Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Правило № 1.
Звуки и буквы.
Запомни! В русском языке 33 буквы. Гласных 10 букв –
а о у ы э я ё ю и е
Гласных звуков 6 – [а] [о] [у] [ы] [э] [и]
Буквы – видим и пишем.
Звуки – слышим и произносим.
Согласных букв 21, ъ знак и ь знак.
Парные звуки по глухости – звонкости.
Всегда –
твёрдые звуки [ж] [ш] [ц]
мягкие звуки [ч ‘] [щ ‘] [й ‘]
Работа над ошибками.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни нужную букву и запиши
какая она: гласная или согласная.
Правило № 2.
Гласные е ё ю я
Гласные, которые обозначают 2 звука
Запомни!
1. Вначале слова – юла, ели, яма.
2. После гласной – маяк, читает.
3. После разделительного ъ и ь знаков: разъезд, подъём, пью, семья.
Работа над ошибками.
Выпиши слово с гласной буквой, подчеркни её, сделай звуковой анализ слов и
придумай ещё 3 слова.
Правило № 3.
Обозначение мягкости согласных.
Запомни! Мягкость согласного на письме обозначают ь
знаком и гласными буквами е ё ю я и – день,
книга, мяч.
Работа над ошибками.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно подчеркни мягкую согласную
и придумай ещё 3 слова.
Правило № 4.
Ударение.
Запомни! Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный
звук.
Ударение не ставится над ё
и над словом из одного слога: кино, полёт, кот.
Работа над ошибками.
Выпиши слово, поставь правильно ударение, запиши ещё 3 слова и обозначь
ударение.
Правило № 5.
Слог. Перенос слов.
Запомни! Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных,
столько и слогов. Слова переносятся по слогам. Одна буква
не остаётся на строке и не переносится на другую
строчку. При переносе й, ь остаются на
строке.
зай – ка, день – ки.
Слог может состоять из одной гласной: И – ра, е – ли.
Работа над ошибками.
Выпиши слово с ошибкой и правильно раздели для переноса, придумай ещё 3
примера.
Правило № 6.
Запомни! Сочетания:
жи – ши пиши с и
ча – ща пиши с а
чу – щу пиши с у
Работа над ошибками.
Запиши правильно слова, подчеркни сочетание, в котором допущена ошибка и
придумай ещё 3 примера с этим сочетанием.
Правило № 7.
Запомни!
Работа над ошибками.
Запиши правильно слово, придумай ещё 3 слова.
Правило № 8.
Запомни! Имена собственные – имя, фамилия, отчество,
названия городов, деревень, стран, государств, рек, озёр, морей – пишутся с
заглавной буквы.
Россия, Москва, Таня.
Работа над ошибками.
Запиши правильно слово, придумай ещё 3 примера.
Правило № 9.
Безударная гласная, проверяемая ударением.
Запомни! Безударная гласная в словах пишется так же, как ударная.
Чтобы проверить надо:
1. подобрать однокоренное слово или
2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение.
стена – стены
– стенки
Работа над ошибками.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни гласную, рядом запиши
проверочное слово (смотри п.1 или п.2). Запиши ещё 3 примера.
Правило № 10.
Парные согласные.
Запомни! Чтобы проверить парную согласную в слове надо:
1) подобрать однокоренное слово,
2) изменить форму слова так, чтобы после согласной, стояла гласная.
грядка – гряды
Работа над ошибками.
Выпиши правильно слово, подбери проверочное, запиши ещё 3 слова.
Правило № 11.
Безударная гласная, непроверяемая ударением.
Запомни наизусть!
Работа над ошибками.
Выпиши правильно слово, подчеркни гласную букву, запомни и запиши его
несколько раз.
Правило № 12.
Непроизносимые согласные.
Запомни! Чтобы проверить непроизносимую согласную:
подбери родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко;
известный – известие, поздняя – опоздать, местный
– место.
Запомни! Лестница, здравствуй, праздник, чувство, участвовать.
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, запиши ещё 3 слова на это
правило.
Правило № 13.
Слова с двойными согласными.
Запомни! Слова с двойными согласными пишутся:
1) в середине слова (коллектив, группа, теннис, аллея, масса, аккуратный,
дрожжи, терраса).
2) если в слове приставка заканчивается на букву, с которой начинается корень
(рассказ, бессердечный, рассыпать, рассвет).
3) если в конце корня и в суффиксе одинаковая буква (ранний, осенний).
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Запиши ещё 3 слова на
это правило.
Правило № 14.
Приставки и предлоги.
Запомни! Приставка – это часть слова, поэтому пишется слитно. Предлог –
часть речи, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос
или слово. (На столе; на чём? – на столе; на большом столе.)
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку или предлог. Запиши 3 слова с
приставкой или предлогом.
Правило № 15.
Не с глаголами.
Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.
Правило № 16.
Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Запомни! В конце существительных женского рода после шипящих в
единственном числе пишется ь знак (мышь, брошь, печь).
В конце существительных мужского рода после шипящих ь знак не пишется
(грач, камыш, гараж).
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой
орфограммой.
Луч (м. р. ), шалаш, товарищ.
Ночь (ж. р. ), помощь, тишь.
Правило № 17.
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Запомни! Слова могут состоять из нескольких основ, которые соединяются
буквами о или е, иногда без них. Сложные слова – это слова, состоящие из
нескольких основ.
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.
Запиши ещё три слова.
(Водовоз, самолёт.)
Правило № 18.
Мягкий знак ь на конце глаголов 2го лица, ед.ч.
Запомни! На конце глаголов 2го лица ед.числа, после
шипящих пишется ь знак:
(пишешь, читаешь, спишь).
Работа над ошибками.
Выпиши глагол правильно. Определи число, лицо, запиши ещё три примера.
Правило № 19.
Мягкий знак в неопределённой форме глагола (ться и тся, чь).
Запомни! Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что
делать? пишутся с ь знаком: купаться (что делать?)
беречь (что делать?)
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Запиши ещё три слова с этой
орфограммой.
Правило № 20.
Предлог с местоимением.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)
пишутся отдельно. (Ко мне, у нас, с тобой.)
Работа над ошибками.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё три примера на эту
орфограмму.
Правило № 21.
Однородные члены предложения.
Запомни! Однородными членами предложения являются слова, которые являются
одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены
предложения выделяются на письме запятой, и перед союзами а, но.
Работа над ошибками.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от
которого они зависят. (Сильный ветер сорвал листья с деревьев,
разметал их по дороге.)
Правило № 22.
Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.
Запомни! В именах существительных в безударных окончаниях пишется такое
же окончание как и в ударных (на опушке, на полянке, у речки – на земле 1скл.
Работа над ошибками.
Выпиши имя существительное. Поставь в начальную форму, определи склонение.
Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Запиши ещё три слова с
примерами.
Правило № 23.
Спряжение глаголов.
Запомни! Ко ІІ спряжению относятся глаголы на – ить и ещё; смотреть,
обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть
и терпеть. Глаголы – исключения: брить, стелить – І спр.
Работа над ошибками.
Запиши глагол правильно, выдели окончание, поставь ударение, определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании. Запиши ещё три
примера.
Грамматические задания.
№ 1 Разбор предложения.
Придумай новое предложение или выпиши из учебника. Подчеркни главные и
второстепенные члены предложения. Обозначь часть речи.
№ 2 Состав слова.
Выпиши слово, разбери правильно по составу. Запиши ещё три слова и разбери по
составу. Сначала выдели основу и окончание, для этого измени форму слова, т.е.
число: стол – столы. Выдели корень, подобрав однокоренные слова:
стол – столяр – столовая. Выдели приставку и суффикс.
№ 3 Определение падежа имён существительных.
Исправь ошибку. Запиши ещё пять имён существительных с предлогом и определи
падеж.
№ 4 Словосочетания.
Выпиши правильно словосочетания. Поставь вопрос от основного слова к
зависимому (солнечным днём: днём каким? Солнечным).
Памятка для выполнения
работы над ошибками
1. Пропуск букв, замена, вставка и перестановка букв.
Напиши три раза это слово: лампа, лампа, лампа.
2. Перенос слов.
Напиши все случаи переноса этого слова: лужайка – лу-жайка, лужай-ка.
3. Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Напиши три разных слова: служил, жизнь, лыжи.
4. Мягкий знак, обозначающий мягкость.
Написать три разных слова: пень, альбом, письмо.
5. Мягкий знак разделительный.
Напиши три разных слова: вьюн, обезьяна, ночью.
6. Разделительный твёрдый знак.
Напиши три разных слова и выдели приставку: объявление, подъём, съел.
7. Сочетания -чк-, -чн-
Напиши три разных слова: внучка, ночка, ночной.
8. Безударные гласные в корне слова.
Напиши проверочное слово и два-три однокоренных: садовый – сад,
садовник, садик.
9. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Напиши проверочное слово и два-три однокоренных: дуб – дубы, дубовая,
дубок.
10. Двойные согласные.
Напиши три разных слова: перрон, ванна, группа.
11. Словарные слова.
Напиши это слово три раза: портфель, портфель, портфель.
12. Правописание предлогов.
Поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово, напиши с этим
предлогом три слова: в низкой – в (какой?) низкой, в дружной, в крепкой, в узкой.
13. Непроизносимый согласный.
Напиши проверочное слово и ещё два-три однокоренных: окрестность – крест,
окрестить, окрестный.
14. Имена собственные.
Напиши три разных слова: Москва, Иртыш, Самуил Маршак.
15.Перенос слова с приставкой.
Напиши три разных слова с приставками и раздели их для переноса: по-крыл, до-гнал,
под-прыгнул.
16. Правописание частицы не с глаголом.
Напиши три разных примера: не шумел, не купался, не шёл.
17. Правописание суффиксов или приставок.
Напиши три разных слова с этим же суффиксом или приставкой: липовый, дубовый,
еловый; разгрузить, раздать, разбросать.
18. Безударные окончания имён прилагательных.
Определи склонение, падеж. Напиши три слова в том же падеже:
В деревне – (где? в чём?) П.п., 1скл., в земле, в яме, в доме.
19. Окончания имён прилагательных.
Поставь вопрос к имени прилагательному, определи род, напиши слово с ударным
окончанием: синяя лента – лента (какая?) синяя – ж.р., большая.
20. Имя существительное женского рода с шипящей на конце.
Определи род, напиши три разных слова: печь – ж.р., дичь, молодёжь, тишь.
21. Предлоги с местоимениями.
Написать три разных слова: ко мне, у нас, с тобой.
22. Буква н в начале местоимений после предлогов.
Напиши три разных примера: к нему, с ней, с тобой.
23. Личные окончания глаголов І-ІІ спряжений.
Напиши глагол в начальной форме, определи спряжение, напиши этот глагол во всех
лицах: бросишь – бросить, ІІспр., бросит, бросим, бросите, бросят.
24. Правописание гласных букв в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л-.
Напиши глагол в начальной форме, выдели суффиксальную гласную, приведи свои
примеры: строил – строить, заметил – заметить, выздоровел – выздороветь.
25. Глагол в неопределённой форме с частицей -ся-.
Поставь вопрос. Напиши три разных слова: купаться – (что делать?), учиться,
стремиться.
26. Глаголы ІІІ лица.
Поставь вопрос, напиши три разных слова: купаются – что делают? учатся, стремятся.
27. Связь между словами.
Поставь вопрос, определи род: солнце взошло (что сделало?), ср.род.
28. Речевые ошибки.
Раздели лист на две половины. В левой части напиши предложение с ошибкой, а в
правой – исправленные:
Коле выдали благодарность. Коле объявили благодарность.
Таня посадила дерево. Полила водой. Таня посадила дерево и полила его водой.
Волки заметили мальчика. Когда он Когда мальчик перебегал дорогу
перебегал дорогу. волки заметили его.
Работа над ошибками в слове в сини.
Я написал в сине.
На этой странице находится вопрос Работа над ошибками в слове в сини?. Здесь же – ответы на него,
и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью
простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса
соответствует уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов. В комментариях,
оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С
ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из
предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой
строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.А.Ивасенко»
№
Название орфограммы
Действия (все орфограммы подчёркни зелёной ручкой)
Примечание-
работу надо выполнять каждый день!
1
Начало предложения.
Выпиши предложение, подчеркни первую букву.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
2
Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак.
Например: Москва – столица нашей Родины.
3
Запятая при перечислении.
Запиши предложение с правильным знаком.
Лес ,точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный…
4
Правописание слов с предлогами.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.
Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу — к берегу.
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.
5
Собственные имена.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: Таня, Мурка, река Юганская Обь, Россия, Куликовская улица, деревня Простоквашино.
ЗАПОМНИ! Имена собственные пишутся с большой буквы.
6
Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: машина, малыши, карандаши.
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща – с буквой а, слова с чу-щу — с буквой у!
7
Правописание сочетаний чк, чн, чт,щн.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: девочка, ночка.
ЗАПОМНИ! Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака (ь).
8
Правописание сочетаний согласных РЩ, ЩН, ЧТ, СТ, зд, льн и т.п.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: мальчик, школьник, коньки, листья, что, мощный.
9
Правописание разделительного Ь знака.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
10
Правописание парных согласных (по глухости – звонкости).
Запиши слово с «окошком» на месте допущенной ошибки. Подбери однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или согласный [н].
Делай так: моро . – морозы-мороз, гла . ки – глаза — глаз , кно . ка –много кнопок-кнопка.
11
Родовые окончания существительных, прилагательных и глаголов прошедшего времени.
Запиши слово с «окошком» в окончании, укажи его род, обозначь орфограмму.
Делай так: небо (ср. р.), синяя (ж.р., какая?), синее (ср.р., какое?), красное (ж.р., какое?), играла (ж.р., что делала?), играло (ср.р., что делало?).
12
Правописание безударных гласных.
Запиши слово с «окошком» на месте допущенной ошибки, обозначь ударение. Действуй по памятке 4.
В . да – воды-вода
Запомни корни! –оро-. –ра-, оло-, -ла-, -ере-,-ре-.
13
Словарное слово.
Запиши слово с «окошком» на месте допущенной ошибки, обозначь ударение. Посмотри в словарь и запиши слово правильно, вставляя зелёной ручкой букву.
С . бака— собака.
Ξ Ξ
Запомни слово!
14
Перенос слов.
Раздели слово на слоги для переноса и покажи возможные случаи переноса этого слова:
Делай так. О си на, оси – на.
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
15
Правописание не с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило.
не был, не выучил, не знал
Искл.: ненавидеть
ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.
16
Пропуск, замена, описка или неизученная орфограмма.
Запиши слово с «окошком» на месте допущенной ошибки, обозначь ударение. Запиши слово правильно, вставляя зелёной ручкой нужную букву.
Прилепили – при-ле-пи-ли.
17
Запятая в сложном предложении перед союзом.
Запиши предложение с правильным знаком.
Запомни союзы: что, чтобы, чем, поэтому, потому что, а, но
18
Правописание суффиксов — оньк, -еньк.
Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.
Например: яблонька, деревенька, светленький.
19
Соединительные гласные О, Е.
Выпиши слово правильно, обозначь орфограмму, запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: пешеход, самолет, водовоз.
20
Непроизносимая согласная в словах: д, т, в, л + буквосочетание СН.
Выпиши слово. Подбери к нему и допиши ещё три однокоренных слова. Выдели корень. подчеркни сомнительную согласную.
Звёз ? ный- звезда, звёздочка -звёздный
ЗАПОМНИ! Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно: чудесен – чудесный, прекрасен – прекрасный.
Запомни: лестница
Ξ
21
Слова с двойными согласными.
Выпиши слово, подчеркни удвоенную согласную, докажи написание .Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: Весенний — балконный, осенний,
длинный.
сл.слово : Группа — класс, касса, ванна.
Ξ Ξ Ξ Ξ
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
22
Правописание сочетаний ци- , цы-
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Определи, в какой части слова находится [цы] и выбери правильную букву.
Например: птицы, ранцы, цирк, циркуль.
Но: цыган, цыплёнок, на цыпочках,
Ξ Ξ Ξ
цыкнуть!
23
Правописание приставок:
- Гласные и согласные в приставках.
- Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Например: полетели, побежали. Сделать, сдунуть.
Искл.: здесь, здание, здоровье
Ξ Ξ Ξ
Например: заехал, уехал, приехал, переехал.
Запомни! Приставка- это часть слова, она пишется слитно со словом .Пиши правильно.
24
Правописание разделительного Ъ знака.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Делай так: съезд, объём, объявление.
ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, ё, я, ю.
25
Правописание суффиксов –ек, — ик.
Запиши слово с «окошком» на месте допущенной ошибки .Измени его по команде вопроса: нет чего? (кого?). Выпал гласный — пиши букву е, нет- пиши букву и.
Сыноч . к- нет сыночка- сыночек, хвост . к- нет хвостика- хвостик.
26
Родовые окончания имени прилагательного.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса.
М.р. – ой, -ый, -ий
Ж.р. -ая, -яя
Ср.р. -ое, -ее
Например: К лесу (какому?) дальнему — м.р., ед.ч., лента (какая?) синяя-ж.р., море (какое?) большое-ср.р., лес (какрй?) дальний-м.р., большой, страшный.
27
Правописание суффиксов –а, -я, -и, -е в неопределённой форме глагола и в прошедшем времени.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Узнай букву по словарю.
Услышать, увидеть, построить, залаять.
Услышал, увидела, построили, залаяло.
Ξ Ξ Ξ Ξ
ЗАПОМНИ гласные буквы-суффиксы.
28
Сочетания (-ться, -тся) на конце глаголов.
Выпиши слово, поставь к нему вопрос, определи форму глагола. Подчеркни орфограмму.
Например: (что делать?) улыбаться,
(что делает? ) улыбается.
29
Мягкий знак после шипящих ч, щ в именах существительных.
Выпиши слово, укажи род, запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: луч_ (м.р.), нож_, шалаш_;
ночь (ж.р.), тишь, мощь.
30
Ь в неопределённой форме глагола.
Выпиши слово правильно, задай к нему вопрос что делать? что сделать? и примени правило.
Например: играт(ь)-что делать?- играть(н.ф.) ;
стеречь.
ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).
31
Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.
Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь.
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).
32
Мягкий знак на конце слова(смягчающий).
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: окунь, рысь, уголь.
33
Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило.
Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
34
Строение слова.
Выпиши слово. Покажи его строение, действуя по памяткес. с.. Придумай и запиши слово такой же конструкции.
Делай так:
Поездк а ,походк а
35
Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
пр. им.сущ. гл. им.прил. им.сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
36
Звукобуквенный разбор.
Действуй по памяткез-б.
37
Морфологический разбор слова.
Действуй по памяткеч.р.
38
Выделение грамматической основы предложения (подлежащее и сказуемое).
Спроси: кто? что?- что делает? Оба главных члена отзовутся. Подлежащее -им.сущ. или местоимение в Им.п., сказуемое- глагол (чаще всего).
Кто? Что делает?
Дятел долбит дерево.
39
Правописание наречий.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова.
Например: справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.
40
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.
Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п.
41
Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Например: К лесу (какому?) дальнему — м.р., ед.ч., П.п.
Работа
над ошибками
Орфографические
ошибки обозначены I
на полях. Выпиши слово.
№ |
На |
Как |
Образец |
1. |
Словарное |
Выпиши |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные ча-ща, чу-щу. Сочетание |
Выпиши |
удача, туча, чай; ручка, точка, ночка |
3. |
Заглавная |
Выпиши |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос |
Выпиши |
уIчеIник – |
5. |
Безударные |
Выпиши |
грибы – гриб, зима — зимушка |
6. |
Правописание |
Выпиши |
снег – снега, ягодка — ягода |
7. |
Удвоенные |
Выпиши |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово |
Выпиши |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово |
Выпиши |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск |
Выпиши |
вилIка |
11. |
Ь |
Выпиши |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание |
Выпиши |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное |
Выпиши |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное |
Напиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый |
Выпиши |
солнце – солнышко; чудесный — чудеса |
Пунктуационные
ошибки на полях обозначены V. Выпиши предложение, посмотри, почему там должен
стоять знак, подчеркни основу, однородные члены или выдели оборот, если нужно.
Работа
над ошибками
№ |
знак на полях |
расшифровка |
объяснение |
примеры |
текст |
||||
1 |
Ф |
фактическая |
искажение |
на |
2 |
Л |
логическая |
нарушена |
он неудачный |
3 |
Р |
речевая |
употребление |
в благодаря пожару, лес сгорел… |
4 |
Э |
этическая |
нарушение |
Я |
грамотность речи |
||||
4 |
I |
орфографическая |
нарушение (выписать |
сабака – собака, малоко – молоко… |
5 |
V |
пунктуационная |
нарушение (выписать |
Потянулись (предложение Потянулись |
6 |
Г |
грамматическая |
нарушение (выписать |
весенний |
7 |
И |
искажен |
выписать |
Работа
над ошибками
№ |
знак на полях |
расшифровка |
объяснение |
примеры |
текст |
||||
1 |
Ф |
фактическая |
искажение |
на |
2 |
Л |
логическая |
нарушена |
он неудачный |
3 |
Р |
речевая |
употребление |
в благодаря пожару, лес сгорел… |
4 |
Э |
этическая |
нарушение |
Я |
грамотность речи |
||||
4 |
I |
орфографическая |
нарушение (выписать |
сабака – собака, малоко – молоко… |
5 |
V |
пунктуационная |
нарушение (выписать |
Потянулись (предложение Потянулись |
6 |
Г |
грамматическая |
нарушение (выписать |
весенний |
7 |
И |
искажен |
выписать |