Слоговая структура ошибки

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»). 
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам). 
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

  • «Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

  • «Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

  • «Кулачки —  ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук стук, стук стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп хлоп, хлоп хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук стук стук, стук стук стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). 
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий). 
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки») 
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух). 
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
  • с общим гласным (ка – та – ма – ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко). 

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  •  «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов). 
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов) 
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ ) 
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Об авторах: Мелюхина Елена Рудольфовна, учитель-логопед, Бруковская Мария Александровна  учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное  общеобразовательное учреждение  №452 города Екатеринбурга.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


НАРУШЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ

Консультация  подготовлена  учителем – логопедом  МДОУ  №  254  Гетта О.Г.

Практика логопедической работы показывает, что в дошкольном возрасте часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования звуко-слоговой структуры слов. Однако, среди всех разнообразных нарушений речи у детей одним из наиболее сложных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение звуко-слоговой структуры слов, которое в дальнейшем нередко становится одной из причин возникновения специфических нарушений письменной речи у школьников. Поэтому особую значимость проблема коррекции звуко-слоговой структуры слов приобретает в условиях ДОУ компенсирующей направленности.

        Звуко-слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и вида составляющих его звуков и слогов. Дефект речевого развития в виде нарушения звуко-слоговой структуры слов характеризуется трудностями в восприятии и последующем воспроизведении слов преимущественно сложного звуко-слогового состава. Диапазон данных нарушений широко варьируется – от незначительных трудностей произношения слов сложной звуко-слоговой структуры в спонтанной речи или в сенсибилизированных условиях (например, скороговорки, насыщенные сложными словами) до грубых искажений восприятия и последующего воспроизведения двух- или трёхсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность.

        Наиболее типичными вариантами ошибок при воспроизведении слов различного звуко-слогового состава  являются следующие.

Нарушение количества слогов:

— сокращение (пропуск) слога (моток-молоток);

— опускание слогообразующей гласной (пинино-пианино);

— увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных (команата-комната).

Нарушение последовательности слогов в слове:

— перестановки слогов (деворе-дерево);

— перестановки звуков соседних слогов (гебемот-бегемот).

Искажение структуры отдельного слога:

— сокращение стечений согласных (тул-стул);

— вставки согласных в слог (лимонт-лимон).

Уподобление слогов (кокосы-абрикосы).

Персеверации (били…били…билитекарь-библиотекарь).

Антипации: звук (слог) заменяет вытесненный звук (слог) в слове (девево-дерево).

Контаминации: смешение элементов слов (в холодильнице-в хлебнице и в холодильнике).

Комбинации  различных типов искажений в рамках одного и того же слова. Например: недоговаривание слова и  сокращение согласного в стечении согласных (сада-солдат).

Изменение структуры слова до неузнаваемости (умаво-самолёт).

        Усвоение звуко-слогового состава слов родного языка происходит в раннем возрасте.  Трудности в овладении  звуко-слоговым составом слова являются закономерными для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет. Ребёнок в силу ещё несовершенных возрастных особенностей (отсутствие отработанной артикуляции и полноценного фонематического слуха, трудности в установлении последовательности звуков и слогов в слове) начинает говорить с произнесения упрощённых слов. Допускаемые детьми искажения звуко-слоговой структуры слов на определённом этапе развития носят общий характер, т.е. встречаются в основном у всех детей. По мере взросления и проводимой коррекционной работы указанные возрастные особенности постепенно совершенствуются. К 3-3,5 годам жизни большинство детей уже способны произносить слова практически любой сложности, что свидетельствует о сформированности у них психологических механизмов, опосредующих становление звуко-слоговой структуры слов в онтогенезе. Развитие возможности восприятия слов и последующего их воспроизведения идёт параллельно. При этом восприятие слова является опорным фактором для овладения воспроизведением слов. К старшему дошкольному возрасту почти все дети могут произносить слова любой сложности (за исключением малочастотных, иноязычных слов, а также слов, не характерных по своей семантике данной возрастной категории). В случае речевой патологии процесс овладения звуко-слоговой структурой слова растягивается на длительное время, характеризуется определённой спецификой, качественным своеобразием.

        Известно, что решающим фактором в правильном формировании слова с точки зрения его произношения являются звуковой состав и слоговая структура. В ходе логопедического обследования детей с различными видами речевой патологии специалистами в большинстве случаев легко диагностируются и чётко дифференци-руются  дефекты звукопроизношения (отсутствие, искажение или замена звука), чего нельзя сказать о выявлении нарушений слогового состава слова. Это связано с тем, что искажения звуко-слоговой структуры слова носят нестабильный, вариативный характер и зависят от влияния множества факторов (степени знакомости слова, длины слова, ритмической структуры слова, принадлежности к определённой части речи, наличия стечения согласных в слове, порядка согласных в стечении и др.).

        Дефекты звуко-слоговой структуры слов характерны для детей с различными видами речевой патологии: моторной и сенсорной алалией, общим недоразвитием речи (ОНР), дизартрией на определённом этапе речевого развития ребёнка, недоразвитии речи при снижении слуха, задержках психического развития, умственной отсталости, при наличии врождённых расщелин губы и нёба. При внешнем сходстве проявлений  этого нарушения механизмы стойкого искажения звуко-слогового состава слова при вышеперечисленных нозологических единицах являются неоднозначными. Искажения звуко-слоговой структуры слов являются одним из диагностических показателей системного речевого нарушения и в отечественной литературе рассматриваются в первую очередь в структуре ОНР и алалии.

        Нарушения звуко-слоговой структуры слов отрицательно влияют на формирование всей языковой системы ребёнка в целом (лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи, овладения навыками письменной речи), а также затрудняют полноценную коммуникацию.

        Особенностью данного вида речевой патологии является не только вариативность, но и стойкость, что значительно осложняет коррекционную работу. Нередко звуко-слоговая структура слова, усвоенная изолированно, искажается при включении этого слова во фразу или спонтанную речь. По мере развития речи этот дефект может постепенно изживаться, но всегда обнаруживается, как только ребёнок сталкивается с новой для себя сложной звуко-слоговой или морфологической структурой слова. Кроме того, дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста (с сохранным интеллектом) сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее трудно произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой речевой дефект от окружающих. Нарушения звуко-слоговой структуры слов в большинстве случаев сохраняются в речи ребёнка гораздо дольше, чем дефекты звукопроизношения, что свидетельствует о значительной тяжести речевого недоразвития.

        Логопедическая работа по исправлению нарушений звуко-слоговой структуры слов представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений и планируется строго индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от вида речевой патологии, уровня речевого развития, возраста и его интеллектуальных возможностей.

        Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слов у дошкольников всегда предшествует обследование ребёнка-логопата. Диагностика состояния звуко-слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учётом уровня речевого развития ребёнка, возраста, особенностей слуховой функции и познавательной деятельности. В процессе обследования также обязательно обращается внимание на степень сформированности тех психологических механизмов, которые являются функциональным базисом для становления звуко-слоговой структуры слов в онтогенезе (сукцессивные способности, симультанное восприятие, двигательная сфера, сформированность пространственно-временных представлений, чувство ритма). В ходе обследования выявляются степень нарушения звуко-слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок. Это позволяет установить границы доступного уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

        Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов довольно сложна и длительна по времени. Как показали исследования относительно речи в норме, требуется от 70 до 90 повторений нового слова взрослым ребёнку, чтобы это привело к правильному употреблению слова самим ребёнком. Естесственно предположить, что ребёнок с недоразвитием речи, особенно на первом этапе обучения, нуждается в значительно большем числе повторений при формировании навыка правильного звуко-слогового оформления слов. Работа по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слов должна проводиться длительно, с учётом принципа от простого к сложному, системности и последовательности в подаче материала, наглядности и использования предметно-практической деятельности, ведущей деятельности ребёнка  (игровой, учебной), с опорой на поэтапность формирования речевых навыков в онтогенезе и др. Для проверки степени устойчивости сформированного навыка необходимо возвращаться к ранее отработанному речевому материалу, предлагать ребёнку аналогичные задания уже на новом вербальном материале, сходном по звуко-слоговой структуре с уже знакомым.

        Коррекционная работа по исправлению дефектов звуко-слоговой структуры слов направлена на формирование:

  • психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение звуко-слогового состава слова в онтогенезе;
  • сенсорного и моторного звеньев речевого процесса;
  • навыков правильного звуко-слогового оформления.

В логопедической работе можно выделить следующие два этапа.

  • Подготовительный. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Работа проводится на невербальном и вербальном материале.
  • Собственно коррекционный. Целью данного этапа является непосредственная работа по исправлению нарушений восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слов у конкретного ребёнка-логопата. Работа ведётся на вербальном материале на уровне:

— гласных звуков;

— слогов;

— слов;

— чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов;

— скороговорок;

— спонтанной речи.

        Чтобы разнообразить коррекционную работу, поддерживать познавательный интерес и активность ребёнка в ходе занятия, логопеду приходится постоянно изобретать всё новые и новые приёмы коррекционной работы, придумывать игровые упражнения, подбирать различный наглядно-дидактический материал. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок усердно старается овладеть тем, что способствует успешной игре, незаметно для себя решая ту или иную учебно-коррекционную задачу.

Сукцессивные способности – это умение совершать операции различения, запоминания и воспроизведения временных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов,  звуковых ритмов, изображений, предъявленных в определённой последовательности. Сукцессивное восприятие — это последовательное восприятие информации, шаг за шагом, сначала первое, потом второе и только потом — третье. Такое восприятие растянуто во времени. Действуя таким способом, мы последовательно, одно за другим, узнаём нечто об этом мире. Примером может быть восприятие речевой информации: мы прочитываем сначала одно слово, потом второе, третье, и только после этого у нас складывается некий целостный образ в голове. Невозможно прочесть сначала третье, потом десятое, а потом первое слово в предложении — так у нас ничего не выйдет. Нужно соблюдать определенный порядок, алгоритм действий.

Симультанное восприятие — это единомоментное восприятие информации, когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом. Примером может быть восприятие рисунка или фотографии. Когда мы смотрим на картинку, мы видим ее сразу целиком, и она вся во всей своей полноте сразу предстает перед нами. Нам не нужно соблюдать определенный порядок, мы никогда не рассматриваем изображение строго слева направо и сверху вниз. Наши глаза двигаются хаотично, останавливаясь на тех частях рисунка, где больше деталей или которые привлекли наше внимание. Здесь нет никаких алгоритмов, мы сами вольны выбирать порядок рассмотрения явления.

Литература:

Агранович З.Е. «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей»

«Виды
нарушений слоговой структуры слов.
 Обследование детей с нарушением слоговой структуры»

С
каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями.

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых
нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при
котором отмечается недостаточная сформированность основных языковых структур.
Речь страдает как целостная функциональная система, и нарушаются такие ее
компоненты, как фонетика, лексика и грамматический строй.

При
осложненных формах ОНР помимо перечисленных компонентов речи нарушается и
слоговая структура слова, то есть взаиморасположение и связь слогов в слове.
При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в  воспроизведении слогового
состава слова, которые могут проявляться следующим образом.

   Аэлита
Капитоновна Маркова  выделила 6 типов нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушения количества
слогов
:

 – сокращение (пропуск) слогов
лизия): «моток»
(молоток).

    Ребенок не
полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут
опускаться слоги в начале слова («на» – луна), в его середине («гуница» –
гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» – капуста).

    В зависимости
от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до
односложного («ка» – каша, «пи» – писал), другие затрудняются лишь на уровне
четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» – пуговица).

– опускание словообразующей
гласной. («пинино» — пианино)

Слоговая структура может
сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как
другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросенок;
«сахрница» – сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается
реже.

 
увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте,
где имеется стечение согласных (итерации) («тарава» – трава).

Такое удлинение
структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением,
представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных
на составляющие звуки («дирижабил» – дирижабль).

2. Нарушения
последовательности слогов в слове
:

– перестановка слогов в слове
(«деворе» – дерево);

– перестановка звуков соседних
слогов («гебемот» – бегемот).

 Данные искажения занимают особое
место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав
претерпевает грубые нарушения.

3. Искажения структуры
отдельного слога
:

– сокращение стечения согласных,
превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением
согласных – в слог без стечения («тул» – стул).

вставка согласных в слог (лимонт-лимон)

 4.  Антиципации:уподобление одного
слога другому (пипитан-капитан, вевесипед-велосипед, нананасы-ананасы).

5. Персеверации:  —(от
греческого слова «упорствую») — инертное застревание на произнесении
какого-либо слога в слове.
(пананама-панама, ввалабей-
воробей). 

Важно увидеть в каком месте слова возникает
персеверация.  Самая опасная в начале слова (на первом слоге), т.к. первый слог
запускает всю слоговую программу. После первого работает механизм стереотипа.
Поломка первого слога может вызвать заикание.

Наличие персеверации первого слога  может 
свидетельствовать:

— о тяжести моторной алалии;

— о трудностях переключения;

— о неправильной работе логопеда. Ошибка
заключается в нарушении режима речевой работы: слишком быстрое усложнение
фразовой речи, усложнение слоговой структуры.

6. Контаминации: (Конта –
от слова контакт – соединение; минация — наименование). С
оединение частей двух слов
(«холодильница» —   холодильник, хлебница).

Все
перечисленные виды искажений
 слогового состава слова очень
распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения
встречаются у детей с недоразвитием речи на разных ступенях слоговой трудности
(в зависимости от уровня развития речи).  Задерживающее влияние слоговых
искажений на процесс овладения речью усугубляется еще и тем, что они отличаются
большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова
мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий)
и затрудняют общение детей, а также несомненно препятствует звуковому анализу и
синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

  
Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет
степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова
хорошо известные ребенку.

Логопедическое обследование
слоговой структуры слова.

Нарушение слоговой структуры слов обычно
выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно
может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием.

Обследование состояния
слоговой структуры слов
 проводится по традиционной схеме с
обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его
интеллектуальных возможностей и возраста. Следует отметить, что
логопедическое обследование ребенка
с любой речевой патологией обязательно включает раздел «Состояние слоговой
структуры слова»
.

Логопед
должен знать
,
как усложняется структура слов, и обследовать тринадцать классов слоговых
структур, которые являются наиболее частотными.       Цель этого обследования –
не только определить те слоговые классы, которые сформированы у ребенка, но и
выявить те, которые необходимо сформировать.          Логопеду также необходимо
определить тип нарушения слоговой структуры слова. Как правило, диапазон данных
нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов
сложной слоговой структуры до грубых нарушений.

Существует несколько методик обследования слоговой структуры
слов

1.                
Методика
обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З.Е.

Методика
обследования детей 4-5 лет. Детям предлагаются различные типы слов: простые —
из открытых слогов без стечения согласных; более сложные — из 4-5 слогов со
стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может
быть следующим: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник,
простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток,
милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды
работ должны варьироваться:


назвать предметные картинки;


повторить слова за логопедом;


ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).

После
5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой
концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик
чинил водопровод.

Милиционер
регулирует уличное движение.

В
аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители
работают на строительстве высотного дома.

Волосы
подстригают в парикмахерской.

Кроме
того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным
картинкам.

2.                
Методика
обследования состояния слоговой структуры слов, авторы Бабина Г.В. и Сафонкина
Н.Ю.

Методика
обследования включает четыре серии заданий. Первая серия состоит из комплекса
заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов
разной степени сложности.

Вторая
серия включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия
ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух
слогов, слов и квазислов – это ненастоящие, придуманные слова, которых нет в
языке.). 
Третья – включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния
сложных параметров двигательных актов – динамического и ритмического (при
выполнении серийных движений органов артикуляции, рук и ног).

Четвертая
серия состоит из комплекса заданий, направленных на исследование особенностей
оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в
трехмерном и двухмерном пространстве).

3.    
Методика
по классификации А.К. Марковой

   В процессе
обследования ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой
структурой. Виды заданий различны: ответить на вопросы целыми предложениями,
повторить фразы с многосложными словами, назвать предметные картинки, повторить
слова за логопедом. Все задания даются в игровой форме с использованием
картинок, игрушек.

   Традиционно принято обследовать слоговую структуру, начиная с
первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова. Но все чаще  опыт
показывает, что при организации работы по такой схеме ребенок быстро устает,
снижается концентрация внимания и целесообразно предлагать ему вначале трудные
классы слов, постепенно переходя к легким.

Классы,
определяющие слоговую
структуру слова
 :

14-й
четырехсложные слова со
стечениями согласных (аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор);

13-й
— четырехсложные слова,
состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино);

12-й
— двухсложные слова с
двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла);

11-й
— односложные слова со
стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, танк, флаг);

10-й
— трехсложные слова с
двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, избушка);

9-й
— трехсложные слова со
стечением согласных и закрытым слогом

(автобус, виноград, апельсин);

8-й
— трехсложные слова со
стечением согласных (редиска, капуста, яблоко);

7-й
— трехсложные слова
с закрытым слогом 
(помидор, ананас, самолет);

6-й
— двусложные слова
с закрытым слогом
 и стечением согласных в середине слова (альбом, индюк, павлин);

5-й
— двухсложные слова со
стечением согласных в середине слова

(банка, ветка, письмо);

4-й
— двухсложные слова,
состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан);

3-й
— односложные слова,
состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот); 2-й — трехсложные слова, состоящие из
открытых слогов (петуха, веника, банана);

1-й
— двухсложные слова,
состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота).

Ход
обследования

Беседа:   — Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут логопеда? Что делает
логопед, работая в детском саду?

Отраженное произнесение фразы с
многосложными словами :

— Повтори за мной«Земляника — вкусная ягода».

Самостоятельное составление предложения
по сюжетной картинке. Ребенку показывают картинку с аквариумом, где плавают
разноцветные рыбки.

— Что нарисовано на картинке?

Произнесение слов различной слоговой сложности
по классификации

А. К. Марковой.

14-й класс:

— Назови, что нарисовано на
картинке (земляника,
магнитофон, экскаватор)
.

Если ребенок затрудняется, дать инструкцию «Послушай, повтори».

13-й класс: дидактическая игра «Разрезные картинки».
Ребенку предлагают собрать без образца разрезанные под прямым углом на четыре
части две картинки (пуговица, пианино). В случае затруднения показать
образец.

12-й класс: дидактическая игра «Отгадай загадку» с
предъявлением картинок.

Без рук, без топорёнка

Построена избенка.

(Гнездо.)

В земле глубоко сидит,

На небо зеленым

Хвостом глядит.

Из белой — сахар

Можно добыть,

Из красной — борщ

Вкусный сварить.

(Свекла.)

11 -й класс: дидактическая игра «Мишуткины игрушки».

Медвежонок (мягкая игрушка) предлагает
ребенку посмотреть игрушки в корзиночке (гном, флаг, гриб, танк)

10-й и 9-й классы: дидактическая игра «Дорожка».

Ребенку предлагают пройти по дорожке и
назвать лежащие на ней картинки, игрушки (матрешка, лампочка, избушка, автобус, виноград, апельсин).

8-й класс: дидактическая игра «Что выросло в саду и
огороде?»

Ребенку предлагают назвать лежащие на
столе овощи и фрукты (редиска, капуста, яблоки).

7-й класс: дидактическая игра «Третий лишний».

Ребенку называют слова : помидор,
ананас, самолет. Просят сказать, какой предмет лишний и объяснить, почему.

6-й класс: дидактическая игра «Третий лишний».

Называют слова : альбом, индюк, павлин и просят исключить
лишний предмет.

5-й класс: дидактическая игра «Один — много».

Проводится с картинками (банка — банки, ветка — ветки,
письмо — письма)
.

4-й и 2-й классы: дидактическая игра «Чего нет?»

Проводится с картинками (веник, банан, петух).
Ребенок называет картинку, ее закрывают и спрашивают«Чего нет?» (Нет веника, банана, петуха.)

3-й и 1-й классы:

Аналогично проводится работа с картинками:
мак, лес кот. (Нет
мака, леса, кота.)

Таким образом, в ходе обследования логопед
выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и
наиболее типичные ошибки, которые допускает ребенок в устной речи (нарушение
количества и последовательности слогов в 2-5 сложных словах, в словах со стечением согласных,
замена слогов и т.
д.). Это позволяет установить границы доступного для ребенка уровня, с которого
следует начинать коррекционные упражнения.

О чем речь? Число детей с нарушениями речи растет с каждым годом. Всё чаще в детские сады и школы приходят ребята с несформированными компонентами речи. В тяжелых случаях наблюдается нарушение слоговой структуры слова.

Что делать? Систематические занятия с логопедом, подкрепленные упражнениями, выполняемыми в группе детского сада или в классе, дают хороший результат по коррекции речи. Дети лучше усваивают чтение и письмо, а также могут успешно выполнять звуковой анализ слова.

Оглавление:

  1. Виды нарушений слоговой структуры слова
  2. Причины нарушений слоговой структуры слова
  3. Обследование нарушения слоговой структуры слова
  4. Этапы работы над слоговой структурой слова
  5. Использование компьютерных игр при нарушении слоговой структуры слова

Виды нарушений слоговой структуры слова

В наше время все больше детей страдают от тяжелых нарушений речи. Эти расстройства проявляются в различной форме, включая недоразвитие речи, но чаще всего встречается неправильное произношение звуков, приводящее в школьном возрасте к дислексии – неспособности нормально читать и писать из-за трудностей с распознаванием состава слов.

Нарушение слоговой структуры

В свою очередь, недостатки звукопроизношения тоже бывают разные. У многих детей, когда они начинают говорить, наблюдается искажение отдельных звуков: как правило, это проходит, но у некоторых данное нарушение остается и требует коррекции. Еще одним распространенным ТНР является нарушение слоговой структуры слова (ССС), когда ошибки допускаются на уровне слогов – их произношении.

Соответственно, родители, педагоги и профессиональные логопеды должны приложить все усилия, чтобы вовремя заметить проблему и с помощью специальных упражнений устранить недостатки звукопроизношения у ребенка. Если не принять меры, то нарушения ССС в последующем осложнят освоение чтения и письма. Выделяются следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

  • Произвольное изменение количества слогов. При этом их число сокращается, что называется элизией (велосипед – сипед), либо, наоборот, увеличивается путем повторения какого-либо слога – это явление обозначается в логопедии как итерация (молоко – мололоко).
  • Перестановки – нарушение порядка слогов в слове (бегемот – гебемот) или звуков отдельного слога (каблук – баклук).
  • Искажение произношения слога: в этом случае происходит сокращение стечения согласных (стол – тол, капуста – капута) или добавление лишних согласных (лампа – лампта).
  • Антиципация, представляющая собой уподобление соседних слогов, когда предшествующий слог произносится по образцу последующего (пипитан – капитан, нананас – ананас).
  • Персеверация – инертное застревание на одном слоге, чаще всего на первом, что может перерасти в заикание (воробей – ввалабей).
  • Контаминация – ошибочное соединение двух слов (белток – белок + желток, холодильница – холодильник + хлебница). Порой взрослым кажется забавным, когда дети таким образом придумывают новые слова, но важно отследить, чтобы это не вылилось в нарушение речи.

Подобные грубые нарушения слоговой структуры слова указывают на первичное недоразвитие слухового восприятия или на другие проблемы.

Причины нарушений слоговой структуры слова

Причины нарушений слоговой структуры слова у дошкольников могут крыться в самых разнообразных факторах: физиологические патологии, излишняя эмоциональность, недостаток общения и связанное с этим замедленное развития речи и т. п.

Нарушение слоговой структуры

Фонетико-фонематическое недоразвитие

При этом нарушаются процессы звукопроизношения и восприятия фонем, хотя ребенок обладает нормальным интеллектом и слухом. У таких детей чаще всего наблюдается нарушение слоговой структуры сложных слов: они упрощают порядок звуков, и со временем неверное звукопроизношение закрепляется, поэтому важно как можно раньше начать коррекцию. ФФН требует занятий с логопедом, а также будет полезно участие в диагностике детского психолога.

Дизартрия

Это нарушения артикуляционного аппарата и звукопроизношения Речь таких детей сбивчивая, невнятная, нарушен ритм дыхания, что может быть вызвано недоразвитием артикуляционных мышц, а в наиболее тяжелых случаях – поражением центральной нервной системы. При дизартрии рекомендован комплексный подход – логопедическое и, при необходимости, лечебное воздействие.

Просодическая сторона речи: нарушения, развитие

Низкий уровень развития оптико-пространственной организации

Хотя может показаться, что умение ориентироваться в пространстве и адекватно его воспринимать никак не связано с речью, в действительности психические речевые и неречевые процессы взаимосвязаны. В большей степени формирование оптико-пространственных представлений влияет на обучение чтению, успешность которого зависит от правильного восприятия букв, однако часто сложности с пространственной ориентацией встречаются у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Сбои в ритмической и динамической организации движений

Здесь тоже можно говорить о комплексном характере проблемы. Часто ОНР накладывается на общую моторную неловкость. Такие ребята испытывают трудности с координацией движений и внешне выглядят неуклюжими – при ходьбе, беге, во время танца. Им недостает понимания ритма, у них наблюдается пониженная двигательная память и внимание.

Несформированность динамических характеристик выражается в том, что ребенок с трудом переключается с одного вида движения на другой. Сходным образом сбои проявляются и в работе артикуляционного аппарата, произношении слов.

Неспособность мозга провести серийно-последовательную обработку информации

В данном случае корень проблемы заключается в том, что мозг не успевает правильно обработать информацию, в силу чего происходят ошибки в соединении слогов и слов, а также слов в предложении, и ребенку сложно дается восприятие услышанного. Такие дети не могут планировать свою деятельность, в том числе и речевого характера, например, они не в состоянии выразить словами происходящее, свои чувства.

Пониженная мотивация речевой активности

Общеизвестно, что залогом успеха в любой человеческой деятельности является наличие мотивации. Может показаться странным, но в отдельных случаях ее нехватка касается даже такой стороны нашей жизни, как общение. У некоторых детей отмечается пониженная потребность в коммуникации, что, конечно, служит препятствием к развитию речи. Ребенок не желает вступать в разговоры, замыкается, что не позволяет сформироваться вербальным навыкам.

Чтобы этого не произошло, необходимо обеспечивать малышу возможность взаимодействия, причем не только со взрослыми, но и со сверстниками. Это будет мотивировать его развивать свою речь, учиться правильно выражать свои мысли, чтобы быть понятым.

Обследование нарушения слоговой структуры слова

Началу коррекции нарушений слоговой структуры слова должна предшествовать диагностика, цель которой – оценить характер и масштаб речевых проблем, а также выявить источник их происхождения. Поэтому необходимо провести комплексное обследование ребенка-логопата.

Сейчас разработаны разнообразные диагностические методики, которые принимают во внимание состояние здоровья малыша, его возраст, общий уровень его речевого развития и прочие имеющие значение факторы. Одним из элементов логопедических обследований детей является раздел «Состояние слоговой структуры слова».

Нарушение слоговой структуры

Для получения полной картины по правильности слоговой структуры и звуконаполняемости слов участникам диагностики предлагаются разнообразные примеры: слова с определенными звуками, с разным числом и типами слогов, со стечением согласных в тех или иных местах. Кроме того, методика обследования предусматривает отраженное и самостоятельное называние картинок.

Содержание диагностики напрямую зависит от возраста. При работе с детьми 3 лет их просят повторять за логопедом слова, состоящие из одного, двух и трех слогов, и внимание обращается на то, насколько верно воспроизводится произношение.

Аналогичным образом выглядит речевая диагностика детей 4-5 лет, но примеров становится больше. Сначала предлагаются более простые слова, состоящие из открытых слогов, а затем логопед переходит к словам, в которых встречаются стечения согласных в начале, середине и конце слова.

К примеру, последовательность проверочного речевого материала может быть следующей: кот, рама, дерево, санки, полотенце, шляпа, нарост, перчатки, пуговица, скворечник, простокваша, сковорода, велосипед, верблюд, аквариум, парикмахерская, строительство.

Дискалькулия у детей: понятие, симптомы, лечение

На основании подмечаемых сложностей в произношении отдельных звуков и слогов специалист предлагает дополнительные задания:

  • повторение рядов слогов, имеющих определенный состав: разные гласные и согласные (ко-ди-ра), разные согласные, но одинаковые гласные (ко-то-со-мо), одинаковые согласные с разными гласными (ра-ро-ру);
  • отстукивание ритмического рисунка – логопед объясняет условные знаки (громкость и количество звуковых сигналов, например хлопков, наличие пауз) и просит воспроизвести звуки, изображенные на рисунке.

Детям старше 5 лет даются задания на повтор целых предложений:

  • На участке идет строительство дома.
  • Учительница дала школьникам домашнее задание.
  • В нашем подъезде двадцать семь квартир.
  • В коробке лежат разноцветные карандаши.
  • Автомобиль остановился на перекрестке.

Еще одно используемое задание – ребенок должен составить предложение по сюжетной картинке.

По данным упражнениям определяется степень нарушения слоговой структуры слова у детей, исходя из чего планируется дальнейшая коррекционная работа.

Этапы работы над слоговой структурой слова

В детском возрасте вербальное развитие тесно связано с другими процессами, носящими неречевой характер: навыки оптико-пространственной ориентации, способности темпо-ритмической организации движений, умение обрабатывать информацию серийно-последовательным образом.

Нарушение слоговой структуры

Коррекция нарушений слоговой структуры слова обычно представляет собой поэтапную работу.

Подготовительный этап

Здесь организуется взаимодействие с ребенком по невербальным направлениям, которые являются фундаментом для развития речевых навыков:

  • формирование умений оптико-пространственной ориентации;
  • упражнения на улучшение двигательной деятельности по динамическим и темпо-ритмическим характеристикам;
  • задания на серийно-последовательную обработку информации.

Разумеется, занятия должны проходить с использованием игровых форм, и детям предлагаются упражнения, которые развивают все эти навыки: приобретение элементарных математических представлений, музыка, танцы, рисование, физическая активность, беседы с логопедом и пр.

Коррекционная работа

Основное содержание данного этапа составляют собственно логопедические занятия. Процесс развития речевых навыков должен быть последовательным с постепенным усложнением разбираемого материала.

Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова обычно включает в себя разделы:

  • гласные звуки;
  • слоги;
  • слова;
  • короткие предложения;
  • чистоговорки, стихи и прочие тексты.

Для достижения лучшего эффекта необходимо, помимо речевой деятельности, использовать и другие направления по развитию навыков ребенка: слуховое, зрительное и тактильное восприятие.

Продолжительность процесса коррекции определяется индивидуальными факторами, и в некоторых случаях работа может длиться несколько месяцев и даже лет.

Использование компьютерных игр при нарушении слоговой структуры слова

В наше время важное значение в образовательном процессе имеют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), задействованы они и в дошкольном образовании. Согласно требованиям ФГОС, использование ИКТ нацелено на улучшение качества обучения, повышение мотивации детей в познавательной деятельности, ускорение процесса усвоения знаний.

Одним из видов ИКТ являются компьютерные технологии, которые позволяют наполнить процесс обучения более ярким и разнообразным содержанием. Актуальны они и для преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей: так в занятия добавляются игровые элементы, что положительно сказывается на мотивации ребенка.

Нарушение слоговой структуры

Значение компьютерных ресурсов:

  • повышение интереса ребенка к занятиям;
  • возможность разработки заданий разных уровней сложности;
  • использование игр для отработки различных навыков, в том числе неречевых: на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления и т. д.;
  • легкость разработки собственных дидактических материалов для практического применения.

[banner_services]

Внедрение компьютерных технологий дает возможность использовать самые современные средства и методики обучения. Полезны в этом качестве и компьютерные игры: они обеспечивают интерес ученика, и благодаря им ребенок получает новые знания, учится логически мыслить, прогнозировать результаты собственных действий.

Сейчас к услугам специалистов предлагаются различные логопедические игры, которые развивают фонематический слух, формируют навыки звукового и слогового анализа, дают представление о лексико-грамматических компонентах речи.

Простейший вариант, доступный каждому, – создание собственных презентаций на основе программы PowerPoint. Логопедические игры и презентации способствуют тому, чтобы процесс коррекции протекал быстрее и продуктивнее за счет повышения мотивации ребенка.

В целом родителей должно насторожить, если речь ребенка качественно не улучшается с возрастом и в ней слышны искажения звуков и ошибки в слоговой структуре слова. Если до трех лет это является нормой, то в 4-5 лет речь должна стать чище.

Поэтому если ребенок продолжает говорить масолет (вместо самолет) или моцик (вместо мотоцикл), то самое время обратиться за помощью к квалифицированному логопеду. Чем быстрее будет начата коррекционная работа, тем проще окажется устранение нарушений слоговой структуры слова.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование

Нарушения слоговой структуры слова у детей

В отечественной литературе наиболее
широко представлено исследование
слоговой структуры у детей с системными
нарушениями речи.

А.К. Маркова определяет слоговую структуру
слова как чередование ударных и безударных
слогов различной степени сложности.
Слоговая структура слова характеризуется
четырьмя параметрами: 1) ударностью, 2)
количеством слогов, 3) линейной
последовательностью слогов, 4) моделью
самого слога. Логопед должен знать, как
усложняется структура слов, и обследовать
тринадцать классов слоговых структур,
которые являются наиболее частотными.
Цель этого обследования – не только
определить те слоговые классы, которые
сформированы у ребенка, но и выявить
те, которые необходимо сформировать.
Логопеду также необходимо определить
тип нарушения слоговой структуры слова.
Как правило, диапазон данных нарушений
широко варьируется: от незначительных
трудностей произношения слов сложной
слоговой структуры до грубых нарушений.

Нарушения слоговой структуры по-разному
видоизменяют слоговой состав слова.
Четко выделяются искажения, состоящие
в выраженном нарушении слогового состава
слова. Слова могут быть деформированы
за счет:

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов:
«моток» (молоток).

Ребенок не полностью воспроизводит
число слогов слова. При сокращении числа
слогов могут опускаться слоги в начале
слова («на» – луна), в его середине
(«гуница» – гусеница), слово может
недоговариваться до конца («капу» –
капуста).

В зависимости от степени недоразвития
речи, одни дети сокращают даже двусложное
слово до односложного («ка» – каша, «пи»
– писал), другие затрудняются лишь на
уровне четырехсложных структур, заменяя
их трехсложными («пувица» – пуговица).

– опускание словообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться
за счет выпадения лишь слогообразующих
гласных, в то время как другой элемент
слова – согласный сохраняется («просоник»
– поросенок; «сахрница» – сахарница).
Данный вид нарушений слоговой структуры
встречается реже.

б) Итерации

– увеличение числа слогов за счет
добавления слогообразующей гласной в
том месте, где имеется стечение согласных
(«тарава» – трава). Такое удлинение
структуры слова обусловлено своеобразным
расчлененным его произношением,
представляющим собой как бы «раскладывание»
слова и особенно стечений согласных на
составляющие звуки («дирижабил» –
дирижабль).

2. Нарушения последовательности слогов
в слове:

– перестановка слогов в слове («деворе»
– дерево);

– перестановка звуков соседних слогов
(«гебемот» – бегемот). Данные искажения
занимают особое место, при них число
слогов не нарушается, в то время как
слоговой состав претерпевает грубые
нарушения.

3. Искажения структуры отдельного слога:

– сокращение стечения согласных,
превращающее закрытый слог в открытый
(«капута» – капуста); слог со стечением
согласных – в слог без стечения («тул»
– стул).

Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют
как самый распространенный при
произнесении слов различной слоговой
структуры детьми, страдающими ОНР.

– вставка согласных в слог («лимонт» –
лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного
слога другому («пипитан» – капитан;
«вевесипед» – велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова
«упорствую»). Это инертное застревание
на одном слоге в слове («пананама» –
панама; «вввалабей» – воробей).

Наиболее опасна персеверация первого
слога, т.к. этот вид нарушения слоговой
структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – соединения частей
двух слов («холодильница» – холодильник,
хлебница).

Все перечисленные виды искажений
слогового состава слова очень
распространены у детей с системными
нарушениями речи. Данные нарушения
встречаются у детей с недоразвитием
речи на разных (в зависимости от уровня
развития речи) ступенях слоговой
трудности. Задерживающее влияние
слоговых искажений на процесс овладения
речью усугубляется еще и тем, что они
отличаются большой стойкостью. Все эти
особенности формирования слоговой
структуры слова мешают нормальному
развитию устной речи (накоплению словаря,
усвоению понятий) и затрудняют общение
детей, а также несомненно препятствует
звуковому анализу и синтезу, следовательно,
мешают обучению грамоте.

По типу нарушений слоговой структуры
слова можно диагностировать уровень
речевого развития. Характеризуя уровни
речевого развития, Р.Е. Левина выделяет
такие особенности воспроизведения
слоговой структуры слова:

Первый уровень – ограниченная способность
воспроизведения слоговой структуры
слова. В самостоятельной речи детей
преобладают одно- и двусложные образования,
а в отраженной речи явно заметна тенденция
к сокращению повторяемого слова до
одного-двух слогов (кубики – «ку»).

Второй уровень – дети могут воспроизводить
контур слов любой слоговой структуры,
но звуковой состав является диффузным.
Наибольшие затруднения вызывает
произношение односложных и двусложных
слов со стечением согласных в слове.
Здесь часто наблюдается выпадение
одного из рядом стоящих согласных, а
иногда и нескольких звуков (звезда –
«визьга»). В ряде случаев происходит
укорачивание многосложных структур
(милиционер – «аней»).

Третий уровень – полная слоговая
структура слов. Лишь в качестве остаточного
явления отмечается перестановка звуков,
слогов (колбаса – «кобалса»). Нарушение
слоговой структуры встречается
значительно реже, главным образом при
воспроизведении незнакомых слов.

Т.Б. Филичева, характеризуя типы нарушения
слоговой структуры у детей четвертого
уровня речевого развития, отмечает, что
такие дети производят на первый взгляд
вполне благополучное впечатление.
Понимая значение слова, ребенок не
удерживает в памяти его фонетический
образ. Следствие – искажение
звуконаполняемости в разных вариантах
: 1) персеверации (библиотекарь –
«блиблиотекарь»), 2) перестановки звуков
в слове и слогов (пиджак – «пиждак»), 3)
элизии (бегемот – «бимот»), 4) парафазии
(мотоциклист – «мотокилист»), 5) в редких
случаях – опускание слогов (велосипедист
– «велопедист»), 6) добавление звуков и
слогов (овощи – «вовощи»).

Филичева отмечает, что данные нарушения
касаются слов сложной слоговой структуры.
У детей четвертого уровня отсутствуют
антиципации и контаминации. Незаконченность
формирования звуко-слоговой структуры,
смешение звуков, характеризуют
недостаточный уровень дифференцированного
восприятия фонем. Нарушение слоговой
структуры слов сохраняется у детей с
речевой патологией на протяжении многих
лет, обнаруживается всякий раз, когда
ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой
структурой.

Говоря о факторах, вызывающих нарушение
слоговой структуры слова ряд авторов
отмечают, что процесс усвоения слогового
состава слова тесно связан с речевым
развитием в целом, в частности, с
состоянием фонематических (сенсорных)
или моторных (артикуляционных) возможностей
ребенка.

В случае преобладания в недоразвитии
речи нарушений в сфере слухового
восприятия у детей преобладают
перестановки слогов, добавления числа
слогов. Уподобление слогов и сокращение
стечений согласных встречаются редко
и имеют изменчивый характер (т.е.
сокращенный вариант чередуется с
несокращенным).

В случае преобладания в недоразвитии
речи нарушений в артикуляционной сфере
преобладают ошибки следующих видов:
сокращение числа слогов, причем в четкой
статичной форме, уподобление слогов
друг другу и сокращение стечений
согласных.

Таким образом, искажения слова зависит
не только от уровня речевого недоразвития,
но и от его характера. В одних случаях
недоразвитие влияет на недостатки
овладения слоговым составом слова через
отклонения в сенсорной сфере и возникающие
вследствие этого трудности в различении
слоговых контуров. В других же случаях
ввиду несформированности артикуляционной
сферы возникают затруднения в
воспроизведении слоговых контуров, в
слиянии разных слогов в ряду.

А.К. Маркова констатирует, что овладение
слоговым составом слова не стоит в
прямой зависимости от овладения
отдельными звуками. Неумение воспроизвести
слоговую структуру слова удерживается
дольше, чем недостатки произношения
отдельных звуков Автор утверждает, что
изолированное произнесение звука и
произнесение его в составе слова
представляют для ребенка с недоразвитием
речи задачи разной трудности. Даже при
наличии правильного произнесения
отдельных звуков (в изолированном
положении) слоговая структура слова,
состоящая из этих звуков, воспроизводится
ребенком искаженно. Причем чем сложнее
слоговые структуры, тем многочисленнее
искажения звуков, т.е. умение произнести
имеющиеся звуки в составе слов, тесно
связано с уровнем сложности слоговой
структуры. Воспроизведение заданной
ребенку слоговой структуры (в отношении
числа слогов и ударности) не зависит от
дефектности звуков, входящих в нее: если
ребенок воспроизводит слоговую структуру
из правильно произносимых звуков, то
он правильно произносит ее и из дефектных.

У детей со стертой дизартрией отмечается
взаимозависимость между нечеткими
артикуляционными образами и слуховыми
дифференциальными признаками звуков,
что приводит к искажению формирования
фонематического слуха. Недостаточность
фонематического слуха уже в раннем
возрасте тормозит созревание фонетического
слуха, призванного следить за
последовательностью слоговых рядов в
речи ребенка. Учитывая моторные трудности,
связанные с недостаточной иннервацией
мышц речевого аппарата, а также наличие
диспраксических расстройств, проявляющиеся
в хаотических поисках нужной артикуляции
или в трудностях переключения, можно
понять причины нарушений слоговой
структуры у детей со стертой дизартрией.

В учебном пособии Е.Н. Винарской и Г.М.
Богомазова «Возрастная фонетика» (2005
г.) отмечается, что у одних детей раньше
формируется ритмическая структура
слова, а у других сначала появляются
слоги (слова-корни). Причину этого авторы
видят в разной степени созревания
кинестетической или слуховой
чувствительности. Так, при преимуществе
кинестетической чувствительности
раньше усваивается ритмическая структура
слова. У детей с ведущей слуховой
чувствительностью раньше формируются
слоговые контрасты. Фонетические
слоговые представления и представления
фонетических ритмических структур
обеспечиваются афферентацией различной
физиологической модальности:
кинестетической, акустической,
вестибулярной, тактильной и зрительной,
что должно учитываться при коррекционной
работе с детьми, имеющими расстройства
речи.

При исследовании слоговой структуры
слов детей со стертой дизартрией
анализируются возможности воспроизведения
слоговой структуры слов разной структуры
по А.К. Марковой. Изучаются возможности
воспроизведения слов 13 классов.

Типы слов (по А.К. Марковой)

1 класс – двусложные слова из двух
открытых слогов

лыжи – ваза – бусы –

пила – рама – коза –

2 класс – трехсложные слова из открытых
слогов

собака – береза –

корова – ворона –

курица – сапоги –

3 класс – односложные слова

сыр – лук –

мак – кот –

мяч – рак –

4 класс – двусложные слова с одним
закрытым слогом

петух – пенал –

лимон – щенок –

шалаш – забор –

5 класс – двусложные слова со стечением
согласных в середине слова

кукла – туфли –

шишка – чашка –

лодка – бочка –

6 класс – двусложные слова с закрытым
слогом и стечением согласных

арбуз – чайник –

обруч – поднос –

альбом – медведь –

7 класс – трехсложные слова с закрытым
слогом

барабан – колобок –

самолет – помидор –

телефон – колодец –

8 класс – трехсложные слова со стечением
согласных

яблоко – конфеты –

шахматы – рубашка –

колбаса – бутылка –

9 класс – трехсложные слова со стечением
согласных и закрытым слогом

†BрехсложныеРAловаРAоРAтечениемРAогласныхР8Р7акрытымРAлогомЋ:арандашР

карандаш – виноград –

цыпленок – автобус –

кузнечик – сапожник –

10 класс – трехсложные слова с двумя
стечениями согласных

матрешка – пустышка –

избушка – морковка –

игрушка – расческа –

11 класс – односложные слова со стечением
согласных в начале или конце слова

флаг – слон –

хлеб – тигр –

гриб – лист –

12 класс – двхсложные слова с двумя
стечениями согласных

звезда – спички –

гнезда – блюдце –

свекла – трактор –

13 класс – четырехсложные слова из
открытых слогов

кукуруза – пуговица –

черепаха – Буратино –

ящерица – рукавица –

Кроме слов, входящих в состав 13 классов
оценивается произношение и более сложных
слов: «кинотеатр», «милиционер»,
«учительница», «термометр», «аквалангист»,
«путешественник» и т.п.

Данные изучения слоговой структуры
детей с нарушениями речи показали, что
им наиболее доступны слова 1–4 классов
слоговой структуры. В норме этот тип
слов слоговой структуры формируется к
трем годам.

Изолированное произношение слов 5–8
классов слоговой структуры требует
повышения самоконтроля и некоторого
скандирования, т.е. послогового
произнесения. Включение этих слов во
фразу ухудшает показатели звуко-слоговой
структуры. Ошибочное воспроизведение
слов 9–13 классов наблюдается как при
изолированном назывании по картинкам,
так и при отраженном повторении за
логопедом. Включение же их во фразу
обнаруживает многообразие нарушений:
пропуски, перестановки и др. Многие дети
отказываются от задания и говорят: «Я
не могу», т.е. заранее оценивают свои
возможности.

Слова же повышенной сложности (за
пределами 13 классов) многие дети с
нарушениями речи либо отказываются
называть, повторять за логопедом, либо
так искажают звуко-слоговую структуру,
что слово становится полностью искаженным.
Логопед визуально отмечает трудности
в артикуляционной моторике: кинестетические
диспраксии, когда ребенок подбирает
нужную артикуляцию, или кинетические
диспраксии, когда он не может переключиться
на следующую артикуляцию. Кроме того,
отмечаются синкинезии, замедленные и
напряженные движения органов артикуляции.
Большинство детей со стертой дизартрией
не могут произносить слова сложной
слоговой структуры в предложении, хотя
значение этих слов уточняется, проводится
определенная работа по семантизации,
не только из-за трудностей речедвижений,
но в ряде случаев и из-за снижения
слуховой памяти на последовательный
линейный ряд. Так, практически все дети
не справляются с заданием повторить
предложение:

– На сковороде жарятся котлеты.

– Весело журчат весенние ручьи.

– Учительница учит учеников.

Интересными наблюдениями можно считать
выявляющиеся у детей наряду с трудностями
воспроизведения слов сложной слоговой
структуры и нарушение общеритмических
способностей. Дети не могут повторить
простой ритмический рисунок: похлопать
в ладоши 1, 2, 3 раза, выполнить серию
хлопков «1, 2» пауза «1, 2» и т.д. Не могут
отхлопать аналогичный ритмический
рисунок с разной силой, т.е. сделать
акцент согласно образцу, который
демонстрирует логопед (1 раз сильно
стукнуть, 2 раза тихо).

Нарушения, выявленные при исследовании
ритмических способностей детей ,
коррелируют с их моторной недостаточностью
в общей, тонкой, ручной и артикуляционной
сфере. Особенность некоторых детей –
правильное воспроизведение контура
слов первых четырех классов (по Марковой),
но выраженный нарушением звуконаполняемости.
Правильно повторяя вслед за логопедом
трех сложные слова, дети нередко искажают
их в спонтанной речи, сокращая количество
слогов. При правильном воспроизведении
контура этих слов отмечаются множественные
ошибки при передаче звуконаполняемости
слов; перестановки и замена звуков,
слогов, уподобление слогов, сокращение
при стечении согласных в слове. Наибольшее
количество перечисленных ошибок
приходится на проговаривание слов 10–13
классов и повышенной слоговой сложности.
Малочастотные слова часто редуцируются.
Отмечается ограниченная способность
восприятия и воспроизведения слоговой
структуры слова. Дети часто искажают
слоговую структуру редко употребляемых,
но знакомых слов, даже состоящих из
правильно произносимых звуков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Словообразовательная ошибка наиболее мягче самый красивейший
  • Служа закону служу народу какая ошибка
  • Словотворчество это речевая ошибка
  • Слрр ошибка 606
  • Слово товарищ работа над ошибками