сравнительный анализ профессиональной компетенции всех соискателей на одну и ту же должность.
- Предоставление соискателю максимально полной и достоверной информации о компании с целью принятия им решения о трудоустройстве.
Нужно быть профессионалом, чтобы достойно проводить интервью, оценивать каждого кандидата по достоинству и достойно представлять компанию в ходе беседы с кандидатом. Важно владеть информацией о том, как правильно проводить интервью и о том, каких ошибок допускать не следует.
Типичные ошибки при проведении интервью
Внутренние (психологические) эффекты, связанные с неправильной оценкой соискателя интервьюером:
- Первое впечатление. Не стоит оценивать кандидата сразу за несколько минут в самом начале собеседования, надо предоставить ему возможность открыться.
- Стереотипы. Например, если человек в очках, то он обязательно должен быть умным.
- Эффект контраста. Сравнение соискателей между собой в большей степени, чем сравнение каждого с требованиями работы.
- Личная симпатия и проецирование на себя. Более высокая оценка соискателей, вызывающих симпатию и схожих по каким то качествам со специалистом по персоналу, несмотря на их профессиональные качества.
- Заострение внимание на негативной информации, идущей от кандидата и стремление найти дополнительные подтверждения негатива.
- Подбор кандидата под определённый шаблон (определённый тип личности), выстроенный у специалиста по персоналу.
- Необоснованное внимание к акценту соискателя. Особенно на рабочих должностях, где сотрудники мало с кем общаются.
- Эффект реальности. Надо помнить, что интервью – это стресс и люди могут нервничать или наоборот завышать свои достоинства и вести себя с некоторой долей превосходства, то есть могут себя не совсем так, как в реальной жизни в более спокойной привычной для них обстановке.
- Половой фактор. Некоторые специалисты неправильно оценивают компетентность мужчин или женщин в определённой области, хотя необходимо помнить, что всё очень индивидуально и от пола не зависит.
Ошибки в технике проведения интервью:
- Непродуманность. Когда нет чёткого плана, в какой момент и какие вопросы необходимо задать.
- Доминирование. Когда интервьюер не даёт возможности кандидату высказаться, выразить свои мысли по заданному вопросу, всё время его перебивает и подчёркивает, что он (интервьюер) тут главный.
- Закрытость. Это касается как постановки закрытых вопросов, на которые у кандидата часто нет возможности ответить открыто, так и ухода интервьюера от вопросов кандидата, касательно компании.
- Утечка информации. Когда продолжительная по времени беседа никак не фиксируется (запись, диктофон, камера) в этом случае теряется очень много информации и не получается сделать полноценный анализ беседы, который, как правило, делается через некоторое время.
- Неактуальность собираемой информации. Когда у кандидата подробно спрашивают о том, где он работал 10 и более лет назад, хотя за это время многое изменилось.
- Несвоевременная оценка. Когда делают преждевременные выводы, особенно в самом начале интервью, несмотря на то, что в процессе кандидат может раскрыться и показать себя с лучшей стороны.
- Неясность, по каким критериям оценивать кандидата. Когда не продуманы необходимые параметры для оценки.
Проведение интервью с потенциальным сотрудником успешной компании очень важное и ответственное мероприятие, которое может грамотно провести только опытный профессионал. Наше кадровое агентство по подбору персонала сможет эффективно провести интервью со всеми Вашими кандидатами, предоставить свою оценку и записи бесед, для дальнейшего принятия решения о трудоустройстве Вашим руководством!
И о том, как их избежать.
Каждый охотник желает – знать.
И некоторое время назад считалось, что самое крутое знание содержится в печатном слове: «книга – источник знаний».
Но в быстро меняющемся мире невозможно успеть с книгами – придумать, написать, издать, прочесть. Источник знаний сейчас — это опыт людей, которые готовы о нем говорить. А основной инструмент получения знаний — интервью, диалог с людьми, у которых есть определенный опыт. Этот тип общества, в котором одни (кто угодно) могут задавать вопросы, а другие (кто угодно) в ответ готовы рассказать о своем опыте, социолог Дэвид Сильверман назвал «interview society». Здесь интервью проводят все: исследователи, продакты, UX-дизайнеры, стартаперы.
И в ситуации, когда «все делают это», важно уметь делать это хорошо.
Задавать открытые вопросы и слушать ответы могут все, но не все умеют. Важно знать, как и о чем спрашивать. И тогда вы можете не только сорвать «low handling fruits», о которых многие слышали, но и узнать неочевидные вещи, которые позволят сделать продукт лучше, чем у конкурентов.
В interview society не только все проводят интервью, но и все обучают всех, как делать это правильно. Огромная масса рекомендаций, как проводить интервью, тем не менее никак не предохраняет начинающего исследователя от неизбежных ошибок. При этом многие практики проведения интервью, позволяющие избежать этих ошибок, квалифицированными исследователями часто подразумеваются по умолчанию и не артикулируются.
«Я даже представить себе не мог, что тут можно упасть», — говорили нам коллеги, когда мы подняли эту тему. Но знать о таких ошибках важно – это позволит вам действовать «от противного» и не совершать их.
Мы спросили коллег, какие ошибки можно допустить при проведении интервью, и получили список на семь страниц в Ворде. Мы обобщили их, и вот что у нас получилось.
Основные типы ошибок:
Так как вероятность этих ошибок зависит от профессионализма исследователя, в тексте они будут обозначены:
- ★✰✰ ошибки начального уровня квалификации («не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет»).
- ★★✰ ошибки среднего уровня квалификации («умею вызывать демонов, но не знаю, что потом с ними делать»).
- ★ ★ ★ ошибки любого уровня квалификации («и на старуху бывает проруха»).
Разберем их подробно.
I. Не установлен или ухудшен контакт с респондентом.
- «Резкий старт»: исследователь не представился, не объяснил правила, не поговорил с респондентом на отвлеченные темы в начале. ★✰✰
- «Монолог ведущего»: исследователь не слушает респондента, а больше говорит сам. ★★✰
- «Тот, чье имя нельзя называть»: исследователь не обращается к респонденту по имени (более важно для фокус-группы, но в интервью тоже играет роль). ★★✰
- «Форсированный контакт»: исследователь задает сложные и сензитивные вопросы сразу, в начале интервью. «Добрый день. Расскажите, когда у вас впервые возникли проблемы с эрекцией?» ★★✰
- «Преувеличенная деликатность»: исследователь боится респондента и не уточняет непонятные моменты, так как это кажется ему нескромным. ★✰✰
Почему так важен контакт? Потому что интервью – это новый опыт для респондента. Ему многое непонятно, у него есть предубеждения и, возможно, страхи. Устанавливая с респондентом контакт, вы снимаете возможные вопросы и облегчаете ему получение нового для него опыта. Без установленного контакта респондент будет «закрываться» и на многие вопросы не даст откровенных и подробных ответов, а о многих важных деталях просто умолчит.
II. Вопросы задаются без фокусировки и «докручивания».
Как выглядят такие ошибки:
- «Как прибили, так и держится»: исследователь зачитывает вопросы строго по гайду (сценарию интервью), не отклоняясь; не идет за респондентом в обсуждение. ★✰✰
- «Краткость – сестра таланта»: исследователь не «докручивает». Ответы на вопросы не получены, респонденту еще есть, что рассказать, но это осталось «за кадром». Так бывает, если у исследователя уже есть определенная картина в голове, и он думает, что респондент своим ответом ее проиллюстрировал. Или наоборот, если никакой картины нет, и он просто задает вопросы. ★★★
- «Хорошо сидим»: исследователь считает критерием удавшегося интервью эмоциональную вовлеченность респондента, а не содержание его ответов, и в результате недостаточно фокусирует, удовлетворяясь светской беседой. ★✰✰
III. Предвзятость/Зафреймленность.
Как выглядят такие ошибки:
- «Папа лучше знает»: исследователь подводит респондента вопросами к определенной точке зрения: «Посмотрите на эту концепцию. Почему она вам не нравится?» ★★✰
- «Все равны, но некоторые равнее других»: исследователь «продает» определенные концепции, уделяя им больше внимания на тесте, чем другим. Бывает, что он таким образом спорит с заказчиком, или потому что он, наоборот, ангажирован, например: «Вы же заметили наше новое удобное меню?» ★★★
- «Я художник, я так вижу»: исследователь проясняет с помощью вопросов СВОЮ картину мира, не исследуя картину мира респондента. Это могут быть открытые вопросы, но задающие определенный угол зрения, отражающие представления исследователя о том, как устроен мир. Вместо того, чтобы дать респонденту рассказать, как это происходит у него, в форме длинного нарратива, исследователь «бомбит» респондента конкретными вопросами, неизбежно пропуская части опыта, о которых он (исследователь) не подозревает. ★★★
IV. Нарушения техники проведения интервью.
Как выглядят такие ошибки:
- «Горе от ума»: исследователь, вместо того, чтобы использовать лексику респондента, употребляет неизвестные респонденту профессиональные термины: триал, онбординг, аутентификация. «После того, как пройдете онбординг, вам нужно активировать триал». ★★✰
- «Не болтай!»: исследователь перебивает респондента, не дает договорить без видимой причины (такой, например, как многословность респондента или его уход от темы разговора — в этих случаях перебивать допустимо). ★★✰
- «Live fast, die young»: исследователь не использует «паузу» в разговоре, а быстро задает следующие вопросы, даже если у респондента есть, что дополнить. ★★✰
- «Сначала кратенький экскурс в историю»: исследователь предваряет вопрос длинной вводной частью, которую респондент не поймет и не запомнит. «Эта концепция, одна из многих концепций, разработана в компании Х, которая, как вы знаете, крупнейший игрок на рынке экосистем, для того, чтобы лучше донести преимущества продукта Y. Нам очень важно понять, какие преимущества продукта Y важны для вас». ★✰✰
- «Не надо думать — с нами тот, кто все за нас решит»: исследователь не ждет спонтанных ответов на открытые вопросы, а сразу предлагает варианты ответов. «Вам не нравится этот продукт, потому что он дорогой?» ★✰✰
- «Что такое хорошо и что такое плохо»: исследователь «оценивает» ответы респондента как правильные и неправильные: «Верно, авокадо – это действительно здоровый продукт, полезный для человека, об этом везде написано». ★✰✰
- «Как-нибудь так»: исследователь не управляет беседой. Например, при тестировании образцов он разрешает сравнивать предыдущий образец с актуальным до того, как просмотрены все варианты. Как вариант: при оценке креативных концепций разрешает давать предложения по улучшению до того, как сняты основные впечатления от концепции. Или: разрешает сначала ругать, потом хвалить, но респонденты после того, как от души поругали, почему-то не могут найти хороших слов для концепции. ★★✰
V. Проявление эмоций/реакций, разрушающих контакт.
Как выглядят такие ошибки:
- «Вас много, я один»: исследователь относится к респонденту неуважительно «Давайте вы побыстрее расскажете, а то у меня следующее интервью скоро». ★✰✰
- «Смешинка в рот попала»: исследователь смеется над респондентом и его ответами. ★✰✰
- «Спать хочется»: исследователь скучает, зевает на интервью, его настрой передается респонденту и это невозможно смотреть и слушать, даже в записи на скорости х2. ★★★
- «Снова в школу»: исследователь дает оценки действиям или поступкам респондента «А почему вы решили взять кредит в таком бедственном положении? Это недальновидно!» ★✰✰
- «Вопросы здесь задаю я»: исследователь не признает право респондента не отвечать на некоторые вопросы, настаивая на обязательных ответах.
«Если вы не хотите отвечать на мои вопросы, зачем тогда согласились? Давайте не будем тратить ни мое, ни ваше время!» Часто эта ошибка усугубляется тем, что респонденту просто не объяснили при рекруте или в начале интервью, что от него хотят и зачем всё это нужно. ★✰✰
И если про уважение к респонденту написано в кодексах ESOMAR и QRCA, то по поводу зевания на интервью, продавливания и оценок ответов респондента там ничего нет. Кодексы предполагают, что у исследователя уже есть некоторый уровень квалификации.
VI. Нарушение логики разговора.
Как выглядят такие ошибки:
- «Слова забыл»: исследователь зачитывает вопросы по бумажке, а не разговаривает с респондентом. ★★★
- «Делай все по чертежу»: исследователь задает вопросы, на которые респондент уже дал ответ, так как следует гайду дословно. ★✰✰
- «Я такая спонтанная»: исследователь перескакивает между разными темами вне логики разговора. ★★★
- «Широкий кругозор»: исследователь задает вопросы не по теме, которые не проливают свет на исследуемые вопросы. ★✰✰
- «Я тебя поймал»: исследователь сразу после того, как задал вопрос, задает его в другой формулировке, не дослушав ответ респондента. ★✰✰
Хорошее глубинное интервью на записи звучит просто как разговор с небольшими уточнениями, где респондент плавно сам переходит от одной темы к другой, а исследователь мягко направляет респондента в сторону нужных тем.
VII. Принятие декларативных ответов за реальные.
Как выглядят такие ошибки:
1. «Мир идей»: исследователь фокусируется на представлениях о продукте и отношении к нему, игнорируя реальный опыт и не исследуя ситуации использования продукта. ★★✰
2. «Чего изволите?»: исследователь не уточняет, насколько требуемый респондентом функционал продукта вписывается в его личный опыт (насколько реалистичным является использование этого требуемого функционала). ★★✰
3. «Верю на слово»: исследователь не вычленяет социально желательные ответы, не проверяет декларации на реалистичность. ★✰✰
Первые два типа ошибок чаще совершают маркетинговые исследователи, принимая за реальность чисто умозрительные соображения респондента. Продуктовые исследователи чаще попадают в ловушку с социально-желательными ответами (№3), но декларативные ответы отсекают на подступах благодаря вниманию к реальному опыту.
VIII. Процедурные нарушения.
Как выглядят такие ошибки:
- «У мальчика феноменальная память»: информация не фиксируется. Не делаются заметки, а в некоторых случаях вообще не делается запись. ★✰✰
- «Впереди вечность»: исследователь опаздывает на свои же интервью либо не соблюдает тайминги, в результате чего интервью затягивается. ★★✰
- «И так сойдет»: не используется профессиональный диктофон, запись ведется на смартфон. ★★✰
- «Я же не в театре»: не отключен звук на смартфоне исследователя. ★★✰
- «Многозадачность»: исследователь отвлекается на смартфон или ноутбук, ведет переписку параллельно с интервью. ★★✰
- «Бытовая телепатия»: исследователь не называет номер/код тестируемого образца. Это создает проблемы при анализе результатов. ★★✰
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀***
Как честный человек, после всего сказанного я должен ответить на вопрос «И что с этим делать?».
Я считаю, что качественные исследования очень похожи на медицину. Обычная, не экстремальная медицина — это когда заболел неизвестно чем, чувствуешь себя плохо и надо попасть к врачу, чтобы стало лучше и понятнее.
Врач Артемий Охотин пишет, что медицина – «это ремесло, вроде изготовления горшков, и ему нельзя научиться в кружке по интересам или на хороших интернет-лекциях, или по хорошим учебникам. Ремеслу можно научиться, только работая с нормальным мастером, работая так же, как он, и стараясь стать лучше него».
Так же и в исследованиях. Что-то продукт пока не идёт или идёт не так хорошо, как хотелось бы, непонятно почему, и хочется, чтобы было лучше и понятнее. И тогда обращаются к исследователю, которому, как и врачу, нужны годы практики для того, чтобы приобрести нужную квалификацию.
Поэтому ответ на то, что делать, чтобы не было таких вот ошибок, невозможно дать в рамках статьи, потому что, во-первых, тогда это будет книга, а во-вторых, этого все равно будет недостаточно — необходимо много практики.