Силясь побороть слабость он шел вперед лексическая ошибка

Сгруппируйте предложения по видам допущенных ошибок,исправив их:1)неточность словоупотребления 2)многозначность3)смешение паронимов 4)плеоназм 5)тавтология 6)немотивированное употребление антонимов.

1.Страшная бедностьзаставляла его влачить жалкое существование. — 1; не заставляла, а вынуждала.

2.На сцене стоял актер в золоченом амплуа. — 1; амплуа — тип актерских ролей, золоченым быть не может.

3. В искусстве он совершенный невежа. — 2; невежда.

4. Лес, окутанный темным мраком, наводил ужас. — 4; мрак сам по себе темный, так что слово «темным» можно просто убрать.

5. Силясь побороть слабость, она шла вперед . — 6; силясь-слабость — не антонимы, но из антонимичных групп.

6. В свободное от занятие время дети занимаются в кружках. — 5; в свободное от уроков время…

7.Скромность взяла верх, и он не пошол в комнату а сошол вниз по ступенькам. — 6; сош»о»л вниз — спустился. Орфографию не обсуждаю.

8. Они перешли работать в отсталую бригаду. — 3; не отсталую, а отстающую.

9.Моряк вышел на прогулку в своем нарядном кителе. — 1; китель не нарядный, а парадный.

10.Герой Михаила Булгакова — прототип Иисуса Христа.— 2; по логике вещей, И.Х. — прототип героя Булгакова.

11.Скрытые в земле ископаемые еще не открыты.— 5; еще не найдены, не обнаружены…

Справка.
Лексические
нормы

(нормы
словоупотребления
)
― это 1)
пра­вильность выбора слова из ряда
единиц, близких ему по значению или по
форме; 2) употребление его в тех значениях,
которые оно имеет в языке; 3) уместность
его использования в той или иной
коммуникативной ситуации в общепринятых
в языке сочетаниях.

Антонимы
слова с
противоположным значением.

Омонимы
слова,
которые совпадают по звучанию (написанию),
но имеют разный смысл. Возможность
употребления омонимов в одном и том же
контексте создает двусмысленность.

Паронимы
близкие,
но не тождественные по звучанию
однокоренные слова с ударением на одном
и том же слоге, относимые к одной
грамматической катего­рии.
Примеры
паронимов:
адресат – адресант, гармонический –
гармоничный, выборный – выборочный,
дружеский – дружественный, описка –
отписка, осво­ить – усвоить,
представление – предоставление,
эффективный – эффектный.

Полисемия
многозначность.
Большая часть слов в русском языке –
слова многозначные. Значения многозначного
слова реализуются в разных контекстах.

Плеоназм
смысловая
избыточность сочетания слов или сложного
слова, ко­гда составные части значат
одно и то же или содержат один и тот же
смысловой компонент; например:
*памятный сувенир (
сувенир
– «подарок
на память»).
С
точки зрения языковой нормы лексический
плеоназм, как правило, недопустим.
Некоторые плеонастические сочетания,
однако, закрепились в языке, например,
экспонат выставки (
экспонат
– «выставленный»)

Синонимы
слова,
различные по звучанию (написанию), но
близкие или тож­дественные по значению.
Большинство синонимов различается
либо оттенками смысла
(ср.: способный – талантливый –
гениальный
),
либо сферой употребле­ния и/или
экспрессивной окраской (ср.:
похитить – украсть – стащить
).

Тавтология
это
неоправданная избыточность выражения.
К тавтологии от­носят стечение в
одной фразе нескольких однокоренных
слов: проливной
ливень, сгруппировать в группы, нарисовать
рисунок
и
т.п. Тавтологичны
неправильные грамматические формы:
*более красивее (
можно:
красивее
или
более
красивый); *самый наилучший (
можно:
самый лучший
или
наилучший).

Соблюдение
лексических норм – важнейшее условие
точности речи и ее правильности
.

Задание
1.

Определите значение слова гололед в
стихотворении В. Высоц­кого. Как вы
считаете, является ли это значение
словарным? Как называется использованный
автором прием, связанный с употреблением
данного слова? Какую роль играет этот
прием в тексте? Зачем автор повторяет
слово голо­лед несколько раз?

Гололед
на земле, гололед,

Целый
год напролет гололед,

Будто
нет ни весны, ни лета.

Чем-то
скользким покрыта планета.

Люди,
падая, бьются об лед,

Гололед
на земле, гололед,

Целый
год напролет гололед.

Задание
2.
В
приведенном ниже фрагменте заполните
пропуски.

  1. … – человек,
    занимающийся выведением новых и
    улучшением существую­щих сортов
    растений.

  2. … – человек,
    организующий и пропагандирующий
    здоровый образ жизни.

  3. … – человек,
    занимающийся изучением культуры и
    истории народа.

  4. …– предприниматель,
    организатор производства, специалист
    по управле­нию, руководитель,
    администратор.

  5. … – человек,
    организующий постановку кинофильма
    или спектакля и осуще­ствляющий
    финансовый контроль над ней.

  6. … – лицо,
    выступающее посредником при заключении
    сделок на бирже.

Задание
3.
Закончите
начатые фразы подходящими словарными
словами из списка, ставя их в нужную
форму:

  1. Каждый
    из нас, склонных к роскоши и праздности,
    в душе немного … .

  2. Не
    только женщины, желающие освободиться
    от ограничений, зависимости и добиться
    равных прав, добиваются … .

  3. О
    литературном, музыкальном и ином
    творческом воровстве говорят … .

  4. О
    постепенном, но неуклонном ухудшении,
    разрушении говорят … .

  5. Исключительное
    право человека или организации – это
    … .

  6. Тех,
    кто стремится к отделению от целого,
    называют … .

Задание
4.
А.И.
Солженицын в своем «Словаре языкового
расширения», ос­нованном на Словаре
Даля, предлагает и возможное замещение
некоторых заим­ствованных слов
русскими. Догадайтесь, для каких
иностранных слов предла­гаются
следующие эквиваленты.
Образец:
Оплечье, наплечник – аксельбант

Супротень

…;
наймы, прокат,
кортома –
…; покачень,
коромысло –
…; баляс­ник, обнос – …; пустогруз,
огрузка – …

Задание
5.
Некоторые
существительные во множественном числе
приоб­ретают новое значение, например:
отход (отбытие) – отходы (остатки
ка­кого-либо производства); запрос
(требование) – запросы (потребности,
инте­ресы). Подберите несколько своих
примеров. В случае затруднения
обращай­тесь к словарю. Составьте с
данными словами предложения, где бы
реализова­лось точное значение слов.

Задание
6.
Пользуясь
толковым словарем, определите значение
слов ино­язычного происхождения.
Разбейте слова на тематические группы.
Напишите сочинение-миниатюру на одну
из тем.

Аншлаг,
аудитор, бартер, брифинг, вето, вернисаж,
генезис, демагогия, диви­денд, дисплей,
драйвер, инвестиция, конверсия, модем,
мониторинг, пейджер, презумпция,
привилегия, приоритет, резюме, рейтинг,
реноме, траст, толерант­ность, файл,
холдинг, экспансия.

Задание
7.
Выявите
различия в значении и употреблении
синонимов. Из данного списка выпишите
цифры, фиксирующие идеографические
синонимы (различающиеся оттенками
значения):

1)
возражать –
противоречить
– перечить – прекословить; 2) говорить
– лепе­тать – шептать; 3) лингвистика
– языкознание; 4) насмешливый –
иронический – саркастический; 5)
предсказание – прогноз; 6) скамья –
скамейка.

Задание
8.
Укажите
синонимы слова
умереть
в отрывке из
романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать
стульев».

― Умерла
Клавдия Ивановна, ― сообщил заказчик.

― Ну,
царство небесное, ― согласился Безенчук.

― Преставилась,
значит, старушка… Старушки, они всегда
преставля­ются… Или богу душу отдают,
― это смотря какая старушка. Ваша,
например, ма­ленькая и в теле, ― значит
преставилась. А, например, которая
покрупнее да по­худее – та, считается,
богу душу отдает…

― То
есть как это считается? У кого это
считается?

― У
нас и считается. У мастеров. Вот вы,
например, мужчина видный, возвы­шенного
роста, хотя и худой. Вы, считаетесь,
ежели, не дай бог, помрете, что в ящик
сыграли. А который человек торговый,
бывшей купеческой гильдии, тот, зна­чит,
приказал долго жить. А если кто чином
поменьше, дворник, например, или кто из
крестьян, про того говорят: перекинулся
или ноги протянул. Но самые могучие,
когда помирают, железнодорожные
кондуктора или из начальства кто, то
счита­ется, что дуба отдают. Так про
них и говорят: «А наш-то, слышал, дуба
дал».

Потрясенный
этой странной классификацией человеческих
смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

― Ну,
когда ты помрешь, как про тебя мастера
скажут?

― Я
человек маленький. Скажут: «гикнулся
Безенчук». А больше ничего не ска­жут.
– И строго добавил: ― Мне дуба дать или
сыграть в ящик – невозможно: у меня
комплекция мелкая.

Задание
9.
Прочитайте
словарные статьи и проанализируйте
синонимиче­ский ряд, предложенный в
них.

Чистый.
Незагрязненный
2. о поме­щении
одежде:

опрятный / о
белье
:
свежий / в
знач. сказ
.:
сверкает (или
блещет) чистотой 3. см.
неразбав­ленный 4. прозрачный 5. см.
пра­вильный 6. невинный 7. истый

Красный.
1. багровый,
багряный, алый, пунцовый, пурпурный,
пурпуровый, рдя­ный, огненный,
огневой, пламенный, ру­биновый,
коралловый, кровавый, кумачо­вый,
карминный, кармазинный, червон­ный
(уст.)

2.
см.
красивый

Белогвардейский,
белый

Белый

1.
молочный, белоснежный; лилей­ный
(уст. поэт.)
/ о неприятном
оттенке белого
:
белесый

2.
см.
бледный 3. см.
белогвардей­ский

Бледный

1.
бескровный, белый, восковой; зе­леный
(разг.)
/ о лице: землистый ◊ в знач. сказ.: без
кровинки в лице [бледный как полотно
(или как мел. Как смерть, как мертвец]

2.см.
неяркий 3. см.
невыразительный

Красивый,
прекрасный; хорошенький, миленький
(разг.);
казистый (уст.
и прост
.);
красный (народно-поэт.)
// о человеке,
лице
:
миловидный; интересный (разг.);
пригожий (прост.
и народно-поэт
.)/
неодобр.:
смазливый (разг.)
// о
неодушевленном предмете
:
живописный; благолепный (уст.
книжн
.)// в
знач. сказ
.:
(просто) загляденье (разг.)
/ о человеке:
хорош (или
недурен) (собой) / о
неоду­шевленном предмете
:
как игрушка [не налюбуешься, глаз не
оторвать (или
не отвести) от
кого-чего
]

А.
Составьте словосочетания или предложения
со словами из заданного ряда словарной
статьи.

Б.
Составьте словосочетания, открыв
скобки. Замените заглавное слово в
словосочетании на синоним, чтобы
выражение стало более точным,
вырази­тельным. В каких сочетаниях
это невозможно сделать? Ответ мотивируйте.

Белый
(бумага, парус, хлеб, гриб, вино, офицер,
человек, горячка, танец, стихи, билет,
день, простыня, лицо, шея, гора, снег);

Красный
(знамя, галстук, вино, армия, день угол,
девица, рыба, зверь, лес, за­кат, ягода,
бусы, ткань, краска, флот, книга, словцо,
цена, нить, дерево, товар, уголок, лицо);

Чистый
(воротничок, посуда, одежда, комната,
руки, душа, совесть, лицо, поле, небо,
тетрадь, работа, угол, золото, спирт,
воздух, речь, прибыль, вес, правда, вздор,
отставка, деньги).

В.
Найдите ошибки в выражениях, связанных
с неточным употреблением синонимов.

Эта
девочка оставила о себе красивое
впечатление. Ее щеки стали чистыми,
краска исчезла с лица, и она упала в
обморок. Я делаю чисто сердечное
призна­ние. Ее шея была чистой как у
лебедя. Красные люди сражались в
гражданскую с белыми. На свободу Андрей
вышел с белыми руками, красной душой и
чистой совестью. Не позабыты нами чистые
уральские виды спорта: морское троеборье,
охота на лис и парусный спорт.

Задание
10.
Подберите
к устаревшим словам синонимы, эквиваленты
в со­временном русском языке.

Очи,
чело, ланиты, взалкать, уста, перст,
брань, глаголет, льзя, зрачный, бра­добрей,
шуя, выя, влачился, десница, виждь,
внемли.

Задание
11.
Вставьте
вместо точек соответствующие синонимы
с общим значением «
приезжать»:
прикатить, притащиться, прилететь,
подъезжать, приехать, примчаться.

Между
тем стали … гости. … предводитель –
тонкое и хилое существо, чрез­вычайно
похожее на общипанную птицу. … офицеры
ближнего полка – люди все ловкие и
душистые. … на любительской тройке
хват-полковник из бывших гвар­дейских.
… в дряхлой карете, на костлявых одрах,
дряхлый, но тем не менее ав­тор
неудобочитаемой заграничной брошюры.
… сановник, недавно сдвинутый с позиции,
а потому и красный, как пион, щепетильный
и неподвижный, но чисто­плотный до
приторности и тупой как бревно (Эртель).

Задание
12.
Прочитайте
и проанализируйте антонимические пары
из сло­варя антонимов. Составьте
предложения, где бы правильно и полно
реализова­лось значение предложенных
антонимов.

СВЕ′ЖИЙ
– СОЛЁНЫЙ

Свежий
– не подвергшийся какой-либо обработке.

Соленый
– приготовленный впрок с солью, в
растворе соли.

СВЕ′ЖИЙ
– СТА′РЫЙ

Свежий
– не бывший в употреблении.

Старый
– давно находящийся в употреблении.

СВЕ′ЖИЙ
– СУШЁНЫЙ

Свежий
– не подвергшийся какой-либо обработке.

Сушеный
– подвергшийся сушке, приготовленный
посредством сушки, вяленья.

СВЕ′ЖИЙ
– ТЁПЛЫЙ

Свежий
– довольно холодный, прохладный.

Теплый
– с повышенной температурой воздуха;
без холодов.

СВЕ′ЖИЙ
– ТУ′ХЛЫЙ

Свежий
– только что полученный, не потерявший
своих естественных хороших качеств.

Тухлый
– загнивший и издающий дурной запах.

СВЕ′ЖИЙ
– УСТА′ЛЫЙ

Свежий
– не бывший в употреблении, еще не
применявшийся, не использованный.

Усталый
– ослабевший от продолжительной работы,
деятельности, движения, испытывающий
утомление, слабость.

СВЕ′ЖИЙ
– ЧЁРСТВЫЙ

Свежий
– недавно приготовленный, не потерявший
своих хороших качеств.

Черствый
– утративший мягкость, свежесть;
засохший затвердевший.

СВЕ′ЖИЙ
― ШАБЛО′ННЫЙ

Свежий
– впервые высказанный. Примененный;
оригинальный.

Шаблонный
– принятый за образец, которому все
подражают; банальный, избитый.

Задание
13.
Подберите
различные антонимы к многозначным
словам:

Мелкий
(бассейн, дождь); свежий (хлеб, журнал);
свободный (народ, стул, кос­тюм,
дыхание); тонкий (лед, порошок, работа);
чистый (пол, голос, воздух).

Задание
14.
Устраните
ошибки, связанные с немотивированным
использо­ванием слов, противоположных
по значению.

1.
Силясь побороть слабость, она шла
вперед. 2. Скромность взяла верх, и он
не вошел в комнату, а сошел вниз по
ступенькам. 3. Молодой человек вошел в
ком­нату, где сидел старый человек.
4. Отсутствует наличие стульев. 5. Скрытые
в земле ископаемые еще не открыты. 6.
Недостоверные факты должны нас
насто­раживать. 7. Он открыто признался
в том, что было скрыто от нас. 8. Бездействие
может привести к аварии, также как и
неправильное действие.

Задание
15.
Подберите
не менее 5 пословиц, в основе которых
лежит ан­тонимическая пара.

Задание
16.
Определите
значение омонимов. Составьте предложения
с ка­ждым из слов. За справкой
обращайтесь к словарю.

Завод¹
– завод², пара¹ – пара², править¹ –
править²; выдержка, занять, класс, мир,
нота, среда, точка, язык.

Задание
17.
Отгадайте
загадки, в основе которых лежит омонимия.

1.
У каких быков нет ни хвостов, ни рогов?
2. Какие кошки мышей не ловят? 3. В бою
рубят, а после боя развлекают? 4. Оружье,
фрукты, камни-самоцветы – одно названье
– разные предметы?

Задание
18.
В
предложенных высказываниях найдите
слова-паронимы, опре­делите их сущность
и функцию, которую они выполняют в
тексте. Дополните список своими примерами
(вспомните фрагменты из произведений
известных вам авторов или народные
поговорки со словами-паронимами).

1.
Мирская молва, что морская волна
(народная
мудрость)
.

2.
Сибиряки! Молва не врет, –

Хоть
с бору, с сосенки народ,

Хоть
сборный он, зато отборный (А.
Твардовский).

Задание
19.
Выделите
среди указанных пар слов: 1) синонимы;
2) паронимы; 3) грамматические варианты
слов; 4) стилистические варианты слов:

Лиса
– лисица, поиски – происки, жакет –
жакетка, человек – люди, строка –
строчка, экономический – экономичный,
избыток – излишек.

Задание
20
. Определите,
в каких словосочетаниях выделенные
слова – омо­нимы (А), а в каких – разные
значения многозначного слова (Б). Ответ
офор­мите в виде теста, указывая номер
предложения и соответствующую букву.

1.
Гранатовый

браслет – гранатовый
сок. 2. Магнитофонная лента
– лента
шоссе.
3. Заставить
мебелью –
заставить
выучить урок. 4. Перевести
текст – перевести
библиотеку в другое здание. 5. Желтый
лист
– больничный лист.
6. Найти
обрыв
в проводах – крутой обрыв.
7. Клубы
дыма – клубы
по интересам

Задание
21.
Составьте
словосочетания из данных паронимов и
слов, поме­щенных в скобках.

Плата
/ оплата
(перевода, за квартиру, за проезд,
векселя, счета, за страх);
поселок
/ проселок
(глинистый, пыльный, размытый, узкий,
рабочий, дачный, от­строенный);
восход
/ всход
(ранний, замедленный, гороха, дружный,
клевера, ут­ренний, красочный, луны,
солнечный);
тяжкий
/ тяжелый
(думы, жизнь, мешок);
мысленный
/ мыслимый
(решение, образ, подход, предмет);
выходить
/ сходить
(трамвай, лестница, троллейбус, поезд,
самолет, пароход);
одеть
/ надеть
(пер­чатки, куклу, пальто, ребенка,
платьице, невесту к венцу, сыну ботинки,
пид­жак);
вспрыснуть
/ впрыснуть
(лекарство, белье, цветы, жидкость).

Задание
22
. Определите
значение каждого из пары слов-паронимов.
Со­ставьте предложения, реализуя
правильное значение слов-паронимов в
контек­сте. Примеры паронимов:

Адресат
– адресант. Выборный – выборочный.
Гармонический – гармоничный.
Демократический – демократичный.
Добровольный – добровольческий.
Дружеский – дружественный. Духовный
– душевный. Историчный – исторический.
Комический – комичный. Критический –
критичный. Летальный – летательный.
Логический – логичный. Методический
– методичный. Невежа – невежда.
Нестерпимый – нетер­пимый. Опасный
– опасливый. Органический – органичный.
Персона – персонаж. Представить –
предоставить. Политический – политичный.
Понятливый – понят­ный. Представление
– предоставление. Реалистический –
реалистичный. Скрытый – скрытный.
Статус – статут. Тактичный – тактический.
Удачливый – удачный. Фак­тический –
фактичный.

Задание
23
.
Устраните в предложениях плеоназмы и
тавтологию.

1.
Рабочие вновь возобновили работу в
сентябре месяце. 2. Многие старые
интеллигенты после революции эмигрировали
за границу. 3. Эти успехи – следст­вие
улучшения агротехники возделывания
сельскохозяйственных культур. 4. Ему
мало на подготовку полчаса времени. 5.
Надо расширять кругозор знаний у
уча­щихся. 6. Новое кафе привлекает
своим внутренним интерьером. 7. Часами
стоят у окон пассажиры, любуясь пейзажем
местности, по которой мчится поезд. 8.
По­сле войны у этой женщины не осталось
личной семьи. 9. Всюду наблюдается
не­виданный и небывалый трудовой
подъем. 10. Состояние детского транспортного
травматизма в районе вызывает серьезную
тревогу.

Задание
24.
Какие
языковые явления послужили источником
словесной игры? Укажите каламбуры.

1.
На политической кухне не все котелки
варят. 2. Не по зубам чаще всего ока­зывается
пища для ума. 3. И первые ласточки способны
петь лебединые песни. 4. Самые здоровые
сердца у бессердечных. 5. Вначале охотятся
за сенсацией, а потом несут дичь.

6.
– Можно, я вас перебью?

– У
нас нет времени!

– Ничего,
у меня «Калашников».

7.
– Больной, лежите: вам необходим уход
врача!

– Вот
и уходите, и побыстрее!

Задание
25.
Укажите,
в каких случаях лексическая сочетаемость
нарушена намеренно и какие из приведенных
плеонастических словосочетаний
закрепи­лись в языке, а
какие
противоречат языковой норме.

Народная
демократия, экспонаты выставки,
букинистическая книга, свободная
вакансия, прейскурант цен, народный
фольклор, монументальный памятник,
габа­ритные размеры, реальная
действительность, практика работы,
частная собст­венность, ночная
серенада, пернатые птицы, три единственные
дочери, демоби­лизация из армии,
преобладающее большинство, жестикулировать
руками, оче­видное-невероятное.

Задание
26.
В
приведенных ниже высказываниях найдите
лексические ошибки, расположите их в
такой последовательности:

А.
Использование слова в несвойственном
ему значении.

Б.
Неудачный выбор слова или выражения
из синонимичного ряда.

В.
Неудачное использование антонимов.

Г.
Плеоназм.

Д.
Смешение паронимов.

Е.
Тавтология.

Ж.
Анахронизм.

Предложите
исправленные варианты.

1.
Редактор у нас демократический: ко всем
работникам одинаково уважи­тельно
относится. 2. На заводском дворе стояла
длинная кавалькада готовых к отправке
коробок с уникальным оборудованием.
3. Скромность взяла верх, и он не вошел
в комнату, а спустился вниз по ступенькам.
4. Саша еще до войны прибивал девочкам
отвалившиеся на дискотеке каблучки.
5. Дряхлость страшна не сама по себе,
страшно остаться одиноким. 6. Команда
уже второй год завоевывает в со­ревновании
первое место и призовой кубок. 7. В
результате очередного социаль­ного
эксперимента наши экономисты пришли
к неутешительным результатам.

Задание
27.
Найдите
соответствие типа ошибки и предложения,
в кото­ром она встречается. Например:
8 – А

А
– тавтология;

Б
– незнание значения слова;

В
– неоправданное употребление
эмоционально-окрашенной лексики;

Г
– нарушение логической сочетаемости
слов;

Д
– возникновение двусмысленности;

Е
– неоправданное использование
заимствованного слова;

Ж
– смешение паронимов.

  1. В
    прошлом году выдался неурожайный год.

  2. Самолеты
    значительно укоротили путь от Камчатки
    до Москвы.

  3. В
    последние годы в нашем обществе
    отмечается упадок речи.

  4. Мы
    каждый месяц платим абонементную плату
    за радиоточку.

  5. Мы
    просмотрели расчеты по установке
    нового генератора.

  6. Как
    показал отборочный турнир, финские
    спортсменки остаются самыми серьезными
    оппонентами нашим лыжницам.

Задание
28.
Речевые
ошибки допущены в предложениях:

1.
В душе Наташи Ростовой накапливается
противоречие к поведению Элен. 2. Научная
абстракция базируется только на
наблюдении и эксперименте. 3. Его
поведение навсегда стало басней во
языцех. 4. Серебряный век подарил нам
плеяду выдающихся мастеров художественного
слова. 5. Этих двоих нерадивых студенток
хорошо знали в деканате. 6. Сообщение о
случившемся на границе бы­стро стало
достоянием служб информации. 7. Перед
праздником магазин прово­дит распродажу
бытовой техники. 8. Сборник представил
страницы начинающим поэтам.

ГОРОДСКОЙ
ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 8 КЛАСС

1. Определите,
сколько раз каждый звук слова «тир» встречается в следующей фразе:

Жили-были старик со старухой.

3
балла

2. Вставьте
пропущенные буквы, раскройте скобки.

Почти (не)двигающаяся туча; (не)ожиданно
ок..залась у г..ризонта; бл..с(?)нула огне..ая нить; смеша..ый лес;
проб..рались (на)угад; мгнове..о оз..ряется; (не)решительный, но как(будто)
тр..вожный; пока ливень (не)пустился (во)всю.

3
балла

3. Правильно
определен способ образования слова:

1. подчеркивание – подчеркивать;

2. окаменелость – окаменеть;

3. сотрясение – трясти.

Прокомментируйте ошибки.

3
балла

4. Из
приведенных пар выпишите правильные словоформы:

Выйди – выйдь. Ляг – ляжь. Едь – поезжай.
Хочет – хочит. Промок – промокнул. Мурлычет – мырлыкает. Играя – играючи.
Двигает – движет.

Прокомментируйте варианты.

4
балла (6 баллов)

5. В каких
словах пишется буква -о-:

а) р..стение; б) отр..сль; в) р..сточек; г)
отв..рить дверь; д) отв..рить грибы; е) п..лить цветы; ж) солнцем п..лимы; з)
разг..рается; и) з..ря; к) прик..сается.

                                                                                                                                           
2 балла

6. Замените
заимствованные слова русскими синонимами:

антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал,
эпилог, имитация.

7
баллов

7. В
приведенных ниже высказываниях найдите лексические ошибки, предложите
исправленные варианты.

1. Художник написал портрет на холсте бумаги.
2. Силясь побороть слабость, девушка продвигалась вперед. 3. Советские солдаты
прославились еще в Куликовской, Бородинской и Сталинградской битвах. 4. Ребята
жили в одном доме, но на различных этажах.

4
балла

8. Продолжите
фразеологизмы, вставив названия животных.

1. Голоден как… 2. Хитер как… 3. Труслив как…
4. Здоров как… 5. Изворотлив как…

6. Надут как… 7. Нем как… 8. Грязен как… 9.
Упрям как… 10. Болтлив как…

5
баллов

 9. Найдите обобщающее понятия
слово, которое синонимично обоим приведенным вариантам.

мелодия (…) побудительная причина

выучить (…) сословие

несложный (…) вынужденное бездействие

созревать (…) исполнить песню

инструмент (…) поглощение жидкости (прошедшее
время)

5
баллов

10. К каким
частям речи относятся слова:

пять, пятеро, пятый, пятерка, пятак, впятером,
в-пятых, пятиэтажный.

4 балла

11. Найдите
«лишнее». Прокомментируйте.

Небо чисто. Солнце ласково. В комнате светло.
Утро солнечно.

2
балла

12. Правильно
определены морфологические признаки слова в предложении:

1. Глухим темным вечером ( сущ., нариц.,
неодуш., м.р.,
II скл., в тв. п., ед. ч.) в дом кто-то
постучал.

2. Редко перекликались (несов. в., переход., I
спр., в изъяв. накл., мн. ч.) птицы.

3. впереди стояла коленом изогнутая ( прич.,
страд., прош. вр., сов. в., в им. п., ед. ч., ж.р.) береза.

Прокомментируйте  ошибки.

3
балла

13. Из
приведенных ниже высказываний выпишите все словосочетания. Определите тип
связи.

1. Все журналы. 2. Мороз и солнце. 3.
Александр Блок. 4. Отчетливо вижу.

5. Изысканная обстановка. 6. Брат и сестра.
7.Ворон – птица зловещая. 8. Симфония пробуждения.

4
балла

 14. Найдите ошибки в употреблении
деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1. Как приятно знать, что, придя домой после
школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2.Прочитав о боях, мне сразу же представилась
вся эта картина.

3. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не
прекращался.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его
привели к царю.

4
балла

15. Отредактируйте
отрывок из сочинения ученика, избегая повторов и смыслового однообразия
предложений
.

 Мой родной город – Москва. Москва – очень
древний город. Москва была основана в
XII веке.
Основателем Москвы был русский князь Юрий Долгорукий. В Москве стоит памятник
Юрию Долгорукому. Памятник стоит в центре Москвы.

5
баллов

Максимальное количество баллов: 60.

КЛЮЧИ (РУССКИЙ
ЯЗЫК, 8 КЛАСС)

1. [т’] – ни разу, [и] – 3 раза, [р] – 1 раз.

2. Почти не двигающаяся туча; неожиданно
оказалась у горизонта; блеснула огненная нить; смешанный лес; пробирались
наугад; мгновенно озаряется; нерешительный, но как будто тревожный; пока ливень
не пустился вовсю.

3. 1; окаменелость от окаменелый; сотрясение
от сотрясти.

4. Выйди, ляг, поезжай, хочет, промок,
мурлычет, играя, двигает ( промокнул – зависит от ударения; играючи – наречие,
допускается – движет: за эти объяснения добавить 2 балла).

5. в, г, е, з.

6. Перерыв, положение, призыв, предназначение,
конец, послесловие, подражание.

7. мотив, знать, простой, спеть, пила. 

8. Холсте – листе, силясь – стараясь,
советские солдаты – русские воины, различных – разных

9. 1. волк 2. лиса 3. заяц 4. бык 5. уж 6.
индюк 7. рыба 8. свинья 9. осел 10. сорока.

10. числ. кол., числ. собир., числ. поряд.,
сущ., сущ., нареч., нареч., прил.

11. В комнате светло. Не краткая форма прил.,
а слово категории состояния.

12. 1, 3; глагол, неперех., в прош. вр.

13. 1. – согласование, 4 – примыкание, 5 –
согласование,  8 – управление.

ГОРОДСКОЙ
ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 8 КЛАСС

1. Какие
литературные жанры соответствуют данным определениям?

А. Лирическое
стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека,
проникнутые настроением грусти. Наиболее распространенная тема – созерцание
природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни.

Б. История жизни
человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя, этап
жизни героя представлен в ряде эпизодов; достаточное количество событий и
действующих лиц; часто отмечается хронологическое развитие сюжета и
соответствующая композиция.

В. Стихотворение
восторженного характера (торжественное) в честь какого-либо лица или события.

Г. Разновидность
драматического произведения, в основе – осмеяние общественного и человеческого
несовершенства, противоречие (несоответствие) реального и воображаемого,
истинного и мнимого, прекрасного и безобразного.

Д. Крупное стихотворное
произведение с сюжетно-повествовательной организацией; многочастное
произведение, в котором соединены эпическое и лирическое начала; повествование
об исторических событиях и событиях жизни героя раскрывается через восприятие и
оценку повествователя.

5
баллов

2. Каким
художественным приемам и средствам соответствуют следующие определения?

А. Форма
поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений с
целью выяснить отличительные черты одного из них при помощи другого.

Б. Изображение
неодушевленных предметов одушевленными, при котором они наделяются свойствами
живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

В.
Противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов,
создающее эффект резкого контраста.

Г. Чрезмерное
преувеличение; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении
событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления.

Д. Нарушение
общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы,
придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в
предложении; часто встречается в поэтической речи.

5
баллов

3. Определите образное средство:

А. ветерок чуть дотрагивался до щек;

Б. мать, как степная чайка, вилась над детьми
своими;

В. звонкое ржание;

Г. русский характер получил здесь могучий,
широкий размах, дюжую наружность.

4
балла 

4. Определите
жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены, докажите свое
мнение, опираясь на знание особенностей каждого жанра.

А. Голодная Лисица
заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не
могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».

     Иной не может
сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Б. Не сырой дуб к земле клонится,

    Не бумажные листочки расстилаются, —

    Расстилается сын перед батюшкой,

    Он  и просит себе благословеньица:

    «Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

    Дай ты мне свое благословеньице,

    Я поеду в славный стольный Киев-град,

    Помолиться чудотворцам киевским,

    Заложиться за князя Владимира,

    Послужить ему верою-правдою,

    Постоять за веру христианскую»

В. Любишь кататься, люби и саночки возить.

Г. Дам тебе я на дорогу

               Образок святой;

    Ты его, моляся Богу,

                Ставь перед собой;

    Да готовясь в бой опасный

                Помни мать свою…

    Спи, младенец мой прекрасный,

                Баюшки-баю.

Д. Спустя некоторое
время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был
принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять
престол митрополии Российской.

5 – 15
баллов

5. Назовите
героя, чья гибель описана в отрывке, автора и произведение.

Ни крика, ни стону
не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости,
когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы…  

  3
балла                                                                                             

6. Соедините
героев одного произведения, укажите его название.

1. Хрюкин                                   
А. Караколь

2.Феврония                                  Б.
Кирибеевич

3. Андрий                                    
В. Пантагрюэль

4. Степан Парамонович              Г. Митиль

5. Мисс Жаксон                           Д.
Петр

6. Дубровский                              Е.
Соловей-разбойник

7. Вероника                                 
Ж. Лиза Муромская

8. Гаргантюа                                
З. Очумелов

9. Тильтиль                                  
И. Орина Егоровна Бузырева

10. Илья Муромец                        К.
Кукубенко   

10
баллов                                           

7. Расположите
в хронологическом порядке:

А.   М.Ю.Лермонтов «Беглец»;

Б.    К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»;

В.   А.С.Пушкин «Кавказский пленник»;

Г.   Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»;

Д.   С.А.Есенин «Береза»;

Е.   Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и
Февронии».                                      

6
баллов

8. Соотнесите
фамилии писателей и даты их жизни:

1. С.А.Есенин                                     А.
1494 – 1553

2. В.Ю. Драгунский                          
Б. 1799 – 1837

3. М.Ю.Лермонтов                            
В. 1814 – 1841

4.
Л.Н.Толстой                                    Г. 1828 – 1910

5. А.С.Пушкин                                    Д.
1895 – 1925

6.
Ф.Рабле                                            Е. 1913 – 1972  

6
баллов

9. Соотнесите
название произведения и его жанр:

1. Жизнь и подвиги Геракла                                     А.
былина

2. «Няне»
А.С.Пушкина                                             Б. роман

3. «Вересковый мед»
Р.Стивенсона                          В. сказка

4. «Богатырское
слово»                                              Г. очерк

5. «Дубровский»
А.С.Пушкина                                 Д. сага

6. «Черная курица…»
А.Погорельского                   Е. повесть

7. «Угон быка из
Куалнге»                                        Ж. рассказ

8. «Дары волхвов»
О.Генри                                       З. стихотворение

9. «Выстрел»
А.С.Пушкина                                       И. баллада

10. «Тень»
Е.Л.Шварца                                              К. пьеса

11. «Бежин луг»
И.С.Тургенева                                Л. миф       

11 баллов                    

10. Из
стихотворения Ольги Берггольц выпишите метафорические выражения. Объясните их
значения.

              Перешагнув порог высокий,

              остановилась у ворот.

              Июльский вечер светлоокий

              спускался медленно с высот.

              И невский ветер, милый, зримый,

              летел с мостов, гремя, смеясь…

              Но столько раз мне это снилось,

              что не обрадовалась я.

              Я не упала тут же рядом

              в слезах отважных и живых,-

              лишь обвела усталым взглядом

              унылый камень мостовых.

              О, грозный вечер возвращенья,

              когда спаленная дотла,

              душа моя не приняла

              ни мира, ни освобожденья…

5 — 10
баллов

Максимальное количество баллов: 75.

КЛЮЧИ
(ЛИТЕРАТУРА, 8 КЛАСС)

1. А. элегия, Б.
повесть, В. ода,  Г. комедия, Д. поэма

2. А. сравнение, Б.
олицетворение, В. антитеза, Г. гипербола, Д. инверсия

3. А. О (М)    Б. С (М)     В. Э     Г. М

4. А. басня (герой-животное, иносказание, мораль)

    Б. былина
(сюжет, Киев-град, князь Владимир, отсутствие рифмы, наличие ритма (речитатив),
устаревшие слова, уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы).

    В. пословица
(краткость, мудрость, иносказание)

    Г. колыбельная
(припевка (баюшки-баю), ритмичность, мелодичность, благословление матери)

    Д. житие
(сюжет, герои, терминология, устаревшие слова, понятие «всем миром»)

по 3 балла за
наиболее полный комментарий.

5. Остап Бульба, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

6.1З «Хамелеон»; 
2Д «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;

3К «Тарас Бульба»;  4Б «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

5Ж «Барышня-крестьянка»;  6И «Дубровский»; 7А
«Город Мастеров»;

8В «Гаргантюа и Пантагрюэль»;  9Г «Синяя
птица»;

10Е «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

7.  Е В А Г Д Б 

8.  1Д  2Е  3В 
4Г  5 Б  6 А

9. 1Л  2З  3И  4А 
5Б  6В  7Д  8Ж  9Е  10К  11Г

10. Июльский вечер
светлоокий

      спускался медленно с высот.

     И невский ветер, милый, зримый,

     летел с мостов, гремя, смеясь…

    Я не упала тут же рядом

     в слезах отважных и живых…

    унылый камень мостовых

    когда спаленная дотла,

    душа моя не приняла

    ни мира, ни освобожденья…

по 2 балла при наличии объяснения.

Справка.
Лексические
нормы

(нормы
словоупотребления
)
― это 1)
пра­вильность выбора слова из ряда
единиц, близких ему по значению или по
форме; 2) употребление его в тех значениях,
которые оно имеет в языке; 3) уместность
его использования в той или иной
коммуникативной ситуации в общепринятых
в языке сочетаниях.

Антонимы
слова с
противоположным значением.

Омонимы
слова,
которые совпадают по звучанию (написанию),
но имеют разный смысл. Возможность
употребления омонимов в одном и том же
контексте создает двусмысленность.

Паронимы
близкие,
но не тождественные по звучанию
однокоренные слова с ударением на одном
и том же слоге, относимые к одной
грамматической катего­рии.
Примеры
паронимов:
адресат – адресант, гармонический –
гармоничный, выборный – выборочный,
дружеский – дружественный, описка –
отписка, осво­ить – усвоить,
представление – предоставление,
эффективный – эффектный.

Полисемия
многозначность.
Большая часть слов в русском языке –
слова многозначные. Значения многозначного
слова реализуются в разных контекстах.

Плеоназм
смысловая
избыточность сочетания слов или сложного
слова, ко­гда составные части значат
одно и то же или содержат один и тот же
смысловой компонент; например:
*памятный сувенир (
сувенир
– «подарок
на память»).
С
точки зрения языковой нормы лексический
плеоназм, как правило, недопустим.
Некоторые плеонастические сочетания,
однако, закрепились в языке, например,
экспонат выставки (
экспонат
– «выставленный»)

Синонимы
слова,
различные по звучанию (написанию), но
близкие или тож­дественные по значению.
Большинство синонимов различается
либо оттенками смысла
(ср.: способный – талантливый –
гениальный
),
либо сферой употребле­ния и/или
экспрессивной окраской (ср.:
похитить – украсть – стащить
).

Тавтология
это
неоправданная избыточность выражения.
К тавтологии от­носят стечение в
одной фразе нескольких однокоренных
слов: проливной
ливень, сгруппировать в группы, нарисовать
рисунок
и
т.п. Тавтологичны
неправильные грамматические формы:
*более красивее (
можно:
красивее
или
более
красивый); *самый наилучший (
можно:
самый лучший
или
наилучший).

Соблюдение
лексических норм – важнейшее условие
точности речи и ее правильности
.

Задание
1.

Определите значение слова гололед в
стихотворении В. Высоц­кого. Как вы
считаете, является ли это значение
словарным? Как называется использованный
автором прием, связанный с употреблением
данного слова? Какую роль играет этот
прием в тексте? Зачем автор повторяет
слово голо­лед несколько раз?

Гололед
на земле, гололед,

Целый
год напролет гололед,

Будто
нет ни весны, ни лета.

Чем-то
скользким покрыта планета.

Люди,
падая, бьются об лед,

Гололед
на земле, гололед,

Целый
год напролет гололед.

Задание
2.
В
приведенном ниже фрагменте заполните
пропуски.

  1. … – человек,
    занимающийся выведением новых и
    улучшением существую­щих сортов
    растений.

  2. … – человек,
    организующий и пропагандирующий
    здоровый образ жизни.

  3. … – человек,
    занимающийся изучением культуры и
    истории народа.

  4. …– предприниматель,
    организатор производства, специалист
    по управле­нию, руководитель,
    администратор.

  5. … – человек,
    организующий постановку кинофильма
    или спектакля и осуще­ствляющий
    финансовый контроль над ней.

  6. … – лицо,
    выступающее посредником при заключении
    сделок на бирже.

Задание
3.
Закончите
начатые фразы подходящими словарными
словами из списка, ставя их в нужную
форму:

  1. Каждый
    из нас, склонных к роскоши и праздности,
    в душе немного … .

  2. Не
    только женщины, желающие освободиться
    от ограничений, зависимости и добиться
    равных прав, добиваются … .

  3. О
    литературном, музыкальном и ином
    творческом воровстве говорят … .

  4. О
    постепенном, но неуклонном ухудшении,
    разрушении говорят … .

  5. Исключительное
    право человека или организации – это
    … .

  6. Тех,
    кто стремится к отделению от целого,
    называют … .

Задание
4.
А.И.
Солженицын в своем «Словаре языкового
расширения», ос­нованном на Словаре
Даля, предлагает и возможное замещение
некоторых заим­ствованных слов
русскими. Догадайтесь, для каких
иностранных слов предла­гаются
следующие эквиваленты.
Образец:
Оплечье, наплечник – аксельбант

Супротень

…;
наймы, прокат,
кортома –
…; покачень,
коромысло –
…; баляс­ник, обнос – …; пустогруз,
огрузка – …

Задание
5.
Некоторые
существительные во множественном числе
приоб­ретают новое значение, например:
отход (отбытие) – отходы (остатки
ка­кого-либо производства); запрос
(требование) – запросы (потребности,
инте­ресы). Подберите несколько своих
примеров. В случае затруднения
обращай­тесь к словарю. Составьте с
данными словами предложения, где бы
реализова­лось точное значение слов.

Задание
6.
Пользуясь
толковым словарем, определите значение
слов ино­язычного происхождения.
Разбейте слова на тематические группы.
Напишите сочинение-миниатюру на одну
из тем.

Аншлаг,
аудитор, бартер, брифинг, вето, вернисаж,
генезис, демагогия, диви­денд, дисплей,
драйвер, инвестиция, конверсия, модем,
мониторинг, пейджер, презумпция,
привилегия, приоритет, резюме, рейтинг,
реноме, траст, толерант­ность, файл,
холдинг, экспансия.

Задание
7.
Выявите
различия в значении и употреблении
синонимов. Из данного списка выпишите
цифры, фиксирующие идеографические
синонимы (различающиеся оттенками
значения):

1)
возражать –
противоречить
– перечить – прекословить; 2) говорить
– лепе­тать – шептать; 3) лингвистика
– языкознание; 4) насмешливый –
иронический – саркастический; 5)
предсказание – прогноз; 6) скамья –
скамейка.

Задание
8.
Укажите
синонимы слова
умереть
в отрывке из
романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать
стульев».

― Умерла
Клавдия Ивановна, ― сообщил заказчик.

― Ну,
царство небесное, ― согласился Безенчук.

― Преставилась,
значит, старушка… Старушки, они всегда
преставля­ются… Или богу душу отдают,
― это смотря какая старушка. Ваша,
например, ма­ленькая и в теле, ― значит
преставилась. А, например, которая
покрупнее да по­худее – та, считается,
богу душу отдает…

― То
есть как это считается? У кого это
считается?

― У
нас и считается. У мастеров. Вот вы,
например, мужчина видный, возвы­шенного
роста, хотя и худой. Вы, считаетесь,
ежели, не дай бог, помрете, что в ящик
сыграли. А который человек торговый,
бывшей купеческой гильдии, тот, зна­чит,
приказал долго жить. А если кто чином
поменьше, дворник, например, или кто из
крестьян, про того говорят: перекинулся
или ноги протянул. Но самые могучие,
когда помирают, железнодорожные
кондуктора или из начальства кто, то
счита­ется, что дуба отдают. Так про
них и говорят: «А наш-то, слышал, дуба
дал».

Потрясенный
этой странной классификацией человеческих
смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

― Ну,
когда ты помрешь, как про тебя мастера
скажут?

― Я
человек маленький. Скажут: «гикнулся
Безенчук». А больше ничего не ска­жут.
– И строго добавил: ― Мне дуба дать или
сыграть в ящик – невозможно: у меня
комплекция мелкая.

Задание
9.
Прочитайте
словарные статьи и проанализируйте
синонимиче­ский ряд, предложенный в
них.

Чистый.
Незагрязненный
2. о поме­щении
одежде:

опрятный / о
белье
:
свежий / в
знач. сказ
.:
сверкает (или
блещет) чистотой 3. см.
неразбав­ленный 4. прозрачный 5. см.
пра­вильный 6. невинный 7. истый

Красный.
1. багровый,
багряный, алый, пунцовый, пурпурный,
пурпуровый, рдя­ный, огненный,
огневой, пламенный, ру­биновый,
коралловый, кровавый, кумачо­вый,
карминный, кармазинный, червон­ный
(уст.)

2.
см.
красивый

Белогвардейский,
белый

Белый

1.
молочный, белоснежный; лилей­ный
(уст. поэт.)
/ о неприятном
оттенке белого
:
белесый

2.
см.
бледный 3. см.
белогвардей­ский

Бледный

1.
бескровный, белый, восковой; зе­леный
(разг.)
/ о лице: землистый ◊ в знач. сказ.: без
кровинки в лице [бледный как полотно
(или как мел. Как смерть, как мертвец]

2.см.
неяркий 3. см.
невыразительный

Красивый,
прекрасный; хорошенький, миленький
(разг.);
казистый (уст.
и прост
.);
красный (народно-поэт.)
// о человеке,
лице
:
миловидный; интересный (разг.);
пригожий (прост.
и народно-поэт
.)/
неодобр.:
смазливый (разг.)
// о
неодушевленном предмете
:
живописный; благолепный (уст.
книжн
.)// в
знач. сказ
.:
(просто) загляденье (разг.)
/ о человеке:
хорош (или
недурен) (собой) / о
неоду­шевленном предмете
:
как игрушка [не налюбуешься, глаз не
оторвать (или
не отвести) от
кого-чего
]

А.
Составьте словосочетания или предложения
со словами из заданного ряда словарной
статьи.

Б.
Составьте словосочетания, открыв
скобки. Замените заглавное слово в
словосочетании на синоним, чтобы
выражение стало более точным,
вырази­тельным. В каких сочетаниях
это невозможно сделать? Ответ мотивируйте.

Белый
(бумага, парус, хлеб, гриб, вино, офицер,
человек, горячка, танец, стихи, билет,
день, простыня, лицо, шея, гора, снег);

Красный
(знамя, галстук, вино, армия, день угол,
девица, рыба, зверь, лес, за­кат, ягода,
бусы, ткань, краска, флот, книга, словцо,
цена, нить, дерево, товар, уголок, лицо);

Чистый
(воротничок, посуда, одежда, комната,
руки, душа, совесть, лицо, поле, небо,
тетрадь, работа, угол, золото, спирт,
воздух, речь, прибыль, вес, правда, вздор,
отставка, деньги).

В.
Найдите ошибки в выражениях, связанных
с неточным употреблением синонимов.

Эта
девочка оставила о себе красивое
впечатление. Ее щеки стали чистыми,
краска исчезла с лица, и она упала в
обморок. Я делаю чисто сердечное
призна­ние. Ее шея была чистой как у
лебедя. Красные люди сражались в
гражданскую с белыми. На свободу Андрей
вышел с белыми руками, красной душой и
чистой совестью. Не позабыты нами чистые
уральские виды спорта: морское троеборье,
охота на лис и парусный спорт.

Задание
10.
Подберите
к устаревшим словам синонимы, эквиваленты
в со­временном русском языке.

Очи,
чело, ланиты, взалкать, уста, перст,
брань, глаголет, льзя, зрачный, бра­добрей,
шуя, выя, влачился, десница, виждь,
внемли.

Задание
11.
Вставьте
вместо точек соответствующие синонимы
с общим значением «
приезжать»:
прикатить, притащиться, прилететь,
подъезжать, приехать, примчаться.

Между
тем стали … гости. … предводитель –
тонкое и хилое существо, чрез­вычайно
похожее на общипанную птицу. … офицеры
ближнего полка – люди все ловкие и
душистые. … на любительской тройке
хват-полковник из бывших гвар­дейских.
… в дряхлой карете, на костлявых одрах,
дряхлый, но тем не менее ав­тор
неудобочитаемой заграничной брошюры.
… сановник, недавно сдвинутый с позиции,
а потому и красный, как пион, щепетильный
и неподвижный, но чисто­плотный до
приторности и тупой как бревно (Эртель).

Задание
12.
Прочитайте
и проанализируйте антонимические пары
из сло­варя антонимов. Составьте
предложения, где бы правильно и полно
реализова­лось значение предложенных
антонимов.

СВЕ′ЖИЙ
– СОЛЁНЫЙ

Свежий
– не подвергшийся какой-либо обработке.

Соленый
– приготовленный впрок с солью, в
растворе соли.

СВЕ′ЖИЙ
– СТА′РЫЙ

Свежий
– не бывший в употреблении.

Старый
– давно находящийся в употреблении.

СВЕ′ЖИЙ
– СУШЁНЫЙ

Свежий
– не подвергшийся какой-либо обработке.

Сушеный
– подвергшийся сушке, приготовленный
посредством сушки, вяленья.

СВЕ′ЖИЙ
– ТЁПЛЫЙ

Свежий
– довольно холодный, прохладный.

Теплый
– с повышенной температурой воздуха;
без холодов.

СВЕ′ЖИЙ
– ТУ′ХЛЫЙ

Свежий
– только что полученный, не потерявший
своих естественных хороших качеств.

Тухлый
– загнивший и издающий дурной запах.

СВЕ′ЖИЙ
– УСТА′ЛЫЙ

Свежий
– не бывший в употреблении, еще не
применявшийся, не использованный.

Усталый
– ослабевший от продолжительной работы,
деятельности, движения, испытывающий
утомление, слабость.

СВЕ′ЖИЙ
– ЧЁРСТВЫЙ

Свежий
– недавно приготовленный, не потерявший
своих хороших качеств.

Черствый
– утративший мягкость, свежесть;
засохший затвердевший.

СВЕ′ЖИЙ
― ШАБЛО′ННЫЙ

Свежий
– впервые высказанный. Примененный;
оригинальный.

Шаблонный
– принятый за образец, которому все
подражают; банальный, избитый.

Задание
13.
Подберите
различные антонимы к многозначным
словам:

Мелкий
(бассейн, дождь); свежий (хлеб, журнал);
свободный (народ, стул, кос­тюм,
дыхание); тонкий (лед, порошок, работа);
чистый (пол, голос, воздух).

Задание
14.
Устраните
ошибки, связанные с немотивированным
использо­ванием слов, противоположных
по значению.

1.
Силясь побороть слабость, она шла
вперед. 2. Скромность взяла верх, и он
не вошел в комнату, а сошел вниз по
ступенькам. 3. Молодой человек вошел в
ком­нату, где сидел старый человек.
4. Отсутствует наличие стульев. 5. Скрытые
в земле ископаемые еще не открыты. 6.
Недостоверные факты должны нас
насто­раживать. 7. Он открыто признался
в том, что было скрыто от нас. 8. Бездействие
может привести к аварии, также как и
неправильное действие.

Задание
15.
Подберите
не менее 5 пословиц, в основе которых
лежит ан­тонимическая пара.

Задание
16.
Определите
значение омонимов. Составьте предложения
с ка­ждым из слов. За справкой
обращайтесь к словарю.

Завод¹
– завод², пара¹ – пара², править¹ –
править²; выдержка, занять, класс, мир,
нота, среда, точка, язык.

Задание
17.
Отгадайте
загадки, в основе которых лежит омонимия.

1.
У каких быков нет ни хвостов, ни рогов?
2. Какие кошки мышей не ловят? 3. В бою
рубят, а после боя развлекают? 4. Оружье,
фрукты, камни-самоцветы – одно названье
– разные предметы?

Задание
18.
В
предложенных высказываниях найдите
слова-паронимы, опре­делите их сущность
и функцию, которую они выполняют в
тексте. Дополните список своими примерами
(вспомните фрагменты из произведений
известных вам авторов или народные
поговорки со словами-паронимами).

1.
Мирская молва, что морская волна
(народная
мудрость)
.

2.
Сибиряки! Молва не врет, –

Хоть
с бору, с сосенки народ,

Хоть
сборный он, зато отборный (А.
Твардовский).

Задание
19.
Выделите
среди указанных пар слов: 1) синонимы;
2) паронимы; 3) грамматические варианты
слов; 4) стилистические варианты слов:

Лиса
– лисица, поиски – происки, жакет –
жакетка, человек – люди, строка –
строчка, экономический – экономичный,
избыток – излишек.

Задание
20
. Определите,
в каких словосочетаниях выделенные
слова – омо­нимы (А), а в каких – разные
значения многозначного слова (Б). Ответ
офор­мите в виде теста, указывая номер
предложения и соответствующую букву.

1.
Гранатовый

браслет – гранатовый
сок. 2. Магнитофонная лента
– лента
шоссе.
3. Заставить
мебелью –
заставить
выучить урок. 4. Перевести
текст – перевести
библиотеку в другое здание. 5. Желтый
лист
– больничный лист.
6. Найти
обрыв
в проводах – крутой обрыв.
7. Клубы
дыма – клубы
по интересам

Задание
21.
Составьте
словосочетания из данных паронимов и
слов, поме­щенных в скобках.

Плата
/ оплата
(перевода, за квартиру, за проезд,
векселя, счета, за страх);
поселок
/ проселок
(глинистый, пыльный, размытый, узкий,
рабочий, дачный, от­строенный);
восход
/ всход
(ранний, замедленный, гороха, дружный,
клевера, ут­ренний, красочный, луны,
солнечный);
тяжкий
/ тяжелый
(думы, жизнь, мешок);
мысленный
/ мыслимый
(решение, образ, подход, предмет);
выходить
/ сходить
(трамвай, лестница, троллейбус, поезд,
самолет, пароход);
одеть
/ надеть
(пер­чатки, куклу, пальто, ребенка,
платьице, невесту к венцу, сыну ботинки,
пид­жак);
вспрыснуть
/ впрыснуть
(лекарство, белье, цветы, жидкость).

Задание
22
. Определите
значение каждого из пары слов-паронимов.
Со­ставьте предложения, реализуя
правильное значение слов-паронимов в
контек­сте. Примеры паронимов:

Адресат
– адресант. Выборный – выборочный.
Гармонический – гармоничный.
Демократический – демократичный.
Добровольный – добровольческий.
Дружеский – дружественный. Духовный
– душевный. Историчный – исторический.
Комический – комичный. Критический –
критичный. Летальный – летательный.
Логический – логичный. Методический
– методичный. Невежа – невежда.
Нестерпимый – нетер­пимый. Опасный
– опасливый. Органический – органичный.
Персона – персонаж. Представить –
предоставить. Политический – политичный.
Понятливый – понят­ный. Представление
– предоставление. Реалистический –
реалистичный. Скрытый – скрытный.
Статус – статут. Тактичный – тактический.
Удачливый – удачный. Фак­тический –
фактичный.

Задание
23
.
Устраните в предложениях плеоназмы и
тавтологию.

1.
Рабочие вновь возобновили работу в
сентябре месяце. 2. Многие старые
интеллигенты после революции эмигрировали
за границу. 3. Эти успехи – следст­вие
улучшения агротехники возделывания
сельскохозяйственных культур. 4. Ему
мало на подготовку полчаса времени. 5.
Надо расширять кругозор знаний у
уча­щихся. 6. Новое кафе привлекает
своим внутренним интерьером. 7. Часами
стоят у окон пассажиры, любуясь пейзажем
местности, по которой мчится поезд. 8.
По­сле войны у этой женщины не осталось
личной семьи. 9. Всюду наблюдается
не­виданный и небывалый трудовой
подъем. 10. Состояние детского транспортного
травматизма в районе вызывает серьезную
тревогу.

Задание
24.
Какие
языковые явления послужили источником
словесной игры? Укажите каламбуры.

1.
На политической кухне не все котелки
варят. 2. Не по зубам чаще всего ока­зывается
пища для ума. 3. И первые ласточки способны
петь лебединые песни. 4. Самые здоровые
сердца у бессердечных. 5. Вначале охотятся
за сенсацией, а потом несут дичь.

6.
– Можно, я вас перебью?

– У
нас нет времени!

– Ничего,
у меня «Калашников».

7.
– Больной, лежите: вам необходим уход
врача!

– Вот
и уходите, и побыстрее!

Задание
25.
Укажите,
в каких случаях лексическая сочетаемость
нарушена намеренно и какие из приведенных
плеонастических словосочетаний
закрепи­лись в языке, а
какие
противоречат языковой норме.

Народная
демократия, экспонаты выставки,
букинистическая книга, свободная
вакансия, прейскурант цен, народный
фольклор, монументальный памятник,
габа­ритные размеры, реальная
действительность, практика работы,
частная собст­венность, ночная
серенада, пернатые птицы, три единственные
дочери, демоби­лизация из армии,
преобладающее большинство, жестикулировать
руками, оче­видное-невероятное.

Задание
26.
В
приведенных ниже высказываниях найдите
лексические ошибки, расположите их в
такой последовательности:

А.
Использование слова в несвойственном
ему значении.

Б.
Неудачный выбор слова или выражения
из синонимичного ряда.

В.
Неудачное использование антонимов.

Г.
Плеоназм.

Д.
Смешение паронимов.

Е.
Тавтология.

Ж.
Анахронизм.

Предложите
исправленные варианты.

1.
Редактор у нас демократический: ко всем
работникам одинаково уважи­тельно
относится. 2. На заводском дворе стояла
длинная кавалькада готовых к отправке
коробок с уникальным оборудованием.
3. Скромность взяла верх, и он не вошел
в комнату, а спустился вниз по ступенькам.
4. Саша еще до войны прибивал девочкам
отвалившиеся на дискотеке каблучки.
5. Дряхлость страшна не сама по себе,
страшно остаться одиноким. 6. Команда
уже второй год завоевывает в со­ревновании
первое место и призовой кубок. 7. В
результате очередного социаль­ного
эксперимента наши экономисты пришли
к неутешительным результатам.

Задание
27.
Найдите
соответствие типа ошибки и предложения,
в кото­ром она встречается. Например:
8 – А

А
– тавтология;

Б
– незнание значения слова;

В
– неоправданное употребление
эмоционально-окрашенной лексики;

Г
– нарушение логической сочетаемости
слов;

Д
– возникновение двусмысленности;

Е
– неоправданное использование
заимствованного слова;

Ж
– смешение паронимов.

  1. В
    прошлом году выдался неурожайный год.

  2. Самолеты
    значительно укоротили путь от Камчатки
    до Москвы.

  3. В
    последние годы в нашем обществе
    отмечается упадок речи.

  4. Мы
    каждый месяц платим абонементную плату
    за радиоточку.

  5. Мы
    просмотрели расчеты по установке
    нового генератора.

  6. Как
    показал отборочный турнир, финские
    спортсменки остаются самыми серьезными
    оппонентами нашим лыжницам.

Задание
28.
Речевые
ошибки допущены в предложениях:

1.
В душе Наташи Ростовой накапливается
противоречие к поведению Элен. 2. Научная
абстракция базируется только на
наблюдении и эксперименте. 3. Его
поведение навсегда стало басней во
языцех. 4. Серебряный век подарил нам
плеяду выдающихся мастеров художественного
слова. 5. Этих двоих нерадивых студенток
хорошо знали в деканате. 6. Сообщение о
случившемся на границе бы­стро стало
достоянием служб информации. 7. Перед
праздником магазин прово­дит распродажу
бытовой техники. 8. Сборник представил
страницы начинающим поэтам.

условия языкового бытования приводят к большему ослаблению границ между языковыми сферами. Профессиональная речь, речь разговорная оказывают более значительное влияние на публичную речь, речь официально-деловую. Сюда в большей мере, чем прежде, проникают акцентные варианты, не свойственные строгим литературным сферам языка, в силу чего литературные нормы оказываются поколебленными в среде литературно говорящих людей. Они связаны, прежде всего, с терпимостью к ненормативным ударениям, например: возбудить, начать, принять, углубить, премировать, заняла, позвонит.

В 80-х — 90-х годах XX в. проблема русского ударения и его кодификации значительно обостряется в связи с возрастающей ролью публичной речи. Речь парламентская, речь, звучащая с экранов телевизоров, по радио, становится активным стимулом для подражания. Она у всех на слуху и невольно оказывает воздействие на речевую практику населения. То, что средства массовой информации в настоящее время, в отличие от прошлых лет, настроены на живое, непринужденное общение, а также значительное расширение круга лиц, допущенных к эфиру, серьезно расшатало акцентные нормы русского языка.

Вкусовые установки, недостаточное владение нормами языка породили массу ошибочных ударений, постоянно умножающихся. Однако дело не только в небрежности и недостаточной грамотности. Сложившаяся общественная обстановка в «перестроечное» для страны время значительно повысила «нормальные» темпы языковой динамики. Речь профессиональная, деловая, разговорная все более усиливает влияние на речь публичную, официальную. В этой связи процессы, подготовленные самой системой языка, ускоряются и бывшие строгие литературные нормы оказываются поколебленными. В области ударения это особенно заметно, поскольку в язык хлынул поток новых слов, еще недостаточно освоенных, понятых, часто только услышанных.

Если говорить именно об ударении, то в такой ситуации полагаться можно только на звучащую речь, так как многое из того, что уже живет в языке, не отражено в словарях и потому не имеет нормативных оценок. На таком общем фоне оказывается сложным наблюдать собственно тенденции в области русского ударения, заложенные в самой языковой системе, хотя в принципе они известны и наметились еще в середине века, но наиболее интенсивно проявляются в современных условиях.

Интересны данные словарей середины и конца 90-х годов XX в. Например, в словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (1995, 1998) дается единственная форма род. падежа гуляша; а род. падеж от гусляр, по рекомендации Н.Ю.Шведовой, обе формы: гусляра и гусляра. Существительное тираж образует только форму тиража (по данным того же словаря), т.е. новое флективное ударение либо стало равноценным исходному корневому, либо вообще вытеснило старое ударение.

Для сравнения: Д.Н.Ушаков считает форму род. падежа моста областной. Хронологические разночтения в рекомендациях наблюдаются и в формах листаж — листажа -> листажа (Н.Ю. Шведова дает только новую форму со смещенным ударением — листажа) и шантаж — шантажа шантажа (у Н.Ю. Шведовой литературной считается форма шантажа, а Д.Н. Ушаков считает такую форму просторечной).

Хронологически разные оценки форм достаточно показательны: Д.Н.Ушаков ориентируется на принятое в начале XX в., Н.Ю.Шведова фиксирует факты конца XX в.

В других случаях вариантность в современном русском языке исчезает, и один из вариантов устаревает, освобождая место более сильному, как случилось, например, с парой щепоть и щепоть, в которой первая позиция (щепоть) была утрачена языком. А например, относительно слова трапеза обычно в словарях расхождений не бывает — оно дается в варианте первоисточника (греч. trapeza — стол, кушанье). Однако в Словаре С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой (1998) даны две формы трапеза и трапеза без стилистических помет, как равноправные даны и формы прилагательного трапезный и трапезный, но субстантивной форме трапезная (монастырская столовая) Н.Ю. Шведова отдает предпочтение, снабжая другой вариант трапезная пометой «устар.».

Таким образом, русское словесное ударение не только является индивидуальным признаком каждого отдельного слова, но и выступает как вспомогательное грамматическое средство при словообразовании и словоизменении наряду с аффиксацией. Однако, мы видим что, современный русский язык, при очевидности общих тенденций, все-таки еще не пришел к окончательному выбору нормы.

Состояние современного русского языка в акцентном отношении с очевидностью свидетельствует о живых процессах, приводящих в движение всю акцентную систему. В разных классах слов намечаются тенденции к смене традиционных ударений. Существование акцентной вариантности дает богатый материал для стилистической дифференциации языковых моделей.

Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько сомнений, колебаний и споров. Вопрос осложняется еще и тем, что в некоторых случаях допускаются колебания в ударении, когда один из вариантов ударения квалифицируется как предпочтительный, другой — как допустимый вариант. Однако, несмотря на все сказанное, в русском языке имеются особые акцентологические закономерности, в связи с чем выделяются акцентологические типы слов, а отсюда и нормы ударения. Всё это влияет на подвижность орфоэпических норм, что требует постоянного внимания со стороны носителей русского языка. Поэтому нет необходимости доказывать, как важно овладеть правильным ударением.

3. Практическое задание

) Объясните, почему выделенные слова употреблены неудачно. Исправьте ошибки в словоупотреблении.

1. Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям очевидна.

Ответ: Необоснованное употребление слова перспективная, лишнее слово в предложении, т.к. неизбежность не может быть перспективной. Для того чтобы исправить ошибку, достаточно исключить слово из предложения.

Неизбежность перехода к новым отношениям очевидна.

. Новое перераспределение денег связано с торговлей компонентами и технологиями, а также с предоставлением фирменных услуг.

Ответ: Употребление слова не в том значении.

Новое перераспределение денег связано с торговлей компонентами и технологиями, а также с предоставлением качественных услуг по сопровождению.

. Однако нельзя и неправильно относить корни предпринимательства только к середине XIX века, они намного глубже.

Ответ: Неудачно подобрано слово приставкой не-. Чтобы исправить, следует подобрать синоним.

Однако нельзя и ошибочно относить корни предпринимательства только к середине XIX века, они намного глубже.

. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.

Ответ: Слово недостаток — многозначное. Следует заменить его.

Нехватка приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.

. Вы, как редактор, можете оставить эти термины.

Ответ: Неправильное употребление слов при обращении.

Вы, как редактор, имеете право оставить эти термины.

2) Объясните разницу в значении словосочетаний: Опасный человек — опасливый человек; освоить прочитанное — усвоить прочитанное; осудить действия — обсудить действия; представить возможность — предоставить возможность; тактичные шаги — тактические шаги; хозяйские дела — хозяйственные дела.

. Опасный человек — опасливый человек.

Ответ: Опасный человек — человек, представляющий опасность для окружающих. Опасливый человек — человек недоверчивый, осторожный, действующий с опаской; поступающий осторожно из боязни, опасения чего-либо.

. Освоить прочитанное — усвоить прочитанное.

Ответ: Освоить прочитанное — научиться чему-либо, овладеть чем-либо. Здесь: овладеть прочитанным материалом, иметь общее представление о прочитанном. Усвоить прочитанное — понять, запомнить прочитанное как следует.

. Осудить действия — обсудить действия.

Ответ: Осудить действия — выразить неодобрение, признать дурным. Обсудить действия — рассмотреть, разобрать, обдумать, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или чьего-либо поведения, поступка.

. Представить возможность — предоставить возможность.

Ответ: Представить возможность — для ознакомления, осведомления, для какого-либо заключения, официального рассмотрения; воспроизвести в мысли. Предоставить возможность — дать возможность обладать, распоряжаться, пользоваться чем-либо.

. Тактичные шаги — тактические шаги.

Ответ: Тактичные шаги — приличные, с чувством меры. Тактические шаги — разработка плана действий, предусматривающего различные варианты развития и способы действия.

. Хозяйские дела — хозяйственные дела.

Ответ: Хозяйские дела — дела главы семьи, дома, хозяина, или лица, пользующегося наемным трудом, частного нанимателя. Хозяйственные дела — дела, относящиеся к ведению хозяйства.

3) Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению.

1. Силясь побороть слабость, она шла вперед.

Ответ: Стараясь побороть слабость, она шла вперед.

. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам.

Ответ: Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а спустился вниз по ступенькам.

. Отсутствует наличие стульев.

Ответ: Стулья отсутствуют.

. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты.

Ответ: Полезные ископаемые, находящиеся в земле, еще не открыты

. Недостоверные факты должны нас настораживать.

Ответ: Недостоверные сведения должны нас настораживать.

. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас.

Ответ: Он честно признался в том, что было скрыто от нас.

. Бездействие может привести к авари

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сильный человек умеет признавать свои ошибки
  • Сильный дождь принес непоправимый вред ошибка
  • Сильное искривление ошибка кроссворд
  • Сильное искривление ошибка 7 букв сканворд
  • Сильно слабый человек ошибка