Скрип сапогов какая ошибка

Слово «сапоги» во множественном числе родительного падежа нужно писать так же, как и в единственном именительного: «сапог» («у этих сапог прямое голенище»; «без тёплых сапог у нас зимой тяжеловато», и т.п.). Форма единственного числа пишется, если имеется в виду только один сапог: «левый сапог жмёт»; «Два сапога – пара» (поговорка); «раздавил сапогом гриб»; «ушко на сапоге оторвалось», и т.д.

Форма множественного числа от «сапоги» на «-ов» держалась в нормативном русском языке как допустимая примерно до конца XIX в., но ушла в просторечие наряду с «ботинков», «валенков» (то есть валенок), «рублёв» (в смысле рублей), «чулков», «яблоков» и др. архаизмами. В современном русском написание «сапогов» принимается как однозначно неправильное. Поэтому соответствующие таблицы склонений (напр., в Викисловаре) следует следует понимать только лишь как справочные материалы для верного прочтения архаичных текстов, аналогично «аз есмь», «грады и веси», «зело», «дондеже», «елико возможно», «иже с ними», «поелику», «понеже», и др.

Примечание: касательно предметов обуви множественное число родительного падежа на «-ов» ныне остаётся фактически только у слова «башмак» («башмаки», «башмаков»). Вероятная причина – данное слово является также и техническим термином, аналогично «носок» – «носки» – «носков».

Грамматика

Слово «сапог» – неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения. Состоит из одного лишь корня «сапог». Постановка ударения и варианты разделения переносами са-по́г, сап-о́г. Падежные формы:

  • Именительный: сапо́г (ед. ч.); сапоги́ (мн. ч.).
  • Родительный: сапога́ (ед. ч.); сапо́г (мн. ч.).
  • Дательный: сапогу́ (ед. ч.); сапога́м (мн. ч.).
  • Винительный сапо́г (ед. ч.); сапоги́ (мн. ч.).
  • Творительный: сапого́м (ед. ч.); сапога́ми (мн. ч.).
  • Предложный: сапоге́ (ед. ч.); сапога́х (мн. ч.).

Пояснение

«Странствия» словоформ из нормативных, т.е. литературных в просторечные (разговорные) и определённо ошибочные (или в обратном порядке) не редкость в любом языке. Обусловлено это явление эволюцией строя языка, который определяется массовым сознанием – образом мыслей большинства народа. В ходе изменения массового сознания ему следует коррекция построения языка с целью наилучшего выражения им мыслей; попросту – лучшей выразительности языка. Процесс этот спонтанный, стихийный, а грамматика с орфографией узаконивают наиболее выразительные в данное время языковые формы. В целом же во всём мире языковая эволюция идёт по пути укорочения слов и поисков способов более экономных их сочетаний в предложениях (высказываниях, фразах), передающих законченную мысль. У развитых языков выразительность при этом усиливается; у деградирующих – падает. Не исключена и обратная связь: когда неосознанное или намеренное искажение строя языка огрубляет и/или отупляет массовое сознание, поэтому отбор словоформ в нормативные дело весьма ответственное. Что до «сапог» без «-ов», то с ними серьёзных проблем нет: упоминать один сапог из пары приходится нечасто, и недоразумения тут весьма мало вероятны.

Значение

Существительные «сапог» и «сапоги» в русском языке употребляются только лишь применительно к предметам обуви (см. рис.):

Разновидности сапог.

  1. Сами по себе (в прямом значении) есть наименование уличной повседневной или рабочей, высокой (не ниже чем на 1/3 голени) глухой (не расстёгивающейся) обуви особого покроя. Сапоги могут быть праздничными (выходными): армейские парадными, женские вечерними. Праздничные сапоги носятся и в помещении. Частичный синоним «бот» (один из пары)/«боты».
  2. Как часть сложного слова «сапоги-чулки» (употребляется во множественном числе) обозначающего женские сапоги, облегающие ногу и расстёгивающиеся сбоку изнутри. Пишется через дефис. Склоняются оба составляющих слова («пара сапог-чулок»; «в сапогах-чулках», и т.д.).
  3. В уменьшительно-ласкательной форме с приставкой «полу-» как часть наименования полусапожек – ботинок с развитым вверх подъёмом и бортом выше щиколоток. Употребляется во множественном числе. Частичные синонимы общие «башмак»/«башмаки», «бот»/«боты», «ботинок»/«ботинки»; для мужских «бутса»/«бутсы»; для женских «ботильон»/«ботильоны»; для шнурованных специального назначения (военных, охотничьих, рыбацких, туристских) «берцы» (ед. число «берц»).
  4. В качестве частичного синонима к слову «ботфорты», в наши дни исключительно женской обуви (не считая театрального и киносъемочного реквизита) – высоким, по колено, сапогам с разрезным футором (отворотом) и/или наколенником.
  5. Яловые сапоги.Входит во множественном числе именительного падежа в состав фразеологизма (устойчивого словосочетания) «сапоги бутылками», обозначающего франтоватое одеяние и/или радостно-приподнятый внешний вид: «Он к ней явился – сапоги бутылками: с охапкой роз и трёхъярусным тортом». Происходит от яловых или хромовых праздничных сапог. Вопреки распространённому убеждению, «сапоги бутылками» шились традиционного для сапог кроя (см. рис. справа), а «бутылками» вошло во фразеологизм потому, что нарядные плисовые штаны по моде тех времён собирались буфами над верхами приспущенных голенищ.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Слово «сапог» пишется без окончания -ов в форме родительного падежа множественного числа.

Выясним, как правильно «сапог» или «сапогов» в форме родительного падежа множественного числа, если обратимся к морфологической норме современного русского литературного языка.

Грамматическая форма слова «сапог»

Часто возникает затруднение, какую форму слова выбрать:

В дождливую погоду не обойтись без сапог (сапогов)?

Сначала отметим, что речь идет о форме родительного падежа множественного числа слова «сапоги»:

не обойтись (без чего?) без сапог.

Словом «сапоги» обозначают парный предмет закрытой обуви из кожи или резины с высоким голенищем.

Сапоги

В XIX веке в классической литературе встречаются грамматические формы неодушевленных существительных «сапогов», «ботинков», «валенков» и «яблоков». А как правильно с точки зрения нормы современного русского языка?

Понаблюдаем за изменением по падежам и числам слова «сапог».

  • и. п. (что?) сапог, сапоги
  • р. п. размер (чего?) сапога, сапог
  • д. п. дам (чему?) сапогу, сапогам
  • в. п. купим (что?) сапог, сапоги
  • т. п. интересуюсь (чем?) сапогом, сапогами
  • п. п. найти (в чём?) в сапоге, в сапогах

Сапог или сапогов

В современном русском языке неодушевленные существительные мужского и женского рода, называющие парную обувь, в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание.

Убедимся в этом:

  • сапоги — голенище сапог  ;
  • валенки — пара валенок  ;
  • ботинки — много ботинок  ;
  • кроссовки — шнурки кроссовок  ;
  • тапки — подошва тапок  .

Запомним!

Формы слов с окончанием -ов «сапогов», «валенков», «ботинков» и пр. считаются просторечными, находящимися за границей современного русского литературного языка.

Чтобы запомнить правильную грамматическую форму исследуемого слова, соотнесем её с начальной формой именительного падежа единственного числа существительного:

Эти формы совпадают в написании и звучании и обе имеют нулевое окончание.

Ежик, надевай сапожки,
А не то замерзнут ножки.
Я свернусь вот так в клубок
И согреюсь без сапог!

 М. Дружинина

Для прочного усвоения правильной формы родительного падежа множественного числа существительного, прочтите вслух примеры предложений.

Примеры

Тебе  нравится купленная мной на выставке пара зимних женских сапог?

Сколько рыбацких сапог у вас числится на базе?

Продавец предложила мне примерить несколько пар кожаных сапог.

Осенью ни один грибник не пойдет в лес без резиновых сапог.

В кладовой хранится несколько пар болотных сапог.

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 10

«Сапог» или «сапогов»? Когда мы посещаем обувной магазин, нередко возникает вопрос подобный вопрос. 

Как же на самом деле писать и говорить?

Как правильно пишется слово

Согласно правилу нашего языка, слова, которые обозначают парные предметы, имеют склонение родительного падежа во множественном числе, пишутся с нулевым окончанием.

Сапог

Например:

  • ботинок — несколько ботинок;

  • ножницы — несколько ножниц и т. д.

Правило написания

Изучая произведения из классической литературы, можно обратить внимание, что многие известные писатели применяли окончание «-ов» в словах, обозначающих парные предметы.

Когда пишется нулевое окончание

Современное правило гласит о нулевом окончании в подобных словах, поэтому такие слова пишутся без окончания «-ов».

Родственные слова, которые имеют корень «сапог/сапож» пишутся также с нулевым окончанием в родительном падеже.

Примеры предложений

Пара сапогов для дочери

Несколько примеров написания слова:

  • «Ольга Петровна подготовила гардероб к осени: приобрела новый зонт, плащ и пару ярких резиновых сапог для младшей дочери».

  • «На чердаке у бабушки хранилось несколько пар старых сапог».

  • «В магазине мне предложили две пары сапог из последней итальянской коллекции».

  • «Летом в лесу было так много росы, что без резиновых сапог было трудно пройти в самую чащу».

  • «Трое ребят, увидев волков, убежали даже без своих сапожек».

Ошибки в написании

Неправильно писать по современным правилам русского языка «сапогов». Такая форма слова по образцу является устаревшей.

Всего найдено: 12

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно употреблять слово «сапоги» в родительном падеже? Сапог или сапогов? Например, 8 сапог(ов), 15 сапог(ов)

Ответ справочной службы русского языка

В современном русском языке форма род. падежа мн. числа — (восемь) сапог. Форма сапогов сейчас оценивается как неправильная, однако ХVIII–XIX вв. она активно употреблялась, например: Не торговал мой дед блинами, Не ваксил царских сапогов (А. С. Пушкин. Моя родословная).

как правильно: следы от сапогов или от сапог?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: следы от сапог.

Скажите, как правильнее: без сапог или без сапогов

Ответ справочной службы русского языка

Верно: без сапог.

Как правильно написать — закупка сапогов резиновых?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: закупка сапог резиновых.

Здравствуйте. При подготовке к ЕГЭ в школе учитель по Русскому языку настаивает, что правильно писать слово сапоги в родительном падеже «сапоОВ». Нас в 80-е учили, что правильно «сапог». Какие правила определяют написание этого и других похожих (чулки , носки) слов? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В современном русском языке правильно только (нет) сапог, форма сапогов не является нормативной.

Прежде сапоги, чулки, носки имели одинаковое окончание в форме родительного падежа мн. числа: сапогов, чулков, носков. Примеры из классической литературы подтверждают это: Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Д. Фонвизин, Недоросль Лошадь походила на тех сказочных животных, которых рисуют дети на стенах и заборах; но старательно оттушёванные яблоки её масти и патроны на груди всадника, острые носки его сапогов и громадные усы не оставляли места сомнению: этот рисунок долженствовал изобразить Пантелея Еремеича верхом на Малек-Аделе. И. Тургенев, Конец Чертопханова. После такой операции он надел сапоги сверху мокрых чулков и долго ходил по двору. Н. Помяловский, Очерки бурсы.

Впоследствии сапоги и чулки довольно быстро избавились от окончания —ов, формы (нет) сапог, чулок стали основными. А вот носки по каким-то причинам «задержались», и наверняка многие помнят запоминалку, которую учили в школе: «чем короче, тем длиннее», она позволяла запомнить правильные формы: нет чулок, но нет носков; вариант нет носок признавался ошибочным.

И всё-таки слово носки стремится догнать убежавшие вперед слова чулки и сапоги и тоже избавиться от окончания -ов. Словарями последних лет вариант нет носок признается допустимым. Можно предположить, что со временем этот вариант станет основным. Но пока предпочтительно всё же: нет носков.

Как правильно : пара сапог или пара сапогов?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: пара сапог.

Добрый день.
Подскажите, пожалуйста, как правильно говорить: «стук сапог» или «стук сапогов«?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: стук сапог.

Подскажите, пожалуйста, как правильно — сапоГ или сапогОВ, туфлЕЙ или туфЕЛЬ??? А также какое ударение верно — тУфлей или туфлЕй ?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: сапог, туфель.

Здравствуйте!!! Скажите, пожалуйста, как правильно написать в двухтысячетретьем году или в две тысячи третьем году, пара сапог или пара сапогов???

Ответ справочной службы русского языка

Верно: в две тысячи третьем году, пара сапог.

Как правильно, без носок, без сапог, или без носков, без сапогов?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: без сапог, без носков и в последнее время словарями допускается вариант без носок.

Добрый день, прошу ответить мне как правильно писать фразу «мойка для сапогов или мойка для сапог»?
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: для сапог.

«Хожу без сапогов.» — можно ли так писать?

Ответ справочной службы русского языка

Это ошибка, правильно: _хожу без сапог_.

СКРИП САПОГОВ И ОСЫ-КРОВОСОСЫ…

Нахрапом вырвал он народную любовь.
Ну, может, в крайнем случае, нахрипом…

 Насмелился я, господа, поднять свою вооружённую пером руку на святое. Для некоторых… Давайте-ка снимем иконку с пьедестала, смахнём с неё толстый слой серой пыли и — вот он, Владимир Семёнович, собственной персоной. Чистосердечно признаюсь — когда-то и я молился на него. Молод был и, наверное, глуп…  
   Итак, в очередной раз объявляю открытой свою поэтическую анатомичку. (Тех, кто заглянул сюда впервые, предупреждаю — сильно не пугайтесь, препарирую я в ней не поэтов, а всего лишь их творения.) Сразу оговорюсь, что как человек, понимающий толк в литературном промысле, и не являющийся большим специалистом в промыслах иных, я направляю свой строгий взгляд лишь на ПОЭТИЧЕСКУЮ деятельность рассматриваемого героя. Причём, чтобы облегчить жизнь себе и читателям, я не буду затрагивать нескладные рифмы, невыдержанные размеры и прочие дефекты стихосложения, из которых, в значительной мере, его творения и состоят. Рассмотрим лишь сугубо смысловую и грамматическую составляющую  творчества Владимира Высоцкого. Здесь, правда, нам тоже особо развернуться не удастся, т. к. хотя автор сей и был весьма плодовит, и лепил свои творения направо и налево (зачастую даже невзирая на то, что в затрагиваемой им теме он смыслит, скажем мягко, маловато), но печатные издания, для коих я всё это пишу, увы, пока делаются не из резины. Памятуя об этом, я лишь КОСНУСЬ его столь богатого косноязычием наследия… Начнём, пожалуй… Помните знаменитое

-Долго будет зловещим казаться нам скрип САПОГОВ…?

 Вообще-то писать “сапогов” вместо “сапог” — это примерно то же, что писать “ногов” вместо “ног”. И любой уважающий себя поэт, допустивший столь чудовищную ошибку уровня первого класса начальной школы, должен был бы после этого бросить стихоплётство, уйти в монастырь и там застрелиться. Но наш автор не таков. И он спешит поделиться с развесившими уши слушателями, как его донимают кровососы — “комары, слепни, да осы”. (Покажите мне хоть одну кровососущую осу, и я отдам ей всю свою кровь до последней капли). Или как «взвод отлично выполнил приказ», расстреливая проштрафившегося бойца, но тот выжил, т. к. «был один, который не стрелял». Во взводе порядка тридцати человек, даже если один не выстрелит, пули остальных превратят расстреливаемого в фарш. В этой песенке много всякого бреда, ну да бог с ней…
  Весьма популярна (особенно — у всякого рода скалолазов, альпинистов и прочего часто бьющегося головами о камни люда) “Песня о друге”. Ну, это вообще — полный отстой. Чего стоит только начало

-Если друг оказался вдруг.
 И не друг, и не враг, а так…

  Первое предложение вообще имело бы смысл только в случае, если бы далее было бы сказано — где этот друг оказался, или, хотя бы, кем или с кем. Просто “оказаться” — без привязки к чему-нибудь — невозможно. Лишь с большим трудом грамотному человеку можно понять, о чём тут вообще идёт речь. И здесь опять всё та же лапша, что и в случае с осами. В погоне за созвучием друг у Высоцкого оказывается ВДРУГ!!! Типа — мгновение назад никого не было, а теперь — неизвестно кто и откуда появился, и в ту же секунду начинает косить под друга. Дальше крыша вообще едет — без всякого скалолазания. Сначала заявляется, что “вдруг” “оказался” ДРУГ! Но эта информация сразу же опровергается. Оказывается, что друг — вовсе не друг (зачем же тогда врать было?). Но и не враг. А — ТАК! Что значит — так? Нет, без бутылки здесь не разберёшься… А я, увы, на рабочем месте не пью.

   Дальше — ещё забавнее.

-Парня в горы тяни — рискни.
НЕ БРОСАЙ ОДНОГО ЕГО.

 Т. е. подразумевается, что тот, кто должен проверять новоиспечённого “не друга-не врага” на вшивость, сам может БРОСИТЬ новичка одного в горах. Ну и народец в этой песне подобрался. Кандидат в друзья — какой-то ни рыба, ни мясо, да и сам экзаменатор — тоже с гнильцой… Далее:

-Пусть он в связке одной с тобой.
 Там поймешь — кто такой…

Пусть он в связке одной с тобой — что? Эдельвейсы собирает? Песни высокогорные поёт? Дрыхнет в спальном мешке? Здесь по всем правилам русского языка нужен глагол. Ну, например, глагол “пойдёт”. Но — опять не влезает в строчку. Да и хрен с ним! — считает поэт. И правильно! Не фиг над текстами корпеть, время терять — популярность зарабатывать надо. Пусть даже и не из самых дорогих… А, скорее всего — автор просто не понимает, что он лепит. Ему нравится… Идём дальше.

-…Если сразу раскис, и — вниз,
Шаг ступил на ледник, и сник…

Вообще-то если некто СРАЗУ раскис, и — ВНИЗ, то на ледник он ступить уже никак не сможет, потому как ледники в горах традиционно размещают наверху.

Ещё две строчки – ну просто прелесть:

…А когда ты упал со скал
Он стонал, но держал.

Что держал-то? Ухо востро или хвост пистолетом? А упасть (в одиночку) можно только со скалы, и уж никак не со СКАЛ. Разве что по частям…
После перечисления всех некрасивых поступков испытуемого автор утверждает, что “о таких не поют”. Хотя сам только что пел именно о таком… И название у этой песни корректным ну никак, извиняюсь за тавтологию, не назовёшь. Называется “Песня о друге”, а ровно половина текста посвящена персонажу, которому другом стать так и не удалось. И ещё — судя по этому же тексту, ни один инвалид в друзья ну никак не годится. Дискриминация, понимаешь…

   А вот весьма загадочная словесная конструкция из другой песни:

-Дом хрустальный на горе — для неё.
 Сам как пёс бы так и рос в цепи…

 Ну, сначала о доме. Что дом — “для неё”, это понятно. Только неясно — то ли стоит, то ли строится, то ли пока только проектируется… А вот с псом вообще тёмное дело. Во-первых — что такое “в цепи”? В данном случае уместно было бы выражение “на цепи”, но автора оно не устраивает, т. к. не влезает в выбранную схему. Во-вторых, почему — “рос”? Может, поэт писал всё это в глубоком детстве, и хрустальным домом называется нечто, сооружённое в песочнице? Или имеется в виду творческий рост? Посижу, мол, на цепи, подрасту как автор, и не буду больше сочинять всякую лажу. Ну так надо было расписать поподробнее, а то поклонники целыми стадами сумневаются — как понимать творение гения… А вообще-то абсолютно ясно, что весь этот вздор про “рос в цепи” автор состряпал, чтобы срифмовать получившееся с использованным ниже словом “россыпи”. (И это — в погоне за формой включение в стихи абсолютной белиберды — первый признак поэтической слабости. Любого автора…) Ну и, наконец, вся эта фраза “Сам как пёс бы так и рос в цепи” требует продолжения, т. е. далее должно быть раскрыто — при каких условиях автор бы “рос”. Иначе получается бессмыслица. Но вместо того, чтобы развить сие многообещающее высказывание, поэт выдаёт “на-гора” неожиданное:

-Родники мои серебряные.
 Золотые мои россыпи…

 Какие родники, какие россыпи?! О чём это вообще? Красиво, но совершенно непонятно. Не смог автор донести до нас всей глубины своих старательских замыслов…

Понаслаждаемся строками из ещё одного творения:

-Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю.

 Если отбросить малозначительные детали, то получается, что автор в лице своего героя СТЕГАЕТ коней ВДОЛЬ обрыва. Это уже что-то вообще запредельное… И даже добавление слова “погоняю” ситуацию не исправляет, т. к. вдоль обрыва можно гнать, но погонять — это всего-навсего заставлять бежать быстрее, и направление тут ни при чём. Ещё фразочка из этой же песни:

-Ветер пью, туман глотаю…

Что характерно для большинства авторов невысокого уровня, они не стремятся “сотворить” какую-то оригинальную мысль, и потом чётко, внятно и изящно вставить её в рамки выбранной формы, соблюдая при этом все правила стихосложения и грамматики, а предпочитают украсить нечто банальное вычурными эпитетами, аллегориями и прочей словесной мишурой.

Ну, да и бог бы с ним, пусть бы пил свой ветер (интересно, чем он после этого будет по-маленькому ходить? Сжатым воздухом?), но здесь налицо перечисление, а категории перечислены совсем не равнозначные. Ветер он, понимаешь ли, ПЬЁТ, а туман — сразу ГЛОТАЕТ. Тогда, надо понимать, он пьёт, не глотая. Но это уже нечто из области циркового искусства. Возможно, первоначально Высоцкий хотел написать: “Ветер пью. Туман — глодаю” (тем более что это отлично рифмовалось бы с идущим далее словом “пропадаю”), но, видимо, в спешке перепутал буквы “д” и “т”…

Ещё одна песня:

-Здесь вам не равнина, здесь климат иной —
 Идут лавины одна за одной,
 И здесь за камнепадом ревёт камнепад…

Впечатляющая, конечно, картина, но к климату описанные страсти-мордасти не имеют никакого отношения. К тому же существует устойчивое выражение “одна за другой”, означающее периодическое чередование, а опять же рифмы ради вставленное “одна за ОДНОЙ” звучит довольно нелепо. И ещё — в этих строчках г-н поэт использовал широко применяемую в народе, но от этого не менее дебильную формулу “здесь вам не…”. Эта формула вполне приемлема во фразах типа “здесь вам не место” и т. п., т. е. в тех случаях, когда что-то действительно имеет отношение НЕПОСРЕДСТВЕННО К ТЕМ, кому адресовано высказывание. А говорить “здесь ВАМ не равнина” — просто глупо, потому что здесь “не равнина” ВСЕМ(!!!), т. к. здесь ПРОСТО не равнина, а горы. Далее.

-Как вечным огнём сверкает днём
 Вершина изумрудным льдом,
 Которую ты так и не покорил.

Слово “днём”, по логике абсолютно тут не нужное, опять явно притянуто автором — если уж и не за ушки, то за хвостик (то бишь окончание) — точно. Для рифмования со словом “огнём”. И при чём тут ВЕЧНЫЙ огонь, если сверкает исключительно ДНЁМ??? Но самое забавное — слова расставлены так, как удобно автору, а не так, как следовало бы в приличном произведении. Конструктивно получилось нечто похожее на примерно такую фразу: “Девушка в чёрной кожаной куртке села в автомобиль и уехала, которая тебе так и не дала”. И как это «вершина сверкает льдом»? Может, просто лёд сверкает? А то вышло нечто вроде «человек сверкает лампой»…

Вот ещё замечательные строчки подвернулись…

На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е».
Укоротить поэта – вывод ясен.
И нож в него… Но счастлив он висеть на острие
Зарезанный за то, что был опасен.

Тут, как обычно у Высоцкого, бредни высокой концентрации. Во-первых, поэт – существо мужского, а не среднего рода, следовательно, о нём нельзя сказать «длинношеее». И вообще – как связаны длина шеи и поэзия? Творение барда не даёт никакого ответа на данный вопрос. С таким же успехом поэта можно назвать длинноносым… (И написать примерно следующую фигню:

На слово «длинноносое» приходится три «эн».
Поймать поэта — как бы ни был скрытен!
И нос загнуть, чтоб при ходьбе висел промеж колен —
За то, что был излишне любопытен…)

Второе. Из совершено ясного вывода, что поэта необходимо УКОРОТИТЬ, почему-то следует его УБИЙСТВО. Если исходить из заявленной длины шеи, то укоротить может означать одно из двух: в прямом смысле – сделать его короче (т. е. не ударить его ножом, а отрезать от него часть), в переносном – как-то навредить, сделать его менее дееспособным. Но отнюдь не мёртвым.

И третье. Если нож В НЕГО, то как он может «висеть на острие»? Такое возможно (и то – чисто теоретически), если не «нож в него», а ЕГО НА НОЖ. И если поэт уже ЗАРЕЗАН, то каким образом он может быть счастлив? Высоцкий, наверное, тем самым хотел сказать, что поэт счаслив УМЕРЕТЬ «за то, что был опасен», но у нашего прославленного стихоблуда опять ничего не вышло. Не дано, что поделаешь…

Вообще о поэзии и поэтах у моего сегодняшнего подопечного представление весьма странное.

-Кто кончил жизнь трагически, тот — истинный поэт.
             (Ага — Чикатило, например. Или Гитлер…)
 А если в точный срок, так — в полной мере.
 На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же в петлю слазил в “Англетере”.

Здесь сразу столько бредятины, что аж слюнки сатирические текут. “Истинного поэта” я уже отметил репликой. (Любой грамотной козе понятно – автор пытался написать, что «истинный поэт» погибает трагически, но традиционно не справился с великим и могучим…) А какой это, интересно, такой точный срок? Ну ладно, Лермонтов в двадцать шесть лет погиб. Но Есенин-то — в тридцать! (Вряд ли ещё кто-то из поэтов в этом “Англетере” повесился.) Так что же здесь прикажете считать точным сроком? И как это поэт “СЛАЗИЛ” в петлю? Залез — повисел маленько — не понравилось — вылез, так что ли? К тому же 26 — это не цифра, а число, состоящее из цифр 2 и 6. А как охватить разумом противопоставление “истинный поэт — в полной мере”??? Бр-р-р…  Далее

-С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
 Вот и сейчас — как холодом подуло.
 На этой цифре Пушкин подгадал себе дуэль,
 И Маяковский лёг виском на дуло.

Ну, про цифры я уже говорил. Не очень понятно, как это хмель слетает “при цифре” 37. Это надо так понимать, что если бы Высоцкий вытатуировал бы себе, ну, скажем, на ягодице эту самую “цифру”, то и не хмелел бы уже никогда? Или стоило бы ему захмелеть, как хмель слетал бы «в момент»? И так – до полного опустошения всех имеющихся ёмкостей? Есть некоторое логическое несоответствие между “слетанием хмеля” и тем, что “холодом подуло”. Это вроде не совсем одно и то же. Маяковский же, насколько мне известно, стрелял себе в сердце, и вообще — что это за образ такой художественный — “лёг на дуло”? Почему — лёг? Смысла — ноль целых хрен десятых. Далее в связи с названной “цифрой” автор упоминает кончины Байрона (который прожил 36 лет) и некоего Рембо, о судьбе которого, честно признаюсь, мне ничего не известно. Видимо, чтобы состряпать эту вещицу, В. С.  перебрал всех знакомых и незнакомых ему поэтов, чтобы выбрать подходящих под его абсолютно дурацкую схему с “точными сроками”… К слову, Байрон умер от болезни. Печально, конечно, но ничего трагического…

   Грустно всё это, уважаемые господа. И где-то даже печально. Картина вырисовывается довольно безрадостная — рассматриваемый автор откровенно плавает в русском языке, причём — довольно мелко. И с эрудицией у него слабовато. К тому же (как и предупреждал) я ещё практически не касался ритма, такта, рифм и прочих чисто технических параметров стихов Высоцкого. Но, похоже, и так уже всё понятно…

В одной из своих песен В. С. как-то сам проговорился:

Сказал себе я: брось писать, —
Но руки сами просятся…

Похвально стремление автора — завязать с этим гнусным делом, но… РУКИ просятся (!!!). Очень характерно, что — не голова… Впрочем, если кто-то сам с собой разговаривает, то с головой у него явно не всё в порядке…
А напоследок — в качестве некоторого резюме — позволю себе привести одно из написанных мною когда-то трёхстиший:

Да, было время поклоняться
Кумирам юности. Но стали мы умней.
Пришла пора от поклоненья уклоняться…

1998 год


14


686

October 7 2021, 02:02

Categories:

  • Корабли
  • История
  • Cancel

скрип сапогов При всем моем уважении к Владимиру Высоцкому, он слишком

[Видео]

При всем моем уважении к Владимиру Высоцкому, он слишком часто пытался громким голосом прикрыть прорехи в тексте.
Возьмем, например, песню «Еще не вечер». Судя по косвенным признакам, действие происходит примерно в XVI–XVIII веках. Ляп на ляпе.

Мы научились штопать паруса
И затыкать пробоины телами

Штопать паруса — это совершенно нормально для моряка. В этом нет никакой отчаянности и доблести. Вы тоже можете штопать паруса — для этого не нужен четырехлетний опыт. Телами пробоины на парусных судах никто никогда не закрывал. Пробоины прямо во время боя заделывались изнутри — деревянными пробками, или снаружи — матерчатым пластырем.

За нами гонится эскадра по пятам
На море штиль – и не избегнуть встречи!

Как может гнаться эскадра, когда на море штиль? Или речь идет о галерном флоте? Дальше речь пойдет о фрегате — была такая разновидность галер? Но все равно глагол «гнаться» здесь неудачен

Вот развернулся боком флагманский фрегат
И левый борт окрасился дымами
Ответный залп – на глаз и наугад
Вдали пожар и смерть! Удача с нами!

Опять непонятно, за счет чего разворачивается флагманский фрегат. Непонятно, почему ответный залп наугад — дистанция для корабельного пушечного залпа даже тяжелыми орудиями была совсем небольшой — до 100—150 м (на больших дистанциях гладкоствольные орудия даже не пробивали борта кораблей и ядра просто застревали в бортах).
Откуда взялся пожар на фрегате тоже непонятно. Перед сражением все огни на корабле гасили. Выбило факел из рук канонира? Калеными ядрами никто на море никогда не стрелял. Ядра тоже не взрывались — это были не снаряды. Главный урон матросам наносили деревянные щепки. Бомбические пушки, которые стреляли разрывными бомбами или гранатами, появились только к середине XIX века

Но с ветром худо, и в трюме течи

Деревянный корабль подтекает всегда. Это нормально.

На нас глядят в бинокли, в трубы сотни глаз

Бинокль был изобретен в самом конце XIX века, когда боевых парусных судов уже не осталось. Первые бинокли, разработанные Эрнстом Аббе и Карлом Цейсом, поступили в продажу только в 1894 году. Подзорная труба стоила огромных денег и во всей вражеской эскадре в лучшем случае их могло быть всего несколько штук. Никаких «сотен глаз» не могло быть в принципе

Но никогда им не увидеть нас
Прикованными к веслам на галерах!

Кой черт занес Вас на эти галеры? После Лепанто (1571 год) крупных сражений чисто галерных флотов не было. Их быстро вытеснили парусники.

И крысы думали: а чем не шутит черт
И тупо прыгали, спасаясь от картечи

Тупо прыгали? Ну ладно, нужно было чем-то заполнить строку. Но откуда взялась картечь? Это уже конец XIX века

Кто с кольтом, кто с кинжалом, кто в слезах
Мы покидали тонущий корабль

Кольт — это тоже середина XIX века. Он с галерами никак не пересекается. Почему тонет корабль тоже непонятно. Корабли во время боя тонули довольно редко. В Гогландском сражении 1788 года русский линейный корабль «Владислав» получил сотни попаданий, включая 34 подводные пробоины, в результате чего лишился хода и способности продолжать бой, но при этом уверенно держался на плаву. В ходе сражения в Наваринской бухте 1827 года флагман русского флота «Азов» только в корпус получил 153 попадания, включая 7 подводных пробоин, но при этом даже не утратил боеспособность, а всего через несколько дней после боя совершил благополучный переход на Мальту.

источник — mi3ch 
[4 ссылок 271 комментариев 5700 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями

Цитаты из русской классики со словосочетанием «скрипеть сапогами»

— Слушаю-с, — промолвил дворецкий не без недоуменья и удалился, скрипя сапогами.

Кто-то нерешительно завозился в кабинете и на цыпочках, скрипя сапогами, пошел к выходу. Но его сейчас же остановил голос командира, ставший вдруг чересчур суровым, чтобы не быть поддельным…

Неточные совпадения

Епиходов. Сейчас утренник, мороз в три градуса, а вишня вся в цвету. Не могу одобрить нашего климата. (Вздыхает.) Не могу. Наш климат не может способствовать в самый раз. Вот, Ермолай Алексеич, позвольте вам присовокупить, купил я себе третьего дня сапоги, а они, смею вас уверить, скрипят так, что нет никакой возможности. Чем бы смазать?

Но страсти, должно полагать, не унимались, потому что когда дело доходило до «я пла-а-чу, я стрра-а-жду!», то в голосе его происходила какая-то удивительнейшая штука: словно и ветер воет, и в то же время сапоги скрипят до истомы.

Пела она, размахивая пенсне на черном шнурке, точно пращой, и пела так, чтоб слушатели поняли: аккомпаниатор мешает ей. Татьяна, за спиной Самгина, вставляла в песню недобрые словечки, у нее, должно быть, был неистощимый запас таких словечек, и она разбрасывала их не жалея. В буфет вошли Лютов и Никодим Иванович, Лютов шагал, ступая на пальцы ног, сафьяновые сапоги его мягко скрипели, саблю он держал обеими руками, за эфес и за конец, поперек живота; писатель, прижимаясь плечом к нему, ворчал…

Купец, на цыпочках ступая по песку, отчего сапоги только громче скрипели, удалился, и отец Сергий остался один.

Высокий ворот рубахи давил шею, сапоги жали пальцы и при каждом движении ног сухо скрипели.

Диомидов поднялся со стула как бы против воли, но пошел очень быстро, сапоги его щеголевато скрипели.

Один из них, в цветном, застегнутом наглухо до седой бородки жилете, с рубахой навыпуск, нестерпимо скрипел своими сапогами — тогда была мода носить сапоги со скрипом; другой, в прекрасно сшитом черном, весьма поношенном сюртуке, неслышно двигался в черных замшевых сапожках, осторожно ступая подагрическими ногами.

Ей как-то все стало не нравиться в Привалове: сапоги у него скрипели; когда он ел, у него так некрасиво поднимались скулы; он не умел поддержать разговора за столом и т. д.

Входит Епиходов с букетом: он в пиджаке и в ярко вычищенных сапогах, которые сильно скрипят; войдя, он роняет букет.

На нем был щегольски сшитый просторный черный сюртук, приятно отделявшийся своей матовой массой от томного блеска светло-серых брюк, черный низенький галстук и красивый темно-синий жилет; золотая цепочка, прицепленная крючком к последней петельке, скромно терялась в боковом кармане; тонкие сапоги благородно скрипели, и вместе с появлением Бориса Андреича разлился в воздухе запах Ess’bouquet’а в соединении с запахом свежего белья.

Один из соседей Фомы по парте, — непоседливый, маленький мальчик с черными, мышиными глазками, — вскочил с места и пошел между парт, за все задевая, вертя головой во все стороны. У доски он схватил мел и, привстав на носки сапог, с шумом, скрипя и соря мелом, стал тыкать им в доску, набрасывая на нее мелкие, неясные знаки.

Ассоциации к слову «скрипеть»

Ассоциации к слову «сапоги»

Синонимы к слову «скрипеть»

Синонимы к слову «сапоги»

Предложения со словосочетанием «скрипеть сапогами»

  • Разве они не слышат, как к двери подходит воспитатель, как отодвигается занавеска в кабинете заведующей, как скрипят сапоги строгого сторожа?
  • Чуть слышно скрипели сапоги и туфли из добротной кожи.
  • Вернусь – а тут ликующе скрипят сапоги и ручки яростно строчат протоколы…
  • (все предложения)

Значение слова «скрипеть»

  • СКРИПЕ́ТЬ, —плю́, —пи́шь; несов. 1. Издавать скрип1. Пол скрипит. Сапоги скрипят. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СКРИПЕТЬ

Значение слова «сапоги»

  • САПОГИ́, —по́г, —а́м, мн. (ед. сапо́г, -а́, м.). 1. Род обуви с высоким голенищем. Кожаные сапоги. Зимние сапоги. Сапоги на меху. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова САПОГИ

Афоризмы русских писателей со словом «скрипеть»

  • Сорвись все звезды с небосвода,
    Исчезни местность,
    Все ж не оставлена свобода,
    Чья дочь — словесность.
    Она, пока есть в горле влага,
    Не без приюта.
    Скрипи перо, черней бумага,
    Лети минута.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

СКРИПЕ́ТЬ, —плю́, —пи́шь; несов. 1. Издавать скрип1. Пол скрипит. Сапоги скрипят.

Все значения слова «скрипеть»

САПОГИ́, —по́г, —а́м, мн. (ед. сапо́г, -а́, м.). 1. Род обуви с высоким голенищем. Кожаные сапоги. Зимние сапоги. Сапоги на меху.

Все значения слова «сапоги»

  • Разве они не слышат, как к двери подходит воспитатель, как отодвигается занавеска в кабинете заведующей, как скрипят сапоги строгого сторожа?

  • Чуть слышно скрипели сапоги и туфли из добротной кожи.

  • Вернусь – а тут ликующе скрипят сапоги и ручки яростно строчат протоколы…

  • (все предложения)
  • поскрипывать
  • шуршать
  • шебаршить
  • трещать
  • держаться
  • (ещё синонимы…)
  • краги
  • луноходы
  • опорки
  • пимы
  • полусапожки
  • (ещё синонимы…)
  • скрип
  • пружина
  • лестница
  • (ещё ассоциации…)
  • лужи
  • обувь
  • калоша
  • лужица
  • каблучок
  • (ещё ассоциации…)
  • дверь скрипит
  • деревья скрипели
  • скрипеть зубами
  • скрипеть под ногами
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • резиновые сапоги
  • сапоги солдат
  • носок сапога
  • сапоги блестят
  • снять сапоги
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «скрипеть»
  • Разбор по составу слова «сапог»
  • Как правильно пишется слово «скрипеть»
  • Как правильно пишется слово «сапоги»

Слово «сапог» пишется без окончания -ов в форме родительного падежа множественного числа.

Выясним, как правильно «сапог» или «сапогов» в форме родительного падежа множественного числа, если обратимся к морфологической норме современного русского литературного языка.

Грамматическая форма слова «сапог»

Часто возникает затруднение, какую форму слова выбрать:

В дождливую погоду не обойтись без сапог (сапогов)?

Сначала отметим, что речь идет о форме родительного падежа множественного числа слова «сапоги»:

не обойтись (без чего?) без сапог.

Словом «сапоги» обозначают парный предмет закрытой обуви из кожи или резины с высоким голенищем.

Сапоги

В XIX веке в классической литературе встречаются грамматические формы неодушевленных существительных «сапогов», «ботинков», «валенков» и «яблоков». А как правильно с точки зрения нормы современного русского языка?

Понаблюдаем за изменением по падежам и числам слова «сапог».

  • и. п. (что?) сапог, сапоги
  • р. п. размер (чего?) сапога, сапог
  • д. п. дам (чему?) сапогу, сапогам
  • в. п. купим (что?) сапог, сапоги
  • т. п. интересуюсь (чем?) сапогом, сапогами
  • п. п. найти (в чём?) в сапоге, в сапогах

Сапог или сапогов

В современном русском языке неодушевленные существительные мужского и женского рода, называющие парную обувь, в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание.

Убедимся в этом:

  • сапоги — голенище сапог  ;
  • валенки — пара валенок  ;
  • ботинки — много ботинок  ;
  • кроссовки — шнурки кроссовок  ;
  • тапки — подошва тапок  .

Запомним!

Формы слов с окончанием -ов «сапогов», «валенков», «ботинков» и пр. считаются просторечными, находящимися за границей современного русского литературного языка.

Чтобы запомнить правильную грамматическую форму исследуемого слова, соотнесем её с начальной формой именительного падежа единственного числа существительного:

Эти формы совпадают в написании и звучании и обе имеют нулевое окончание.

Ежик, надевай сапожки,
А не то замерзнут ножки.
Я свернусь вот так в клубок
И согреюсь без сапог!

 М. Дружинина

Для прочного усвоения правильной формы родительного падежа множественного числа существительного, прочтите вслух примеры предложений.

Примеры

Тебе  нравится купленная мной на выставке пара зимних женских сапог?

Сколько рыбацких сапог у вас числится на базе?

Продавец предложила мне примерить несколько пар кожаных сапог.

Осенью ни один грибник не пойдет в лес без резиновых сапог.

В кладовой хранится несколько пар болотных сапог.

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 11

«Сапог» или «сапогов»? Когда мы посещаем обувной магазин, нередко возникает вопрос подобный вопрос. 

Как же на самом деле писать и говорить?

Как правильно пишется слово

Согласно правилу нашего языка, слова, которые обозначают парные предметы, имеют склонение родительного падежа во множественном числе, пишутся с нулевым окончанием.

Сапог

Например:

  • ботинок — несколько ботинок;

  • ножницы — несколько ножниц и т. д.

Правило написания

Изучая произведения из классической литературы, можно обратить внимание, что многие известные писатели применяли окончание «-ов» в словах, обозначающих парные предметы.

Когда пишется нулевое окончание

Современное правило гласит о нулевом окончании в подобных словах, поэтому такие слова пишутся без окончания «-ов».

Родственные слова, которые имеют корень «сапог/сапож» пишутся также с нулевым окончанием в родительном падеже.

Примеры предложений

Пара сапогов для дочери

Несколько примеров написания слова:

  • «Ольга Петровна подготовила гардероб к осени: приобрела новый зонт, плащ и пару ярких резиновых сапог для младшей дочери».

  • «На чердаке у бабушки хранилось несколько пар старых сапог».

  • «В магазине мне предложили две пары сапог из последней итальянской коллекции».

  • «Летом в лесу было так много росы, что без резиновых сапог было трудно пройти в самую чащу».

  • «Трое ребят, увидев волков, убежали даже без своих сапожек».

Ошибки в написании

Неправильно писать по современным правилам русского языка «сапогов». Такая форма слова по образцу является устаревшей.


Кто-то нерешительно завозился в кабинете и на цыпочках, скрипя сапогами, пошел к выходу. Но его сейчас же остановил голос командира, ставший вдруг чересчур суровым, чтобы не быть поддельным…

Неточные совпадения

Епиходов. Сейчас утренник, мороз в три градуса, а вишня вся в цвету. Не могу одобрить нашего климата. (Вздыхает.) Не могу. Наш климат не может способствовать в самый раз. Вот, Ермолай Алексеич, позвольте вам присовокупить, купил я себе третьего дня сапоги, а они, смею вас уверить, скрипят так, что нет никакой возможности. Чем бы смазать?

Но страсти, должно полагать, не унимались, потому что когда дело доходило до «я пла-а-чу, я стрра-а-жду!», то в голосе его происходила какая-то удивительнейшая штука: словно и ветер воет, и в то же время сапоги скрипят до истомы.

Пела она, размахивая пенсне на черном шнурке, точно пращой, и пела так, чтоб слушатели поняли: аккомпаниатор мешает ей. Татьяна, за спиной Самгина, вставляла в песню недобрые словечки, у нее, должно быть, был неистощимый запас таких словечек, и она разбрасывала их не жалея. В буфет вошли Лютов и Никодим Иванович, Лютов шагал, ступая на пальцы ног, сафьяновые сапоги его мягко скрипели, саблю он держал обеими руками, за эфес и за конец, поперек живота; писатель, прижимаясь плечом к нему, ворчал…

Купец, на цыпочках ступая по песку, отчего сапоги только громче скрипели, удалился, и отец Сергий остался один.

Высокий ворот рубахи давил шею, сапоги жали пальцы и при каждом движении ног сухо скрипели.

Диомидов поднялся со стула как бы против воли, но пошел очень быстро, сапоги его щеголевато скрипели.

Один из них, в цветном, застегнутом наглухо до седой бородки жилете, с рубахой навыпуск, нестерпимо скрипел своими сапогами — тогда была мода носить сапоги со скрипом; другой, в прекрасно сшитом черном, весьма поношенном сюртуке, неслышно двигался в черных замшевых сапожках, осторожно ступая подагрическими ногами.

Ей как-то все стало не нравиться в Привалове: сапоги у него скрипели; когда он ел, у него так некрасиво поднимались скулы; он не умел поддержать разговора за столом и т. д.

Входит Епиходов с букетом: он в пиджаке и в ярко вычищенных сапогах, которые сильно скрипят; войдя, он роняет букет.

На нем был щегольски сшитый просторный черный сюртук, приятно отделявшийся своей матовой массой от томного блеска светло-серых брюк, черный низенький галстук и красивый темно-синий жилет; золотая цепочка, прицепленная крючком к последней петельке, скромно терялась в боковом кармане; тонкие сапоги благородно скрипели, и вместе с появлением Бориса Андреича разлился в воздухе запах Ess’bouquet’а в соединении с запахом свежего белья.

Один из соседей Фомы по парте, — непоседливый, маленький мальчик с черными, мышиными глазками, — вскочил с места и пошел между парт, за все задевая, вертя головой во все стороны. У доски он схватил мел и, привстав на носки сапог, с шумом, скрипя и соря мелом, стал тыкать им в доску, набрасывая на нее мелкие, неясные знаки.

Как правильно пишутся слова в родительном падеже множественного числа: «носок», или «носков»? «сапог», или «сапогов»?

Какое правило русского языка?

Примеры в предложении?

Предлагаю ознакомиться с парадигмой склонения обоих слов.

Им. падеж: сапоги,

Род. падеж: сапог,

Дат. падеж: сапогам,

Вин. падеж: сапоги,

Тв. падеж: сапогами,

П. падеж: о сапогах.

В родительном падеже правильна форма с нулевым окончанием, т. е. САПОГ.

Им. падеж: носки,

Род. падеж: носков,

Дат. падеж: носкам,

Вин. падеж: носки,

Тв. падеж: носками,

П. падеж: о носках.

В случае со словом НОСКИ правильной формой будет уже форма с окончанеим ОВ, т. е. НОСКОВ.

И примеры с этими словами в родительном падеже:

У меня нет даже пары резиновых сапог, а у тебя три!

Нашла под кроватью в дальнем углу три пары грязных носков мужа.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Элени­я
[445K]

7 лет назад 

Верно написать «без сапог»: по правилам русского языка во множественном числе верно писать именно так.

В этом случае вспоминаем правило русского языка о парных предметах, которые часто в родительном падеже и множественном числе имеют нулевое окончание:

Вышел как-то за порог, Но обут был, — без сапог!

Наколоть собрался дров, В пару лишь одет носков!

А вот «носков» пишется именно с окончанием «ов». Многие парные предметы имеют окончание: «гольфов», «носков».

Так что запомним и пишем правильно: «сапог — сапог», «носок — носков»!

Примеры предложений: В магазине есть очень много красивой зимней обуви: ботинок, сапог и даже валенок!

Если купить две пары обуви, то впридачу по акции дают комплект носков!

Однако, в XIX веке правильнее было произносить сапогов:

Со временем окончаний не стало:

Авато­рия
[71K]

6 лет назад 

В правилах русского языка четко прописано, как употреблять данные слова.

Нужно запомнить правописание слов «носков» и «сапог».

Правило гласит, что многие парные предметы во множественном числе и в родительном падеже имеют нулевое окончание: Нет чего? — Сапог.

Но в случае с носками мы употребляем правильно «носков», т.е. здесь прибавилось окончание «ов».

Пример:

У меня нет на весну новых сапог.

Купила мужу несколько пар новых носков.

Если трудно запомнить, то можно руководствоваться негласным правилом: «Чем короче-тем длиннее». Это значит, что носки короче чулок, значит слово во множественном числе длинное с окончанием «ов» — «носков» («чулок»).

Сапоги длиннее ботинок, но слово короткое, без окончания.

Shipo­3
[33.1K]

5 лет назад 

Хоть специалисты и пытаются выделить некоторые закономерности, связанные с подобными окончаниями в родительном падеже, полагаться на эти закономерности не стоит. Слишком много исключений, лучше все запоминать.

В данном случае подойдёт такое утверждение: у большинства существительных мужского рода, обозначающих название парных предметов и оканчивающихся на твердую согласную, в родительном падеже множественного числа окончание будет нулевым.


Сапог (ед. число) —> сапоги —> сапог (мн. число) подпадает под утверждение.

Пример:

Пара прекрасных красных сапог.

Мы обошлись в походе без сапог.


Носок (ед. число) —> носки —> носков (мн. число) — исключение.

Пример:

Повсюду было много носков.


Другие подобные слова:

Чулок —> чулки —> чулок

Гольфы —> гольфов

Тапок —> тапки —> тапок

Глаз —> глаза —> глаз

Эполет —> эполеты —> эполеты

Ботинок —> ботинки —> ботинок

Дубло­н
[177K]

6 лет назад 

Очень часто перед многими появляется вопрос, как писать слова «носок» или «носков, «сапог» или «сапогов» и чтобы уяснить, вспоминаем правило русского языка о написании названий парных предметов одежды, обуви в родительном падеже, которые всегда имеют нулевое окончание, кроме — носков и гольфов.

Пишем правильно — нет сапог, также как и — нет ботинок, валенок, чулок, лампас…

Но, нет носков.

У себя в каптерке он так и не нашел подходящего размера сапог.

Он так и пошел в школу без носков.

Pavel Go
[706]

7 лет назад 

Правило: окончание всегда «ов»,а почему он «родительный»-это ещё из старины, так-как родителей всегда пара (а это уже «множественное число») то русские фамилии тоже кончаются на «ов», на пример «Иванов, Петров, Сидоров», а когда правила создавали, так и решили, всё что 2 и больше будет кончатся на «ов».

Эл Лепсо­ид
[139K]

5 лет назад 

Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в форме родительного падежа множественного числа чаще всего имеют нулевое окончание. К ним, кроме слова «сапоги» из вопроса, можно добавить и ряд других:

сапоги — сапог,

ботинки — ботинок,

чулки — чулок,

гольфы — гольф,

гетры — гетр,

манжеты — манжет,

погоны — погон,

эполеты — эполет,

глаза — глаз.

Но есть и исключения из этого правила, к которым относится и упомянутое в вопросе слово «носки» — оно имеет в родительном падеже окончание «-ов»:

носки — носков.

Примеры предложений:

В углу стояла пара кирзовых сапог.

Я положил в чемодан несколько носков.

Евгеш­а001
[12.8K]

6 лет назад 

В русском языке в наименовании парных предметов, обозначающих чулочные изделия и обувь, как правило, форма родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием. Согласно этому правилу изменяется существительное сапоги — нет сапог.

Вместе с тем встречается форма родительного падежа с окончанием -ов (нет носков, нет гольфов).

Ольга­1177
[107K]

6 лет назад 

У существительного «сапог» совпадают формы именительного падежа единственного числа и родительного падежа множественного числа: (есть что?) сапог — (много чего?) сапог.

Существительное «носок» в родительном падеже имеет особую форму — носков (с окончанием -ов).

Тори Торич­ка
[59.4K]

6 лет назад 

В русском языке возникает сложность при образовании формы родительного падежа множественного числа от некоторых имен существительных.

Литературными будут следующие формы: сапог, но носков. Это следует запомнить.

Пример: пара сапог, у меня не было носков.

Знаете ответ?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скриншот ошибки что это такое
  • Скриншот ошибка оплаты
  • Скриншот ошибка камеры
  • Скрин ошибки сайта
  • Скрин ошибки перевода сбербанк