Скуднеют наши природные богатства исправить ошибку

Содержание

  1. § 110. Типы норм литературного языка
  2. ГДЗ §3 Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. Вопрос 19 Прочитайте. Найдите нарушения норм.
  3. ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 183
  4. ГДЗ §4 Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. Вопрос 29 Укажите, какие ошибки допущены в употреблении слов.
  5. Найдите ошибки, охарактеризуйте их. ГДЗ, Упр. 289, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

§ 110. Типы норм литературного языка

Лексические нормы отражают правильность употребления слов. Точность словоупотребления зависит:

а) от значения слова;
б) от правильного выбора слова из синонимического ряда;
в) от правильного выбора слова из паронимичсского ряда.

Необходимо также учитывать лексическую сочетаемость слов

(ср.: карий — коричневый). При выборе слов учитывается и их стилистическая окраска.

Орфоэпические нормы — это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле — нормы ударения (акцентологические нормы).

Акцентологические нормы — это нормы ударения.

Словообразовательные нормы определяют правила образования слов в русском языке.

Орфографические нормы — нормы правописания слов.

Грамматические нормы: морфологические и синтаксические.

Морфологические нормы — это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта.

Синтаксические нормы отражают правила согласования слов в словосочетании и предложении, правила управления, а также правила посгроения предложений, простых и сложных. Большую роль в правильной организации высказывания играет порядок слов в простом предложении и порядок следования (расположения) частей в сложном предложении.

Пунктуационные нормы определяют употребление и расстановку знаков препинания в тексте.

Стилистические нормы — это нормы, закрепляющие за функциональными стилями маркированные (отмеченные) языковые средства, а также правила употребления языковых единиц в соответствии с их стилистической характеристикой (разговорное, просторечное, книжное и т.д.)|

2505. Спишите предложения, исправив их в соответствии с нормами русского литературного языка.

1. Меня попросили рассказать свою автобиографию. 2. У поэта была сильная ностальгия по родине. 3. Мысленно они думали о вторичной встрече. 4. Скуднеют наши природные богатства. 5. Окончив наше училище, перед вами откроются двери фабрик, институтов. 6. В зимний период времени превосходит расход электроэнергии. 7. Мы строили прогнозы на будущее. 8. Мой товарищ — ровесник мне по возрасту. 9. По выходным молодёжь проводит время в очаге культуры. 10. Экологи занимаются проблемами окружающей среды. 11. Более лучше нельзя было придумать. 12. Первый дебют прошёл удачно. 13. В школе основали музей славы. 14. На каждом шагу и чуть ли не в каждом произведении писатель противоречил сам себе по любому принципу.

Источник

ГДЗ §3 Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. Вопрос 19 Прочитайте. Найдите нарушения норм.

Привет, есть варианты, как ответить на вопрос.
Прочитайте. Найдите нарушения норм. Какие нормы нару-
шены в приведённых высказываниях? Исправьте их.
1) На ремонт школы нужны дополнительные средства. 2) Молодёжь, которая будет проживать в XXI в., сможет решить многие задачи. 3) Второй рассказ более смешнее первого. 4) Больной попросил врача налить себе воды. 4) Прочитав повесть И. С. Тургенева, меня прежде всего поразил её сюжет. 6) Ломоносов заметил о том, что богатство России будет произрастать Сибирью. 7) Всюду Печорина поджидает новая трагедия. 8) Раневская отказывается на предложение вырубить сад. 9) Мы узнали много интересных языковых фактов. 10) Я начну ответ изначально. 11) Катерина — протест «тёмному царству».

Прив) В физике есть только один вариант, и он такой;)
1) На ремонт школы нужны дополнительные средства.
(орфоэпическая норма) 2) Молодежь, которая будет жить в
XXI в., сможет решить многие задачи, (лексическая норма)
3) Второй рассказ смешнее первого, (грамматическая норма)
4) Больной попросил врача нать ему воды. (лексическая норма)
5) Когда я прочитал повесть И. С. Тургенева, меня прежде всего
поразил ее сюжет. (грамматическая норма) 6) Ломоносов заме-
тил то, что богатство России будет произрастать из Сибири.
(грамматическая норма) 7) Всюду Печорина поджидает новая
драма. (лексическая норма) 8) Раневская отказывается от пред-
ложения вырубить сад. (грамматическая норма) 9) Мы узнали много интересных языковых фактов. (орфоэпическая норма) 10) Я сначала отвечу. (лексическая норма) 11) Катерина — про-
тивовес «темному царству». (лексическая норма)

Источник

ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 183

825. Прочтите выразительно и сравните тексты, объединенные одной темой. Определите, в какой ситуации уместно использование каждого текста, кто мог бы быть автором каждого текста, а кто — слушателем или читателем. Обоснуйте свою точку зрения.

I. Лес, точно терем расписной,

лиловый, золотой, багряный,

веселой, пестрою стеной

стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

а между кленами синеют

то там, то здесь, в листве сквозной,

просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

II. Лес — один из основных типов растительности, господствующий ярус которого образован деревьями одного или нескольких видов, с сомкнутыми кронами; для леса характерны также травы, мхи, лишайники. Различают хвойные и лиственные (как чистые, так и смешанные), листопадные и вечнозеленые леса. Лес — это жизненная среда для многих птиц и зверей, источник древесины, ягод, грибов и технического сырья. Биомасса, накапливаемая лесом, составляет 90 % всей наземной биомассы. Имея важное климаторегулирующее, почво- и водозащитное значение, лесной покров Земли является одним из факторов устойчивости биосферы и требует постоянной заботы о его сохранении и возобновлении.

(Большой энциклопедический словарь)

III. Тайга — это почти две трети сибирских пространств. В тайге предполагается создать могучие промышленные комплексы — многие большие и малые производства, потребляющие древесину. Можно понять беспокойство одной учительницы, которая мне писала: «Неужто пойдут все наши прекрасные сибирские леса на капроновые чулки?»

Очень может быть, что все леса на это не пойдут: некоторые ученые уверяют, что «лесоруб в тайге не уничтожает зеленого друга, а освобождает богатырские силы природы, так как тайга — средоточие перестойного леса, вырубка которого означает прежде всего сохранение и упрочение великого лесного богатства».

Не буду оспаривать это утверждение. Допускаю, что в масштабах миллионов гектаров, в общем и целом, так оно и есть — если иначе, пусть об этом спорят специалисты. Но вижу, что часто лесоруб освобождает не богатырскую силу природы, а природу от ее богатырских сил.

«Тайга отступает» — этот кочующий заголовок мало радует задумчивого читателя. Борьбы между тайгою и людьми никакой нет, деревья безоружны перед техникой корчевания и пиления, им не под силу отступать, сохраняясь, — они гибнут. И разбегаются птицы и звери, и лишают нас ресурсов продовольствия.

IV. — Я вчера вам звонила весь день. Поняла, что в такую погоду вы уехали отдыхать. Вы были в лесу?

— Да, вчера весь день провели на природе.

— Отдохнули чудесно: свежий воздух, птички поют! Грибов еще нет, а ягод и цветов много.

(Из разговорной речи)

826. Подберите примеры, показывающие, как об одном и том же можно сказать по-разному в разных ситуациях общения: в бытовом разговоре, и научной книге, в средствах массовой информации, в официально-деловой обстановке или в художественной литературе (поэзии или прозе).

Весна́ — одно из четырёх времён года, переходный сезон между зимой и летом. Слово имеет древнюю индоевропейскую основу и является родственным к литовскому vasarà — «лето», латыш. pavasaris, др.-инд. vasantás — «весна», vasar — «рано».

2. Художественный стиль:

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

3. Публицистический стиль:

4. Официально-деловой стиль:

Доводим до Вашего сведения, что весной происходит обострение сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, как свидетельствуют статистические данные, именно весной наблюдается всплеск заболеваний аллергического характера. В связи с этим просим выделит денежные средства в сумме 5.630 руб (пяти тысяч шестисот тридцати рублей) на закупку необходимых лекарственных препаратов (список прилагается).

5. Разговорный стиль:

— Васька, тебе какое время года больше всего нравится?

— Весной черёмуха расцветает, а мне нравится её запах.

827. Выберите из предложенных в предыдущем упражнении тем или придумайте интересную для вас тему и напишите мини-тексты из 7 —10 предложений, которые различались бы только тем, что их употребление уместно в определенной сфере человеческого общения: в быту, в официально-деловой обстановке, на научной конференции, в средствах массовой информации.

828. Прочтите фрагменты из произведений художественной литературы. Обратите внимание на наблюдения авторов за речью героев. Сделайте вывод о том, каковы взгляды героев литературных произведений на культуру речи.

I. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

Все слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Метя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т.д.)

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

8. Не учите меня жить.

9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка» — при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка», — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)

11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)

12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)

13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)

14. У вас вся спина белая. (Шутка.)

16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)

17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

829. Найдите в предложениях просторечные слова и замените их подходящими синонимами. Объясните свой выбор.

1. Трудно понять, почему ученый допустил такую оплошность.

2. Простакова пугает (запугивает) Софью.

3. Сначала я хочу кратко остановиться на сюжете повести.

4. В инструкции содержались полезные советы о том, как необходимо (нужно) обращаться с электробытовым прибором.

5. К счастью для Чичикова, на помощь ему пришел капитан-исправник.

Все эти предложения относятся к книжному стилю речи (публицистическому или официально-деловому). Этот стиль не допускает использования разговорных и просторечных слов, которые находятся за чертой русского литературного языка. Использование в речи просторечных и разговорных слов снижает её качество.

830. Найдите в предложениях диалектизмы. Какова их стилистическая роль?

У Агафона по изрубленному оспою лицу пошли бледные матежины, он тоже повысил голос.

— Я на конюшне или в воловне ночевать вам обязан! Нечего на меня шуметь. А коли вы уж даже чересчур храбры — подите верните быков.

Завидя на противоположном скате балки пасшихся быков, Любишкин разделил свой немногочисленный отряд надвое:

— Агафон, бери троих и шибкой рысью через балку заходи с правого фланга, а я обойду их слева.

Матежины, воловня, шуметь, шибкой, балка
Применяется для создания местного колорита.

831. Найдите в предложениях иноязычные слова. Правильно ли они употреблены? Почему вы так думаете? Замените их, где нужно, подходящими по смыслу русскими словами. Исправленный вариант запишите.

1.Перед читателем проходит целая плеяда ярких представителей народа.
2. Писателю удалось показать подлинную сущность Половцевых.
3.Особенности поэтической речи регулируются общеязыковыми нормами.
4.Хотя в романе Базаров и одинок, в жизни количество его единомышленников увеличивается.
5.Иллюстрации хорошо изображают главные эпизоды повестей.

832. Прочитайте предложения. Какие нормы литературного языка нарушены авторами предложений? Выделите среди предложений такие, в которых встречаются стилистические ошибки. Найдите в предложениях орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки и исправьте их. Запишите исправленные предложения.

1. Даже чернило у Плюшкина превратилось в какую-то заплесневевшую жидкость. 2. Образ жизни чиновников губернского города вызывает наше негодования и презрения. 3. Мальчик не ожидай, но поскользнулся. Ребята смеялись в его адрес. 4. После грозы, па ветвях деревьев блестели капли атмосферных осадков. 5. Чичиков говорит Ноздреву что я давненько не брал в руки шашек. 6. Прочитав комедию мне наглядно представились ее персонажи. 7. Пассажир просил, принести чемодан носильщика, который находился в камере хранения. 8. Возвратившись в город, у Чичикова возник ряд неприятностей.

833. Исправьте предложения. Укажите, какие критерии хорошей речи были нарушены авторами.

834. Замените глагольно-именные сочетания глаголами. Составьте и запишите с ними предложения. В каком стиле речи будет уместно употребить ваши предложения?

Осуществлять заботу, подвергнуть сокращению, осуществлять выдачу, допустить отставание, подвергнуть исследованию, достигнуть опережения, осуществить руководство, произвести посев.

Заботиться. Сокращен. Выдавать. Отстать. Исследовать. Опередить. Руководить. Посеять. Ну а предложения сами придумаете, это просто.

835. Закончите предложения, употребив один из синонимов, приведенных в скобках. Объясните свой выбор. В какой ситуации общения будут уместны такие высказывания? Спишите предложения.

1. На месте небольшого завода построен крупный деревообрабатывающий комбинат. (выбранный синоним больше соответствует стилю текста)

2. В зависимости от конкретных условий установка может быть смонтирована как на открытой площадке, так и в помещении. (остальные синонимы неточно передают мысль).

3. Уже в октябре фермер стал поставлять зеленый лук в магазины столицы. (можно выбрать любые из данных синонимов)

4. Технолог Калинина предложила модернизировать конструкцию двух мощных горизонтально-расточных станков. (остальные синонимы неточно передают мысль).

836. Отметьте особенности в использовании А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума» средств речевой характеристики Скалозуба и Молчалина.

837. Приведите примеры речевой характеристики героев произведений художественной литературы и покажите, как отражается внутренний мир героя в его речи.

838. Найдите в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» примеры речевой характеристики героев. Как характеризует героя его речь?

839. Напишите домашнее сочинение «Речевая характеристика литературного героя» (например, Ноздрева или Собакевича).

Источник

ГДЗ §4 Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. Вопрос 29 Укажите, какие ошибки допущены в употреблении слов.

Привет. По русскому никому подобное не попадалось, может кто помнит как отвечать?)))
Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употребле-
нии слов (неточное знание лексического значения слова, смеше-
ние значения однокоренных слов, нарушение сочетаемости слова
с другими словами и др.). При затруднениях обратитесь к толко-
вому словарю. Внесите необходимые исправления и спишите
предложения.
1) Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2) Через
весь роман проходит фабула патриотизма. 3) Обе линии
сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии
параллельно, взаимно пересекаясь. 4) В момент пребыва-
ния на юге Пушкин пишет романтические произведения. 5) Очень рано я понял, что биология — завлекательная
наука. 6) Сначала о Манилове складывается двойное впе-
чатление. 7) С первого взгляда он может показаться даже
очень прекрасным человеком. 8) Автор по-новому реша-
ет вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.
9) Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о при-
бытии настоящего ревизора приводят чиновников в оцепе-
нение. 10) Нельзя без гневного возмущения относиться к
разным Чичиковым, Плюшкиным и Ноздрёвым. 11) Чте-
ние классической русской литературы обогащает кругозор
людей. 12) Диалекты встречаются не только в языке геро-
ев рассказа, но и в речи самого автора.

Привет. Как решать – помню. Держи ответ, не потеряй;)
1. Друзья, попробуем заглянуть в будущее. (Смешение значений однокоренных слов) 2. Читая «Молодую гвардию», мы, юноши и девушки, не знавшие войны, видим, как героически боролись с захватчиками наши сверстники. (Неверный выбор слова) 3. Через весь роман проходит тема патриотизма. (Неверный выбор слова) 4. Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии одновременно, взаимно пересекаясь. (Неверный выбор слова) 5. Во время пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. (Неточное знание лексического значения слова) 6. Очень рано я понял, что биология — увлекательная наука. (Смешение значений однокоренных слов) 7. Сначала о Манилове складывается двойственное впечатление. (Смешение значений однокоренных слов) 8. С первого взгляда он может показаться прекрасным человеком. (Неверное формообразование) 9. Автор по- новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданственности поэзии. (Смешение значений однокоренных слов) 10. Скоропалительный отъезд Хлестакова и известие о прибытие настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. (Смешение значений однокоренных слов) 11. Нельзя без возмущения относиться к Чичиковым, Плюшкиным и Ноздревым. (Неточное знание лексического значения слова) 12. Чтение классической русской литературы расширяет кругозор людей. (Нарушение сочетаемости слов) 13. Диалектизмы встречаются в речи не только героев рассказа, но и самого автора. (Неточное знание лексического значения слов).

Источник

Найдите ошибки, охарактеризуйте их. ГДЗ, Упр. 289, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Внимательно прочитайте предложения из книги «Не говори шершавым языком. О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ» авторов М. Горбаневского, Ю. Караулова и В. Шаклеина. Найдите ошибки, охарактеризуйте их. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Наши оконные рамы обладают неукоснительным каче­ством. 2. Быть информированными является самыми яркими завоеваниями российской демократии. 3. Вы никогда не задумывались, что нужно одеть, чтобы появиться под купо­лом цирка. 4. Мы представляем вам уникальные кухонные ножи. 5. Я себя чувствую более скромнее телевизионным ведущим. 6. Критерии оценки деятельности наших подраз­делений является раскрываемость преступлений. 7. Одену очки, чтобы лучше видеть. 8. Порывы ветра достигали пятнадцать — двадцать метров в секунду. 9. Ему нужно кардинальное изменение ситуации. 10. Проснувшись3 завтра, за окном уже будет ноябрь. 11. Стиль его программы весьма традиционный. 12. Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднималась критиковать местные власти. 13. Я готов гру­дью встать за спиной у России. 14. Эта история может стать самым смотрибельным сериалом. 15. Последнее высказыва­ние является кредом любой уважающей себя супермодели. 16. Нам сейчас необходимо принять все меры.

Приведите примеры отступления от языковой нормы (примеры речевых ошибок) в речи товарищей и в своей собственной речи. После каждого такого примера в скобках запишите верный вариант.

Источник

Картинка ГДЗ - задания Упражнение 505 ГДЗ Гольцова 10-11 класс по русскому языку

ГДЗ #1

Картинка ГДЗ - Упражнение 505 ГДЗ Гольцова 10-11 класс по русскому языку Вариант 1

Еще ГДЗ

505. Спишите предложения, исправив их в соответствии с нормами русского литературного языка.
1. Меня попросили рассказать свою автобиографию. – Меня попросили рассказать автобиографию. (Термин «автобиография» имеет значение «рассказать о себе», поэтому местоимение «свою» здесь не требуется)
2. У поэта была сильная ностальгия по родине. – У поэта была сильная ностальгия. – У поэта была сильная тоска по родине. (Слово «ностальгия» не употребляется в связке со словом «родине». В данном случае используется словосочетание «тоска по родине»)
3. Мысленно они думали о вторичной встрече. – Мысленно они думали о повторной/следующей встрече. (Слово «вторично» является многозначным и может обозначать не только вторую встречу, но и третью, четвертую и т.д.)
4. Скуднеют наши природные богатства. – Истощаются наши природные богатства. (Слово «скуднеют» в данном контексте является стилистически неуместным)
5. Окончив наше училище, перед вами откроются двери фабрик, институтов. – После окончания нашего училища перед вами распахнутся двери многих фабрик и институтов. (В первоначальном варианте части предложения являются не связаны между собой не стилистически, ни грамматически)
6. В зимний период времени превосходит расход электроэнергии. – В зимний период времени повышается/увеличивается расход электроэнергии. (Слово «превосходит» в данном контексте является стилистически неподходящим)
7. Мы строили прогнозы на будущее. – Мы сроили планы на будущее. (По смыслу здесь следует употребить устойчивое выражение «строить планы»)
8. Мой товарищ – ровесник мне по возрасту. – Мой товарищ – мне ровесник. (Словосочетание «ровесник по возрасту» является стилистически неупотребляемым, поскольку слово «ровесник» уже имеет значение «одинаковый по возрасту»)
?
9. По выходным молодежь проводит время в очаге культуры. – По выходным молодежь проводит время в доме культуры. (Словосочетание «очаг культуры» является бессмысленным и не употребляется по нормам современного русского языка)
10. Экологи занимаются проблемами окружающей среды. (Грамматически и стилистически предложение построено верно, однако по смыслу оно не закончено – нет уточнения, какими именно проблемами. Такое построение предложения предполагает уточнение контекста)
11. Более лучше нельзя было придумать. – Лучше нельзя было придумать. (Неправильно использована грамматическая форма наречия. Требует употребление сравнительной степени наречия, вместо превосходной)
12. Первый дебют прошел удачно. – Дебют прошел удачно. (Слово «первый» является лишним, поскольку слово «дебют» имеет значение «первое выступление»)
13. В школе основали музей славы. – В школе был открыт музей славы. (Слово «основали» в данном контексте не подходит по смыслу)
14. На каждом шагу и чуть ли не в каждом произведении писатель противоречил сам себе по любому принципу. – На каждом шагу и чуть ли не в каждом произведении писатель противоречил сам себе по любому вопросу. (Словосочетание «по любому принципу» не подходит в данном предложении по смыслу).

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Русский язык, которые посещают 10-11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Учебник», которая была написана автором/авторами: Гольцова. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

1. Меня попросили рассказать свою автобиографию. 2. У поэта была сильная ностальгия по родине. 3. Мысленно они думали о вторичной встрече. 4. Скуднеют наши природные богатства. 5. Окончив наше училище, перед вами откроются двери фабрик, институтов. 6. В зимний период времени превосходит расход электроэнергии. 7. Мы строили прогнозы на будущее. 8. Мой товарищ — ровесник мне по возрасту. 9. По выходным молодёжь проводит время в очаге культуры. 10. Экологи занимаются проблемами окружающей среды. 11. Более лучше нельзя было придумать. 12. Первый дебют прошёл удачно. 13. В школе основали музей славы. 14. На каждом шагу и чуть ли не в каждом произведении писатель противоречил сам себе по любому принципу.

На чтение 18 мин. Опубликовано 14.03.2023

Содержание

  1. § 110. Типы норм литературного языка
  2. Литературное редактрование: основные лексические погрешности и недочеты
  3. Речевая избыточность или многословие (плеоназм).
  4. Экологические задачи с ответами (часть 1)
  5. Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
  6. Краткое описание документа:

§ 110. Типы норм литературного языка

Лексические нормы отражают правильность употребления слов. Точность словоупотребления зависит:

а) от значения слова;
б) от правильного выбора слова из синонимического ряда;
в) от правильного выбора слова из паронимичсского ряда.

Необходимо также учитывать лексическую сочетаемость слов

(ср.: карий — коричневый). При выборе слов учитывается и их стилистическая окраска.

Орфоэпические нормы — это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле — нормы ударения (акцентологические нормы).

Акцентологические нормы — это нормы ударения.

Словообразовательные нормы определяют правила образования слов в русском языке.

Орфографические нормы — нормы правописания слов.

Грамматические нормы: морфологические и синтаксические.

Морфологические нормы — это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта.

Синтаксические нормы отражают правила согласования слов в словосочетании и предложении, правила управления, а также правила посгроения предложений, простых и сложных. Большую роль в правильной организации высказывания играет порядок слов в простом предложении и порядок следования (расположения) частей в сложном предложении.

Пунктуационные нормы определяют употребление и расстановку знаков препинания в тексте.

Стилистические нормы — это нормы, закрепляющие за функциональными стилями маркированные (отмеченные) языковые средства, а также правила употребления языковых единиц в соответствии с их стилистической характеристикой (разговорное, просторечное, книжное и т.д.)|

505. Спишите предложения, исправив их в соответствии с нормами русского литературного языка.

1. Меня попросили рассказать свою автобиографию. 2. У поэта была сильная ностальгия по родине. 3. Мысленно они думали о вторичной встрече. 4. Скуднеют наши природные богатства. 5. Окончив наше училище, перед вами откроются двери фабрик, институтов. 6. В зимний период времени превосходит расход электроэнергии. 7. Мы строили прогнозы на будущее. 8. Мой товарищ — ровесник мне по возрасту. 9. По выходным молодёжь проводит время в очаге культуры. 10. Экологи занимаются проблемами окружающей среды. 11. Более лучше нельзя было придумать. 12. Первый дебют прошёл удачно. 13. В школе основали музей славы. 14. На каждом шагу и чуть ли не в каждом произведении писатель противоречил сам себе по любому принципу.

Источник

Литературное редактрование: основные лексические погрешности и недочеты

Литературное редактирование –форма речевой деятельности, процесс редактирования языка, стиля, композиции и, шире, всей структуры рукописи, процесс улучшения формы произведения с учетом его содержания с целью достижения адекватности восприятия читателем авторского замысла

1. Неправильный выбор слова: а) по стилистической характеристике (В результате всем видным политикам пришлось публично определить свое отношение к наезду на президента); б) по стилевой принадлежности (Оперативники выехали на место. Натюрморт действительно не из приятных: простыня в крови, у хозяина из груди торчит нож, в комнате кавардак).

2. Неправильное или неуместное использование иноязычных слов (Хоккеист за инфернальное (инфернальный «адский») выражение был подвержен штрафу; И тут Клинтон устроил харассмент в Овальном кабинете; Спортсмен выполнил упражения с апломбом).

3. Неправильное или неуместное использование канцеляризмов, диалектизмов, поэтизмов, варваризмов, экзотизмов и пр. (Я проживаю на Садовом кольце; Давайте продемонстрируем нашу радость).

4. Неправильное или неуместное использование речевых штампов (В Стране тюльпанов Богдан Титомир оторвался на славу; Идет процесс развития движения за укрепление сотрудничества; Яркая жизнь оборвалась, подобно натянутой струне).

5. Неправильное или неуместное использование терминов и специальной лексики (Пушкин фиксировал свою нелюбовь буквально на все лады; Все это несет определенную функцию).

6. Лексическая и фразеологическая контаминация (уделить значение

Источник

Речевая избыточность или многословие (плеоназм).

Многим известно выражение из рассказа А.П. Чехова – «утоплый труп мертвого человека». Комизм здесь заключается в использовании автором такого явления как тавтология. Тавтология (от греч. tauto – то же самое и logos – слово) – избыточность высказывания, смысловое дублирование. Тавтология может быть явной, когда повторяются те же самые или близкие слова (Я сам лично все проверю), и скрытой, проявляющейся в смысловой тождественности (Самолеты взлетали с шоссе, которое служило для них взлетной полосой).

Прочитайте следующие предложения.

1. Платье ей немного великовато. 2. Мы нашли точки взаимного соприкосновения. 3. Продолжим наш разговор дальше. 4. Сборная России соберется на сборы 30 мая.

Во всех этих предложениях есть одна и та же ошибка – тавтология. Часто тавтология возникает из-за незнания значения заимствованного (иноязычного) слова, например:

1) Он был завзятый меломан (меломан – страстный любитель музыки, пения). 2) Здесь живут коренные аборигены (абориген – коренной житель страны, местности). 3) Я не люблю народный фольклор (фольклор – народное творчество). 4) Со мной происходят разные метаморфозы и превращения (метафорфоза – полная перемена, изме-нение). 5) Нужно внести коррективы и кое-какие исправления (корректив – частичное исправление, поправка).

Многословием (плеоназмом) называется ошибка, при которой в предложении используются слова, повторяющие смысл других слов и потому излишние. Например, если в сводке новостей звучат слова «незаконное бандформирование» – это яркий пример многословия, так как нет смысла подчёркивать незаконность «бандформирования»: оно не может быть законным точно так же, как не может быть законным «преступление». Другие примеры: «подняться вверх» (а куда ещё подниматься можно?), «в своём докладе упомянул» (невозможно упомянуть что-либо в чужом докладе), «ладонь руки» (а у чего ещё бывают ладони?) и т.д.

Излишним зачастую является и чрезмерное «усиление» слов:

за счёт добавления к ним характеристик «очень», «самый», «наиболее», «весьма», «довольно-таки» и т.п. Например, можно сказать «очень большой», но «очень огромный» – это уже многословие, т.к. слово «огромный» само по себе означает «очень большой». Точно так же нельзя сказать «очень крошечный», «самый первый» и т.п. Ошибкой будет и употребление нескольких слов-«усилителей» вместе: «весьма самый большой», «довольно-таки очень тяжёлый», «очень поздновато» и т.п. Как вам нравится следующее высказывание: «Я сам лично все проверю» или «Температура будет где-то примерно около нуля»?;

суффикса —оват (много – многовато, велик – великоват): Платье ей было немного великовато;

суффикса —юсеньк (маленький – малюсенький, тонкий – тонюсень-кий);

так называемое «расщепление сказуемого»: вместо того, чтобы использовать один глагол, используют конструкцию из глагола и отглагольного существительного. Например, вместо «помогаем» говорят «оказываем помощь», вместо «работали» – «провели работу», вместо «спросить» – «поставить вопрос» и т.п. Иногда слова разрастаются подобно раковой опухоли: вместо «экономят» пишут «борются за экономию», затем «участвуют в борьбе за экономию», затем «принимают участие в борьбе за экономию», затем «принимают активное участие в борьбе за экономию». Такого рода ошибки порой называют «канцеляризмами», поскольку они чаще всего встречаются в официальных бумагах, отчётах, докладах и т.п. Некоторые люди считают, что использование «канцеляризма» придаёт тексту солидность, но на самом деле это такая же грубая ошибка, как и употребление буквы «а» в слове «молоко».

Задание 1. Найдите в предложениях избыточные слова.

1. При въезде в город их обыскивали и проверяли у них сумки на предмет наличия чего-нибудь опасного. 2. Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов. 3. Это аксиома, не требующая доказательств. 4. Я увидел вывеску: «Горячий хот-дог». 5. Сегодня импичменту по отрешению главы государства от должности в Государственной думе дан ход. 6. В сборнике предложены варианты заданий, предлагающихся на вступительных экзаменах в ведущие вузы России в последние годы. 7. Она может не быть хорошей или рачительной хозяйкой, но так поставить себя в глазах мужа, что именно в их семье лучше, нежели у других. 8. Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и ты уже в другом измерении. 9. Более 9 тысяч состоявшихся и начинающих профессионалов посетили выставку за 4 дня её работы. 10. Чтобы пробить приличный договор, его нужно лоббировать. 11. Для этой цели, как считает наш собеседник, целесообразнее организовать отдельную партию. 12. Особняком выделяется образ Наташи Ростовой.

Задание 2. Перед вами привычные, часто встречающиеся в речи выражения, которые мы не квалифицируем как ошибку. Найдите слова, которые повторяют элемент значения другого слова.

1. Экологи занимаются проблемами окружающей среды. 2. Ему надоело слоняться без дела. 3. В общем и целом наши дела не так уж плохи. 4. Дашкова лично встречалась с Вольтером. 5. Гангстеры бросили авто и ушли пешком. 6. Смысл этой статьи – обрисовать реальную действительность псковского города Дно. 7. Женщину, воспитавшую десять и более человек детей, награждают орденом. 8. На аттракцион «Слоны и тигры» публика валит валом. 10. Пришлось теперь начинать сначала. 11. На вечере выступил автор и исполнитель собственных песен.

Задание 3. Найдите речевую избыточность в устных высказываниях политиков. Сделайте стилистическую правку.

1. Средства на это отпущены малоимущим беднякам. 2. Нам предстоит острая борьба на предстоящих выборах. 3. Мы категорически настаиваем на том, чтобы незаконно возбуждённое уголовное дело против журналиста газеты было прекращено самым скорейшим образом. 5. Президент твёрдо подтвердил своё участие во встрече. 6. С пол-ным ошеломления удивлением он участвовал в том, что произошло.
7. Нас обманывают, и мы этому радуемся, потому что не надо самим шевелить мозгами и думать, что надо делать дальше. 8. Она чересчур взяла на себя слишком много полномочий. 9. Признаться, и я почувствовал чувство гордости. 10. Самая важнейшая задача – консолидация. 11. О каком росте производства может идти речь, если столько заводов в стране простаивают без дела.

Задание 4. Сделайте стилистическую правку избыточных выражений. Определите причины возникновения избыточности: незнание иноязычного слова, неучет семантики слов, субъективное стремление автора усилить воздействие слова.

Причина ошибки Свой вариант
1. Короткий блицтурнир подошёл к концу
2. Современное состояние дел в нашей стране не вну- шает многим оптимистических надежд
3. Система кондиционирования позволит вам чувст- вовать себя удобно и комфортно как в летнюю жа- ру, так и в зимнюю стужу
4. Главная отличительная особенность этого нового печатного торгового дома – просто огромнейший ассортимент книжно-журнально-газетной продук- кции и канцтоваров
5. Просто это натура, склонная к одиночеству, само- углублению в себя
6. Предварительное предупреждение не подейство- вало на президента
7. Однако признаём с большой неохотою, что и сре- ди известных людей есть деятельные активисты, помогавшие этому кандидату
8. Самый разнообразный ассортимент мороженого (надпись на киоске)
9. Дожди будут довольно интенсивными, с большим количеством осадков
10. Меню ресторана изобилует деликатесами морских продуктов
11. Они просто коллеги по работе
12. Немало преступлений оказалось раскрытыми бла- годаря бдительности и внимательности милицио- неров

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 1529 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Экологические задачи с ответами (часть 1)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Экологические задачи с ответами

Читайте – думайте – делайте выводы и запоминайте…

Задача 1. К загрязнениям атмосферы относят накопление в воздухе пыли (твердых частиц). Она образуется при сжигании твердого топлива, при переработке минеральных веществ и в ряде других случаев. Атмосфера над сушей загрязнена в 15-20 раз больше, чем над океаном, над небольшим городом в 30-35 раз, а над большим мегаполисом в 60-70 раз больше. Пылевое загрязнение атмосферы несет вредные последствия для здоровья

Ответ. Загрязнение воздуха пылью ведет к поглощению от 10 до 50% солнечных лучей. На мелких частицах пыли оседают пары поды, при этом пыль является ядром конденсации, и это необходимо для круговорота воды в природе. Но, нельзя забывать, что в современных экологических условиях пыль содержит огромное количество химических и высокотоксичных веществ (например, двуокись серы, канцерогенные вещества и диоксины), поэтому является, прежде всего, источником токсичных осадков.

Задача 2. Количество злокачественных опухолей у коренного населения некоторых арктических районов оказывается заметно выше среднего. Исследователи связывают этот факт с резким увеличением поступления в организм людей на Севере радиоактивных веществ по цепи питания: лишайник – олень – человек. Как вы это понимаете?

Ответ. Следует отметить рост общего радиоактивного загрязнения среды. Лишайники из-за медленного роста и значительной продолжительности жизни способны накапливать радиоактивные вещества из окружающей среды. Олени питаются лишайниками (ягель), и концентрация вредных веществ накапливается в их организмах. Если человек питается преимущественно оленьим мясом, то радиоактивные вещества накапливаются и в его организме. Таким образом, происходит аккумуляция вредных веществ, которые приводит к серьезным заболеваниям.

Задача 3 . Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?

Ответ. Случаи смертельного отравления и нарушения размножения уток могут повлиять на численность популяции, т.е. произойдет сокращение численности. Для человека использование таких уток в пищу чревато отравлением свинцом, который попадает в его организм. А, как известно, свинец обладает высокотоксичным воздействием на организм человека.

Задача 4. Существующие проекты сероулавливающих установок позволяют превратить крупные города в источники производства серосодержащих соединений, например, серной кислоты. При утилизации 90% сернистого газа, выбрасываемого ныне в атмосферу, можно получать до 170-180 тонн серной кислоты в сутки во время отопительного сезона в расчете на город с пятисоттысячным населением. Какой природный принцип учтен в таких проектах? Какое значение для здоровья человека имеет реализация подобных проектов?

Ответ. Природа не знает такого понятия, как отходы: продукты жизнедеятельности одних организмов используются другими. Этот же принцип лежит в основе безотходных технологий. Выбрасываемый в атмосферу сернистый газ вместе с воздухом вдыхается людьми, оказывая вредные влияния на здоровье. Соединяясь с водой или водяным паром, сернистый газ образует серную кислоту. Но в одном случае получаем кислотные дожди, которые губительны для живой природы, а в другом – емкости с серной кислотой, так необходимой в различных производственных процессах.

Задача 5. Профессор А.М. Мауринь предложил несложный метод анализа изменений окружающей среды в городе. При этом используются срезы деревьев в городе и за его пределами. В чем заключается суть метода?

Ответ. Если принять равными погодные условия в городе и контрольной местности, то причиной изменения прироста деревьев в разных точках города может быть, главным образом, влияния загрязнения окружающей среды. При исследовании должны учитываться степень вытаптывания почвы, загрязнение ее хлоридами, возможность повреждения корней подземными коммуникациями.

Задача 6. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?

Ответ. Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.

Задача 7. Стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязненные поверхностные стоки могут проникать в подпочвенные воды. К каким последствиям это может привести, если под городом располагаются меловые отложения и известняки?

Ответ. При взаимодействии кислот с известняками в последних образуются пустоты, в которые могут представлять серьезную угрозу для зданий и сооружений, а значит, и жизни людей.

Задача 8. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водотоки. Какое значение для здоровья людей имеют такие стоки? Предложите пути защиты здоровья людей в населенных пунктах, использующих воду из данных водотоков.

Ответ. Отрицательное значение имеет попадание в водоемы удобрений и ядохимикатов, так как, во-первых, они являются ядами для организма человека, во-вторых, минеральные соли вызывают развитие растительности (в том числе сине-зеленых водорослей) в водоемах, дополнительно ухудшающих качество воды. Пути решения проблемы: водозабор должен быть выше по течению расположения сельскохозяйственных полей, использование гранулированных удобрений, разработка и внедрение быстроразлагающихся ядохимикатов, использование биологических методов защиты растений.

Задача 9. Сотни гектаров сельскохозяйственных угодий имеют засоленные почвы (почвы с избытком солей). Соли придают почве щелочность. При высокой щелочности почвы растения плохо растут, резко снижается урожай. Выяснилось, что соли, содержащиеся в почве, можно нейтрализовать разными веществами, например:

а) однопроцентным раствором уже использованной серной кислоты, которую обычно выливают на свалку, нанося природе вред;

б) дефекатором, являющимся отходом в сахарном производстве;

в) железным купоросом – побочным продуктом металлургических комбинатов.

Какой принцип природы учитывается человеком при борьбе с засолением почв? Какое значение для природы имеет такой подход?

Ответ. Природные системы действуют на основе принципа безотходности, т.е. отходы одних организмов используются другими. Для борьбы с засолением почв применяются отходы различных производств. Это дает двойную пользу: улучшение почв и снижение загрязнения окружающей среды в силу действия антагонизма ионов.

Задача 10. На карте России восточнее Камчатки отмечены в Тихом океане две маленькие точки – это Командорские острова. Острова были открыты в 1741 году экспедицией русского мореплавателя Витуса Беринга. Командоры – два острова (Беринга и Медный) с уникальным животным миром, бесценной сокровищницей самых разных зверей и птиц. Лет 30 назад на остров Беринга были завезены норки и создана звероферма. Но нескольким ловким зверькам удалось сбежать из клетки на волю. Последствия для природы острова оказались печальны. Почему?

Ответ. Норка – проворный, кровожадный хищник, от которого нет спасения ни на суше, ни в воде. Зверьки быстро размножились, имея достаточно пищи. Они безжалостно уничтожали гнезда птиц, охотились на взрослых уток, ловили маленьких лососей… природе острова нанесена глубокая, долго не заживающая рана.

Задача 11. Применение ядохимикатов для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями сельского хозяйства, с одной стороны, дает прирост урожая, с другой – приводит к гибели ни в чем не повинных животных. К тому же сотни видов вредителей приспособились к ядохимикатам и плодятся, как ни в чем не бывало (клещи, клопы, мухи…). Почему применение ядохимикатов приводит к гибели животных разных видов? Почему может сформироваться приспособленность насекомых-вредителей к ядохимикатам?

Ответ. Через цепи питания животные получают большую дозу химикатов и гибнут. Среди насекомых-вредителей есть особи, более устойчивые к ядохимикатам, чем остальные. Они выживают и дают устойчивое к яду потомство. При этом численность особей насекомых-вредителей восстанавливается очень быстро, так как яды вызывают гибель естественных врагов.

Задача 12 . Биологи установили такую парадоксальную зависимость: как только на каком-нибудь водоеме истребляют выдр, так сразу становится больше рыбы, но вскоре ее становится гораздо меньше. Если снова в водоеме появляются выдры, то снова рыбы становится больше. Почему?

Ответ. Выдра ловит больных и ослабленных рыб.

Задача 13. Оказывается, не все болота одинаковые. Есть верховые болота, расположенные на водоразделах, они питаются только атмосферными осадками. В верховых болотах с толщиной торфа около 5 метров на каждые 100 гектаров площади приходится примерно 4,5 миллиона кубометров воды, причем чистой. Низинные болота, расположенные главным образом в поймах рек, питаются богатыми грунтовыми водами. Выскажите свое мнение относительно осушения болот.

Ответ. Решая вопрос о возможности осушения болот, необходимо предварительно изучить их особенности. Верховые болота – это резерв чистой воды; кроме того, они бедны минеральными солями, поэтому вода в них абсолютно пресная. Поэтому осушение таких болот имеет отрицательные последствия. Осушение низинных болот дает плодородные почвы для земледелия.

Задача 14. Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда в прорубь вставляют стебли тростника. С какой целью это делается?

Ответ. Таким образом, вода обогащается кислородом воздуха, что предотвращает заморы рыб.

Задача 15. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?

Ответ. Выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых-вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые деревья.

Задача 16. « Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню». Объясните смысл поговорки.

Ответ. Ухудшается структура лесной почвы, в нее плохо проходят воздух и влага, при этом погибают древесные всходы.

Задача 17. В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

Ответ. Постепенное изреживание леса создает лучшие условия для оставшихся деревьев. При глубоком снежном покрове не повреждается подрост и подлесочные растения.

Литература . Савченков В.И., Костюченков В.Н. Занимательная экология. Смоленск-2000.

Краткое описание документа:

Все задания данной разработки требуют достаточно глубокого осмысления поставленных экологических проблем и предусматривают не однозначные ответы. Иллюстрированный материал делает задания более привлекательными для обучающихся. Главная цель — заинтересовать школьников экологическими проблемами и формировать экологическое мышление. Работа над предложенными заданиями может способствовать становлению экологической культуры и грамотности. Педагогу будет нетрудно проверять задания, так как каждое из них уже имеет готовый ответ, который, конечно, должен быть скрыт от учащихся.

Источник

1. Меня попросили рассказать свою автобиографию. 2. У поэта была сильная ностальгия по родине. 3. Мысленно они думали о вторичной встрече. 4. Скуднеют наши природные богатства. 5. Окончив наше училище, перед вами откроются двери фабрик, институтов. 6. В зимний период времени превосходит расход электроэнергии. 7. Мы строили прогнозы на будущее. 8. Мой товарищ — ровесник мне по возрасту. 9. По выходным молодёжь проводит время в очаге культуры. 10. Экологи занимаются проблемами окружающей среды. 11. Более лучше нельзя было придумать. 12. Первый дебют прошёл удачно. 13. В школе основали музей славы. 14. На каждом шагу и чуть ли не в каждом произведении писатель противоречил сам себе по любому принципу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скуби ду сияющий жукан ошибка при запуске игры
  • Скрыть показ ошибок php
  • Скрыть ошибку дел 0
  • Скрыть ошибки луа
  • Скрыть ошибки php wordpress