Исправь ошибки в подборе проверочных слов. Сделай работу над ошибками в тетради.
Был (повис) висенний день. Сильно (грива) пригривало солнце. (задира) Диревья (висит) весило (кочка) кочали (вить) витвями. На (вирус) вирхушку старой липы (лители) прилители два (квакать) скварца и (начинка) начили (весть) свестеть.
Проверь себя: большинство неправильно подобранных слов не являются родственными.
reshalka.com
ГДЗ рабочая тетрадь №2 по русскому языку 2 класс Кузнецова. УРОК 122. Учимся применять орфографические правила. упражнение №6
Решение
Был (вёсны) весенний день. Сильно (грело) пригревало солнце. (дерево) Деревья (веселье) весело (качка) качали (ветви) ветвями. На (верх) верхушку старой липы (полёт) прилетели два (скворушка) скворца и (начало) начали (свист) свистеть.
Как проверить слово висела, ошибка весела.
Написала место и е.
На этой странице находится ответ на вопрос Как проверить слово висела, ошибка весела?, из категории
Русский язык, соответствующий программе для 5 — 9 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Работа над
ошибками по русскому языку
Работа над ошибками – один из обязательных видов
деятельности ученика. Качественная работа по исправлению ошибок постепенно
помогает приблизиться к грамотному выполнению задания. Так как чаще всего
работу над исправлением ошибок ученики выполняют дома, то надеемся, что эти
материалы будут для вас полезными.
Способы исправления учителем ошибок
в письменных работах учащихся
Исправления, сделанные учителем в тетради, должны
обязывать учащихся к определенной работе над ошибками, которую нужно
контролировать. Сами по себе, без последующей работы, исправления учителя не
способствуют устранению орфографических ошибок. Учителя начальной школы
используют различные способы исправления орфографических ошибок, что не только
позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, но и способствует
правильному выбору способа исправления ошибки учеником. После того как ошибка
зафиксирована учителем, ученик должен выполнить работу над ошибками.
1. Обозначение на полях
условным знаком (/) строчки, в которой находится ошибка.
2. Подчеркивание слова, в
котором находится ошибка, и обозначение ошибки на полях условным знаком.
3. Подчеркивание ошибки в
слове и обозначение на полях условным знаком (/).
4. 3ачеркивание ошибки,
надписывание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на
которую допущена ошибка.
5. Зачеркивание ошибки,
надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой
находится ошибка.
Например:
6. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного
варианта, указание на полях способа исправления ошибки.
Условные обозначения орфографических,
пунктуационных и речевых ошибок
/ – орфографическая ошибка.
V – пунктуационная ошибка.
W – логопедическая ошибка.
Ф – фактическая ошибка. (К
лесным защитникам относятся разные гусеницы, муравьи.)
Z – красная строка
(нет отступа).
Г – нарушение границы
предложения. (Кот фыркнул. И убежал под диван.)
V – пропуск слова,
предложения.
1, 2, 3 – нарушение
порядка слов в предложении.
1 3 4 2
(Стакан стоял на столе с водой.)
Н – речевой недочет
(неудачный выбор слова).
– нарушение последовательности изложения.
П – повтор одного и того же слова (неумение подбирать
синонимы).
Работа над ошибками (1 класс)
СЛОВАРНОЕ СЛОВО.
Выпишите правильно слово один раз, подчеркните
(выделите) букву, поставьте ударение.
ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ – ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
Выпишите слово без ошибок
один раз, подчеркните гласную (сочетание). Придумайте и запишите еще два слова
с таким же сочетанием.
СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН.
Выпишите слово без ошибок
один раз, подчеркните (выделите) сочетание. Придумайте и запишите еще два слова
с этим сочетанием.
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ (имена, фамилии, названия городов
и т. д.).
Выпишите правильно имя
собственное, подчеркните (выделите) заглавную букву. Придумайте и запишите два
слова на это правило.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.
Выпишите правильно слово,
выделите безударную гласную. Проверьте гласную ударением: подберите и запишите
проверочное слово. Обозначьте ударение в этих словах. Придумайте и запишите два
слова на это правило.
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ (на конце и в середине
слова).
Выпишите слово правильно,
рядом – проверочное. Придумайте и запишите два слова на это правило.
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Выпишите слово, выделите
букву. Если написание можно проверить, подберите и напишите проверочное слово.
Придумайте и запишите два слова на это правило.
УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Выпишите правильно слово,
подчеркните (выделите) двойные согласные. Придумайте и запишите два слова на
это правило.
ПЕРЕНОС СЛОВ.
Выпишите слово, разделите
его для переноса всеми возможными способами.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ
МЯГКОСТИ.
Выпишите слово,
подчеркните (выделите) Ь. Обозначьте графически. Напишите два слова с
разделительным Ь или Ь – показателем мягкости.
ПРОПУСК И ЗАМЕНА БУКВ, ИСКАЖЕНИЕ СЛОВА.
Выпишите слово правильно,
разделите на слоги, подчеркните (выделите) гласные.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Напишите предложение
правильно, подчеркните нужное написание (большая буква в начале, точка, ?, ! –
в конце, раздельное написание слов, пропуск слов и т. д.).
Работа над ошибками (2–4 классы)
I. Последовательность работы над
орфограммами.
1. С новой строчки
выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка.
2. Подчеркните (выделите)
орфограмму.
3. Определите, в какой
части слова (или части речи) допущена ошибка.
4. Выясните, на какое
правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это
правило.
5. Выполните указания
правила. Графически обозначьте орфограмму.
6. Выберите ошибки на то
же правило и исправьте их.
7. Приведите один-два
примера на это правило.
№ п/п |
Характер орфограммы (правило) |
Как исправить |
Пример |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Заглавная буква в начале предложения. Предложение – выражают |
Запишите |
Мальчики гуляли |
2 |
Заглавная буква в именах Имена, фамилии, отчества людей, клички |
Напишите слово правильно. Выделите заглавную букву. Объясните написание по образцу |
Иван – имя Петрович – отч. Сидоров – фам. Грузия – геогр. н. река Нева – геогр. н. пес Филька |
3 |
Перенос слов. Запомните! 1. Переносите слова по слогам. 2. Нельзя оставлять или 3. Нельзя отрывать букву Й, а (конь-ки, лей-ка, подъ-езд). 4. При переносе слов с двойными 5. Особого внимания требует перенос на (при-крыть, про-спать, НО НЕ прик-рыть, |
Напишите слово правильно, Подчеркните, выделите гласные Напишите все случаи переноса |
про/пус/тил про-пустил пропус-тил |
4 |
Если |
Напишите слово |
пло/щад/ка |
5 |
Гласные И, А, У после шипящих. Запомните: Жи-ши Ча-ща Чу-щу |
Напишите слово |
машина широкий чаща щука чугун |
6 |
Сочетания Запомните: ЧК-ЧН НЧ-НЩ (пишите |
Напишите |
банщик диванчик одуванчик |
Продолжение
табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Проверяемые Запомните! Безударные Для подобрать |
Подберите Напишите |
мост – мОсты красный – крАсиво кормит – кОрмушка |
8 |
Проверяемые (п/с). Запомните! Парные |
Подберите |
морозы, морозный – мороЗ глаза, глазной – глаЗки резок – реЗкий |
хие согласные б-п, д-т, в-ф, |
Напишите правильно слово с п/с. |
||
9 |
Непроизносимые согласные в корне Измените слово или подберите Запомните! Букву Т – писать напрасно! Чудесно – чудеса Прекрасно – краса Ужасно – ужасы Опасно – опасен Вкусно – вкусы Интересно – интересы |
Подберите и запишите проверочное Напишите правильно слово с н/с. |
звезда звездочка звезДный |
10 |
Непроверяемые орфограммы в корне Непроверяемые гласные и |
Напишите слово правильно. Выделите |
мороз морозный морозец (город, |
11 |
Двойные Две А. |
А. Запишите (выделите |
А. группа ванна |
Б. |
Б. Запишите |
Б. рассказ оттолкнуть |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
В. |
В. |
В. ранняя осенний |
|
Г. |
Г. Запишите |
Г. клюквенный |
|
12 |
Мягкий знак (ь) – показатель мягкости согласных. Пишется · на конце слова (конь) · в середине слова между согласными (коньки) |
Напишите Обозначьте |
конь морковь девять коньки мальчик пальцы |
13 |
Ь — разделительный. Пишется в корне слова после |
Напишите слово правильно. Выделите ь. Обозначьте стрелкой или подчеркните |
вьюга листья платье |
14 |
Разделительный твердый знак (Ъ). Запомните! Пишется после приставок, которые заканчиваются на согласную, перед гласными в корне Е, Е, Ю, Я. согл. Ъ е, е, ю, я Исключения: объект, субъект, |
Напишите слово правильно. Выделите приставку и Ъ. Подчеркните согласную в приставке и |
съезд объем объявление |
15 |
Ь – на конце имен существительных после На конце имен существительных ж. р. в и. |
Определите род имени существительного. Объясните графически |
дочь – ж. р. печь – ж. р. луч – м. р. мяч – м. р. |
16 |
Ь — после шипящих во 2-м л. ед. ч. На конце глаголов 2-го л. ед. ч. в форме |
Выпишите глагол. Выделите окончание. |
шишешь – гл., наст. вр., ед. ч., 2л. решаешь, пишешь |
17 |
Раздельное написание предлогов с другими Предлоги со словами пишутся раздельно, так как Между предлогом и словом можно поставить Перед местоимениями 3 лица после Перед глаголами предлоги не пишутся |
Выпишите слово с предлогом. Докажите |
Сосна росла У (какого?) берега, у крутого берега. Ко V мне С V ними |
II. Последовательность
работы над пунктуационными ошибками.
1. Выпишите все
предложение, в котором была допущена ошибка, подчеркните пунктограмму.
Повторите пунктуационное правило.
2. Составьте схему предложения (или подчеркните
грамматическую основу).
3. Приведите один-два
примера на данное слово.
№ п/п |
Характер орфограммы (правило) |
Как исправить |
Пример |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Точка, Предложение |
Выпишите предложение. Поставьте в конце предложения нужный знак. Объясните по |
Наступило (повествовательное, |
2 |
Разбор предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Подлежащее обозначает, о ком или Сказуемое обозначает, что Остальные члены называются второстепенными: определение, обстоятельство |
Выпишите предложение. Подчеркните Выпишите из предложения все |
Седые туманы плывут к облакам. Туманы (какие?) седые. Плывут (куда?) к облакам |
3 |
Однородные члены предложения – несколько членов предложения 1) если между ними нет союзов; 2) если между ними есть союзы А, 3) если союзы И, ИЛИ повторяются. Запятая не ставится: если между ними один раз употребляется |
Выпишите Подчеркните Вспомните о знаках препинания между |
Наш народ любит
|
III. Ошибки в разборе слова по
составу.
Ошибки (правила) |
Как исправить |
Пример |
1 |
2 |
3 |
Состав слова. Если неправильно разобрано слово Запомните! Слова, которые имеют общую (одинаковую) Запомните! В корнях родственных слов Окончание – изменяемая часть слова, Приставка – это часть слова, которая Суффикс – это часть слова, которая |
Напишите слово. Разберите по составу, пользуясь планом. ПЛАН 1. Выясните смысл слова. 2. Определите часть речи. 3. Выделите окончание. Докажите 4. Выделите корень. Докажите (подберите два родственных слова). 5. Выделите приставку (она стоит 6. Выделите суффикс (он стоит после |
Поездка. Ездить, проезд Радостный. Рад, радовался |
IV. Ошибки в изложении или
сочинении.
Характер ошибок |
Как исправить |
Пример |
1 |
2 |
3 |
П – повтор слова |
Замените повторяющееся слово. Запишите предложение с новым словом |
Ваня увидел собаку и испугался. Ваня Он закрыл руками лицо и заплакал. Мальчик закрыл руками лицо и заплакал |
Н – неудачное |
Замените Запишите |
Холодный Холодный осенний ветер срывал листья и уносил их |
V – пропуск |
Подумайте, предложение, |
Жили-были Жили-были |
Г – нет в конце |
Подумайте, |
Наступило (повествовательное, невосклицательное) |
Z – красная |
Разделите текст |
|
1, неудачный |
Прочитайте Запишите |
Ученики |
Работа над ошибками, или
По секрету всему свету (короткий вариант)
Сцена 1. В гостях у Царя.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Царь, Первый Гонец,
Второй Гонец, Желание.
На сцене слева стоит трон,
справа – ширма, за ней – парта, стул. За партой сидит Ваня. Зрители пока не
видят Ваню.
Звучит музыка (1):
Вступление. На сцене появляется гномик Вася.
Гномик Вася. Здравствуйте! Это я, Гномик Вася, из гимназического
научного общества малышей лицея №9.
Некогда в тридевятом царстве,
В дружном школьном государстве
Жил-был славный мудрый царь,
Справедливый государь.
На сцене появляется Царь,
подходит к трону, садится.
Долго он страною правил,
Всех учиться он заставил.
И однажды захотел
Подвести итог всех дел.
И во все страны концы
Были посланы гонцы:
Разузнать и доложить,
Хорошо ль в стране той жить.
Прибежал один гонец.
На сцену выбегает Первый
Гонец.
Первый Гонец.
Что я видел, царь-отец!
Много знаний в царстве есть,
И чудес на нем не счесть.
Русский дети обожают,
С интересом изучают.
Гномик Вася.
Тут вбежал другой гонец.
Второй Гонец.
Батюшка, наш царь-отец!
Подтвердить бы это рад,
Да беда пришла в наш град.
Ученик вот объявился,
Он учиться разленился.
Ваней мальчика зовут.
Что с ним делать, не поймут.
Второй Гонец отодвигает ширму. За партой сидит мальчик
Ваня.
Гномик Вася.
Царь подумал и сказал…
Царь. Будем Ване помогать.
Надо к нам его позвать.
Царь проводит рукой(2)
Гномик Вася, Первый Гонец и Второй Гонец убирают ширму. Гонцы уходят со сцены.
Ваня оказывается в тридевятом царстве. С удивлением смотрит по сторонам.
Царь (весело). Ну, здравствуй, здравствуй, Ваня. Наслышан
я о тебе. Рассказывай, да все, без утайки!
Ваня (грустно). Надоело мне учиться, сложно и не весело
совсем.
Царь. И чего же ты хочешь?
Ваня. Есть у меня одно заветное желание.
Только сам я его никак не могу исполнить. Может, вы поможете мне?
Царь (с лукавой улыбкой). Помогу, конечно! В нашей стране все
желания легко исполняются! Ну-ка, Гномик Вася, открывай наш волшебный ларец со
свежими желаниями! Да, чуть было Не забыл. Есть одно условие.
Гномик Вася приводит Ванино
Желание (Желание накрыто покрывалом).
Ваня. Какое условие?
Царь. Насколько грамотно ты напишешь свое
желание на волшебной доске, такой результат и получишь!
Ваня. Да это проще простого! Давайте сюда свою
волшебную доску.
Гномик Вася дает Ване ручку.
Ваня, произнося вслух, пишет. На сцене снова появляются гонцы и постепенно –
по мере того, как Ваня пишет свое желание – снимают покрывало с Желания.
Сначала появляется искривленное лицо. Затем скрюченное, замотанное толстой
веревкой туловище. (Веревка может быть связана из нескольких разноцветных
кусков, с большими узлами, под веревкой – разноцветные лохмотья; на лице –
слезы и грязь, волосы взъерошены.)
Пока Ваня пишет, Гномик Вася
в ужасе хватается за голову. Царь все это время спокоен и весел. Он
одобрительно кивает головой, хорошо понимая происходящее. Он знает обо всем,
что ждет Ваню, и хочет (как мудрый учитель), чтобы Ваня на собственном опыте
понял свои ошибки
Ваня. Не хочу учиться, а хочу веселиться:
каникулы круглый год, перемена весь день.
На волшебной доске написано
так: «нихачю учица ахачю висилица коникулы круглый гот пиримена вез ден».
Пока Ваня пишет, Желание
стонет, корчит гримасы, корежится и наклоняется то в одну, то в другую
сторону.
Желание (завывая и плача). Не бу-у-у-удееем учи-и-и-ить-ся,
бу-у-у-удем весели-и-и-иться, Ва-а-а-анечка! Желание цепляется за Ванину руку и
виснет на ней.
Ваня (Царю, разочарованно). Разве это
мое желание? Я другое загадывал! Как же я с ним могу веселиться?
Царь. Я тебя предупреждал! Что напишешь, то и
получишь. Но не печалься, Ваня. Если ты совершишь путешествие по моей стране,
то сумеешь исправить все ошибки. Тогда твое желание исполнится так, как ты и
хотел.
Ваня (решительно). Я эту кашу заварил,
мне и расхлебывать! Я готов спасать свое желание!
Царь. Будь по-твоему, отправляю тебя в
путешествие по моему царству! А Гномик Вася будет помогать тебе!
Звучит музыка (3):
«Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Царь уходит. Гонцы убирают
трон.
Сцена 2. В Фонетике.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Гласная,
Согласный.
На сцене Ваня, Желание,
Гномик Вася.
Желание все время стонет,
охает, висит у Вани на руке.
Ваня. И куда же мы идем?
Гномик Вася. В Фонетику, там помогут тебе найти
ошибки.
Ваня. А кто живет в Фонетике?
Гномик Вася. Звуки.
Ваня. Эй, звуки, я пришел. Выходите, академики!
Гномик Вася. Ничего не получится. Их не видно, их можно
только услышать. Правда, есть одно заклинание.
Желание. Дава-а-а-а-ай, дава-а-а-а-ай
колду-у-у-у-уй!
Гномик Вася. Транскрипцией нарядись, звук явись!
Звучит музыка (2). На
сцене появляются звуки Гласная (девочка в красном плаще) и Согласный (мальчик в
сине-зеленом плаще).
Ваня (показывает на стонущее Желание и
грустно говорит). Нам бы ошибки найти да исправить мое Желание, помочь
бедолаге.
Согласный. Это легко. Мы можем подсказать тебе, что
делать!
Гласная. Поставь ударение.
Желание. Ва-а-а-анечка, выруча-а-ай!
Ваня (старательно, с состраданием глядя на
Желание). Да, конечно, конечно! Ударение я умею ставить.
Ваня расставляет ударение.
Желание облегченно вздыхает. Одна вежа на шее у него ослабевает, и ему удается
ее снять.
Гласная. Ваня, подчеркни все безударные гласные,
там возможны ошибки.
Ваня подчеркивает зеленым
цветом все безударные гласные.
Согласный. Ай-яй-яй! Сочетания чу и щу пишем только
с буквой у!
Ваня. Как же я забыл? (Исправляет, Желание
немного выпрямляется.)
Согласный. Здесь не хватает буквы – показателя мягкости
согласных. У нас такой нет. Отправляйся в Графику.
Ребята благодарят Согласного
и Гласную. Согласный и Гласная машут Ване и уходят.
Желание. Бежи-и-им, Ва-а-аня, а то я все
скуко-о-о-ожен-ное.
Звучит музыка (3):
«Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Ваня, Желание и Гномик Вася
бегут, делая круг по сцене.
Сцена 3. В Графике.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Каллиграф-Кал-
лиграфыч.
Гномик Вася. Вот мы уже и на месте!
Все останавливаются. На сцену
выходит Каллиграф-Каллиграфыч.
Каллиграф-Каллиграфыч. Чего изволите, уважаемые?
Гномик Вася. Здравствуйте, дорогой Каллиграф-Каллиграфыч.
Вот, привел к вам ученика. Надо ему спасти своего друга. Помогите нам исправить
ошибки!
Каллиграф-Каллиграфыч.Какая
буква тебе нужна?
Ваня. Мягкий знак. Мне надо обозначить
мягкость согласных.
Каллиграф-Каллиграфыч. Эта буква называется «ерь».
Звучит музыка (4):
«Утренняя гимнастика» (В. Высоцкий).
(Все
поют)
Желание. До-о-о-олго еще? О-о-о-очень у-у-уж
тяжело щне таким скрюченным ходи-и-ить, Ва-а-аня!
Гномик Вася. Быстро сказка сказывается, да не быстро
дело делается. Идем в Морфологию. Надо узнать, в каких частях речи ты допустил
ошибки.
Ребята благодарят.
Каллиграф-Каллиграфыч прощается и уходит.
Сцена 4. В Морфологии.
Действующие лица: Гномик
Вася, Ваня, Желание, Участковый Морфологин, Полицейские.(5) Ваши
документики….. !
В а н я. Я Ваня.
Участковый Морфологин. А этот несчастный кто?
Ваня. Мое желание. Мне спасти его надо. Узнать, какие части речи
я написал на волшебной доске.
Участковый Морфологин. Вы попали по точному адресу. Я главный
специалист по частям речи- Участковый Морфологин.
Полицейский 1-й (четко чеканя слова). Итак,
приметы имени существительного: это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на
вопросы «кто?» и «что?», вот так!
Ваня. Нашел! Что? Каникулы, год, перемена,
день.
Полицейский 2-й. Имя прилагательное – это самостоятельная
часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какой?»,
вот так!
Ваня. И это нашел! Какой? Круглый!
Полицейский 3-й. Глагол – это самостоятельная часть речи,
которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать?», вот
так!
Ваня. Что делать? Учиться, веселиться.
Участковый Морфологин. Ты слышишь, что в вопросе? Что делать?
Вот и пиши «-ться». (Ваня исправляет.) Это ведь не «виселица», это не
существительное. Глагол на -ца не может оканчиваться!
Полицейский 1-й. Товарищ участковый, мы обнаружили частицу
не, а она пишется раздельно.
Союз а – служебная
часть речи, необходимая для связи слов в предложении, пишется раздельно.
Ваня. А «везь» – это какая часть речи?
Полицейский
2-й. Нет такого слова. Мы
знаем местоимение «весь»: вся, всю, всё.
Звучит музыка (3):
«Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова).
Ваня, Желание и Гномик Вася
проходят круг по сцене.
Гномик Вася. Спешим в Морфемику, разберем слова
по составу.
Сцена 5. В Морфемике.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Дизайнеры- Строители.
Ваня. Время не терпит! Моему другу плохо из-за
моей лени и неграмотности! Помогите мне разобрать
слова на запчасти!
Дизайнер-Строитель 1-й. Не на запчасти, а на значимые части.
При помощи нас, слово-строителей,
мы переделаем эту фразу в более красивую и элегантную.
Дизайнер-Строитель 2-й. Выделяем окончания:-у, -ть, -у, -ть,
-ы, -ый, -а.
Дизайнер-Строитель 1-й. Теперь корень (одновременно выделяет):
захочу, неуч, веселящийся, каникулярный, кругленький, менять.
Дизайнер-Строитель 2-й. Суффикс-и-, постфикс-ся.
Ребята благодарят Дизайнеров-Строителей. Дизайнер-Строитель 1-й
указывает ребятам путь и потом машет рукой, прощаясь.
Звучит музыка (3): «Ничего
на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова). Ваня, Желание и Гномик Вася проходят
круг по сцене. Вдруг Ваня останавливается и устало садится на стул.
Ваня. Сил больше нет!
Желание. Ой-ёй-ё-ёй, что же нам де-е-е-елать,
Ва-а-а-анечка?
Сцена 6. В Орфографии.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Старичок
Орфограф.
Музыка(3).
На сцене появляется Старичок
Орфограф.
Запомни, Ваня, слабые позиции
в корне проверяются проверочными словами: хочешь, весело, веселый, годы.
Ваня (обращается к Гномику Васе растерянно). Слово «каникулы» не можем проверить…
Гномик Вася. Надо спросить у Старичка Орфографа. Он
знает этимологию слов.
Ваня. Уважаемый! Достопочтенный Старичок
Орфограф, подскажите нам, пожалуйста, как проверить слово «каникулы» и узнать,
откуда оно произошло.
Старичок Орфограф. «Каникулы» – от латинского слова cans – «собака». Детей распускали из школы в жаркое время года, когда
на небе появлялось созвездие Пса. Какие слова еще вам трудно проверить?
Ваня. Слово «погода».
Старичок Орфограф. Кстати, «погода» – тоже словарное слово,его
нужно запомнить.Дети поют строчки из песни «Полгода плохая погода…»
Орфограф:А если в плохую
погоду станцевать,то она покажется не такой уж плохой.(7)
В а н я. Интересно у вас тут! Кажется, теперь я
начинаю понимать, чего я хочу на самом деле. Хочу весело и интересно учиться!
Желание (облегченно, потягиваясь и снимая часть
веревок).
Ах, Ванечка, как же мне
хорошо сейчас стало!
Гномик Вася.
Молодец, Ваня!
Если не будешь лениться,
А будешь весело учиться,
То быстро и легко тогда
Умчится всякая беда!
Но не останавливайся на
достигнутом. Ты еще не все свои ошибки исправил.
Желание (жалобно, вспомнив про остальные
веревки, которые еще не сняты). Да у-у-уж, ты постарайся, Ванечка!
Ваня (удивленно). Неужели еще не все
исправил?
Гномик Вася. А теперь отправимся в Синтаксис и
Пунктуацию.
Ребята благодарят Старичка
Орфографа. Старичок Орфограф машет ребятам рукой и уходит со сцены.
Звучит музыка (3):
«Ничего на свете лучше нету» (муз. Г. Гладкова).
Сцена 7. В Синтаксисе и Пунктуации.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Знаки Препинания.
Желание (грустно). Да, судя по моему виду, не скоро нам еще
до моего полного освобождения!
Ваня (устало и грустно). Прости меня,
мой друг Желание! Я не знал…
Желание. Что твоя лень и безграмотность…
Ваня. Может причинить столько страдания мне и
другим.
На сцену выходят Знаки
Препинания.
Знаки Препинания. Здравствуйте!
Ваня. Помогите нам!
Знаки Препинания исправляют ошибки.
Точка. Ваня, запомни! Начало предложения пишется
с большой буквы. А в конце предложения ставится точка, или вопросительный знак,
или восклицательный знак!
Запятая. Не забудь, перед союзом а ставится
запятая!
Участники спектакля танцуют.
(6) Постепенно Желание преображается:
снимает оставшиеся веревки, маску и тоже танцует.
Сцена 8. Встреча
с Царем. Выводы Вани.
Действующие лица: Гномик Вася, Ваня, Желание, Царь и
остальные участники спектакля.
(8)На сцену выходит Царь, собираются
остальные участники спектакля. Все радостно смотрят на Ваню. На сцене
появляются гонцы.
Первый-Гонец.
Рад великий мудрый царь,
Школограда государь.
Второй Гонец.
Рада вся его страна. Та, что
знаниями полна!
Ваня. Как же много я понял за это путешествие!
Гномик Вася. Что же ты понял, Ваня?
Ваня. Теперь я хочу учиться! Я знаю, что это
будет весело и интересно. Потому что я сам так хочу и выбираю!
Царь. Ваня, посмотри, как теперь преобразилось
твое Желание, как оно засияло! С такими грамотными, осознанными желаниями ты
много хорошего можешь сделать людям.
Желание. Так вот какой путь надо было проделать,
чтобы осознать и исправить все твои ошибки!
Царь. Это путь длиной в четыре года, Ваня. А
впереди еще много трудных слов, много лет учебы.
Царь. Но ты, Ваня, молодец! За твое старание мы
тебя награждаем медалью. . И скажу тебе по секрету…
Царь (продолжает). Эта медаль волшебная. Если ты будешь терпеливым
и трудолюбивым, то она станет настоящей – золотой!
Русский
язык (Амина Агаметова)
Я
люблю свой родной язык!
Он понятен
для всех,
Он
певуч.
Он,как
русский народ,многолик,
Как
держава наша,могуч.
Хочешь
– песни,гимны пиши,
Хочешь,выскажи
боль души.
Будто
хлеб ржаной,он пахуч,
Будто
плоть земная,живуч.
На
совете
За
круглым столом
Разговаривайте
на нем.
Недвусмысленный
и прямой,
Он
подобен правде самой.
Исправь ошибки в подборе проверочных слов. Сделай работу над ошибками в тетради. Был ( повис ) висенний день. Сильно ( грива ) пригривало солнце . ( задира ) Диревья ( висит 0 весило ( кочка ) кочали ( вить ) витвями. На ( вирус ) вирхушку старой липы ( лители ) прилетели два ( квакать ) скварца и ( начинка ) начили ( весть ) свестеть. Проверь себя : большинство неправильно подобранных слов не являются родственными .
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.